Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» является автобиографической. В ней Лев Николаевич Толстой повествует о себе, о своих детских переживаниях. Детские годы являются самыми важными в жизни каждого человека. Мы все родом из детства. В эти годы закладываются и развиваются знания, образ мыслей, комплексы, которые потом будут влиять на все последующее существование человека, на образ его мыслей. Анализируя характеристику Николеньки Иртеньева в этих трех произведениях Лев Николаевич, став уже взрослым, анализирует собственные чувства, мысли, поступки. И это ему помогает лучше понять самого себя.
Детство
Главный герой трилогии – Николай Петрович Иртеньев, или Николенька, как называли его родные, является прообразом самого Льва Николаевича. Повествование начинается, когда Николеньке было 11 лет. Он рос смышленым и спокойным ребенком, в меру шаловливым. У него ранимая и чувствительная душа, раскрытая для любви. Он любит свою мать, старушку Наталью Савишну, гувернера и наставника Карла Ивановича. Он успевает полюбить Сережу Ивина, а на празднике, посвященном именинам, влюбляется в Сонечку.
Как и все подростки, он излишне мнителен, его беспокоит, что о нем подумают люди, переживает из-за неудач, и напротив, искренне радуется своим удачам, успехам.
Отрочество
В следующей повести мы видим изменение образа Николеньки Иртеньева по сравнению с «Детством». Взросление героя начинается со смертью матери. Говорят, что у детей, рано потерявших родителей, или переживших иное большое горе, даже взгляд меняется, становится взрослым. Сам Николенька ощутил перемену мировоззрений в себе после разговора с Катенькой, которая росла вместе с его сестрой Любочкой. Катенька была дочерью гувернантки Мими. Она впервые заставила Николеньку задуматься о социальном и имущественном неравенстве людей. Катенька уже понимала, что они жили в доме Иртеньевых благодаря милости матушки Николеньки. Матушки не стало. Видимо, Мими делилась с дочерью своими переживаниями и заботами об их будущем.
Николенька Иртеньев стремится подражать Володе, осознавал, что это не правильно, но не мог пока выбрать своего пути. Однажды он подсмотрел, как Володя заигрывает с горничной Машей, и ему тоже хотелось также заигрывать с нею. Только детская стыдливость останавливала его от этого поступка. Николенька уверен в своей некрасивости, немного завидовал брату, который на полтора года старше его.
Когда мальчики повзрослели, по настоянию бабушки Карла Ивановича, к которому Николенька привык за годы детства и любил как родного, несмотря на то, что тот мог наказать за проступки и шалости, уволили, и наняли французского гувернера – молодого образованного мужчину, который, как казалось Николаю, получал удовольствие, унижая его. Николай возненавидел гувернера.
В годы отрочества Николай начал задумываться о смысле жизни и роли человека в этом мире, о Боге и потусторонней жизни, согласился с идеалистами в вопросах субъективности бытия. Появились мечты о собственном величии, о том, что он станет открывателем новых философских истин.
По мере взросления стала легче даваться учеба, и занятия стали доставлять некоторое удовольствие. Николай сблизился с одним из товарищей брата Володи – Дмитрием Нехлюдовым, который оказал определенное влияние на его мировоззрения.
Юность
Началом юности своего героя Лев Николаевич считает 16-летний возраст. В описываемый год Николай готовится к поступлению в университет. Но занимается неохотно. Предстоящая учеба его не очень вдохновляет. Много времени он отводит самосозерцанию и мечтам. Излишняя самокритичность в отношении собственной наружности заставляет молодого человека страдать. Ему кажется, что он похож больше на мужика, чем на благородного человека.
Ссора с неким Колпиковым, пережитое унижение, долго еще не давало покоя Николаю. При мысли об этом событии он еще много лет спустя тяжело переживал.
Николай поступил в университет, и тем возвысился в собственных глазах и глазах окружающих. Он начал задумываться о любви и решил, что он уже влюблен. Однако Сонечка, к которой он испытывал нежные чувства в детстве, переросла свое детское очарование и стала менее привлекательной. То чувство, которое он испытывал с Сонечке, можно назвать внушенной любовью. Все вокруг были влюблены, и он, чтобы чувствовать себя вполне взрослым, тоже должен был в кого-нибудь влюбиться.
Ложная застенчивость, мнительность мешала Николаю сойтись с товарищами по университету. Он долго оставался один. Из-за этой же застенчивости он не танцевал, попав единственный раз за всю зиму на бал. Еще до поступления в университет, Николай мечтал о светских развлечениях, но даже те, на которые он попал во время учебы, удовольствия ему не доставляли.
Первый математический экзамен по окончании курса он провалил с треском. Он тяжело переживал свой провал. Это событие сильно повлияло на дальнейшую жизнь. Он дал самому себе слово больше никогда не тратить времени впустую, употребляя его для пользы дела.
Зная жизнь и творчество писателя, графа Льва Николаевича Толстого, можно прийти к выводу, что правила жизни, которые Николенька Иртеньев написал вторично, он все-таки выполнял всю оставшуюся жизнь.
Трилогию Лев Николаевич писал с 1952 по 1957 год, В этот период он служил в действующей армии, принимал участие в обороне Севастополя, написал «Севастопольские рассказы» и повесть «Утро помещика».
Задание по литературе для 4 класса Л.Н.Толстой «Детство» Что ты думаешь о характере Николеньки? Какой он? Как мальчик относится к своей маме?
3 ответа:
1
0
Герой повести Толстого «Детство» Николенька Иртеньев очень чуткий и ранимый мальчик. Он очень чувственный, он много мечтает и сильно любит своих родителей. Эта чувственность является главной чертой характера Николеньки. Он любуется своими родителями, замечает какие у них красивые улыбки, когда ему приходится расставаться с мамой он не стесняясь слез плачет, настолько тяжело ему в эту минуту.
Николенька обладает чистой, не испорченной страстями душой, он не знает что такое злость или ненависть. В его сердце живет только любовь.
Тем более сильным для него ударом становится смерть матери, он не может примирится с мыслей о ее смерти, и отчаяние наполняет его сердце.
1
0
Характер героя повести Толстого «Детство» мальчика Николеньки такой же ласковый, как то уменьшительное имя, которым его зовут. Это чуткий мальчик с ранимой душой, который очень остро чувствует и сопереживает. Эта повышенная чувствительность помогает ему любить. маленький Николенька очень любит своих родителей, трогательно замечает какая добрая улыбка у его матери, Николенька любуется и мамой и отцом.
Он наблюдательный и обладает развитым воображением. Но когда его мама умирает, Николенька не может осознать реальность происходящего, пока не кричит деревенская девочка. Тогда его переполняет отчаяние.
0
0
Николенька очень жалостливый и добрый мальчик. Он очень робок и тих, достаточно чувствителен. У него очень богатое воображение, а еще он очень сильно любит свою мать. Он волнуется из-за своей внешности, он бы хотел обладать более лучшими данными, быть красавцем. Он обожает и не чает души в своем учителе Карле Ивановиче. Он очень много учиться, хотя как и все дети, иногда бывает наказан на непослушание.
Читайте также
Мне кажется, что главной целью написания Одоевским своей сказки «Городок в табакерке» было ознакомить читателя, маленького читателя с устройством музыкальной табакерки, объяснить ему что в реальном мире возможны разные чудеса, но все они имеют свое научное объяснение.
Так мальчик Миша оказывается в мире музыкальной табакерке и знакомится с ее устройством и работой благодаря личным наблюдениям и рассказов ее обитателей. Он просыпается уже зная как устроена табакерка и для чего нужны в ней колокольчики, молоточки, валик и пружинка.
Он понимает, что любое устройство созданное человеком работает не благодаря волшебству, а благодаря взаимодействую его различных узлов и деталей.
Таким образом Одоевского можно назвать сказочником — популяризатором науки.
Разделим сказку Одоевского «Городок в табакерке» на несколько частей:
- Папа дарит мальчику волшебную музыкальную табакерку и Миша удивляется тому, как она работает. Эту часть мы назовем просто Волшебная табакерка.
- Мальчик Миша видит мальчика-колокольчик<wbr />а, который зовет его за собой. Эту часть мы назовем Приглашение.
- Миша проходит сквозь ворота и видит площадь красивого города, где живут колокольчики. Эту часть мы назовем Под черепаховым небом.
- Миша узнает про дедек-молоточков. Эту часть так и назовем Дядьки.
- Миша узнает про надзирателя Валика и то, как он управляет молоточками. Эту часть назовем Надзиратель.
- Миша знакомится с царевной пружинкой и случайно ломает ее. Эту часть мы назовем Какофония.
- Миша просыпается. Это часть под названием Финал.
Рассказ от лица Миши про Городок в табакерке.
Когда папа подарил мне музыкальную табакерку я очень обрадовался и долго ее слушал и разглядывал.
Вдруг я увидел маленького мальчика-колокольчик<wbr />а, в стальной юбочке, который поманил меня с собой.
Я боялся, что не пройду в двери, но как только я к ним приближался, они все становились больше и я легко в них проходил. Это меня удивило и обрадовало.
А потом мы вышли в волшебный городок. Там было такое замечательное черепаховое небо и золотое солнышко, а повсюду ходили веселые колокольчики, и большие и маленькие. Оказалось что у них разные голоса.
Я был в восхищении и поделился им с мальчиком-колокольчи<wbr />ком.
Но тот сказал, что живется им не так весело. все время приходится проводить в городе, да дядьки-молоточки достают. И тут я увидел, что по площади ходят молоточки и бьют колокольчиков.
Я возмутился и спросил, зачем они так поступают. Молоточки послали меня к надзирателю.
Им оказался валик, который цеплял молоточки и те били колокольчиков.
Но и надзиратель сказал, что не он здесь главный и дальше я увидел прекрасный шатер, в котором жила царевна-пружинка. Это она толкала валик, который цеплял молоточки, которые били колокольчиков.
Я возмущенно спросил, зачем она это делает, но пружинка сказала что иначе не получится музыки. Я не поверил и прижал пружинку.
Она вдруг распрямилась, валик закрутился, молоточки стали бить как попало и зазвучала полная дребедень.
а потом пружинка лопнула и я проснулся.
Стихотворная строфа действительно может разделять отдельные картины, связанные между собой смыслом, но при этом в каждой строфе говорится несколько об ином, рисуется своя оригинальная картина, иногда даже создается свое особое настроение.
Возьмем для примера стихотворения Тютчева.
Вспомним стихотворение «Весенняя гроза».
В первой строфе поэт признается в своих чувствах к майской грозе и мы читаем описание начала такой грозы:
Во второй строфе рассказ продолжается, но картина уже иная — уже начинается дождь, взлетает пыль, солнце еще светит сквозь тучи
Ну а в третьей строфе мы находим описание отшумевшей грозы — птичий гам, потоки воды:
Все строфы вместе создают целостную картину первой весенней грозы, но по отдельности рисуют разные картины, разные этапы этой грозы.
В самом начале своей сказки «О жабе и розе» писатель Гаршин дает два последовательных описания — сперва розы,а потом жабы. Тем самым он противопоставляет эти два образа, дает нам почувствовать красоту одного героя и уродство второго.
Розу автор описывает с любовью и нежностью. Он пишет про тонкие лепестки, про ее тонкий и свежий запах, про слезы, которые оставили на розе росинки.
Делая это описание Гаршин использует олицетворение — роза живая, метафору — роса сравнивается со слезой.
Жаба в описании писателя жирная и старая, она питается страшными и неприятными червяками, бока у нее бородавчатые и липкие, вся она безобразная и читая это описание невозможно испытывать к жабе какие-то теплые чувства.
Роза в этой сказке — идеал чистоты и красоты,жаба — идеал безобразия.
- Сочинения
- По литературе
- Толстой Лев
- Николенька Иртеньев в повести Детство
Николенька Иртеньев ключевой герой рассказа Льва Толстого под названием «Детство». Мальчику недавно исполнилось десять, дворянин по происхождению, он живет в достаточно любящей и заботливой семье, что значительно сказывается на его характере.
Мальчик растет веселым и озорным ребенком, а в процессе воспитания участвуют не только мама с папой, но и Наталья Савишна, специально привлеченная нянечка, которая не жалеет души для героя и искренности. По расписанию к нему приходит Карл Иванович, занятия с ним мальчик ждет с нетерпением, ведь он учит его смотреть на привычные вещи с другого ракурса и удивляться обыкновенным радостям.
Коля с особым чувством относится к своим родителям, он, как говорит автор, переживает настоящую гордость за то, что ему достались именно эти мама и папа, которые искренне его любят и заботятся. Для него они самые лучшие люди, подарок от Всевышнего, который он старается ценить и радовать их своим поведением и жизнерадостным настроем.
Матушку он считает источником всего прекрасного, а когда в его голове появляются мысли о любимом человеке, он сразу представляет ее милейшую улыбку и звонкий голос. Для Николая мама похожа на настоящего Бога, способного разобраться с любыми проблемами и возникшими у него трудностями, стоит ему только обратиться к ней.
Особую роль с маленького возраста мальчик уделяет тому, как складываются отношения с окружающими мальчиками и девочками. Его доброта и искренность, как магнитом притягивает детей, с которыми он проводит достаточно много времени. Особое удовольствие он находит в обычных беседах и том, что проводит время рядом с кем-то с кем можно разделить радости и невзгоды.
Несмотря на это, маленький Николай сразу видит подвох и наглое вранье. Его потребность общаться, но в тоже время наблюдать за людьми со стороны, создает в нем настоящее противоречие. Он способен делать выводы на основании наблюдений, при этом не может не общаться с окружающими.
Его воспитание делает из него приятного и притягательного человека, в которого родители стараются вложить только лучшее. Они дают ему не только сухие знания, но и самое главное – любовь, заботу и искренний интерес. Поэтому мальчик растет достаточно любознательным, но в тоже время может дать отпор тем, кто хочет его использовать в собственных целях, прибегая к наглой лжи. Николай способен здраво оценивать окружающую ситуацию и взвешивать все нюансы происходящего.
Вариант 2
Повесть Л.Н.Толстого «Детство» является первой частью трилогии «Детство. Отрочество. Юность», в которой писатель изобразил становление личности человека, его внутреннее развитие.
Это произведение во многом является автобиографичным. В образе Николая Иртеньева Толстой воспроизвел собственные детские впечатления и события, сохранившиеся в памяти в силу наблюдательности и проницательности автора.
Повествование в произведении ведется от первого лица Николая Петровича Иртеньева.
В первой части трилогии Николай предстает перед читателем в качестве десятилетнего мальчика, живущего вместе со своими родителями в родовом имении в деревне.
Описывая Николеньку как не очень привлекательного внешне ребенка, с большим носом и губами, маленькими глазами, Толстой в то же время раскрывает его добрую чуткую душу. Несмотря на то, что мальчика расстраивают его внешние недостатки, он не испытывает зависти и злости по отношению к красивым людям. Наоборот, он восторгается перед теми, в чьих чертах видит красоту.
Воспитание Николеньки поручено нянечке Наталье Савишне, а также гувернеру Карлу Ивановичу, которых мальчик искренне любит. Вспыльчивый характер Николая иногда заставляет его грубить и дерзить учителю, однако доброе сердце берет верх и раскаявшийся ребенок старается загладить вину перед любимым наставником.
Главный герой очень любит своих родителей, особенно мать, любовь к которой у него ассоциируется с любовью к Всевышнему. Мальчик не стесняется проявлять свои чувства по отношению к маменьке, проводя с ней много времени.
Большое значение в повести уделяется отношению Коленьки с людьми, его окружающими. Благодаря своей коммуникабельности, Николенька легко знакомится с новыми детьми.
Проводя много времени с соседскими ребятишками, он с удовольствием общается с ними, рассказывая им различные истории. Особое сочувствие у Коли вызывает Иленька Грап, подвергающийся постоянной травле со стороны взрослых ребят.
Николай во многом отличается от окружающих его детей. В отличие от своих ровесников, он часто уносится в свой собственный внутренний мир, анализируя поступки окружающих людей, а также собственные мысли и чувства. Внимательно наблюдая за происходящим, он легко распознает обман. Работа мысли мешает ему быть таким же жизнерадостным, как другие дети. Постоянный контроль своих поступков, слов, лишает его непосредственности, свойственной его ровесникам.
Детство Николеньки Иртеньева заканчивается переездом в город и смертью матери. Потеря самого близкого и родного человека оставила неизгладимый след в душе мальчика. Живущий в своем вымышленном мире, где все недоразумения и обиды компенсируются подвигами и героическими поступками, мальчик осознает, что жизнь не всегда безоблачна, как он думал раньше.
Описывая детство Николая Иртеньева, Толстой пытался донести до читателя важность детских лет в формировании личности ребенка, которое навсегда остается в его уме и душе.
Образ Николеньки Иртеньева
Коля Иртеньев десятилетний мальчик из дворянской семьи, натура достаточно своеобразная и впечатлительная, стал главным героем произведения Толстого «Детство». Описывая жизнь мальчика Толстой опирался на факты собственной жизни. Герой полон радости и оптимистичного настроя. Его образованием занимаются отзывчивая няня Наталья Савишна и учитель Карл Иванович. Ребенок растёт с тягой к познанию и внутреннему размышлению в любой ситуации старается найти положительный смысл.
Николай очень любит уроки, которые проводит Карл Иванович, мальчик старательно подходит к своей подготовке и каждый раз находится в ожидании следующего занятия.
Ребенок также испытывает тягу к своим родителям. Его часто одолевает за них чувство гордости. Для него образ родителей проявляется в заботе и доброте.
Образ мамы для Николая ассоциируется с источником всего самого лучшего и когда в его голове появляются мысли о маме, то сразу же возникает широкая улыбка и представляется её заливистый смех и красивый голос. Писатель не боится сравнивать эту большую любовь сына к матери, с любовью к Богу. Мама для Коли — это богиня, которая всегда готова прийти на помощь и решить все возникшие проблемы.
В жизни Коли Иртеньева особое место занимают его взаимоотношения с окружением. Дружелюбный настрой помогает ему общаться с соседскими детьми. Ребенок растёт коммуникабельным, очень легко идёт на контакт и всегда находит удовольствие в общении с людьми. В каждом новом месте он быстро находит новых друзей так в деревне знакомится с Катей, в городе с Соней и каждую из них он считает по-особому привлекательной. Чувство душевного сострадания проявляется по отношению к болезненному ребенку Иленьки Грапу.
Воспоминания о беззаботном детстве проведённом в деревне навивают чувство радости и тоски одновременно. Ведь период детства закончился, когда мамы не стало. Потеряв самого дорогого человека, ребенок перестаёт быть маленьким.
В произведении Толстого «Детство» читателю дается возможность наблюдать как проходит взросление мальчика и вместе с ним анализировать поступки. Учится преодолевать ложь, и принимать жизнь в её истинном облике.
Также читают:
Картинка к сочинению Николенька Иртеньев в повести Детство
Популярные сегодня темы
- Летопись — жанр древнерусской литературы
Литература Древней Руси появилась в XI – XII веках. В течение семи веков она активно развивалась. Большое влияние на ее становление оказала Византия. Древнерусская литература позаимствовала у нее систему жанров
- Хронологическая таблица жизни и творчества Есенина
Крестьянский сын Сергей Есенин появился на свет 21 сентября 1985 года в рязанской глубинке селе Константинове.
- Сочинение на тему Бескорыстность
Что значит быть бескорыстным? Это значит совершать поступки не ради себя, а ради кого-то. Тратить своё время, здоровье, силы просто так, не ожидая при этом получить какое-то материальное вознаграждение
- План рассказа Пришвина Еж
В рассказе «Еж» автор повествует о наблюдении за поведением ежа при встрече на берегу ручья. Колючий зверек в ответ на прикосновение человека в защиту выставил свои колючие иголки.
- Сочинение Окружение человека
То, что человек строит своими руками, после пребывает в этом состоянии или окружении. Именно об этом сказал К. Кейс, размышляя о сущности человека, его предназначении и способности изменить мир.
Мальчик Николенька является главным героем знамениой повести «Детство» Л. Н. Толстого.
Образ и характеристика Николеньки в повести «Детство»: описание, внешность, личность и характер героя
Имя героя — Николай (Николенька):
«…ты не забудешь ее? не забудешь, Николенька?..»
Возраст главного героя — 10 лет:
«…12-го августа 18…, ровно в третий день после дня моего рождения, в который мне минуло десять лет…»
Николенька — младший ребенок в семье. У него есть брат Володя и сестра Любонька:
«…Володя старше меня; а я меньше всех: оттого он меня и мучит…»
Николенька по происхождению дворянин. Его семья живет в своем имении Петровское где-то в провинции России:
«…Петровское (село, в котором мы жили)..»
О внешности Николеньки известно довольно мало. Мы знаем, что у него широкий нос, толстые губы и маленькие глаза:
«…я воображал, что нет счастия на земле для человека
с таким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами
, как я…»
«…смотрел на черные бантики своих башмаков…»
«…несносные башмаки с бантиками…»
«…Московское платье оказалось превосходно: коричневые полуфрачки с бронзовыми пуговками были сшиты в обтяжку — не так, как в деревне нам шивали, на рост, — черные брючки, тоже узенькие, чудо как хорошо обозначали мускулы и лежали на сапогах…» (новое платье, сшитое в Москве)
У Николеньки все время торчат волосы (вихры) на голове:
«…я очень долго, стоя перед зеркалом, причесывал свою обильно напомаженную голову; но, сколько ни старался,
я никак не мог пригладить вихры на макушке
: как только я, желая испытать их послушание, переставал прижимать их щеткой, они поднимались и торчали в разные стороны, придавая моему лицу самое смешное выражение…»
«…А этот, маленький, с вихрами*, — отвечал папа, весело улыбаясь.
«Что ему сделали
мои вихры
… разве нет другого разговора?» — подумал я и отошел в угол…»
(*вихры — торчащие волосы на голове)
Сам Николенька считает себя некрасивым ребенком:
«…maman… <…> принуждена была сознаться, что я дурен…»
«…Эти слова не только убедили меня в том, что я не красавец…»
«…я нехорош собою…»
«…презирая свою наружность, я слишком много ценил в других преимущества красоты…»
Николенька переживает из-за своей непривлекательной внешности, любой намек на его некрасивое лицо оскорбляет его. Мальчик мечтает быть красавцем:
«…[я] очень хорошо знал, что я нехорош собою, и в этом нисколько не ошибался; поэтому каждый намек на мою наружность больно оскорблял меня…»
«…на меня часто находили минуты отчаяния… <…> я просил бога сделать чудо — превратить меня в красавца, и все <…> я все отдал бы за красивое лицо…»
У Николеньки есть домашний учитель — немец Карл Иванович:
«…Вернувшись в классную, Карл Иваныч велел мне встать и приготовить тетрадь для писания под диктовку…»
Николенька любит учителя Карла Ивановича почти как родного отца:
«…отец и Карл Иваныч, которых я почти одинаково любил, не поняли друг друга…»
Николеньку заставляют много учиться:
«…Когда же я буду большой, перестану учиться и всегда буду сидеть не за диалогами, а с теми, кого я люблю?..»
Николеньку и других детей иногда ставят в угол за непослушание:
«…Налево от доски был угол, в который нас ставили на колени…»
«…Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что колени и спина заболят…»
«…я опять отправился в угол, сел на пятки…»
Как все воспитанные дворяне, Николенька с детства обучается светским манерам и вежливости:
«…вскочить с своих мест и подойти к нам было бы нарушением правил Мими. Мы сначала должны были подойти к ней, сказать: «Bonjour, Mimi!», шаркнуть ногой, а потом уже позволялось вступать в разговоры…»
Он знает немецкий и французский языки:
«…Она поцеловала меня в глаза и по-немецки спросила <…> Когда она разговаривала с нами дружески, она всегда говорила на этом языке…»
«…это начало было очень блестяще и вполне доказывало мое высокое знание французского языка…»
Николенька — жалостливый и добрый ребенок:
«…Вспомнишь, бывало, о Карле Иваныче и его горькой участи — единственном человеке, которого я знал несчастливым, — и так жалко станет, так полюбишь его, что слезы потекут из глаз, и думаешь: «Дай бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать»..»
Николенька — совестливый мальчик:
«Вошел дядька Николай — маленький, чистенький человечек, всегда серьезный, аккуратный, почтительный и большой приятель Карла Иваныча. Он нес наши платья и обувь: Володе сапоги, а мне покуда еще несносные башмаки с бантиками. При нем мне было бы совестно плакать…»
«…мне было совестно, и я не понимал, как за минуту перед тем я мог не любить Карла Иваныча…»
Он является робким и тихим мальчиком:
«…сам не мог узнать себя: откуда взялись у меня смелость, уверенность и даже дерзость…»
Николенька — чувствительный ребенок:
«…Я расчувствовался и заплакал…»
«…Я продолжал плакать, и мысль, что слезы мои доказывают мою чувствительность, доставляла мне удовольствие и отраду…»
У него богатое воображение:
«…Воображение мое, как всегда бывает в подобных случаях, ушло далеко вперед действительности…»
У Николеньки есть любимые игрушки — фарфоровый зайчик и собачка:
«…Потом любимую фарфоровую игрушку — зайчика или собачку…»
Мать Николеньки очень любит его. Она очень ласкова с сыном:
«…Вставай, моя душечка: пора идти спать…»
«…Вставай же, мой ангел…» (мать обращается к Николеньке)
«…она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь,..»
«…Она еще нежнее целует меня…»
Мальчик тоже очень любит свою мать:
«…лицо той, которую я любил больше всего на свете…»
«…лепетали детские уста мои за любимой матерью…»
«…Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!..»
Николенька переживает первую любовь в 10 лет. Первой возлюбленной мальчика становится 12-летняя Катя, дочь гувернантки. Однажды на охоте Николенька целует Катю в плечо:
«…смотрел-смотрел и изо всех сил поцеловал плечо Катеньки…»
«…Я не спускал глаз с Катеньки. Я давно уже привык к ее свеженькому белокуренькому личику и всегда любил его; но теперь я внимательнее стал всматриваться в него и полюбил еще больше…»
Находясь у бабушки в Москве, Николенька знакомится с мальчиком Сережей Ивиным, который очень ему нравится:
«…я чувствовал к нему столько же страху, сколько и любви. В первый раз, как Сережа заговорил со мной, я до того растерялся от такого неожиданного счастия, что побледнел, покраснел и ничего не мог отвечать ему…»
Вскоре Николенька влюбляется в девочку Соню, а Сережа перестает ему нравиться:
«…Я влюблен, Володя! решительно влюблен в Сонечку…»
«…Нет! он никогда не понимал, не умел ценить и не стоил моей любви…» (о Сереже)
В 10 лет Николенька теряет свою любимую мать, которая умирает от внезапной болезни:
«…Maman скончалась в ужасных страданиях…»
После смерти матери семья Николеньки окончально поселяется в Москве в доме у бабушки:
«…через три дня после похорон мы всем домом приехали в Москву…»
Это был цитатный образ и характеристика Николеньки в повести «Детство» Л. Н Толстого: описание внешности и характера Николеньки, портрет героя в цитатах и факты из его биографии.
Смотрите: Все материалы по повести «Детство»
- Сочинения
- По литературе
- Толстой Л. Н.
- Образ и характеристика Николеньки Иртеньева в романе Детство
Николай Петрович является ключевым персонажем повествования Льва Николаевича Толстого. Ему недавно исполнилось десять лет, и он живет в дворянской семье.
Он обладает веселым и оптимистичным нравом, а его воспитанием занимаются родители и участливая нянечка Наталья Савишна, а порой к нему на занятия приходит Карл Иванович. Паренек позитивно смотрит на вещи и старается найти положительные моменты во всем, что с ним происходит.
Мальчик очень любит занятия, проводимые Карлом Ивановичем, поэтому всегда к ним готовиться и с нетерпением ждет очередного раза.
Кроме того, Коля очень сильно любит родителей и испытывает искреннюю гордость за них. Он считает их самыми добрыми и заботливыми людьми, способными о нем позаботиться.
Мама для него источник всех прекрасных благ, когда он только думает о ней, то на ее лице появляется широкая улыбка, а в голове он слышит ее звонкий и прекрасный голос. Автор сравнивает его большую любовь, с любовью ко Всевышнему. Она для него настоящий небожитель, способный решить все его проблемы, помочь в любой трудной ситуации и изменить свое отношение к происходящим вокруг вещам.
В жизни Коленьки особую роль играют отношения с окружающими его людьми. Доброжелательный склад характера заставляет его обращать особое внимание на соседских детей, с которыми он проводит достаточно много времени. Он любит общаться с людьми и находит в этом особое удовольствие, чем и занимается в свободное время.
Так он с особым сочувствием относится к Иленьку Грапу, который является достаточно болезненным ребенком и требует особого внимания и защиты. Так же он быстро знакомится с Екатериной в деревне, а после с Сонечкой в городе, каждую из которых он считает девочками привлекательными и тех, кого он будет любить. Но он также быстро переключается.
Он отлично и легко знакомится с новыми детьми, но несмотря на широкое сердце и доверчивость, он быстро научился различать обман и ложь, которую он не переносит на дух. По неизвестным причинам, он быстро научился распознавать обман.
Его характер можно считать достаточно противоречивым, он внимательно наблюдает за происходящим вокруг него, за поведением окружающих его детей, кроме того, он способен делать выводы из происходящего вокруг.
Его радужное детство проходит в деревне, а потом они вместе с родителями переезжают в Москву, где начинается новый промежуток его жизни.
Образ детства
Характеристика Николеньки из повести “Детство” начинается с самых первых строк произведения. Перед нами предстает спящий мальчик, сон которого оберегается его добрым любящим наставником.
Из кратких замечаний и размышлений ребенка видно, что он – сын помещика, выросший в тепличных условиях, немного избалованный и взбалмошный, но очень добрый и нежный.
Повествование не даром ведется от первого лица. Это дает нам возможность лучше узнать мысли и чувства мальчика, его детскую непосредственность и ребяческую серьезность.
Характеристика Николеньки Иртеньева является характеристикой самого Толстого, так как многие события и происшествия, описанные в повести, взяты непосредственно из воспоминаний автора.
Что же хранил в своей памяти Л. Н. Толстой? “Детство” открывает перед нами его первые годы жизни, оно не только ярко и эффектно характеризует подрастающее поколение зажиточных помещиков, но и критикует, разоблачает безнравственность и ханжество дворянского образа жизни того времени.
Ответы:
1.
Николенька Иртеньев — мальчик из дворянской семьи, он живет и воспитывается по установленным правилам, дружит с детьми из таких же семей. Он любит своих родителей и гордится ими. Но детские годы Николеньки были беспокойными. Он испытал немало разочарований в окружающих его людях, в том числе и в самых близких для него. В детстве Николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. С какой любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были «так сладки и приветливы», нежные прикосновения ее рук, «грустную, очаровательную улыбку». Любовь Николеньки к матери и любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство», и от этого на душе у него становилось «легко, светло и отрадно», и он начинал мечтать о том, «чтобы дал Бог счастья всем, чтобы все были довольны…». Большую роль в духовном развитии мальчика сыграла простая русская женщина — Наталья Савишна. «Вся жизнь ее была чистая, бескорыстная любовь и самоотвержение», она привила Николеньке представление о том, что доброта — одно из главных качеств в жизни человека. Николенька остро чувствует фальшь и обман, казнит себя за то, что и в себе замечает эти качества. Однажды он написал стихи ко дню рождения бабушки, в которых была строка, говорящая, что он любит бабушку, как родную мать. Мать его к тому времени уже умерла, и Николенька рассуждает так: если эта строка искренняя — значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать по-прежнему — значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке. Мальчик очень терзается этим. Большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, и эта способность ребенка любить других восхищает Толстого. Но автор в то же время показывает, как мир больших, мир взрослых людей разрушает это чувство. Николенька был привязан к мальчику Сереже Ивину, но не решался сказать ему о своей привязанности, не смел взять его за руку, сказать, как рад его видеть, «не смел даже называть его Сережа, а непременно Сергей», потому что «каждое выражение чувствительности доказывало ребячество и то, что тот, кто позволял себе его, был еще мальчишка». Повзрослев, герой не раз сожалел о том, что в детстве, «не пройдя еще через те горькие испытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях», он лишал себя «чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим». Отношение Николеньки к Иленьке Грапу раскрывает еще одну черту в его характере, тоже отражающую дурное влияние на него мира «больших». Иленька Грап был из небогатой семьи, он стал предметом насмешек и издевательств со стороны мальчиков круга Николеньки Иртеньева, и Николенька тоже участвовал в этом. Но тут же, как всегда, испытывал чувство стыда и раскаяния. Николенька Иртеньев часто глубоко раскаивается в своих плохих поступках и остро переживает свои неудачи. Это характеризует его как думающего, способного анализировать свое поведение и начинающего взрослеть человека.
Это маленький десятилетний мальчик с добрым, чутким сердцем, живой и впечатлительной душой. Становление характера Николеньки проходит среди различных, близких ему людей: родителей, братьев и сестер, учителей, дворовых. Отношения с каждым из них оставляют в сердце мальчика неповторимый след, оказывающий влияние на душевное состояние, мысли и чувства Николеньки. Отзывчивый и впечатлительный ребенок внимательно наблюдает не только за событиями, происходящими в мире внешнем, но и за изменениями в своем внутреннем мире. Эта внимательность ко всем движениям собственной души помогает Николеньке справляться со многими проблемами, делать верные выводы. Мне кажется, что в будущем из Николеньки вырастет добрый, наблюдательный, отзывчивый и честный человек.
Николенька Иртеньев производит впечатление веселого, доброго, воспитанного мальчика. Таких много вокруг. О доброте мальчика можно судить уже по отношению его к своей матери. Разве может черствый человек, злой, эгоист так страстно признаваться матери в любви? А Николенька мог. Мог «обвить руками ее шею, прижать голову к ее груди и, задыхаясь, сказать: «Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!» А как горько плачет мальчик, на миг представив, что мать может покинуть его. Он тогда долго, долго читает молитвы и просит Бога: «Спаси, Господи, папеньку и маменьку».
Добрый характер мальчика проявляется и во время игр с другими детьми. Правда, там свое сочувствие к слабому и болезненному Иленьке Грапу он все время старается подавить, чтобы быть похожим на своего кумира — Сережу Ивина. Но мы все равно замечаем это сочувствие.
Николеньку Иртеньева нельзя назвать мальчиком незаурядным. Его поведение ничем не отличается от такового его сверстников. Наоборот, он похож на многих мальчиков его возраста. Он способен в порыве гнева обидеть дорогого человека, может пролить за столом квас, очень любит мечтать, и притом вслух… Но обида у него не оборачивается злобой, грубость тут же сменяется лаской. И он наивно мечтает о том, что ему кажется хорошим: «когда я буду генералом, я женюсь на чудесной красавице, куплю себе рыжую лошадь, построю стеклянный дом и выпишу родных Карла Иваныча из Саксонии».
Сочинение на тему: НИКОЛЕНЬКА ИРТЕНЬЕВ В ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО «ДЕТСТВО»
5 (100%) 1 vote
На этой странице искали:
- чем отличается николенька от его сегодняшних сверстников
- Сочинение на тему Николенька Иртеньев
- николенька иртеньев характеристика
- сочинение на тему детство толстой
- характеристика николеньки иртеньева
) была первой в русской литературе попыткой изобразить историю внутреннего развития ребенка, историю его души. Предметом воспроизведения в данном случае служил для себя сам автор в его прошлом, материалом для него были многочисленные воспоминания собственной детской жизни, очень ярко сохранившаяся в памяти, благодаря художественной наблюдательности Толстого . И впоследствии он проникновенно и правдиво изображал внутренние состояния других людей, натур ему совершенно чуждых, совершая так называемое чудо художественного перевоплощения, силой творческого воображения представляя себе события душевной жизни людей так, как они происходят на самом деле, со всеми характерными их деталями.
Детство. Отрочество. Юность. Экранизация трилогии Л. Н. Толстого (1973)
Героем повести «Детство» является Николенька Иртеньев – мальчик с натурой своеобразной, даровитой, недюжинной. Какие-то неясные еще для него самого силы зреют в нем, какое-то призвание ждет его, готовя ему особую судьбу. Детство такого исключительного ребенка не может проходить так, как оно проходит у детей остальных, особые свойства еще не определившейся натуры большей частью создают столкновения между ним и окружающей средой, и редко бывают счастливыми детские годы таких людей. То же мы видим и в детстве Николеньки.
Болезненно-впечатлительный, всегда погруженный в свои думы, размышления и наблюдения над окружающей жизнью, мальчик растет одиноким, самоуглубленным и тихим. Он совершенно не знает той беззаботной радости существования, тех беззаветных игр и мимолетных легких впечатлений, которыми обыкновенно полно существование жизнерадостных детей. Работа мысли началась для него с первых лет сознательной жизни, печать духовного призвания отметила его. Мальчик занят не внешним, окружающим миром, как дети, а своим внутренним мирком.
Впечатления окружающего он схватывает очень глубоко и уносит их в свой внутренний мирок и там вновь переживает, смутно вдумываясь в их смысл. Он подмечает невысказанное и невыраженное, что скрывается за словами и внешними проявлениями в отношениях отца и матери, слуг и пр. Кроме того, он отличается особенной склонностью к анализу собственных поступков, чувств и мыслей (сцена у гроба матери и др.) Все это уменьшает в нем непосредственность, детскую жизнерадостность, а также простоту и свободу в обращении с другими людьми. Николенька Иртеньев застенчив, самолюбив, скрытен, он ревниво следит за каждым своим шагом и словом, боясь сказать или сделать что-то такое, что уронит его в глазах других, приходит в отчаяние от сделанного промаха и мучительно завидует простоте, свободе и красивой ловкости других жизнерадостных и любимых всеми детей.
Склонность к анализу своих поступков усугубляется в нем еще остро развитым эстетическим чувством; у мальчика есть тонкое чувство красоты, и он тем сильней пугается тем, что кажется ему в себе некрасивым, отдаваясь в то же время беззаветному восторгу перед другими, в которых он видит черты красоты. Николенька с детства говорил, что он некрасив, а неловкость и конфузливость еще подчеркивали смешные стороны этого маленького философа, с торчащими волосами и ушами и умным взглядом глаз. Но наряду со всем этим в нем живет страстная жажда любви, потребность нежности, ласки, стремление отдаться чему-либо всей душой. В семье же царит атмосфера довольно холодная: болезненная, тихая мать мало уделяет внимания детям, отец погружен частью в дела сельского хозяйства, частью в светскую жизнь, дети предоставлены заботам учителей и слуг. Свою потребность любить Николенька переносить на приятеля, Сережу Ивина, который своей красотой, ловкостью и независимостью ласкал его эстетическое чувство и казался ему идеалом человека.
Эта история детских переживаний Николеньки показывает в нем также еще одну характерную его черту: большую силу воображения. Живущий в своем внутреннем мирке, мальчик создает себе картины воображаемой жизни, в которых все обиды и вся неудовлетворенность реальной жизни возмещались подвигами и геройством, созданными фантазией. Под влиянием перенесенных нравственных потрясений и разочарований эта способность вспыхивала в ребенке с особенной силой, и он весь отдавался картинам своего воображения, под влиянием которых радовался или плакал (например, сидя в карцере).
ДЕТСТВО. ОТРОЧЕСТВО. ЮНОСТЬ
(Трилогия, 1851 — 1855)
Иртеньев Николенька (Николай Петрович)
— главный герой, от лица которого ведется повествование. Дворянин, граф. Из знатной аристократической фамилии. Образ автобиографичен. В трилогии показывается процесс внутреннего роста и становления личности Н., его взаимоотношения с окружающими людьми и миром, процесс постижения действительности и самого себя, поиск душевного равновесия и смысла жизни. Н. предстает перед читателем через свое восприятие разных людей, с которыми так или иначе сталкивает его жизнь.
«Детство». В повести Н. десять лет. Среди его доминирующих черт — застенчивость, доставляющая герою множество страданий, желание быть любимым и самоанализ. Герой знает, что внешностью он не блещет и на него даже находят минуты отчаяния: ему кажется, «что нет счастия на земле для человека с таким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами». Знакомство с героем происходит в момент его пробуждения, когда его будит гувернер Карл Иваныч. Уже здесь, в первой сцене повести, проявляется одна из главных черт толстовского письма — психологический анализ, знаменитая «диалектика души», о которой написал в статье, посвященной трилогии и военным рассказам Толстого, Н. Г. Чернышевский и которая получит развитие в будущих его сочинениях. В повести происходит несколько больших (смерть матери, переезд в Москву и в деревню) и малых (день рождения бабушки, гости, игры, первые любовные и дружеские увлечения и пр.) событий, благодаря которым писателю удается глубже заглянуть в душу героя.
Прекрасно передавая детскую психологию, Толстой изображает маленького Н. остро воспринимающим не только окружающую природу, но и по-детски живо и непосредственно откликающимся на беды близких ему людей. Так, он сочувствует гувернеру Карлу Иванычу, которого решил уволить его отец. Толстой подробнейшим образом описывает душевные состояния героя. «После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, — но о чем они? они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждой на светлое счастие». Детство Н. — время максимальной жизненной полноты и гармонии, беззаботности и силы веры, невинной веселости и беспредельной потребности любви — рисуется писателем с чувством нескрываемого умиления.
«Отрочество». Отрочество, по словам рассказчика, начинается для него со смерти матери. О нем он говорит как о «пустыне», где редко находятся «минуты истинного теплого чувства, так ярко и постоянно освещавшего начало моей жизни». Взрослеющего Н. начинают посещать вопросы, дотоле его совершенно не волновавшие, — о жизни других людей. До сих пор мир вращался вокруг него одного, а теперь взгляд его постепенно начинает меняться. Импульсом к этому становится разговор с воспитывающейся вместе с Иртеньевыми дочерью подруги матери Мими Катенькой, которая говорит о разнице между ними: Иртеньевы богаты, они же с матерью бедны. Героя теперь занимает, как же живут другие, «ежели они нисколько не заботятся о нас?., как и чем они живут, как воспитывают своих детей, учат ли их, пускают ли играть, как наказывают? и т. д.». Для писателя чрезвычайно важен — и с психологической, и с нравственной точки зрения этот процесс постепенного размыкания индивидуалистической замкнутости на себе одном, хотя в повести он не оценивается им как грех, поскольку детский эгоизм, по его мнению, — явление, так сказать, природное, как, впрочем, и социальное — следствие воспитания в аристократических семьях. Усложняются отношения Н. и с другими людьми, прежде всего с родным братом Володей, который старше его всего лишь на год и несколько месяцев, но и этот разрыв кажется гораздо большим: брат неудержимо удаляется от Н., вызывая в нем горькое чувство утраты, ревность и постоянное желание заглянуть в его мир (сцена разгрома Н. коллекции украшений брата, которые он опрокидывает вместе со столом). Резче и противоречивее становятся его приязни и неприязни (эпизод с гувернером St.-Jerom(oM), его самоощущение, подробно анализируемое автором. «Я был стыдлив от природы, но стыдливость моя еще увеличивалась убеждением в моей уродливости. А я убежден, что ничто не имеет такого разительного влияния на направление человека, как наружность его, и не столько самая наружность, сколько убеждение в привлекательности или непривлекательности ее». Герой так описывает свой облик: «Я гораздо ниже ростом Володи, широкоплеч и мясист, по-прежнему дурен и по-прежнему мучусь этим, Я стараюсь казаться оригиналом. Одно утешает меня: это то, что про меня папа сказал как-то, что у меня умная рожа, и я вполне верю в это».
Именно в этот период «любимейшими и постояннейшими предметами» размышлений героя становятся «отвлеченные вопросы о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души…». Толстой подчеркивает, что в решении их Н. постигает бессилие ума, попадает в безвыходный круг анализа своих мыслей, теряя вместе с тем силу воли, свежесть чувства и ясность рассудка (что впоследствии отразится на общей концепции личности писателя). В это же время завязывается и первая настоящая дружба Н. с Дмитрием Нехлюдовым, под влиянием которого Н. приходит к «восторженному обожанию идеала добродетели и убеждению в назначении человека постоянно совершенствоваться».
«Ю н о с т ь». Н. — почти семнадцать. Он неохотно готовится к университету. Главное его увлечение — стремление к нравственному усовершенствованию, которое дает теперь пищу не только уму, пробуждая новые мысли, но и чувству, побуждая к деятельному его осуществлению. Герой, однако, трезво осознает резкое противоречие между замечательными планами нравственной деятельной жизни и теперешним ее «мелочным, запутанным и праздным порядком». Мечтания пока заменяют реальность. В основе их, как сообщает герой, четыре чувства: любовь к воображаемой женщине; любовь любви, то есть желание быть любимым; надежда на необыкновенное, тщеславное счастье и ожидание вследствие этого чего-то волшебно-счастливого; отвращение к себе и раскаяние, состоявшие в ненависти к прошедшему и страстном желании совершенства. Герой составляет жизненные правила и старается следовать им. Вся жизнь его в этот период проходит в череде падений и возрождений.
Герой поступает на математический факультет университета, отец дарит ему дрожки с лошадью, и он проходит первые искушения сознания собственной взрослости и самостоятельности, которые, однако, приводят к разочарованию. Читая романы (особенно летом) и сравнивая себя с их героями, Н. начинает стараться быть «как можно более comme il faut» (это понятие он называет «одним из самых пагубных, ложных понятий, привитых мне воспитанием и обществом»), то есть соответствовать ряду условий: отличное знание французского языка, особенно выговор, длинные и чистые ногти; «уменье кланяться, танцевать и разговаривать»; «равнодушие ко всему и постоянное выражение некоторой изящной презрительной скуки» и т. д. Именно это понятие, как подчеркивает Толстой, — причина ложной предубежденности героя к другим людям, прежде всего к обучающимся вместе с ним студентам, которые не только не менее умны, чем он, но и знают гораздо больше, хотя далеко не соответствуют выбранным им критериям. Финал повести — провал Н. на экзамене по математике и отчисление из университета. Герой снова решает писать правила жизни и никогда не делать ничего дурного.
Деньги
Все вопросы
Непознанное
Внешность главного персонажа
Портрет Николеньки из повести “Детство” представляет нам довольно некрасивого мальчика десяти лет с крупным носом, большими губами и мелкими глазами, с постоянно торчащими вихрами на макушке.
Мальчик очень переживает о своих внешних недостатках. Из-за этого его иногда охватывает печаль и отчаяние. Он даже просит бога о наружной красоте и готов отдать все самое ценное, лишь бы иметь идеальный облик.
И хотя иногда может казаться, что главный герой намеренно описывает себя эдаким маленьким уродцем, все же о его некрасивой внешности неоднократно говорят старшие. Это отмечает даже та, которая любит Николеньку больше всех на свете, – его мать. С другой стороны, она не раз подчеркивала душевную привлекательность младшего сына.
Цитаты
«Я продолжал плакать, и мысль, что слезы мои доказывают мою чувствительность, доставляла мне удовольствие и отраду…»
«…я воображал, что нет счастия на земле для человека с таким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами, как я…»
«…Вспомнишь, бывало, о Карле Иваныче и его горькой участи — единственном человеке, которого я знал несчастливым, — и так жалко станет, так полюбишь его, что слезы потекут из глаз, и думаешь: «Дай бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать».
Противоречивые чувства
Какой Николенька в повести “Детство”?
Это обычный мальчик, немного завистливый, немного вздорный, но очень добрый, нежный и совестливый.
Скорее всего, совестливость Иртеньева – это его внутренний стержень, который и привлекает нас в главном герое.
Он может совершать безобразные поступки, может иметь плохие суждения, может думать и чувствовать то, что достойно порицания, но он всегда, всегда (!) почувствует после этого стыд и сожаление, раскаяние и некие угрызения совести. После этого хочется верить и надеяться, что Николенька изменится, исправится и станет лучше.
История создания
Писатель Лев Толстой
Толстой, как и многие писатели, вел дневник. В него граф записывал размышления, мечты, нравственные уроки, которые ему преподносила жизнь. Писатель не всегда был таким, каким помнят читатели. Образ почтенного старца, проповедующего жизнь в мире и любовь к Богу, он обрел после долгих лет размышлений и творчества. Повесть «Детство» опубликованная в 1852 году, стала первым сочинением Толстого.
Николенька, точнее, Николай Петрович Иртеньев, становится главным действующим лицом повести и трилогии, которой она дала начало. Произведения «Детство», «Отрочество», «Юность» описывают жизнь героя. Персонаж автобиографичен, и с его помощью Толстой отвечает на вопросы, которые не раз задавал себе.
Иллюстрация к повести Толстого «Детство»
Николенька – представитель аристократического рода. Ребенку 10 лет. Он граф, и его воспитание соответствует высочайшим стандартам светского общества. Мальчик ищет душевное равновесие и смысл жизни, развивается как личность. Его внутренний мир богат. Он изменился после страшного события, которое постигло семью мальчика.
Повествование ведется от первого лица. Таким образом автор дает возможность понять, что обсуждаемые события были важными для него и взяты из реальной жизни.
Отношения с наставником
В чем же проявляются противоречивые чувства Николеньки?
Например, в его отношениях с детским учителем, немцем по происхождению, – Карлом Ивановичем. На далекой родине не сложилась жизнь у этого бедного человека, и он приехал в Россию в поисках счастья. Богатства и благополучия немец не нашел, но, по натуре добрый и сердечный, он очень привязался к своим воспитанникам и в простоте душевной отдал им всего себя.
Николенька очень любит своего бедного наставника и жалеет его. Например, он мечтает вырасти и помочь своему учителю, облегчить его горе и даже пожертвовать многим ради него.
Его искренняя любовь к Карлу Ивановичу проявляется и на деле: часто Николенька подходит к наставнику, нежно берет его руку и ласково называет “дорогим” учителем.
Однако в душе мальчика происходят многократные резкие перемены. Он может браниться и злиться на обездоленного учителя, отвечать ему грубо и дерзко, желать всего плохого. И все это лишь из-за строгого внушения, короткого замечания или плохой оценки!
Конечно же, позднее, проанализировав свое неправильное поведение, маленький Иртеньев начинает испытывать раскаяние и стараться загладить свою вину.
Образ Николеньки Иртеньева
Коля Иртеньев десятилетний мальчик из дворянской семьи, натура достаточно своеобразная и впечатлительная, стал главным героем произведения Толстого «Детство». Описывая жизнь мальчика Толстой опирался на факты собственной жизни. Герой полон радости и оптимистичного настроя. Его образованием занимаются отзывчивая няня Наталья Савишна и учитель Карл Иванович. Ребенок растёт с тягой к познанию и внутреннему размышлению в любой ситуации старается найти положительный смысл.
Николай очень любит уроки, которые проводит Карл Иванович, мальчик старательно подходит к своей подготовке и каждый раз находится в ожидании следующего занятия.
Ребенок также испытывает тягу к своим родителям. Его часто одолевает за них чувство гордости. Для него образ родителей проявляется в заботе и доброте.
Образ мамы для Николая ассоциируется с источником всего самого лучшего и когда в его голове появляются мысли о маме, то сразу же возникает широкая улыбка и представляется её заливистый смех и красивый голос. Писатель не боится сравнивать эту большую любовь сына к матери, с любовью к Богу. Мама для Коли — это богиня, которая всегда готова прийти на помощь и решить все возникшие проблемы.
В жизни Коли Иртеньева особое место занимают его взаимоотношения с окружением. Дружелюбный настрой помогает ему общаться с соседскими детьми. Ребенок растёт коммуникабельным, очень легко идёт на контакт и всегда находит удовольствие в общении с людьми. В каждом новом месте он быстро находит новых друзей так в деревне знакомится с Катей, в городе с Соней и каждую из них он считает по-особому привлекательной. Чувство душевного сострадания проявляется по отношению к болезненному ребенку Иленьки Грапу.
Воспоминания о беззаботном детстве проведённом в деревне навивают чувство радости и тоски одновременно. Ведь период детства закончился, когда мамы не стало. Потеряв самого дорогого человека, ребенок перестаёт быть маленьким.
В произведении Толстого «Детство» читателю дается возможность наблюдать как проходит взросление мальчика и вместе с ним анализировать поступки. Учится преодолевать ложь, и принимать жизнь в её истинном облике.
Отношения с Иленькой
Характеристика Николеньки из повести “Детство” ярко вырисовывается в его отношениях с Иленькой Грапом, который приходился главному герою ровесником. Иленька был болезненным тихим ребенком, затравленным и затюканным богатыми товарищами. Его отец не имел ни состоятельности, ни титула, но старался поддерживать знакомство с Иртеньевыми в надежде на дальнейшее покровительство. Как же тяжело давалось Иленьке общение с надутыми барчуками, которые обижали его, унижали, оскорбляли и даже били!
Дети, уже способные проявлять жестокость, доводили несчастного мальчика до слез, даже не задумываясь о том, что он испытывает душевные муки и терзания.
Воспоминания о травле Иленьки темным пятном лежат на сердце Иртеньева долгие годы. Он, такой нежный и сочувствующий, с тонкой понимающей душой, корит себя в том, что шел на поводу у взрослых ребят и не вступался за беззащитного обездоленного мальчика.
Проблематика
В данной повести Толстой затрагивает многие проблемы, актуальные и по сей день. Мы перечислим лишь основные.
- Потеря близкого человека
. Дети особенно близко к сердцу принимают утраты. Особенно в семье. Писатель показал, как сыновья тоскуют по матери, как им больно ее потерять. Они просто не знают, как жить дальше. Эта проблема не имеет универсального решения, но родные должны сделать все возможное, чтобы дети не чувствовали себя сиротами. Это единственный выход из положения, и Толстой показывает, как необходимо себя вести в подобной ситуации. - Дурное влияние
. Ребенок очень подвержен влиянию извне. Его легко сбить с пути истинного, особенно, если его воспитывали мягко, без особой требовательности. Николай поддался вредным настроениям и стал вести себя дурно по отношению в другому мальчику, повинуясь стадному чувству. Он подражал Сереже Ивину и хотел ему понравиться. К сожалению, взрослые не всегда вовремя замечают источник дурного влияния, и это попустительство может привести к тому, что правильное воспитание не даст свои плоды. - Неосторожность и неосмотрительность взрослых
. Сами родители часто совершают ошибки в воспитании. Например, Толстой показал это на приеме у бабушки, где на маленького Николеньку сильно давили родственники. Бабушка во всеуслышание уверяла людей, что ее внук ухаживает за маленькой гостьей, он очень смутился и растерял уверенность в себе. Впечатлительность ребенка надо принимать в расчет и не пугать его своими разоблачениями, тем более, при посторонних. - Проблема выбора жизненного пути
. Герой мечется между добром и злом, между призваниями, между девочками, которые ему нравятся. Он еще не определился с тем, что собой представляет.
Барственность героя
Однако в отношении Николеньки к нижестоящим его людям всегда проскальзывала нотка высокомерия и чванливости. Он считал себя намного выше Карла Ивановича и Натальи Савишны, — слуг, привязанных к нему всей душой. Он относился к нищим ровесникам презрительно и спесиво, считая себя лучше и умнее.
Откуда пошло такое чувство надменности и превосходства в этом славном милом ребенке? Характеристика Николеньки из повести “Детство” в полной мере раскрывает перед нами причины и следствия его поступков и суждений.
Маленький мальчик воспитывался в доме богатого заносчивого помещика. С младенчества ему внушали, что он – барский сын, достойный почитания и благоговения. С молоком матери Николенька впитал чувство превосходства и желания жить в роскоши и довольстве, среди прислуживающих, раболепствующих людей.
Так воспитывались многие дворянские дети. И это было распространенным явлением того времени.
Тяжелые испытания
Но это не означает, что маленький Иртеньев жил в воздушном замке, оберегаемый судьбой от проблем и забот. Нет, его тоже коснулись беды и переживания, оставив неизгладимый горестный след в нежной душе.
Образ Николеньки Иртеньева в повести “Детство” – это образ богатого мальчика, познавшего личное горе и тонко чувствующего чужие страдания.
Несмотря на безбедное и пассивное существование, главный герой переживает тяжелые эмоциональные травмы: непонимание старшего брата, заносчивость друга, самолюбие и аморальность отца, изменяющего матери и разоряющего все семейство.
Однако самым горестным воспоминанием Николеньки является внезапная смерть матери.
Отношение к maman
Образ матери является самым светлым, самым прекрасным образом в повести, при этом в произведении нет конкретного описания внешности или детальной характеристики женщины.
Мать для Николеньки – самое любимое существо на земле. Он не стесняется проявлять к ней нежность и ласку, любит часто проводить с ней время и общаться. Скорее всего, именно благодаря раннему влиянию матери мальчик растет таким добрым и отзывчивым ребенком, умеющим сострадать и испытывать чувство вины. Поэтому характеристика Николеньки из повести “Детство” была бы неполной и однобокой, если бы не описание его отношений с матерью.
Смерть самого любимого человека оставила неизгладимую рану в сердце мальчика. Он много плакал и страдал, по-своему переживая горькую утрату. Он не понимал, как цветущая и жизнерадостная мама могла превратиться в желтое иссохшее существо с закрытыми глазами и неузнаваемым лицом.
И в то же время мальчик описывает все свои ощущения и чувства с безграничной искренностью и прямотой. Он называет минуту самозабвения, проведенную около гроба любимой родительницы, самым истинным проявлением горя. В других же случаях, когда Николенька плакал и рыдал по матери, он делал это из чувства самолюбия, претенциозности и эгоистичности, честно признаваясь в этом перед самим собой и испытывая глубокий стыд и презрение к самому себе.
Смерть матери
Иногда беда является на порог в самый неожиданный момент. Переломным моментом в жизни Коли стала преждевременная кончина мамы. С этого момента его жизнь кардинально изменяется:
- близкий друг в лице Дмитрия Нехлюдова с непониманием относится к главному герою;
- старший брат постоянно издевается;
- от близких людей невозможноторый помогал мальчику оставаться добрым во время взросления, он не стеснялся ее и всегда проявлял свою любовь.
Мама Николеньки отличалась добротой и отзывчивостью, стремилась эти качества передать сыну. Произошедшее горе стало причиной глубочайшей душевной травмы, но Николай не подавал внешне никаких признаков своих страданий, стремился казаться эгоистичным и самовлюбленным.
Гений пера Лев Николаевич Толстой постарался показать внутренний мир тонкой и ранимой натуры Николеньки. Он удивительным образом смог передать события, которые кардинально изменили взгляды на жизнь и сформировали характер героя. Проводя параллель между Иртеньевым и собой, писатель попытался показать сложный путь личности, в которую он превратился по мере взросления.