Урок литературы в 5 классе
ТЕМА:
Характеристика героя (по сказке «Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях»). Составление синкана и даймонда.
Цели:
помочь обучающимся осмыслить содержание сказки; познакомить
учащихся с литературоведческими терминами «сравнение» и «антитеза»; развивать
умение делать сопоставительную характеристику героев сказки; способствовать развитию
связной речи учащихся.
Тип
урока: урок развития речи.
Ход урока
1.
Организационный момент.
Слово
учителя:
—
Добрый день, ребята! Давайте сегодня поприветствуем друг друга хорошими и
добрыми словами. Я предлагаю вам сказать друг другу комплименты (ребята
обмениваются комплиментами с соседями по партам).
2.
Актуализация опорных знаний.
Беседа
с обучающимися.
Учитель:
— Ребята,
как часто в жизни вы искренне мечтаете о волшебстве и чудесах?
—
Кто из вас верит в то, что все буде хорошо, что добро победит, а зло будет
наказано?
—
А в каких произведениях так всегда случается?
Ученики: В
сказках.
Учитель:
С какой сказкой мы познакомились с вами на прошлом уроке?
Ученики:
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Учитель:
Кто из героев сказки понравился вам больше всего? Почему?
Учитель:
А кто из героев произведения не понравился вам? Ответьте, почему?
Учитель:
В своих ответах вы использовали элементы характеристики героев. На сегодняшнем
уроке мы будем с вами учиться характеризировать героев литературных
произведений, сопоставляя их.
3.
Знакомство с темой урока, его целями. Запись темы урока в тетради.
4.
Работа по тексту сказки.
Устный
опрос с элементами приема «Ассоциативный ряд».
Учитель:
— Какие вы знаете элементы композиции сказок? (Присказка, зачин,
концовка).
—
Есть ли в «Сказке о мёртвой царевне…» традиционная присказка: «Это
не сказка, не присказка, сказка будет впереди», «Начинается, начинается добрая
повесть от Сивка, от Бурка, от вещего Каурка»? (Нет).
—
О каких событиях мы узнаём в завязке к сказочной истории? (Царь
уехал, а царица его ждёт, через 9 месяцев рождается дочь, возвращается царь).
—
Какой предстаёт перед нами мать царица? Какие ассоциации у вас
возникают с этим образом?
Учитель: Итак,
запишем в тетрадь, какой предстаёт царица — родная мать царевны (Царица – мать
царевны – верная жена, любит мужа, с нетерпением ожидает его возвращения и т.д.)
Учитель: А
теперь обратимся к образу царицы-мачехи. Кто такая мачеха? (Жена отца по
отношению к его детям от первого брака).
Учитель: В
каких народных сказках есть образы падчерицы и мачехи?
Учитель:
Давайте попробуем с вами собрать
материал для характеристики мачехи и сравнить её с царевной-падчерицей.
Учитель: Как
выглядит царица-мачеха? Найдите и зачитайте в тексте.
Учитель: Что
в описании царицы вызывает восхищение? (ее внешняя красота).
Учитель:
Как вы думаете, почему эта красота не радует
окружающих? (за внешней красотой скрывается злой, упрямый, сварливый характер
мачехи).
Учитель:
Как ведет себя царица, когда разговаривает с
зеркальцем? (Она мила с ним, ласкова).
Учитель: Как
меняется царица, когда зеркало говорит правду?
5.Работа
над составлением сравнительной характеристики.
Составляем
таблицу
Мачеха | Царевна |
Черты различия | |
злая завистливая гордая своенравная ленивая грубая надменная коварная жестоксердная | добрая бескорыстная скромная кроткая трудолюбивая вежливая простая добродетельная деликатная терпеливая покладистая искренняя верная бесхитростная ласковая |
Черты сходства | |
Обе царского происхождения, красивые внешне, умные. |
Учитель: Какой
же предстаёт перед нами мачеха?
Ученики: Мачеха
злая, завистливая, гордая, своенравная, ленивая, грубая, надменная. У неё нет
настоящих друзей, и даже зеркалу, с которым «одним была добродушна и мила», не
прощает истины.
Учитель: Вспомните,
как отомстила мачеха царевне и что подтолкнуло её к этому? (Мачеха
приказала чернавке отвести царевну в лес. А подтолкнула её к этому «чёрная
зависть» — злостная, коварная, преступная).
Учитель: Чем
закончится история злобной мачехи? За что она была наказана? («Тут тоска её
взяла и царица умерла». Наказана она за жестокое сердце).
Учитель: Запишем
в тетрадь: царица «жестокосердная».
Учитель: Можно
ли сравнить царицу-мачеху и царевну-падчерицу?
Ученики: Да,
они внешне обе очень красивы, но царевна ещё красива и внутренне.
Учитель: Запишем
в таблицу «черты сходства»: царского происхождения, красивые внешне, умные.
Учитель:
Для того чтобы дать характеристику образа царевны, мы поработаем в группах.
Каждая группа отбирает материал по одному из предложенных пунктов.
1
группа Описание внешности царевны и её внутренних качеств.
2
группа Отношение к царевне других персонажей сказки.
3
группа Отношение царевны к другим персонажам сказки. Отношение автора к
героине.
Выступления
групп
Учитель: Итак,
сделаем запись в таблицу. Какая царевна?
Ученики: Царевна
добрая, бескорыстная, скромная, кроткая, трудолюбивая, вежливая, простая,
добродетельная.
Учитель: Каких
черт больше, сходства или различия? Какой приём помогает раскрыть эти образы?
Ученики: Больше
различий, то есть образы противопоставлены.
Учитель: Запишем
в тетрадь термин из литературоведческого словаря.
«Антитеза
– противопоставление слов, образов, понятий».
Ученики
делают вывод по сравнительной таблице: Хотя
царевна и царица-мачеха обе красивы внешне, они очень разные по нраву.
6. Работа над составлением сенкана и
даймонда.
Учитель: Еще
одной задачей на сегодняшнем уроке будет составление собственных миниатюрных
стихотворений под названием «сенкан» и «даймонд».
Запись в тетрадях:
Сенканы – небольшое
произведение-характеристика героев, явлений.
Сенканы пишутся по такой схеме (схема расположена на скрытой
части доски):
1-й ряд – имя героя
2-й ряд – определяющие слова, характеризующие героя
3-й ряд – состояние героя, его действия
4-й ряд – фраза (слово), свидетельствующая об авторском
отношении к герою
5-й ряд – оценочный контекстуальный синоним от первого ряда
Пример,
Солнце
Жгучее, страстное
Светит, кружится, искрится
Каждое утро сопровождает меня
Тепло
Учитель:
Давайте вместе попробуем составить такие миниатюрные стихотворения по образам
царевны и царицы-мачехи, в этом нам с вами и поможет сравнительная
характеристика (ученики могут работать в парах, коллективно, индивидуально).
Пример,
Царевна
Добрая, скромная
Заботится, трудится, любит
Хочется быть на нее похожей
Солнышко
Пример,
Мачеха
Злая, завистливая
Негодует, сердится, злорадствует
Никто не любит ее
Зло
Учитель: Существует еще один вид
миниатюрных стихотворений, в котором противопоставляются друг другу какие-либо
события, личности и другое. Запишем в тетради.
Даймонд –творческая работа, по форме
представляет 7-стишие, в ней что-либо сравнивают.
Даймонды составляют по такому алгоритму:
Первая и последняя строчки представляют собой существительные –
антонимы.
Вторая строчка – 2 прилагательных или причастия, относящиеся к первому
существительному.
Третья строчка – 3 глагола, которые относятся также к первому
существительному.
Четвертая строчка – два противоположных по смыслу нераспространенных
предложения, в качестве подлежащих выступают существительные из первой и
последней строчек.
Пятая и шестая строчки зеркально повторяют вторую и третью,
только относятся уже к последнему существительному.
Пример,
День
Ясный, светлый
Радует, волнует, бодрит
День светел. Ночь темна.
Печалит, опустошает, усыпляет
Мрачная, темная
Ночь.
7. Рефлексия:
Открытый микрофон:
— Мне запомнился сегодняшний урок…
— На этом уроке мне понравилось…
8. Домашнее задание: Составить
даймонд, используя сравнительную характеристику царевны и мачехи.
9. Итог урока, выставление оценок.
Автор На чтение 10 мин. Просмотров 1 Опубликовано
Содержание:
Краткое содержание
Повествование начинается со сцены прощания царя, отправляющегося в дальний путь, со своей супругой. Царица долгое время сидит у окна, смотрит вдаль и ждёт своего мужа.
План основных событий сказки:
- Пока муж отсутствует, царица рожает ему дочь.
- Царь возвращается, но в тот же день его супруга, ставшая матерью, умирает.
- Монарх долго скорбит, но всё же женится на своенравной и гордой девушке, обладающей привлекательной внешностью и довольно сложным характером. Среди приданого оказывается волшебное зеркало, умеющее разговаривать. Новоявленная царица любит смотреться в него и спрашивать о своей красоте. Ответ всегда один — «Ты на свете всех милее».
- Между тем маленькая царевна растёт, расцветает и превращается в прекрасную девушку. К ней сватается королевич Елисей. Готовится свадьба.
- Царица внезапно узнаёт от волшебного зеркала, что она уже не самая милая: её переплюнула молодая царевна. Подчинившись чувству зависти, мачеха решает убить падчерицу. Для этого она приказывает служанке отвести девушку в глухой лес и оставить привязанной к дереву. Но та проявляет сострадание и отпускает царевну.
- Пропажи хватились, и царевич Елисей отправился на поиски своей невесты.
- Блуждая по лесу, юная царевна находит пустую избу и укрывается в ней. Это дом, в котором живут семь богатырей.
- Вернувшись, хозяева обнаруживают гостю и разрешают жить вместе с ними.
- Злая мачеха узнаёт, что её конкурентка жива, и посылает к ней служанку с отравленным яблоком.
- Девушка съедает кусочек яблока и умирает. Богатыри хоронят её в хрустальном гробу, подвешенном на цепях в тёмной пещере.
- Елисей странствует в поисках своей невесты, но, к сожалению, не находит ее. Он обращается к солнцу и месяцу, но они ничего не знают. Ветер рассказывает, что царевна находится в хрустальном гробу. Царевич отправляется к ней.
- Войдя в пещеру, королевич в отчаянии ударяет по гробу. Тот разбивается, девица оживает. Влюблённые возвращаются в царский дворец.
- Царица вновь разговаривает с зеркальцем и узнаёт, что её падчерица жива. В гневе она разбивает волшебный предмет, выбегает в дверь, сталкивается с молодой конкуренткой и умирает на месте.
Сказка завершается счастливым концом. Молодые люди венчаются, играют свадьбу, а все люди, включая рассказчика, гуляют на пышном пиру.
Царевна и её мачеха
Прочитав сказку Пушкина о мёртвой царевне, можно выделить двух главных героев, определяющих композиционную целостность произведения. Этими сказочными персонажами является молодая царевна, олицетворяющая добро, и её мачеха — антагонист, стоящий на стороне зла.
О новой жене царя сказано, что она была самой красивой женщиной в мире. Скорее всего, именно это качество послужило главным критерием выбора монарха. Однако психологический портрет царицы не столь впечатляет. В нём преобладают следующие черты:
- своенравие;
- гордость;
- ревность.
В сказке нет описания отношений мачехи с падчерицей или царём, лишь с чернавкой. Больше всего она любит разговаривать с волшебным зеркальцем, упиваясь своей красотой и превосходством: в этом заключается её смысл жизни. Неудивительно, что известие о перещеголявшей её молодой царевне приводит мачеху в неописуемый гнев.
Требуется принимать решительные меры, иначе жизнь царицы будет разрушена. Единственным выходом становится убийство юной девушки. Проявив коварство, злая мачеха всё-таки добивается поставленной цели и радуется. Отрицательный характер персонажа проявляется во всей красе. Но торжество зла длится недолго. Чудесным образом царевна воскресает из мёртвых и встречается со своей убийцей. Мачеха не может вынести столь сильного потрясения и умирает от тоски.
Царевна является идеальным положительным персонажем. Её внешний облик прекрасен, а поведение — выше всех похвал. Это завораживает и заставляет окружающих персонажей хорошо к ней относится. Семеро богатырей называют себя братьями девушки и защищают её от всех опасностей.
Казалось бы, ей ничего не угрожает. Но коварная мачеха нашла хитрый способ устранить конкурентку. Она играет на добрых чувствах и отравляет девушку. Такой поворот событий накаляет страсти и усиливает эффект от последующего хеппи-энда.
Другие персонажи
Композиция сказки построена таким образом, что в ней крайне мало отрицательных героев. Единственным островком зла в сказочном мире является завистливая царица, принуждающая служанку совершать чёрные дела. Нет ничего удивительного в том, что мачеха в итоге терпит поражение и погибает.
Таблица персонажей.
Королевич | Будущий жених, а также храбрый и настойчивый молодец. Несмотря ни на что, он ищет свою невесту. Характеристика Елисея из сказки о мёртвой царевне крайне положительна. Герой находит свою невесту и буквально воскрешает её из мёртвых, побеждая все злые происки мачехи. |
Царь | Упоминается эпизодически и нужен лишь для логического построения сюжета. |
Первая царица | Хорошая женщина, которая терпеливо дожидалась своего мужа и умерла в самом начале повествования. |
Чернавка | Второстепенный отрицательный персонаж. Именно через свою сенную девушку злая царица осуществила свой коварный план. Однако сама по себе служанка является добрым человеком и вынуждена служить злу под страхом смерти. |
Семь богатырей | Суровые мужчины, живущие в лесу и, возможно, занимающиеся разбоем. В сказке они играют роль своеобразных защитников царевны. Однако даже такая бригада телохранителей бессильна против козней хитрой царицы. |
Яблоко | Является своего рода неодушевлённым персонажем. Очень мощный и древний символ искушения в сказке выступает как материализованное предательство. |
Солнце и Месяц | Одушевлённые небесные стихии, к которым обращается королевич в попытке разыскать невесту. К сожалению, даже они ничего не знают. |
Ветер | Олицетворение всемогущей стихии, которая сообщает Елисею, что его невеста находится в гробу. |
Детям сказка нравится прежде всего и-за обилия положительных героев и счастливого конца. Взрослый читатель также найдёт массу интересного в сюжете и сравнительной характеристике героев.
Анализ произведения
Сказка о мёртвой царевне, написанная Пушкиным по мотивам народного русского творчества, имеет древние истоки. Сюжетная линия, основанная на конфликте мачехи с падчерицей, стара как мир и встречается в произведениях многих стран мира.
Семь богатырей, живущие в лесу — отголосок древних традиций многомужества и обряда инициации. Именно поэтому подобный сюжет можно найти в легендах и сказках.
Девушка, лежащая в гробу и разбуженная женихом — это та же спящая красавица из сказок Шарля Перро и братьев Гримм.
Главная мысль сказки заключается в сопоставительном анализе внешней и внутренней красоты. Царица выглядела безукоризненно, но со временем ситуация изменилась: падчерица стала более привлекательной. В отличие от мачехи, царевна обладала хорошим душевными качествами. Именно за это её полюбили окружающие.
Царицу погубил собственный нарциссизм. Женщина не могла представить себе жизнь, где она уже не будет всех прекраснее и милее. Осознав, что уже ничего не изменить, мачеха умирает от тоски. А добро празднует свою победу.
Ещё одна черта сказки — верность и преданность. Попав к семи богатырям, девушка отказывается стать женой одного из достойных молодцев. Она остаётся верна своему жениху — Елисею, несмотря на то, что, возможно, уже никогда его не увидит.
Королевич также являет собой пример самоотверженности, преданности и упорства. Жених неустанно ищет свою прекрасную невесту по всему свету. Даже узнав, что царевна мертва и лежит в гробу, он не теряет надежды. В итоге любовь побеждает смерть. Молодые люди венчаются.
Еще тесты
Читайте также
«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете
1. Царевна — дочь царя
Красивая, добрая и скромная девушка, которая была сначала сослана в лес, а затем отравлена яблоком. Царевна очень обходительная со всеми, кто ее окружает, поэтому ее все очень любят.
Более развернутая характеристика
2. Царица — вторая жена царя, мачеха царевны
Красивая, но злая, завистливая, эгоистичная и коварная. Именно она приказала послать падчерицу в лес на съедение зверям, а потом подстроила гибель девушки.
Более развернутая характеристика
3. Королевич Елисей
Жених молодой царевны, который отправился искать свою возлюбленную. Очень сильный и смелый герой.
Более развернутая характеристика
4. Семь богатырей
Сильные и удалые молодцы, которые приютили у себя молодую царевну, заблудившуюся в лесу.
Более развернутая характеристика
5. Чернавка
Служанка злой царицы, которая по приказу отвела девушку в лес.
Более развернутая характеристика
В сказке Александра Сергеевича Пушкина молодая царевна описывается как добрая, скромная, красивая, порядочная и хозяйственная девушка.
Автор заостряет внимание на том, что девица очень красива собой («белолица», «черноброва»), но при этом не зацикливается на своей внешности и не придает ей слишком большого значения.
Больший вес придается внутренним качествам царевны.
Она очень скромная (имеет «кроткий нрав»), обходительная со всеми от служанки до жениха. И за это ее все любят, именно поэтому ей все помогают.
По ее манерам и разговору можно сразу понять, что она имеет благородное происхождение. То есть ведет она себя очень достойно и сдержано (отказывается от алкоголя, ест аккуратно).
К тому же, девушка очень трудолюбива: готовит для богатырей, убирается в доме и занимается рукоделием.
До самого конца она оставалась верной своему жениху, хотя не была уверена в том, что он ищет ее.
В заключение можно сказать, что Пушкин описывает царевну как прекрасную, очень воспитанную и верную девушку.
Мёртвая царевна является главной положительной героиней в сказке Александра Сергеевича Пушкина. Ее можно характеризовать следующим образом:
- она очень красивая («белолица», «черноброва»), но не гордится своей красотой;
- скромная (имеет кроткий нрав);
- добрая (пес сразу признал в ней хорошего человека и впустил в дом, помогла нищенке);
- имеет хорошее воспитание (богатыри сразу узнали в ней царевну по ее манерам);
- любезная со всеми;
- работящая и рукодельница (наводила порядок в доме богатырей, пряла);
- порядочная (осталась верной своему жениху Королевичу Елисею).
9 месяцев назад
Какая характеристика царевны в сказке о мертвой царевне с цитатами?
8 ответов:
В таблице, которую вы видите ниже занесены цитаты, которые описывают характер и внешность царевны из сказки Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях«. Но, от себя я хотела бы добавить ещё несколько дополнительных цитат, характеризующих царевну — эти цитаты следуют сразу за таблицей:
Царевна молода и белолица. У неё чёрные брови. А по характеру она добрая и кроткая, то есть никому не перечит — не вступает в конфликты:
От волшебного зеркальца мы узнаём, что царевна миловидная на лицо и имеет красивый румянец на лице:
Царевна хозяйственная и работящая девушка:
Царевна уважительная к людям и стеснительна:
Царевна не пьёт вино, что говорит о её порядочности и хорошем воспитании:
Царевна умеет ладить с людьми:
Царевна из сказки Александра Сергеевича Пушкина имеет очень много положительных качеств, она доброжелательная, кроткая, заботливая, верная.
Если говорить по пунктам, то она очень красивая, но не превозносит свою красоту.
Ее нрав кроток, это отличное качество скромность.
Она очень добрая, что часто идет даже ей не на пользу, она впускает в дом фальшивую нищенку.
Явно царевна отлично воспитана, у богатырей не возникает вопросов кто она такая, они сразу признают в ней царевну.
Кроме всего этого, она не является белоручкой, трудится по дому и является рукодельницей.
И еще одно замечательное качество, она верная невеста, ей предложили себя в мужья богатыри, но царевна отказала всем и ждала своего жениха.
Используемые источники:
- https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/skazkа-o-myertvoy-tsarevne.html
- http://hronika.su/harakteristika-glavnyh-geroev-skazki-pushkina-o-mertvoj-carevne/
- http://hronika.su/opisanie-mertvoj-carevny-iz-skazki-pushkina-o-mertvoj-carevne/
- http://hronika.su/harakteristika-mertvoj-carevny-iz-skazki-pushkina/
- https://otvet.ws/questions/2282973-kakaja-harakteristika-carevny-v-skazke-o-mertvoj-carevne-s-citatami.html
Это история о человеке, отправившемся в опасное приключение ради любви. И королевича Елисея не остановили ни собственный страх, ни запреты придворных в отсутствие настоящего царя, ни политические интриги мачехи, ненавидящей свою падчерицу-царевну. Об этом рассказывает Сказка о мертвой царевне, краткое содержание которой повествует о наследнике трона, рискнувшим пойти в далёкие земли, ведомый одним чувством – любовью.
Персонажи
Кратчайшее содержание Сказки о мертвой царевне рассказывает и о персонажах, продвигающих сюжет произведения вперёд:
- Царь. Человек, управляющий собственным королевством. После смерти своей первой жены, женился во второй раз спустя один год. В начале повествования покидает родные земли и отправляется в путешествие.
- Царица. Первая жена монарха. Погибла от большой радости после возвращения мужа через девять месяцев. Перед смертью успела родить мужу дочку.
- Царевна. Дочка короля и погибшей королевы. Обладает кротким характером. Терпит издевательства со стороны второй жены правителя. Имеет волшебное зеркало, подтверждающее её красоту.
- Мачеха. Вторая жена лидера страны. С момента появления во дворце невзлюбила падчерицу и старалась ей насолить из-за зависти к внешности наследницы престола. Подговорила служанку вывести цесаревну в лес и связать девушку там.
- Королевич Елисей. Приближённый королевской семьи. После взросления царской дочери стал кандидатом для женитьбы с девушкой. Когда во дворце появилась новая вторая половинка правителя, его благоверная пропала. Где девица находится – неизвестно. Но неизвестность не остановила молодого парня, и тот отправляется на поиски королевны, не располагая обширной информацией насчёт её текущего местоположения.
- Семеро богатырей. Жители лесного терема, в котором пропавшая девушка переждала события последнего дня. Мужчины позволили гостье остаться в доме и защищали деву от угроз, исходящих от некоторых жителей дворца.
Основной сюжет
Краткое содержание Сказки о мертвой царевне поможет лучше понять все перипетии сюжета.
На заметку! Пушкин написал свое произведение в период Болдинской осени. Краткое содержание Сказки о мертвой царевне и 7 богатырях напоминает сюжет сказки братьев Гримм про Белоснежку.
Рождение Царевны
Из-за накопившихся обстоятельств Царь вынужден отправиться в далёкие земли. Его преданная жена Царица осталась в королевстве дожидаться своего суженного. Оставил мужчина свою вторую половинку, когда она была беременна.
По истечению девяти месяцев настало два события. Первое – это сочельник, который праздновали все жители королевства. Второе – рождение царского ребёнка. Новорожденным оказывается девочка, которая и становится потенциальным наследником царского трона. Пока её отец отстаивал интересы царства в далёких землях, мама занималась воспитанием дочери. К взрослению она получила такие черты характера, как целомудренность, скромность и кротость. Внешность цесаревны становилась лучше с её взрослением. Местные даже снискали наследнице достойного жениха – Елисея.
Во дворце настало радостное событие для всех приближённых. Из долгого похода вернулся король. Его встречали все советники, дворяне и иные приближённые. Больше всех возвращению мужчины обрадовалась его жена. Женщина была настолько счастлива, что её сердце не выдержало эмоциональной нагрузки и остановилось. Королева умерла. Так великий праздник превратился в великую трагедию. И даже новое знакомство со своей дочерью никак не скрасило этот день.
Козни мачехи
Заново жениться монарх смог только спустя год. Вторая королевская жена не могла похвастаться положительными качествами. Она завидовала внешности падчерицы и не желала находиться в одном помещении с юной девушкой. Тогда Мачеха решила избавиться от юной девушки. Через служанку, которой она приказала вывести дочь Царя в лес и связать её, дабы она не выбралась.
Выполнила поручение служанка только наполовину. Она вывела Царевну в лес, но связывать её не стала. Однако зашли две девушки глубоко в лес, но путь назад знала только слуга. Это привело к тому, что цесаревна начала блуждать по лесной чаще, желая выбраться оттуда.
Во дворце начинается переполох. Никто не может найти царевну, и только завистница в глубине души радуется. Больше всех волновался королевич Елисей. Не найдя суженную во дворце, парень снаряжает коня и отправляется на поиски.
Семеро спасителей
Между тем, девушка плутала по лесу и нашла терем, где жили семеро богатырей. Те её приняли к себе в дом, и новая жительница начала следить за хозяйством мужей.
Интересно! Семерка на Руси всегда считалась магическим числом. В православии существует именно семь добродетелей, семь смертных грехов, сечь богов древнерусского пантеона, семь святых даров.
Узнав о провале своего плана, мачеха придумала план по отравлению падчерицы. Взяв инициативу в свои руки и прикинувшись незнакомой старушкой, новая императорская жена передала деве отравленное яблоко. План сработал. Откусив часть от него, Царевна впала в кому. Здесь бы могло окончиться краткое содержание Сказки о мертвой царевне, если бы не упорство влюбленного.
Обойдя весь мир, у царевича не получилось отыскать вторую половинку. Ветер указал парню дорогу к ней. Когда они встретились, Царевна ожила от поцелуя любви. После возвращения пары во дворец, Мачеха умерла из-за эмоциональной бури негативных эмоций, а двое влюблённых сыграли свадьбу.
Так заканчивается Сказка о мертвой царевне, краткое содержание которой дано в этой статье. В своем произведении Пушкин показывает, что ради любви даже обычный человек способен свернуть горы.
Сказка о мёртвой царевне, краткое содержание которой поможет заполнить читательский дневник школьника, рассказывает о настоящей любви и о Елисее, преодолевшем все преграды на пути к своей любимой.
— Проверка домашнего задания.
«Снегурочка» — немецкая народная сказка | «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина. |
Сходство | |
1. Смерть матери, жизнь с мачехой-царицей | |
2. Соперничество в красоте. | |
3. Говорящее зеркальце. | |
4. Царица отправляет царевну в лес, чтобы убить, но та | |
5. Царица пытается убить ее сама и наконец при помощи | |
6. Дело было зимой. | |
7. Захоронение в хрустальном гробу. | |
8. Царевны белы, чернобровы | |
9. Царевен спасают царевичи. | |
10. Злые царицы умирают в конце сказки | |
11. Семь карликов и семь богатырей. | |
12. Царь женится через год. | |
Различия. | |
Егерь | Чернавка |
У царевны был жених – царевич Елисей. | |
Царевич спасает случайно (кусок отравленного яблока | Царевич целует царевну. |
Карлики | Богатыри |
Сильная шнуровка, ядовитый гребень и яблоко | Только яблоко. |
Злую царицу убивают | Злая царица умирает от «тоски». |
Помощники: пес Соколко, солнце, месяц, ветер, | |
Злая царица разбивает зеркальце. | |
Проза | Стихотворная сказка |
— Сказка «Снегурочка» — народная
сказка, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана не народом, а
определенным человеком – А.С.Пушкиным, и потому она – литературная.
— Сегодня мы с вами, работая над
сказкой Пушкина, попробуем назвать некоторые отличия литературной сказки от
фольклорной.
— Первое отличие я уже назвала.
Какое? (фольклорная сказка написана народом, литературная – писателем).
— Посмотрите, пожалуйста, нашу
таблицу в части «Различия» и скажите, с чем вы никогда не встречались, читая
фольклорные сказки? (сказка Пушкина – стихотворная).
— Свою сказку Пушкин написал в
его имении Болдино в ноябре 1833 года. В основу ее легла запись русской
народной сказки, сделанная поэтом еще в Михайловском.
Сейчас я вас познакомлю с
содержанием этой записи, а вы, слушая, подумайте, чем отличается народная
сказка от пушкинской? (народная сказка носит более мрачный характер. Царевна
оказывается способной поднести врагам сонных капель; она не такая кроткая и
светлая, как у Пушкина. Мотив соперничества в красоте мачехи и царевны в
народной сказке почти не дан.)
«Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его.
Двенадцать братьев приезжают. «Ах, — говорят, — тут был кто-то: али мужчина,
али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названный; коли
женщина – будь нам мать али сестра…» Сии братья враждуют с другими двенадцатью
богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапог и шапку: «Если кровию
нальются, то не жди нас». – Приезжая назад, спят сном богатырским. Первый раз –
двенадцать дней, второй – двадцать четыре, третий – тридцать один. Противники
приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель … и прочее. Мачеха ее приходит
в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают ее. Она дарит
царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят ее в гробнице,
натянутой толстыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется … и проч.»
— Но ради чего Пушкин меняет
народную сказку? (предположения ребят)
— Создавая произведение,
писатель рисует свою модель мира. Выражается она и через систему образов
произведения. Давайте посмотрим, что получилось у ребят дома. Они должны были
схематично изобразить систему образов сказки Пушкина и определить, чему учит
эта сказка (Приложение 4).
— Итак, какой вывод мы можем
сделать?
Идея сказки А.С.Пушкина: 1)
внешняя красота не есть показатель душевной красоты; 2) если ты всех любишь, ко
всем с добром, то друзья тебя из гроба поднимут.
— В народных сказках основной
прием обрисовки героев – описание их поступков и взаимоотношений. Пушкин также
использует этот прием.
Возьмем один из ключевых
эпизодов: разговор с зеркальцем. Отметим все действия царицы.
Когда ее зеркальце хвалит:
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Когда же царица узнает, что она
не первая красавица, она предстает совершенно иной:
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!…
Обратите внимание на те глаголы
движения, которыми поэт выразительно передает поведение своенравной мачехи.
— А как ведет себя царевна, ну,
например, при появлении в доме семи богатырей?
(«Все порядком убрала, засветила
богу свечку, затопила жарко печку», только после этого «На полати взобралась и
тихонько улеглась» и далее «Честь хозяям отдала, в пояс низко поклонилась,
закраснелась, извинилась», «от зеленого вина отрекалася она; пирожок лишь
разломила да кусочек прикусила»).
Мы видим, что характеры героинь
раскрываются в их поведении, в конкретных поступках, действиях.
— Этот прием у Пушкина
преобладающий, но не единственный. Он расширяет способы изображения сказочных
персонажей.
— Обратите, например, внимание, как Пушкин изображает внешность
своих героинь и как показана внешность героев в народных сказках (в народных
сказках – «Красавица такая, что ни в сказке сказать, ни пером описать»). В
отличие от народных сказок Пушкин не только описывает внешность своих героев,
но и дополняет это описание характеристикой «нрава» героя, высказывая этим свое
отношение к нему. Вот, например, несмотря на то, что царица «высока, стройна,
бела и умом и всем взяла», она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Зато
царевна «белолица, черноброва, нраву кроткого такого». Встречаемся мы и с
прямой авторской оценкой своих героинь, чего нет в народных сказках. «Вот она,
моя душа, пошатнулась…», «Красавица-душа», «милая девица» — говорит он о царевне,
выражая свою симпатию к ней.
— А теперь обратим внимание, как
говорят пушкинские героини. Обратимся опять к эпизоду «Царица беседует с
зеркальцем». В первом разговоре она предстает перед нами в добром расположении
и речь ее приветлива, весела. «Свет мой, зеркальце!» — обращается она к нему.
Но зеркальце говорит и то, что ей не хочется слышать, и поведение ее меняется.
«Ах ты, мерзкое стекло!» — гневается царица.
А царевна? Она никогда не
накричит, она всегда ласкова, будь это Чернавка («Жизнь моя! В чем, скажи,
виновна я?»), будь это богатыри («Ой вы, молодцы честные, братцы вы мои
родные…») или нищенка («Постой, бабушка, постой немножко… пригрожу сама я псу и
кой-что тебе снесу».
Мы с вами видим, что в
зависимости от характера, героини Пушкина говорят по-разному, их речь
индивидуализирована.
— Давайте подведем итог.
Сказка Пушкина «О мертвой
царевне и семи богатырях» является литературной, потому что …. (написана
писателем).
Она имеет форму, которая никогда
не встречается в фольклорных сказках. Какую? (стихотворную). Значит, писатель
сам выбирает форму своего произведения.
Пушкин, как и в фольклорных
сказках, рисует своих героев через описание ….. (их поступков). Но также дает
прямые авторские характеристики, усложняет описание внешности, индивидуализирует
речь, а еще вводит картины природы, помогающие понять переживания героев. Но
обо всем этом мы будем с вами говорить подробнее, когда перейдем к литературным
сказкам.
11 вариантов
Царица-мачеха и царевна представляют в этой сказке два противоположных человеческих характера. Царица — красавица с отвратительным характером и болезненным самолюбием. Она считает себя лучше всех на свете и хочет, чтобы все ей поклонялись. Отмечая красоту царицы, поэт считает, что она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Свое право быть первой красавицей в свете царица готова отстаивать любой ценой, даже ценой жизни другого человека.
Совершенно другой, противоположный характер у царевны-падчерицы. Она красива не менее, чем царица, но при этом еще скромна и добра. Царевна нисколько не похваляется своей внешностью, не придает ей особого значения. Она не считает, подобно царице, что весь мир должен признавать ее первой красавицей. Царевна «нраву кроткого такого». Она никогда не смогла бы причинить зло другому человеку, только ради того, чтобы считаться первой красавицей. Для нее главное — душа человека.
Когда волшебное зеркальце говорит, что «царевна всех милее, всех румяней и белее», мачеха, «черной зависти полна», повелевает отдать царевну «на съедение волкам». Ее не волнует, что падчерица ни в чем не виновата перед ней, что ее ждет мучительная смерть. Эгоизм царицы настолько силен, что никакие жертвы не кажутся ей излишними. Ее жестокость безгранична. «Царица злая» одерживает наконец победу — царевна умирает.
Но автор утверждает, что добро, в конце концов, всегда побеждает зло. Любовь царевича Елисея возвращает царевну к жизни. Ее верность, порядочность и скромность вознаграждаются. Все заканчивается свадьбой и роскошным пиром. А злая мачеха, увидев, что все ее козни ни к чему не привели, умирает от зависти и злобы.
Твори добро, и оно к тебе вернется, хочет сказать поэт. А зло порождает только зло и оборачивается против злого человека.
Сочинение на тему “Сказка о мертвой царевне”.
Лейтмотивом пушкинской сказки о “Мертвой царевне” стала вражда возникшая у царицы к своей падчерице. Царица в этой сказке показана очень красивой, но совершенно бездушной. Она любила только себя и поэтому целыми днями сидела у зеркала и разговаривала с собственным отражением. Она спрашивала у него, действительно ли она самая красивая на свете и отражение, зеркальце, отвечало ей, что да – ты красавица, краше всех.
Но видя, как растет у нее на глазах молодая царевна, царица понимала, что та с каждой минутой становится все красивей. И очень скоро это подтвердило и зеркальце, сказав, что царица уже не такая красивая.
Это оказался слишком большим ударом для самолюбия царицы и она буквально сошла с ума. Она стала думать как погубить царевну, забыв о том, что человеческая жизнь – это величайшее сокровище на свете.
Пользуясь своей властью, царица втянула в свои козни Чернавку, простую девку, прислугу, и та отвела царевну в лес, но конечно не стала убивать ее.
Царевна была слишком молода, чтобы понимать почему на нее так ополчилась мачеха. Она не знала что и думать, и поэтому бежала дальше в лес, а не обратилась за помощью к отцу или жениху. Но тут ей повезло и она встретила богатырей – добрых, ответственных, настоящих джентльменов.
Тем не менее вражда царицы к царевне продолжалась. И царице было мало того, что царевна живет в глухом лесу, она мечтала убить ее. Злое сердце царицы не знало жалости и трудно поверить, что такие люди действительно могут жить на свете. Мне удивительно, как царица сама не захлебнулась в своей зависти, не утонула в желчи?
Она попыталась отравить царевну и это ей удалось, хоть и не в полной мере. Царевна уснула сном, который невозможно было отличить от смерти. Но появился Елисей и спас царевну.
Добро в сказке восторжествовало, злая мачеха-царица умирает от тоски.
Так мы получаем наглядное доказательство того, что зло само себя изживает. Что только люди добрые, отзывчивые могут жить счастливо. Злые же и завистливые все время мучаются от своей злобы.
Не будьте злыми и будете счастливыми.
Сочинение на тему “Чему учит сказка “О мертвой царевне”.
Я с большим удовольствием и восхищением прочитала эту замечательную сказку. Мне очень многое в ней понравилось, но многое заставило задуматься. Ведь не все герои этой сказки положительные, хотя таковых большинство. Есть в ней и яркие отрицательные персонажи, например царица или девушка Чернавка, которая отдала царевне отравленное яблоко. Эти герои представляют в сказке зло.
Но без них она бы многое потеряла, потому что как в жизни, так и в сказке добро познается через зло.
“Сказка о мертвой царевне” учит нас внимательно смотреть на людей с которыми мы находимся рядом, учит ценить хорошие, добрые черты их характера и бороться с дурными. Прочитав сказку понимаешь, что зависть и эгоизм – очень плохие черты характера, которые из любого человека могут сделать преступника.
Меня поразило то, с какой настойчивостью царица старалась быть красивей всех. Это ее стремление говорит о том, что ума она была невеликого, хотя Пушкин и говорит нам обратное. Но здесь я не могу согласится с автором. Умный человек никогда бы не пытался быть лучше всех, потому что понимал бы, что это невозможно. А глупая царица стремилась именно к этому, и оттого умерла, не выдержав очередного приступа зависти. Но ее не жаль.
Жаль было царевну, когда она как мертва лежала в хрустальном гробу. Вот кто действительно заслужил свое счастье и кротостью нрава, и красотой, и добрым отношениям ко всем на свете. Именно так и должен вести себя каждый нормальный человек и в этом заключается главный урок сказки.
К сожалению, автор в этой сказке приготовил для царевны весьма тяжелую участь. В самом начале, она заблудилась в лесу, но чудом осталась жива, когда набрела на дом богатырей. Но в этом положении царевна была вдалеке от родного дома и от любимого человека, который тут же отправился искать ее по всему свету.
После этого она была безжалостно отравлена собственной мачехой, которая видела в девушке конкурентку по красоте. В завершении всего девушка была «воскрешена» своим женихом Елисеем. Это чудо свершилось только благодаря любви, которая жила между молодыми людьми.
Все положительные стороны так и остались в характере царевны. Она не была зла на мачеху за содеянное. Нет. Девушка с честью прожила этот период. К тому же теперь она приобрела сразу семерых братьев, которые в любой момент готовы были за нее пойти на любое действия. Ведь за то время, пока царевна жила в их доме, они стали друг для друга практически родными людьми. Девушка, считала их своими братьями, богатыри называли ее своей сестрицей.
Когда смерть забрала у них царевну, мужчины долго горевали. Но они так и не решились похоронить девушку, а вместо этого, сделали для нее хрустальный гроб и подвесили его в пещере. Возможно, в глубине души, богатыри надеялись, что девушка рано или поздно «очнется» ото сна и вновь будет радовать всю землю своим присутствием на ней.
К счастью, Елисею силы природы помогли найти невесту. И с этих самых пор, он больше не расставался со своей возлюбленной.
Автор хотел показать, что только самое настоящее чувство может совершить чудеса. А так же что рано или поздно даже самые худшие времена заканчиваются. Вот только не всем по силам выдержать испытания судьбы на прочность…
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — талантливейшее произведение А. С. Пушкина. Его положительные персонажи наделены чертами характера, особенно ценимыми людьми: добротой, великодушием, храбростью, преданностью.Царица-мать верно ждёт своего мужа, отправившегося в дальний поход:Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! Только видит: вьётся вьюга, Снег валится на поля, Вся белёшенька земля.Царевна-дочь — воплощение добродетели: она кротка, терпелива, щедра. Она заботливая хозяйка. Попав в терем богатырей, она первым делом «всё порядком убрала», «засветила Богу свечку, затопила жарко печку». Она скромная, честная и благовоспитанная. Когда богатыри сватаются к ней, она отвечает:Всех я вас люблю сердечно;Но другому я навечно Отдана.Мне всех милей Королевич Елисей.Королевич Елисей как будто списан Пушкиным с былинного богатыря. Его любовь спасает царевну. А зло рассыпается осколками зеркала мачехи. Полной противоположностью скромной и трудолюбивой царевны является «злая» мачеха, думающая только о своей красоте. Именно эта героиня, ревнивая и завистливая, олицетворяет «тёмный мир» в сказке.А. С. Пушкин противопоставляет «лицо» и «душу», красоту внешнюю и красоту внутреннюю. В понимании поэта истинная красота — это жизнь, исполненная добра.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — талантливейшее произведение А. С. Пушкина. Его положительные персонажи наделены чертами характера, особенно ценимыми людьми: добротой, великодушием, храбростью, преданностью. Царица-мать верно ждёт своего мужа, отправившегося в дальний поход:
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
Царевна-дочь — воплощение добродетели: она кротка, терпелива, щедра. Она заботливая хозяйка. Попав в терем богатырей, она первым делом «всё порядком убрала», «засветила Богу свечку, затопила жарко печку». Она скромная, честная и благовоспитанная. Когда богатыри сватаются к ней, она отвечает:
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно Отдана.
Мне всех милей Королевич Елисей.
Королевич Елисей как будто списан Пушкиным с былинного богатыря. Его любовь спасает царевну. А зло рассыпается осколками зеркала мачехи. Полной противоположностью скромной и трудолюбивой царевны является «злая» мачеха, думающая только о своей красоте. Именно эта героиня, ревнивая и завистливая, олицетворяет «тёмный мир» в сказке.
А. С. Пушкин противопоставляет «лицо» и «душу», красоту внешнюю и красоту внутреннюю. В понимании поэта истинная красота — это жизнь, исполненная добра.
В этом году я перечитывал «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» Пушкина. Александр Сергеевич написал ее в традициях русских народных сказок. Именно поэтому она так легко читается. Основная схожесть этой сказки с народной заключается в том, что читатель сразу видит разделение на добрых и злых персонажей. И, конечно же, по традиции в этом произведении добро побеждает зло.
Да и как иначе? Сам конфликт, на котором построена сказка, мог придумать, именно придумать, только отрицательный персонаж. Царица решила погубить молодую царевну лишь потому, что та красивее и моложе. То есть из зависти.
Большинство персонажей сказки Пушкина олицетворяют добро: царевич Елисей, силы природы и, конечно же, молодая царевна. У добра всегда есть помощники. Жениху царевны, пустившемуся на поиски любимой, помогают и солнце, и месяц, и ветер. Такая сказочная помощь вполне заслужена добротой и верностью царевны и самоотверженностью Елисея.
Невозможно не полюбить «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». Она учит верить в лучшее, даже когда оказываешься в сложной ситуации. Как и во всех русских народных сказках, здесь добро одерживает победу над злыми кознями хитрой и гордой царицы. Даже смерть отступает. Влюбленные венчаются, устраивают пир на весь мир. И, конечно же, в финале сказки Александра Сергеевича – традиционный пир. И автор завершает его описание такими знакомыми всем с раннего детства строчками из русских сказок: «Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил».
ОБРАЗ ЦАРЕВНЫ В «СКАЗКЕ О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ» А. С. ПУШКИНА
Автор не скрывает своей симпатии к юной царевне. Ему нравятся и ее внешний облик, и ее душа. Скромная и кроткая, она не кичится своими достоинствами. Когда злая мачеха задумала ее погубить, царевна убеждает Чернавку отпустить ее, ведь она ни в чем не виновата. Царевна добра и доверчива. Она никогда бы не смогла из-за зависти причинить зло невинному человеку. Поэтому она и пошла безропотно и без всяких подозрений в лес со служанкой царицы. Ей не свойственны жестокость и вероломство. Она даже не понимает, как можно безвинно лишить человека жизни. Кротость и доброта царевны внушили любовь даже той, которая должна была погубить ее.
Очутившись в тереме у семи богатырей, царевна много работала: убирала и готовила, топила печку, создавала уют в их доме. За это братья ценили ее и полюбили всей душой. Девушка отказала богатырям в просьбе выйти замуж за одного из них, потому что хотя и полюбила их всех сердечно, но была другому «навечно отдана». И всем богатырям она становится хорошей сестрой.
Поэт убежден, что доброта, спокойный характер и уважительное отношение к окружающим в конце концов всегда вознаграждаются. Как ты относишься к людям, так и они отнесутся к тебе. Если ты делаешь добро, то и тебе ответят тем же.
Царица-мачеха и царевна представляют в этой сказке два противоположных человеческих характера. Царица — красавица с отвратительным характером и болезненным самолюбием. Она считает себя лучше всех на свете и хочет, чтобы все ей поклонялись. Отмечая красоту царицы, поэт считает, что она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Свое право быть первой красавицей в свете царица готова отстаивать любой ценой, даже ценой жизни другого человека.
Совершенно другой, противоположный характер у царевны-падчерицы. Она красива не менее, чем царица, но при этом еще скромна и добра. Царевна нисколько не похваляется своей внешностью, не придает ей особого значения. Она не считает, подобно царице, что весь мир должен признавать ее первой красавицей. Царевна «нраву кроткого такого». Она никогда не смогла бы причинить зло другому человеку, только ради того, чтобы считаться первой красавицей. Для нее главное — душа человека.
Когда волшебное зеркальце говорит, что «царевна всех милее, всех румяней и белее», мачеха, «черной зависти полна», повелевает отдать царевну «на съедение волкам». Ее не волнует, что падчерица ни в чем не виновата перед ней, что ее ждет мучительная смерть. Эгоизм царицы настолько силен, что никакие жертвы не кажутся ей излишними. Ее жестокость безгранична. «Царица злая» одерживает наконец победу — царевна умирает.
Но автор утверждает, что добро, в конце концов, всегда побеждает зло. Любовь царевича Елисея возвращает царевну к жизни. Ее верность, порядочность и скромность вознаграждаются. Все заканчивается свадьбой и роскошным пиром. А злая мачеха, увидев, что все ее козни ни к чему не привели, умирает от зависти и злобы.
Твори добро, и оно к тебе вернется, хочет сказать поэт. А зло порождает только зло и оборачивается против злого человека.
Автор не скрывает своей симпатии к юной царевне. Ему нравятся и ее внешний облик, и ее душа. Скромная и кроткая, она не кичится своими достоинствами. Когда злая мачеха задумала ее погубить, царевна убеждает Чернавку отпустить ее, ведь она ни в чем не виновата. Царевна добра и доверчива. Она никогда бы не смогла из-за зависти причинить зло невинному человеку. Поэтому она и пошла безропотно и без всяких подозрений в лес со служанкой царицы. Ей не свойственны жестокость и вероломство. Она даже не понимает, как можно безвинно лишить человека жизни. Кротость и доброта царевны внушили любовь даже той, которая должна была погубить ее.
Очутившись в тереме у семи богатырей, царевна много работала: убирала и готовила, топила печку, создавала уют в их доме. За это братья ценили ее и полюбили всей душой. Девушка отказала богатырям в просьбе выйти замуж за одного из них, потому что хотя и полюбила их всех сердечно, но была другому «навечно отдана». И всем богатырям она становится хорошей сестрой.
Поэт убежден, что доброта, спокойный характер и уважительное отношение к окружающим в конце концов всегда вознаграждаются. Как ты относишься к людям, так и они отнесутся к тебе. Если ты делаешь добро, то и тебе ответят тем же.
Настоящая любовь творит чудеса! Богатыри по- братски любили царевну. Они не похоронили ее, а положили в хрустальный гроб. А царевич Елисей, которому она была «навечно отдана», разбил гроб и силою своей любви оживил свою невесту.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — талантливейшее произведение А. С. Пушкина. Его положительные персонажи наделены чертами характера, особенно ценимыми людьми: добротой, великодушием, храбростью, преданностью. Царица-мать верно ждёт своего мужа, отправившегося в дальний поход:
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
Царевна-дочь — воплощение добродетели: она кротка, терпелива, щедра. Она заботливая хозяйка. Попав в терем богатырей, она первым делом «всё порядком убрала», «засветила Богу свечку, затопила жарко печку». Она скромная, честная и благовоспитанная. Когда богатыри сватаются к ней, она отвечает:
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно Отдана.
Мне всех милей Королевич Елисей.
Королевич Елисей как будто списан Пушкиным с былинного богатыря. Его любовь спасает царевну. А зло рассыпается осколками зеркала мачехи. Полной противоположностью скромной и трудолюбивой царевны является «злая» мачеха, думающая только о своей красоте. Именно эта героиня, ревнивая и завистливая, олицетворяет «тёмный мир» в сказке.
А. С. Пушкин противопоставляет «лицо» и «душу», красоту внешнюю и красоту внутреннюю. В понимании поэта истинная красота — это жизнь, исполненная добра.