Характеристика алеши из рассказа детство горького

Введение конспект урока будет удобен на уроке литературы для 7 класса в феврале, здесь есть цель и задачи, все этапы

Введение

Конспект урока будет удобен на уроке
литературы для 7 класса в феврале, здесь есть цель и задачи, все этапы урока
соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности,
приветствие, актуализация опорных знаний, вызов, работа по новой теме, изучение
нового, работа со статьей в учебнике, физкультминутка, закрепление, вопросы,
обобщение, итог, составление кластеров,  домашнее  задание.

Конспект
урока по литературе для 7 класса на тему: Из воспоминаний и писем… М.
Горький

Цель:
выявить, какие факторы влияют на формирование юной души, закаляют характер
человека.

Задачи:

1. Помочь
учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения нравственной и
социальной.

2.
Развивать умения и навыки исследовательской работы, литературоведческого
анализа текста.

3.
Воспитывать ответственность за свои поступки на примере судьбы литературного
героя, чувство гуманного мировосприятия.

Ход урока.

I. Приветствие

-Пожелаем друг
другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь.
Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со
словами:                                        Желаю (большой)

                                                                         
Успеха (Указательный)

                                                                         
Большого (средний)

                                                                         
Во всем (мизинец)

                                                                     
    Здравствуй ( всей ладонью)

 — И  я  хочу
пожелать все нам интересной и плодотворной работы.

Учитель: —  Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Будьте внимательны,

Послушны, наблюдательны.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

— отчёт  дежурного;

— проверка  готовности  класса  к  уроку:

Я  рада  новой  встрече  с  вами,

Приятно  ваше  общество, друзья!

Ответы  ваши  вы  готовьте  сами,

Их  с  интересом  буду  слушать  я.

Мы  сегодня  снова  будем  читать,

Выводы  делать  и  рассуждать.

А  чтобы  урок  пошёл  каждому  впрок

Активно  включайся  в  работу, дружок!

Вот книжки на столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Скажет каждый!

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II.
Введение в тему урока.

-Запишите
тему нашего урока.

«Корзина
идей»: подумайте, какова цель сегодняшнего занятия.

Метод
«Да-нет»
(отмечают в тетрадях «да» или «нет»)


Есть такое утверждение: “Все мы родом из детства”. Каждый писатель по-своему
отображает этот очень важный период в жизни каждого человека. И каждый задаётся
вопросом: как помочь детям увидеть этот мир, удивиться ему.


вам  прочитаю три  высказывания писателей о детстве. Попробуем сравнить с
впечатлениями М.Горького.

-Как
вы считаете, созвучны ли эти высказывания с впечатлениями Горького?

Л. Н. Толстой:
“Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания
о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня
источником лучших наслаждений”.

Ф.М. Достоевский: “Знайте,
что нет ничего выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как
хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского
дома”
.

В. Г. Распутин: “Я
уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте
увидеть и почувствовать всё то, что даёт ему потом право взяться за перо”

(Ответы
детей)

III. Работа над темой урока

1.
Слово учителя:


Казалось бы, темная страшная жизнь, «обильная жестокостью», тесный, душный мир
жутких впечатлений, каждый день отравлявших сердце и душу подрастающего Алексея
Пешкова, героя автобиографической повести М. Горького «Детство», должны были
озлобить, ожесточить и его. Но происходило нечто совсем другое – в душе героя
возникает любовь и щемящая жалость к людям, стремление помочь им,  крепнет вера
в добрые начала русского человека. Это происходит благодаря встречам с людьми,
сохранившими высокие нравственные начала в душе.

В
становлении юной души героя повести как хорошего человека огромную роль сыграла
бабушка, Акулина Ивановна Каширина. Именно она, поддерживая в мальчике веру в
человека, сыграла огромную роль в формировании его нравственных идеалов. Бабушка
противопоставлена Горьким деду и всему «неумному племени»:
«До
неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела в
свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё разноцветное
кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, насытив
крепкой силой для трудной жизни».

— О ком эти строки?

-Какой её видел Алёша?

2. Обращение к домашнему заданию.

Портрет бабушки, речь (обращение к тексту).

-Какие художественные приёмы использует автор при описании
бабушки?

— А была ли бабушка красива? (Внешне нет, она была сутула, почти
горбата, очень полная, очень портил её лицо рыхлый нос с раздутыми ноздрями и
красный на конце)

— За что же Алёша её любил? (Внутренняя красота, красота души
«Светилась изнутри – через глаза неугасимым, веселым и терпеливым светом»)

-Давайте вспомним эпизод пляски, внешнее преображение бабушки.

Работа с иллюстрацией  «Пляска бабушки» (Выразительное чтение)

— Какое возникло у Алеши отношение к деду? (Неприязнь. Обращение к
тексту)

— Когда неприязнь проявилась особенно остро? (После наказания.)

Работа с иллюстрацией  «Наказание» (С.25)

-Что вы видите? (В центре скамейки беспомощная фигура Алеши. Мы
видим неумолимо занесенную руку деда с розгой. Удара избежать невозможно.
Окаменевшую от ужаса мать. Рисунок – страшная действительность дома Кашириных)

— Что повлекло наказание? Каким стал Алёша? (Алеша повзрослел и
стал особенно чуток ко всякой боли и обиде) Обращение к тексту

 Фотография «Дом Кашириных» — В Нижнем Новгороде – это дом –
музей. В доме сохранилась подлинная обстановка того времени, все предметы быта.
Особенно удивляет посетителей то, что на кухне в деревянном ушате мокнут розги
(прутики) для порки провинившихся.

Физминутка

Потягушки

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Повторим теперь на «бис»!

— А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

3.  Давайте сравним бабушку и деда в сложных ситуациях.

Сравнительная характеристика. Записи на доске и в тетрадях.

                                                    Сцена
пожара

image001image002image003Бабушка                                                                   Дед

не теряет самообладания,               Растерялся, пришел в
отчаяние, тихонько выл, бегал,                   

собранная, решительная,      суетился, обвинял других.

рискует жизнью,

заботится о других      
              

— Образ бабушки – один из самых смелых и сильных образов в нашей
литературе. Поэт Некрасов о таких женщинах писал:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет. (Иллюстрация).

— Пожар – не самое страшное испытание, ведь судьба пошлет героям
разорение и нищету. — Как восприняли герои это бедствие?

Разорение

image004 бабушка           
              
                                       дед 
                 

Добра, щедра. Внушает Алёше веру в то,     Стал злым, жадным,
жалким,

что человек должен быть стойким,                ничтожным,
беспомощным

должен бороться с трудностями.

«Мы с тобой не прокормимся, — мы?

Великое
дело!»          
              

— Почему бабушка и дед такие разные?

– Каковы их жизненные правды?

4. Составление кластеров
«Жизненная правда бабушки, жизненная правда деда. Демонстрация кластеров

-Но что–то хорошее осталось из воспоминаний о деде? Чему учил?

Физкультминутка
(Релаксация)

Упражнение
«Четыре стихии».

— «Четыре
стихии»- это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу «земля» —
вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу
«вода» — вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные
движения. Если скажу «воздух» — вы поднимаетесь на носочки и
поднимаете руки вверх, глубоко вдыхаете. Если я скажу «огонь» — вы
вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Понятно? А сейчас
потренируемся. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку. Начали.

 — К кому из семьи Кашириных, кроме бабушки, у Алёши сохранились
теплые воспоминания? (Цыганок. Он принимал «ненужную боль»). Иллюстрация (С.17)

— Могучий, с открытым ясным лицом, глазами, полными лучистого
света, Цыганок был олицетворением молодости и силы, гибель его символична, в
этом мире злости, зависти вспыхнул и погас.
Умер Цыганок в субботу, в начале зимы. Цыганок помогал дяде
Якову нести крест, на могилу его жены. Цыганок поскользнулся, его придавило
крестом. Похоронили его незаметно, непамятно.

— О ком еще у мальчика остались хорошие воспоминания?

— Хорошее Дело, который стал необходимым для Алеши и в дни горьких
обид, и в часы радости. Отношение  взрослых к постояльцу возмущало мальчика, он
протестовал против несправедливости и жестокости. «Так кончилась моя дружба с
первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране –
лучших людей ее»

— Как Хорошее Дело объясняет причины своего изгнания из дома Кашириных?
(«Чужой – понимаешь? Не такой…» Иллюстрация 51, С.60

— Мир
взрослых жесток. Как только Григорий Иваныч стал беспомощным, его выгнали на
улицу, и он вынужден был просить у людей подаяние.

— А
почему Алеша отказывался вынести ему еду? (Ему было стыдно за деда). Иллюстрация
С.49.

— Как
вы понимает слова из текста: «Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней в
ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот
пласт всё-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растёт доброе –
человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой,
человеческой».

«Вспоминая
эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит
ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе — стоит; ибо
это – живучая, подлая правда, она не издохла еще и по сей день. Это та правда,
которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из
души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».

Итак, вы
были правы: высказывание Распутина более других созвучно с мнением Горького (В.Распутин: “Я
уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте
увидеть и почувствовать всё то, что даёт ему потом право взяться за перо”).

-А что для вас значит детство?

Синквейн. Прослушивание работ.

IV. Давайте подведем итог нашему разговору.

Вывод. Человек – у Горького творец будущего. Он
сам решает, какую жизненную правду ему выбирать. На нем лежит ответственность
за все несчастья, которые он может причинить другим людям. Но человеку
принадлежит также всё доброе, что есть в жизни!

Добро
и Зло часто соседствуют и в жизни и в душе каждого человека.


Чтобы распознать зло, надо самому быть душевно чистым и чутким.


Бороться со злом надо силами Добра, Любви и Справедливости.

 -Как
вы считаете, достигли ли мы цели урока? Обратимся к «Корзине идей»

V.
Рефлексия.

Метод «Ресторан»

Предлагаю
 ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане, а  теперь
директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:


Я съел бы еще этого…


Больше всего мне понравилось…


Я почти переварил…


Я переел…


Пожалуйста, добавьте…

Участники
пишут свои ответы на листочках и приклеивают на доску.

Оценивание.

VI.
 Домашнее задание: прочитать «Легенду о Данко»

Одним из самых известных творений М. Горького является повесть «Детство», смысл которой не оставляет сомнений в автобиографичности произведения. Писатель возвращается к своему прошлому, пытаясь переосмыслить события, касающиеся этого отрезка его жизни. Проанализировав произведение, можно будет понять, что хотел донести автор читателям и в чем смысл Детство Горького.

Краткое содержание

События в произведении развиваются в хронологическом порядке с использованием большого количества деталей, помогающих читателю глубже вникнуть в смысл «Детства» Горького.

Герои повести

Главным героем является сам рассказчик – Алексей Пешков.

Кроме него в повести еще несколько центральных персонажей, характеристика которых позволит лучше понять, в чем смысл Детство Горького:

  1. Василий Каширин – дед Алеши с суровым характером;
  2. Варвара – мама Алеши, молодая женщина, рано потерявшая мужа;
  3. Акулина Ивановна – бабушка мальчика, добродушная, верующая женщина, с детства привыкшая трудиться.
  4. Михаил и Яков – сыновья Василия Каширина, глупые, завистливые, постоянно дерущиеся из-за наследства.
  5. Евгений Максимов – отчим мальчика, игрок и картежник, грубо обращающийся с женой.

Повествование ведется от первого лица и описывает детские воспоминания.

Несчастья Алеши

Семья Алеши Пешкова дружно и счастливо жила в Астрахани. Но внезапно нагрянувшее несчастье – смерь главы семьи Максима Пешкова все изменило. Семья, оставшись без кормильца, вынуждена была переехать в Нижний Новгород к родне Варвары.

Новая семья не понравилась мальчику. Родные постоянно ссорились, ругались. Дед Василий жестоко наказывал провинившихся. Однажды досталось и Алеше, для которого порка розгами стала настоящим шоком.

С каждым днем жизнь в семье Кашириных для Алексея становилась все невыносимее, он мечтал о побеге. К тому же мама мальчика периодически куда-то уезжала, Алеша чувствовал себя совсем одиноко. Единственный, кто по-доброму относился к Алеше, поддерживая и заботясь – это бабушка.

Через некоторое время дед купил новый дом, отделив сыновей, а свободные комнаты сдал квартирантам. Но дядька Михайло не унимался и, периодически появляясь в доме, устраивал погромы и драки с дедом. Алешу такой образ жизни тяготил.

Утешение мальчик находил в дружбе с одним из квартирантов. Но дед, заметив это, выгнал жильца, а внука жестоко наказал. Вернулась домой мама. Дед решил ее вновь выдать замуж.

Интересно! Произведение Горького «Детство» является как бы противопоставлением повести Толстого с таким же названием. Только, в отличие от Толстого, Горький описал жизнь простых людей, а не дворянства.

Начался учебный год, Алексей пошел учиться. В школе герою не нравилось, так как над ним все смеялись за бедность. В результате мальчик заболел оспой. За Алексеем ухаживала бабушка, делясь с ним воспоминаниями об отце.

Вскоре Варвара вторично вышла замуж за обнищавшего дворянина Максимова. Чтобы дать дочери приданое, дед Василий продал дом, купив несколько комнат в подвале. Но отчим, оказавшись карточным игроком, промотал приданое жены.

Отчим начал изменять матери и бить. Однажды Алеша не выдержал и кинулся на отчима с ножом. Только заступничество матери удержало мальчика от убийства.

Разорившийся Василий отказался содержать жену и внука. Бабушка и мальчик пытались сами заработать на жизнь, сдавая ветошь, воруя лес. Мальчик вынужден был бросить учебу.

Через время умерла Варвара, и дед выгнал внука из дома, отправив самому добывать себе пропитание.

Объяснение сюжета

Чтобы разобраться, в чем смысл Детство Горького, нужно, в первую очередь, рассмотреть темы, затронутые писателем.

Проблематика повести довольно обширна и затрагивает важные аспекты жизни:

  • семейные отношения;
  • воспитание детей;
  • социальное неравенство;
  • выбор жизненного пути;
  • пороки общества.

Но главной темой произведения остается тема детства. Автор показывает, как тяжело ребенку расти среди нищеты и озлобленности.

Озаглавив повесть «Детство», Горький не просто хотел показать, что речь пойдет о детских годах героя, а вложил более глубокий смысл в название произведения.

Детство – важная пора в жизни каждого ребенка. Именно в этот период формируется характер, образ жизни, мировоззрение любого человека. Поэтому очень важно, чтобы ребенок чувствовал любовь, заботу со стороны близких людей.

Рассказывая о своем детстве, писатель хотел показать, что в те времена так жили и воспитывались многие дети. У большинства из них не было детства, они сразу рождались взрослыми и терпели ужасное обращение, сами постепенно ожесточаясь.

Герою повезло. Благодаря тому, что на его пути встречались не только жестокие, озлобленные, но и добрые, открытые люди, он смог противостоять «мерзостям жизни» и вырасти светлым человеком.

На заметку! Повесть Детство содержит в себе нравственный смысл, касающийся настоящего и будущего России. Нормальное развитие ребенка невозможно там, где царствует пьянство, жадность, воровство. А дети – это будущее страны. Если они будут воспитываться в таких условиях, то народ не сможет выбраться из темноты и грязи.

В чем суть концовки

К концу повести скупость Василия Каширина все больше растет. Алеша вынужден сам зарабатывать на жизнь, отдавая полученные деньги бабушке.

Перенесенные страдания заставили мальчика рано повзрослеть. Если с 1 по 11 главу читатель следил за жизнью маленького мальчика, то дальше он видит перед собой взрослого мужчину, заботящегося о матери и младшем братишке.

Не смог Алеша равнодушно наблюдать и за грубым отношением отчима к матери, кинувшись на того с ножом. Смысл этого сюжета, описанного Горьким в 12 главе, заключается в показе противостояния героя с реальным миром, в результате которого он рано лишился детства.

В финале произведения дед выдворяет внука из дома, отправив «в люди». И Алеша действительно выбился в люди, став великим писателем.

Вложив глубокий идейный смысл в повесть «Детство», автор хотел показать, во что пагубные пороки превращают людей. Но даже среди жестоких, озлобленных личностей встречаются светлые, добрые люди, рядом с которыми нужно держаться, чтобы не терять свою совесть.

Становление юной души (по повести М. Горького «Детство»). Урок литературы в 7 Б классе.

Н.В.Кириллова,  учитель русского языка и литературы

Цель: выявить, какие факторы влияют на формирование юной души, закаляют характер человека.

Задачи:

1. Помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения нравственной и социальной.

2. Развивать умения и навыки исследовательской работы, литературоведческого анализа текста.

3. Воспитывать ответственность за свои поступки на примере судьбы литературного героя, чувство гуманного мировосприятия.

Ход урока.

I. Приветствие

-Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:                                        Желаю (большой)

                                                                          Успеха (Указательный)

                                                                          Большого (средний)

                                                                          Во всем (мизинец)

                                                                          Здравствуй ( всей ладонью)

 — И  я  хочу пожелать все нам интересной и плодотворной работы.

II. Введение в тему урока.

-Запишите тему нашего урока.

«Корзина идей»: подумайте, какова цель сегодняшнего занятия.

Метод «Да-нет» (отмечают в тетрадях «да» или «нет»)

 Есть такое утверждение: “Все мы родом из детства”. Каждый писатель по-своему отображает этот очень важный период в жизни каждого человека. И каждый задаётся вопросом: как помочь детям увидеть этот мир, удивиться ему.

-Я вам  прочитаю три  высказывания писателей о детстве. Попробуем сравнить с впечатлениями М.Горького.

-Как вы считаете, созвучны ли эти высказывания с впечатлениями Горького?

Л. Н. Толстой: “Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений”.

Ф.М. Достоевский: “Знайте, что нет ничего выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома”.

В. Г. Распутин: “Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что даёт ему потом право взяться за перо”

(Ответы детей)

III. Работа над темой урока

1. Слово учителя:

— Казалось бы, темная страшная жизнь, «обильная жестокостью», тесный, душный мир жутких впечатлений, каждый день отравлявших сердце и душу подрастающего Алексея Пешкова, героя автобиографической повести М. Горького «Детство», должны были озлобить, ожесточить и его. Но происходило нечто совсем другое – в душе героя возникает любовь и щемящая жалость к людям, стремление помочь им,  крепнет вера в добрые начала русского человека. Это происходит благодаря встречам с людьми, сохранившими высокие нравственные начала в душе.

В становлении юной души героя повести как хорошего человека огромную роль сыграла бабушка, Акулина Ивановна Каширина. Именно она, поддерживая в мальчике веру в человека, сыграла огромную роль в формировании его нравственных идеалов. Бабушка противопоставлена Горьким деду и всему «неумному племени»: «До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела в свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, насытив крепкой силой для трудной жизни».

— О ком эти строки?

-Какой её видел Алёша?

2. Обращение к домашнему заданию.

Портрет бабушки, речь (обращение к тексту).

-Какие художественные приёмы использует автор при описании бабушки?

— А была ли бабушка красива? (Внешне нет, она была сутула, почти горбата, очень полная, очень портил её лицо рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце)

— За что же Алёша её любил? (Внутренняя красота, красота души «Светилась изнутри – через глаза неугасимым, веселым и терпеливым светом»)

-Давайте вспомним эпизод пляски, внешнее преображение бабушки.

Работа с иллюстрацией  «Пляска бабушки» (Выразительное чтение)

— Какое возникло у Алеши отношение к деду? (Неприязнь. Обращение к тексту)

— Когда неприязнь проявилась особенно остро? (После наказания.)

Работа с иллюстрацией  «Наказание» (С.25)

-Что вы видите? (В центре скамейки беспомощная фигура Алеши. Мы видим неумолимо занесенную руку деда с розгой. Удара избежать невозможно. Окаменевшую от ужаса мать. Рисунок – страшная действительность дома Кашириных)

— Что повлекло наказание? Каким стал Алёша? (Алеша повзрослел и стал особенно чуток ко всякой боли и обиде) Обращение к тексту

 Фотография «Дом Кашириных» — В Нижнем Новгороде – это дом – музей. В доме сохранилась подлинная обстановка того времени, все предметы быта. Особенно удивляет посетителей то, что на кухне в деревянном ушате мокнут розги (прутики) для порки провинившихся.

3.  Давайте сравним бабушку и деда в сложных ситуациях.

Сравнительная характеристика. Записи на доске и в тетрадях.

                                                    Сцена пожара

Бабушка                                                                   Дед

не теряет самообладания,               Растерялся, пришел в отчаяние, тихонько выл, бегал,                  

собранная, решительная,        суетился, обвинял других.

рискует жизнью,

заботится о других                     

— Образ бабушки – один из самых смелых и сильных образов в нашей литературе. Поэт Некрасов о таких женщинах писал:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет. (Иллюстрация).

— Пожар – не самое страшное испытание, ведь судьба пошлет героям разорение и нищету. — Как восприняли герои это бедствие?

Разорение

 бабушка                                                                  дед                  

Добра, щедра. Внушает Алёше веру в то,     Стал злым, жадным, жалким,

что человек должен быть стойким,                        ничтожным, беспомощным

должен бороться с трудностями.

«Мы с тобой не прокормимся, — мы?

Великое дело!»                         

— Почему бабушка и дед такие разные?

– Каковы их жизненные правды?

4. Составление кластеров «Жизненная правда бабушки, жизненная правда деда. Демонстрация кластеров

-Но что–то хорошее осталось из воспоминаний о деде? Чему учил?

Физкультминутка (Релаксация)

Упражнение «Четыре стихии».

— «Четыре стихии»- это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу «земля» — вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу «вода» — вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу «воздух» — вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, глубоко вдыхаете. Если я скажу «огонь» — вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Понятно? А сейчас потренируемся. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку. Начали.

 — К кому из семьи Кашириных, кроме бабушки, у Алёши сохранились теплые воспоминания? (Цыганок. Он принимал «ненужную боль»). Иллюстрация (С.17)

— Могучий, с открытым ясным лицом, глазами, полными лучистого света, Цыганок был олицетворением молодости и силы, гибель его символична, в этом мире злости, зависти вспыхнул и погас. Умер Цыганок в субботу, в начале зимы. Цыганок помогал дяде Якову нести крест, на могилу его жены. Цыганок поскользнулся, его придавило крестом. Похоронили его незаметно, непамятно.

— О ком еще у мальчика остались хорошие воспоминания?

— Хорошее Дело, который стал необходимым для Алеши и в дни горьких обид, и в часы радости. Отношение  взрослых к постояльцу возмущало мальчика, он протестовал против несправедливости и жестокости. «Так кончилась моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране – лучших людей ее»

— Как Хорошее Дело объясняет причины своего изгнания из дома Кашириных? («Чужой – понимаешь? Не такой…» Иллюстрация 51, С.60

— Мир взрослых жесток. Как только Григорий Иваныч стал беспомощным, его выгнали на улицу, и он вынужден был просить у людей подаяние.

— А почему Алеша отказывался вынести ему еду? (Ему было стыдно за деда). Иллюстрация С.49.

— Как вы понимает слова из текста: «Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт всё-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растёт доброе – человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой».

«Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе — стоит; ибо это – живучая, подлая правда, она не издохла еще и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».

Итак, вы были правы: высказывание Распутина более других созвучно с мнением Горького (В.Распутин: “Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что даёт ему потом право взяться за перо”).

-А что для вас значит детство?

Синквейн. Прослушивание работ.

IV. Давайте подведем итог нашему разговору.

Вывод. Человек – у Горького творец будущего. Он сам решает, какую жизненную правду ему выбирать. На нем лежит ответственность за все несчастья, которые он может причинить другим людям. Но человеку принадлежит также всё доброе, что есть в жизни!

Добро и Зло часто соседствуют и в жизни и в душе каждого человека.

— Чтобы распознать зло, надо самому быть душевно чистым и чутким.

— Бороться со злом надо силами Добра, Любви и Справедливости.

 -Как вы считаете, достигли ли мы цели урока? Обратимся к «Корзине идей»

V. Рефлексия.

Метод «Ресторан»

Предлагаю  ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане, а  теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

— Я съел бы еще этого…

— Больше всего мне понравилось…

— Я почти переварил…

— Я переел…

— Пожалуйста, добавьте…

Участники пишут свои ответы на листочках и приклеивают на доску.

Оценивание.

VI.  Домашнее задание: прочитать «Легенду о Данко»

Обрамлением в ранних рассказах Максима Горького (присутствует такой элемент сюжетной композиции прежде всего в рассказах романтических) чаще всего служит ПЕЙЗАЖ.

Пейзаж необычен, даже экзотичен для русского читателя и всегда созвучен той истории, которая является в произведении центральной, и тому настроению, которое испытывает герой-рассказчик. Сначала это настроение связано с ожиданием чего-то необычного, поражающего воображение, потом – с переживаниями, вызванными услышанным.

В самом первом рассказе – а это «Макар Чудра» – роль обрамления выполняет морской пейзаж.

Море у Горького тесно связано со степью: мы ощущаем влажность холодного ветра, дующего с моря, мы видим костёр, пламя коего раздувается ветром, и сморщенные листья, бросаемые ветром в огонь, видим освещаемую пламенем, отодвинувшим мглу ночи осенней, безграничную степь с бесконечным морем. Колоритная фигура строго цыгана подчёркивает экзотичность пейзажа, и мы, читатели, как и герой-рассказчик, понимаем, что вскоре последует повествование о героях, свободных, как морской ветер, своенравных, как набегающие на берег волны, а услышав трагическую историю удальца Лойко Зобара и красавицы Радды, убеждаемся: их любовь к свободе была такой же безграничной и бесконечной, как степь и море.

Заключительный пейзаж дан всего несколькими штрихами: тьма степи, усиливающийся дождь, море, поющее гимн гордой паре цыган, – и на этом фоне видятся рассказчику сами Лойко и Радда, безмолвно кружащиеся во тьме ночной, она впереди, он позади… И мы долго размышляем, почему именно так: Радда, прижимающая к ране на груди прядь своих чёрных волос, с сочащейся по пальцам кровью, и Лойко с лицом, закрытым чёрными кудрями, из-под которых капают слёзы; почему красавец цыган никак не может поравняться с гордой Раддой. Так писатель, думаю, показывает: Радда в этой истории оказалась выше Лойко, ведь, любя свободу больше, чем его, но понимая, что не может жить и без свободы, и без своего возлюбленного, она сознательно идёт на смерть. Лойко же, мечтавший подчинить себе любимую и тоже отдавший предпочтение свободе, отнимает вместе с жизнью эту свободу у девушки. У Радды нет причин для слёз: она распорядилась собственной жизнью. Лойко в вечных слезах, ибо сделал иной выбор. Так пейзажное обрамление помогает нам понять, домыслить то, что хотел сказать писатель, то, ради чего произведение создавалось, – его идею.

Пейзаж в рассказе «Макар Чудра» (М. Горький)

Пейзажное обрамление есть и в рассказе «Старуха Изергиль», и пейзаж в этом произведении тоже экзотический: Бессарабия, Аккерман, морской берег, виноградные лозы, голубая мгла ночи, ветер, то текущий ровной волной, то рождающий сильные порывы, запах моря в воздухе, обрывки туч, обломки скал… И на фоне этого сказочного пейзажа – молдаване: мужчины, бронзовые от загара, с длинными кудрями, черноволосые и черноусые; женщины, тоже бронзовые, но гибкие и весёлые, с распущенными шёлковыми волосами с вплетёнными в них монетами, и старая развалина Изергиль, довольно бурно проведшая свою жизнь, но нынче способная только рассказывать сказки. Вот и слышим мы от неё, помимо рассказа о собственной судьбе, две прекрасные сказки – о Ларре и о Данко.

Завершается рассказ тоже пейзажем – иначе не было бы обрамления: дуновение ветра, тишина в степи, тучи, медленно и скучно ползущие по небу, глухо и печально шумящее море.

И опять этот пейзаж, в данном случает спокойный, скучноватый и печальный, заставляет нас задуматься над вечной проблемой, которую каждый решает по-своему: для чего живёт человек? Горький говорит нам этим произведением, что жизнь человека должна быть отдана людям, человек должен жить, действовать, совершать поступки ради людей.

В легендах о Ларре и Данко тоже видим пейзажное обрамление. Оно довольно схематичное и далёкое от более реалистического пейзажного обрамления ко всему рассказу. Ларра родился в щедрой стране

Пейзаж в рассказе «Макар Чудра» (М. Горький)

И люди в этой стране под стать природе: сильные, могучие. Но не смог и не захотел с ними ужиться, считаться с их законами гордый сын орла и женщины Ларра, за что и был наказан бессмертием.

Заключительное обрамление легенды содержит одну пейзажную деталь, но эта деталь – пробегающая по степи тень – завершает тему наказания Ларры: тень – это он, годы, века высушили его тело, но и сейчас ему нет места среди людей.

Пейзаж в рассказе «Макар Чудра» (М. Горький)

Пейзаж, открывающий легенду о Данко, содержит всего несколько деталей, цель которых – показать, что путь к спасению для племени, которое пришли покорить племена из других краёв, только через лес: с трёх сторон непроходимые леса, с четвёртой, откуда пришли поработители, – степь.

А далее пейзаж превращается в этой легенде в один из основных художественных образов.

Он становится всё мрачнее и мрачнее, воздух наполняется болотным смрадом, лес страшит людей, приводит их в отчаяние, лишает веры в возможность пройти сквозь него, рождает трусливые мысли о необходимости вернуться и покориться врагам.

Заворожённые горящим сердцем Данко, люди нашли в себе силы идти дальше, и пейзаж заключающий легенду, подчёркивает их победу над страхом и ужасом перед мрачным лесом, перед смрадными болотами, победу над собственной слабостью.

Радужная картина свободного пространства: вздыхающая степь, наполненная чистым воздухом и солнечным светом, блестящая в бриллиантах дождя трава, сверкающая золотом река, красные лучи заката, отражённые в реке, – вот та награда, которая досталась выжившим.

Часто обрамление пейзажное у Горького дополняется обрамлением звуковым – стройной гармонией звуков, чудной мелодией. В открывающем рассказ «Макар Чудра» обрамлении это мелодия плеска морской волны и шелеста кустов на берегу.

Она в описании Радды трансформируется в мотив скрипки – красоту девушки трудно передать словами, разве только сыграть на скрипке можно.

А в завершающем обрамлении звучание достигает своего апогея: это уже не слабая мелодия волн и шелестящих от ветра кустов, а торжественный, хоть и мрачный гимн

Пейзаж в рассказе «Макар Чудра» (М. Горький)

В рассказе «Старуха» Изергиль» в начале кто-то на скрипке играет, слышатся пение (мягкое контральто) и смех, в конце – глухая и печальная мелодия моря.

Такое же переплетение пейзажного и звукового обрамления наблюдаем мы и в «Песне о Соколе»:

  • в начале – море, облитая голубым лунным сиянием даль, небо с перистыми облаками, поросшие деревьями задумчивые горы, чёрные тени, упавшие с них и тишина, нарушаемая шёпотом набегающих волн, плеском воды, вздохами пены и мелодичное А-ала-ах-а-акбар!.. Надыра-Рагима-оглы – всё это подготавливает нас к восприятию ПЕСНИ, которую речитативом рассказывает старый чабан;
  • в конце апогеем звучит гимн о безумстве храбрых, сменяемый спокойным пейзажем и спокойной мелодией реальности: всё та же опаловая даль моря, увеличившиеся серебряные пятна от лунных лучей на воде, золотые звёзды – и певучие всплески волн, гармония звуков:

Пейзаж в рассказе «Макар Чудра» (М. Горький)Пейзаж в рассказе «Макар Чудра» (М. Горький)

Подытоживая, отмечу:

  • обрамлением в ранних горьковских рассказах служит либо пейзаж, либо звуковая гармония, а часто то и другое вместе
  • обрамление создает фон, раскрывающий авторскую идею, эмоционально воздействующий на читателя.

Урок 31. М. Горький «Макар Чудра»

Урок 31

Тема. Внеклассное чтение. М. Горький. Рассказ «Макар Чудра»

Цель урока:

  1. Формировать понятие о новом романтическом герое на основе знакомых понятий «романтизм», «романтический герой».

  2. Развивать умение анализировать эпическое произведение, отрабатывать умение рассуждать и доказывать собственную точку зрения, умение делать вывод о нравственных уроках произведения.

  3. Воспитывать нравственные качества, гуманность, положительное отношение к знаниям.

  • Методы и приемы: работа с текстом учебника, эвристическая беседа.
  • Этапы урока
  • I. Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке мы будем работать над рассказом М. Горького «Макар Чудра». Это первый написанный Горьким рассказ. Именно с этого произведения начинает он путь писателя. С чем решил Горький вступить в русскую литературу? О чём хотел сказать читателю? Чем хотел поделиться с ним?

Время создания произведения (1892 г.) – трагическое, переломное, канун потрясений, которые вскоре обрушатся на Россию.

II. Работа над выбором эпиграфа к уроку

– Что вы понимаете под словом свобода? (Ответы учащихся.)

В «Толком словаре русского языка» С. Ожегова у слова свобода несколько лексических значений.

1. В философии: Возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.

2. Отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса, всего общества или его членов.

3. Вообще – отсутствие, каких-нибудь ограничений, стеснений в чём-нибудь.

– Вспомните, в произведениях какого литературного направления красной нитью проходит тема свободы? (Романтизм).

– Слово «свобода» начертано на знамени романтизма, потому что для романтического героя она дороже всего. Исходя из этого, выберите то значение, которое можно было бы оставить в качестве эпиграфа к нашему сегодняшнему уроку.

3. Вообще – отсутствие, каких-нибудь ограничений, стеснений в чём-нибудь.

– Почему? (Речь идет о внутренней свободе)

III. Определение темы урока. Постановка целей

– Рассказ какого автора вы читали к этому уроку? (М.Горького)

– Как называется рассказ, который вы прочитали? («Макар Чудра»)

– Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. (Запись темы урока на доске и в тетрадях)

– Чтобы нам успешно проанализировать этот рассказ, что мы должны сделать? (Озвучить цели урока.

Учитель. Цель нашей работы – отметить черты романтизма в рассказе Горького. Наше внимание мы сосредоточим на образе главного героя, средствах его создания. Кроме того, мы должны выявить авторскую позицию в данном произведении и через это сделать вывод о нравственных уроках рассказа.)

IV. Знакомство с понятием «неоромантизм».

– Отлично. Теперь непосредственно обратимся к рассказу «Макар Чудра».

– Какое впечатление сложилось после чтения рассказа? Что оказалось непонятным, удивительным? (Рассказ в рассказе, очень интересные, яркие герои)

– Согласны ли вы с тем, что в рассказе «Макар Чудра» присутствует тема свободы? В каком литературном направлении главное место занимает свобода? (Да, романтизм)

– Что такое романтизм? (Романтизм – литературное направление в европейских литературах, в том числе и в России, в начале 19 века.)

– Рассказ «Макар Чудра» был впервые опубликован в 1892 году. Это уже далеко не начало 19 века.

– Направление, в духе которого написаны ранние произведения М. Горького, литературоведы называют неоромантизмом. О чем говорит нам приставка нео? (т.е. новый, возрожденный романтизм).

– Давайте запишем определение в тетрадь. (Неоромантизм – возрожденный, новый романтизм)

Как вы думаете, черты неоромантизма совпадают с чертами романтизма? (Да, совпадают, но есть и новаторство авторов).

– С какими романтическими произведениями вы встречались на уроках литературы? («Мцыри», «Цыганы», «Старуха Изергиль»).

– Давайте вспомним основные характерные черты романтизма (с. 18 учебника.)

– Для того чтобы определить черты романтизма, обратимся к тексту рассказа «Макар Чудра». Давайте откроем рассказ и начнём его читать с самого начала.

  1. Пейзаж в рассказе
  2. (В записи звучит шум моря, учитель читает текст.)
  3. «С моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море и прямо против меня – фигуру Макара Чудры…»

– Почему так начинает Горький свой рассказ? Что вы увидели в этом пейзаже? Каковы его функции?

– Образ морской стихии не только зримый, конкретный образ, но и символический. Каков традиционный символический смысл образа морской стихии?

  • (Море→ отсутствие зримых границ→ свобода)
  • Первая черта романтизма – необычная, экзотическая природа, олицетворенная, живая стихия, необычное место действия.
  • V. Анализ рассказа «Макар Чудра»
  • – Итак, нам предстоит выяснить, в чём особенность романтизма Горького, почему с появлением творчества Горького возникает понятие неоромантизм?

– Дома вы должны были прочитать рассказ «Макар Чудра». Одним из героев этого произведения является сам рассказчик. Можно ли сказать, что Макар Чудра – романтический герой? (Ответы учащихся).

– Море, степь связаны с образом рассказчика. Кто он по национальности? Чего мы должны ожидать от такого героя? (Море и степь – необычная природа, экзотическая, будто живая; море и степь безграничны; олицетворение свободы главного героя, он цыган, а цыгане люди со своеобразным менталитетом, очень вольные, свободолюбивые)

– Как Макар Чудра относится к людям, несвободным по его мнению? Найдите слова в тексте.

«Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга. А места на земле вон сколько…»; «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб, – как только родился, всю жизнь раб, и все тут!»

Вторая черта романтизма – герой свободолюбив, независим. Гордая, сильная личность, отрешенная от внешнего мира.

Портрет героя

– Давайте попробуем составить портрет героя. Есть ли развёрнутый портрет в тесте рассказа? (Нет)

– Почему? (Развёрнутого описания внешности нет, т.к.автору интересен внутренний мир героя, поэтому больше внимания он уделяет другим характеристикам, в частности, речи героя.)

– Кто в рассказе ещё из действующих лиц является романтическим героем? (Радда и Лойко)

– В тексте есть подробное описание портрета героев? (Нет, только штрихи к портрету: Лойко – усы; о Радде говорит, что её красоту описать нельзя, если только на скрипке сыграть.)

  1. Вывод: Горький не изменяет традиции романтизма: через внешнюю красоту он выделяет самые важные черты характера героя – стремление к свободе.
  2. Третья черта романтизма – внимание ко внутреннему миру героя, к его душевным переживаниям.
  3. Речь героя

-Давайте составим речевую характеристику Макара Чудры. Что вы услышали в речи героя? Как она его характеризует?

(демонстрируется фрагмент кинофильма «Табор уходит в небо»)

– Совпало ли ваше представление о герое с экранным образом? Если да, то в чём?

(Притчевая, фольклорная речь Макара Чудры, который часто называет собеседника соколом:« — Эге! Было, сокол…», « — Вон он какой был, сокол!..», « — Вот она какова была Радда, сокол!..», «Так-то, сокол!..» В обращении «сокол» мы видим образ, близкий цыганскому духу, образ свободной и смелой птицы.

В рассказе Чудры часто повторяется слово «степь», так как степь была основным местом жизни цыган: «Плачет девушка, провожая добра молодца! Добрый молодец кличет девушку в степь…», «Ночь светлая, месяц серебром всю степь залила…», «На всю степь гаркнул Лойко…».)

Композиция рассказа

Давайте, обратимся к композиции произведения. Читая рассказ, вы должны были обратить внимание на ещё одно средство создания образа главного героя. Какой уже знакомый нам прием использует автор в рассказе? (прием вставного рассказа или рассказа в рассказе).

– Скажите, для какой цели в рассказ вводится легенда о Радде и Лойко Зобаре? Если бы легенда о Лойко и Радде была главной, название рассказа было бы иным.

Для чего использован этот прием? (Автор заставляет героя рассказывать легенду и таким образом задает определенную систему человеческих ценностей, по которой можно судить и о самом рассказчике.

Легенда служит средством раскрытия образа Макара Чудры.)

– Давайте вспомним легенду о Радде и Лойко Зобаре. (Подготовленное сообщение «Забар и Радда – романтические герои».)

– Перед Лойко встала дилемма: свобода или любовь? Как, по-вашему, что такое любовь? (Ответы детей).

Обратимся к «Толковому словарю» С. Ожегова.

ЛЮБОВЬ – чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.

– А теперь давайте вернемся к эпиграфу: СВОБОДА – это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений.

– Что произошло с главными героями? (Они полюбили друг друга и оказались перед выбором между любовью и свободой, гордостью).

– Но что для каждого важнее? (Лойко – свобода и независимость, Радда – гордость.)

  • -Давайте обратимся к монологу Радды и последнему обращению к товарищам Зобара Лойко.
  • Монолог Радды
  • (Монолог может прочитать заранее подготовленная учащаяся, накинув цветной платок).

Я Радда, дочь Данилы-солдата. Говорят, красива я очень. И словами-то обо мне не скажешь. Может быть, красоту мою можно на скрипке сыграть, да и то не всякому. Много посушила я сердец молодецких и молодого цыгана Лойко Зобара пленила.

Радда: «Видала я молодцов, а Лойко удалей и краше их душой и лицом. Каждый из них усы себе бы сбрил – моргни я ему глазом, все они пали бы мне в ноги, захоти я того.

Но что толку? Они и так не больно-то удалы, а я бы их всех обабила. Мало осталось на свете удалых цыган, ой, мало. Никогда я никого не любила, а Лойко люблю. А ещё я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше.

А без него мне не жить, как и ему без меня…»

  1. – Что для нее важнее? (Гордость, воля, свобода)
  2. Монолог Зобара
  3. (Монолог Зобара Лойко может прочитать заранее подготовленный учащийся).

Смотрел в свое сердце этой ночью и не нашел места в нем старой вольной жизни моей. Радда там живет только – и все тут! Вот она, красавица Радда, улыбается, как царица! Она любит свою волю больше меня, а я ее люблю больше своей воли…она станет моей женой и будет ласкать и целовать меня, так что уже мне и песен петь вам не захочется, и воли моей я не пожалею!

А что важнее для Зобара? (Любовь, но и свободу терять он не хочет.)

– Итак, друг без друга герои не могут, потерять свободу не хотят. Какой же выход они находят? (Выхода не нашли… на компромисс не пошли, Лойко поставил свою гордость выше любви, Радда – свою свободу.)

– Подумайте, идя навстречу Лойко, Радда предполагала такой исход событий? Обратитесь за помощью к тексту. («Я знала…»)

– А Лойко предчувствовал собственную смерть?

– Что же отличает героев Горького от других романтических героев?

Вывод: Внутренняя свобода героев зависит от свободы внешней, поэтому они не хотят связывать себя ничем, даже любовью. Это и отличает героев Горького от других романтических героев Лермонтова, Пушкина.

Неоромантический герой стремится к активному восприятию свободы. Он деятелен, т.к. его внутренняя свобода зависит от свободы внешней, поэтому он не должен быть связан ничем.

Красивые, сильные, свободные люди выбирают между свободой и жизнью. И выбирают они – свободу.

Отношение героя к поступкам других

– Какой конфликт представляют эти герои и как он разрешается? (Любовь и свобода, по Горькому, взаимоисключают друг друга, желание безграничной свободы, индивидуализм приводят к взаимному уничтожению.)

– Как Макар Чудра смотрит на эту историю любви? (Он любуется героями, восхищается их красотой и другими достоинствами.)

Внимательно прочитайте финал, выясните его смысловую роль в разрешении конфликта произведения.

   «Мне не хотелось спать. Я смотрел во тьму степи, и в воздухе перед моими глазами плавала царственно красивая и гордая фигура Радды. Она прижала руку с прядью черных волос к ране на груди, и сквозь ее смуглые, тонкие пальцы сочилась капля по капле кровь, падая на землю огненно-красными звездочками.

  •    А за нею по пятам плыл удалой молодец Лойко Зобар; его лицо завесили пряди густых черных кудрей, и из-под них капали частые, холодные и крупные слезы…
  •    Усиливался дождь, и море распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган – Лойко Зобару и Радде, дочери старого солдата Данилы.
  •    А они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой.»

– Почему именно этой картиной заканчивается рассказ? Каков смысл последнего предложения? (Дажепосле смерти герои не примиряются)

– А автор рассказа разделяет позицию Макара Чудры? Докажите. (Не согласен с ней. Уже в начале рассказа прослеживается скептицизм повествователя к словам Макара Чудры.

Диалог построен в форме монолога, «продолжал он, скептически выслушав моё возражение на его слова». Макар Чудра восхищается красотой героев и их бескомпромиссностью, силой их чувств.

А автор понимает бесплодность такого исхода дела: ведь и после смерти Лойко в своей погоне не поравняется с гордой Раддой.)

-А где ещё мы встречали ситуации, в которых автор и рассказчик занимали разные позиции в оценке героев, поступков, ситуаций и др.?

VI. Создание сочинений-миниатюр

– Совместимы ли понятия любовь и свобода?

– Идея рассказа М. Горького «Макар Чудра» заключается в том, чтобы показать героя, ….(какого?)

  1. Чтение нескольких сочинений.
  2. VII. Подведение итогов
  3. Ребята, давайте подведем итоги.
  4. Что мы сегодня узнали?

Давайте сделаем выводы. Но не будем забывать, что в литературном произведении не всё бывает так просто, тем более, в произведении М. Горького.

– Почему любовь и стремление к свободе оказываются для героев несовместимыми?

– Что хотел сказать нам автор своим рассказом?

– Чем рассказ Горького, написанный в конце XIX века, интересен нам, читателям XXI века? Какие нравственные уроки извлекаем мы из данного произведения?

– По-вашему, совместимы понятия любви и свободы? Нужно ли выбирать? (Как бы прекрасны ни были герои в своем стремлении к абсолютной свободе, их жизнь бесплодна и призрачна, уподоблена теням, в которые превратились герои.)

– А теперь задайте вопросы. Что осталось невыясненным, непонятным в рассказе?

– А закончить мне бы хотелось словами из текста: «А они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Радой».

VIII. Домашнее задание

Ребята, дома читать с. 188-194, устно ответить на вопросы на с. 190.

Пейзаж в рассказе Макар Чудра Горького сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • Пейзаж в рассказе Макар Чудра

Самые ранние произведения Максима Горького, относятся к теме романтики. Например в своём произведении, автор показывает героя с разных сторон, самое главное что он пытается показать, это его внутреннее начало.

Он не просто описывает своего главного героя произведения внешней точки зрения, он старается как можно подробнее описать, что чувствует его персонаж. Не забывает и про описание природы, именно она, дает наиболее четко понять читателю, каким является на самом деле главный персонаж.

Именно природа, способна описать, какие сейчас переживает эмоции персонаж, именно при помощи её, мы можем увидеть, какой сейчас происходит этап в жизни героя.

В качестве главного персонажа, автор делает старого цыгана. Он не зря с самого начала, начинает показывать своему читателю, каким на самом деле он является. Он это делает это при помощи олицетворения природы.

Пейзажи, которые находятся вокруг него, помогают воссоздать, более точную картину, каким является человек на самом деле.

Как например, прочитав рассказ, можно увидеть, как природа меняется вместе со своим персонажем, как волны плещут и волнуются, вместе с цыганом, который стоит на берегу.

Однако стихии, всё же превосходят в своих силах природу, если автор показывает море, то оно не имеет границ, если это ветер, то он не имеет конца.

Он старается показать персонажа наиболее точно, при помощи всего этого пейзажа и природы которая его окружает. Он не выражает свои чувства полутоном, наоборот, он пытается показать лишь только самые яркие и впечатляющие краски и события.

Человек имеет схожесть с морем, его мысли, действия и воображение, не имеют границ. Никаких ограничений нет.

Цыган, рассказывает это с целью показать, что не может быть одного мира, он показывает, что существует лишь два в которых находится человек и природа по разные стороны.

Причём человек, не имеет никакого влияния на то, что происходит в природе, наоборот это природа верховенствует, над человеком. Она управляет его жизнью.

Точно также, как вода может дать человеку питье, точно также как земля может дать человеку еду, также как воздух дает человеку шанс дышать.

Природа является главным учителем по жизни, у неё можно научиться уважению, научиться жить правильно, жить в гармонии с окружающим тебя миром. Очень важно научиться радоваться каждому дню и тем вещам, которые тебя окружают, лучше всего этому может научить окружающий нас мир. Это и пытается показать автор, в своём произведении.

«Макар Чудра», анализ рассказа Максима Горького

Проблема свободы всегда волновала художников слова. Именно свобода была притягательна для романтических героев. Ради нее они были готовы принять смерть.

Ведь романтизм как литературное течение формировал вполне определенный канон: исключительная личность, предъявляющая миру исключительные же требования. Поэтому герой на порядок выше людей, его окружающих, поэтому общество как таковое им отвергается.

Этим обусловлено и типичное одиночество героя: для него это естественное состояние, а отдушину герой находит только в общении с природой, причем чаще со стихией.

Максим Горький в своих ранних произведениях обращается к традициям романтизма, но в контексте ХХ века его творчество получает определение неоромантического.

В 1892 году в печати появился первый романтический рассказ «Макар Чудра», в котором старый цыган появляется перед читателем в окружении романтического пейзажа: его окутывает «мгла осенней ночи», открывающая слева безграничную степь и справа бесконечное море. Писатель дает ему возможность говорить о себе, о своих взглядах, а история Лойко Зобара и Радды, рассказанная старым чабаном, становится основным средством раскрытия образа главного героя, ведь его именем назван рассказ.

Повествуя о Радде и Лойко, Чудра говорит скорее о себе. В основе его характера лежит единственное начало, которое он считает наиболее ценным, — максимальное стремление к свободе.

Для героев воля тоже дороже всего на свете. В Радде проявление гордости настолько сильно, что ее не может сломить даже любовь к Лойко Зобару: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю.

А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя».

Такое неразрешимое противоречие между любовью и гордостью в романтическом характере воспринимается Макаром Чудрой как абсолютно естественное, а разрешиться оно может только смертью: романтический герой не может пожертвовать ни своей безграничной любовью, ни абсолютной гордостью. Но ведь любовь предполагает смирение, самопожертвование и способность покориться любимому человеку. А этого-то как раз и не могут сделать герои легенды, рассказанной Чудрой.

Какую же оценку дает этой позиции Макар Чудра? Он считает, что только так и должен понимать жизнь настоящий человек, который достоин подражания, и только с такой позицией можно сохранить личную свободу.

Но соглашается ли автор со своим героем? Какова же авторская позиция и каковы средства ее выражения? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно отметить важную композиционную особенность ранних произведений Горького – наличие образа повествователя. На первый взгляд, это незаметный образ, ведь он не проявляет себя в каких-либо действиях. Но именно позиция этого человека, странника, который встречает на своем пути разных людей, особенно важна для самого писателя.

Практически во всех ранних романтических произведениях Максима Горького будет воплощено и негативное сознание, искажающее реальную картину бытия, и позитивное, наполняющее жизнь более высоким смыслом и содержанием. А пристальный взгляд автобиографического героя как будто выхватывает самые яркие характеры – такие, как Макар Чудра.

И пусть он довольно скептически выслушивает возражения героя-повествователя, но именно финал расставляет все точки над «и» в позиции автора.

Когда рассказчик, глядя во тьму бескрайней степи, видит, как цыгане Лойко Зобар и Радда «кружились во тьме ночи плавно и безмолвно», и никак «не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой», он и выявляет свою позицию.

Да, в этих словах звучит восхищение, но думающий читатель осознает бесплодность такого кровавого исхода: даже после смерти Лойко не может стать вровень с красавицей Раддой.

В соответствии с лучшими традициями романтизма Максим Горький использовал в своем рассказе множество средств выразительности. Описывая главных героев, он пользуется гиперболой: красоту Радды можно только на скрипке сыграть, а усы Лойко легли на плечи и смешались с кудрями. Для передачи особенностей речи, особенно старого Чудры, вводит обращения, междометия, риторические восклицания.

Немалую роль играет пейзаж, но не простой, а одушевленный, где Макар управляет волнами, а море распевает мрачный, но при этом торжественный гимн паре гордых красавцев-цыган.

  • «Детство», краткое содержание по главам повести Максима Горького
  • «На дне», анализ драмы Максима Горького
  • «Старуха Изергиль», анализ рассказа Горького
  • «Детство», анализ повести Горького
  • «В людях», краткое содержание по главам повести Максима Горького
  • «Челкаш», анализ рассказа Максима Горького
  • «Песня о Соколе», анализ произведения Максима Горького
  • «Мои университеты», анализ повести Максима Горького
  • «В людях», анализ повести Максима Горького
  • «Мои университеты», краткое содержание повести Максима Горького
  • «Мещане», анализ пьесы Максима Горького
  • «Песня о Буревестнике», анализ произведения Горького
  • «Старуха Изергиль», краткое содержание по главам рассказа Горького
  • Образ Данко в рассказе Горького «Старуха Изергиль»
  • Максим Горький, краткая биография

По произведению: «Макар Чудра»

По писателю: Горький Максим

Конфликт и композиция

Композиционная особенность отражается в том, что произведение построено по принципу «рассказ в рассказе».

В самом начале автор встречает на берегу Макара, который рассказывает ему занимательную историю двух возлюбленных. Такое построение позволяет писателю отразить атмосферу юга России, передать не только основную историю, но и философствование Макара.

Конфликт произведения завязан на столкновении двух людей, жизненными ценностями которых являются любовь и свобода. Зобар и Радда привыкли только получать, но любовь потребовала от них отдачи и жертв в виде свободы.

Герои не смогли уступить друг другу или заглушить свои чувства, поэтому их ждал печальный финал.

Черты романтизма в рассказе «Макар Чудра»

Главной особенностью романтизма как литературного направления является двоемирие: разделение мира на реальный и идеальный. В рассказе изображается идеальный мир свободы, красоты, песен и музыки, прекрасных свободолюбивых людей.

Уже в экспозиции Макар Чудра противопоставляет вечное прозябание обывателей, их постыдное рабство свободе и пониманию мира. Люди, по мнению героя, рождаются не за тем, чтобы «поковырять землю».

Он размышляет о человеке: «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце?» Именно в этом смысл и цель жизни: в понимании мира, познании его тайн. Что еще становится понятным, когда мы проводим анализ рассказа «Макар Чудра»?

В центре внимания в романтизме – исключительный герой, свободный, прекрасный, стоящий выше окружающей обыденности. Такими героями в рассказе являются Лойко Зобар и Радда. Больше всего они ценят идеал свободы. Герои руководствуются чувствами, страстью, а не разумом.

Пейзаж в романтизме не просто фон действия, он несёт особую смысловую нагрузку. Хорошо известна любовь романтиков к морским и горным видам. Именно в бескрайних просторах моря и гор может найти отклик свободная и страстная душа исключительного героя.

Главный приём при изображении природы – олицетворение: «море распевало мрачный и торжественный гимн», «мгла осенней ночи вздрагивала» и пугливо отодвигалась.

Макар Чудра, философ, мудрый старый цыган, находится в полном единении с окружающим миром, тихим плеском волн, красотой моря.

В финале рассказчик как будто погружается в мир идеальный: мелодия моря влечёт его туда, где кружатся в вечном танце гордый Лойко Зобар и красавица Радда.

История написания

История создания берёт своё начало в 1891 году. Тогда Алексей Пешков, писавший свои произведения под псевдонимом Максим Горький, решил отправиться в путешествие «по Руси».

Именно оно стало основой для многих рассказов писателя.

В 1892 году автор решил написать своё знаменитое произведение под названием «Макар Чудра» и благодаря помощи Александра Калюжного смог опубликоваться его в газете «Кавказ».

С того момента автор начинает на постоянной основе творить под псевдонимом. Александр Калюжный сыграл значимую роль в творчестве писателя. Он уверял его в таланте и в том, чтобы тот записывал все мысли.

Уже состоявшийся Максим Горький решил написать письмо старому другу, где благодарит его за помощь в начинаниях.

К первому рассказу критики не проявили особого интереса. Однако нашлись и те, кто рассмотрел в писателе огромный потенциал.

Направление и жанр

Произведение относится к направлению «романтизм». Автор описывает прекрасные просторы юга России, которые порой кажутся чем-то нереальным и сказочным.

Люди живут полноценной жизнью, ни в чём себе не отказывают и наслаждаются каждой прожитой секундой. Слова Макара Чудры стали передачей мировоззрения автора.

Максим Горький хотел построить такой мир, в котором люди забудут про заботы.

Многие спорят по поводу того, к какому жанру относится произведение: рассказ или повесть. Однако можно с уверенностью сказать, что по жанру «Макар Чудра» рассказ. Это обусловленного небольшим объёмом содержания, присутствием малого количества действующих лиц и отсутствием какой-либо конкретики.

Краткий анализ рассказа даёт понять читателю мысль, которую хотел донести автор. Максим Горький чётко отразил свою позицию по поводу жизни общества.

Писатель предпочитал независимых людей, жизнь которых не зациклена на рутине и вечных заботах, даже если нужно сделать выбор между жестоким, но естественным миром.

Максим Горький ( Алексей Максимович Пешков) « Макар Чудра » Романтизм. Литературные герои. – презентация

1 Максим Горький ( Алексей Максимович Пешков) « Макар Чудра » Романтизм. Литературные герои

2 Романтик В ранних своих произведениях Горький предстаёт перед читателями как романтик. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, выступающей с миром один на один, подходящей к действительности с позиций своего идеала, предъявляющей окружающему исключительные требования.

Герой на голову выше людей, которые оказываются рядом с ним, их общество он отвергает. Этим объясняется типичное для романтика одиночество, т. к. люди не понимают его и отвергают его идеал. Поэтому герой – романтик находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы, океана, моря, гор, скал.

Создавая образы таких героев, не боялся приукрашивать жизнь, используя художественные приёмы, найденные романтиками – предшественниками: исключительная личность в исключительных обстоятельствах, экзотический пейзаж и портрет, подчёркивающие эту исключительность, антитеза как основа композиции произведения, близость прозаического слова к стихотворному, ритмичность, насыщенность тропами, символика. Противостояние романтика и действительности, романтика и окружающего мира – коренная черта этого литературного направления.

3 Рассмотри на примере рассказа «Макар Чудра» Старый цыган Макар Чудра предстает перед читателем именно в романтическом пейзаже: его окружает “мгла осенней ночи”, которая “вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева безграничную степь, справа бесконечное море”. Обращая внимание на одушевленность пейзажа, на безграничность моря и степи, которые как бы подчеркивают безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять.

4 Герои рассказа. Макар Чудра Главный герой старый цыган Макар Чудра. Для него самое главное в жизни личная свобода, которую он никогда ни на что не променял бы.

Он считает, что крестьянин раб, который родился лишь затем, чтоб ковырять землю и умереть, не успев даже могилы самому себе вырыть.

Его максималистское стремление к свободе воплощают и герои легенды, которую он рассказывает.

5 Радда Портрет Радды тоже дан в романтических преувеличениях. Много сердец разбила Радда.

Один магнат любые деньги кидал к её ногам, просил её выйти за него замуж, но Радда ответила, что орлице не место в вороньем гнезде «Девка как ни хороша, да у ней душа узка и мелка, и хоть ты пуд золота повесь ей на шею, все равно, лучше того, какова она есть, не быть ей!» Представление о красоте и свободолюбивом характере цыганки складывается под впечатлением этих сравнений. Красота Радды сравнима с игрой на скрипке: «Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает».

6 Лойко Зобар В рассказе дается условный портрет Лойко, цыгана, воровавшего лошадей, по цыганским меркам – это не воровство, а смелость, храбрость и удаль.

Портрет героя дан в образных преувеличениях: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка – целое солнце, ей-богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем.

Стоит весь, как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь!» Рассказ сопровождается эмоциональными оценками, которые нужны для отождествления событий и образов легенды с реальной жизнью и реальными людьми.

7 Лойко Зобар и Радда Молодая, красивая цыганская пара Лойко Зобар и Радда любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость.

Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев.

Лойко уступает Радде, при всех встает перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением, и в тот же миг убивает ее. И сам погибает от рук ее отца.

8 Особенностью композиции этого рассказа, как уже было упомянуто, является то, что автор вкладывает в уста главного героя романтическую легенду. Она помогает нам глубже понять его внутренний мир и систему ценностей. Для Макара Чудры Лойко и Радда идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения, не могут примириться.

Человек, достойный подражания, в его понимании, должен сохранять свою личную свободу ценой собственной жизни. Другой особенностью композиции этого произведения является наличие образа повествователя. Он почти незаметен, но мы легко угадываем в нем самого автора. Он не совсем согласен со своим героем. Прямых возражений Макару Чудре мы не слышим.

Но в конце рассказа, где повествователь, глядя во тьму степи, видит, как Лойко Зобар и Радда кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой, проявляется его позиция. Независимость и гордость этих людей, конечно, восхищают и привлекают, но эти же черты и обрекают их на одиночество и невозможность счастья.

Они рабы своей свободы, они не способны жертвовать даже ради людей, любимых ими.

9 Чтобы выразить чувства героев и свои собственные, автор широко пользуется приемом пейзажных зарисовок. Морской пейзаж является своеобразным обрамлением всей сюжетной линии рассказа.

Море тесно связано с душевным состоянием героев: сначала оно спокойно, только влажный, холодный ветер разносит по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Но вот начал накрапывать дождь, ветер становился сильнее, а море рокочет глухо и сердито и распевает мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган.

Вообще характерной чертой этого рассказа является его музыкальность. Музыка сопровождает все повествование о судьбе влюбленных. И даже конфликт начинается с песни.

10 Вернулся в табор Лойко и сказал старикам, что заглянул в свое сердце и не увидел там прежней вольной жизни. Одна Радда там живет. И он решил исполнить ее волю, поклониться ей в ноги, поцеловать правую ее руку, а потом сказал, что проверит, верно ли у Радды такое крепкое сердце, как она утверждает.

Все и догадаться не успели, а он воткнул в ее сердце нож по самую рукоятку. Радда вырвала нож и заткнула рану своими волосами, потом сказала, что предполагала такую смерть. Данило поднял нож, отброшенный Раддой в сторону, рассмотрел его да и воткнул в спину против сердца Лойко. Все смотрят, что лежит Радда, зажимая рукой рану, а у ног ее Лойко.

Макару показалось, что видит он царственную Радду, а за ней по пятам плывет Лойко Зобар. Развязка

11 Конец)))))

  • Характер царя салтана из сказки пушкина
  • Характеристика 5 мальчиков из рассказа бежин луг тургенева
  • Характеристика алтынай из рассказа первый учитель
  • Характер это определение для сочинения
  • Характеристика алешки в рассказе алешкино сердце