Автор J.G. На чтение 5 мин Обновлено
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» читательский дневник поможет дать ответы на вопросы к сказке и подготовить анализ, определить, какой жанр, тема, главная мысль, вспомнить краткое содержание и то о чём сказка и кто главные герои, чему учит. Также в статье есть краткий отзыв для читательского дневника и пословицы к произведению .
«Сказка о мертвой царевне» читательский дневник (анализ)
Австор — Пушкин А.С.
Год написания — 1833
Сколько страниц — 13
Жанр: волшебная сказка
Признаки волшебной сказки: говорящее зеркальце, так же говорящие солнце, месяц и ветер, превращение мачехи в нищенку, оживление Царевны, добро побеждает зло..
Герои сказки о мертвой царевне
- Царевна — дочь царя. Внешне очень красивая, а по характеру добрая, застенчивая, честная и трудолюбивая. Любила королевича Елисея
- Царь — погоревав о смерти своей жены женился на другой красавице ставшей мачехой царевне.
- Царица — мачеха — красивая женщина, но злая и завистливая и к тому же очень коварная.
- Королевич Елисей — искал свою невесту не жалея сил везде где только мог: спрашивал о ней и у солнца, и у месяца, и у ветра.
- Чернавка — служанка царицы. Она исполнила её приказ: отвела царевну в лес, чтобы её съели волки. Но пожалела девушку и отпустила ее.
- Семь богатырей — витязи, которые полюбили царевну за её красоту кротость и трудолюбие. Семь богатырей были сильными, смелыми, честными и справедливыми.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» главная мысль
Такие человеческие пороки как зависть и гордыня совсем не красят человека, а порой даже приводят к смерти. Основная мысль сказки в том, что добро побеждает зло, а истинная любовь не знает никаких преград.
План сказки о мертвой царевне
1) Рождение царевны
2) Смерть любимой жены и новая женитьба.
3) Диалог Царицы с чудо-зеркалом.
4) Зависть Царицы.
5) Приказ Чернавке.
6) Царевна знакомится с богатырями.
7) Царица дарит яблоко
Отравление Царевны.
9) Хрустальный гроб
10) Елисей находит гроб и целует любимую.
11) Смерть царицы
12) Свадьба.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» краткое содержание для читательского дневника
1) После рождения дочери царица умирает, а царь женится вновь, но царица оказалось злой и завистливой.
2) Царица не может пережить, что молодая царевна краше ее, поэтому отправляет свою служанку Чернавку, чтобы та отвела царевну в лес и связала.
3) Чернавка не убивает царевну, и та находит приют у семи богатырей и живет у них как сестра.
4) Узнав, что царевна жива, царица отправляет Чернавку в виде старухи-странницы убить царевну с помощью отравленного яблока и царевна, откусив от него умирает.
5) Богатыри хоронят царевну, но Елисей находит ее по совету ветра в хрустальном гробу в горе. Елисей разбивает гроб и царевна оживает
6) Мачеха-царица с тоски умирает, а королевич Елисей женится на ожившей царевне.
Чему учит «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»?
Сказка учит быть добрым и справедливым и никому не завидовать. Внутренняя красота гораздо важнее внешней.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» отзыв
Эта сказка Пушкина мне очень понравилась, у нее интересный и захватывающий сюжет. Не смотря на то, что она написана в стихотворной форме, ее очень легко читать. Это очень красивая история, со множеством приключений и счастливым концом.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» пословицы
- Добрая слава злому ненавистна.
- Доброе дело и в воде не тонет и в огне не горит.
- Завистливый по чужому счастью сохнет
- Хорошо то, что хорошо кончается.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» о чем сказка?
Царица рожает дочь и вскоре после этого умирает. Скоро Царь жениться снова и у царевны появляется мачеха. Мачеха своенравная и горделивая женщина, у неё в приданном лишь одно волшебное зеркальце, оно ей говорит, кто на свете всех краше. Однажды зеркальце говорит, что царевна краше и милее царицы. Разгневанная царица повелевает Чернавке свести царевну в лес и привязать к дереву. Та выполняет её веление, но, пожалев, царевну отпускает.
Бродя по лесу, царица видит на терем. Там она прибралась и легла отдыхать. Возвратясь домой, семь богатырей обрадовались гостье, и предложили её жить с ними, назвали ее своей сестрой. Богатыри полюбили девушку, даже попросили стать для одного из них женой. Но та отказывает, признаваясь, что у неё уже есть жених.
Тем временем царице зеркальце говорит, что царевна жива и она ещё краше. Злая царевна снова отправляет Чернавку, убить царевну. Переодетая в старуху Чернавка даёт волшебное яблоко царевне. Царевна откусывает яблоко и засыпает мёртвым сном. Богатыри положили царевну в стеклянный гроб, который подвесили на высоких столбах.
Королевич Елисей, ища царевну, спрашивает у солнца и месяца, где ему найти любимую, и только ветер указывает ему дорогу. Королевич Елисей разбивает гроб, целует ее и царевна оживает.
Возвратясь домой, они встречают царицу. Которая, как только завидев царевну, умирает от тоски. Королевич и царевна закатывают пир в честь своего венчания.
Василий Андреевич
Жуковский
Крылов, Пушкин, Жуковский и Гнедич в Летнем саду.
1832 Г. Чернецов
Жуковский –сказочник
Жуковский писал баллады, стихотворения разной тематики, элегии, песни, послания, сказки, поэмы.
Самые известные сказки: «Сказка о спящей царевне», «Сказка о царе Берендее», «Тюльпанное дерево».
Летом 1831 года Жуковский и Пушкин гостят в Царском Селе.
Между Пушкиным и Жуковским начинается своеобразное соревнование, результатом которого стали произведения, написанные сказочниками.
Жуковский пишет «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна».
«Спящая царевна» написана 26 августа —12 сентября 1831 г.
Впервые напечатана в журнале «Европеец» в 1832 году под заглавием «Сказка о спящей царевне».
Пушкин пишет «Сказку о царе Салтане».
Пушкинская «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» была создана в 1833 г. Возможно, тогда поэт вспомнил о прошедшем «соревновании».
Сказка А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне…» и «Спящая царевна» В. А. Жуковского.
Сопоставление сказок.
Братья Гримм «Шиповничек»
Шарль Перро
«Спящая красавица»
(«Спящая в лесу красавица»)
«Спящая царевна»
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Сказки Арины Родионовны
Братья Гримм «Белоснежка»
Народная сказка «Самоглядное зеркало»
«Литературная сказка — авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения сказочных героев.
произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, служит основной отправной точкой характеристики персонажей».
Вопросы по сказке
Кто герои сказки? У них есть имена?
Кто выступает в роли предсказателя? В чем необычность этого персонажа?
С помощью какой сказочной формулы описывается красота родившейся царевны?
Почему не пригласили на пир двенадцатую колдунью?
Как вы представляете себе ведьму?
Чем одарили чародейки дитя?
Сколько должен был продлиться сон царевны?
Чем закончилась эта история?
Действительно ли произведение Жуковского «Спящая царевна» — сказка? Докажите все мнение.
Название.
Композиция.
Сюжет.
Форма произведения.
Художественные средства выразительности.
Авторская позиция.
Финал сказок.
Что роднит их с народной сказкой?
Композиция
Зачин.
Завязка.
Развитие действия.
Кульминация.
Концовка.
Зачин
Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею свое
Он в согласье много лет;
А детей все нет как нет.
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Завязка
Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошел как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Раз царица на лугу,
На зеленом берегу
Ручейка была одна;
Горько плакала она.
Вдруг, глядит, ползет к ней рак;
Он сказал царице так:
«Мне тебя, царица, жаль;
Но забудь свою печаль;
Понесешь ты в эту ночь:
У тебя родится дочь». —
«Благодарствуй, добрый рак;
Не ждала тебя никак…»
Но уж рак уполз в ручей,
Не слыхав ее речей.
Он, конечно, был пророк;
Что сказал — сбылося в срок:
Дочь царица родила.
Царевны
Дочь прекрасна так была,
Что ни в сказке рассказать,
Ни пером не описать.
Развитие действия
Пир — взросление царевны — укололась веретеном и уснула, все уснули — охотник (царский сын) забрел во дворец; пробуждение царевны и всего дворца.
Сватание царевны — девичник- гнев и зависть мачехи — Чернавка уводит царевну в лес — жизнь царевны в доме семи богатырей — отравление царевны яблоком — погребение ее в горе — поиски невесты королевичем Елисеем — спасение царевны — смерть царицы мачехи.
Кульминация
На колени ставши, к ней
Он приблизился лицом:
Распалительным огнем
Жарко рдеющих ланит
И дыханьем уст облит,
Он души не удержал
И ее поцеловал.
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг ожила.
Концовка
Всё бывалое – один
Небывалый царский сын.
Он с царевной наконец
Сходит сверху; мать, отец
Принялись их обнимать.
Что ж осталось досказать?
Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало.
Лишь ее похоронили,
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
Художественные средства выразительности
Постоянные эпитеты.
Сравнения.
Олицетворения.
Анафора.
Повторы, в том числе троекратные.
Использование магических чисел.
Попробуем сравнить…
Где происходят действия сказок?
Как выглядят царевны?
По чьей вине происходит беда с царевнами?
Какова причина этих событий, бед?
Какие предметы можно назвать орудием зла?
Кого можно назвать помощниками и дарителями в сказках?
Как долго были заколдованы царевны? Что с ними произошло? Где они находились, пока были заколдованы?
Кто спасает царевен? Есть ли имена у этих героев?
Каким образом царевны освобождаются от проклятия?
Какова судьба злодеек?
Как заканчиваются обе истории?
Словарик
Композиция – построение художественного произведения.
Сюжет — последовательность событий в произведении.
Словарик
ахарные уста)
Повторение — это фигура, с
Словарик
Олицетворения — приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.
Анафора – единоначатие.
Магические числа – например, 2, 3,4,7, 9, 12
Зачин.
Завязка.
Развитие действия
Кульминация
Концовка
http://www.liveinternet.ru/users/filorema/
http://clubs.ya.ru/4611686018427432697/posts.xml?tb=20&tag=11189274
http://skacat.com/raznoe/knigi/26024-skazka-o-mertvoy-carevne-i-semi-bogatyryah-audio-versiya-skazki-pushkina.html
http://www.bankreceptov.ru/skazki/skazki-0023.shtml
http://www.diafilmy.su/151-skazka-o-mertvoy-carevne-2.html
http://youronlinebooks.ru/home/item/12-favorite-characters-cinderella-3-devochkasnegurochka-snow-white-the-little-mermaid-vasilisa-the-beautiful-the-princess-and-the-pea-the-sleeping-princess-nesmeyanatsarevna.html
http://www.old-land.ru/tests/test2/31
» Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (Ориг.рис. А.Земцова, гравер Шюблер)
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
http://www.hobbitaniya.ru/zhukovskiy/zhukovskiy3.php жуковский текст
http://www.kostyor.ru/tales/tale39.html перро текст
http://www.hobbitaniya.ru/grimm/grimm50.php шиповничек текст
http://forum.naverno.com/index.php/topic/1591-%D0%B2%D1%81%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B4%D0%B0-%D0%BE-%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0%D1%85/
http://www.krasnoyeznamya.ru/pic.php?vrub=rm&pid=49&zag=1&picid=3187 советские открытки – иллюстрации к сказкам
http://literary_criticism.academic.ru/301/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F
http://www.4-5plus.ru/teorija/265-sravnenije
Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа).
Цель медиаобразования — формирование культуры общения с медиа, развитие творческих и коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучение различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Приобретенные в результате этого процесса навыки называются медиаграмотностью.
Так как современный мир — это мир информационный, одной из приоритетных задач школьного образования становится задача развития медиаобразовательных умений и навыков, способствующих раскрытию личности в информационном обществе, ее саморазвитию и самоорганизации, проявляющейся в осознанном медиаповедении, медиадеятельности и медиатворчестве на основе гуманистических идеалов и ценностей.
Подобного рода задачи с успехом могут решаться и на уроках литературы, которые направлены на формирование и развитие литературно-художественных умений учащихся, необходимых для создания личностной интерпретации произведения и продуктирования собственных текстов.
Циклом таких уроков стали уроки литературы в 5 классе «Сравнительный анализ сюжета сказок братьев Гримм «Шиповничек», Шарля Перро «Спящая красавица» и В. А. Жуковского «Спящая царевна»: сходство и различие», форма работы которых — проектная деятельность.
Результатом проекта является создание собственного медиатекста, контент которого формируется на основе анализа мотивной структуры бродячего сюжета о «спящей красавице».
Итоговый продукт проектной деятельности — издание иллюстрированного сборника авторских сказок 5 А класса «……………..».
Цели медиаобразовательного проекта:
- формирование навыков работы с информацией, умения находить её в различных источниках
- обучение восприятию и переработке информации, систематизации ее по заданным признакам
- развитие аналитического мышления, умения анализировать структуру медиатекста
- развитие навыков перевода визуальной информации в вербальную знаковую систему и наоборот
- формирование процессов мыслительной деятельности (анализа, синтеза, обобщения) художественно-выразительными средствами языка
- формирование навыка продуцирования собственного текста с использованием жанровой формы литературной сказки
- использование средств коммуникации для творческого самовыражения
Достижение этих целей предполагается через постановку и решение следующих задач:
- знакомство учащихся с понятием бродячего сюжета о «спящей красавице» и историей его бытования
- формирование представлений о понятиях «мотив», «сюжет» (А.Н. Веселовский «Историческая поэтика»); «функция героя» (В.Я.Пропп «Морфология сказки»)
- развитие компетентностей, связанных с выявлением и постановкой проблемы, планированием последовательности действий по ее решению
- формирование информационных компетентностей, направленных на совершенствование навыков вдумчивого чтения, творческого осмысления прочитанного
- повышение уровня развития коммуникативных навыков (соблюдение норм речи, норм художественного пересказа, продуктивное взаимодействие с членами группы)
- стимулирование и развитие творческого потенциала личности на основе использования алгоритма, описывающего последовательность действий при исследовании построения жанровой структуры сказки и создание собственного медиатекста в жанре литературной сказки
Так как работу с информацией схематично можно разделить на три составляющие: прием, переработка, передача, то в проектной деятельности, конечной целью которой является творческое формирование медиатекста, можно выделить следующие этапы:
1. Подготовительный этап
Проверка уровня сформированности понятий, умений и навыков учащихся, необходимых для восприятия нового материала
На этом этапе происходит актуализация и обобщение имеющихся у обучающихся знаний и понятий о структурных компонентах сказки.
Игровой прием «Цветик-семицветик». В качестве задания предлагается закончить предложение (например, «Волшебная сказка начинается…», «Сказки заканчиваются словами…», «Мой любимый сказочный герой (герои)…», «Чтобы победить злые чары, герои должны…», «В сказках помогают совершать чудеса…» и др.).
Обобщением становится графическая систематизация материала, выявленного во время повторения (прием «Составление кластера «Сказка»)
2. Этап «приёма» новой информации
Знакомство учащихся с понятием бродячего сюжета о «спящей красавице» и историей его бытования
Акцентируется внимание на том, что этот сюжет восходит к древнему мифу, объясняющему представления наших предков о смене времен года. Богиня весны (дева Солнце) обессилена ведьмою Зимою и утрачивает на время свою блистательную красоту. В положенный срок и благодаря своему Избавителю, который должен пройти испытания, Царевна-красавица оживает. Избавитель при этом должен либо держать ее за руку и хранить глубокое молчание, либо поцеловать красавицу и тем самым победить злое колдовство. Известно также, что в давние времена запрещалось по пятницам делать домашнюю работу, в которой используются иглы, веретена. Есть поверье, что уколы по пятницам вызывают сон, переходящий в смерть.
Формулировка проблемного вопроса. Коллективное обсуждение возможного пути решения выявленной проблемы (составление алгоритма действий)
Если к этому сюжету обращались неоднократно сказочники разных стран мира, сможем ли мы создать свою сказку о спящей красавице? Что, по вашему мнению, для этого нам необходимо сделать?
(необходимо внимательно изучить имеющие сказки на этот сюжет, посмотреть, как они построены, что в них общее и чем они различаются).
Шаг первый: чтение сказки братьев Гримм «Шиповничек», изучение ее содержание и выделения смысловых частей.
Шаг второй: чтение сказки Ш. Перро «Спящая красавица», сравнение ее со сказкой братьев Гримм и выявление сходства и различия этих сказок.
Организация восприятия и осмысления новой информации. Формирование представления о понятиях «мотив», «сюжет», «функция героя»
Так как типологическая близость изучаемых сказок объясняется общим сюжетом, а сюжет, в свою очередь, состоит из отдельных смысловых, связанных между собой частей, то основной целью данного этапа становится наблюдение над мотивной структурой сказок.
Мотив (по определению А. Н. Веселовского (1838–1906), историка литературы, изучавшего историческую поэтику сказочных сюжетов) — это мельчайший компонент текста, содержащий в себе какое-либо действие.
Мотивы, соединяясь друг с другом, разрастаются, становятся сложными схемами и образуют сюжет произведения.
Таким образом, сюжет — это комплекс (сумма) мотивов, ряд событий, описанных в художественном произведении.
Исследовательские задачи, поставленные перед учащимися (работа в группах по сказкам братьев Гримм и Ш. Перро):
- выделение смысловых фрагментов текста, в которых описывается законченное действие того или иного героя (вычленение отдельных мотивов)
- обсуждение действий героев
- формулирование мотивов, образующих сюжет сказки о спящей красавице
Поисковая деятельность совершенствует навык осознанного чтения и анализа информации.
При выделении мотива выполняются следующие операции:
- определение границ законченного действия, совершаемого героями сказки
- на основе ключевых слов текста, рисующих то или иное событие, описывается содержания мотива
Результатом такой деятельности становится формулирование сюжета, которое, по сути, является сжатым пересказом сказки.
3. Этап «переработки» новой информации
Выстраивание общей цепочки мотивов, формирующих сюжет сказок о спящей красавице (выявление общего в сюжетосложении сказок братьев Гримм и Ш. Перро)
М1 = у царя и царицы нет детей →
М2 = чудесное рождение долгожданной дочери →
М3 = чудесный пир, на который не приглашена злая колдунья→
М4 = дары чародеек →
М5 = злая колдунья невзлюбила молодую красавицу и наколдовала ей смерть от укола веретена →
М6 = добрая волшебница изменяет колдовство (смерть → сон) →
М7 = царь приказывает уничтожить все опасные для молодой красавицы предметы →
М8 = в положенный срок колдовство злой волшебницы исполняется (встреча со старушкой с веретеном) →
М9 = вместе с царевной засыпает весь царский двор →
М10 = никто не может спасти царевну раньше положенного срока→
М11 = молодой царевич узнает о колдовстве и спасает царевну →
М12 = пробуждение царского двора →
М13 = свадьба царевича и царевны. Добро побеждает зло.
Выявленные мотивы обнаруживают общее в сюжетосложении сказок братьев Гримм и Ш. Перро, что необходимо для понимания того, как функционирует бродячий сюжет о спящей красавице. Именно эти мотивы должны будут определять создание учениками собственного медиатекста в жанре волшебной литературной сказки.
Выявление различия сюжетной организации сказок братьев Гримм «Шиповничек» и В. А. Жуковского «Спящая царевна» на основе приёма «инсерт»
Работа в группах: перечитывание сказки братьев Гримм, сопоставление с сюжетом сказки Жуковского с использованием графических помет «известное», «новое», «противоречит известному»
«Известное»:
жили король с королевой/царь с царицей, детей у них не было;
чудесное рождение дочери;
праздник крещения, на который забыли пригласить старую фею; чудесные дары добрых фей; злая колдунья наколдовала смерть от укола веретена;
юная фея изменяет колдовство (смерть → сон) ………
«Противоречит известному»:
предсказание лягушки — предсказание рака;
13 ведуний королевства — 12 чародеек;
золотых тарелок 12, поэтому 13 колдунью не пригласили — украдено одно из 12 золотых блюд, поэтому позвали только 11чародеек;
сон на 100 лет — сон должен продлиться 300 лет;
неясно, ждала ли старуха появление принцессы — старуха ждала царевну и дает ей в руки веретено………
«Новое»:
Словно не жил царь Матвей —
Так из памяти людей
Он изгладился давно…
Забор, Ограждавший темный бор,
Не терновник уж густой,
Но кустарник молодой;
Блещут розы по кустам;
Перед витязем он сам
Расступился, как живой….
Индивидуальная работа: исследование лексики текстов, составление таблицы «Национальный колорит сказок о спящей красавице»
Выявленные различия показывают, как на основе общего бродячего сюжета рождаются оригинальные авторские сказки.
В. А. Жуковский творчески переосмысливает мотивную структуру бродячего сюжета, наполняет её новыми национальными деталями, место действия из замка переносит в русский терем, по-новому разрабатывает характеры героев, создавая образы русской красавицы царевны и царского сына, видоизменяет традиционный мотив сна и запустения на мотив цветущего сада и молодого леса, что и рождает в итоге совершенно новое оригинальное русское произведение.
4. Этап «передачи» информации
Творческое переосмысление усвоенных знаний и создание собственного медиатекста в жанре волшебной сказки на основе сюжета о спящей красавице
Пути решения:
- сохраняя основные мотивы сюжетосложения и функции героев, переместить действие сказки и сказочных героев в другое время и пространство: далекое будущее/прошлое, другую эпоху/галактику, подводный/подземный мир……
- ввести нового волшебного помощника и новые волшебные предметы
- разработать характеры персонажей в соответствии с выбранной эпохой и местом действия, наделить героев именами, используя литературный приём говорящих фамилий
- продумать языковые особенности сказки, отражающие общий замысел произведения
- особое внимание уделить редактированию создаваемых текстов
- иллюстрировать один из эпизодов волшебной сказки
- контроль и анализ созданных художественных текстов с последующей корректировкой/редактированием
- творческий конкурс обложки сборника и вступительной статьи-рецензии
- вёртка сборника сказок
Итак, результатом медиаобразовательного проекта на уроках литературы в 5 классе явилось не только получение той или иной информации, но и формирование информационной культуры учащихся как части интеллектуальных умений. Медиаобразование на уроках литературы призвано служить созданию у школьников системы интерпретации и организации информации, делая их активными участниками коммуникативных процессов в современном обществе.
Автор: Любовь Леонтьева
План-конспект
урока по литературному чтению в 4 классе по теме А.С. Пушкин «Сказка
о мёртвой царевне и семи богатырях». Добро и зло в сказке.
Класс: 4
Предмет: литературное
чтение
УМК: Школа
России
Автор УМК: Л.
Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В.
Бойкина
Тема урока: А.С.
Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Добро и зло в сказке.
Тип урока:
урок закрепления изученного.
Цели: обучать
грамотному, выразительному чтению; определять категории добра и зла в тексте
“Сказки о мертвой царевне и
о семи богатырях”; учить анализировать поступки героев; учить делить текст на
части; формировать умения анализировать литературные произведения,
аргументировать свой ответ; развивать речевые умения и творческие способности;
формировать осознанное чтение целыми словами; воспитывать культуру речи,
культуру слушания, культуру высказывания; формировать прочные нравственные
позиции на определение истинной красоты;
воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать книги.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Умение читать вслух с постепенным
переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя
ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное
произведение.
Личностные. Формирование
системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну,
красот человеческих отношений, уважение к старшим).
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: формулирование
учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной
деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по
изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. - Коммуникативные УУД. Ответы
на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил
взаимодействия в паре и группе. - Познавательные УУД. Анализ
художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов
для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге,
умение ориентироваться в учебной и художественной книге.
Основные понятия: сказка,
добро и зло.
Оборудование урока: текст
“Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, слайды,
портрет А.С. Пушкина, толковые словари, рабочие тетради .
Технические средства обучения:
компьютер, проектор, интерактивная доска
Эпиграф:
Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.
Шота
Руставели
Ход урока
1. Мотивация
к учебной деятельности.
— Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
II. Вступительное
слово учителя
— Как
называется наш раздел?
— Каких писателей и поэтов вы знаете?
— На прошлом уроке с творчеством какого
человека мы познакомились?
Открою вам маленький секрет. Сказки предназначались
автором для взрослых. Они были написаны в пору творческого расцвета Пушкина,
одновременно с самыми глубокими и серьезными его произведениями, а значит, и
содержание сказок столь же глубоко и серьёзно.
III.
Проверка домашнего задания. (дети перечитывали
сказку)
—Демонстрация
слайдов. Ученики описывают данные на слайде события из сказки . (слайд 2 –
12 ).
— Иллюстрации, которые вы посмотрели,
сделал художник Куркин Александр Михайлович.
IV.
Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.
— Ребята, прочитайте название сказки, с
которой мы познакомились на прошлом уроке. («Сказка
о мёртвой царевне и семи богатырях»)
— Скажите, что мы можем узнать из
названия. ( Главные герои в сказке:
царевна и семь богатырей)
— Кто такой богатырь? Давайте найдём
значение этого слова в словарях. (работа
со словарями С.И. Ожегова, В.И. Даля) ( Словарь С.И. Ожегова : богатырь –
человек очень большой силы. Стойкость и отвага .Герой русских былин,
совершающий воинские подвиги. Словарь В.И. Даля: богатырь – человек рослый,
дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый
воин.)
— Ребята, скажите, к какому литературному
жанру относится наше произведение? (Сказка) Докажите,
что это сказка. Вспомните все признаки сказки.( 1. Зачин. 2. Волшебные
предметы. 3. Сказочные слова и выражения. 4. Троекратный повтор. 5. Борьба
добра и зла. 6. Добро побеждает зло.7. Концовка. )
— Нам всем знакомо выражение “В сказках
Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое — Добро и Зло? Как вы думаете чем
мы сегодня будем заниматься на уроке? (Борьба
добра и зла, добро побеждает зло)
— Правильно, ребята, цель нашей работы –
раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем
сравнивать образы героев, анализировать текст.
(Учащиеся объясняют своими словами, как
они понимают значение этих слов, затем находят их значение в словаре С.И.
Ожегова)
Вам необходимо найти в толковом словаре
значение этих слов. ( работа в парах)
(Ученик
зачитывает определения терминов из толкового словаря )
Добро — 1)
всё положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.)
Зло – 1)
нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность.
— Можем ли мы утверждать, что добро и зло
являются противоположными понятиями? (Да, добро и зло – противоположные
понятия.)
— Можем ли мы четко
разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и
семи богатырях”?
(Ученики перечисляют
героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев,
предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к
отрицательным)
— А сейчас определим задачи урока. На
какие вопросы мы должны сегодня ответить? (
Выяснить в образах, каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и
Зла?)
V.
Работа по теме урока. Первичное закрепление в знакомой ситуации
— Итак, какие герои сказки главные, без
которых не было бы описанных событий. (Главные герои — царица и царевна)
— Разберёмся, кто же у нас в сказке злой,
а кто добрый.
( Чтение и анализ сказки до слов «Но
невеста молодая…» на стр. 75)
— Что мы узнали из начала сказки?
— Отчего умерла царица?
— Найдите описание новой царицы.
— Как вы понимаете выражение « и умом и
всем взяла»?
— Объясните значение слов «ломлива»,
«своенравна». ( Ломлива- упряма не соглашается на что-либо. Своенравна-
упряма, капризна, поступающая так, как вздумается)
— Как автор показывает характер молодой
царевны? (Ответы
учащихся)
— Почему царица решила погубить царевну? В
чем суть конфликта между ними? (Царица-мачеха считает себя самой красивой, а
царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что
падчерица “милее и белее”, чем она.)
— Какими
словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
( Ненависть,
зависть.)
— Обладает
ли добрый человек такими чувствами? (Нет,
эти чувства характерны для злых людей.)
— А
как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая
уводит девушку в темный лес? (Она даже к своим врагам относится хорошо, не
держит на них зла, не пытается им отомстить)
— И
царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что
она обладает и внутренней, душевной красотой? ( Царица
красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа
у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и
все ей помогают.)
— С
чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”? ( С
цветком. Она так же прекрасна, как роза.)
— Что узнала царица от зеркальца?
— Зеркальце сказало правду, а нужно ли
было её говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?
— Ребята, а вы любите правду? Нужна, ли
она вообще в жизни?
— Как вы понимаете значение выражения
«чёрная и белая зависть»? Чем они отличаются?
— Испытывали ли вы когда-нибудь такие
чувства? К чему они приводят?
— К чему привела чёрная зависть в сказке?
— Что можно сказать о царевне? (Царевна
молода, очень красива, добра, она верна данному слову.)
— Какая была царица?( Царица- мачеха
красива умная, равнодушная, упрямая, капризная,.; она поступает так, как
хочется ей, и совсем не думает о других; ещё она хочет всегда оставаться самой
красивой –от этого полностью зависит её настроение и вся её жизнь)
— Для
того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и
зачитаем строки, характеризующие царицу — стр.71, царевну — стр.72.
(Ученики зачитывают
определения и сравнивают с таблицей.)
Царица | Царевна | |
Внешность | высока стройна бела | белолица черноброва |
Поведение характер | горда ломлива своенравна ревнива злая | красавица-душа милая приветливая |
Цвет | черный | белый красный |
— Подумайте кто из наших героев
положительный, а кто отрицательный?
(Царица- отрицательная героиня, царевна –
положительная)
— Что
такое положительные и отрицательные черты характера? (Положительные
(хорошие) черты характера, присущие положительному герою: доброта, любовь,
верность, красота, отзывчивость. Отрицательные (нехорошие) черты характера,
присущие отрицательному герою: зависть, злоба, ревность, эгоизм,
предательство.)
— Ребята, а как можно определить , злой
или добрый человек? Ведь каждый человек считает себя хорошим. (
По его поступкам. Если человек совершает добрые поступки, от которых другим
хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют
другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.)
VI.
Физкультминутка
Дружно встали – раз, два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из – под ладошек.
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
VII.
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Прогнозирование содержания сказки.
— Ребята, давайте посмотрим, как дальше
будут развиваться события в сказке.
( Чтение продолжения сказки до слов «Раз
царевна молодая…» стр. 80)
— Расскажите, пользуясь текстом, как
царевна оказалась в тереме? Что она стала делать?
— О каких чертах характера это говорит?
— Почему царевна вышла к богатырям не
сразу? После каких слов?
— Как богатыри узнали, что в их доме
царевна?
-Как царевне жилось у богатырей?
— Чем занимались богатыри, как об этом
говорит автор?
— Как братья пришли свататься к царевне?
— Почему она им отказала? Какой она была?
— Как царица узнала, что молодая царевна
жива-здорова?
— Прочитайте по ролям этот отрывок,
стараясь передать голосом характеры героев
— Составьте характеристику любого героя
сказки по следующему плану.
План характеристики героя сказки.
1. Где
живёт герой?
2. Внешний
облик героя.
3. Какие
поступки совершает?
4. Какой
характер у героя?
5. Как
к герою относится автор?
6. Своё
отношение к герою
( Работа в парах)
( После подготовки заслушивают несколько
ответов)
Оценивается работа в группах.
— Молодцы, потрудились на славу.
— Какими предстали перед нами герои сказки?
Чем они нам понравились или не
понравились?
— Как силы природы помогали героям сказки?
— В произведениях литературы отражается
жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит
гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого
человека наблюдается противостояние добра и зла. И люди совершают и добрые
поступки, и злые. Любят, желают добра, здоровья. И тут же завидуют, обижаются и
даже, бывает, ненавидят.
-Подумайте, пожалуйста, чему научила вас
сказка А. С. Пушкина. Считаете ли вы себя добрыми? Запишите ответ на этот
вопрос.
VIII.
Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете
урок?
— За что бы вы себя похвалили сегодня.
— Как вы себя бы оценили.
IX.
Подведение итогов урока
— Как, в виде кого представлено зло?
— Подумайте и распределите героев по
группам положительных, отрицательных, нейтральных, герои-помощники
(Обучающиеся называют героев и заполняют
таблицу)
— Есть ли в сказке волшебные предметы? Какую
роль они играют?
— Как автор относится к главным героям?
Докажите.
— Царица была не только злой, но и очень
завистливой. Она завидовала молодости и красоты царевне. Зависть — это
негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные действия.
Это плохое качество и каждый человек
должен искоренять его в своем характере.
— Как вы думаете, царица изменится в
следующих частях? На последующих уроках мы и узнаем.
Домашнее задание.
Дочитать сказку до конца. Подобрать
синонимы к словам «своенравный», «мерзкий», «желанный», «грозно», «изумлённый»;
подобрать антонимы к словам «жданный», «грешен»,; выписать 5 наиболее
понравившихся эпитетов вместе со словами, к которым они относятся. Нарисовать
иллюстрацию к понравившемуся отрывку.
— Спасибо за урок!
— Проверка домашнего задания.
«Снегурочка» — немецкая народная сказка | «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина. |
Сходство | |
1. Смерть матери, жизнь с мачехой-царицей | |
2. Соперничество в красоте. | |
3. Говорящее зеркальце. | |
4. Царица отправляет царевну в лес, чтобы убить, но та | |
5. Царица пытается убить ее сама и наконец при помощи | |
6. Дело было зимой. | |
7. Захоронение в хрустальном гробу. | |
8. Царевны белы, чернобровы | |
9. Царевен спасают царевичи. | |
10. Злые царицы умирают в конце сказки | |
11. Семь карликов и семь богатырей. | |
12. Царь женится через год. | |
Различия. | |
Егерь | Чернавка |
У царевны был жених – царевич Елисей. | |
Царевич спасает случайно (кусок отравленного яблока | Царевич целует царевну. |
Карлики | Богатыри |
Сильная шнуровка, ядовитый гребень и яблоко | Только яблоко. |
Злую царицу убивают | Злая царица умирает от «тоски». |
Помощники: пес Соколко, солнце, месяц, ветер, | |
Злая царица разбивает зеркальце. | |
Проза | Стихотворная сказка |
— Сказка «Снегурочка» — народная
сказка, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана не народом, а
определенным человеком – А.С.Пушкиным, и потому она – литературная.
— Сегодня мы с вами, работая над
сказкой Пушкина, попробуем назвать некоторые отличия литературной сказки от
фольклорной.
— Первое отличие я уже назвала.
Какое? (фольклорная сказка написана народом, литературная – писателем).
— Посмотрите, пожалуйста, нашу
таблицу в части «Различия» и скажите, с чем вы никогда не встречались, читая
фольклорные сказки? (сказка Пушкина – стихотворная).
— Свою сказку Пушкин написал в
его имении Болдино в ноябре 1833 года. В основу ее легла запись русской
народной сказки, сделанная поэтом еще в Михайловском.
Сейчас я вас познакомлю с
содержанием этой записи, а вы, слушая, подумайте, чем отличается народная
сказка от пушкинской? (народная сказка носит более мрачный характер. Царевна
оказывается способной поднести врагам сонных капель; она не такая кроткая и
светлая, как у Пушкина. Мотив соперничества в красоте мачехи и царевны в
народной сказке почти не дан.)
«Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его.
Двенадцать братьев приезжают. «Ах, — говорят, — тут был кто-то: али мужчина,
али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названный; коли
женщина – будь нам мать али сестра…» Сии братья враждуют с другими двенадцатью
богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапог и шапку: «Если кровию
нальются, то не жди нас». – Приезжая назад, спят сном богатырским. Первый раз –
двенадцать дней, второй – двадцать четыре, третий – тридцать один. Противники
приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель … и прочее. Мачеха ее приходит
в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают ее. Она дарит
царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят ее в гробнице,
натянутой толстыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется … и проч.»
— Но ради чего Пушкин меняет
народную сказку? (предположения ребят)
— Создавая произведение,
писатель рисует свою модель мира. Выражается она и через систему образов
произведения. Давайте посмотрим, что получилось у ребят дома. Они должны были
схематично изобразить систему образов сказки Пушкина и определить, чему учит
эта сказка (Приложение 4).
— Итак, какой вывод мы можем
сделать?
Идея сказки А.С.Пушкина: 1)
внешняя красота не есть показатель душевной красоты; 2) если ты всех любишь, ко
всем с добром, то друзья тебя из гроба поднимут.
— В народных сказках основной
прием обрисовки героев – описание их поступков и взаимоотношений. Пушкин также
использует этот прием.
Возьмем один из ключевых
эпизодов: разговор с зеркальцем. Отметим все действия царицы.
Когда ее зеркальце хвалит:
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Когда же царица узнает, что она
не первая красавица, она предстает совершенно иной:
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!…
Обратите внимание на те глаголы
движения, которыми поэт выразительно передает поведение своенравной мачехи.
— А как ведет себя царевна, ну,
например, при появлении в доме семи богатырей?
(«Все порядком убрала, засветила
богу свечку, затопила жарко печку», только после этого «На полати взобралась и
тихонько улеглась» и далее «Честь хозяям отдала, в пояс низко поклонилась,
закраснелась, извинилась», «от зеленого вина отрекалася она; пирожок лишь
разломила да кусочек прикусила»).
Мы видим, что характеры героинь
раскрываются в их поведении, в конкретных поступках, действиях.
— Этот прием у Пушкина
преобладающий, но не единственный. Он расширяет способы изображения сказочных
персонажей.
— Обратите, например, внимание, как Пушкин изображает внешность
своих героинь и как показана внешность героев в народных сказках (в народных
сказках – «Красавица такая, что ни в сказке сказать, ни пером описать»). В
отличие от народных сказок Пушкин не только описывает внешность своих героев,
но и дополняет это описание характеристикой «нрава» героя, высказывая этим свое
отношение к нему. Вот, например, несмотря на то, что царица «высока, стройна,
бела и умом и всем взяла», она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Зато
царевна «белолица, черноброва, нраву кроткого такого». Встречаемся мы и с
прямой авторской оценкой своих героинь, чего нет в народных сказках. «Вот она,
моя душа, пошатнулась…», «Красавица-душа», «милая девица» — говорит он о царевне,
выражая свою симпатию к ней.
— А теперь обратим внимание, как
говорят пушкинские героини. Обратимся опять к эпизоду «Царица беседует с
зеркальцем». В первом разговоре она предстает перед нами в добром расположении
и речь ее приветлива, весела. «Свет мой, зеркальце!» — обращается она к нему.
Но зеркальце говорит и то, что ей не хочется слышать, и поведение ее меняется.
«Ах ты, мерзкое стекло!» — гневается царица.
А царевна? Она никогда не
накричит, она всегда ласкова, будь это Чернавка («Жизнь моя! В чем, скажи,
виновна я?»), будь это богатыри («Ой вы, молодцы честные, братцы вы мои
родные…») или нищенка («Постой, бабушка, постой немножко… пригрожу сама я псу и
кой-что тебе снесу».
Мы с вами видим, что в
зависимости от характера, героини Пушкина говорят по-разному, их речь
индивидуализирована.
— Давайте подведем итог.
Сказка Пушкина «О мертвой
царевне и семи богатырях» является литературной, потому что …. (написана
писателем).
Она имеет форму, которая никогда
не встречается в фольклорных сказках. Какую? (стихотворную). Значит, писатель
сам выбирает форму своего произведения.
Пушкин, как и в фольклорных
сказках, рисует своих героев через описание ….. (их поступков). Но также дает
прямые авторские характеристики, усложняет описание внешности, индивидуализирует
речь, а еще вводит картины природы, помогающие понять переживания героев. Но
обо всем этом мы будем с вами говорить подробнее, когда перейдем к литературным
сказкам.