Характеристика девочек из рассказа подружки

Класс: 4 предмет: литературное чтение программа: умк школа россии тема урока: а.п.чехов мальчики. главные герои рассказа герои своего времени

Класс:
4

Предмет:
литературное чтение

Программа:
УМК «Школа России»

Тема
урока: А.П.Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени»

Цель:
проанализировать характер взаимоотношений героев рассказа А.П.Чехова
«Мальчики». Определить своё отношение к поступкам героев.

Задачи:

1.Систематизировать
и обобщить содержание прочитанного рассказа.

2.Выявить
общие черты и различия в характерах главных героев.

3.Защитить
творческие проекты.

4.Сформулировать
для себя правило взаимоотношения с миром и людьми.

Планируемый
результат (УУД):

Познавательные
УУД: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск
фактов и суждений, структурирование знаний, осознанное построение речевого
высказывания, смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие
художественного текста; знаково –символические действия (моделирование);

Логические
УУД:  анализ,  синтез, установление причинно –следственных связей, построение
логической цепочки рассуждений, доказательство;

Коммуникативные
УУД:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,  умение
точно выражать свои мысли  в монологической и

диалогической
речи.

Личностные
УУД: ориентироваться в нравственном содержании  прочитанного, осознавать
сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
личностное самоопределение

Оборудование:

Л.Ф.Климанова,
В.Г. Горецкий. «Литературное чтение» 4класс, карта России.

Ход
урока

1.Организационный
момент.

2.
Речевая разминка

Самые
главные люди на свете-

Это
большие и малые дети!

Ради
кого каждый день или век

Лучшую
жизнь создает человек ?

Ради
кого создается семья ?

Ради
кого зеленеют поля?

Ради
чего надо взрослым трудиться?

Чтобы
могли ими дети гордиться!

                                             
( Елена Крассула)

А
вы как должны отвечать на их заботу и любовь? (Не огорчать своих родителей,
любить их, не совершать необдуманных поступков.)


прошу вас всегда помнить об этом.

3.Определение
темы и постановка целей урока.

-На
прошлом уроке мы говорили о семье Чечевицыных. Сегодня на уроке мы поговорим о
главных героях рассказа А.П.Чехова «Мальчики», оценим их поступок.

4.
Проверка домашнего задания.

-Дома
вы делили текст на отдельные эпизоды. Какие эпизоды вы выделили?

1.Первый
приезд Володи.

2.Действие
в столовой.

3.Действие
в детской.

4.Диалог
Чечевицына с Катей.

5.Девочки
подслушивают разговор.

6.Прощание
с родными.

7.Диалог
Чечевицына с Володей.

8.Поиск
мальчиков.

9.Второй
приезд Володи.

10.Отъезд
Чечевицына.

5.
Работа с текстом произведения.

-Назовите
главных героев рассказа? (Володя Королёв, Чечевицын


его друг.)

1.
Характеристика Чечевицына.

2.
Работа по вопросам


Как появился Чечевицын в доме Королёвых?

-Зачитайте
отрывок, где говорится о внешнем виде Чечевицына. (Стр.127-128)

-Что
заинтересовало девочек в образе Чечевицына? (Он для них показался загадочным,
т.к. был занят своими мыслями и не интересовался забавами.)

Каким
хотел показаться для окружающих Чечевицын? (Важным, умным.)

-Как
он себя называет? (Монтогимо Ястребинный Коготь)


ещё в его рассказе кто-нибудь так называет? (Не называют, т.к. в нём видят
просто только друга Володи господина Чечевицына.)


чем ассоциируется Чечевицын у маленькой Маши? (С кашей из чечевицы, т.к. для
неё Чечевицын просто мальчик, а не какой не Монтогимо Ястребинный Коготь.)

-Каким
казался Чечевицын Кате и Соне? (Стр.134)

-Почему
он казался Кате и Соне героем? (Он был для них неустрашимым человеком, который
решился бежать в Америку и добывать там золото и слоновую кость, охотиться на
львов и тигров. А ещё он рычал как тигр.)

6.Физминутка
( танцевальные движения под музыку)

7.
Продолжение работы над темой урока

1.
Характеристика Володи Королёва.


А сейчас поговорим о другом главном герое рассказа. Это Володя Королёв.

-Прочитайте,
как вёл себя Володя накануне побега? (Стр.132)

-Как
вы думаете, Володя трусил? (Володя не трусил, он в первую очередь думал о маме,
которую он очень любил. Ему не хотелось делать больно своим родителям).

-Давайте
прочтём диалог Чечевицына с Володей и ответим на вопрос:

Почему
Володя Королёв всё же согласился бежать в Америку?

(Напористая
сила Чечевицына победила нерешительность Володи.)

-Выберете
какими чертами характера обладал Володя?


сейчас давайте поговорим об их поступке. Что узнали девочки подслушав разговор
Володи и Чечевицына в спальне? (Мальчики собирались бежать в Америку.)

-Зачитайте
план побега. (Стр.129)

 Я
вас просила подсчитать, сколько км должны были

преодолеть
мальчики, чтобы достигнуть намеченной цели? (19270км)

-Реален
ли был их план, и знали ли дети географию?

2.
Характеристика поступка.

-Что
они приготовили для побега? Зачитайте. (Стр.131)

-Как
вы думаете, достаточно ли этого для их путешествия?

-Как
представлял Чечевицын жизнь в Америке? (Стр.130,131)

-Могли
ли сбыться их мечты?

-Чем
закончился побег мальчиков? (Постыдным возвращением.)

-Как
вы думаете, могло ли их путешествие закончиться иначе?

-Как
можно назвать действие мальчиков по отношению к своим близким?

-Как
вы думаете, кто из мальчиков испытывал чувство беспокойства за свой поступок
перед своей семьёй? Почему?

8.Закрепление.

-Как
вы думаете, автор осуждает мальчиков за их поступок?

Нет,
не осуждает. Конечно, главные герои не хотели делать больно своим близким. Как
и любым мальчикам им хотелось путешествовать, узнавать что-то новое.

9.
Итог урока.

-Чему
нас учит рассказ А.П.Чехова « Мальчики»?

(Ставить
перед собой реальные, выполнимые цели. Беречь родителей и близких людей. Не
подвергать свою жизнь опасности. Уметь отвечать за свои поступки.)

10.Рефлексия

Продолжите
фразу:

 «Сегодня
я узнал…»

«Сегодня
я научился…»

«Мне
захотелось…»

«У
меня получилось…»

11.
Домашнее задание.

Пересказ
рассказа А.П.Чехова «Мальчики» по плану.

МДОУ «ЦРР «Дубравушка» — детский сад №31

Непосредственная образовательная деятельность

по речевому развитию детей

в подготовительной группе

Тема: «Составление рассказа по картине

 «Не боимся мороза»

Подготовила воспитатель:

Шеховцова Екатерина Александровна              

г. Железногорск,

2021 г.

ООП: Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство»/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.

Программные задачи:

— развитие словаря: формировать навыки точного подбора слова при формулировании мысли и правильного его употребления в любом контексте;

— активизировать словарь детей по темам: «Перелетные птицы. Зимующие и кочующие птицы»;

— формирование грамматического строя речи: формировать умение правильного построения речевого высказывания;

— воспитание звуковой культуры речи: развивать у дошкольников дикцию;

 —  развитие связной речи: учить составлять творческий рассказ по сюжетной картине;

— закрепить умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы;

—  содействовать развитию умения устанавливать причинно-следственные  связи;

— развивать навыки самоконтроля и самооценки;

  воспитывать интерес к художественной литературе;

— создать условия для формирования навыков взаимодействия со сверстниками, сотрудничества, активности.

Методические приемы: игровая мотивация, дидактические игры, дидактические упражнения, ИКТ (презентация), моделирование, составление рассказа по картине, беседа, рассказ, вопросы, использование художественного слова, объяснение.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие; интеграция- социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Использование современных образовательных технологий:

*    Технология обучения детей составлению загадок.

*  ТРИЗ-технология (составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине).

 * Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика «Подуем на снежинку».

*   ИКТ-технология (презентация).

Оборудование и материалы:  мультимедийная установка, презентация, магнитная доска, 2 мольберта, песочные часы, указка, сотовый телефон, картина «Не боимся мороза»,   письмо в конверте 15х21 см, модели для анализа рассказа по картине,  кружки ( Д=3 см) с цифрами 1, 2, 3, 4; волшебная лесенка (30х40 см);  лист бумаги формата А4; снежинки (7х7 см); рабочие тетради (Н.В. Нищева «Рабочая тетрадь для развития речи и коммуникативных способностей детей подготовительной к школе группы (с 6 до 7 лет)); цветные карандаши.

Предварительная совместная деятельность: наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе, экскурсия в зимний лес; чтение художественных произведений о зиме. 

Ход НОД

          Приветствие

Колокольчик наш звенит,

Быть внимательным велит.

Давайте улыбнемся друг другу и скажем такие слова «Не сердись, улыбнись!»  Эту фразу передаем по кругу.

Беседа

— Скажите, какое сейчас время года? (Зима)

— Как вы догадались?

(На деревьях, домах, на земле снег.) (слайд 2)

 (На улице морозно, холодно.)  (На улице метель.) (слайд 3)

 (Деревья стоят голые.) (слайд 4)

 (Остались только зимующие птицы.) (слайд 5)

(Я думаю, что сейчас зима, потому что люди тепло одеты.) (слайд 6)

— За что вы любите зиму? (Я люблю зиму, потому что можно кататься на санках, ледянках.) (Я люблю зиму, потому что зимой можно лепить снеговика, играть в снежки.)

— Как вы думаете, везде на Земле бывает такая же зима, как у нас? (Нет.)

—  Где не бывает зимы, как у нас в России? (Не бывает такой зимы, как у нас, в Австралии, в Америке, в Африке.)

Игровая мотивация.

— К нам в детский сад пришло письмо.

— Как вы думаете, от кого? (Не знаем.) (Здесь что -то написано.)

Воспитатель показывает письмо, на котором нарисованы пирамиды и написано: «Кому: детям 7 группы. От кого: Египет, город Каир, от Ези и Золы». (слайд 7). 

— Так от кого же мы получили письмо? (Мы получили письмо от Ези и Золы.)

— Интересно, что девочки нам написали? Хотите прочитаю? (Да.)

Воспитатель читает письмо.

— «Здравствуйте, дети!  Пишут вам Ези и Зола. Мы живем в Каире. Знаем, что сейчас в России зима. Но мы, к сожалению, никогда не видели русской зимы. Расскажите, пожалуйста, нам о вашей зиме, о детских забавах. А мы расскажем своим подружкам».

—   Что же нам надо сделать? (Надо рассказать девочкам из Каира о зиме.) (Я думаю, надо послать им письмо с рассказом о зиме.)

— Что нам может помочь в составлении рассказа? (Я думаю, что в составлении рассказа может помочь картина.)

Переходят к картине вместе с воспитателем.  

 Упражнение в составлении творческого рассказа по сюжетной картине.

— Сегодня нам поможет картина. Подходите к ней.

Воспитатель показывает девочкам картину к пособию Ушаковой О. С.  «Не боимся мороза». (слайд 8)

В течение 10 секунд дети рассматривают картину.

— Как вы думаете, эта картина может подойти для составления рассказа о зиме и зимних забавах? (Я думаю, что эта картина подходит для составления рассказа о зиме и зимних забавах.)

Почему вы так решили? 

(Я думаю, что на картине нарисована зима).

(Я считаю, что эта картина подходит для составления рассказа о зиме, потому что идет снег, все деревья в снегу).

(Я считаю, что эта картина подходит для составления рассказа о зиме, потому что девочки тепло одеты).

— Предлагаю вам рассказать о том, что вы видите на картине с помощью вот этого листа бумаги.

На столике лежит лист бумаги формата А 4.

Игра по технологии ТРИЗ «Подзорная труба»

Дидактическая задача: учить детей выделять объекты, изображенные на картине.

— Что можно сделать из листа бумаги, чтобы рассмотреть объекты на картине? (Я думаю, что из листа бумаги можно сделать подзорную трубу.)

— Сделайте себе подзорную трубу.

— Наведите глазок подзорной трубы на один объект на картине и назовите его. Будем говорить по цепочке. (Я вижу девочку в розовом пальто.) (Я вижу девочку в фиолетовом пальто.)( Я вижу девочку в зеленом пальто.) ( Я вижу санки.) (Я вижу плюшевого медведя.) (Я вижу ворону.) (Я вижу ель.) ( Я вижу снежинку.)

— Молодцы! Вы смогли рассмотреть отдельные объекты картины при помощи подзорной трубы. Отложите её в сторону, на стол.

Игра «Кто о чем говорит?»

Дидактическая задача: учить детей составлять диалоги от лица объектов картины.

— А сейчас очень важное задание. Давайте доверим трем девочкам придумать имена нашим героям.

— Оля, как ты назовешь девочку в розовом пальто? (Вера.)

— Даша, а ты какое имя придумала девочке в фиолетовом пальто? (Маша.)

— А ты, Катя? (Катя.)

— А теперь вам предстоит очень сложная задача  -попробовать себя в роли рассказчиц. Для выполнения этого задания вам понадобится напарница. Найдите себе пару.

Девочки находят себе пару.

— У вас получился литературный дуэт. Я буду в роли редактора. Получите творческое задание.

— Вашей паре нужно составить рассказ по заданию №1. О чем разговаривают Маша и Катя? Составьте диалог от лица героев. Договоритесь, кто будет Маша, а кто Катя. Присаживайтесь на ковер.

Воспитатель ставит кружок с цифрой 1 около изображения Маши и Кати на картине.

— Вашей паре задание №2: составить рассказ, о чем думает Вера.

Воспитатель ставит кружок с цифрой 2 около изображения Веры на картине.

— Ваше задание №3: о чем задумалась ворона.

Воспитатель ставит кружок с цифрой 3 около изображения вороны на картине.

— Составьте рассказ и договоритесь, кто начинает, а кто заканчивает. Для работы вам отводится 3 минуты.

Воспитатель ставит песочные часы на столик. Дети составляют рассказы.

— Чья пара готова, поднимите руки.

— Интересно, о чем разговаривают Маша и Катя. (Маша: «Давай построим домик из снега?» Катя: «Давай!» Маша: «Что у нас будет в домике?» Катя: » Я предлагаю сделать кроватку, стол и кресла».)

Какой интересный диалог!

— Послушайте, о чем думает Вера. («Какой замечательный морозный денек! Сейчас скачусь еще разочек с горки и пойду играть к подружкам».)

— Как ярко и образно! Спасибо!

— Послушаем, о чем же задумалась ворона. («Как весело играют девочки! Может и мне с ними поиграть? Буду бросать им по ягодке.»)

— Какие удивительные мысли у вороны! Может действительно вороны так думают, глядя на девочек.

—   Ваши рассказы получились очень интересные, как хорошо вы умеете договариваться в парах.

Физкультминутка «Зима»

 Мы зимой в снежки играем, мы играем.         (имитация лепки снежков)

По сугробам мы шагаем, мы шагаем.               (шагаем, высоко поднимая колени)

И на лыжах мы бежим, мы бежим.               (пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)

На коньках по льду скользим, мы скользим.  (плавные пружинистые движения, руки согнуты в локтях)

И снегурочку лепим мы, лепим мы.                (соответствующие движения)  

Гостью-зиму любим мы, любим мы.            (развести руки в поклоне и поставить на пояс).

Игра» Что было, что будет»

Дидактическая задача: учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом.

— Посмотрите внимательно на подружек.  Как вы думаете, что было с ними до того, как они вышли на прогулку? (Однажды зимой шел белый, пушистый снег. Подружки договорились выйти во двор погулять. Они взяли санки и игрушки: лопатки, ведро, медведя. Девочки тепло оделись и вышли во двор.)

-Кто хочет добавить к рассказу Кати? (Наступила зима. Выпало много пушистого снега. Подружки созвонились и вышли вместе на прогулку, чтобы порадоваться снегу и морозной погоде.)

— Как вы думаете, что будет с подружками после прогулки? (Девочки построили красивый дом. Вера покаталась на санках и помогла подружкам построить дом. Они пошли домой ужинать.)

— Вы меня порадовали. Как хорошо вы умеете фантазировать! Спасибо вам за рассказы.

 Игра «Составь рассказ по сюжетной картине»

Дидактическая задача: тренировать умение составлять рассказ по сюжетной картине.

— Дети, зачем мы с вами составляем рассказ по картине? (Мы хотим отправить письмо девочкам из Каира и рассказать им о нашей зиме и зимних забавах.)

— Да, мы с вами можем написать письмо, но оно будет идти очень долго. Как можно быстрее отправить ваши рассказы про зиму? ( По интернету, через компьютер).

— Я предлагаю вам отправить видеосообщение девочкам. Все согласны? (Да, согласны.)

— У меня есть сотовый телефон, с помощью которого мы запишем ваши рассказы по картине на видео. Пусть каждая из вас подумает, с чего можно начать рассказ, как продолжить и чем закончить.

— Кто готов?

Ребенок смотрит на картину и рассказывает.

(Однажды зимой выпало много пушистого снега. Подружки Вера, Катя и Маша собрались на прогулку. Они взяли с собой санки и игрушки: лопатки, ведро, медведя. Девочки тепло оделись и вышли во двор. Катя и Маша решили с помощью лопаток построить домик. В доме сделать стол, кресла и диван. Мишка сидит в санках и думает: «Как хорошо зимой на улице! Здорово, что можно покататься с горки. Девочки сейчас мне ее построят!» На рябине присела ворона, в клюве у нее ягодка рябины. Она прислушивается к разговору девочек. Вера катается с горки. Девочки радуются зиме. Счастливые и довольные девочки вернутся домой и расскажут родителям о своей прогулке с подружками.)

Заслушиваются 2 рассказа детей.

— Какие интересные рассказы у вас получились.  Какой рассказ вам понравился и почему?

— При оценке вам поможет эта схема.

Воспитатель демонстрирует схему к анализу рассказа. (слайд 9)Характеристика девочек из рассказа подружкиХарактеристика девочек из рассказа подружкиХарактеристика девочек из рассказа подружкиХарактеристика девочек из рассказа подружки

Дети анализируют рассказы. (Мне понравился рассказ Оли, потому что он полный, она рассказала обо всем, в правильном порядке, ее рассказ был плавным, Оля передавала эмоции, использовала красивые слова.)

Дыхательная гимнастика «Подуем на снежинку»

  1. Сделать полных вдох.
  2. Задержать дыхание на 3-4 секунды.
  3. С силой выпустить воздух, направляя его на лежащую снежинку.

Повторить 3-4 раза.

         Игра » Придумай название картины»

Дидактическая задача: развивать творчество детей.

— Ребята, мы с вами потренировались в составлении рассказа по картине.

Вы знаете, что каждая картина имеет своё название. Как, по вашему мнению, можно назвать картину? Объясните свой выбор.

(Я думаю, что картину можно назвать «Девочки на прогулке», так как здесь изображены девочки, которые гуляют.)(Я думаю, что картину можно назвать» Зимняя прогулка», потому что девочки гуляли зимой.)(Я думаю, что картину можно назвать «Зима», потому что на картине изображена зима.)

— Интересно! Замечательно!

Работа в тетрадях.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунки, а затем задает вопросы:

-Кого вы видите на картинках? (Птиц)

— Назовите их.

-Обведите перелетных птиц красным карандашом, а зимующих и кочующих-синим.

Составление загадок о птицах.

Воспитатель предлагает детям составить описательную загадку по плану: 

  • Внешний вид.
  • К какой группе относится?
  • Чем питается?
  • Как поет?

  Далее дети загадывают загадки (5—6 детей).

  Оценка ответов самими детьми (Воспитатель предлагает выбрать самую точную, и интересную загадку).

  — Чтобы зимующим птицам было хорошо зимовать, как должны им помогать люди? (Ответы детей).

 Осмысление (итог).

— Что мы сегодня делали? (Мы составляли рассказы по картине для девочек Каира.)(Мы рассказывали о зиме и зимних забавах для девочек из Каира.)

— Почему нам это удалось? (Нам удалось составить рассказы по картине, потому что мы делали это все вместе.) (Нам удалось составить рассказы по картине, потому что мы хорошо подумали.) (Нам удалось составить рассказы по картине, потому что мы уже составляли рассказы по другим картинам.)

Что для вас было самым интересным? (Мне было интересно смотреть в подзорную трубу.) (Мне было интересно придумывать, о чем говорят и думают девочки на картине.)(Мне понравилось размышлять, что было сначала, что потом.)(Мне было интересно составлять рассказы по картине.)

— Что для вас было самым трудным и почему? (Мне было трудно составлять рассказы по картине, потому что для меня это еще сложно.)(Мне было трудно придумать, о чем говорят девочки, потому что надо было хорошо подумать.)

— Молодцы! Вы постарались придумать интересные, образные рассказы о нашей зиме и зимних детских забавах. В группе мы с вами еще раз прослушаем ваши рассказы на телефоне и отправим девочкам из Каира. Договорились? (Да, договорились.)

— Подойдите к лесенке успеха и оцените себя с помощью снежинок. Кому сегодня всё удалось — прикрепите снежинку на верхнюю ступеньку, кому надо еще потренироваться — на нижнюю.

Дети подходят к мольберту, на котором нарисована лесенка с 2-мя ступеньками и прикрепляют снежинки. (слайд 10)

ЗАДАНИЕ 1.    

Реализация программных задач

№п/п

Раздел МРР

Программные задачи

(из конспекта)

Реализация программной задачи (пример из конспекта)

1.

Развитие словаря

-формировать навыки точного подбора слова при формулировании мысли и правильного его употребления в любом контексте;

— активизировать словарь детей по темам: «Перелетные птицы. Зимующие и кочующие птицы»

Игра по технологии ТРИЗ «Подзорная труба».

Игра «Кто о чем говорит?»

Игра «Придумай название картины».

Составление загадок о птицах.

2.

Формирование грамматического строя речи

— формировать умение правильного построения речевого высказывания

 Составление творческих рассказов по картине.

3.

Воспитание звуковой культуры речи

-развивать у дошкольников дикцию

Физкультминутка «Зима»

4.

Развитие связной речи

-учить составлять творческий рассказ по сюжетной картине;

— закрепить умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы

 Игра «Составь рассказ по сюжетной картине».

Игра» Что было, что будет».

Беседа о зиме.

Методы и приемы развития речи детей

№п/п

Словесный метод

Приемы:

Наглядный метод

Приемы:

Практический метод

Приемы:

1.

Вопросы

Рассматривание картины

Игровая мотивация

2.

Беседа

Презентация

Дидактическая игра «Подзорная труба»

3.

Использование художественного слова

Использование схем, моделей

Дидактическая игра «Кто о чем говорит»

4.

Объяснение

Видеозапись

Упражнения в составлении творческого рассказа по картине.

5.

Рассказ

Игра «Что было, что будет»

6.

Упражнения в рабочей тетради.

Интеграция образовательных областей

№п/п

Образовательные области

(по ФГОС ДО)

Пояснения

(по конспекту)

речевое развитие

Обогащение активного словаря  (формировать навыки точного подбора слова при формулировании мысли и правильного его употребления в любом контексте;

— активизировать словарь детей по темам: «Перелетные птицы. Зимующие и кочующие птицы»);

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (формировать умение правильного построения речевого высказывания;

-учить составлять творческий рассказ по сюжетной картине;

— закрепить умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы);

развитие звуковой и интонационной культуры речи (развивать у дошкольников дикцию);

знакомство с детской литературой

(загадки )

социально-коммуникативное развитие

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками (беседы)

художественно-эстетическое развитие

восприятие художественной литературы (чтение стихотворения, загадки)

познавательное развитие

предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации (создание игровой мотивации, использование дидактических игр и упражнений; систематизация знаний о временах года, о птицах)

физическое развитие

приобретение опыта в двигательной  деятельности: (физкультминутка, дыхательная гимнастика).

ЗАДАНИЕ 2.

 Дидактические игры и упражнения

Развитие связной речи

Дидактическая игра «Фотограф»

Дидактическая задача: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины.

Правила: найти фрагменты картины и составить рассказ.

Ход игры. Взрослый просит ребёнка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные».

Игровое упражнение «Чего на свете не бывает»

Дидактическая задача: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.

Ход игры. Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.

Развитие словаря

Дидактическая игра «Вершки-корешки»

Дидактическая задача: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.

Игровое действие. Разыгрывание фантов.

Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками».

  Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

 Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит: «Вершки – а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки».

Игровое упражнение «Собери пять»

 Дидактическая задача: научить относить единичные предметы к определенным тематическим группам.

 Ход игры. Для игры надо заготовить набор предметных картинок, состоящий из нескольких тематических групп (одежда, посуда, игрушки, мебель и т.д.) Играет несколько человек, по количеству тематических групп. Картинки лежат на столе изображениями вниз. Каждый берёт по одной картинке, называет её  и родовое понятие, к какому относится данная картинка. Таким образом, устанавливается, какую группу будет собирать каждый участник. Если выбраны одинаковые группы, открывают ещё по одной картинке. Затем ведущий показывает играющим по одной картинке, а они должны просить себе ту или иную картинку: «Мне нужна кукла, потому что я собираю игрушки». Выигрывают тот, кто первый собрал свою группу картинок (количество картинок в каждой группе должно быть одинаковым, например, по шесть картинок).

Формирование грамматического строя речи

Дидактическая игра «Зачем нам эти вещи»

Дидактическая задача: научить использовать в речи сложноподчинённые предложения цели.

Правила. Дети должны выбрать себе любой предмет, но объяснить, для чего он нужен. В предложении должен быть использован союз чтобы: «Я взял карандаш, чтобы рисовать».

Ход игры.  Перед игроками лежат разные предметы: мяч, карандаши, книга, кукла, грузовичок, скакалка и другие игрушки. Дети по очереди выбирают предмет и объясняют для чего он нужен с использованием союза «чтобы».

Игровое упражнение «Составь фразу»

Дидактическая задача: закрепить умение образовывать предложения из слов.

Ход игры. Предложить детям придумать предложения, используя следующие слова:

забавный щенок                         полная корзина

спелая ягода                               веселая песня

колючий куст                             лесное озеро

Воспитание звуковой культуры речи

 Дидактическая игра «Повтори»

Дидактическая задача: развитие дикции.

Правила: ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке.

Ход игры.

Мак-бак-так

Ток-тук-так                                    

Бык-бак-бок                                    

Дам-дом-дым                                  

Ком-дом-гном                                         

моток-каток-поток

батон-бутон-бетон

будка-дудка-утка

натка-ватка-ветка

клетка-плетка пленка

При восприятии слов необязательно знание понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.

Игровое упражнение «Похоже — не похоже»

Дидактическая задача: развитие дикции, правильного звукопроизношения.

Ход игры.

  Из каждых четырех названных взрослым слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:

Мак-бак-так-банан

Сом-ком-индюк-дом

Лимон-вагон-кот-бутон

Мак-бак-веник-рак

Совок-гном-венок-каток

Пятка-ватка-лимон-кадка

Ветка-диван-клетка-сетка      

Каток-дом-моток-поток

ЗАДАНИЕ 3.

Н.В. Нищева «Рабочая тетрадь для развития речи и коммуникативных способностей детей подготовительной к школе группы (с 6 до 7 лет)).

Развитие словаря:

задача: активизировать словарь детей по темам: «Перелетные птицы. Зимующие и кочующие птицы»;

задание: обвести перелетных птиц красным карандашом, а зимующих и кочующих-синим.

Формирование грамматического строя речи:

задача: совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными);

задание: подберите слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», и расскажите о каждой птице.

Воспитание звуковой культуры речи:

задача: формирование навыков звукобуквенного анализа;

задание: разгадайте ребус, в котором спрятано название одной из птиц. Кто нарисован на картинке? (Врач).

Какую букву этого слова надо заменить на другую букву? (Букву «в» нужно заменить на букву «г»).

Развитие связной речи:

задача: совершенствование навыков монологической речи;

задание: cоставить описательные загадки о птицах.

ЗАДАНИЕ 4. (см. Приложения)

Рассказ «Мальчики» Антона Павловича Чехова наполнен яркими героями, юмором и неожиданными поворотами событий. Автор мастерски создаёт образы. Одной лишь фразой или действием персонажа он может описать его характер и жизненные ценности. Как и во всех произведениях Чехова, в рассказе «Мальчики» присутствует и глубокая мораль. Многомудрый Литрекон предлагает Вам к прочтению краткий пересказ рассказа «Мальчики», а также отзыв для читательского дневника. Несмотря на то, что сюжет передан в сокращении, в нём раскрыты все основные события и важные детали. 

Краткий пересказ

(466 слов) Морозным зимним днём Володя Королёв приехал со своим другом Чечевицыным, учеником второго класса, домой из гимназии на рождественские каникулы. Вскоре после радостной и шумной встречи за столом собралась пить чай вся семья Володи: отец и мать, а также сёстры мальчика — одиннадцатилетняя Катя, младшие Соня и Маша. На сестёр Володи Чечевицын производил впечатление «учёного человека»: у него был серьёзный вид, он мало говорил, был чрезвычайно задумчив. Володя, обычно бывавший в домашней обстановке разговорчивым и весёлым, тоже был молчалив.

Раньше, когда Володя приезжал на каникулы домой, он с радостью брался за приготовление украшений для ёлки, бегал во двор смотреть на снеговую гору, которую делали кучер с пастухом. Но теперь, когда после чая отец с девочками вырезали из цветной бумаги праздничные украшения в детской комнате, он тихо сидел рядом со своим товарищем у окна. Мальчики шёпотом что-то обсуждали, рассматривая карту в географическом атласе. Чечевицын рассуждал, каким образом можно добраться до Калифорнии.

Друг Володи пытался заговорить с Катей, но она не поняла его заумных рассуждений из приключенческой книги. Он называл себя «Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых». Всё это было очень загадочно для Кати и Сони, двух старшеньких девочек. Они решили узнать, в чём дело, и внимательно следили за ребятами. 

Вечером девочки тихо подошли к спальне мальчиков и услышали их разговор. Ребята планировали бежать в Америку «добывать золото». Для этого путешествия у них было всё подготовлено: необходимые вещи, оружие, еда и немного денег. Чечевицын называл Володю «бледнолицый брат мой». Катя и Соня решили ничего не говорить маме о готовящемся побеге, так как они хотели, чтобы мальчики привезли им из Америки подарки.

На следующий вечер, накануне сочельника, Володя расплакался и долго обнимал своих родных перед сном. Катя и Соня понимали в чём дело, а Маша, самая маленькая, ничего не знала.

Ранним утром в сочельник Катя и Соня пошли посмотреть на то, как ребята будут совершать побег. Они услышали, как в комнате Чечевицын уговаривал неуверенного и напуганного Володю ехать в Америку. Володя жалел маму, но всё-таки под напором друга согласился ехать. 

В этот же день за обедом родители обнаружили, что мальчиков нигде нет: ни в доме, ни в деревне. Мальчиков долго искали. Целый вечер они ждали ребят. Ночью вновь пошли искать их в деревне, с фонарями ходили к реке. На следующий день приехал урядник составлять бумагу. Мама переживала за детей и всё плакала. Немного погодя у крыльца дома Королёвых остановились сани — это привезли найденных детей. Ребят задержали в городском Гостином дворе. Там они спрашивали, где можно купить порох. Володя сразу же бросился, рыдая, к матери. Потом отец повёл беглых мальчишек к себе в кабинет и отчитал их. Оказалось, дети ночевали на вокзале. 

Мать Чечевицына, получившая от Королёвых телеграмму, на следующий день приехала забрать домой сына. Перед отъездом Чечевицын был суров, он молча и с надменностью прощался с девочками. Не сказав ни единого слова, он написал в Катиной тетрадке на память: «Монтигомо Ястребиный Коготь». 

Отзыв

(292 слова) Главная мысль рассказа «Мальчики» состоит в том, что необходимо думать о близких и родных людях, прежде чем решиться на поступок, который может привести к беде. Важно нести ответственность за свои действия. Такова мораль рассказа «Мальчики». Быть самим собой, не идти на поводу у других людей, прислушиваться к своему сердцу и разуму — вот чему учит автор. Володя хотел быть похожим на Чечевицына, поэтому он, изменив своим привычкам, копировал поведение друга. Кроме того, автор показывает его слабоволие и мягкотелость. Володя хотел отказаться от затеи убежать из дома, но под влиянием своего товарища всё-таки согласился ехать вместе с ним.

Произведение заставляет задуматься о том, что детям необходимо выбирать себе друга, с которым он будет на равных, не попадать под влияние и не принимать безоговорочно его идеи. Автор показывает различие детей и их характеров. Володя и Чечевицын — по темпераменту совсем разные ребята. Володя — чувствительный, податливый, открытый мальчик. В глубине души он понимал, что поступает несправедливо по отношению к своим родителям, он жалел свою мать. Когда мальчики вернулись домой, Володя в слезах побежал к матери: он раскаивался в содеянном. Не будь у Володи такого друга как Чечевицын, он вряд ли бы совершил подобное. Чечевицын — загадочный, непростой человек, обладающий лидерскими качествами, скрытный и не эмоциональный. После всего произошедшего он вёл себя ещё более серьёзно и надменно, не чувствуя своей вины. Таково моё отношение к главным героям рассказа «Мальчики». 

Мне понравился рассказ «Мальчики» тем, что вся произошедшая с ребятами история закончилась благополучно. Чехов показывает, как нелегко порой ребёнку оставаться самим собой рядом с другом, которым он восхищается и видит пример для подражания. Таково моё впечатление о рассказе «Мальчики». Автор описывает читателю вполне жизненную и поучительную историю. В такой ситуации могут оказаться дети, не осознающие своих действий в силу малого возраста и незнания жизни. Таково моё мнение о рассказе «Мальчики». 

Автор: Диана Танцур

  • Характеристика главного героя из рассказа детство толстой
  • Характеристика гулливера из рассказа путешествие гулливера
  • Характеристика героя из рассказа дубровский владимир дубровский
  • Характеристика героев сказки три медведя
  • Характеристика героя магуль мегери из сказки ашик кериб