Характеристика болтая из рассказа прозрение

Автор на чтение 25 мин. просмотров 39 опубликовано 03.03.2021 автор: 13.07.2018 студент один из любимых рассказов а.п. чехова.

На чтение 25 мин. Просмотров 39 Опубликовано

Автор: · 13.07.2018

«Студент» — один из любимых рассказов А.П. Чехова. Автор находил его жизнеутверждающим и позитивным. Так ли это на самом деле?

История создания

Известно, что А. П. Чехов жаловался на отсутствие детства в своей жизни. С юных лет ему приходилось работать в лавке отца, а также петь в церковном хоре. Последний факт биографии нашел отражение в нескольких текстах писателя, в том числе в рассказе «Студент».

Первая публикация этого сочинения состоялась в 1894 году в газете «Русские ведомости». Предположительно рассказ написан в Ялте, во время работы над книгой «Остров Сахалин». В первой редакции произведение имело заголовок «Вечером», а также автор внёс некоторые уточнения в текст: о слезах Василисы, о правде и красоте на земле.

Жанр, направление

Бесспорно, «Студент» является рассказом, но это непростое произведение связано и с другими жанрами. Текст близок к жанрам притчи и проповеди. Об этом говорят не только библейские отсылки, но и само повествование: так как Иван Великопольский через обращение к Священному писанию и общение с двумя вдовами обретает надежду и просветление.

«Студент» — не единственное произведение в творчестве Чехова, посвященное духовному поиску. Религиозная тематика присутствует в таких рассказах, как Святой ночью», «Святые горы» и «Архиерий». В русской литературе это направление развивали Л.Н. Толстой («Отец Сергий»), Л. Андреев («Баргамот и Гараська», «Ангел»), И. Бунин («Чистый понедельник»).

Композиция

Композиция «Студента» линейная, повествование движется плавно от экспозиции к развязке. Основная динамика текста – путь молодого человека домой. Это движение весьма символично, оно наполнено не только физической работой, но и духовной.

Начинается рассказ описанием природы. Радостное весеннее настроение сменяется тоской и тревогой, вызванной холодным ветром. Студент Иван Великопольский, возвращаясь домой, замечает костёр. Здесь происходит завязка действия. Кульминацией становится момент душевного просветления главного героя, когда заплакала Василиса. Этот эпизод абсолютно меняет состояние и настроение действующего лица, после чего Иван уже с совершенно другими мыслями отправляется домой.

Суть

Холодным вечером страстной пятницы Иван Великопольский возвращается домой после охоты на вальдшнепов. Он полон печальных размышлений и не видит никакой перспективы в своей жизни. Когда студент подходит к вдовьим огородам, он замечает костёр и самих хозяек – Василису и её дочь Лукерью.

Иван рассказывает женщинам историю о Петре, известную всем из Библии. Это повествование находит отклик в душах слушательниц. Продолжая свой путь, студент размышляет над их реакцией. Главный герой понимает, что все события в истории взаимосвязаны. Этот вывод воодушевляет Ивана, наполняет его жизнь смыслом.

Главные герои и их характеристика

Главный герой произведения – Иван Великопольский, студент духовной академии. Юноша происходит из духовного сословия – сын дьячка, — что говорит о бедности его семьи. Надеяться на перемены к лучшему ему не приходится, потому он впадает в отчаяние. До беседы с вдовами трудно сказать, что Иван счастлив посвятить себя праведной жизни и служению Богу. Великий пост, который особенно строг на страстной неделе, для бедного студента — лишь оправдание голода, связанного с материальным положением семьи. Библия становится для молодого человека текстом, который он должен хорошо знать и уметь интерпретировать.

Слушательницы героя, Лукерья и Василиса, — простые малообразованные женщины. Казалось бы, что они понимают в непростом тексте Евангелия? Но именно их эмоциональная реакция на библейскую историю заставляет Ивана по-другому взглянуть на мир.

Темы

  1. Историческая память. Связь времён — одна из ключевых тем рассказа. Неизбывность повествования является свойством библейских текстов. Не лишен такой характеристики и «Студент». Ощущение исторической памяти позволяет главному герою чувствовать единение с Христом. Иван как бы становится сопричастным к событиям страстной недели.
  2. Религия. Иван Великопольский родился и вырос в религиозной семье. Он прекрасно знает Священное писание и хорошо знаком со всеми православными обрядами. Другой вопрос, как такая религиозность влияет на молодого человека? Ведь он в страстную пятницу не молится в храме, а отправляется на охоту.
  3. Вера. Благодаря слезам Василисы, история о Петре для студента становится чем-то большим, чем просто красивое повествование. Она становится такой же реальностью, как беседа с женщинами у костра. «Сладкое ожидание счастья» свидетельствует об обретении истиной веры, которая для Ивана гораздо важнее религиозности.

Проблемы

В тексте раскрывается несколько взаимосвязанных проблем. Например, проблема бедности. Она представлена в двух ипостасях. Во-первых, бедность материальная. Семья Великопольских и рада бы провести Великую пятницу в церкви, но нужда препятствует этому. Отец болен, мать должна одна вести хозяйство, очевидно, охота для Ивана тоже больше, чем развлечение. Во-вторых, малодушие. Оно направляет читателя к другой проблеме – отчаяния. Иван теряет надежду на лучшее, не желает вернуться домой. Если такая разруха существует со времён Рюрика, то, что может изменить жизнь теперь?

Евангельский Пётр тоже начинает казаться трусом, но всё же студент не желает в это верить. Слово «очнулся» указывает на заблуждение, наваждение, которое предшествовало изложенным событиям. Таким образом, проблематика рассказа богата неоднозначными и острыми вопросами о смысле и ценности бытия.

Главная мысль

Рассказ учит верить и надеяться на спасение. Идея Чехова заключалась в том, чтобы читатель обрёл просветление через его текст так же, как Иван Великопольский через библейскую историю о Петре.

Смысл произведения – человек всегда может найти счастье, даже если находится на пороге бедности, а вокруг царят болезни, холод и невежество. Автор обрывает повествование о Петре на трагичной ноте, тем самым заставляя читателя вспомнить радостный финал этого библейского эпизода. Ещё недавно герой не верил, что скоро Пасха, а теперь жизнь кажется ему «восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

Автор: Александра Барбашова

Рассказ А. П. Чехова «Студент» отличается от других произведений писателя глубоким философским смыслом, отсутствием сарказма. Школьники знакомятся с ним в 10 классе. «Студент» поражает мастерским сплетением библейских и повседневных мотивов, колоритными образами. Предлагаем анализ рассказа, который станет хорошим помощником в подготовке к уроку и ЕГЭ.

analiz-student-chehov-51858.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Студент.

Год написания – неизвестен, вероятно, 1894

История создания – Исследователи считают, что в основе рассказа воспоминания А. П. Чехова о детстве. Антон Павлович работал в церковной лавке отца, пел в церковном хоре.

Тема – В произведении раскрывается традиционная тема смысла жизни, связи между прошлым, настоящим и будущим.

Композиция – Смысловая и формальная организация повести имеет особенности. Сюжет линейный: все его элементы расположены в правильной последовательности. В центре рассказа диалог студента и вдовы. Посредством этого разговора вводятся библейские мотивы.

Жанр – Рассказ, в котором есть признаки проповеди и притчи.

Направление – Реализм.

История создания

Год написания «Студента» точно неизвестен. Исследователи предполагают, что произведение появилось в том же году, что и было опубликовано – в 1894. Тогда писатель пребывал в Ялте, писал книгу «Остров Сахалин». В письмах А. Суворину Антон Павлович рассказывал, что в Крыму писал прозу. Впервые произведение увидело мир в журнале «Русские ведомости». Позже студент вошел в сборник «Повести и рассказы», но перед изданием автор доработал свой рассказ.

Исследователи жизни и творчества писателя предполагают, что толчком к написанию стали воспоминания А. П. Чехова о детстве, проведенном в церковной лавке отца, о пении в церковном хоре.

Тема

В рассказе «Студент» анализ следует начинать с характеристики основных мотивов.

Мотив взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего традиционен для русской и мировой литературы. Тем не менее, не каждый писатель брался за него, так как дело это не из легких. Удивляет, насколько оригинально подошел к раскрытию вечной темы сатирик А. П. Чехов. В проблематике произведения отобразились библейские, философские и повседневные вопросы человеческого бытия.

События рассказа разворачиваются весной в деревне. Сама атмосфера вдохновляет на размышления о вечном. В первых абзацах читатель знакомится со студентом духовной семинарии. Молодой человек возвращается домой. Хмурая погода не радует его, а грусть-тоска усиливается, когда герой вспоминает о бедности своей семьи. Он осознает, что так было и будет всегда. Безысходность угнетает парня.

Невеселые мысли улетучиваются, когда студент замечает на огороде вдову Василису и ее дочь Лукерью. Между героями завязывается разговор. Студент рассказывает женщинам библейскую историю об апостоле Петре. Он замечает, что его рассказ задевает души собеседниц. В душу студента пробивается лучик светлых мыслей. Молодой человек вдруг осознает, что все эпохи связаны одной ниточкой, а он способен прикоснуться и к прошлому, и к настоящему, да еще и приоткрыть этот занавес другим. В этом и есть, по его мнению, смысл жизни.

В произведении реализуется идея о том, что все события прошлого и настоящего связаны, память о минувшем может уберечь от многих ошибок.

Основная мысль – каждый из нас должен помнить, что он пришел в этот мир не просто так, что его жизнь – дар Божий.

Композиция

Смысловая и формальная организация рассказа А. П. Чехова «Студент» имеет особенности. Сюжет линейный: все его элементы расположены в правильной последовательности. Начинается рассказ пейзажной зарисовкой, которая постепенно подводит читателя к главным проблемам. В центре рассказа диалог студента и вдовы. Посредством этого разговора вводятся библейские мотивы.

Жанр

Жанр «Студента» – рассказ. В произведении раскрывается одна сюжетная линия, система образов неразветвленная. Исследователи считают, что в произведении есть признаки притчи и проповеди. Автор учит человека помнить о смысле жизни, а делает он это посредством пересказа библейского сюжета. А. П. Чехов был представителем реализма, в этом направлении написан и «Студент».

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 10

    Исследователи жизни и творчества А. П. Чехова предполагают, что «Студент» был написан:</h3>

    • <label>В 1867 г.</label>
    • <label>В 1880 г.</label>
    • <label>В 1889 г.</label>
    • <label>В 1894 г.</label>

(новая вкладка)

Автор: · Опубликовано 05.10.2019 · Обновлено 05.10.2019

Рассказ «Студент» отличается от всех произведений Антона Чехова глубоким философским замыслом. Чехов убрал сарказм и иронию в этом рассказе, оставив лишь духовное прозрение героя. Многомудрый Литрекон представляет разбор этого произведения.

История создания

История написания рассказа «Студент» — это очень интересные факты, которые раскрывают замысел А.П. Чехова:

  • «Студент» написан в Ялте в 1894 году и опубликован в журнале «Русские ведомости». Рассказ относится к позднему творчеству автора.
  • Литераторы считают, что в основе сюжета лежат воспоминания самого автора о его детстве. На этом сказалось влияние отца Чехова — Павла Егоровича. Отец заставлял своих детей петь в церковном хоре, а также на постоянной основе работать в его лавке. На основе такого детства, помимо «Студента», Чехов написал еще такие рассказы, как «Святой ночью», «Святые горы», «Архиерей», «Убийство».
  • Автор не раз говорил, что «Студент» — его любимое произведение. Он не раз приводил его в пример, когда получал упреки в пессимизме.

Направление и жанр

Произведение «Студент» создано в рамках реалистического направления в литературе, так как Чехов был представителем реализма.

Но это не просто рассказ, он связан и с другими жанрами – притча и проповедь. Об этом говорят и библейские отсылки, и сам сюжет. Перед нами небольшая поучительная история, которая имеет ярко выраженную мораль, что является признаком притчи. С помощью пересказа библейского сюжета, автор учит читателей помнить о духовном содержании жизни, а не только о ее материальных заботах.

Композиция и конфликт

Структура рассказа «Студент» носит название «рассказ в рассказе». Герой повествует своим слушателям библейскую притчу, образуя в художественном пространстве новое художественное пространство. Произведение совмещает в себе две сюжетные линии: встреча студента с двумя вдовам и евангельская история об отречении Петра

В рассказе «Студент» присутствует и зеркальная композиция: в начале и в конце повествования события совпадают. В тексте нет напряженного сюжета и конкретной детализации. Главная роль дается не персонажу, а именно духовному прозрению.

  1. Экспозиция начинается с пейзажа, который определяет характер главного героя. В начале погода была хорошая и тихая, но затем картина меняется – подул холодный, пронзающий ветер. Студент духовной академии Иван Великопольский возвращается с охоты в мрачном настроении.
  2. Начинается завязка внутреннего сюжета. Иван встречает двух вдов: Василису и ее дочь Лукерью. Иван останавливается около них и вспоминает библейскую историю, которая происходила в точно такую же ночь. Студент начинает рассказывать вдовам об отречении Петра.
  3. Развязка внутреннего сюжета. Студент продолжил свой путь, осознавая, что двенадцати вековая история, рассказанная им, имеет прямое отношение к его реальности.
  4. Кульминация, в которой обе линии переплетаются и в сознании героя сливаются в одну. К Ивану приходит душевное озарение, и он с абсолютно другими мыслями отправляется домой.

Смысл названия

Студент – это ученик высшего учебного заведения. Обычно студенты — небогатые молодые люди, которые все свое свободное время уделяют учебе. А у Чехова студент – это человек, который стремится получать духовные знания. Он находится на сложном и долгом пути приобретения. Он осознает, как связаны прошлое и настоящие, благодаря своим знаниям. Двигаясь от частного к общему, студент выходит на новый уровень познания. Чехов подчеркнул, что Иван учится в духовной академии, что объясняет движение главного героя к получению божественной истины.

Неспроста выбрано имя Иван (Иоанн). В переводе с древнееврейского означает «Бог милует».

Суть: о чем рассказ?

Молодой студент Иван Великопольский поздно вечером возвращается домой после охоты. Он размышляет о своей никчемной жизни, которая со времен Рюрика не изменилась к лучшему. По пути он встречает двух вдов Василису и ее дочь Лукерью, которые пытаются согреться от костра. Иван завел с ними беседу и начал рассказывать об апостоле Петре, который отрекся от Иисуса. Повесть затрагивает вдов до глубины души: Василиса начала плакать, а Лукерья — смущаться.

Простившись с девушками, герой начинает размышлять о реакции Василисы. Он понял, что вдова растрогалась не потому, что Иван хорошо повествовал. Она искренне начала переживать за Петра, будто это имеет прямое отношение к ней. Студент осознает, что события из прошлого напрямую пересекаются с событиями настоящего. Это настолько воодушевляет Ивана, что он снова обрел веру в жизнь и ее смысл.

Главные герои и их характеристика

главные герои рассказа «студент» характеристика
главный герой – иван великопольский

студент духовной академии. молодой человек из духовного сословия, поэтому несложно догадаться о его бедности в семье. он не думает о том, что произойдут какие-то перемены в жизни, поэтому впадает в отчаяние и уныние. холодный ветер отражает бесприютностью и дискомфорт существования ивана, обреченного на нищету. иван был в дурном расположении духа до встречи с вдовами. юноша оправдывается, что придерживается великого поста, но на самом деле, у него просто нет денег даже на еду. а библия для него – это просто текст, который нужно вызубрить от корки до корки. но после встречи он осознает свою нужность в мире и постигает тайну призвания, для которого он создан.

простые и малообразованные женщины. именно эмоции этих девушек – слезы – заставляют юношу по-новому взглянуть на мир. и несмотря на то, что они в общем-то ничего не смыслят в библейском тексте, они смогли его прочувствовать и понять на уровне ощущения.

</tr>вдовы василиса и лукерья</td>простые и малообразованные женщины. именно эмоции этих девушек – слезы – заставляют юношу по-новому взглянуть на мир. и несмотря на то, что они в общем-то ничего не смыслят в библейском тексте, они смогли его прочувствовать и понять на уровне ощущения.</td></tr></tbody></table>

Темы

Тематика в произведении «Студент» – это вечные вопросы человечества:

  1. Историческая память. Связь времен – это основная тема в рассказе «Студент». Благодаря пониманию прошлого, Иван обрел себя в настоящем. Он почувствовал единение с Христом. Главный герой становится участником событий недели перед Пасхой. Ведь неспроста выбран именно этот праздник – он связан с очищением души.
  2. Религия. Ставится ключевой вопрос: что такое настоящая религия? Главный герой родился и вырос в религиозной семье. Казалось бы, он знает наизусть Библию, ходит в церковь и знаком со всеми православными обрядами. Но достаточно ли этого? В пасхальную неделю Иван возвращается с охоты, а не с церкви, где по правилам должен был молиться. Автор говорит о том, что религию нужно осознать самостоятельно, а не молиться вопреки своей воли.
  3. Вера. Благодаря слезам Василисы, повествование приобретает не просто драматизм, но и приводит героя к логическому пониманию своей роли в мире. Иван наконец-то обретает истинную веру в себя и в свое призвание, а для него это гораздо важнее религиозности.
  4. Радость жизни. Из-за нищеты и многочисленных бытовых трудностей Иван потерял радость существования, но смог снова почувствовать ее, когда осознал, как важно для людей то, чему он посвятил себя.

Проблема

Проблематика рассказа «Студент» не менее увлекательна. Если этот раздел нужно дополнить, напишите об этом Многомудрому Литрекону.

  1. Основная проблема — уныние. Каждый человек приходит к разочарованию, когда не находит своего места в мире. Особенно этому подвержены молодые люди, которым не хватает терпения для достижения целей.
  2. Эта проблема связана со следующей – отчаяние. Иван теряет всякую надежду на лучшее. Он не хочет возвращаться домой, ведь уже ничего нельзя изменить.
  3. Не менее важна проблема бедности. Сам рассказ начинается с того, что студент впадает в отчаяние из-за материального благополучия. Отец болен, а мать пытается тянуть на себе все хозяйство. Можно сказать, что охота для студента – это не развлечение, а нужда для выживания.
  4. Проблема малодушия. Евангельский Петр казался трусом, но не для Ивана. Студент словно вынырнул из своих раздумий, которые происходили в предыдущих событиях. Иван начинает понимать всю ценность жизни. С этого момента он переходит на новый уровень понимания библейского текста. Петр был обыкновенным человеком и боялся умереть, поэтому отрекся от Христа. Но потом он смог перебороть страх.
  5. Неувереность в себе. Иван не верил в себя и не видел ценности своего призвания. Но проповедь двум женщинам открыла ему необходимость духовного призвания для русского народа.

Таким образом, автор затронул в рассказе несколько остросоциальных и нравственных проблем о понимании жизни и ее ценности.

Главная мысль

Основная идея рассказа «Студент» заключается в том, что каждый может обрести просветление, несмотря на огромные проблемы в жизни. Чехов хотел, чтобы любой, кто прочитает этот рассказ, обрел свое призвание так же, как и Иван через библейскую историю. Эта книга учит верить и надеяться на то, что жизнь может измениться в лучшую сторону.

Смысл произведения «Студент» в том, что каждый может обрести счастье и неважно, в каком социальном статусе он находится и какие проблемы окружают. Даже повествование о Петре оборвалось на трагичной ноте, чтобы читатель вспомнил только радостный финал. Иван обрел счастье и покой, когда до недавнего времени этого и не ждал. А теперь жизнь для него кажется прекрасной и восхитительной.

Чему учит?

Рассказ «Студент» учит не отчаиваться даже тогда, когда в жизни происходит кромешный ад. Всегда нужно понимать, что все трудности временны и непостоянны. Автор призывает верить и надеется на спасение. Человек должен почувствовать гармонию, осознав, что его дело полезно для людей, и в этом заключается его главное богатство — внутреннее, а не внешнее. Обрести как внутреннюю гармонию, так и с собой и внешним миром. Тогда она принесет умиротворение. Чехов призывает последовать примеру главного героя – посмотреть на жизнь под другим углом и найти в себе силы двигаться дальше.

Рассказ «Студент» заставляет задуматься о важности призвания. В мире нужен и ценен каждый человек, у каждого своя роль. Это и есть ценность жизни, которая измеряется не деньгами, а тем, насколько она важна для людей.

Критика

«Студент» вызвал малый интерес у критиков. С.А. Андреевский в своей рецензии написал:

«Вдохновленный, поэтический образ юноши в толстовском вкусе, с живою и радостною верою в силу евангельской проповеди»

А вот В.М. Лавров восхитился талантом Чехова, так остро затронувшего социальные проблемы общества:

«В Ваших рассказах находят то, что всех мучает, чего многие ещё и не сознают, а только чувствуют и не понимают, почему им так тяжело и скверно. И к Вам все прислушиваются, но никто не ждёт ответа, но как дорог всем Ваш студент, возвращающийся домой с охоты в холодную ночь».

М.Н. Альбов утверждал, что в рассказе увидел переломный момент автора в своей творческой деятельности. Теперь Чехов превращается в драматурга:

«Всё сильнее слышится что-то новое, бодрое, жизнерадостное, глубоко волнующее читателя и порой необыкновенно смелое», — «эти новые черты уже заметно и, кажется, впервые сказались в маленьком рассказе». Перемену же он видит в том, что главному герою, студенту Великопольскому, первому из персонажей Чехова, жизнь показалась полна высокого смысла. Альбов отождествляет автора с его персонажем: «Итак, правда, справедливость, красота как элементы самой жизни и притом основные, главные — вот, наконец, ответ на вопрос — в чём смысл жизни, чем люди живы. Что студент Великопольский и Полознев в данном случае высказывают мысли самого Чехова или близкие и дорогие ему мысли — в этом не может быть сомнения». Альбов же видит новую главную задачу Чехова — «открыть это неизвестное, то, о чём люди тоскуют, найти в самой жизни элементы правды, справедливости, красоты, свободы».

По мнению Ф.Д. Батюшкова, в Чехове виден новый творческий потенциал:

«Новизна эта, в перемене миросозерцания Чехова, которое тесно связано с особенностями его поэтики. Чехов с самого начала вступил на путь аналитической проверки тех широких обобщений и принятых норм общественной и индивидуальной жизни, которые были выработаны предшествовавшими поколениями. Новая форма искусства естественно вылилась из потребности его духовной организации, из стремления личности выразить своё непосредственное отношение к действительности — в сфере творчества и в области отвлечённых принципов. Не принимать ничего на веру, сомневаться даже в том, что кажется общепризнанным, пока внутренне не ощутишь его истинность, это — то же, что в искусстве доверять лишь личным впечатлениям, принять их за исходный пункт творчества и только под углом личного настроения воспроизводить действительность».

Автор: Полина Цимкина

Главный герой данного произведения — 22-летний студент Иван Великопольский, возвращающийся поздним вечером домой и размышляющий о жизни. Все окружающее кажется ему мрачным, пугающим и унылым. Он не хочет возвращаться домой, а вся жизнь и даже вся история предстают перед ним как нечто неизменно негативное. Иван думает, что и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре было все то же самое: бедность и безысходность. В голове и душе его только темнота и горечь, ведь «…все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше».

К концу произведения мысли и настроения Ивана Великопольского меняются на прямо противоположные. Что же так повлияло на молоденького студента? Может, так на него подействовала встреча с двумя вдовами? Или рассказ из Евангелия? А, возможно, слезы Василисы и смущение Лукерьи?

Встреча с вдовами Василисой и ее дочерью Лукерьей является центральным эпизодом всего рассказа. Иван подходит к женщинам поздороваться и немного погреться у костра, и в этот момент ему вспоминается эпизод из Евангелия о том, как апостол Петр трижды отрекся от Иисуса. Он повествует об этом двум женщинам, и этот рассказ вызывает у них слезы и боль. И, наверное, именно эти эмоции переворачивают все в душе у студента.

Он продолжает свой путь и размышляет. Размышляет о том, что Василиса плакала, а Лукерья выглядела смущенной и напряженной потому, что им было жаль Петра, потому что они прониклись его судьбой, и, возможно, она очень близка им и каким-то образом к ним относится. Событие, произошедшее девятнадцать веков назад, не забыто, и, более того, непрерывно связано с настоящим. Иван осознает, что одно вытекает из другого, настоящее — это продолжение прошлого. И мысли эти наполняют его радостью, заставляют по-новому взглянуть на все окружающее. Миром управляет правда и красота, а сам он молод и полон сил, а, значит, впереди ждет неведомое счастье.

Возможно, осознание, что он не одинок, что все же не просто песчинка в этом огромном мире, наполняет Ивана Великопольского ощущением счастья. На него снисходит понимание «высокого смысла» бытия. Человек обретает внутреннюю гармонию и гармонию между собой и внешним миром. А гармония приносит умиротворение.

Настроение главного героя А.П. Чехов передает с помощью описания окружающей природы. Читатель видит пейзаж через призму чувств Ивана, и нетрудно заметить, насколько различны эти картины в начале и в конце рассказа. Сперва все мрачное и унылое, темнота пугает. Все окружение: лес, луг, деревня, — буквально утопает во мгле. И именно такое настроение владеет студентом: пессимистичное и безысходное. Зато после окружение преображается — освещается зарождающимся светом нового дня. Утренняя заря символизирует обновление души Ивана Великопольского.

Рассказ «Студент» сильно отличается от других произведений писателя. Здесь герой обретает гармонию, покой, понимает, что жизнь имеет огромный и великий смысл; сюжет имеет позитивную динамику. Недаром в свое время критики говорили, что этот рассказ является новым поворотом в творчестве Чехова, а сам писатель утверждал, что это его любимое произведение. Скорее всего, на «Студенте» сказалось влияние отца А.П. Чехова — человека набожного, заставлявшего своих детей ночью петь в церковном хоре.

«Студент» — это художественное произведение, по направлению больше относящееся к реализму. В этом рассказе автор описывает изменение жизненной позиции человека и призывает каждого последовать примеру главного героя — студента, сына дьячка Ивана Великопольского, даже фамилия которого намекает на обретение им нового духовного статуса…

По писателю: Чехов Антон Павлович

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать В чём смысл существования человека по рассказу Чехова «Студент»?.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» По авторам» Чехов А. П.» В чём смысл существования человека по рассказу Чехова «Студент»? Чехов А. П. все сочиненияЧехов А. П. краткие содержания

Тема поиска счастья и смысла жизни является предметом рассуждений лирического героя в произведении А.П. Чехова «Студент». Это один из самых коротких, но наиболее совершенных по форме, рассказов Чехова, который взволновал немало душ и умов читателей.

Лирический герой – студент духовной академии – в свои двадцать два года уже разочарован в жизни. Вокруг лишь мрак и голод, которые, по мыслям героя, всегда были и будут, «лучше не станет».

В этом мраке видит огонёк – костёр, разведённый Василисой и её дочерью Лукерьей. Монолог студента «о тайной вечери» у костра – центр всего произведения. И хотя у Ивана не было особой причины рассказывать именно этот момент из Евангелия, кроме, пожалуй, сходства обстановки, история отречения от Иисуса апостола Петра задела всех за живое. По лицам героинь было видно, что те чувства, которые испытал Пётр, им до боли знакомы. Каждый вынес свой урок из этого трагичного события.

Изменения в сознании героя происходят, когда тот видит душевную боль, которую испытали вдовы, из полные слёз глаза. Душа Ивана будто переворачивается. Он понимает неразрывную связь между прошлым и настоящим, то, что он рассказал, имеет отношение «к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям». Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Настроение героя кардинально меняется: в его душе, как и в природе, больше нет мрака. Человеческая жизнь обрела смысл, красоту, наполнилась правдой, счастьем и смыслом. Великим, высоким смыслом.

Своим произведением А.П. Чехов хочет сказать, что главное – стремление к совершенствованию, к осознанию того, как прекрасен мир и человеческая жизнь, как важна история, которая является основой настоящего и будущего.

Полезный материал по теме: Скачать В чём смысл существования человека по рассказу Чехова «Студент»?

<legend>Tags</legend>ВчёмсмыслсуществованиячеловекапорассказуЧехова«Студент»?

Похожие сочинения

Отправить сочинение на почту

<label>Email</label>Используемые источники:

  • https://literaguru.ru/analiz-rasskaza-student-a-p-chehov/
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/student/analiz-rasskaza-chehova.html
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/student-a-chehov/
  • https://goldlit.ru/chehov/298-student-analiz
  • https://my-soch.ru/sochinenie/v-chyom-smysl-sushhestvovaniya-cheloveka-po-rasskazu-chexova-student

На чтение 21 мин. Просмотров 217 Опубликовано

Illustracija-Groza-Ostrovskij-Gerasimov-S-V-kabanov-kabaniha.jpg

Кабаниха является одной из центральных героинь драмы «Гроза» Островского. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» Островского: описание характера героини, потрет в цитатах.Смотрите: Краткое содержание пьесы «Гроза»Все материалы по пьесе «Гроза»

Краткая характеристика Кабанихи

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) — богатая купчиха, вдова. У Кабанихи есть дочь Варвара и сын Тихон. В доме Кабанихи также живет жена Тихона — Катерина, главная героиня пьесы. Кабаниха — лицемерная и хладнокровная старуха. Больше всего в жизни она ценит заведенные в обществе порядки и обычаи. Кабаниха любит давать наставления и «читать морали» своим детям. Старуха Кабаниха держит в страхе всю семью. Она обижает как своих детей, Тихона и Варвару, так и невестку Катерину.

Образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» в цитатах

Кабаниха — грозная женщина:

«…Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней…» 

«…недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет…» (Тихон в переносном смысле называет мать «грозой»)

Кабаниха — строгая, «крутая» женщина:

«…(строго). Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит…» 

«…(строго). Ну, ну, говори, коли уж начала…» 

«…Маменька-то у вас больно крута…»

Кабаниха — жестокая, бессердечная женщина:

Кабанов (падая на колени): Хоть взглянуть-то мне на нее!Кабанова: Вытащут, взглянешь…» (Кабаниха не пускает Тихона спасти Катерину)

Кабаниха — лицемерная женщина. Она дает милостыню бедным («оделяет нищих»), дома обижает своих же близких. Кабаниха обижает своих детей, Тихона и Варвару, а также свою невестку:

«…Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем…»

«…А теперь поедом ест, проходу не дает…» (Кабаниха обижает сына Тихона)

«…Мать на нее нападает…» (о Кабанихе и Катерине)  

Кабаниха любит держать всех в страхе. Она считает, что только так можно добиться порядка:

«…Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?..»

Чтобы выжить в доме Кабанихи, нужно уметь обманывать. Так считает Варвара, дочь Кабанихи:

«…ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало…» (Варвара о своей семье)

Кабаниха держит взрослого сына Тихона «в неволе». Тихон без «маменьки» не делает ни шагу:

«…Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг…» 

«…а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь…»

Кабаниха ревнует сына к его молодой жене:

«…Может быть, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая…»

Кабаниха усердно молится Богу, но при этом она каждый день грешит, обижая своих близких:

«…Ну, я Богу молиться пойду; не мешайте мне…»

Кабаниха любит читать наставления:

«…Нашла место наставления читать…»

Кабаниха требует, чтобы молодые люди больше уважали стариков (имея в виду, в том числе, себя):

«…Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет…»

Кабаниха строго соблюдает обычаи, порядки и традиции и заставляет молодежь делать то же самое:

«…Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!..» 

«…Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то…» 

«…Ничего-то не знают, никакого порядка…»

Кабаниха — подруга и кума купца Дикого:

«…Что это ты, кум, бродишь так поздно?..»

Критика об образе Кабанихи в пьесе «Гроза»

«… в характере Кабанихи: преобладающим свойством ее натуры является деспотизм, несколько отличающийся от простого самодурства. Действительно, требования Кабанихи вызываются не личным ее произволом, а имеют основанием веру в непогрешимость и святость тех принципов и понятий, которые господствовали в старину, будучи соединены тогда в отдельный нравственно-житейский кодекс под именем „Домостроя», и которые, по ее искреннему убеждению, должны следовать люди в своих деяниях.Слепо веруя в домостроевские понятия о почитании родителей детьми, об отношении жены к мужу, Кабаниха требует, чтобы дети не имели своей воли, чтобы жена боялась мужа. была его рабою.Ее возмущает, что молодое поколение нарушает и забывает обычаи старины: провожая сына Тихона в дорогу, она осуждает его за то, что он ей в ноги не кланяется, что не умеет приказывать жене, как она должна жить без него, укоряет невестку Катерину в том, что та, проводив мужа, не воет и не лежит на крыльце, чтобы показать свою любовь. Проводы сына вызывают в душе Кабанихи грустные размышления:Но вера Кабанихи в принципы старины соединены в ней с изумительною суровостью и беспощадностью: она точит сына, как ржа железо зато, что он любит жену больше чем мать, что он будто бы хочет жить по своей воле. <…>Суровость нрава Кабанихи еще сильнее выражается в ее отношениях к невестке: она резко и ядовито обрывает ее на каждом слове, с злобной иронией осуждает ее за ласковое обращение с мужем, которого, по ее мнению, она должна не любить, а бояться.Бессердечие Кабанихи доходит до ужасающей степени, когда Катерина сознается в своем проступке: она злобно радуется этому событию, говорит сыну, что нечего жалеть такую жену, что ее надо живую в землю закопать…»(С. З. Бураковский, книга «А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся», 1904 г.) Это был цитатный образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» Островского: описание характера, портрет в цитатах из драмы.Смотрите: Все материалы по пьесе «Гроза»

Меню статьи:

В литературе очень часто появляются образы исключительно негативные. В то время, когда в основном высказывается мнение о двойственности человеческой души и природы и наличии и положительной и отрицательной стороны личности, мастера художественного слова то и дело намеренно наделяют своих персонажей только плохими чертами характерами, исключая даже малейшие проявления положительного влияния деятельности героя.

Drama-Ostrovskogo-Groza.jpg

Характеристика личности Кабанихи

Полное имя героини – Марфа Игнатьевна Кабанова, но в тексте ее чаще всего называют Кабанихой. Марфа Игнатьевна состоит в дружеских отношениях с Диким, также он является ее кумом. Стоит отметить, что такая дружба не удивительна, ведь оба персонажа очень похожи по характеру.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с характеристикой города Калинова в пьесе Островского “Гроза”.

Кабаниха – состоятельная купчиха. Ее положение в обществе подразумевало толерантное отношение к окружающим, но на самом деле повадки у нее совсем не дворянские. Кабаниха обладает твердым и непоколебимым характером. Она жестокая и грубая женщина.

Марфа Игнатьевна слишком консервативна, она «застряла» в прошлом времени и живет принципами и устоями давно минувшими, не понимая, что в мире произошли перемены и жить по-старому уже невозможно. Она считает, что мудрость человека определяется его возрастом – молодые люди априори не могут быть умными, это только прерогатива стариков: «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают».

Кабаниха уверена, что дети обязательно должны кланяться в ноги своим родителям, а муж должен все время «приказывать» своей жене. Марфу Игнатьевну очень огорчает, когда эти нормы поведения не соблюдаются и думает, что это проблема невоспитанности молодого поколения: «Ничего-то не знают, никакого порядка».

Кабаниха привыкла играть на публику – она старается в глазах общества быть добродетельной и благородной женщиной, хотя на самом деле такой не является. Марфа Игнатьевна часто дает милостыню нищим, но делает это не по велению сердца, а для того, чтобы все думали, что она добрая и щедрая женщина.

Семья и отношение к родным

Сложность характера во всю силу проявляется по отношению к своим родным людям. В составе ее семьи три человека – сын, дочь и невестка. Со всеми ими у Кабанихи сложились крайне противоречивые отношения.

Все сложности и конфликты в семье связанные с авторитарным характером матери, ее консервативностью и особой любовью к скандалам.

Предлагаем вдумчивым читателям ознакомиться с характеристикой Катерины в пьесе Островского “Гроза”.

Сын Кабанихи – Тихон – на момент повествования уже взрослый человек, он мог бы быть вполне самостоятельным, но мать не дает ему возможности это сделать. Женщина все время опекает сына и старается проконтролировать его каждый шаг, ссылаясь не некомпетентность Тихона. В результате

Кабаниха стала не просто давать советы сыну, а буквально жить вместо него: «поедом ест, проходу не дает».

Марфа Игнатьевна постоянно вмешивается в отношения сына и невестки и порой приказывает побить жену сына, ибо такой порядок: «А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала».

Тихон же, несмотря на свой возраст и убеждения в том, что такие грубые действия по отношению к жене не нужны, все же беспрекословно выполняет волю матери.

К молодой невестке Катерине у Кабанихи не лучшее отношение – она все время недовольна ней и всегда найдет, чем упрекнуть молодую девушку. Причина такого отношения кроется не в недобропорядочном отношении Катерины к Кабанихе или же не в не выполнении своих обязанностей со стороны Катерины, а в привычке Кабанихи всеми командовать и ревности, возникшей по отношению к невестке.

Кабаниха не может принять взрослость своего сына, ей обидно, что Тихон отдает предпочтение жене, а не своей матери.

Дочь Кабанихи Варвара не столь прямолинейна, она уже давно поняла, что отстоять свою позицию у нее никогда не получится: мать, которая по своей сути была домашним тираном, просто не выносила ничего подобного и не допускала никаких вольностей. Из этой ситуации девушка нашла только один выход – обманывать мать. Варвара всегда говорила то, что хотела услышать Марфа Игнатьевна, но поступала так, как ей хочется: «У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

Такие действия внутри семьи со стороны Кабанихи стают причиной множества трагедий. Дочь ее Варвара сбегает из дому, чтобы никогда не появляться уже здесь – для девушки побег стал единственным спасением от домашнего тиранства матери. Тихон и Катерина, которые даже не задумывались о том, как возможно изменить их положение, а всего лишь заняли выжидательную позицию и молча терпели оскорбления и унижения со стороны матери, не смогли добиться успеха.

Отношение окружающих к Кабанихе

Несмотря на все старания убедить окружающих в том, что она добрая и хорошая женщина, у Марфы Игнатьевны это не получилось. Правда о ее склочном характере и любви к тирании все равно просочилась и окружающие периодически судачат об этом.

Основной обличительный массив информации о характере Кабанихи приходится на высказывания Кулигина и Кудряша. Кудряш обличает двойственность ее поведения. Марфа Игнатьевна живет «на показ людям» и «так как есть на самом деле». По мнению Кудряша, у Кабанихи все происходит «под видом благочестия».

Эту же тему развивает в своих рассказах и Кулигин: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Таким образом, благодаря литературной мистификации у читателя есть возможность увидеть необычный образ, состоящий исключительно из негативных качеств характера. Кабаниха старается своими кардинальными поступками сохранить старый строй, который стремительно рушится, добиться положительного результата такими методами у нее не получается, но при этом Марфа Игнатьевна рушит судьбы своих детей, что выглядит крайне печально.

Кабаниха – одна из центральных героинь драмы А. Н. Островского «Гроза». Чтобы наиболее точно понять ее характер, нужно проанализировать цитаты Кабанихи.

Традиции

А. Н. Островский с помощью образа Кабанихи и ее приказов сыну демонстрирует те традиции, которыми жили многие люди: «Скажи, чтоб не грубила свекрови», «Чтоб почитала свекровь, как родную мать!», «Чтоб сложа ручки не сидела, как барыня!», «Чтоб в окна глаз не пялила!», «Чтоб на молодых парней не заглядывалась без тебя!».

Кабанова уверена в том, что отношения в браке должны строиться на приказах: «Оно все лучше, как приказано-то».

Кабаниха живет показной жизнью, для нее традиции – главное в жизни. Когда Тихон уезжает из дома, Кабанихе важно, чтобы прощание с ним было в соответствии с традициями. Так она обращается к Катерине: «Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!».

Кабанова упрекает Катерину в том, что она не плачется по отъезду мужа: «Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего».

Конфликт «отцов и детей»

Многие цитаты Кабановой из «Грозы» связаны с делением людей на старшее и младшее поколение. Героиня подчеркивает, что старшее поколение умно и следует традициям: «У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет», «Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы».

Героиня уверена в том, что младшее поколение неуважительно относится к старшим, поэтому не переносят на себя их традиции: «Не очень-то нынче старших уважают», «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю».

Проблема воспитания

Свой гневный характер Кабаниха из пьесы «Гроза» объясняет любовью к Тихону и Варваре: «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить».

Кабанова воспитывает сына Тихона так, чтобы мать всегда оставалась для него роднее всех: «Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу», «Может быть, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая».

Свою истинную сущность приличной женщины в обществе и тирана дома Кабаниха показывает следующей фразой: «Ну, я с тобой дома поговорю. Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!». Кабаниха сначала обращается к сыну, который обвиняет ее в гибели Катерины, а затем обращается ко всей толпе.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Цитаты Кабанихи», рассмотрит высказывания героини относительно традиций, конфликта между старшим и младшим поколением и воспитания.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

    В каком году была написана пьеса Островского «Гроза»?</h3>

    • <label>1859;</label>
    • <label>1860;</label>
    • <label>1861;</label>
    • <label>1864.</label>

(новая вкладка)Содержание:

Критики о представителях темного царства

Критик А. Пальховский считает, что целью пьесы является изображение «страшного семейного деспотизма», господствующего в быту неразвитых купцов, и убийственного невежества основной массы жителей города Калинова. И эта цель мастерски достигнута автором. Перед читателями в живых образах предстают во всей красе результаты того и другого: от потери воли и характера до самоубийства.

Е.Н. Эндельсон видел огромную заслугу драматурга в том, что он не только показал неизбежность гибели протестующей героини, которая полюбилась читателю, но и время новых, живых сил, которые проснулись в народе и которые олицетворяет Катерина, они не хотят мириться с существующим положением. П. И. Мельников-Печерский писал, что если другие пьесы Островского показывали темное царство безвыходной ситуацией, из которой невозможно найти выход, то «Гроза» дает возможность услышать протест против самодурства и невежества.

Последний звучит из уст Кулигина, протест образования, который проник уже в самые глубины купеческого домостроя. Н. А. Добролюбов увидел в сильном и решительном характере Катерины шаг вперед во всей русской литературе. По его мнению, самым сильным протестом является тот, что идет из души слабой и терпеливой. Катерина не разрушительница, наоборот, это любящая и созидающая натура, во всем поступающая благородно и осмысленно. Катерина живет по влечению сердца, не рассуждая логически:

  1. Она будет делать все, чтобы сохранить мир и спокойствие вокруг себя и получить желаемое по людским правилам.
  2. Но если это невозможно, то она будет готова идти до конца, и ничто ее не остановит. Катерина выбрала именно такой выход для себя, и другого в той обстановке от нее требовать было нельзя.

Великий критик видит в данном ее поступке протест против нравственности Кабанихи, «протест, доведенный до конца». А. М. Скабичевский, анализируя произведение писателя, поспешил отметить его богатейший язык, сравнимый только с языком Пушкина и Крылова. По его мнению, Островский, раскрыв трагическую судьбу главной героини, силами своего таланта предопределил всю гибельность домостроевских идеалов и принципов.

Люди задыхаются в душном мире показного благочестия, с одной стороны, и самодурства — с другой. Разночинец часовщик Кулигин, выражая мнение автора, произносит собственный суд над окружающей его жизнью, в которой он видит самодурство одних и бесправие других.

Гениальное прозрение Островского

По мнению исследователей, идея написать пьесу «Гроза» появилась во время путешествия по Волге, по маленьким городам, что находились на ее берегу. Примерно это было в 1859 году. Есть предположения, что в одном из городков была семья, где молодая женщина, не выдержав придирок свекрови, бросилась в реку и погибла. Скорее всего, подобные случаи происходили часто в купеческих семьях.

Профессор Лия Бушковец, долгое время преподававшая литературу в школе, знала, что дети не в восторге от «Грозы» и предположила, что попала она в школьную программу по недоразумению. Судя по стремлению советской школы к морали и нравственности, пьесу просто не прочитали, иначе включили бы другую.

В XIX веке приличные люди не водили дочерей на премьеры пьесы из-за безнравственных взаимоотношений Катерины с Борисом, ее страсти и эротических снов. Кстати, некоторые критики, в частности, Скабичевский, из этой ситуации создавали лазейку для оправдания ее свекрови Марфы Игнатьевны Кабановой. Поэтому многие опытные учителя, изучая пьесу, делают ставку на образ Кабанихи, который по сей день живет среди нас и творит свои страшные дела.

Появившись в городе Калинове, где мировоззрение жителей определяет некая странница Феклуша, эти «устроители морали» пережили века и продолжают отравлять жизнь окружающим.

Если мир, по словам странницы, рушится, то его надо спасать, и Кабаниха решает этим заняться с помощью «железного занавеса». Она считает, что человек от природы плох, поэтому должен жить в страхе. В понимании Островского, жизнь — это постоянная борьба живого и мертвого. Вначале явление рождается и находит для себя нужную форму. Когда оно умирает, то остается только мертвая форма. Есть такие люди, как Кабаниха.

Характеристика Марфы Игнатьевны

Мир «темного царства» представлен в пьесе двумя персонажами: Диким и Кабанихой. Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая вдова купца, следит за порядком в хозяйстве и торговле, во всем соблюдает старинные обычаи и традиции. Все зовут ее Кабанихой, что полностью соответствует ее внешности и характеру. Это женщина преклонного возраста с грубыми чертами лица. Она постоянно ворчит, всеми недовольна. Страдают от этого в первую очередь члены семьи: сына Тихона «поедом съела», невестку каждый день жизни учит, контролирует поведение дочери Варвары.

Согласно старым обычаям, жена обязана бояться мужа, слушаться во всем и не возражать. Отношение Кабанихи к Катерине и Тихону нельзя назвать уважительным:

  1. «Ничего не знают, никакого порядка», — говорит она сама с собой.
  2. Катерину попрекает тем, что та, отправляя мужа в дорогу, не воет, как положено, а значит, не любит.
  3. Тихона упрекает за то, что он излишне мягок с женой, непочтительно относится к матери.

Женщина до фанатизма религиозна: все время вспоминает Бога, в ее доме часто останавливаются странницы. Но это не более чем лицемерие: «Ханжа. Нищих оделяет, а домашних совсем заела», — говорит Кулигин. Забыв о вере, в финале пьесы она советует сыну за ее грех закопать живую, чтобы дольше помучалась. Своим жестким характером она испортила сына, сделав его безвольным.

Он по-своему любит жену, в нем есть совесть и доброта, но весь трагизм в том, что он даже не знает, как проявить свою любовь, которая подавлялась в семье с детства.

Она даже не может допустить его до коммерции, все делает сама и в то же время упрекает его в том, что ему нельзя поручить серьезное дело, хотя сама причастна к его инфантильности. Варвара по натуре добрая и веселая девушка, но под гнетом матери вынуждена обманывать и изворачиваться, то есть приспосабливаться к жизни калиновцев. В конце пьесы дети все же проявляют свой характер, и каждый по-своему выражает свой протест: Варвара сбегает из дома, Тихон обвиняет мать в гибели жены.

Образ в цитатах

Если для Катерины старая женщина — это символ заботы и понимания, и она с почтением относится к свекрови, то Кабаниха ласкова только с бродяжкой Феклушей, а с домашними она обращается грубо и властно: «Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит!». Тихон называет мать грозой: «Недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет». Она не дает даже проститься Тихону с женой, когда он хочет видеть ее мертвую: «Вытащат — взглянешь».

Она держит всех в страхе: «Тебя не станет бояться, меня — и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?». Что касается особенностей речи Кабанихи, то она у нее грубая и содержит одни повелительные предложения: «Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!»; «Что ж стоишь, приказывай жене-то!». Для сравнительной характеристики речь персонажа, обращенного к ней: «Я, кажется, маменька, без вашей воли ни на шаг»; «Вы меня уж заездили здесь совсем, не чаю, как вырваться».

Кабанова требует к себе уважения: «Ты не осуждай постарше себя, они больше твоего знают». Когда Катерина хочет проститься с мужем и бросается ему на шею, свекровь обижается, что сын не к ней вначале подошел: «Проститься-то путем не умеют, так вот старина-то и выводится». Она может повторять: «Ох ты, господи, прости меня» и тут же злобно закричать на сына с невесткой: «Я давно вижу, что вам воли хочется!». Ее благочестие — только маска, а под ней ненависть, ханжество и притворство.

Островский описание подробного портрета Кабановой не дает, но представить ее внешность несложно: даже самое красивое лицо может до неузнаваемости обезобразить злобный взгляд, нахмуренные брови и бранная речь.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Содержание

Характеристика личности

«…Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней…»

«…недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет…» (Тихон)

«…Маменька-то у вас больно крута…»

«...[строго]. Ну, ну, говори, коли уж начала…»

«Оно все лучше, как приказано-то»

«Ничего-то не знают, никакого порядка»

«Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать.»

«Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут.»

«…Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем…»

«…Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?..»

Кабанов (падая на колени): Хоть взглянуть-то мне на нее! Кабанова: Вытащут, взглянешь…» (Кабаниха не пускает Тихона спасти Катерину)

marfa-ignatevna-kabanova.jpg

Приверженность традициям

«Ну, я Богу молиться пойду; Не мешайте мне…»

«Чтоб почитала свекровь, как родную мать!»

«Чтоб сложа ручки не сидела, как барыня!»

«Чтоб в окна глаз не пялила!»

«Чтоб на молодых парней не заглядывалась без тебя!»

«Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!»

«…Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет…»

«Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю.»

«Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы.»

kabaniha-tihon-katerina.jpg

Отношение к молодым (к Катерине, Тихону)

«Не очень-то нынче старших уважают.»

«Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них!»

«Может ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая.»

«Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу»

«Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить.»

«Скажи, чтоб не грубила свекрови.»

«…Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то…» 

«Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего.»

«Ну, я с тобой дома поговорю. Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!»

Тихон матери: «Вы ее погубили! Вы! Вы!»

Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2015/07/obraz-harakteristika-kabaniha-groza.html
  • https://r-book.club/shkolnoe/harakteristika-geroev/groza-kabanova.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/citaty-kabanihi.html
  • https://nauka.club/literatura/kharakteristika-kabanikhi-iz-pesy-groza.html
  • https://na5.club/czitaty/kabanihi.html

На чтение 7 мин Просмотров 7.7к.
Обновлено

Предлагаем вашему вниманию два варианта итогового сочинения на тему: «Какова цель и смысл в жизни человека?» (направление «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»). Данная тема позволяет выпускникам порассуждать, ради чего живет человек на земле, и что помогает преодолевать жизненные испытания.  

Вариант 1

Какова цель и смысл в жизни человека? Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, прежде всего, необходимо разобраться в самих понятиях. Цель – это тот ориентир, к которому человек стремится, а смысл в жизни – это осознание человеком своего предназначения, своих возможностей и истинных жизненных ценностей. Причем цели у каждого человека меняются в зависимости от возраста и внешних факторов, а смысл остаётся всегда одним, но к его познанию трудно прийти, и многие оказываются не в силах преодолеть этот сложный путь.

Ярким примером человека, который упорно стремился к поставленным целям и в итоге понял, в чем заключается смысл его жизни, является Пьер Безухов – один из главных героев романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». С первых страниц романа становится понятно, что Пьер сильно отличается от окружающих его представителей светского общества. Его искренняя натура располагает к себе, мягкий, стеснительный характер не вписывается в рамки понимания столичной элиты. Герой не хочет становиться частью окружающего его мира лицемерия.

Пьер пребывает в постоянном поиске, пытаясь осмыслить цель существования человека на земле. Также он занят поисками дела, которое удовлетворит его духовные потребности, потому что ему не подходят нравственные ценности современного ему общества. Тем не менее, он долго не может вырваться из порочного круга разгульной светской жизни из-за своей недальновидности и неумения разбираться в людях. Прозрение приходит только после жестокого удара, нанесенного Пьеру никем иным, как его женой. Иллюзия счастья разбивается о раскрывшийся обман. Дуэль с Долоховым становится началом нового периода в жизни графа Безухова.

Пьер начинает с новыми силами искать правду и смысл жизни. Поиски приводят его к масонам, но вскоре он понимает, что это всего лишь очередное разочарование. Окончательно сознание Пьера меняет война. Оказавшись в плену, он, наконец, понимает, в чем заключается смысл его жизни. Оказывается, правда всегда была рядом, просто нужно было понять, что сама жизнь – это и есть счастье.

В качестве другого примера хочется привести человека, который так и не смог найти смысл своей жизни. Это главный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Он не знал, чего хочет, но понимал, что не хочет больше жить по-прежнему.

Евгений Онегин – типичный представитель светского общества, находящийся под его влиянием. Несмотря на свои незаурядные способности, он думает лишь о том, как бы развлечься. Его жизнь такая же пустая, как и душа. Его цели ничтожны, а ориентиры далеки от истины.

Однако автор неслучайно сделал Онегина главным героем, поэтому в скором времени ему надоедает подобное бесцельное существование. Он отчаянно стремится отыскать смысл существования, пытается изменить свою жизнь так, чтобы ему не было скучно. Евгений уезжает в деревню, читает книги, заводит новые знакомства. Он ищет новые идеалы, а когда их находит – не может понять, что достиг своей цели.

Онегин отталкивает Татьяну Ларину, посчитав ее признание легкомысленным и лишает себя преданного друга из-за общественного мнения. Именно страх перед людской молвой заставил главного героя принять участие в дуэли и выстрелить в Ленского. Побоявшись стать объектом сплетен, он убивает единственного друга и поспешно покидает деревню, которая напоминает о произошедшем. Путешествуя, Онегин пытается понять, ради чего стоит жить, но осознание приходит слишком поздно. Владимира Ленского уже нет в живых, а Татьяна вышла замуж.

Таким образом, А.С. Пушкин определяет две основные ценности в жизни человека – любовь и дружбу. Евгению Онегину пришлось пройти нелегкий путь, чтобы прийти к ним, но он упустил свое время, поэтому жизнь его так и не смогла обрести смысл.

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что смысл жизни – это самостоятельный выбор каждого отдельного человека тех ценностей, которые станут его ориентирами в жизни. Поэтому найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно. Каждый сам выбирает, ради чего ему жить.

Вариант 2

Каждый человек представляет собой уникальную личность, которой характерны особые качества, лежащие в основе характера и мировоззрения. Взгляды и жизненные ценности формируются в зависимости от наследственности, воспитания и темперамента. Поэтому смысл бытия будет совершенно разным для конкретного человека, и может меняться в зависимости от периода его жизни. Бывает и такое, что люди теряют смысл своего существования. Тогда им необходимо переосмыслить свою жизнь, пересмотреть ценности и найти новые ориентиры.

Ярким примером человека, который смог обрести смысл жизни после долгих испытаний и разочарований, является Андрей Болконский – один из главных героев романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Он презирал светское общество, тяготился праздным образом жизни, хотел вершить великие дела и быть полезным. Смысл жизни Болконского заключался в служении человечеству, но он понял это далеко не сразу.

В начале романа герой стремился к подвигам и славе, а его кумиром был Наполеон. Он видел в этом человеке силу, способную оказывать влияние на историю. Именно поэтому Андрей захотел идти на войну. Он надеялся подобно своему кумиру стать тем, кто изменит судьбу всего мира. Желаемый подвиг совершить ему удается – он ведет за собой в бой поникших духом солдат. Но оказавшись раненым, лежа на поле боя, Болконский понимает, что смысл жизни заключается совсем не в совершении подвигов и не в славе.  

После этого случая у него полностью меняется мировоззрение. Он понимает, что нет ничего важнее в жизни любви, поэтому возвращается домой. Самой главной радостью в жизни героя становится его сын, а затем появляется Наташа Ростова, благодаря которой Болконский узнает, что такое настоящая любовь. Однако эта любовь не принесет ему долгожданного счастья. По настоянию отца Андрей уехал на год в Европу, а Наташа не выдержала испытания разлукой. Узнав о ее предательстве, герой снова отправляется на войну, и именно там он понимает, что смысл его жизни заключается в простом служении народу, в патриотизме и верности Родине. Путь Болконского к истине оказался слишком трудным, но он успел осознать собственное предназначение перед смертью.

В качестве противоположного примера хочется привести главного героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Всю свою жизнь он подчинил одной цели – зарабатыванию денег, а семью, отдых и удовольствия отложил на «потом». Добившись желаемого положения в обществе, и сколотив необходимый капитал, господин из Сан-Франциско позволяет себе расслабиться, но судьба оказывается непредсказуемой, и вместо ожидаемого отдыха, главный герой умирает.

На примере его судьбы автор показывает бесцельность, пустоту и никчемность жизни человека, главными приоритетами которого являются материальные ценности. Деньги для господина из Сан-Франциско были целью, а не средством осуществления планов и желаний. Деньги – это то, ради чего он жил. У него никогда не было полноценной, счастливой жизни, но он этого так и не понял, ведь даже в путешествие он отправился не из-за того, что искренне хотел этого, а потому что так было модно в высших кругах.

Таким образом, можно прийти к выводу, что не существует однозначного ответа на вопрос «Каковы цели и смысл в жизни человека». Каждый человек видит смысл жизни в чем-то своем и пытается достичь для этого определенных, поставленных лично, целей. Главное – понять, для чего ты живешь в этом мире, и расставить правильные ориентиры, которые помогут найти свое место.

  • Характер челкаша из рассказа челкаш
  • Характеристика булата из рассказа штраф
  • Характер элли из сказки волшебник изумрудного города
  • Характеристика богача в рассказе богач и еремка
  • Характер молодой царевны из сказки о мертвой царевне и семи богатырях