Характеристика богача в рассказе богач и еремка

Автор на чтение 24 мин. просмотров 9 опубликовано 21.02.2021 пьеса бедность не порок островского была написана в 1853 году и

На чтение 24 мин. Просмотров 9 Опубликовано

Пьеса «Бедность не порок» Островского была написана в 1853 году и изначально имела другое название – «Гордым Бог противится». По замыслу писателя, пьеса была написана для осмеяния нелепой моды на западные веяния в укладе жизни русского купечества.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Бедность не порок» по действиям. Проверить полученные знания можно на нашем сайте при помощи теста.

Главные герои

Гордей Карпыч Торцовбогатый купец, решивший изменить привычный жизненный уклад на западный манер.

Африкан Савич Коршуновбогатый московский фабрикант, уверенный, что за деньги можно купить все, в том числе и любовь.

Митяприказчик Торцова, порядочный молодой человек с мягким сердцем.

Любовь Гордеевнадочь Торцова, умная и скромная девушка, воспитанная в патриархальном духе.

Другие персонажи

Любим Карпыч Торцовбрат Гордея Карпыча, простой и бесхитростный человек.

Пелагея Егоровнасупруга Гордея Карпыча, женщина старой закалки.

Яша Гуслинмолодой человек, дальний родственник Торцова, влюбленный в Анну Ивановну.

Анна Ивановна молодая вдова, бойка и веселая женщина.

Гриша Разлюляевсын богатого купца, беззаботный молодой человек.

Краткое содержание

Действие первое

Приказчик Митя узнает от Егорушки, что его хозяин Гордей Карпыч Торцов очень зол на родного брата. Захмелев на празднике, Любим Карпыч «начал разные колена выкидывать» при гостях, чем глубоко оскорбил брата.

Спустя некоторое время приезжает супруга хозяина Пелагея Егоровна, а также их дочь Любовь Гордеевна. Торцова жалуется Мите на супруга, который связался с Африканом Савичем Коршуновым. Дружба с богатым московским фабрикантом, заядлым англоманом, серьезно повлияла на Гордея Карпыча – «теперь все ему наше русское не мило».

Пелагея Егоровна переживает за судьбу дочери, которую уж пора замуж выдавать, вот только супруг все время твердит, что «нет ей ровни». По всей видимости, он планирует устроить судьбу Любочки в Москве.

В приватной беседе Митя жалуется Гуслину на Гордея Карпыча, который «все бедностью попрекает», но при этом не прибавляет жалованья, невзирая на все старания своего молодого приказчика. Но хуже всего то, что Митя посмел влюбиться в купеческую дочь – Любовь Гордеевну. Гуслин советует приятелю выкинуть это из головы, поскольку «потом еще тяжельше будет».

Тем временем к Торцовым приходят подруги купеческой дочери. Молодой купец Гриша Разлюляев веселит девушек, и вскоре гости пускаются в пляс, поют веселые песни.

Незаметно парни и девушки покидают комнату, и Анна Ивановна запирает ее, оставляя Любовь Гордеевну и Митю наедине. Юноша понимает, что лучшего момента для признания в любви не будет, и читает Любе стихи собственного сочинения. Девушка пишет ему ответ и просит прочесть его только после ее ухода. Уходя, в дверях она встречает Любима Карпыча. Видя, что племянница испугалась, он успокаивает ее:«Ступай, не бось!»

Действие второе

Митя находит Любовь Гордеевну и просит подтвердить достоверность написанных ею слов. Если же Митя «принят в насмешку» купеческой дочерью, то не жить ему на этом свете.

Любовь Гордеевна признается ему в любви, и молодые люди решают идти на следующий день к Гордею Карпычу и просить его отцовского благословения.

Пелагея Егоровна созывает соседских девушек. В доме Торцовых собираются Любовь Гордеевна с подругами, Анна Ивановна, Яша Гуслин, Митя, Разлюляев, и вскоре начинается веселье. Радушная хозяйка угощает молодых людей сладостями и вином – ей приятно наблюдать за песнями и плясками молодежи.

Однако веселье быстро гаснет, когда в доме появляется хозяин вместе с Коршуновым. Гордей Карпыч крайне не доволен тем, что супруга устроила святочный вечер «на мужицкий манер». Он приказывает слугам зажечь свечи и принести шампанского, предлагает пройти столичному гостю в гостиную, где «совсем другой ефект будет».

Тем временем Коршунов любуется девушками и предлагает в честь праздника целоваться, поскольку он «до этого охотник». Оставшись наедине с Любовью Гордеевной, Африкан Савич преподносит ей в подарок бриллиантовые сережки и просит любить его, поскольку он человек хороший, веселый, и, что самое важное – небедный.

Гордей Карпыч рассказывает жене о своих планах перевезти все семейство в Москву, поскольку в родном городе «одно невежество и необразование». А поможет им устроиться на новом месте «зятюшка Африкан Савич», за которого он уже сосватал дочь.

Узнав о своей скорой свадьбе с Коршуновым, Любовь Гордеевна бросается отцу в ноги и просит разорвать помолвку, но тот настроен решительно.

Действие третье

Пелагея Егоровна расстроена известием о помолвке дочери с богатым стариком Коршуновым. Она понимает, что девушке нужна чистая любовь – «хоть бедненького, да друга милого».

В расстроенных чувствах появляется Митя. Узнав о предстоящей свадьбе Любови Гордеевны, он собирается покинуть дом Торцовых и приходит попрощаться с хозяйкой.

Пелагея Егоровна жалуется молодому человеку, но тот не понимает, как можно добровольно отдавать дочь за нелюбимого человека, и намекает, что родителям за подобное преступление «надоть будет богу ответ дать». После Митя признается, что любит Любовь Гордеевну, и это чувство взаимно.

Митя предлагает своей возлюбленной бежать, но девушка отказывается – она никогда не «посмеет такой грех на душу взять». Молодые люди прощаются.

Коршунов находит Любовь Гордеевну и принимается ей описывать преимущества брака с таким солидным человеком, как он. Африкан Савич признается, что он не любил покойную жену, да и она не любила его. Любовь Гордеевну же он обещает «на руках носить» и исполнять все ее желания.

Тем временем к Торцовым приходит Любим Карпыч и заводит перепалку с братом. Он оскорбляет Коршунова, обвиняя его в грязных махинациях. В результате Гордей Карпыч ссорится с московским гостем, и тот разрывает помолвку.

В тот момент Торцов готов отдать дочь замуж за кого угодно, лишь бы не за Коршунова. Заметив в дверях Митю, он предлагает ему жениться на Любе, и тот, не веря своему счастью, просит благословить их «по-родительски, с любовию», поскольку они давно любят друг друга.

Опомнившись, Гордей Карпыч отрезвляет и молодого человека, который, по его мнению, совершенно не дотягивает до роли завидного жениха. Однако он уступает горячим просьбам дочери и супруги и в итоге соглашается на этот брак.

Заключение

В своей пьесе Островский демонстрирует конфликт отцов и детей – патриархального и молодого прогрессивного общества. Также он поднимает вопрос о ценности моральных качеств человека и показывает, что бедность не может быть пороком.

Краткий пересказ «Бедность не порок» будет особенно полезным для читательского дневника.

Тест по пьесе

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Бедность не порок»?</h3>

    • <label>Пушкин</label>
    • <label>Чехов</label>
    • <label>Островский</label>
    • <label>Бунин</label>

(новая вкладка)

Александр Николаевич Островский Пьеса «Бедность не порок» Краткое содержание

Одну из ранних своих пьес драматург Островский охарактеризовал как лирическую комедию. В этом сочинении драматического искусства, основанного на фольклорных мотивах искусно затронута тема противостояния косности и прогресса, извечный конфликт отцов и детей. Здесь затрагивается вопрос о ценности нравственных устоев, о том, насколько важно быть духовно богатым, а не кичиться своим материальным благосостоянием и высоким положением, добытым сомнительными способами.

Очень краткий пересказ пьесы «Бедность не порок»

На фоне всевозможных интриг разворачивается любовная драма приказчика Мити и Любы – дочери богатого купца. Ее отец Гордей Карпыч намерен породниться с состоятельным прохиндеем Африканом Коршуновым. Однако дядя Любови Гордеевны – странноватый господин Любим Торцов – открывает глаза брату на истинное лицо потенциального жениха. В конце концов, справедливость торжествует, и Любу благословляют родители на брак с ее любимым человеком – бедным, но честным тружеником.

Список действующих лиц и характеристика героев пьесы «Бедность не порок»

Представляем главных персонажей:

  • Гордей Торцов– купец, который вознамерился вести дела по-западному и выдать дочь за москвича.
  • Африкан Коршунов – столичный фабрикант, уверенный, что за очень большие деньги купить можно все.
  • Митя – приказчик Торцова, честный юноша с мягким характером.
  • Любовь Гордеевна – купеческая дочь, разумная и скромная девушка.

Прочие персонажи:

  • Любим Торцов – брат Гордея.
  • Пелагея Егоровна – хозяйка дома.
  • Яша Гуслин – родственник Торцовых, влюбленный в Анну Ивановну.
  • Анна Ивановна – молодая вдова.
  • Гриша Разлюляев – сын состоятельного соседа.

Краткое содержание пьесы «Бедность не порок» подробно по действиям

Действие 1

В доме Торцовых нет никого из домашних, кроме уединившегося у себя в кабинете хозяина, мальчика Егорушки и приказчика Мити. Егорушка рассказывает Мите, что Гордей Карпыч не поехал развлекаться со всеми из-за того, что сильно разгневался на своего брата Любима. Во время обеда Любим выпил лишнего и начал веселить присутствующих в столовой. Гордей рассердился и выгнал старого озорника на улицу. Тогда Любим начал собирать милостыню у собора. Гордей Карпыч узнал об этом и теперь сердит вдвойне.

Когда возвращаются Пелагея Егоровна, Любовь Гордеевна с гостями с гулянья, Егорушка уходит, а Митя пытается приступить к работе, но голова его на тот момент занята мыслями о милой Любе.

В комнату заходит Пелагея Егоровна и приглашает приказчика навестить их вечерком. Тем более что вечно недовольный Гордей Карпыч должен уехать на встречу с фабрикантом Африканом Коршуновым. Пелагея Егоровна сердита на Коршунова, замечает, как тот плохо влияет на ее мужа. Раньше купец Торцов был рассудителен, степенен, а теперь мучается от своей провинциальности, хочет жить на заграничный манер, все русское он отвергает. На недовольство жены Торцов не реагирует, а дочь мечтает выдать за столичного жениха.

Вслед за ушедшей Пелагеей Егоровной Мите наносит визит племянник Торцова, Яша Гуслин. С ним влюбленный приказчик делится сокровенным, говорит, как ему тяжело содержать себя и старенькую мать на свое жалкое жалованье. От хозяина исходят ругань и попреки, потому Мите хочется покинуть дом Торцовых, но его удерживает искреннее чувство к Любови Гордеевне. Приятель рекомендует Мите забыть ее, молодым людям никогда не быть вместе.

Вскоре к ним присоединяется Разлюляев, который играет на гармонике и поет, а потом заявляет, что когда-нибудь обязательно женится на богатой. Он присаживается к Яше, и все трое затягивают песню. Прерывает пение вошедший в комнату Гордей Карпыч, который корит приказчика за пение, чтение стихов Кольцова, за неразумные траты денег. Потом порцию оскорблений получает и Разлюляев. Выговорившись, Гордей удаляется.

После отъезда папеньки Митю посещают Любовь Гордеевна, Анна Ивановна, Маша и Лиза, которым наскучило сидеть одним, и они принялись искать мужского общества. Только одна Анна Ивановна раскованна, все остальные тушуются. Вдовушка напрямую интересуется у Яши, когда тот намерен взять ее в жены. Гуслин отвечает, что сразу, как получит соизволение от дяди, далее подзывает к себе Анну Ивановну, шепчет той что-то на ухо, кивая на Митю и Любу, а затем приглашает всех последовать наверх. Девчата и парни проходят в дверь, а перед Любой она внезапно захлопывается.

Влюбленные остаются наедине. Молодой человек признается, что сочинил любовные стихи и просит дозволения прочесть их. Девушка соглашается и слушает. Затем она составляет ответ и передает его Мите с условием, что он ознакомится с ним немного позднее. В дверях девушка сталкивается с дядей Любимом. Тот уверяет, что ничего никому не расскажет.

Любим Карпыч умоляет Митю приютить его ненадолго у себя и пересказывает автобиографию. Когда их отец скончался, братья разделили меж собой наследство: Гордей продолжил семейное дело, а Любим присвоил себе часть денег, векселя и уехал в Москву. Постоянные кутежи не прошли даром: постепенно наследные деньги были почти полностью истрачены. Остатки средств Любим решил доверить знакомому коммерсанту Африкану Коршунову, который его обвел вокруг пальца и оставил без копейки денег. Домой несчастный возвращаться не стал, а прикинулся скоморохом, чтобы развлекать приезжих купцов – тем подаянием и жил. Однажды Любим простудился и попал в больницу. Там он надумал вернуться в отчий дом. Только брат встретил его неприветливо, принялся стыдить и учить уму-разуму.

Митя решает приютить юродивого, а тот ему очень благодарен за доброту. Когда юноша вспоминает о записке Любы, то тут же читает его: в нем признание в любви.

Действие 2

Люба выкладывает Анне Ивановне о своих симпатиях к Мите. Та предостерегает подружку от необдуманных шагов. После ухода Анны Ивановны является Митя и спрашивает о серьезности написанного. Любовь Гордеевна подтверждает признание вслух. Митя обеспокоен сложившейся ситуацией, ведь он беден. Тогда влюбленные намериваются открыться Гордею Карпычу.

В гостиной девушки собираются петь святочные песни и гадать. Их поддерживают Пелагея Егоровна, Люба, Анна Ивановна, еще присоединяются Митя, Разлюляев и Гуслин. Позже приходят в гости ряженые, поют и разыгрывают сценки. Веселье прерывает появление хозяина в компании с Африканом Коршуновым. Гордей Карпыч злобно выгоняет ряженых и гадающих, зато заискивает перед Коршуновым и извиняется за глупую супругу. Но Коршунову – любителю молоденьких женщин, наоборот, хотелось бы, чтобы те остались. Он вальяжно усаживается, хихикает, и поощряет внимание к себе. Торцов старается произвести на гостя хорошее впечатление.

Коршунов заигрывает с барышнями, хочет каждую поцеловать. Девушки в замешательстве. Гордей приказывает дочери уступить, и та не смеет перечить. Все это видит Митя, Гуслин и Разлюляев. Торцов прогоняет парней вон.

Коршунов преподносит в дар Любови Гордеевне серьги, заводит речь о женитьбе и хвалится богатством. У Любы сладострастный старик вызывает отвращение, она порывается уйти, но отец заставляет ее остаться. Коршунов хватает девушку за руку и надевает ей на палец дорогой перстень. Любовь Гордеевна тут же возвращает подарки обратно.

В гостиную заглядывают Пелагея Егоровна, няня Арина и Егорушка с вином и сосудами. Гордей Карпыч лично подносит Африкану Савичу наполненный бокал, приказывает супруге кланяться гостю, а девушкам затянуть величальную песню. Напившись, Коршунов пристает к Любови Гордеевне, призывает Торцова переходить ближе к делу. Гордей признается, что в ближайшее время намерен переехать жить в Москву, а дочь выдать замуж за Африкана.

Пелагея Егоровна в ужасе, но Коршунов напоминает Торцову про обещание. Люба кидается к отцу и умоляет его передумать, не губить ее, но тот непреклонен. Наконец, Любовь Гордеевна сдается.

Действие 3

Пелагея Егоровна занята хлопотами перед свадьбой дочери, но все эти приготовления не радуют. Вслед за Анной Ивановной к ней приходит Митя, который признается, что пришел проститься навсегда. Пелагея Егоровна рассказывает Мите о своих переживаниях, ведь отдает Любу замуж за скверного господина и против ее желания. Митя сетует на то, что женщина не перечит мужу, на что та просит пожалеть ее и не терзать ей сердце. Митя говорит Пелагее Егоровне о том, что они с Любовью Гордеевной собирались просить родительского благословения, но опоздали.

Входит Люба, и влюбленные прощаются друг с другом. В отчаянии Митя умоляет Пелагею Егоровну благословить их, он предлагает украсть Любовь Гордеевну и втайне обвенчаться с нею. Пелагея Егоровна не может пойти на такое. Да и Люба не в силах противостоять воле отца. Митя покоряется судьбе и удаляется восвояси.

Заходит Коршунов и требует от будущей тещи оставить его наедине с невестой. Затем он описывает плачущей Любе все прелести брака с немолодым мужчиной. Любовь Гордеевна интересуется, любила ли Коршунова его прежняя, ныне покойная, жена. Тот отвечает отрицательно и не скрывает, что фактически купил ту девушку за деньги.

Входит Гордей Карпыч и докладывает Африкану Савичу Коршунову, как становится все более культурным день ото дня. Вдруг вбегает Егорушка и сообщает, что Любим Карпыч разгоняет гостей. Гордей вспыхивает и спешит за мальчиком разобраться в чем дело.

Порог комнаты переступают Разлюляев, Маша, Лиза, а за ними – Любим Карпыч. Последний обличает Коршунова в своем разорении. Старик требует мошенника вернуть старый долг и еще заплатить большие деньги за племянницу.

Вернувшийся Гордей выгоняет брата, но тот сопротивляется, продолжает наседать на Коршунова. Гордей велит прислуге увести Любима, но тот разворачивается и уходит самостоятельно. Коршунов высказывает обиды хозяину, говорит, что тот позволяет всяким пьяницам гостей обижать. Затем объявляет, что Торцов должен теперь ему кланяться за то, что не кто-нибудь, а сам фабрикант Коршунов дочь купца в жены берет. Оскорбленный Гордей кричит, что знать Коршунова не желает после таких слов, и кланяться тому не собирается. Он видит входящего в помещение Митю и говорит, что дочку замуж за приказчика выдаст хоть завтра и такую свадьбу задаст, что все соседи позавидуют. Присутствующие поражаются тому, что произошло, а взбешенный Коршунов спешно покидает дом Торцовых.

Митя берет Любу за руку, подводит ее к отцу и признается, что они любят друг друга и просят благословения. Купец гневается и снова упрекает Митю в бедности. Пелагея Егоровна и дочь уговаривают купца успокоиться. Входит Любим Карпыч и просит за молодых, а потом намекает на то, что если бы не он, то Коршунов разорил бы брата как и его самого. В ответ Гордей обнимает Митю и Любу и благословляет их. Сразу же Гуслин просит разрешения жениться на Анне Ивановне – Гордей Карпыч и на это соглашается.

Кратко об истории создания произведения «Бедность не порок»

Одна из лучших пьес драматурга Александра Островского была написана в середине XIX столетия и опубликована в начале 1854 года. Первоначальное она носила другое название – «Гордым Бог противится». По сюжету в произведении была предпринята попытка высмеять моду в среде русского купечества подражать западным веяниям.

[toggler title=”Открыть меню статьи (3 действия и 37 явлений)” ]Меню статьи:

Действие первое

Явление первое

Митя интересуется, есть ли кто дома, на что Егорушка отвечает, что все уехали кататься и никого дома нет, кроме Гордея Карповича, который остался дома из-за своей обиды на брата – Любима Карповича. Некоторое время до этого он, по мнению Гордея, повел себя неподобающим образом – захмелев, начал выкидывать коленца. Егорушка не выдержал и начал смеяться, а затем и все рассмеялись.

Явление второе

Явление третье

Пелагея Егоровна пришла, чтобы пригласить Митю вечером к себе в гости – соберутся многие девушки и Митя сможет с ними спеть. Митя соглашается на приглашение Пелагеи Егоровны, так как ему такое времяпровождение по душе – ос сможет отвлечься от печальных мыслей.

Дорогие читатели! Предлагаем вам проследить за образом и характеристикой Кабанихи в пьесе А. Островского “Гроза”.

Пелагея Егоровна жалуется Мите на Гордея Карпыча – ей не нравится непонятно почему возникшая дружба между мужем и Африканом Савичем.

По мнению Пелагеи Егоровны, Африкан Савич плохо влияет на Гордея Карпыча – ее муж по примеру своего нового друга стал выпивать и это ее настораживает.

Явление четвертое

Явление пятое

Гуслин рассказывает Мите, что на катаниях было много народу и спрашивает, почему Митя не приходил. Митя объясняет, что у него нет настроения – его одолела печаль: мать его нуждается в его помощи, а он не может ей ничем помочь, так как жалование у него слишком маленькое, а от Торцова не много доброго услышишь – он постоянно бранит Митю, особенно за то, что тот очень бедный, но при этом жалования не прибавляет. Митя мог бы пойти работать в другое место, но уйти не может – он влюбился в дочку Торцова – Любовь Гордеевну, а работа у Торцова – единственный способ видеться с возлюбленной.

Bednost-ne-porok-Pesa-A.-Ostrovskogo.jpg

Яша убеждает Митю в том, что ему нужно срочно выбросить из головы мысли о Любови Гордеевне, даже если их чувства будут взаимны, Торцов никогда не согласится на их брак, потому что они не ровня. Сам же Яша влюблен в Анну – бедную вдову, родственницу Торцова. Как говорит сам Гуслин про возлюбленную – «у нее пусто и у меня пусто», но даже при таком раскладе Торцов не дает влюбленным разрешения на брак, а в случае с Митей и надеяться тогда не на что. Митя и сам понимает всю абсурдность его положения, но сердцу приказать не может.

Pesa-A.-Ostrovskogo-Bednost-ne-porok.-e1521639607523.jpg Яша предлагает подобрать мелодию для песни собственного сочинения, в этот момент входит Разлюляев.

Явление шестое

Разлюляев пребывает в веселом настроении: он играет на гармошке и поет веселые песни. Ему не понятна печаль Мити и он старается его развеселить. Разлюляев говорит, что он будет все праздники петь и веселиться, а после женится на богатой.

Явление седьмое

Явление восьмое

Явление девятое

Девушки решили прийти в комнату Мити, так как им было грустно наверху. Гордей Карпыч уехал к Африкану Савичу, Пелагея Егоровна отдыхает в своей комнате, и поэтому молодые люди могут весело провести время, не опасаясь ничего. Анна Ивановна ведет себя раскрепощенно – она охотно и много шутит, часто вмешивается в разговор.

Женщина спрашивает, когда же наконец-то на ней женится Гуслин, на что молодой человек отвечает: как только получит разрешение от Торцова.

Явление десятое

Явление одиннадцатое

Явление двенадцатое

Любим Карпыч пришел к Мите, чтобы переночевать тайком у него – после ссоры Гордей Карпыч не пускает его в дом. Сердобольный Митя разрешает Любиму переночевать. Любим Карпыч рассказывает историю о том, как он стал таким нищим: после смерти отца братья разделили имущество – Гордей взял заведение, а Любиму достались деньги и билеты.

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию описание героев пьесы “Бедность не порок”, автор которой – Александр Островский.

Действие второе

Явление первое

Действие происходит в гостиной Торцова.

Явление второе

Явление третье

Явление четвертое

Явление пятое

Явление шестое

Явление седьмое

Явление восьмое

Явление девятое

Коршунов говорит Любови Гордеевне о том, что девушка его не любит, но это не помешало ему привезти подарки.Он дарит девушке сережки. Анна Ивановна, Лиза и Маша с интересом их рассматривают и выражают восхищение, но Торцова остается недовольна – ей неприятно такое внимание со стороны Африкана Савича.

Коршунов угадывает причину нелюбви Любови Гордеевне по отношению к себе, но девушка не выдает своих истинных чувств. Она пытается уйти к Пелагее Егоровне, но отец останавливает дочь, приказывая быть в комнате.

Явление десятое

Гордей Карпыч приказывает принять Африкана Савича как важного гостя. Пелагее Егоровне он говорит поклониться Коршунову. Девки поют песни и Коршунов одаривает одну из них деньгами. После Африкан Савич говорит Торцову, что пора рассказать об истинной причине их приезда. Гордей Карпыч начинает издалека – он рассказывает о том, что неплохо было бы жить в другом месте, не в такой глуши, где только дураки и малограмотные люди, – например, в Москве. Торцов говорит, что планирует переезд в Москву, это будет нетрудное дело, ведь в городе у них будет свой человек – зять Коршунов.

Действие третье

Явление первое

Явление второе

Явление третье

Явление четвертое

Явление пятое

Явление шестое

Явление седьмое

Явление восьмое

В комнату входит Гордей Карпыч. Он пребывает в прекрасном настроении и эйфории по поводу предстоящей свадьбы.

Торцов хвастается Коршунову своим уровнем культурности и жалуется на отсутствие приличного общества. Он утверждает, что он готов следовать самым модным тенденциям и обеспечить хорошую жизнь своей дочери.

Явление девятое

Явление десятое

Явление одиннадцатое

Явление двенадцатое

Любим высказывает удивление тем, что его прогоняют и не признают в качестве гостя только потому, что он бедный человек. Он говорит, что одежда его не чиста, но совесть чиста, однако в обществе это совсем не ценится. Обманщика Коршунова все рады видеть, и прислуживают ему, потому, что он богач, а бедняков гонят в три шеи. Любим рассказывает о том, как Африкан его обманул. Помимо личной обиды, в ходе разговора всплывают и другие отрицательные качества характера Коршунова – он извел свою жену, грабил бедных и наживался обманным путем.

Явление тринадцатое

Явление четырнадцатое

Все присутствующие удивлены решением Гордея Карпыча. Разгоряченный Торцов говорит, что Коршунов все врет, а он не такой человек, чтобы «кланяться». Митя говорит, что не нужно что-то делать– они  любят друг друга и желают стать мужем и женой, однако без отцовского благословения этого делать не хотят.

Явление пятнадцатое

Окончательно убедить Торцова в этом получается Любиму: он жил и в роскоши, и в нищете – поэтому понял, что в людях важно не их финансовое состояние, а человечность. Общими усилиями Гордей Карпыч меняет гнев на милость и благословляет молодых. Пользуясь случаем, Анна Ивановна и Яша повторно просят разрешение на женитьбу у Торцова – Гордей Карпыч дает добро. Разлюляев поздравляет молодых, он не держит на Митю зла, хотя сам хотел жениться на Торцовой, Он понимает чувства влюбленных и искренне радуется их счастью. Егоровна Девушки поют свадебную песню.

Автор: Александр Островский   Год: 1853   Жанр: комедия

В этой пьесе Островского на фоне ссор и интриг разворачивается история любви бедного труженика Мити и богатой наследницы Любы. Её одураченный отец Гордей собирается выдать за состоятельного мошенника Африкана. Но странноватый дядюшка по имени Любим открывает глаза брату на подлость «старика-жениха». В итоге, Любовь выходит за бедного, но честного человека. Интересно, что в пьесе Гордей и Африкан западники, презирающие всё русское, смеющиеся над Родиной.

Главная мысль. Пьеса о вере в человека: даже если он рождён бедным, он может трудом и оптимизмом улучшить своё положение. Богатство – не достоинство само по себе, ведь оно может разбудить в человеке всё плохое, вскружить голову.

Читать краткое содержание Островский Бедность не порок

Действие происходит в небедном семействе купцов. Как говорится, в семье не без… странного дядюшки. Несчастный Любим пьёт и плохо шутит. Дошутился он до того, что (назло брату Гордею) пошёл на паперть. Опозорил семью, как считает Гордей, хотя он сам всегда всех обижает, считая «мужичьём».

Дочка любит бедняка Митю, который у них работает, чтобы прокормить больную мать – старухе больше не на кого надеяться. Жалование маленькое, обращение сомнительное, но Митя любит дочку хозяина, не может уйти из этого дома. Люба очень боится, что все мужчины «таковы» — им нельзя доверять. Но любовь пересиливает, она признаёт свои чувства.

В ссоре с братом Гордей восклицает, что пусть дочь хоть за Митьку выходит. И жена вовремя его пристыдила, что он к Любе, как к вещи своей, относится. Молодые тут же признаются в своих чувствах, Дмитрий обещает работать усердно, ведь бедность – не… не преступление, всё можно исправить.

Важно, что героям удалось и не нарушить родительскую волю, и не поступить против сердца. Злые посрамлены, у добрых всё хорошее ещё впереди.

9 класс.

Оцените произведение: Голосов: 180

Читать краткое содержание Бедность не порок. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Островский. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Бедность не порок

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Витязь в тигровой шкуре Руставели

    У престарелого царя Ростевана дочь, по имени Тинатин, не имея другого наследника, передаёт правление дочери. Царь и военачальник Автандил проводят праздничный турнир. Автандил, влюблён в Тинатин.

  • Краткое содержание Гарри Поттер и Принц-полукровка книги Роулинг

    Книга начинается с того, что бывший министр магии Фадж посещает министра магглов, представляет нового главу магического общества – Руфуса Скримджера

  • Краткое содержание Эзоп Лисица и виноград

    Маленькая басня Эзопа, которая содержит великий смысл. В этой басне рассказывается о том, как лисица сильно проголодалась и по пути нашла спелую гроздь винограда.

  • Краткое содержание Любавины Шукшина

    Роман начинается с песни, где поется о том, что семейство Любавиных не любили за то, что они не боялись своего мнения и имели крепкий дух.

  • Краткое содержание Бианки Сова

    В рассказе В. Бианки «Сова» повествуется о ссоре и примирении старика и совы. Однажды старик заметил сову, пролетающую над его головой. В это время он неторопливо пил чай, забеливая молоком.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/books/ostrovskiy/bednost-ne-porok
  • https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/ostrovskiy/bednost-ne-porok
  • https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-ostrovskij/bednost-ne-porok-kratko.html
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/aleksander-ostrovskij/bednost-ne-porok

Главная страницаЧудесный доктор

Анализ рассказа «Чудесный доктор» (А. Куприн)
А. И. Куприн

Трогательный рассказ “Чудесный доктор” был создан Куприным в 1897 году и с том же году опубликован в газете “Киевское слово”.

В этой статье представлена критика о рассказе “Чудесный доктор” Куприна: отзывы о произведении (анализ, суть, смысл, идея рассказа). Смотрите:
Все материалы по рассказу “Чудесный доктор”
Все материалы по творчеству Куприна
А. А. Волков:
“Напряженные поиски положительного начала, острое внимание к проблескам хорошего, доброго проявились… в ряде… произведений, созданных Куприным во второй половине 90-х годов. Однако эти поиски положительного никогда не приводят его к примирению с действительностью, к утверждению или воспеванию сложившихся общественных отношений… Сюжетная основа таких, например, рассказов, как «Чудесный доктор» и «Тапер», несет на себе известный отпечаток «рождественского», «благотворительного» жанра. Но в них нет сусальности, свойственной этому жанру.

В рассказе «Чудесный доктор» изображена бедная семья, живущая в сыром подвале. Тут все обычно: отец без работы, больная девочка, голод, холод, уныние. Но вот бедняк Мерцалов случайно сталкивается с некиим стариком и рассказывает ему о своих страданиях. Старик отправляется с бедняком в подвал, выписывает рецепт больной девочке и незаметно оставляет на столе несколько кредитных билетов. С этого дня все меняется к лучшему в семье Мерцаловых.

В святочных рассказах благотворителем являлся обыкновенно богатый человек, ощутивший в праздник прилив нежности к «меньшому брату», неожиданно понявший, что надо дать какую-то радость и обездоленному. Принципиально иное значение приобретает акт благотворительности в произведении Куприна.

Сущность рассказа не в провозглашении мнимого братства между имущими и неимущими, не в сглаживании социальных противоречий, а в возвеличении славного деятеля русской культуры, человека большого таланта и большой души. Благотворитель в рассказе «Чудесный доктор» — светило русской медицины Пирогов.

(А.А.Волков, “Творчество А. И. Куприна”, 1962 г.)

В. Лилин:

“В ряде его [Куприна] произведений 1900-х годов видно стремление к показу хорошего, доброго, положительного начала в жизни. Но это стремление не приводит к примирению с окружающей действительностью, к восхвалению сложившихся общественных отношений… И хотя в таких рассказах, как “Чудесный доктор”, “Тапер”, есть отпечаток “благотворительного, рождественского жанра”, но в основе этих рассказов лежит не проповедь мнимого братства имущих и неимущих, а восхваление славных деятелей русской культуры. Благотворителем в рассказе “Чудесный доктор” является великий русский медик Н. И. Пирогов; в рассказе “Тапер” – замечательный пианист Антон Рубинштейн.”
(В.Лилин, “А. И.Куприн. Биография писателя. Пособие для учащихся”, 1975 г.)

Т. Л. Александрова:

“…многие его [Куприна] произведения (например, рассказы «Тапер», «Чудесный доктор») свидетельствуют о том, что веры в высшее милосердие и жажды восстанавливающего справедливость чуда Божия Куприн не утратил.”
(Т. Л.Александрова, “Александр Куприн”)

Это была критика о рассказе “Чудесный доктор” Куприна: отзывы о произведении (анализ, суть, смысл, идея рассказа).

Смотрите:
Все материалы по рассказу “Чудесный доктор”
Все материалы по творчеству Куприна

Анализ произведения Куприна «Чудесный доктор»

Время на чтение: 11 минут

Содержание начальной части

Действие рассказа разворачивается в 70-е годы XIX столетия. Жители Киева вовсю готовятся к рождественским праздникам, кругом царит атмосфера радости и веселья.

Два брата, Володя и Гриша Мерцаловы, возвращаясь домой, останавливаются возле стеклянной витрины продуктового магазина.

Перед их взором предстают всевозможные сладости и мясные деликатесы, о которых мальчуганы могут лишь мечтать, глотая голодную слюну.

Родители приказали ребятам отнести барину письмо с просьбой о помощи, однако миссия не была выполнена. В подвальном помещении полуразрушенного здания их ждут мать с грудным младенцем и находящаяся на волосок от смерти сестренка.

Как только мальчики переступили порог, Елизавета Ивановна кинулась спрашивать сыновей, выполнили ли они столь ответственное поручение.

Володя признался, что они сделали все так, как им было велено, но хозяйский швейцар в грубой форме прогнал мальчишек.

Вскоре вернулся отец, худой и бледный мужчина с впалыми от недоедания щеками. Износившееся до дыр пальто, истрепанная и помятая шляпа, отсутствие перчаток, несмотря на декабрьский мороз, — все в его внешнем облике говорило о бедственном положении семьи. Доведенный до крайней степени отчаяния, он не может без боли смотреть в голодные глаза детей и супруги, поэтому в спешке покидает жилище.

Пересказ концовки

Погрузившись в депрессивные мысли, Мерцалов отправляется в зимний сад, где решает свести счеты с жизнью, поскольку у него нет никакого плана, как спасти своего больного ребенка и элементарно достать еды. Неожиданно к мужчине, потерявшему всякую веру в лучшее, подходит облаченный в теплую шубу старик, садится рядом на скамейке и заводит разговор о подарках, которые он приготовил знакомым детишкам.

Вскочив, несчастный отец разражается гневной тирадой о том, что ему безразличны чужие дети, когда его собственные ничего не видят, кроме корки хлеба. Неравнодушный незнакомец внимательно выслушивает историю отчаявшегося человека. Ему становится известно про больную девочку. Старик предлагает без всяких раздумий ехать к Мерацаловым, чтобы осмотреть ребенка, а заодно купить им продуктов.

  • Войдя в подвал, мало чем отличающийся от подземелья, незнакомец просит старшего растопить самовар, попросив хотя бы пару дров у соседа, а сам приступает к осмотру девочки.
  • Доктор ставит ей согревающий компресс, выписывает рецепт, подробно указывая схему приема лекарства, и советует в ближайшее время посетить его знакомого врача, после чего уходит.
  • Взволнованный глава семейства просил доброго человека представиться, чтобы знать, чье имя упоминать в молитвах, но незнакомец не посчитал нужным это делать. После ухода доктора Мерцалов обнаружил под чайным блюдцем:
  • бумажку с рецептом;
  • солидную сумму.

Придя в аптеку, мужчина узнает от фармацевта, что в их доме побывал знаменитый хирург Пирогов. Словно благодетельный ангел, сошедший с неба, великий врач появился в жизни Мерцаловых. С тех пор их дела стали постепенно налаживаться:

  • девочка полностью выздоровела;
  • отец отыскал работу;
  • мать окрепла;
  • мальчики поступили в гимназию.

Прошло много лет. Гришка, который когда-то плакал над пустым закоптелым чугунком, теперь стал крупным банкиром. Слывя образцом честности и отзывчивости, он никогда не жалел денег, чтобы помочь другим.

Характеристика главных героев

В отличие от других повестей Куприна рассказ «Чудесный доктор» имеет совсем малый объем. В нем всего несколько важных для понимания проблематики произведения действующих лиц:

  1. Емельян Мерцалов. Глава семейства. Мужчина долгое время находился на службе у зажиточного барина. Пока у него была работа, семья хоть и не купалась в роскоши, но располагала средствами к существованию. Все изменилось в тот момент, когда героя поразил брюшной тиф, поэтому последние сбережения ушли на лечение. Емельян выкарабкался, но лишился работы. Найти новое место оказалось непосильной задачей. Видя, как страдают близкие, ему становится стыдно за свою беспомощность и неспособность прокормить семью. Если бы не спаситель в лице доктора, мужчина совершил бы малодушный и фатальный поступок — покончил с собой.
  2. Елизавета Ивановна. От голода женщина настолько ослабла, что у нее пропало грудное молоко, и малыш, как и все члены семьи, остался без еды. Совсем еще крохотный ребенок не мешает ей искать подработку. За сущие копейки она стирает белье у живущих на другом конце города господ. Женщине ничего не остается, кроме как просить помощи у бывшего хозяина мужа, но ее затея не приносит никакого результата.
  3. Володя и Гриша Мерцаловы. Два брата лишены беззаботного детства, так как вынуждены ежедневно помогать родителям. Они также вовлечены в спасение сестренки. Сцена возле витрины гастронома иллюстрирует терзающее душу желание мальчиков съесть что-нибудь вкусное.
  4. Машутка. Девочка серьезно болеет. Без лекарств и полноценного питания ей долго не протянуть.
  5. Доктор. Прототипом этого ключевого персонажа произведения является выдающийся русский хирург и ученый-анатом Николай Иванович Пирогов. Это не только превосходный лекарь, но и очень добрый и отзывчивый человек, который не может пройти мимо чужого горя. Свое сочувствие он выражает словом и делом.

Смысл названия

В соответствии с Википедией «Чудесный доктор» Куприна был написан в 1897 году. Уже на первой странице писатель говорит о правдоподобности рассказываемой им истории, что придает произведению особый психологический колорит. Название же намекает на некий вымысел — про чудеса все привыкли читать только в сказках.

Анализ рассказа Куприна показывает, что не только в вымышленных историях есть место торжеству добра и справедливости. В суровой действительности этим благам противостоят зло, равнодушие и бессердечность. По мнению большинства, чему-то чудесному в этой беспощадной борьбе нет места, однако Куприн заставляет поверить в обратное.

Чудесный доктор — один из центральных персонажей произведения — выполняет роль сказочного волшебника. Вот только чудотворность его поступков не имеет ничего общего с магией. Все дело в простой человеческой чуткости и добром сердце, чего достаточно для совершения настоящего чуда.

Художественные приемы

Прибегая к такому приему, как антитеза, Александр Иванович Куприн сперва показывает праздничную и непринужденную обстановку в городе, а затем демонстрирует мрачные улицы, по которым пробираются мальчишки, чтобы попасть к себе домой, где нисколько не лучше, чем в нищих и темных трущобах.

Писатель критически настроен по отношению к цветному и дорогому миру, имеющему лишь красивую оболочку. Внутри него абсолютная пустота. Ветхая комнатенка, в которой едва сводят концы с концами Мерцаловы, являет собой образец духовной чистоты. Несмотря на выпавшие на долю семьи невзгоды, ее члены смогли сохранить любовь друг к другу.

Родители давно лишены физических и моральных сил, но они по-прежнему делают все возможное для того, чтобы их дети не умерли от голода. В этом смысле фамилия героев является говорящей. Подвал Мерцаловых — это своего рода тюрьма, в которой заточены те, кому недоступны дорогие городские блага.

Казалось бы, праздничная суета должна сопровождаться атмосферой радости, взаимовыручки и человеколюбия, однако городские жители предпочитают не замечать чужого горя, отгородившись от сирых и убогих.

Так, господин в енотовой шубе, с которым столкнулся Мерцалов на улице, вместо того чтобы выручить бедолагу, отчитал того за бедность.

Это яркий пример того, как представители высшего класса относятся к нищим.

Анализ рассказа

Произведение «Чудесный доктор», жанр которого некоторыми литературными критиками определяется как рождественский или святочный рассказ, не отличатся сусальностью, присущей подобному виду творчества.

В таких вымышленных историях благотворителем, как правило, выступает человек большого достатка, ощутивший в праздничную пору прилив нежности к ущемленным и неожиданно понявший, что нужно искупить свои грехи благородным поступком, то есть оказать какую-нибудь помощь нуждающемуся.

Совершенно иное значение приобретает акт милосердия в рассматриваемом рассказе.

Суть произведения Куприна заключается вовсе не в провозглашении мнимого братства между богатыми и бедными, не в нивелировании социальных противоречий, а в восхвалении человека с большой буквы.

Экспозиция рассказа «Чудесный доктор» построена на изображении очаровательного рождественского зрелища, праздничного оживления толпы, в завязке демонстрируются тяготы и лишения Мерцаловых, в кульминации описывается тяжелый недуг Машутки и великодушный поступок доктора, вернувшего членам семьи веру в справедливость и человечность. В развязке происходят чудесные изменения в жизни семейства.

После прочтения этого великолепного рассказа в голову невольно закрадываются мысли о том, насколько важно быть неравнодушным к другим людям.

Из-за повседневной суеты и зацикленности на своих интересах многие забывают, что где-то совсем рядом есть те, кто не может обеспечить даже свои базовые потребности, не говоря уже о дорогостоящем лечении.

Бескорыстно поддерживать слабых, больных и угнетенных — именно к этому призывает Куприн в своем рассказе.

Анализ рассказа «Чудесный доктор» (А.И. Куприн)

  • Краткие содержания
  • /
  • Куприн
  • /
  • Чудесный доктор

Год: 1897 Жанр: рассказ

Главные герои: бедный мужчина Мерцалов, его жена Елизавета Ивановна, их сыновья Володя и Гриша и профессор Пирогов.

https://www.youtube.com/watch?v=Xf4OApmPBEk

Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор» о том, как живётся бедным людям. Как доведены они до грани несчастьями и нищетой. И нет света в конце. А ещё о том что всегда есть место чуду. О том, что одна встреча может изменить жизнь нескольких людей.

Рассказ учит добру и милосердию. Учит не озлобляться. В «Чудесном докторе» чудо совершает один человек, теплом своего сердца и богатством своей души. Побольше бы таких докторов, может и мир стал бы добрее.

Читать кратко Куприн Чудесный доктор

Жизнь часто бывает не такой красивой, как пишут в сказках. Именно потому многие люди озлобляются просто необыкновенно.

  Стихи об осени: а. а. фет “осенняя роза”

Володя и Гришка – это два мальчугана, которые не слишком опрятно одеты в данный момент. Они – братья, которые стояли и смотрели на витрину магазина. А витрина была просто шикарной.

Недаром они стояли возле нее, как зачарованные. На витрине было столько вкусностей.

Там были и колбаса, самых разных видов, и фрукты заморские – мандарины и апельсины, которые казались и наверняка были такими сочными, и рыб – маринованная и копченая, а также, даже поросенок запеченный вместе с зеленью во рту был.

Все эти необыкновенные вещи, просто поразили детей, которые так и застряли на некоторое время возле магазина с прекрасной и волшебной витриной.

Бедные дети хотели есть, но дальше им пришлось идти к барину, у которого они хотели попросить помощь, ведь у их семьи не было денег вообще, да еще и сестренка была больна. Но швейцар не взял у них письмо, и попросту выгнал их.

Когда бедные дети пришли и сказали об этом матери, она в принципе не удивилась, хотя лучик надежды у нее в глазах – погас сразу же.

Дети пришли в подвал какого-то старого дома – это и было их место жительства. Подвал пахнул неприятным запахом сырости и затхлости. Было очень холодно, а в углу – лежала на каком-то тряпье девочка, которая была больна вот уже некоторое время.

После детей почти сразу вошел отец – который, как тоже поняла мать, ничего не принес, чтобы накормить детей и спасти больную девочку, которая могла даже умереть.

Отец семейства был в отчаянье, потому он вышел на улицу, и, пройдя немного, сел на скамейку.

Вскоре в его голову закралась мысль о самоубийстве. Он не хотел видеть отчаянье на лице жены, и больную дочурку Машу.

Но тут рядом кто-то сел, это был пожилой человек, который по простоте душевной решил завести разговор и рассказал о том, что купил подарки своим детям, и весьма удачные. Бедный отец попросту накричал на него, а после рассказал, как ему тяжело.

Тот человек оказался врачом, который захотел осмотреть девочку. Именно он помог им с деньгами. И именно он принес счастье в их семью.

Краткое содержание

Киев, «лет около тридцати тому назад». Двадцатиградусный мороз. Два мальчика, Мерцаловы Володя и Гриша, «более пяти минут» простояли, рассматривая витрину гастрономического магазина. Сами они с утра ели только пустые щи. Вздохнув, ребята торопливо побежали домой.

Мать отправляла их в город с поручением – попросить денег у барина, у которого ранее служил их отец. Однако швейцар барина прогнал мальчиков.

Семья Мерцаловых, страдая от нищеты, жила более года в подвале ветхого покосившегося дома. Младшая дочь Машутка сильно болела, и измученная мать, Елизавета Ивановна, разрывалась между девочкой и грудным ребенком.

«В этот ужасный, роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью». Сначала сам Мерцалов заболел брюшным тифом. Пока он лечился, его уволили с работы.

Начали болеть дети. Три месяца назад умерла их младшая дочь. И вот, чтобы найти деньги на лекарство Машутке, Мерцалов бегал по городу «клянча и унижаясь».

Но все находили причины отказать или просто выгоняли.

Вернувшись домой, Мерцалов узнает, что барин ничем не помог, и вскоре снова уходит, объяснив, что попробует хотя бы попросить милостыню. «Им овладело неудержимое желание бежать куда попало, бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи».

Присев на скамейку в общественном саду, Мерцалов в отчаянии уже задумался о самоубийстве, но заметил идущего по аллее старика. Незнакомец присел рядом с Мерцаловым и принялся рассказывать, что купил знакомым ребятам подарки, но решил по дороге зайти в сад. Неожиданно Мерцалова охватил «прилив отчаянной злобы».

Он начал размахивать руками и закричал, о том, что его дети умирают с голоду, пока незнакомец говорит о подарочках.

Старик же не рассердился, а попросил рассказать все подробнее. «В необыкновенном лице незнакомца было что-то спокойное и внушающее доверие». Дослушав Мерцалова, старик объяснил, что он врач, и попросил отвести его к больной девочке.

Доктор осмотрел Машутку, распорядился, чтобы принесли дров и растопили печку. Выписав рецепт, незнакомец быстро ушел.

Выбежав в коридор, Мерцалов спросил имя благодетеля, но тот ответил, чтобы мужчина не выдумывал пустяков и возвращался домой. Приятной неожиданностью стали деньги, которые доктор оставит под чайным блюдцем вместе с рецептом.

Покупая лекарство, Мерцалов узнал имя врача, оно было указано на аптечном ярлыке: профессор Пирогов.

Рассказчик слышал эту историю от самого Гришки, который теперь «занимает крупный, ответственный пост в одном из банков».

Каждый раз, рассказывая об этом случае, Григорий прибавляет: «С этих пор точно благодетельный ангел снизошел в нашу семью». Его отец нашел работу, Машутка выздоровела, братья начали учиться в гимназии.

Доктора они с тех пор видели только раз – «когда его перевозили мертвого в его собственное имение Вишню».

Читать краткое содержание рассказа Чудесный доктор

Начинается повествование с того, как двое мальчишек разглядывают витрину большого магазина. Они бедны и голодны, но все же дети, им весело смотреть на поросёнка за стеклом. Витрина магазина заставлена различной едой. За стеклом гастрономический рай. Такого изобилия пищи бедным ребятам даже во сне не привидится. Мальчишки разглядывают витрину с едой долго, а потом спешат домой.

Яркий пейзаж города сменяется тусклыми трущобами. Мальчишки бегут через весь город, на самую окраину. Место, где уже больше года вынуждена жить семья мальчиков можно назвать только трущобами. Грязный двор, полуподвальные помещения с темными коридорами и гнилыми дверями. Место, которое люди прилично одетые стараются обходить стороной.

За одной из таких дверей живет семья мальчиков. Измученная голодом и безденежьем мать, больная сестра, малыш и отец. В полутемной холодной комнате на кровати лежит больная маленькая девочка. Ее прерывистое дыхание и крик младенца лишь угнетают.

Рядом в люльке качается и плачет от голода младенец. Изможденная мать стоит у кровати больной на коленях и одновременно качает люльку. У матери уже нет сил даже на отчаяние. Она машинально вытирает девочке лоб и качает люльку.

Она понимает всю тяжесть положения семьи, но бессильна что-либо изменить.

Надежда была на мальчишек, но эта надежда была очень слабой. Такая картина предстаёт перед глазами прибежавших мальчиков. Их посылали отнести письмо барину, у которого раньше работал отец семейства, Мерцалов.

Но к барину мальчиков не пустили и письма не взяли. Уже год отец не мог найти работу. Мальчишки рассказали матери как их выгнал швейцар и даже не стал слушать просьбы. Женщина предлагает мальчишкам холодный борщ, семье даже нечем разогреть еду.

В это время возвращается старший Мерцалов.

Он так и не нашёл работу. Одет Мерцалов по-летнему, на нем даже нет калош. Воспоминая о тяжелом для всей семьи году угнетают его. Брюшной тиф лишил его работы. Перебиваясь случайными заработками семья еле сводила концы с концами. Потом стали болеть дети.

Одна девочка умерла, а теперь и Машутка лежала в горячке. Мерцалов выходит из дома на поиски хоть какого заработка, даже милостыню просить готов он. Машутке нужны лекарства и он должен найти деньги. В поисках заработка Мерцалов сворачивает в сад, где присев на скамейку, думает о своей жизни.

Его даже посещает мысль о самоубийстве.

В то же время по парку идёт незнакомец. Попросив разрешения присесть на скамейку, незнакомец начинает разговор. Нервы Мерцалова на пределе, его отчаяние настолько огромно, что он не может сдерживаться. Незнакомец выслушивает несчастного не перибивая, а затем просит отвести его к больной девочке.

Он даёт денег на покупку еды, просит мальчишек сбегать к соседям за дровами. Пока Мерцалов покупает провизию, незнакомец, представившийся доктором, осматривает девочку. Закончив осмотр, чудесный доктор выписывает рецепт на лекарство и объясняет, как и где его купить, и как затем давать девочке.

Вернувшийся с горячей едой Мерцалов застаёт чудесного доктора уходящим. Он пытается узнать имя благодетеля, но доктор лишь вежливо прощается. Вернувшись в комнату под блюдцем вместе с рецептом Мерцалов обнаруживает деньги, оставленные гостем.

Обратившись в аптеку с рецептом, выписанным доктором, Мерцалов узнает фамилию врача. Аптекарь четко написал что лекарство выписано по рецепту профессора Пирогова. Эту историю автор слышал от одного из участников тех событий. От Григория Мерцалова, одного из мальчишек.

После встречи с чудесным доктором дела в семье Мерцаловых стали улучшаться. Отец нашёл работу, мальчишек устроили в гимназию, Машутка выздоровела, мать тоже встала на ноги. Своего чудесного доктора они больше никогда не видели.

Видели только тело профессора Пирогова, которое перевозили в его имение. Но это уже был не чудесный доктор, а лишь оболочка.

Отчаяние не помощник в беде. В жизни может произойти многое. Сегодняшний богач, может стать бедняком. Абсолютно здоровый человек — внезапно скончаться или тяжело заболеть. Но есть семья, есть ответственность перед самим собой.

Нужно бороться за свою жизнь. Ведь добро всегда вознаграждается. Один разговор на заснеженной лавочке может изменить судьбы нескольких людей. Если есть возможность нужно обязательно помогать.

Ведь когда-нибудь придётся и обратиться за помощью.

Оцените произведение:

Урок 32. а. и. куприн. «чудесный доктор» – Литература – 6 класс – Российская электронная школа

  • Литература
  • 6 класс
  • Урок № 32

А. И. Куприн. «Чудесный доктор»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • биографические этапы жизни А. И. Куприна;
  • сюжет рассказа «Чудесный доктор» и анализ фрагментов;
  • характеристика персонажей рассказа, приём контраста.

Тезаурус

Антитеза – это приём, который заключается в противопоставлении прямо противоположных образов, свойств или действий. Служит для усиления выразительности речи и более точной передачи мысли и чувств.

Изобразительные средства – тропы (обороты речи, в которых слова или выражения употреблены в переносном смысле: аллегория, гипербола, ирония, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет) и фигуры речи (синтаксические построения, используемые для усиления выразительности речи: антитеза, бессоюзие и другие…).

Метафора (от др.-греч. μεταφορά – «перенос», «переносное значение») – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.

Персонаж (фр. personnage, от лат. persona – лицо, личность) –общее название любого действующего лица литературного произведения.

Рассказ – это эпический жанр небольшого объёма. Особенности рассказа: небольшой объём, ограниченное число действующих лиц, одна сюжетная линия, часто – это судьба главного героя. В рассказе повествуется о нескольких, но чаще одном, важном эпизоде из жизни человека.

Рождество – это христианский праздник рождения Христа (25 декабря/7 января).

Рождественский или святочный рассказ – литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определённой спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа.

Сравнение –троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения – выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.

Художественная деталь (фр. detail – часть, подробность) – значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку.

Эпитет (от др.-греч. ἐπίθετον «приложенное») – определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 6 кл.: Учеб. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 288.

2. Полухина В. П.Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2018, стр. 255.

3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 64.

Дополнительная литература:

1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 254.

2. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. – М.: ВАКО, 2002, стр. 224.

3. Полулях Н. С. Комплексная тетрадь для контроля знаний. Литература. 6 класс. – М.: Аркти, 2014, стр. 64.

4. Черных О. Г. Практикум по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2011, стр. 25.

5. Челышева И. Л. «Литература. 6 класс: планы-конспекты уроков» / – Ростов н/Д: Феникс, 2015, стр. 158.

6. Произведения школьной программы. Русская литература. 5-9 классы / Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман, Н. Д. Киоссе. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2018. стр.285.

7. Цитаты из произведений школьной программы по литературе. 5-8 классы / Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман, Н. Д. Киоссе. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2017, стр. 95.

Открытые электронные ресурсы:

“Чудесный доктор”, анализ рассказа Куприна

Рассказ “Чудесный доктор” был написан Александром Куприным в 1897 году, в то время он жил в Киеве. Первое, на что следует обратить внимание при анализе произведения, – на заявление автора в самом начале, что рассказ “не есть плод досужего вымысла”. Все описанное действительно произошло некоторое время назад в Киеве, и это сразу заставляет читателя иначе воспринимать текст.

Перед декабрьскими праздниками в городе царит веселая суета, это подчеркивается эпитетами “прекрасные”, “сияющие”, “праздничные”, “веселый”,

“нарядные”. Беззаботная и сытая жизнь – и ей противопоставляется иная реальность, описанная словами “мрачные”, “неосвещенные”, “ветхий”, “грязный”. Двое мальчиков из обнищавшей семьи Мерцаловых возвращаются с нарядных улиц домой в подвал, где их ждет мать, больная сестра и голодный младенец. А в городе готовятся к празднику и накрывают богатые столы.

Это противопоставление двух разных миров, существующих в одно время и в одном месте, и есть главная проблема рассказа. А главное действующее лицо – чудесный доктор – объединяет их.

Отец попавшего в беду семейства, Мерцалов, слабый и невезучий человек. В праздничный вечер, не в силах помочь своей семье, он готов бежать от бед, решаясь даже на самоубийство. И в критическую минуту случайно встречает врача, который спасет больного ребенка и все семейство. Это сродни чуду, что подчеркивается в названии рассказа.

Резкие слова отчаявшегося Мерцалова встречают живой человеческий отклик, и доктор сразу же предлагает свою помощь, вместо того чтобы обидеться или проигнорировать чужую беду. Это также похоже на чудо, ведь люди из обеспеченной, праздничной, “другой” жизни не откликались на просьбы Мерцалова о помощи и даже не подавали милостыню.

А чудесный доктор одним своим появлением вселяет бодрость в измученных людей, после назначает лечение больному ребенку, дает деньги на необходимую еду и незаметно оставляет на столе крупные кредитные билеты.

И при всем этот не называет даже своего имени, не только не желая выслушивать благодарности, но даже не считая, что должен их выслушать: “Вот еще пустяки выдумали!..”

И после появления этого необыкновенного человека нищая, неудачная жизнь семьи Мерцаловых входит в благополучное русло. Дети выздоравливают, отец находит место, мальчиков устраивают в гимназию. Все они попадают в ту, другую, “праздничную” реальность – посредством доброго деяния чудесного доктора.

Только истинное, искреннее человеколюбие способно менять нашу жизнь. Но оно встречается так редко, что считается чудом.

(1 votes, average: 5.00

Анализ рассказа Чудесный доктор Куприна

Рождественский рассказ выходит в свет в 1897 году. Александр Иванович услышал его из уст приятеля банкира, замечательного, честного человека. Не верить ему поводов у Куприна нет, поэтому писатель лишь немного корректирует услышанное и передает от лица самого участника событий.

Произведение построено на контрасте. Больные, голодающие дети и сытая довольная публика. Пустые щи и изобилие на витринах магазинов. Всеобщее веселье и печать невыносимого горя. Безучастие окружающих и своевременная помощь.

Рассказчик, от чьего лица ведется повествование, занимает крупную должность в банке. Работа в данной сфере предполагает прагматизм, расчетливость, однако герой является человеком порядочным и отзывчивым на нужды бедствующих.

Автор затрагивает две противоположные темы: милосердие и человеколюбие с одной стороны и бессердечие, равнодушие с другой.

Действие происходит накануне Рождества. Люди охвачены предпраздничной лихорадкой: готовка, покупка продуктов на праздничный стол, поздравление родных, друзей и знакомых, шум, смех, веселье.

Совершенно другое настроение царит в доме Мерцаловых. Беды сыплются на них как из рога изобилия. Вынуждены несчастные ютиться в холодном подвале. Из-за болезни главы семейства все накопленные средства ушли на лечение.

Отсутствие лекарств, скудное питание, холод и сырость подвала способствовали болезни дочери. Эпитеты: «закоптелым стенам», «запаху нищеты», «недетское страдание», «грязные, замаслившиеся подушки…», «женщина…почерневшим от горя лицом» показывает весь ужас создавшегося положения.

Емельян, не в силах помочь семье, решается добровольно уйти из жизни.

И только неожиданное появление профессора Пирогова, вполне реального персонажа, удерживает Мерцалова от страшного решения. Врач не просто выписывает лекарство, изготовленное по собственному рецепту, которое затем выдают бесплатно, но и оставляет крупную сумму денег. После описанных событий жизнь главных героев налаживается.

Автор сопереживает героям, однако хочет показать, что никакие невзгоды не должны сломить человека. Малодушие в таких случаях непростительно. Устами профессора говорит: «…не падайте никогда духом».

Казалось бы, история заканчивается благополучно, однако не дает покоя мысль, что ни один человек не протянул руку помощи. Не просто отказывались помочь, осыпая бранью: «Убирайтесь отсюда скорее к черту!», но и распускали руки: «А Володьку…ударил». Равнодушие сытых к безысходному положению оставляет горький отпечаток.

`

Анализ рассказа Чудесный доктор

Популярные сочинения

  • Сочинение О войне (рассуждение)
    Война, это слово, как и само событие, безусловно наводит страх на каждого. Потому что это, как правило, всегда оружие, беды, разрушения и конечно, неизбежные, горькие потери
  • Сочинение Письмо Васютке из произведения Васюткино озеро Астафьева
    В письме к Васютке я хотел бы подчеркнуть многие черты его характера, ведь когда человек занимается каким-либо делом, и даже во времена своего бездействия, человек показывает свой характер.
  • Сочинения для 7 класса
    Школьные сочинения для 7 класса

Урок по рассказу Куприна А.И. «Чудесный доктор» (6 класс, ФГОС)

Урок  по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

Форма проведения: урок – размышление.

Цели урока:

  • Развитие навыков смыслового чтения: извлечение информации из прочитанного, ее интерпретация; анализ содержания и некоторых художественных особенностей текста; самостоятельная оценка поступков героев; определение авторского отношения к героям и событиям рассказа; понимание авторского замысла.
  • Организация духовного общения, содержанием и смыслом которого является самостоятельное открытие обучающимися нравственных законов человеческого общества, формирование системы их духовно-нравственных ценностей, расширение социального опыта.
  • Развитие эмоциональной сферы и эмпатийной культуры пятиклассников.
  • Методическая цель: проектирование урока с учетом требований ФГОС.
  • Средства реализации методической цели: совместное целеполагание, планирование деятельности на уроке; самостоятельная оценочная деятельность на критериальной основе; приемы работы с текстовой информацией: определение ключевых слов, основных эпизодов рассказа, интерпретация содержания прочитанного текста; постановка вопросов этического и нравственного характера, проблемный анализ рассказа, ролевое чтение, пересказ; метод духовного контакта, рефлексивно-аналитические задания (формулировка главных мыслей урока, прием “яркое пятно”), прием “эпиграф”, индивидуальные и групповые творческие задания, полилог.
  • Формируемые универсальные учебные действия
  • Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, установление причинно – следственных связей, аргументирование.
  • Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль деятельности на учебном занятии.
  • Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация, соотношение поступков и событий с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами; мотивация на процесс и результаты деятельности.
  • Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулирование и аргументация собственного мнения, умение работать в группе.

Оборудование урока: портрет А.И. Куприна, мультимедийная презентация, выставка рисунков “Наш вернисаж”, листы самооценки.

Предварительная подготовка к уроку:

  1. Прочитать рассказ А.И. Куприна “Чудесный доктор”.
  2. Нарисовать иллюстрации к рассказу, подготовить их защиту.
  3. Найти в толковом словаре лексическое значение слова “милосердие”.
  4. Выделить главные эпизоды рассказа, озаглавить их (групповое творческое задание).
  5. Написать письмо Елизаветы Ивановны Савелию Петровичу, бывшему хозяину главы семейства (индивидуальное творческое задание).
  6. Подготовить художественный пересказ эпизода “В подземелье у Мерцаловых” (индивидуальное задание).
  7. Подготовить чтение по ролям эпизода “Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке” (групповое задание).
  8. Подготовить сообщение о Николае Ивановиче Пирогове, используя различные источники информации (индивидуальное задание).

Ход учебного занятия

I. Мотивационно-установочный этап

1. Вступительное слово учителя.

Слова умеют плакать и смеяться,Приказывать, молить и заклинать,И, словно сердце, кровью обливаться,И равнодушно холодом дышать.Призывом стать, и отзывом, и зовомСпособно слово, изменяя лад.И проклинают, и клянутся словом,Напутствуют, чернят, благословятЯ.

Козловский

  1. Сегодня к нам со словами напутствия, благословения на деятельное добро обращается замечательный писатель начала ХХ века Александр Иванович Куприн.
  2. Объявление темы урока.

Сегодняшний урок – урок вдумчивого чтения. Вдумчивый человек – это глубоко вникающий во что-то.

Во что мы будем глубоко вникать сегодня?

2. Совместное целеполагание. Попробуйте сформулировать цели урока.

  • Формулирование целей урока для обучающихся:
  • Разобраться в содержании прочитанного, понять авторский замысел;
  • Оценить поступки героев;
  • Учиться формулировать и аргументировать свое мнение;
  • Развивать устную речь;
  • Участвовать в коллективном обсуждении вопросов и проблем;
  • Представить результаты индивидуальной и групповой работы.

3. Знакомство с планом предстоящей работы.

https://www.youtube.com/watch?v=n4l9ZNl7FNM

Работать над содержанием рассказа “Чудесный доктор” мы будем по плану

План урока

  1. Знакомимся с писателем А.И. Куприным
  2. Наблюдаем. Анализируем. Размышляем
  3. Формулируем главные мысли урока. Делаем выводы
  4. Оцениваем свою учебную деятельность на уроке
  5. Определение критериев самооценки деятельности (Приложение 1).

II. Организационно-деятельностный этап

“Добрый талант…” Знакомство с писателем.

Перед вами отрывок из статьи о творчестве А.И. Куприна. Прочитайте его, выделив ключевые слова, определяющие особенности А.И. Куприна как человека и писателя (Приложение 2).

Наблюдаем. Анализируем. Размышляем.

Наш сегодняшний урок – размышление. А.С. Пушкин утверждал: “Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувствованное – совершенство”. Я приглашаю вас к размышлению над страницами прочитанного рассказа. Разбираясь в содержании, будьте внимательны к слову. Книгу часто сравнивают с дорогой. Итак, в добрый путь!

Беседа по содержанию прочитанного

  • Как вы думаете, почему рассказ получил название “Чудесный доктор”?

(Доктор, который неожиданно появился в жизни бедствующей семьи Мерцаловых, круто изменил ее судьбу, избавил от неминуемой гибели, подарил возможность встать на ноги, занять достойной место в обществе).

  • Подберите синонимы к слову “чудесный”.

(Прекрасный, необыкновенный, замечательный, удивительный, великолепный).

  • Задумайтесь, почему из богатого синонимического ряда автор выбрал именно слово “чудесный”? Какую смысловую нагрузку несет это слово?

(Слово “чудесный” – производное от слова “чудо”, т.е. волшебство. Чудо – это исполнение сокровенных желаний, спасение, избавление от бед. Так происходит с семьей Мерцаловых, героями этого рассказа).

  • Связан ли выбранный автором эпитет “чудесный” с временем действия рассказа? Когда оно происходит?

(События рассказа происходят в рождественский сочельник, т.е. накануне Рождества. Рождество у христиан связано с ожиданием счастья, радости, волшебства. Приход Христа в мир – это великое чудо, перевернувшее жизнь людей).

  • Любите ли вы эти удивительные праздники, Новый год и Рождество? Какие чувства испытываете при их приближении?

(Радостное ожидание сюрприза, подарка, удивления, чуда).

  • Как передана автором атмосфера праздничного вечера? Найдите в тексте описание улиц, витрин магазинов.

(“… сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки…”, “праздничное оживление толпы”, “смеющиеся лица нарядных дам…”).

Но эти рождественские елки горят не для двух мальчуганов, застывших у витрины гастрономического магазина. Гриша и Володя бросают на нее “влюблено-жадный взгляд”, но надеяться на подарки мальчики не могут.

Выделение главных эпизодов рассказа (презентация работы группы):

  1. Перед окном гастрономического магазина
  2. В подземелье у Мерцаловых
  3. Встреча в саду
  4. Доктор принес в дом свет и надежду
  5. Перемены в жизни семьи Мерцаловых
  • Художественный пересказ эпизода “В подземелье у Мерцаловых” (индивидуальное задание)
  • Как автор показывает нищету и горе семьи? Обратите внимание на “говорящие” детали.

(Двор, служивший для всех жильцов естественной помойной ямой; закоптелые, плачущие от сырости стены; постоянный запах нищеты; крик грудного ребенка; сердца, сжавшиеся от острого, недетского страдания; переделанное из старого ватного халата пальто Гриши; летнее пальто и войлочная шляпа Мерцалова).

  • Как случилось, что семья попала в беду?
  • Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых?
  • Презентация индивидуального творческого задания “Письмо Елизаветы Ивановны Савелию Петровичу”.
  • “Он не сказал жене ни одного слова, она ему не задала ни одного вопроса”. Почему муж и жена молчат?

(“Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочли друг у друга в глазах”).

  • “В этот ужасный роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью”. Может ли подобное случится в наши дни?

(Да, и в наше время людям приходится сталкиваться со многими проблемами: безработицей, болезнями, отсутствием средств к существованию. Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки).

  • “Выйдя на улицу, он пошел бесцельно вперед… Он уже хотел… исполнить свое страшное намерение…”. Самоубийство – это страшный грех. Почему эта мысль приходит в голову главе семейства?

(Мерцалов чувствует свое бессилие. Все его попытки помочь семье, выйти из бедственного положения кончаются крахом. Скудные сбережения семьи были потрачены на его лечение. Он жив, а ребенок мертв, маленькая Машутка на пороге смерти. Мерцалова мучит совесть: “… бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи”).

(Появление неизвестного старика в алее помешало исполнить страшное намерение).

  • Как вы думаете, случайно ли появление в пустынном вечернем саду чудесного старика?
  • Найдите описание заснеженного сада, объятого вечерним покоем. Какие художественные средства передают ожидание чего-то особенного?

(“Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии”. Сравнение снежного убора деревьев с ризами настраивает на высокий, торжественный лад. Автор использует эпитеты и олицетворения: “глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад”).

  • Ролевое чтение эпизода “Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке” (групповое задание).
  • Почему Мерцалов, вначале озлобившись, потом открылся незнакомцу?

(Никто до этого не обращал внимания на измученного горем человека, его прогоняли и поучали, а незнакомец расспрашивает о беде, готов помочь: “Расскажите мне все по порядку и как можно короче. Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас”).

(Не мешкая, старик начинает действовать: “Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал”).

  • Вот оно, настоящее чудо, чудо случайной встречи! Рукотворное чудо, имя которому – деятельное сострадание и участие. “Обыкновенное” чудо, естественное для каждого совестливого человека.
  • Что изменилось в доме бедной семьи с приходом доктора?
  • Выразительное чтение отрывка учителем до слов: “Дай бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнесся к вам, чем этот, а главное – не падайте никогда духом”.
  • Как вы думаете, почему “чудесный доктор” отказался назвать свое имя?

(Это бескорыстный и скромный человек, недаром взрослый Григорий Емельянович называет его святым. Совершив доброе дело, он не ждет за это никакой благодарности).

  • Как дальше изменяется жизнь Мерцаловых?

(“С тех пор словно благодатный ангел снизошел в нашу семью”).

  • Просто чудо совершил этот святой человек? Что означает слово “святой”?

(Духовно и нравственно чистый, деятельное сострадание его имело чудодейственную силу).

Фамилия “чудесного доктора” – Пирогов. Николай Иванович Пирогов – знаменитый врач-хирург, профессор медицины (1810 – 1881 г.г.).

  1. Это самоотверженный, бескорыстный человек, посвятивший всю свою жизнь спасению людей.
  2. Сообщение о Пирогове (индивидуальное задание).
  3. “Наш вернисаж” (творческие задания: защита иллюстраций к рассказу).
  4. III. Контрольно-регулировочный этап

1. Что означает слово “милосердие”?

(Готовность помочь кому-нибудь из сострадания).

2. Формулирование основных мыслей урока с помощью высказываний русских писателей на тему “Добро и милосердие”. Какие высказывания, по-вашему, созвучны с основными мыслями урока?

  • “Делай добро, не разбирая кому. Добро, которое ты сделал, не пропадет, если даже ты забудешь про него”. (Л.Н. Толстой)
  • “Жалейте друг друга. Жалейте – и вы будете счастливы”. (Е.Л. Шварц)
  • “Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться”. (И. Гете)
  • “Будьте добры друг к другу. От зла происходит зло”. (А.С. Грин)
  • IV. Рефлексивно-оценочный этап
  • Реализован ли план урока?
  • Оцените свою деятельность (заполнение листов самооценки).
  • Стихотворение В. Сергеева как прием “яркое пятно”:

Спешите стать терпимей и добрейИ отдавать спешите научиться, Чтобы потом у запертых дверей, 

Когда окончен пир, не очутиться.

Не дайте зазябнуть вашим душам! Верьте в чудеса!

  1. Помните, что чудо может совершить любой человек, если он будет внимателен к людям и милосерден.
  2. Итоговая творческая работа (домашнее задание).
  3. Напишите сочинение на одну из тем:
  1. Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова, что “… то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо”?
  2. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “… главное – не падайте никогда духом”?
  3. В какие чудеса следует верить людям?

  • Характер молодой царевны из сказки о мертвой царевне и семи богатырях
  • Характер жилина и костылина из рассказа кавказский пленник
  • Характер старика и старухи в сказке о рыбаке и рыбке
  • Хантыйская сказка идэ конспект урока 2 класс презентация
  • Характер снежной королевы из сказки снежная королева