Характер русского человека в рассказе шолохова судьба человека сочинение

Война это страшное для человека слово. от него веет холодом, болью, страданием. такая недавняя и такая далекая великая отечественная война

Война… Это страшное для человека слово. От него веет холодом, бо­лью, страданием. Такая недавняя и такая далекая Великая Отечественная война никого не обошла стороной, проникла в каждую семью, повлияла на судьбу каждого человека. Многие писатели, поэты посвящали подвигу народа в Великой Отечественной войне свои произведения. Среди них такие имена, как А. Твардовский, К. Симонов, В. Гроссман, В. Некрасов, Б. Василь­ев, В. Быков, В. Астафьев и многие, многие другие.

С темой войны связано и произведение Михаила Александровича Шоло­хова «Судьба человека», в котором автор с новой силой поднял тему войны и мира, в подлинном величии и могуществе показал душу самого обыкно­венного русского человека, такого, каких были миллионы. Рассказ «Судьба человека» — рассказ эпический, воплотивший в судьбе рядового русского солдата судьбу народную.

«Русский характер» — так определил образ рядового советского сол­дата Андрея Соколова писатель Е. Пермитин, назвавший рассказ «Судьба человека» национальным русским произведением, в котором национальность проявляется «в самом сгибе ума русского, в русском образе взгляда на вещи» (В. Г. Белинский).

Скромный труженик Андрей Соколов жил в Воронеже, имел жену и троих детей, увлекался машинами и был счастлив. Но вот всему пришел ко­нец: началась война. Все рухнуло в один миг. Страшные трагические дни сорок первого…
— В ружье!
— В ружье!.. —
По градам шло, по весям,
В набатное «Вставай!» переходя…
И встал народ,
Их было миллионы… —

чтобы отстоять свободу и независимость, чтобы добыть великую Победу, оплаченную великой ценой.

Среди тех, кто встал «в ружье», чтобы выстоять и победить, был и Анд­рей Соколов. Он простился с родными, не подозревая, что не суждено им больше встретиться, и отправился на фронт. Вначале Андрею сопутство­вала удача: «Дырявил немец мне машину и сверху и с боков, но мне, бра­ток, везло на первых порах. Везло-везло, да и довезло до самой ручки…» Попал Андрей в плен. «Ох, браток, нелегкое это дело, понять, что ты не по своей воле в плену. Кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта шту­ка». Когда узнаешь, сколько мук, лишений, страданий выпало на долю Анд­рея в плену, невольно спрашиваешь себя: «Разве может человек вынести такое?» «А били богом проклятые гады и паразиты так, как у нас сроду животину не бьют… Били запросто, для того, чтобы когда-нибудь да убить до смерти, чтобы захлебнулся своей последней кровью и подох от побоев». Только после двух лет мучений и унижений Соколову удается сбежать, при­хватив с собой немецкого офицера. Трудно передать словами, какие чувства испытывает он, ступив на родную землю: «Наши бегут к машине, а я вско­чил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем».

После возвращения к своим, Андрей получает еще одно страшное из­вестие: фашисты сбросили бомбу на его домик, он узнает, что его жена и дочери погибли. «Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один». Но блеснула и Андрею радость: нашелся сын. «И начались у меня по ночам стариковские мечтания: как война кончится, как я сына женю и сам при молодых жить буду, плотни­чать и внучат нянчить». Но не отпускает судьба-злодейка солдата и наносит свой последний удар: в День Победы убивает Анатолия немецкий снай­пер. Казалось бы, как тут не опустить руки, не впасть в отчаяние, не про­клясть жизнь за свои несчастья. Однако Андрей не жалуется, не замыкается в себе. Откуда черпает силы Андрей Соколов? Что дает ему силы выжить и сохранить себя как человека? Соколов всю свою любовь и нежность отда­ет приемному сыну — сиротке Ванюшке. В привязанности к ребенку жизнь Андрея Соколова обретает новый смысл. Необыкновенная человечность и богатый нравственный мир шолоховского героя вызывают огромную сим­патию и уважение.Рассказ «Судьба человека» взволновал меня до глубины души, многое помог понять, о многом заставил задуматься.

Так уж устроен человек — непременным условием его существова­ния являются обстоятельства, доля: иными словами — судьба.

Мне близка мысль о том, что судьба человечества — это судьба каж­дого человека.

Я могу с уверенностью сказать, что автор рассказа очень точно опре­делил его название, которое заставляет задуматься о проблеме смысла жиз­ни. «Покалеченного» войной Андрея ничто и никогда не утешит, не помо­жет забыть пережитое. Навеки в его сердце останется боль, а в его глазах — «смертная тоска».

Однако же Андрей Соколов — человек, который «глубоко сознает свои кровные связи с Отечеством», несгибаемый боец, способный на чу­деса героизма, это человек, которого не сломили кошмары войны, не опус­тошили утраты и лишения, перенесенные им. Он — поистине благородная личность. Именно поэтому и оптимистичен финал рассказа.

Читая рассказ М. Шолохова «Судьба человека», явственно ощущаешь протест против войны, звучащий в произведении.

Мне хочется сделать вывод о том, что как бы ни сложилась судьба ге­роев шолоховского произведения, за этой каждой отдельной судьбой мож­но увидеть судьбы многих, можно поразмышлять о будущем.

Историю делают люди — это мы не раз повторяем, но не всегда дума­ем о том, что эти люди живут вокруг нас.

Е. А. Маймин в своей книге для учащихся старших классов «Искус­ство мыслить образами» пишет: «Открытия, которые мы делаем… не только живые и впечатляющие, но и добрые открытия. Знание действительности есть знание, согретое человеческим чувством, сочувствием…»

Для меня «Судьба человека» Шолохова — это открытие. Я убеждена, что это произведение в самой основе своей нравственно именно потому, что вызывает во мне сопереживание и сочувствие к людям. Благодаря об­разной форме, рассказ Шолохова приобщает человека к человечеству: за­ставляет с большим вниманием относиться к чужой боли и чужой радости. Он делает эту чужую боль и радость в значительной мере своими. Рассказ в самом глубоком смысле этого слова человечен. Он идет от человека и ведет к человеку — к самому живому, доброму, к самому лучшему в нем.

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

home / Сочинения / Шолохов М.А. / Судьба человека / Изображение русского характера в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»

    На войне себя забудь,

    Помни честь, однако,

    Рвись до дела — грудь на грудь,

    Драка — значит, драка.

    А. Твардовский. Василий Теркин.

    Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» (1956 — 1957) считается классикой военной прозы. Он, наряду с произведениями Быкова, Твардовского, Кондратьева. Некрасова, раскрывает правду тех страшных четырех лет, повествует о жизни русского народа, воспевает русский национальный характер.

    «Судьба человека» изображает одно из проявлений русского национального характера – русского солдата. Главный герой произведения, Андрей Соколов, говорит о войне: «Ну, и мне там пришлось, браток, хлебнуть горюшка по ноздри и выше».

    Этот герой — простой русский человек, живший в деревне и с молоком матери впитавший народные представления и морали и нравственности. Главный критерий для Соколова — чтобы все в жизни было «не хуже, чем у людей». И рассказ Соколова о своей судьбе подчеркивает, что герой и его семья – самые типичные, самые обыкновенные, каких в СССР было большинство. И тем ценнее свойства его натуры, которые говорят о достоинствах русского характера в целом.

    Судьба Соколова трагична. Он прошел всю гражданскую войну, воевал на стороне Красной Армии. Узнав о начале Великой Отечественной, на третий день герой уходит на фронт, прощается со своей семьей, любимой женой. Разве мог он знать, что больше никогда не увидит их? Всю оставшуюся жизнь корил себя Соколов за то, что тогда оттолкнул жену, нагрубил ей. Это было последнее, что он успел сделать — вскоре Ирина погибла…

    Герой вспоминает, что первое время на фронте было очень тяжело: наши отступали, немцы одерживали верх. Через слова Соколова автор подчеркивает, что в советских рядах воевали совершенно разные люди, а не одни лишь герои. Были и те, кто боялся, «скулил и сопли размазывал», по выражению главного героя. Военный дух советского войска падал, и только сильные люди «держали себя в руках». Но был и еще один аргумент, для Соколова самый сильный, – «… этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаже нашего в тылу приходилось. Вся держава на них оперлась!» Конечно, и Андрей Соколов – не безупречный герой, ему тоже было страшно и «тошно». Но он, как мужчина, как более сильный, брал этот груз на себя, стремясь хоть немного, но облегчить жизнь женщинам и детям в тылу. И таких людей, я уверена, было в те годы предостаточно.

    За первый год войны Соколов был два раза ранен. Про это время он говорит, что ему «везло». Потому что немецкий плен, который герой выдержал позже, можно сравнить только с адом, и все другое на войне можно было назвать везением. В машину Соколова, который под неприятельским огнем вез патроны солдатам, попал снаряд. Очнувшись, герой понял, что оказался в немецком плену: «Ох, браток, нелегкое это дело понять, что ты не по своей воле в плену. Кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука».

    За два года плена Соколов натерпелся нечеловеческих издевательств и мучений: «Били за то, что ты — русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь». Но, несмотря на это, немцам не удалось сломить характер героя, наверное, поэтому он и остался жив.

    Кульминацией пребывания героя в плену и одной из кульминаций рассказа стал эпизод разговора Соколова с лагерфюрером Мюллером. Идя на встречу с Мюллером, Андрей осознает, что идет на смерть. Он собирается с духом, чтобы взглянуть на врага и в дуло пистолета отважно, как и подобает русскому солдату. Да и перед лицом лагерфюрера Соколов держится с огромным достоинством. Он, находящийся на грани голодной смерти, не стал пить за победу фашистских войск: «…у меня есть свое, русское достоинство и гордость и … в скотину они меня не превратили, как ни старались».

    После этого даже фашисты преклонились перед сильным русским характером, полным достоинства, свободы и любви к Родине. Мюллер говорит, что уважает достойных противников, и в знак своего признания даже дает герою кусок сала и хлеба. Фашистское угощенье разделили поровну между всеми обитателями барака. Русский солдат при любых условиях остается русским солдатом! Это подтверждает и то, как Соколов спасся из плена. Он бежал и привез с собой немецкого генерала, который был советским войскам «дороже двадцати языков».

    Но на этом несчастья героя не закончились. Вскоре он узнал, что его жена и дочери погибли, а 9 мая, в день победы, погиб и его единственный сын. Свет померк перед Андреем. Исчез смысл жизни, незачем стало жить. Но и тогда выстоял русский солдат. А чуть позже судьба дала ему еще один шанс – Соколов встретил маленького бродяжку Ванюшу, у которого родители погибли на фронте. И перед Соколовым вновь забрезжил свет…

    Судьба героя во многом типична: жестокая война, физические и душевные страдания и испытания, потеря всех близких. Но всегда Соколов сумел оставаться человеком, русским человеком и русским солдатом, перед которым склоняли голову даже звери в человеческом обличье – фашисты.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Шолохов М.А. / Судьба человека / Изображение русского характера в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»

Смотрите также по
произведению «Судьба человека»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев

На войне себя забудь,

Помни честь, однако,

Рвись до дела — грудь на грудь,

Драка — значит, драка.

А. Твардовский. Василий Теркин.

Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» (1956 — 1957) считается классикой военной прозы. Он, наряду с произведениями Быкова, Твардовского, Кондратьева. Некрасова, раскрывает правду тех страшных четырех лет, повествует о жизни русского народа, воспевает русский национальный характер.

«Судьба человека» изображает одно из проявлений русского национального характера — русского солдата. Главный герой произведения, Андрей Соколов, говорит о войне: «Ну, и мне там пришлось, браток, хлебнуть горюшка по ноздри и выше».

Этот герой — простой русский человек, живший в деревне и с молоком матери впитавший народные представления и морали и нравственности. Главный критерий для Соколова — чтобы все в жизни было «не хуже, чем у людей». И рассказ Соколова о своей судьбе подчеркивает, что герой и его семья — самые типичные, самые обыкновенные, каких в СССР было большинство. И тем ценнее свойства его натуры, которые говорят о достоинствах русского характера в целом.

Судьба Соколова трагична. Он прошел всю гражданскую войну, воевал на стороне Красной Армии. Узнав о начале Великой Отечественной, на третий день герой уходит на фронт, прощается со своей семьей, любимой женой. Разве мог он знать, что больше никогда не увидит их? Всю оставшуюся жизнь корил себя Соколов за то, что тогда оттолкнул жену, нагрубил ей. Это было последнее, что он успел сделать — вскоре Ирина погибла…

Герой вспоминает, что первое время на фронте было очень тяжело: наши отступали, немцы одерживали верх. Через слова Соколова автор подчеркивает, что в советских рядах воевали совершенно разные люди, а не одни лишь герои. Были и те, кто боялся, «скулил и сопли размазывал», по выражению главного героя. Военный дух советского войска падал, и только сильные люди «держали себя в руках». Но был и еще один аргумент, для Соколова самый сильный, — «…этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаже нашего в тылу приходилось. Вся держава на них оперлась!» Конечно, и Андрей Соколов — не безупречный герой, ему тоже было страшно и «тошно». Но он, как мужчина, как более сильный, брал этот груз на себя, стремясь хоть немного, но облегчить жизнь женщинам и детям в тылу. И таких людей, я уверена, было в те годы предостаточно.

За первый год войны Соколов был два раза ранен. Про это время он говорит, что ему «везло». Потому что немецкий плен, который герой выдержал позже, можно сравнить только с адом, и все другое на войне можно было назвать везением. В машину Соколова, который под неприятельским огнем вез патроны солдатам, попал снаряд. Очнувшись, герой понял, что оказался в немецком плену: «Ох, браток, нелегкое это дело понять, что ты не по своей воле в плену. Кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука».

За два года плена Соколов натерпелся нечеловеческих издевательств и мучений: «Били за то, что ты — русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь». Но, несмотря на это, немцам не удалось сломить характер героя, наверное, поэтому он и остался жив.

Кульминацией пребывания героя в плену и одной из кульминаций рассказа стал эпизод разговора Соколова с лагерфюрером Мюллером. Идя на встречу с Мюллером, Андрей осознает, что идет на смерть. Он собирается с духом, чтобы взглянуть на врага и в дуло пистолета отважно, как и подобает русскому солдату. Да и перед лицом лагерфюрера Соколов держится с огромным достоинством. Он, находящийся на грани голодной смерти, не стал пить за победу фашистских войск: «…у меня есть свое, русское достоинство и гордость и … в скотину они меня не превратили, как ни старались».

После этого даже фашисты преклонились перед сильным русским характером, полным достоинства, свободы и любви к Родине. Мюллер говорит, что уважает достойных противников, и в знак своего признания даже дает герою кусок сала и хлеба. Фашистское угощенье разделили поровну между всеми обитателями барака. Русский солдат при любых условиях остается русским солдатом! Это подтверждает и то, как Соколов спасся из плена. Он бежал и привез с собой немецкого генерала, который был советским войскам «дороже двадцати языков».

Но на этом несчастья героя не закончились. Вскоре он узнал, что его жена и дочери погибли, а 9 мая, в день победы, погиб и его единственный сын. Свет померк перед Андреем. Исчез смысл жизни, незачем стало жить. Но и тогда выстоял русский солдат. А чуть позже судьба дала ему еще один шанс — Соколов встретил маленького бродяжку Ванюшу, у которого родители погибли на фронте. И перед Соколовым вновь забрезжил свет…

Судьба героя во многом типична: жестокая война, физические и душевные страдания и испытания, потеря всех близких. Но всегда Соколов сумел оставаться человеком, русским человеком и русским солдатом, перед которым склоняли голову даже звери в человеческом обличье — фашисты.

(592 слова) Рассказ «Судьба человека» является одним из самых знаменитых произведений Михаила Александровича Шолохова. Работу над его созданием писатель завершил в 1956 году. В основе рассказа лежат реальные события. Однажды Михаил Александрович встретил человека, который и рассказал ему увлекательную историю. Она настолько поразила автора, что он решил написать рассказ. Михаил Шолохов поднял тему войны, тему смысла жизни и невероятной силы духа человека. Чтобы реализовать свой замысел, Михаил Александрович продемонстрировал интересные и яркие образы. Главный герой книги — Андрей Соколов. Рассмотрим характеристику этого героя подробнее. 

Уже с детских лет персонаж ощутил жизненные невзгоды и тяготы. Андрей Соколов рано остался без родителей. Он рано овладел рабочими специальностями, чтобы себя обеспечивать. В период Гражданской войны ему пришлось и повоевать. Когда главный герой вернулся в родную деревню в Воронеже, он принял решение жениться. 

Главный герой вызывает восхищение как у писателя, так и у читателей. Его биография — достойный пример для подражания. До военных событий Андрей Соколов работал шофером и имел семью: жену и троих детей. Он честно трудился и заботился о близких. Сам он рано осиротел и хотел создать для детей все условия для развития и благополучия. Андрей Соколов счастлив в семейной жизни. Ведь его супруга является прекрасной хозяйкой и порядочной женой. Они жили спокойной и размеренной жизнью. Однако привычный уклад разрушила война. Андрей, как и подобает патриоту, вызвался добровольцем на фронт. Весьма трогательно его прощание с женой. Судьба уготовила герою немало жизненных испытаний, которые переживали и его соотечественники.

Во время событий Великой Отечественной войны герой проявил свои лучшие моральные качества: смелость, силу духа, преданность Родине. Уже в начале военных действий Андрей Соколов получил ранение и попал в плен. Там он пребывал около двух лет. Сдаваться и просить о пощаде было не в характере Андрея. В плену герой не утратил своей верности и решимости. Например, он убил предателя, который угрожал выдать командиров и коммунистов. В решающий момент Соколов проявил быстроту реакции и храбрость. Он подставил под удар себя, убив этого человека, но выручив при этом достойных товарищей.

В лагере Андрей не раз предпринимал попытки убежать и присоединиться к действующей армии. Но у него не получалось. Эти неудачи его не сломили. Он продолжал подбадривать товарищей и осуждать вражеский режим. Невероятное мужество и героизм персонаж продемонстрировал, когда он сидел в кабинете начальника лагеря. За смелые высказывания он был приговорен к смерти. Миллер предложил ему выпить за победу Германии, объявив, что это условие для отмены смертного приговора. В ответ Андрей сказал, что лучше поднимет тост за собственную смерть. При этом персонаж, будучи голодным, два раза отказывался от закуски. И лишь на третий раз он взял кусок хлеба. Немец был поражён гордостью и храбростью Соколова. Он даровал ему жизнь. Это не смягчило героя. По его мнению, с оккупантами нужно бороться во что бы то ни стало. Как только у Андрея появилась первая возможность, он решил снова бежать из плена. С собой он прихватил немецкого инженера.

Во время военных событий супруга героя и его дети погибли. Он остался одиноким. Весьма удивительно то, что Андрей не впал в истерику, когда узнал, что у него теперь нет семьи. Андрей Соколов, проявив невероятную силу духа, забрал к себе сироту и начал жизнь заново. Таким образом, Андрей Соколов обрёл смысл жизни. Однако тоска по родным никуда не делась. Автор говорит, что его глаза отражали боль.

В образе Андрея Соколова Шолохов мастерски объединил лучшие качества человека. Среди них можно отметить добродушие, мужество, преданность, честность, храбрость, порядочность. По своей натуре Андрей Соколов был справедливым и скромным человеком, способным на подвиг самоотречения. 

Можно утверждать, что образ Андрея Соколова является собирательным. Ведь он символизирует силу, стойкость и терпение русского народа. На примере своего героя Михаил Шолохов продемонстрировал читателю великий нравственный подвиг советских бойцов.

Черты характера Андрея Соколова Цитаты
Трудолюбие и целеустремленность «…Работал я эти десять лет и день и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей…» 
Сила духа и выносливость «…Нет! На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала…» 
Гордость и достоинство «…хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость» 
Смелость «..«Вот что, Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат…» 
Справедливость и взаимовыручка «..«Всем поровну», — говорю ему. Дождались рассвета. Хлеб и сало резали суровой ниткой. Досталось каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку»
Любовь к семье и упорство «…я вернусь, мои родные, не горюйте обо мне, я крепкий, я выживу, и опять мы будем все вместе…» 
Сила воли и вера в лучшее «…И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит…»
Гуманизм и человечность (герою плохо после того, как он вынужден был убить человека) «…До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то г*да ползучего душил… 
Отзывчивость и сострадание «…И вот один раз вижу возле чайной этого парнишку, на другой день — опять вижу. Этакий маленький оборвыш <…> И до того он мне полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нем, спешу из рейса поскорее его увидать…» 
Тоска по погибшим родным Тоска мне не дает на одном месте долго засиживаться. 

Автор: Виктория Комарова

Тема русского характера в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»

Рассказ «Судьба человека» был написан М. А. Шо­лоховым в 1956 году. Это не просто интересная исто­рия, а действительно судьба реального человека, ис­пытавшего нечеловеческие муки, тяготы, терзания.

Весной 1946 года автор случайно встретил на реч­ной переправе мужчину, который вел за руку мальчи­ка. Усталые путники подошли к нему и сели рядом от­дохнуть. Тогда-то и поведал писателю случайный со­беседник историю своей жизни. Целых десять лет вынашивал М. А. Шолохов замысел этого произведе­ния. Размышляя о судьбах тех, кто прошел Великую Отечественную войну, он решил показать способность человека стойко преодолевать свои беды.

Андрей Соколов, обыкновенный человек, отец се­мейства, честный труженик. Как и тысячи других людей ушел на фронт защищать Родину. Война отры­вает его от родной семьи, от дома, от труда. Счастли­вая жизнь рушиться в один миг. В первые месяцы войны он был дважды ранен, контужен, и самое страшное — попал в плен. Два года Андрей Соколов переносил ужасы фашистского плена. Каждый день смерть смотрела ему в глаза, но он находил в себе му­жество оставаться человеком. В духовной борьбе с фа­шизмом раскрывается характер героя, его мужество, стойкость, терпение. Он пытался бежать, но это ему не удалось; он расправился с предателем, который хо­тел выдать командира. Огромная сила духа и выдерж­ка показаны в сцене встречи Андрея Соколова с ко­мендантом концлагеря. Обессиленный, замученный и истощенный он с таким мужеством готов встретить смерть, что это поражает даже фашиста, давно поте­рявшего человеческий облик. Он истинный патриот, чувствующий свою ответственность за судьбу Роди­ны. М. А. Шолохов впервые в советской литературе сделал своим героем человека, прошедшего фашист­ский плен, в то время это была запретная тема.

И вот все-таки Андрею Соколову удалось бежать из плена, и он снова становится солдатом. Герой расска­за прошел всю войну, он вышел из нее победителем, хотя не получил ни одной награды. Но тяжелые испы­тания ждали его еще впереди: разрушен дом, погибли жена и дочь от фашистской бомбы. У него осталась единственная надежда — встретиться с сыном. Но и этому не суждено сбыться, сын погиб в последние дни войны. Злая и беспощадная судьба не оставила солда­ту ни родных, ни даже пристанища на земле.

Андрей Соколов говорит своему случайному собе­седнику: «Иной раз спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке. Нет и не дождусь!».

После всего, что пережил наш герой, казалось бы, он должен был озлобиться, стать жестоким. Душа его, действительно, полна постоянным ощущением мучи­тельной боли. Но он стойко и мужественно преодоле­вает свое горе, одиночество. Жизнь изранила его, но не смогла убить в нем живую душу. Оставшись совсем один на белом свете, этот человек ведет непрерывную борьбу с самим собой и выходит из нее победителем. Он усыновляет такого же, как он, сироту — Ванюшу, мальчика со «светлыми, как небушко, глазами». Всю теплоту, сохранившуюся в его израненном сердце, он отдал сироте и именно потому сам стал понемногу воз­вращаться к жизни.

«И хотелось бы думать,— пишет М. А. Шолохов,— что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, кото­рый, повзрослев, сможет все выдержать, все преодо­леть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Рассказ проникнут глубокой, светлой верой в чело­века. Герой, пройдя сквозь тяжелые испытания, со­хранил человеческое достоинство, любовь к жизни, качества, помогающие жить дальше, трудиться, бо­роться.

Заглавие рассказа символично, это не просто судь­ба отдельного солдата Андрея Соколова, а рассказ о судьбе русского человека, вынесшего на себе жесто­кие испытания войной.

Писатель считает себя обязанным поведать всему миру правду о том, какой огромной ценой была завое­вана победа над фашизмом в Великой Отечественной Войне, и кто был настоящим ее героем.

Героизм Андрея Соколова показан не плакатно, он незаметный, так как повествование ведется от лица самого героя. Но он и есть истинный герой, подлинно русский человек, Человек с большой буквы, лучший представитель нашего великого народа.

Сочинение на тему «Сила русского характера в романе «Судьба человека»

Рассказ М. Шолохова “Судьба человека” — это рассказ о простом человеке на войне. Русский человек вынес все ужасы войны и ценой личных утрат завоевал победу, независимость своей родины. Лучшие черты русского характера, благодаря силе которого была одержана победа в Великой Отечественной войне, М. Шолохов воплотил в главном герое рассказа — Андрее Соколове.

Это такие черты, как стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства.

В начале рассказа автор спокойно повествует о приметах первой послевоенной весны, он как бы подготавливает нас к встрече с главным героем, Андреем Соколовым, глаза которого “словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской”. Шолоховский герой вспоминает о прошлом сдержанно, устало, перед исповедью он “сгорбился”, положил на колени большие, темные руки. Все это дает нам почувствовать, насколько трагична судьба этого человека.

Перед нами проходит жизнь обыкновенного человека, русского солдата Андрея Соколова. Он с детства узнал, почем “фунт лиха”, сражался в гражданскую войну. Скромный труженик, отец семейства, он был по-своему счастлив. Война поломала жизнь этого человека, оторвала его от дома, от семьи. Андрей Соколов уходит на фронт. С начала войны, в первые же ее месяцы он был дважды ранен, контужен. Но самое страшное ждало героя впереди — он попадает в фашистский плен.

Герою пришлось испытать нечеловеческие муки, тяготы, терзания. Два года Андрей Соколов стойко переносил ужасы фашистского плена. Он пытается бежать, но неудачно, расправляется с трусом, предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира. С большой наглядностью чувство собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка раскрылись в нравственном поединке Соколова с комендантом концлагеря. Измученный, истощенный, обессиленный узник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик фашиста.

Андрею все же удается бежать, и он снова становится солдатом. Не раз смерть смотрела ему в глаза, но он до конца оставался человеком. И все же самые серьезные испытания выпали на долю героя, когда он вернулся домой. Вышедший из войны победителем, Андрей Соколов потерял все, что у него было в жизни. На месте, где стоял дом, построенный его руками, темнела воронка от немецкой авиабомбы… Погибли все члены его семьи. Он говорит своему случайному собеседнику: “Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: “За что же ты, жизнь, меня так покалечила?” Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке…”

После всего, что пережил этот человек, он, казалось бы, должен был озлобиться, ожесточиться. Однако жизнь не смогла сломить Андрея Соколова, она изранила, но не убила в нем живую душу. Всю теплоту своей души герой отдает усыновленному им сироте Ванюше, мальчишке со “светлыми, как небушко, глазами”. И то, что он усыновляет Ваню, подтверждает нравственную силу Андрея Соколова, сумевшего после стольких потерь начать жизнь сначала. Этот человек побеждает горе, продолжает жить. “И хотелось бы думать, — пишет Шолохов, — что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина”.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Рассказ Михаила Шолохова “Судьба человека” проникнут глубокой, светлой верой в человека. Его заглавие символично: это не просто судьба солдата Андрея Соколова, а рассказ о судьбе русского человека, простого солдата, вынесшего на себе все тяготы войны.

Писатель показывает, какой огромной ценой была завоевана победа в Великой Отечественной войне и кто был настоящим героем этой войны. Образ Андрея Соколова вселяет в нас глубокую веру в нравственную силу русского человека.

Эта внутренняя трагедия требует большого напряжения сил и воли героя. Соколов ведет непрерывную борьбу с собой и выходит из нее победителем, он дает радость маленькому человеку, усыновляя такого же, как он, сироту – Ванюшу, мальчишку со «светлыми, как небушко, глазами». Найден смысл жизни, побеждено горе, торжествует жизнь.

«И хотелось бы думать, – пишет Шолохов, – что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина». Глубокой, светлой верой в человека проникнут рассказ. Заглавие его символично, ибо это не просто отдельная судьба солдата Андрея Соколова, но это рассказ о судьбе Человека с большой буквы, о народной судьбе. Писатель сознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой заплатил советский народ за право всего человечества на будущее. Поэтому так важна нравственная роль этого небольшого по объему рассказа.

Что объединяет и что разделяет активистов Гремячего Лога?

Михаил Александрович Шолохов – писатель своего времени. Его творчество тесно связано с той эпохой, в которой он жил. Его произведения повествуют о жизни народа, его радостях и страданиях. В романе «Поднятая целина» Михаил Шолохов рассказывает о периоде коллективизации в советской истории. Эта книга повествует о коренных изменениях, происходящих в русских деревнях.

Особое внимание в романе уделяется активистам Гремячего Лога. Образ Семена Давыдова удивителен, поскольку этот герой в романе представлен как человек, отличающийся прямотой, честностью и цельностью натуры, он тверд и принципиален в отстаивании интересов народа. Давыдов уверен: все, что он делает – это на благо Родины. Иногда он категоричен и жесток, но эта жестокость, на мой взгляд, связана прежде всего с исторической обстановкой, в которой оказался герой.

Выслушав историю Тита Бородина, Давыдов отвечает: «Чего ты нам жалостные рассказы преподносишь? Был партизан – честь ему за это, кулаком стал, врагом сделался – раздавить! Какие могут быть разговоры?» Этот человек не боится смерти, он верит в страну и в дело партии: «… я за свою партию, за дело рабочих всю свою кровь отдам!»

Еще один активист – Макар Нагульнов – человек с иным характером. Он предан партии, коммунизму, одержим идеей всемирной революции. Макар бывает резким и вспыльчивым, хочет добиться всеобщего счастья и благополучия здесь и сейчас. Андрей Разметнов очень точно охарактеризовал Нагульнова, утверждая, что тот способен выхолостить всех мужиков, чтобы они «на баб не заглядывались» и от революции не отвлекались. В своем порыве к светлому будущему Макар иногда отрывается от реальной действительности. Когда Давыдов говорит о том, что за убой скота нельзя расстреливать, Макар Нагульнов возмущается: «Загубите вы, такие-то, мировую революцию!» В тот момент, когда Андрей Разметнов способен всерьез страдать от вида раскулаченной семьи Гаева, у которого одиннадцать детей, Нагульнов сразу начинает воспринимать Разметнова, как врага: «Гад! – выдохнул звенящим шепотом, стиснув кулаки. – Как служишь революции? Жале-е-ешь? Да я…. Тысячи станови зараз дедов, детишков, баб… Для революции надо… Я их из пулемета… Всех порежу!»

Михаил Шолохов рисует нам людей увлеченных, уверенных в своей правоте, они, не щадя себя, следуют за своей мечтой. Но их стремление к светлому будущему различно. Так, например, Нагульнов, в отличие от своих соратников, не обладает чувством жалости от природы. Он готов рубить всех и вся ради ценностей социализма. Давыдову для оправдания совершаемых преступлений нужно вспомнить собственное страшное детство, когда его отца за забастовки ссылают в Сибирь, еще мальчишкой Семен идет работать на завод. «И белье сестренкам стирать, и штопать, и обед готовить, и на завод ходить» – все это легло на плечи подростка, когда умерла мать. У Нагульнова же и в мыслях не было чем-то оправдывать свои поступки. Твердый, бездушный, безжалостный мужчина нашел себе дело по душе, ведь революция так же жестока, как и он сам. Человек для него был либо сторонником, либо противником коммунизма, но никак не личность с мыслями и чувствами. «Вот был, к примеру сказать, у нас в дивизии бас – на всю армию бас! Оказался стервой: переметнулся к врагам. Что же ты думаешь, он и теперь для меня бас? Черта лысого! Теперь он для меня свистуля продажная, а не бас!» – это высказывание как никакое другое показывает нам Нагульнова как человека безжалостного и излишне принципиального.

Антиподом Макара, на мой взгляд, следует считать Андрея Разметнова. Он рос в бедной казачьей семье и в наследство от отца получил одну дедовскую шашку. Разметнов чуток к нуждам товарищей, помогает улучшить бытовые условия Семена Давыдова, сочувствует Нагульнову. Доверие к людям временами приводит его к ошибочным решениям. Так, председатель сельсовета, принимая за правду льстивые слова Якова Лукича Островнова, не смог увидеть в нем врага советской власти. Вместе с тем, как и Нагульнов, Андрей предан революции: боролся за нее и на полях гражданской войны, и в период коллективизации. Он проявляет мужество, героически ведет себя в день разгрома амбаров с семенным зерном, не считаясь со своим унижением.

Шолохов в своем романе воссоздает правду, реалии того времени, важного в истории страны, хотя жестокого и зачастую несправедливого. На мой взгляд, слишком много упреков раздается в адрес писателя за то, что он проявляет свое сочувствие к героям-коммунистам. С печалью звучат прощальные слова автора: «… Вот и отпели донские соловьи дорогим моему сердцу Давыдову и Нагульнову, отшептала им поспевающая пшеница, отзвенела по камням безымянная речка, текущая откуда-то с верховьев Гремячего буерака… Вот и все!»

Шолохов рисует героев своего времени и, я думаю, для него важны были не их политические взгляды, а их жизненная философия, сформировавшаяся в такую непростую эпоху.

«Что объединяет и что разделяет активистов Гремячего Лога? (По роману М. Шолохова «Поднятая целина»).»

Михаил Александрович Шолохов — писатель своего времени. Его творчество тесно связано с той эпохой, в которой он жил. Его произведения повествуют о жизни народа, его радостях и страданиях. В романе «Поднятая целина» Михаил Шолохов рассказывает о периоде коллективизации в советской истории. Эта книга повествует о коренных изменениях, происходящих в русских деревнях.

Особое внимание в романе уделяется активистам Гремячего Лога. Образ Семена Давыдова удивителен, поскольку этот герой в романе представлен как человек, отличающийся прямотой, честностью и цельностью натуры, он тверд и принципиален в отстаивании интересов народа. Давыдов уверен: все, что он делает — это на благо Родины. Иногда он категоричен и жесток, но эта жестокость, на мой взгляд, связана прежде всего с исторической обстановкой, в которой оказался герой.

Выслушав историю Тита Бородина, Давыдов отвечает: «Чего ты нам жалостные рассказы преподносишь? Был партизан — честь ему за это, кулаком стал, врагом сделался — раздавить! Какие могут быть разговоры?» Этот человек не боится смерти, он верит в страну и в дело партии: «…я за свою партию, за дело рабочих всю свою кровь отдам!”

Еще один активист — Макар Нагульнов — человек с иным характером. Он предан партии, коммунизму, одержим идеей всемирной революции. Макар бывает резким и вспыльчивым, хочет добиться всеобщего счастья и благополучия здесь и сейчас. Андрей Разметнов очень точно охарактеризовал Нагульнова, утверждая, что тот способен выхолостить всех мужиков, чтобы они «на баб не заглядывались» и от революции не отвлекались. В своем порыве к светлому будущему Макар иногда отрывается от реальной действительности. Когда Давыдов говорит о том, что за убой скота нельзя расстреливать, Макар Нагульнов возмущается: «Загубите вы, такие-то, мировую революцию!» В тот момент, когда Андрей Разметнов способен всерьез страдать от вида раскулаченной семьи Гаева, у которого одиннадцать детей, Нагульнов сразу начинает воспринимать Разметнова, как врага: «Гад! — выдохнул звенящим шепотом, стиснув кулаки. — Как служишь революции? Жале-е-ешь? Да я… Тысячи станови зараз дедов, детишков, баб… Для революции надо… Я их из пулемета… Всех порежу!”

Михаил Шолохов рисует нам людей увлеченных, уверенных в своей правоте, они, не щадя себя, следуют за своей мечтой. Но их стремление к светлому будущему различно. Так, например, Нагульнов, в отличие от своих соратников, не обладает чувством жалости от природы. Он готов рубить всех и вся ради ценностей социализма. Давыдову для оправдания совершаемых преступлений нужно вспомнить собственное страшное детство, когда его отца за забастовки ссылают в Сибирь, еще мальчишкой Семен идет работать на завод. «И белье сестренкам стирать, и штопать, и обед готовить, и на завод ходить» — все это легло на плечи подростка, когда умерла мать. У Нагульнова же и в мыслях не было чем-то оправдывать свои поступки. Твердый, бездушный, безжалостный мужчина нашел себе дело по душе, ведь революция так же жестока, как и он сам. Человек для него был либо сторонником, либо противником коммунизма, но никак не личность с мыслями и чувствами. «Вот был, к примеру сказать, у нас в дивизии бас — на всю армию бас! Оказался стервой: переметнулся к врагам. Что же ты думаешь, он и теперь для меня бас? Черта лысого! Теперь он для меня свистуля продажная, а не бас!» — это высказывание как никакое другое показывает нам Нагульнова как человека безжалостного и излишне принципиального.

Антиподом Макара, на мой взгляд, следует считать Андрея Разметнова. Он рос в бедной казачьей семье и в наследство от отца получил одну дедовскую шашку. Разметнов чуток к нуждам товарищей, помогает улучшить бытовые условия Семена Давыдова, сочувствует Нагульнову. Доверие к людям временами приводит его к ошибочным решениям. Так, председатель сельсовета, принимая за правду льстивые слова Якова Лукича Островнова, не смог увидеть в нем врага советской власти. Вместе с тем, как и Нагульнов, Андрей предан революции: боролся за нее и на полях гражданской войны, и в период коллективизации. Он проявляет мужество, героически ведет себя в день разгрома амбаров с семенным зерном, не считаясь со своим унижением.

Шолохов в своем романе воссоздает правду, реалии того времени, важного в истории страны, хотя жестокого и зачастую несправедливого. На мой взгляд, слишком много упреков раздается в адрес писателя за то, что он проявляет свое сочувствие к героям-коммунистам. С печалью звучат прощальные слова автора: «…Вот и отпели донские соловьи дорогим моему сердцу Давыдову и Нагульнову, отшептала им поспевающая пшеница, отзвенела по камням безымянная речка, текущая откуда-то с верховьев Гремячего буерака… Вот и все!»

Шолохов рисует героев своего времени и, я думаю, для него важны были не их политические взгляды, а их жизненная философия, сформировавшаяся в такую непростую эпоху.

Сочинение Что объединяет и рознит активистов Гремячего Лога По роману Шолохова Поднятая целина

Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-10-29

Что объединяет и рознит активистов Гремячего Лога По роману Шолохова Поднятая целина

Первое появление глав «Поднятой целины» в печати относится к 1932 году. Книга была написана, как принято говорить, по горячим следам событий. Еще далеко не была окончена работа над «Тихим Доном», а писатель уже решил обратиться к событиям, происходящим на крутых переломах в народной судьбе, рассказать миллионам читателей о Доне новом, колхозном, утвердить в литературе образы тех, кто отдал свою жизнь борьбе за революцию в хозяйстве и быту родного казачества, за новое отношение к труду, за подъем неисчерпаемых народных сил ради будущего счастья и упрочения завоеванной свободы. Предметом изображения в «Поднятой целине» стали процессы, характерные для деревни периода коллективизации. Близость к жизни народа и искусство художника открыли возможность автору «Поднятой целины» создать незабываемые образы балтийского моряка, слесаря-краснопутиловца Семена Давыдова, посланного партией в помощь социалистическому переустройству деревни, двух его соратников казаков Макара Нагульнова и Андрея Разметнова. Писатель отнюдь не идеализирует своих героев. Он рисует их такими, какими сформировала их эпоха, суровая, противоречивая, во многом трагическая, но, безусловно, одухотворенная высокой идеей, искренним энтузиазмом народа. И не вина народа, что строительство новой жизни часто омрачалось тяжелыми отступлениями и потерями. Полно и всесторонне раскрывая внутренний мир героев, Шолохов, несомненно, пробуждает доверие к их опыту, к их сознанию. Активистов Гремячего Лога объединяет, прежде всего, их прошлое, непосредственное участие в революции. Давыдов приехал на Дон зрелым человеком, с большим жизненным опытом, опытом борьбы. Он был воспитан в духе революционных традиций питерских пролетариев. После демобилизации из флота Семен Давыдов девять лет работал слесарем на Путиловском заводе. Получив задание ехать в деревню уполномоченным райкома по поведению коллективизации сельского хозяйства, он становится организатором, а впоследствии и председателем колхоза. Рука об руку с рабочими-коммунистами выступают сельские большевики: Макар Нагульнов и Андрей Разметнов. Типично их прошлое. Революционной школой для казаков Разметнова и Нагульнова была Гражданская война, в которой оба они воевали с белыми и интервентами, закалились в этой борьбе, стали коммунистами. Коммунистов Гремячего Лога объединяет понимание насущных задач партии в борьбе за социалистическое переустройство деревни, ненависть к классовым врагам, близость к народу. Так Семен Давыдов, проводя «линию партии», находит наиболее верные практические решения в вопросах раскулачивания, в отношении к «качающимся середнякам, временно заблужденным», в организации коллективного хозяйства и труда. Роль Давыдова как пропагандиста выявляется в его первом же выступлении в Гремячем на собрании актива и бедноты. Он говорит очень просто и ясно о политике партии в деревне, о том, что же надо делать, чтобы начать новую жизнь. В выступлении Давыдова чувствуется искренность и простота, страстность агитатора, убежденность и принципиальность коммуниста. Давыдов прекрасно понимает, какое большое значение имеет личный пример руководителя. Когда бригада Любишкина оказывается в прорыве, а план весенней пахоты под угрозой срыва, Давыдов решает сам отправиться в поле, чтобы показать колхозникам, как надо работать. «Умру на пашне, а сделаю, – думал Давыдов. – Ночью при фонаре буду пахать, а вспашу десятину с четвертью, иначе нельзя. Позор всему рабочему классу». Благодаря Давыдову рождается социалистическое соревнование. Терпеливым разъяснением политики партии, упорством и мужеством, самоотверженностью в борьбе за колхозное дело Давыдов завоевывает доверие колхозников, становится признанным руководителем. Верность делу партии, делу социалистической революции сближает Давыдова и сельских коммунистов. Когда Нагульнова на бюро райкома исключают из партии, он, мертвенно бледнея, говорит: «Куда же я без партии? И зачем? Нет, партбилет я не отдам! Я всю свою жизнь вложил… всю жизнь… Ничего не остается… Мне жизнь теперь без надобности, исключите и из неё». Страницы, рисующие состояние Нагульнова после исключения из партии, а затем у смертного кургана, необыкновенно ярко показывают кристальную честность, прямоту и искренность, силу духа и революционный энтузиазм этого простого человека из народа, который «всю жизнь свою вложил» в дело партии и вне её рядов не мыслит себе жизни. Очень метко характеризует Нагульнова Давыдов: «Путаник, но ведь страшн

Что объединяет и что разнит активистов Гремячего Лога? (По роману М. А. Шолохова «Поднятая целина»)

Эпоха коллективизации – один из самых противоречивых и печальных периодов в истории России, осмыслить и оценить который до сих пор нелегко не только писателям, но и историкам, социологам, философам. Однако приоритет открытия этой темы принадлежит, безусловно, литературе. Одним из первых обратился к ней М. Шолохов в романе “Поднятая целина”. Судьба этой книги не менее драматична, чем описанная в ней трагедия крестьянства. Долгое время считалось, что “Поднятая целина” – произведение, выражающее безусловное принятие политики партии в деревне, но это совсем не так. От писателя не могло укрыться, что проведение коллективизации сопровождалось ожесточением нравов, что человеческая жизнь постепенно утрачивала свою истинную ценность, а насильственная смерть превращалась в привычное дело. Страницы романа буквально “залиты человеческой кровью”.

За восемь месяцев жизни в Гремячем Логу, отраженных автором, своей смертью умер только хуторской пастух Агей, остальные умершие были убиты в ходе коллективизации и раскулачивания. Не случайно первоначальное название “Поднятой целины” было “С потом и кровью”. Редакция журнала “Новый мир” изменила заглавие, роману была дана трактовка, не терпящая многозначности, но все это не смогло заглушить тревоги автора, глубоко сомневавшегося в оправданности крови и жертв, приносимых во имя счастливого будущего. Шолохову нелегко было безоговорочно принять даже самую великую цель, если она достигается бесчеловечными средствами.

Рассказывая историю гремяченского колхоза, автор старается быть объективным и верным исторической правде. Он стремится показать, как постепенно меняется сознание хуторян под влиянием преобразующейся действительности, но не имеет права закрывать глаза и отворачиваться при виде жестокости и разрушающейся человечности, даже если она необходима для успеха колхозного движения. Шолохову удалось раскрыть народную жизнь в целом, в ее едином порыве, и в то же время проникнуть в тайники души каждого отдельного героя. Сюжетное действие романа развивается крайне напряженно. Писатель предельно точен в воссоздании хронологии событий. Их отсчет начинается с появления в хуторе двух человек, от которых будет зависеть дальнейшая судьба Гремячего Лога.

Один из них – рабочий, 25-тысячник, присланный проводить политику партии в деревне, а другой – враг, старающийся сорвать новые начинания. Как все просто: с одной стороны враги, с другой – герои, готовые отдать жизнь за великое дело. Однако социальное противостояние – это только внешняя сторона событий. Мы начинаем понимать, что патологическая жестокость свойственна не только белогвардейцу Половцеву, переживающему агонию, прекрасно осознающему свою обреченность, а потому испытывающему звериную ненависть к новой жизни и желание задушить ее в смертельной хватке. Не менее жесток и коммунист-фанатик Макар Нагульнов, который “за родимый социализм” готов перестрелять из пулемета “тысячу.

дедов, детишек, баб” и вершит самосуд над Банником. Кажется, что с чувством удовлетворения показывает нам Шолохов рост самосознания казачества, радуясь вместе с Давыдовым при виде того, с каким пылом Устин Рыкалин бросается спасать колхозное сено. Психологически точно воссоздает писатель характер Кондрата Майданникова, мучительно преодолевающего “жалость-гадюку к своему добру”. Череда массовых народных сцен, мастерски выписанных автором, раскрывает нелегкий процесс “революции в умах”, во время которого наблюдались всплески озлобленности и приливы доброго расположения. Но не все так безоблачно, как может показаться при поверхностном восприятии описанных событий. Сопротивление колхозному строительству неминуемо возникает в душе почти каждого крестьянина. Деформируется народная нравственность.

Умный хозяин и хороший сын Яков Островнов, окончательно запутавшийся, преследуемый По-ловцевым и собственным страхом, морит голодом и доводит до смерти свою мать. Опьяненные вседозволенностью “борцы за раскулачивание” превращаются в почти что мародеров, с упоением грабящих чужое добро. Утрачиваются привычные патриархальные ценности, нарушается равновесие в жизни и душе. Но самая страшная потеря – это утрата земледельцами чувства хозяина. Наверное, не нуждается в дополнительных комментариях сознание людей, считавших, что в дождь хозяин пахать не будет, а колхозникам – надо. К сожалению, безоговорочными сторонниками колхоза становятся не привыкшие работать бедняки, прикрывающие собственное хозяйственное невежество лозунгами о язве собственности. Совершенным абсурдом выглядит обвинение, предъявленное Титу Бородину: “.

Начал богатеть, несмотря на наше предупреждение. Работал день и ночь. ” Вот и получается, что “враг” Яков Островнов приносит колхозу не больше вреда, чем многие строители новой жизни, не представляющие, что такое крестьянский труд, но лихо оперирующие революционными фразами. При всем обаянии характер деда Щукаря не может не вызвать настороженности: а не является ли его пренебрежение к собственности (хотя и не до конца выдержанное: достаточно вспомнить, как он “уберег” свою худобу от обобществления) свидетельством лени и неумения по-настоящему работать.

Не идеализирует Шолохов и тех, кто стоит во главе колхозного строительства. Очень часто Давыдов и Нагульнов руководствуются не человечностью, а классовой ненавистью. Макар Нагульнов, аскет, состоящий “весь из углов”, убежденно заявляет: “Кабы из каждой контры после одного удара наганом по голове по сорок пудов хлеба вылетало, я бы всю жизнь только тем и занимался, что ходил бы да ударял их”. Правда, иногда и в нем просыпается человек с ранимой и незащищенной душой, любящий свою непутевую Лушку, слушающий пение петухов по ночам и упорно изучающий английский язык в ожидании мировой революции. Но Нагульнов старается подавить в себе и скрыть от других эти “слабости”. Давыдов несколько мягче, чем секретарь партячейки, но и питерский рабочий готов быть жестоким, если того требует революционная необходимость.

Довольно странными и нелепыми выглядят попытки председателя колхоза управлять тем, о чем он имеет весьма смутное представление: ведь Давыдов приобретает первые познания в крестьянском хозяйстве, уже осуществляя коренной перелом в деревне. Как мне кажется, ближе всех автору “жалостливый” Андрей Разметнов. Может быть, поэтому именно ему писатель оставляет жизнь и право продолжить начатые преобразования? Нелегко идет процесс формирования колхоза. Не производит картина, нарисованная писателем, впечатления благополучия. Невозможно дать окончательные ответы на сложные вопросы, поднятые в романе, но книга Шолохова помогает нам выработать мудрое отношение ко многим проблемам современности и, опираясь на вековые национальные традиции и трагический послереволюционный опыт, увидеть достойное человека будущее.

klassreferat.ru

Меню сайта

  • Сочинения
  • Сочинения по литературе
  • Сочинения на свободную тему
  • Анализ стихотворения
  • Полные произведения
  • Сочинения по картинам
  • Краткое содержание произведений
  • Твори з української мови
  • Твори з української літератури
  • Сочинения ЕГЭ, ОГЭ
  • Краткие биографии
  • Исторические портреты
  • Справочник по русскому языку

Что объединяет и что разделяет активистов Гремячего Лога? (По роману М.Шолохова «Поднятая целина»)

Михаил Александрович Шолохов – писатель своего времени. Его творчество тесно связано с той эпохой, в которой он жил. Его произведения повествуют о жизни народа, его радостях и страданиях. В романе «Поднятая целина» Михаил Шолохов рассказывает о периоде коллективизации в советской истории. Эта книга повествует о коренных изменениях, происходящих в русских деревнях.

Особое внимание в романе уделяется активистам Гремячего Лога. Образ Семена Давыдова удивителен, поскольку этот герой в романе представлен как человек, отличающийся прямотой, честностью и цельностью натуры, он тверд и принципиален в отстаивании интересов народа. Давыдов уверен: все, что он делает – это на благо Родины. Иногда он категоричен и жесток, но эта жестокость, на мой взгляд, связана прежде всего с исторической обстановкой, в которой оказался герой.

Выслушав историю Тита Бородина, Давыдов отвечает: «Чего ты нам жалостные рассказы преподносишь? Был партизан – честь ему за это, кулаком стал, врагом сделался – раздавить! Какие могут быть разговоры?» Этот человек не боится смерти, он верит в страну и в дело партии: «… я за свою партию, за дело рабочих всю свою кровь отдам!»

Еще один активист – Макар Нагульнов – человек с иным характером. Он предан партии, коммунизму, одержим идеей всемирной революции. Макар бывает резким и вспыльчивым, хочет добиться всеобщего счастья и благополучия здесь и сейчас. Андрей Разметнов очень точно охарактеризовал Нагульнова, утверждая, что тот способен выхолостить всех мужиков, чтобы они «на баб не заглядывались» и от революции не отвлекались. В своем порыве к светлому будущему Макар иногда отрывается от реальной действительности. Когда Давыдов говорит о том, что за убой скота нельзя расстреливать, Макар Нагульнов возмущается: «Загубите вы, такие-то, мировую революцию!» В тот момент, когда Андрей Разметнов способен всерьез страдать от вида раскулаченной семьи Гаева, у которого одиннадцать детей, Нагульнов сразу начинает воспринимать Разметнова, как врага: «Гад! – выдохнул звенящим шепотом, стиснув кулаки. – Как служишь революции? Жале-е-ешь? Да я…. Тысячи станови зараз дедов, детишков, баб… Для революции надо… Я их из пулемета… Всех порежу!»

Михаил Шолохов рисует нам людей увлеченных, уверенных в своей правоте, они, не щадя себя, следуют за своей мечтой. Но их стремление к светлому будущему различно. Так, например, Нагульнов, в отличие от своих соратников, не обладает чувством жалости от природы. Он готов рубить всех и вся ради ценностей социализма. Давыдову для оправдания совершаемых преступлений нужно вспомнить собственное страшное детство, когда его отца за забастовки ссылают в Сибирь, еще мальчишкой Семен идет работать на завод. «И белье сестренкам стирать, и штопать, и обед готовить, и на завод ходить» – все это легло на плечи подростка, когда умерла мать. У Нагульнова же и в мыслях не было чем-то оправдывать свои поступки. Твердый, бездушный, безжалостный мужчина нашел себе дело по душе, ведь революция так же жестока, как и он сам. Человек для него был либо сторонником, либо противником коммунизма, но никак не личность с мыслями и чувствами. «Вот был, к примеру сказать, у нас в дивизии бас – на всю армию бас! Оказался стервой: переметнулся к врагам. Что же ты думаешь, он и теперь для меня бас? Черта лысого! Теперь он для меня свистуля продажная, а не бас!» – это высказывание как никакое другое показывает нам Нагульнова как человека безжалостного и излишне принципиального.

Антиподом Макара, на мой взгляд, следует считать Андрея Разметнова. Он рос в бедной казачьей семье и в наследство от отца получил одну дедовскую шашку. Разметнов чуток к нуждам товарищей, помогает улучшить бытовые условия Семена Давыдова, сочувствует Нагульнову. Доверие к людям временами приводит его к ошибочным решениям. Так, председатель сельсовета, принимая за правду льстивые слова Якова Лукича Островнова, не смог увидеть в нем врага советской власти. Вместе с тем, как и Нагульнов, Андрей предан революции: боролся за нее и на полях гражданской войны, и в период коллективизации. Он проявляет мужество, героически ведет себя в день разгрома амбаров с семенным зерном, не считаясь со своим унижением.

Шолохов в своем романе воссоздает правду, реалии того времени, важного в истории страны, хотя жестокого и зачастую несправедливого. На мой взгляд, слишком много упреков раздается в адрес писателя за то, что он проявляет свое сочувствие к героям-коммунистам. С печалью звучат прощальные слова автора: «… Вот и отпели донские соловьи дорогим моему сердцу Давыдову и Нагульнову, отшептала им поспевающая пшеница, отзвенела по камням безымянная речка, текущая откуда-то с верховьев Гремячего буерака… Вот и все!»

Шолохов рисует героев своего времени и, я думаю, для него важны были не их политические взгляды, а их жизненная философия, сформировавшаяся в такую непростую эпоху.

  • Характер мальчиков из рассказа бежин луг таблица
  • Хантыйские сказки для детей с иллюстрациями
  • Характер бабки из сказки о рыбаке
  • Хантыйская сказка медвежья трава
  • Характер волка в сказках