Автор na5club На чтение 8 мин. Опубликовано
Творчество А. С. Пушкина входит в образовательную школьную программу по литературе. В 5 классе ученикам предлагается сделать разбор «Сказки о мёртвой царевне». Характеристика главных героев поможет лучше понять их мысли и действия, а краткое описание сюжета в прозе облегчит задачу при написании сочинения или оформлении читательского дневника.
Описание сюжета
Царь женился на молодой красивой женщине с завистливым характером. Она сразу невзлюбила свою падчерицу, дочь мужа от первого брака. Женщину волновала только собственная внешность. Своей красотой она каждый день любовалась в волшебное зеркало. Оно могло разговаривать и всегда подтверждало царице, что она является самой красивой на свете. Но так было до того момента, пока не подросла юная принцесса.
Злость мачехи
Красотой она превосходила свою мачеху. Но характер имела добрый и покладистый. Её сосватали за царевича Елисея, и в скором времени, должна была состояться свадьба. Но злая царица не могла допустить, чтобы кто-то на белом свете превосходил её по красоте. Она велела Чернавке, своей девушке-прислужнице отвести молодую принцессу в лес, привязать к дереву и оставить на съедение диким зверям.
Однако Чернавка пожалела царевну, и привязывать её не стала. Дочь царя долго бродила по лесу и, наконец, вышла на резной терем. Хозяев дома не было, тогда она решила:
- прибраться в доме;
- истопить печь;
- приготовить еду.
Оказалось, что терем принадлежал семи братьям богатырям. Они вернулись со службы и были очень удивлены порядку в доме. Похвалили девушку и оставили у себя жить.
Отравленное яблоко
А в это время царица через своё волшебное зеркало узнала, что царевна жива. Отругала она свою Чернавку и велела закончить задуманное. Та притворилась старухой-нищенкой и пришла к терему богатырей.
Её очень не хотел подпускать к царевне верный пёс Соколко. Он лаял и бросался на нищенку. Но добрая принцесса всё же смогла кинуть бабушке хлеб, за что в благодарность получила от старушки яблоко. Оно было отравлено, но девушка об этом не знала. Она откусила кусочек и упала замертво.
Вернувшиеся с похода богатыри нашли её бездыханное тело. Они долго горевали. Даже не стали хоронить названую сестру в землю, потому что казалось, та просто уснула. На третий день юноши положили царевну в хрустальный гроб и приковали его цепями к столбам в пещере. Там и осталась спать мёртвым сном юная принцесса.
Поиски невесты
Тем временем царевич Елисей разыскивал свою возлюбленную. Он обращался с вопросом о ней ко всем прохожим, но никто ничего не знал. Отчаявшись, он спросил о царевне у Солнца, Месяца и Ветра. Последний рассказал ему про хрустальный гроб в пещере, и царевич отправился взглянуть на тело любимой в последний раз.
Прибыв на место, он действительно увидел свою невесту в хрустальном гробу. Боль его была столь велика, что он разбил крышку. И тут случилось чудо. Царевна будто очнулась от долгого сна, открыла глаза и села в гробу.
Молодые люди обрадовались встрече и отправились в обратную дорогу. Тем временем весть о возвращении царевны разнеслась по округе. Злая царица как увидела падчерицу, так, тотчас умерла. А влюблённые сыграли свадьбу и стали жить долго и счастливо.
Персонажи сказки
Действующих лиц в сказке не очень много. Для читательского дневника их можно оформить в таблицу или сделать список персонажей «Мёртвой царевны» с характеристикой и небольшим описанием:
- Царица — она же злая мачеха, отправившая юную принцессу на верную смерть в лес.
- Царевна — дочь царя и падчерица царицы. Очень красивая девушка с добрым характером.
- Елисей — царевич, жених принцессы. Отважный молодой человек.
- Семь богатырей — братья, ведущее отшельнический образ жизни в лесном тереме.
- Чернавка — служанка злой царицы. Девушка с добрым сердцем, но трусливым характером.
- Соколко — верный пёс, который пытался спасти царевну от отравления.
- Волшебное зеркало — приданое злой царицы, которое всегда говорило правду.
- Солнце, Месяц, Ветер — одушевлённые силы природы, которые указали путь Елисею к хрустальному гробу.
В сказке также присутствуют персонажи, которые влияют на сюжет только косвенно. Например, царь. В тексте про него почти не упоминается, только то, что он женился на злой царице и горевал по потерянной дочери.
В самом начале произведения автор описывает царицу — мать принцессы. Но о ней известно лишь то, что она год прождала мужа из похода, сидя у окна, родила дочь в день его возвращения и умерла.
Характеристика главных героев
Безусловно, роль каждого из персонажей рассказа важна для общей атмосферы сюжета. Однако главных героев, вокруг которых происходит всё повествование истории можно выделить всего 3.
Злая царица
Вторая жена царя, мачеха юной принцессы. Её образ прописан очень ярко и подробно. Используя цитатный пример, женщину можно описать так:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива…
Она привыкла выглядеть лучше всех, поэтому честность волшебного зеркала её очень злила. Поведение царицы можно описать как зависть, основанная на злобном характере. Красавица не могла смириться, что кто-то может в чём-то её превосходить, поэтому была готова даже убить, лишь бы оставаться первой красавицей на всё белом свете.
Судя по тому, как царицу боялась её девушка-служанка Чернавка, можно представить, каким характером обладала красавица мачеха. Несчастной подневольной даже пришлось пойти на убийство, так она опасалась гнева своей хозяйки.
В этой сказочной истории царица яркий отрицательный персонаж. Все её действия направлены только в угоду себе и во зло другим людям.
Мёртвая царевна
Дочь царя от первого брака. Красивая и добрая девушка. Весь её образ прописан как сопоставительный злой царице. Например, обе они были красивы, но одна была злая, другая добрая. И мачеха, и падчерица — царских кровей. Но одна всё время проводит перед зеркалом, а вторая с лёгкостью занимается обычной людской работой.
Об этом можно судить из фрагмента сказки, когда девушка оказалась в тереме у семи богатырей:
Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку…
По всей видимости, девушка была обучена простой работе по дому, что говорит о её трудолюбии и уме. О добром характере можно судить по поступку с нищенкой. Несмотря на то что умный пёс чуял в старухе неладное, принцесса всё же смогла передать голодной женщине хлеб.
Скромность и честность также были отличительной чертой царской дочери. Она могла бы выбрать себе в мужья одного из братьев богатырей, но честно призналась им, что уже помолвлена с другим. При этом сделав это таким образом, чтобы не обидеть никого из юношей.
Даже для учеников 5 класса сравнительная характеристика царевны и царицы проста и понятна. Дочь царя — яркий положительный персонаж в этой истории, чего нельзя сказать о её мачехе.
Царевич Елисей
Характеристика Елисея из «Сказки о мёртвой царевне» также проста для понимания. Это положительный со всех сторон персонаж. Он не пустил на самотёк пропажу своей невесты, а сам поехал на её поиски, что говорит об упорстве и смелости молодого человека.
Несмотря на свой статус царевича, Елисей отличался вежливостью. Иначе не смог бы получить помощь от сил природы в поиске своей возлюбленной. Он обращается к ним с почтительностью и благодарностью.
Физической силой, молодой жених, по-видимому, тоже не был обижен. Он с лёгкостью разбивает крышку гроба, в котором лежала царевна, а ведь тот был изготовлен богатырями. В целом образ королевича Елисея вырисовывается довольно ярко — красивый и умный молодой человек с упорным характером и добрым сердцем.
Краткий анализ
Характеристика героев сказки поможет составить представление о мире персонажей и его атмосфере, а краткий анализ произведения понять его главную мысль. Для читательского дневника в 5 классе упрощённый разбор сказки будет выглядеть следующим образом:
- Год написания — 1833.
- Полное название — «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
- Автор — Александр Сергеевич Пушкин.
- Жанр — стихотворная сказка.
- Тема — любовь бессмертна.
- Основная мысль — доброта, любовь и взаимовыручка может противостоять любому злу, даже смерти.
Есть версии, что в основе этого произведения лежат фольклорные мотивы и даже некоторые сказки зарубежных авторов. Однако все критики сходятся во мнении, что сказка — полноценное авторское произведение, написанное в особой Пушкинской манере.
В основе текста цепная композиция с троекратными повторами. Этот метод написания намного облегчает восприятие сюжета даже для самых юных читателей. К тому же система образов, основанная на их противостоянии, чётко квалифицирует каждого из персонажей.
В сказке сразу понятно, кто положительный герой, а кто отрицательный. Причём первых гораздо больше, что делает историю доброй и позитивной.
Произведение учит детей добру и взаимовыручке. Всегда помогать людям, попавшим в трудную ситуацию. Оставаться честным с собой и окружающими, какие бы трудности ни преподносила жизнь.
В образе главной героини «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин воплотил народный идеал, в котором гармонично объединились внешняя и духовная красота. Автор наделил сказочную царевну чертами, которые не утрачивают свою ценность и по прошествии веков, это доброта, скромность, верность, трудолюбие.
Описание героини
В сказке царевна предстает в образе белолицей и чернобровой русской красавицы с мягким и кротким характером. Ей присущи такие качества, как доброта, скромность, порядочность, трудолюбие. А.С. Пушкин сравнивает героиню с цветком, поэтично описывая, как этот цветок постепенно наполняется красотой и, наконец, распускается: «…царевна молодая, тихомолком расцветая, между тем росла, росла, поднялась – и расцвела…» Но красота девушки не способна испортить ее характер, героиня лишена таких черт, как чванливость или высокомерие. Несмотря на знатное происхождение, она ведет себя, как обычная девушка. Ее доброты хватает на всех, с кем сводит ее судьба, она милосердно дарит ее как людям, так и животным.
Царица-мачеха и молодая царевна представляют собой два противоположных полюса. Царица, несмотря на свою красоту, наделена скверным характером и чудовищным самолюбием. Поэт отмечает, что она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Свою роль первой красавицы она готова отстаивать даже ценой жизни другого человека.
К сожалению, юная царевна становится жертвой жгучей ненависти и зависти со стороны коварной мачехи, которая любыми способами готова избавиться от девушки. Всему виной – красота падчерицы, о которой мачехе поведало говорящее волшебное зеркальце. Поэт с сочувствием описывает изгнание героини из дома, но даже в эти минуты девушку не покидает чувство доверия к людям. Чернавка, которой царица-мачеха приказывает погубить царевну, тронута добрыми словами, с которыми обращается к ней юная царевна. Поэтому она, «в душе ее любя», нарушает приказ царицы, хотя знает, что такое непослушание может стоить ей жизни. Она оставляет девушку в лесу, и та через некоторое время выходит к большому терему, не подозревая, что его хозяевами являются семь братьев-богатырей.
Переступая порог чужого дома, царевна испытывает неловкость: ведь она вторгается в незнакомое жилище в качестве непрошеной гостьи. Но, будучи порядочной и доверчивой, она надеется, что хозяева терема все же окажутся добрыми людьми и не причинят ей зла. К приходу хозяев она решает прибраться в доме и растопить печь.
Увидев семерых красавцев богатырей, царевна очень смущается. Для нее становится неожиданностью, что в тереме живут молодые мужчины. Тем не менее, она по всем правилам приличия «честь хозяям отдала, в пояс низко поклонилась; закрасневшись, извинилась». Автор показывает, что девушка религиозна: «засветила богу свечку»; трудолюбива: «всё порядком убрала»; верна своему жениху: «мне всех милей королевич Елисей». Таким образом, благодаря художественному мастерству А.С. Пушкина, происходит превращение сказочного персонажа в идеал, наделенный определенными чертами. Образ царевны еще полнее раскрывается через отношение к ней других действующих лиц. Доброе, братское отношение богатырей, преданность Соколко, любовь Елисея – все это помогает читателю лучше оценить качества героини: нежность, благородство, кротость, доверчивость.
В эпизоде с нищенкой, в которую переодевается мачеха, также проявляется душевность героини, ее сострадание и сочувствие к бедности. Она отгоняется пса и протягивает страннице хлеб, который на Руси считается оберегом и символом жизни. Взамен же получает отравленное яблоко, в котором заключена смерть.
Вернувшиеся домой богатыри долго оплакивают ненаглядную «сестрицу», но так и не решаются предать ее тело земле. Вместо этого они кладут ее в хрустальный гроб, который подвешивают в пещере. Возможно, они все еще не верят в происходящее и надеются, что царевна когда-нибудь оживет. И чудо действительно происходит. Волшебные силы природы помогают королевичу Елисею отыскать дорогу к невесте. Юноша разбивает крышку гроба, и его возлюбленная оживает. Смерть оказывается бессильна перед большой любовью, которая живет в сердцах героев.
Несмотря на беды, выпавшие на долю царевны, сердце ее не ожесточается. Даже козни жестокой царицы не способны убить в ее душе веру в людей. Она с достоинством переносит все испытания, обретает семерых братьев, готовых ради нее на любой подвиг, воссоединяется со своим избранником Елисеем.
Роль героини в произведении
В образе царевны А.С. Пушкин воплотил черты женского идеала, который сложился еще в дохристианские времена. В женщине с давних времен ценилась не только внешняя, но и внутренняя красота, включающая такие качества, как преданность, нежность, надежность, доброта, трудолюбие, ум, отзывчивость, способность любить. Эти качества не утратили своей ценности и в наше время. Несмотря на изменения положения в обществе, женщина все так же считается символом материнской любви, супружеской верности, хранительницей домашнего очага.
Своей сказкой А.С. Пушкин утверждает, что добро всегда побеждает, а зло оказывается наказанным. Великая сила любви возвращает царевну к жизни, так автор вознаграждает героиню за ее верность, преданность и порядочность. Дело заканчивается свадьбой и пышным пиром. Мачеха же, поняв, что проиграла, умирает от злости. Если нести в мир добро, оно обязательно вернется к человеку, ну а злоба обернется только злом, направленным против самого злодея.
Литература
- Бойко В волшебной пушкинской стране — М.: Альта, 2010.
- Маршак С.Я. Заметки о сказках Пушкина. -М.: Совершенство,2011.
- Медриш Д.Н. Путешествие в Лукоморье: Сказки Пушкина и народная культура. — Волгоград, 2009.
- Непомнящий В. А.О сказках Пушкина.//Пушкин А.С. Сказки. -М.: Проспект,2007.
- Азадовский М.К. Пушкин и фольклор// Сказки Пушкина в школе.- М.: Просвещение, 1972.
- Сапожков, С.В. Сказки А.С. Пушкина как поэтический цикл/С.В. Сапожков // Детская литература. — 1991.
Ирина Зарицкая | Просмотров: 298 | Оценить: