Характер старика и старухи в сказке о рыбаке и рыбке

Кто из нас с детства не знаком со сказкой о рыбаке и рыбке? кому-то читали ее в детстве, кто-то впервые

Кто из нас с детства не знаком со «Сказкой о рыбаке и рыбке»? Кому-то читали ее в детстве, кто-то впервые познакомился с ней, увидев на телеэкране мультфильм. Сюжет произведения, несомненно, знаком каждому. Но вот о том, как и когда была написана эта сказка, знают не многие. Именно о создании, истоках и персонажах этого произведения мы поговорим в нашей статье. А также рассмотрим современные переделки сказки.

Кто написал сказку про золотую рыбку и когда?

Сказка была написана великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным в селе Болдино 14 октября 1833 года. Этот период в творчестве писателя принято называть второй Болдинской осенью. Впервые опубликовано произведение было в 1835 году на страницах журнала «Библиотека для чтения». В это же время Пушкин создал еще одно знаменитое произведение – «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях».

сказка про золотую рыбку

История создания

Еще в раннем действе А. С. Пушкин начал интересоваться народным творчеством. Сказки, услышанные им еще в колыбели от любимой нянюшки, сохранились в его памяти на всю жизни. Кроме того, позднее, уже в 20-е годы 19-го века, поэт занимался изучением народного фольклора в селе Михайловском. Именно тогда у него стали появляться задумки будущих сказок.

Однако непосредственно к народным сюжетам Пушкин обратился только в 30-е годы. Он начал пробовать себя в создании сказок. Одной из них стала и сказка про золотую рыбку. В этом произведении поэт пытался показать народность русской литературы.

Для кого писал сказки А. С. Пушкин?

Пушкин писал сказки в наивысший расцвет своего творчества. И изначально они не были предназначены для детей, хотя сразу же вошли в круг их чтения. Сказка про золотую рыбку – не просто развлечение для детей с моралью в конце. Это в первую очередь образец творчества, традиций и верований русского народа.

Тем не менее сам сюжет сказки не является точным пересказыванием народных произведений. На самом деле немногое именно из русского фольклора нашло отражение в ней. Многие исследователи утверждают, что большая часть сказок поэта, в том числе и сказка про золотую рыбку (текст произведения это подтверждает), была заимствована из немецких сказок, собранных братьями Гримм.

сказка про золотую рыбку текст

Пушкин выбирал понравившийся сюжет, переделывал его по своему усмотрению и облекал его в стихотворную форму, не заботясь о том, насколько подлинными будут истории. Однако поэту удалось передать если не сюжет, то дух и характер русского народа.

Образы главных героев

Сказка про золотую рыбку не богата персонажами – их всего трое, однако и этого достаточно для увлекательного и поучительного сюжета.

Образы старика и старухи диаметрально противоположны, а их взгляды на жизнь совершенно разные. Они оба бедны, но отражают разные стороны бедности. Так, старик всегда бескорыстен и готов помочь в беде, потому что сам не раз бывал в таком же положении и знает, что такое горе. Он добр и спокоен, даже когда ему выпала удача, он не пользуется предложением рыбки, а просто отпускает ее на свободу.

Старуха, несмотря на то же социальное положение, высокомерна, жестока и жадна. Она помыкает стариком, изводит его, постоянно бранит и вечно всем недовольна. За это она и будет наказана в конце сказки, оставшись с разбитым корытом.

сказка про старика и золотую рыбку

Однако и старик не получает никакого вознаграждения, потому что неспособен противиться воле старухи. За свою покорность он не заслужил лучшей жизни. Здесь Пушкин описывает одну из основных черт русского народа – долготерпение. Именно оно не позволяет жить лучше и спокойнее.

Образ рыбки невероятно поэтичен и пропитан народной мудростью. Она выступает в качестве высшей силы, которая до поры до времени готова исполнять желания. Однако и ее терпение не безгранично.

Краткое содержание

Сказка про старика и золотую рыбку начинается с описания синего моря, у берега которого в землянке уже 33 года живут старик со старухой. Они живут очень бедно и единственное, что их кормит — море.

Однажды старик идет ловить рыбу. Он дважды закидывает невод, но оба раза тот приносит только морскую тину. В третий же раз старику везет – в его сети попадает золотая рыбка. Она говорит человеческим голосом и просит отпустить ее, обещая исполнить желание. Старик ничего не стал просить у рыбки, а просто отпустил ее.

Вернувшись домой, он рассказал все жене. Старуха начала его ругать и велела идти обратно, просить у рыбки новое корыто. Старик пошел, поклонился рыбке, и получила старуха то, что просила.

Но этого ей оказалось мало. Она потребовала новый дом. Рыбка исполнила и это желание. Затем старуха захотела стать столбовою дворянкой. Снова отправился старик к рыбке, и снова она выполнила желание. Сам же рыбак был отправлен злой женой работать на конюшню.

сказка про рыбака и золотую рыбку

Но и этого оказалось недостаточно. Велела старуха отправляться мужу снова к морю и просить сделать ее царицею. Исполнилось и это желание. Но и это не удовлетворило жадности старухи. Вновь вызвала она к себе старика и велела просить у рыбки, чтобы та сделала ее царицею морскою, а сама служила у нее на посылках.

Передал рыбак слова жены. Но ничего не ответила рыбка, лишь плеснула хвостом и уплыла в морские глубины. Долго стоял он у моря, дожидаясь ответа. Но больше не появилась рыбка, и воротился старик домой. А там его ждала старуха с разбитым корытом, сидящая у старой землянки.

Источник сюжета

Как отмечалось выше, сказка про рыбака и золотую рыбку уходит своими корнями не только в русский, но и в зарубежный фольклор. Так, сюжет этого произведения часто сравнивают со сказкой «Жадная старуха», которая входила в сборник братьев Гримм. Однако это похожесть очень отдаленная. Немецкие авторы акцентировали все внимание в сказе на моральном выводе – жадность до добра не доводит, нужно уметь довольствоваться тем, что имеешь.

Действия в сказке братьев Гримм также разворачиваются на берегу моря, однако вместо золотой рыбки, в роли исполнителя желаний выступает камбала, которая впоследствии оказывается еще и заколдованным принцем. Пушкин заменил этот образ золотой рыбкой, символизирующей в русской культуре достаток и удачу.

сказка про золотую рыбку на новый лад

Сказка про золотую рыбку на новый лад

Сегодня можно найти множество переделок этой сказки на новый лад. Характерно для них изменение времени. То есть из старины главные герои переносятся в современный мир, где так же много нищеты и несправедливости. Момент ловли золотой рыбки остается неизменным, как и сама волшебная героиня. А вот желание у старухи меняются. Теперь ей уже нужна машина «Индезит», новые сапоги, вилла, «Форд». Она желает быть блондинкой с длинными ногами.

В некоторых переделках изменяется и конец истории. Сказка может заканчиваться счастливой семейной жизнью старика и старухи, помолодевших на 40 лет. Однако такой конец, скорее, исключение, чем правило. Обычно окончание либо близко к оригиналу, либо рассказывает о смерти старика или старухи.

Выводы

Таким образом, сказка про золотую рыбку живет до сих пор и остается актуальной. Это подтверждается множеством ее переделок. Звучание на новый лад дает ей новую жизнь, однако проблематика, заложенная Пушкиным, даже в переделках остается неизменной.

кто написал сказку про золотую рыбку

Все о тех же героях рассказывают эти новые варианты, все те же и жадная старуха, и покорный старик, и исполняющая желания рыбка, что говорит о невероятном мастерстве и таланте Пушкина, сумевшего написать произведение, остающееся актуальным и по прошествию почти двух веков.

Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке
и рыбке». Характеристика героев произведения

Цель: отрабатывать навыки
правильного, выразительного чтения; учить раскрывать смысл произведения,
характеризовать героев; воспитывать потребность в формировании
положительных качеств характера для успешного существования в социуме;
развивать память, речь, мышление.

Оборудование: учебник, карточки с
заданием.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1.     Организационный
момент.

— Здравствуйте! Ребята, проверьте свою готовность к уроку

II. Актуализация знаний.

казсак

– Правильно. Это слово сказка. А какую сказку мы с вами изучаем?

– «Сказка о рыбаке и рыбке».

 – А кто автор этой сказки?

– Александр Сергеевич Пушкин.

 – Почему это произведение А. Пушкин назвал сказкой?

 – Происходит волшебство.

 – К какому виду сказок относится «Сказка о рыбаке и рыбке»

– Это волшебная сказка.

– Что волшебного в сказке? Что могло быть в настоящей жизни?

III. Сообщение темы и цели урока.

– Посмотрите на доске картинки. Кто изображён на картинках?

Старуха и старик.

Скажите, а какая у нас старуха?

Злобная, властная, жадная.

Как думаете о чём будем говорить на уроке? О характере героев

– Сегодня на уроке мы с вами будем учиться давать характеристику
каждому герою «Сказки о рыбаке и рыбке». Назовите героев сказки.

 – Старик, Старуха, рыбка.

IV. Изучение нового материала.

1.     Работа
с карточками

— В начале нашей работы
предлагаю выполнить задание на жёлтой карточке.

Какой
характер у старика и старухи? Соедини стрелками «Сказка о рыбаке и рыбке».

Характер
старика

Характер старухи

Сварливый

добрый

мягкий

злобный

властный

смиренный

жадный

алчный

податливый

грубый

неуживчивый

1.     Характеристика
старика.

– Чтобы более точно охарактеризовать героев сказки, мы будем
работать по плану.

План.

1.  Где живёт герой?

2.  Чем занимается?

3.  Какие поступки
совершает?

4.  Какой характер у
героя?

5.  Что вам понравилось
или не понравилось в герое?

— Первому характеристику мы дадим старику.

– Где живёт старик?

– Старик живёт у моря. В ветхой землянке.

 – А из каких строчек вы узнали, что старик живёт у моря.
Найдите, прочитайте эти строчки.

– Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

— Чем занимается старик?

– Старик ловил рыбу.

– В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти
строчки.

– Старик ловил неводом рыбу.

— Какие поступки совершает старик?

– Старик поймал золотую рыбку и отпустил, её ничего не попросив.

— Найдите строчки, в которых об этом говорится. Прочитайте.

— Раз он в море закинул невод,

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, —

Пришёл невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, —

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь».

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

— Какой характер у старика?

— Старик добрый, мягкий, смиренный, податливый.

– Докажите, что характер у старика был добрый?

 – Старик отпустил золотую рыбку, не взяв с неё выкуп.

– А почему старика можно назвать мягким, смиренным, податливым?

— Старик выполнял все приказания старухи, не перечил ей.

— Что вам понравилось или не понравилось в старике?

(Подвести детей к выводу, что старик не является
положительным героем. Хоть он простоват и добр, но имеет нетвёрдый характер. Он
выполняет все приказы старухи, тем провоцирует её на всё большее зло.

1.     Характеристика
старухи.

– Где живёт старуха?

– Старуха живёт у моря. В ветхой землянке.

— Чем занимается старуха?

– Старуха прядёт свою пряжу.

– В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти
строчки.

– Старуха пряла свою пряжу.

— Какие поступки совершает старуха?

– Старуха каждый раз отправляет старика просить у рыбки новый
выкуп.

– Вспомните все желания старухи и расположите их по порядку с
меньшего.

Новая изба.

Столбовая дворянка.

Новое корыто

Владычица морская.

Вольная царица

 — Какой характер у старухи?

— Старуха сварливая, неуживчивая, жадная, алчная,

злобная, властная, грубая.

— Что вам понравилось или не понравилось в старухе?

4. Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали: раз, два, три.

Ручками похлопали: раз, два, три.

Вправо ниже наклоняйся.

Влево тоже наклоняйся.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

5. Самостоятельная работа.

— Самостоятельно по плану составьте рассказ–характеристику о
золотой рыбке. (Выслушиваются ответы детей).

 — Как мы можем узнать настроение рыбки?

 — Настроение рыбки можно узнать, по словам о море.

— Выполните карточку. Проведите к рисункам стрелки от цитат из
сказки. Работу выполняйте в парах.

Подбери к каждому рисунку
цитату из сказки

 – Почему так изменялось настроение моря?

 — Когда старуха захотела невозможного, море почернело, и
поднялась на море буря.

— А можно ли море считать четвёртым героем сказки?

– Да море можно считать четвёртым героем сказки, потому что его
настроение изменяется, по мере того как изменяются желания старухи.

– Вспомните, как называется сказка?

— Почему «Сказка о рыбаке и рыбке», а нет старухи?

Подсказка: какие герои вам нравятся, а какие нет?

— У автора тоже есть свои предпочтения. Отношение автора к своим
героям выражается через название сказки. Старуха злая, корыстная, завистливая,
жадная и не удостаивается внимания автора даже в названии.

— Какая главная мысль сказки. Выберите наиболее точную
формулировку.

1. Как здорово поймать волшебную
золотую рыбку!

2. Как плохо быть сварливым и жадным.

3. Если ты сварливый и жадный ты
потеряешь своё счастье.

V. Итог урока.

— Что нового узнали? С какой сказкой вы познакомились?

Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»

— Какие задания вам понравились? Почему? Чему учит эта сказка?

Закончи фразу « На уроке мне было интересно…»

— Кто испытывал трудности?  

Закончи фразу « Мне было трудно…»


VI. Домашнее задание.

Стр.101 вопрос 7

Урок
литературного  чтения во 2 классе.

Тема:
А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель: организовать
деятельность учащихся по восприятию и осмыслению сказки А.С.Пущкина «Сказка о
рыбаке и рыбке»

Задачи:

-формировать
умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного,   выражать своё
отношение к героям, событиям, языку произведения.

-развивать
умение аргументировать свою точку зрения;


воспитывать интерес к чтению сказок А.С.Пушкина

Планируемые
результаты образования:

Предметные:
выразительно читают произведение,  находят в словаре и сносках  значение
незнакомых слов, объясняют поведение героев, дают характеристику характеров
героев, определяют своё отношение к персонажам, определяют основную мысль
произведения.

Личностные:
оценивают
поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и
ценностей, эмоционально «проживают « текст, выражают свои эмоции.

Метапредметные
УУУД

Регулятивные:
самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, выполняют учебные
действия.

Познавательные:
ориентируются
в учебнике, в словаре. Находят ответы на вопросы в тексте, осознанно и
произвольно строят речевые высказывания.

Коммуникативные:
аргументируют собственную позицию, выслушивают мнение партнёра в паре и в
группе.

1.      Кац Э.Э.
учебник “Литературное чтение”, 2 класс,

2.     Наглядный
материал на доске.

3.      рыбки для
каждого ученика из цветного картона.

4.     Компьютер,
проектор.

5.     Презентация
к уроку.

6.     Индивидуальные
карточки.

7.      Аудиозапись
отрывка «Сказки о рыбаке и рыбке»

План урока.

1.Мотивирование
к учебной деятельности.

Повернитесь лицом   друг к  другу. Возьмитесь за руки и  пошлите
 лучики добра, тепла, радости.  Это вам поможет на уроке.

2.
Постановка учебной задачи.

Посмотрите
на экран. Интересно, какое слово рассыпалось?( ксазак)

Правильно.
Это слово сказка. И так мы отправляемся в гости к сказке.

Ребята
просматривают первые кадры из “Сказки о рыбаке и рыбке”.

Фрагмент
какой сказки вы просмотрели?

– «Сказка
о рыбаке и рыбке».

А
кто автор этой сказки?

– Александр
Сергеевич Пушкин.

 –
Почему это произведение А. Пушкин назвал сказкой?

 – Происходит
волшебство.

 Сегодня
у нас необычный урок. К нам в гости приплыла  золотая рыбка. И мы вместе с ней
отправимся в путешествие по сказке.

Кто
уже знаком с содержанием сказки?

Предлагаю
поставить цели ,  которые мы должны достичь  к концу урока. Продолжите
предложения.

Познакомиться
с творчеством…..

Проанализировать…

Учиться…

3. Речевая разминка.

(Дети
читают хором в полголоса)

Рыбке
рак ни друг, ни враг

Рыбке
вряд ли страшен рак.

Рыбке
страшен червячок,

Что
насажен на крючок.

Чтение чистоговорки  с вопросительной  интонацией.( с
восклицательной)

4.Открытие
нового знания

·       
Знакомство с жизнью и творчеством А. С. Пушкина

Сообщение ученика .Арина

Трудно найти
человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта. Родился он
6 июня 1799 года в городе Москве. С раннего детства был окружён заботой и
вниманием своих родителей. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного
дворянского рода. Он любил литературу, был знаком со многими литераторами,
собрал большую библиотеку.

Мать поэта, Надежда Осиповна, была хороша собой,
любила светскую жизнь, блистала на балах, любила развлечения.

Отец разрешал пользоваться сыну своей
библиотекой. И маленький Саша пристрастился к чтению книг и перечитал их
великое множество. Он любил книги. Они были верными друзьями.

В детстве рядом с ним были бабушка Мария
Алексеевна Ганнибал и няня Матвеева Арина Родионовна, крепостная семьи
Пушкиных, получившая вольную, но из-за любви к детям оставшаяся в их доме. 

Эти две замечательные сказочницы подарили Саше
мудрость, заключённую в волшебных образах. Образы перешли в сказки.

Сказки А.С. Пушкина — это тайна, где каждая
строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы с вами становимся
богаче душой, щедрее, счастливее.

Удивительные сказки писал Пушкин: добрые,
весёлые, они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую.

Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? Давайте
вместе вспомним эти сказки.

1.Сказка о
золотом петушке. 2. Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях. 3. Сказка о попе и
работнике его Болде. 4. Сказка о рыбаке и рыбке. 5.Сказка о царе Салтане.

Сказки и стихи Пушкина
можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.
Таков был солнечный гений Пушкин. (портрет Пушкина)

·       
Формирование знаний о новых
словах, пополнение словарного запаса

 В
сказке вам встретились незнакомые слова – это устаревшие слова, ими говорили в
19 веке. (
Делятся на 5  групп )

Обсуждают,
полученное задание – слово. Пользуются Толковым словарём Владимира Ивановича
Даля  и сносками на страницах учебника.

Зачитывают
значение слов.

Землянка      
Столбовая дворянка        Чупркн       корысть       откуп

Невод          
Душегрейка                        Белена       кликать        невежа

Корыто        
парча                                   палата       перечить      пуще

Светёлка      
кичка                                                    простофиля  веткхая

·       
Беседа после
первичного восприятия сказки.

Вы уже
знакомы с содержанием сказки.

Внимание
на экран.

«Дед» (
Слайд)

«Бабка»

«рыбка»


Кто изображен на экране?

Кем
они являются в сказке? (Это главные герои сказки.)

·       
Анализ произведения

Ребята,
скажите, как жил старик со старухой до того, как в невод попала золотая рыбка?
-Почему рыбка названа “непростою”? (говорит, может исполнять желания)
-Какие слова сказал старик рыбке на прощанье после первой встречи?
-Как
вы думаете, почему старик ничего
не попросил у рыбки?(удивился старик, испугался)
О чём рассказал
старик своей старухе, когда воротился домой? Зачитайте.

Как
отнеслась к этой новости старуха ? Прочитайте это отрывок

Что
произошло дальше?.

Прочитайте,
как произошла вторая встреча старика с рыбкой.

Почему
старик называет рыбку государыней?(он её уважает, думает . что она морская
царица)

Почему
он просит рыбку смиловаться?(старику очень стыдно, ведь сначала он сказал , что
ему ничего не надо, а теперь приходиться просить корыто.)

Ребята,
довольной осталась старуха?(нет)

 Что она
попросила? (избу)

Зачитайте,
что говорит старику старуха?

(читают)

Что
чувствует старик, когда вновь обращается   к рыбке с просьбой? Выберите
подходящие слова на слайде:

Вина
страх радость стыд уважение равнодушие

Прочитайте,
как объясняет старик, почему он беспокоит рыбку?

Физминутка «Рыбки»

Прочитайте,
какую картину увидел старик, когда воротился к старухе?

Кем на
этот раз захотела стать старуха? (столбовою дворянкой)

Ребята,
смог ли отказать старик в просьбе старухи?(нет) Что он сделал?(Он опять
отправился к рыбке)

Какую
картину увидел старик, когда воротился ко старухе? Зачитайте.

Кем
захотела стать старуха, когда разбогатела и стала столбовой дворянкой? (она
захотела быть вольною царицей)

Всегда
ли старик сразу подчинялся старухе и без слов выполнял её приказы? (нет) Зачитайте,
что он ответил ей на этот раз? Понравились эти слова старухе? (нет) Она даже
ударила мужа по щеке.

Ребята,
прочитайте, как произошла встреча старика с рыбкой на этот раз. Рыбка и на этот
раз исполнила просьбу старика.

Что
увидел старик , когда вернулся домой. Зачитайте.

Ребята,
почему старик услышал  в свой адрес такие слова «Не садись не в свои сани»?
Остановилась в своих желаниях старуха?(Нет). Она захотела быть владычицей
морскою, и чтобы рыбка служила ей.) Исполнила ли это желание рыбка ? Нет

Что
увидел старик, когда вернулся с морского берега в последний раз? Прочитайте три
 последние строчки.

Почему
же рыбка отобрала у старухи всё то, что дала? 9Старуха не ценила то, что имела.
(Она была жадной и ненасытной)

Ребята, если вы внимательно читали сказку, то Вспомните все
желания старухи и расположите их по порядку с меньшего. (самостоятельно)

Новая изба.

Столбовая дворянка.

Новое корыто

Владычица морская.

Вольная царица

Самопроверка
–соотнесение с экраном)

·       
Выяснение
характеров главных героев.

Давайте выясним, какой характер был  у старика и у старухи. Работа
паре на листочке. Один соотносит слова, которые характеризуют характер старика,
а  другой -старухи.

— Почему вы так считаете?

Какой
характер у старика и старухи? Соедини стрелками «Сказка о рыбаке и рыбке».

Характер старика

Характер старухи

сварливый

добрый

мягкий

злобный

властный

смиренный

жадный

алчный

податливый

грубый

неуживчивый

Что вам понравилось или не понравилось в старике?

Что
вам понравилось или не понравилось в старухе?(она безжалостная , злая и жадная)

·       
Привлечение внимания учащихся к изображению моря.

Всегда ли одинаковым было море, когда старик приходил на берег?
Т(нет)

Почему изменялся вид моря? (Рыбка сердилась, гневалась с каждым
разом всё сильнее и море становилось всё неспокойнее).

Когда старуха захотела невозможного, море почернело, и поднялась
на море буря.

— Как
рыбка относится к старику? (Ей жалко  старика и обидно за него)
  *   Знакомство с крылатыми выражениями

-Многие
выражения Пушкина стали крылатыми.

Например

 «Сказка
ложь, да в ней намёк,

 
Добрым молодцам урок!»

-Какой
намёк имел ввиду Пушкин?  (Что сказка учит добру, справедливости)

— Сказка закончилась справедливо?

 За что наказана старуха?  (За
жадность, сварливость, корысть, слишком много хотела иметь, не помнила добро)

Чему же учит нас эта сказка , ребята?

5. Рефлексия учебной деятельности
на уроке ( итог).

Подведём итог нашей работы. Вспомним,
какие цели ставили перед собой в начале урока.

Познакомиться с творчеством…..

Проанализировать…

Учиться…

Достигли мы этих целей? Каким способом?

— Где можно применить новые
знания?

Закончи фразу « На уроке мне было интересно…»

— Кто испытывал трудности?  

Закончи фразу « Мне было трудно…»

На
следующих уроках мы продолжим работать с этой сказкой и узнаем много
интересного, нового в уже давно известной нам сказке.

Домашнее задание.

— На розовых  карточках домашнее
задание. Выбери то задание, которое вам интересно будет выполнить.

Подготовить  выразительное чтение
понравившегося отрывка сказки и проиллюстрировать его.

Выучить наизусть понравившейся
отрывок сказки .

 Я очень рада , что наш урок
прошел плодотворно.

У вас на
партах лежат золотые рыбки. Напишите  пожелания своему другу или
однокласснику.  И пусть их золотая рыбка обязательно их исполнит .

Ученики
пишут под музыку.

Чтение желаний.    (песенка золотая рыбка)

Читайте Пушкина, учите Пушкина, а главное
– любите Пушкина

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Работа
над образами главных героев сказки.

Тип
урока: ОНЗ
  Урок
открытия нового знания

Цель: формирование умения создавать образ главных героев сказки.

Задачи урока:

  • развитие умения анализировать характер героев,
    доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения;
  • развитие речи и словарного запаса учащихся,
    совершенствование навыков правильного, выразительного и осознанного
    чтения;
  • воспитание потребности вырабатывать положительные
    качества характера для успешного существования в социуме.

Оборудование: 
11 картинок с изображением золотой рыбки;старика, старухи.
экран, компьютер.

Формирование УУД:

Личностные:

уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

уметь определять и формулировать
цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану в
парах и группах;  
планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей; учится высказывать своё предположение (версию) на основе
работы с иллюстрацией учебника;

Коммуникативные: 

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос;
слушать и понимать речь других;  учиться умению совместно договариваться о
правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.
 

Познавательные:

Уметь находить  ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Ход урока

1.Мотивация
к учебной деятельности.
 1-2 мин.

Цель:

1)
включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2)
определение содержательных рамок урока;

3) актуализация
требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Порядок на столе,

   Порядок в
голове,

   Как всегда
мы снова

   Начать
урок готовы.

— Сегодня на уроке у
нас гости. Давайте поприветствуем их. (Дети поворачиваются и молча приветствуют
гостей)

А теперь посмотрите на
доску?/ На доске изображение двери с замком/.

Сказка начинается,

Двери открываются.

Но на дверях висит
замок. Для того, чтобы его открыть, необхо­димо обратиться к нему, используя
вежливые слова. Наша речь при этом должна быть чистой, красивой, выразительной.
А для этого давайте потренируем наш язычок.

Работа по развитию
артикуляционного аппарата и речи учащихсяФонетическая зарядка. Р

— (Дети читают хором в
полголоса)

Рыбке рак ни друг, ни
враг

Рыбке вряд ли страшен
рак.

Рыбке страшен червячок,

Что насажен на крючок.

— А теперь наш язычок
готов произнести вежливые слова, чтобы открыть замочек.

-Дети: Уважаемый,
замочек, откройся пожалуйста! и т . д .

-Молодцы!
Двери открываются и встречает нас сказочная страна

— Ребята, посмотрите на
доску. Прочитайте сначала буквы написанные красным цветом, а потом синим
цветом, и вы увидите какой у нас урок.

ЛИЧТЕРАТЕТУРННОИЕЕ

(ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)

Золотая
рыбка, золотая рыбка

Там,
где волны бьются, там, где плеск весла.

Как
поймать мне рыбку, как поймать мне рыбку,

Чтобы
моя рыбка счастье принесла?


Сегодня у нас необычный урок. К нам в гости пришла золотая рыбка. И мы вместе с
ней отправимся в путешествие по сказке.

— Как
вы думаете по какой? («Сказка о рыбаке и рыбке»)

— А
кто написал эту сказку? ( А.С. Пушкин)

 — Верно! Трудно найти человека, который не знал бы
произведений А.С. Пушкина. С детства мы слышим и читаем его сказки и
стихотворения, в более старшем возрасте знакомимся с поэмами, повестями,
романами- Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в  Москве. Отец
Пушкина – Сергей Львович – был потомком знатного рода. (Слайд

— Он очень любил литературу, был дружен со многими
писателями и поэтами того времени. Мать Пушкина – Надежда Осиповна –,
урожденная Ганнибал – внучка «арапа Петра Великого», была образованна,
остроумна, хороша собой. В семье Пушкиных всего было пятеро детей. В живых
остались трое – Александр, Ольга и Лев. 

С детства маленький Саша любил читать и
перечитал множество книг. (Слайд 6)

«Чтение – вот лучшее учение»,  — любил
повторять Пушкин. Благодаря книгам, он знал литературу. Эта любовь сохранилась
на всю жизнь.

Перед сном он часто слушал сказки. А рассказывала их
ему няня – Арина Родионовна Матвеева – крепостная Пушкиных

Именно Арина Родионовна передавала Саше волшебные
сказания русской старины, знакомила с русской речью.

— Многие сказки Пушкин записывал в уже более взрослом
возрасте, присказки, пословицы использовал в своих сказках.

Учитель:

— У каждого
возраста свой Пушкин. Для вас он пока поэт-сказочник.  В дальнейшем вы узнаете
много нового и интересного о его творчестве. Его именем названы улицы, города,
площади, библиотеки, школы, парки. Ему поставлено много памятников

— И
так, отправляемся в путешествие!

2.
Актуализация знаний. 4-5 мин.

— И
первая остановка с стране выученных уроков. Как вы думаете, какие испытание
ждет нас в этой стране? ( Проверка домашнего задания)

— Вы дома работали со сказкой.
Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведём игру. 
Все ученики делятся на 3 группы (по рядам). Каждая группа по очереди
«вылавливает» с доски золотую рыбку и отвечают на вопрос, номер которого
записан на обороте рыбки. За правильный ответ – забирают рыбку. У кого улов
будет больше? 
Где жили старик и старуха? (У синего моря в ветхой землянке).
С чем первый раз пришёл невод? (С тиной).
С чем второй раз пришёл невод? (С травой морской).
Какая труба была на новой избе старика и старухи? (Кирпичная, белёная).
Какие ворота были в новой избе? (Дубовые, тесовые).
В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (Соболья душегрейка, парчовая
корона).
Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (Ударила по щеке).
Что держит стража царицы на плечах? (Топорики).
Что ела за столом старуха-царица? (Пряник).
Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (На конюшню).
Как встретила старика старуха-царица? (Выгнала).

— Молодцы.
Первое испытание прошли успешно. Можно отправляться дальше.

3.
Постановка цели. 4-5 мин

Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные:

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; слушать
и понимать речь других.

— Как
вы думаете что это за послание и какое испытание нас ждет? (Мы будем работать с
ними.)


Попробуйте определить тему урока. ( Работа над образами главных героев сказки)


Какова будет цель нашего урока? (Дать характеристику каждому главному герою
сказки)


Составим алгоритм нашей работы.

— Что
сделаем первым? (Вспомним, то что уже знаем о сказке)

— Что
будем делать, после? (найдем и прочитаем в сказке фрагменты о героях)


Когда найдем и прочитаем все, что пишет о героях автор, что сделаем сами?
(выделим главное и создадим конкретный образ героев)

— И в заключении?
(Выразим собственное мнение о поступках героев)

План
записываю на доску при помощи напечатанных заготовок

Сказка-
главные герои-  характер каждого героя- выводы

Внимание
на экран.

Слайд
3 «дед»

— Кто
изображен на экране?

Слайд
4 «Бабка»

Слайд
5 «рыбка»

— Кем
они являются в сказке? (
Это главные герои сказки.)


Перед выполнением самого большого задания, рыбка предлагает размяться. Прошу
всех встать.

ФИЗМИНУТКА 1-2мин (на
экране)для глаз

4. Основной этап урока

Коммуникативные:

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос;

слушать и понимать речь других;  

— Итак, приступим.

— Кто будет нашим главным помощником? (Учебник)

— Откроем учебник на стр.135

Дома, когда вы читали
сказку, вам встретилось много устаревших слов. Где мы можем прочитать, что эти
слова обозначают? Давайте поработаем с толковыми словарями и прочитаем, что
обозначают те или иные слова. Так же в этом вопросе нам может помочь учебник.

/на доску вывешиваются
новые слова, а так же на слайдах появляется их толкование/

Ветхая землянка —
дом, вырытый в земле, очень старый.

Невод — сеть
рыболовная.

Пряла пряжу –
скручивала волокна и делала нити.

Молвить – сказать.

Старче
– старик.

Невод — (большая рыболовная сеть)

Столбовая
дворянка
 — (особо почетная дворянка древнего рода)

Душегрейка — (женская теплая кофта без рукавов)

Бояре — (богатые земледельцы)

«Была на
посылках»
 — (прислуживала)

Перечить — (возражать, спорить)

Простофиля — (глупый человек)

Невежа — (грубый, невежливый человек)

Откуп — (плата за что-то)

Работа с карточками в
парах .

Молодцы!
Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.

 Физкультминутка
на экране.

— Следуя алгоритму, вспомним, почему произведение А.С. Пушкина
можно по праву назвать сказкой? (Есть зачин, концовка, Волшебство,
Повторение сюжета,   Магическое число, Добро побеждает зло)

— Кто в сказке Пушкина волшебный помощник? (Золотая рыбка).
— В чём необычность рыбки? (Рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом,
исполняет желания).
Познавательные:

Уметь
находить  ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях;

— Есть
ли повторение сюжета в сказке Пушкина.

— Найдите и зачитайте 1 приход старика к рыбке.стр.135

— Найдите и зачитайте 2 приход старика к рыбке.стр.136

— Найдите и зачитайте 3 приход
старика к рыбке.стр.138

— Найдите и зачитайте 4 приход
старика к рыбке.стр.142

— Найдите и зачитайте 5 приход старика к рыбке.стр.145


Найдите и зачитайте 6 приход старика к рыбке.стр.
— Чем они похожи? (Во всех идёт разговор старика и рыбки).
— Чем отличаются? (Меняются желания старухи и её обращения к
старику; меняется состояние моря).

-Как
вы думаете, почему менялось море?
— Как просит старуха? (Все больше и больше)
— А меняется ли манера поведения старика возле моря?  (Нет, он всегда с
поклоном)
— Как вы думаете, почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю?
(Рассуждения учеников).

Регулятивные:

Учиться
работать по коллективно составленному плану в парах и группах.

Коммуникативные:

учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и
общения в паре, в группе и следовать им. 

Работа
парами и в группах.

— Давайте выясним, какой же характер у каждого героя.

— У вас на партах лежат листы со словами, выражающими черты
характера людей. Вам необходимо выбрать, те которые подходят только вашему
герою. Свои ответы нужно доказать примерами из текста.

1 ряд – бабка, 2 ряд – старик, 3 — ряд
рыбка.        
(Учащиеся ищут в тексте отрывки, которые иллюстрируют характер старика и
старухи. Учитель оказывает направляющую помощь. Учащиеся выразительно читают
выбранные ими отрывки.
 

Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный,
безвольный, смиренный.
Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный,
неблагодарный.

Характер рыбки: добрая, благородная, справедливая.

— составим конкретный образ каждого героя на доске.( Под портретом
героя  выставляются слова).

Коммуникативные:

Учиться делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос;

слушать и понимать речь других;  


Сделаем вывод. Образ бабки — ….., образ старика — …, образ рыбки- …
— Кто из героев вам больше нравится? Почему? 
— Почему автор наделил одного героя только отрицательными чертами, а другого
только положительными? (Добро побеждает зло)
— Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?
— Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати
сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в
речи. Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел).
— Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность?
Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) — отрицательная
черта.
— Смиренность, безответность, податливость — положительные черты только в том
случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости
противостоять старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её
жадность. Он «не смел ей перечить», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.
— Случается ли такое в жизни? 
— В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер,
настойчивость, твёрдо сказать — нет. Например, если окружающие или знакомые
просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком. 
— А сейчас, передать образ героев сказки попробуют дети в инсценировке отрывка
из сказки.

Инсценировка

5. Итог урока.

-Как мы заканчиваем наш урок? ( посмотрим, все ли выполнили)

-Какова была цель сегодняшнего урока? ( Дать характеристику
главным героям)

-Достигли ли цели? Докажите. (Да)

— Какой урок извлекли
вы из сказки?Поднимите свои глазки на доску, прочитайте пословицу про
себя.

-Как вы думаете, к
какому из героев сказки она подходит? Почему?

Жадность — что река:
чем дальше, тем шире.

6.Заключительный
этап.

Итог
урока.

— Пушкин писал: «Сказка
– ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»»

-А какой урок мы
возьмем из этой сказки?

-А еще, ребята, когда
человек жадничает, он добра не видит, становится злобным. Жадный человек ничего
не достигнет, он останется у разбитого корыта.

-Сейчас каждый из вас
побудет рыбаком из сказки Пушкина и выловит свою рыбку с домашним заданием.
/прохожу с аквариумом и каждый из учеников вылавливает рыбку с пословицами:

Лишнее пожелаешь —
последнее потеряешь.

Бездонной кадки водою
не наполнишь.

Много желать- добра  не
видать.

Жадность всякому горю
начало.

— Молодцы. Рыбаки из
вас отличные, а вот дома нужно будет прочитать еще раз отрывок из «Сказки о рыбаке
и рыбке» АС Пушкина на выбор: соотнести пословицу на рыбке с героем из сказки,
найти слова в тексте подтверждающие пословицу или нарисовать рисунок к этой
пословице.

Оценивание
обучающихся.

— Ребята, а как
называется сказка, с которой мы знакомились на уроке? Кто автор этой сказки?
Достигли ли мы поставленных целей на уроке?

7
.Рефлексия.

Личностные:

уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Загадай
желание.

— Если бы вы были
рыбкой, как бы поступили с желаниями старухи?

·        
А в жизни желания
сбываются?

·        
Если бы Вы поймали золотую
рыбку, какое желание загадали?

Перед Вами «золотые рыбки».

Каждый возьмет рыбку и с обратной стороны
рыбки запишет свое желание. Я соберу, положу ваши рыбки с желаниями в большой
конверт, а когда вы будете заканчивать школу, раздам их вам и посмотрим,
сбудется желание?

VI. Подведение итогов

-Подведем итог. Какая команда
набрала больше баллов. Подсчет баллов.

-Вы сегодня все
молодцы, но я бы хотела отметить…./

Подсчитаем наш улов и
узнаем. Какая команда была первой.

Ученик читает
строки:

-Читайте Пушкина,
друзья!

Читайте сказки!

И будет жизнь
тогда полна

Тепла и ласки.

Читайте Пушкина,
друзья!

Вот Вам подсказка!

И пронесете сквозь
года

Вы радость сказки!

— Наш необычный и
сказочный урок подходит к концу. Ребята, а с каким настроением вы
заканчиваете урок? Почему?

— Молодцы! Вы сегодня
замечательно работали на уроке. Я довольна вами!

На этом наш урок
окончен. Спасибо вам за урок и нашим гостям.

Пусть каждый день и
каждый час

Вам нового добудет.

Пусть добрым будет ум у
вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я.

.

Домашнее задание.

— Перечитать сказку еще рази подумать, кто еще является в сказке
действующим лицом?

— Благодарю всех за активное участие на уроке. Присутствующих гостей
за добрую улыбку и поддержку!

I. Организационный момент.

У. — Давайте в начале урока вспомним русскую пословицу:

“Чтение – вот лучшее…” (учение)

У. — Закончите фразу.

— А кого мы называем хорошим, серьезным читателем?

Д. — Человека, который понимает прочитанное, запоминает детали, новые слова, может анализировать текст.

II. Разминка « Читалочка».

(На доске чистоговорка)

Тара-тара-тараторка,

Быстрая чистоговорка,

Чистая чистоговорка.

Я её проговорю

И пятёрку получу.

1. Читаем глазками.

— Что это? для чего нужна чистоговорка?

2.Читаем хором.

— Какой звук повторяется? Что вы знаете об этом звуке?

3.Чтение на выдохе 2-З раза с повышением голоса и с понижением голоса.

5.Интонационное чтение ( с точкой, ? ,с! ).

Вывод:

— Меняется ли интонация при изменении знака препинания в конце предложения?

III. Постановка цели урока.

У.— Посмотрите на доске буквы. Интересно, какое слово рассыпалось?

(ксазак)

Д. – Сказка.

У. – Правильно. Это слово сказка. А какую сказку мы с вами изучаем?

Д. – «Сказка о рыбаке и рыбке».

У. – А кто автор этой сказки?

Д. – Александр Сергеевич Пушкин.

У. – Почему это произведение А. Пушкин назвал сказкой?

Д. Происходит волшебство.

У. К какому виду сказок относится « Сказка о рыбаке и рыбке»

Д. – Это волшебная сказка.

У. – Что волшебного в сказке? Что могло быть в настоящей жизни?

У. – Сегодня на уроке мы с вами будем учиться давать характеристику каждому герою « Сказки о рыбаке и рыбке». Назовите героев сказки.

Д. Старик, Старуха, рыбка.

IV. Работа по теме урока.

У. В начале нашей работы предлагаю выполнить задание на жёлтой карточке.

Какой характер у старика? У старухи? Соедини стрелками ( « Сказка о рыбаке и рыбке»).

Характер

старика

сварливый

добрый

мягкий

злобный

властный

смиренный

жадный

алчный

податливый

грубый

неуживчивый

Характер

старухи

Проверка: фронтальная, игра « Хлопай-топай».

У. – Чтобы более точно охарактеризовать героев сказки, мы будем работать по плану.

План.

1.В  Где живёт герой?

2.В  Чем занимается?

3.В  Какие поступки совершает?

4.В  Какой характер у героя?

5.В  Что вам понравилось или не понравилось в герое?

Первому характеристику мы дадим старику.

У. – Где живёт старик?

Д. – Старик живёт у моря. В ветхой землянке.

У. – А из каких строчек вы узнали, что старик живёт у моря. Найдите, прочитайте эти строчки.

Д. – Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

У. Чем занимается старик?

Д. – Старик ловил рыбу.

У. – В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки.

Д. – Старик ловил неводом рыбу.

У. Какие поступки совершает старик?

Д. – Старик поймал золотую рыбку и отпустил, её ничего не попросив.

У. Найдите строчки, в которых об этом говорится. Прочитайте.

Д. Раз он в море закинул невод,

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, —

Пришёл невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, —

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

« Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь».

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

« Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

У. — Какой характер у старика?

Д. — Старик добрый, мягкий, смиренный, податливый.

У. – Докажите, что характер у старика был добрый?

Д. – Старик отпустил золотую рыбку, не взяв с неё выкуп.

У. – А почему старика можно назвать мягким, смиренным, податливым?

Д. — Старик выполнял все приказания старухи, не перечил ей.

У. — Что вам понравилось или не понравилось в старике?

(Подвести детей к выводу, что старик не является положительным героем. Хоть он простоват и добр, но имеет нетвёрдый характер. Он выполняет все приказы старухи, тем провоцирует её на всё большее зло.

У. – Где живёт старуха?

Д. – Старуха живёт у моря. В ветхой землянке.

У. Чем занимается старуха?

Д. – Старуха прядёт свою пряжу.

У. – В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки.

Д. – Старуха пряла свою пряжу.

У. Какие поступки совершает старуха?

Д. – Старуха каждый раз отправляет старика просить у рыбки новый выкуп.

У. – Вспомните все желания старухи и расположите их по порядку с меньшего.

В 

Вольная царица.

Владычица морская.

Новое корыто.

В 

Столбовая дворянка.

В 

Новая изба.

У. — Какой характер у старухи?

Д. — Старуха сварливая, неуживчивая, жадная, алчная,

злобная, властная, грубая.

У. — Что вам понравилось или не понравилось в старухе?

Физкультминутка.

— Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Дружно выстроились в ряд

В рыбок превратились в раз.

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тепленькой воде:

То согнутся, разогнутся,

То зароются в песке.

Самостоятельная работа.

У. Самостоятельно по плану составьте рассказ–характеристику о золотой рыбке.

( Выслушиваются ответы детей).

У. — Как мы можем узнать настроение рыбки?

Д. — Настроение рыбки можно узнать, по словам о море.

У. — Выполните карточку. Проведите к рисункам стрелки от цитат из сказки. Работу выполняйте в парах.

Проверка: фронтальная, игра « Изобрази движением».

У. – Почему так изменялось настроение моря?

Д. — Когда старуха захотела невозможного, море почернело, и поднялась на море буря.

У. А можно ли море считать четвёртым героем сказки?

Д. – Да море можно считать четвёртым героем сказки, потому что его настроение изменяется, по мере того как изменяются желания старухи.

У. – Вспомните, как называется сказка?

У.— Почему «Сказка о рыбаке и рыбке», а нет старухи?

Подсказка: какие герои вам нравятся, а какие нет?

У.— У автора тоже есть свои предпочтения. Отношение автора к своим героям выражается через название сказки. Старуха злая, корыстная, завистливая, жадная и не удостаивается внимания автора даже в названии.

У. — Какая главная мысль сказки. Выберите наиболее точную формулировку.

Как здорово поймать волшебную золотую рыбку!

В 

Как плохо быть сварливым и жадным.

В 

Если ты сварливый и жадный ты потеряешь своё счастье.

V. Итог урока.

У. — Ребята, представьте, что вы оказались в этой сказке и рыбка может исполнить ваши желания.

На парте у вас лежат золотые рыбки, найдите их. Напишите свое желание, а может быть это будет просьба для родных, друзей из класса.

(Ученики пишут под музыку. Чтение желаний)

У. — Спасибо за урок

  • Хантыйская сказка идэ конспект урока 2 класс презентация
  • Характер снежной королевы из сказки снежная королева
  • Характер володи из рассказа мальчики чехова 4 класс
  • Хантыйская сказка идэ текст
  • Хамелеон или хамелеон как правильно пишется