Характеристика дуси из рассказа станционный смотритель

Подборка по базе: русская литература6 класстема рождества в литературеобразы ок, искусство пейзажной зарисовки присутствует практически в каждом , в произведении

Подборка по базе: Русская литература_6 класс_Тема Рождества в литературе_Образы Ок, Искусство пейзажной зарисовки присутствует практически в каждом , В произведении Александра Куприна.docx, «Один день Ивана Денисовича» краткое содержание повести Александ, Мой Анализ произведений для чтения.docx, Мой Анализ произведений для чтения.docx, Повести Белкина.pptx, Анализ исходного текста Тургенев поднимаем в своём произведении , Повести Белкина.pptx


О произведении

«Повести Белкина» — первое завершённое прозаическое произведение Пушкина. Все повести написаны в селе Большое Болдино осенью 1830 года.

Иван Петрович Белкин — персонаж, вымышленный Пушкиным. Это молодой помещик, занимавшийся на досуге сочинительством и умерший в 1828 году. Он сочинил 5 повестей. Его краткая биография описывается в предисловии к книге.

Пушкин писал каждую повесть в том или ином существующем к тому времени направлении в русской литературе:

  • «Выстрел» — реализм;
  • «Метель», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка» — сентиментализм;
  • «Гробовщик» — содержит элементы готической повести.

Гробовщик

Повесть закончена 9 сентября 1830 года в селе Большое Болдино, где увидели свет и остальные повести из цикла «Белкина», через неделю после приезда Пушкина в город. Это была первая повесть из пяти написанных. Образ гробовщика взят с реального человека: на Большой Никитской, напротив дома невесты Пушкина действительно существовала лавка гробовщика Адриана.
Повесть «Гробовщик» условно можно разделить на две части: первая повествует о переезде гробовщика, знакомстве с соседом и праздновании его серебряной свадьбы.

Вторая часть – сны гробовщика. Первый, о смерти и погребении купчихи Трюхиной, очень реалистичен.

Во втором же сне к гробовщику приходят все похороненные им (и обманутые) мертвецы. От смерти его спасает только пробуждение. В конце всё заканчивается тем же, чем и начиналось – семейными хлопотами. Все мистические предупреждения забыты.

Выстрел

«Выстрел» — повесть Александра Сергеевича Пушкина из цикла «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», написанная в 1830 и изданная в 1831 году.

Рассказ относится к литературному направлению реализм и повествует об истории дуэли отставного гусара Сильвио и графа Б***. Повесть состоит из двух разделов, в первом рассказчик узнает начало истории от Сильвио, во втором – ее завершение от графа.
Интересно, что первая глава повести носит автобиографический характер, так как содержит элементы дуэли Пушкина с офицером Зубовым, произошедшей в июне 1822 года в Кишиневе. Историк Пётр Бартенев, описывая эти события и ссылаясь на очевидцев, писал, что Пушкин явился с черешнями и завтракал ими, пока Зубов стрелял первым. После того, как Зубов промахнулся, Пушкин ушёл не стреляя.

Станционный смотритель

Пожалуй, самой печальной из всех историй А.С. Пушкина в этом цикле можно назвать повесть «Станционный смотритель». История бедной девушки, соблазненной дворянином – традиционный сюжет прежде всего в западноевропейской прозе, но хорошо знакомый и русскому читателю. В повести «Станционный смотритель» рассказывается о судьбе мелкого чиновника — станционного смотрителя Самсона Вырина. С первых же строк своего повествования Пушкин выступает как писатель-гуманист, возмущающийся бесправным положением низшего сословия.
Все персонажи повести сложны, среди них нет ни безупречных, незаслуженно гонимых жертв, ни корыстных и черствых гонителей. Драма разлуки отца и дочери — не следствие злого умысла, а результат общественного уклада, сословной иерархии. При этом, один из основных мотивов «Станционного смотрителя» — разобщенность близких людей.

Барышня-крестьянка

Повесть из цикла «Повестей Белкина», законченная 20 сентября 1830. В соседское имение приезжает молодой барин Алексей. Лиза, дочь помещика, хочет познакомиться с красавцем. Девушка, зная о том, что молодой барин любит по утрам объезжать лес, переодевается в крестьянское платье и рано утром, прихватив лукошко, идёт в лес…
Идея повести – в стремлении человека быть выше предрассудков, отстаивая свое право на счастье. Достаточно переступить через условности, чтобы стать счастливым. Судьба героев по счастливой случайности сложилась благополучно, а конец ознаменован торжеством вечных ценностей: любви, семьи и дружбы.

Смысл, заложенный А. С. Пушкиным, заключается в утверждении вечных ценностей и в критике сословных предрассудков. Именно социальные барьеры препятствуют счастью.

Метель

«Метель» —произведение из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» Александра Пушкина. Развивая мотив судьбы и предопределения в жизни человека, автор в повести «Метель» создает образы заурядных людей и показывает, как причудливо может сложиться жизнь, если вмешается необъяснимый рок.
Герои повести влюблены друг в друга. Родители девушки препятствуют браку, и молодые люди решают бежать и тайно венчаться. Все спланировано и рассчитано: верные слуги готовы помочь, друзья жениха соглашаются стать свидетелями, батюшка готов венчать. Но судьба рассудила по-своему. Поднялась метель, закружила в поле жениха, и он опоздал на собственную свадьбу. И эта же метель привела к деревенской церкви проезжего офицера Бурмина, который скуки ради и оказался под венцом с незнакомой барышней.

Вывод

Идея цикла в том, что автор показал все этажи русского общества, снизу до верху. Здесь всё изложено сжато и просто, нет ни одного лишнего слова. Пушкин не объясняет поступки своих героев, тем более не пускается в пространные объяснения мотивов их действий. Тем не менее, читатель прекрасно понимает мотивы поступков его героев, с их достоинствами и недостатками. Персонажи повестей не являются яркими индивидуальностями, как большинство пушкинских героев. Они типичные представители своей среды. На первом плане у них бытовая сторона. Но пушкинское построение рассказа, развитие сюжета, кульминация и счастливая развязка держат интерес читателя на протяжении всего повествования.


ПОДЕЛИТЬСЯ

Готовый банк аргументов по русскому языку 11 класс для подготовки к ЕГЭ 2021 для выполнения задания №27 написание сочинения по прочитанному тексту.

Банк аргументов №1 ЕГЭ 2021 по русскому: скачать

Банк аргументов №2 ЕГЭ 2021 по русскому: скачать

Банк аргументов №1 по русскому языку 11 класс ЕГЭ 2021 смотреть онлайн:

Банк аргументов №2 по русскому языку 11 класс ЕГЭ 2021 смотреть онлайн:

Восприятие человеком природы как живой материи (влияние природы на душу человека)

«Слово о полку Игореве». Вся природа в «Слове» наделяется автором человеческими чувствами, способностью различать добро и зло. Она предупреждает русских о несчастьях, переживает с ними горе и радости. Природа помогает Игорю в его бегстве из плена, у неё ищет сочувствия и помощи Ярославна. Между природой и человеком стираются границы. Люди постоянно сравниваются с птицами и зверями. Игорь вступает в разговор с Донцом, Ярославна ищет сочувствия и помощи у ветра, солнца и Днепра. Трудно назвать другое произведение, в котором события жизни людей и изменения в природе были бы так тесно слиты.

А.П. Чехов «Степь». Егорушка, мальчик 9-ти лет, пораженный красотой степи, очеловечивает её и превращает в своего двойника: ему кажется, что степное пространство способно и страдать, и радоваться, и тосковать. Его переживания и мысли становятся не по-детски серьезными, философскими.

Л.Н.Толстой «Война и мир». Окружающая природа может изменить человека, сделать его счастливым. Она может воздействовать на характер человека, поменять его мировоззрение, стать участником духовного поиска людей. Такова роль природы в романе Л.Н Толстого «Война и мир». Именно она помогает Андрею Болконскому, одному из её главных героев, переосмыслить свою жизнь. Болконский стремится к славе, без которой, по его мнению, жить не может. В день Аустерлицкого сражения Андрей во время паники на глазах М. Кутузова увлёк в атаку целый батальон. Но героя Толстого ранят. Рушатся все его честолюбивые планы. И только теперь, когда он такой беспомощный и покинутый всеми лежит на поле, он обратил свой внимание на небо, и оно вызвало в нём искреннее и глубокое потрясение: «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Всё пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Болконский по-другому посмотрел на своё прошлое. Он понял, что отнюдь не слава является главным стимулом человеческой деятельности, что существуют более возвышенные идеалы.

В. Астафьев «Царь-рыба». Рыбак Игнатьич, всю жизнь ловивший рыбу и умеющий делать это как нельзя лучше, возомнил себя царём природы. Поймав на крючок огромную рыбу, он не в силах справиться с ней. Для того, чтобы избежать гибели, он вынужден отпустить ее на свободу. Встреча с рыбой, символизирующей нравственное начало в природе, заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни. Значит, не человек творит природу, а природа властвует над человеком. Он она не так беспощадна, она даёт шанс человеку исправиться, ждёт покаяния.

Постижение прекрасного в природе

Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями». Озорного, непоседливого Селюжонка однажды в пионерском лагере разбудили соловьи. Рассердившись, с камнем в руке, он решает расправиться с птицами, но замирает, завороженный пением соловья. Что- то стронулось в душе мальчика, ему захотелось увидеть, а потом и изобразить лесного волшебника. И пусть вылепленная им из пластилина птица даже отдаленно не напоминает соловья, Селюжонок испытал животворящую силу искусства. Когда соловей снова разбудил его, он поднял с кроватей всех ребят, чтобы те тоже услышали волшебные трели. Автор утверждает, что постижение красоты в природе ведет к постижению красоты в искусстве, в себе.

Необходимость бережного отношения к природе

Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы». Герой стихотворения во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирая их в лодку, вылечивает двух заболевших зверьков. Лес для него — родная стихия, и он переживает за всех его обитателей. Стихотворение даёт детям урок любви к природе, любви бережной и разумной.

И.С.Тургенев «Отцы и дети». Люди часто забывают о том, что природа — их родной и единственный дом, требующий бережного отношения к себе. Главный герой романа «Отцы и дети» Евгений Базаров известен своей категоричной позицией: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Именно таким автор видит в нем «нового» человека: он равнодушен к накопленным предыдущими поколениями ценностям, живет настоящим и пользуется всем, что ему нужно, не задумываясь о том, к каким последствиям это может привести. Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает её как мастерскую, а человека — как работника. Аркадий, друг Базарова, напротив, относится к ней со всем присущем молодой душе восхищением. В романе каждый герой проходит проверку природой. Аркадию общение с окружающим миром помогает залечить душевные раны, для него это единение естественно и приятно. Базаров же, напротив, не стремится к контакту с ней — когда Базарову было плохо, он «шел в лес и ломал ветки». Она не дарит ему ни желанного успокоения, ни душевного равновесия.

Любовь к природе

С.Есенин. Одной из центральных тем лирики ярчайшего поэта XX века С.Есенина является природа родного края. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» поэт отказывается от рая ради родины, стая её выше вечного блаженства, которое он, судя по другой лирике, обретает лишь на русской земле. Таким образом, чувства патриотизма и любви к природе тесно переплетаются.

Устное народное творчество. Недаром в русских народных сказках часто прославляется любовь к природе и всему живому. Увидит странник выпавшего птенца — положит его в гнездо, попадет птица в силки — он ее освободит, выбросит волной рыбу на берег — он отпустит ее обратно в воду. Не искать выгоды, не губить, а помогать, любить, спасать, беречь — этому учит народная мудрость.

Проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения к миру природы

В.Распутин «Прощание с Матёрой». Бездумная деятельность человека на протяжении веков разрушила среду обитания, но двадцатый век явился временем экологических катастроф. И писатели не могут остаться в стороне от решения этой насущной проблемы. На протяжении уже многих лет в своих художественных и публицистических произведениях Ч.Айтматов («Плаха», «И дольше века длится день»), В Распутин («Прощание с Матёрой», «Пожар»), В.Астафьев («Царь-рыба») пытаются обратить внимание общества на экологическую обстановку в стране. Маленький эпизод из жизни острова на Ангаре предстаёт перед нами в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой». Мы узнаём, что в результате строительства мощной ГЭС деревня Матёра, расположенная на острове с тем же названием, должна уйти под воду. Человек вступает в единоборство с природой. Чтобы не гнили в море деревья и дома, их сжигают. Но ничего не могут сделать люди с мощным деревом, которое называют жители острова «царским лиственем». Символом непобедимой материприроды становится вековая лиственница, которую не могут победить люди, вооружённые огнём и мощной техникой. Творя расправу над природой, говорит Распутин, люди уничтожают самих себя: память, нравственность, душу.

В.Распутин «Пожар». Мы подошли к такому рубежу, когда политический и экономический кризисы могут стать погребальным звоном нашей планете. Единственным шансом выживания становится совесть человеческая. Без корней, без истории, без культуры, без сохранения природы наше поколение обрекает себя на вымирание. А истребляя всё вокруг, мы оставляем в своей душе нравственную пустоту. Об этом говорит писатель В. Распутин в повестях «Прощание с Матёрой» и «Пожар». Главным героем повести «Пожар» является Иван Петрович Егоров – гражданин-законник, как его называют архаровцы. Так автор окрестил беспечных, нетрудолюбивых людей. Во время пожара они и ведут себя соответственно своему обычному житейскому поведению: «Все тащат!». Ивану Петровичу невыносимо ощущать свою беспомощность перед этими людьми. Но беспорядок царит не только вокруг, но и в его душе. Герой осознает, что «у человека в жизни четыре подпорки: дом с семьей, работа, люди и земля, на которой стоит твой дом. Захромает какая-нибудь — весь свет в наклон». В данном случае не выдержала земля. Уничтожающий огонь у Распутина не только стихия, но и художественный образ. Я думаю, что это опаленная память. Пожара не избежать там, где потеряно чувство прекрасного, где укоренилось потребительское отношение к природе, где забыто, что значит жить по совести. И слово писателя предостерегает всех нас, так как на планете, подобно раковой опухоли, разрастаются зоны экологического бедствия.

В. Астафьев «Царь-рыба». Природа жива и одухотворена, наделена нравственно-карающей силой, она способна не только защищаться, но и нести возмездие. Иллюстрацией карающей силы служит судьба Гоши Герцева. Этот герой несет наказание за высокомерный цинизм по отношению к людям и к природе. Карающая сила распространяется не только на отдельных героев. Нарушение равновесия несет угрозу всему человечеству, если оно не образумится в своей намеренной или вынужденной жестокости.

Природа – союзник человека

В.Быков «Пойти и не вернуться». Зачастую писатели изображают в своих произведениях картины природы не для того, чтобы они служили фоном происходящего, а чтобы были полноправными участниками событий, сопровождали героев, предостерегая, спасая их от беды. В повести В. Быкова «Пойти и не вернуться» природа неоднократно выручает главную героиню в трудную минуту. Идя на задание и попав в снегопад, Зоська Норейко со страхом замечает, что заблудилась в «этом бесконечном болоте». Девушка еще не догадывается, что природа — ее союзник, она согреет и приютит, как это получилось со стожком, в котором промокшая в ручье Зоська обогрелась и обсохла. Писатель старается показать, что если человек слит с родной природой, то он из этого источника черпает свои душевные силы. Попав под обстрел немцев, раненная в голову, Зоська спасается в роще, в полной мере находясь под защитой кустов и деревьев. Почему-то вспомнилось главной героине волшебное дерево из детской сказки, всегда помогающее героям. Оно и теперь укрывает Зоську, дает ей возможность собраться с силами, выжить, добраться до своих. Большой мастер слова В. Быков доказал, что надо бояться людей, а природа всегда окажется рядом, поможет, даст душевные силы.

Человек и природа – единое целое

Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей». Человек и природа – единое целое. Все мы порождение природы, её часть. Об этом пишет Борис Васильев в романе «Не стреляйте в белых лебедей». Главный герой произведения Егор Полушкин беспредельно любит природу, все то, что его окружает. Работает он всегда на совесть, живет смирно, а всегда виноватым оказывается. Причиной этому то, что не мог Егор нарушить гармонию природы, боялся вторгаться в живой мир. Герой понимал природу, и она понимала его. Только Полушкин да и его сын Колька могли «собак самых злющих в два слова утихомирить». Только он умел «слышать и понимать тишину», видеть красоту «отдыхающей природы, ее сон», и единственное, что ему хотелось, так это «зачерпнуть ладонями эту нетронутую красоту и бережно, не замутив и не расплескав, принести ее людям». Но люди не понимали его и считали не приспособленным к жизни. А Егор призывал беречь и уважать родную землю. «Никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это — царем-то зваться. Сын он ее, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку». В конце романа Егор погибает от рук тех, кто не понимает красоту природы, кто привык только покорять ее. Но подрастает сын Полушкина, Колька, который, будем надеяться, сможет заменить своего отца. Станет любить и уважать родную землю, беречь ее.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Тесная эмоциональная связь человека и природы прослеживается в романе Лермонтова «Герой нашего времени». События жизни главного персонажа Григория Печорина сопровождаются измнением состояния природы сообразно переменам его настроения. Так, рассматривая сцену дуэли, очевидна градация состояний окружающего мира и чувств Печорина. Если перед дуэлью небо кажется ему «свежим и голубым», а солнце «ярко сияющим», то после дуэли, смотря на труп Грушницкого, небесное светило казалось Григорию «тусклым», а лучи его «не грели». Природа не только отражает переживания героев, но и является одним из действующих лиц. Гроза становится причиной длительного свидания Печорина и Веры, а в одной из записей дневника, предшествующих встречи с княжной Мери, Григорий отмечает, что «воздух Кисловодска так и располагает к любви». Подобной аллегорией Лермонтов более глубоко и полно отражает внутреннее состояние героев.

Влияние красоты природы на настроение и образ мыслей человека

В.М.Шукшин «Старик, солнце и девушка». В рассказе Василия Макаровича Шукшина «Старик, солнце и девушка» мы видим изумительный пример отношения к родной природе, окружающей нас. Старик, герой произведения, каждый вечер приходит в одно и то же место и смотрит, как заходит солнце. Рядом находившейся девушке-художнице он комментирует ежеминутно меняющиеся краски заката. Каким неожиданным будет для нас, читателей, и героини открытие, что дед-то, оказывается, слепой! Уже более 10 лет! Как надо любить родную землю, чтобы помнить в течение десятилетий ее красоту!!!

1) Кто не любит природу, тот не любит человека, тот не гражданин. (Ф.М.Достоевский).

2) Охранять природу — значит охранять Родину. (М.Пришвин).

3) Природа — вечный образец искусства, а величайший и благороднейший предмет в природе – человек. (В.Белинский).

Проблемы семьи, взаимоотношений отцов и детей

Роль детства в жизни человека

Л.Н. Толстой «Война и мир». Один из героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир», юный Петя Ростов, унаследовавший все лучшие черты «ростовской породы»: доброту, открытость, желание помочь человеку в любую минуту – в годину суровых испытаний не может оставаться дома. Несмотря на запреты и уговоры отца и матери, Петр добился своего: его отправили в действующую армию. И там он проявляет свои лучшие качества, привитые еще с детства. Вспомним, как Петя пожалел французского пленного барабанщика, как щедро угощал своих старших товарищей сладостями, как смело и безрассудно мчался на своем коне в самое пекло боя…

И.А.Гончаров «Обломов». Детство главного героя Обломова в романе И.А.Гончарова «Обломов» было сказочным и безоблачным. Маленького Илюшу все любили, ласкали, баловали, оберегали от всяческих опасностей. Обломов ничего не делал, родители запрещали ему проявлять свою волю, а любые попытки к самостоятельности немедленно пресекались. Такая чрезмерная опека и забота заглушили в Обломове всякое желание делать чтолибо самому, познать что-то новое. В дальнейшем мы видим, каким вырос герой: ленивым, апатичным, совершенно не приспособленным к жизни.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Безоблачным было детство героя романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова. Добрый и отзывчивый мальчик не мог терпеть несправедливости. Об этом мы узнаем из его сна о бедной лошадке, которую забивает на глазах у десятка людей пьяный Миколка. Взрослые опасаются попасть под руку озверевшего человека, а маленький Родя, громко плача и крича, с кулаками набрасывается на хозяина лошади. Это детское воспоминание всплывает в его больном сознании за несколько дней до убийства старухи и, казалось бы, останавливает его, подталкивает на отречение от задуманного…Но, увы!

Ч.Диккенс «Дэвид Копперфилд». В большинстве романах Ч. Диккенса можно проследить за тем, насколько важно детство для становления каждого человека. Наиболее характерный в этом отношении роман «Дэвид Копперфилд». Герой этого произведения проходит длинный путь духовного развития. Несчастливое детство, сиротство, поиски родных людей изменяют характер Дэвида, дают ему жизненный опыт.

Н.В.Гоголь «Страшная месть». В сюжетах повестей «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» Н.В. Гоголь, раскрывая внутренний мир своих героев, нередко ищет причины появления их характерных особенностей в событиях, пережитых в детстве. Для Гоголя этот мотив с течением времени приобретал все большее значение. Например, в «Страшной мести» именно через обращение к детству главного героя повести — колдуна — автор пытается объяснить причины его поступков.

Взаимоотношения отцов и детей

А.Вампилов «Старший сын». Проблема непростых взаимоотношений родителей и детей нашла свое отражение в литературе. Об этом писали и А.С.Пушкин, и Л.Н.Толстой, и И .С.Тургенев. В пьесе А.Вампилова «Старший сын» автор показывает отношение детей к своему отцу. И сын, и дочь откровенно считают своего отца неудачником, чудаком, равнодушно относятся к его переживаниям и чувствам. Отец все молчаливо сносит, находит оправдания всем неблагодарным поступкам детей, просит их только об одном: не оставлять его одного. Главный герой пьесы видит, как на глазах разрушается чужая семья, и искренне пытается помочь добрейшему человекуотцу. Его вмешательство помогает пережить тяжелый период в отношениях детей к близкому человеку.

И.С.Тургенев «Отцы и дети». Проблема отцов и детей раскрывается в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, а также Базарова с его родителями. Павел Петрович всегда безупречен и элегантен. Этот человек ведет жизнь типичного представителя аристократического общества — проводит время в праздности и безделье. В отличие от него Базаров приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами. Эти герои романа занимают прямо противоположные жизненные позиции. В частых спорах Базарова и Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы: о путях дальнейшего развития страны, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу. Павел Петрович при этом активно защищает старые устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение. А на упрек Кирсанова, что вы, мол, все разрушаете, ведь надо и строить, Базаров отвечает, что «сперва нужно место расчистить». Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой — презирает “глупую жизнь отцов”. От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Будучи людьми, смотрящими в будущее, писатели, как правило, стоят на стороне нового поколения. Тургенев же в своем произведении “Отцы и дети” не выступает открыто ни на одной из сторон.

А. Алексин «Безумная Евдокия». Оленька, героиня рассказа, талантливая девочка, но эгоистка, избалованная отцом и матерью. Слепая родительская любовь породила в Оле убеждение в своей исключительности. Нежелание понимать чувства и переживания близких людей, друзей приводит в конце концов к тяжелейшей болезни матери.

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Бульба считал, что только тогда воспитание Остапа и Андрия может быть завершенным, когда они познают боевую премудрость и станут его достойными наследниками. Однако измена Андрия сделала Тараса убийцей, он не смог простить сыну предательства. Только Остап согрел душу отца своим мужеством в бою, а затем и во время казни. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей.

А. Амлинский «Нескучный сад». На примере трех поколений семьи Ковалевских можно проследить влияние родителей на детей. В романе не только сын ищет у отца ответы на мучившие его вопросы, но и отец ощущает потребность в духовном общении с сыном. Писатель убежден: взрослые обязательно должны «владеть даром понимания, а значит, и сопереживания». Если его нет, неминуемо отчуждение детей от семьи, школы и в итоге от общества. Из непонимания, недоверия рождается драматизм отношений между близкими людьми, родителями и детьми.

А.С. Грибоедов «Горе от ума». Не обошел стороной проблему отцов и детей и русский писатель А. С. Грибоедов в своей комедии «Горе от ума». В произведении прослеживаются взаимоотношения Фамусова со своей дочерью Софьей. Фамусов, конечно, любит дочь и желает ей счастья. Но вот счастье он понимает по-своему: счастье для него — деньги. Он приучает дочь к мысли о выгоде и этим совершает настоящее преступление, потому что Софья может стать похожей на Молчалина, перенявшего от отца лишь один принцип: искать выгоду везде, где только можно. Отцы постарались научить детей жизни, в своих наставлениях передали им то, что для них самих являлось наиболее важным и значительным.

Равнодушие детей по отношению к родителям, неблагодарность детей

В.Распутин «Последний срок». Русская литература богата произведениями, затрагивающими проблему «отцов» и «детей». В повести «Последний срок» В. Распутин показывает главную героиню, бабушку Дарью, на закате её жизни. Она чувствует, что дни её сочтены. Именно это побудило её вызвать детей по телеграмме. Съезжаются дети, уже сами давно родители. В Дарье пробуждается с новой силой родительское чувство: она оживает, снова возвращается к жизни. А дети, увидев, что мать поправилась, спешат обратно к себе. Но не проходит и дня после их отъезда, мать умирает. Эта повесть говорит о равнодушном отношении к матери, непонимании её душевного состояния и о матери, сердце которой не перестаёт любить своих детей.

К.Г.Паустовский «Телеграмма». Когда мы молоды, мы не задумываемся о том, что ждет нас в старости, и совершенно не думаем о том, какой она может быть – легкой, светлой или тяжелой, печальной. А зря. Поразмышляв над судьбой героини К.Г. Паустовского из рассказа «Телеграмма», начинаешь понимать, как же это все-таки горько, когда ты не только стар и беспомощен, но и никому не нужен… На мой взгляд, рассказывая о Катерине Петровне, которая была «одна на белом свете», Паустовский высвечивает одну из самых трагических проблем человечества – разрыв связей между поколениями, который в наше время влечет за собой одинокую старость. Настя, дочь Катерины Петровны, вот уже четвертый год не приезжает к матери, делая карьеру в Ленинграде. Сетуя на нечуткость по отношению к родителям младшего поколения, автор сопереживает героине, пытается «вразумить» молодежь, показать, насколько одиноко и тоскливо бывает забытым старикам.

А. С. Пушкин «Станционный смотритель». У Самсона Вырина, главного героя повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель», есть дочь Дуня, в которой он души не чает. Но проезжий гусар, положивший на девушку глаз, обманом увозит ее из отцовского дома. Когда Самсон находит свою дочь, она уже замужем, хорошо одета, живет многим лучше его и не хочет возвращаться. Самсон возвращается на свою станцию, где впоследствии спивается и умирает. Спустя три года рассказчик проезжает по тем местам, и видит могилу смотрителя, а местный мальчик рассказывает ему, что летом приезжала барыня с тремя барчатами и долго плакала на его могиле.

Ф.М. Достоевский «Униженные и оскорбленные». Наташа, героиня романа Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные», предает свою семью, убежав из дому с любовником. Отец девушки, Николай Ихменев, болезненно воспринимает её уход к сыну своего врага, считая это позором, и проклинает дочь. Отвергнутая отцом и потерявшая любимого, Наташа глубоко переживает – она потеряла все, что было у нее ценного в жизни: доброе имя, честь, любовь и семью. Однако Николай Ихменев все еще безумно любит дочь, несмотря ни на что, и после долгих душевных терзаний, в финале повести, находит в себе силы простить ее. На этом примере мы видим, что родительская любовь является самой сильной, бескорыстной и всепрощающей.

Материнство (роль матери в воспитании)

М. Горький «Сказки об Италии». Автор считает, что всё лучшее на земле — от матери. Глубокий философский смысл приобретают те сказки, в которых создан образ матери, иногда вырастающий до олицетворения Родины. Девятую сказку Горький начинает словами, исполненными глубокого смысла: «Прославим женщину — Мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни!.. Прославим в мире женщину — Мать, единую силу, пред которой покорно склоняется Смерть! Перед Матерью преклонился даже «слуга и раб Смерти» — «железный Тамерлан, кровавый бич земли», от которого она потребовала вернуть ей сына.

А. Фадеев «Молодая гвардия». В лирическом отступлении о матери автор говорит о том, что мать, её забота воспитывают в любом из нас нравственность, умение ценить жизнь.

В.П. Астафьев «Сопричастный всему живому…» Автор утверждает: если бы ему дано было повторить жизнь, он одно просил бы у своей судьбы — оставить с ним маму. Её не хватало писателю всю жизнь, и он обращается ко всем с просьбой беречь матерей, ведь они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может.

Материнство как подвиг

Л. Улицкая «Дочь Бухары». Бухара, героиня рассказа, совершила материнский подвиг, всю себя отдав воспитанию дочери Милы, у которой был синдром Дауна. Даже будучи смертельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь дочки: устроила на работу, нашла ей новую семью, мужа, и только после этого позволила себе уйти из жизни.

В. Закруткин «Матерь человеческая». Мария, героиня повести «Матерь человеческая», на своих плечах вынесла тяжелое бремя войны. Героиня осталась совсем одна в разрушенной фашистами деревне, когда носила под сердцем ребенка. Но отчаяние лишь на минуту охватило Марию. Она поняла, что нельзя сдаваться, надо жить дальше. Мария нашла в себе силы не только выжить самой, но и помочь это сделать другим. Она стала матерью всего живого. Среди трупов и разрушения Мария сохранила жизнь. Эта женщина начала с нуля, когда у нее ничего не было. И все же героине удалось сделать невозможное: Мария дарила надежду голодным ленинградским детям. Она сделала самое главное – просто обогрела их, показала, что есть на свете заботливые люди. Мария хочет мирной жизни не только для своего ребенка, но и для всех детей. Поэтому она заботится о тех, кому сейчас плохо и одиноко. За это ее благодарят дети: трехлетняя Даша, маленький Андрюша, Галя и Наташа из детдома. Жизнь послала Марии нелегкие испытания, она попала в тяжелейшие условия. Но вера, надежда, добро помогли этой женщине. Писатель уверен, что только добро, тепло семьи и матери может победить войну.

Роль семьи в формировании личности

Л.Н.Толстой «Война и мир» (роман-эпопея). Идеал Толстого – семья, взаимоотношения в которой построены на добре и правде. Болконские, Ростовы. Это не просто семьи, это целые жизненные уклады, основанные на национальных традициях. В семье Ростовых всё строилось на искренности и доброте, поэтому и дети — Наташа, Николай и Петя — стали по-настоящему хорошими людьми, а в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль — безнравственные эгоисты.

И.Полянская «Утюжок и мороженое». Негативная психологическая атмосфера в семье, бездушие взрослых стали причиной серьёзной болезни Риты, маленькой героини рассказа, и жестокости, хитрости, изворотливости её сестры.

Д.С.Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» писал о роли семьи в воспитании детей. Ученый был уверен, что взрослый неравнодушный человек «не лекциями и наставлениями, а прежде всего той атмосферой, которая царит в семье» воспитает настоящего гражданина. «Если в семье есть общие интересы, общие развлечения, общий отдых, то и это очень много. Ну, а если дома изредка рассматривают семейные альбомы, ухаживают за могилами родных, рассказывают о том, как жили их прабабушки и прадедушки, – то это вдвойне много»,- писал Д.С.Лихачев.

Конфликты в семье

Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Семья – духовная опора человека. Теряя её, человек отрывается от мира. Он подобен листу, опавшему с дерева: жизненный путь ему не подвластен, лихие ветра судьбы носят его туда-сюда, в душе смятение, ни к чему и ни к кому он не привязан. Именно в такую ситуацию попал главный герой романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Родители не желали понять интересы своего сына, его тягу к морю. Навязывая свои взгляды и интересы юноше, они добились лишь гнева сына. В результате они потеряли его на долгие годы.

Семья Л.Н.Толстого. Расхождение взглядов на жизнь зачастую является основой для конфликтов. Это и забрало счастье семейной жизни у знаменитого русского писателя Л.Н.Толстого. Несмотря на аристократическое происхождение, он на исходе своего жизненного пути жил весьма бедно, так как избрал путь благодетеля, раздав большую часть своего имущества нуждающимся. Его творения были знамениты уже тогда, но он не пожелал денег за свои труды. Но жена Толстого осуждала мужа. Она хотела роскоши, жизни, достойной аристократов. Её не стоит винить за это. Но именно такое расхождение взглядов и потребностей уничтожило радость супружеской жизни.

А.С.Пушкин «Скупой рыцарь». Большие деньги, как известно, пагубно влияют на душу человека. Под их воздействием меняются отношения между людьми, даже между родными. Это ведет к непониманию в семье, к непрочности родственных уз. Это прекрасно показал Пушкин в «Скупом рыцаре»: деньги разъединили старого барона и его сына, встали на пути их сближения, разбив надежду на взаимопонимание и любовь.

Взаимоотношения в семье

А. Амлинский «Возвращение брата». В повести создан образ очень искреннего, непосредственного мальчишки, мечтавшего о друге, защитнике. Он надеется обрести его в старшем брате и с нетерпением ждет его возвращения. Но старший брат потерял себя как личности, опустился на «дно» жизни. Однако вера младшего брата, невозможность обмануть его помогают старшему, Ивану, вернуться к нормальной жизни.

А. Алексин «Безумная Евдокия». Родители, ослепленные талантливостью дочери Оли, уверовавшие в ее исключительность, не желают понять классную руководительницу, стремящуюся «сделать успех каждого, радость каждого — успехом и радостью всех». И Евдокия Савельевна, и ребята готовы оценить и полюбить талант, но не могут принять и простить Олиного высокомерия и пренебрежения к ним. Много позже отец поймет учительницу и согласится, что желание быть первым любой ценой обрекает человека на одиночество.

А.Лиханов «Обман». У главного героя, Серёжи, умерла мать. Все его дальнейшие беды связаны с этой, главной бедой. На него обрушивается целая череда обманов: выясняется, что родной отец, оставивший семью, живет в их городе, отчим и его мать, Сережина учительница, припугнув бабушку, что им с Сережей не прожить на пенсию, переселяют их из двухкомнатной квартиры в жалкую комнатушку. Тяжело переживает мальчик и свалившееся на него одиночество: от него фактически отказались и отец, и отчим. Сложный путь прошел герой, пока не понял, что невозможно жить во лжи. В свои четырнадцать лет Сережа Воробьев приходит к убеждению о необходимости самому принимать решения.

Равнодушие мира взрослых, детская незащищённость

Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик». Герой повести — сирота Петя, которого нещадно эксплуатируют в цирке: он эквилибрист. Выполняя сложнейшее упражнение, мальчик разбился, и его смерть просто осталась незамеченной.

Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке». Мальчик, герой рассказа, приехал с матерью в Петербург, но после её смерти, накануне Рождества, оказался никому не нужен. Ему никто даже не дал куска хлеба. Ребенок замерз, голодный и заброшенный.

Преемственность поколений

Э. Хемингуэй «Старик и море». Старый кубинский рыбак Сантьяго надеется, что его мастерство сохранится в веках, но самое главное — оно может быть передано как самое дорогое наследство следующим поколениям. Поэтому он учит мальчика всем премудростям ремесла и жизни.

1) Нет на свете места приятнее домашнего очага. (Цицерон).

2) Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. (Л.Н.Толстой).

3) Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (А.С.Пушкин).

4) Любовь к родителям – основа всех добродетелей. (Цицерон).

Тренировочные варианты ЕГЭ по русскому языку для 11 класса:

Тренировочные варианты ЕГЭ по русскому языку задания с ответами

Константин Паустовский — Стальное колечко:
Краткое содержание

Лесная деревня Моховое. Здесь живут дед Кузьма и его синеглазая внучка Варюша. Лютой зимой у деда кончилась махорка. Не стало курева – забил деда кашель. Купила Варя махорки в селе Переборы, и загляделась на проходящие мимо поезда. С одного из них соскочил веселый боец-сапер с бородой. Хотел у Вари («анютины глазки с косичками» назвал он ее) купить махорки. Она отсыпала даром. Боец отдарился чудесным стальным колечком. На среднем пальце оно даст здоровье родным. На безымянном – «большущую радость». На указательном – весь белый свет покажет. Поблагодарила девочка – и домой. И в пути на мизинчик примерила. Любопытно ей, что будет тогда? А колечко скользнуло – и в снег. Нет его нигде.

Со слезами вернулась Варюша домой. Не видать ей чудес. Даже строптивый воробей Сидор, живший у них в избе, не помог отыскать. Между тем, деду все хуже. Варя ругает себя. И весной идет к месту потери, отмеченному веткой. Нашлось колечко! Надела Варя его на средний пальчик. Глядит: дед Кузьма на весеннем солнышке греется. Полегчало! «Спасибо колечку!» Перед сном надела колечко на безымянный палец. Вышла утром в лес. Красота какая! Подснежники, песни птичек, и сама весна невидимо ходит. Вот и радость! Тут бы заодно и весь свет повидать. Но к чему торопиться? Как дед говорит: «Наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на свете!»

Читательский дневник по сказке «Стальное колечко» Паустовского

Сюжет

Зимой в Моховом у деда Кузьмы без махорки открылся кашель. Внучка Варюша купила ему табачка в Переборах. И даром поделилась куревом с бойцом с поезда. Тот в ответ подарил ей стальное колечко. Чудесное: на среднем пальчике дает здоровье, на безымянном – радость, на указательном – весь белый свет покажет. Обронила его Варюша. Нашла только весной. И дед поправился, и радость в сердце от чудес весны. А мир глядеть она пока не стала: родной край лучше всех на свете!

Отзыв

Рассказ написан в 1946 года. Война позади, народ глядит в будущее с надеждой. Образ доброго, веселого бойца, безымянного защитника Родины. Чудеса случаются с теми, кто в них верит, с теми, кто умеет их замечать и творить своими руками. У девочки отзывчивое сердце. Она жалеет деда, идет ради него в другое село, угощает махоркой солдата, благодарит за добро, заботится о старом воробье, любит родной край и природу. Пословицы к сказке: доброе дело без награды не остается, за морем теплее, а у нас светлее, всякому мила своя сторона. Сказка учит быть щедрым, добрым, благодарным, любить родину, жить с пользой для людей.

Паустовский К.Г. “Стальное колечко” Читательский дневник, краткое содержание

Варюша. Маленькая девочка с голубыми глазами и косичками. Добрая, заботливая, верит в чудо.

Дед Кузьма. Старый и совсем больной, много курит.

Воробей Сидор. Задира и драчун.

Боец. Добрый колдун.

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

На станции девочка Варя угощает бойцов махоркой, а один из бойцов дарит ей волшебное колечко. Но Варя теряет колечко и находит его только весной. Тогда и происходят разные чудеса.

Сюжет — краткое содержание

Варюша отправляется за махоркой для больного деда, но на станции делится махоркой с бойцами.

Боец дарит Варе стальное колечко, говоря, что оно волшебное, и объясняет, как пользоваться кольцом.

Варя роняет колечко в снег и ставит на этом месте веточку, понимая, что найти его сейчас невозможно.

Весной Варя находит кольцо, и дед Кузьма сразу чувствует себя лучше.

Варя отправляется в лес, и мимо нее проходит весна, случается большая радость.

Варя не хочет надевать кольцо на указательный палец, потому что дома лучше всего.

Понравившийся эпизод

Мне понравилась сцена разговора Вари с бойцами. Девочка наотрез отказалась продавать махорку, но зато дала ее просто так, показав свою доброту и отзывчивость. А боец очень ласково называл девочку и подарил ей волшебное кольцо. Был ли он действительно колдуном не известно.

План произведения для пересказа

Варя идет в Переборы

Варя на станции

Главная мысль

Настоящее счастье — жить на родной земле, видеть красоту природы и знать, что твои родные здоровы.

Чему учит эта книга

Сказка учит доброте и восторженному взгляду на мир. Учит видеть красоту природы, учит любить свою Родину. Учит не отчаиваться и верить в чудо. Учит тому, что, помогая другим, человек помогает сам себе.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Это очень красивая и добрая сказка о маленькой и немного наивной девочке, которая хотела здоровья своему деду, радость для себя и умела оценить красоту родной земли. Мне очень понравилась девочка Варя, и я рада, что у нее в жизни все хорошо.

Новые слова и выражения

Махорка — вид грубого табака.

Шинель — верхняя солдатская одежда.

Темя — макушка головы.

Пословицы к произведению

Всякому мила своя сторона.

Если есть на свете рай — это твой родимый край.

Надежда умирает последней.

Верой жив человек.

Мир не без добрых людей.

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Краткое содержание Стальное колечко Паустовский

Варя с дедом Кузьмой проживала в деревне, которая находится возле лесной полосы.

В зимние дни этого года поднимался сильный ветер и шёл постоянно снег. Этой зимой оттепели не было. В ночной тиши стоял вой волков, завидующих тому, что люди лежат у тёплой печи.

В конце зимних дней у дедушки закончился табак. Деда бил сильный кашель, здоровье становилось всё хуже.

Ради деда внучка пошла в соседнее село. Она закупила табак, спрятав его в ситцевый мешок.

А на станции было два солдата. Один из них предупредил быть осторожней, так как скорый поезд мчался. Ей стало страшно, и она вцепилась за столб до тех пор, пока он не промчался мимо. Военный попросил продать немного табаку, но девочка сказала, что дед не разрешает этого делать. И предложила отсыпать, сколько солдат хочет. Сапёр взял горсть и заглянул в её глаза с синевой, улыбаясь, проговорил, что ж тебе подарить?

Он вытащил перстень, изготовленный из стали и надел ей на палец. Он волшебный, гляди, как играет на солнце.

Хозяйке, которая носит на пальце посередине, поможет со здоровьем, а безымянный – талисман огромной радости.
Разглядывая кольцо, она решила проверить, что будет, если одеть его на мизинец и уронила в толщу снега. Долго пыталась она найти. От этого пальцы её стали синими. Она сильно замёрзла, от этого кисти её рук не шевелились.

Девочка стала плакать. И укорять себя, так как нужно аккуратней с кольцом, как теперь вылечить деда. Воткнув палку в снег, отправилась домой. На другой день она взяла воробья, но ничего не получилось. Деду становилось хуже. Он сильнее кашлял. Всё чаще внучка в углу плакала, скрывая от деда свои переживания.

Наступила весна, подтаял снег, и девочка побежала на место. И увидев палку, разыскала перстень и одела на палец. А когда пришла домой, то дед был здоров. Сидел на срубленном дереве и курил. А девочка, улыбаясь, показала перстень. Она с ним весь день проходила. Затем, ей захотелось увидеть радость. Она одела перстень на другой палец и побежав в лес, радовалась весенним денькам.

Нет края лучше, чем земля, где ты родился. Надо любить своих близких. Помогать старикам. Не забывать о добром отношении к окружающим. За добро получишь счастье.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Паустовский. Все произведения

Стальное колечко. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Васека был не такой, как все. Молодой высокий парень с утиным носом и невозможным характером, он резко отличался от остальных молодых людей. Деньги его не интересовали, работой не увлекался – не видел ни в какой деятельности «души»

Бауакас — царь Алжира. Он слышал от людей, что в стране есть один судья, который справедливо разрешает все споры и сразу распознает преступника. Царь решил проверить, правда ли это. Бауакас переоделся купцом и отправился

Волшебная сказка Морозко о непростых взаимоотношениях в семье, о том, что доброта всегда побеждает. У одной женщины жили две девочки. Одна была родной дочерью, а другая приемной, дочкой мужа.

Вся пьеса протекает в Лондоне в течении одних суток в 90-х годах 19 века в квартире у лорда Горинга и доме Чилтернов. Званый ужин в доме Чилтернов, все внимание знати переходит к новому лицу – миссис Чивли

Стивен Кинг — знаменитый писатель, который работает, используя стили — мистику, ужасы, драму в своих рассказах и повестях. Также два раза выступал в роли сценариста.

ПОДЕЛИТЬСЯ

2 новых тренировочных варианта ЕГЭ 2021 по литературе 11 класс с ответами для подготовки к экзамену, официальная дата проведения пробного ЕГЭ 2021: 30.05.2021 (30 мая 2021 год).

Тренировочный вариант №1 ЕГЭ 2021: скачать задания

Тренировочный вариант №2 ЕГЭ 2021: скачать задания

Ссылка для скачивания всех ответов и критериев: скачать ответы

Решать онлайн тренировочный вариант №1 ЕГЭ 2021 по литературе:

Решать онлайн тренировочный вариант №2 ЕГЭ 2021 по литературе:

Сложные задания и ответы с 1 варианта:

1)Укажите род литературы, к которому относится произведение И. А. Бунина «Тёмные аллеи».

Правильный ответ: эпос

2)В приведённом фрагменте рассказа герои обмениваются репликами. Как называется данный вид художественной речи?

Правильный ответ: диалог

3)Укажите термин, которым обозначается способ изображения внутренней, душевной жизни персонажа («Он покраснел до слёз и, нахмурясь, опять зашагал»).

Правильный ответ: психологизм

5)В приведённом фрагменте герои по-разному оценивают место любви в жизни человека. Каким термином обозначается противопоставление различных жизненных явлений в художественном произведении?

Правильный ответ: антитеза

6)Как называется художественный приём, основанный на употреблении одинаковых слов во фразе («Но всё, всё… Как ты не понимаешь!»)?

Правильный ответ: повтор

8)В чём состоит драматизм приведённого эпизода из рассказа И. А. Бунина?

9)В каких произведениях русской литературы изображены любовные драмы и в чём эти произведения можно сопоставить с «Тёмными аллеями»?

10)Как называется средство художественной изобразительности, основанное на принципе переноса свойств одних предметов или явлений на другие («Где все пути и все распутья / Живой клюкой измождены»)?

Правильный ответ: метафора

11)Укажите название поэтического течения, одним из лидеров которого являлся А.А. Блок и принципы которого нашли свое воплощение в стихотворении «Русь».

Правильный ответ: символизм

12)Укажите название стилистического приема, основанного на преобладании сходных гласных звуков в поэтической строке («Из края в край, из дола в дол»).

Правильный ответ: ассонанс

13)Назовите прием одухотворения явлений природы, пришедший из фольклорной традиции («И вихрь, свистящий в голых прутьях,/ поет преданье старины»).

Правильный ответ: олицетворение

14)Определите размер, которым написано стихотворение А. А. Блока «Русь».

Правильный ответ: ямб

15)Каким представляет в стихотворении А. А. Блока «Русь» образ Родины?

16)В каких произведениях русских поэтов звучит тема России и в чем они созвучны стихотворению А. А. Блока?

17.1)Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

17.2)Какими «вечными» вопросами задаётся лирический герой Ф. И. Тютчева?

17.3)Как вы понимаете слова А. П. Чехова: «Какое наслаждение — уважать людей»? (По 1-2 рассказам А.П. Чехова.)

17.4)Проблема взаимоотношений человека и природы в современной отечественной литературе. (На примере одного из произведений.)

Сложные задания и ответы с 2 варианта:

1)Укажите род литературы, к которому относится данное произведение А. С. Пушкина.

Правильный ответ: эпос

2)Каково авторское определение жанра «Станционного смотрителя»?

Правильный ответ: повесть

3)Фрагмент начинается с вопросов, в которых содержится ответ. Как называются такие вопросы?

Правильный ответ: риторические

4)Установите соответствие между авторами и произведениями, содержащими, как и «Станционный смотритель», авторские обращения к читателю. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Правильный ответ: 432

5)Приведённый фрагмент «Станционного смотрителя» предшествует повествованию о судьбе Самсона Вырина и его дочери. Каким термином обозначается последовательность событий в художественном произведении?

Правильный ответ: сюжет

6)Характеризуя смотрителей, автор-повествователь называет их «скромными в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивыми». Как называется вид комического, представляющий собой скрытую насмешку?

Правильный ответ: ирония

7)Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов № 1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

Правильный ответ: маленького человека притча

8)Как вступительная часть произведения подготавливает читательское восприятие главного персонажа – станционного смотрителя Самсона Вырина?

9)В каких произведениях отечественной литературы фигурируют образы «маленьких людей» и в чём их можно сопоставить с персонажами, описанными в приведённом фрагменте «Станционного смотрителя»?

10)Укажите классический жанр лирики, черты которого присутствуют в есенинском стихотворении (грустное философское размышление о смысле бытия).

Правильный ответ: элегия

11)В стихотворении С. А. Есенина осины, заглядевшиеся в «розовую водь», наделены человеческими свойствами. Укажите название этого приема.

Правильный ответ: олицетворение

12)В четвертой строфе стихотворения смежные строки имеют одинаковое начало: Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил, Как называется эта стилистическая фигура?

Правильный ответ: анафора

13)Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («на земле угрюмой»)?

Правильный ответ: эпитет

14)Укажите размер, которым написано стихотворение С. А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу…» (ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп).

15)Каким предстает внутренний мир лирического героя в стихотворении С. А. Есенина?

16)В каких произведениях русской лирики звучит тема жизни и смерти и в чем они перекликаются с есенинским стихотворением?

17.1)Как в произведениях В.А.Жуковского проявляются основные принципы романтической поэзии?

17.2)Каков исход столкновения земного и возвышенного в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?

17.3)Что делает сатирические рассказы А.П.Чехова одновременно смешными и грустными?

17.4) «Через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе и великий характер, делающий его маяком для других» (Гегель) (по 1-2 произведениям русской литературы).

Новые тренировочные варианты ЕГЭ по литературе для 11 класса:

Тренировочные варианты ЕГЭ по литературе 11 класс задания с ответами

16.04.2021 вариант ЛИ2010401 ответы и задания по литературе 11 класс ЕГЭ 2021

Пришвин Михаил рассказ «Лисичкин хлеб»

Читательский дневник по рассказу «Лисичкин хлеб» Михаила Пришвина

Автор: Пришвин Михаил.

Название: «Лисичкин хлеб».

Число страниц: 3.

Жанр произведения: рассказ.

Главные герои: девочка Зина, автор.

Характеристика главных героев:

Зина — маленькая и любопытная девочка.

Автор — молодой мужчина, который любит гулять в лесу и собирать плоды.

Умный и предусмотрительный.

Краткое содержание рассказа «Лисичкин хлеб»

Автор возвращается из леса и приносит Зине различные подарки.

Он разгружает сумку и рассказывает, что удалось собрать сегодня.

Он достаёт убитых птиц.

Он показывает древесную смолу, которой деревья лечат ранки.

На дне сумки оказывается кусок хлеба и автор говорит, что это лисичкин.

Зина с аппетитом съедает хлеб.

С тех пор девочка всегда ждала из леса лисичкин хлеб и охотно его кушала.

План рассказа:

  1. Полная сумка.
  2. Птицы.
  3. Ягоды.
  4. Смола.
  5. Травы.
  6. Заячья капуста.
  7. Самый вкусный хлеб.

Основная мысль рассказа «Лисичкин хлеб»

Главная мысль рассказа состоит в том, что к любому ребёнку можно найти подход и преподнести обычные вещи по-другому.

Основная идея рассказа в том, что необычное кажется лучше.

Чему учит рассказ

Произведение учит любить природу и бережно относиться к ней.

Учит быть благодарным за те дары, которые она нам даёт.

Учит нас верить в волшебство, чудо.

Краткий отзыв о рассказе «Лисичкин хлеб» для читательского дневника

Прочитав эту историю, я подумала о том, что в природе много интересного и занимательного.

Героиня произведения интересовалась животными и растениями.

Её привлекал хлеб, который она считала лисичкиным.

Это интересный и познавательный рассказ.

Автору удалось много поведать о чудесах природы.

Мне понравился хитрый рассказчик, который нашёл способ накормить девочку.

И мне понравилась Зина, которая была любознательной и пытливой.

Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, что много знаний не бывает.

Чем больше человек узнаёт, тем лучше понимает окружающий мир.

Пословицы к произведению:

  • Хлеб — всему голова.
  • Не хлебом единым сыт человек.
  • Какой лес без чудес.
  • Кто много знает, тот много разгадает.
  • Знания дороже богатства.

Словарь неизвестных слов

  • Копуля — копуша, тот, кто долго собирается.
  • Смола — липучая жидкость, которую выделяют деревья.
  • Терентий — тетерев.

Отрывок, поразивший больше всего:

— Откуда же это в лесу взялся хлеб?

— Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!

— Заячья…

— А это — лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть:

— Хороший!

Краткое содержание рассказа «Лисичкин хлеб» М. Пришвина

Рассказ Пришвина «Лисичкин хлеб» – добрая и поучительная история, написанная в 1939 году, о маленькой девочке Зиночке, которая с удовольствием съела обычный черный хлеб, узнав от охотника, что он лисичкин. Краткое содержание «Лисичкин хлеб» для читательского дневника поможет ознакомиться с сюжетом произведения о щедрых лесных дарах, которые приносят большую пользу человеку.

Основные персонажи рассказа

  • Рассказчик – писатель, натуралист, охотник, большой знаток природы.
  • Зиночка – маленькая девочка, которая любит есть только лисичкин хлеб.

«Лисичкин хлеб» очень краткое содержание

М. Пришвин «Лисичкин хлеб» краткое содержание для читательского дневника:

Автор постоянно бывает в лесу, и всегда возвращается оттуда с богатой добычей. Возвращаясь, он показывал дочери свои находки: грибы и ягоды, различные чудесные травки и корешки, приносит птиц и мелких животных. Обо всем он подробно рассказывает девочке, желая показать ей богатство и щедрость родной природы.

А однажды под листиком заячьей капусты Зиночка нашла кусочек черного хлеба, отец захватил его с собой в лес, но не съел. Мужчина поведал дочке, что это хлеб, который называется лисичкин и бывает он только в лесу.

И Зина с наслаждением съела этот ломоть. Раньше она не любила кушать хлеб даже и белый, а черный из леса съедала весь до крошечки. Она объясняла это тем, что у лисички хлеб намного вкуснее.

Вывод:

Своим рассказом автор призывает нас любить и уважать природу, ценить все то, что она нам дает, а не только бездумно пользоваться ее дарами. И девочка, которая раньше не любила белые булки, стала есть простой черный хлеб, потому что это дар лисички и принесен он из леса.

Рассказ Михаила Пришвина «Ёж» написан в 1935 году. Краткое содержание «Еж» Пришвин для читательского дневника, которое можно прочитать на нашем сайте, повествует об удивительной дружбе человека с маленьким зверьком.

Короткий пересказ «Лисичкин хлеб»

Краткое содержание «Лисичкин хлеб» Пришвин:

Повествование рассказа ведется от лица автора. Вернувшись на закате дня, он с удовольствием демонстрирует маленькой Зиночке разные дары природы, принесенные из леса.

Девочка с большим интересом слушает занимательные истории о птицах – тетереве и рябчике: о месте их обитания, добыче пищи, особенностях поведения, знакомится с настоящими лесными ягодами и грибами.

Она слушает любопытную историю о появлении трещины на дереве от топора, о том, как обычная смола раненого растения заживляет его рану. Узнает, что происходит это восстановление благодаря целебным свойствам ароматного вещества.

Среди разложенных листиков и корешков растений особое внимание Зины привлек кусок обычного черного хлеба. На самом деле рассказчик оставил его несъеденным во время очередной прогулки по лесу, но дал другое объяснение своей слушательнице о том, что богатый продукт не простой, а принадлежит лисе.

Девочка уже знала о многообразии трав и цветов с необычными названиями, такими как заячья капуста, кукушкины слезы. Но огромное любопытство у нее вызвал рассказ охотника о существовании такого лисичкиного хлеба.

Не подозревая о хитрости, придуманной собеседником, она с большим аппетитом съела весь хлеб, считая его необыкновенным, приятнее обычного по вкусу. После внимательного осмотра куска поверила, что у нее в руках чудесный подарок от лесного животного – лисички.

С тех пор, считая этот продукт особенным, в отличие от белого хлеба, она съедала его всегда, когда мужчина приносил его из леса.

Главная мысль:

Рассказ Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб» учит каждого быть наблюдательным, бережливым ценителем природы, извлекая тем самым пользу для себя так, как это сделал главный герой произведения. Он нашел оригинальный подход в воспитательном процессе. Чтобы вызвать аппетит у ребенка, проявил находчивость, придумав забавную историю благодаря своим знаниям и особенностям мира природы.

Это интересно: Рассказ «Теплый хлеб» Паустовского был написан в 1954 году, когда в людской памяти еще были живы воспоминания об ужасах войны. Это чудесная сказка, которая учит любви, милосердии и всепрощении. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Теплый хлеб» по главам, которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Сюжет рассказа «Лисичкин хлеб» Пришвин

«Лисичкин хлеб» Пришвин краткое содержание произведения:

Рассказчик провел в лесу целый день, и по возвращению домой принялся доставать из своей большой сумки разные диковинные вещи. Зиночка с нескрываемым любопытством разглядывала их, задавая вопросы автору, а тот охотно объяснял ей их предназначение.

Для начала рассказчик показал ей большую птицу Терентия, который весной питается березовыми почками, осенью собирает вкусные спелые ягоды, а зимой укрывается от лютых морозов под снегом. Затем он показал девочке рябчика и даже продемонстрировал, как тот свистит.

Рассказчик высыпал на стол много грибов разных цветов и размеров, достал из карманов лесные ягоды – голубику, чернику, бруснику. После он показал Зиночке небольшой кусок сосновой смолы, и объяснил, что благодаря этой смоле деревья успешно лечат раны, которые им случайно наносят животные или непогода.

Когда дошла очередь до лесных трав, автор стал выкладывать на стол валерианку, кукушкины слезы, заячью капусту, петров крест. Под травами в сумке у автора лежал кусок обычного черного хлеба, который он взял с собой в дорогу. Увидев хлеб, Зиночка очень удивилась – откуда ему быть в лесу? Но рассказчик не растерялся, и сказал, что уже если есть заячья капуста, то почему не может быть лисичкиного хлеба.

Услышав это, девочка тут же съела весь хлеб. Дома, бывало, она капризничала, и могла даже от белого пышного каравая отказаться, а вот лисичкин хлеб из леса показался ей гораздо вкуснее домашней выпечки.

Главная мысль:

Непривычное кажется гораздо более привлекательным, чем привычное.

Заключение:

Рассказ учит любить природу, интересоваться и разбираться в ягодах, грибах и травах, привычках диких птиц и животных. Учит любви и доброте. Природа прекрасна в своем удивительном разнообразии – она дарит человеку много нужного и полезного. Для Зиночки обычный хлеб показался гораздо более вкусным только потому, что он был «лисичкиным».

Также можно прочитать краткое содержание «Кладовой солнца» на нашем сайте. В произведении автор раскрывает классические для русской литературы темы природы, любви к родине. Используя художественный прием олицетворения, автор «оживляет» перед читателем болото, деревья, ветер и т. д.

Видео прочтение Лисичкин Хлеб Пришвин

Краткое содержание рассказа «Лисичкин хлеб» для читательского дневника наглядно продемонстрирует трепетное и уважительное отношение к природе родного края и желание раскрыть всем чудеса леса.

«Лисичкин хлеб» читательский дневник

«Лисичкин хлеб» читательский дневник

«Лисичкин хлеб» – добрая и поучительная история о маленькой девочке Зиночке, которая с удовольствием съела обычный чёрный хлеб, узнав от охотника, что он лисичкин. Это рассказ о щедрых лесных дарах, которые приносят большую пользу человеку.

Краткое содержание «Лисичкин хлеб» для читательского дневника

Название: Лисичкин хлеб

Число страниц: 16. Михаил Пришвин. «Лисичкин хлеб». Издательство «Махаон». 2016 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1939 год

Главные герои

Автор – писатель, натуралист, охотник, большой знаток природы.

Зиночка – маленькая девочка, которая любит есть только лисичкин хлеб.

Сюжет

Автор провёл в лесу целый день и по возвращении домой принялся доставать из своей большой сумки разные диковинные вещи. Зиночка с нескрываемым любопытством разглядывала их, задавая вопросы автору, а тот охотно объяснял ей их предназначение.

Для начала автор показал ей большую птицу Терентия, который весной питается берёзовыми почками, осенью собирает вкусные спелые ягоды, а зимой укрывается от лютых морозов под снегом. Затем он показал девочке рябчика и даже продемонстрировал, как тот свистит.

Автор высыпал на стол много грибов разных цветов и размеров, достал из карманов лесные ягоды: голубику, чернику, бруснику. После он показал Зиночке небольшой кусок сосновой смолы и объяснил, что благодаря этой смоле деревья успешно лечат раны, которые им случайно наносят животные или непогода.

Когда дошла очередь до лесных трав, автор стал выкладывать на стол валериану, кукушкины слёзы, заячью капусту, петров крест. Под травами в сумке у автора лежал кусок обычного чёрного хлеба, который он взял с собой в дорогу. Увидев хлеб, Зиночка очень удивилась: откуда ему быть в лесу? Но автор не растерялся и сказал, что уже если есть заячья капуста, то почему не может быть лисичкиного хлеба.

Услышав это, девочка тут же съела весь хлеб. Дома, бывало, она капризничала, и могла даже от белого пышного каравая отказаться, а вот лисичкин хлеб из леса показался ей гораздо вкуснее домашней выпечки.

План пересказа

  1. Возвращение домой.
  2. Терентий и рябчик.
  3. Лесные ягоды и грибы.
  4. Сосновая смола и травы.
  5. Кусочек хлеба.
  6. Зиночка съедает лисичкин хлеб весь, без остатка.

Главная мысль

Непривычное кажется гораздо более привлекательным, чем привычное.

Чему учит

Рассказ учит любить природу, интересоваться ей и разбираться в ягодах, грибах и травах, привычках диких птиц и животных. Учит любви и доброте.

Отзыв

Природа прекрасна в своём удивительном разнообразии: она дарит человеку много нужного и полезного. Для Зиночки обычный хлеб показался гораздо более вкусным только потому, что он был «лисичкиным».

lisichkin hleb e1561678765164

Рисунок-иллюстрация к рассказу Лисичкин хлеб.

Пословицы

  • Вкусивши сладкого, не захочешь горького.
  • Есть привычка, есть и отвычка.
  • Хлеб – всему голова.
  • Не корми меня тем, чего я не ем.

Что понравилось

Понравилось, с какой любовью и добротой автор рассказывал Зиночке обо всех своих находках. Чувствуется, что он хорошо знает лес и его обитателей и с большим трепетом относится к ним.

  • Характеристика егора дремова в рассказе русский характер
  • Характеристика дурня из сказки летучий корабль 3 класс
  • Характеристика дубровского 6 класс по литературе по всему рассказу дубровский
  • Характеристика дениски из рассказа драгунского
  • Характеристика деда из рассказа детство горького