Характер это определение для сочинения

Многомудрый литрекон рассуждает на тему: что такое справедливость?. аргументы, вступление, заключение, тезисы все это вы найдете в итоговом сочинении.

Многомудрый Литрекон рассуждает на тему: «Что такое справедливость?». Аргументы, вступление, заключение, тезисы — все это Вы найдете в итоговом сочинении. Приятного просвещения!

Вариант 1

(422 слова) Справедливость — это нравственный компас, который указывает человеку правильное направление в жизни. Люди, наделенные им, всегда поступают так, как велят им здравый смысл и моральный кодекс. Главный принцип справедливости: все должны получить по заслугам, ничто не остается без последствий. Его воплощение мы часто видим в литературе, а она отражает реальность.

Например, в произведении А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» наглядно показана вся суть понятия «справедливость». Старуха была злой и алчной женщиной, которой, тем не менее, повезло в жизни. Старик поймал золотую рыбку, которая в благодарность за спасение исполняла все желания героини. Она тут же забыла о муже и сконцентрировалась на власти и богатстве. Своим стариком она помыкала, не жалея грубости и унижений, а рыбку захотела видеть своей рабой. Вот до чего дошли тщеславие и властолюбие старухи! Но волшебница вернула ее с небес на землю. Героиня осталась у разбитого корыта. Это и есть ее честно заработанное место. Рыбка поступила справедливо, отняв награды у недостойной женщины, которая ее даже не спасала. Ее решение логически обоснованно: подарки судьбы развили только дурные наклонности героини и сделали несчастным старика. И вердикт рыбки имеет моральную основу: человек не должен получать то, чего не заслужил.

Более реалистичный пример описал Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Родион убил двух женщин, повинуясь желанию проверить свои способности. Он думал, что сможет вершить судьбы людей и идти к цели по трупам, однако ошибся и едва не сошел с ума от чувства вины. В чем состояло его заблуждение? Во-первых, он считал, что Алена Ивановна вредит бедным, поэтому ее нужно устранить. Это глупость, ведь никто, кроме ростовщицы, не мог спасти нищего от голодной смерти. Сам же Родион сводил концы с концами только благодаря ее услугам. Кроме того, не Раскольникову решать, кто нужен обществу и куда девать его деньги, это противоречит всем нормам морали. То есть его решение неразумно и безнравственно, а значит, несправедливо, что мы определили по этим двум важнейшим критериям. Во-вторых, никто не может достичь благих целей, убивая людей и грабя их. Цель не соответствует средствам, а значит, человек неизбежно уклонится на своем пути и пойдет по кривой дорожке. Налицо аморальность и неразумность поступка юноши, которые вновь доказывают его неправоту. Осознав все это, Раскольников признал вину и искупил ее раскаянием, получив тюремный срок. Это акт справедливости: за преступлением последовало столь же суровое наказание.

Таким образом, справедливость всегда определяется соответствием логике и морали. Если поступок правильный, его обоснует здравый смысл и поддержит нравственное чутье. А если он плохой, то ему не найти оправдания в этих аспектах. Всегда нужно тщательно продумывать свои действия и сверяться с совестью, которая не даст оступиться.

Вариант 2

(400 слов) «Справедливость — это истина в действии» — говорил Бенджамин Дизраэли. Данное определение полностью отражает природу явления. Когда мы совершаем то, что должно, мы выступаем в защиту правды и имеем всю ее силу. Разум всегда указывает на справедливое решение и обосновывает его, опираясь на моральные каноны. Чтобы составить наиболее полное представление о справедливости, обратимся к литературным примерам.

Вспомним сказку А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Гордая Наина отвергала любовь пастуха, а затем и предложение воина. Девушка была слишком высокомерна и тщеславна, поэтому ее сердце не было способно на любовь. Многие кавалеры пытались добиться ее руки, но она была непреклонна. Неизменно красавица любовалась собой и считала себя лучше всех остальных. Но, как известно, миловидность проходит с годами, и Наина превратилась в уродливую старуху. И тогда ее самый преданный воздыхатель отказался от нее, ведь от прелести возлюбленной не осталось и следа, пока он тщетно старался расположить ее к себе. Отказ стал ударом для героини. Одиночество и старость окончательно испортили ее характер. Но Наина получила по заслугам: одаривая всех безразличием и холодностью, она сама пострадала от этих негативных проявлений. Мир обращался к ней так же, как и она к нему. В этом равенстве положений раскрывается сущность справедливости: как ты относишься к людям, так и они отнесутся к тебе.

Правильное решение всегда соответствует моральным канонам — это важно понимать, чтобы не упустить истину. Это доказывает поучительный пример Ермила Гирина из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Герой служил бургомистром и снискал народную любовь, потому что всегда поступал по совести и не злоупотреблял служебным положением. Для многих он был образцовым человеком, слову которого можно доверять, как своему. Но один соблазн все-таки проник в душу Гирина. Его брата забирали в рекруты. Ему было жаль родственника, и он заменил его имя другим. В армию пошел другой юноша. Ермила подвела привязанность к брату. Ради нее он пожертвовал истиной. Но ведь совесть безразлична к родословной, ее не обмануть. И герой всенародно покаялся в содеянном, он просто не мог больше жить с этим. Он понял, что не может подставлять другого человека даже ради спасения родственника, потому что этот подлог противоречит его нравственным принципам и общим законам морали. Справедливость всегда отвечает требованиям совести.

Таким образом, справедливость — это моральный ориентир, который всегда указывает на истину. Чтобы жить и поступать по совести, чтобы защищать правду, нужно всегда поступать так, как велит этот нравственный абсолют. Только так в мире будет комфортно и безопасно жить, ведь честность и справедливость — самые надежные провожатые в дебрях жизни.

Конспект занятия «Характер персонажа. Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения»

Развивающая: способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления.

Воспитательная: продолжить формирование дисциплинированности, ответственности, воспитанности, нравственных качеств

Планируемые результаты:

Развивать устную речь, память, обогащать словарный запас.

Формировать положительные моральные качества

Оборудование: раздаточный материал, презентация

I . Организационный момент

II . Проверка домашнего задания

III . Актуализация опорных знаний

IV . Самоопределение к деятельности

V . Работа по теме занятия

1.Словарная работа

Образ – это художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя. Образ – это художественная категория, которую мы можем оценивать с точки зрения авторского мастерства: нельзя презирать образ Плюшкина, поскольку он вызывает восхищение мастерством Гоголя, можно не любить тип плюшкиных.

Понятие «персонаж» шире понятия «образ». Персонаж – это любое действующее лицо произведения, поэтому данным понятием неправильно заменять понятия «образ» или «лирический герой». Но отметим, что применительно к второстепенным лицам произведения мы можем употребить только это понятие. Иногда можно столкнуться и с таким определением: персонаж – это лицо, не влияющее на событие, не важное при раскрытии основных проблем и идейных коллизий.

Лирический герой – образ героя в лирическом произведении, переживания, мысли, чувства которого отражают авторское мировосприятие; это художественный «двойник» автора, имеющий свой внутренний мир, свою судьбу. Это не автобиографический образ, хотя и воплощает в себе духовный мир автора. Например, лирический герой М.Ю. Лермонтова – это «сын страдания», разочарованный в действительности, романтичный, одинокий, постоянно ищущий свободу.

2.Работа в группах

Составление опорной схемы. (по группам). Представление кластеров.(Учитель предлагает свой вариант)

Образ – персонаж занимает центральное место среди других образов

К ним не относят автора

Образы-персонажи: → человек

Существа животные насекомые птицы предметы явления природного мира

человеко одушевленные

образ-персонаж

Жизнеподобные условные нежизнеподобные(фантастические)

Вымышленные исторически достоверные

СИСТЕМА образов – персонажей представляет мир персонажей каждого литературного произведения

Главные антагонист реальные жизнеподобные добрые прекрасные комические

Второсте- протагонист вымышленные условные злые Безобразные трагические

пенные фантастические трагикомические

главные и эпизодические

. Определите место образа- персонажа в художественном мире.

Может ли автор быть литературным персонажем?

Что такое прототип образа -персонажа?

Может ли любой человек стать прототипом художественного образа?

Определите понятие « исторический образ-персонаж»

Почему важно рассматривать образы-персонажи в системе?

4.Дополнительные вопросы и задания:
1. Приведите примеры известных произведений живописи, на которых отсутствует прямое изображение человека. Найдите репродукции таких картин в учебнике. Чем интересны такие произведения человеку? Что они могут сказать об их авторе, художнике-творце?

2. Приведите примеры обращения в нашем повседневном общении к именам фольклорных и литературных персонажей. С какой целью используются сравнения реальных людей с известными персонажами фольклора и литературы?
5. Выполнение творческой работы. Составление характеристики образа-персонажа по плану (по группам)

По произведениям Тургенева «Бежин луг», Набокова «Рождество», Айтматова «Белый пароход»
Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.
Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа.
1. Социальное и материальное положение.
2. Внешний облик.
3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:
а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;
б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).
4. Область чувств:
а) тип отношения к окружающим;
б) особенности внутренних переживаний.
5. Авторское отношение к персонажу.
6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:
а) с помощью портрета;
б) в авторской характеристике;
в) через характеристику других действующих лиц;
г) с помощью предыстории или биографии;
д) через цепь поступков;
е) в речевой характеристике;
ж) через «соседство» с другими персонажами;
з) через окружающую обстановку.
Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.

VIII . Рефлексия

— Что нового узнали?

-На этом уроке я узнал…

-Я бы хотел узнать больше..

IX . Подведение итогов урока

Домашнее задание: характеристика образа персонажа произведения «Маттео Фальконе» П.Мериме

Сбросить характеристики с корабля современности?

Н е один десяток лет настойчиво звучит мысль о том, что составление планов-характеристик героев — одно из самых слабых звеньев школьного анализа. Формализм и штамп, особенно прочно укоренившиеся в анализе образов, приводят к тому, что многие литературные герои, любимые учащимися до изучения, становятся после изучения как бы на одно лицо. Установившийся шаблон — выделение положительных и отрицательных черт характера и подбор к ним цитат — убивает живое восприятие личности героя. Он превращается в носителя абстрактных добродетелей или пороков. Когда о героях говорят приблизительно по одному плану, в той же манере и в одном ключе, не удивительно, что в сознании учащихся они напоминают один другого.

“Очень часто планирование рассматривается как особый вид «навыка», который нужно культивировать безотносительно ко всему процессу знакомства с произведением, именуемому литературным чтением, — писала М.А. Рыбникова. — А между тем работать над планом — это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы”. Учитель обязан научить школьника составлять план, в частности план-характеристику образа-персонажа, но делать это надо не ради планов, а ради литературного образования в целом. Выяснение качеств характера героя, условий его воспитания, взглядов, интересов, привычек и тому подобное — совершенно необходимый этап анализа. Но здесь возникает вопрос: как все эти черты характера связаны с поставленной писателем проблемой, с исторической эпохой?

  • психологическая мотивировка, этическая, социальная направленность личности героя;>
  • реализация характера в системе взаимоотношений с другими действующими лицами художественного произведения;
  • отношение писателя к мотивировке поведения персонажа и реализация этого авторского отношения в сюжетно-композиционной целостности.
  1. Портрет персонажа. Что прежде всего подчёркнуто в портрете? Как это его характеризует?
  2. Речь героя. Каковы особенности речи и о чём они говорят?
  3. Герой во взаимоотношениях с другими людьми. Кто о нём говорит и что именно? Как он относится к разным людям?
  4. Герой в его поступках. Как проявляется герой в делах своих? Какие качества раскрываются в его поведении?
  5. Что мы можем сказать о герое после всестороннего знакомства с ним? Что думает о нём автор и что хотел сказать, изображая его? Каким он представляется нам? Что мы думаем о нём? На какие мысли о жизни, о человеке он нас наводит?

План действительно универсальный, к нему можно обращаться при анализе героев любого произведения. Но если этот план будет бесконечно повторяться, станет универсальным на практике, это уже плохо. Он станет шаблоном и приведёт к однообразию приёмов, что значительно ослабит восприятие героя школьниками. Чтобы избежать этого, Е.Маймин предлагает при знакомстве с новым литературным героем брать “новый угол зрения”.

Мы не можем полностью отказаться от составления на уроке плана-характеристики. Какой бы критике он ни подвергался, в школе характеристика остаётся в активе анализа литературного образа. Чтобы избежать схематизма и формализма в раскрытии характера героя, следует более ответственно подойти к ней: грамотно определить содержание, выбрать приёмы раскрытия этого содержания, найти место и время для характеристики в системе уроков. В начале анализа — это подробное знакомство, представление образа-персонажа; в середине — работа над характеристикой героя в конкретном эпизоде; в конце — подведение итогов анализа, обобщённое, сквозное повторение через центральный образ-персонаж проблематики и идейной направленности произведения в целом. План есть закрепление и систематизация знаний. Он должен быть конкретным, отражать человеческую и идейную сущность именно этого литературного героя, а не абстрактной личности вообще. Этот план должен помочь конкретному разговору о герое как художественном образе.

В качестве примера составления плана-характеристики рассмотрим характеристики образов Германна, героя «Пиковой Дамы», и Петра Гринёва, героя «Капитанской дочки».

Образ Германна

“…Он был скрытен и честолюбив… он имел сильные страсти и огненное воображение, но твёрдость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости…” Психологический портрет: характер неординарный, во многом противоречивый, неоднозначный, но не отнесённый здесь автором к разряду явно отрицательных.
“Формула жизни” — расчёт, умеренность и трудолюбие. Цель жизни — покой и независимость. Намеренно, силой разума герой подавляет свои чувства и желания.
Карточная игра — путь для бедного военного инженера взлететь вверх по имущественной лестнице. Жажда сиюминутного обогащения, власть денег — происходит подмена одних ценностей другими.
“Игра в любовь”: Лиза — лишь орудие тщательно задуманного плана. Любовные отношения — тот же расчёт.
Томский о Германне: “У него профиль Наполеона и взгляд Мефистофеля”. Многозначное, образное сравнение подчёркивает нестерпимое желание стать выше, пусть даже переступив через других и через себя.
Первая жертва Германна — Лизавета Ивановна. Вторая жертва — старая Графиня. Третья жертва пагубной страсти — он сам. Пиковая Дама — олицетворение совести героя. Человек не должен губить в себе человеческое, в противном случае безумие — единственный выход для истерзанной души.
Автор повести поднимает важнейшие нравственные вопросы: о чести и бесчестии, цели, смысле и ценности человеческой жизни. Человек, губящий в себе человеческое ради денег, — трагический финал неизбежен.

В центре анализа на уроке образа Германна был мотив разрушительного влияния на человека власти денег. Характер другого героя Пушкина, Петра Гринёва, мы предлагаем раскрыть через мотив, проходящий в ряде произведений Пушкина 30-х годов, — это мотив святости брака и семьи, родного дома как основы человеческого бытия. В классе на уроке нет необходимости всестороннего, то есть литературоведческого изучения художественного произведения. Достаточно выбрать один мотив, который при грамотном анализе приведёт учащихся к постижению авторского замысла.

Образ Петра Андреевича Гринёва

I. Юный Петруша Гринёв в родительском доме.

1. Вольготная жизнь недоросля в родительском доме.

2. “Береги честь смолоду” — нравственный наказ отца, жизненные принципы которого прямо или косвенно внушались герою в родительском доме.

3. Заячий тулуп, подаренный матерью, — своеобразный оберег в дорогу, который спасёт Петру жизнь.

4. Забота дядьки Савельича — пример дружбы и преданности.

II. Гринёв по дороге в крепость.

1. Кабак, бильярд, оскорбление Савельича — игра вырвавшегося на свободу Петруши во взрослую жизнь.

2. Гринёв платит Зурину долг чести.

3. Раскаяние перед Савельичем. Такое отношение к крепостному слуге — тоже результат воспитания, полученного дома.

III. Гринёв в Белогорской крепости.

1. Гринёв в кругу семьи капитана Миронова — простых, добрых и честных людей.

2. Любовь к Маше Мироновой, ради которой Гринёв готов отдать жизнь.

3. Гринёв — обладатель великого христианского дара — умения прощать врага своего. Он не держит зла на Швабрина и прощает его.

IV. Пугачёв и Гринёв: отношения отца с сыном.

1. Отношения сложились уже тогда, когда дворянин “поравнялся с человеком”, испытав к вожатому интерес, доверие, благодарность.

2. Для офицера Гринёва невозможна сделка с совестью. Его отказ служить на стороне самозванца был воспринят тем с уважением.

3. Искренняя благодарность Петра Гринёва Пугачёву, дважды спасшему его от смерти, вернувшему возлюбленную.

4. Последний долг: Гринёв присутствовал на казни Пугачёва.

Вывод. Подхваченный ветром событий, Петруша ищет дорогу, опираясь на опыт, идущий из родового корня. Он узнаёт, к каким последствиям приводит попытка утвердить себя через разрушение и чем оборачивается компромисс с самим собой. Этот вынесенный из жизни урок навсегда останется для него связанным с именем Пугачёва.

Речь как средство характеристики литературного героя

Художественная литература — явление многоплановое. Речь здесь предстаёт, во-первых, как средство изображения, во-вторых, в качестве предмета изображения — кому-то принадлежащих и кого-то характеризующих высказываний. Только в литературе человек предстаёт «говорящим», чему принципиальное значение придал М.М.Бахтин: «Основная особенность литературы — язык здесь не только средство коммуникации и выражения-изображения, но и объект изображения» [5, с. 145].

Чтобы создать художественный образ человека, писатель использует такой прием, как создание характера героя, который раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, в описании чувств героя, а также в его речи.

«О речи персонажа, — замечает К. Н. Ломунов, — часто говорят мимоходом, как о чём-то второстепенном, не самом важном. Речевая характеристика может показаться недостаточно значимой, если подходить к ней формально. Но она позволит понять многое, если за речевыми особенностями того или иного героя мы увидим и самого героя, и отношение к нему автора» [6, с. 74]. Герой разговаривает, и особенности его словоупотребления, интонации, построения фразы дают читателю представление о темпераменте говорящего, о степени его образованности, о положении, возрасте, характере. Это и есть речевая характеристика образа персонажа, в которой, на наш взгляд, следует выделить следующие составляющие:

  • — эмоциональное состояние героев во время диалога;
  • — предмет разговора;
  • — цель разговора, перспектива на взаимопонимание;
  • — особенности речи (интонация, словоупотребление, грамматика и синтаксис построения фраз);
  • — место диалога в сюжете произведения.

Вот какое определение речевой характеристике дает «Словарь лингвистических терминов» под ред. Розенталя: «Речевая характеристика (речевой портрет) — это подбор особых для каждого действующего лица литературного произведения слов и выражений как средство художественного изображения персонажей; в одних случаях для этой цели используются слова и синтаксические конструкции книжной речи, в других средством речевой характеристики служат просторечная лексика и необработанный синтаксис и т.д., а также излюбленные «словечки» и обороты речи, пристрастие к которым характеризует литературный персонаж с той или иной стороны (общекультурной, социальной, профессиональной и т. п.)» [7, с. 514].

Таким образом, речевая характеристика — это часть характеристики персонажа или литературного героя, она преследует цель охарактеризовать его речь (манеру говорить, всевозможные интонации, обороты речи, словарный запас) и складывается из самой речи героев и из описания ее особенностей писателем-автором.

«В речевой характеристике действующего лица или героя эпического произведения писатель обобщает такие особенности речи людей, которые говорят читателю об уровне культуры и принадлежности к определенной среде, исторической эпохе»; раскрывает духовный мир и его психологию [8, с. 245].

Для читателя важно не только то, о чем говорит персонаж и как это его характеризует. Важно и то, как он говорит. Ведь в самой манере выражать свои мысли, в словаре, в построении фразы раскрывается духовный мир героя. Во многом речь зависит от обстоятельств, в которые попадает человек. «Слово, — отмечает К. В. Подарцев, — живая реакция на мысль собеседника, реакция на то, что происходит вокруг, а также выражение раздумий, душевных переживаний героя» [3, с. 27]. За тем или иным персонажем закрепляются постоянные, только ему присущие особенности речи, что приводит к индивидуализации образа.

Язык литературного героя помогает читателю не только понять его духовный мир, полюбить или возненавидеть его, но и оказаться в центре описываемых событий, воспринимать происходящее с позиций его участников.

«Наблюдение над особенностями речи героев помогает читателю понять индивидуальные особенности их характеров», — пишет А. И. Ревякин [9, с. 112].

Кроме того, в речевом оформлении произведения проявляется непосредственно авторский стиль писателя, его творческая манера. «Мы можем не только определить отношение писателя к изображаемому им миру, но и рассмотреть особенности его письма в соответствии с его взглядами на те или иные вещи, мировоззрением, какими-то психологическими моментами, обстоятельствами, в связи с которыми было написано произведение» [10, с. 318]. В совокупности все это позволяет нам понять замысел автора.

Таким образом, речевая характеристика важна не только в раскрытии психологических особенностей персонажа и конкретной исторической эпохи, но и помогает писателю донести до читателя главную мысль произведения.

Стародум и Простакова
Стародум и Правдин
Стародум как резонер комедии «Недоросль»
Пьеса «Недоросль» Дениса Фонвизина была написана в 18 веке – в переходную эпоху, когда российское общество представляло собой два противоположных лагеря – приверженцев новых, просветительских идей и носителей устаревших, помещицких ценностей. Ярким представителем первых в пьесе выступает Стародум. «Недоросль» является классицистическим произведением, поэтому уже в фамилии героя Фонвизин предоставляет читателю краткую характеристику Стародума. «Стародум» – тот, кто думает по-старому. В контексте комедии это человек, для которого важны приоритеты предыдущей – петровской эпохи – в то время монарх активно вводил реформы по просвещению и образованию, отходя таким образом от укоренившихся в российском обществе идей домостороя. Помимо того, значение фамилии «Стародум» можно трактовать и более глобально – как носителя мудрости, опыта, традиций, христианской морали и человечности.
В пьесе Стародум выступает положительным героем. Это образованный мужчина преклонного возраста, с большим жизненным опытом.
Основные черты Стародума – мудрость, честность, доброта, уважение к другим людям, справедливость, ответственность за будущее своего отечества и любовь к родине.

Стародум и Простакова

По сюжету комедии Стародум является дядей Софьи. Еще когда девушка была маленькой, ему пришлось уехать в Сибирь, где он честным путем нажил состояние, и теперь вернулся домой спокойно провести старость. В комедии Стародум является одним из главных героев и противопоставляется в пьесе, прежде всего, госпоже Простаковой. Оба персонажа – это родители, однако подход к воспитанию у них кардинально различается. Если Простакова видит в Митрофане маленького ребенка, требующего постоянной заботы, всячески его балует и потакает ему, то Стародум относится к Софье как ко взрослой сформировавшейся личности. Он заботится о ее будущем, выбирая в мужья ни грубого Скотинина или глупого Митрофана, а достойного, образованного и честного Милона. Беседуя с Софьей, он наставляет ее, объясняя как важно равноправие, уважение и дружба между супругами, к чему приводит непонимание и отстраненность в браке, тогда как Простакова даже не втолковывает Митрофану всю ответственность женитьбы, и юноша воспринимает ее как очередную забаву.
Помимо того, противопоставляются и основные ценности, внушаемые родителями своим детям. Так, Простакова объясняет Митрофану, что главное – это деньги, дающие неограниченную власть, в том числе над людьми – слугами и крестьянами, над которыми можно издеваться, как то вздумается помещику. Стародум же объясняет Софье, что главное в человеке – благонравие. Особо показательны его слова о том, что если умный человек не имеет какого-либо качества ума, то его вполне можно извинить, тогда как «честному человеку никак простить нельзя, ежели недостает в нем какого-нибудь качества сердца».
То есть для Стародума образцовая личность – это не обязательно тот, кто многого добился или много знает, а честный, добрый, милосердный, любящий человек с высокими моральными ценностями – без них, по мнению мужчины, личность является несостоявшейся. Представляя собой именно такую личность, Стародум противопоставляется и другим отрицательным героям – Митрофану, Скотинину и Простакову.

Стародум и Правдин

Образ Стародума в «Недоросле» противопоставляется не только отрицательным персонажам, но и положительному Правдину. Герои имеют, казалось бы, схожие взгляды на необходимость перевоспитания помещиков, оба являются носителями идей гуманизма и просвещения, оба считают важным благонравие и моральные ценности человека. Однако Правдина главным регулирующим механизмом становится буква закона – именно она определяет кто прав, а кто виноват – даже наказание Простаковой осуществляется только после появления соответствующего приказа. Он – прежде всего, чиновник, для которого ум человека, его достижения и рассуждения более важны, чем личные пристрастия. Стародум же более руководствуется сердцем чем умом – показательной является история о его друге, образованном умном человеке, который не захотел служить родине, думая больше о себе, чем о судьбе отечества. Тогда как Цыфиркин вызывает у Стародума сочувствие и благосклонность – учитель не имеет хорошего образования, но добр и честен, чем и привлекает мужчину.
Таким образом, при сопоставлении образов Правдина и Стародума, становится понятно, что чиновник – это современная рациональная личность эпохи Просвещения, для него важна справедливость закона, опирающаяся на гуманность и честность. Стародум же выступает образом, представляющим мудрость поколений – он осуждает устаревшие ценности помещиков, но не возносит на пьедестал рационализм новых дворян, придерживаясь вневременных, «вечных» человеческих ценностей – чести, сердечности, доброты, благонравия.

Стародум как резонер комедии «Недоросль»

Образ Стародума в комедии выступает резонером мнения самого автора. Одним из подтверждений этого является решение Фонвизина через несколько лет после написания пьесы выпускать журнал «Стародум» (еще до выхода первого номера был запрещен Екатериной ІІ). Противопоставляя в пьесе два противоположных ценностно-идейных направления – помещиков и нового дворянства, автор приводит третье, находящееся между ними и зависящее не только от образования, полученного в детстве, как это прослеживается в остальных персонажах, а от личного опыта героя. Стародум не получил в детстве хорошего образования, но «воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голов». Фонвизин подчеркивает, что человек с правильным воспитанием способен сам получить необходимые знания и вырасти достойной личностью.
Кроме того, словами Стародума автор остро критикует современную ему власть – Екатерину II и двор, обнажая все их недостатки, подчеркивая хитрость и лживость дворянства, их нечестную борьба за чины, когда люди готовы «ходить по головам». По мнению героя, и, следовательно, Фонвизина, монарх должен быть примером благородства, чести, справедливости, лучших человеческих качеств для своих подданных, а само общество нуждается в изменении ориентиров, воспитании гуманизма, доброты, уважения и любви к ближнему и своей Родине.
Высказанные в произведении взгляды на то, какой должно быть общество в целом и каждая личность в частности, остаются актуальными и в наши дни, привлекая все новых и новых ценителей классической литературы.
Подробная характеристика Стародума в «Недоросле» позволяет понять идейный замысел автора, прояснить его взгляды на российское общество той эпохи. Она пригодится ученикам разных классов при подготовке сочинения на тему «Характеристика образа Стародума в комедии «Недоросль»».
Характеристика Стародума в комедии «Недоросль» Фонвизина – описание образа для сочинения по теме | источник

Альтруизм- постоянная готовность жертвовать своими интересами  в пользу интересов других людей или общества в целом.

Аномалия- отклонение от нормы.

Бережливость— заботливое отношение к материальным и духовным благам, к собственности.

Благодарность— чувство признательности за сделанное добро или оказанную помощь.

Благородство— моральное качество, характеризующее поступки и действия человека с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы.

Боль— ощущение страдания (физическая, душевная).

Вежливость— моральное качество, оценивающее поведение людей. Включает в себя внимательность, деликатность, такт.

Вера— принятие чего- либо истинным в силу субъективного убеждения.

Вина- отрицательно окрашенное чувство по отношению к какому- либо поступку или действию.

Взаимопомощь— это взаимная, обоюдная помощь, выручка в каком- либо деле.

Внимание к ближнему- уважение интересов других людей, учёт возможных последствий для них при совершении тех или иных поступков, отзывчивость по отношению к чужим проблемам и бедам.

Воля— духовная способность человека к дополнительным усилиям, необходимым для достижения цели.

Выбор- принятие решения из нескольких вариантов.

Гармония- слаженность целого, рождающаяся от сочетания противоположных по качеству сущностей.

Внутренний мир человека—  это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности.

Героизм— способность жертвовать собой и своими интересами ради чужого, общего блага.

Гордость- чувство собственного достоинства, самоуважение.

Грубость- отрицательное моральное качество человека, который пренебрегает культурой поведения.

Гуманизм— человеческое в человеке. Глубокая вера в безграничные возможности человека и его способность к самосовершенствованию.

Добро- всё положительное, хорошее, полезное.

Доброта- отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Доверие— доброе отношение к действиям другого лица и к нему самому.

Долг- общественно обусловленная и внутренне осознанная субъектом необходимость.

Достоинство- понятие, выражающее оценку человеческой личности: уважение и самоуважение.

Дружба- близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Жизненные ценности— это цели и приоритеты, которые, управляя человеком, определяют его сущность.

Зависть— враждебное чувство по отношению к успехам других людей, показатель болезненного себялюбия и тщеславия.

Зло- действия человека или многих людей, направленные на разрушение или игнорирование принятых в обществе моральных принципов, причинение вреда другим людям и себе, оно несёт с собой нравственные страдания и ведёт к разрушению личности.

Золотое правило нравственности- общее этическое правило, которое можно сформулировать так: не делайте другим то, чего вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили. 

Идеал— высшая степень нравственного представления о благом и должном.

Измена— нарушение верности общему делу, предательство.

Индивидуальность- неповторимое своеобразие конкретной личности и её творческой деятельности.

Инициатива- проявление личной активности человека, сопрягающейся с его творчеством и мужеством.

Интерес— особое внимание, целеустремлённое отношение человека к чему- либо.

Интуиция— внутреннее чувство, чутьё, догадка.

Искренность- честность, субъективная сторона убеждённости в правоте своих идей и действий.

Искупление- снятие с себя вины за совершённые проступки посредством полного признания своей вины и искупления причинённого вреда.

Истина— идеал познания и способ достижения точного знания о ком или о чём- либо.

Культура поведения— совокупность правил и форм поведения человека в соответствии с общепринятой моралью и правилами этикета.

Личность— целостный человек в единстве его индивидуальных способностей и выполнения им социально- культурных функций.

Любовь- глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.

Малодушие— слабость воли человека.

Материнская любовь— особое чувство, самое бескорыстное, сильное м нежное, доброе и светлое. Она поддерживает ребёнка всегда и во всём, придаёт ему силу и уверенность в жизни.

Намерение— решение совершить действие и достигнуть положительного результата.

Норма- нравственно узаконенное установление, признанный обществом порядок морального поведения.

Нравственность— показатель и критерий духовной культуры человека. Самый значительный показатель нравственности- совесть.

Нравственный выбор-основанный на моральных ценностях выбор человеком модели своего поведения.

Обида— несправедливо причинённое огорчение, а также вызванное этим чувство; переживание гнева, жалость к себе.

Обязанность— моральное требование, выступающее как проявление долга.

Ответственность- способность личности управлять своей деятельностью, отвечать за свои действия и поступки и совершать при этом правильный выбор, сознательно и добровольно выполнять моральные требования.

Патриотизм— любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.

Полезность- форма оценки действий человека с точки зрения удовлетворения каких- либо потребностей или интересов людей.

Порядочность — это строгое соблюдение человеком  установленных в обществе норм поведения и неспособность человека ни при каких обстоятельствах к подлым поступкам.

Прекрасное- очень красивое; то, что воплощает красоту, соответствует её идеалам.

Преступление- проступок, который представляет собой особую опасность для человечества.

Проступок- нарушение требований морали и нравственности.

Раскаяние- признание личностью собственной вины и осуждение допущенных ошибок.

Репутация- создавшееся общее мнение о достоинствах и недостатках кого- либо.

Рефлексия- осмысление человеком своих собственных мыслей и действий.

Свобода- деятельность, не обусловленная внешними причинами.

Свобода воли- способность человека самостоятельно принимать решения и действовать по своему усмотрению.

Семья- важнейшая общественная ценность. Члены семьи связаны общностью быта, вступлением в брачные отношения, стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.

Сила воли- стремление человека добиваться поставленных перед собой целей, несмотря на различные обстоятельства, физические возможности, лень или настроение.

Смирение-покорность по отношению к внешним силам и обстоятельствам.

Смысл жизни- способ восприятия человеческой жизни , который даёт личности ощущение её значимости в мире природы и в истории общества.

Совесть- чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми.

Сознательность- способность принимать решение со знанием дела и нести за это личную ответственность.

Солидарность— единство убеждений и действий, взаимная помощь и поддержка, основанные на общности интересов.

Сочувствие— гуманное отношение человека к человеку.

Сострадание— искреннее сочувствие, жалость человека по отношению к страдающему или больному лицу. Направлено на оказание посильной помощи страдающему человеку и словом, и делом.

Справедливость- понятие о должном, включающее в себя требование соответствия деяния и воздаяния: соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли в жизни общества и социального положения в нём.

Счастье— состояние человека, которое соответствует его наибольшей удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности его жизни и деятельности, реализации всех его запросов и устремлений.

Толерантность- терпимость по отношению к иным взглядам, мнениям, нормам поведения, общения и деятельности.

Требование— строгое указание, равносильное приказу.

Тревога- беспокойство, волнение.

Убеждения- духовные ценности, осознанно принятые субъектом для принятия личных решений.

Уважение— отношение к людям, в котором признаётся достоинство личности.

Ханжество— лицемерие. Обычно скрывает недоверие, подозрительность, ревнивое отношение к людям.

Харизма- исключительная наделённость личности особыми качествами: святостью, всезнанием, непогрешимостью.

Характер— совокупность нравственных качеств личности, указывающих на её разум и силу воли.

Хоспис— социально- медицинское учреждение, оказывающее помощь и поддержку безнадёжно больным и членам их семей.

Цель- заранее предполагаемый и желаемый результат действия человека.

Ценность- предельное, безусловное основание творческо- созидательной человеческой жизни (может быть материальной и духовной).

Человечность- нравственное качество, готовность прийти на помощь каждому, кому она необходима.

Честность- правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективная убеждённость в правоте дела, искренность перед другими и перед самим собой.

Честь- внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.

Чуткость- уважительное отношение, забота о людях, внимание к их нуждам и запросам.

Щедрость— открытость, готовность делиться как своим материальным достатком, так и способностями, знаниями, душевными силами.

При изучении произведения Макар Чудра анализ ученикам 11 класса и тем более 8 класса нередко оказывается сделать сложно. Если же разобраться в основных моментах, изучить характеристики главных персонажей, понять суть и главную мысль рассказа не составит труда.

Макар Чудра анализ произведения

Первым делом следует рассмотреть анализ произведения Макар Чудра. Особого внимания при этом заслуживают следующие моменты:

✔️ написан в 1982 году;

✔️ поднимаются темы о ценности свободы, любви, смысле жизни и силе человеческого характера;

✔️ композиция представляет собой рассказ, который находится внутри рассказа. За счет этого удается обрамить все происходящее философскими мыслями рассказчика;

✔️ произведение является рассказом в романтическом направлении.

Так выглядит краткий анализ Макара Чудра. Для того же, чтобы разобраться в данном произведении, его стоит изучить более подробно.

Макар Чудра история создания

Это первое произведение, которое написал Алексей Пешков. Его опубликовали в издании под названием Кавказ в 1892 году. Правда, истинное имя автора там не указывалось. Рассказ был издан под псевдонимом Максим Горький.

Идея написания этого произведения у автора появилась после общения со скитальцем и революционером Калюжным. Калюжный смог рассмотреть в молодом человеке талант и убедил его, что тот может писать прозу. С помощью революционера удалось и опубликовать данное произведение. Не удивительно, что молодой писатель был очень признателен своему вдохновителю и называл его учителем.

Жанр, тема и композиция

Анализ рассказа Макар Чудра стоит начать с выделения основных тем. Писатель в данном произведении поднимает сразу несколько проблем. Он говорит о силе любви, физической и внутренней свободе, человеческой силе духа и характере. Также затрагивается тема честолюбия и гордости.

Композиция в данном случае весьма неординарная. В рассказе присутствует некая легенда. Повествование ведется от лица рассказчика. За счет этого у автора есть возможность высказать собственное мнение и поразмышлять по поводу всего происходящего.

Экспозиция в данном случае представляет собой рассуждения цыгана. 58-летний Макар говорит о смысле жизни, о любви и женщинах, а также о свободе и том, как ее понимает каждый человек. Главный рассказ в данном случае обрамляется именно этими размышлениями, а также образом моря, которое по завершению повествования легенды также становится символом свободы.

История, которую поведал цыган, наполнена романтизмом. Все происходящее кажется правдивым и при этом нереальным. Нарисованные рассказчиком образы весьма идеализированы. Радда невероятно красива, а Зобар очень талантлив, настоящий умелец. По сути рассказ цыгана является олицетворением его внутренней философии. Он говорит много красивых слов, которые трогают душу. Правда, без реальных подтверждений они являются пустыми.

В анализе произведения Макар Чудра подразумевается определение жанра. В данном случае он особенный. Повествование ведется от лица Макара Чудры. Безусловно, в его словах при этом можно найти отражение взглядов писателя.

Краткий анализ героев

В произведении Макар Чудра анализ героев имеет особое значение. Характеристики главных и второстепенных персонажей в данном случае стоит рассмотреть подробно:

Макар Чудра

Это независимый, свободолюбивый цыган, который вместе с табором кочует по всему земному шару. Это могущественный мужчина с крепким здоровьем. Создается впечатление, что Макар железный. Он не боится плохой погоды и не пытается спрятаться от сильного ветра. Больше всего он ценит вольную, характерную для цыган жизнь, а также свободу. Мужчина не может подолгу сидеть в одном месте, ему пришлось немало пережить и повидать. Цыган склонен к размышлениям и философствованию, гордится своим народом и с удовольствием рассказывает интересную легенду;

Лойко Зобар

Красивый цыганский парень, которого знают во многих странах Европы. Он испытывает невероятную страсть к лошадям и славится как конокрад. Немало владельцев скакунов желают разделаться с этим молодым человеком, но поймать его никому не удается. Он также очень ценит волю и свободу, и словно ветер носится по безграничным просторам. Парень освоил игру на скрипке, а его талант вызывает у всех восхищение. Он влюбляется в молодую цыганскую девушку, но в конце погибает;

Радда

Гордая цыганская девушка, которая всех покоряет неземной красотой. Правда, она не отдает никому предпочтение. Это непокорная, весьма своенравная особа, не желающая склонять голову перед кем-то. Она уверенна, что достойна гораздо большего, с ухмылкой смотрит на всех желающих женить ее на себе. Это вольная, свободная птица. Такая участь ожидала и Зобара. Несмотря на то, что Радда искренне его полюбила, она стремилась склонить его к собственным ногам. Правда, парень не смог ей подчиниться. Это привело к трагическому концу. Молодой цыган заколол свою возлюбленную ножом;

Данило

Пожилой мужчина является папой Радды. Он искренне любит собственную дочь и гордится ей. Цыган не боится никого и ничего, принимает выбор дочери и относится к ее решению с уважением. Он ценит то, что Радда столь сильно любит свободу. Мужчина не останавливает дочь ни в чем, позволяет совершать все, что той заблагорассудится. Когда его дочь убивает возлюбленный, пожилой цыган без раздумий хватается за этот нож и убивает Зобара. Смерть дочери для Данила – огромное горе;

Рассказчик

Действующим персонажем в данном случае повествователя назвать нельзя. Он внимательно слушает и со стороны оценивает все те события, которые происходят. Повествователь производит анализ окружающей реальности и высказывает мнение непосредственно самого автора. Кроме того, он описывает ту природу, которая его окружает. Это становится эффектным дополнением рассказа Макара. Когда интрига начинает накаляться, природа уже не спокойная и тихая. Начинается сильный ветер, поднимается буря, дождь стремительно усиливается, а море поистине грохочет.

Узнав особенности главных персонажей, произвести анализ рассказа Горького Макар Чудра будет существенно проще.

Основная мысль и смысл рассказа

Мировоззрение, которое показывает в своем произведении автор, для многих может показаться экзотическим. Писатель напоминает о первозданном, природном человеческом начале. Ведь тогда люди не привязывались к определенным вещам, дому и территории.

Писатель высказывает собственное мнение по поводу рабского отношения к жизни, указывает на явную неприязнь. Ведь именно Горький немного позже скажет известную всем фразу о том, что человек звучит гордо. Его возмущает малодушие, а также то, что люди чрезмерно пристальное внимание уделяют мнению общественности, слепо следуют установленным порядкам.

Правда, писатель не высмеивает ту ситуацию, которая в итоге сложилась. Автор идет несколько иным путем и показывает нехарактерных личностей, у которых предпочтения и ценности кардинально отличаются от общей массы людей.

Главная идея данного произведения заключается в том, что каждый человек должен помнить о собственной индивидуальности. Недопустимо, чтобы люди сливались с общей массой. Не исключено, что автор своим рассказом хотел произвести на читателя такое же впечатление, которое было вызвано у слушателя самого повествователя. Основная мысль заключается в том, что у людей должно появиться желание открыть новые грани жизни, а не придерживаться стереотипов.

На этом анализ произведения Горького Макар Чудра можно считать завершенным. После его изучения каждому школьнику с легкостью удастся написать сочинение по этому рассказу, раскрыв данную тему максимально детально.

  • Характеристика алешки в рассказе алешкино сердце
  • Характер чечевицына из рассказа чехова мальчики
  • Характер царя гвидона из сказки о царе салтане
  • Характер царевны из сказки о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс
  • Характер царицы мачехи в сказке о мертвой царевне и семи богатырях