2
Как зовут главных героев сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?
Какая главная мысль сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?
10 ответов:
7
0
Добрый день. Из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» можно выделить следующих героев:
1) Аленушка красивая девушка;
2) Иванушка, младший брат Аленушки, по сюжету превратится в козлика;
3) Купец — добрый молодец, который женился на Аленушки;
4) Ведьма — отрицательный персонаж сказки, утопила Аленушку и хотела казнить козленка;
5) Слуга купца — спасет Иванушку и Аленушку от гибели.
Главная мысль, что правда все равно восторжествует.
6
0
Прекрасная русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» предельно компактна. Она не заставит ребёнка заскучать над книгой, сюжет и стремительно развивающиеся события просто не успеют надоесть. Тем более, что сказка очень интересна.
Главных героев «Сестрицы и братца…» зовут так:
Алёнушка. Дочка Старика и Старухи. Родная сестра Иванушки. По всей видимости — старшая. Прочие сказочные персонажи называют её красной девицей.
Иванушка. Брат Алёнушки. Как предполагается по особенностям сюжета — младший.
Старик и Старуха. Будучи в возрасте, умерли.
_
Купец. Сделал Алёнушке неожиданное предложение у стожка. Алёнушка, поразмыслив, приняла его.
Слуга купца. Помог раскрыть ведьмины козни.
Ведьма. Будучи классически жестокой, утопила Алёнушку, а сама приняла её внешность. Копия была настолько точна, что этой подлости не распознал даже супруг Алёнушки. Через некоторое время пожелала зарезать козлёночка-Иванушку. Когда была изобличена, была привязана к хвосту лошади и пущена по полю.
_
Главная мысль сказки об Алёнушке с Иванушкой в том, что правда (как оплот справедливости) в результате обязательно восторжествуют, как бы долго ни велась хитрая верёвочка.
5
0
Сказка Сестрица Аленушка и братец Иванушка была написана Алексеем Толстым.
В данной сказке есть две категории героев: положительные и отрицательные.
Положительные:
Аленушка — молодая девушка, старшая сестра, на попечение которой остался младший брат
Иванушка — младший брат Аленушки, который ослушался ее.
Купец — молодой человек, который влюбился и женился на Аленушке.
Вскользь упоминается о слуге, который выследил козленочка и благодаря этому, все раскрыли обман ведьмы.
Отрицательные персонажи:
Ведьма — утопила Аленушку
Главной мыслью можно выделить то, что справедливость всегда восторжествует, добро сильнее зла.
Ну а также поучение деткам, что старших нужно слушаться. Ложь рано или поздно открывается.
5
0
Брат и сестра, которые остались без родителей, Иванушка и Аленушка, являются главными героями этой сказки.
Старшая сестра более умна и рассудительна (но тоже немного наивна, она поверила старой ведьме), а маленький Иванушка неосторожен и доверчив. Что и в результате привело их к проблемам, и если бы не помощь купца, то ведьма бы убила и сестру и брата. Поэтому на мой взгляд, главная мысль этой сказки в том, что нельзя доверять всем подряд, а также, если старший брат/сестра предупреждает о том, что что-то делать не надо, то это не нужно делать, детям нужно доверять опыту родных людей.
Но так или иначе, добро победило, и в мире есть добрые люди, которые могут помочь в сложной ситуации.
5
0
Алёнушка и Иванушка являются главными героями увлекательной волшебной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Не послушался младший братец Иванушка советов мудрой старшей сестрицы Аленушки, да и напился в жаркий день воды из козьего копытца, и возмездие за непослушание старшим не заставило себя долго ждать: вместо мальчика бежит за девушкой беленький козлик и жалобно мемекает.
За красоту и трудолюбие полюбилась Аленушка купцу. Да только их семейному счастью помешала злая ведьма, которая утопила Аленушку в речке.
Но добро все равно восторжествовало над злом, тайное стало явным — это, пожалуй, главная мысль этой поучительной народной сказки. И, конечно, старших нужно слушаться, если своего жизненного опыта еще маловато.
3
0
Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», это русско народная сказка. Сказка была переписана, и написана Алексеем Николаевичем Толстым. Лев Толстой, это великий русский писатель и мыслитель, и один из известных писателей романистов во всем мире.
Главные герои сказки:
1 Аленушка (сестра Иванушки).
2 Иванушка (братец Аленушки).
3 Купец (муж Аленушки).
4 Слуга.
5 Злая Ведьма.
Главная мысль сказки:
1 Всегда нужно слушаться старших, и не перечить им. Старшие прожили чуть больше младших, и знают о жизни больше.
3
0
Сказка про «Сестрицу Аленушку и братца Иванушку» будет интересна любому ребенку, на ней воспитано не одно поколение. Автор этого замечательного литературного шедевра — А. Н. Толстой. Это его обработка сказки, которая была народной, состояла из многих устаревших слов.
Если вдуматься в содержание, то виден глубокий смысл, можно сделать немало полезных выводов, чтобы не повторять ошибок.
Сюжет повествует о двух близких людях: сестрице Аленушке и ее младшем братце Иванушке. Иванушка заколдован, превратившись в козленочка, после того, как утолил жажду водицей из лужицы от копытца козлика. Но купец взял в жены Аленушку и братика Иванушку в обличье козленочка. Злая ведьма выманила девушку и утопила в речке. А братец бегал к речке. К счастью, все благополучно завершается.
Главные действующие лица:
- сестирца Аленушка, ее младший братец Иванушка, которые осиротели после того, как не стало родителей;
- купец, который предлагает девушке выйти за него замуж;
- ведьма, которая завлекла юную особу к речке, чтобы погубить;
- слуга купеческий, который выследил козленочка на речке и услышал разговор, а потом рассказал хозяину;
- люди, которые извлекли Аленушку из воды при помощи сетей.
Главная мысль произведения — необходимо любить друг друга и заботиться, как сестрица Аленушка и братец Иванушка, когда у них больше никого нет. Также, необходимо слушать старших, чтобы не попадать в скверные ситуации, как Иванушка, когда ослушался сестрицу. Другая мысль — необходимо осторожно относиться к незнакомым людям, быть бдительными, без особенной причины сразу не надо им доверять, как Аленушка, которая пошла вместе с ведьмой. И еще один смысл — все будет хорошо и благополучно, добрые люди помогут и заступятся, зло будет наказано.
2
0
Главными героями в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» являются соответственно, Алёнушка и Иванушка, сестра с братом, оставшиеся сиротами. Также в сказке встречаются и другие персонажи:
- купец, взявший в жены Алёнушку;
- злая ведьма, погубившая Алёнушку;
- слуга, рассказавший купцу о проделках ведьмы.
<hr />
Главная мысль сказки заключается в том, что:
- нужно всегда слушаться старших (если бы братец Иванушка послушался сестру Аленушку, то он не превратился бы в козленочка);
- мир не без добрых людей (купец «подобрал» сестру с братом-козленком);
- не стоит доверять незнакомым людям (зачем Алёнушка пошла купаться с ведьмой?!);
- добро всегда побеждает зло (злая ведьма в итоге была наказана по заслугам).
2
0
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» запомнилась не только занимательным сюжетом, но фразой, ставшей крылатой:
Главная мысль этой сказки в том, что старших следует слушаться, хотя бы потому, что они лучше представляют опасности этого мира, а также в том, что добро обязательно победит, если злу противостоят горячие и любящие сердца.
Главные герои сказки:
- Сестрица Аленушка, сперва девушка, потом жена Купца, потом утопленница и наконец снова девушка.
- Братец Иванушка, сперва мальчик, потом козленочек, потом опять мальчик
- Купец, муж сестрицы Аленушки
- Ведьма, утопившая Аленушку и обернувшаяся ею.
2
0
В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» можно выделить только четырех главных героев.
Первый герой — Иванушка, мальчик который превратился в козленка не послушав свою сестру.
Вторая героиня это Аленушка — сестра Иванушки.
Третья героиня это ведьма, которая превратилась в Аленушку.
Четвертый герой это молодой купец, который женился на Аленушке.
Главная мысль я считаю в том, что нудно слушаться взрослых родных. В нашем случае младший брат не послушал старшую сестру.
Нельзя доверять незнакомым людям. Нужно вести себя осторожно.
Ну и в конце концов нужно помнить, что в мире много добрых людей, которых можно попросить о помощи или же они помогут сами.
Читайте также
Ну братец Иванушка стал козлёнком на глазах сестрицы Алёнушки. Она его предупреждала, чтобы не пил водичку из следа от копыта животных, а братик был маленький и глупенький, сестру не послушал. Алёнушка, может быть, себя всё равно виноватой считала за то, что братик козлёнком стал, можно было ведь не только говорить братику, а за руку его крепко держать. В общем, с маленькими детьми слова не всегда оказываются действенными, надо много терпения, чтобы они слушались.
Ну а любят родных независимо от временных обличий или масок:).
Али-Баба и сорок разбойников.
Главная мысль этой известной арабской сказки, видимо заключается в том, что она показывает своеобразие национального характера и, при этом через призму народной мудрости, ориентирует на человеческие моральные ценности.
Сказка показывает, что добро всегда поощряется, а зло карается. В сказке, эта мысль демонстрируется через образы положительных и отрицательных героев и их поступки.
Главные герои:
- Али-Баба — женился на бедной Зейнаб и продавал дрова на рынке, а затем узнал тайну разбойников, разбогател и помогал беднякам.
- Касим — купец, женился на богатой Фатиме. При попытке захватить богатство, забыл волшебные слова и был убит разбойниками.
- Зейнаб — жена Али-Бабы.
-
Фатима — жена Касима.
-
Марджана — служанка Касима, перехитрила, посланных атаманом разбойников.
-
Атаман разбойников — прятал разбойников в кувшинах.
-
Сорок разбойников.
В читательский дневник можно написать следующее:
«Волшебный оби» — это японская сказка, рассказанная Лидией Чарской.
Главные герои:
- Хана, дочь самурая, ее отец самурай, юноша-певец Иеро, принц.
Краткое содержание:
Хане исполнилось шестнадцать лет, и в этот день отец подарил ей пояс — оби. Но не такого подарка ждала девушка. Пояс был старый и грязный, а ей хотелось богатого, роскошного, розового с птицами и цветами. Однако отец сказал, что пояс волшебный и будет иметь силу, пока Хана не застесняется его. Пояс портил весь вид красивой девушки, но она носила его и с его помощью делала добрые дела, например, дала много риса голодным людям.
Потом она встретила юношу Иеро, который сочинял песню в честь невесты принца. Хана сказала, что невестой будет она. Но Иеро ей не поверил, так как принял ее за простолюдинку. И все же вышло так, как хотела Хана — благодаря волшебному оби. Принц выбрал ее, Иеро спел песню и только ее пояс не похвалил. И Хана застеснялась. Оби превратился в роскошный пояс, но волшебство утратил, Хана оказалась в простом платье, без свиты, и ее выгнали из дворца.
Она шла и плакала. Но тут Иеро сказал, что любит ее, и позвал в жены.
Главная мысль сказки:
Любовь не должна проявляться из-за богатства. Обманом нельзя завоевать любовь. Искренние чувства не зависят от богатства. Человек должен ценить то, что он имеет.
Пословицы к данной сказке:
Вывод:
Мне сказка понравилась, она поучительная. Мы прочитаем ее с друзьями вслух.
В этой болгарской народной сказке повествуется о крестьянине, у которого курица начала нести золотые яйца, по своей жадности, крестьянин заколол эту курицу, чтобы узнать причину такого феномена, но увы… он так и не узнал ничего и больше уже никогда не имел золотых яиц.
Персонажей в этой сказке не много, кроме курицы и крестьянина, упоминается еще ювелир, который
подтвердил «подлинность» золота, но главных персонажей только два, это:
- жадный крестьянин, которому получать ежедневно по одному яйцу, оказывается было мало;
- сама курица, нёсшая золотые яйца и ставшая жертвой неуемной жадности своего хозяина.
Сказка «Почему год круглый» написана известным советским писателем-натуралист<wbr />ом Николаем Ивановичем Сладковым. Как и другие произведения писателя, она посвящена природе.
В этой сказке автор сделал главных персонажей ( солнце, дуб и ель ) одушевленными. Они разговаривают и обсуждают, почему же год круглый.
Каждый из собеседников находит свое объяснение этому явлению, так сказать, со своей колокольни.
Итак, главные герои сказки это:
1.) Солнце. Светило можно описать как круглое, яркое, теплое, освещающее нашу Землю.
2.) Дуб. Дубу можно дать такую характеристику: могучий, многовековой, мудрый и рассудительный.
3.) Елка. Елку я бы описала как вечнозеленую, жизнерадостную, хвойную красавицу.
Картина «Аленушка» (Васнецов Виктор) была написана по мотиву русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». И по праву считается самой известной работой художника Васнецова. Хотя он создавал образ известной героини русской народной сказки, нельзя сказать, что это в точности ее портрет. Это не просто иллюстрация, а самостоятельный девичий образ, который живет своей жизнью.
Сочинение описание картины Аленушка Васнецова
Практически все работы Виктора Михайловича были написаны с любовью к русскому фольклору. Вот и полотно «Аленушка» не стало исключением, его он написал по сюжету сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» в 1880 году.
Главной героиней данного полотна является молодая девушка, которая тяжело работала, не смотря на юный возраст. Одеяние у девушки простое, не броское, ноги у нее босые. Все указывает на то, что девушка из бедной крестьянской семьи. На девушке светлая кофта и сарафан, из-под которого можно увидеть нижнюю сорочку. Так одевались на Руси раньше. Художник показывает девушку со слегка растрепанными волосами. Складывается впечатление, что девушка уже не один день сидит на берегу пруда и всматривалась в водную гладь.
И до сих пор она смотрит в воду и пытается увидеть ожидаемое, положив голову на руки, лежащие на коленях. Созерцая данное полотно, очень хочется, чтобы все злое скорее развеялось в воздухе, и девушка счастливая ушла домой. Но темная цветовая гамма картины, дает понять своему зрителю, что этому не быть.
Весь пейзаж картины так же пропитан грустью до самой глубины. Сзади Аленушки виднеется лес, изображен он в темно-зеленых тонах, именно это и дарит ему загадочный вид.
Вода в пруду просто окутывает своим холодом все окружающее и вызывает мурашки у своего зрителя. Смотря на картину можно увидеть, что пруд будто живой, настроен негативно к юной Аленушке. Единственное, что может хоть как-то подарить надежду в лучшее – камыш со своими зелеными листьями вблизи героини. Так же можно увидеть осинки, березы которые так же вносят немного ярких и оптимистических красок в полотно. Кажется, что от легкого дуновения ветра, шорох опадающих листьев говорит Аленушке о том, что все будет непременно хорошо и не стоит печалиться.
Глядя на эту картину, можно прочувствовать, как грусть пробегает внутри и вызывает сочувствие к беде Аленушки. Зрителю становится ее жаль, что часть ее боли хочется взять на себя, дабы сиротке стало легче. Художник смог все передать в полотне с полной чувствительностью и реалистичностью.
Кажется, что художник изобразил Аленушку не просто так, а для того, чтобы люди помнили о таких качествах, которые были у нее. Она обладала: добротой, умением любить, трудолюбием, терпением, сопереживанием и самое главное – она умела заботиться о близком человеке. Художник якобы говорит нам о том, что каждый из нас должен иметь эти качества.
Популярные сочинения
- Сочинение про Снегопад
Не все любят снегопад. Автомобилисты, владельцы собственных домов, дворники, дорожные рабочие дружно восклицают, как только начинает идти снег: «Опять повалил!» Их можно понять, ведь снегопад для них – это лишние заботы и хлопоты: - Сочинение Чем люди живы? (рассуждение 11 класс)
Человек — существо социальное. Он взаимодействует с внешней окружающей средой, с другим человеком и также с самым собой. - Образ Русской земли в Слове о полку Игореве 9 класс
Образ Русской земли занимает важное место в произведении «Слово о полку Игореве», ведь герои произведения защищали родную землю. Русская земля — это то, на что направлено действие персонажей произведения.
Вариант 3
Творчество Виктора Михайловича разнообразно, а народное признание он получил благодаря полотнам отображающим народный фольклор. Картина художника «Аленушка» написана по мотивам известнейшей народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», но прообразом к созданию полотна являлась девочка с Ахтырки, которая приметилась художнику. Её он и отразил в своем творении. Написано полотно было в 1881 году, в Москве.
На полотне мы видим простую русскую девушку, смотрящую грустным и поникшим взглядом, видим претворенный в жизнь творческий окрас и лирическая взаимосвязь, от которой веет русским духом. Неприветливый, темный лес вызывает ассоциации с печалью и грустью.
Утомленная поисками своего брата Аленушка находится на большом камне, сложив на колени голову, сидит в тёмном, страшном лесу, у мрачного пруда. На ней дряхлое платье, сидит босая. Взгляд девочки полон безысходности и сожаления о случившемся. В голове у неё вертится вопрос:»где же ты, родной братец Иванушка?» Словно темная туча нависли над Аленушкой тревожные и темные мысли. Всё в картине представляется грустным, природа кажется мрачной, словно грустит вместе с Аленушкой.
На полотне автор отобразил как Аленушка совместно с окружающей действительностью будто находятся в тесной связи, зависят друг от друга, оба представляются опечаленными и угрюмыми.
Любой отдельно взятый фрагмент картины может быть предметом для глубокого размышления. Множество сказок с легендами было сотворено народной мыслью. Немало было создано и русскими писателями, но ведь они представлялись лишь в воображении, умственно. Васнецов же претворил сказку в жизнь, выразил зрительно живописными средствами произведение, наполненное великой русской традиционностью и русским фольклором. Грусть картины замечается первым взглядом зрителя.
В настоящее время данное полотно находится в Третьяковской галерее, в Москве, размер холста 173 на 121 см.
Аленушка Васнецова – реальность или вымысел?
История картины «Аленушка» В.М. Васнецова долгая, не прямая. По воспоминаниям самого живописца, он очень любил данное произведение. Однако к его законченному образу художник подошел не сразу, несмотря на то, что облик девушки из народа уже присутствовал в его мыслях, витал в воображении, ища реальное воплощение. В ту пору, в 1881 году, он жил в деревне Ахтырка под Москвой. Места там изумительные, сказочные: густые непроходимые леса, озера, покрытые зеленой ряской, с кувшинками, изумрудные овраги, речки. Выходи за калитку с этюдником и делай наброски. Вот однажды во время такой прогулки В.М. Васнецов увидел на дороге нищих богомольцев. Они в монастырь шли. Среди них была простоволосая девочка. Одинокая, несчастная, поразившая живописца. Столько тоски и русской печали было в ее глазах, что невольно сказка вспомнилась «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Рисунок, сделанный на ходу, запечатлел основные черты девчушки. Многочисленные этюды и наброски сохранили изображения сестрицы, отправившейся на поиск братца, наиболее яркие среди которых «Аленушкин пруд», «Пруд в Ахтырке», «Осока». Потом художник много ходил по деревням, писал сельских девочек, думал, но все чего-то не хватало. И тут он понял: не достает природы – темного леса, тягучей воды, острой осоки, чуть хмурого осеннего неба.
Атмосфера грусти и тишины
У Васнецова отлично получилось передать спокойствие, тишину и минорный настрой. Водная гладь выглядит неподвижной, ветки не колышутся, камыши направлены вверх. Только травинки немного поникли, но не от ветра, а потому, что пришла пора увядания. Детально прописан румянец на лице девочки, и с ним контрастируют пёстрые цветы на сарафане. В эту палитру гармонично вписываются тёмно-зелёные оттенки леса.
Роль цветовых акцентов играют жёлтые листья и несколько проблесков на небе, по которым можно понять, что солнце скрыто за тучами. День близится к закату, а в народе издавна существовало поверье, что в это время между природой и человеком устанавливается особая связь. Душевное и простое полотно оставляет ощущение недосказанности. Кажется, что сказка через мгновение продолжится: Алёнушка найдёт братца, и всё закончится хорошо.
Аленушка
Васнецов говорил, что из всех его картин ему самому «Аленушка» милее прочих. Впрочем, милая грустная девушка, склонившаяся у ручья, любима не только автором. Аленушка из народных сказок безусловно узнаваема, но это не художественный комментарий к конкретному сюжету. Васнецов писал «Аленушку» в Ахтырке. По приглашению мецената и коллекционера Саввы Мамонтова он с семьей проводил там лето, неподалеку от их имения в Абрамцеве. В Абрамцево постоянно съезжались писатели, художники, там звучала классическая музыка, не умолкали смех и увлекательные дискуссии, гости привлекались к самодеятельному театру.
В руки Васнецову попал сборник народных сказок под редакцией Афанасьева, и это помогло образу Аленушки выкристаллизоваться сначала в его воображении, а после и на холсте. С позой девушки он определился сразу, а облик ее, как и пейзаж, в ходе работы над эскизами менялся (, ).
Однажды, прогуливаясь близ Абрамцева, он встретил простоволосую крестьянскую девушку. Такая печаль и тоска в ее глазах таились, такой одинокой и несчастной она была, что именно ее образ стал тем штрихом, который позволил «Аленушке» появиться. Сам Васнецов признавался, что в ее образе также частично запечатлена и лучистая, сияющая младшая дочь Саввы Мамонтова Веруша (широко известная по картине Серова). Поникшая, склонившая голову на скрещенные руки, Аленушка, пригорюнившись, сидит на камне у речки. Печаль, одиночество и смирение в ее образе. Огрубевшие ступни явно показывают, что не по мягким коврам этой девушке ходить приходится, и к тяжелой работе она приучена. Васнецов не вносит в ее трактовку ни дидактику, ни обличительность. Это настоящая Аленушка из народных сказок, проявление самой сокровенной сути русского народа – печальная, трогающую за душу, нежная и, кажется, бесконечно уставшая. Сказать, что пейзаж гармонирует с душевным состоянием героини – изрядно преуменьшить действительность, они просто кажутся одним неразрывным целым, словно пейзаж и есть ее душевное состояние. Мелкие цветы на юбке Аленушки сливаются с неяркой среднерусской природой.
Вокруг сумрачно, невесело. Дремучий лес, сквозь который не пробивается солнце, черный омут, а вокруг него осины – символ беды. Уж не задумала ли что дурное, глядя вглубь этого омута, девушка? Кстати, изначально Васнецов думал назвать картину «Дурочка Аленушка». Дурочками в то время называли сирот – ни отца, ни матери нет у девушки. Но все же в картине нет ощущения грядущей беды – вот на небольших яблоньках мелкие плоды. Они – о жизни, и ничего непоправимого Аленушка у этого омута не сделает. А на ветке над головой ее устроились ласточки, добрые вестницы, и кажется, что они оберегают девушку от последнего шага.
Васнецов показал «Аленушку» на девятой передвижной выставке. Зрителям картина очень понравилась, а художники и критики приняли неоднозначно. Ее определили как «натурно-жанровую» – не очень удачное определение. Потому что грустная девушка в лесу у речки – это всего лишь поверхностное описание картины, суть которой этим далеко не ограничивается. «Аленушку» называют воплощением русской души, женской доли, она кажется вышедшей из сказки – и это более полный взгляд на нее. И несмотря на всю грусть и тоску, столь убедительно переданные автором, от картины нет трагического ощущения. Может быть, потому что мы помним: в сказках у Аленушек всё хорошо заканчивается?
Автор: Алена Эсаулова
История создания
Летом 1880 года художник проживал в усадьбе Ахтырка, где часто работал над этюдами. Там и началась история картины Васнецова «Алёнушка». Он встретил девушку, которая поразила необычайной красотой и грустью, затаившейся в глазах. Так у Виктора Михайловича впервые возникла мысль о создании картины, на которой была бы изображена героиня русской сказки. Девушка, послужившая прототипом, выглядела очень одиноко и казалась воплощением исконно русской печали.
Художник сразу принялся за работу, ведь он уже ясно представлял себе, какой будет картина. Васнецов задумал незамысловатый сюжет, однако в работе над полотном не всё шло гладко. Прежде чем мастер приступил к созданию общего произведения, ему пришлось нарисовать несколько эскизов:
- «Пруд в Ахтырке»;
- «Алёнушкин пруд»;
- «Осока».
Помимо этого, было создано несколько набросков, на каждом из которых изображена сидящая девушка. Глядя на эти работы, можно заметить, что везде она очень разная. Однако на всех эскизах заметно, что девушка имеет сходство с Верой Мамонтовой — дочерью известного московского мецената Саввы Мамонтова.
Работу над картиной художник завершил зимой 1881 года. Сразу после этого Васнецов отправил полотно на выставку художников-передвижников, организованную в столице. Сначала произведение не привлекло особого внимания. Только со временем зрители оценили «Алёнушку» по достоинству.
Сказочные мотивы Васнецова
Виктор Михайлович Васнецов — талантливый русский художник XIX века. Ещё в детские годы он увлекался русскими народными сказками. Когда Васнецов стал художником, то стал изображать сказочные сюжеты на своих полотнах. Они стали продолжением известных народных и литературных историй. Вот его знаменитые шедевры:
- «Иван-царевич на Сером Волке»;
- «Царевна-Лягушка»;
- «Три царевны подземного царства»;
- «Ковёр-самолёт»;
- «Спящая царевна»;
- «Царевна Несмеяна» и многие другие.
Большую известность получила сказочная картина автора «Алёнушка». В 5 классе ученики пишут сочинение по репродукции, некоторые пытаются сделать рисунок со своей Алёнкой.
Чтобы красиво описать полотно, учитель предлагает ребятам его краткий анализ. Предварительное составление плана поможет написать хорошую работу. Обязательно нужно сказать детям о том, что картина представлена в романтическом жанре.
Ключевые слова:
русские народные сказки,
русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Тип урока: интегрированный (литературное чтение, изобразительное искусство) 3 класс.
Формирование УУД:
Предметные:
- Познакомятся с сюжетом и содержанием сказки;
- Научатся определять особенности волшебных сказок; классифицировать сказки (народные и авторские),
- Отвечать на вопросы; ориентируясь в тексте произведения;
- Правильно передавать с помощью зрительных ощущений характер и настроение героев сказки; сравнивать их внешность и жилище;
- Научиться отличать и изображать дом положительного и отрицательного героя;
Личностные:
- Приобретут эстетические ценности и этические чувства на основе анализа и сравнения устного народного творчества;
- Научатся давать характеристики таких понятий, как добро и зло;
- Получат навыки работы с различными материалами по изобразительному искусству
Метапредметные:
познавательные:
- познакомятся с особенностями народной сказки,
- научатся давать характеристику героям русской сказки;
- сделают выводы по сказке на основе вопросов;
- получать представление о жизни и быте наших предков.
регулятивные:
- организовать свою деятельность по выполнению задач урока,
- сформировать умение работать умственно и творчески на интегрированном уроке;
- оценить результаты своей работы по содержанию урока.
коммуникативные:
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
- умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Временные рамки, участия педагогов в период урока: 50% /50%
Место урока в программе предмета:
- Литературное чтение: Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Характеристика персонажей.
- Изобразительное искусство: «Русская деревня и её уклад жизни».
Цель урока: Научиться понимать характер сказочных героев, опираясь на их образ и внешний вид жилища на основе русского народного фольклора.
Учебная задача урока:
- Вспомнить произведения, относящиеся к русскому народному творчеству.
- Научиться определять характер персонажей по одежде героев, представлять внешний вид и внутреннее убранство их жилища.
- Изобразить дом доброго или злого персонажа в виде эскиза.
Воспитательная задача урока: Понять принцип формирования противопоставления доброго и злого человека, и подобрать характеризующие их качества.
Здоровье сберегающая задача урока:
- Физкультминутка, введенная в сценарий урока направлена на подготовку детей к практической работе.
- Научить детей состраданию и сопереживанию по средствам русских народных сказок.
План урока: 40 минут
Организационный момент Актуализация и постановка цели урока Закрепление полученных знаний Сравнительный анализ персонажей Физкультминутка Практическая работа по выбору: создание эскиза жилища Подведение итогов урока Рефлексия | 2 минуты |
Инструменты, материалы и оборудование:
- Сопроводительная презентация для интегрированного урока (11 слайдов: 5 основных и 6 дополнительных);
- Учебник «Литературное чтение» 3 класс (1 часть), автор: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова;
- Альбом для рисования;
- Простой карандаш и восковые мелки, фломастеры, акварельные карандаши.
Ход урока
1 ЭТАП. Организационный момент
Учитель (литературное чтение): Начнём сегодня наш урок с речевой разминки. Давайте прочитаем скороговорку и ответим на вопрос: «Можно ли считать текст этой скороговорки сказочным?»
На опушке в избушке
Живут старушки — болтушки.
У каждой старушки лукошко.
В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.
Ответ учащихся: Он сказочный, т.к. кошки не могу сшить сапожки.
2 ЭТАП. Актуализация и постановка цели урока
Учитель (литературное чтение): На предыдущих уроках мы с вами изучали русскую народную сказку: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему сказки называют народными?
— Их сочинил народ, и они передавались из уст в уста. Автора определить нельзя.
В русских народных в сказках главные персонажи всегда описываются ярко. Мы можем сразу узнать положительный это герой или отрицательный по тому, как он одет, чем занимается, где живёт.
— Назовите цель нашего урока: (научиться понимать характер сказочных героев, опираясь на внешний вид и их жилище)
3 ЭТАП. Закрепление полученных знаний
Учитель (литературное чтение): Что вы узнали об Алёнушке и Иванушке из первых строк сказки?
— Алёнушка и Иванушка были братом и сестрой. Родители их умерли, и остались они одни-одинёшеньки.
В кого превратился братец Иванушка? Как это случилось?
— Он превратился в козлёночка, потому что испил водицы из козьего копытца.
Правильно ли это не слушать старших — почему вы так считаете?
— Старших надо слушать. Они лучше знают, что может случиться, так как у них больше опыта.
Хорошо ли им жилось вместе?
— Да, жили они хорошо, дружно.
Кто же помешал их счастью?
— Им помешала колдунья. Она утопила Алёнушку, а сама превратилась в неё.
4 ЭТАП. Сравнительный анализ персонажей
Учитель (изобразительное искусство): Ребята посмотрите на экран, перед вами портреты двух женщин в головных уборах и национальных костюмах. Что вы можете сказать об их характере?
— Одна из них недобрая женщина, злая, а вторая наоборот добрая и щедрая.
Как вы это поняли, что послужило подсказкой?
— Взгляд, цвет одежды и их головных уборов (кокошников),
Исходя из вашего утверждения, можно сказать, что на слайде представлены положительный и отрицательный персонаж? Перечислите в нашей сказке, кого вы относите к положительным персонажам, а кого к отрицательным?
— Положительные персонажи — Алёнушка, Иванушка и купец, а отрицательный персонаж — колдунья.
Есть такое выражение. Покажи мне свой дом, и я скажу, кто ты. Попробуйте отгадать по картинке на слайде, где, чей дом изображён?
(Ребята легко угадывают избу Алёнушки и братца Иванушки, а также избушку колдунью).
Учитель (литературное чтение): Ребята, представьте какое жилище у колдуньи?
(Дом находится в дремучем лесу, вокруг летают черные вороны и летучие мыши, из трубы идет черный дым, рядом с домом растут мухоморы, из которых колдунья варить свое зелье)
5 ЭТАП. Физкультминутка
Разминка кистей рук перед рисованием.
6 ЭТАП. Практическая работа по выбору: создание эскиза жилища
Учитель (изобразительное искусство): Практическая индивидуальная работа по выбору: создание эскиза жилища сказочного персонажа. Во время рисования учитель демонстрирует и комментирует слайды внутреннего убранства крестьянского дома конца XIX века.
7 ЭТАП. Подведение итогов урока
Учитель (литературное чтение):
1. На чём построено противопоставление в сказке добра и зла?
— Добрый человек живёт, радуется жизни и никому не мешает, злой человек всегда замышляет какие-то плохие поступки, вредит окружающим.
2. Можете ли вы назвать нам подобную сказку?
— Разные варианты ответов.
3. Перечислите качества доброго и злого человека?
— Добрый человек делает хорошие поступки, помогает слабым, а злой мешает жить добрым людям, завидует им и хочет у них это счастье отобрать.
8 ЭТАП. Рефлексия
— Оцените свою работу, используя красный, зеленый и желтый карандаш.
- «Зеленый» — всё получилось.
- «Желтый» — было сложно, но я справился.
- «Красный» — что-то не получилось.
Домашнее задание: 1) дорисовать эскиз, используя различные художественные материалы.
Рекомендации педагогов, разработавших урок
- Интеграция литературного чтения и изобразительного искусства является наиболее гармоничной, именно поэтому можно её рекомендовать для других подобных уроков, связанных с лирическими или художественными произведениями.
- Распределение времени на уроке между учителями может проходить по двум вариантам 50% на 50%, как в нашем случае, или 75% на 25%, где основной сценарий урока ведет главный учитель, а другой педагог выступает помощником.