Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали:
Ждут, бывало, с юга,глядь, —
Ан с востока лезет рать.
Справят здесь, — лихие гости
Идут от моря. Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.
Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу.
Шлет за ним гонца с поклоном.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется».
Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
«За такое одолженье, —
Говорит он в восхищенье, —
Волю первую твою
Я исполню, как мою».
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»
И соседи присмирели,
Воевать уже не смели:
Таковой им царь Дадон
Дал отпор со всех сторон!
Год, другой проходит мирно;
Петушок сидит все смирно.
Вот однажды царь Дадон
Страшным шумом пробужден:
«Царь ты наш! отец народа! —
Возглашает воевода, —
Государь! проснись! беда!»
— Что такое, господа? —
Говорит Дадон, зевая: —
А?.. Кто там?.. беда какая? —
Воевода говорит:
«Петушок опять кричит;
Страх и шум во всей столице».
Царь к окошку, — ан на спице,
Видит, бьется петушок,
Обратившись на восток.
Медлить нечего: «Скорее!
Люди, на конь! Эй, живее!»
Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся.
Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей;
Было ль, не было ль сраженья, —
Нет Дадону донесенья.
Петушок кричит опять.
Кличет царь другую рать;
Сына он теперь меньшого
Шлет на выручку большого;
Петушок опять утих.
Снова вести нет от них!
Снова восемь дней проходят;
Люди в страхе дни проводят;
Петушок кричит опять,
Царь скликает третью рать
И ведет ее к востоку, —
Сам не зная, быть ли проку.
Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана
Не встречает царь Дадон.
«Что за чудо?» — мыслит он.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер.
Все в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мертвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.
Бродят кони их средь луга,
По притоптанной траве,
По кровавой мураве…
Царь завыл: «Ох дети, дети!
Горе мне! попались в сети
Оба наши сокола!
Горе! смерть моя пришла».
Все завыли за Дадоном,
Застонала тяжким стоном
Глубь долин, и сердце гор
Потряслося. Вдруг шатер
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
И она перед Дадоном
Улыбнулась — и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела.
Там за стол его сажала,
Всяким яством угощала;
Уложила отдыхать
На парчовую кровать.
И потом, неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищен,
Пировал у ней Дадон
Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой.
Перед ним молва бежала,
Быль и небыль разглашала.
Под столицей, близ ворот,
С шумом встретил их народ, —
Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех приветствует Дадон…
Вдруг в толпе увидел он,
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец.
«А, здорово, мой отец, —
Молвил царь ему, — что скажешь?
Подь поближе! Что прикажешь?»
— Царь! — ответствует мудрец, —
Разочтемся наконец.
Помнишь? за мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу. —
Крайне царь был изумлен.
«Что ты? — старцу молвил он, —
Или бес в тебя ввернулся,
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница.
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли кто я?
Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярской,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть пол-царства моего».
— Не хочу я ничего!
Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу, —
Говорит мудрец в ответ.
Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь.
Сам себя ты, грешник, мучишь;
Убирайся, цел пока;
Оттащите старика!»
Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. — Вся столица
Содрогнулась, а девица —
Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.
Царь, хоть был встревожен сильно,
Усмехнулся ей умильно.
Вот — въезжает в город он…
Вдруг раздался легкой звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился… и в то же время
С колесницы пал Дадон —
Охнул раз, — и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
Анализ «Сказки о золотом петушке» Пушкина
«Сказка о золотом петушке» стала последней по времени написания сказкой Пушкина. Он создал ее в 1834 г. в Болдино. Существовало множество версий об источнике произведения. Наиболее убедительной стала версия А. Ахматовой. Она доказала, что Пушкин использовал произведение В. Ирвинга «Легенда об арабском звездочете», входящее в сборник «Сказки Альгамбры». Основная сюжетная линия очень похожа. Образ шамаханской царицы Пушкин взял из сказки «Княжна Милуша». Имя Дадона упоминается в чрезвычайно популярной в царской России «Сказке о Бове-королевиче».
Несмотря на заимствование основного сюжета и главных образов Пушкин создал совершенно оригинальное произведение, насытив его духом русских народных сказок. В «Легенде…» Ирвинга петушок не золотой, а медный. Он не является самостоятельным персонажем и служит всего лишь символом. Пушкинский петушок живет своей особой жизнью, в конце сказки он становится орудием мести звездочета.
Сказка Пушкина, в отличие от «Легенды…», имеет значительный поучительный характер. Царь гибнет от золотого петушка не просто потому, что незаслуженно обидел и убил звездочета. Его смерть – закономерная расплата судьбы за то, что царь предал забвению своих сыновей, прельстившись шамаханской царицей. Еще одним преступлением стало неисполнение собственного слова, а царское слово считалось святым и непогрешимым.
Произведение содержит нападки на царскую власть. При публикации цензурой была вычеркнута строка «царствуй, лежа на боку» и финальный нравоучительный вывод: «Сказка – ложь, да в ней намек». В черновике Пушкина сопоставления с политической ситуацией были более прозрачными: вместо «в ней намек» — «нам урок», «с иным накладно вздорить» — «с царями плохо вздорить». Поправки были внесены Пушкиным для смягчения острой антицарской направленности «Сказки о золотом петушке».
Среди остальных сказок Пушкина это произведение больше остальных оторвано от первоначального фольклорного источника. Волшебные элементы призваны скрыть действительный смысл, заключающийся в нарушении царского слова. Эта тема не встречается в русских сказках и преданиях. В традиционном противостоянии добра и зла царь либо представляет добро, либо символизирует собой высшую справедливость. В «Сказке о золотом петушке» царь сам преступает высший закон, нарушая данное слово. Его смерть символизирует собой справедливое наказание, которого невозможно избежать ни с помощью власти, ни богатства.
Сказка о золотом петушке
Автор: Пушкин А.С.
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали:
Ждут, бывало, с юга, глядь, —
Ан с востока лезет рать.
Справят здесь, — лихие гости
Идут от моря. Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.
Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу.
Шлет за ним гонца с поклоном.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется».
Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
«За такое одолженье, —
Говорит он в восхищенье, —
Волю первую твою
Я исполню, как мою».
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»
И соседи присмирели,
Воевать уже не смели:
Таковой им царь Дадон
Дал отпор со всех сторон!
Год, другой проходит мирно;
Петушок сидит все смирно.
Вот однажды царь Дадон
Страшным шумом пробужден:
«Царь ты наш! отец народа! —
Возглашает воевода, —
Государь! проснись! беда!»
— Что такое, господа? —
Говорит Дадон, зевая: —
А?.. Кто там?.. беда какая? —
Воевода говорит:
«Петушок опять кричит;
Страх и шум во всей столице».
Царь к окошку, — ан на спице,
Видит, бьется петушок,
Обратившись на восток.
Медлить нечего: «Скорее!
Люди, на конь! Эй, живее!»
Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся.
Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей;
Было ль, не было ль сраженья, —
Нет Дадону донесенья.
Петушок кричит опять.
Кличет царь другую рать;
Сына он теперь меньшого
Шлет на выручку большого;
Петушок опять утих.
Снова вести нет от них!
Снова восемь дней проходят;
Люди в страхе дни проводят;
Петушок кричит опять,
Царь скликает третью рать
И ведет ее к востоку, —
Сам не зная, быть ли проку.
Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана
Не встречает царь Дадон.
«Что за чудо?» — мыслит он.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер.
Все в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мертвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.
Бродят кони их средь луга,
По притоптанной траве,
По кровавой мураве…
Царь завыл: «Ох дети, дети!
Горе мне! попались в сети
Оба наши сокола!
Горе! смерть моя пришла».
Все завыли за Дадоном,
Застонала тяжким стоном
Глубь долин, и сердце гор
Потряслося. Вдруг шатер
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
И она перед Дадоном
Улыбнулась — и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела.
Там за стол его сажала,
Всяким яством угощала;
Уложила отдыхать
На парчовую кровать.
И потом, неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищен,
Пировал у ней Дадон
Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой.
Перед ним молва бежала,
Быль и небыль разглашала.
Под столицей, близ ворот,
С шумом встретил их народ, —
Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех приветствует Дадон…
Вдруг в толпе увидел он,
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец.
«А, здорово, мой отец, —
Молвил царь ему, — что скажешь?
Подь поближе! Что прикажешь?»
— Царь! — ответствует мудрец, —
Разочтемся наконец.
Помнишь? за мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу. —
Крайне царь был изумлен.
«Что ты? — старцу молвил он, —
Или бес в тебя ввернулся,
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница.
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли кто я?
Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярской,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть пол-царства моего».
— Не хочу я ничего!
Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу, —
Говорит мудрец в ответ.
Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь.
Сам себя ты, грешник, мучишь;
Убирайся, цел пока;
Оттащите старика!»
Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. — Вся столица
Содрогнулась, а девица —
Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.
Царь, хоть был встревожен сильно,
Усмехнулся ей умильно.
Вот — въезжает в город он…
Вдруг раздался легкой звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился… и в то же время
С колесницы пал Дадон —
Охнул раз, — и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
Автор На чтение 11 мин. Просмотров 3 Опубликовано
«Сказка о золотом петушке» Пушкина была написана в 1834 году. Это последнее сказочное произведение писателя, в котором он обнажает многие человеческие пороки и напоминает, что за все свои поступки рано или поздно придется держать ответ.
На нашем сайте рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Сказки о золотом петушке», а после – пройти тест для проверки знаний. Пересказ будет полезен как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы.
Главные герои
Царь Дадон – престарелый правитель, в прошлом грозный воин, позабывший обо всем под влиянием Шамаханской царицы.
Золотой петушок – волшебный персонаж, который зорко следил за границам царства Дадона.
Другие персонажи
Звездочет – старый мудрец, подаривший Дадону Золотого петушка.
Шамаханская царица – безжалостная красавица, за внимание которой поплатились сыновья Дадона, сам царь и звездочет.
Краткое содержание
«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве»
жил царь Дадон. В молодости он был грозным правителем, который постоянно воевал с соседями. Но с возрастом он захотел «покой себе устроить»
и отдохнуть от постоянных войн.
Чтобы обеспечить себе спокойную, мирную жизнь, царь Дадон обратился за помощью к мудрецу-звездочету. Тот подарил ему волшебного петушка, который зорко следил за царскими владениями и предупреждал в случае приближения опасности. В свою очередь царь Дадон пообещал звездочету исполнить любое его желание.
Петушок Золотой гребешок всегда был начеку, и «соседи присмирели, воевать уже не смели»
. Так прошло несколько лет, но однажды петушок, повернувшись на восток, стал громко кукарекать, предупреждая об опасности. Царь отправил войско во главе со старшим сыном. Не получив никаких вестей, Дадон послал на выручку младшего сына с отважными воинами. Так и не дождавшись никаких известий от своих сыновей, царь сам возглавил «третью рать»
и повел ее на восток.
Каково же было его удивление и горе, когда он увидел мертвых своих сыновей, заколовших друг друга у входа в шелковый шатер. Царь горько заплакал, но он быстро позабыл о своей утрате, когда увидел, как из шатра вышла «девица, Шамаханская царица»
. Ослепленный красотой девушки, Дадон полностью ей покорился.
Вскоре царь вернулся домой с войском и Шамаханской царицей. Увидев красавицу, звездочет обратился к Дадону и напомнил о его обещании выполнить любую просьбу: «Подари ж ты мне девицу, Шамаханскую царицу»
.
Разгневанный царь ударил старика жезлом по лбу, и тот упал замертво. «Вся столица содрогнулась»
, а красавица лишь весело рассмеялась. В этот миг Золотой петушок спорхнул со спицы и так сильно клюнул царя в темя, что тот скончался на месте. И Золотой петушок, и Шамаханская царица исчезли, будто вовсе их и не бывало…
Заключение
В своей сказке Пушкин сделал акцент на том, как важно отвечать за свои поступки и сдерживать данные обещания. В противном случае расплата будет весьма суровой.
После прочтения краткого пересказа «Сказки о золотом петушке» рекомендуем ознакомиться с полной версией сказки.
Тест по сказке
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
- Вопрос 1 из 10
Кто является автором произведения «Сказка о золотом петушке»?</h3>
- <label>Николай Гоголь</label>
- <label>Александр Пушкин</label>
- <label>Петр Ершов</label>
- <label>Юрий Лермонтов</label>
(новая вкладка)Содержание
Сказка о золотом петушке – один из редких примеров сатирических произведений для детей. Это произведение является одной из последних сказок Пушкина. В отличие от других сказочных произведений, здесь гораздо меньше волшебства и чудесных превращений. Это видно из даже из «Сказки о золотом петушке», кратко пересказанной. Центральное место в книге занимает изображение характеров главных героев – их слабостей и пороков. Действующие лица весьма своеобразны.
Главные герои
Центральное место в произведении занимает образ глупого, незадачливого и охочего до женских прелестей царя по имени Дадон. Однако в произведении есть и другие интересные типажи героев:
- Придворный мудрец, который любит честность и уважает людей, держащих свое слово;
- Знойная восточная красавица – Шамаханская царица;
- Сыновья Дадона – отважные воины, готовые отдать жизнь за отца и родину;
- Птица-талисман – петушок, сделанный из золота, который разговаривает и кукарекает, как живой.
Пушкин подробно описывает каждого персонажа, дает героям развернутую характеристику. Главный герой любит власть и деньги. Он очень жаден, имеет склонность к сребролюбию и накопительству, а также привык, чтобы его воля всегда беспрекословно исполнялась. Также поэт дает интересную характеристику мудреца: это человек с большим жизненным опытом, по всей вероятности, монах (так как Пушкин упоминает, что он был «скопцом»). Царица, из-за которой произошел главный конфликт в сказке – это гордая восточная красавица, которая знает цену своим чарам. Такие типажи могут встретиться и в современной жизни.
Автор относится к своим героям без особой симпатии и изображает их в насмешливо-сатирическом стиле. В отличие от многих других пушкинских сказок, это произведение не было навеяно народными сказками старой Арины Родионовны. Автор придумал весь сюжет самостоятельно, от начала до конца.
Очень краткий пересказ
Даже в кратком содержании «Сказки о золотом петушке понятно, что главный герой произведения – ленивый и корыстолюбивый царь Дадон. Однако пересказ не содержит многих интересных подробностей. Краткий сюжет и сжатое содержание повествования представлены ниже:
- У царя есть золотой петушок, который предсказывает опасность – набеги иноземцев;
- Однажды петушок ошибается, и монарх посылает своих сыновей на восток, где они пропадают и куда затем оправляется сам Дадон;
- Старый похотливый царь влюбляется без памяти в восточную красавицу – Шамаханскую царицу;
- Не поделив предмет своей любви с придворным мудрецом, царь погибает. Гибель ему приносит его же любимый петух.
Писатель старался сделать образ царя нелепым, даже гротескным, поэтому многие литературные критики относят эту историю к жанру политической сатиры.
Более подробное содержание
В этом примере сатирической сказки рассказывается о том, как владыка государства, польстившись на прелести заморской царицы, лишился и правления, и жизни. В этом плане сюжет произведения немного напоминает другую сказку Пушкина – «О рыбаке и рыбке».
Царь Дадон, недовольный набегами иноземцев, обращается к мудрецу и получает флюгер в виде покрытого золотом петуха. Поворачиваясь в ту или иную сторону, птица предупреждает царя о том, с какой стороны должна прийти опасность.
Однажды петух подает ложную тревогу. И на восток с войском едут сыновья царя, где и пропадают. Отправившись искать детей, ушедших воевать, Дадон находит лишь их тела: сыновья вонзили мечи друг в друга. Дадон впадает в горе, но тут же забывает обо всем на свете, увидев Шамаханскую красавицу. Дадон доставляет ее к себе во дворец и вспоминает о том, что когда-то обещал придворному мудрецу исполнить любое его желание.
Мудрец все еще помнит об этом обещании, попросив у царя в жены царицу. Дадон уничтожает мудреца и гибнет сам, клюнутый в лоб золотым петухом.
Чему учит сказка
В сказке можно увидеть очень много важных уроков:
- Всегда нужно держать свое слово;
- Глупость и жадность не доведут до добра;
- В любой ситуации нужно думать самостоятельно, а не надеяться на помощь чудесного «петушка»;
- Страсть к порокам может привести к гибели.
Сказка не входит в обязательную программу для начальной и средней общеобразовательной школы, но ее часто читают на уроках внеклассного чтения или дома. В целом, история написана легким и понятным языком. Возможно, именно поэтому волшебный петушок на долгие годы стал любимым персонажем советских мультфильмов, детских спектаклей, диафильмов.
Эта сказка будет интересна всем, кто неравнодушен к творчеству великого русского поэта и любит читать фантастические истории. Пример незадачливого и неблагодарного царя Дадона, любящего золото и женщин, покажет детям, к чему приводит слепое следование своим желаниям. Прочтение книги рекомендуется совместить с просмотром мультфильма или прослушиванием аудиокниги, тогда удивительный рассказ надолго отложится в памяти.
Год написания: 1835 Жанр: сказка
Главные герои: царь Дадон и шамаханская царица
«Сказка о золотом петушке» А.С.Пушкина знакомит читателя с царством, где правит царь Дадон. Он обращается к «мудрецу, звездочету и скопцу» с просьбой о помощи в защите границ царства. Оказавшись неблагодарным за оказанную мудрецом услугу – золотого петушка, предупреждающего об опасности, не сдержав своего обещания, царь лишается жизни.
Смысл сказки о золотом петушке
Не давай обещаний, которых не сможешь выполнить. Желая получить всё, ты рискуешь остаться ни с чем. Соблазнов много, но не один из них нельзя ставить выше своей семьи, Отчизны.
Краткое содержание Пушкин Сказка о золотом петушке
Сказка, в стихотворной форме, повествует о грозном Царе Дадоне, которого утомили войны с соседними государствами. Хитрый царь заключает сделку с мудрецом. Тот дает ему золотого петушка, который должен охранять границы его владений, оповещая о нападениях непрошеных гостей. В свою очередь, Царь, обещает исполнить любую волю мудреца.
По возвращению домой он встречает на своем пути мудреца, который напоминает ему о данном царем обещании. Мудрец просит отдать ему Шамаханскую царицу. Царь отказывается, ударяет старика жезлом, отчего тот падает замертво. Золотой петушок, спорхнув со спицы и приземлившись на темя царя, клюет царя в темя и царь Дадон расплачивается жизнью за свой обман и неблагодарность.
Оцените произведение: Голосов: 938
Читать краткое содержание Сказка о золотом петушке. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Пушкин. Краткие содержания произведений
Картинка или рисунок Сказка о золотом петушке
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Драгунский Красный шарик в синем небе
Однажды к Дениске в дом прибежала девочка Алена. Она ворвалась как молния, громко кричала, как будто кого-то убили. А, как оказалось, всего-то – в магазине открывается что-то в виде ярмарки под названием весенний базар.
- Краткое содержание Вольтер Кандид, или оптимизм
Повесть Вольтера рассказывает от биографии главного героя, Кандида. Жизнь парня насыщена множеством различных бедствий и несчастий, которые настигают его в путешествии по миру.
- Краткое содержание Жуковский Людмила
Тоскующая Людмила ждёт своего возлюбленного, гадая, может, разлюбил он её и поэтому покинул, или вовсе погиб. Вдруг у горизонта она видит облака пыли, и до неё доносятся лошадиное ржание и топот копыт
- Краткое содержание Бунин Сны Чанга
Действие рассказа происходит в зимнее время года в Одессе. Шесть лет назад в такую же стужу на свет появился рыжий щенок, который получил кличку Чанг. Теперь его хозяин — старый капитан. Жизнь для животного видится не той, какой была несколько лет назад
- Краткое содержание Носов Приключения Толи Клюквина
Толя Клюквин ученик четвертого класса. Мальчик очень добрый и общительный, поэтому у него много друзей. Однажды после школы Толя решает сходить в гости к своему хорошему другу, чтобы вместе поиграть в шахматы.
«Сказка о золотом петушке» краткое содержание сказки Пушкина для читательского дневника напомнит сюжет и героев.
Краткое содержание сказки «Золотой петушок»
Жил царь Дадон, стал он стар, и стали его соседи беспокоить. Звездочет подарил ему золотого петушка, тот сидел на спице и показывал, когда приближались враги. Но вот раз стал опять беспокоиться петушок, послал Дадон одного своего сына туда с отрядом, чуть позже второго.
Когда сыновья не вернулись, поехал Дадон туда сам. Там встретил Шамаханскую царицу, которая окалдовала его. Дадон позвал её замуж. Приехали они в царство Дадона. Встретил их звездочет. А давно Дадон обещал выполнить любую просьбу звездочёта. Звездочет попросил в жёны царицу Шамаханскую.
Желание обладать царицей оказалось сильнее царского слова. Как ни пытался откупиться царь от старика, тот был неумолим в своём желании, и Дадон в сердцах убивает его. А золотой петушок клюнул царя в темечко. Дадон умер — так петушок отомстил царю за обман и за смерть своего хозяина.
«Сказка о золотом петушке» краткое содержание для читательского дневника
Мудрец подарил царю Дадону петушка, который всегда начинал кричать в случае нападения врагов. Послал царь двух своих сыновей на битву. Но они не вернулись.
Тогда царь сам поехал к месту битвы и увидел своих сыновей мертвыми. Там же он встретил шамаханскую царицу, влюбился в неё и привёз к себе во дворец.
Используемые источники:
- https://obrazovaka.ru/books/pushkin/skazka-o-zolotom-petushke
- https://chitaemkratko.ru/kratkoe-soderzhanie/skazka-o-zolotom-petushke.html
- http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/pushkin/skazka-o-zolotom-petushke
- https://kratkoe.com/kratkoe-soderzhanie-skazki-zolotoy-petushok/
Урок-игра в 5 классе по сказкам Пушкина
«Сказка — ложь, да в ней намёк…»
Жеребьёвка (деление на 3 команды): «Золотая рыбка», «Золотой петушок», «Семь богатырей». В командах выбирается капитан и секретарь, который фиксирует правильные ответы у каждого участника.
Представление жюри:
библиотекарь гимназии Гнаевская Галина Ивановна
от родителей в жюри приглашается
Слово ведущего (учитель литературы)
2016 год в России объявлен Годом Литературы. И наша игра сегодня будет посвящена этому знаменательному событию. Как известно, кто много читает, тот много знает, а значит, многого добьётся в жизни. Каждый россиянин знает имя Александра Сергеевича Пушкина, потому что с самого раннего детства мы слышим его имя и его сказки. И игра наша будет посвящена именно сказкам великого поэта. Называется она так: «Сказка — ложь, да в ней намёк…».
Вам, ребята, придётся показать все свои знания, проявить смекалку и эрудицию. Жюри в конце игры назовет самого лучшего знатока сказок Пушкина из каждой команды и самого лучшего художника из каждой команды. Начинаем первый этап игры.
Первый этап – литературоведческий.
Вопросы задаются обеим командам одновременно, затем дается 1 минута на обсуждение. Отвечает команда, которая первой заявит о своей готовности. За каждый правильный ответ – 1 балл.
-
Чем отличается литературная сказка от народной? (Литературная сказка всегда имеет определенного автора, а народную сочинял народ или коллективный автор).
-
Откуда авторы литературных сказок берут сюжеты для своих произведений?(Чаще всего заимствуют сюжеты из фольклора, то есть литературная сказка – это авторская обработка сказки народной).
-
Обратимся к творчеству А.С.Пушкина. Александр Сергеевич в детстве тоже слушал сказки, а позже использовал их сюжеты для написания собственных литературных сказок. Кто же рассказывал сказки маленькому Саше Пушкину? (Его няня Арина Родионовна).
Второй этап посвящен сказкам.
Конкурс 1. Он называется «Все сказки в гости к нам»
Командам предлагается по очереди назвать сказки Пушкина. Побеждает команда, которая последней назовет сказку.
(Сказок всего 6, если все сказки названы и ни одна команда не ошиблась и не пропустила ход, обе команды получают равное количество баллов – по 1 баллу за каждую сказку).
Сказки Пушкина:
«Сказка о царе Салтане»
«Сказка о золотом петушке»
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о попе и его работнике Балде»
«Сказка о медведихе»
Конкурс 2. Конкурс для капитанов команд.
Приглашается от каждой команды капитаны за отдельные столы. Задание: Расшифровать название сказки, вписав его в клетки. За правильный ответ 1 балл, за скорость ещё 1 балл.
Ответ: Сказка о попе и е работнике его Балде .
Конкурс 3. Пока капитаны соревнуются, мы проведём блицтурнир.
Вопросы задаются сначала одной команде, затем другой. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда затрудняется дать ответ на вопрос, то отвечать могут соперники, зарабатывая тем самым себе дополнительные баллы.
Вопросы для первой команды:
-
Назовите верного сторожа царя Дадона. (Золотой петушок)
-
Назовите отчество князя Гвидона. (Салтанович)
-
Какое домашнее животное было с царевной – невестой Елисея? (Пёс)
-
Кто носился в море над Лебедью? (Коршун)
Вопросы для второй команды:
-
Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года)
-
Кто был Елисей, который разыскивал свою невесту? (королевич)
-
Какая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)
-
Кем оказался застреленный Гвидоном коршун? (Чародеем)
Вопросы для третьей команды:
-
Что кричал петушок в случае опасности? («Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку!»)
-
Назовите обладательницу волшебного зеркала. (Злая царица)
-
Что бросила царевне в руки нищая черница? (Яблоко)
-
Кто рассказал Елисею о месте нахождения царевны? (Ветер)
Конкурс 4. Этот конкурс называется «Сказка о рыбаке и рыбке»
Команды должны перечислить по порядку все желания старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке». Время на выполнение – 1 минута, за правильный ответ присуждается – 2 балла.
(корыто – изба – столбовая дворянка – вольная царица – владычица морская. Итог: разбитое корыто.)
Конкурс 5. Узнай сказочного героя.
Описания портретов читаются по очереди то одной, то другой командой. За правильный ответ – 1 балл, за название сказки – 1 балл.
-
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка.
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
(Старуха – столбовая дворянка. «Сказка о рыбаке и рыбке» )
-
Высока, стройна, бела,
И умом, и все взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
(Царица-мачеха. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
-
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.
(Царевна-Лебедь.«Сказка о царе Салтане»)
Конкурс 6. Этот конкурс называется «Кроссворд». От каждой команды выберите 4 игрока, которые должны разгадать кроссворд
Конкурс заканчивается, когда одна из команд первой решит кроссворд.(1 балл – за каждый правильный ответ в кроссворде, 1 балл – за скорость).
Конкурс 7. А пока игроки решают кроссворд, мы проведем следующий конкурс – «Иллюстрация к сказке».
Каждый из вас мог нарисовать иллюстрацию к любой сказке Пушкина. Соберите, пожалуйста, все рисунки, сделанные вашей командой, и сдайте в жюри для подсчёта.
Жюри подсчитывает количество сделанных командой иллюстраций к сказкам, за каждую присуждается – 1 балл. Жюри должно выбрать лучшего художника в каждой команде.
А мы продолжаем игру. Конкурс 8. Этот конкурс называется «Сказочный предмет».
Представители команд по очереди выбирают карточки с изображениями сказочных предметов. Ваша задача – назвать сказку, в которой встречается такой предмет. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Яблоко – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Зеркало – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
жемчужное ожерелье – «Сказка о рыбаке и рыбке»
орех – «Сказка о царе Салтане»
верёвка — «Сказка о попе и его работнике Балде»
мешок — «Сказка о золотом петушке»
Конкурс 9. А этот конкурс нам помогут провести Золотые рыбки.
Золотая рыбка задает вам вопросы, ребята. На полу лежат рыбки с номерами. Члены команд по очереди вылавливают рыбку, находят карточку с тем же номером, что и на рыбке, зачитывают вопрос и отвечают на него. За правильный ответ – 1 балл.
-
Какие чудесные дары получил от царевны Лебеди князь Гвидон? (Чудный город, белку с золотыми орехами, 33 богатыря с дядькой Черномором, царевна согласилась стать его женой)
-
С каких слов начинается «Сказка о попе и его работнике Балде»? (Жил-был поп, толоконный лоб)
-
Вид пшеницы, которой кормил поп Балду? (Полба)
-
Каким ремеслом занимались старик со старухой, живя в своей землянке? (Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу)
-
Чем потчевали старуху-царицу бояре да дворяне в царских палатах? (Заморскими винами и печатными пряниками)
-
Изделие из золотых скорлупок, которое пускалось в ход по свету? (монета)
-
Кто верный сторож царя Дадона? (Петушок)
-
В кого поочередно превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (В комара, муху, шмеля)
-
С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу? (Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?)
-
Кто вынул из мешка пред Дадоном золотого петушка? (Мудрец)
Конкурс 10. У нас остался последний конкурс «Продолжи фразу» .
Командам присуждается 1 балл за правильное продолжение фразы и 1 балл за название сказки, из которой она взята.
Задание для первой команды
-
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Жили они в ветхой землянке… (ровно тридцать лет и три года.«Сказка о рыбаке и рыбке» )
-
Жил-был поп,
Толоконный лоб,
Пошёл поп по базару… (Посмотреть кой-какого товару.«Сказка о попе и его работнике Балде»)
Задание для второй команды
-
Улетела лебедь-птица,
А царевич и царица,
Целый день проведши так… (лечь решили натощак.«Сказка о царе Салтане» )
-
Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь… (не мышока, не лягушку, а неведому зверушку.«Сказка о царе Салтане»)
Вопросы для третьей команды:
-
В синем море звезды блещут,
В синем море волны хлещут…( Туча по небу идет, бочка по морю плывет. «Сказка о царе Салтане»)
-
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был… (мед-пиво пил, да усы лишь обмочил.«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
И в конце нашего урока хочу вас спросить:
— Чему учат сказки А.С.Пушкина? (Дети отвечают.)
— Сказки А.С.Пушкина учат быть щедрыми и честными, понимать чужую беду, помогать слабым. В сказках Добро всегда побеждает Зло. А ведь так и должно быть, правда?
А.С.Пушкин подарил сказкам новую жизнь, сделал их содержательнее и ярче. Пушкин велик! Я уверена, что вам захочется еще не раз перелистать страницы пушкинских сказок.
Вот и подошла к концу наша игра. Мы предоставляем слово жюри.
Подведение итогов.
Награждение.
Тест по сказкам А.С.Пушкина
1. Кто из пушкинских сказочных героев спал на соломе и ел вареную полбу?
а.Балда +
б.Елисей
в.Гвидон
г.Дадон
2. Как назывался остров, на котором сын царя Салтана выстроил свой дворец?
а.чудо-остров
б.остров Буян +
в.остров сокровищ
г.остров затонувших кораблей
3. К кому королевич Елисей не обращался за советом в поисках царевны?
а.к солнцу
б.к месяцу
в.к туче +
г.к ветру
4. Какого состязания не было в «Сказке о попе и работнике его Балде»?
а.кто быстрее обежит вокруг моря
б.кто дальше бросит палку
в.кто выше подпрыгнет +
г.кто дальше пронесет кобылу
5. Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне…»?
а.3
б.7 +
в.12
г.33
6. Сколько раз за всю сказку о золотой рыбке старик ходил на берег моря?
а.2
б.4
в.6 +
г.8
7. В какой из перечисленных сказок нет царицы?
а.«Сказка о рыбаке и рыбке»
б.«Сказка о золотом петушке»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде» +
г.«Сказка о царе Салтане»
8. Из какой сказки эта цитата?
Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
а.«Сказка о золотом петушке»
б.«Сказка о царе Салтане»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» +
9. Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху?
а.в глаз
б.в лоб
в.в нос +
г.в ухо
10. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?
а.«Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!»
б.«Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»
в.«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» +
г.«И скрылась от меня навек богиня тихих песнопений»
Тест по сказкам А.С.Пушкина
1. Кто из пушкинских сказочных героев спал на соломе и ел вареную полбу?
а.Балда
б.Елисей
в.Гвидон
г.Дадон
2. Как назывался остров, на котором сын царя Салтана выстроил свой дворец?
а.чудо-остров
б.остров Буян
в.остров сокровищ
г.остров затонувших кораблей
3. К кому королевич Елисей не обращался за советом в поисках царевны?
а.к солнцу
б.к месяцу
в.к туче
г.к ветру
4. Какого состязания не было в «Сказке о попе и работнике его Балде»?
а.кто быстрее обежит вокруг моря
б.кто дальше бросит палку
в.кто выше подпрыгнет
г.кто дальше пронесет кобылу
5. Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне…»?
а.3
б.7
в.12
г.33
6. Сколько раз за всю сказку о золотой рыбке старик ходил на берег моря?
а.2
б.4
в.6
г.8
7. В какой из перечисленных сказок нет царицы?
а.«Сказка о рыбаке и рыбке»
б.«Сказка о золотом петушке»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о царе Салтане»
8. Из какой сказки эта цитата?
Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
а.«Сказка о золотом петушке»
б.«Сказка о царе Салтане»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
9. Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху?
а.в глаз
б.в лоб
в.в нос
г.в ухо
10. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?
а.«Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!»
б.«Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»
в.«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»
г.«И скрылась от меня навек богиня тихих песнопений»
Тест по сказкам А.С.Пушкина
1. Кто из пушкинских сказочных героев спал на соломе и ел вареную полбу?
а.Балда
б.Елисей
в.Гвидон
г.Дадон
2. Как назывался остров, на котором сын царя Салтана выстроил свой дворец?
а.чудо-остров
б.остров Буян
в.остров сокровищ
г.остров затонувших кораблей
3. К кому королевич Елисей не обращался за советом в поисках царевны?
а.к солнцу
б.к месяцу
в.к туче
г.к ветру
4. Какого состязания не было в «Сказке о попе и работнике его Балде»?
а.кто быстрее обежит вокруг моря
б.кто дальше бросит палку
в.кто выше подпрыгнет
г.кто дальше пронесет кобылу
5. Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне…»?
а.3
б.7
в.12
г.33
6. Сколько раз за всю сказку о золотой рыбке старик ходил на берег моря?
а.2
б.4
в.6
г.8
7. В какой из перечисленных сказок нет царицы?
а.«Сказка о рыбаке и рыбке»
б.«Сказка о золотом петушке»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о царе Салтане»
8. Из какой сказки эта цитата?
Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
а.«Сказка о золотом петушке»
б.«Сказка о царе Салтане»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
9. Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху?
а.в глаз
б.в лоб
в.в нос
г.в ухо
10. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?
а.«Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!»
б.«Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»
в.«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»
г.«И скрылась от меня навек богиня тихих песнопений»
Ýòî ïåðåäåëàííàÿ «Ñêàçêà î Çîëîòîì ïåòóøêå» ïîä äåòåêòèâ
Íåãäå â òðèäåâÿòîì öàðñòâå, â òðèäåñÿòîì ãîñóäàðñòâå, áûë óáèò ñëàâíûé öàðü Äàäîí. Ðåäàêöèè «Ñêàçêà ëîæü, äà â íåé íàì¸ê, ðàñêðûâàåì äåëî â ñðîê» ïðåäñòîèò âûÿñíèòü, ÷òî æå ïðîèçîøëî.
Öåíòðàëüíàÿ ïëîùàäü òðèäåñÿòîãî ãîñóäàðñòâà. 7.00.
Íàðîä ñõîäèò ñ óìà. Èõ åëå ñäåðæèâàåò ñòðàæà. ß îñìàòðèâàþ òåëî öàðÿ.
Íà òåìåíè îáíàðóæåíà ÷åðåïíî-ìîçãîâàÿ òðàâìà. Óäàðèëè ÷åì-òî îñòðûì, íå î÷åíü òÿæ¸ëûì.
-Ýé, ñàíèòàðû! Òåëî â ìîðã. À ìíå íàäî ïîãîâîðèòü ñ î÷åâèäöàìè, âçãëÿíóâ íà òîëïó, ÿ âçäîõíóëà.- Áóäåò òÿæåëî.
ß ïîäîøëà ê ïåðâîìó ïîïàâøåìóñÿ ìåñòíîìó æèòåëþ. Íà åãî ëèöå áûëè ñëåçû. Ïîíÿòíîå äåëî öàðü ïîãèá.
-Äîáðûé äåíü.
-Ýõ, ýõ, äà êàêîé äîáðûé, âíó÷åíüêà? Âîí öàðü-òî íàø â öàðñòâî íåáåñíîå òàê íåîæèäàííî íà ãëàçàõ ó âñåõ óø¸ë!
-ß êàê ðàç ïî ýòîìó âîïðîñó. Ðåäàêöèÿ «Ñêàçêà ëîæü, äà â íåé íàì¸ê, ðàñêðûâàåì äåëî â ñðîê». ß- æóðíàëèñò è ðàññëåäóþ ñìåðòü âàøåãî öàðÿ. Âû ñëó÷àéíî íå âèäåëè, ÷òî ïðîèçîøëî?
-Òàê âåñü ãîðîä âèäåë, ìèëàÿ! Âîò! Îí ïîêàçàë ïàëüöåì íà ñïèöó öàðñêîãî äâîðöà. Âîò ýòà íå÷èñòàÿ ñèëà, âíó÷åíüêà, ÷òî ïîãóáèëà íàøåãî öàðÿ! Î, äà ñîõðàíè ãîñïîäü! è ñòàë êðåñòèòüñÿ.
-Ïåòóøîê? — óäèâèëàñü ÿ. Íî êàê? Êòî-òî åãî èì óäàðèë?
-Äà íåò æå, îí ñàì.
-Êàê?!
-Âñïîðõíóë è öàðþ íà ãîëîâó ñåë. Âñòðåïåíóëñÿ, êëþíóë â òåìÿ è âçâèëñÿ
È â òî æå âðåìÿ ñ êîëåñíèöû ïàë Äàäîí. Îõíóë ðàç è óìåð îí.
-Âîò óæ ïðàâäà íå÷èñòàÿ ñèëà. À çà÷åì îí òàì ñòîèò?- ïîèíòåðåñîâàëàñü ÿ.
-Ïåòóøîê-òî? Äà íå çíàþ, ìèëàÿ! ìàõíóë ðóêîé äåä. — Çíàþ òîëüêî, ÷òî êðè÷àë îí èíîãäà.
-×òî?
-Ïëîõî ïîìíþ, âíó÷åíüêà. ×òî-òî ïîõîæåå íà: «Öàðñòâóé ë¸æà íà áîêó».
«Õì, ÷òî áû ýòî çíà÷èëî?» — ïîäóìàëà ÿ.
— Õîðîøî, à âû íå çíàåòå, ó êîãî ÿ ìîãó áîëüøå óçíàòü?
-Òàê âîò, âî äâîðåö èäè, òàì åãî ïðèáëèæ¸ííûå òåáå áîëüøå ðàññêàæóò.
-ß ïîíÿëà, ñïàñèáî âàì, äåäóøêà.
-Äà íå çà ÷òî, ìèëàÿ.
ß âîøëà âî äâîðåö. Òàì òâîðèëîñü íå÷òî. Ëþäè áåãàëè, ìîëèëèñü, ïëàêàëè. ß ïîäîøëà ê îäíîìó áîÿðèíó.
— Äîáðûé äåíü.
-À, çäðàâñòâóé. Çà÷åì ïîæàëîâàëà?
-ß èç ðåäàêöèè. Ðàññëåäóþ ñìåðòü öàðÿ Äàäîíà. Ñêàæèòå, âû åãî õîðîøî çíàëè?
-À òî, êàê æå, îòâåòèë òîò. Ñëóæèë ÿ åìó, êîãäà òîò åù¸ òîëüêî íà÷èíàë ïðàâèòü.
-Ìîæåòå ïîïîäðîáíåå ðàññêàçàòü? ïîïðîñèëà ÿ.
-Õîðîøî. Æèë ñëàâíûé öàðü Äàäîí. Ñìîëîäó áûë ãðîçåí îí. È ñîñåäÿì òî è äåëî íàíîñèë îáèäû ñìåëî, íî ïîä ñòàðîñòü çàõîòåë îòäîõíóòü îò ðàòíûõ äåë. È ïîêîé ñåáå óñòðîèòü; òóò ñîñåäè áåñïîêîèòü ñòàëè ñëàâíîãî öàðÿ, ñòðàøíûé âðåä åìó òâîðÿ.
-À àðìèÿ? Íàñêîëüêî ÿ çíàþ, ó ïîêîéíîãî îíà áûëà îãðîìíàÿ.
-Òàê âåäü ÷òîá êîíöû ñâîèõ âëàäåíèé îõðàíÿòü îò íàïàäåíèé, äîëæåí áûë îí ñîäåðæàòü ìíîãî÷èñëåííóþ ðàòü. Âîåâîäû íå äðåìàëè, íî íèêàê íå óñïåâàëè: æäóò, áûâàëî, ñ þãà, ãëÿäü — àí ñ âîñòîêà ëåçåò ðàòü. Ñïðàâÿò çäåñü ëèõèå ãîñòè èäóò ñ ìîðÿ.
-Êàêîãî áûëî ñîñòîÿíèå öàðÿ?
-Ñî çëîñòè èíäà ïëàêàë öàðü Äàäîí, èíäà çàáûâàë îí ñîí.
-Èíäà çàáûâàë îí ñîí… — çàïèñàëà ÿ â áëîêíîò. Åù¸ îäèí âîïðîñ, äëÿ ÷åãî âàì áûë íóæåí ïåòóøîê?
-Êàê ðàç ñòåðå÷ü åãî ãðàíèöû. Øåâåëüí¸òñÿ, âñòðåïåí¸òñÿ è êðè÷èò
È ñîñåäè ïðèñìèðåëè, âîåâàòü óæå íå ñìåëè.
-Îòêóäà ýòîò âîëøåáíûé ïåòóøîê âçÿëñÿ?
-Òàê öàðü ñ ïðîñüáîé î ïîäìîãå îáðàòèëñÿ ó ìóäðåöó, çâåçäî÷¸òó è ñêîïöó. Âîò ìóäðåö ïåðåä Äàäîíîì ñòàë è âûíóë èç ìåøêà çîëîòîãî ïåòóøêà
Ïîòîì öàðü åìó åù¸ îáåùàë îïëàòó.
-Êàêóþ?
-Ñêàçàë, ÷òî ëþáóþ ïðîñüáó âûïîëíèò, à êàêóþ òîò íå ñêàçàë.
-Åù¸ îäíà çàãàäêà
Õîðîøî, ñêàæèòå, íå ìîãëè ëè ìóäðåöà, çâåçäî÷¸òà è ñêîïöà ïîäîñëàòü âðàãè öàðÿ?
-Âðÿä ëè… Íî ïî÷åìó âû ñïðàøèâàåòå?
-À ïîòîìó ÷òî âèíîþ â ñìåðòè öàðÿ ñòàë ýòîò ïåòóøîê.
-Àõ òû, íå÷èñòàÿ ñèëà! áîÿðèí ïîãðîçèë êóëàêîì â ñòîðîíó êðûøè. Çàêîïàåì ìû òåáÿ. Óõ, äîæä¸øüñÿ!
-Íåò, çàêîïàåòå âû åãî ïîòîì. Ñíà÷àëà ìíå åãî íàäî âçÿòü íà ýêñïåðòèçó.
-Òàê âîò, åãî ñåé÷àñ äëÿ òåáÿ ñíèìóò. Ýé, Êóçüìà!
-Ñïàñèáî, ÿ ñàìà. Ýòî íóæíî äåëàòü àêêóðàòíî.
ß äîñòàëà èç êàðìàíà ïåð÷àòêè, íàäåëà èõ, îòïðàâèëàñü íà êðûøó. Âçÿâ â ðóêè ïåòóøêà, ÿ ñðàçó óâèäåëà åãî îêðîâàâëåííûé êëþâ. Çíà÷èò, ìåíÿ íå îáìàíóëè: ïåòóøîê äåéñòâèòåëüíî çàêëåâàë öàðÿ. Ñïóñòèâøèñü, îòäàëà ïåòóøêà íà ýêñïåðòèçó. È ïîøëà èñêàòü äðóãèõ ñâèäåòåëåé. Ìíå âñòðåòèëñÿ ãëàâíûé âîåâîäà öàðÿ. ß ðåøèëà îïðîñèòü è åãî.
-Íåò, ÷òî âû. Öàðÿ èç-çà ìåñòè íå ìîãëè óáèòü. Õîòü è íàïàäàëè ñóïîñòàòû íà ãðàíèöû, íî åãî áîÿëèñü.
-Êòî æå ìîã ýòî ñäåëàòü?
Òóò ìåíÿ îñåíèëî.
-Ñêàæèòå, à íàñëåäíèêè ó Äàäîíà åñòü?
-Áûëè íàñëåäíèêè ó íåãî, äâà ñûíà.
-Ãäå æå îíè ñåé÷àñ?
-À ïîãèáëè îíè.
-Êàê?
-À âîò ñ òîãî äíÿ êàê ïåòóøîê ó íàñ ïîÿâèëñÿ ãîä äðóãîé ïðîõîäÿò ìèðíî; ïåòóøîê ñèäèò âñ¸ ñìèðíî. Âîò îäíàæäû öàðü Äàäîí ñòðàøíûì øóìîì ïðîáóæä¸í. Âîçãëàñèë ÿ öàðü òû íàø, îòåö íàðîäà. Ïåòóøîê îïÿòü êðè÷èò.
-×òî îí êðè÷àë?
-À âîò íå èçâåñòíî. Âîéñêî ïåðâîå ïîâ¸ë åãî ñòàðøèé ñûí. Ïåòóøîê óãîìîíèëñÿ. Âîò ïðîõîäèò âîñåìü äíåé, îò âîéñêà âñ¸ íåò âåñòåé. Âäðóã îïÿòü îí ñòàë êðè÷àòü. Øë¸ò Äàäîí äðóãóþ ðàòü. Ñûíà îí òåïåðü ìåíüøîãî øë¸ò íà âûðó÷êó áîëüøîãî.
-À äàëüøå ÷òî?
-Ñíîâà âîñåìü äíåé ïðîõîäÿò, ïåòóøîê êðè÷èò îïÿòü, öàðü ñêëèêàåò òðåòüþ ðàòü è âåä¸ò å¸ ê âîñòîêó ñàì, íå çíàÿ áûòü ëè ïðîêó. Âîéñêà èäóò äåíü è íî÷ü
-Ïðîñòèòå, ìîæíî äàëüøå êðàòêî?
-Âîéñêà â ãîðû öàðü ïðèâîäèò è ïðîìåæ âûñîêèõ ãîð âèäèò ø¸ëêîâûé øàò¸ð. Âêðóã øàòðà â óùåëüå òåñíî ðàòü ïîáèòàÿ ëåæèò. Öàðü Äàäîí ê øàòðó ñïåøèò
×òî çà ñòðàøíàÿ êàðòèíà! Ïåðåä íèì åãî äâà ñûíà îáà ì¸ðòâûé ëåæàò.
-Òî åñòü îíè íå ìîãëè óáèòü îòöà.
-Íåò êîíå÷íî.
-Êòî óáèë èõ?
-À äðóã â äðóãà ìå÷ âîíçèëè.
-À ïðè÷èíà?
-Íåèçâåñòíî.
-À â øàòðå áûë ñóïîñòàò?
-Íåò æå, òàì áûëà äåâèöà, Øàìàõàíêàÿ öàðèöà. Åãî çà ðóêè âçÿëà è â øàò¸ð ñâîé óâåëà. Òàê íåäåëÿ è ïðîøëà. À ïîòîì ïîâ¸ç å¸ íàçàä, âî äâîðåö ñâîé.
-Âîò è íîâûé ïîäîçðåâàåìûé, — îáðàäîâàëàñü ÿ.- À ãäå îíà, òà äåâèöà?
-Øàìàõàíñêÿ-òî öàðèöà? À ñî ñìåðòüþ ãîñóäàðÿ èñïàðèëàñÿ îíà.
-À âû íå çíàåòå êóäà äî å¸ øàòðà èäòè?
-Ïîìíþ, ñåé÷àñ äîðîãó ïîêàæó.
Âìåñòå ìû òàê è ïîåõàëè ê øàòðó. Äîëãî ëü, êîðîòêî ëü, äà âñ¸ æå äîåõàëè. À âîêðóã ñòîëüêî êðîâè! Ñòîëüêî ïîáèòûõ è ðàíåíûõ ëåæàò. Âûøëà èç øàòðà öàðèöà, ãîâîðèò íàì:
-Çäðàâñòâóéòå, ïóòíèêè. ×òî æå âû ñòîèòå? Çàõîäèòå æå êî ìíå.
-Ïðèâåòñòâóþ âàñ. Íåò, ñïàñèáî. ß âàøè õèòðîñòè çíàþ, — îòâåòèëà íà å¸ ïðèãëàøåíèÿ.- ß æóðíàëèñòêà, ðàññëåäóþùàÿ óáèéñòâî ÷åëîâåêà. Âû ëó÷øå ðàññêàæèòå, çíàåòå ëè âû öàðÿ ýòîãî.
ß ïîêàçàëà åé ôîòîãðàôèþ. Îíà âçãëÿíóëà, ïðèñìîòðåëàñü, óëûáíóëàñü è ñêàçàëà:
-Çíàþ, çíàþ. Áûë îí ó ìåíÿ â øàòðå. Ïîò÷åâàëà ÿ åãî, à ïîòîì ìû ïîåõàëè ñ íèì â öàðñòâî, òðèäåñÿòîå ãîñóäàðñòâî.
-Òàê ìîæåò âû è ñìåðòü åãî âèäåëè?
-Äà, — îòâåòèëà îíà. Òîëüêî âîò íå äóìàéòå, ÷òî ýòî ÿ ñäåëàëà. ß ïðîñòî åõàëà ðÿäîì.
-Íî êàê âû ýòî îáúÿñíèòå? ñêàçàëà ÿ è ïîêàçàëà íà ïîáèòóþ ðàòü.
-Íèêàê, òóò ÿ òîæå íè ïðè ÷¸ì.
-Çíà÷èò òàê, — ñêàçàëà ÿ, — Èëè âû ìíå îáúÿñíèòå, ïîìîæåòå ðàñêðûòèþ äåëà. Èëè æå ïîëó÷èòå ïî ïîëíîé! Ñîìíåâàþñü, ÷òî ñðîê íå áóäåò ïîæèçíåííûì.
Øàìàõàíêà ïåðåñòàëà óëûáàòüñÿ. Îíà óæàñíóëàñü, íî ñêàçàëà:
-ß íå óáèâàëà èõ. Ñêàæåì òàê, ñûíîâüÿ ñîøëè ñ óìà îò ìîåé êðàñîòû, è ðåøèëè óñòðàíèòü äðóã äðóãà, êàê êîíêóðåíòîâ, à çà íèìè è ðàòü íà÷àëà âîåâàòü.
-Ëàäíî
.
-Ðàçâå ÿ âèíîâàòà â êðàñîòå? Êàæäàÿ æåíùèíà èìååò ïðàâî áûòü êðàñèâîé. À òî âû ñàìè íå çíàåòå? óëûáíóëàñü îíà.
ß àæ âûäîõíóëà îò óäèâëåíèÿ. Íå âñòðå÷àëà ÿ åù¸ òàêèõ.
-Êòî óáèë öàðÿ?
-Äà ïåòóøîê, ïåòóøîê óáèë åãî. ß ïðàâäà áîëüøå íå âèäåëà. íå íà øóòêó èñïóãàëàñü îíà. Ñðàçó ïîñëå òîãî, êàê öàðü óäàðèë òîãî ñòàðèêà, ìû ïðèåõàëè â ñòîëèöó, à òàì..
-Òàê, à òåïåðü ïîïîäðîáíåå, — îñòàíîâèëà å¸ ÿ. Êàêîãî ñòàðèêà?
-Äà ïðèø¸ë ê íåìó îäèí, ãîâîðèò, ïîäàðè òû ìíå äåâèöó, Øàìàõàíñêóþ öàðèöó. Òîò çàñïîðèë ñ íèì, à ïîòîì óäàðèë åãî æåëåçîì. Òîò óïàë è óìåð. Âîåâîäà ïîäòâåðäèò.
ß ïîâåðíóëàñü ê âîåâîäå:
-Ïî÷åìó íå äîëîæèë?
-Òàê ÿ äóìàë òî íå âàæíî, — îïðàâäàëñÿ îí.
- ýòîì äåëå âàæíî âñ¸. Ïîêàæè, ãäå æå îí?
Îí ïîâ¸ë ìåíÿ îáðàòíî. Ïðîøëè ìû ïàðó â¸ðñò. Îí ëåæàë, óïàâ íè÷êîì. Âåñü êàê ëåáåäü ïîñåäåëûé. ß äîòðîíóëàñü äà øåè. Ïóëüñ áûë.
-Âåçèòå ñêîðåå â ãîðîä. Ìû óñïååì åãî ñïàñòè.
À Öàðèöó ìû ñ ñîáîé îòâåëè äëÿ ïîäðîáíîãî îïðîñà. Ïîêà òàì ñ íåé ðàçáèðàëèñü, ÿ ïðèøëà ê ñòàðèêó. Òîãî óæ îòêà÷àëè. ß ñïðîñèëà:
-Êòî âû?
-ß çàìîðñêèé êóïåö. Äîëãî çäåñü ÿ áûë, äà çàåõàë çà íåâåñòîé.
-À ïî÷åìó âàñ öàðü óäàðèë?
-Òàê ïîòîìó ÷òî äåâèöà, êîòîðàÿ ñ íèì áûëà, ìîÿ íåâåñòà. Îí å¸ óâ¸ë, à ìåíÿ ÷óòü íå óáèë, ÷¸ðò ýòàêèé.
Îí ïëþíóë. ß æäàëà îòâåòà îò ýêñïåðòèçû. Âäðóã áîÿðèí, êîòîðîãî ÿ îïðàøèâàëà ðàíåå, ïîäáåæàë êî ìíå è êðèêíóë:
-Òàê âîò æå òîò ñàìûé ìóäðåö, ÷òî ïåòóøêà è ïðîäàë.
Òîò âñêî÷èë:
-×òî âû, ÷òî âû! Ýòî íå ÿ! ß ïðîñòî ïóòíèê, ó êîòîðîãî âàø öàðü íåâåñòó îòíÿë è íå îòäàë!
Âäðóã ìíå ïîçâîíèë òåëåôîí. ß âçÿëà òðóáêó:
-Àëëî, — ñêàçàëà ÿ. Âîò êàê! Ëàäíî, ñïàñèáî, ÿ ïîíÿëà.
Ñáðîñèâ çâîíîê, ÿ îáðàòèëàñü ê êóïöó:
-Ìíå ñòàëî ÿñíî. Íó-êà, âñòàíü!
ß ïîâåëà åãî ê ìàøèíå. Òàì Öàðèöà óæå ñèäåëà. ß äîñòàëà ñâîé áëîêíîò, â êîòîðûé âñ¸ ýòî âðåìÿ çàïèñûâàëà ñëîâà î÷åâèäöåâ.
-Òàê âû ãîâîðèòå, ÷òî ïðîñòîé ïóòíèê, à âû åãî íåâåñòà, êîòîðóþ çàáðàë öàðü, òàê âåäü?
-Äà, — ïîäòâåðäèë ìóäðåö.
-À ó ìåíÿ äðóãàÿ âåðñèÿ. Âû ïîäàðèëè åìó ïåòóøêà, êîòîðûé ñòàë ñîçûâàòü ðàòü öàðÿ â ñòîðîíó øàòðà. Îáå ðàòè îêîëäîâàëà öàðèöà, çàñòàâèâ èõ ïîóáèâàòü äðóã äðóãà, à ïîñëå è îêîëäîâàëà öàðÿ, çàñòàâèâ çàáðàòü ñåáÿ â äâîðåö. Ïîäõîäèòå âû, ãîâîðèòå îá îáåùàíèè, è ïðîñèòå îòäàòü âàì öàðèöó. Òîò îòêàçàëñÿ è óäàðèë âàñ. Êîãäà öàðü ïðèåõàë â ãîðîä, öàðèöà çàêîëäîâàëà ïåòóøêà. Òîò óáèë öàðÿ, à ñàìà îíà èñ÷åçëà. Êðàñèâûé áûë ïëàí. Æàëü, ÷òî åãî ðàñêðûëè.
-Âçäîð, çàêðè÷àë ìóäðåö. Ìû òóò íè ïðè÷¸ì! Ýòî — âðàíü¸!
-Âðàíü¸ òî, ÷òî ãîâîðèòå âû, à ó íàñ æåëåçíûå äîêàçàòåëüñòâà.
-Êàêèå?!
-Îäèí èç òîé ì¸ðòâîé ðàòè, íå óäèâëÿéòåñü, âûæèë è ðàññêàçàë, ÷òî âû îêîëäîâàëè áðàòüåâ. Îäèí âîïðîñ, çà÷åì âû ýòî ñäåëàëè?
-Ýòîò öàðü ïîñòîÿííî âîåâàë ñ äðóãèìè, îòâåòèëà Øàìàõàíñêàÿ öàðèöà.- Îí áûë ìîãó÷ è âñåãäà ïîáåæäàë. Ñðåäè äðóãèõ ïîâåðæåííûõ áûëî è íàøå öàðñòâî. Â òîé âîéíå ïîãèáëî ìíîãî íàøèõ ëþäåé è íàøèõ ðîäñòâåííèêîâ. Ìû ïðîñòî ìñòèëè çà íàø íàðîä. è îíà çàïëàêàëà.
-Ìåñòü âñåãäà êîí÷àåòñÿ ïëîõî, çàïîìíèòå ýòî, — ÿ âçäîõíóëà. Óâåñòè!
Êîëäóí çàêðè÷àë:
-ß íàéäó âñåõ âàñ è ïðîêëÿíó! Âû îáðàòèòåñü â êàìåíü!
-Âðÿä ëè ó âàñ ýòî ïîëó÷èòñÿ, óñìåõíóëàñü ÿ. Çà öàðåóáèéñòâî íå òî ÷òî ïîæèçíåííîå, íî è ñìåðòíóþ êàçíü äàòü ìîãóò. Ê âàøåìó ñ÷àñòüþ, ó íàñ ýòî íå ïðèíÿòî.
Èõ óâåëè, à öàðÿ âñêîðå ïîõîðîíèëè.  ëåñó íàðîä çàêîïàë çîëîòîãî ïåòóøêà. Íà òîì ìåñòå ïîñòàâèëè òàáëè÷êó ñ íàäïèñüþ «Îñòîðîæíî, ïðîêëÿòî!»
Ñêàçêà ëîæü, äà â íåé íàì¸ê, äîáðûì ìîëîäöàì óðîê