Какое же детство без волшебных историй? Баба-Яга, Снегурочка, Дед Мороз, а также Винни Пух, Герда с Каем и другие герои сказок были неотъемлемой частью первых лет нашей жизни, чтобы потом уступить место реальности. Но, как говорил мудрец Клайв Льюис, придумавший Нарнию: «Однажды вы станете такими взрослыми, что снова начнёте читать сказки». Вы готовы к встрече со старыми друзьями? Точно всех помните? Проведём ревизию в рамках программы тематических выходных в ЭТНОМИРе, посвящённых сказкам и легендам.
Баба-Яга и аналоги
Главная страшилка нашего детства – пожилая женщина со сверхъестественными способностями, ведущая уединённый образ жизни в глухом лесу. Если вас не пугали Бабой-Ягой, значит, вы всегда слушались взрослых и доедали всю кашу. Жительницу избушки на курьих ножках принято считать русским персонажем, однако ж среди сказочных героев других народов мира у неё есть коллеги. Причём куда более свирепые злодейки. Старуха Лаума, гроза литовских детей, вооружена металлическим кнутом, а тюркская Шамус-баба ходит с огромным молотом и клещами. И обе не прочь закусить человечиной.
Кот-Баюн и аналоги
Сказок много не бывает – поэтому охочие до волшебных историй для этих целей старались поймать Кота-Баюна. Задача была не из лёгких – мало того что усатый исполинских размеров обитал в доме Бабы-Яги, так ещё и охотиться на него надо в железных доспехах. Но усилия вознаграждались сторицей – косматый котяра без устали развлекал нового хозяина мурчанием увлекательнейших сказок. Его исландский аналог – Йольский кот, делящий пещеру с людоедкой Грилой, – обладает более крутым нравом. Интересных историй от этого гиганта не дождёшься – он так и норовит утащить на ужин пару-другую непослушных детей. Особенно этот гурман любит лентяев, поэтому, кстати, в северных странах потомки викингов стараются радовать себя к Рождеству шерстяной обновкой – надо же показать Йольскому коту, что ты в течение года не бил баклуши, а усердно зарабатывал себе на свитер.
Чудо-юдо и прочие драконообразные
Чудо-юдо – универсальный сказочный персонаж. В зависимости от фантазии автора он мог быть и рыбой-китом, и морским гигантом, и ужасным драконом, и хитрым змеем. Без победы какого-нибудь огнедышащего чудища (например, Змея Горыныча) биография богатыря была бы неполной. Благо у каждого монстра всегда имелось слабое место, которое выяснялось по ходу дела при помощи других персонажей. Без чудищ невозможно представить и фольклор других народов – там сказочные герои тоже сражаются с драконами, хранителями несметных богатств и ревностными сторожами красивых девушек.
Колобок
В шорт-лист известных сказочных героев входит и вполне мирный Колобок – правда, его жизнь закончилась не очень позитивно. Но симпатию шарообразный кусочек теста вызывает неизменно – ещё бы, ведь это прообраз самого солнца, тёплого и греющего. Если бы круглобокий искатель приключений был более осмотрительным, его история была бы длиннее. Но, согласитесь, лучшей демонстрации последствий непослушания и придумать нельзя, так что Колобок свою миссию выполнил безукоризненно.
Главный герой – Иван-дурак
Иван-дурак – один из самых известных сказочных героев. И нет ничего обидного в сопровождающем его эпитете. Разве мог глупец найти молодильное яблочко, стать лучшим другом Конька-Горбунка или с максимальной выгодой использовать волшебную щуку? То-то и оно. Слово «дурак» примерно до XVII века имело иное значение. Наши предки, опасаясь сглаза, лишний раз не произносили вслух имена малышей. Так в многодетных семьях и повелось: Первак, Вторак, Третьяк – то есть родившийся первым, вторым и третьим. А самых младших называли Другаками – «другими», «следующими». Так что Иван отнюдь не простофиля, а младший сын. Зато какой!
Схожие по сюжету главные герои сказок других стран слишком рафинированные: образцовое поведение, устойчивая психика, отменные манеры, безупречная внешность… Что принц из «Золушки» или «Белоснежки», что Филипп из «Спящей красавицы» – просто душки без малейшего изъяна. Скучно! В подмётки нашему Ивану не годятся. Он не хуже современных коуч-тренеров делится лайфхаком, как лежа на печи получить огромное состояние, всеобщее признание и красавицу-жену. Например, Василису Прекрасную или Премудрую – обе хороши! Сказочные барышни – они и умные, и находчивые, и умелые, и сами из любой передряги выйдут, и жениха спасут. В сказке про Морского царя Василиса и церковь строит, и за ночь целое поле ржи выращивает, лишь бы Ивана её отец на дно озера не утащил. А в образе царевны-лягушки даже караваи мудрёные печь ухитрялась.
Главные герои сказок – как положительные, так и отрицательные – учат жизни. Что такое хорошо, а что плохо, насколько важно проявить смекалку, быть храбрым и не сдаваться, приходить на помощь и ценить добро.
Улица Мира
ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Улица Мира в ЭТНОМИРе – уникальный проект, сердце этнографического парка. Не хватит и дня, чтобы внимательно осмотреть все дома и павильоны, которые знакомят с архитектурой, культурой, традициями, ремёслами и гостеприимством разных народов мира. Это самая удивительная улица на свете.
Выставочный комплекс представит собой 15 павильонов общей протяжённостью в 1,5 километра. Каждый из павильонов задуман как отражение культуры и традиций разных регионов мира: старинной Европы, загадочного Востока и самобытной Азии, жаркой Африки, солнечных Австралии и Океании, и, конечно, стран Нового Света – Северной и Латинской Америки. Многое в ЭТНОМИРе уже построено, но в проектах – ещё больше. ЭТНОМИР растёт и развивается, приезжайте гулять и познавать мир вместе с нами!
Исследовательский проект на тему:
«Загадочный образ Бабы-Яги в русских народных сказках»
Выполнила : ученица 3 класса «В»
Окунева Дарья
Руководитель : Пономаренко О.Ю, учитель начальных классов МБОУ г. Иркутска гимназии№1
2021г .
Объект исследования —
Баба Яга в русских народных сказках
Предмет исследования
Цель работы: Определение роли Бабы-Яги: добрая старушка или злая ведьма
- Роль Бабы-Яги в сказках
- Моя гипотеза – я считаю, что Баба-Яга – злая ведьма, потому что:
- — всем вредит
- — создает трудности
- — похищают детей
- — боятся дети, т.к. страшный внешний вид.
Актуальность темы
Баба-Яга – популярный персонаж русских народных сказок. Образ Бабы-Яги в русских сказках очень важен, потому что сказки с этим образом интересны были людям прошлых поколений, нам и будут, я считаю, интересны будущим поколениям. Образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир. В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов.
Характеристика образа
Свое имя Баба-Яга получила от старинного слова «ягать », значит кричать, ругаться, шуметь, бушевать.
Одни ученые считают Ягу обычной злой ведьмой, вторые величают её древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный вход в потусторонний мир.
Традиционно, у Яги только одна нога. В сказках она никогда не ходит, а лежит в своей избе или летает в ступе.
Она почти слепая. О присутствии человека, как правило узнает по запаху – «что-то русским духом запахло».
Баба-Яга бессмертная, согласно сказочным преданиям.
Баба-Яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу
- Она питается человечиной, у нее необычная (чаще всего костяная) нога.
- Но в разных сказках проявляет себя в разных образах. Работа Бабы-Яги заключалась в варке разных зелий. Она сушила травы, знала старинные заклинания от сглазу, от порчи; особой любовью у людей не пользовалась.
- Многие думают, что Баба- Яга — это злая, вредная старуха, которая постоянно делает подлости и гадости людям; во многих сказках она встречается как старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами.
Где живет Баба-Яга?
- Живет Баба-Яга в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом. Избушка Бабы Яги стоит в чаще леса или на опушке.
Образы Бабы-Яги в сказках
Яга – похитительница . Наиболее распространенный тип. Образ Яги уносящей детей, которых она пытается изжарить. Возможно данный образ возник на основе колдовского обряда, посвящения юношей в охотники.
Образы Бабы-Яги в сказках
Яга – дарительница . Она выпрашивает и дарит предметы, обладающие волшебной силой. «Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я тебе помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая» («Финист – ясный сокол»)
Образы Бабы-Яги в сказках
- Яга – воительница . Сражается с героями и побеждает многих из них. Во многих Яга сама ездит верхом на коне и сражается как богатырь. «Баба Яга накинулась на собак, на ворота, на березку, и на работницу, давай всех ругать и колотить.(«Баба Яга»)
Яга — советчица
Указывает кому обратиться за помощью или советует, что нужно сделать. «Послушай же ступай по тропинке. И дойдешь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время.» («Василиса Премудрая» )
- Яга – повелительница сил природы и животного мира (Яга повелевает утром, вечером, ночью; ветром и лесным зверьем).
- «…ты смотри — двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, белье приготовь..» («Василиса Прекрасная»)
Обратимся к поступкам Бабы-Яги
В сказках «Гуси-лебеди», «Баба Яга и Заморышек» Баба-Яга совершает злые поступки: крадет Иванушку, пытается убить братьев. Злой характер героини выдает ее речь: «Эй вы, слуги мои верные! Рубите незваным гостям буйны головы.» («Баба Яга и Заморышек»).
Обратимся к поступкам Бабы-Яги
- Но в большинстве сказок Баба-Яга совершает добрые поступки: «Заколдованная королева» – помогает солдату найти королевну, «Финист – ясный сокол» — Марьюшке найти Финист-ясного сокола.
Обратимся к поступкам Бабы-Яги
В сказке «Василиса Премудрая» Баба-Яга доброго молодца, «дорожного человека» Ивана кормит, поит, рассказывает ему про беды его и как с ними справиться… и всё! Иван уходит из гостеприимной избушки на курьей ножке живёхонек и здоровёхонек, предупреждённый обо всех врагах, готовый ко встрече с ними.
Много сказок мудрый народ сложил о том, как бабушка -Яга помогает горемыкам найти свою дорогу, своих возлюбленных. Помогает добру победить.
Вывод об образах (типах) Бабы-Яги
В волшебных сказках описывается несколько образов Бабы-Яги (похитительница, дарительница, советчица, воительница, повелительница и др.). Ее образ может быть как положительным, так и отрицательным. Напоминает , что добро и зло живут рядом, но добро всегда побеждает.
Анализ сказок нашей школьной библиотеки
- Я прочитала много сказок, провела опрос среди учащихся по теме исследования, узнала из дополнительной литературы многое о Бабе-Яге. Мне очень понравилось анализировать сказки. Я поняла, что нужно всегда внимательно относиться к чтению любого художественного произведения.
- Оказалось, что Баба-Яга всегда разная. У нее много ролей, много всегда видов. Она бывает не только злой, но и доброй, хозяйственной, гостеприимной. Сама Баба-Яга совсем не милая старушка, а все же страж между добром и злом.
- В сказке «Гуси-лебеди» Баба-Яга является отрицательным персонажем, так как похищает детей, чтобы съесть, пугает их.
- В сказке «Марья Моревна » — Баба-Яга показывает себя с отрицательной стороны. Хотела убить Ивана-царевича.
- В сказке «Морозко » Баба-Яга вроде как помогала Ивану найти свою невесту, но в тоже время и мешала.
- Благодаря своему исследованию я узнала много нового и интересного. Научилась проводить анализ полученных данных.
Образ Бабы-Яги глазами учеников
- Большинство школьников считают Бабу-Ягу сложным, вредным, страшным и опасным персонажем.
- Внешний вид ее отпугивает — беззубая женщина, у нее длинный нос, костяная нога, всегда в оборванных вещах.
- Изба, в которой много трав, мухаморов, паутин, стоит в темном дремучем лесу. С такой дружить не хочется.
- Моими одноклассниками были сделаны рисунки Бабы-Яги.
Моя сказка о Бабе-Яге
- Жили на свете две Бабы-яги. Звали их баба Эвна и баба Яврялка. Эвна была доброй, а Яврялка вредной и самодовольной.
- Эвна всегда улыбалась, пекла пироги для зверей леса, ухаживала за цветами и деревьями, а Яврялка строила козни, обижала слабых и не любила веселье.
- И вот однажды баба Эвна, делая добрые дела, заметила, что кто-то все портит. Она решила совершить все добрые дела на завтра, посадить цветы в клумбы и проследить, кто же портит. Эвна спряталась на поляне в кустах. Оказалось, что это проказы бабы Яврялки. Они начали сражаться, и выиграла баба Эвна. Добрые поступки всегда побеждают зло. Будь и ты добрее, друг!
Как я пишу сказку .
Заключение
- Образ Бабы-Яги в русских сказках очень важен, потому что сказки с этим образом интересны были людям прошлых поколений, нам и будут, я считаю, интересны будущим поколениям.
- Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:
- 1. Баба Яга – вымышленный сказочный персонаж, ее праобразом является славянская богиня смерти;
- 2. по мнению учёных, Баба-Яга в древности была либо злой ведьмой, либо богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный ход в потусторонний мир;
- 3. имя своё она получила от старинного слова «ягать», что значит «кричать, шуметь, бушевать, браниться, вздорить, ругаться»;
4. в сказках она предстает в образе безобразной старухи, живущей в лесу в избушке на куриных ножках, куда обязательно попадает главный герой;
5. по мнению юных читателей, Баба-Яга – персонаж отрицательный;
Таким образом, Баба-Яга – один из самых ярких образов русского фольклора, литературы и культуры. Сущность образа Бабы Яги в русских народных сказках имеет более глубокий смысл, нежели просто злая сварливая старуха.
Анкетирование
Мной был проведен опрос учащихся третьих классов гимназии № 1 г. Иркутска (3Б, 3В) по следующим вопросам:
- Сколько Бабе-Яге лет?
- Что нравится тебе в Бабе-Яге?
- Где живет Баба-Яга?
- На чем летает?
- Чем питается?
- Ответы учеников предоставлены в виде диаграмм:
Анкетирование Вопрос 1. Сколько лет Бабе-Яге?
Анкетирование Вопрос 2. Что нравится тебе в Бабе-Яге?
Анкетирование Вопрос 3. Где живет Баба-Яга?
Анкетирование Вопрос 4. На чем летает?
Анкетирование Вопрос 5. Чем питается ?
Спасибо за внимание!
ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО МУЗЫКЕ
«Образы Древней Руси
в сказках»
Над проектом работали:
обучающиеся 5-А класса
МОУ СОШ № 4 им. В. Бурова
Руководитель:
учитель музыки Худякова Е.А.
г.Бежецк
2014-1015 уч.год
Муниципальное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа №4 имени В.Бурова
Цель работы-
Задачи:
изучить сказочные образы Древней Руси ,
сделать вывод о их сущности и составить обобщённую характеристику любимых сказочных героев.
приобщение к истокам русской народной культуры, традициям русского народа;
понимать смысл русских фольклорных произведений, их познавательное значение;
сравнить литературный и музыкальный образ сказочных героев.
Объект исследования-
Предмет исследования-
сказочные образы Древней Руси
русские народные сказки
Методы исследования:
чтение книг;
слушание музыки;
размышления;
анкетирование;
анализ результатов.
Этапы работы над проектом:
работа с книгой – (теория, чтение и анализ русских народных сказок);
описание сказочных героев;
анкетирование учащихся 5 классов;
оформление результатов работы;
создание итоговой презентации;
создание сборника презентаций для
начальной школы по теме
«Образы Древней Руси
в русских народных сказках».
На уроках музыки мы изучаем связь музыки с различными видами искусства и науки.
Особенный интерес вызвала тема «Что за прелесть эти сказки».
Мир сказок удивителен.
Только в сказках на каждом шагу чудеса и волшебство, а главное-победа добра над злом!
Введение
ЛИТЕРАТУРА
ЖИВОПИСЬ
МУЗЫКА
Актуальность
Сказки сопутствовали народу на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку, дороги так, как может быть дорога Родина, народ и его история.
Сказки входят в жизнь человека в раннем детстве и остаются с ним на всю жизнь.
Чтобы попасть в сказочный мир, нужно не только богатое воображение, но и знания истории возникновения каждого сказочного образа.
Гипотеза
Мы предположили, что любимые герои русских сказок когда-то жили среди людей, реально существовали.
Кроме того, возможно, именно поэтому в нашей речи сохранились яркие и образные выражения , которые мы называем «сказочными»:
— «красна девица»;
— «добрый молодец»;
— «не сносить головы»;
— «поди туда, не знаю куда…» и т. д.
Они делают нашу речь более выразительной, эмоциональной.
Читаете ли вы
русские народные сказки?
Любимые сказки
«Иван Царевич и серый волк»
«Морозко»
«Гуси-лебеди»
2.Что вам нравится
в русских народных сказках?
ПОБЕЖДАЕТ ДОБРО
МНОГО ВОЛШЕБСТВА
ЕСТЬ МОРАЛЬ
3.Любимые герои
русских народных сказок
Любимые герои
русских народных сказок
4. Характеристика
любимого героя
забавная
неряшливая
весёлая
страшненькая
невезучая
4. Характеристика
любимого героя
весёлый
находчивый
смелый
красивый
умный
4. Характеристика
любимого героя
весёлый
тощий
смешной
глупый
трусливый
Баба Яга – персонаж русских сказок
— древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых.
В современном представлении Баба Яга — хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, всемогущая вещая старуха, проводник
(душ умерших) в потусторонний мир.
И одна нога у неё костяная для того, чтобы стоять в мире мёртвых.
Баба Яга
Внешний вид
Баба Яга обычно изображается в виде большой горбатой старухи с большим, длинным, горбатым и крючковатым носом.
Баба Яга, костяная нога, сидит «на печи, на девятом кирпичи»,
и у неё «зубы на полке, а нос в потолок врос».
Атрибуты
Избушка на курьих ножках
В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землёй на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу.
Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание:
«Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом».
СВЕТЯЩИЕСЯ ЧЕРЕПА
Существенным атрибутом жилища Бабы Яги является тын, на кольях которого насажены лошадиные черепа, используемые в качестве светильников.
В сказке про Василису черепа уже человеческие, но именно они являются источником огня для главной героини и её оружием.
ВОЛШЕБНЫЕ ПОМОЩНИКИ
Волшебными помощниками Бабы Яги выступают :
гуси-лебеди; «три пары рук», три всадника — белый, красный и чёрный (день, заря и ночь); Кот Баюн.
В волшебных сказках она действует в трех воплощениях:
Яга-богатырша — обладает мечом- кладенцом и на равных бьется с богатырями.
Яга-похитительница -крадет детей, унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю.
Яга-дарительница-приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели.
Три образа Бабы Яги
в фольклоре
Яга-богатырша
Яга-похитительница
Яга-дарительница
Характерная фраза
«Фу-фу,
русским духом пахнет»
Сказки, в которых
встречается Баба Яга:
«Баба Яга»;
«Гуси-лебеди»;
«Царевна-лягушка»;
«Василиса Прекрасная»;
«Марья Моревна»;
«Иван-царевич и Белый Полянин»;
«Избушка на курьих ножках»;
«Пёрышко Финиста ясна сокола»;
«Сказка о Маше и Ване»;
«Сынко –Филипко » ;
«Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»
(обработка А. Н. Афанасьева, А. Н. Толстого)
Василий Шукшин «До третьих петухов»;
Леонид Филатов «Про Федота-стрельца, удалого молодца».
Образ Бабы Яги в музыке
М.П. Мусоргский « Избушка на курьих ножках »
(«Картинки с выставки», 1874 г., )
А.К. Лядов
симфоническая поэма «Баба Яга»
(соч. 56, 1891-1904 гг. )
П. И. Чайковский
«Детский альбом»
пьеса «Баба Яга»
(1878 год)
Образ Бабы Яги нашёл отражение и в современной музыке :
«Бабушка Яга», муз.В. Окорокова, сл. Ал. Шишинина.
в исполнении ВИА «На-На» (исполняется как на русском,
так и на английском языках);
«Баба Яга» в исполнении ВИА «Ариэль»
«Бабка Ёжка»
муз. и сл. Т. Морозовой
А знаете ли Вы, что
в 2004 году село Кукобой Первомайского района Ярославской области было объявлено «родиной» Бабы Яги, там же был создан музей Бабы Яги.
Помимо русских сказок персонаж Бабы-Яги встречается в словацких и чешских сказках. Кроме того, является обрядовым святочным персонажемПомимо русских сказок персонаж Бабы-Яги встречается в словацких и чешских сказках. Кроме того, является обрядовым святочным персонажем в бывших славянских землях Каринтии в Австрии, масленичным персонажем в Черногории и ночным духом в Сербии, Хорватии и Болгарии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая над проектом, мы пришли к выводу, что сказка — необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Каждый сказочный образ имеет свою историю происхождения и значение. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.
К.И.Чуковский писал,
что цель сказочника,
и в первую очередь
народного – «воспитать в
ребенке человечность –
эту дивную способность
человека волноваться
чужим несчастьям,
радоваться радостям другого,
переживать чужую судьбу,
как свою».
httphttp://http://wwwhttp://www.http://www.zankovcomhttp://www.zankovcom/http://www.zankovcom/lithttp://www.zankovcom/lit-http://www.zankovcom/lit-methttp://www.zankovcom/lit-met3.http://www.zankovcom/lit-met3.htm — статьи по изучению нар. сказок
httphttp://http://ideahttp://idea.http://idea.mosuzeduhttp://idea.mosuzedu.http://idea.mosuzedu.ruhttp://idea.mosuzedu.ru/ 2005/projects/getannot.php?id=64 – история и современность в образе Бабы Яги
httphttp://http://wwhttp://ww.http://ww.paganismhttp://ww.paganism.http://ww.paganism.ruhttp://ww.paganism.ru/http://ww.paganism.ru/babayagahtm — о происхождении образа
httphttp://http://sfhttp://sf.http://sf.permhttp://sf.perm.http://sf.perm.ruhttp://sf.perm.ru/http://sf.perm.ru/kdhttp://sf.perm.ru/kd_http://sf.perm.ru/kd_dophttp://sf.perm.ru/kd_dop_http://sf.perm.ru/kd_dop_babahttp://sf.perm.ru/kd_dop_baba.http://sf.perm.ru/kd_dop_baba.shtml — тематические статьи по теме
httphttp://http://wwwhttp://www.http://www.trudhttp://www.trud.http://www.trud.ruhttp://www.trud.ru/http://www.trud.ru/Arhivhttp://www.trud.ru/Arhiv2002/03/15/200203150440604.http://www.trud.ru/Arhiv2002/03/15/200203150440604.htm — картинки по теме
httphttp://http://myfhologyhttp://myfhology.http://myfhology.narodhttp://myfhology.narod.http://myfhology.narod.ruhttp://myfhology.narod.ru/http://myfhology.narod.ru/heroeshttp://myfhology.narod.ru/heroes/http://myfhology.narod.ru/heroes/bhttp://myfhology.narod.ru/heroes/b/http://myfhology.narod.ru/heroes/b/babahttp://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-http://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yagahttp://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.http://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.htm — о славянских мифах
httphttp://http://sueverijahttp://sueverija.http://sueverija.narodhttp://sueverija.narod.http://sueverija.narod.ruhttp://sueverija.narod.ru/http://sueverija.narod.ru/Muzeihttp://sueverija.narod.ru/Muzei/http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jagahttp://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm — о суевериях и обрядах
httphttp://http://wwwhttp://www.http://www.bookshophttp://www.bookshop.http://www.bookshop.ruhttp://www.bookshop.ru/http://www.bookshop.ru/docshttp://www.bookshop.ru/docs/13069?http://www.bookshop.ru/docs/13069?PHPSESSIDhttp://www.bookshop.ru/docs/13069?PHPSESSID=http://www.bookshop.ru/docs/13069?PHPSESSID=chttp://www.bookshop.ru/docs/13069?PHPSESSID=c7http://www.bookshop.ru/docs/13069?PHPSESSID=c7abhttp://www.bookshop.ru/docs/13069?PHPSESSID=c7ab959796http://www.bookshop.ru/docs/13069?PHPSESSID=c7ab959796eaddhttp://www.bookshop.ru/docs/13069?PHPSESSID=c7ab959796eadd4http://www.bookshop.ru/docs/13069?PHPSESSID=c7ab959796eadd4cdechttp://www.bookshop.ru/docs/13069?PHPSESSID=c7ab959796eadd4cdec7http://www.bookshop.ru/docs/13069?PHPSESSID=c7ab959796eadd4cdec7ahttp://www.bookshop.ru/docs/13069?PHPSESSID=c7ab959796eadd4cdec7a804http://www.bookshop.ru/docs/13069?PHPSESSID=c7ab959796eadd4cdec7a804ehttp://www.bookshop.ru/docs/13069?PHPSESSID=c7ab959796eadd4cdec7a804e825304http://www.bookshop.ru/docs/13069?PHPSESSID=c7ab959796eadd4cdec7a804e825304b — -изучение фольклора в школе
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ
«Пусть ЗЛО на проделки хитро,
но всё ж побеждает ДОБРО!..»
Славяне-язычники почитали Бабу Ягу как проводницу в царство мертвых. Ее дом – избушка на курьих ножках – служила входом в загробный мир. Узнав по запаху (на самом деле, Баба Яга слепа), она обязательно топила для него баню, что означало ритуальное омовение. Затем накрывала на стол для совершения обрядовой трапезы. К счастью, сказочного персонажа была лишь условной, «временной», и позволяла ему вызволить из мертвого царства похищенную красавицу.
Внешний облик и прототипы
Как правило, Бабу Ягу изображали в облике страшной горбатой старухи с длинными седыми волосами и крючковатым . Она разъезжала свету в железной ступе, которую понуждала бежать быстрее, понукая железной палицей или пестом. Чтобы скрыть свои следы, Яга заметала их метлою и помелом.
При этом Баба Яга не обязательно злодейка. Как всякое божество, она то зла, то добра, но всегда являлась носительницей мудрости. Ей служили лягушки, черные коты, прежде всего – Кот Баюн, вороны и змеи – иными словами, в которых мудрость уживалась с угрозой.
Возможным прототипом Бабы Яги были знахарки, считавшиеся в народе ведьмами. Как правило, они жили в глубине леса, собирая там лекарственные травы и коренья. Жители деревень, хотя и побаивались их, но нередко обращались за помощью. Именно такую знахарку показал Александр Иванович Куприн в образе Мануйлихи в своей повести «Олеся».
Прямая ассоциация с Бабой Ягой возникает при знакомстве с образом ведьмы из повести Николая Васильевича Гоголя «Вечер накануне Ивана Купалы». Недаром выходит она из избушки «на курьих ножках» сначала в образе черной собаки, затем превращается в кошку, а уж потом в «согнутую в дугу» старуху «с лицом сморщившимся, как печеное яблоко».
Колоритный образ Бабы Яги в фильмах-сказках Александра Роу создал талантливый характерный актер Георгий Милляр. Внешний облик Бабы Яги в исполнении Милляра стал поистине хрестоматийным, и, хотя старая колдунья не отличалась женственностью, актер наделил ее огромным обаянием.
Совсем непривычной, аккуратной и добродушной старушкой предстала перед зрителями Баба Яга в исполнении Татьяны Пельтцер в фильме-сказке «Там, на неведомых дорожках…». Еще одну необычную Бабу Ягу – злую и коварную, но при этом молодую и весьма привлекательную сыграла в музыкальном фильме «Новогодние приключения Маши и Вити» Валентина Кособуцкая.
Баба Яга, по сей день, является одним из самых популярных сказочных персонажей и, хотя она по-прежнему считается злодейкой, ее образ все чаще трактуется с добрым юмором, поневоле вызывая читательскую и зрительскую симпатию.
Во всех различных сказках Баба Яга
самый плохой и жуткий герой. Но я видела сказки, в которых Баба Яга милая, обаятельная и добрая, она помогает людям. Но это редкость. На самом деле Баба Яга всегда с лохматыми волосами, мерзким голосом,гнилыми зубами и всегда на своем уме, она вечно в грязной и не по размеру одежде.
Баба Яга хитрая, но добро всегда побеждает зло
, поэтому редко когда ей удается съест ребенка, или вытворить что то плохое.
Баба Яга прежде всего старушка, чаще всего согбенная годами, с горбом, морщинистым лицом и крючковатым носом. Также отличительной чертой бабы Яги является костяная нога, про которую можно сказать, что это либо действительно кость и таким образом показывается связь бабы Яги с миром мертвых, либо это больная нога, возможно негнущаяся. В первом случае баба Яга предстает действительно сверхъестественным существом, а во втором возможно просто старой ведуньей или по простому ведьмой. С другой стороны современный образ бабы Яги выработался почти исключительно влиянием художественных фильмов, в частности образом созданным талантом Георгия Милляра.
В реальности символ смерти мог выглядеть куда страшнее и внушать древним славянам суеверный ужас.
Персонаж русских сказок, которую все знают как Баба Яга, выглядит очень ужасно. И это совсем неудивительно, персонаж больше отрицательный. В большинстве случаев — это некая старая чародейка, которая очень не любит людей и постоянно творит свое зло. От ее собственной злости она уже давно вся скрючилась и сморщилась, а во рту можно увидеть только лишь пару зубов.
Баба Яга это персонаж русского сказочного фольклора который привлекает всех его почитателей именно своей неопрятностью и отталкивающей внешностью в целом, поэтому в общем понимании этого слова выглядит, конечно, бабушка не особо привлекательно.
В различных сказках она выглядит по-разному. Но в основном ее изображают в виде старой бабушки с некрасивым лицом.
По сказкам и фильмам живет Баба Яга в лесу, в избушке на курьих ножках и летает на ступе. Мне кажется, что многие ведьмы, чем-то на нее похожи. Только они красивее изображаются!
Наверное для каждого ребенка, да и взрослого тоже, Баба Яга выглядит так, как он ее себе представляет, то есть у всех по разному.
Сказочная баба яга, в фильмах в основном выглядит вот так..
Для дядей и тетей Баба Яга выглядит вот так к примеру…
ну а в детских снах она наверное такая…
Согласно распространнному мнению, Баба Яга выглядит этакой старушенцией с непростым характером, довольно вредным. Ходит эта особа в драных оджках, в платке, всегда непричсанная и неумытая, очень неухоженная. Живт в избушке на курьих ножках и летает в ступе с помелом.
Чаще всего баба Яга проявляет злую сторону характера, то есть жарит маленьких детишек на сковородках в печи и строит всяческие пакости добры сказочным героям. Но иногда бывает и довольно доброй и в таких случаях на не нападает блажь всем людям хорошим помогать в поимке Кощея и подобные добрые дела.
Есть сведения, что Баба Яга является стражем на границе между миром живых и мртвых.
Хотя древние славяне прежде всего видели в Бабе Яге берегиню, жрицу, которая живт в лесу и призвана помогать благодаря своей мудрости.
А ещ бабой ягой называют злую и сварливую женщину.
В принципе, баба Яга, это женщина, пережившая климакс, неухоженная и раздраженная. У нее мощная энергетика, которая уже идет на спад, и многое уже не получается.
Эндокринная система функционирует плохо, защитные функции организма слабнут, папиломки на лице растут как грибы после дождя. Поэтому баба Яга еще шебуршит, но сделать ничего толком не может, и по этому поводу часто раздражается.
Однако, старость не радость, и хочется поболтать и о ком-то позаботиться, поэтому она гостеприимна, но все желает заполучить себе человеческого счастья с помощью магии, только сил магических уже нет. И опять бабуся остается одна со своим котом да избушкой на курьих ножках. Обыкновенная история одинокой женщины,у которой был дар, да годы уже не те, только опыт остался.
Баба Яга по-разному изображается на картинках, в мультиках и фильмах, в зависимости от фантазии художника или режиссера.
Но еще страшнее она выглядит в словесных описаниях.
Больше всего меня когда-то удивил вот такой вариант (источник — quot;Царевна-лягушкаquot; в обработке, кажется, Афанасьева).
Видимо, самый страшный, потому что ни один художник так и не смог это нарисовать. И правильно сделал. А то нарисуешь — потом долго сам спать не сможешь.
Баба яга выглядит плохо.
Это все что хотелось бы сказать, но могу еще привести для примера вопрос Какой была Баба Яга в детстве?
Как и любая старуха, Баба Яга имеет седые волосы, острую бороду. половину комплекта зубов и бородавку.
В разделе на вопрос А как выглядела баба-яга в молодости? заданный автором Лина
лучший ответ это Сказка о Бабе-Яге, которая очень хотела выйти замуж.. .
В чащобе густой, среди ягод и мхов,
Где — строго по правилам детских стихов —
Людская вовек не ступала нога,
Жила одинокая Баба-Яга.
Такой уж дремучей она не была:
Имела утюг и на шёлке спала.
И был ей компьютер — единственный друг.
И с ним она свой коротала досуг.
А так как собою была неплоха —
Мечтала Яга отыскать жениха.
И чтобы на запах компота и щей
Какой-нибудь, что ли, забрел к ней Кощей.
И сайты знакомств изучала она,
Но всё не была удовлетворена,
Поскольку клиенты подобных агенств
Желали грудастых и юных невест.
И вот как-то раз грянул вечный девиз:
«Избушка, избушка, ко мне повернись! «
Из тени еловой — густой и седой —
К избушке царевич пришел молодой.
Растеряна Баба-Яга: «Не пойму,
Куда тебя деть? Приспособить к чему?
На кой ты мне сдался, бесовская прыть?
Сварить тебя? Или уж усыновить? «
Расстроена бабка, клянет на чем свет
Природу, судьбу и дурной Интернет:
«Я мужа искала седого, в годах!
А этот — дитя! Молоко на губах! «
Царевичу жалко Ягу огорчать:
«Попробуем, бабка, сначала начать!
Тебе нужен муж? Мой папаша — вдовец.
Я вас познакомлю — и делу конец! «
Яга обомлела: «К папаше? К царю?
Ой, батюшки.. . я со стыда же сгорю!
Ни туфель, ни платья приличного нет!
Прическу не делала тысячу лет! «
Но женский талант не забыт, не убит —
И вот уж Яга при параде стоит.
И эту красотку царевич-юнец
Торжественным маршем повел во дворец.
Папаша-вдовец даже сбился с ноги:
«Мадам, же ву зем, я влюблен, я погиб! «
На этом и сказке, ребята, конец.
Не только модели идут под венец.. .
Ответ от 22 ответа
[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: А как выглядела баба-яга в молодости?
Ответ от Вася
[гуру]
Собчак
Ответ от Пользователь удален
[гуру]
Кто ж ее в молодости видел? Кощей Бессмертный? Вот и без яйца остался
Ответ от Sova 13
[гуру]
Так она не стареет
Ответ от Serega Novoselov
[гуру]
Даже примеров не найду. каждое утро просыпаясь вижу на яву!
Баба-нищеброд — это не бедность. А вот самое страшное…
У меня есть знакомая — красивая брюнетка с копной блестящих черных волос. Совсем молодая девчоночка из семьи настолько бедной, что даже поесть часто становится для них проблемой. При этом хороша собой, стройна, мужики облизываются вслед. И вот, однажды, встретив ее случайно, я обалдела… От ее роскошных волос остался ежик, как у Кожевниковой в “Батальоне”. Что случилось, почему? Зачем?
Оказалось – сдала она волосы. Она – старшая сестра в семье, где много детей. Когда в очередной раз ситуация с деньгами оказалась критической, не колеблясь, пожертвовала главным своим богатством.
Ну, так же круто? – спросила у меня. – Круто! – ответила я.
Честно говоря, такие материальные сложности повергли бы меня в уныние. Мне кажется, что я бы повесилась от такой ситуации. Но она как ни в чем не бывало защебетала: а ты слышала про Касьянова? Дальше она что-то рассказывала про доклад Немцова, перешла на современную музыку и коснулась феминизма. Она растолковывала мне, какие в феминизме бывают направления, и очень сердилась, что я не могу запомнить ничего толком. Она была необыкновенной умницей, и круг ее интересов был настолько широк, что просто удивительно.
Все в этом мире было ей ново, все интересно, все хотелось попробовать. Ее трогало искусство, ее восхищала поэзия, манили к изучению философские трактаты. Она в меру своих возможностей старалась быть модной, подрабатывала, помогала младшим. И в этом ее умении переносить бедность было удивительное достоинство.
Почему я вспомнила о ней? В одном из недавних моих постов мужики спрашивали меня, как выглядит женщина-нищеброд. Наверное, мужикам казался обидным тот факт, что для женщин такое словечко не придумали. Так вот, я готова. Баба-нищеброд, для меня, это не бедность. Бедность иногда – лишь проверка для человека, испытание. А вот самое страшное – это органиченность интересов, замкнутость их на материальном. В чем она заключается?
Я могла бы продолжать еще долго, но я думаю, что все узнали типаж. У вас ведь есть такие меркантильные знакомые?
Баба-яга — страшная старуха, наделенная колдовской силой — персонаж волшебной сказки, чаще всего отрицательный, но бывают и случаи, что она помогает главному герою.
В фольклоре Баба-яга обладает характерными чертами: она летает в ступе, живет в избушке на курьих ножках, заселенной на опушке леса, окруженной забором из косточек человеческих и черепков, но самое важное, она одарена магической силой — умеет колдовать. Страшная старушка завлекает к себе добрых юнцов и маленьких детей, чтобы приготовить их в печи и съесть.
В различных картинах можно различить три вида Бабы-яги: та, которая дарит герою магический предмет; та, которая похищает детей; та, которая сражается с героем и второй переходит к уровню зрелости.
Внешний вид Бабы-яги разнообразный. Чаще всего художники ее изображают в виде уродливой старухи с длиннющим крючкообразным носом, который упирается в потолок. На некоторых картинах Баба-яга одета в зеленое платье и сиреневую жилетку, обута в лапти. На других Баба-яга
одета в красную юбку, штаны и обута в сапоги. В сказках нет точного описания одежды Бабы-яги.
Рисунок: полет в ступе.
На картинке: Баба-яга в избушке на курьих ножках.
Фото: настоящая Баба-яга костяная нога.
Баба-яга — распорядительница леса, злобная особь с двойственной природой. Она, готовя героя для поедания, сама отпускает его, подарив сокровенные познания, либо у героя получается сбежать от этой злой старушки. Баба-яга костяная нога всегда остается самым популярным персонажем сказки.
Сказки
о животных
Волшебные
сказки
Социально-бытовые
сказки
Тематика
и проблематика
Сказки о
животных вводят человека в круг первых жизненно важных представлений,
объясняют сущность многих явлений, знакомят с характерами и взаимоотношениями
людей.
Исходя
из этого, изучение сказок о животных является существенным элементом познания
генезиса человеческого общества, представлений человека об окружающем мире и
о нем самом.
Некоторая
жесткость, и, даже жестокость, может быть оправдана целью, преследуемой
создателями сказки: наставление, назидание подрастающего поколения. И чем
конкретнее выражено наставление в данном случае, тем сильнее воспитательное
воздействие.
Социально-бытовые
сказки отличаются острой идейной направленностью. Это сказывается, прежде
всего, в том, что сюжеты имеют в основе две важных общественных темы:
социальную несправедливость и социальное наказание. Первая тема реализуется в
сюжетах, где барин, купец или поп обирают и угнетают крестьянина, унижают его
личность. В сказках речь идет о барщине, о бедности крестьян. Вторая тема
реализуется в сюжетах, где умный и сообразительный мужик находит средство
наказать своих угнетателей за вековое бесправие, выставляет их в смешном виде.
Главные
герои
В
сказках часто фигурируют представители дикой фауны. Это обитатели лесов,
полей, степей: лиса, медведь, волк, дикий кабан, заяц, еж, лягушка, мышь.
Разнообразно представлены птицы: ворон, воробей, цапля, журавль, дятел, сова.
Встречаются насекомые: муха, комар, пчела, муравей, паук. По мере
исторического развития стали возникать сказки и о прирученных домашних
животных и птицах. Славян повседневно окружали и сделались персонажами их
сказок вол, лошадь, баран, собака, кот, петух, утка, гусь. В сказки вошел и
сам человек как равноправный участник событий.
Герой
волшебной сказки нередко приобретает чудесных помощников (волка, коня, змею,
собаку, добывает себе или королю невесту, причём обычно должен узнать её
среди многих других девушек, как в чешской сказке «Златовласка».
Иван-дурак
Богатырь
Чудо-невеста
Баба Яга
Кощей
Змей
Горыныч
Силы
природы
Жар-птица
Благодарные
животные
Герой
бытовой сказки — это не богатырь, а обычный человек, например, солдат,
крестьянин или кузнец. Он не совершает ратных подвигов и не имеет волшебных
дарований, однако преодолевает все трудности с помощью своей смекалки и
ловкости. Также нередко в качестве основного мотива выступает любовная тема —
венчание, свадьба или жизнь после замужества.
Особенности
композиции
Сказки о
животных строятся на элементарных действиях, лежащих в основе повествования,
представляющих собой более или менее ожидаемый или неожидаемый конец,
известным образом подготовленный. Эти простейшие действия представляют собой
явления психологического порядка. Композиция русских сказок о животных также
отличается простотой и прозрачностью. Нередко они являются одноэпизодными
(«Лиса и журавль», «Журавль и цапля» и др.). В этом случае для них характерна
гиперболизация основных свойств и черт персонажа, определяющая необычность,
фантастичность их поступков. Однако гораздо чаще встречаются сказки с
сюжетами, основанными на последовательном сцеплении однотемных сюжетных
звеньев-мотивов. События в них связываются аналогичными по характеру
действиями сквозных персонажей: так, в сказке «Лиса и волк» существует три
сюжетных мотива — «Лиса крадет рыбу из саней», «Волк у проруби», «Битый
небитого везет». Многоэпизодность, как правило, не осложняет композиции,
поскольку речь обычно идет об однотипных действиях персонажей, совершаемых в
разных сюжетных ситуациях.
Прежде
всего, в волшебных сказках своеобразно соединяется реальное и фантастическое.
Начало сказок, как правило, не содержит в себе ничего необычного.
Действие
волшебных сказок происходит в неопределённом месте и в неопределённое время:
давным-давно или когда-то, в неведомом царстве, в тридесятом государстве.
Героям приходится спускаться в подземное и подводное царства, проходить через
медное, серебряное и золотое царства.
Для
волшебных сказок характерна сюжетность с развитой цепью приключений, острой
конфликтностью невероятными происшествиями. Для них свойственны определённого
рода сюжетные мотивы: неожиданные встречи с чудовищами и колдунами.
Композиция
волшебных сказок значительно сложнее, нежели композиция сказок о животных и
социально-бытовых. Их сюжеты строятся на цепи приключений, преодолении героем
препятствий, решении трудных задач, сражении с чудовищами, в чём ему помогают
чудесные помощники — змейка, рыбка, волк, конь. Есть у героя и волшебная палка,
избивающая по его просьбе врагов, шапка-неведимка, скрывающая его в опасный
момент. Когда он убегает от преследователей, то бросает гребешок — и позади
него вырастает лес, бросает полотенце — и за ним появляется река. Помогает
героям и живая вода, которая воскрешает героя или его невесту.
Для
развития действия в волшебных сказках характерна троичность эпизодов: три
раза бьётся герой с трёхглавым змеем; три раза бьётся герой с трёхглавым
змеем; три раза сторожат братья сад от Жар-птицы.
В центре
сюжета, как правило, один эпизод, действие развивается быстро, без
замедлений. Развит комизм. Распространены диалоги, изложение от лица
условного рассказчика выполняет пояснительную роль. Темой бытовых сказок
может быть социальная несправедливость, либо высмеивание пороков. Бытовые
сказки отличаются острой идейной направленностью.
Популярен
сюжет о том, как мужик одурачил барина. Барин в таких сказках показан как
глупый, не знающий жизни человек, жадный, жестокий. Мужик умнее его, честнее.
Существует другой вариант сюжета – барин попадает в другую жизненную среду,
например, сказка о том, как барыня во сне переносится в избу сапожника, и
получает хороший урок.
Сказочные
формулы, постоянные места
Началу
сказок свойственна конструкция «жили-были старик и старуха» (разные
варианты). Соответственно этому в сказках о животных находим: «жили-были кум
с кумой — волк с лисой», «жили-были волк да лисичка», «жили-были лиса да
заяц». Сюжет некоторых из них имеет небольшую экспозицию. Так, например,
сказка «Волк и коза» начинается такой экспозицией: «Жила-была коза, сделала
себе в лесу избушку и нарожала деток. Часто уходила коза в бор искать корму;
как только уйдет, козлятки запрут за нею избушку, а сами никуда не выходят.
Воротится коза, постучится в дверь и запоет: «Козлятушки, детушки!
Отопритеся, отворитеся!..» И козлятки отпирают дверь». Приведенная экспозиция
характеризует обстановку, предшествующую развитию действия, дает некоторую
мотивировку определенному сюжету. Однако уже в ней содержится сказочность,
она рисует весьма удивительную картину: коза и ее детки обладают
человеческими качествами. Большинство же сказок о животных не имеют никакой
экспозиции, а сразу начинаются с завязки. Например, сказка «Звери в яме»
начинается такой завязкой: «Шла свинья в Питер богу молиться. Попадается ей
волк навстречу: «Свинья, свинья, куда идешь?» — «В Питер, богу молиться». —
«Возьми и меня». — «Пойдем, куманек!». Главное назначение приведенных зачинов
— удивить слушателя необычной ситуацией, приковать его внимание к
невероятному и необычному.
«Баба
яга, костяная нога»
«Это
присказка, сказка будет впереди!»
«Стань
передо мной, как лист перед травой!»
«На тех
пирах я бывал, мёд-пиво пивал, сколько ни пил — только усы обмочил»
«Чую,
русским духом пахнет!»
«Повернись,
избушка, к лесу задом, ко мне передом!» «Избушка, избушка: встань к лесу
задом, ко мне передом!»
«Скоро
сказка сказывается, да не скоро дело делается»
«За
тридевять земель, в тридесятом государстве»
«Сказка
не вся, а наставить нельзя, а если бы рюмочку винца — рассказала бы до
конца!»
«Жили-были…»
«Жил
старик со старухой»
Языковые
особенности
Повторяющиеся
эпизоды, диалоги часто рифмованы и ритмизированы, сопровождаются песенками
(например, песенки Колобка). Коза, а затем и Волк в сказке «Волк и козлята»
разными голосами распевают:
Козлятушки,
ребятушки!
Отопритеся,
отворитеся.
Язык
волшебной сказки приближен к разговорной речи, в ней используются, как и во
всех фольклорных произведениях, постоянные эпитеты (море синее, лес
дремучий), тавтологические сочетания (диво-дивное, чудо-чудное), сросшиеся
синонимы (путь-дороженька, грусть-тоска). Текст сказки насыщен пословицами,
поговорками, загадками.
Много
иронии и юмора.
Идея
и воспитательная ценность
В
сказках о животных все черты, характерные для людей, их реакция и
определенные поступки представлены на примере животных. Они выступают как
основные символы человеческого характера, его пороков, недостатков, глупости
и жадности. Они так же показывают примеры доброты и заботы, которые в раннем
возрасте должны быть восприняты детьми как эталоны поведения в зрелом
возрасте.
Именно к
волшебной сказке чаще всего обращаются те, кто ищет в обычных детских сказках
следы древних знаний, бережно хранимых и передаваемых из уст в уста нашими
далекими предками. Даже в сказках которых дошли до нас от предков, несложно
найти простые общечеловеческие ценности – что добрым быть лучше, чем злым,
щедрым – чем жадным, трудолюбивым – чем ленивым. Что зло и обман в конце
концов бывают наказаны, а доброта, отвага и честность – вознаграждены. Может
быть, многие из этих ценностей кто-то сочтет устаревшими для нашего мира. Но
как же сложно и грустно жить в мире обмана и зла. И тут сказки дают нам
путеводную нить, лучик света, ведущий к надежде, что это – не навсегда, время
трудностей пройдет, зло будет наказано.
Бытовые
сказки рассказывались и рассказываются детям для того, чтобы указать им
правильное направление в жизни, научить их делать верный выбор. Ведь что
такое бытовая сказка, если не поучение и наставление будущим поколениям? Она
учит нас самому доброму и хорошему, ведь добро всегда побеждает зло, люди,
готовые помочь, не пропадают в беде, а наши богатыри всегда готовы защитить
свою родину. Бытовые сказки обычно несут в себе идею о том, что надо быть
трудолюбивым и умелым. Таким людям удается все. А неумелых и ленивых в этих
сказках обычно высмеивают, и они остаются ни с чем. Так, в бытовых сказках с
негативом относятся к господам и попам. Они обычно представляются жадными и
ленивыми, а эти качества всегда неприятны людям. Более того, можно говорить о
том, что в бытовых сказках ярко заметно социальное неравенство героев. Причем
у людей низших сословий гораздо больше благородства и доброты, чем у более
богатых. Роль бытовой сказки в том, чтобы обличать ложь и показывать именно
социальные трудности и проблемы, существующие в обществе.
Примеры
произведений
Как лиса шила волку шубу
Лиса и тетерев
Лиса и журавль
Кочет и курица
Кот, петух и лиса
Кот и лиса
Лиса и рак
Звери в яме
За лапоток – курочку, за курочку – гусочку
Лиса заяц и петух
Волк и коза
Волк – дурень
Лисичка-Сестричка и волк.
Мужик, медведь и лиса
Лиса – исповедница
Лиса – повитуха
Кот и лиса
Мышь и воробей
Напуганные волки
Козлятки и волк
О Ваське – Муське
Рукавичка
Петух и бобок
Петух и курица
Петушок
Коза
Коза Тарата
Напуганные медведь и волки
Старик и волк
Волк-дурень
Посулёно
Журавль и цапля
Бык, баран, гусь, петух и волк
Про старушку и бычка
Теремок
Теремок (2-ой вариант)
Лисица-девица и Котофей Иванович
Лиса и кувшин
Ворона
Сказка о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове
Козьма Скоробогатый
Арысь-поле
Безногий и безрукий богатыри
Береза и три сокола
Белая уточка
Ванюшка и царевна
Вещий сон
Волшебное кольцо
Горе
Жар-птица и Василиса-царевна
Заколдованная королевна
Звериное молоко
Золотой башмачок
Иван-царевич и белый полянин
Клад
Колобок
Конь, скатерть и рожок
Лихо одноглазое
Мудрая дева
Мудрая девица и семь разбойников
Мудрые ответы
Несмеяна-царевна
Ночные пляски
Окаменелое царство
Перышко Финиста ясна сокола
Петух и жерновцы
По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре
Притворная болезнь
Птичий язык
Разбойники
Сестрица Аленушка, братец Иванушка
Сивко-Бурко
Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке
Хитрая наука
Хрустальная гора
Царь-девица
Царевна-лягушка
Царевна-змея
Царевна, разрешающая загадки
Чудесные лапоточки
Леший
Лутонюшка
Кикимора
Сказка о медведе костоломе и об Иване, купецком сыне
Сказание о храбром витязе Укроме-Табунщике
Крошечка-Хаврошечка
Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо
Золотой петушок
Мальчик-с-пальчик
Маша и медведь
Про Иванушку-дурачка
Снегурушка и лиса
Пузырь, соломинка и лапоть
Баба-Яга и жихарь
Гуси-лебеди
Иван крестьянский сын и мужичок сам с пёрст, усы на
семь вёрст
Медведко, Усыня, Горыня и Дугиня богатыри
Семь Симеонов
Шабарша
Солдат избавляет царевну
Кощей Бессмертный
Марья Моревна
Емеля-дурак
Чудесный ящик
Царь-медведь
Чудесная рубашка
Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что
Мудрая жена
Ямщик и купец
Щука с хреном
Шесть братьев — все Агафоны
Шемякин суд
Шел солдат домой
Что на базар везешь?
Что дальше слышно
Чистота, благодать и красота
Чего на свете не бывает
Царь, старик и бояре
Царь Иван и лапотник
Худая жена
Хорошо, да худо
Хлыст и Подлыгало
Фомка — шут
Фома и Ерема
Фома Беренников
Федул и Меланья
Умный работник
Удалой батрак
У одной бабы был муж глухой
У мужика в сенях висел кусок сала
Три калача и одна баранка
Топанье и ляганье
Тини-тини, потягивай…
Суд
Стоит река — вся из молока, берега — из
киселя
Старухина молитва
Сосватанные дети
Солдатская школа
Солдатская шинель
Солдатская загадка
Солдат-сказочник