Вдова Степана Настасья осталась с тремя детьми. Два мальчика были похожи на родителей, а девочка Танюшка ни на одного из них. Танюша была красавица, черная и с зелеными глазами, характер у нее тоже был особенный: ни подруг, ни женихов не было
Старшие сыновья уже могут помогать матери, а Танюшка еще слишком мала для этого. Как ни было трудно Настасье, малахитовую шкатулку она не продавала. Танюшка особенно тянулась к этой отцовской памяти и просила мать ее не продавать. Она любила играть с драгоценностями и они ей очень шли, в отличие от матери.
Испугавшись, что дело может кончиться тем, что шкатулку выкрадут, Настасья прячет ее от дочери. Но та находит материнский тайник и продолжает втайне примерять украшения, уверяя, что камни несут ей добро. За этим занятием ее и застает нищая побирушка, зашедшая в избу водички попросить. Утолив жажду, нищенка решает задержаться на некоторое время в гостеприимном доме, в качестве платы за постой обещая научить Танюшку вышивать дивные гобелены шелком и бисером. Слово свое она сдержала и даже снабдила свою ученицу необходимыми для работы материалами. Вскоре странница отправилась дальше, оставив на память Танюшке ценный артефакт – пуговку, посредством которой могла общаться с нею.
Теперь семья не бедствовала, рукоделие приносило доход, но вскоре у них сгорело все имущество. И Настасья решает продать шкатулку. Шкатулку покупает местный приказчик Паротя, точнее, его жена и бывшая любовница молодого барина Турчанинова. Но и приказчиковой жене украшения оказались не по размеру. Между тем Турчанинов увидев покупку своей бывшей возлюбленной и захотел поговорить с прежней владелицей. Увидев Танюшку он предложил ей руку и сердце. В качестве доказательства своей порядочности он преподносит ей в подарок выкупленные у бывшей любовницы украшения.
Девушка согласилась подумать в ответ на исполнение ее желания: увидеть царицу в той палате, в которой добытый ее отцом малахит есть. Турчанинов соглашается и отправляется в столицу, чтобы подготовить все к ее визиту.
В Петербурге он рассказывал всем, что скоро женится на ослепительной красавице и приглашает девушку в Петербург. Договорившись, что жених встретит ее на ступенях дворца, Татьяна надела все драгоценности из шкатулки и отправилась на встречу. Чтобы прохожие не ослепли от блеска самоцветов, она их прикрыла старенькой шубкой. Барин, увидев Танюшку во дворце в бедной шубке, застыдился и сбежал.
Танюшка же легко проникла на территорию дворца, предъявив в качестве пропуска охранникам свои украшения. Сдав шубку челяди, она направилась в малахитовые палаты, но там ее никто не ждал, так как императрица назначила аудиенцию в другом зале. Поняв, что жених ее нагло обманул, она шагнула в ближайшую малахитовую колонну и растворилась в ней.
Турчанинов остался и без невесты, и без содержимого малахитовой шкатулки: украшения хоть и не вошли в камень вслед за Танюшкой, оставшись на поверхности, но собрать их не получилось.
Сборник рассказов «Малахитовая шкатулка» был написан Павлом Бажовым, который создал его на основе историй Уральского горнозаводского фольклора. Ими любил баловать своих слушателей горняцкий сказитель Василий Хмелинин. «Уральские сказы», как их иначе называли, стали выходить в периодическую печать с 1936 по 1945 год, а потом их перевели на разные языки мира.
Много наград и премий за свою жизнь получил П. Бажов. «Малахитовая шкатулка» (краткое содержание которой будет представлено немного ниже) — это уникальная литературная сокровищница, которая вошла в школьную программу для внеклассного чтения. Это тот народный фольклор, который, как настоящий самородок, по-своему ярко и изысканно представляет русскую культуру.
«Малахитовая шкатулка»: краткое содержание для читательского дневника
В перечень сборника «Малахитовая шкатулка» входит много увлекательных рассказов, среди которых: «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер» и т. д. Наверно, у каждого из нас в детстве была такая книга. Рассказ «Малахитовая шкатулка» стал продолжением произведения «Медной горы хозяйка». Это нашло свое одобрение у юных читателей.
Приступая к теме «Малахитовая шкатулка»: краткое содержание для читательского дневника», мы опишем только самые важные события и линии сюжета.
Итак, все началось с того, что после смерти каменных дел мастера Степана малахитовая шкатулка, которой его одарила Хозяйка Медной горы, досталась в наследство его жене Настасье и детям. Еще при муже она надевала на себя все эти драгоценности, но носить не могла, так как они начинали мучить ее. То мочки тянули, и они распухали, то кольцо сдавливалось, и палец синел, а когда однажды бусы примерила, то ощутила, будто бы холодный лед приложили к ее шее.
Бажов, «Малахитовая шкатулка»: краткое содержание
Настасья хотела продать эти украшения и даже приценивалась. Знающий в этих вопросах толк человек подсказал ей, что немалых денег стоит эта малахитовая шкатулка. Краткое содержание дальше повествует о том, что Настасья поначалу долго не хотела продавать ее, и все думала про черный день. А тем временем покупателей было много: кто сто рублей давал, а кто и двести — каждый хотел малограмотную вдову обмануть, но она не торопилась.
А все потому, что у них со Степаном родилось двое сыновей и младшенькая дочка Танюшка. Она очень сильно оплакивала смерть отца. Единственным утешением для нее стала шкатулка с драгоценностями, «тятина памятка», которую мать стала давать ей поиграть. После всей работы по дому она бралась примерять на себя кольца и сережки из шкатулки. От них она чувствовала утешение, радость и тепло.
Вор
Как-то раз сидела Татьяна дома, одна без матери и братьев, и после уборки как всегда принялась заниматься любимым делом — примерять и рассматривать украшения. Интригой продолжается «Малахитовая шкатулка». Краткое содержание дальше рассказывает, что в этот момент к ним в дом вдруг зашел незнакомый мужик, у которого в руках был топор. Танюшка повернулась к нему, а он, увидев ее, как закричит, глаза начал тереть и буквально ослеп от необыкновенного блеска ее камней. Девочка испугалась, выпрыгнула в окно и побежала звать соседей. Никто потом так и не понял, то ли это вор был, то ли просто человек милостыню пришел просить, как он сам и утверждал.
Странница
Без хозяина семье жилось туго, и Настасья часто стала думать о том, что ее может спасти от нищеты малахитовая шкатулка. Краткое содержание продолжается тем, что однажды в их доме появилась убогого вида женщина, которая попросилась переночевать. Хозяйка возражать не стала и пригласила ее в дом. А странница оказалась совсем непростой, и за короткое время Танюшка к ней очень привязалась. Женщина научила девочку вышивать шелком и бисером.
Матери это занятие было не по душе, так как ни золотых нитей, ни бисера у них не было. Но странница сказала, что на первое время она даст Татьяне все необходимое, а остальное девушка сама себе потом заработает. Тогда-то мать и успокоилась.
Секрет
Потом Танюшка, дождавшись, когда в доме родных никого не осталось, решила показать страннице подарок ее отца — малахитовую шкатулку. Они вместе спустились в погреб, и там девушка открыла заветную коробочку. Краткое содержание сказки «Малахитовая шкатулка» дальше продолжается тем, что старушка сразу попросила ее примерить драгоценности. Когда девушка все на себя надела, то странница подправила ей камни так, что они заблестели еще ярче. Затем она сказала, чтобы Танюшка смотрела вперед и не оглядывалась не нее. И вдруг та видит, что стоит посреди малахитовой царской палаты молодая девушка необыкновенной красоты вся в драгоценных украшениях, а рядом с ней мужчина с раскосыми глазами, похожий на зайца, а она на него почти не смотрит. Странница сказала, что эти комнаты украшены малахитом, который ее отец добыл, а кто эта красавица, она потом поймет, и заулыбалась.
И вот теперь женщина засобиралась в дорогу. Она оставила на память о себе пуговку и сказала, что если возникнут вопросы по работе, пусть девушка в нее заглядывает. Там она сразу увидит все ответы.
Пожар
И тут случилось несчастье — дом их сгорел. Поджигатели, наверное, рассчитывали на то, что Настасья, в конце концов, шкатулку продаст, так как нужда ее заставит.
Выставила она цену в две тысячи рублей. Сначала покупателя не было, но потом приказчик новый Паротя с женой приехал, и ей уж очень приглянулись эти украшения, а так как она была любовницей барина Турчанинова, то и деньги у нее такие нашлись. Однако украшения она носить так и не смогла.
Портрет
Но вскоре приехал Турчанинов на рудники, чтобы и денег нарыть, и возлюбленную вернуть. Паротя знал это и решил опередить события. Был у него с собой портрет Танюшки золотом вышитый, который он попросил ее же и вышить. Его он и показал барину. Тот, увидев там красавицу, так и обомлел и приказал немедленно показать ее ему. С этой минуты он забыл про всех женщин на свете и шкатулку малахитовую выкупил у приказчика для Танюшки. А потом сразу попросил девушку надеть украшения и следом сделал ей предложение. Но она поставила условия, чтобы он показал ей царскую малахитовую комнату из «тятиной добычи».
Турчанинов тотчас отдает приказ запрягать лошадей, но Татьяна сама пообещала приехать на конях. К этому времени весь Петербург уже «стоял на ушах» от слухов о невесте Турчанинова и о шкатулке. Танюшка наказала своему жениху ждать ее возле крыльца. Но когда тот увидел, что она шла пешком, укутанная в платок и шубку, постеснялся и спрятался. Дворцовые лакеи не хотели пропускать ее. Но когда она скинула свою верхнюю одежду, то на ней было такое платье, которого у самой царицы не было.
Царские малахиты
Царица же, войдя в комнату для приемов, никого не обнаружила и тоже от удивления поспешила выяснить, где эта своевольница. Танюшка совсем рассердилась на барина и сказала ему, что это она царицу велела ей показать, а не ее царице нужно показывать. После этих слов прислонилась она к малахитовой стене и растаяла навечно. Только камни остались сверкать, да пуговка на полу валялась. Турчанинов поднял ту пуговку, а в ней сама Танюшка смеялась над ним и называла его полоумным зайцем.
Больше про нее никто ничего не слышал, только поговаривали потом люди, что Хозяйка Медной горы двоиться начала — в одинаковых нарядах сразу двух девушек видели.
Так закончился рассказ «Малахитовая шкатулка». Краткое содержание, однако, не заменит оригинала. Поэтому лучше прочитать его самостоятельно.
Как почти все сказы Бажова, «Малахитовая шкатулка» представляет собой «предание гор Уральских». Она входит в одноименный сборник вместе с такими известными произведениями, как: «Огневушка-поскакушка», «Синюшкин колодец», «Золотой волос», «Серебряное копытце» и проч.
Сказ «Малахитовая шкатулка» является продолжением рассказа «Медной горы хозяйка», так как в нем речь идет о дочери Степана и Настасьи — Танюшке. Эти сказы создавались в 1936-1938 годах, и позже были объединены ним в сборник «Малахитовая шкатулка». Сквозным персонажем во всех рассказах сборника выступает сама Хозяйка. Причем во многих рассказах она сама и не появляется, а действует опосредованно. Сам рассказ не очень большой, но мы постараемся еще больше сократить его, предоставив вашему вниманию краткий пересказ.
«Малахитовая шкатулка»
Бажов не сразу дал рассказу такое название, сначала он назывался «Тятино подаренье», но перед самым выходом его в печать автор решил поменять название. Как мы можем судить сейчас, оно оказалось на редкость удачным. Но это не совсем относится к теме нашего разговора, мы же обещали вам пересказать то, что написал Павел Петрович Бажов. «Малахитовая шкатулка» (краткое содержание сказа мы изложим ниже) повествует нам о событиях, которые развиваются через несколько лет после приключений героев, описанных в сказе «Медной горы хозяйка».
Удачной семейной жизни у Степана с Настасьей не получилось – она овдовела, оставшись с двумя детьми. Старшие сыновья уже могут помогать матери, а Танюшка еще слишком мала для этого. Чтобы занять дочь, Настасья дает ей поиграться своим свадебным подарком от самой Хозяйки в конце предыдущего сказа — развитие чудесных событий и решил продолжить Бажов. «Малахитовая шкатулка», краткое содержание которой вы сейчас читаете, не зря носит такое название. Она полна ювелирных изделий, сработанных горными мастерами из местных самоцветов. Настасье эти украшения не подошли: стоило ей вдеть в уши серьги, нанизать кольца и украсить себя ожерельем, как дело заканчивалось тем, что мочки начинали опухать, пальцы отекали, а шею охватывал тяжелый и холодный ошейник.
Вот и дала она по доброте душевной маленькой Танюшке поиграть с драгоценностями. Девчушка пришла в полный восторг! Моментально сообразив, что кольца предназначены для пальцев, а серьги положено вдевать в уши, она начала примерять на себя гарнитуры, глядя на которые императрицам впору было почувствовать себя нищенками.
Испугавшись, что дело может кончиться тем, что шкатулку выкрадут, Настасья прячет ее от дочери. Но та находит материнский тайник и продолжает втайне примерять украшения, уверяя, что камни несут ей добро. За этим занятием ее и застает нищая побирушка, зашедшая в избу водички попросить. Утолив жажду, нищенка решает задержаться на некоторое время в гостеприимном доме, в качестве платы за постой обещая научить Танюшку вышивать дивные гобелены шелком и бисером. Слово свое она сдержала и даже снабдила свою ученицу необходимыми для работы материалами. Вскоре странница отправилась дальше, оставив на память Танюшке ценный артефакт – пуговку, посредством которой могла общаться с нею. Этот прием позаимствовал из старинных русских сказок Бажов.
«Малахитовая шкатулка»: краткое содержание. Развитие событий
Семья бедствовать перестала, так как рукоделие приносило неплохой доход, но тут судьба наносит семейству очередной удар – пожар. Сгорело все, нажитое непосильным трудом. Чтобы выжить, Настасья принимает решение продать шкатулку, и покупатель находится моментально. Им оказывается местный приказчик Паротя, точнее, его жена и бывшая любовница молодого барина Турчанинова. Но и приказчиковой жене украшения оказались не по размеру.
Между тем Турчанинов, решив осмотреть свое уральское имущество, покинул Петербург и появился в Полевой. Посмотрел приобретение своей бывшей возлюбленной и захотел поговорить с прежней владелицей. Увидев Танюшку, он моментально воспылал высокими чувствами и, не сходя с места, предложил ей свою руку, сердце и состояние. В качестве доказательства своей порядочности он преподносит ей в подарок выкупленные у бывшей любовницы украшения.
Танюшка не отказала напрямую, но поставила условие, что ответ даст после того, как ее познакомят с императрицей. Причем церемония знакомства должна произойти в палатах, украшенных малахитом, который добыл покойный Степан, а пока она считает себя условной невестой и временной хранительницей содержимого шкатулки. Несколько опешив от таких требований, Турчанинов соглашается и отправляется в столицу, чтобы подготовить все к визиту невесты.
Бажов «Малахитовая шкатулка»: краткое содержание – окончание
В Петербурге он начал хвастаться тем, что скоро женится на ослепительной красавице. Такая новость взволновала весь столичный бомонд, и сама императрица пожелала увидеть это уральское чудо красоты. Турчанинов моментально извещает Танюшку о том, что она должна прибыть в Петербург. Договорившись, что жених встретит ее на ступенях дворца, Татьяна Степановна надела на себя все драгоценности из шкатулки и пешочком отправилась на встречу. Чтобы прохожие не ослепли от блеска самоцветов, она их прикрыла старенькой шубкой. Завидев столь скромно одетую невесту, жених со стыда готов был провалиться сквозь мраморный пол, и позорно ретировался с места встречи. Танюшка же легко проникла на территорию дворца, предъявив в качестве пропуска охранникам свои украшения. Сдав шубку челяди, она направилась в малахитовые палаты, но там ее никто не ждал, так как императрица назначила аудиенцию в другом зале. Поняв, что жених ее нагло обманул, она высказала ему все, что думает, а потом шагнула в ближайшую малахитовую колонну и растворилась в ней. Турчанинов остался не только без невесты, но и без содержимого малахитовой шкатулки: украшения хоть и не вошли в камень вслед за Танюшкой, оставшись на поверхности, но собрать их не получилось. А на Урале с тех пор стали являться народу две Хозяйки…
Сказка «Малахитовая шкатулка» П. Бажова была написана в 1938 году. Это одно из лучших произведений писателя, вошедших в сборник под названием «Уральские сказы». Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Малахитовая шкатулка» на нашем сайте. Книга является продолжением сказки Бажова «Медной горы Хозяйка».
Основные персонажи сказки
Малахитовая шкатулка главные герои:
- Настасья – вдова Степана, добрая, простая, трудолюбивая женщина.
- Танюшка – дочь Настасьи и Степана, очень красивая, но своенравная девушка.
- Женщина-странница, она же Хозяйка Медной горы – волшебница, которая видела в Танюшке свою приспешницу.
Другие персонажи:
- Паротя – слабохарактерный, жадный приказчик, который влюбился в Танюшку.
- Турчанинов – молодой богатый барин, невежественный, недалекий, некрасивый молодой человек.
Бажов «Малахитовая шкатулка» очень кратко
«Малахитовая шкатулка» краткое содержание для читательского дневника:
У Настасьи, была шкатулка, подаренная мужем. Ему шкатулка досталась от Хозяйки Медной Горы. Украшения из ней женщина не могла носить, испытывала большую боль, когда надевала. Купцы хотели купить драгоценности, но Настасья всем отказывала. Один знакомый мастер оценил ее в 1000 рублей.
Танюша, дочь Настасьи играла украшениями, надевая их ощущала тепло. Одна странница научила ее шить необычным шелком, который удивительно светился. Также она дала ей канал связи при помощи пуговицы и показала видение комнаты с малахитом. Когда сгорел дом, семья решила, что прокормить себя можно продажей малахитовой шкатулки.
Купившая украшения жена приказчика не сумела их носить. В итоге молодой барин Турчанинов стал новым хозяином. Он решил жениться на прекрасной Татьяне. Она согласилась, с условием, что он представит ее царице. Но оказалось, что царица сама хотела посмотреть на нее. Войдя в ту же комнату, что в видении, девушка разочарована барином исчезает, а камни оказываются каплями.
Смысл сказа кроется в чистой и неприкосновенной совести многих уральских женщин. Это произведение Бажова наставляет будущее поколение жить верой и правдой. А ложь, непременно вылезет наружу. Честь и достоинство человека в этом произведении оказалось превыше всего.
Это интересно: Сказка «Медной горы хозяйка» была написана в 1936 году. Для лучшей подготовки к уроку по литературе в 5 классе рекомендуем прочитать на нашем сайте. Центральным персонажем в этом поучительном рассказе стала мифическая владычица Уральских гор, популярный персонаж легенд и поверий местных горняков.
Короткий пересказ «Малахитовой шкатулки»
Девушка получает в наследство от отца малахитовую шкатулку. Драгоценности в шкатулке оказываются волшебными, они превращают девушку в ещё одну Хозяйку Медной Горы.
Начало истории — в сказе «Медной горы Хозяйка»
После смерти мужа у Настасьи осталась шкатулка, сделанная из малахита, которую подарила им на свадьбу Хозяйка Медной горы.
В этой шкатулке хранилось много женских украшений. Ещё при жизни мужа Настасья несколько раз надевала их, но ходить в них не смогла: и жмут они, и давят. Тогда сняла она их и спрятала в дальний угол сундука. Многие хотели купить шкатулку, большие деньги предлагали, но Настасья отказывалась — время не пришло.
Было у Настасьи трое детей: два сына и маленькая дочь Танюшка. Темноволосая и зеленоглазая девочка, как подкидыш, ни на кого из семьи не была похожа.
В кого только зародилась! Сама чёрненька да басенька, и глазки зелёненьки. На наших девчонок будто и вовсе не походит.
Очень она отца любила, плакала часто. Чтобы её утешить, мать дала ей со шкатулкой поиграть. Примерила девочка украшения, а они как будто для неё изготовлены — так ей от них тепло.
Выросла Танюшка, часто стала сама доставать шкатулку и любоваться украшениями. Однажды, когда Настасья в очередной раз отлучилась, надела на себя Танюшка каменья, любуется, а в это время в избу забрался вор. Глянул он на украшения, и словно ослепило его что-то, а девочка успела сбежать.
Рассказала Танюшка об этом матери, та поняла, что вор за шкатулкой приходил, и тайком от детей зарыла её под печью. Только шкатулка Танюшке сама показалась — засияла ярким светом из-под пола. С тех пор девочка тайком с украшениями играла.
Несколько следующих лет Настасье тяжело жилось, но она выдержала, шкатулку не продала. А потом сыновья подрабатывать начали, и Танюшка научилась вышивать шёлком и бисером. Вышло это случайно. Зашла к ним однажды странница, попросилась пожить, а в благодарность научила девушку узорам диковинным.
Танюшка к страннице потянулась, как к родной матери, и рассказала ей про шкатулку. Странница попросила её каменья на себя надеть, а потом показала ей красивую, зеленоглазую девушку точно в таких же украшениях. Стояла эта зеленоглазая в отделанной малахитом комнате, а рядом с ней какой-то белобрысенький вертелся. Странница объяснила, что это — комната в царском дворце, малахит для которой Танюшкин отец добывал.
В тот же день странница собралась уходить. На прощание она оставила Танюшке шёлковых ниток и пуговицу стеклянную. Ничего в той пуговице ценного не было, а всмотрится в неё девушка, и перед ней любой узор вырисовывается. Очень это помогало Танюшке в её работе. Лучшей мастерицей в округе стала. Парни вокруг Танюшиного дома все тропинки истоптали, но она ни на кого не смотрела.
Танюшкино рукоделье на моду пошло. Не то что в заводе аль в нашем городе, по другим местам про него узнали, заказы посылают и деньги платят немалые. Доброму мужику впору столько-то заробить.
Тут-то беда их и настигла. Случился как-то пожар, сгорела Настасьина изба дотла, только шкатулка и уцелела. Пришлось её продать жене нового управляющего заводом. Женщина эта была любовницей молодого барина — сына владельца всех окрестных рудников. Старый барин перед смертью решил выгодно женить сына, а любовницу его выдал замуж за иностранца, бывшего учителя музыки, и отправил его управляющим на дальний завод.
По-русски управляющий хорошо выговаривал только одно слово — «пароть», за что и прозвали его Паротей, но человек был неплохой, зря не наказывал.
Украшения жене управляющего не подошли — и давят, и жмут, и колятся. Местные мастера отказались украшения исправлять — «на одного кого тот мастер подгоняет, другому не подойдёт, что хошь делай». Тем временем помер старый барин. Его сын, не успевший жениться, сразу же отправился к любовнице.
А Паротя между тем успел увидеть Татьяну, запал на неё и заказал ей вышить золотом её же собственный портрет. Танюшка согласилась, но сказала, что изобразит не себя, а другую девушку — «зеленоглазую», которая ей в пуговице узоры показывала. Посмотрел Паротя на портрет и изумился: это же вылитая Танюшка, только в иноземном платье. Портрет этот Паротя показал молодому барину и рассказал ему о малахитовой шкатулке.
Он, слышь-ко, малоумненький был, мотоватый. Однем словом, наследник. К камням-то сильное пристрастие имел. Щегольнуть ему было нечем, — как говорится, ни росту, ни голосу, — так хоть каменьями.
Шкатулку барин перекупил, потом вызвал к себе Танюшку. Та сразу узнала в нём того белобрысенького, который возле зеленоглазой вертелся, а барин покой потерял, даже выйти за него замуж предложил. Девушка вроде согласилась, но условие поставила. Пусть барин ей царицу покажет и малахитовую комнату, для которой отец камень добывал.
В назначенное время приехала Танюша во дворец, а её никто не встретил. Барин увидел её в платке и деревенской шубке и за колонну спрятался. Тогда она сама во дворец вошла и шубу сняла. А на ней платье краше, чем у самой царицы, и украшения из малахитовой шкатулки, которую она у барина на временное пользование взяла, переливаются. Все её красотой залюбовались.
Тут барин к ней подскочил и своей невестой назвал. Девушка его остановила и велела вести в малахитовую комнату. Барин испугался: что царица скажет на такое своеволие. Но Танюшка и слушать его не стала, сама эту комнату нашла, к стене малахитовой подошла. Тут и царица явилась, требовать стала, чтобы ей невесту барина показали.
Обидно Танюшке стало, что жених её царице показывать собирался, а не наоборот, отказала ему. Потом прижалась Танюшка к малахитовой стене и исчезла. Остались от неё только драгоценные камни и стеклянная пуговица. Камни барин собрать не смог — они у него в руках каплями растеклись. А в пуговице увидел барин зеленоглазую и «последний умишко потерял».
С тех пор никто Танюшку не видел. Только люди поговаривать стали, что у горы теперь две хозяйки в одинаковых платьях появляться стали.
Другая сказка Бажова «Синюшкин колодец» – история, написанная в 1939 году, которая учит жить честно, по совести, трудиться в радость. Помнить, что злоба и жадность всегда наказываются. для читательского дневника поможет ознакомиться с сюжетом произведения и подготовиться к уроку литературы.
Содержание «Малахитовой шкатулки» с цитатами
П. Бажов «Малахитовая шкатулка» краткое содержание с цитатами из произведения:
После смерти мужа – известного в округе горняка Степана – у Настасьи осталась малахитовая шкатулка с богатыми украшениями, которая досталась им в подарок от самой Хозяйки Медной горы. Она знала истинную цену этим драгоценностям, и даже в самое тяжелое время отказывалась продавать их местным торгашам.
У Настасьи было трое детей: двое парнишек и младшенькая, Танюшка. Девочка с ранних лет привлекала к себе внимание непривычной для здешних мест красотой – «сама черненька да басенька, а глазки зелененьки
». Танюшка с детства привыкла играть украшениями из малахитовой шкатулки, а когда подросла, то стала носить их – они подходили ей, как никакой другой красавице.
К тому времени Танюшка «научилась шелками да бисером шить
», да так, что даже самые опытные мастерицы диву давались. Научила же Танюшку рукоделию нищая странница, что попросилась у Настасьи немного пожить, передохнуть с дальней дороги.
И что интересно – Танюшка и со своими близкими была не очень ласковой, «а к этой женщине так и льнет, так и льнет
», а та в ответ ее «доченькой
» называет. На прощанье женщина подарила Танюшке маленькую пуговичку, и наказала поглядеть на нее, как забудет что-то по рукоделию или «либо трудный случай подойдет
».
Как повзрослела Татьяна – краше ее невесты не сыскать. Многие парни пытались с ней заговорить, вот только девушка была со всеми холодна. Вскоре семью настигла беда, и полностью сгорел дом, скотина, все хозяйство. Только малахитовую шкатулку и успели спасти, которую пришлось продать. Танюшке было очень горько, но волшебная пуговичка дала свое согласие.
Однажды приезжий приказчик Паротя, сраженный красотой Татьяны, попросил, чтобы она вышила ему свой портрет. Во время застолья, будучи под хмельком, она показал вышитый шелком портрет молодому богатому барину Турчанинову, который тут же влюбился в зеленоглазую красавицу. Он выкупил ее украшения, и предложил выйти за него замуж. Танюшка согласилась, но поставила условие – барин должен был показать ей царицу в дворцовой комнате, украшенной малахитом, что добыл Степан.
Турчанинов тут же отправился в Санкт-Петербург, где всем стал рассказывать о своей прекрасной невесте. Эти разговоры достигли ушей самой императрицы, которой захотелось взглянуть на уральскую красавицу.
Когда Татьяна появилась во дворце, она быстро разоблачила нечистые намерения барина, который устыдился ее скромного платья. Татьяна же у всех на глазах прислонилась к малахитовой стене, и будто растворилась в ней. С тех пор сказывали, «будто Хозяйка Медной горы двоиться стала: сразу двух девиц в малахитовых платьях люди видали
».
Заключение
Сказка учит уважать чужой труд, не лениться и не опускать руки даже в самой сложной жизненной ситуации. Истинная красота и богатство не в драгоценных камнях, а в самом человеке.
Другая сказка «Серебряное копытце» Бажов написал в 1938 году. В рассказе автор описал жизнь маленькой сиротки Даренки и старика Коковани, которым посчастливилось увидеть волшебного козла по прозвищу Серебряное копытце. Рекомендуем прочитать , которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы во 2 классе.
Видео сказка «Малахитовая шкатулка» Бажов
В сказке «Малахитовая шкатулка» повествуется о преданиях Уральских гор, о тяжёлом подземном труде горных рабочих, об искусстве народных камнерезов и гранильщиков. В произведении описываются события давних времён, когда многие люди не имели полной свободы, и всецело зависели от их барина. Автор выразил свой восторг и восхищение теми людьми, которые не продадут свою совесть и душу ни за какие богатства. Человеческая честь – неподкупна!
1. Павел Петрович Бажов;
2. «Малахитовая шкатулка»;
3. 5 класс;
4. Жанр: сказ;
5. Год написания: 1938. В этом году, как и годом ранее, в Советском Союзе проходили массовые аресты и репрессии.
6. Эпоха, которая описывает в произведении – это конец XVIII — первая половинаXIX, когда на Урале активно развивалась горнодобывающая промышленность. Эпоха крепостного права.
7. Главные действующие лица:
Танюшка- дочь Степана, Настасья – вдова Степана, мать ТанюшкаМедной горы Хозяйка.
8. Сюжет произведения:
После смерти Степана у Настасьи осталась малахитовая шкатулка с женскими украшениями.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Танюшка очень любила играть «тятиным подарением» и была против продажи шкатулки. Настасья сама украшения носить не могла, а Танюшке в них было очень хорошо.
Однажды к ним пришла странница (судя по всему Хозяйка), попросилась на ночлег и научила Танюшку вышивать шелком и бисером. Танюшка рассказала ей про малахитовую шкатулку, та попросила посмотреть, предложила Танюшке надеть всё это на себя. После чего попросила повернуться лицом к стене и молча смотреть: перед ними появилась огромная комната с малахитовыми столбами с нарядно одетыми людьми, а среди них одна зеленоглазая в украшениях из малахитовой шкатулки. Танюшка сказала об этом и всё исчезло. Перед уходом странница подарила Танюшке пуговку, в которой маячила та зеленоглазая девушка и сказала, что во всём эта пуговица будет ей помогать.
Вскоре дом Настасьи сгорел, пришлось продать шкатулку. Танюшка зарабатывала деньги вышивкой. За ней начал ухаживатьприказчик по прозвищу Паротя. Он обещал привезти ее в Петербург и показать ей императрицу. Однако не сдержал обещания: Танюшка сама приехала в Петербург, а когда ее стали показывать царице, рассердилась, подошла к стене и растворилась. С тех пор, говорят, в рудниках стали видеть двух Хозяек.
9. Личное мнение.
Данное произведение мне понравилось прежде всего своим интересным сюжетом. Кроме того, у него язык сказа очень образен, выразителен, передает говор местности, в которой происходит действие – уральской деревни. Герои сказа живые, со своими достоинствами и недостатками. Им сопереживаешь, разделяя или нет их решения. Читая сказ «Малахитовая шкатулка», хочется перенестись туда, где происходят события, познакомится с главными героями, возможно, помочь советом.
Технологическая
карта урока.
Ф.И.О. учителя СОШ: Атаева Хадижат
Магомедзапировна
Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное
копытце»
Цель урока: продолжить работу над
произведением П.П. Бажова; анализ литературного произведения сказки
П. П. Бажова «Серебряное копытце»; обогащать словарный запас; развивать
память, речь, мышление; умениям характеризовать поступки героев, замечать
мотивы народных сказок в авторском тексте; работа над жанром «сказ».
Образовательные – продолжить знакомство
с жизнью и творчеством Павла Петровича Бажова, проверить знания произведения
Бажова “Серебряное копытце”.
Развивающие – совершенствовать навык
беглого чтения; обогащать словарный запас; развивать внимание учащихся; учить
составлению портретной характеристики героев; закрепить понятие сказа как
эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со
сказкой.
Воспитательные – воспитание сознательного
отношения к учебе и интереса к изучению литературы, воспитывать волевые
качества.
Этап урока
Образовательная задача
этапа урока
Методы и приёмы работы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
ФОУД
Дидактические средства,
интерактивное оборудование
Планируемые
результаты
Предметные
Метапредметные (П., К.,
Р.)
Личностные
1.Организационный момент
Организовать
учебную деятельность на уроке.
Словесные
Пусть
этот урок несет нам
Радость
общения,
Наполнит
сердце
Благородными
чувствами.
—
Прочитайте про себя.
Мы
купили кошке
К
празднику сапожки.
Причесали
ей усы,
Сшили
новые трусы.
Только
как их надевать?
Хвостик
некуда девать.
—
Прочитайте медленно.
—
Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: с раздражением, с радостью,
скороговоркой).
—
Выучите стишок.
Приветствуют
учителя, проверяют свою готовность к уроку, читают, учат стишок.
Ф
Презентация,
учебник Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий «Литературное чтение» 4 класс
К –
слушать собеседника и понимать речь других; Р – самостоятельно
организовывать своё рабочее место; планировать свою деятельность в
соответствии с предъявленной информацией
Ответственно
относиться к учёбе, ответственно подходить к организации своей работы на
уроке.
2.Актуализация знаний
Осуществить
выход на задание, актуализировать опорные знания и изученные способы
действий, подготовить учащихся к изучению материала, необходимого для
«открытия нового знания»
Словесные,
наглядные, проблемно-поисковые.
Мы
держим с тобою, приятель, в руках
«Уральские
сказы» о дивных горах.
Здесь
много случалось историй.
Тут
были и радость, и горе.
Озера
и реки здесь – как зеркала,
Нам
песню споет пожилая ветла
И
много расскажет нас басен
Уральский
лес чуден, прекрасен.
А
горы до неба почти достают,
Красива
природа – покой и уют.
И
добрые люди здесь сказки хранят,
Которые
о волшебстве говорят.
-Перед
вами, ребята, волшебная шкатулка. Что такое шкатулка? Для чего она нужна?
В
старину в ней хранили дорогие для памяти письма, бумаги, драгоценности.
Шкатулки берегли, ими дорожили, они составляли семейную ценность. А в нашей
шкатулке находятся сказки. С давних времён сказки бережно хранились в людской
памяти. Сказки любили. Её любят и сегодня! В народном творчестве сказки —
самое большое чудо. Сказки — это драгоценность, и шкатулкой для них
становится наша память.
Вы
поняли, что сегодня мы вновь заглянем в сказку. В каждой сказке есть
волшебник. Итак…
В
некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. Он писал
сказки. А звали его…
— Что Вы
можете рассказать о писателе?
Дети:
1.О
писателе. Павел Петрович Бажов родился на Урале в семье рабочего. Закончил
училище, затем духовную Пермскую семинарию, но решил стать учителем. Почти 15
лет он преподавал русский язык.
2.Павел
Бажов много путешествовал по Уралу, интересуясь историей родного края,
народными сказками, легендами, работал журналистом. Счастливо женился и стал
главой большой семьи, в которой было семеро детей. Бажову было около 60 лет,
когда он стал писателем. Свои произведения Бажов объединил в сборник сказов
«Малахитовая шкатулка».
3.Главные
герои произведений Павла Бажова – простые люди с чистой душой, которые верят
в добро, честность, и посвящают свою жизнь труду.В своих сказах Бажов отразил
тяжелую жизнь горнозаводских и приисковых рабочих. Всю свою недолгую жизнь
добывали они камень малахит, а жили бедно и голодно.Несмотря на всю тяжесть
жизни, рабочие не только умели хорошо работать, но и складывать сказки,
примечая все интересное, отражая в них красочные, самобытные и многоцветные
стороны природы Урала.
В сказах
Бажова особое место занимают фантастические существа, которые являются не чем
иным, как древними верованиями уральцев
Почему
это сказ?
СКАЗ – это
произведение, в котором присутствуют и реальные события и вымысел
Отвечают
на вопросы учителя, слушают.
Ф
Презентация,
учебник Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий «Литературное чтение» 4 класс
Умения
актуализировать свои знания и умения в процессе учебной деятельности.
П – осуществлять
актуализацию личного жизненного опыта, ориентироваться в своей системе
знаний, определять и формулировать проблему;
К –
слушать и понимать речь других, высказывать своё мнение, воспринимать
информацию на слух, слушать и наблюдать, отвечать на вопросы учителя;
Р –
планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; принимать
и сохранять учебную задачу.
Иметь
мотивацию к учебной деятельности, ответственно относиться к учёбе.
3.Постановка целей и задач
урока.
Дать установку,
чем мы будем заниматься на уроке.
Словесные,
работа с учебником
На этом
уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с
вами, и что нравится в людях Бажову, рассмотреть характеры героев и их
взаимоотношения.
Ф
Презентация,
учебник Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение» 4 класс
Научиться
формулировать тему и цель урока.
П – выдвигать
гипотезы и обосновывать их, самостоятельно выделять и формулировать познавательную
цель урока.
Иметь
мотивацию к учебной деятельности, ответственно относиться к учёбе.
4.Первичное усвоение новых
знаний.
Решение
устных задач и обсуждение проекта её решения
Словесные,
наглядные, работа с учебником.
— Дома
вы ещё раз перечитали сказ « Серебряное копытце» и приготовили
краткий
пересказ текста.
—
Ребята, а попробуйте назвать идею произведения!
Назовите
главных героев сказки.
Есть ли
в этом произведении отрицательные герои? Докажите свое мнение.
Излагают
краткий пересказ сказа.
Идея
заключается в том, чтобы прочитав произведения Бажова Павла Петровича, каждый
из нас стал добрее, мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы захотелось
беречь природу, которая нас окружает.
Ф
Презентация,
учебник Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий «Литературное чтение» 4 класс
Научаться
выполнять сложение и вычитание трёхзначных чисел, оканчивающихся нулями;
решать задачи изученных видов; анализировать и делать выводы.
П — формировать
навыки поисковой, исследовательской деятельности, ориентироваться в учебнике.
К — строить
устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;
—
слушать и понимать речь других.
Р — сознательно
организовывать свою познавательную деятельность.
Иметь
мотивацию к учебной деятельности
5.Первичная проверка
понимания.
Спросить
и напомнить учащимся о ключевых моментах новой темы
Словесные,
наглядные, работа с учебником.
Работа в
группах
Задание
1 группе: Охарактеризуйте самого взрослого главного героя – Кокованю,
используя в подтверждение своих слов текст.
Задание
2 группе: Опишите характер девочки Дарёнки. Как вы думаете, почему Дарёнке
так хотелось увидеть чудо – Серебряное копытце?
Задание
3 группе: Опишите внешний вид кошки Мурёнки. Можем ли мы сказать, что у неё
есть свой характер? Подтвердите словами из текста.
Проверка
Выполняют
задание, работая в группаъ
И
Презентация,
учебник Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий «Литературное чтение» 4 класс
П — ориентироваться в содержании предмета,
использовать информацию для решения учебной задачи;
К — высказывать суждения по результатам
сравнения, аргументировать свое мнение.
Р — делать выводы по результатам работы,
действовать по алгоритму, правилу.
Оценивание
усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей),
обеспечивающее личностный моральный выбор
6.Первичное закрепление
Закрепить
полученные знания в практической работе
Словесные,
наглядные, работа с учебником.
— Характеристика
главных героев.
—
Назовите главных героев сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце». Опишите их
по плану, используя учебник.
План.
1. Где
герой живёт?
2. Какие
поступки совершает?
3. Чем
занимается герой?
4. Какой
характер у героя?
5. Как вы
относитесь к герою?
Это
интересно.
Серый
лесной уральский «козлик» — это обыкновенная косуля, и сейчас еще
встречающаяся в тех местах, где дедушка Кокованя увидел оленя Серебряное
Копытце. Этот олень – самый поэтичный образ из сказов Бажова. Существует
древнеславянская легенда о золоторогом олене с серебряным копытом, который
якобы дважды является на землю: предвещая весну и предвещая зиму.
Серебряное
Копытце – это Лось, которому поклонялись древние финно-угры. Рогатые лосиные
головы символизируют небо. Лосиные головы могут заменяться утиными, потому
что лосиный рог очертаниями напоминает летящую утку. Великий Лось нес на
своих рогах солнце финно-угров. Шаманы на камланиях призывали Лося на землю.
Коснуться копытами земли Лось не мог – земля была слишком скверна для него. Поэтому
на капищах шаманы укладывали на земле священные блюда, на которые и вставал
Лось. Блюда были из драгоценных металлов, чаще всего – из серебра. Серебряные
блюда из Малой Азии и Ближнего Востока в большом количестве выменивались на
пушнину жителями Урала через татарских купцов. Уральские находки драгоценных
блюд и чаш составили основную и лучшую часть коллекции иранского серебра в
Эрмитаже. От этого серебра и стали серебряными копытца оленя дедушки
Коковани. А блюда на то и нужны, чтобы в них что-то складывать. Например, при
камланиях — подношения Лосю: монеты, драгоценные камни, самоцветы. Поэтому в
сказе Бажова драгоценные камни и брызжут во все стороны при ударах
серебряного копытца.
Работа в
парах.
Впиши
нужные слова.
Чья пара
быстрее справится с заданием той и будет дано слово.
Козлик
этот __________________. У него на правой______________
ноге______________ копытце.Ростом он __________ стола,
ножки_______________, головка ____________. А рожки у козлика на
_____________. Шерстка у него летом _________________, а зимой_________ .
Кормится ______________, а зимой________.
Примерный
анализ Коковани.
1
Большой да бородатый.
2. До
Даренки жил один. С Даренкой жили-поживали, добра много не наживали, а на
житье не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на работу
уходил.
3.
Добрый «веселый да ласковый».
Примерный
анализ Даренки.
1.
Маленькая девочка шести лет.
2.
До знакомства с Кокованей житье у нее было плохое. Приказчик избу Григорьеву
отдал какому-то горюну и велел за это сиротку кормить, пока не подрастет. А у
того своя семья больше десятка. Сами не досыта едят. Вот хозяйка и взъедается
на сиротку, попрекает ее куском-то. Та хоть маленькая, а понимает. С
Кокованей жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у
всякого дело было. Даренка в избе прибирала, похлебку да кашу варила.
3.
Была трудолюбивой.
4.
Любопытно стало про козла-то узнать . «Нельзя ли, — думает, — этой
веревкой Серебряное копытце поймать?»
Примерный
анализ Муренки
1. Кошка
бурая. Кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто
такую в избу пустит. Кошка звонко мурлычет.
2.
До Коковани ее не любили «. Отогнать не можем. Всех моих ребят перецарапала,
да еще корми ее!». С Кокованей жилось хорошо. Муренка на охоту
ходила — мышей ловила.
3.
Умная. С характером. К добрым людям шла, а к злым нет « так еще кошку драную
где-то подобрала. Отогнать не можем. Всех моих ребят перецарапала…
Неласковые, видно, твои ребята…»
Выполняют
задание в парах.
Ф
Презентация,
учебник Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий «Литературное чтение» 4 класс
Уметь выполнять
сложение и вычитание трёхзначных чисел, оканчивающихся нулями; решать задачи
изученных видов; анализировать и делать выводы.
П—
использовать новую информацию для решения практических заданий, осуществлять
действие по образцу и заданному правилу, извлекать информацию из схем,
иллюстраций, текста, таблиц;
К—
оформлять свои мысли в устной форме, осуществлять работу в паре (в группе).
Р—
осуществлять самоконтроль/взаимоконтроль, работать по плану, сверяя свои
действия с целью, корректировать свою деятельность,
планировать
своё действие, действовать по алгоритму.
Определять
под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве
(этические нормы)
7.Контроль усвоения,
обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Скорректировать
практическую работу учащихся по мере надобности
Объяснительные,
практические
-Почему
Кокованя и Дарёнка так хотели увидеть серебряное копытце?
Я никак
не могу определиться, может быть, каждый из героев верил в сказки и хотел
увидеть чудо; или герои были бедными, надеялись продать драгоценные камни и
зажить богато?
-Почему
всё-таки произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей?
-За что
же герои были награждены?
-Сказка
ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок.
-А
какой урок извлекли вы?
-Какие
выводы сделанные на этом уроке вам пригодятся в жизни?
Отвечают
на вопросы
У
Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце
испытывает, искушает героев богатством, но они не поддаются искушению, не
жадничают, прекрасно понимают, что богатство не синоним счастья.
они
награждены за доброту, за любовь, за душевность и ласку.
И
Презентация,
учебник Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий «Литературное чтение» 4 класс
П—анализировать,
синтезировать и сравнивать информацию.
К—
высказывать свои суждения, доказывать правоту, аргументировать, формулировать
выводы на основе анализа предметного материала;
Р—
оценивать коллективную работу и свой вклад, оценивать работу друг друга, оценивать
свою работу на уроке на разных этапах, осуществлять самоконтроль
Определять
под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве
8.Информация о домашнем
задании, инструктаж по его выполнению.
Получить
инструктаж по выполнению домашнего задания.
Словесные,
работа с
учебником.
Д/З: с.
180 — 192 – перечитать. Подготовить иллюстрацию
Записывают
домашнее задание в дневник
Ф
Презентация,
учебник Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий «Литературное чтение» 4 класс
П-ориентироваться
в учебнике, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
К-слушать
и понимать речь других.
9.Рефлексия (подведение
итогов занятия)
Проверка
усвоения полученных знаний на уроке.
Словесные.
— А вы
верите в чудеса?
—
Герои сказки заслужили это чудо. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела.
—
Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камень. Поэтому и была усыпана
избушка драгоценными камнями. Мы тоже можем совершить чудо.
Я
уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги,
чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть
мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту
природу, в которой мы живем.
Добрый
волшебник с Урала,
Павел
Петрович Бажов,
Чтоб
нам грустно не стало,
Сказочный
отпер засов.
Только
засов отворился,
В
сказку открылася дверь:
Запах
лесов заструился, —
В
мир ты волшебный поверь.
Чтоб
Огневушка смешная
К
кладам открыла нам путь,
Или
змея голубая, —
Книги
прочесть не забудь.
Оценивают
свой труд на уроке, достижение целей.
Ф
Презентация,
учебник Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий «Литературное чтение» 4 класс
П-
систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.
К-
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
оформлять
свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать
речь других.
Р-
соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;
соотносить
цели и результаты собственной деятельности;
выделять
и осознавать то, что уже усвоено, и что нужно усвоить.
Умение
давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.
Цели урока:
- Продолжить знакомство с жизнью и творчеством Павла Петровича Бажова, проверить знания произведения Бажова «Серебряное копытце».
- Совершенствовать навык беглого чтения; обогащать словарный запас; развивать внимание учащихся; учить составлению портретной характеристики героев; закрепить понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой.
- Воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.
Оборудование:
- Сказка П.П.Бажова «Серебряное копытце» в учебнике «Литературное чтение» (4 класс) Л.Ф.Климановой.
- Вырезанные из бумаги «камешки» разных цветов.
- портрет П.П.Бажова
- иллюстрации к сказке, рисунки учащихся
Ход урока
1. Актуализация знаний
— Ну, ребята, чур молчок, начинается урок.
— Сегодня мы начнем урок с разгадывания кроссворда.
1. Имя прилагательное, образованное от названия благородного металла, который идет на изготовление посуды, украшений. Это слово используется как лесть или ласка.
2.
Даже по железной крыше ходит тихо, тише мыши.
Часто спит, а после сна умывается она.
3. Вырост (парный или непарный) из костного вещества на черепе у некоторых животных. Маленькие.
4. Ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя.
5. Синоним слова «наблюдать», «приглядывать», «смотреть», «ходить».
— Прочитайте ключевое слово. Назовите полное имя писателя. (Павел Петрович Бажов)
— Из какого произведения взяты слова — отгадки? («Серебряное копытце»)
2. Постановка учебной задачи
— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с замечательным сказом «Серебряное копытце» уральского сказочника Павла Петровича Бажова,
выделим жанровые особенности произведения, и, думаю, сформулируем главную идею этого произведения.
3. Проверка домашнего задания
— Что вы запомнили о жизни писателя?
- Павел Петрович Бажов родился на Урале в семье рабочего
- Закончил училище, затем духовную Пермскую семинарию, но решил стать учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык
- Павел Бажов много путешествовал по Уралу, интересуясь историей родного края, народными сказками, легендами, работал журналистом
- Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей.
- Бажову было около 60 лет, когда он стал писателем.
- Свои произведения Бажов объединил в сборник сказов «Малахитовая шкатулка»
— Домашнее задание вы готовили по группам. Интересные факты из жизни писателя нашли наши «Исследователи». Слово 1 группе.
— Наша группа изучала биографию писателя. И вот что мы узнали.
- Знаменитая «Малахитовая шкатулка» сначала называлась «Сказы старого Урала», была опубликована в 1939 году, объединила 14 произведений. Затем из года в год пополнялась всё новыми и новыми сказами.
- В 1944 году «Малахитовая шкатулка» переведена на английский и вышла в Лондоне, Нью-Йорке, потом в Праге, в Париже, переведена на немецкий, венгерский, румынский, китайский, японский языки. Всего, по сведениям библиотеки им. Ленина, — на 100 языков мира;
- Бажов стал лауреатом Государственной премии, награжден орденом Ленина за литературную работу, всего Павел Петрович Бажов написал 56 произведений.
— С названиями некоторых произведений нас познакомит 2 группа «Библиотекари».
— Наша группа побывала в библиотеке и мы узнали названия других произведений Бажова. Это:
- «Огневушка — Поскакушка»
- «Таюткино зеркальце»
- «Хозяйка медной горы»
- «Про великого Полоза»
- «Каменный цветок»
- «Горный мастер»
- «Хрупкая веточка»
- «Голубая змейка»
- «Синюшкин колодец»
- «Иванко Крылатко» и т.д.
4. Сравнение сказки и сказа
— В каком жанре писал свои произведения Бажов? ( Бажов писал сказы)
— Чем отличается сказка от сказа?
— Сказка — вымысел о необыкновенных событиях и приключениях, в сказке добро побеждает зло.
— Сказ — основан на реальных событиях, опирается на народные предания и легенды.
— Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик.
5. Словарно-лексическая работа
— При чтении нам встретились непонятные слова, над которыми работали наши «Языковеды». Слово 3 группе.
— Наша группа работала над следующими словми:
- барская рукодельня — ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитьё). Стр.182.
- взъесться — невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить. Стр.182.
- голбчик — приступка для выхода на печь. Стр.184.
- пожитки — мелкое имущество, домашние вещи. Стр.185.
- похлёбка — жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.Стр.186.
- несподручно — неудобно, неловко. Стр.182.
- пособник — помощник в делах. Стр.182.
- покосные ложки — широкие, пологие овраги, покрытые травой. Стр.188.
- статочное ли дело — (устар.) хорошее ли дело.Стр.188.
6. Характеристика главных героев
— Назовите главных героев. (Кокованя, Даренка, Муренка и Серебряное копытце)
— Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом?
(Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его угнетало.)
— А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?
(После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и «кошку драную» подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании.)
— Что объединяет Кокованю и Даренку?
(Оба героя добрые, умные, терпеливые, трудолюбивые, отзывчивые, жалостливые, любопытные, ласковые — именно эти качества объединяют Даренку и Кокованю).
— Ответьте на вопрос, можно ли в нашей жизни встретить таких людей как Кокованя и Даренка? (Скорее всего, да. Есть же люди с такими качествами.)
— Дайте характеристику герою — рассказчику, как он относится к главным героям произведения.
(Герой-рассказчик в этом произведении простой рабочий, который знал главных героев очень хорошо. Он переживает за Даренку, уважительно относится к Коковане. Речь героя-рассказчика своеобразная, простая. Именно так может рассказать только человек, который был свидетелем этой истории. Возможно, Бажов сам услышал эту историю из уст рабочего, а нам представил художественное произведение.)
— Ребята, вы убедились в том, что реальный быт людей присутствует в произведении, тем самым, напоминая рассказ.
— Назовите сказочных героев. (Муренка и Серебряное копытце).
— Прочитай описание козлика. Стр.186,187.
— Какую роль играла Муренка в сказе? (Муренка была проводником между реальным и сказочным в этом произведении. Она поддерживала Даренку. Но, когда появился козлик, ушла с ним, выполнив свое назначение.)
— Как они связаны в сказе? (У них один язык, они понимают друг друга. Оба окружены тайной).
— Как жили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу? Стр.186 (Жили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу)
— Можно сказать, что они были счастливы? (Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.)
— Почему же им так хотелось увидеть Серебряное копытце?
(У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не подаются искушению, не жадничают на дармовщинку, прекрасно понимая, что богатство не синоним счастья.)
— Посмотрите на иллюстрацию, подберите строчки из текста. Стр.193.
7.Обобщение
— Почему всё-таки «чудо» произошло именно с Дарёнкой и Кокованей?
(Герои были вознаграждены за любовь и доброту, за душевность и ласку.)
-Я согласна с вами. Даренка и Кокованя были бескорыстными людьми. Они понимали, что счастье не в богатстве. Герои были награждены за те качества, которыми обладали.
— Что же хотел донести до нас автор?
— Мудрый сказочник Бажов писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.
8. Рефлексия
— Ребята, на ваших столах три хризолита. Если тебе понравился урок, покажи красный камень, если тебе было трудно, то зеленый, а если ты хочешь узнать еще что-то новое о творчестве П.П.Бажова, то желтый.
Домашнее задание
— Предлагаю вам домашнее задание на выбор:
- Составь кроссворд по тексту;
- Прочитать другой сказ П.П.Бажова.
- Пересказать понравившийся отрывок
5. Итог урока
— А завершить урок мне хочется словами русской пословицы: «С добром жить хорошо. А в добре хорошо жить». Как понимаете? (Связать с семьей, с классом).
— Спасибо за урок.