Почти в каждом классе есть такой человек. Как говорится, отпетый. Он сидит на последней парте. Уроков никогда не делает. По всем предметам у него двойки, а когда его стыдят, он только ухмыляется. Учителя давно махнули на него рукой, одноклассники от него шарахаются. Он врет по делу и без дела, частенько противореча сам себе.
То он лезет в драку, то вымогает у кого-то деньги, то угрожает девочкам, то толкает малышей. Понятно, что все его ненавидят. Но знает ли кто-нибудь, что чувствует он сам? Оказывается, есть способ выяснить это наверняка. Какой? Подружиться с ним. Неужели найдется человек, готовый дружить с таким монстром?
↑ Ч. Айтматов “Плаха”
После отчисления из семинарии Авдий устраивается работать в редакцию местной газеты и для написания статьи едет в Моюнкумскую пустыню, чтобы описать развитую там наркоторговлю. Уже в пути он знакомится со своими «попутчиками» — Петрухой и Лёнькой. Он пытается вразумить их, стать их духовным наставником.
Оказавшись в среде полудеклассированного элемента — людей с очень туманным прошлым и весьма сомнительным настоящим, Авдий снова произносит речи о покаянии — он не стерпел убийства множества животных «для плана» — пытается помешать бойне, и пьяные наниматели распинают его на саксауле.
↑ С. Кинг “11.22.63”
Джейк Эппинг, тридцатипятилетний учитель английского языка средней школы города Лизбон-Фоллс в штате Мэн, который с целью заработка денег проводит дополнительные уроки по подготовке к сдаче выпускных тестов для взрослых, получает от одного из учеников эссе в жанре хоррор. В небольшом рассказе идёт речь о происшествии, случившемся около 50 лет назад. В ту ночь отец некоего Гарри Даннинга в состоянии алкогольного опьянения пришёл домой и молотком убил свою жену, двух сыновей и искалечил 7-летнюю дочь. У героя появляется возможность все исправить. Только в прошлом Джейк находит себя в профессии, направляет детей, становится их другом, меняет их судьбы, только потому что верит в них. Ну и попутно пытается спасти Кеннеди.
↑ Джин Уэбстер “Милый недруг”
Трогательная история о девушке, которой пришлось возглавить сиротский приют. Первое время она тяготилась этой обязанностью, а потом почувствовала, что дети стали частью ее жизни и даже помогли ей обрести личное счастье.
↑ Ф. Искандер “13 подвиг Геракла”
Рассказ о том, как можно относиться к своей профессии нестандартно и “закалять сердца детей” смехом.
↑ В. Быков “Обелиск”
Повесть “Обелиск” – это дань памяти всем безвестным героям Великой Отечественной войны, отдавшим свои жизни ради Победы. Фильм “Минута молчания”, снятый по этому произведению, с успехом обошел экраны не только нашей страны, но и Западной Европы. Жестокая реальность событий и одновременно безмерные любовь и сочувствие к героям – вот две основные отличительные черты всех произведений Василя Быкова.
История советского учителя, который подобно Янушу Корчаку, готов пойти на смерть вместе со своими учениками. Самоотверженный жест, подвиг педагога, который не желает отступиться, спрятаться и остаться в стороне, когда его детей ведут на погибель. Подвиг учителя заключается не в истреблении противника, не в подрыве моста, а в преданности детям. И в этой повести описан геройский поступок, на который мало кто был способен и для его совершения требуется гораздо больше силы духа и решимости, чем для убийства врага.
ОБЕЛИСК КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
↑ А.П. Платонов “Песчаная учительница”
Кто сказал, что один в поле – не воин? Воин! Да еще какой! О человеческой несгибаемости автором было сказано уже много в других его книгах. Этот рассказ явился очередной крепкой сваей, умело установленной для поддержания взглядов, мыслей и философии Платонова.
В основе сюжета — фрагменты биографии Марии Кашинцевой, ставшей прототипом главной героини. По мотивам произведения был снят художественный фильм «Айна».
↑ А.С. Макаренко “Педагогическая поэма”
Широко известное и наиболее значительное произведение советского педагога и писателя А. С. Макаренко. В нём рассказывается о перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей в детской трудовой колонии, создателем и руководителем которой в 20?е годы XX века был автор. Книга адресована широкому кругу читателей.
↑ В.Г. Распутин “Уроки французского”
Один из лучших рассказов известного русского писателя Валентина Григорьевича Распутина, ставший классикой отечественной литературы.
1948 год. Трудное послевоенное время, разруха, голод. Детям рано приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности. Герой рассказа, одиннадцатилетний мальчик, оторванный от дома, сталкивается с нуждой, голодает. Он в одиночку борется за своё существование, не принимая милостыни и помощи от окружающих.
Благодаря молодой учительнице французского Лидии Михайловне мальчик открывает для себя новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Уроки французского оказываются уроками доброты и милосердия.
↑ Б.Кауфман “Вверх по лестнице, ведущей вниз”
Героиня книги, молодая учительница Сильвия Баррет, приходит в школу в надежде заинтересовать учеников своим предметом — английской литературой, но быстро обнаруживает, что ученики по большей части равнодушны, большинство коллег совершенно безучастны к жизни школы, а сам ход этой жизни подчиняется бессмысленным бюрократическим нормам. Постепенно, однако, она понимает, что именно здесь перед ней открывается возможность действительно повлиять на умы и сердца учеников. Роману придаёт динамичность избранная писательницей форма: он почти целиком состоит из записок, документов, школьных сочинений, писем.
Книга основана на реальных событиях из жизни писательницы.
↑ Ч.Айтматов “Первый учитель”
Широкоизвестная повесть народного писателя Киргизии о комсомольце двадцатых годов, организовавшем первую школу в глухом киргизском селе. Эта маленькая повесть о большом человеке. Об Учителе с большой буквы, пусть, может, и прозвучит банально.
Тема, которую поднимает в повести мудрый писатель и философ Ч.Т. Айтматов, – образование детей, взрослеющих в глухих аилах, точнее – его отсутствие. В герое Дюйшене автор создаёт идеальный образ народного учителя (или учителя из народа) – доброго, самоотверженного, честного. Нетрудно представить, какими были школы в Киргизии в начале XX века. Простой народ был сплошь неграмотным. Первые попытки обучать детей элементарным навыкам письма и счёта зачастую терпели крах ещё на этапе сбора детей в школу, поскольку родители не понимали, зачем их ребёнку учиться. Поэтому подвиги всех Дюйшенов – первых учителей киргизских детей – настоящие, невыдуманные.
Шутка ли учить детей, чьи деды и прадеды до седьмого колена были неграмотны?
Кроме того, хочется отметить другие темы, поднимаемые автором в этой небольшой по объёму повести, – тему первой любви, тему малой Родины, тему уважения к людям, которые самоотверженно встали на защиту нашей страны от фашистской заразы… Чингиз Торекуловеч Айтматов, как всегда со свойственным ему писательским даром, прекрасно справился со своей задачей.
↑ «Взгляд кролика» Кэндзиро Хайтани
Хайтани написал несколько книг для детей, среди них — «Взгляд кролика», роман, получивший признание далеко за пределами Японии. Героиня романа — молодая учительница Фуми Котани, которой предстоит найти общий язык с младшеклассниками заурядной школы промышленного района. Среди них больше всего хлопот доставляет сирота Тэцудзо — молчаливый и недружелюбный, который запросто может раздавить лягушек и не интересуется ничем, кроме мух. А название книги указывает вовсе не на наличие в ней кролика, а на старую японскую пословицу: «Не нужно быть Буддой, чтобы взглянуть в глаза кролику и увидеть мир его глазами».
↑ Вардгес Петросян “Последний учитель”
Большинство героев повести «Последний учитель» (1979) — десятиклассники одной из ереванских школ. Несмотря на свой возраст, они значительно взрослее персонажей предыдущих повестей. Новое поколение героев Петросяна смотрит на жизнь пристальнее и практичнее, а главное — оно научилось бороться за свою любовь, за друзей, за свои убеждения.
Ученики десятого «Б» класса возмущены пренебрежительным отношением к ним некоторых учителей. И в самом деле, директор школы видит в каждом из них лишь нечто «среднее арифметическое», а преподаватель математики заявляет в учительской: «Не поколение, а уравнение с десятью неизвестными… Впрочем, я для себя уже давно его решил. В ответе нуль. Нуль!» Естественно, что симпатии ребят завоевывает уважающий человеческую индивидуальность учитель литературы Мамян. и в его конфликте с администрацией они дружно выступают в его защиту, и это помогает ему в его праведной борьбе.
Значительную роль в становлении их характеров сыграл учитель литературы Мамян. Появление этого важного персонажа в творчестве Петросяна весьма знаменательно. Именно с его помощью писатель переходит к действительно глубокой разработке проблемы связи и преемственности поколений.
Его новый герой прежде всего искренне любит своих учеников. Он знает, что не только учителя они хотят видеть в нем, но в первую очередь человека. Его главная задача — не передать им определенный объем информации, а научить их самостоятельно мыслить, чувствовать, действовать. Мамян верит в своих воспитанников. За показной оболочкой их дерзости он угадывает смятение души и жажду самостоятельности. Он понимает, что несостоявшаяся попытка стриптиза, предпринятая Мари Меликян в химическом кабинете школы, на самом деле объясняется не распущенностью, а трагедией девушки, у которой отец бросил семью. Теперь она «мстит за мать всем мужчинам», в том числе и любящему ее однокласснику Ваану, старается показаться хуже, чем она есть. Вспомним, что уже Артур в «Аптеке Ани» догадывался о скрытой пружине подобных поступков: «Вдруг мне приходит в голову, что мы вовсе не такие уж пошляки, а скорее стараемся казаться пошлыми».
Умение проникнуть в глубины сознания своих младших друзей, готовность на деле, в совершенно конкретной ситуации выступить в их защиту обеспечили Мамяну нравственную победу над равнодушно встретившим его классом.
Создавая портрет современного Дон-Кихота — упомянем это имя в его основном, гуманистическом звучании, — Петросян поставил перед собой не легкую цель. Образ Мамяна — это во многом удавшаяся попытка соединить в одном персонаже богатую фантазию и деловитость, широту мышления и глубину специальных знаний, гражданское мужество и нежность к людям. Благодаря этим качествам Мамяну и удается преодолеть барьер отчуждения, нередко существующий между недостаточно вдумчивыми и человечными учителями и их воспитанниками. Проблемы «отцов и детей» для него по сути дела нет, он порой кажется моложе, чем его ученики.
Цель урока: познакомить учащихся с рассказом И.С.Шмелева «У плакучих берёз», на примере рассказа осознать и прочувствовать, что война является великой трагедией для человека; вызвать интерес к прочтению произведений писателя.
Планируемые результаты
Предметные:
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
- характеристика героев, сопоставление героев одного произведения;
- определение в произведении элементов сюжета, особенностей композиции.
Метапредметные:
- умение строить монологическое высказывание в соответствии с темой, формировать и аргументировать собственную точку зрения.
Личностные результаты:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к русской литературе, воспитание патриотизма, любви и уважения к прошлому Отечества.
Подготовка к уроку. Для проведения урока учащиеся получают индивидуальные задания (подготовить рассказ о жизни и творчестве писателя, об исторических событиях, оказавших влияние на жизнь и творчество писателя; выразительное чтение отрывка из рассказа « У плакучих берёз). Оформление урока: видеофильм, презентация, тексты произведений писателя.
Ход урока
Организационный момент
Вступление
(подготовка школьников к восприятию литературного произведения). Прослушивание песни «Берёзы в России» (в исполнении Е.Росса, https://youtu.be/dgZz62fvB3k, 2 мин.) На слайде слова песни. Автор музыки и слов — Игорь Чабан.
Твои берёзы белые, Россия,
Твоё хранят тепло и доброту,
И только здесь могу я быть счастливым,
И только здесь любимым быть могу.Я обниму берёзку, как невесту,
Щекой прижмусь к прохладной берёсте —
Земля моя, с тобой навеки вместе,
Я остаюсь и в счастье, и в беде!
Беседа. Какие ассоциации вызывает у вас песня? Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке? (Ответы учащихся. Думаю, о Родине, так как берёзы — это символ России. Ещё: о расставании, о потерях, о беде — мотив песни грустный).
Учитель. Рассказ, с которым мы познакомимся сегодня на уроке, имеет красивое название «У плакучих берёз». Он грустный и очень трогательный.
Актуализация знаний учащихся
Автора рассказа вы вспомните с помощью отрывка одного из его произведений. (На слайде отрывок из рассказа И.С.Шмелёва «Как я стал писателем».)
Ученик читает: «… В третьем, кажется, классе я увлекся романами Жюля Верна и написал — длинное и в стихах! — путешествие наших учителей на Луну, на воздушном шаре, сделанном из необъятных штанов нашего латиниста Бегемота. «Поэма» моя имела большой успех, читали ее даже и восьмиклассники, и она наконец попала в лапы к инспектору».
Учитель. Вспомнили? (Ответы: Да, это Иван Сергеевич Шмелев. Отрывок из рассказа «Как я стал писателем»). Ещё с каким его произведением вы знакомы? («Как я встречался с Чеховым»).
Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним рассказом писателя «У плакучих берёз».
На слайде тема урока. И.С.Шмелёв. «У плакучих берёз». Человеческие судьбы в эпоху войны. (Запись в тетрадях даты и темы урока).
Целеполагание
Посмотрите на тему урока, попробуйте определить цели нашей работы.
Итак, чтобы ответить на данный проблемный вопрос, нужно познакомиться с произведением; определить, кто является героем произведения.
Учащиеся определяют цели урока. Что волнует писателя, обратившегося к этому сюжету? Какую мысль он стремится донести до читателя?
Учитель. Как вы думаете, почему писатель обратился к теме войны? Обратите внимание, в каком году написан рассказ? О какой войне рассказывается в нём?
Этап осмысления
На слайдах страницы из биографии писателя (2 мин.). Ученик и ученица комментируют.
Иван Сергеевич Шмелёв родился 3 октября (21 сентября ) 1873 года в Замоскворечье. Его семья была из купеческого сословия. У отца была плотничья артель и банные заведения. Семья жила очень хорошо, всего было вдоволь. В доме почитали и уважали религиозные традиции. Читать и писать Ивана учила мать. Далее Шмелев обучался в шестой Московской гимназии. После окончания гимназии Шмелев поступает в 1894 году на юридический факультет Московского университета. После окончания учёбы служит чиновником в центральных губерниях России.
В 1895 в журнале «Русское обозрение» был напечатан первый рассказ «У мельницы». О чем это произведение? Мельник с женой разорили помещика и бесчестным путем овладели принадлежавшей ему мельнице. Но в конце, не выдержав своих злодеяний, заканчивают жизнь самоубийством. В своем рассказе Иван Шмелёв показал, что совершённое зло не даёт человеку жить спокойно. Возмездие обязательно наступит.
Писатель тяжело переживал трагические события, связанные с революцией и военными событиями, смерть единственного сына. В январе 1923 года Шмелёв окончательно уехал из России сначала в Берлин, а потом в Париж, где прожил 27 лет.
«Лето Господне» — самый известный и светлый роман Шмелева, на написание которого ушло около 14 лет, создавался в эмиграции. Именно здесь впервые возник у Шмелева образ России прошлой. «В ней, — говорил Шмелёв о своей книге, — я показываю лицо Святой Руси, которую я ношу в своём сердце».
Слово учителя. Первую мировую войну И.С.Шмелев воспринял как тяжелое испытание для русского народа, откликнувшись на нее циклом рассказов под заглавием «Суровые дни», куда входит и рассказ «У плакучих берёз».
Сообщение ученика. Мировая империалистическая война 1914-1918 (с 1-го августа 1914 до 11 ноября 1918г.) годов была самой кровопролитной и жестокой из всех войн, которые мир знал до 1914 года. В этом конфликте участвовало 38 государств. Общая численность армий доходила до 70 млн. человек. Все достижения боевой техники, современной химии были направлены на истребление людей. Убивали всюду: на земле, на воздухе, на воде и под водой. Ядовитые газы, разрывные пули, автоматические пулеметы, снаряды тяжелых орудий, огнеметы — все было направлено на уничтожение человеческой жизни.
Поистине неисчислимые бедствия принесла война. Итог — 10 миллионов убитых, 22 миллиона раненых.
Учитель. И.С.Шмелев был среди тех, кто воспринимал случившуюся общемировую катастрофу с печалью, усиленной личными переживаниями: его сын Сергей — студент Московского университета — ушел на фронт с артиллерийской бригадой, воевал в 1916-1917 гг. на немецком фронте, был отравлен газом, примененным противником, и вернулся покалеченным войной. (С приходом Красной Армии в Крым Сергей Шмелёв, офицер армии А.Деникина, в ноябре 1920 г. был арестован и расстрелян большевиками).
Рассказ И.С.Шмелева о церковных поминальных книгах — «У плакучих берез (Памяти павшего в бою капитана Е. Е. Пиуновского)» создан в 1915 году в память о воинах Первой мировой. Писатель тем противостоял болезни человеческого духа — беспамятству — в самом глубинном смысле слова.
Формирование новых знаний и умений на основе известных сведений
Комментированное чтение первой части рассказа. Читает подготовленный ученик.
«Мы идем в дальнюю дорогу, с котомками, с палками, в помятых гимназических фуражках. Впереди — много радостного, впереди — радостная жизнь наша. Идем к Угоднику. Впереди — святое. И кругом — святое…» До слов: «… Плачет за рощей печальная кукушка».
Учитель. Поразмышляем над прочитанным. Какой образ является центральным в произведении?
Ученики. Образ плакучей березы. «… Над колодцем плакучая береза. «Только береза плачет… плакучая, называется». Мы смотрим на страшную рогожку, видим мертвые, босые ноги. И правда: плачет над ним повислая береза…». Трижды повторяются слова «плакучая», «плачет».
Учитель. Почему особо значимым является определение «плакучая»?
Ученик. В толковом словаре это слово имеет два значения. Первое — часто плачущий, плаксивый; второе — имеющий длинные свисающие ветви (о деревьях и кустарниках). Здесь это определение означает не только то, что у берёз были длинные свисающие ветви, но и плач по умершим: «Мы смотрим на страшную рогожку, видим мертвые, босые ноги. И правда: плачет над ним повислая береза».
Учитель. Но мальчикам невнятны «слышимые слова о горе». Читаем: «…Впереди — много радостного, впереди — радостная жизнь наша. Идем к Угоднику. Впереди — святое. И кругом — святое <…> у нас нет никакого горя. Светла перед нами жизнь…». Поэтому и пошутили они, бездумно пошутили, оставив поминальную запись о вымышленных мужиках Сидоре и Тите. «А у нас нет никакого горя. Светла перед нами жизнь», уверены были они.
Поминальные книги — это в церковном обиходе: книга для записи имен умерших для поминовения во время богослужения.
Продолжаем чтение.
Учитель. Как вы поняли эти строчки: «… А впереди — и для нас насадила жизнь плакучие березы»?
Ученики. Солдат говорит: «найдутся… всего будет, много впереди будет». Это предупреждение о том, что плакучая береза плачет и «по еще не убиенным».
Комментированное чтение второй части рассказа. Читает подготовленный ученик.
Учитель. О чём рассказывает нам писатель в этой части миниатюры?
Ученики. Повествователь идёт к тем же плакучим берёзам, в деревенскую часовенку, чтобы именно здесь вписать в поминальную книгу убитого на войне друга. Когда-то, будучи мальчиками, они приходили сюда и бездумно пошутили, оставив поминальную запись о вымышленных мужиках Сидоре и Тите. Они были уверены, что нет никакого горя. Но пришла война, убит друг, повествователь хочет в той старой поминальной книге оставить запись о нём, но тех поминальных книг уже нет. «Нарушены»,- отвечает монах.
Учитель. Что противостоит, по мысли автора, человеческому разрушительному беспамятству?
Ученики. Плакучие берёзы. Чтобы люди видели в «плакучих берёзах по дорогам» символические колокольни и услышали их погребальный звон, чтобы не забыли о погибших.
Учитель. Плакучим берёзам суждено преодолевать беспамятство. В том числе и рассказу Шмелёва. Теперь нам становится понятно, почему рассказ назван так.
Учитель. Вы обратили, какой подзаголовок имеет рассказ?
Сообщение ученика. Памяти павшего в бою капитана Е.Е.Пиуновского. Капитан Пиуновский — друг детских лет автора, с ним они в детстве ловили окуней в Мещанском пруду, играли в эскимосов, общались с А.П.Чеховым, ходили в Троице-Сергиеву лавру на благословение к старцу Варнаве (рассказ «У плакучих берез»). Е.Пиуновский — реальное историческое лицо. Он является героем нескольких произведений И.Шмелёва: в лирическом рассказе «У плакучих берез» (1914), в «маленькой трилогии» писателя эмигрантских лет «Как я встречался с Чеховым» (1934), в романе «История любовная» (1927). Погиб в 1914 году в Карпатах в самом начале Первой мировой войны. Посмертно награжден орденом Святого Георгия.
Учитель. Таким образом, рассказ о Евгении Пиуновском — это и поэтический реквием по всем воинам, не вернувшимся с полей войны. «Березы их знают: они проходили здесь мальчуганами, матери носили их на руках к Угоднику, чтобы выпросить для них лучшей доли. Березы знают, за что они там легли. Они все знают… Они заглядывают и в мою душу, тянутся слабеющими ветвями, чтобы перерыть в ней чистое и темное… Шепчут они. Не то молятся, не то плачут…»
Рефлексия.Что для каждого из вас на сегодняшнем уроке явилось открытием? Предлагаю учащимся поделиться своими впечатлениями об уроке, высказаться о выступлениях учеников-информаторов.
Проверка усвоения изученного
Тестирование по рассказу И.С.Шмелёва «У плакучих берёз».
1.В основу миниатюры положено конкретное событие:
1) смерть друга;
2) смерть старичка;
3) смерть Тита и Сидора.
2. Повествователь идёт в деревенскую часовенку:
1) чтобы поговорить с монахом;
2) чтобы оставить запись о погибшем;
3) чтобы увидеться с плакучими берёзами.
3. Плакучие берёзы — это:
1) образы матерей, потерявших сыновей;
2)деревья с длинными, свисающими ветвями;
3) образ-символ, напоминающий об убитых.
4. Какой прием (или приёмы) лежит (лежат) в основе композиции рассказа:
1) приём антитезы;
2) усиление;
3) контраст и усиление.
5. Повторы: «Но тропки — те же, и люди те же, и так же бредут к Угоднику…» помогают создать:
1) образ плача;
2) повтор слов;
3) образ остановившегося времени.
6. Рассказ посвящён памяти павшего в бою капитана Е.Е.Пиуновского, который является:
1) другом детских лет автора;
2) вымышленным героем;
3) героем Первой мировой войны.
7. Какое средство изобразительной выразительности использовано в предложении: «Берёзы знают, за что они там легли. Они все знают…»:
1) сравнение;
2) эпитет;
3) лексический повтор.
8. Главное в рассказе «У плакучих берёз»:
1) изображение войны как величайшего национального бедствия;
2) призыв к преодолению беспамятства;
3) повествование о личном горе.
Ответы: 1-1; 2-2;3-3;4-3;5-3;6-1;7-1;8-1.
Подведение итогов урока
Комментарий к домашнему заданию. Перечитать рассказ «У плакучих берёз», написать отзыв о рассказе или подготовить выразительное чтение отрывка ( художественный пересказ).
Учитель. Надеюсь, что ваше знакомство с жизнью и творчеством писателя на сегодняшнем уроке не пройдет бесследно, и вы еще не раз обратитесь к произведениям писателя, познакомите с его творчеством своих близких, а в будущем — своих детей. Желаю Вам дружбы с этим великим русским писателем.
Автор На чтение 26 мин. Просмотров 1 Опубликовано
Айтматов Ч. Первый учитель [Текст]: повесть / Ч. Айтматов ; пер. с кирг. – М.: Дет. лит., 1971. – 63 с.
Молодой учитель Дюйшен отправляется в отдаленный киргизский аул, чтобы учить там местных детей. За неимением средств, жители поселка переоборудовали под школу старую местную конюшню, где и происходил процесс обучения. Маленькие ученики – обездоленные дети, которые воспитывались так, что главный труд для них заключался в сельскохозяйственной работе, но никак не в учебе. Среди них маленькая сирота Алтынай, которая после смерти своих родителей вынуждена была жить в семье своего дяди. Девочка не знала доброго отношения к себе, родные заставляли ее работать на земле, всячески препятствовали тому, чтобы она посещала школу. Через некоторое время родные продали ее богатому человеку в жены, однако благодаря вмешательству учителя, который обратился в правоохранительные органы, Алтынай удалось спасти. Дюйшен отправил девочку в детский дом, где она смогла продолжить учебу и благодаря этому смогла достичь высоких жизненных успехов.
Алексин А. Безумная Евдокия [Текст] : повесть /А. Алексин // Звоните и приезжайте : повести / А. Алексин. – Минск: Юнацтва, 1981. – С. 225-230.
Главные действующие лица произведения – одаренная ученица Оленька и учительница, которую девочка называет «безумной Евдокией» Учительница борется против эгоизма своей ученицы. Она считает, что «данный от Бога талант заслоняет человека от окружающих и это является основной причиной эгоизма». Но это не означает, что учительница пытается препятстовать развитию творческих способностей Оли, она пытается привить девочке другой, не менее важный, талант человечности.
Бруштейн, А. Я. В рассветный час [Текст]/Александра Бруштейн. – М: АСТ: Астрель: АСТ МОСКВА, 2009. – 446 с. – (Внеклассное чтение)
Это вторая книга автобиографической трилогии («Дорога уходит в даль…», «В рассветный час», «Весна») Александры Бруштейн (1884- 1968).
Быков В.В. Обелиск [Текст]: повесть / В.В. Быков ; пер. с бел. Г. Куренёвой ; послесл. М. Синельникова. – М. : Мол. гвардия, 1985. – 235 с.
«Обелиск» рассказывает о непростой, трагической судьбе сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. Он любил свою работу и учеников, которые за долгие годы общения стали ему родными. Одних он провожал поздним вечером домой, других защищал от гнева родителей, брал на себя вину детей, совершивших неблаговидные поступки, считая, что это его недосмотр как педагога. Таким был Алесь Иванович в мирное время. Когда же началась война, он не покинул родные места, не уехал скоропалительно в Минск вместе с райкомовцами, а добился разрешения у немецких властей продолжать работу в школе. За повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» В. Быков удостоен Государственной премии СССР.
Васильев Б.В. Завтра была война[Текст] : роман, повести, рассказ / Б.В. Васильев. – М.: АО Изд-во «АСТ – Пресс», 1994. – 477 с.
В романе «Завтра была война» автор вводит читателя в мир своих воспоминаний о юности, знакомит со своими бывшими одноклассниками и учителями. Подлинным учителем, старшим другом, наставником на всю дальнейшую жизнь стал для учащихся 9 «б» класса директор школы и учитель географии Николай Григорьевич Ромахин. Он жил делами и заботами своих учеников. Ребят тянуло к директору, его уважали, хотя и побаивались.
Веркин, Э. Книга советов по выживанию в школе [Текст]/Эдуард Веркин. – М: Эксмо, 2013. – 320 с. – (Настольная книга для девочек и мальчиков).
В школе учились все. Ну, если не учились, то хотя бы ходили в нее. Посещали. Просиживали. Протирали штаны. Поэтому эта книга окажется интересной всем. Тем, у кого школа осталась позади, будет приятно пощекотать нервы, вспомнить, так сказать, детство грозовое. Тем, кто учится в младших классах, эта книжка станет интересна чуть позже. А пока им будет просто интересно ее полистать, картинки посмотреть. Картинки из будущей взрослой жизни. Но в основном она рассчитана на тех, кто учится в средних классах. На мальчишек и девчонок самого безбашенного возраста. Да и ученикам выпускных классов прочитать ее не помешает. У них школа уже почти позади – но страницы, посвященные выбору будущей профессии, их непременно заинтересуют. Ну и, конечно же, никого не оставит равнодушным глава про выпускной бал… Ну вот, вроде бы и все. Хотя нет. Ведь есть еще родители. Им данная книга тоже будет полезна. Поскольку сами родители давно закончили учебу. И если они забыли свои школьные страдания, то пусть почитают эту книгу. И вспомнят. А там, глядишь, и своих детей больше понимать станут.
Железников, В. Чучело [Текст]: повесть. – М: Дет. лит, 1988. – 190 с.
Повесть “Чучело” впервые была опубликована 36 лет назад. Она стала популярна, по ней был снят знаменитый фильм, и тысячи мальчишек и девчонок могли узнать себя в героях “Чучела”. “Чучелом” прозвали одноклассники Ленку Бессольцеву за непохожесть, наивность, чудаковатость. Но под ярлыком, нацепленным невнимательными и жестокими ребятами, скрывалось горячее, любящее сердце, тонкая, благородная натура и необыкновенно мужественный и честный характер. Много “чучел” живет на планете, и маленьких, и больших, но далеко не всем удается вступить в борьбу с несправедливым большинством и победить.
Иванов, А. Географ глобус пропил [Текст]/Алексей Иванов: роман. – СПб:Азбука- классика, 2005. – 512 с.
Алексей Иванов (р.1969) с раннего детства живёт в Перми, и его можно назвать своего рода “гением места” этого края. Автор романов “Общага-на-Крови”, “Блуда и МУДО”, “Сердце пармы”, “Золото бунта”, а также историко-публицистических книг, среди которых “Хребет России”, “Message: Чусовая”, “Увидеть русский бунт”. Лауреат премии “Ясная Поляна».
Внешне сюжет книги не сложен. Молодой биолог Виктор Служкин от безденежья идет работать учителем географии в обычную пермскую школу. Он борется, а потом дружит с учениками, конфликтует с завучем, ведет девятиклассников в поход- сплавляться по реке. Еще он пьет с друзьями вино, пытается ужиться с женой и водит в детский сад маленькую дочку. Он просто живет…Но эту простую частную историю Алексей Иванов написал так отчаянно, так нежно и так пронзительно, что «Географ глобус пропил», как это бывает с замечательными книгами, стал историей про каждого. Каждого, кто хоть однажды запутывался, терялся в жизни. Каждого, кто иногда ощущал себя таким же бесконечно одиноким, как Виктор Служкин. Каждого, кто несмотря на одиночество и тоску, никогда не терял способность чувствовать и любить.
Изотчин, А. День учителя: большая повесть для взрослых [Текст]/Александр Изотин. – М: АСТ, 2014. -512 с.
Главный герой книги – Андрей Мирошкин дитя лихих 90-х, неудачливый любовник и несостоявшийся ученый, учитель истории. Жизнь ставит перед ним непростые для решения задачи: как выбиться из провинциального городка в Москву? Как получше устроиться в жизни? Послекризисная Москва 1998 года неласкова к недотепам-провинциалам… Чем придется пожертвовать герою ради своих амбиций? И стоит ли цель такой жертвы?
Кучерская, М. А. Плач по уехавшей учительнице рисования [Текст]: [рассказы] /Майя Александровна Кучерская. – М: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2016. – 286 с.- (Эксклюзивная новая классика)
Майя Кучерская – прозаик, филолог, профессор Высшей школы экономики. Автор романов “Бог дождя” и “Тётя Мотя”, книг “Современный патерик. Чтение для впавших в уныние” и “Сглотнула рыба их: беседы о счастье” (совместно с Татьяной Ойзерской). “Плач по уехавшей учительнице рисования” – это драматические истории о том, как побороть тьму внутри себя. Персонажи самого разного толка – студентка-эмигрантка, монах-расстрига, молодая мать, мальчик-сирота – застигнуты в момент жизненного перелома. Исход неизвестен, но это не лишает героев чувства юмора и надежды на то, что им всё же удастся пройти по воде, станцевать на крыше и вырастить дерево из музыки Баха.
Лиханов А.А. Повести [Текст]/ А.А. Лиханов. – М. : Худож. лит., 1983. – 599 с.
Главная героиня в повести «Благие намерения»- молоденькая выпускница пединститута. Волею судьбы Надежду сразу после окончания пединститута отправляют в небольшой город, где она оказывается не преподавателем литературы, как ожидалось, а воспитательницей первоклассников. Ей достаётся младший класс в интернате, двадцать обездоленных детишек, которые жаждут не знаний, а любви и ласки. Вот как в такой ситуации можно не повиноваться сердцу и не попытаться помочь ребятишкам? Вот она и пытается, в силу своих возможностей. Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу – основные черты героини. В 1983 году повесть «Благие намерения» удостоена Международной премии социалистических стран имени М. Горького.
Неволина, Е. А. Начало [Текст]/Екатерина Неволина. – М: Эксмо, 2013. – 384 с.- (Закрытая школа).
В элитной школе-пансионе “ЛОГОС” при загадочных обстоятельствах пропадает учитель истории. Шестеро его учеников начинают свое расследование, не подозревая, какие страшные тайны хранят стены “ЛОГОСа”. Пытаясь докопаться до истины, ребята очень скоро поймут, что ценой правды порой может стать их собственная жизнь.
Для старшего школьного возраста.
Распутин В.Г. Уроки французского [Текст]: рассказ / В.Г. Распутин. – М.: Дет. лит., 1982. – 110 с.
Герой рассказа приезжает из деревни учиться в райцентр, где находится школа. Живется ему трудно, голодно – время послевоенное. В районе у него нет ни родных, ни знакомых, он живет на квартире у чужой тети Нади. В один из трудных моментов на помощь мальчику приходит молоденькая учительница французского языка – Лидия Михайловна. Она присылает ему посылки, как будто от матери. Но мальчик отказывается. Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И счастлива, что ей удается этот обман. Идея рассказа заключается в словах Распутина: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, — это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». Эти слова напрямую относятся к рассказу «Уроки французского».
Рекунова, А. К. Жизнь среди людей [Текст]/Алиса Константиновна Рекунова. – М: АСТ, 2015. – 442 с. – (Средняя школа №…)
“Я просто хочу быть как все. Хочу общаться с людьми, дружить, смеяться над чьими-то шутками, говорить впопад. Хочу быть частью чего-то. Чего-то большего, чем я сам”. Необычный ученик в обычной средней школе. Правила игры известны всем… …кроме него.
Тендряков В.Ф. Весенние перевертыши. Чудотворная [Текст]: повести / В.Ф. Тендряков ; предисл. В. Гречнева ; рис. Б. Михайлова. – Л.: Дет. лит., 1988. – 208 с. : ил.
В повести «Весенние перевертыши» сквозной темой проходит образ учителя – математика Василия Васильевича Васильева, которого ученики прозвали Вася – в – кубе. Он уже стар, который год грозится уйти на пенсию, но не уходит. Его внешний вид и грозный голос наводят ужас на новичков, но ребята постарше знают, что это обманчивое впечатление. Он всегда готов прийти на помощь. Главный герой повести «Чудотворная» – Родька Гуляев случайно находит на берегу реки икону, и с этого момента для мальчика начинаются сплошные злоключения. На помощь Родьке приходят добрые и чуткие люди, такие, как учительница Парасковья Петровна, которая помогает ему встать на правильный жизненный путь.
Тезисы
- Роль учителя в жизни человека сложно переоценить: он направляет и поддерживает ученика, во многом определяя его дальнейшую судьбу;
- Неблагодарное отношение к учителям — проблема, которая затормаживает развитие нашей страны;
- Альтруизм в профессии учителя — главное качество, ведь мудрый наставник всегда отдает больше, чем получает взамен;
- Любовь и уважение к преподавателям и наставникам — это наш нравственный долг по отношению к ним;
- Учитель и ученик должны стремиться к одному и тому же — к постижению истины и развитию личности;
- Учитель в жизни человека играет роль маяка, который освещает путь и дает представление об истинном призвании.
Аргументы
Валентин Распутин «Уроки французского». «Уроки французского» — наиболее известное произведение русской литературы, посвященное роли учителя в жизни людей. На первый взгляд, поступок учительницы французского языка Лидии Михайловны оценивается читателем неоднозначно. Чтобы помочь своему ученику выбраться из тяжелого материального положения, молодая женщина решается пойти на преступление и сыграть с мальчиком в азартную игру. Директор, узнав об этом, уволил преподавательницу. Тем не менее, Лидия Михайловна, принимая все риски, решила для себя, что важнее помочь бедному мальчику, чем остаться при своей работе. Этим учеником и был сам рассказчик, для которого поступок учительницы был самым важным жизненным уроком – всегда, при любых обстоятельствах, оставаться человеком, добрым и отзывчивым. Главный герой запомнит свою учительницу французского языка на всю оставшуюся жизнь.
Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Харлампий Диогенович был учителем математики, но сильно отличался от своих коллег. В отличие от них, он не отчитывал опаздывающих и не повышал голоса на двоечников, но умел организовать дисциплину в классе и без агрессии. Ему помогали шутки, которые позволяли ребенку понять, что он был неправ. Каждый ученик боялся их больше, чем типичного наказания, потому что шутка приживалась в классе и служила своеобразным клеймом. Такой оригинальный подход к обучению помог главному герою стать внимательнее к домашним заданиям и честнее. Осознав вину за свою проделку, он подготовился к занятиям и освоил предмет очень хорошо. Очевидно, что настоящий наставник отличается не грубостью и агрессией, а умением добиться высокого уровня знаний без ругани.
Лев Толстой «Детство». В повести Толстого особое внимание уделяется учителю Карлу Ивановичу. Герой был строгим преподавателем и профессионалом своего дела. Но главное, чему он смог научить детей, заключалось вовсе не в математике и истории. Он сумел доказать им важность доброты и нравственности, преданности своему делу и близким людям. Старик привязался к своим ученикам и стал для них примером для подражания. Когда им предстояла разлука, и дети, и Карл Иванович испытывали страдание. Никто из них не хотел разлучаться, ведь ученика и учителя обычно связывают узы чувства привязанности и взаимной благодарности. Процесс познания приносит радость и новую мудрость всем своим участникам.
Чингиз Айтматов «Первый учитель». Не всегда, чтобы стать учителем или наставником, необходимо иметь высшее образование. Главный герой, обладая лишь поверхностными познаниями, желает из ветхого сарая соорудить школу для местных детишек. Он всегда старался помочь окружающим, и однажды герой спасает молодую сиротку Алтынай, помогая ей уехать учиться в город, освободив её от насильственного замужества. Девушка на всю жизнь запомнит благородный жест главного героя и в будущем, став доктором наук, она назовет свою школу в честь своего первого учителя. Значит, наставник — это не тот человек, который лишь формально выполняет свои обязанности за плату, а тот, кто вкладывает силы и мудрость в своих учеников, невзирая на условия и подчас даже жертвуя своими интересами.
Александр Пушкин «Евгений Онегин». Не всегда на нашем пути встречаются хорошие педагоги. Так и у Евгения Онегина был молодой ветряный французский преподаватель. Он «шутя» проводил уроки, не напрягая ум мальчика. Сам преподаватель не наказывал юношу, строго не спрашивал с него, в легкой форме проводя занятия. Безразличное отношение учителя отразилось на дальнейшей судьбе главного героя. Молодой человек стал эгоистичным, аморальным, бездушным мужчиной, чьи поступки разрушили не одну судьбу. Его знания были поверхностными и не пригодились. Он так и не нашел своего призвания в жизни.
Александр Галич «Кадиш». Альтруизм в работе учителя проявлялся во многих произведениях — как в довоенные годы, так и во времена Великой Отечественной войны. Подвиг Януша Карчака очень трогательно выразил в своей поэме Александр Галич. Врач, педагог вместе со своими воспитанниками отправился в свой последний путь на верную смерть в концентрационный лагерь, хотя прямо перед отправлением ему разрешили остаться. Польский врач оставался рядом со своими детьми до самого страшного конца. Осознавая, что у него не осталось никого, кроме воспитанников «Дома сирот», герой пожелал уйти вместе с ними, не оставляя их одних. Учитель — это не только поставщик образовательных услуг, но и тот, кто берет ответственность за своих учеников.
Василь Быков «Обелиск». С наступлением Великой Отечественной войны, повседневная обыденная жизнь для многих прекратила своё существование. Но не для главного героя произведения — Морозова. Он предан своей профессии и своим ученикам, и даже с наступлением войны продолжает дарить знания. Более того, когда его учеников забирают в плен фашисты, Морозов следует за ними, хоть и понимая, что идет на верную смерть. Мужчина осознавал, что даже если ему не удастся спасти ребят, он хотя бы приободрит их в нелегкий момент. Его хитрость позволила одному из мальчиков выжить. Но сам преподаватель был казнен. Его жертва стала символом нелегкой доли учителя, который должен вести за собой своих учеников.
Чингиз Айтматов «Плаха». Главный герой Авдий, опираясь на своё прошлое обучение в семинарии, основанное на высокоморальном воспитании, сталкивается с двумя мальчиками, погрязшими в наркоторговле и прочих низких делах. Авдий пытается направить их на путь истинный, однако судьба жестока к юноше, и он умирает. Попытка поменять мировоззрение людей, нуждающихся в помощи, заслуживает большого уважения, ведь герой прежде всего думал о судьбах других людей, а не о себе. Будучи наставником, он не смог образумить своих учеников, но все же заставил их задуматься о будущем. Возможно, семена доброты и отзывчивости, посеянные им, когда-нибудь взойдут.
Мария Казакова «Трудно с тобой, Андрей». Хороший педагог всегда найдет индивидуальный ключик к каждому ученику. Автор рассказывает историю школьника-хулигана, который постоянно хамил и сбегал с уроков. Большинство педагогов махнули на него рукой и оставили любые попытки хоть как-то повлиять на его дурное поведение. Однако новая учительница русского языка смогла разглядеть за толстым слоем агрессии светлые качества школьника и помогла мальчику. Юная учительница является эталоном в своей профессии и Педагогом с большой буквы.
Александр Куприн «Тапёр». Главный герой рассказа, Юрий Азагаров, обучающийся в школе, подрабатывал в рождественский вечер в семье Рудневых. Там он знакомится со знаменитым композитором А.Г. Рубенштейном. Мужчину глубоко зацепила игра юноши, он смог разглядеть в мальчике зарождающийся талант. Композитор решил увести Юру с собой, тем самым подарив ему шанс на светлое будущее.Впоследствии Азагаров стал великим композитором, но на протяжении всей своей жизни он будет помнить те «священные слова», что сказал его учитель в ту Рождественскую ночь. Именно вклад учителя помог герою реализовать свой потенциал и добиться успеха.
Антуан Сент-Экзюпери «Маленький принц». Познакомившись и приучив Лиса, Маленький принц получил от него множество мудрых советов, которые помогли ему разобраться в своих чувствах к Розе, понять, что такое «дружба» и что означает «приучить». Лис был не просто другом для принца, но и учителем, рассказывавшим о любви и расставании, донося до него ключевую мысль – «главное глазами не увидишь – зорко только сердце». Так, учителями бывают не только педагоги и родители, но и близкие друзья. Подчас они доносят до нас наиважнейшие жизненные уроки.
Кэндзиро Хайтани «Взгляд кролика». Идеальный учитель всегда характеризуется терпением, внимательностью к каждому ученику. Такой и является главная героиня произведения, которая, несмотря на сложность характера учеников, нашла к каждому индивидуальному подход и раскрыла каждого ученика как личность. Умение слушать, слышать и понимать позволили ей видеть и решать проблемы учеников.
Автор: · 06.09.2018
(387 слов) Учитель – это тот человек, который встречается на нашем пути в самом его начале. От его старания и таланта зависит наш интерес к учебе. Также благодаря его чуткости и внимательности, мы открываем в себе новые грани и возможности, можем поверить в себя. В литературе есть великое множество образов учителей, как плохих, так и хороших, но мне бы хотелось написать о положительных примерах для всех представителей данной профессии.
В рассказе «Уроки французского» Валентин Распутин создал прекрасный образ учителя. Главный герой испытывает трудности в жизни из-за того, что семья была бедной. Он решается играть в “чику” на деньги, чтобы прокормиться, но это замечает Лидия Михайловна и решает аккуратно помочь мальчику. Сначала учительница приглашает его к себе домой, пытаясь накормить, потом посылает от имени матери посылку с продуктами, но вскоре понимает, что это всё бесполезно, и играет по правилам ученика: она учит играть его в игру своего детства – “пристенку”, чтоб мальчик смог выигрывать деньги и тратить их на пропитание. Ее участие выручило героя в трудную минуту. Женщина даже не побоялась рискнуть должностью ради выполнения своего истинного долга – помочь ученикам выйти в люди.
В рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» Харлампий Диогенович был грозным учителем, насмешек которого все боялись. Одной фразой он мог высмеять ученика, да так, что позорное клеймо застывало пятном на его репутации. Но делал он это не для того, чтобы унизить кого-то. Эта мера помогала ему воспитывать в школьниках положительные качества и отучать их от пороков. Так произошло и с главным героем. Он не подготовил задание и всячески скрывал это, но педагог понял и высмеял его трусость. В следующий раз мальчик уже был готов к уроку. Таким образом, юмор оказался эффективнее нравоучений.
Еще один пример – герой повести Л. Толстого «Детство». Карл Иванович очень любит своих воспитанников, вкладывает в их воспитание душу. Иногда он бывает строгим, Николай даже обижается на него, но вскоре понимает, что старик добр к нему, поэтому так сильно стремится вложить в него полезные знания и умения. Его ученики привязываются к нему так, что даже не хотят уезжать без него в город, чтобы продолжать свое обучение.
Таким образом, все авторы подмечают, что учителю недостаточно быть специалистом в своей сфере, нужно по-настоящему любить свою работу и с нежностью подходить ко всем детям, ведь их будущее зависит от того, как и чему их научит педагог. Поэтому все изображенные преподаватели отличаются чуткостью, ответственностью и безграничной добротой, которую всегда чувствуют ученики.
Автор: Арина Клёнина
С педагогами мы проводим внушительный отрезок юности. Они встречают нас маленькими, а выпроваживают из школы почти взрослыми. Книги про учителей посвящены людям этой ответственной, но часто такой неблагодарной профессии. Многие из нас начинают ценить школьных наставников только спустя годы. А тем временем, среди учителей есть истинные виртуозы своего дела, педагоги по велению души и с огромным талантом преподносить знания неокрепшим умам. Они разные: воспитатели, друзья, тираны, злейшие враги, сочувствующие собеседники, чудаковатые, излишне впечатлительные, гениальные. Книги про учителей расскажут истории об этих близких, но не всегда понятных нам людях.«Легенда об учителе», Г. СеверинаПрототипом главного героя книги Галины Севериной был её супруг — учитель физики Московской школы №127, в 1941 году ушедший добровольцем на фронт и погибший под Ржевом. «Легенда об учителе» стала для неё и миллионов читателей своеобразной данью памяти этому великому человеку.
«Уроки итальянского», М. БинчиИстория восьми вроде бы несвязанных друг с другом людей, которые под руководством проницательной, доброй и упорной учительницы итальянского, не только открывают для себя этот язык, но и учатся следовать своим мечтам, быть искренними со своими близкими и обретают новых друзей.
«Агнес Грей», Э. БронтеПовествование в романе самой младшей из сестёр Бронте ведётся от лица главной героини — гувернантки Агнес. Ей приходится жить среди заносчивой и чопорной английской аристократии, смотрящей свысока на бедную, но благородную девушку. Но время всё расставляет по своим местам.
«Крошки Цахес», Е. ЧижоваУдивительный мир шекспировских страстей, возвышенных идеалов и прекрасных образов… Всё это удалось создать талантливой учительнице английского языка в элитной советской школе. Однако как долго сможет просуществовать этот великолепный, но оторванный от реальности мир?
«Аня из Авонлеи», Л. М. МонтгомериЛёгкая и светлая книга о молодой шотландской учительнице – любимице учеников, взявшей на воспитание шестерых осиротевших детей, далеко не все из которых легко поддаются воспитанию. Произведение является частью цикла книг об Энн Ширли.
«Взгляд кролика», К. ХайтаниИстория молодой японской учительницы, сумевшей преодолеть множество навязанных обществом стереотипов. Даже в самых нелюдимых и странных своих учениках она смогла рассмотреть неповторимую, удивительную, но одинокую личность, отчаянно нуждающуюся в заботе и любви.
«Вверх по лестнице, ведущей вниз», Б. Кауфман Молодая неопытная учительница литературы, получая абсолютно неуправляемый класс неблагополучных подростков, вынуждена пересмотреть привычные взгляды на преподавание и сама учится смотреть на мир глазами своих воспитанников. Эта полная тонкого психологизма книга посвящена, в первую очередь, любви… Любви к искусству, своему делу и детям.
«Географ глобус пропил», А. ИвановНеоднозначная книга, вызвавшая массу самых разных, часто противоположных оценок. В центре повествования – слабовольный, несколько бесхарактерный, но, в целом, нравственный учитель географии, стремящийся тянуться к чему-то светлому, несмотря на окружающую его серость и безысходность.
«Милый недруг», Д. УэбстерВ центре повествования этой спокойной и романтической книги – девушка, воспитывавшаяся в сиротском приюте, а позже и сама возглавившая его. Благодаря искренности и глубочайшей нравственности ей удаётся не только помочь своим маленьким воспитанникам, но и устроить собственную жизнь.
«Хроника жизни Рудольфа Штайнера», Е. Козловская. Философ, учёный, социальный реформатор, великий учитель… Все эти слова относятся к одному из удивительнейших людей ХХ века – Р. Штайнеру, создавшему уникальную Вальдорфскую педагогическую систему, принципиально отличающуюся от традиционной педагогики.
«Юность Маши Строговой», М. ПрилежаеваСудьба молодой учительницы в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на многочисленные трудности, боль и голод, Маша смогла сохранить жизнелюбие, упорство, стремление к высокому, обнаруживая вдохновение на страницах классической литературы.
«Белая лошадь – горе не моё», Н. СоломкоЭта светлая и чистая повесть рассказывает нам о молодом и неопытном учителе географии, который с помощью искренности, любви и нежелания ютиться в косных и узких рамках школьного формализма, сумел пробудить в своих подопечных стремление к добру и справедливости.
«Работа над ошибками», Ю. ПоляковОстроумная и полная тонкого психологизма книга о советской школе восьмидесятых годов. Молодой журналист в силу обстоятельств становится школьным учителем русского языка и литературы, сталкиваясь с непривычными для себя сложностями и ситуациями.«Уроки французского», В. Распутин Трогательные воспоминания уже взрослого человека о своей учительнице французского языка – удивительной женщине, готовой нарушить установленные правила ради помощи больному ребёнку и оказавшейся лишней в негибкой системе школьного официоза и напыщенности.
«Повесть об учителе Сухомлинском», Б. ТартаковскийБиографическая книга, раскрывающая перед читателем образ этого великого советского педагога. Элементы авторской системы В. А. Сухомлинского, основанной на принципах гуманизма и эстетики, и по сей день используются в ежедневной педагогической практике.
«Девятый класс. Вторая школа», Е. БунимовичАвтобиографическое произведение выпускника уникальной московской физико-математической школы №2, ставшей настоящей творческой лабораторией, созданной абсолютно неординарным педагогическим коллективом. Объяснение в любви в 23 частях.
«Мои встречи с Марией Монтессори», А. М. МаккерониОдна из величайших европейских педагогов ХХ в. глазами её близкой подруги и соратницы. В этой блестящей книге воспоминаний живым и образным языком рассказана история создания уникальной системы воспитания, строящейся на принципах веры в ребёнка и его творческий потенциал.
«Я не верю в монстров», Л. СашарПочти в каждом классе есть угрюмый и нелюдимый ребёнок, с которым не хотят общаться одноклассники и на которого махнули рукой учителя. Мало кто может и хочет увидеть в нём одинокого и ранимого малыша, крайне нуждающегося в понимании и любви. Но героиня этой книги из тех, кто может протянуть руку маленькому «монстру».
«Большая перемена», Г. СадовниковПовествование ведётся от имени неопытного, но самоуверенного учителя истории, работающего в вечерней школе для рабочих, которые далеко не всегда воспринимают всерьёз молодого преподавателя. Однако многочисленные трудности не пугают Нестора Петровича, ему удаётся не только придти к взаимопониманию со своим классом, но и вырасти духовно самому.
«Воспоминания о школе», Д. МоскаЭта честная и искренняя книга великолепно описывает переживания молодого педагога, попавшего в абсолютно неуправляемый класс. Постепенно завоёвываемый авторитет, маленькие, сначала неуверенные шаги навстречу, первые детские открытия – обо всём этом с безграничной любовью и юмором рассказывает читателю итальянский учитель Джованни Моска.
«Педагогическая поэма», А. МакаренкоМало кто знает, что великий советский педагог А. С. Макаренко был также и талантливым писателем. В этой книге он подробно рассказал о создании знаменитой трудовой колонии имени М. Горького, где перевоспитывались малолетние преступники.
«Первый учитель», Ч. АйтматовТёплые воспоминания бывшей ученицы о своём учителе – молодом комсомольце Дюйшене. Несмотря на противодействие консервативных жителей и патриархальные порядки, Дюйшену в одиночку удается создать первую школу в затерянном среди киргизских степей селе.
«Януш Корчак. Опыт биографии», И. Ольчак-РоникерСудьба удивительного педагога, до последнего остававшегося со своими воспитанниками и принявшего вместе с ними смерть в газовой камере Треблинки. Януш Корчак навсегда останется в памяти будущих поколений как образец высшей нравственной чистоты, искренности и мужества.
«Доживём до понедельника», Г. ПолонскийСоветская школа эпохи «оттепели»: столкновение первых ростков свободомыслия «детей» и консерватизма «отцов», которые сами уже не уверены в правильности выбранного пути. Какого это — быть учителем и наставником, когда приходится вести одно из сложнейших сражений – сражение с самим собой? И что же такое счастье?
«Республика ШКИД», Г. Белых, Л. ПантелеевБезусловно, классическое произведение. Захватывающая, отчасти автобиографическая повесть двух бывших беспризорников, рассказывающая о знаменитой школе-коммуне имени Достоевского, которую ещё в годы Гражданской войны создал талантливейший отечественный педагог В. Н. Сорока-Росинский.
Учитель – самая благородная профессия. Именно учитель дает путевку в жизнь молодому поколению. Нет человека на земле, который не примерял бы на себя профессию учителя. Учитель у нас перед глазами с детства; пока мы не вырастем, мы никого другого не видим на работе, в действии — только учителя. И потому каждый определяет свое отношение к этому занятию. Каждый говорит себе: «Я буду учителем» или «Я не буду учителем». Школьный учитель оставляет такой глубокий след в душе ребенка, что многие писатели и поэты, став известными, обращаются к образу своего учителя.
В исследовательской работе сделана попытка показать образ Учителя в произведениях русской литературы 19 и 20 веков на примере следующих произведений: «Уроки словесности» А.П. Чехова, «Храбрые беглецы» А.И. Куприна, «Педагогической поэме» А.С. Макаренко, «Уроки французского» В.Распутина, «Тринадцатый подвиг Геракла» Ф.Искандера.
Цель исследовательской работы: показать образ Учителя в произведениях русских писателей.
Задачи работы:
- Изучить произведения русских писателей, раскрывших образ учителя.
- Проанализировать образы учителей, представленных в русской литературе.
- Рассмотреть влияние учителя на формирование личности ученика.
Используемые источники:
- http://pizhankalib.ru/2018/10/obraz-uchitelya-v-xudozhestvennoj-literature/
- https://bank-argumentov.info/uchitel-i-ego-rol-v-zhizni-cheloveka-argumenty-egje/
- https://literaguru.ru/obraz-uchitelya-v-russkoj-literature/
- http://knigki-pro.ru/knigi-pro/510-knigi-pro-uchiteley.html
- https://kopilkaurokov.ru/literatura/prochee/issliedovatiel-skaia-rabota-obraz-uchitielia-v-proizviedieniiakh-russkoi-litieratury
Сочинение роль учителя в жизни человека на примере рассказа тринадцатый подвиг геракла
начало
Роль учителя в нашей жизни велика. Именно учитель предоставляет нам знания, педагог не просто учит нас куче предметов, но и делает все возможное, чтобы мы их усвоили, заботится о нашем физическом и душевном состоянии, помогает раскрыть скрытые таланты, позволяет быть индивидуальностью и всячески в этом помогает.
Быть учителем не так уж просто, и дано не каждому. Недостаточно просто знать предмет, который преподаешь, важно, чтобы ты мог донести его до детей так, чтобы они поняли, о чем речь. Так же важно, чтобы учитель умел заинтересовать учеников предметом, который преподает и доказать его важность. А еще учитель должен уметь найти подход к каждому из учеников, ведь все они уникальны по-своему и если учитель и ученик не ладят, то и данный предмет ребенок учить не будет.
Действительно хороший педагог не просто читает материал из школьной программы, он учит нас обсуждать его, проанализировать то, что рассказывал учитель, не бояться высказать собственное мнение по этому поводу. Хороший учитель сумеет привить интерес к учебе, а не только к своему предмету. Он найдет лучшие качества в каждом из учеников и сможет развить их.
Учитель принимает немалое участие в нашем воспитании, в нашем взрослении и становлении личности. Именно от педагога зависит то, как пройдет наше знакомство с наукой. Так же учитель сам постоянно учится вместе со своими учениками, поэтому он может многое дать детям.
м
Учитель… Такое простое слово, известное каждому человеку с детства. У большинства людей оно и ассоциируется именно с детством, юностью, учёбой в школе. Первый учитель, любимый учитель, главный учитель…
Некоторые учителя навсегда оставляют свой след в нашей жизни. Они заставляют нас думать, работать над собой, овладевать чем-то новым, порой трудным и непонятным. Позже, мы будем вспоминать о них, о ком-то – с искренней благодарностью, о ком-то – со смехом, а о ком-то – и со страхом.
Но какую же роль в жизни человека может сыграть учитель? Думаю, что очень сильно повезёт тому ученику, на пути которого встретится по-настоящему влюблённый в свою профессию преподаватель. Искренне увлечённый своим предметом, он наверняка сможет заинтересовать им и своих учеников. От того насколько интересно, увлекательно, возможно эмоционально он будет преподносить свои знания и умения, зависит интерес к ним учащихся. И если в их умах и душах загорятся искорки стремления изучить какую-то науку, овладеть каким-то навыком, то в будущем эти люди смогут стать настоящими профессионалами, мастерами своего дела. Я считаю, что человек может быть по-настоящему счастлив, если его профессия ему по душе.
Но к сожалению, бывают и совершенно другие случаи. Когда в роли учителя оказывается человек равнодушный, не любящий свою профессию, то его ученики могут навсегда разочароваться в учёбе. Она станет в тягость им, начнёт вызывать неприятие и даже отвращение. И самое печально, что из-за такого «учителя» человек может пройти мимо своего истинного призвания, не разглядеть его.
Роль учителя в жизни ученика трудно переоценить. Она поистине огромна. И человек, взявший на себя эту обязанность, должен в полной мере осознавать всю ответственность и важность своей миссии.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КАМЧАТСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМЧАТСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИИ И СЕРВИСА»
Сочинение
«Роль учителя в жизни человека»
Выполнила: студентка
Борисова Милена Яновна
Руководитель: Мельник
Наталья Николаевна,
педагог-библиотекарь
г. Петропавловск-Камчатский
2017
Роль учителя в жизни человека.
«Хорошие учителя создают хороших учеников»
(Остроградский М.В.)
Профессия учителя, несомненно, не только одна из самых благородных профессий, она же – одна из самых древних на земле. Как только человек научился что-то делать сам, он пытался передать свой опыт, свои знания другим людям, в частности, своим детям.
Трудно переоценить роль учителя в жизни подрастающего поколения. Именно учитель дает знания, делает все, чтобы ученики их усвоили, пытается открыть в детях скрытые таланты, их индивидуальность, сформировать из них личности.
Есть такая поговорка: «Каждый человек считает, что умеет учить и лечить». Но быть учителем не просто, и не каждому дано. Нужно не только хорошо знать свой предмет, но суметь объяснить его детям, заинтересовать их, используя, в том числе, и индивидуальный подход, ключик к ребячьим сердцам. Если на уроке скучно, то дети предмет любить и знать не будут.
Хороший учитель учит детей высказывать собственную точку зрения, ведь не зря говорят: «В споре рождается истина». А главная его задача – доказать своим ученикам необходимость учения, его важность.
Время не стоит на месте, наука идет вперед, появляются новые знания. И учитель тоже должен сам постоянно учиться вместе со своими учениками. Кто-то из великих людей сказал: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит».
Для меня же учитель – это, прежде всего, человек, который передаёт детям частицу своих знаний, умений, навыков, опыта своего общения с миром, окружающим нас.
Профессия учителя нелегка. Человек, выбравших эту профессию, должен быть коммуникабельным, склонным к постоянному саморазвитию, а главное – любить детей и хотеть дать им знания, протянуть руку помощи на этапе от детства к юности. Счастлив ученик, которому встретился такой учитель. Такого помнят всю жизнь умом и сердцем.
Аргументы для сочинения по слеждующим проблемам:
Проблема роли учителя в жизни человека
Роль учителя в формировании личности ребенка
Какую роль играет учитель в формировании личности?
Какова роль учителя в жизни человека?
Каким должен быть настоящий учитель (педагог)?
Какими качествами должен быть наделен настоящий учитель?
Пробелама отношения к учителям.
Как относятся выпускники к своим учителям?
Возможные тезисы:
Учитель оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка
Настоящий учитель стремится не только передать детям знания, но и привить важные нравственные качества
Для некоторых людей именно учитель становится эталоном доброты и человечности
Истинный педагог искренне любит своих учеников и волнуется за судьбу каждого из них
Многие выпускники всю жизнь с благодарностью вспоминают некоторых учителей
Готовые аргументы:
Чингиз Айтманов повесть «Первый учитель»
В повести «Первый учитель» Чингиз Айтманов демонстрирует влияние учителя на будущее ребенка. Герой произведения Дюйшен, сам читавший по слогам, организовал школу для бедных детей. Он верил, что детей ждет совсем другая жизнь. Именно этот учитель сыграл огромную роль в жизни сироты Алтынай. Дюйшен наполнил ее сердце теплом, переживал за нее. Благодаря ему Алтынай уехала учиться в город, а после стала академиком.
Чингиз Айтманов повесть «Первый учитель»
Учитель Дюйшен считал своей обязанностью не только учить детей грамоте, но и заботиться об их будущем. Алтынай, одной из учениц, было всего пятнадцать, когда тетка отдала ее в жены жестокому мужчине. Дюйшен, рискуя жизнью, защищал девочку, но не справился. Чуть позже он появился с милиционерами, спас Алтынай, отправив ее учиться в город.
В. Распутин повесть «Урок французского»
Лидия Михайловна не смогла остаться равнодушной, зная, что ее ученик «недоедает». После тщетной попытки, отправить посылку Володе, педагог решается на риск: она играет с мальчиком на деньги, намеренно поддаваясь. Узнав об этом, директор школы уволил Веру. Поступок учительницы навсегда остался в памяти мальчика: это был главный урок в его жизни – урок человечности и великодушия.
В. Быков повесть «Обелиск»
До последней минуты жизни нес ответственность за своих учеников Алесь Иванович. Мороз продолжал вести уроки, несмотря на войну. Узнав, что его ребят схватили немцы, он отправился к фашистам, осознавая возможные последствия. Алесю удалось спасти только одного мальчишку Миклашевича, и он принял смерть вместе с остальными учениками.
А. И. Куприн рассказ «Тапер»
Жизнь четырнадцатилетнего тапера Юрия Агазарова решительно изменил А. Г. Рубинштейн. Мальчик не мечтал о великом будущем, но композитор, услышав его игру на балу, забрал парнишку с собой. Видимо, Антон Григорьевич разглядел в мальчике талант и, что очень важно, поверил в него. Впоследствии Юра стал известным композитором, но никому не поведал о «священных словах», которые сказал ему наставник в день знакомства.
А. Г. Алексин повесть «Безумная Евдокия»
Евдокия Савельевна никогда не была равнодушна к ученикам, именно поэтому она старалась выделять «незаметных» ребят, а для выпускников устраивала встречи, куда приходили повара, сантехники, слесари – в общем всякая «серость». Этого никак не могла понять Оля, учившаяся в элитной художественной школе. Учительница же считала, что важно не только передать детям знания, но и привить такое важное качество, как человечность.
А. Г. Алексин повесть «Безумная Евдокия»
Евдокия Савельевна была внимательна к каждому ученику, в том числе и к избалованной Оле. Девочка не любила «классную» и прозвала ее Безумной Евдокией. Несмотря на упрямство родителей, учительнице удалось донести до них, что девочка любит только себя, и заставить их задуматься об этом.
Роль учителя в развитии общества
всегда была чрезвычайно важной: ведь учителя – носители знаний, которые передают
следующим поколениям.
Мой первый учитель – мой ключ к
знаниям. Евгения Олеговна дала мне первый важнейший жизненный урок: урок добра,
порядочности, честности, любви к Родине. Мне повезло с таким хорошим первым
учителем!
Анастасия Белых, 5Б
В начальных классах у нас было
четыре учительницы. В старших классах у нас их уже более десяти. И к каждой надо
найти подход, понять. У каждого человека есть характер, душа, сердце, семья.
Ведь учителя – это тоже люди, и мы должны их понимать.
Наш классный руководитель –
учитель со стажем. Она к каждому в классе нашла подход. Ее я и считаю «учителем
моей жизни». Инга Владиленовна хорошо справляется с конфликтами в классе. Она не
только хороший учитель, но и отличный классный руководитель.
Наталья Гончарова, 5Б
Учитель – одна из самых сложных
профессий. Учитель играет важную роль в жизни каждого человека. Учителя не
только обучают своему предмету, но и помогают ориентироваться в жизни. Быть
учителем трудно: надо уметь находить общий язык с каждым учеником.
Один из моих любимых учителей –
Арина Алексеевна Бряткова. Она очень интересно проводит уроки. Я стараюсь
заниматься без замечаний, чтобы не огорчать учителя.
Арина Алексеевна всегда
интересуется моими успехами по другим предметам. С ней всегда можно поговорить и
о внешкольной жизни. Моя учительница английского языка очень добрая, умная и
справедливая. Хорошо, что есть такие учителя.
Егор Созинов, 5Б
Учителя не только обучают нас и
помогают приобрести в общеобразовательной, музыкальной или спортивной школе
знания и навыки, но и оказывают большое влияние на нашу жизнь.
На мою жизнь повлиял мой классный
руководитель – Людмила Александровна. Благодаря ей я узнала много нового,
полезного и интересного. Она прекрасно ведет уроки музыки, красиво рассказывает,
поет, играет на разных инструментах. С ней очень приятно общаться. Нам надо
беречь и уважать учителей, в жизни каждого они много значат.
Екатерина Коцоруба, 5А
Я хочу рассказать о замечательном
учителе – Татьяне Александровне.
Татьяна Александровна учит меня
английскому языку с 8 лет. Она имеет отличное чувство юмора, доброту и опыт
работы в школе, но при э этом строга и справедлива. Татьяна Александровна всегда
ясно и понятно объясняет ученикам правила. У моего любимого учителя всегда
хорошее настроение.
Татьяна Александровна –
замечательный человек. Мы можем гордиться такими учителями.
Арина Уарова, 5А
Мой любимый учитель – Нина
Армавировна.
Нина Армавировна очень добрая.
Она очень интересно ведет уроки очень и все понятно объясняет. А еще Нина
Армавировна ведет мой любимый предмет – математику. Она говорит, что математику
надо учить, потому что она «ум в порядок приводит». Если знаешь математику,
можешь решать не только математические, но и бытовые задачи.
Денис Дедяев, 5Б
В нашей школе много хороших и
добрых учителей. Одна из них – Татьяна Викторовна, наша учительница в начальной
школе. Татьяна Викторовна научила нас, как вести себя в разных ситуациях. Она
подготовила нас к более взрослой жизни. Она очень добрая, но при этом строгая.
Всем ученикам нашего класса нравилось, когда мы устраивали праздники, ходили в
походы. Наша учительница сделала для нас многое, и мы ей за это благодарны.
И в нашей школе есть еще много
таких же умных, хороших и справедливых учителей!
Анна Житкова, 5Б
Учитель в жизни моей семьи.
В жизни каждого человека большую и важную роль играет учитель. Образование и воспитание – это ступеньки в жизни, которые ведут нас во взрослую жизнь, поднимая на более высокий уровень развития. На мой взгляд, важным моментом является духовное и культурное воспитание. Учитель похож на скульптора. Он лепит своего ученика из глины, создавая настоящие шедевры, делает нас умными, образованными, одним словом, полноправными гражданами общества. У каждого ребенка свои таланты. И настоящий педагог, любящий свое дело, должен увидеть их и помочь им раскрыться, зародить зерно самостоятельности в нашей душе, чтобы и потом, спустя годы мы смогли применять их в жизненных ситуациях
Свое первое образование я уже получила в музыкальной школе. Я еще не умела писать и читать, а мои родители отдали меня на обучение в школу искусств. Первый месяц я очень радовалась тому, что у меня обнаружили музыкальный слух. Но, осознав все трудности этого дела, я пришла в ужас. Было пролито много слез. Но папа настаивал на моем дальнейшем обучении. Маме меня было безумно жалко, и она, как мудрый, мужественный человек занялась со мной изучением нотной грамоты. Она меня подбадривала как могла, она сама научилась играть на фортепиано. Учитель скрипки – Денисова Наталья Владимировна, практически, стала семейным учителем. Она поддерживала, да и поддерживает до сих пор тесную связь с нашей семьей, приглашая нас на концерты, выступления, творческие вечера. Только благодаря терпению и выдержке моего педагога, я постигла тайны великих произведений музыкальной классики. Мои детские пальчики меня не всегда слушались. Не сразу получалось звучание мелодии. Первые звуки были далеки от совершенства. Я трудилась день и ночь. Много времени уходило на то, чтобы мои руки привыкли к инструменту. Для меня сложно было выучить нотный текст, выдержать паузы. После многочасовых ежедневных занятий музыкой, наконец-то я научилась извлекать волшебные звуки скрипки и фортепиано, передавать характер и настроение произведения.
Сейчас мне уже 13 лет. В прошлом 2009-2010 учебном году подошли к концу годы моего обучения в музыкальной школе. Я окончила школу искусств с хорошими результатами.
Оглядываясь назад, хочу сказать огромное спасибо своему учителю по классу скрипки Денисовой Наталье Владимировне. Этот человек вкладывает свою душу в духовное воспитание детей. Она не только профессионал, мастер своего дела, но и заботливый, умный, понимающий человек. Вспоминаются ее мудрые слова: «Прежде всего, я учу вас труду! Это очень пригодится вам в будущей жизни». Наталья Владимировна научила любить и понимать музыку! Только благодаря ее строгости, требовательности, дисциплинированности и в тоже время поддержке, я окончила музыкальную школу. За семь лет обучения я оставила в школе искусств кусочек своего сердца, кусочек своей души. Здесь я вместе с преподавателем пережила многое. Были и победы, и обиды, и разочарования, и веселый смех, и горькие слезы. Расставаться было очень трудно. Забыть все это просто невозможно. Иногда я заглядываю сюда, в это давно знакомое мне здание, захожу в кабинет, с которым меня многое связывает, сажусь напротив Натальи Владимировны, как будто ничего не изменилось. И радуюсь приятному общению с близким мне человеком, ставшим, практически родным.
На занятиях бывало всякое. Где-то мой учитель меня жестко отчитывал за совершенные промахи, где-то завышал оценки, поддерживая во мне веру в себя. Но я твердо уверена: она любит нас, своих учеников такими, какие мы есть! Наталья Владимировна – мудрый человек. Много ее высказываний запало мне в душу. Вот одно из них: «Делай добро, и оно обязательно к тебе вернется!». Она повторяла его в моменты, когда у меня долго не получалось достойно выполнить то или иное задание. Я начинала злиться на весь мир. Она останавливалась, брала в свои руки мои ладони и повторяла: «делай добро, оно обязательно к тебе вернется, делай не злись, даже если тебе что-то не удается!» как ни странно злоба уходила, появлялось желание стать сильнее, решить возникающие трудности. Приходило понимание, что все в нашей жизни зависит от нас самих, от наших мечтаний, усилий, поступков.
Огромное спасибо педагогам всей музыкальной школы. Они воспитывали меня. Они принимали такое же участие в моей жизни как и мои родители. Роль учителя музыки в моей судьбе немаловажна. Дорогого стоит – вызывать эмоции в людской душе звуками скрипки. Колоссальные силы нужно потратить, чтобы непослушные пальчики ребенка выдавали чарующие звуки на концерте.
Я начинаю задумываться о будущем. Я надеюсь создать хорошую семью. Я верю, что у меня будут талантливые и способные дети, которых я сама отдам в руки замечательных преподавателей. Я буду так же, как и моя мама, всячески поддерживать свое чадо, убеждать его в необходимости музыкального образования, хотя бы для общего развития личности.
Уважайте, цените и любите своих педагогов! Не обижайтесь на них. Их строгость и настойчивость необходима. Это поможет вам в жизни.
Алешина С.