- Литнет
- Литературные блоги
- Царевна Лягушка — жуткая нечисть! Берегись!
Как вы уже знаете, многие сказки давным — давно потеряли свой первоначальный, страшный смысл.
Тоже самое случилось с теми сказками, которые вы знаете с детства.
Сегодня я расскажу вам про… Царевну — Лягушку.
Вывел царь трех сыновей. И сказал, что пора жениться. Выдал им лук и стрелы и сказал, чтобы выстрелили. Если с первыми двумя братьями все прошло гладко, то с младшим — как обычно.
Его стрела попала в болото.
Вот здесь бы ему насторожиться. Пройдя по лесам непролазным, проклиная свое косоглазие, он нашел топкое болото, в котором сидела… лягушка.
Не совсем, конечно, лягушка. А — одна из страшных нечистей — болотница. С виду, издали вроде бы девушка, но…
Сидит она обычно в лесу на поляне, плачет голоском жалобным, рыдает, просит забрать ее с собой. А кто к ней на поляну ступит, тот по макушку уйдет в болото. Ведь не поляна это, а чаруса — страшное место для грибников, охотников и тех, кто считает, что самое опасное в лесу — это медведи.
Рассмеется она, растянется ее улыбка, как у жабы. А в пасти зубов острых достаточно, чтобы разгрызть кости. Как плюхнется она в воду, как сверкнут в воздухе ее лягушачьи лапки… Это издали она на человека похожа. Вблизи она страшна. И очень похожа на лягушку. Просто она эти задние лапки под себя прячет. Чтобы добрые молодцы раньше времени не раскусили ее.
Но тут у болотницы промашечка вышла. Стрела была с железным наконечником. А нечисть ой как железа боится.
И поймала она ее неудачно. Либо в волосах запуталась стрела, либо все-таки слегка продырявил.
Есть маленькая оговорка. Если вы думаете, что нечисть не может покинуть свой лес и болото, чтобы снова стать человеком, то вы ошибаетесь. Если нечисти надоело быть нечистью, а ей брак предложат законный, то она очеловечится. Нечисть очень часто сама на брак напрашивается, что в сказке и показано.
Видимо, нашей красавице надоело сидеть в болоте, а тут и жених готовый. Вот и стала она на брак напрашиваться. Надоело ей нечистью быть.
Как же она на болоте оказалась? И вот тут есть ответ в старых быличках. Подменыши, отказнички. Прокляла мать новорожденную девочку, которая орала слишком громко, сказала: «А ну тебя в болото!». И все! Пропал ребенок. Нечисть унесла.
Но есть вариант и пострашнее. Мать пришла ее топить на болото. Либо «нагуляла», либо «куда уж нам, без тебя ртов много!».
Был третий вариант. Подменыш. Где-то ее мать сидит и бревно нянчит уже много лет, а ее дочь родная на болоте путниками питается. Не уследила мать, придавила ночью, приспала, в бане, в лесу, в поле одного ребенка без присмотра оставила.
И мечтают девочки из лесов, болот, бань, что нечистью обернулись, обратно к людям вернуться.
Уже интересно, не так ли?
Забрал Иван ее к себе, показал всем. А царь насторожился. Нечисть в качестве невестки он не рассматривал.
Нечисти на Руси боялись. И вот царь был не в восторге. Но сам сказал, что женой будет. И заставил жениться.
Для чего? А вдруг подменыш? Но и это не помогло. Как была жаба, так ею и остается.
Это должен был посоветовать знающий человек. Ведун, колдун, векша, знахарь, ведьма. Значит, панику стал колотить не сам царь, а кто-то другой. Кто-то сразу царю сказал, что к лягушке присмотреться надо. Не чисто тут дело, ой не чисто. Вот поэтому царь сразу на свадьбе настоял.
И вот тут странность. Обычно нечисть очеловечивалась после свадьбы по всем обрядам. А тут что-то не сложилось.
Значит, она — не подменыш. А что-то посерьезней. И это нужно проверить.
Вы не думали, что за конкурсы такие дурацкие? За ночь сотки, за ночь испеки… Какой человек на такое способен? И на кой царице ковры со скоростью ткацкого станка делать? Он что? Фирму собирался открыть по производству ковров? Или пекарню свою?
Понятное дело, даже если обычная девка всю жизнь караваями промышляла и на ткацкой фабрике работала, то за ночь она что-то и изобразит приличное. Но куда уж ей с нечистью тягаться?
Но Иван поэтому сопли развесил. И жена все сделала в лучшем виде. Даже не особо напрягаясь.
На то и был расчет. Опасения царя и кого-то из знающих подтвердились. Во дворце завелась нечисть.
Решили сделать контрольный. Объявили пир.
И вот грянул пир. На который наша Болотница ночью только явилась. А ночью только заложенные покойники являются. С грохотом, треском. Из Нави.
Покрутилась, повертелась, удивила. Наивная.
И тогда все сомнения рассеялись. Донесли, видимо, царю, что смерть грозит Иванушке. Обычно такие отношения с нечистью добром не заканчиваются. Только, если не подменыщ. Будет Ванечка сохнуть, чахнуть, пока не помрет. Так всегда бывало, когда нечисть повадилась с любовным интересом.
Так вот, кто-то из древнерусских Винчестеров быстро просек, что надо младшего сына спасать.
Царя эта перспектива не устраивала. Сына спасать надо. А как? Он же за ней света белого не видит!
И тогда знающий человек сказал, что шкурку нужно … того. Сжечь.
Откуда Ивану, ни разу с нечистью не сталкивающемуся в голову вообще мысля закралась, что шкурку жечь надо?
Про шкурку отдельно.
Почему шкурка? Есть много быличек о том, что Змиев Огненных ( а их предостаточно было) или Летавиц (Что-то вроде суккубов) убивали простым способом. Следили за избой, куда летали. И примечали, куда шкурку он скидывает, пока с девками или парнями милуется. Шкурку хватали и в печь кидали. Тут нечисти и каюк наступал. И жертва спасена.
И вот напели Ванечке, что шкурку нужно того… И красавицей она останется навсегда! Да! И он побежал сжигать шкурку. А нечисть вернулась и … помереть решила. В Навь отправилась. В царство Кощея. По факту это то самое место, куда души умерших попадают.
И пошел он искать ее. Ну еще бы!
И кто бы мог подумать! Не подменыш она. А как бы дочь Кощея. Она к папе отправилась. В расстроенных чувствах. Мол, все люди — сволочи. Я тут с любовью, а он… Бе-бе-бе!
Конечно же Кощей охренел от такой наглости! Его дочь обидели! Какой-то Царевич! Девка, видать, подостыла. Но отец сказал: «Хрен тебе, а не царевичи всякие! Дома сиди, целее будешь!».
Дальше Иван на тот свет ломится. Через избушку бабы яги. Обряды покойница помогает ему провести, чтобы он в навь попал.
Находит он яйцо, с горем пополам. И замок. Типа раскаялся. Люблюнемогу!
На счет иглы у меня сомнения. Не воскрешается ведь Кощей в каждой сказке? А убивали его иглой ого-го сколько раз. Но и тут есть ответ. В Нави железа нет. И стоит к железу прикоснуться, как выберешься обратно. И если повезет, кого-то с собой заберешь. Так что Ивану свою нечисть вернуть удалось в наш мир.
Но самое страшное, что человеком она от этого не стала… Что было дальше история умалчивает. Но мы помним про чахнуть, дохнуть, желтеть и помирать, не так ли?
Вот вам и сказочка. А вы не знали?
В падчерице я вижу честного и трудолюбивого человека. К этому гордому званию все мы должны стремиться не на словах, а на деле.
Для мальчиков (201 слово). Мой любимый герой – Данила из сказа П. П. Бажова «Каменный цветок». Герой нравится мне тем, что он – мастер своего дела. Его больше всего волнует саморазвитие, ради него он пожертвовал всем. Это путь каждого творца.
Будучи 12-летним сиротой, мальчик попал в ученики к Прокопьичу. Тот дал ему материал и изумился, ведь Данила уже знал, как работать. У него были удивительные способности. Пожилой мастер стал учить его, но вскоре ученик превзошел его. Барин оценил его талант и дал возможность трудиться, не переставая. Жизнь Данилы наладилась, он даже сосватал Наташу. Но жениться решил только тогда, когда создаст чашу небывалой красоты. О ней он слышал лишь в легендах. Они гласили, что существует Царица Медной Горы, которая забирает к себе лучших мастеров. Он пошел к ней, невзирая на опасность. Найдя ее, он обрел и то вдохновение, которое искал. В его упорстве я узнал себя. Мне тоже близка эта целеустремленность. В любимом деле я тоже хотел бы достичь успеха, сделать что-то такое, о чем не забыли бы потомки. Поэтому мне и нравится этот персонаж.
Я считаю, что в этом герое автор изобразил настоящего профессионала, которым должен стать каждый из нас. Это очень вдохновляющий образ. Как Данила нашел свой каменный цветок, так и я хочу достичь своей цели.
Для 7-8 класса
Для девочек (202 слова). Моей любимой героиней является Делла из произведения О, Генри «Дары волхвов». Меня вдохновляет ее самоотверженное желание сделать мужа счастливым. Она – «наимудрейшая» женщина, таким эпитетом ее наградил сам автор.
Чтобы сделать супругу достойный подарок, героиня продала свои роскошные волосы. Молодая семья жила бедно, и единственным сокровищем Джима были золотые часы редкой красоты. Делла хотела подарить ему платиновую цепочку, но денег взять было неоткуда. Она смогла скопить всего лишь доллар и восемьдесят пять центов. Тогда она остригла и продала свои волосы, получив достаточную сумму для покупки. Однако женщина не знала, что муж заложил часы, чтобы купить ей драгоценный гребень для утраченных волос. Несмотря на это, их рождество получилось намного счастливее, чем у многих богатых людей. Именно такие брачные союзы, наполненные искренностью и эмоциональностью, а не деньгами, способны продержаться долгие годы. С такой верной и доброй женой, как Делла, Джим обязательно достигнет успеха.
Меня героиня впечатлила тем, что она имеет очень терпеливый и действительно твердый характер. Вместо упреков в адрес мужа, который не может заработать достаточно денег, она поддерживала его и преданно любила. Кроме того, ее поступок мне показался более сложным. Ради супруга она пожертвовала частью себя, а не просто ювелирной ценностью. У нее талант любить, а это самое важное, что может быть в жизни.
Для мальчиков (236 слов). Мой любимый литературный герой – Юшка из одноименного произведения А. Платонова. Этот незаметный мужчина обладал прекрасными качествами, которые окружающие люди не замечали. Зато тот, которого так недооценивали и презирали, даже со своими скромными возможностями сделал этот мир лучше. За это он мне и нравится.
Ефим Дмитриевич болел чахоткой, поэтому в свои 40 лет выглядел старше. Он был хилым и слабым, и его все обижали, ведь не мог никому ответить. Его образ жизни всем обитателям города казался нелепым. Мужчина не тратил заработанные деньги, пил только простую воду, никуда, кроме работы, не ходил. Только раз в год он ездил куда-то, но никто не знал, куда. Так, в атмосфере издевок и обид протекала его жизнь. В лучшем случае горожане относились к нему равнодушно, в худшем – били. В одном из таких инцидентов герой и нашел свою смерть. В ответ на упреки в ненужности Ефим ответил обидчику, что если человек рождается, значит, он уже нужен белому свету. Тогда прохожий избил больного мужчину. Только после похорон Юшки выяснилось, что все это время он отдавал свои деньги бедной сироте, чтобы выучить ее и поднять на ноги. Девушка приехала в его город и начала лечить его обитателей, помогать им бескорыстно в память о том, кто сделал для нее так много.
Юшка – феноменально добрый человек, его образ вдохновляет читателей становиться милосерднее и терпеливее. Я тоже стал замечать за собой, что хочу также спокойно реагировать на глупости других и также скромно делать хорошее дело, не ожидая похвал.
Для 9 класса
Для девочек (250 слов). Моей любимой героиней является Татьяна из романа А. Пушкина «Евгений Онегин». Это умная, нравственная и скромная девушка, пример которой поможет многим женщинам сделать правильный выбор. Интересно, что «милым идеалом» называл ее сам автор.
Татьяна – представительница мелкопоместного дворянства. Она воспитывалась няней, которая привила ей любовь к народным сказкам и традициям. С малых лет девочка полюбила чтение. В нем она черпала мудрость. Ум, светящийся в глазах, сделал ее облик индивидуальным. Но была и обратная сторона: девушка дичилась посторонних, не любила бывать в обществе, не умела произвести впечатление. Однако Онегин сразу приметил ее оригинальность, хоть и не смог оценить всех достоинств сразу. Его отказ больно ранил Татьяну, но не сломил ее характер. Девушка не переставала любить его всю жизнь, несмотря на то, что увидела все неприглядные стороны его натуры. Евгений флиртовал с ее сестрой, потом убил жениха Ольги на дуэли и вовсе сбежал из тех мест. Однако постоянство чувств – одна из тех добродетелей героини, которую она пронесла через всю жизнь. К ней добавилось также постоянство убеждений, которое не так часто встречается в людях, которые столкнулись с соблазнами. Через много лет Онегин признался Татьяне в любви, но она отвергла его, потому что уже была замужем и не могла изменить супругу. Ее добродетель стойко охраняла узы брака, даже от запоздалой любви.
Таким образом, Татьяна Ларина – «милый идеал» не только для Пушкина, но и для многих современных читателей. Она на своем примере доказывает непреложную истину: женщине нужна не столько красота, сколько мудрость и добродетель. Только тогда она исполнит свое предназначение, став верной женой и дальновидной матерью.
Для мальчиков (246 слов). Мой любимый герой – это Мцыри из одноименной поэмы Лермонтова. Этот юноша всю жизнь стремился к свободе и отчему дому, его идеалы чисты и нравственны. В его побеге выражается сила и решимость его характера. В стычке с барсом видно, что он наделен и выносливостью, и смелостью. Словом, это тот тип человека, который способен что-то сделать.
В отличие от недальновидного Калашникова и инфантильного Печорина, этот герой вызывает уважение. Покинув тюремные стены монастыря, куда его насильно увезли из родной деревни, он принялся познавать жизнь, как она есть. Мцыри не смирился с навязанной ему судьбой, он пошел против нее. Тяга к свободе и целеустремлённость привели его в мир дикой природы, где он попробовал свои силы. Он пошел искать дорогу в родной дом, чтобы воссоединиться со своим народом, но не нашел. Зато он побродил по просторам красивых долин, состязался с барсом, увидел прекрасную незнакомку. За три дня побега он прожил целую жизнь, наполненную приключениями и эмоциями. Он испытал ярость и пыл схватки, любовь и влечение, познал красоту природы и вольного существования. Несмотря на трагичный финал, его удел наполнился смыслом, а вот если бы он остался и принял сан, то потерял бы себя окончательно. На чужбине ему не было места, не было предназначения, поэтому вполне закономерно, что он умер. Но умер, повидав что-то, став кем-то, и не предав свои идеалы.
Этот герой вдохновляет читателя бороться с несправедливой судьбой и бунтовать против ее тирании. В его образе скрыты такие достоинства, как сила духа, вольнолюбие и отвага. За это мне и нравится данный персонаж.
Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение
«Дятьковская
городская гимназия»
Исследовательская
работа
на
тему «Кто такая Баба-Яга?»
подготовила
ученица 4а класса
Леднева
Елизавета
Руководитель:
Борисова Н.А.
Содержание
Введение
Основная часть
Раздел 1.
Общее представление о Бабе Яге
Почему Бабу-ягу назвали Ягой?
Раздел 2.
Откуда взялась Баба-яга?
Прообразы Бабы-яги
Раздел 3.
Места обитания Бабы-яги
Атрибуты Бабы-яги
Раздел 4.
«Портрет» Бабы-Яги
Раздел 5.
Основные образы Бабы-Яги
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
…Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
…Там
ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой…
А.С. Пушкин
Мир сказки – это удивительный,
фантастический мир. С ним знакомят нас родители с самого раннего детства.
Сказочные герои приходят в нашу жизнь со страниц книг, из мультфильмов и
кинофильмов. Мы привычно делим сказочных героев на добрых и злых. Мне,
казалось, что об этих сказочных героях я знаю очень много. Но одно из заданий
«Всероссийской олимпиады по русскому языку 2018-2019 года» поставило меня в
тупик.
Задание: Это слово называет очень
известного персонажа русских народных сказок. А в древней славянской мифологии
этот персонаж – вечно прекрасная, любящая, добросердечная богиня,
покровительница детей-сирот и детей вообще. Детей-сирот Йогиня-матушка
доставляла в свой предгорный скит (дом), который находился в самой чаще леса, у
подножья Ирийских гор (Алтай). Она делала это для того, чтобы спасти от гибели
последних представителей из древнейших славянских и арийских родов.
Впоследствии из этих детей воспитывались жрецы и жрицы. Под каким именем эту
богиню из славянской мифологии знает каждый из нас?
На этот вопрос я не знала ответа, после
олимпиады я стала искать ответна этот вопрос. Ответ меня очень удивил. Это была
всеми нами известная Баба-Яга.
Мне стало интересно: «Баба-Яга – кто она
такая? Основные черты характера знаменитой жительницы сказочных лесов?
Соответствует ли образ Бабы-Яги, знакомый нам , «настоящей» Бабе-Яге, которая
«живет» в русских народных сказках?»
Сначала было решено выяснить мнение ребят нашего класса, предложив им для этого анкету, со
следующими вопросами:
1. Баба-Яга – кто
она такая?
2. Основные черты характера знаменитой жительницы
сказочных лесов?
3.Баба –Яга — добрая
старушка или злая ведьма?
Проанализировав ответы, было выяснено,
что большинство ребят считают, что Баба -Яга злая колдунья, ведьма. Основными
чертами характера знаменитой жительницы сказочных лесов, мнения распределились
следующим образом:
— злая 98%; добрая 1%;
-жестокая 80%; людоедка 40%; сварливая
60%;помощница 10%.
А вот на вопрос добрая Баба — Яга или
злая, мнения обучающихся нашего класса было почти единогласно «злая». Исходя
из этого, мы решили в исследовательском проекте найти ответ на вопрос:
«Баба-Яга – кто она такая?»
I. Актуальность темы:
Мы попыталась исследовать образ Бабы-Яги как
интересного сказочного и мифического персонажа, так как в разных источниках
её образ может меняться. Эта героиня всегда будет интересна разной
возрастной аудитории своей неоднозначностью.
II. Цель проекта:
▪формировать наиболее полное и достоверное
представление о сказочном герое Бабе-Яге;
▪доказать, что образ Бабы – Яги неоднозначный,
противоречивый, которому присущи и силы добра, и силы зла.
III. Задачи исследования:
1.Узнать значение имени Бабы –Яги в разных
словарях и научных трудах.
2. Проанализировать поступки, которые
совершает Баба –Яга в сказках, соотнести их с добром и злом.
3. Провести опрос среди детей на предмет их
знания этого сказочного персонажа.
4. Опровергнуть или подтвердить гипотезу исследования.
IV. Методы исследования:
1.Чтение русских народных сказок и анализ образа
Бабы — Яги в сказках.
2.Изучение дополнительной литературы.
3.Анкетирование.
V. Объект исследования: образ Бабы Яги как олицетворение
сил добра и зла.
VI. Предмет исследования: Баба –Яга в русских
народных сказках, в славянских мифах.
VII. Гипотеза исследования: мы предположили, что
Баба Яга может быть разной.
VШ. Этапы работы:
1. Изучение информации по теме.
2. Систематизация полученных знаний.
3. Подбор материала для проведения исследования.
Основная часть
Раздел 1. Общее представление о Бабе Яге.
Кто
же такая Баба Яга?
Обратимся к
Толковому словарю Владимира Даля
ЯГА или
яга-баба, баба-яга, ягая и ягавая или ягишна и ягинична, род
ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи. Стоит яга,
во лбу рога (печной столб с воронцами)? Баба-яга, костяная
нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след
заметает. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; она ездит
за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под
поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто
видит ягу, становится нем. Ягишною зовут злую,
бранчивую бабу (стр. 347).
В «Толковом
словаре русского языка» под редакцией Дмитрия Ушакова
Баба-яга, бабы-яги, ж. — мифическое существо в
русских народных сказках, изображаемое в виде злой и безобразной
старухи-колдуньи, едущей в ступе и заметающей след помелом.
И первый вопрос, на который нам предстоит
ответить, состоит в следующем: почему Баба Яга зовётся именно “Бабой Ягой”?
Об этимологии слова «Баба-яга».
Баба — главная женщина во всех культурах.
Каменным бабам поклонялись многие народы. Бабой называли женщину только после
рождения ребенка. Однокоренное слово «бабай» тоже означает домового, главу
рода.
Многие ученые выводят слово «Яга»
от древнерусского слово «язя» («яза»), означающего
«немощь», «болезнь» и постепенно вышедшего из употребления
после XI века. Страсть Бабы-яги поджаривать детей в печи на лопате очень
напоминает так называемый обряд «перепекания», или «припекания»
больных младенцев: ребенка заворачивали в «пеленку» из теста, клали
на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в горячую печь. Потом ребенка
разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. По другим версиям, собаку
(щенка) засовывали в печь вместе с ребенком, чтобы на него перешла хворь.
И это
действительно часто помогало! Только вот в сказках этот обряд поменял знак с
«плюса» (лечение ребенка) на «минус» (ребенка жарят, чтобы
съесть). Предполагают, что это произошло уже в те времена, когда на Руси начало
утверждаться христианство, и когда активно искоренялось все языческое. Но,
по-видимому, до конца одолеть Бабу-ягу — наследницу народных целительниц —
христианство все же не смогло: вспомните, разве хотя бы в одной сказке Бабе-яге
удалось кого-нибудь изжарить? Нет, она только хочет это сделать.
Еще
выводят слово «яга» от «ягать»- кричать, вкладывая в свой
крик все силы. Ягать учили рожающих женщин бабки-повитухи, ведуньи.
Но также
«ягать» означало «кричать» в смысле «браниться»,
ругаться»
Выводят
Ягу и из слова «ягая», имеющего два значения: «злая» и
«больная». Кстати, в некоторых славянских языках «ягая»
означает человека с больной ногой (помните костяную ногу Бабы-яги?). Возможно,
Баба-яга вобрала в себя какое-нибудь или даже все эти значения.
Раздел 2. Откуда взялась Баба-яга?
Прообразы Бабы Яги
Сказку всегда предваряет миф.
1. В древней славянской мифологии жила
– была прекрасная, юная богиня, с каре зелёными роскошными глазами и мягкими длинными
русыми косами – Йогиня. Всем она была хороша – и красива, и добра необычайно.
Вечно прекрасная, Любящая, Добросердечная Богиня-Покровительница детей-сирот и
детей вообще. А уж какая модница! Самое главное – это ее прекрасные Золотые
сапожки, которые носили ее по белу свету. Она странствовала по Земле то пешком,
то на Огненной Небесной Колеснице, то верхом на коне, собирая беспризорных
детей-сирот. И была у нее особая миссия. Йогиня отыскивала в селениях
осиротевших деток. Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с
нежностью. Кто — Йогой Златой Ногой, а кто и совсем попросту — Йогиней-
Матушкой. Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный Скит, который
находился в самой чаще леса, у подножия Ирийских гор (Алтай). Она делала это для
того, чтобы спасти от неминуемой гибели последних представителей древнейших
Славянских и Арийских Родов.
2. Видят в Бабе-яге Великую
Мать — великую могущественную богиню, праматерь всего живого или великую
мудрую жрицу. Во времена охотничьих племен такая жрица-ведунья распоряжалась
важнейшим обрядом — церемонией инициации юношей, то есть посвящения их в
полноправные члены общины. Этот обряд означал символическую смерть ребенка и
рождения взрослого мужчины, посвященного в тайны племени, имеющего право вступать
в брак. Обряд заключался в том, что мальчиков-подростков уводили в глубину
леса, где они проходили обучение, чтобы стать настоящим охотником. Обряд
инициации включал имитацию (представление) «пожирания» юноши
чудовищем и последующего «воскрешения». Он сопровождался телесными истязаниями
и повреждениями. Поэтому обряда инициации боялись, особенно мальчики и их
матери. Что делает сказочная Баба-яга? Она похищает детей и уносит их в лес
(символ проведения обряда инициации), жарит их (символически пожирает), а также
дает полезные советы выжившим, то есть прошедшим испытание.
По мере развития
земледелия обряд инициации ушел в прошлое. Но страх перед ним остался.
3. Баба Яга (Буря-Яга, Язя)
– лесная старуха-волшебница, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги.
Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая
стерегла вход в подземный мир и провожала души усопших в царство мертвых.
Раньше верили, что Баба Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную
женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей, – то есть считали,
что она ведьма.
4.Еще одним
прообразом Бабы Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от
поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их
и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень.
Но многие их считали соратниками нечистой силы, так как, живя в лесу, они не
могли не общаться с нечистой силой.
Есть и
другие прообразы Бабы яги, но мы остановимся на этих. Достаточно понять, что
Баба-яга — это многоликий сказочный персонаж, вобравший в себя множество
символов и мифов прошлого.
Раздел 3. Места
обитания Бабы-яги
Исследователь фольклора
В.Я. Пропп в книге «Исторические корни волшебной сказки» отмечает, что
местожительство Бабы яги «сказочный лес. Описания его достаточно условны:
дремучий, темный, таинственный. Он непроницаем. С одной стороны, отражает
воспоминания о лесе, как о месте, где проводился обряд инициации, с другой –
как о входе в царство мертвых».
Во многих русских сказках
местом жительства Бабы-Яги считается берег реки Смородины непростой реки, а
огненной. Перейти ее можно только по Калиновому мосту. Этот мост попал в
русские сказки не случайно. Мост, разделяет мир реальный и нереальный . Пройти
по нему не может живой человек. Ягоды калины долго сохраняются под снегом.
Поэтому куст калины как бы связывал годичные циклы жизни природы: весны, лета,
осени и ее временной смерти зимы. И Калиновый мост также связывает мир жизни и
смерти. Но Баба-яга не просто сторожит проход в страну мертвых. Она еще
помогает некоторым людям-героям перейти границу и существовать в мире мёртвых,
чтобы выбраться из него, герой получает от Яги коня.
Атрибуты Бабы-яги
Во-первых, костяная
нога.
Добрые молодцы входят в
избушку – на печи лежит Баба – Яга костяная нога. («Иван – Быкович»)
Долго ли, коротко ли –
прилетает к избушке, входит – в избушке сидит Баба – Яга, костяная нога,
старая, беззубая. («Заколдованная Королева»)
Вошел в избушку Иван,
гостиный сын, а там лежит Баба – Яга костяная нога. («Сказка о Василисе
Премудрой»)
А почему? У
многих народов в древнейших сказаниях встречается упоминание, что душа живого
человека заключена в стопе. Вспомним хотя бы русское выражение: «Душа ушла
в пятки». Ее вместилищем является особая маленькая косточка – навь. Если
же у человека нога не «живая», а костяная, то это означает, что
человек лишен души, он – существо загробного мира. Именно таким существом и
является посредник между царством живых и мертвых – Баба-яга. И, кстати, не
часто, но все же встречаются сказки, в которых нога у лесной бабуси – золотая.
Во-вторых, жилище — избушка на курьих ножках. Почему именно
на ножках, да еще и «курьих»? Полагают, что «курьи» — это
видоизмененное со временем «курные», то есть окуренные дымом.
У древних славян был
такой обычай захоронения умерших: на окуренных дымом столбах ставили «избу
смерти», в который помещали прах умершего. Вокруг неё, как правило, идет
кольцевая ограда из шестов, а на шестах человеческие черепа. Предназначались
эти срубы или домовины для погребального обряда. В них, совершив положенные ритуалы,
оставляли покойника. Через некоторое время истлевшие останки выбрасывали, череп
водружали на шест, а в сруб клали другого покойника. Помните, какой ужас объял
Ивана-царевича, когда он подошел к избушке Баб-Яги? «Стоит избушка на курьих
ножках, кругом избушки двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей
голове и только один не занятый. Подумал Иван-царевич: «Уж не моей ли он головы дожидается?». У таких пней корни выходят наружу и действительно чем-то похожи на
куриные ноги. Такой погребальный обряд
существовал у древних славян в VI—IX веках.
В-третьих, ступа – транспортное средство. Передвигается по белу свету
колдунья обычно не на своих двоих, а в самокатной железной ступе, которая очень
похожа на колоду, прообраз гроба. А чтобы летала её колесница побыстрее, Яга
подгоняет её, постукивая пестом или железной палицей. Да ещё и подметает след
за собой приделанным к ступе помелом. Где она несётся – бушует ветер, стонет
земля, воют звери, прячется скот.
После принятия
христианства на Руси, примерно с Х века славяне заворачивали умерших в
бересту, с XII века покойников стали хоронить не в деревянных срубах на курьих-курных ножках, а в долбленых дубовых колодах, которые напоминали ступы, а потому
получили такое же название. (отсюда до наших дней дошло выражение «дуба дать»
или «дать дуба раньше срока», то есть умереть). Гробы-ступы просуществовали до
начала XVIII века. В 1703 году Петр I издал указ, объявивший наказание в виде смертной казни за
рубку в дубовых рощах. После этого и стали сколачивать гробы из досок. Раньше
был обычай: когда покойника везли на санях в последний путь, за ним заметали
санный след, чтобы не вернулся в мир живых. Почему летает Баба яга? Потому что
мертвые не ходят, их носят. И душа летает. К тому же Баба-яга ничего не видит,
у нее нет человеческого зрения. «Фу-фу, — говорит, — русским духом пахнет». Но
у нее другое зрение — она видит будущее.
Раздел
4. «Портрет» Бабы-Яги
Для того чтобы
узнать, какой же Бабу-ягу представляют наши ровесники, я провела анкетирование.
Мной было опрошено 28 человек (100%). Все ребята (100%) представляют Бабу-ягу
старухой, при этом 85% описывают ее как старуху в лохмотьях, 8% грязной и
немытой, 4% она представляется с горбом. Я задала вопрос и о транспортном
средстве данной героини и выяснила, что 97% ребят считают, что Баба-яга летает
на метле, при этом 53% утверждают, что она использует еще и ступу. Были и
оригинальные ответы: 3% считают, что Баба-яга летает в ведре, 2% – в корзине.
Для более детального
изучения образа Бабы-яги я обратилась к сборнику «Народные русские сказки» под
редакцией А.Н. Афанасьева.
Я изучила 20 сказок, и только
в 10 сказках нашла присутствие Бабы-яги.
Баба-яга предстает перед нами
в образе беззубой старухи («Заколдованная королева»). Она настолько страшная,
что Афанасьев называет ее лицо – «морда жильная» («Гуси-лебеди»). Говоря о
фигуре, следует отметить отсутствие горба. Однако у нее есть определенные
проблемы с ногами: в сказке «Гуси-Лебеди» упоминается «нога глиняная», в сказке
«Баба-яга» – костяная, в сказке «Иван-царевич и Белый Полянин» – золотая. В
связи с тем, что у бабушки проблемы с ногами, во всех вышеупомянутых сказках
она пользуется такими транспортными средствами, как ступа, которую «толкачом
погоняет, помелом след заметает», в сказке «Марья Моревна» Баба-яга «скачет на
железной ступе».
Я пришла к выводу, что
внешность (портрет) Бабы-яги практически нигде не описывается. Она всегда в
действии — летает на ступе, кричит на своих слуг, догоняет героев. И, судя по
ее действиям, она не слабая и немощная старая женщина, а довольно энергичная,
сильная и волевая. Она имеет хороший и здоровый аппетит: «кушает за
десятерых».
Раздел
5 Основные образы Бабы-Яги
Владимир Пропп в
своей книге «Исторические корни волшебной сказки» выделял три типа Бабы яги. Она и
Воительница, и Дарительница, и Похитительница. Она и Творец, и Разрушитель. А каждой
«роли» Бабы-яги соответствует определенный возраст и функция.
Первая «роль»
Бабы-яги — Воительница, это молодая
девушка, кровь которой играет, она думает о борьбе и победе, область ее
мироздания — Небо, то есть, она является Богиней. В сказках она предстает как
девица-богатырка (Синеглазка), или дочка, племянница старой Бабы-яги (то есть,
молодая Баба-яга).
В большинстве
сказок в изложении А.Н. Афанасьева Баба-яга – воинственно настроенный персонаж.
Так в сказках «Баба-яга», «Марья Моревна» она преследует героев. В сказке
«Терешечка» Яга предстает в образе ведьмы Чувилихи. Она пытается убить главного
героя. Но наиболее ярко ее воинствующий характер раскрывается в сказке
«Иван-царевич и Белый Полянин». Именно в этой сказке прослеживаются черты
богатырки Святогорки (Бури-яги) – героини славянских мифов.
Вторая «роль» Бабы-яги»
— Дарительница и Избавительница от беды. «Баба-яга – дарительница» звучит очень тепло и по-доброму.
Однако в сказках из сборника А.Н. Афанасьева дары она приносит главным героям
совсем не от чистого сердца. В сказке «Василиса Прекрасная» она «преподносит» в
дар Василисе череп с горящими глазами только потому, что узнает об обереге,
имеющимся у девочки, и поэтому из-за этого оберега пытается побыстрее
избавиться от неё. В других сказках Баба-яга вообще не собирается никому ничего
дарить, ее попросту обманывают или обворовывают спящую («Марья Моревна»,
«Баба-яга»).
В сборнике А.Н. Афанасьева
нашлись и такие сказки, где Баба-яга является положительным героем и выступает
в роли наставника. Так в сказках «Поди туда – не знаю куда…»,
«Царевна-лягушка», «Заколдованная королева» она помогает главному герою,
указывает ему дорогу, но ничего не дарит. Также есть сказки, где Баба-яга не
одинока: у нее есть дочери («Поди туда- не знаю куда…», «Иван – царевич и Белый
Полянин») о которых она заботится, сестры («Царевна-лягушка», «Заколдованная
королева»).
В этих сказках Баба-яга —
уже взрослая женщина, получившая определенный жизненный и магический опыт, и
вступившая в пору деторождения, плодородия (для земли). Ее сфера обитания —
Земля. Она тоже Богиня, но более близкая к людям, их проблемам и стремлениям.
Этот образ можно подразделить еще на несколько:
Яга-советчица (Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому
обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре). Про такую Бабу-ягу
мы уже прочитали в сказке о Синеглазке — Богатырке. Точнее, эта сказка
называется «О молодильных яблоках и живой воде».
Яга-охранительница, покровительница (следящая с помощью своих волшебных помощников
(совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя).
В сказке «Василиса
Прекрасная» девушка осталась без матери. Злая мачеха решила ее
уморить. Послала тогда мачеха Василису к бабе-яге за огнем для лучины. Баба-Яга
испытывает героиню, заставляет ее на себя работать, задает вопросы, но и
избавляет героиню от злых родственников. То есть, выступает опять как
дарительница.
В сказке «Царь-девица» Иван
полюбил девушку, но злая мачеха и дядька не давали ему с ней общаться. Тогда
написала Девица Ивану письмо, в котором разоблачала все злые деяния его
родственников, и просила Ивана искать ее за тридевять земель. И вот Иван пошел
ее искать… В этой сказке Баба-Яга не только Дарительница, но и Пожирательница,
любительница сырого мяса.
А вот в сказке «Заколдованная
королевна» Баба-Яга не одна, а их целых три (троекратное
повторение одного и того же действия усиливает его значение). Она здесь
выступает как повелительница природных сил.
И третья «роль»
Бабы-яги — Похитительница. Считается,
что это один из самых распространенных образов Бабы-Яги. Однако мы смогли найти
в сборнике «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева только две такие сказки.
Так в сказке «Терешечка», где она предстает в образе ведьмы Чувилихи, Яга
похищает мальчика: «Она его схватила да в куль, и помчала…» А в одной из самых
известных сказок «Гуси-лебеди» она заставляет заниматься воровством детей своих
домашних животных: «Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и
маленьких детей крадывали».
Это уже старуха, близкая к
смерти, а значит к загробному миру. Она уже мастер в колдовстве и магии, она
может повелевать силами природы, животными, тварями лесными, и имеет над ними
власть. В сказке «Гуси — лебеди»Баба-яга предстает похитительницей
детей, которой служат птицы (гуси-лебеди). Дети спасаются из ее дома,
благодаря волшебным помощникам.
Есть еще одна сказка, в
которой Баба-яга предстает в таком же виде. Это сказка «Баба-яга и
Жихарь». Жихарь – это дух, обитающий в жилище человека; домовой;
маленький сказочный человечек. Здесь он представлен в виде
«младшего брата», который иногда не слушается старших и попадает в
неприятности.
Заключение
Данное исследование
показало, что Баба-яга – это вымышленный персонаж, имеющий несколько
прообразов. Поэтому сущность Бабы-Яги неоднозначна.
На примере сказок из сборника
А.Н. Афанасьева мы создали обобщенный образ Бабы -яги, чтобы привлечь внимание
учащихся к фольклору и показать необходимость более внимательного прочтения
русских народных сказок.
Я изучила
исторические истоки образа Бабы — яги и проанализировала особенности образа
данного персонажа в сказках из сборника А.Н. Афанасьева.
В результате мне удалось
объединить черты Бабы-яги из разных русских народных сказок, создать обобщённый
образ и найти особенности этого персонажа (см. таблицу в приложении).
Получилось, что Баба-яга во многих сказках — положительный персонаж.
Баба — яга, пожалуй,
один из древнейших сказочных персонажей, пришедших в сказки из глубины веков —
из славянских мифов. А мифы — это не что иное, как представление древних людей
о происхождении мира, его устройстве.
Образ Бабы — яги очень
интересный. С одной стороны её боятся все дети, а с другой — в сказках именно
она в трудную минуту помогает главному герою.. Исключите её из повествования, и
главный герой никогда не сможет победить. Таким образом, без неё никуда и,
наверное, не такая уж она и страшная…
Перспективный план: В дальнейшем хочу прочитать и проанализировать сказки
народов мира, где есть схожий с русской Бабой Ягой персонаж.
Список использованной
литературы:
1.
Асов А.И. Меч Сварога. Мифы славян, рассказанные для детей / А.И. Асов. –
М.: АСТ: Полиграфиздат, 2010. – 288 с.
2.
Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания,
суеверия и поэзия./М.
Забылин. – М.: Издание книгопродавца М. Березина, 1880. – 607 с.
3.
Народные русские сказки: Из
сборника А.Н. Афанасьева. – М.: Художественная литература,1979. – 348 с.
4.
Пропп В. Я.Исторические корни волшебной сказки. Научная
редакция, текстологический комментарий И. В. Пешкова / В.Я. Пропп. – М.: Лабиринт, 2000. – 336 с.
5.
Большая книга русских народных
сказок. М.: Планета детства,
2003.
Интернет источники:
1.http://www.yaga.ru/rus/r_events_obj.html?71
2.
http://ru.wikipedia.org/wiki
3. http://images.yandex.ru/images.html
4. http://www.babybiog.ru/community/post/
5. http://www.fanbio.ru/mif/83-2010-05-16-00-57-36.html
ПРИЛОЖЕНИЕ. Таблица. Образ
Бабы Яги в русских народных сказках
Автор На чтение 17 мин. Просмотров 1 Опубликовано
Русская народная сказка «Царевна-лягушка» Жанр: народная волшебная сказка.Главные герои сказки «Царевна-лягушка»
- Иван Царевич, младший сын царя, добрый и верный, не убивал животных и пожалел лягушку.
- Василиса Премудрая, она же царевна-лягушка, очень мудрая девушка, которой любое дело было по плечу, красавица.
- Царь отец, хитрый и с юмором.
- Старичок, дал клубок Ивану
- Баба-яга, старушка, которая помогал Ивану
План пересказа сказки «Царевна-лягушка»
- Три стрелы трех сыновей
- Боярыня, купчиха и лягушка
- Царский каравай
- Царский ковер
- Царский пир
- Сгоревшая кожа
- Старичок и клубок
- Бедные звери
- Баба-Яга
- Смерть Кощея.
Кратчайшее содержание сказки «Царевна-лягушка» для читательского дневника в 6 предложений:
- Иван Царевич посылает стрелу в болото и женится на лягушке
- Царевна Лягушка справляется со всеми заданиями царя и оказывается красивой Василисой Премудрой
- Иван Царевич сжигает кожу лягушачью, и Василиса улетает, Иван следует за ней.
- Старик дает ему волшебный клубок, который указывает путь к бабе-яге
- По пути Иван Царевич спасает разных зверей, а баба-яга показывает ему путь к смерти Кощея.
- Иван с помощью зверей убивает Кощея и находит Василису Премудрую
Главная мысль сказки «Царевна-лягушка» В этой сказке две главных мысли: помоги ты и помогут тебе, и неуемное любопытство может причинить большие страдания всем людям.Чему учит сказка «Царевна-лягушка» Сказка эта учит нас прежде всего слушаться родителей, даже если их просьбы кажутся странными, учит верить своим любимым и не быть слишком любопытным, учит терпению, учит умению отвечать за свои ошибки, учит быть благодарным, справедливым, добрым.Отзыв на сказку «Царевна-лягушка» Мне эта сказка очень нравится. Необычный образ царевны-лягушки, которая превращается в Василису Премудрую кажется очень привлекательным. Василиса была такой умной, что ее отец Кощей даже превратил ее в лягушку, но она все равно нашла свое счастье. Конечно и Иван Царевич молодец, он не остановился перед трудностями и нашел свою Василису. В этой истории много чудесного и местами смешного.Признаки волшебной сказки в сказке «Царевна-лягушка»
- Волшебные превращения — в лягушку, в голубку
- Волшебный помощник — клубочек
- Волшебные существа — баба-яга, Кощей
- Троекратные повторы: три сына, три невестки, три стрелы, три задания царя, три дня, три года, три хлеба, три пары сапог.
Пословица к сказке «Царевна-лягушка» Не по виду суди,а по делам гляди. Умел сказать, умей и ответ держатьКраткое содержание, краткий пересказ сказки «Царевна-лягушка» Было у царя три сына и решил царь, что пора сыновьям жениться. Велел взять им луки и пустить стрелы куда глаза глядят. Пустили сыновья стрелы, у старшего на боярский двор залетела, у среднего к купцу, а у младшего на болото. Пошел младший сын стрелу искать, смотрит лягушка ее держит. Не хотел Иван-царевич лягушку брать, но та его уговорила. А царь увидел лягушку, посмеялся, и сказал сыну на ней жениться. Приказал царь невесткам за ночь хлеб испечь. Расстроился Иван, а лягушка его спать укладывает, кожу сбрасывает и Василисой Премудрой становится. Испекла он хлеб с городами, зверями и птицами. Царь хлеб старшего сына велел дворне отнести, хлеб старшего сына — от большой нужды есть, а хлеб младшего сына только по праздникам кушать. Велел царь ковер выткать. Опять лягушка кожу сбросила и выткала ковер с цветами и узорами. Царь ковер старшего сына велел на лошадь надеть, ковер среднего сына у ворот положить, а ковер младшего по праздникам расстилать. Пригласил царь сыновей с невестками на пир. Иван вперед пошел, а лягушка сказала чуть позже приедет. И вот смеются гости над Иваном, а тут гром и молнии — лягушонка в коробчонке едет. Да только приехала карета и Василиса Премудрая. Все гости были поражены. А Василиса ест, косточки за один рукав складывает, вино за другой заливает. Как пошли танцевать, махнула Василиса руками — озеро с лебедями получилось. А другие невестки махнули руками — гостей облили, да костями закидали. Тут Иван домой сбегал, да кожу спалил. А Василиса увидела, опечалилась. Три дня не хватило ей для того, чтобы от колдовства освободиться. Превратилась Василиса в голубку и улетела к Кощею, отцу своему. Опечалился Иван, взял три хлеба железных и трое сапог железных, и пошел жену искать. Долго шел, два хлеба съел, две пары сапог сносил, встретил старика. Дал старик Ивану клубок и пошел Иван за клубком. Встретил по дороге медведя, селезня, зайца и щуку, но не убил, а отпустил. Пришел Иван к бабе-яге, та его накормила и напоила, да рассказала, что Василиса Премудрая у Кощея в плену. А смерть Кощея в сундуке на дубу лежит. Нашел Иван тот дуб, прибежал медведь, вырвал дуб с корнем, из сундука заяц выбежал, да только заяц Ивана его догнал. Из зайца утка — ее селезень поймал, яйцо в воду упало — его щука принесла. Сломал Иван Царевич иголку и умер Кощей. Вышла к нему Василиса Премудрая и стали они счастливо жить.Иллюстрации и рисунки к сказке «Царевна-лягушка»
«Царевна-Лягушка» – замечательная народная сказка о том, как Иван Царевич волей судьбы женился на лягушке, а на деле оказалось, что его женой стала Василиса Премудрая, заколдованная Кощеем.
Краткое содержание «Царевна-Лягушка» для читательского дневника
ФИО автора: Русская народная сказка, записанная Афанасьевым Александром Николаевичем.
Название: Царевна-Лягушка
Число страниц: 53. «Царевна-лягушка». Издательство «АСТ». 2004 год
Жанр: Сказка
Год написания: 1886 год
План
- Главные герои
- Сюжет
- План пересказа
- Главная мысль
- Чему учит
- Отзыв
- Пословицы
- Что понравилось
Главные герои
Иван Царевич – младший сын царя, добрый, верный, жалостливый.
Василиса Премудрая – красивая, мудрая девушка, искусная мастерица, превращенная в лягушку.
Царь – хитрый старик с чувством юмора.
Баба-Яга – колдунья, которая помогла Ивану в поисках Василисы.
Кощей Бессмертный – злой волшебник, отец Василисы Премудрой.
Сюжет
Однажды царь решил женить трех своих сыновей. Он каждому раздал луки и велел пустить по одной стреле – куда стрела упадет, там и невесту нужно искать. У старшего сына стрела залетела в боярский двор, у среднего – в купеческий, а у младшего – на болото. Отправился Иван Царевич на поиски стрелы и увидел ее в лапах лягушки. Та принялась уговаривать юношу забрать ее, и он согласился. Увидев лягушку у младшего сына, царь рассмеялся и велел на ней жениться.
Чтобы проверить мастерство своих невесток, приказал им царь за ночь испечь хлеб. Расстроился Иван, но лягушка его успокоила. Ночью она обернулась в Василису Премудрую, и испекла чудесный каравай с городами, птицами и зверями. Царю очень понравился этот хлеб, а стряпню старших невесток он приказал дворне отнести.
В следующий раз царь велел невесткам соткать ковер. Ночью лягушка вновь превратилась в Василису Премудрую и выткала красивый ковер с узорами и цветами. Увидев его, царь велел расстилать его только по праздникам, а ковры старших невесток убрать с глаз долой.
Царь захотел познакомиться с женами своих сыновей, и устроил пир. Лягушка сообщила Ивану, что появится на пиру чуть позже. Братья посмеивались над Иваном, но вдруг ударил гром и молния, и приехала карета с прекрасной Василисой Премудрой. Во время танца она взмахнула руками, и появилось озеро с лебедями. Все гости были поражены женой Ивана, который, недолго думая, отправился домой, чтобы сжечь лягушачью кожу. Узнав об этом, Василиса опечалилась – ей оставалось всего три дня, чтобы освободиться от колдовства. Обернувшись голубкой, улетела он к Кощею, своему отцу.
Отправился Иван Царевич на поиски жены. Сносив две пары сапог, он встретил старика, который дал ему клубок и посоветовал идти за ним. По дороге царевич встретил медведя, зайца, селезня и щуку, но не убил их, а отпустил. Клубок привел Ивана к избушке Бабы-Яга. Та, услышав о его беде, рассказала, как одолеть Кощея, который держал в плену Василису.
Иван Царевич нашел дуб, в котором в сундуке, в яйце, на конце иглы находилась смерть Кощея. Медведь, заяц, селезень и щука помогли Ивану добыть заветную иглу, которую он тут же сломал и освободил свою жену. С тех пор Иван Царевич и Василиса Премудрая жили долго и счастливо.
План пересказа
- Поиск невест.
- Жена Ивана Царевича – лягушка.
- Первое задание царя – каравай.
- Второе задание – ковер.
- Царский пир.
- Появление Василисы Премудрой. Иван сжигает лягушачью кожу.
- Поиск Василисы.
- Старичок и волшебный клубок.
- Баба-Яга открывает тайну Кощея.
- Смерть Кощея и счастливое избавление Василисы.
Главная мысль
Излишнее любопытство может стать причиной серьезных проблем.
Чему учит
Сказка учит доверять любимым людям, быть терпеливыми, добрыми, справедливыми, также учит отвечать за свои поступки.
Отзыв
Сказка волшебная, завораживающая. Особенно выделяется образ Василисы Премудрой – очень умной и красивой девушки, которая нашла свое счастье, несмотря на злые чары Кощея Бессмертного.
Рисунок-иллюстрация к сказке Царевна-лягушка.
Пословицы
- Не по виду суди, а по делам гляди.
- Умел сказать, умей и ответ держать
Что понравилось
Понравилась настойчивость Ивана Царевича, который преодолел немало невзгод, чтобы отыскать Василису Прекрасную и навсегда избавить ее от злых чар Кощея Бессмертного.
Здесь даны основные сведения о русской народной сказке «Царевна-лягушка», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой сказки.
Краткие сведения о произведении
Русская народная сказка «Царевна-лягушка» существует в нескольких обработках. Здесь представлено краткое содержание и краткий пересказ этой сказки в обработке А. Афанасьева.
Главные герои сказки
Другие персонажи
Очень краткое содержание для читательского дневника
По велению царя его сыновья должны были жениться. Приказал он им так выбрать невест: выстрелить в чистом поле из лука. Где стрела упадёт, там и должен каждый был искать себе невесту.
Младший сын, Иван-царевич, нашёл свою стрелу в болоте. Пришлось ему жениться на лягушке.
С заданиями царя лягушка справлялась лучше жён старших сыновей. На пир она приехала в облике красавицы.
Иван царевич сжёг лягушачью кожу, чтобы жена всегда оставалась красавицей. Но из-за этого жена его исчезла. Нашёл её царевич у Кощея Бессмертного, победил этого злодея и освободил свою жену.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
У царя было три сына. Велел он им жениться. Чтобы найти невесту, каждый из сыновей должен был в чистом поле наугад выстрелить из лука. На чей двор стрела прилетит, там и должен был свататься молодец.
Стрела старшего брата упала на боярский двор к боярышне. Среднего брата стрела прилетела на двор купца к купеческой дочери.
А стрела младшего брата, которого звали Иваном-царевичем, долетела до болота. Там её поймала лягуша-квакуша.
Иван царевич огорчился, но отец заставил его жениться на лягушке.
Когда сыновья женились, царь приказал, чтобы их жёны испекли ему к завтрашнему дню хлеб.
Пришёл Иван-царевич домой невесел и рассказал лягушке о приказе отца. Та его успокоила, уложила спать, а сама сбросила кожу лягушачью и превратилась в красавицу Василису Премудрую. Вышла она на крыльцо, позвала мамок-нянек и велела им испечь такой хлеб, какой она ела, живя у батюшки.
Утром Иван-царевич увидел прекрасный хлеб и отнёс его отцу. Царю очень понравился этот хлеб. Отдал он сыновьям новый приказ: чтобы их жёны соткали по ковру за одну ночь.
Иван-царевич огорчился и поведал о приказе лягушке. Снова она успокоила его да спать уложила.
Мамки-няньки за ночь соткали ковёр, изукрашенный узорами и златом-серебром.
Очень был доволен царь, поблагодарил Ивана-царевича за ковёр. И сразу же приказал, чтобы все три сына пришли к нему вместе с жёнами, чтобы люди на них посмотрели.
Пришёл Иван-царевич домой грустный, сообщил лягушке о приказе отца. Лягушка сказала, чтобы он один шёл в гости к царю. Велела она, чтобы царевич, услышав стук-гром, сказал, что «это лягушонка в коробчонке едет».
Так он и сделал. Подъехала к дворцу красивая карета, запряжённая в шесть лошадей. Вышла из неё красавица — Василиса Премудрая.
Когда гости пировали, Василиса Премудрая остатки питья из стакана вылила себе в рукав, поела, а косточки лебединые спрятала в другой рукав.
Жёны старших царевичей сделали то же самое.
Стала Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула она рукой — появилось озеро, махнула другой — поплыли по нему лебеди.
И жёны братьев Ивана-царевича начали плясать и махать руками, но из рукавов только брызги воды летели да кости. Одна в глаз царю угодила. Разгневался он и прогнал жён старшего и среднего сына.
Иван-царевич поторопился первым прийти домой. Нашёл кожу лягушачью и сжёг её. Приехала жена, не нашла кожу. Опечалилась Василиса Премудрая и сказала царевичу, что если бы он подождал немного, была бы она вечно его женой. Попрощалась и сказала, чтобы искал Иван-царевич её «за тридевять земель, в тридесятом царстве — у Кощея Бессмертного».
Превратилась она в белую лебедь и вылетела в окно.
Закручинился Иван-царевич и пошёл куда глаза глядят. Встретился ему старичок, узнал о несчастье царевича и сказал, что отец Василисы Премудрой сердился, что она умнее его и велел, чтобы она была лягушкой три года.
Дал старичок царевичу клубочек и велел идти туда, куда он покатится. Иван-царевич так и сделал.
Встретился ему в поле медведь, хотел убить его царевич. Медведь попросил оставить его в живых и обещал пригодиться когда-нибудь. Пожалел царевич медведя.
Встретились ему в пути селезень и заяц, они тоже просили их не убивать и обещали пригодиться. Пожалел их Иван-царевич.
На морском берегу увидел он щуку. Попросила она пустить её в море. Иван-царевич бросил её в воду и пошёл снова за клубочком. Привёл клубок его к избушке на курьих ножках. Попросил царевич, чтобы избушка встала к нему передом, а к морю задом. Когда избушка повернулась, царевич зашёл в неё.
Увидел он на печи бабу-ягу. Спросила баба-яга, зачем добрый молодец к ней пожаловал. Иван-царевич сказал, чтобы сначала его напоила-накормила, выпарила в бане, а потом и спрашивала.
Когда баба-яга всё это сделала, царевич поведал ей, что ищет Василису Премудрую. Баба-яга сказала, что Василиса Премудрая сейчас у Кощея Бессмертного, которого победить очень трудно. Смерть его на кончике иголки, иголка в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук — на дубу. Дуб охраняет Кощей Бессмертный.
Сказала баба-яга, где это дерево растёт. Дошёл Иван-царевич до дуба, не зная, как достать с него сундук. Прибежал медведь, выворотил дуб из земли, сундук разбился.
Выскочил оттуда заяц — да наутёк. За ним погнался другой заяц, разорвал первого в клочки.
Из зайца выпорхнула утка, её догнал в небе селезень, ударил, яйцо утка и выронила прямо в море.
Заплакал Иван-царевич, но вынырнула из моря щука и дала ему яйцо. Разбил царевич яйцо, достал иголку, обломил её кончик — и помер Кощей.
А Иван-царевич с Василисой Премудрой вернулись домой и долгие годы жили счастливо.
Заключение к краткому пересказу
В сказке «Царевна-лягушка» раскрыты следующие темы:
Основная мысль (идея) состоит в том, что ради любви нужно быть готовым преодолеть любые трудности и препятствия.
Сказка учит:
Краткое содержание сказки может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.
Вам также будет интересно почитать:«Размышления у парадного подъезда» — краткое содержание стихотворения Н. А. Некрасова«Приключения Оливера Твиста» — краткое содержание и пересказ по главам романа Ч. Диккенса«Анна Каренина» — краткое содержание и пересказ по частям и главам романа Л. Н. Толстого«Василий Тёркин» — краткое содержание и пересказ по главам поэмы А. Т. Твардовского
В русской народной сказке «Царевна-лягушка» главный герой – младший сын царя Иван. Начинается сказка с того, что царь решил трех своих сыновей женить, а жен для себя выбирать сыновьям пришлось необычным способом. Каждый из них пустил из лука стрелу. Куда стрела упала, там и жену искать следует. У двух старших братьев стрелы попали на боярский, да на купеческий двор. Там они и жен себе нашли. А у Ивана-царевича стрела улетела на болото, там ее лягушка и подняла.
Дал царь второе задание – испечь для него хлеб. И опять лягушка превратилась в Василису Премудрую, да хлебом занялась. Наутро ее хлеб опять царю больше всех понравился. Велел он сыновьям явиться на царский пир вместе с женами. Иван опять загрустил – как же он с лягушкой на пир явится? А жена велела ему не печалиться, одному на пир ехать, а она позже явится.
Только гости на пиру за стол сели, раздался шум и грохот, подъехала карета и вышла из нее Василиса Премудрая, красотой своей всех так и сразила. На пиру она чудеса показывала — озеро сотворила, и лебеди в нем плавали. А Иван улучил момент, съездил домой и спалил лягушачью кожу.
Но Василиса Премудрая, узнав об этом, сильно расстроилась и сказала Ивану-царевичу, что теперь искать ее придется у Кощея Бессмертного. Превратилась она в кукушку и улетела.
Пришлось Ивану в дальнюю дорогу собираться. Шел он долго и повстречал человека, который дал ему волшебный клубок. Куда клубок катится, туда и идти надо.
По дороге Иван-царевич встретил медведя, хотел его убить, но медведь попросил его о пощаде и сказал, что пригодится. Позднее Ивану повстречались селезень, заяц и щука, и он тоже пощадил их, не стал убивать.
Набрел он на избушку Бабы Яги. Та ему и поведала, как Кощея одолеть. Оказывается, смерть Кощея была спрятана в сундуке на высоком дубе. Пошел Иван-царевич искать этот дуб. А как нашел, тут и звери ему пригодились. Медведь дуб повалил, сундук разбился. Из него заяц выскочил, да его другой заяц догнал. Тогда из зайца утка вылетела, но ее селезень перехватил. Утка та яйцо выпустила, оно в море упало. Но щука яйцо нашла и принесла его Ивану. Разбил Иван-царевич яйцо, достал из него иголку и отломил у нее кончик. Тут и Кощею конец пришел. А Иван нашел Василису Премудрую во дворце Кощея, и с ней домой воротился.
Таково краткое содержание сказки.
Главный смысл сказки «Царевна-лягушка» состоит в том, что за своё надо уметь постоять. Каким образом? Избавился Иван от ненавистной лягушачьей кожи раньше времени — тем самым совершил ошибку. Вынуждена была жена его к Кощею Бессмертному вернуться. Но Иван проявил твёрдость, сумел постоять за своё — и добился положительного результата — вернул Василису Премудрую. Сказка учит действовать согласованно, по взаимной договоренности, а не совершать опрометчивых поступков.
Сказка «Царевна-лягушка» учит нас своего добиваться. Совершил ошибку — исправляй! Сказка учит проявлять участие и милосердие к окружающим. Иван-царевич не стал губить животных, и они ему добром отплатили, помогли с Кощеем справиться.
В этой сказке мне понравилась Баба-Яга. В отличие от других сказок с ее участием, здесь Баба-Яга не только не причинила никому зла, но и оказала неоценимую услугу главному герою – подсказала ему, как Кощея Бессмертного одолеть.
Какие пословицы подходят к сказке «Царевна-лягушка»?
«Царевна-лягушка» главная мысль сказки понятна, если прочитать ее краткое содержание.
«Царевна-лягушка» главная мысль
Сказка «Царевна-лягушка» показывает что оценивают человека не по внешности, а по делам. Дети должны научиться видеть внутренние качества человека, которые могут скрываться «под лягушечьей кожей».
Сказка говорит о счастье настоящих отношений между людьми, не омраченных помыслами о знатности и богатстве. В ней воплощена мечта о жизни, достойной внутренних качеств человека. Эта мечта – основа идейно-художественного целого. Сказка выражает также мечту о торжестве справедливости, которой реальный мир не знает.
В сказке прославляются лучшие качества человека — в этом нет ничего волшебного. Чудеса только подчеркивают ценность этих качеств. В сказке есть герои, чьи качества осуждаются народом. Осуждение явно чувствуется в эпизоде начала пира, когда старшие братья и их жены смеются над Иваном-царевичем из-за его жены-лягушки. В сцене пира высмеивается бездумное подражание жен старших сыновей действиям Василисы Премудрой. Чтобы подчеркнуть негативное отношение к этим героиням, в сказке преувеличиваются недостатки работы старших невесток: их хлеб царь отсылает на кухню, их ковры — к порогу, ноги вытирать.
Используемые источники:
- http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/03/blog-post_4.html
- https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/carevna-lyagushka.html
- https://blmb.ru/carevna-lyagushka-kratkoe-soderzhanie/
- https://detskiychas.ru/school/rodnoye_slovo/otzyv_tsarevna_lyagushka/
- https://kratkoe.com/tsarevna-lyagushka-glavnaya-myisl-skazki/
Настоящее имя Царевны-лягушки. (Василиса Премудрая.)
Имя девочки, которой коровушка говорила: «Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — всё будет сработано». (Хаврошечка.)
Имя непослушного братца Алёнушки. (Иванушка.)
Кто помог зайчику выгнать лису из лубяной избушки? (Петух.)
Кто тянул репку перед Жучкой? (Внучка.)
Как называется самый известный сборник арабских сказок? («Тысяча и одна ночь».)
В какой сказочной стране живет Шалтай-Болтай? (Зазеркалье.)
Любимые грибы Бабы Яги. (Мухоморы.)
Кому удалось собрать оброк с чертей? (Балде.)
Кто летал на пушечном ядре? (Барон Мюнхгаузен.)
Самый известный милиционер на свете. (Дядя Степа.)
В кого превратилась Царевна-лягушка? (В Васшшсу Прекрасную.)
Как звали мальчика, у которого жили игрушечные зверюшки: медвежонок, ослик, поросенок, кролик, сова и другие? (Кристофер Робин.)
Самая несчастная птица из сказки Андерсена. (Гадкий утенок.)
Петрушка, Василек, Хвощ, Колобок, Букашка, Сморчок, Синичка — чьи это имена? (Гномов.)
Кличка крысы из сказки о приключениях Буратино. (Шушара.)
Кто путешествовал в страну лилипутов и в страну великанов? (Гулливер.)
Героиня, ставшая женой эльфа. (Дюймовочка.)
Кому удалось рассмешить царевну Несмеяну? (Емеле.)
Птица, чьи перья светятся ярким светом. (Жар-птица.)
Многоглавый огнедышащий дракон. (Змей Горыныч.)
Герой, который был помещён на шпиль самой высокой башни. (Золотой петушок.)
В какой сказке есть молочная речка с кисельными берегами? («Гуси-лебеди».)
Где спрятался уцелевший козлёнок из сказки «Волк и семеро козлят»? (В печке.)
«У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи — я никого не боюсь!» Из какой сказки этот страшный зверь? («Заяц-хваста».)
Какие цветы выращивали Кай и Герда? (Розы.)
Сказка с фруктовыми и овощными жителями. («Приключения Чиполлино».)
Как звали трёх медведей из сказки «Три медведя»? (Михал Иваныч, Настасья Петровна, Мишутка.)
Как звали двух братьев-морозов из сказки «Два мороза»? (Красный нос, Синий нос.)
Герои какой сказки жили у самого синего моря в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года? (Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».)
Какую рыбу поймал Емеля? (Щуку.)
Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку.)
Чем угощала лиса журавля? (Манной кашей.)
Имя сладкоежки, живущего на крыше. (Карлсон.)
У какого кота в хозяйстве была корова по кличке Мурка? (У кота Матроскина.)
Имя мальчика, который в наказание за невежливость был превращен гномом в маленького человечка и совершил путешествие вместе со стаей гусей? (Нильс.)
Кем в итоге оказался Гадкий утёнок? (Лебедем.)
За какими цветами отправилась в лес под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками.)
Кто одолел Тараканище? (Воробей.)
Какого роста был Конёк-Горбунок? (Три вершка.)
В какой деревне разносит почту Печкин? (В Простоквашино.)
Что подарил Винни-Пух ослику Иа-Иа на день рождения? (Горшок без мёда.)
Как звали отца Буратино? (Карло.)
Как называется сеть, в которую попала золотая рыбка? (Невод.)
Как звали гуся, на котором совершил путешествие Нильс? (Мартин.)
Какой титул носил Лимон из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино»? (Принц Лимон.)
Из какого инструмента сварил суп солдат в русской сказке? (Из топора.)
Как звали сына царя Салтана? (Гвидон.)
Кличка пуделя Мальвины. (Артемом.)
Какого цвета волосы Мальвины? (Голубого.)
В какой сказке зима встречается с летом? («Двенадцать месяцев».)
Название города, в котором жил незнайка. (Цветочный.)
Какое слово выкладывал Кай из льдинок? (Слово «вечность».)
Кличка кошки Фрекен Бок. (Матильда.)
Во сколько часов Золушка должна была вернуться с бала? (В 12 часов ночи.)
Прибор, отличительная особенность Карлсона. (Пропеллер.)
Дерево, украшенное золотой цепью. (Дуб.)
Умывальников Начальник. (Мойдодыр.)
Грозный разбойник, враг Айболита. (Бармалей.)
Название сказки, в которой девушке удалось разрушить злые чары, наложенные на прекрасного принца, превращенного в чудовище. («Аленький цветочек».)
В какой сказке К. Чуковского описаны сразу два веселья: именины и свадьба? («Муха-Цокотуха».)
Кто из перечисленных персонажей был героиней одной из сказок А. С. Пушкина: Царевна-лягушка, Золушка, Царевна-лебедь? (Царевна-лебедь.)
Где проживал Карлсон? (На крыше.)
Директором чего был Карабас — Барабас? (Кукольного театра.)
Какой маленький предмет всю ночь мешал спать принцессе? (Горошина.)
Какое самое первое желание Страшилы выполнила Элли? (Сняла с шеста.)
Какой месяц подарил падчерице возможность собрать подснежники? (Март.)
Почему гусиная стая все же разрешила Нильсу путешествовать вместе с ними? (Спас гусей от лиса Смирре.)
Каких вещей в сказке «Цветик семицветик» было по 7 штук? (Баранок, лепестков, белых медведей.)
Кто подарил девочке красную шапочку? (Ее бабушка.)
Какие животные шли в Бремен, чтобы стать музыкантами? (Осел, петух, кот и собака.)
Сколько часов каждая пара уток держала в клюве прутик с лягушкой-путешественницей? (По два часа.)
Какой предмет перемещал с места на место героев сказки «Аленький цветочек»? (Золотой перстень.)
Где Дядя Федор раздобыл деньги для покупки трактора? (Нашел клад.)
Кто Золушке дал такое имя? (Младшая дочка ее мачехи.)
В каких зверей по просьбе кота в сапогах превращался людоед? (Во льва и мышку.)
Как звали великана, побывавшего в стране лилипутов? (Гулливер.)
Как назывался город, в котором жил Незнайка? (Цветочный.)
О какой сказке идет речь: джунгли, волки, ребенок? (Маугли.)
Какое имя было у медвежонка-поэта? (Винни-Пух.)
В какой сказке хищная рыба исполняла желания? («По щучьему велению».)
Чью избушку заняла коза-дереза? (Зайчика.)
Корешки или вершки отдал мужик медведю, когда выкопал репу? (Вершки.)
Кто в сказке «Репка» стоял по счету четвертым? (Жучка.)
Приняла ли предложение цапля выйти замуж за журавля? (Нет.)
Кто влезал корове в одно ушко, а вылезал в другое, и таким образом выполнял трудную работу? (Крошечка-Хаврошечка.)
Иванушка стал козленочком, попив воды из козьего копытца. А как он превратился опять в мальчика? (Три раза перекувыркнулся через голову.)
В какой сказке медведей звали: Михаил Иванович, Мишутка и Настасья Петровна? («Три медведя».)
Кого пытался заморозить Мороз – Синий нос? (Мужика.)
Какие продукты попросил солдат у старухи, чтобы сварить кашу из топора? (Крупу, масло и соль.)
На каком музыкальном инструменте играл кот у лисьей избушки, чтобы спасти петушка? (На гуслях.)
Где сидел Мальчик с пальчик, когда пахал поле? (В ухе у лошади.)
Как звали девушку, которую Кощей Бессмертный превратил в Царевну-лягушку? (Василиса Премудрая.)
Какое блюдо предложил попробовать журавль лисе, пододвинув ей кувшин? (Окрошку.)
Почему старик завез свою дочь зимой в лес и оставил там? (Так приказала старуха-мачеха.)
Из чего дед сделал внучке смоляного бычка? (Из соломы, палок и смолы.)
Как получилось, что Иван-царевич ездил на волке, а не на коне? (Волк съел коня.)
Какое дерево грызла ведьма, чтобы достать Терешечку? (Дуб.)
Как у стариков появилась дочка Снегурочка? (Сами вылепили из снега.)
Чем закончилась сказка «Теремок»? (Звери построили новый теремок.)
Какое число встречается в сказках чаще всего? Какие ещё числа встречаются в сказках? (Число 3 — три брата, три всадника, тридевятое царство, три года. Ещё ДВОЕ из ларца, СЕМЕРО козлят и т.д.)
Какие всадники встретились Василисе Премудрой на пути в Бабе Яге? Кто это был? (Красный, белый и чёрный всадники. Это были белый день, красное солнышко и тёмная ночь)
Кто из сказочных персонажей использовал хвост в качестве удочки? (Волк в сказке «Лиса и Волк»)
Сказочная владелица, пожалуй, первого летательного аппарата. (Баба-Яга)
Какие ещё сказочные транспортные средства вам известны? (Печка у Емели, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы)
Уникальный рецепт вкусного и питательного блюда из строительного инструмента? (Каша из топора)
Сколько человек участвовало в сборе небывалого урожая репы? (Трое. Все остальные – звери)
Кто помог брату и сестре из сказки «Гуси-лебеди» убежать от Бабы- Яги? (Мышка)
Она бывает живой и мёртвой. (Вода)
Что такое сусек? (Ларь или отсек в амбаре для хранения зерна и муки)
Где хранится смерть Кощея? (На кончике иглы)
Музыкальный инструмент, на котором подыгрывали своему рассказу сказители в давние времена? (Гусли)
Что случилось с избушкой Лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Она растаяла, потому что была сделана изо льда)
Из какой посуды угощали друг друга Лиса и Журавль? (Из тарелки и кувшина)
Какую рыбу выловил Емеля? (Щуку)
Вспомните ещё одну рыбку-волшебницу. Правда, она не из русской народной сказки. (Золотая рыбка)
Почему братец Иванушка превратился в козлёнка? (Не послушался сестры и попил из копытца)
В какое время года происходит действие сказки «По щучьему велению»? (Зима, так как щуку выловили из проруби)
Кто был помощником Хаврошечки? (Коровушка)
Кому удалось прогнать Лису из Заюшкиной избушки? (Петуху)
Кому принадлежит присказка: «битый небитого везёт»? (Лисе)