Доклад по теме:
Использование обращений в творчестве А.С. Пушкина
Выполнила:
Быкадорова Елена
5Б класс школа № 20
2018 год
План.
-
Несколько слов об авторе.
-
Примеры обращений в сказках А.С. Пушкина.
-
Значение обращений в речи.
-
Значение сказок А.С. Пушкина, как они действуют на читателя
Несколько слов об авторе.
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (по старому стилю 26 мая) 1799 года в Москве в семье нетитулованного дворянского рода. Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, писатель, драматург, автор бессмертных поэм, стихов и сказок. Мало кто не слышал об этом имени, имя Пушкина мы знаем с детства. Семья поэта относилась к нетитулованному дворянскому роду. Предки Александра были аристократами, людьми, которые честно и гордо служили своей родине. Дед поэта был полковником, отец – острословом. Прадед по матери был африканцем, знаменитым «арапом» Ганнибалом, служившим при дворе у Петра I. Летнее время детства с 1805 по 1810 год поэта прошло у бабушки в селе Захарове. Бабушка и наняла для мальчика няню – Арину Родионовну, которую ребёнок так полюбил. Детские впечатления, полученные за эти годы, нашли отражение в творчестве писателя. Арине Родионовне он посвятил множество своих произведений и был сильно привязан к ней. В 1811 году поэт поступил в Царскосельский лицей, где и проявился его творческий литературный дар. За годы обучения Пушкин установил тесные контакты со знаменитыми литераторами Вяземским, Тургеневым, Карамзиным. Первые публикации поэта пришлись на 1814 год, когда в журнале «Вестник Европы» издали его стихотворение «К другу-стихотворцу». В это же время писателя заочно приняли членом литературного клуба под названием «Арзамас». В 1817 году Александр окончил лицей и выпустился в чине секретаря 12-го класса. После выпуска поэт переехал в Петербург, а не вернулся в Москву. В Петербурге он поступил на службу в Коллегию иностранных дел, где писатель выступал как активный участник заседаний. В 1819 году Пушкина приняли в литературно-театральное общество «Зелёная лампа». Политические произведения Пушкина 1817–1820 годов вызвали гнев у императора Александра I. К этим произведениям относятся «К Чаадаеву», «Вольность», «Деревня». Писателю грозила ссылка в Сибирь, и только благодаря усилиям Карамзина, Крылова и Жуковского этого удалось избежать. В 1820 поэт был отправлен в Феодосию для поправки здоровья. Впечатления об этом месте отражены в произведении «Евгений Онегин». Гибель поэта произошла 29 января (по старому стилю 10 февраля) в 1837 году на дуэли с Жоржем Дантесом. Пушкин получил смертельное ранение в живот и скончался.
Александр Сергеевич Пушкин – один из ярчайших поэтов «золотого века», который оставил неизгладимый след в русской литературе.
Мир пушкинской поэзии – это светлый, добрый, радостный мир любви, дружбы и созидания. Он необычайно широк и потому включает в себя все: взлеты и падения, успех и разочарования, радость и печаль, любовь и дружбу, предательство и измену. Поэт изливает свои чувства и переживания в стихах. Он живет в них. Каждое его стихотворение можно сравнить с драгоценным камнем, с янтарем, внутри которого находится жучок. Так и в пушкинских стихах. В каждом из них есть своя сердцевина, ядро, в котором и заложена основная мысль.
Примеры обращений в сказках А.С. Пушкина.
В сказке А.С. Пушкина о рыбаке и рыбке.
-
Золотая рыбка обращается к рыбаку:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь».
-
Рыбак обращается к золотой рыбке:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
-
Старуха обращается к старику:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».
-
Обращение старика к старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
В сказке А.С. Пушкина о царе Салтане.
-
Обращение царя Салтана к девице:
«Здравствуй, красная девица, –
Говорит он, – будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября».
Значение обращений в речи.
В произведениях А.С.Пушкина присутствуют самые разнообразные эмоции: любовь, удовольствие, радость, нежность, симпатия, негодование, холод и другие, которые проявляются в пушкинских обращениях.
Язык Пушкина отличается новизной по объему лексических средств, широте охвата разнообразных языковых единиц. Идея сближения народно-разговорной речи с книжно-литературной стала основным принципом не только литературной деятельности Пушкина, но и развития национального литературного языка в целом.
Пушкин видел в «простонародном наречии» основу литературного языка. Пушкин постоянно обращается к языку простого народа, видит в нем «живописный способ выражения». В языке народа, в его песнях, пословицах и сказках Пушкин обнаруживал множество речевых самородков. Он чутко прислушивался к народным песням, находя в них «истинную поэзию». К словам и выражениям простонародного характера поэт относился с вниманием и уважением. Он постоянно проявлял к ним живой интерес, восторгался их меткостью и образностью.
Пушкин проявлял интерес к диалектам, советовал вслушиваться в простонародные речения. Он включает многие просторечные слова и выражения и синтаксические конструкции в литературное употребление. Из года в год возрастало его внимание к народно-разговорной речи, все шире вводились в язык художественных произведений разговорно-просторечные элементы. Если в лицейский период Пушкин лишь изредка использовал их, то первым произведением, где средства народной речи используются свободно и смело и в речи персонажей, и в речи автора, стала поэма «Руслан и Людмила» (1820), встреченная критикой недоброжелательно. Критиков возмутило обилие «низких» слов и выражений, переход героя от одной манеры речи к другой, смешение жанров – употребление в волшебной сказке элегических словосочетаний.
Пушкин смело нарушает границы жанровых речевых стилей, создавая новые виды литературных произведений. Он разорвал принудительную связь жанра и стиля языка. Он создал «романтическую» и историческую поэмы («Руслан и Людмила», «Полтава»), роман в стихах («Евгений Онегин»), стихотворную повесть («Граф Нулин»). Во всех этих новых произведениях он совершенно свободно пользуется элементами трех прежних литературных стилей.
У него одно произведение могло включать самые разнообразные речевые элементы. Пушкин же достиг органичного слияния простонародного и книжного языка в единую литературную речь во всех жанрах и видах художественной литературы. В пушкинских произведениях элементы разговорной речи уже не признак их жанровой принадлежности, но свойство русского национального литературного языка. Пушкин широко использует просторечную лексику в таких произведениях, как «Арап Петра Великого», «Цыганы», «Полтава», «Евгений Онегин», «Медный всадник», «Повести Белкина», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Дубровский».
Просторечные и простонародные слова Пушкин использует для создания речевой характеристики героя определенного социального положения – солдата, крестьянина, ямщика.
Пушкин был осторожнее и умереннее в употреблении просторечных и простонародных средств, чем авторы XVIII в., особенно авторы комедий и басен. Пушкин избегает всего того, что непонятно и неизвестно в общем литературно-бытовом обиходе. Он чужд экзотике областных выражений, не допускал грубого просторечия, жаргонизмов. Пушкинский язык почти не пользуется профессиональными и сословными диалектами города, сторонится разговорно-чиновничьего диалекта. Лишь в некоторых произведениях мы встречаем отдельные слова и выражения, обусловленные содержанием текстов, например, в «Пиковой даме» – слова и выражения картежников, в «Домике в Коломне» – военные термины. Пушкин из просторечия берет только общенародные, общепонятные слова, которые могут получить общенациональное признание: # авось, бедняк, назло, сулить, карабкаться, тотчас, напекать.
Отбор слов и выражений из народной речи подчинен в творчестве Пушкина принципу соразмерности и сообразности. Он сознательно отбирает из народной речи наиболее яркие элементы, используя их в различных контекстах, с различными целями, предварительно обрабатывая средства народного языка. Пушкин отбирает из народного языка в литературный такие речевые средства, которые были исторически апробированы, т.е. широко употребительны в летописях, песнях, сказаниях, былинах и потому известны всему народу. Поэт не привлекал местные диалектные слова. Отбор он проводил в городском просторечии и крестьянской бытовой речи, а не в жаргоне светских салонов. Пушкин не допускал грубо-просторечных, диалектных и жаргонных слов в большом количестве. Он не опускался до натуралистической фиксации диалектного говорения.
Поэты и писатели XVIII в. ограничивали использование просторечия лишь произведениями «низкого стиля», они воспроизводили народную речь, не подвергая ее стилистической обработке. Крестьяне в их произведениях говорят подчеркнуто диалектной речью, авторы сознательно сгущают краски, вкладывая в их реплики фонетические, синтаксические и лексические диалектизмы, восходящие к различным говорам. Пушкин находит в народном словоупотреблении самобытные черты, характеризующие его неподдельность и своеобразие. Например, в стихотворении «Утопленник» употребляются диалектизмы хозяйка («жена, старшая женщина в крестьянской семье»), погода («дурная погода, буря»); в «Капитанской дочке» – «постоялый двор, или, по-тамошнему, умет». Пушкин производит строгий, тщательный отбор лексики и использует диалектные черты в специальных стилистических задачах: создать характер документальности, достоверной точности.
Пушкин делает разговорную речь простого народа подлинной основой национального русского литературного языка.
Значение сказок А.С. Пушкина, как они действуют на читателя
Сказки Пушкина – сюжетные произведения, в которых показан резкий конфликт между светлым и тёмным миром. Примером может служить «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Она была написана в 1831 году. Это была первая сказка появившаяся в печати. Это произведение – не подражание и не переложение народной сказки, в нем с самого начала дается тонкое сатирическое снижение образа царя: « Во время разговора он стоял позадь забора». В сказке отражены многообразные оттенки человеческих чувств. Сказка завершается, как у многих писателей – сказочников веселым пиром, славящим торжество добра.
Сказки Пушкина непохожи одна на другую. «Сказка о попе и работнике его Балде» написана в Болдине в 1830 году. Основной послужила запись народной сказки, сделанная Пушкиным в Михайловском. В этой сказке Пушкин изумительно передает народную грубоватую насмешку над сытыми бездельниками и любителями пользоваться чужим трудом.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» была написана в 1833 году, а в 1834 году написана «Сказка о золотом петушке» – эти сказки сродни народным песням. В них есть напевность и легкость стиха. Они звучат как музыка. Неудивительно, что именно эти сказки вдохновили композитора Римского — Корсакова на создание таких дивных опер, как «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке».
Трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к общечеловеческим культурным ценностям и богатству родного языка. Анна Ахматова в статье «Пушкин и дети» пишет: «Стихи Пушкина дарили детям русский язык в самом совершенном его великолепии, язык, который они, может быть, никогда больше не услышат и на котором не будут говорить, но который всё равно будет при них как вечная драгоценности».
Пушкин любил свое отечество-Россию и ее народ. С глубоким интересом изучал он народную жизнь. Поэт написал бы еще много произведений, если бы его жизнь не прервалась так рано.
Ни один поэт не создал такой мудрой и светлой пейзажной лирики. Впервые благодаря его лирике мы узнали о прелести природы средней полосы России. Описание природы тесно связано с бытом крестьян. Произведения А. С. Пушкина указали детской литературе новый путь. Они дали классические образцы детской литературы, в своих произведениях он пробуждает чувство любви к родине и приобщает детей к истинной поэзии. Творчество великого поэта повлияло на последующее развитие детской литературы.
Обновлено: 02.11.2021 14:30:50
Александр Сергеевич Пушкин несомненно гениальный поэт, помимо этого он поразительно тонко чувствовал человеческую природу, суть отношений между мужчиной и женщиной, отлично владел пером и прекрасно передавал сложные вещи, даже путем написания детских сказок.
«Сказка о рыбаке и Золотой рыбке» одно из таких произведений. Ребенку оно дает веру в чудеса и порицание жадности, а взрослый может в ней увидеть намного больше граней. Поэтому чтение этого поэтического творения великого русского поэта может стать актуальным в любом возрасте.
Вспомним содержание сказки
На морском побережье живет пожилая супружеская пара, уровень жизни которой весьма и весьма скромный. Старик занят ловлей рыбы, которая составляет основу их пропитания, а его супруга целыми днями прядет пряжу.
События начинают разворачиваться после возвращения старика с неудачного промысла. В этот день ему не пришлось поймать ничего, кроме одной рыбки. Рыбка была золотой и что самое удивительное – говорила со стариком человеческим голосом, попросив его отпустить ее назад в море, при этом обещая старику выполнить любые его желания. По простоте сердечной и из жалости старик отпускает рыбку, не взяв с нее выкупа, то есть даром.
Услышав о такой непрактичности своего мужа, старуха начинает бранить его, настаивая, чтобы тот хотя бы взял с рыбки новое корыто, так как старое совсем пришло в негодность. Претензия была выражена непрактичному мужу на примере первого, что попалось на глаза вредной жены. Старик, опять же по простоте сердечной, послушно идет к морю и просит рыбку о корыте, которое вскорости и получает старуха.
Почуяв, что она «поймала удачу за хвост» старуха начинает выказывать постоянно растущие аппетиты и амбиции. Она непрестанно требует повышение своего материального благополучия и социального статуса. Последовательно становясь из зажиточной крестьянки – дворянкой, а потом и вовсе восседает на монаршем троне став царицей. По мере роста амбиций растет и надменность по отношению к мужу, повелительный тон и явное услаждение властью.
Прерывается это все быстрее, чем развивалось. Когда ослеплённая своими страстями старуха требует рабского подчинения ей самой Золотой рыбки и услужения у неё на посылках, а себе трон Владычицы Морской все возвращается «на круги своя» и старуха остается у разбитого корыта. Вернувшись в свою «исходную точку», — покосившуюся землянку на берегу моря.
В чём суть сказочного повествования
Интерпретировать для себя и окружающих это многогранное произведение бессмертного автора можно широко и по-разному. Попробуем охватить большинство известных толкований произведения, для начала перечислив их.
-
Мотивы религиозно – метафизической философии.
-
Пример неудачных супружеских отношений.
-
Морально – психологическая притча.
-
Политические мотивы времен А.С. Пушкина.
Начнем с наиболее сложной трактовки, религиозно – метафизической философии. На примере работы современной философской школы кратко опишем эти мотивы, заключённые в сказке. Здесь сокрыт смысл искушения человека властью и могуществом
Ссылкой на религиозный, христианский подтекст сказки служит указание на то, что «они жили в ветхой землянке тридцать лет и три года». Дата в 33 года указывает на дату возраста Христа, когда он сталкивается с дьявольским искушением и подвергается, в том числе искушению властью.
«Старик» представлен в сказке как Чистый разум, или по-другому Ум, который не связывает себя земными попечениями, благодаря чему легко преодолевает это искушение, сразу отказавшись от предложенного Рыбкой выкупа. «Старуха» представляет собой, с позиции христианского взгляда, неразумную душу охваченную желаниями и поэтому он испивает чашу искушений сполна. Сами искушения, по своей сути и были предназначены ей, — душе человеческой, потенциально преисполненной непокорности и страстными пожеланиями.
Исходя с позиций мирского здравого смысла и общепринятой морали «старика» можно упрекнуть в рабской покорности и отсутствии воли, а вот с точки зрения христианских добродетелей он являет истинное смирение, — которое есть источник добродетелей. Этим отречением от благ «мира сего» он проявляет высшую премудрость, стоящую над человеческими умозаключениями.
«Старуха» же, будучи его супругой, то есть «второй половиной» показывает читателю пример того как страстное искушение властью и могуществом делает её почти безумной, что приводит её на путь богоборчества. Хотя у Пушкина эта идея выражена в завуалированной форме, но, по сути, её желание подчинить себе ту, что выполняет все её повеления, есть идея присвоить себе качества божества. Сюжет для своего произведения Пушкин взял из сказки братьев Гримм «О рыбаке и его жене», написанной в 1812 году, в этой сказке старуха заявляет прямо «я хочу стать богом!» и повелевать Солнцем и Луной.
В произведении великого русского поэта эта идея выведена на уровень амбиций «старухи» в отношении «золотой рыбки», но смысл самого искушения от этого не поменялся. Стремление человека присвоить себе место божества противоречит его естеству, ведь люди не в состоянии исправить свою природу и не могут менять природу вещей. Такие попытки обрекают человека на провал и несут за собой неизменное наказание за гордыню – грех, который первым вошел в сатану.
Параллелью с этим идет указание на то, что властолюбие ведет к обрушению иерархии патриархального уклада русского самодержавного государства, где власть является наследственным институтом. Претензии «старухи» без всяких оснований, сначала на то, чтобы стать «вольной царицей», а потом вообще «владычицей морской» – это прообраз бунта.
Эти нарушения иерархии земной власти, основанной на законах небесных, должны были бы привести к суровой каре, но в сказке все возвращается для главных героев к их «разбитому корыту». Для «старухи» — это, несомненно, тяжкое наказание, через стремительное падение после такого вознесения. Что касается «старика», то и его постигает возвращение к жалкому своему началу и необходимости переосмысливать произошедшее, да и корыто вновь остается разбитым и вопрос с ним придется решать. Читатель переживает эти поучительные драматические события, для того, чтобы обдумать все причины нестроений между умом и душой человеческой и сделать выводы для себя.
Как пример неудачных супружеских отношений, это можно рассматривать, если осмыслить неспособность мужа «старика» создать семье даже минимальное материальное благосостояние. Символом крайней бедности в повествовании служит «разбитое корыто». Такие нищенские условия жизни неизбежно создают конфликтную ситуацию между женой и мужем. Ещё более обостряются отношения в семье, когда «старик» не воспользовался шансом решить имеющиеся материальные проблемы и отказался воспользоваться предложенным рыбкой выкупом.
Что стало причиной такого отказа? Видимо перед ним не стоит цель улучшить свое материальное положение, его и так все устраивает. Вполне возможно, он просто испугался такого «волшебного» решения вопроса «говорящей рыбой» и проявил свойственную ему всегда нерешительность спрашивать о чем-то и тем более просить.
Старик продемонстрировал полную воздержанность и крайнюю форму нестяжательного отношения в своих желаниях, которые свойственны традиционной общности народов самодержавной России и сложившемуся у них мировоззрению. Даже сейчас большая часть современных россиян воспринимают деньги, гордость и власть как признак зла, хотя в западной парадигме мира именно эти составляющие являются стимулом к благополучию в материальном плане и достижению свободы и независимости.
Эту ситуацию в сказке можно рассматривать как проблемную составляющую социально – родового уровня традиционного сознания, влекущие за собой такую ситуацию в частности как бедность в большинстве семей и в большей части общества в целом. С этим и связана большая часть жизненных неурядиц в семейно-бытовом плане.
Морально – психологическая притча, изложенная в сказке, может быть рассмотрена через умозаключения философии Канта и некоторого, почти тибетского Дзен – буддизма. «Старик» стремится к состоянию «покоя», но при этом, из-за неимения иных желаний, его собственная воля крайне слаба. По причине практического отсутствия собственной воли, его поведение подчинено воли «старухи», которая является его половиной.
С психоаналитической точки зрения «старик» является воплощением «чистого ума», ясно понимающего законы мироздания. Он стоически принимает его данность. «Старик» согласен с его четким, неизменным порядком, не противится и не оспаривает ничего, а лишь служит пожеланиям других, выполняя их повеления. Хотя это и похоже на высшую мудрость, но автор его при этом называет «невежей», потому как он не постиг «науки» о необходимости «знать свое место». В этом контексте автор выражает мнение, сложившееся в народной среде, которое и возводится в мораль сказки.
Мораль обращена к «старику», а не к «старухе» по причине того, что он должен как глава обуздать её безумные «хотелки» и безграничные желания. Для этого «ум» должен обладать сильной волей. Говоря языком Канта,- чистый разум должен быть облечен в практичность и являть самовластие. Для того, чтобы «старик» понял это сказка возвращает его к «разбитому корыту», в его исходное состояние, для новой попытки переосмыслить жизнь и начать все сначала исходя из полученной «горькой науки» жизнью.
«Старик» — ум должен усвоить, чтобы жить со «своею старухой» — желаниями, чувствами и эмоциями, главный урок, — гармония и счастье в жизни зависит от согласия между умом и желаниями. Для этого ум должен стать деятельным. Это подразумевает четкое знание того, что он хочет и как это может повлиять на дальнейшее развитие событий, а все желания должны быть осмысленными. В противном случае неизбежен постоянный кризис, — бездеятельный ум становится источником неясных и многих беспокойств, телесных страданий и материальных потерь. Неразумные и безудержные желания, в этом случае, только умножают скорби и сделают бремя потерь неподъемным.
Осознанный подход к принятию необходимости единства ума и желаний, — путь духовного взросления, как для самого человека, так и по отношению ко всему сообществу людей. Понимание этой необходимости приводит к гармонии самосознания личности и отношений в социуме. Согласно философии другого немецкого ученого Макса Вебера.
Сказка задает собой модель архетипа личности человека:
-
Созерцательный, «чистый ум» по Канту – это старик
-
Желательная, неразумная, подсознательная Душа, как женщина – это старуха.
Суть проблемы, раскрываемой в сказке иносказательно, — перевернутая иерархия власти в человеке и доминирование неразумных Желаний над Умом, который послушно их исполняет. Образ «разбитого корыта» — как образ разлада и раздробленности между безвольным умом и неограниченными и безумными желаниями души. От этого внутреннего состояния человека все переносится во внешние отношения между полами и в социальное неравенство общества.
Что касается политического контекста, то здесь некоторыми критиками прослеживается как внутренняя проблема России погрязшей в углубляющемся кризисе патриархальной иерархичности системы самодержавия. Так и внешнеполитическая обстановка в мире, где роль «золотой рыбки» отводят России, которая призвана проучить «старуху» Англию.
Такая вот на первый взгляд детская, но глубоко разносторонняя сказка великого русского гения Александра Сергеевича Пушкина.
Статья составлена на основании: научной работы доктора философских наук Андрея Мясникова «Современное философское осмысление сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» и материалов работы педагогов и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК domsolnyshko.kz/o-nas/o-detskom-dome/
Оцените статью | |
Всего голосов: 0, рейтинг: 0 |
I. Организационный момент.
У. — Давайте в начале урока вспомним русскую пословицу:
“Чтение – вот лучшее…” (учение)
У. — Закончите фразу.
— А кого мы называем хорошим, серьезным читателем?
Д. — Человека, который понимает прочитанное, запоминает детали, новые слова, может анализировать текст.
II. Разминка « Читалочка».
(На доске чистоговорка)
Тара-тара-тараторка,
Быстрая чистоговорка,
Чистая чистоговорка.
Я её проговорю
И пятёрку получу.
1. Читаем глазками.
— Что это? для чего нужна чистоговорка?
2.Читаем хором.
— Какой звук повторяется? Что вы знаете об этом звуке?
3.Чтение на выдохе 2-З раза с повышением голоса и с понижением голоса.
5.Интонационное чтение ( с точкой, ? ,с! ).
Вывод:
— Меняется ли интонация при изменении знака препинания в конце предложения?
III. Постановка цели урока.
У.— Посмотрите на доске буквы. Интересно, какое слово рассыпалось?
(ксазак)
Д. – Сказка.
У. – Правильно. Это слово сказка. А какую сказку мы с вами изучаем?
Д. – «Сказка о рыбаке и рыбке».
У. – А кто автор этой сказки?
Д. – Александр Сергеевич Пушкин.
У. – Почему это произведение А. Пушкин назвал сказкой?
Д. Происходит волшебство.
У. К какому виду сказок относится « Сказка о рыбаке и рыбке»
Д. – Это волшебная сказка.
У. – Что волшебного в сказке? Что могло быть в настоящей жизни?
У. – Сегодня на уроке мы с вами будем учиться давать характеристику каждому герою « Сказки о рыбаке и рыбке». Назовите героев сказки.
Д. Старик, Старуха, рыбка.
IV. Работа по теме урока.
У. В начале нашей работы предлагаю выполнить задание на жёлтой карточке.
Какой характер у старика? У старухи? Соедини стрелками ( « Сказка о рыбаке и рыбке»).
Характер старика | сварливый добрый мягкий злобный властный смиренный жадный алчный податливый грубый неуживчивый | Характер старухи |
Проверка: фронтальная, игра « Хлопай-топай».
У. – Чтобы более точно охарактеризовать героев сказки, мы будем работать по плану.
План.
1.В Где живёт герой?
2.В Чем занимается?
3.В Какие поступки совершает?
4.В Какой характер у героя?
5.В Что вам понравилось или не понравилось в герое?
Первому характеристику мы дадим старику.
У. – Где живёт старик?
Д. – Старик живёт у моря. В ветхой землянке.
У. – А из каких строчек вы узнали, что старик живёт у моря. Найдите, прочитайте эти строчки.
Д. – Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
У. Чем занимается старик?
Д. – Старик ловил рыбу.
У. – В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки.
Д. – Старик ловил неводом рыбу.
У. Какие поступки совершает старик?
Д. – Старик поймал золотую рыбку и отпустил, её ничего не попросив.
У. Найдите строчки, в которых об этом говорится. Прочитайте.
Д. Раз он в море закинул невод,
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, —
Пришёл невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришёл невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
« Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь».
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
« Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
У. — Какой характер у старика?
Д. — Старик добрый, мягкий, смиренный, податливый.
У. – Докажите, что характер у старика был добрый?
Д. – Старик отпустил золотую рыбку, не взяв с неё выкуп.
У. – А почему старика можно назвать мягким, смиренным, податливым?
Д. — Старик выполнял все приказания старухи, не перечил ей.
У. — Что вам понравилось или не понравилось в старике?
(Подвести детей к выводу, что старик не является положительным героем. Хоть он простоват и добр, но имеет нетвёрдый характер. Он выполняет все приказы старухи, тем провоцирует её на всё большее зло.
У. – Где живёт старуха?
Д. – Старуха живёт у моря. В ветхой землянке.
У. Чем занимается старуха?
Д. – Старуха прядёт свою пряжу.
У. – В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки.
Д. – Старуха пряла свою пряжу.
У. Какие поступки совершает старуха?
Д. – Старуха каждый раз отправляет старика просить у рыбки новый выкуп.
У. – Вспомните все желания старухи и расположите их по порядку с меньшего.
В
Вольная царица.
Владычица морская.
Новое корыто.
В
Столбовая дворянка.
В
Новая изба.
У. — Какой характер у старухи?
Д. — Старуха сварливая, неуживчивая, жадная, алчная,
злобная, властная, грубая.
У. — Что вам понравилось или не понравилось в старухе?
Физкультминутка.
— Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Дружно выстроились в ряд
В рыбок превратились в раз.
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде:
То согнутся, разогнутся,
То зароются в песке.
Самостоятельная работа.
У. Самостоятельно по плану составьте рассказ–характеристику о золотой рыбке.
( Выслушиваются ответы детей).
У. — Как мы можем узнать настроение рыбки?
Д. — Настроение рыбки можно узнать, по словам о море.
У. — Выполните карточку. Проведите к рисункам стрелки от цитат из сказки. Работу выполняйте в парах.
Проверка: фронтальная, игра « Изобрази движением».
У. – Почему так изменялось настроение моря?
Д. — Когда старуха захотела невозможного, море почернело, и поднялась на море буря.
У. А можно ли море считать четвёртым героем сказки?
Д. – Да море можно считать четвёртым героем сказки, потому что его настроение изменяется, по мере того как изменяются желания старухи.
У. – Вспомните, как называется сказка?
У.— Почему «Сказка о рыбаке и рыбке», а нет старухи?
Подсказка: какие герои вам нравятся, а какие нет?
У.— У автора тоже есть свои предпочтения. Отношение автора к своим героям выражается через название сказки. Старуха злая, корыстная, завистливая, жадная и не удостаивается внимания автора даже в названии.
У. — Какая главная мысль сказки. Выберите наиболее точную формулировку.
Как здорово поймать волшебную золотую рыбку!
В
Как плохо быть сварливым и жадным.
В
Если ты сварливый и жадный ты потеряешь своё счастье.
V. Итог урока.
У. — Ребята, представьте, что вы оказались в этой сказке и рыбка может исполнить ваши желания.
На парте у вас лежат золотые рыбки, найдите их. Напишите свое желание, а может быть это будет просьба для родных, друзей из класса.
(Ученики пишут под музыку. Чтение желаний)
У. — Спасибо за урок
19 ноября
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины моря в сказке. Характеристика героев сказки
Сегодня познакомимся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
По этому произведению снят мультфильм. Предлагаю вам посмотреть.
А теперь поработаем с текстом. Произведение длинное. Поэтому разделите его на 3 части (как раз на 3 дня).
1 часть — с. 90-94 (до слов внизу «Воротился старик ко старухе…»)
2 часть — с. 94 -97 (до слов «Старик к старухе воротился …»)
3 часть — с.97 — 100.
В сказке встречаются устаревшие слова, т.е. слова, которые мы уже не употребляем.
В конце в словарике найдите и прочитайте значение выделенных слов.
Значение слов, которых нет в словаре:
Корыто — предмет хозяйственного обихода, открытая продолговатая ёмкость для стирки белья, корма скота и т. п.
Землянка — углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй.
Душегрейка — женская тёплая кофта без рукавов.
Кичка — старинный русский праздничный головной убор замужней женщины.
Царские палаты — это палаты, в которых жил царь. Палатами раньше назывались богатые жилые дома, которые «избой» не назовешь.
Д/З Вам нужно будет за три дня (до понедельника) прочитать это произведение.
В понедельник в классе будем работать по тексту выборочным чтением.
17 ноября
Тема: А. Пушкин – великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». А. Пушкина «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»
Сегодня начинаем новый раздел «Русские писатели» и познакомимся с их произведениями.
А.С. Пушкин.
Посмотрите краткую биографию поэта.
Познакомьтесь с отрывками его произведений в учебнике на с. 85. Узнали из каких сказок?
А.С. Пушкин писал не только стихи. В списке его творчества есть поэмы и романы.
Поэма — это это литературный жанр, повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему. (повествование, т.е. рассказ, но в стихотворной форме).
Роман — это литературный жанр, большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом.
В ваших учебниках даны отрывки из таких произведений. Н с. 86-87 познакомьтесь с отрывком, который является вступлением к поэме «Руслан и Людмила». Выполните задание №3 на с. 87 (устно).
И ещё два отрывка, но уже из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». На с. 89 прочитайте отрывок. Устно ответьте на вопрос № 1.
А вот отрывок на с. 88 вам нужно будет выучить наизусть.
Д/З Прочитать с. 84-89. Выучить отрывок с. 88.
16 ноября
Тема: М. Пришвин «Осеннее утро». И. Бунин «Сегодня так светло кругом…».
Мы заканчиваем раздел «Люблю природу русскую. Осень».
На с. 78 прочитайте рассказ М. Пришвина «Осеннее утро». Ответьте на вопросы №1 и
№ 2.
Ниже прочитайте стихотворение И. Бунина. Составьте небольшой рассказ на тему «Утро в осеннем лесу». Опорные слова даны в задании № 3 под стихотворением.
15 ноября
Тема: В. Брюсов «Листья сухие…», В. Берестов «Хитрые грибы». «Грибы» (Из энциклопедии)
Продолжаем знакомиться с поэтами и их стихотворениями об осени.
Выразительно прочитайте в учебнике новые стихотворения на с. 74 — 76. Ответьте на вопросы.
Познакомьтесь с текстом на с. 77.
Это текст из энциклопедии. А что такое энциклопедия?
Энциклопедия — это научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря.
Нарисуйте на листе бумаги «жителей» особого царства живой природы.
Кто не рассказал стихотворение — жду.
12 ноября
Тема урока: А. Толстой «Осень…». С. Есенин «Закружилась листва золотая…». В. Брюсов «Листья сухие…», И. Токмакова «Опустел скворечник…», выразительное чтение стихотворений
Цель: познакомиться с произведениями разных поэтов; учиться читать с выражением и наизусть.
1. Прочитайте стихотворения поэтов об осени на с. 73-75
2.Ответьте на вопросы
Физминутка
3. Послушайте ещё одно стихотворение
4. Прочитайте это стихотворение на с. 72.
5 Выучите наизусть.
Жду видео ваших выступлений.
10 ноября
Тема урока: К. Бальмонт «Поспевает брусника», А. Плещеев «Осень наступила…». А. Фет «Ласточки пропали…». Внеклассное чтение 2. Стихи об осени.
Цель: познакомиться со стихотворениями разных поэтов об осени; учиться читать стихи с выражением.
1. Работа по учебнику
Прочитайте стихотворения на с. 69-71. Ответьте на вопросы после каждого стихотворения.
Озимь – это:
1.Осенние посевы однолетних злаков, прорастающих осенью и зимующих под снегом.
2.Всходы таких злаков.
Потренируйтесь читать с выражением. Какие стихотворения об осени вы знаете?
Д/З подготовьтесь читать с выражением любимое стихотворение об осени. (не наизусть)
9 ноября
Тема урока: Люблю родную природу. Осень. Картины осенней природы. Осенние загадки. Соотнесение загадки и отгадки. Образ осени в загадках. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».
Цель: познакомиться с новым разделом, учиться сопоставлять загадки и отгадки про осень; познакомиться с творчеством Ф.Тютчева.
Сегодня познакомимся с новым разделом «Люблю природу русскую. Осень».
1. Работа с учебником
Откройте учебник на с. 65 и прочитайте, с чем мы познакомимся, чему научимся, изучая этот раздел.
На с. 66 прочитайте обращение к учащимся.
— — А вам нравится осень? Если да, то чем? На с. прочитайте загадки. Проверьте себя (внизу страницы написаны отгадки).
Физминутка
2. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».
Федор Иванович Тютчев (1803–1873 гг.) – знаменитый русский поэт, дипломат и публицист. Автор более 400 стихотворений. Одна из главных тем в творчестве поэта – тема природы. Послушайте его стихотворение «Есть в осени первоначальной…»
А теперь прочтите это стихотворение на с. 68 самостоятельно. Ответьте на вопросы ниже. Д/З выразительно читать стихотворение
8 ноября
Тема урока: Внеклассное чтение. Русская народная сказка. «Гуси-лебеди». Рассказывание сказки по рисункам и по плану. Выборочный пересказ.
Цель: познакомимся с русской народной сказкой
«Гуси-лебеди» и новым видом сказок (волшебной сказкой); будем учиться характеризовать героя сказки по его
поступкам; совершенствовать выразительность чтения, развивать воображение.
1. Повторение
Ребята, мы продолжаем знакомство со сказками. Давайте вспомним с какими сказками мы успели познакомиться: Петушок и бобовое зернышко; У страха глаза велики; Лиса и тетерев; Лиса и журавль; Каша из топора. Эти сказки можно разделить на две группы:
— бытовые сказки
— сказки о животных
Задание 1: разделите пройденные сказки на эти две группы.
2. Работа над новым материалом
Сегодня мы познакомимся с ещё одним видом сказок — волшебными.
В
волшебных сказках, как и в бытовых, основные персонажи — люди, но если в
бытовых сказках герои становятся победителями преимущественно благодаря своему
уму, смекалке, смелости, хитрости, то здесь победа одерживается с помощью
чародейства.
2.1 Предлагаю вам послушать сказку. Гуси — Лебеди
2.2 Работа по учебнику
Откройте учебники с. 48. Найдите выделенные слова в Словарике (в конце учебника).
Предлагаю немного отдохнуть. Физминутка
Прочитайте сказку.
3. Закрепление
3.1 Проверка понимания текста.
— Понравилась вам
сказка?
— Что в сказке
волшебного?
— Назовите героев
сказки.
— Куда ушли мать и
отец?
— Что они сказали
дочке? Послушалась ли она родителей?
— Кто унёс братца?
— Кого встретила
девочка, когда побежала искать братца?
— Помогли ли они в
поиске? Почему?
— Где она нашла
братца?
— Кто помог ей увести
оттуда братца? Почему?
— Кто помог им
вернуться домой?
— Как бы вы охарактеризовали героиню сказки?
Д/З Перескажите сказку, пользуясь планом:
1. Потеря брата.
2. Поиск.
3. В избушке у Бабы Яги.
4. Возвращение домой.
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 122-124.
УКМ «Школа России»
Раздел «Русские писатели». Проверим себя и оценим свои достижения.
1. Назови произведения, которые тебе запомнились. Кто их автор?
Мне больше всего запомнились сказка Пушкина «О рыбаке и рыбке» и рассказ Толстого «Котёнок».
2. Ты уже познакомился с народными сказками. Теперь ты узнал, что сказку может придумать писатель, поэт. Мы говорим, что это литературная сказка.
Сказки бывают народными и литературными. Народные придумывает народ, литературные сочиняет автор.
3. Встречалось ли тебе слово иллюстратор? Это художник, который делает рисунки — иллюстрации к литературным произведениям. Например, к сказке о «Рыбаке и рыбке» рисунки делал художник Перцов.
А наиболее известным иллюстратором сказок Пушкина является Иван Билибин.
4. С какими произведениям Пушкина, Крылова, Толстого ты был знаком раньше? Расскажи одно из них.
Я читала сказки Пушкина: «О царе Салтане», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О попе и работнике его Балде».
Я читала басни Крылова: «Волк и ягнёнок», «Слон и Моська», «Мартышка и очки».
Я читала рассказы и сказки Льва Толстого: «Два брата», «Два товарища», «Лев и собачка».
Пример пересказа сказок Пушкина можно посмотреть, перейдя по ссылке.
5. Какие образные выражения из прочитанных рассказов ты запомнил и можешь объяснить их смысл?
«Сказка о рыбаке и рыбке»: не садися не в свои сани. Это значит занимайся своим делом, не лезь в чужое.
«Лебедь, рак и щука»: из кожи лезут вон. Это значит стараются изо всех сил.
«Стрекоза и муравей»: голову вскружило. Это значит потерять рассудок, делать глупости.
«Филипок»: в горле пересохло. Это значит, что мальчик не мог сказать ни слова.
«Котёнок»: что было духу. Это значит изо всех сил, очень быстро.
6. Прочитай ещё один отрывок из романа «Евгений Онегин» Пушкина. Сравни это стихотворение со стихотворением на странице 89. Подумай, какая тема их объединяет. Одинаковы ли в них зимние картины? Чем они различаются? Где наблюдал зиму поэт: в городе, в деревне?
Тема этих стихотворений — зима и мороз.
Но картины в этих стихотворениях разные. В первом описана деревня, день, радость мальчика и крестьянина. Во втором описан город и ночь, все люди спят и только собака лает.
7. Можешь ли ты сказать, в чём необычность «Сказки о золотой рыбке»?
Её необычность в том, что она написана в стихах. И у неё грустный конец, нет счастливого финала.
8. Случалось ли тебе остаться у разбитого корыта? Придумай свой рассказ на эту тему.
Пример рассказа на тему «Остаться у разбитого корыта» для 2 класса
Однажды мы с Игорем гостили в деревне у бабушки.
Как-то мы отправились в лес за грибами. Ходили мы долго, почти полдня, и набрали по полной корзинке грибов. Радостные мы возвращались домой.
Нам нужно было перейти по мосткам небольшую, но быструю речку. Я пошла осторожно, а Игорь побежал. Он поскользнулся и упал в воду. Корзина опрокинулась и грибы уплыли по течению. Только один боровик Игорь успел схватить.
Он остался у разбитого корыта, но я поделилась с ним своими грибами.
9. Определи основные мысли прочитанных басен Крылова. Назови образные слова и выражения из его басен, которые мы часто употребляем в речи. Почему их называют крылатыми?
Основная мысль басни «Лебедь, рак и щука»: Действовать нужно сообща, помогать, а не мешать друг другу.
Основная мысль басни «Стрекоза и муравей»: Нужно всегда думать о будущем и готовиться к нему заранее.
Образные слова: Злой тоской удручена, Воз и ныне там.
Эти выражения называют крылатыми, потому что они ушли в народ, стали часто употребляться в речи.
10. Вспомните с другом примеры из жизни, когда можно употребить следующие пословицы:
Один за всех и все за одного. Миша объяснил друзьям тему по русскому языку, а они помогли ему научиться играть в теннис. («Лебедь, рак и щука»)
Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт. Маша боялась спать в темноте, но стремилась побороть свой страх и специально попросила маму гасить ей на ночь свет. («Котёнок»)
Грамоте учиться, всегда пригодиться. Коля пошёл в магазин, но не смог прочитать название товара и ничего не купил. А Игорь знал грамоту и купил нужный ему товар. («Филипок»)
Друзья познаются в беде. Юля потеряла ключи от дома. Алина сказала, что нужно быть внимательней, а Вика пригласила Юлю к себе, пока не пришли её родители. Вика помогла в беде, значит она настоящий друг. («Котёнок», «Стрекоза и муравей»)
Добра желаешь — добро и делай. Вадим помог старушке перейти улицу, а она дала ему конфетку. («Старый дед и внучек», «Стрекоза и муравей»)
Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее. Маша плохо понимала математику и мама наняла репетитора. Маша усиленно занималась и стала получать по математике пятёрки. («Филипок»)
Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает. Андрей долго тренировался и победил на соревнованиях. Он был счастлив. («Филипок»)
11. Назови прочитанные произведения, к которым подходят эти пословицы.
Смотри названия произведений в скобочках.