Здесь даны основные сведения о повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой повести.
Краткие сведения о произведении
Сентиментальная повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» была написана и опубликована в 1792 году. В ней рассказывается о трагической любви бедной девушки и молодого дворянина.
Главные герои повести
- Лиза — бедная крестьянская девушка, добрая, с чистой душой, которая пошла на поводу у своих чувств и столкнулась с трагичностью жизни. В начале повествования ей 15 лет, в конце — 17.
- Эраст — молодой дворянин, добрый, умный, но безвольный, слабохарактерный.
Другие персонажи
- Рассказчик — чувствительный, добрый человек, любит природу, сочувствует людям.
- Мать Лизы — добрая заботливая пожилая женщина.
- Анюта — 15-летняя соседка Лизы.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Лиза после смерти отца трудилась, чтобы прокормить свою мать и себя. Весной, продавая в Москве ландыши, она познакомилась с Эрастом, молодым дворянином. Он влюбился в девушку и хотел ради неё оставить светское общество. Но, потеряв невинность, Лиза потеряла и любовь Эраста. Он сообщил, что уезжает на войну.
Через несколько месяцев девушка случайно увидела в карете Эраста и узнала, что он хочет жениться на богатой вдове, так как проиграл своё имение в карты. От горя Лиза бросилась в пруд, около которого происходили их свидания.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
Гуляя в окрестностях Москвы, рассказчик часто приходил к монастырю и вспоминал о печальной судьбе Лизы.
Недалеко от монастыря он видел пустую полуразрушенную хижину, где когда-то жила семья поселянина. После смерти главы семьи его жена и 15-летняя дочь Лиза обеднели. Девушка без устали трудилась, чтобы помочь ослабевшей от горя матери: ткала холсты, вязала носки, собирала ягоды, рвала цветы — и всё это продавала в Москве.
Однажды, через 2 года после смерти отца, Лиза пришла в Москву продавать ландыши. Встретив молодого человека приятной наружности, она предложила ему купить цветы за 5 копеек. Молодой человек хотел дать ей за них рубль, но девушка сказала, что ей не нужно лишнего. Тогда он дал ей 5 копеек, сказал, что хотел бы всё время покупать у неё цветы и спросил, где она живёт. Лиза ответила и ушла.
Девушка рассказала матери об этой встрече, и та похвалила её за то, что не взяла лишних денег за цветы.
На другой день Лиза снова принесла ландыши в Москву и ждала молодого человека, который обещал их покупать. Многие хотели купить цветы, но девушка отвечала, что они не продаются. Молодой человек не пришёл, и Лиза бросила цветы в реку.
На другой вечер она пряла у окна и вдруг увидела молодого незнакомца, стоящего под окном. Он сказал её матери, что устал и попросил молока. Лиза подала ему стакан молока, а старушка стала рассказывать о смерти мужа и трудолюбии дочери.
Молодой человек сказал старушке, что хочет, чтобы её дочь продавала свои изделия только ему. Лизина мать согласилась на это. Прощаясь, молодой человек сказал, что его зовут Эрастом.
Эраст устал от развлечений светской жизни, ему они стали скучны. Встретив Лизу, молодой дворянин решил, что нашёл любовь.
Душа Лизы была встревожена, девушка всё время думала об Эрасте и жалела, что он не крестьянин. Сидя у реки, она увидела в лодке Эраста. Молодой человек признался ей в любви и узнал, что тоже любим.
С тех пор молодые люди стали видеться каждый вечер, а Лизина мать об этом не ведала, так как рано ложилась спать.
Эраст хотел быть девушке вместо брата, он часто посещал её мать, и та всегда радовалась, увидев его.
Однажды Лиза сказала Эрасту, что за неё сватается сын богатого крестьянина, и матушка хочет, чтобы она вышла за него. Девушка не хочет этого, но ей жаль матушку, которая беспокоится, как дочка будет жить одна после её смерти. Эраст пообещал, если мать девушки умрёт, жить с Лизой в деревне, в лесах, как в раю. Девушка поверила и отдалась ему, потеряв невинность.
Свидания их продолжались, но для Эраста Лиза не была уже ангелом непорочности, и он охладел к ней. Она же любила его всей душой.
Однажды Эраст сообщил, что его полк идёт в военный поход. Он обещал девушке, что когда вернётся, с ней не расстанется, что всегда будет её любить.
Эраст дал Лизиной матери деньги, чтобы дочь её не продавала в его отсутствии своих изделий, которые, по уговору, принадлежат ему.
Бедная Лиза была в отчаянии и хотела ехать за ним на войну, но вспомнила, что у неё есть слабая мать.
С того дня она тосковала и горевала. Иногда надежда посещала её, и девушка думала, как она будет счастлива, когда возвратится любимый.
Через 2 месяца пошла Лиза в Москву за лекарством для матери, и там ей встретилась карета, в которой увидела она любимого. Карета повернула во двор, Эраст вышел из неё и очутился в Лизиных объятьях.
Он побледнел, провёл её в свой кабинет и сказал девушке, что она должна его забыть, так как он помолвлен и скоро женится. Эраст сказал, что любит её, желает добра, положил ей в карман 100 рублей, поцеловал в последний раз, сказал идти домой, а затем велел слуге вывести её со двора.
Эраст в армии проиграл в карты почти всё, что имел. Когда закончилась война, он решил жениться на богатой вдове, чтобы поправить свои денежные дела.
Бедная Лиза чувствовала, что погибла. Ничего не видя от горя, очутилась она вдруг на берегу пруда, около которого встречалась с любимым.
Увидела Лиза дочку соседа, 15-летнюю Анюту, отдала ей деньги, сказала отнести Лизиной матушке и передать, что они не краденые. Ещё попросила сказать, что виновата перед ней, потому что от неё таила любовь к одному человеку. И тут бросилась бедная девушка в пруд. Анюта не смогла её спасти и побежала в деревню. Люди вытащили утопленницу. Погребли её близ пруда.
Мать девушки умерла, не пережив горя.
Эраст, узнав о Лизиной судьбе, считал себя убийцей и до конца жизни был несчастлив. Он за 1 год до своей смерти поведал рассказчику о судьбе девушки. Рассказчик надеется, что в другом мире Эраст и Лиза помирились.
Заключение к краткому пересказу
В повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» раскрыты темы:
- любовь;
- нравственное отличие людей разных сословий;
- предательство;
- социальное неравенство;
- «маленький человек».
Основная мысль (идея) повести для людей 18 века была новаторской и заключалась в том, что люди низшего сословия могут любить всей душой и что сильные чувства могут повлиять на их судьбу.
Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.
Эраст – один из главных героев повести Карамзина «Бедная Лиза». Это приятный молодой человек, способный расположить к себе. Он красив, богат и искушен в светской жизни. Сам автор описывает его так: «сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою».
Встретив Лизу, он почти сразу влюбляется в нее. Его очаровала её красота, простота и естественность. Он называет её «своей пастушкой» и «дочерью природы». Эрасту кажется, что он нашел свое счастье. Он по натуре мечтателен и имел живое воображение. Начитавшись романов, в которых «люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали», он решил, что «нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало». Он искренне верит в то, что сможет жить «с Лизою, как брат с сестрою» и не употребит её любовь во зло. В этом свете его чувства к Лизе выступают всего лишь необходимым дополнением к созданной его воображением идиллической картине. После того как Лиза отдается ему, он постепенно охладевает к молодой крестьянке. Тогда он решает отправиться в военный поход.
Однако Эраст не исключительно отрицательный персонаж. Он не хотел вероломно обмануть наивную девушку и на самом деле вначале верил в свою любовь к ней. Уходя, он мучается совестью, и решает откупиться. Образ Эраста вообще почти всегда связан с деньгами. При первой встрече с Лизой он хочет купить все её цветы, хочет платить за Лизину работу «в десять раз дороже назначаемой ею цены», проигрывает во время похода всё своё состояние и вынужден жениться на богатой вдове. Эраст все свои поступки измеряет деньгами, считает, что с помощью денег можно сделать все. Деньги выступают в произведении как символ неискренних отношений. Разбив сердце девушки, молодой барин хочет откупиться от нее: «Вот сто рублей — возьми их». Он не понимает, что для Лизы его предательство подобно смерти. Для этого он слишком самовлюблённый и ветреный.
Автор не осуждает Эраста за его поступок. Он сам наказал себя, терзаясь всю жизнь и так и не найдя счастья.
Эраст молодой, образованный и очень состоятельный человек. Он вдоволь «насытился» жизнью, поэтому мужчину мало чем можно было удивить. Автор описывает его как улыбчивого и видного человека. Он легко мог расположить к себе собеседника.
Эраст был дворянином. Он пользовался своим положением в обществе и присутствовал почти на всех светских мероприятиях. Однако такая жизнь ему очень наскучила и, зачитываясь романами, он пытался найти что-то иное. Возможно, он хотел любви, а возможно просто мечтал создать свой роман, в котором будет главным героем. И у мужчины это получилось.
В одно замечательное утро, он повстречал девушку, которая продавала ландыши. Ее звали Лизой. На первый взгляд, она была совершенно обыкновенной. Возможно, это и притянуло внимание мужчины. Его попытки «подкупить» Лизу, не увенчались успехом. Она наотрез отказалась принимать у дворянина лишние деньги за цветы. Для девушки это было подобно оскорблению.
Эраст, привыкший в жизни почти всегда все решать любые вопросы с помощью денег, не ожидал отказа. Он считал, что деньги являются источником счастья для всех «поголовно». Но видя, девушку с цветами, понимая ее «неподдельное» отношение к жизни, он вдруг понял, что по-настоящему влюбился. Он пообещал, что будет покупать букеты у нее каждое утро. Таким способом, он все-таки решил расположить к себе Лизу. Однако, на следующий день, мужчина не смог сдержать данного обещания, и девушке пришлось выкинуть цветы в реку. Здесь автор показывает его «ветреное» отношение к жизни. Он не был плохим или хорошим. Мужчина сам решил создать свои мир, а потом по ходу действия придумать, как в нем жить.
В повести «Бедная Лиза » Карамзин затрагивает тему противостояния города и деревни. В ней главные герои (Лиза и Эраст) являются примерами этого противостояния.
Лиза – крестьянская девушка. После смерти отца она и ее мать обеднели, и Лиза была вынуждена браться за любую работу, чтобы заработать на хлеб.
Продавая цветы в Москве, Лиза встретила молодого дворянина (Эраста), которого тут же полюбила. Но после предательства Эраста она утопилась в пруду.
Главные черты характера Лизы – умение преданно любить и доброта. Девушка живет не разумом, а чувствами и видит в людях только добро.
Лизина доброта и явилась главной причиной ее смерти, и смерти ее матери.
Эраст – светский молодой человек с добрым сердцем, но ветреным и слабым. Ему надоела общественная жизнь, и он пытается ее изменить. В этом Эрасту помогает появление в его жизни любви к Лизе. Ему кажется, что он любит ее, но потом все его чувства проходят.
Чтобы сбежать от Лизы Эраст отправляется на войну, где он вместо того чтобы сражаться с врагами тратит свое время на игру в карты. Проиграв почти все свое имение, он женится на богатой пожилой вдове.
Образ Эраста связан с губительной силой города, которая уничтожает доброго человека.
Предательство-это главная причина смерти Лизы и самая большая ошибка Эраста.
Добавил: KatyaCat5
Эраст – молодой дворянин, ведущий ветреную светскую жизнь. Устав от нее, он пытается «сменить обстановку» и увлекается Лизой. Поначалу ему кажется, что он любит девушку «любовью брата». Но скоро это чувство перерастает в страсть, которая быстро проходит. Во многом чтобы избавиться от Лизы, Эраст отправляется на войну. Там он проводит время за игрой в карты. Полностью проигравшись, Эраст женится на пожилой вдове. Образ Эраста Карамзин связывает с губительной силой города, развращающего и уничтожающего «естественного» человека.
Эраст — герой повести, молодой офицер, дворянин. Он соблазняет бедную крестьянскую девушку Лизу, живущую в одной из подмосковных деревень со старушкой матерью. Вскоре платоническая любовь переходит в, чувственную, а затем следует охлаждение,: которое Э. объясняет необходимостью идти на войну. «Нет, он в самом деле был в армии, но вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение». Чтобы поправить дела, Э. женится на пожилой богатой вдове и пробует «откупиться» от Лизы ста рублями. Не пережив случившегося, Лиза топится в пруду.
История их отношений представляет собой историю, постепенного перемещения Лизы из естественного, природного мира в мир Э. Под влиянием Э. Лиза утрачивает ту душевную цельность, которую Карамзин и кладет в основу психологического противопоставления своих героев. Однако и Э. в свою очередь «смещается» в сторону Лизы: он становится более чувствительным и расплачивается за совершенный им неблаговидный поступок не внешними лишениями (болезнью, нищетой и проч.), а муками раскаяния — т. е. внутренним, душевным страданием: «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею…»
До Карамзина сюжет автоматически определял тип героя, выбирал его из немногочисленной, но четко классифицируемой номенклатуры персонажей (аналогично набору масок в итальянской комедии дель арте). В традиционном сюжете о совращении бедной непорочной девушки Э. был бы однозначным, «одноцветным» злодеем, очередным воплощением Мефистофеля. Карамзин нарушает ожидания читателя: и ситуация в целом, и образ самого Э. значительно сложнее того литературного типа, к которому принадлежит герой.
Э. — не «коварный соблазнитель», он искренен в своих клятвах, искренен в своем обмане. Э. столько же виновник трагедии, сколько и жертва своего «пылкого воображения». Поэтому автор не считает себя вправе вершить суд над Э. Он стоит наравне со своим героем — ибо сходится с ним в «точке» чувствительности. (Недаром автор выступает в повести в роли «пересказчика» того сюжета, который поведал ему Э.: «…Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могилке…»)
Автор прощает раскаявшегося Э. Оправдало его и общественное мнения, о чем свидетельствует резкое увеличение количества Эрастов в дворянских «списках» после выхода «Бедной Лизы» в свет: детей никогда не стали бы называть именем «отрицательного» героя. Это «экзотическое» имя все чаще получают и многие литературные персонажи.
Э. начинает в русской литературе длинную череду героев, главной чертой которых является слабость и неприспособленность к жизни и за которыми в литературоведении надолго закрепился ярлык лишнего человека.
Эраст был богатым молодым дворянином, пресыщенным и уставшим от жизни. Он имел неплохие задатки и по мере сил старался быть честным; по крайней мере, он понимал, что делает искренне, а что нет. Можно сказать, что богатство испортило его, потому что он ни в чём себе привык не отказывать. Точно так же, когда он увлёкся бедной девушкой из московского пригорода, он приложил все усилия, чтобы завоевать её расположение и расположение её матери.
Он плохо понимал себя и считал, что сентиментальная влюблённость в бедную девушку, столь красивую и неиспорченную, поможет ему уйти от скуки и пустой выхолощенной жизни в столице. Он читал иностранные сентиментальные повести и нафантазировал себе тихую пасторальную любовь к крестьянской девушке. Какое-то время он был вполне счастлив этой игрой и упивался ею, тем более что Лиза откликнулась на его ухаживания со всей горячностью первой любви.Но проходило время, и игра стала утомлять Эраста, он оказался не готов бросить своё богатство, к тому же его стали преследовать денежные неудачи. Прекрасно понимая, что он поступает подло, он придумал историю про то, что уходит на войну, а сам женился на богатой женщине, чтобы поправить своё состояние. То, что он сделал свой жизненный выбор между деньгами и сердечным счастьем вполне обдуманно и понимал, что именно делает, показывает его реакция на самоубийство Лизы. Попытка уговорить её и откупиться оказалась безнадёжной, и Эраст остался на всю жизнь несчастлив, потому что он не был злым и циничным человеком, просто ему не хватило душевных сил пойти с Лизой до конца и полностью переменить свою жизнь.
Повесть «Бедная Лиза» — произведение сентиментализма, потому что оно построено на раскрытии особенностей человеческой души, внимании к личности человека; герои повести — простые люди, крестьянки и дворянин; автор проявляет большое внимание к природе, одухотворяет её; язык повести приближается к разговорному языку образованного общества того времени.
Просмторов страницы:
н/д
Эраст был богатым молодым дворянином, пресыщенным и уставшим от жизни. Он имел неплохие задатки и по мере сил старался быть честным; по крайней мере, он понимал, что делает искренне, а что нет. Можно сказать, что богатство испортило его, потому что он ни в чём себе привык не отказывать. Точно так же, когда он увлёкся бедной девушкой из московского пригорода, он приложил все усилия, чтобы завоевать её расположение и расположение её матери.
Он плохо понимал себя и считал, что сентиментальная влюблённость в бедную девушку, столь красивую и неиспорченную, поможет ему уйти от скуки и пустой выхолощенной жизни в столице. Он читал иностранные сентиментальные повести и нафантазировал себе тихую пасторальную любовь к крестьянской девушке. Какое-то время он был вполне счастлив этой игрой и упивался ею, тем более что Лиза откликнулась на его ухаживания со всей горячностью первой любви.
Но проходило время, и игра стала утомлять Эраста, он оказался не готов бросить своё богатство, к тому же его стали преследовать денежные неудачи. Прекрасно понимая, что он поступает подло, он придумал историю про то, что уходит на войну, а сам женился на богатой женщине, чтобы поправить своё состояние. То, что он сделал свой жизненный выбор между деньгами и сердечным счастьем вполне обдуманно и понимал, что именно делает, показывает его реакция на самоубийство Лизы. Попытка уговорить её и откупиться оказалась безнадёжной, и Эраст остался на всю жизнь несчастлив, потому что он не был злым и циничным человеком, просто ему не хватило душевных сил пойти с Лизой до конца и полностью переменить свою жизнь.
Повесть «Бедная Лиза» — произведение сентиментализма, потому что оно построено на раскрытии особенностей человеческой души, внимании к личности человека; герои повести — простые люди, крестьянки и дворянин; автор проявляет большое внимание к природе, одухотворяет её; язык повести приближается к разговорному языку образованного общества того времени.
Николай Михайлович Карамзин – крупнейший представитель русского сентиментализма. В его творчестве наиболее полно и ярко раскрылись художественные возможности этого литературного направления.
Лучшей повестью Карамзина справедливо признана «Бедная Лиза» (1792), в основу которой положена просветительская мысль о внесословной ценности человеческой личности. Проблематика повести носит социально-нравственный характер: крестьянке Лизе противопоставлен дворянин Эраст. Характеры раскрыты в отношении героев к любви. Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством, бескорыстием: она прекрасно понимает, что ей не суждено быть женою Эраста. Лиза любит Эраста самозабвенно, не задумываясь о последствиях своей страсти. Во время одного из свиданий Лиза сообщает Эрасту, что к ней сватается сын богатого крестьянина из соседней деревни и что ее мать очень хочет этого брака. «И ты соглашаешься? » – настораживается Эраст. «Жестокий! Можешь ли ты об этом спрашивать? » – успокаивает его Лиза.
Эраст изображен в повести не вероломным обманщиком-соблазнителем. Такое решение социальной проблемы было бы слишком грубым и прямолинейным. Это был, по словам Карамзина, «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы» сердцем, «но слабым и ветреным… Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии… ». Таким образом, цельному, самоотверженному характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, но избалованного праздной жизнью барина, не способного думать о последствиях своих поступков. Намерение обольстить доверчивую девушку не входило в его планы. Вначале он думал о «чистых радостях», намеревался «жить с Лизою как брат с сестрою». Но Эраст плохо знал свой характер и слишком переоценил свои нравственные силы. Вскоре, по словам Карамзина, он «не мог уже доволен быть… одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог». Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи.
Следует заметить, что образу Эраста сопутствует весьма прозаический лейтмотив – деньги, которые в сентиментальной литературе всегда вызывали к себе осудительное отношение. Настоящая искренняя помощь выражается у писателей-сентименталистов в самоотверженных поступках.
Эраст при первой же встрече с Лизой стремится поразить ее воображение своей щедростью, предлагая за ландыши вместо пяти копеек целый рубль. Лиза решительно отказывается от этих денег, что вызывает полное одобрение и ее матери. Эраст, желая расположить к себе мать девушки, просит только ему продавать ее изделия и всегда стремится платить в десять раз дороже, но «старушка никогда не брала лишнего». Лиза, любя Эраста, отказывает посватавшемуся к ней зажиточному крестьянину. Эраст же ради денег женится на богатой пожилой вдове.
Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате жизни. Дальнейшее существование становится бессмысленным, и она накладывает на себя руки. Трагический финал повести свидетельствовал о творческой смелости Карамзина, не пожелавшего снизить значительность выдвинутой им социально-этической проблемы благополучной развязкой. Там, где большое, сильное чувство вступало в противоречие с устоями крепостнического мира, идиллии быть не могло.
Анастасия
Эраст — герой повести, молодой офицер, дворянин. Он соблазняет бедную крестьянскую девушку Лизу, живущую в одной из подмосковных деревень со старушкой матерью. Вскоре платоническая любовь переходит в, чувственную, а затем следует охлаждение, : которое Э. объясняет необходимостью идти на войну. «Нет, он в самом деле был в армии, но вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение» . Чтобы поправить дела, Э. женится на пожилой богатой вдове и пробует «откупиться» от Лизы ста рублями. Не пережив случившегося, Лиза топится в пруду.
История их отношений представляет собой историю, постепенного перемещения Лизы из естественного, природного мира в мир Э. Под влиянием Э. Лиза утрачивает ту душевную цельность, которую Карамзин и кладет в основу психологического противопоставления своих героев. Однако и Э. в свою очередь «смещается» в сторону Лизы: он становится более чувствительным и расплачивается за совершенный им неблаговидный поступок не внешними лишениями (болезнью, нищетой и проч.) , а муками раскаяния — т. е. внутренним, душевным страданием: «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею… »
До Карамзина сюжет автоматически определял тип героя, выбирал его из немногочисленной, но четко классифицируемой номенклатуры персонажей (аналогично набору масок в итальянской комедии дель арте) . В традиционном сюжете о совращении бедной непорочной девушки Э. был бы однозначным, «одноцветным» злодеем, очередным воплощением Мефистофеля. Карамзин нарушает ожидания читателя: и ситуация в целом, и образ самого Э. значительно сложнее того литературного типа, к которому принадлежит герой.
Э. — не «коварный соблазнитель» , он искренен в своих клятвах, искренен в своем обмане. Э. столько же виновник трагедии, сколько и жертва своего «пылкого воображения» . Поэтому автор не считает себя вправе вершить суд над Э. Он стоит наравне со своим героем — ибо сходится с ним в «точке» чувствительности. (Недаром автор выступает в повести в роли «пересказчика» того сюжета, который поведал ему Э. : «…Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могилке…» )
Автор прощает раскаявшегося Э. Оправдало его и общественное мнения, о чем свидетельствует резкое увеличение количества Эрастов в дворянских «списках» после выхода «Бедной Лизы» в свет: детей никогда не стали бы называть именем «отрицательного» героя. Это «экзотическое» имя все чаще получают и многие литературные персонажи.
Э. начинает в русской литературе длинную череду героев, главной чертой которых является слабость и неприспособленность к жизни и за которыми в литературоведении надолго закрепился ярлык лишнего человека.
http://iessay.ru/ru/writers/native/k/karamzin/sochineniya/bednaya-liza/harakteristika-erasta-po-povesti-bednaya-liza-n.-m.-karamzina
[ссылка появится после проверки модератором]
http://www.allbest.ru/k-3c0b65625a2ac68b4d53a88421216d27.html
Карамзин стал главой нового направления в русской литературе — сентиментализма. Основная тема сентиментальной литературы — трогательные чувства, душевные переживания человека, “жизнь сердца”. Карамзин одним из первых стал писать о радостях и страданиях современных, обыкновенных людей.
Огромный успех принесла Карамзину повесть “Бедная Лиза”, которая произвела переворот в общественном сознании. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героини, наделенной обыденными чертами. Его слова “и крестьянки любить умеют” стали крылатыми. В своей повести Карамзин проявляет интерес к простому человеку, к миру его чувств, переживаний.
Карамзин скорбит, плачет над участью бедной Лизы, негодует, рассказывая о поступке слабого и ветренного Эраста, погубившего Лизу.
Кто же такая Лиза, из-за которой чувствительные читатели и особенно читательницы проливали потоки слез?
Лиза — бедная крестьянская девушка, которая рано остается сиротой. Она живет в одной из подмосковных деревень с матерью — “чувствительной бедной старушкой”, от которой Лиза наследует главный талант — умению преданно любить. Чтобы содержать себя и мать, Лиза, “не щадя своей нежной молодости”, берется за любую работу. Весной она ходит в город продавать цветы.
Там, в Москве, Лиза встречает молодого дворянина Эраста “с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветренным” Жизнь свои он проводил в светских удовольствиях, но скоро они ему наскучили. Красота Лизы произвела на него сильное впечатление, и “ему казалось, что он нашел в Лизе то, что сердце его давно искало”. Он влюбляется в непосредственную, невтнную девушку “любовью брата”, восхищается своей “пастушкой”.
Однако вскоре платоническая любовь между молодыми людьми переходить в чувственную, и вот тут-то он понимает, что любовь его стала угосать. Лиза уже не была в его глазах “ангелом непорочным”, который восхищал его душу.
А что Лиза? А Лиза “им только жила и дышала”. Но постепенно она начинает замечать происходящую в Эрасте перемену. Свое охлаждение он объясняет озабоченностью: ему надо отправляться на войну. Однако в армии он не столько сражается с непреятелем, сколько проигрывается в карты. Чтобы поправить свои дела, ему приходится жениться на богатой пожилой вдове.
Чувствительность — так определяли главное достоинство повестей Карамзина. Чувствительность является центральной чертой характера Лизы. Она доверяет движениям своего сердца, живет “нежными страстями”. В конечном счете, именно пылкость и горчность и приводят Лизу к гибели.
Мотив совращения чистой и непорочной девушки, который встречается во многих произведениях Карамзина, обретает в “Бедной Лизе” социальное звучание. Карамзин одним из первыз ввел в русскую литературу противопоставление города и деревни. В повести “Бедная Лиза” деревенский человек — человек природы — оказывается беззащитен, попадая в городское пространство, где действуют законы, отличные от законов естественных. Не даром мать Лизы говорит ей, что она всегда переживает за нее, беспокоится, молится Гоподу Богу, чтобы он сохранил ее от всяких бед. Этим самым она как бы предсказала все, что случилось потом.
Не случайно первым шагом на пути к катастрофе становится неискренность Лизы, которая впервые “отступая от себя”, скрывает, по совету Эраста, их любовь от матери. А ведь раньше, она всегда делилась с матерью своими тайнами. Позже именно по отношению к нежно любимой матери Лиза повторит самый дурной поступок Эраста. Он попытается “откупиться” от Лизы, прогоняя ее, дает ей сто рублей. Но ведь и Лиза сделает то же самое, послав матери вмсете с вестью о своей гибели те деньги. Естественно, эти деньги не нужны были матери Лизы, как и ей самой. Лизина мать, услышав о страшной смерти дочери, не перенесла этого,”кровь ее от ужаса охладела — глаза навек закрылись”.
Трагический итог любви крестьянки и офицера подтверждает правоту матери, предупреждавшей Лизу в самом начале повести: “Ты еще не знаешь, как злые люди могут обидеть бедную девушку”.
Но нельзя винить в этой трагедии только Эраста. Да, он предал Лизу, предал из-за своей безалаберности и любви к картам. Да, он оказался подлецом и трусом. Но ведь в том, что случилось, есть и вина Лизы. Она сама бросилась в объятия Эраста, любовь затмила все, ради него она готова была на все. “Я скоро забуду душу свою, нежели милого моего друга!”, — так говорила она самой себе.
Предательство Эраста сильно потрясло Лизу. Она понимала, что по нравственным понятиям того времени у нее нет другого выхода, как покончить жизнь самоубийством. Она бросается в пруд.
Эраст до конца своей жизни был несчастлив. Он сознавал, что в смерте Лизы есть его вина, он считал себя убийцей. Он погубил не только Лизу и ее мать, но и свою жизнь. До самых последний дней своей жизни он приходил на место гибели Лизы.
Вот такая трагедий произошла с простой крестьянской девушкой. И только могилка у пруда,к которой приходили плакать и горевать несчастные влюбленные девушки, да опустевшаю хижина напоминали о плачевной судьбе Лизы
Сентиментализм – одно из самых значительных литературных направлений XVIII веке в России, ярчайшим представителем,которого стал Н.М. Карамзин. Писатели – сентименталисты проявляли интерес к изображению обыкновенных людей и обыкновенных человеческих чувств.
По выражению самого Карамзина, повесть «Бедная Лиза» – «сказка весьма не замысловатая».
Сюжет повести прост. Это история любви бедной крестьянской девушки Лизы и богатого молодого дворянина Эраста.
Эраст – светский молодой человек «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Общественная жизнь и светские удовольствия ему надоели. Он постоянно скучал и «жаловался на судьбу свою».
Эраст «читывал романы идиллии» и мечтал о том счастливом времени, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизациями, жили беспечно на лоне природы. Думая только о своем удовольствии, он «искал его в забавах».
С появлением в его жизни любви все меняется. Влюбляется Эраст в чистую
«дочь природы» – крестьянку Лизу. Он решил, что «нашел в Лизе то, что сердце его давно искало».
Чувственность – высшая ценность сентиментализма – толкает героев в объятья друг к другу, дает им миг счастья. Картина чистой первой влюбленности нарисована в повести очень трогательно.
Эраст восхищается своей « пастушкой». «Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его». Но когда Лиза отдается ему, пресыщенный молодой человек начинает охладевать в своих чувствах к ней.
Напрасно Лиза надеется вернуть утраченное счастье. Эраст отправляется в военный поход, проигрывает в карты все свое состояние и, в конце концов, женится на богатой вдове.А обманутая в лучших надеждах и чувствах Лиза забывает душу свою» – бросается в пруд около Си…нова монастыря. Эраст тоже наказан за свое решение оставить Лизу: он будет вечно корить себя за ее смерть. «Он не мог утешиться и почитал себя убийцею». Их встреча, «примирение» возможна лишь на небесах.
Конечно, пропасть между богатым дворянином и бедной поселянкой очень велика, но Лиза в повести меньше всего похожа на крестьянку, скорее на милую светскую барышню, воспитанную на сентиментальных романах.
Существовало множество произведений, подобных этой повести. Например: «Пиковая дама», «Станционный смотритель», «Барышня – крестьянка». Это произведения А.С. Пушкина; «Воскресенье» Л.Т. Толстого. Но именно в этой повести зарождается признанный во всем мире утонченный психологизм русской художественной прозы.
Подборка по базе: Копия Повесть временных лет.pdf, Практическая работа 2 бытовая повесть 2 половины 17 века.docx
Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма
Вопросы для обсуждения:
- Истоки сентиментальной прозыКарамзина.
Эстетические принципы Карамзина, легшие в основу его прозы, нашли отражение и в программных произведениях, и в теоретических статьях писателя. По мнению Карамзина, чувство, а не рационалистическое задание, свойственное поэтике классицизма, должно преобладать в литературном произведении. Изображая жизнь человека со всеми ее радостями и горестями, передавая его интимные переживания, писатель должен уметь «трогать наше сердце», «наполнять его горестными или сладостными чувствами», вести читателя к нравственному совершенству.
Для Карамзина характерно внимание не только к английской и немецкой поэзии, но и к античности.
Теоретически обосновывая эстетику сентиментализма, Карамзин опирался и на Руссо, в произведениях которого ему были близки чувствительность, психологизм и тонкое понимание природы. Однако критика Руссо лжепросвещенного абсолютизма и его революционные проповеди были чужды Карамзину. «Руссоизм» стал для Карамзина не стимулом разрушения феодального уклада, а методом оправдания свободы от политики» Умеренный либерализм, стремление социальные вопросы решать в морально-этическом плане, стремление достичь «всеобщего блага» путем постепенного развития просвещения были характерны для мировоззрения Карамзина.
Окружающая действительность, объективный мир преломлялись через призму авторского, субъективного «я» писателя. Карамзин считал, что только истинно гуманный человек, способный сострадать чужим несчастьям, может браться за перо. Писатель утверждал, что только приятное, «изящное в действительности достойно изображения, ибо только оно способно доставить читателю эстетическое наслаждение.
Субъективные переживания, субъективно-эмоциональное восприятие и оценка жизненных явлений, а не сама реальная действительность, в отличие от Радищева, занимают главное место в творчестве Карамзина. Автор должен «писать портрет души и сердца своего», помогая в то же время «согражданам лучше мыслить и говорить».
Наиболее полно черты сентиментальной прозы Карамзина: пафос гуманности, психологизм, субъективно-чувствительное, эстетизированное восприятие действительности, лиризм повествования и простой «изящный» язык — проявились в его повестях. В них отразилось повышенное внимание автора к анализу любовных чувств, душевных переживаний героев, усилилось внимание к анализу любовных переживаний героев, усилилось внимание к психологическим действиям. С именем Карамзина связано рождение русской психологической прозы.
Важным и прогрессивным моментом в творческой деятельности писателя было признание права личности независимо от сословной принадлежности на осуществление внутренней свободы. Отсюда идейной основой повести «Бедная Лиза» было утверждение писателя «и крестьянки любить умеют». У Карамзина нет резких оценок, нет пафоса негодования, он и в страдании героев ищет утешения, примирения. Драматические события призваны вызвать не возмущение, гнев, а грустное, меланхолическое чувство. Несмотря на жизненность ситуации, авторское субъективно-эмоциональное восприятие действительности мешало подлинной типизации. Жизнь Лизы и ее матери мало чем напоминала реальную жизнь крестьян. Лиза, подобно героиням сентиментальных идиллий, живет в хижине.
Лирическая манера повествования создает определенное на строение. Этому в повести служит и пейзаж, на фоне которого развивается действие, пейзаж, созвучный настроениям героев, и особый интонационный строй речи, делающий прозу Карамзина мелодичной, музыкальной, ласкающей слух и действующей на душу читателя, который не мог не сопереживать героям.
Впервые в прозе Карамзина пейзаж стал средством сознательного эстетического воздействия. Читатели повести поверили в достоверность рассказа, и окрестности Симонова монастыря, пруд, в котором погибла Лиза, стали местом паломничества.
Успех прозаических произведений Карамзина в значительной степени зависел от стилистической реформы писателя. Левин, говоря о лексике Карамзина, пишет: «Стилистическая окраска слова здесь не определяется предметом, а накладывается на предмет, поэтизирует его — и нередко чем ближе предмет к бытовой жизни, тем менее поэтичен он сам по себе, тем необходимей оказывается поэтизация его при помощи отображенного слова».
В чем же сущность литературной реформы Карамзина? Стремясь создать новый русский литературный язык взамен принятых классицизмом трех «штилей», Карамзин ставил своей задачей приблизить литературный язык к языку разговорному. Он считал, что любые идеи и «даже обыкновенные мысли» можно выражать ясно и «приятно».
Карамзин выдвинул требование — писать «как говорят», но он ориентировался на разговорную речь образованного дворянского сословия, очищая язык не только от архаизмов, но и от простонародных слов. Он считал правомерным обогащать русский язык за счет усвоения отдельных иностранных слов, новых форм выражения. Карамзин внес много новых слов: влюбленность, человечный, общественность, промышленность и др., которые остались и обогатили словарный состав русского языка.
Он стремится создать единый слог «для книг и для общества, чтобы писать, как говорят, и говорить, как пишут». И в противоположность Тредиаковскому Карамзин осуществляет это. Он освобождает лексику от излишней книжности, замечательно упрощает синтаксис, создаёт логически и вместе с тем лёгкий, изящный, одинаково удобный и в произношении и на письме «новый слог». Всё это имело очень важные последствия. «Слог его изумил всех читателей, подействовал на них, как удар электрический»,— пишет по горячим следам Н. И. Греч. «Схоластическая величавость, полуславянская, полулатинская,— замечает Пушкин о Ломоносовском языке,— сделалась было необходимостью: к счастью Карамзин освободил язык от чуждого ига и возвратил ему свободу, обратив его к живым источникам народного слова».
Противники стилистической реформы Карамзина жестоко упрекали его в офранцужении русского языка — в чрезмерном засорении галлицизмами. Ориентация Карамзина на французский язык в первый период его литературной деятельности, действительно, принимала подчас характер механического перенесения в русский язык французских слов, выражений и оборотов, засорявших его не менее чем прежние славянизмы и латинизмы. Однако в дальнейшем сам Карамзин пытался освободиться от этого
Недостатком реформы литературного языка Карамзина был отход от сближения русского литературного языка с языком простого народа. Ограниченность реформы Карамзина была связана с тем, что язык его был далек от народной основы. Это сумел понять и исправить Пушкин. Вместе с тем заслугой Карамзина явилось стремление, осуществленное им в своей литературной практике, к расширению границ литературного языка, освобождению его от архаизмов, сближению литературного языка с живой разговорной речью образованного общества.
- Этико-эстетическая программа русского сентиментализма и ее реализация в повести «Бедная Лиза». Название повести. Внешний и внутренний конфликт. Авторскаяпозиция.
Повесть «Бедная Лиза» написана на классический сентименталистский сюжет о любви представителей разных сословий: ее герои — дворянин Эраст и крестьянка Лиза — не могут быть счастливы не только в силу нравственных причин, но и по социальным условиям жизни. Глубокий социальный корень сюжета воплощение в повести Карамзина на своем самом внешнем уровне, как нравственный конфликт «прекрасной душою и телом» (1, 620) Лизы и Эраста — «довольно богатый дворянина с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным »(1, 610). И, конечно, одной из причин потрясения, произведенного повестью Карамзина в литературе и читательском сознании, было то, что Карамзин первым из русских писателей, обращавшихся к теме неравной любви, решился развязать свою повесть так.
Однако новшества литературной манеры Карамзина этим не исчерпываются. Сам образный строй повести, манера повествования и угол зрения. Повесть «Бедная Лиза» начинается со своеобразной музыкальной интродукции — описания разнообразностей Симонова монастыря, сопряженных в ассоциативной памяти автора-повествователя с «воспоминанием о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы» (1, 606):
Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей ‹…›: великолепная картина, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах… ›. Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые ‹…› наделяют алчную Москву хлебом. ‹…›
Там, опершись на развалины гробных камней, внимаю глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных, — стону, от которого сердце мое содрогается и трепещет. ‹…› Все сие обновляет в моей памяти историю нашего отечества — печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и мечом опустошали окрестности российской столицы и когда несчастная Москва, как беззащитная вдовица, от одного Бога ожидала помощи в любых своих бедствиях (1 , 605-606).
До, как начнется развитие сюжета, эмоционально-насыщенном пейзаже четко обозначены темы главных героев повести — тема Эраста, чей образ неразрывно связан с «ужасной громадой домов» «алчной» Москвы, сияющей «златом куполов», тема Лизы, сопряженная неразрывной ассоциативной связью с жизнью естественной природы, описанной при помощи эпитетов «цветущие», «светлая», «легкие», и тема автора, чье пространство имеет не физический или географический, а духовно-эмоциональный характер: автор выступает как историк, летописец жизни своих героев. и хранитель памяти о них.
С голосом автора в частный сюжет повести входит тема большой истории отечества — и история одной души и оказывается ей равновелика: «человеческую душу, любовь Карамзин мотивировал исторически и тем самым ввел в историю». Это сопоставление двух разных и мыслившихся до того несопоставимыми контекстами исторического и частного — делает повесть «Бедная Лиза» основополагающим литературным фактом, на базе которого возникнет русский социально-психологический роман.
В своем эстетическом единстве три центральных образа повести — автор-рассказчик, бедная Лиза и Эраст — с невиданной для русской литературы полнотой реализовали сентименталистскую концепцию личности, ценной своими внесословными нравственными достоинствами, чувствительной и сложной. Каждый герой всем обладает комплексом этих признаков, но имеет свой собственный доминанту. Основным носителем категории чувствительности является автор-рассказчик. С образом бедной Лизы соединяется идея внесословной ценности личности, — кстати, именно с этой идеей связан единственный случай прямой авторской декларации в повести — «ибо и крестьянки любить умеют!» (1, 607). Наконец, Эраст является воплощением сложности и противоречивости обратной натуры в сочетании своих субъективных качеств («добрый от природы, но слабый и ветреный»), объективной вины перед Лизой и столь же объективной невиновности, поскольку он, так же, как и Лиза, является жертвой обстоятельств, не дающих из сложившейся ситуации никакого выхода кроме трагедии. Такое последовательное воплощение сентиментальной идеологии в безупречно художественной форме и новаторской поэтике сделало повесть Карамзина «Бедная Лиза» не только эстетическим манифестом русского сентиментализма, но и подлинной родиной русской художественной прозы.
Подлинная литературная слава пришла к Карамзину после публикации повести «Бедная Лиза» (Московский журнал. 1792 г.). Показателем принципиального новаторства Карамзина и того литературного потрясения, каким явилась его повесть для русской художественной прозы, стала волна подражаний, захлестнувшая русская литература на рубеже XVIII-XIX вв. Одна за другой повести, различные карамзинский сюжет: «Бедная Маша» А. Измайлова, «Обольщенная Генриетта» И. Свечинского, «Даша, деревенская девушка» П. Львова, «Несчастная Маргарита» неизвестного автора, «Прекрасная Татьяна» В. Измайлова, «История бедной Марьи» Н. Брусилова и т. д.
Еще более убедительным доказательством переворота, совершенного карамзинской повестки дня в литературе и читательском сознании, стало то, что литературный сюжет был воспринят русским читателем как сюжет жизненно достоверный и реальный, а ее герои — как реальные люди. После публикации повести вошли в моду прогулки в окрестностях Симонова монастыря, где Карамзин поселился в своем героиню, и к пруду, который она бросила и который получил название «Лизина пруда». Как точно заметил В. Н. Топоров, определяя место карамзинской повести в эволюционном ряду русской литературы, «впервые в русской литературе создала такой образ жизни, который воспринимался как более сильный, острый и убедительный, чем сама жизнь».
Внешний и внутренний конфликт повести
“Бедная Лиза” – повесть о трагической любви. Простая, крестьянская девушка Лиза, живущая в окрестностях Москвы, отправляется в город торговать цветами. Там она встречает молодого человека по имени Эраст. Они влюбляются друг в друга.
Сюжет повествования основывается на системе внутренних и внешних конфликтов. Внешний конфликт представляет собой социальное противоречие: он – дворянин, она – крестьянка. Герои страдают из-за общественных предрассудков, но затем начинают верить в то, что сила любви преодолеет их. И читателю в определенный момент кажется, что история любви будет иметь счастливый финал. Но в повести есть и другие конфликты, которые развивают действие трагическим образом. Это внутренний конфликт в душе Эраста, возникший из-за сложившихся жизненных обстоятельств. Герой уезжает в расположение действующей армии, а Лиза остается его ждать, поверив обещаниям и признаниям своего возлюбленного. Проиграв в карты деньги и имение, Эраст оказывается неспособным заплатить образовавшиеся долги. И тогда он находит единственный выход: жениться на богатой невесте. Лиза случайно узнает о предательстве и решает утопиться. Мотив самоубийства тоже был новым для русской литературы. Узнав о смерти любимой, Эрасмт мучительно переживает свое предательство. Об этом мы узнаем из концовки повести.
Эта история вызывает сочувствие в сердцах читателей к персонажам повести. Автор тоже сочувствует своим героям. Авторская позиция видна в названии повести. Эраста мы тоже не можем назвать отрицательным героем, этот образ вызывает сочувствие тем искренним раскаянием, которое он испытывает, осознав весь ужас своего поступка, глубину предательства, приведшего к смерти Лизы. Авторская позиция выражается и через прямые высказывания, принадлежащие в повести повествователю: “Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце”
- Система образов повести. Принципы изображения любовного чувства. Психологическая сложностьхарактеров.
Характеристика героев «Бедная Лиза»
Главные герои
Лиза
Молоденькая, привлекательная девушка, в 15 лет осталась без отца. Трудолюбивая и усердная Лиза усиленно работает, помогая своей старой матери. Она вяжет носки, изготавливает холсты, в летнее время собирает ягоды и цветы, и носит все это на продажу в Москву. Это чистая и скромная девушка, с чувствительной и ранимой душой. Влюбившись в молодого офицера, полностью отдается своим чувствам. Доверчивая и наивная, она искренно верит в любовь Эраста. Узнав о его женитьбе, не может пережить измены, и заканчивает жизнь самоубийством.
Эраст
В «Бедной Лизе» герои не только вызывают симпатию, но и заставляют усомниться в подлинности чувств. Поведение Эраста в случае с Лизой – яркий пример этому несоответствию слова и дела. Эраст – молодой, богатый дворянин, умный и добрый человек. Вместе с этим, он слабохарактерный и безвольный. Влюбившись в Лизу, испытывает новые чувства впервые столкнувшись с нравственной чистотой. Завладев Лизой, он снова стал самим собой. Проиграв состояние, женится на богатой даме своего круга.
Второстепенные персонажи
Мать Лизы
Пожилая женщина, больная, сильно переживает смерть мужа. Очень добрая и чувствительная, любит и жалеет Лизу. Ее мечта – выдать замуж дочь за хорошего человека. Общительная старушка, любит вести разговоры с Эрастом. Ей нравится молодой человек, но она не представляет его Лизиным мужем, так как хорошо понимает социальное неравенство. Услышав о смерти дочери, сердце старушки не выдержало, и она умерла вслед за ней.
Автор
Автор рассказывает о несчастной любви двух молодых людей, историю которых узнал от Эраста. Это хороший и честный человек, умеющий глубоко чувствовать и сострадать. С нежностью и восхищением автор описывает образ несчастной девушки, с пониманием и сочувствием относится и к Эрасту. Он не осуждает молодых людей, и посещает Лизину могилку из самых светлых побуждений.
Отец Лизы
При жизни был зажиточным крестьянином, вел трезвый образ жизни, умел и любил трудиться, чему научил и свою дочь. Был любящим мужем и заботливым отцом, его смерть принесла семье много страдания.
Богатая вдова
Автор вскользь упоминает об этой даме. Это уже пожилая женщина, давно влюблена в молодого офицера. Чтобы окончательно не разориться, Эраст женится на ней.
Анюта
Молоденькая девушка, соседка Лизы. Именно к ней обращается Лиза перед смертью. Анюта честная и надежная девушка, которой можно доверять. Лиза попросила Анюту передать матери деньги, и объяснить ей причину своего поступка. Растерявшаяся от безумной речи Лизы, от ее внезапного броска в реку, Анюта не сумела оказать помощь тонущей соседке, и с плачем побежала в деревню за помощью.
- Функция пейзажа впроизведении.
Пейзаж – это одно из основных средств раскрытия чувств, душевных переживаний и волнений главной героини.
В самом начале произведения автор описывает Москву – «ужасную громаду домов и церквей». Противопоставлением величественного, но мрачного амфитеатра выступает естественная красота природы: цветущие луга, светлая речка, дубовая роща. Описание природы в начале повести служит для выражения позиции автора. Карамзин встает на сторону всего прекрасного, естественного, дышащего красотой и гармонией. С любовью и нежностью изображает он долины, раскинувшиеся по берегам Москвы-реки. В этом чудесном, естественном и прекрасном мире живет трудолюбивая, добрая, искренняя девушка Лиза. Она является частью натуры. Красивая, искренняя, живая раскрывается она навстречу любви, отдает этому чувству всю себя. Не способная на обман и ложь девушка не ожидает предательства и со стороны любимого ею человека.
Зарождение чувств Лизы сопровождают «белые туманы», волнующиеся в воздухе. Они становятся отражением внутренних переживаний, волнений молодой девушки. Мир оживает, расцветает вокруг Лизы, когда Эраст признается ей в любви. Также как природы, ее душа расцветает навстречу новому, еще неведомому ранее ей чувству. Пока отношения между Лизой и Эрастом были честными, искренними, то и природа вокруг оставалась такой же красивой, светлой, как и их любовь.
Проходит пора невинных отношений, Лиза с Эрастом становятся близки. Девушка чувствует себя грешницей, внутреннее смятение Лизы предстает в образе безлунной черной ночи, когда небосвод изредка освещается вспышками молнии, а тишину нарушают раскаты грома. Тревога, смятение царствуют в душе молодой героини. Гроза становится предвестником трагичного финала повести.
Чувства Эраста постепенно угасают, и он оставляет девушку под предлогом того, что ему необходимо удалиться в полк. Все время разлуки Лиза живет надеждой снова увидеться с возлюбленным. Узнав о предательстве Эраста, девушка кончает жизнь самоубийством. Лиза бросается в тот самый пруд, сидя на берегу, которого она была так счастлива. Свидетелем счастья героини и ее трагичной смерти становится «мрачный» дуб, в тени которого находит приют бездыханное тело Лизы.
Таким образом, роль пейзажа в повести «Бедная Лиза» неоднозначна и сложна. С одной стороны, натура – это фон событий произведения. Но основная его роль заключается в более полном раскрытии характера главной героини, ее чувств.
- Речевая характеристика, мимика, жест, художественная деталь как средства создания образа. Портрет и его роль вповести.
Знаменитая повесть Карамзина «Бедная Лиза» (1792), в которой он продолжил линию изображения «простых поселян», удачно начатую «Фролом Силиным», привлекла современников своей гуманистической идеей: «и крестьянки любить умеют». Сюжет повести незамысловат. В центре внимания – психология героев. Много лирических отступлений. Главная героиня – крестьянка Лиза – воплощение представления писателя о «естественном человеке»: она «прекрасна душой и телом», добра, искренна, способна преданно и нежно любить. Жизнь её тесно связана с природой». Карамзин вывел героиню из того сословного круга, в котором, как считалось, только и возможны чувства утончённые и просвещённые, эстетизировал действительность.
Повествование о «плачевной судьбе» Лизы предваряется величественной панорамой Москвы и окрестностей города с акцентированием внимания на отдельных топографических приметах (Данилов монастырь, Воробьёвы горы, стены Симонова монастыря) и лаконичным, но весьма эмоциональным экскурсом в прошлое российской столицы. Такого рода вступление к повести позволяет Карамзину обозначить тот реальный географически-топографический и исторический контекст, который призван помочь читателю лучше понять рассказанную затем историю.
В самом начале своего повествования Карамзин указывает место и время действия (окрестности Москвы, близ Симонова монастыря, «лет за тридцать перед сим») и подчёркивает, что «пишет не роман, а печальную быль». Начальные страницы «Бедной Лизы» свидетельствуют о неравнодушии Карамзина к своему Отечеству. Примечательно, что свою героиню писатель поселил рядом с Симоновым монастырём: со стен именно этого монастыря он любуется Москвой и её окрестностями, именно в Симоновом монастыре он вспоминает о прошлом Москвы и об истории Отечества. Соседство пустой, полусгнившей хижины, в которой когда-то жили Лиза со своей матерью, и опустевшего, полуразрушенного монастыря позволяет Карамзину органично перейти от размышлений о судьбах Отечества к раздумьям о судьбе отдельного человека – не прославленного своими подвигами героя, а простой крестьянской девушки.
Карамзин в «Бедной Лизе», как и во «Фроле Силине», последовательно, целеустремлённо привлекал внимание читателей к нравственным проблемам, ибо был убеждён, что не только состояние общества, но и судьбы отдельных людей во многом зависят именно от этого – от уровня нравственности. Социальные коллизии затрагивались писателем в предельно лаконичной, ненавязчивой форме. Лиза заслужила своей внешней и внутренней красотой право на человеческое счастье. Но в том социальном и нравственном мире, в котором она живёт, это право не может быть реализовано.
Трагический конец героини предопределён различием в социальном положении Эраста и Лизы: он – «довольно богатый дворянин», она – крестьянка. Вместе с тем Карамзин вуалирует социальный конфликт, переводя его в моральный план, и заканчивает свою повесть примиряющими аккордами, придающими ей элегический тон: «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привёл меня к Лизиной могилке. – Теперь, может быть, они уже примирились!».
Герой повести Карамзина – отнюдь не злодей, не насильник и не расчётливый, коварный соблазнитель. Он действительно увлёкся Лизой, искренне восторгался её красотой, её душевной чистотой, её нравственным обликом.
Эраст принадлежит не к самой худшей части дворян. Он – человек «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Ему кажется, «что он нашёл в Лизе то, чего сердце его давно искало». И различие в социальном положении его вроде бы не смущает. «Однако ж тебе нельзя быт моим мужем!» – восклицает Лиза. На что Эраст заявляет: «Ты обижаешь меня. Для твоего друга важнее всего душа, чувствительная, невинная душа, – и Лиза будет всегда ближайшая к моему сердцу». Эраст искренне мечтает об идиллической любви, о забвении сословных предрассудков. Но мечтания его призрачны. Отсюда – столкновение мечты с реальностью и печальная развязка.
Эраст не обманывал Лизу, когда говорил ей о том, что собирается идти на войну, послужить своему отечеству. Однако его слабохарактерность, ветреность сыграли свою роковую роль. Отправившись в армию, он, «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти всё своё имение. Скоро заключили мир, и Эраст возвратился в Москву, отягчённый долгами. Ему оставался один способ поправить свои обстоятельства – жениться на пожилой богатой вдове…». От былой любви, от благородных заверений и обещаний не осталось ни следа. Эраст предаёт Лизу, предаёт их любовь, предаёт фактически и самого себя. Он оказывается человеком ущербным в нравственном отношении (порочный герой противопоставляется добродетельной героине как «человек цивилизованный» – «естественному человеку»). Вместе с тем, совершив жестокий поступок, Эраст раскаивается всю оставшуюся жизнь. Повесть «Бедная Лиза» – исповедь Эраста, поведанная автором-рассказчиком, которому он доверился.
В образе Эраста впервые намечен тип разочарованного русского аристократа, предшественника Онегина, Печорина и т.д. В образе Эраста Карамзин изображает противоречия человеческого характера.
Лиза предстаёт натурой цельной и сильной, по-настоящему благородной, высоконравственной. При всей глубине и силе любви к Эрасту она не может допустить и мысли о том, чтобы попытаться удержать любимого ценою «бесславия», потери чести. В образе Лизы нашли отражение некоторые черты женского национального характера. Хотя в облике героини чересчур явно проглядывают сентименталистские установки на «чувствительность» повествования и на «изящность» изображения натуры, благодаря чему натура эта предстаёт в «очищенном» своём виде, преимущественно однолинейной. Карамзин выводит Лизу из быта, помещает в лабораторную колбу, и этого довольно: Лизе надобно сочувствовать за то, что она человек (Ст. Рассадин).
Карамзин психологически достоверно раскрывает процесс зарождения и развития чувства у своих героев. Средствами создания психологической сложности их характеров выступают динамика и изменчивость чувства, портрет, пейзаж (природа – действующее лицо повести), речевая характеристика, интонация, мимика, жест, художественная деталь:
«…Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась».
«…незнакомец остановил её за руку».
«На другой день нарвала Лиза самых лучших ландышей и опять пошла с ними в город. Глаза её тихонько чего-то искали».
«»Ничего, матушка, – отвечала Лиза робким голосом, – я только его увидела»».
«Старуха выглянула в окно. Молодой человек поклонился ей так учтиво, с таким приятным видом, что она не могла подумать об нём ничего, кроме хорошего».
«Услужливая Лиза, не дождавшись ответа от матери своей побежала на погреб – принесла чистую кринку, покрытую чистым деревянным кружком, – схватила стакан, вымыла, вытерла его белым поло-
тенцем, налила и подала в окно, но сама смотрела в землю. Незнакомец выпил – и нектар из рук Гебы не мог показаться ему вкуснее. Всякий догадается, что он после того благодарил Лизу и благодарил не столько
словами, сколько взорами».
«Эраст выскочил на берег, подошёл к Лизе и – мечта её отчасти исполнилась: ибо он взглянул на неё с видом ласковым, взял её за руку… А Лиза, Лиза стояла с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим
сердцем – не могла отнять у него руки – не могла отворотиться, когда он приближился к ней с розовыми губами своими… Ах! Он поцеловал её, поцеловал с таким жаром, что вся вселенная показалась ей в огне горящею! …в сию минуту восторга исчезла Лизина робость…».
«Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком расположении, в каком из неё вышла. На лице и во всех её движениях обнаруживалась седечная радость. «Ах, матушка! Какое прекрасное утро! Как всё ве-
село в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!»».
И т.д. и т.п.
Несмотря на то, что социальная тема в повести теряет свою остроту, переходя в любовную историю, Карамзин проявил определённую смелость, утверждая внесословную ценность человека. Мало того, открытие насчёт умения любить, встречаемого и среди крестьянок, наводило на мысль о том, что у крестьян, у народа есть какие-то личные функции, неподнадзорные, неподвластные монарху и не имеющие прямого отношения к исполнению своего долга в обществе.
Крестьянка Лиза, в которой Эраст видел наивную, простодушную «пастушку», совершает поступок, приобщающий её к кругу избранных ― тех, кто не хочет мириться с предрассудками общества, отстаивая свою любовь.Именно самоубийство делало карамзинскую Лизу в глазах читателей подлинной героиней, способной по-настоящему любить. Проявляя решимость умереть из-за несчастливой любви, героиня как бы присваивает привилегию «благородных». Сентиментализм приносит в русскую литературу представление о чести «маленького человека», который защищает свое достоинство в обществе, где сильны сословные предрассудки. «Честь дороже жизни» ― эта формула оказалась применимой к «чувствительной» героине, независимо от её происхождения.
Непосредственно оценивает происходящее сопереживающий «чувствительный» автор-рассказчик: «сердце моё обливается кровью», «язык мой не движется», «слеза катится по лицу моему». Он любит бродить в окрестностях Москвы, наслаждаясь приятными видами; размышляет об истории отечества, разглядывая развалины монастыря; сожалеет о судьбе Лизы, но способен понять и простить заблуждение Эраста.
Повесть породила многочисленные подражания: «Бедная Маша» А.Е. Измайлова, «Несчастная Лиза» И.М. Долгорукова, «Бедная Лилия» А.Попова, «Несчастная Маргарита» неизвестного автора и т.п. Язык повести – самое значительное достижение Карамзина. Ему удалось добиться лёгкости и приятности речи. Но за счёт обилия «чувствительных» слов «изящность» повествования нередко переходит в слащавость. В речи геро-
ев Карамзин не стремится к той индивидуализации, которая уже была известна русской литературе (особенно благодаря журналистике Н.И.Новикова, «Недорослю» Фонвизина): и Лиза, и Эраст, и автор говорят одним и тем же языком. Более того, и в «Фроле Силине», и в «Бедной Лизе» крестьяне говорят не простонародным, а литературным языком. Отказ от употребления «грубых», режущих слух, выражений привёл писателя и к отказу от использования пословиц и поговорок, колоритных русских слов и фразеологизмов.
Если в «Бедной Лизе» встречаются предромантические вкрапления (описание Симонова монастыря, гром, буря, дождь «из чёрных облаков», последовавшие за потерей «Лизиной невинности»), то «Остров Бóрнгольм» (1794) ―повесть с предромантическими тенденциями, где переосмысляется классицистический конфликт Закона, долга (традиции, общепринятые мнения) и Природы, чувства (естественного голоса натуры). Проза её приобретает лирический характер, приближаясь к поэзии.
- Традиции повести «Бедная Лиза» в русской литературе XIX–ХХвв.
1 2
_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Основные проблемы любви в повести Карамзина «Бедная Лиза»
Огромным успехом у русских читателей начала XIX века пользовалась повесть Карамзина «Бедная Лиза», оказавшая существенное влияние на становление и развитие новой русской литературы. Сюжет этой повести очень простой: он сводится к печальной истории любви бедной крестьянской девушки Лизы и богатого молодого дворянина Эраста. Главный интерес повествования заключен в душевной жизни Лизы, в истории расцвета и трагического увядания любовного чувства. Психологически достоверно представлено состояние молодого, целомудренного и наивного девичества с радостным доверием к жизни, слитой с яркими красками солнечного дня, цветущей природы. Потом передается тревожный период недоумения перед новым, незнакомым ей чувством после встречи с Эрастом. Он сменяется трогательной картиной чистой первой влюбленности, счастливой и духовно окрыленной. Но когда бедная Лиза отдается Эрасту, чистые восторги девушки омрачаются сознанием чего-то беззаконного, что вмешалось в ее любовь. И на это новое душевное состояние откликается по-своему природа: «Между тем блеснула молния и грянул гром. Лиза вся задрожала: «Эраст, Эраст! — сказала она.— Мне страшно! Я боюсь, чтобы гром не убил меня как преступницу!» Тревога оказывается ненапрасной: пресыщенный молодой дворянин начинает охладевать в своих чувствах к Лизе. А в ее душе страх потерять любимого сменяется надеждой на возможность вернуть утраченное счастье. Тут Эраст надолго покидает Лизу, отправляясь в военный поход, где он проигрывает в карты все свое состояние, и по возвращении решает поправить дело женитьбой на богатой вдове. Узнав об этом из уст самого Эраста, Лиза впадает в отчаяние. Обманутая в лучших надеждах и чувствах, девушка бросается в пруд около Симонова монастыря — места ее счастливых свиданий с Эрастом. В характере Эраста Карамзин предвосхищает распространенный в новой русской литературе тип разочарованного человека. По натуре Эраст добрый, но слабый и ветреный. Общественная жизнь и светские удовольствия ему надоели, он скучает и жалуется на свою судьбу. Под влиянием сентиментальных романов, которых Эраст вдоволь начитался, он мечтает о счастливых временах, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизации, жили беспечно и дружно на лоне природы. Разочаровавшись в свете, в людях своего круга, Эраст ищет новых впечатлений. Встреча с Лизой удовлетворяет его мечты о гармонической жизни вдали от общества, в природной простоте нравов и обычаев. Но пастушеская идиллия ему вскоре надоедает. Мотивы повести, связанные с Эрастом, в разных вариациях будут звучать в нашей литературе — в пушкинских «Цыганах», в поздней драме Л. Н. Толстого «Живой труп» и романе «Воскресение». А судьба Лизы отзовется в «Станционном смотрителе» Пушкина, в «Бедных людях» Достоевского. По существу, «Бедной Лизой» открывается ключевая в отечественной литературе тема «маленького человека». Правда, социальный аспект в отношениях Лизы и Эраста приглушен: Карамзин более всего озабочен в повести доказательством того, что «и крестьянки любить умеют». Но именно потому социальный колорит в изображении характера Лизы у Карамзина отсутствует. Это является, пожалуй, самым слабым местом повести, ибо Лиза менее всего похожа на крестьянку, а более — на милую светскую барышню эпохи Карамзина, воспитанную на чувствительных сентиментальных романах. Ныне такой писательский подход к изображению людей из народа кажется наивным и нехудожественным. Но современники Карамзина, еще не читавшие ни Крылова, ни Пушкина, ни Гоголя, не только не чувствовали этой фальши, но восхищались до слез художественной правдой повести. Пруд у Симонова монастыря стал местом паломничества почитателей таланта Карамзина и получил название «Лизин пруд». Сюда сходились на свидание сентиментальные парочки, сюда приходили тосковать и предаваться «меланхолии» люди с чувствительными и разбитыми сердцами. Так, один из светских остряков написал по этому поводу такое объявление: Здесь в воду бросилась Эрастова невеста,— Топитесь, девушки, в пруду довольно места! А монахи прекратили эти паломничества просто: обнесли пруд забором и вывесили надпись, что пруд этот вовсе не называется Лизиным.
Все это ныне не может не вызывать улыбки над наивностью и простодушием людей далекого от нас времени. Но при зрелом размышлении нельзя не согласиться, что «привязанная» к крестьянке и выраженная несколько архаичным, устарелым литературным языком история девической любви с ее зарождения до катастрофы передана Карамзиным с психологической достоверностью, в зерне которой уже содержится и будущий Тургенев, певец «первой любви» и тонкий знаток девичьего сердца, и Лев Толстой с проникновением в душевный процесс с его формами и законами. Признанный во всем мире утонченный психологизм русской художественной прозы предчувствуется, зарождается в кажущейся ныне наивной и даже неумелой повести Карамзина.
.
…
Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?
Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.
Помощь в написании учебных работ