Характеристика бала из рассказа после бала

Тест по рассказу л.н.толстого после бала. новик надежда григорьевна, учитель русского языка и литературы гбоу ао вычегодская скоши. 1.жанр произведения:

Тест по рассказу Л.Н.Толстого «После бала».

Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

1.Жанр произведения:

а) повесть

в) рассказ

2. Тема произведения:

а) повествование о любви Ивана Васильевича;

б) рассказ о полковнике;

в) показ николаевской России.

3. В основу рассказа положен случай, произошедший:

а) с Л.Н.Толстым

б) с его братом Сергеем

в) с хорошим знакомым

4. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?

а) важность судьбы героя после бала

б) особое значение сцены расправы с солдатом

в) важность утра, следующего за балом

5. Число рассказчиков в произведении:

в) несколько

6. Каков тип композиции рассказа

а) рассказ в рассказе

б) повествование от первого лица

7. Отметить место действия рассказа.

а) Петербург

б) Москва

в) провинциальный город

8. Отметить, от чьего лица ведется рассказ.

б) полковника

в) Ивана Васильевича

9. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?

а) отчуждение

б) восторг

в) возмущение

10. С помощью какой художественной детали Л. Н. Толстой дока­зывает искренность чувства полковника к дочери?

а) замшевая перчатка

б) белые усы и бакенбарды

в) «домодельные» сапоги

11. Иван Васильевич о себе говорит: «Был я очень … и … малый, да ещё и …»

Восстановите текст:

а) весёлый и бойкий, да ещё и богатый;

б) богатый и бойкий, да ещё и весёлый;

в) богатый и весёлый, да ещё и бойкий.

12. Как выглядела Варенька на балу?
Восстановите текст (запишите слова через запятую):

«Она была в … платье с … поясом и в … лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в … атласных башмачках».

13.
Какого цвета было бальное платье Вареньки?

а) белого

б) кремового

в) голубого

14.
Какой танец на балу первым танцевали рассказчик и Варенька?

а) полонез

в) мазурку

15.
В каком чине был отец Вареньки?

а) полковника

б) майора

в) генерала

16.
Чем занимался Иван Васильевич в годы описываемых им событий?

а) служил в гусарском полку

б) служил при канцелярии

в) учился в университете

17. Что танцевали Варенька и её отец:

а) кадриль;

в) мазурку.

18. Что надел отец Вареньки, перед тем как танцевать с ней:

б) замшевую перчатку;

в) военный мундир.

19. Отметить, какие чувства испытывает на балу герой рассказа.

а) любовь к Вареньке

б) любовь к Вареньке и её отцу

в) любовь ко всему миру, потому что он любит Вареньку

20. После бала у Ивана Васильевича остались какие-то вещи Вареньки.

Что за вещи?

а) перчатка и пёрышко от веера

б) платок и пёрышко от веера

в) перчатки и веер

21. Какую музыку услышал Иван Васильевич, когда вышел на поле, где был дом Вареньки?

а) весёлую, звонкую;

б) жёсткую, нехорошую;

в) грубую, резкую.

22.
Звуки, каких музыкальных инструментов, сопровождали казнь солдата?

а) барабана и бубна

б) трубы и барабана

в) флейты и барабана

23.
За что наказывали солдата?

а) за неподчинение приказу

б) за кражу

в) за побег

24.
Что описано в рассказе как
«пестрое, мокрое, красное, неестественное»?

а) лицо полковника

б) спина наказываемого солдата

в) лицо наказываемого солдата

25.
Что сделал полковник солдату, недостаточно сильно опустившему свою палку на спину наказываемого?

а) приказал избить палками

б) ударил в грудь

в) ударил по лицу

26. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, ока­зался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?

а) искренне верит в необходимость жестокой расправы

б) на балу надел «маску» добропорядочности

в) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности

27. Отметить, делает ли рассказчик выводы об увиденном на плацу.

а) нет, он не хочет рассуждать

б) да, он негодует, выступает против произвола

в) нет, он не делает выводов, но вся его дальнейшая жизнь зависит от увиденного

28. Отметить, какие чувства испытывает герой рассказа после сцены на плацу.

а) негодование

б) бессилие

29. Отметить состояние героя рассказа после событий на плацу.

а) поведение полковника несовместимо с чувством любви героя

б) случившееся убедило героя в невозможности любви

в) случившееся не понято героем, но он не может любить героиню после того, что видел

30. Отметить, чем закончилась история любви героя.

а) благополучно

б) любовь пошла на убыль

в) герой резко порвал отношения с любимой

Ответы:

1 – В 2 – В 3 – Б 4 – В 5 – Б 6 – А 7 – В 8 – В 9 — Б 10 – В 11 – А 13 – А14 – Б 15 – А 16 – В

17 – В 18 – Б 19 – В 20 – А 21 – Б 22 – В 23 – В 24 – Б 25 – В 26 – В 27 – В 28 – В 29 – В 30 — Б

Основные события рассказа начинаются ранним утром, после бала. Обратите внимание, как меняются цвета, звуки, чувства в этой части. Некоторые исследователи обращают внимание и на естественный свет раннего утра, противопоставленный искусственному освещению бала. Вместо дам в бриллиантах героя окружают ломовые с дровами на санях, покрытые рогожками извозчики, кузнец в засаленном полушубке и фартуке. В ушах Ивана Васильевича все еще звучит прелестная музыка мазурки, которая, как ему показалось сначала, продолжается и на улице, но прислушавшись, до него доносится «какая-то другая, жестокая, нехорошая музыка». Белые одежды дам на балу сменяются черными мундирами солдат, собравшихся на улице. И только отец Вареньки был все так же румян, строен и все в тех же домодельных сапогах четко вышагивал рядом с наказуемым и следил, чтобы солдаты опускали палки на спину татарина с соответствующей силой и не «мазали».

Слайд 8 из презентации «После бала»
к урокам литературы на тему «После бала»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg.
Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке литературы,
щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…».
Скачать всю презентацию «После бала.ppt» можно
в zip-архиве размером 1404 КБ.

Скачать презентацию

После бала

«Л.Н.Толстой русский писатель» — 1844 — 1847г. СОФЬЯ АНДРЕЕВНА БЕРС В 1862 году Л. Толстой женился на дочери врача. Детство. Л. Толстой « Исповедь». Декабрь 1874 года. Наконец сегодня я получил приказ отправиться к своей батарее, я фейерверкер 4-го класса. Это… не человек, а ЧЕЛОВЕЧИЩЕ, ЮПИТЕР. В 1851 году Л.Толстой уехал на Кавказ и поступил добровольцем в артиллерию.

«Кутузов и Наполеон» — Образ Наполеона. В изображении Толстого Кутузов — живое лицо. Большое место в романе “Война и мир” занимают образы Кутузова и Наполеона. Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Кому принадлежит победа в войне 1812 года? Какова роль командующих в боевых действиях? Нестеров Андрей.

«Жилин и Костылин» — И не знает, как выбраться. А Жилин хоть невелик ростом, а удал был. Чеченцы начали вынимать ружья из чехлов и разделились на две партии. Офицерская честь – Если в связке с тобой человек. И одна снеговая гора выше других шапкой стоит. Тихо, светло по горам, как вымерло все. Колесо вертится, а куколки прыгают.

«Урок Война и мир» — Образ дуба в романе. Л.Н. Толстой «Я старался писать историю народа». Роль пейзажей в описании сражения. Василий Денисов в партизанском отряде. Наполеон. Наташа Ростова. Жанр романа-эпопеи. Оборона Смоленска. Пьер у Баздеева Художник М.С. Родионов. Император Александр I. Образ «высокого неба». Итог урока.

Отличительная особенность жизни и творчества великого русского писателя и мыслителя Льва Николаевича Толстого — постоянные нравственные поиски. В чём истинное предназначение человека, как относиться к другим людям и общепринятым «истинам» — все эти вопросы в той или иной степени затронуты в его произведениях. Особенно остро и бескомпромиссно писатель говорит о них в романах, повестях и рассказах, созданных им после духовного кризиса, пережитого в конце 70-х годов XIX в. К таковым относится и рассказ «После бала».

История создания

В начале апреля 1903 г. в городе Кишинёве Бессарабской губернии Российской империи произошёл крупный еврейский погром. Л. Н. Толстой выступил с резким осуждением погромщиков и бездействовавших властей. Комитет помощи пострадавшим от погрома организовал сбор средств. В конце апреля известный еврейский писатель Шолом-Алейхем попросил Льва Толстого «дать что-нибудь» для готовящегося им с той же целью литературного сборника. В ответном письме Лев Николаевич обещал выполнить его просьбу.

9 июня Толстой решил написать рассказ о случае из жизни своего брата Сергея Николаевича, навевающем определённые ассоциации с кишинёвским погромом. Эту историю 75-летний Лев Николаевич запомнил ещё со студенческих времён, проведённых вместе с братьями в Казани.

План будущего рассказа был набросан в дневниковой записи от 18 июня 1903 г. Первый вариант рассказа под названием «Дочь и отец» был написан 5-6 августа. Затем Толстой поменял название на «А вы говорите». Окончательная редакция рассказа под названием «После бала» была закончена 20 августа 1903 г. Произведение было опубликовано уже после смерти писателя в «Посмертных художественных произведениях Л. Н. Толстого» в 1911 г.

Описание произведения

Posle bala 1

Повествование ведётся от имени главного героя — Ивана Васильевича. В привычном окружении он рассказал два случая из своей жизни в бытность студентом провинциального университета. Они должны были иллюстрировать его утверждение о том, что определяющим в судьбе человека является не среда, а случай.

Большую часть рассказа занимают переживания героя, побывавшего в последний день Масленицы на балу у губернского предводителя. Там собрались все «сливки» провинциального общества, включая Вареньку Б., в которую студент был без памяти влюблён. Она стала королевой бала, и ею любовались не только мужчины, но и женщины, которых она оттеснила на задний план. Так, по крайней мере, казалось студенту Ване. Прекрасная девушка благоволила к нему и подарила большинство танцев с ней.

Варенька была дочерью полковника Петра Владиславовича, вместе с женой также бывшего на балу. В его конце присутствующие уговорили полковника станцевать с дочерью. Пара оказалась в центре внимания. Пётр Владиславович вспомнил прежнюю удаль и станцевал по-молодому лихо. С повышенным вниманием следил за парой Ваня. Особенно тронули его душу старомодные полковничьи сапоги. В них угадывалась экономия на себе с тем, чтобы ни в чём не отказывать любимой дочери.

Posle bala 2

После танца полковник сказал, что ему завтра рано вставать, и не остался на ужин. А Иван ещё долго танцевал с Варенькой. Неземное чувство счастья и абсолютной гармонии бытия охватила главного героя. Он любил не только Вареньку, её отца, но и весь мир, в котором, как ему казалось в эти минуты, не было ничего дурного.

Наконец, бал закончился. Вернувшись домой под утро, Иван понял, что от избытка чувств не сможет заснуть. Он вышел на улицу и ноги сами понесли его к дому Вареньки, расположенному на окраине города. По мере приближения к полю, прилегающему к дому, зазвучала барабанная дробь и неприятные, визгливые звуки флейты, заглушающие танцевальные мелодии, ещё звучавшие в душе Ивана. Там пропускали через строй беглого солдата-татарина. Другие солдаты с двух сторон с размаху били несчастного по оголённой спине, а он только обессиленно бормотал: «Братцы, помилосердствуйте». Спина его давно превратилась в кровавое месиво.

Posle bala 3

А руководил экзекуцией отец Вареньки, и делал он это так же старательно, как танцевал с дочерью накануне. Когда один малорослый солдат ударил татарина недостаточно сильно, полковник с перекошенным от злобы лицом начал бить его за это по лицу. Иван был потрясен увиденным до тошноты. Его любовь к Вареньке пошла на убыль. Кровавая спина истязаемого её отцом солдата встала между ними.

Главные герои

Ivan Vasilievich

Герой рассказа Иван Васильевич наделён чувством сострадания и умением поставить себя на место другого человека. Людские несчастья не стали для него простыми жизненными декорациями, как для абсолютного большинства представителей привилегированных сословий. Совесть Ивана Васильевич не заглушена ложной жизненной целесообразностью. Эти качества в высшей степени были присущи и самому Толстому.

Petr Anisimovich

Полковник Пётр Владиславович — заботливый отец и хороший семьянин. Скорее всего, он считает себя и истинным христианином, служащим Богу, государю и отечеству. Но он, как и большинство людей во все времена, абсолютно глух к главному в христианстве — великому нравственному закону Христа. Согласно этому закону, к людям надо относиться так, как хотелось, чтобы они относились к тебе. Невзирая на сословные и имущественные перегородки.

Varenka

Трудно составить психологический портрет красавицы Вареньки. Скорее всего, вряд ли её внешняя привлекательность сочеталась с такой же душой. Ведь воспитывалась она отцом, который на поверку оказался настоящим изувером на государственной службе.

Анализ рассказа

Posle bala 4

Композиционная доминанта рассказа — противопоставление двух его частей, описывающих события на балу и после него. Сначала сверкающий светлыми красками бал — праздник молодости, любви и красоты. Он проходит в последний день Масленицы — Прощёное воскресенье, когда верующие должны прощать друг другу взаимные прегрешения. Затем — тёмные краски, бьющая по нервам «нехорошая музыка», и жестокая расправа над несчастными солдатами, среди которых главная жертва — инаковерующий (как и кишинёвские евреи).

В рассказе можно выделить несколько главных мыслей. Прежде всего, это абсолютное неприятие любого насилия, включая оправдываемое государственной необходимостью. Во-вторых, противное воле Бога деление людей на достойных уважения и уподобляемых скоту.

Менее очевидны другие мотивы. В истязании инаковерующего в Прощёное воскресенье Толстой иносказательно продолжает упрекать оправдывающую государственное насилие официальную церковь, от которой был отлучён за два года до этого.

Образ влюблённого и беспечного Ивана Васильевича напоминает Толстому и собственную молодость, к которой писатель относился критически. Как ни странно, но у молодого Толстого были общие черты и с полковником. В другом своём произведении («Юность»), писатель пишет о собственном подразделении людей на достойных и презираемых.

Литература. 8 класс.

Л.Н.Толстой «После бала» —

1. Отметить верное высказывание.

А. Сюжет – это рассказ о жизни героя

Б. Сюжет – это действия и события из жизни героев

В. Сюжет – это действия и события в жизни персонажей, протекающие в пространстве и времени

2. Отметить место действия рассказа.

А. Петербург

Б. Москва

В. Губернский город

Г. Уездный город

3. Отметить, от чьего лица ведется рассказ.

Б. Полковник

В. Ивана Васильевича

Г. Инженера Анисимова

4. Отметить, какие чувства испытывает на балу герой рассказа.

А. Любовь к Вареньке

Б. Любовь к Вареньке и её отцу

В. Любовь ко всему миру, потому что он любит Вареньку

5. Отметить, чем закончилась история любви героя.

А. Благополучно

Б. Любовь пошла на убыль

В. Герой резко порвал отношения с любимой

6. Отметить тему разговора среди собравшихся слушателей.

А. Человек не может сам понять, что всё дело в среде

Б. Для личного совершенствования необходимо прежде всего изменить условия, в которых живут люди

В. Бывают такие события, которые круто меняют всю жизнь человека

7. Отметить, каков тип композиции рассказа.

А. Рассказ в рассказе

Б. Повествование от первого лица

8. Отметить верное соотношение эпизодов по объёму.

А. Описание бала и описание экзекуции занимают одинаковое место

Б. Описание бала занимает больше страниц, чем описание экзекуции

А. Чтобы придать повествованию достоверность

Б. Потому что рассказ от первого лица даёт возможность передать чувства и мысли персонажей

В. Оба варианта правильные

10. Отметить, делает ли рассказчик выводы об увиденном на плацу.

А. Нет, он не хочет рассуждать

Б. Да, он негодует, выступает против произвола

В. Нет, он не делает выводов, но вся его дальнейшая жизнь зависит от увиденного

11. Отметить наиболее точное определение понятия «антитеза».

А. Антитеза – это сопоставление разных понятий

Б. Противопоставление понятий

В. Стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления

12. Отметить правильное утверждение.

А. В рассказе Л.Н.Толстой протестует против николаевской действительности

Б. В рассказе Л.Н. Толстой заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее

В. В рассказе Л.Н.Толстой призывает бороться с произволом

13. Отметить время действия в рассказе.

А. Царствование Александра I

Б. Царствование Николая I

В. Царствование Александра II

А. Из уст присутствующих на балу

15. Отметить, какие чувства испытывает герой рассказа после сцены на плацу.

А. Негодование

Б. Бессилие

В. Тоску

16. Отметить состояние героя рассказа после событий на плацу.

А. Поведение полковника несовместимо с чувством любви героя

Б. Случившееся убедило героя в невозможности любви

В. Случившееся не понято героем, но он не может любить героиню после того, что видел

17. Отметить верный вариант.

А. Ключевым эпизодом в рассказе является сцена бала

Б. Ключевым эпизодом в рассказе является описание экзекуции

18. Отметить, как проявляется образ автора в рассказе.

Ответы:

1 – В

2 – В

3 – В

4 – В

5 – Б

6 – Б

7 – А

8 – Б

9 — В

10 — В

11 – В

12 – Б

13 – Б

14 – Б

15 – В

16 – В

17 – Б

18 — В

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по литературе 9 класс. Зачет по «Слову о полку Игореве» и литературе 18 века.

Цель тестирования: проверка знаний по изученным произведениям древнерусской литературы и литературы 18 века….

Контрольные вопросы по литературе (универсальные для всех классов).Тест по литературе по программе В. Я. Коровиной (в системе «Знак») для 7 класса

Итоговая контрольная работа по литературе(универсальная подходит для всех классов)1. Какое из прочитанных в этом году произведений мне запомнилось больше всего?а) …

Тест по литературе для неслышащих учащихся 8 класса. Тест по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Данный материал разработан для неслышащих учащихся 8 -го класса. Задания оформлены в виде теста по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». В тесте ведётся работа по отработке сравнительной хар…

Учитель русского языка и литературы – Панькова З.В.

МБОУ «Посельская СОШ»

Бичурский район, Республика Бурятия

Тест: Л.Н.Толстой «После бала» — 8 класс

1. Отметить верное высказывание.

А. Сюжет – это рассказ о жизни героя

Б. Сюжет – это действия и события из жизни героев

В. Сюжет – это действия и события в жизни персонажей, протекающие в пространстве и времени

2. Отметить место действия рассказа.

А. Петербург

Б. Москва

В. Губернский город

Г. Уездный город

3. Отметить, от чьего лица ведется рассказ.

Б. Полковник

В. Ивана Васильевича

Г. Инженера Анисимова

4. Отметить, какие чувства испытывает на балу герой рассказа.

А. Любовь к Вареньке

Б. Любовь к Вареньке и её отцу

В. Любовь ко всему миру, потому что он любит Вареньку

5. Отметить, чем закончилась история любви героя.

А. Благополучно

Б. Любовь пошла на убыль

В. Герой резко порвал отношения с любимой

6. Отметить тему разговора среди собравшихся слушателей.

А. Человек не может сам понять, что всё дело в среде

Б. Для личного совершенствования необходимо прежде всего изменить условия, в которых живут люди

В. Бывают такие события, которые круто меняют всю жизнь человека

7. Отметить, каков тип композиции рассказа.

А. Рассказ в рассказе

Б. Повествование от первого лица

8. Отметить верное соотношение эпизодов по объёму.

А. Описание бала и описание экзекуции занимают одинаковое место

Б. Описание бала занимает больше страниц, чем описание экзекуции

9. Отметить, для чего необходим автору образ рассказчика.

А. Чтобы придать повествованию достоверность

Б. Потому что рассказ от первого лица даёт возможность передать чувства и мысли персонажей

В. Оба варианта правильные

10. Отметить, делает ли рассказчик выводы об увиденном на плацу.

А. Нет, он не хочет рассуждать

Б. Да, он негодует, выступает против произвола

В. Нет, он не делает выводов, но вся его дальнейшая жизнь зависит от увиденного

11. Отметить наиболее точное определение понятия «антитеза».

А. Антитеза – это сопоставление разных понятий

Б. Противопоставление понятий

В. Стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления

12. Отметить правильное утверждение.

А. В рассказе Л.Н.Толстой протестует против николаевской действительности

Б. В рассказе Л.Н. Толстой заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее

В. В рассказе Л.Н.Толстой призывает бороться с произволом

13. Отметить время действия в рассказе.

А. Царствование Александра I

Б. Царствование Николая I

В. Царствование Александра II

А. Из уст присутствующих на балу

15. Отметить, какие чувства испытывает герой рассказа после сцены на плацу.

А. Негодование

Б. Бессилие

В. Тоску

16. Отметить состояние героя рассказа после событий на плацу.

А. Поведение полковника несовместимо с чувством любви героя

Б. Случившееся убедило героя в невозможности любви

В. Случившееся не понято героем, но он не может любить героиню после того, что видел

17. Отметить верный вариант.

А. Ключевым эпизодом в рассказе является сцена бала

Б. Ключевым эпизодом в рассказе является описание экзекуции

18. Отметить, как проявляется образ автора в рассказе.

Ответы:

1 – В

2 – В

3 – В

4 – В

5 – Б

6 – Б

7 – А

8 – Б

9 — В

10 — В

11 – В

12 – Б

13 – Б

14 – Б

15 – В

16 – В

17 – Б

18 — В


1651539 1

2015 год

Цели урока: отметить художественные особенности рассказа; подчеркнуть особую роль образа повествователя-рассказчика Ивана Васильевича, «монолог души» которого составляет самый чувствительный нравственно-психологический нерв, художественный смысл рассказа.

Оборудование:

  • Н. Ге «Портрет Л. Толстого», музыкальный фрагмент Ф. Шопена «Мазурка ХХ», текст рассказа «После бала», компьютерная презентация

  • Ход урока:

  • 1.Создание ситуации успеха. Мотивация (Слайд №3)

  • — Добрый день, ребята и гости. Я рада приветствовать вас на уроке. (Слайд № 4)

Сегодня на уроке мы проанализируем рассказ Л.Н. Толстого «После бала» и особое внимание уделим мастерству писателя, ставшего по праву первой фигурой в русской литературе.

Перед вами портрет Л.Н. Толстого, выполненный в 1884 году художником Николаем Ге

«Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни… Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям… Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создаёт ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника»

На рубеже двух эпох Л.Н. Толстой создал ряд произведений, среди которых был рассказ «После бала», он был написан в 1903 году, а опубликован уже после смерти писателя в 1911году.

Сюжетной основой рассказа стало действительное событие, произошедшее с братом писателя Сергеем Николаевичем Толстым.

Варвара Андреевна Корейш… Была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Л.Н. знал и ее, и ее отца. Чувство Сергея Николаевича (брата Толстого) к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на балу мазурку, на другое утро увидел, как её отец ее распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата. Случай этот тогда же стал известен Льву Николаевичу, который через пятьдесят с лишним лет (в 1903 году) воспользовался им для своего рассказа «После бала».

Рассказ «После бала» был написан в конце жизни писателя. В нём воплотилось всё мастерство Толстого-художника. Давайте рассмотрим художественное своеобразие этого произведения.

Композиция –

 Что необычного вы заметили в построении рассказа? От чьего лица ведётся повествование? 
(Повествование ведётся от лица рассказчика. Рассказ в рассказе. Он состоит из двух частей: описание бала и то, что произошло после бала.)
— Как вы считаете, чем являлся бал для дворянина XIX века?
Звучит вальс. 
На фоне мелодии учитель музыки:
— В то время танцы были важным структурным элементом дворянского быта.

— На сколько частей можно разделить рассказ? Каких?

— Какие две сцены противопоставлены?

В рассказе «После бала» Л.Н. Толстой мспользует приём «рассказ в рассказе» с плмлщию этого

Бал начинался польским (полонезом). Звучание этого танца вы услышали сегодня в начале урока. Каков характер музыки полонеза?
Ответы детейторжественный, спокойный, неторопливый, величавый танец-шествие.
— Обратимся к тексту рассказа.
Читается описание бала.
— Какой танец описан автором более подробно?
— Мазурка, Варенька танцует мазурку с отцом и т. д., мазурка звучит в ушах рассказчика и после бала. 
Учитель музыки:
— Мазурка в те времена составляла центр бала и знаменовала его кульминацию. Мазурка – народный танец, но в XIX веке вошла в бальные залы многих европейских стран. Удаль, блеск и грация отличают мазурку.

Вступление как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Повествование начинается сразу, даже внезапно, без развернутого предисловия. И завершается оно тоже без всяких выводов. Начало перекликается с  концовкой. Перед нами как бы отрывок жизни: вот случай, происшедший давно, но отвечающий на вопросы современной действительности, говорит нам писатель.
Таким образом, в реплике  героя как будто определена тема: «А я думаю, что  все дело в случае». Такой «случай» и составляет сюжет. 

— Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения? 
— А зачем писателю понадобилась первая часть?
— Как называется такой прием? 
(Антитеза – противопоставление. В рассказе контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты – сцена бала и экзекуция). Экзекуция — порядок приведения в исполнение телесн. наказания или смертн. казни.

— Какие образы, ситуации противопоставляются писателем? 
 (Бал у губернского предводителя = экзекуция, зала у предводителя = описание улицы, хозяева бала = солдаты, Варенька = наказываемый). 
Весь рассказ построен на  контрастах — описание событий бала и после, психологическое состояние героев. 
                                                   
ОБСТАНОВКА
НА БАЛУ    ПОСЛЕ БАЛА
Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые, весёлый мотив музыки звучит беспрерывно.    В весеннем мокром тумане что-то черное пестрое, мокрое; солдаты в черных мундирах, слышна неприятная визгливая мелодия.

-Для чего здесь используется этот прием? 
— Что помог передать контраст? 
III. Беседа о главных героях. Кто главный герой произведения? Почему? Аргументируйте свою точку зрения. 
– Каким вы его себе представляете? Попробуйте нарисовать его словесный портрет.
(Ответы учащихся).
– Как же Иван Васильевич чувствует себя на балу?

– Какие эпитеты выбраны для характеристики бала? 
(Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты знаменитые, буфет великолепный, хозяин добродушный). 
– Почему герою все на балу видится в таких радужных 

красках

?
(Он счастлив, влюблен). 
– Какую цветовую гамму использует Л.Н. Толстой для изображения этой сцены? Какой

цвет

 доминирует? Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать?
(Добро, свет, чистота, мечта, идеал).
– А теперь давайте сразу же посмотрим, какие цвета задействованы во втором эпизоде. 
– Герой еще не видит всей картины, но что чувствует читатель, когда слышит эти слова? 
– Черные люди – что это за люди? Почему выбрана такая форма не люди в черном? Мы увидим, чем заняты военные?
– Что они ему несут?
– Какие еще

 

цвета присутствуют в эпизоде? 
– Снова появляется белый цвет, но теперь он олицетворяет совсем иные чувства (оскалбелых зубов). Что спрятано за этими словами? 
– На фоне черных людей этот белый оскал выглядит особенно ужасным. Контраст помог писателю создать эмоциональную атмосферу эпизода и показать перелом в душе героя. 
— За что полковник Б. бил солдата по лицу? 
– Эту деталь одежды мы уже видели? При каких обстоятельствах?
Толстой использует прием зеркального отражения: полковник Б. отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка, теперь снова «надо все по закону». По какому «закону» живет полковник? По какому «закону» он отхлестал солдата по лицу?
Какую сторону военной жизни увидел Иван Васильевич? Какая черта проявилась в поведении полковника?
– Почему же, увидев это, герой передумал быть военным?
(Он должен был бы принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд). 
– Но что-то еще открылось герою в это утро. Он, видимо, нашел свое место в жизни. Один из его собеседников говорит: «Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». Иван Васильевич отказался жить по «военным законам» с их жестокостью, он начинает понимать фальшь законов высшего света, к которому полковник Б. принадлежит. Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон, по которому испокон веков пытались жить люди. Какой это закон? 
(Божеский).
– В какой день разворачиваются все события? 
(Прощеное воскресенье – Чистый понедельник).
– Что за праздник Прощеное воскресенье? 
(Надо всех простить, надо покаяться).
– Почему понедельник называют Чистым? 
(Человек очистился и начался пост – воздержание, молитвы, покаяние).
– Какая фраза на протяжении всего Чистого понедельника в памяти героя будет звучать?
(«Братцы, помилосердуйте»).
– Но братцы не милосердовали. И только два человека услышали эти мольбы. Кто они? 
– Как вы думаете, к чему призывает, подталкивает нас и героя автор? Какая простая, но важная истина открывается герою в этот святой день? Как надо учиться жить?
– Но мог ли полковник при этом поступить иначе?
–Какие основные мотивы присутствуют в рассказе? 
(Мотивы неприятия социальной справедливости, мотивы прощения, милосердия, совести)

Писатель виртуозно владеет изобразительно-выразительными средствами языка при создании образов героев. Автор подчёркивает контраст: в композиции рассказа, в системе образов, в языковых средствах, в описаниях.
IV. Подведение итогов урока. 
 Какова идея рассказа «После бала»? (человек не может и не дол¬жен быть равнодушен к жизни близких и дальних своих, больше того, он должен чувствовать свою личную ответственность за всё, что соверша¬ется в мире)
Что вас сегодня больше всего заинтересовало на уроке?
Актуальна ли тема в наши дни?
Каков смысл сегодняшнего занятия для вас?
Значение рассказа  «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами и даже против телесных наказаний крестьян: Толстой ставил, как мы видим, широкие гуманистические проблемы. 

5.4. Обобщение.

-Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее? Подтвердите это текстом. ( Он был настолько ошеломлен увиденным, что не мог отдать себе отчета в том, что произошло)

— Прав ли Иван Васильевич, посчитавший Варю причастной к злу, совершенному её отцом?

— Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после этого случая?

(Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь внутреннего противостояния общественному злу.)

5.5. Тест.

6. Итог урока.

А сейчас, заканчивая урок, давайте подведем итог: какую проблему мы попробовали на уроке решить?

(Это утро Чистого понедельника изменило всю жизнь героя. Он разочаровался в военной службе, так как увидел всю ее жестокость, увидел фальшь светской жизни и понял, что жить надо по Христианским законам. Этот смысл Толстой передает с помощью различных художественных средств.)

Значение рассказа огромно. Толстой, как мы видим, ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие волочат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство?

Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы –

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею –

Каждый выбирает для себя.

Все мастерство писателя направлено на воспитание гуманиста, человека неравнодушного к окружающим.

6. Задание на дом.

Письменно объяснить название рассказа.

Л.Н.Толстой «После бала» Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – прогнания сквозь строй. Но рассказ После бала выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность.

slide 2

История создания рассказа. Рассказ основан на реальных фактах, произошедших в юности с братом Л.Н.Толстого Сергеем. «Варвара Андреевна Корейш… была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Лев Николаевич знал и ее, и отца. Чувство Сергея Николаевича (брата Л.Н.Толстого) к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней мазурку, на другое утро увидел, как ее отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата. Случай этот, без сомнения, тогда же стал известен Л.Н.Толстому, который через пятьдесят с лишним лет воспользовался им для своего рассказа «После бала»

slide 3

1. Как вы думаете, почему этот случай так повлиял на чувства брата Л.Н.Толстого? 2. Почему, на ваш взгляд, писатель обратился к этому эпизоду из жизни брата спустя пятьдесят с лишним лет? 1. Возможно, он впервые столкнулся с настоящей жестокостью в жизни. 2. На закате жизни происходит осмысление всего того, что произошло. Прожив долгую жизнь, Толстой увидел, что казалось бы единичный случай, произошедший с братом в молодости, очень показателен: люди, совершая насилие, не задумываются о последствиях. И поэтому писатель, увидев много насилия в жизни, вновь обращается к этой теме в поздний период творчества.

slide 4

Особенности жанра. Жанр – разновидность, тип повествования. Жанры бывают: -эпическими (роман, повесть, рассказ, сказка и др.); — лирическими (стихотворения, элегия, сонет, послание и др.); — лиро-эпическими (поэма, баллада); — драматическими (комедия, трагедия, драма, водевиль и др.)

slide 5


slide 6


slide 7

Признаки, по которым сопоставляются сцены из рассказа Слова и выражения, употребляемые в сцене описания бала Слова и выражения, употребляемые в сцене описания наказания солдата Слова, обозначающие цвет Слова, обозначающие звуки музыки Слова, обозначающие чувства Слова, обозначающие действия, движения

slide 8

Какой принцип использует Л.Н.Толстой для построения своего рассказа? Рассказ Л.Н.Толстого «После бала» строится по принципу контраста (антитезы, противопоставления): сцена бала, музыка, чувства, испытываемые героем на балу, контрастируют с тем, что услышал, увидел Иван Васильевич после бала.

slide 9


slide 10

Анализ литературного героя. Литературный герой – художественный образ, персонаж, созданный воображением писателя. 1. Назовите героев рассказа Л.Н.Толстого «После бала» 2. Образ полковника: -описание внешности, портрет; -характер; -поступки, поведение героя на балу и в сцене избиения солдата; 3. В чем особенность характера полковника?

slide 11


slide 12


slide 13

1. О чем случай с солдатом заставил задуматься Ивана Васильевича? О чем он «старался узнать»? 2. Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после случая с татарином? 1. Герою важно знать, каковы моральные принципы общества, критерии оценки добра и зла, на чем держится армия, офицером которой он мечтал быть. Общественная мораль, основанная на жестокости и насилии, противоречат нравственным представлениям Ивана Васильевича. 2. Он отказался от карьеры. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь нравственного самоусовершенствования, внутреннего противостояния общественному злу.

slide 14

По Толстому, «нравственность не может быть ни на чем ином основана, кроме как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими существами и со всем. Ели человек не духовное, а телесное существо, он неизбежно живет только для себя, а жизнь для себя и нравственность несовместимы».

slide 15

Список используемых источников %E9 Т.Ф.Курдюмова. Литература 8 класс /учебник-хрестоматия/. Москва «Дрофа», 2000 Б.И.Турьянская. Литература 8 класс. Урок за уроком. Москва «Русское слово», 2001 Н.А.Миронова. Тематическое и поурочное планирование 8 класс. Москва «Просвещение», 2003

slide 16

Разделы:


Литература

Цели и задачи урока:


  • рассмотреть сюжет и композицию рассказа;
  • дать представление о контрасте как
    художественном приёме, на котором строится
    рассказ;
  • определить социально-нравственные проблемы
    рассказа.

1. Замысел произведения:

А) подсказан писателю кем-то; Б) придуман
Толстым; В) реальное событие, произошедшее с
родственником Толстого.

2. Жанр произведения:

А) очерк; Б) повесть; В) рассказ.

3. Из скольких сюжетных элементов состоит
композиция произведения:

А) два;

В) четыре.

4. Каков тип композиции рассказа:

А) Повествование от 3 лица; Б) Рассказ в рассказе;
В) Последовательное авторское изложение
материала.

5. Как можно охарактеризовать смысл заглавия
рассказа?

А) важность судьбы героя после бала;

Б) важность утра, следующего за балом;

В) особое значение сцены расправы с солдатом.

6. Тема произведения:

А) рассказ о полковнике;

Б) показ николаевской эпохи;

В) повествование о любви Ивана Васильевича.

7. Произведение заставляет задуматься о:

А) личной ответственности человека за жизнь
общества;

Б) судьбе полковника;

В) любви Ивана Васильевича.

Слайд 15: После бала.

Новый материал:

Слово учителя:

Каждый писатель, обдумывая композицию
произведения и избирая определенный способ
повествования, стремится к тому, чтобы наиболее
полно воплотить в произведении свои мысли,
чувства, переживания, передать свое видение
жизни, воссоздать правду жизни, правду
характеров, и воссоздать так, чтобы заставить
задуматься читателя. Поэтому каждый писатель
по-разному строит произведения, по-разному
располагает картины, сцены и эпизоды, по-разному
организует сюжет.

Перекличку скольких эпох охватывает
произведение?

(трех: 40-е 19 века, 1900-е годы и наше время)

Какие события изображены в рассказе?

Бал у губернаторского предводителя

Сцена наказания солдата.

Бал и наказание — в каком соотношении
находятся эти слова? (Резкая противоположность.)
И такая резкая противоположность называется контрастом

.
(Словарная работа, определение записывается в
тетрадь.)

Этот композиционный приём использует Толстой в
рассказе. Cлайд 20

В каких ещё произведениях мы встречали прием
контраста?

(«Капитанская дочка», «Тарас Бульба»)

Давайте перенесемся в 19 век.

Звучит мазурка (Излюбленный польский танец.
Веселый, задорный, как бы символизирующий
военную удаль. Танцевали её на балах. В 19 веке
мазурка стала одним из самых популярных бальных
танцев.

Выступление 1 ученицы:

Бал — настоящая находка
Для юных франтов и для дам,
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет отец её на бал.
Ф. Кони

Балы в России стали проводиться по указу Петра 1
с 1718 года.

Они назывались ассамблеями и давались по
очереди всеми придворными. На ассамблеях вели
деловые беседы, курили трубки, пили вино, играли в
шахматы и шашки. Балы в 19 веке были излюбленным
развлечением публики — как великосветской, так и
мещанской.

Теперь рассмотрим сцену балла, изображенную
Толстым. Cлайд 22

Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее
героя рассказа воспринимается «с восторженным
умилением»?

Герой влюблен, он очарован праздничной
атмосферой званого ужина, близостью любимой
девушки, ощущением счастья, молодости и красоты.

Выступление 2 ученика:

Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы
19века, время царствования Николая I. Ещё прочным
было тогда дворянско-крепостническое
государство. В войсках свирепствовала палочная
дисциплина, и солдат за любую провинность секли
плетьми или прогоняли «сквозь строй», когда
под барабанную дробь наказуемого тащили между
рядов солдат и каждый обязан был ударить
шпицрутинами по голому телу. Человека нередко
забивали насмерть.

Из публицистических сочинений Л.Толстого мы
узнаем, что:

«Солдат- бранное слово в устах нашего народа,
солдат — существо, движимое одними телесными
страданиями.

Солдат — существо грубое, грубеющее ещё
более в сфере лишений, трудов и отсутствия
оснований образования, знания образа правления,
причин войны и всех чувств человека.

Наказание солдата за малейший проступок есть
мучительная смерть, высшая награда — отличие,
дающее ему право, присущее человеку, — быть не
битым по произволу каждого.

Вот кто защитник нашего Отечества.»

Поэтому можно сделать вывод, что сцена
наказания, изображенная Толстым, была привычным
явлением для николаевской России.

Cлайд 24, Cлайд 25

Понаблюдаем над языковыми средствами. Cлайд
26, Cлайд 27

Работа по группам в парах (листочки)

Цель: выбрать из сцен бала и наказания языковые
средства, с помощью которых писатель
противопоставляет эти картины.

Вывод: мы наглядно увидели, что все
произведение построено на контрасте. Это, к
сожалению, дает нам право сделать вывод о
социальной несправедливости, жестокости
николаевской России.

Запись в тетрадь вывода.

Контрастное изображение героев, их
психологическое состояние, обстановки, в которой
они действуют, позволяет писателю выявить
существо их характеров и то же время обнажить
социальные противоречия в царской России.

Чтобы понять душевные муки рассказчика, надо
сравнить одну из первых редакций и последнюю
редакцию концовки рассказа. Сравните и ответьте
на вопрос: Почему Толстой изменил историю жизни
Ивана Васильевича?
Cлайд 30

Теперь, я думаю, самое время определить идею
произведения.

Слайд 31, Cлайд 32, Cлайд 33, Cлайд 34, Cлайд 35

Толстой в рассказе не только показывает злые и
добрые начала в человеке, не только осуждает
жестокость, но и разоблачает социальную
несправедливость, искажающую натуру человека,
имеющего ложные, искаженные понятия о долге,
чести, достоинстве, а также срывает маску покровы
с действительности николаевской России.
Беззаботная, сытая, праздничная жизнь одних,
бесправие, угнетение, попрание человеческого
достоинства других — вот истинное «лицо»
русской действительности.

Писатель заставляет нас, читателей, задуматься
над проблемой ответственности человека за все,
что происходит.

Домашнее задание: Написать
сочинение-рассуждение на тему:

«Что такое честь, долг, совесть в моем
понимании».

Тезисный план:

  1. Определения понятий (словарь)
  2. Связь этих понятий.
  3. Примеры из литературы.
  4. Примеры из собственной жизни (жизни
    родственников).
  5. Не устарели ли эти понятия.

Л.Н. Толстой. Биография.

Рассказ «После бала».

(8 класс)

учитель русского языка и литературы

ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ ».

img1

Цели урока:

  • расширить представление учащихся о жизни и творчестве Л.Н.Толстова;
  • рассмотреть сюжет и композицию произведения;
  • дать представление о контрасте как художественном приёме, на котором строится произведение;
  • определить социально-нравственные проблемы данного произведения.

img2

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Добрый день!

img3

Лев Николаевич Толстой

в юности,

зрелости,

старости

img4

Родился Лев Николаевич Толстой (28 августа) 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна Тульской губернии, в дворянской семье

Ясная Поляна.

Здесь прошло все детство Толстого, его трех братьев и младшей сестры, здесь писатель прожил большую часть своей жизни.

img5

Княжна Мария Николаевна Волконская(1790-1830).Мать Л.Толстого.

  • Матери своей я совершенно не помню. Мне было полтора года, когда она скончалась… всё, что я знаю о ней, всё прекрасно…
  • Л.Толстой «Воспоминания»

img6

Граф Николай Ильич Толстой(1795-1837).Отец Л. Толстого.

  • Первое место…занимает, хотя и не по влиянию на меня, но по моему чувству к нему,… мой отец.

Л.Толстой «Воспоминания»

img7

Когда Лёвушке было 2 года, умерла мать. Самым близким человеком стала дальняя родственница бабушки Пелагеи Николаевны, Татьяна Александровна Ергольская.

img8

Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести «Детство».

img9

Отрочество и юность

  • Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань.
  • Два с половиной года он готовился к поступлению в университет.

img10

УЧЁБА

В1844 году Л.Толстой поступает в Казанский Университет. Год он посещает занятия на философском факультете (отделение арабско-турецкой словесности) и два года на юридическом.

В 1847 году Л.Н.Толстой оставил Университет.

img11

Кавказ

  • В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Лев Николаевич Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу).

img12
img13

Стела в память участника обороны Севастополя 1854-1855 гг. Л. Н. Толстого

у четвёртого бастиона

Л. Н. Толстой

Впечатления писателя от Кавказской войны отразились в рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), «Разжалованный» (1856), в повести «Казаки» (1852-1863).

На Кавказе была завершена повесть «Детство» и в 1852 г. напечатана в журнале «Современник».

img14

Литературная деятельность первой половины 1850-х гг.

1852 год – повесть «Детство», напечатана в «Современнике», позднее в нём опубликованы «Отрочество» (1854) и

«Юность»(1856).

В 1855 году Л.Толстой закончил работу над «Севастопольскими рассказами»

img15

Педагогическая деятельность

Ещё в 1849 году Л.Н.Толстой начал занятия с крестьянскими детьми.

В 1859 году открыл в Ясной Поляне школу.

В 1872 году Л.Толстой написал «Азбуку», которая при жизни писателя издавалась 28 раз.

img16

Л.Н. Толстой открыл
26 народных школ,
где обучалось 9 000 ребят.

img17

Он издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» в 1862 году и писал поучительные сказки и рассказы для детей.

Л. Н. Толстой с детьми крестьян Ясной Поляны.

Фотография 1908 года

img18

СОФЬЯ АНДРЕЕВНА БЕРС

В 1862 году

Л. Толстой женился на дочери врача.

img19

«С семьей граф Л. Н. Толстой не любил расставаться ни на один день, всегда сетовал на неотложные поездки и торопился как можно скорее вернуться домой».

За 17 лет супружества у них родилось 13 детей.

Л. Н. Толстой с женой и детьми. 1887 год

img20

Поздней осенью 1910 г. 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность следила вся Россия.

В ожидании известий о состоянии здоровья писателя

Общий вид станции Астапово.

img21

Счастье всего человечества

не стоит слезы одного

обиженного ребёнка.

Л.Н.Толстой

img22
img23
img24

Севастопольские

рассказы

img25
img26

Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рассказом

Л.Н.Толстого «После бала».

img27

История создания рассказа

Л. Н. Толстой написал рассказ «После бала» в 1903 году, когда ему было далеко за 70 лет.

Рассказ впервые был напечатан в посмертном собрании сочинений Толстого.

В рассказе описаны 40-ые годы XIX -го века.

Об этом времени писатель вспоминал в статье «Николай Палкин», написанной ещё в 1886 году (статья была запрещена в России).

В основу рассказа легла история, произошедшая с братом писателя — Сергеем Николаевичем.

img28

История создания рассказа

Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя — Сергеем Николаевичем.

img29

Рассказ

– это эпический жанр.

Основу рассказа обычно

составляет одно событие или

происшествие, хотя могут быть и более

объемные темы, охватывающие длительные

отрезки времени, даже всю жизнь героя.

Как правило, одна сюжетная линия.

img30

В рассказе выделяются

следующие основные части:

после бала

заключение

набалу

img31

Композиция произведения

В произведении выделяются 4 части:

1) Диалог Ивана Васильевича и компании молодых людей.

2) Сцена бала.

3) Сцена экзекуции.

4) Заканчивается рассказ репликой Ивана Васильевича.

Одной из композиционных особенностей рассказа «После бала» является наличие двух рассказчиков.

img32

В рассказе выделяются

следующие основные части:

после бала

заключение

вступление

на балу

Рассказ, таким образом, заключён в «раму».

Этот композиционный приём называется

«рассказ в рассказе»,

потому что произведение написано писателем так, что обо всех событиях мы узнаём от рассказчика

img33

  • Какие события описаны в рассказе?

бал у губернаторского предводителя

Сцена наказания

img34
img35
img36

Анализ первой части.
«Бал».

Выписать из двух частей

текста ключевые выражения,

обозначающие цвета (1гр.),

звуки (2 гр.),

описание полковника (3 гр),

психологическое состояние героя

(4 гр.).

Отметить, какие языковые

средства использованы.

img37

Анализ первой части «Бал».

  • Варенька в
    белом

    платье, в
    белы

    х перчатках, в
    белых

    башмачках. Белый цвет- олицетворение чистоты, света, радости. Использованы яркие средства выразительности- эпитеты: бал
    чудесный

    , зала
    прекрасная

    ,
    буфет великолепный и

    т.д.
  • Звучала
    изящная

    мазурка,
    задорная

    полька,
    веселый

    кадриль,
    нежный, плавный

    вальс.
  • Отец Вареньки —
    красивый, статный, высокий, свежий,

    с радостной улыбкой

    ; гостей восхищают обаятельность и учтивость полковника. выразительные глаголы: умиляли сапоги, выделывал красивые и быстрые па.
  • Иван Васильевич «обнимал в то время весь мир своей любовью», « был счастлив, блажен, был добр. « Я был не я, какое-то неземное существо, не знающее зла и способное только на добро. Я любил и хозяйку…и ее мужа, и даже инженера Анисимова.»

img38

Анализ второй части.
«Наказание солдата».

img39

«Наказание солдата».

  • Краски резко меняются:пейзаж весеннего утра не радует, сначала в конце поля видно что-то
    большое, черное

    , потом солдаты в
    черных

    мундирах, спина солдата описывается как «что-то пестрое, мокрое,
    красное

    , неестественное». Выразительны глаголы, причастия, деепричастия: « оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат», «сморщенное от страдания лицо», толкали, тянули, всхлипывал, дергаясь всем телом, опрокидываясь назад и т.п.
  • Мелодия неприятная, визгливая, «какая-то другая, жесткая, нехорошая».
  • Полковник шел твердой, подрагивающей походкой, «..сильной рукой бьет по лицу слабого солдата». Средства выразительности-антонимы: спотыкающийся, корчившийся от боли солдат и высокая, статная фигура полковника.
  • Состояние И.В. передается словами «И мне казалось, что меня вот-вот вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища»

img40


На балу:

бал чудесный
, зала прекрасная,
буфет великолепный

Кадрили, вальсы, польки

хозяева бала

добродушный
старичок, богач -хлебосол
,

Варенька

жена его добродушная

в белом
платье, в белых
перчатках, в белых
башмачках, у неё сияющее разрумянившееся
лицо и ласковые милые
глаза

полковник

, с белыми
усами , белыми
бакенбардами, с блестящими
глазами

Иван Васильевич

img41

Экзекуция

— наказание, распространённое в первой половине XIX века в армии во время царствования Николая І. Провинившегося солдата прогоняли сквозь строй, избивая палками или прутьями.

Словарная работа:

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

img42

Экзекуция

(телесное наказание)

:

Что-то
музыка

Много чёрных
людей, в чёрных
мундирах,

наказываемый

Оголённый
по пояс, спина его- что-то

полковник

Высокий
военный, шёл твёрдой
подрагивающей
походкой

Иван Васильевич

Было стыдно
, опустил глаза
, на сердце была почти

img43

Наблюдения над героями

герой

на балу

Иван Васильевич

после бала

Доволен, счастлив, блажен, добр.

Полковник

Красивый, статный, высокий, свежий

, с
белыми

усами
, белыми

бакенбардами,
с блестящими

глазами

Было
стыдно

,
опустил глаза

, на сердце была почти
физическая, доходившая до тошноты, тоска.

Высокий

военный, шёл
твёрдой

подрагивающей

походкой.

Контраст и в системе образов.

img44

бал чудесный
, зала прекрасная,
буфет великолепный

Кадрили, вальсы, польки

экзекуция

звуки

добродушный
старичок, богач -хлебосол
,

Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая
музыка

жена его добродушная

хозяева бала

в белом
платье, в белых
перчатках, в белых
башмачках, у неё сияющее разрумянившееся
лицо и ласковые милые
глаза

Неприятная, визгливая мелодия

Варенька-

Красивый, статный, высокий, свежий
, с белыми
усами , белыми
бакенбардами, с блестящими
глазами

Много чёрных
людей, в чёрных
мундирах,

наказуемый

Оголённый
по пояс, спина его- что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное

полковник

Доволен, счастлив, блажен, добр,

Иван Васильевич

Высокий
военный, шёл твёрдой
подрагивающей
походкой

Было стыдно
, опустил глаза
, на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска

img45

Наблюдение над языковыми средствами

улица

звуки

звуки

хозяева бала

солдаты

Варенька

наказываемый

полковник

полковник

Иван Васильевич

Иван Васильевич

img46

в композиции рассказа

в композиции рассказа

в описаниях

в системе

в системе

в языковых средствах

в языковых средствах

контраст

img47

Полковник

На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу?

Какие качества его натуры проявляются в сцене на плацу?

В чём корень этих противоречий, по мнению Толстого?

img48

Иван Васильевич

Каким предстаёт Иван Васильевич в характеристике своих собеседников?

Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «случай»?

Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить?

img49

«Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал».

Молодой человек понял, что он не может изменить мир, но может изменить себя в этом мире. Вот почему он оставил мечты о военной службе.

Иван Васильевич знал и понимал несравнимо больше того, что полковнику просто недоступно. Он был и остался искренним, чистым и светлым человеком.

img50

Контрастное изображение героев,

их психологического состояния,

обстановки,

в которой они действуют,

позволяет писателю

выявить существо их характеров и

то же время обнажить социальные

противоречия в царской России.

ВЫВОД:

img51

Произведение заставляет задуматься о:

А) личной ответственности человека за жизнь общества;

Б) судьбе полковника;

В) любви Ивана Васильевича.

img52

  • Выразил отношение к жестокости обращения с солдатами.

  • Социальной несправедливости: Почему одни живут беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское существование.

  • Проблемы чести, долга, совести.

img53

Викторина по рассказу

С кем танцевала мазурку Варенька?

С инженером Анисимовым

img54

Что осталось у Ивана Васильевича после бала в память о Вареньке?

Её перчатка, пёрышко от её веера.

img55

«В душе у меня всё время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жёсткая, нехорошая музыка.» Что это была за музыка?

Звуки флейты и барабана

img56

Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа «После бала»?

Контраста (антитезы)

img57

С помощью какой художественной детали Л.Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?

«Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные »

img58

С каким императором проводится параллель

при описании полковника
?

с Николаем Первым

img59

За что наказывали солдата
?

За побег

img60

За что бил по лицу полковник малорослого слабосильного солдата
?

«.. за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина»

img61

Домашняя работа

  • Прочитать рассказ

Л.Н. Толстого «После бала».

  • Отметить особенности
  • Ответить на вопрос №4 (стр.40 учебника), использовав дополнительную литературу об исторической эпохе

img62

РЕФЛЕКСИЯ


— хорошо усвоил

— отлично усвоил и могу применить на практике

— усвоил хорошо, но

есть вопросы

— многое непонятно.

Контраст как основа композиции
рассказа
Цель урока:
расширить представление учащихся о
творчестве Л.Н.Толстого
познакомить с его взглядами на
ближайшую историю
Задачи:
рассмотреть сюжет и композицию
рассказа
дать представление о контрасте как
художественном приёме, на котором
строится рассказ
Перед нами портрет Л.Н. Толстого работы художника Н.Н.Ге
(1884).»Поздний вечер. Комната погружена в полумрак.
Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все
вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может
оторваться от работы, которая составляет главное дело
его жизни… Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала
доступна всем людям… Толстой похож здесь на мудрого и
величественного пророка, строгого судью и учителя жизни…
Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет
серебрит седины его, и это создаёт ощущение ясности
мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так
странно сочетающейся с суровостью проповедника».
Из дневника
Л.Н.Толстого 1903г.
18 июня. …веселый бал в Казани, влюблен в Корейшу,
красавицу, дочь воинского начальника — поляка, танцую
с нею; ее красавец старик-отец ласково берет ее и идет
мазурку. И наутро, после влюбленной бессонной ночи,
звуки барабана, и сквозь строй гонит татарина, и
воинский начальник велит больней бить. (Очень бы
хорошо.)
9 августа.Написал в один день «Дочь и
отец». Не дурно.
20августа.Только нынче кончил сказки, и не три, а две.
Недоволен. Зато “А вы говорите” недурно. Здоровье
все хорошо. Нынче еду в Пирогово. [..]
История создания рассказа
Что же послужило
источником для
создания рассказа?
Известно, что в
основу рассказа
легла история,
которая произошла
со старшим братом
писателя — Сергеем
Николаевичем.
Память
писателя
сохранила
многое
и
запечатлела в этом рассказе. Вместе с
писателем мы переносимся в 40-е годы 19века,
время царствования Николая I. Ещё прочным
было
тогда
дворянско-крепостническое
государство. В войсках свирепствовала палочная
дисциплина, и солдат за любую провинность
секли плетьми или прогоняли «сквозь строй»,
когда под барабанную дробь наказуемого тащили
между рядов солдат и каждый обязан был
ударить
шпицрутинами
по
голому
телу.
Человека нередко забивали насмерть.
Перекличка эпох в рассказе
«После бала»
40-е годы 19в,время
Николая1 (события,
изображённые в
рассказе)
1900-е годы,
время Николая2
(современная
автору эпоха)
21век
(эпоха, в которой
живёт читатель)
Автор подчёркивает
контраст
в
композиции
рассказа
в
языковых
средствах
в
системе
образов
в
описаниях
Контраст
как композиционный приём
В рассказе выделяются
следующие основные части:
вступление
на балу
после
бала
заключение
Рассказ, таким образом, заключён в «раму». Этот
композиционный приём называется «рассказ в
рассказе», потому что произведение написано
писателем так, что о всех событиях мы узнаём от
рассказчика
Наблюдение над языковыми
средствами
На балу:
бал
бал чудесный, зала прекрасная, буфет
великолепный
хозяева
бала
Варенька
добродушный старичок, богач-хлебосол, жена
его добродушная
полковник
Красивый, статный, высокий, свежий, с
белыми усами, белыми бакенбардами, с
блестящими глазами
в белом платье, в белых перчатках, в белых
башмачках, у неё сияющее разрумянившееся
лицо и ласковые милые глаза
Доволен, счастлив, блажен, добр,
Иван
Васильевич
Экзекуция:
улица
Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая
музыка
солдаты
Много чёрных людей, в чёрных мундирах,
наказывае
мый
Оголённый по пояс, спина его- что-то пёстрое,
мокрое, красное, неестественное
полковник
Высокий военный, шёл твёрдой
подрагивающей походкой
Было стыдно, опустил глаза, на сердце была
Иван
Васильевич почти физическая, доходившая до тошноты,
тоска
Контраст в системе
образов
Полковник
На какие выводы
о душевных качествах
полковника наталкивают наблюдения над его
отношением к дочери на балу?
Какие качества его натуры проявляются в
сцене на плацу?
В чём корень этих противоречий, по мнению
Толстого?
Иван Васильевич
Каким предстаёт Иван Васильевич в характеристике
своих собеседников?
Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича
сыграл «случай»?
Как характеризует героя его решение не служить в
военной службе и нигде не служить?
Вывод
В чём вы видите критическую силу
рассказа?
В первоначальных редакциях рассказ имел
следующие названия: «Дочь и отец», «А вы
говорите».
Почему
писатель
отдал
предпочтение заглавию «После бала?»
Значение рассказа «После бала»
Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и
наше настоящее. Если мы только перестанем слепить
себе глаза выдуманными государственными пользами и
благами и посмотрим на то, что одно важно: добро и зло
жизни людей, нам все станет ясно. Если мы назовем
настоящими именами костры, пытки, плахи, клейма,
рекрутские наборы, то мы найдем и настоящее имя для
тюрем, острогов, войск с общею воинскою повинностью,
прокуроров, жандармов.
Если мы не будем говорить: зачем поминать? и не будем
заслонять дел людских прошедшего воображаемыми
пользами для различных фикций, мы поймем то, что
делалось прежде, поймем и то, что делается теперь.
(Л.Н.Толстой. Николай Палкин)

Л.Н. Толстой
Рассказ «После бала»

img user file 56b2a8bdc946c 1

История создания рассказа

Л. Н. Толстой написал рассказ «После бала» в 1903 году, когда ему было далеко за 70 лет.

Рассказ впервые был напечатан в посмертном собрании сочинений Толстого.

В рассказе описаны 40-ые годы XIX -го века.

Об этом времени писатель вспоминал в статье «Николай Палкин», написанной ещё в 1886 году (статья была запрещена в России).

В основу рассказа легла история, произошедшая с братом писателя — Сергеем Николаевичем.

img user file 56b2a8bdc946c 2

Из дневника Л.Н. Толстого

18 июня. …веселый бал в Казани, влюблен в Корейшу, красавицу, дочь воинского начальника — поляка, танцую с нею; ее красавец старик-отец ласково берет ее и идет мазурку. И наутро, после влюбленной бессонной ночи, звуки барабана, и сквозь строй гонит татарина, и воинский начальник велит больней бить.

img user file 56b2a8bdc946c 3

Композиция произведения

В произведении выделяются 4 части:

1) Диалог Ивана Васильевича и компании молодых людей.

2) Сцена бала.

3) Сцена экзекуции.

4) Заканчивается рассказ репликой Ивана Васильевича.

Одной из композиционных особенностей рассказа «После бала» является наличие двух рассказчиков.

img user file 56b2a8bdc946c 4

Экзекуция
— наказание, распространённое в первой половине XIX века в армии

во время царствования Николая І. Провинившегося солдата прогоняли сквозь строй, избивая палками или прутьями.

img user file 56b2a8bdc946c 5

«Может ли сам по себе человек понять, что хорошо, что дурно, или всё дело в среде?»

Иван Васильевич — пожилой

img user file 56b2a8bdc946c 6
img user file 56b2a8bdc946c 7

НА БАЛУ

ПОСЛЕ БАЛА

действующие лица

цвета, краски

музыка, звуки

настроение

img user file 56b2a8bdc946c 8

Наблюдения над героями

герой

на балу

Иван Васильевич

после бала

Доволен, счастлив, блажен, добр.

Полковник

Красивый, статный, высокий, свежий

, с
белыми

усами
, белыми

бакенбардами,
с блестящими

глазами

Было
стыдно

,
опустил глаза

, на сердце была почти
физическая, доходившая до тошноты, тоска.

Высокий

военный, шёл
твёрдой

подрагивающей

походкой.

Контраст и в системе образов.

img user file 56b2a8bdc946c 9

Полковник

На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу?

Какие качества его натуры проявляются в сцене на плацу?

В чём корень этих противоречий, по мнению Толстого?

img user file 56b2a8bdc946c 10

Иван Васильевич

Каким предстаёт Иван Васильевич в характеристике своих собеседников?

Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «случай»?

Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить?

img user file 56b2a8bdc946c 11

«Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал».

Молодой человек понял, что он не может изменить мир, но может изменить себя в этом мире. Вот почему он оставил мечты о военной службе, чувствуя сердцем всю противоестественность установленных правил.

Иван Васильевич знал и понимал несравнимо больше того, что полковнику просто недоступно. Он был и остался искренним, чистым и светлым человеком.

img user file 56b2a8bdc946c 12
img user file 56b2a8bdc946c 13

В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: «Дочь и отец», «А вы говорите».

  • Почему писатель отдал предпочтение заглавию «После бала?»

  • Каким я представляю полковника?

  • Утро, изменившее жизнь.

  • Домашнее задание

img user file 56b2a8bdc946c 14

Викторина по рассказу

С кем танцевала мазурку Варенька?

С инженером Анисимовым

img user file 56b2a8bdc946c 15

Что осталось у Ивана Васильевича после бала в память о Вареньке?

Её перчатка, пёрышко от её веера.

img user file 56b2a8bdc946c 16

«В душе у меня всё время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жёсткая, нехорошая музыка.» Что это была за музыка?

Звуки флейты и барабана

img user file 56b2a8bdc946c 17

Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа «После бала»?

Контраста (антитезы)

img user file 56b2a8bdc946c 18

С помощью какой художественной детали Л.Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?

«Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные »

img user file 56b2a8bdc946c 19

С каким императором проводится параллель

при описании полковника
?

с Николаем Первым

img user file 56b2a8bdc946c 20

За что наказывали солдата
?

За побег

img user file 56b2a8bdc946c 21

За что бил по лицу полковник малорослого слабосильного солдата
?

«.. за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина»

  • Характер царя матвея из сказки спящая царевна
  • Характеристика василисы премудрой из сказки царевна лягушка 5 класс
  • Характеристика антипыча из рассказа кладовая солнца
  • Характер сороки в сказках
  • Характер падчерицы из сказки морозко