«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Александра Сергеевича Пушкина по жанру является литературной стихотворной сказкой. В ней поэт использовал традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и доброй падчерице. В этой сказке, в отличие от народной сказки, даются авторские характеристики. Читатель видит отношение автора к главным героиням. В сравнительной характеристике царевны и царицы отмечены и различия в их речи, а также отношение других персонажей к этим героиням. Всё это является признаком литературной, а не книжной народной сказки.
Портрет: описание внешности, характеристика речи
Царевна сразу после рождения лишилась матери, а когда подросла, стала настоящей красавицей, белолицей и чернобровой. Говорила она так кротко, вежливо, ласково, тихо, выразительно, что богатыри сразу по её речи «спознали, что царевну принимали».
Царица, на которой царь женился через год после смерти матери царевны, тоже была красива: «высока, стройна, бела». Ласково она говорила только с зеркальцем, которое ей досталось в приданое. Оно было волшебное: умело говорить и всегда хвалило красоту своей хозяйки. Но когда зеркальце однажды сказало, что «царевна всех милее, всех румяней и белее», царица закричала: «Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло. Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь-то успокою».
Характер, поступки
Царевна была доброй, отзывчивой девушкой, её все любили за это, кроме злобной, завистливой мачехи. Поэтому сенная девушка Чернавка, которой царица приказала завести падчерицу в лесную глушь, связать и оставить на съеденье волкам, пожалела царевну. Она её увела в лес, но не связала и отпустила. Живя в тереме у семи богатырей, царевна пожалела нищую черницу (Чернавку, одетую, как монахиня) и дала ей хлеб. Она ласкова не только с людьми, но и с псом, которого зовут Соколко и который живёт у семи богатырей.
Царевна была робкой и догадливой. Догадавшись, что Чернавка завела её в лес, чтобы погубить, она сильно испугалась, попросила не губить её и пообещала пожаловать Чернавку, когда станет царицей.
Молодая царевна скромна, вежлива. Когда в лесной терем вернулись богатыри, она, низко поклонившись им и закрасневшись, извинилась, что зашла к ним в гости, «хоть звана и не была».
Царевна трудолюбива. Живя в лесном тереме у семи богатырей, она не сидела сложа руки: прибирала комнаты в тереме, топила печь, готовила еду, пряла.
Царевна — спокойная, вежливая, миролюбивая девушка. Она, живя у семи богатырей, вела себя скромно, им не перечила. Царевна верна своему жениху королевичу Елисею. Когда богатыри предложили ей выбрать среди них себе жениха, девушка тактично им отказала и сообщила, что она невеста королевича Елисея. И ещё сказала богатырям, что для неё они «все равны, все удалы, все умны», что она любит их сердечно, как родных братцев. Тактичный и вежливый отказ милой девицы не повлиял на отношение богатырей к ней, и все они вновь стали согласно, мирно «жить да поживать».
Царица — настоящий антагонист царевны (то есть её характер прямо противоположен характеру падчерицы). Царица злая, грубая, эгоистичная, любит только себя, считает себя самой красивой на свете, завидует красоте царквны. Ради того, чтобы избавиться от падчерицы, которую зеркало признало более красивой, чем она, царица 2 раза покушалась на её жизнь. Она велела Чернавке оставить царевну в лесу на съеденье волкам. Узнав от зеркала, что падчерица жива, она разозлилась на Чернавку, что та её не связала в лесу. Жестокая царица снова велела ей погубить царевну, иначе хотела надеть Чернавке на шею рогатку (железный ошейник с длинными шипами). Девушка в этом ошейнике погибла бы, так как не смогла бы спать. Чернавка не готова была пожертвовать собой. Поэтому она переоделась в монашеское одеяние, взяла клюку и под видом нищей старой черницы (то есть монахини) пришла к лесному терему и угостила царевну отравленным яблоком.
Читатель, видя как ревность царицы к красоте падчерицы и желание первенствовать привели её к преступлению, уже не считает её красивой, ведь её злобность как бы перечёркивает её внешнюю красоту.
Отношение других персонажей к героиням
Овдовевший царь выбрал себе новую жену по красоте, а когда узнал её характер, вряд ли он ему понравился.
Дочь свою царь любит. Когда ей сыскался жених королевич Елисей, царь обещал дать дочери богатое приданое: 7 торговых городов и 140 теремов. А когда дочка пропала, бедный царь сильно по ней тужил.
Царевну ненавидит только ревнивая и завистливая царица, другие люди её любят: и отец, и королевич Елисей, и семеро богатырей. Чернавка в душе её любила, но не осмелилась противиться распоряжениям царицы, решившей, во что бы то ни стало, погубить падчерицу. Даже пёс Соколко, живущий у богатырей, сразу понял, что царевна добра, и стал ласкаться к ней. Соколко хотел, чтобы она бросила яблоко. Он «жалко смотрит, грозно воет, //Словно сердце пёсье ноет, //Словно хочет ей сказать: //Брось!» Но девушка не поняла предупреждения пса, ведь она была доверчива к людям и не заподозрила, что черница хочет её отравить.
Сенная девушка Чернавка боится царицы, так как видит её злость и жестокость.
Отношение автора к героиням
В тексте сказки ясно видна оценка автора главных героинь.
О его отрицательном отношении к царице говорят такие слова, относящиеся к ней: «…горда, ломлива, своенравна и ревнива»; «Чёрт ли сладит с бабой гневной?» Пушкин дважды называет её «царицей злой» и «злой мачехой».
О том, что автору нравится царевна молодая, свидетельствуют такие слова: «Братья милую девицу полюбили»; «Вдруг она, моя душа, пошатнулась не дыша».
Сравнительная характеристика царевны и царицы (таблица)
Параметры сравнения | Царевна | Царица |
Портрет | Красива, «белолица, черноброва». | Красива, «высока, стройна, бела». |
Речь | Говорит с людьми тихо, ласково, доброжелательно. Речь её выразительная, красивая. Богатыри по её речи сразу поняли, что она царевна. | Её речь грубая, высокомерная. Ласково царица разговаривала только с зеркальцем, которое хвалило её красоту. Но когда оно объявило, что «царевна всех милее», царица закричала на него, называя его мерзким стеклом. |
Черты характера, поведение | Доброта, отзывчивость, вежливость, тактичность, наивность, доверчивость, верность жениху, трудолюбие. Робкий, кроткий нрав. Она всегда ведёт себя просто, скромно, смирно, не гордится своей красотой. | Злобный нрав. Гордость, своенравие, грубость, жестокость, коварство, бессердечие, ревность, завистливость. Ведёт себя надменно, ломливо (то есть манерно). |
Отношение к другим людям | Помогает людям (вела хозяйство у семи богатырей, подала хлеб нищей чернице). Любит отца и жениха, верна королевичу Елисею. Богатырей любит как братьев, почитает их. | К людям относится высокомерно, недоброжелательно, жестоко. Никого не любит, кроме себя. |
Отношение других людей к героиням | Все, кроме мачехи, её любят, всем она мила. Даже Чернавка, которая по приказу царицы пыталась погубить царевну, в душе её любила. | Царица очень злая, поэтому другие люди, конечно, её не любят. Чернавка боится своей жестокой владычицы. |
Отношение автора к героиням | Любит эту героиню, называет её милой девицей, сочувствует ей, когда она отравилась яблоком, наполненным ядом. | Автор относится к ней отрицательно, называет её «бабой гневной», «царицей злой». |
Вывод | Общее между царевной и царицей состоит в том, что они обе внешне очень красивы. Различие их в том, что царевна обладает положительными качествами характера, а её мачеха — отрицательными. |
Вывод
В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкин показывает, что добро сильнее зла. Молодая царевна олицетворяет добро, а царица является её антагонистом и олицетворяет зло.
Сравнительная характеристика царевны и царицы показывает превосходство душевной красоты над внешней красотой. Молодая царевна добра, скромна, со всеми любезна и совсем не гордится своей красотой. А царица зла, коварна, груба, ревнива, завистлива, она считает себя первой красавицей. Увидев, что ей не удалось погубить свою прекрасную падчерицу, царица умирает от злобной тоски. Сказка учит тому, что нужно относиться к людям по-доброму, не ревновать и не завидовать, потому что злоба, ревность, чёрная зависть губят самого завистника.
Конспект урока
Литература
5 класс
Урок № 15
А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о
семи богатырях». События и герои
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- события сказки, главные и второстепенные
герои; - фольклорная основа сказки;
- противостояние добрых и злых сил;
- общность и различия главных героев.
Тезаурус
Присказка –
шутливое вступление или концовка народной сказки, рассказа, обычно не связанные
с их содержанием, иногда в виде прибаутки, поговорки.
Зачин –
устойчивая формула, с которой начинаются фольклорные произведения. Служит для
описания места, где будут происходить дальнейшие события, а также для того,
чтобы познакомить слушателей с основными героями сюжета.
Концовка –
устойчивая словесная формула, которой завершается повествование в народных
сказках и былинах.
Перст – палец
руки.
Кротость –
смирение, покорность, незлобивость.
Чернавка –
служанка в барском доме (обычно выполняющая чёрную, черновую работу).
Сорочин –
сарацин, наездник на коне, чужестранец с Востока.
Спе́шить – сбить
с коня, сделать пешим.
Горница –
верхнее часть строения, жилое помещение в верхней части строения.
Изразец –
плитка из обожжённой глины для облицовки стен, печей, обычно покрытая с лицевой
стороны глазурью, кафель.
Список литературы
Обязательная литература:
Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для
общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В.
И. Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019 – 307 с
Дополнительная литература:
1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах:
Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 256
2. Гороховская Л. Н. Марьина О. Б. Проверочные
работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96
3. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б.
Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112
4. Егорова Н. В. Поурочные разработки по
литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400
5. Егорова Н. В. Контрольно-измерительные
материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80
6. Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература.
5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279
7. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. –
М.: Экзамен, 2019, стр. 80
8. Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению.
Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019,
стр. 64
Открытые электронные ресурсы:
- Словари, энциклопедии, справочники
универсального содержания. Сайт Российской Национальной библиотеки.
URL: http://www.nlr.ru (дата
обращения: 19.07.2019) - Каталог сетевых ресурсов по русской
филологии и фольклору. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (дата
обращения: 19.07.2019) - Все книги России, библиографический каталог.
URL: http://www.biblus.ru/ (дата
обращения: 19.07.2019) - Фундаментальная электронная библиотека
«Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских
писателей. URL: http://feb-web.ru/ (дата
обращения: 19.07.2019) - Раздел «Урок литературы» сайта «Учительский
портал». URL: https://www.uchportal.ru/load/257 (дата
обращения: 19.07.2019) - Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и
тексты. URL: http://yanko.lib.ru/books/betweenall/rudnev-new-slovar.htm /
(дата обращения: 19.07.2019) - Раздел «Литература» на проекте «Мир
энциклопедий» URL: http://www.encyclopedia.ru/cat/soft/group/5380/ (дата
обращения: 19.07.2019)
Теоретический материал для самостоятельного
изучения
В 1831-1834 годах Александром Сергеевичем
Пушкиным был создан цикл сказок, в которых представлено авторское понимание
счастья, морали, любви, смысла жизни.
Перед нами «Сказка о мёртвой царевне и семи
богатырях», написанная Пушкиным осенью 1833 г., то есть знаменитой болдинской
осенью. Поэт создавал её как под влиянием сюжета сказки «Белоснежка» из
сборника братьев Гримм, так и услышанного от няни в Михайловском русской
народной сказки «Волшебное зеркальце». Сходство пушкинской сказки с
«Белоснежкой» есть, но читателем она воспринимается как оригинальный русский
сюжет.
Начало сказки о царевне-сироте напоминает и
сказку «Морозко», и немецкую сказку. Обратим внимание, как Пушкин расставляет
акценты, как противопоставляет злую мачеху и кроткую царевну. Не отказывая
царице в красоте, автор описывает дурной характер мачехи:
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Царевна же расцвела «тихомолком», она
«кроткого нраву»: нет в её характере ни своенравия, ни гордости.
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…
Таким образом, с самого начала сказки автор
противопоставляет не просто двух красавец, а два типа красоты.
Как и в сюжете о Белоснежке, мачеха старается
извести прекрасную падчерицу и девушка оказывается в лесу одна-одинёшенька. И
вот тут появляются герои истинно русской народной сказки – богатыри.
Замена гномов богатырями, появление
дома-терема, описание богатырских забав и охоты – несомненная удача Пушкина,
подчёркивающая оригинальность произведения.
Перед утренней зарёю
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить…
Важной является сцена сватовства богатырей к
молодой царевне, где её ответ раскрывает нам нежную, кроткую, искреннюю суть
героини.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей.
Образ королевича Елисея – жениха царевны,
отправившегося на поиски пропавшей невесты – ещё одно новаторство Пушкина в
преображении сюжета. Не случайный спаситель пробудит царевну от злых чар, а
жених, объехавший полсвета в поисках её, не побоявшийся обратиться к самому
Солнцу. Благородство Елисея под стать душевной красоте его невесты.
Конечно, обращает на себя внимание и образ пса
Соколки – верного друга царевны. Он, чувствуя зло, которое несет переодетая
старушкой злая мачеха, пытается спасти свою хозяйку:
Пёс ей под ноги — и лает
И к старухе не пускает;
Соколка словно уговаривает царевну отказаться
от яблока, подаренного старухой:
Пёс бежит и ей в лицо
Жалко смотрит, грозно воет,
Словно сердце пёсье ноет,
Словно хочет ей сказать:
Брось!..
Отношение пса к двум героиням еще раз
подчеркивает их несхожесть, полное противопоставление в сюжете.
Завершается это противопоставление в финальной
сцене сказки.
Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут её тоска взяла,
И царица умерла.
Лишь её похоронили,
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей…
Обратим внимание, от чего умерла царица: «Тут
ее тоска взяла…» Обратившись к словарю, узнаем, что тоска – тяжёлое гнетущее
чувство, душевная тревога. То есть царица умерла от того зла, что было в ней
самой, в ее злой душе. И как видим, её смерть никого не опечалила – «свадьбу
тотчас учинили».
Таким образом, Пушкин завершает свою мысль об
истинной и ложной красоте, где истинная красота заключается в душе человека,
его отношении к миру, к людям, в доброте и кротости. Такая красота – оружие добра,
она всегда побеждает злобу, зависть и себялюбие.
Теоретический материал для углубленного
изучения
Сказка о мёртвой царевне, как и другие сказки
А. С. Пушкина, не была написана специально для детей. За занимательным сюжетом
и яркими героями – глубокая авторская мысль о противостоянии добра и зла, об
истинной и ложной красоте, о внутренней красоте человека.
Образ заглавной героини сказки иллюстрирует
пушкинское представление об идеальной русской женщине: доброй, кроткой и
верной.
С. Я. Маршак в статье «О сказках Пушкина»
писал: «Милые, любите Пушкина! В каком возрасте становятся понятны детям
пушкинские стихи? Трудно определить с математической точностью границы
читательских возрастов. Но пусть эти сказки будут в каждой нашей семье
наготове, пусть ждут они того времени, когда ребёнок начнёт понимать их смысл
или хотя бы любить их звучание. Ведь не только страницы книг, но и самые
простые явления жизни дети начинают понимать не сразу и не целиком. Как
известно, далеко не все современники поэта оценили его сказки по достоинству.
Были люди, которые жалели, что Пушкин спускается с высот своих поэм в область
простонародной сказки. А между тем в «Царе Салтане», в «Мёртвой царевне» и в
«Золотом петушке» Пушкин – тот же, что и в поэмах. Каждая строчка сказок хранит
частицу души поэта, как и его лирические стихи».
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Выбор элемента из выпадающего списка
Задание: Богатыри положили царевну в гроб…
Варианты ответа:
Стеклянный
Золотой
Хрустальный
Серебряный
Задание опирается на сюжет изучаемой сказки
Пушкина. Ознакомившись с предложенными вариантами ответа и вспомнив основные
события сказки, приходим к выводу, что правильный ответ: хрустальный.
Подчеркивание элементов
Задание: Царица отравила царевну при помощи
Варианты ответа:
Яблока
Напитка
Мёда
Зеркала
Задание опирается на сюжет изучаемой сказки
Пушкина. Ознакомившись с предложенными вариантами ответа и вспомнив основные
события сказки, приходим к выводу, что правильный ответ: яблока. Выбор варианта
осуществляется подчеркиванием правильного ответа.
Урок в 3 классе
Тема. А.С.Пушкин. Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.
Цель:
· выявить народную основу сказки А.С.Пушкина, смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, роли художественно-изобразительных средств в сказке;
· развивать навыки выразительного чтения, лексической работы, работы с иллюстрациями;
· воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.
Оборудование: мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Актуализация знаний учащихся.
1. Организационный момент.
— Любим мы читать и слушать
Сказки и стихи про дружбу,
Ритм ногами отбивать
И героев оживлять.
Здравствуй, сказка и рассказ,
Что готовишь нам сейчас? /хором/
2. Вводная часть.Вступительное слово учителя:
Есть имена, как солнце!
Имена – как музыка!
Как яблони в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена.
— Так говорил писатель 20 века И. Северянин, и я с ним совершенно согласна. Ребята, а какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?(ответы детей)
А с какой сказкой А.С. Пушкина мы познакомились на предыдущих уроках?
(Со сказкой о мёртвой царевне и семи богатырях.)
II. Тема урока, постановка целей и задач.
Для того, чтобы определить тему нашего урока, вам нужно отгадать кроссворд. Работаем в парах.
Ключевое слово. «ОБРАЗЫ»
ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА(5. В художественном произведении: тип, характер. )
-Как вы думаете, чьи Образы мы рассмотрим на уроке?(ответы детей)
Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.(ответы детей)
— Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина» .
— Сегодня на уроке мы должны проанализировать образы царевны и царицы в сказке и понять в чем смысл противопоставления героинь, каково отношение автора к героиням, ну и, конечно, рассмотреть ваше отношение к данным образам.
А какие два человеческих качества ярко проявляются через образы этих героинь?
( добро и зло)
3. Анализ содержания сказки.
РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ
Для того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и зачитаем строки, характеризующие царицу и царевну.
На партах у вас таблица, которую вы должны заполнить «Какими автор показывает в сказке обеих героинь»
— Назовите слова, характеризующие ЦАРИЦУ. Прочитайте их. С 85.
— Давайте запишем их в таблицу:
Øвысока
Øстройна
Øбела
Øумна
Øгорда
Øломлива
Øсвоенравна
Øревнива
— А теперь назовите и запишите слова, которыми автор описывает ЦАРЕВНУ:
белолица
черноброва
нраву кроткого
добрая
скромная
трудолюбивая
Царица
Царевна
Внешность
высока
стройна
бела
белолица
черноброва
Поведение характер
Умна
горда
ломлива
своенравна
ревнива
нраву кроткого
добрая
скромная
трудолюбивая
4. Лексическая работа
— Скажите, как вы понимаете слова:
Нрав– характер, душевные качества.
Кроткий– незлобливый, покорный, смирный.
Гордый– сознающий своё превосходство.
Ломлива (от глагола «ломаться» – упряма, капризна.
Своенравный– упрямый, поступающий так, как вздумается.
Ревнива– здесь: мучительно желающая быть лучшей.
— Какие качества вы еще можете добавить от себя каждой героине? Назовите.
— Запишите в таблицу.
— А какие общие черты их соединяют? (Обе царского происхождения)
— Какие средства выразительности использует автор, показывая образы царицы и царевны? СРАВНЕНИЕ
— Теперь немного отдохнем – проведем физкультминутку “Сказки Пушкина”:
Раз-два-три-четыре!
Петушок сидел на спице!
Раз-два-три-четыре!
Было чудо у царицы!
Раз-два-три-четыре!
Рыбка говорить могла!
Раз-два-три-четыре!
Наказал попа Балда!
Раз-два-три-четыре!
Сказки Пушкина мы любим,
Никогда их не забудем!
Учитель: Почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?
Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.
Учитель: Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
Ученики: Ненависть, зависть.
Учитель: Обладает ли добрый человек такими чувствами?
Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.
Учитель: А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?
Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить
Учитель: И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?
Ученики А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.
Учитель:Откуда же такие замечательные качества у царевны?
Ученики: от матери
Перечитаем начало сказки и посмотрим какой она была.
Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Учитель:Какие главные качества характера мы видим?
Ученики: Любовь и верность.
Учитель: С чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”?
Ученики: С цветком. Она так же прекрасна, как роза.
А сейчас для того, чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна – добро, обратимся к чтению и анализу эпизодов, в которых наиболее видна яркая характеристика образов героинь.
6. Анализ эпизодов.
Эпизод .“Но невеста молодая
До зари в лесу блуждая…” (Выразительное чтение)
Учитель: Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?
Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло.
Учитель: Что сделала героиня в доме?
Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.
Учитель: Как это характеризует героиню?
Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.
Учитель: Богатыри, пленившись её скромностью и красотой приютили её в своем доме
ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА
И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали;
Учитель:Выделите глаголы, которые говорят о её приветливости, скромности
Ученики: Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась
Учитель: какой же была речь девушки, что сразу стало понятно, что она царевна?
Ученики:Приветливой, доброй, красивой.
Учитель Значит речь может быть визитной карточкой человека характеризировать его и вызывать соответствующее к нему отношение
Учитель: Можем ли мы про царицу сказать, что она добрая и трудолюбивая?
Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.
Учитель: А как досталось зеркало царице? (Приданое)
Учитель Чем стало для неё зеркало?
Ученики:Оно стало единственным собеседником
Учитель: Почему только с зеркалом она была весела?
Ученики Ей хотелось слышать от него о своей красоте.
ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА ПО РОЛЯМ С ОЗВУЧИВАНИЕМ МУЛЬИТФИЛЬМА.
IV. Подведение итогов урока.
1. Фронтальная беседа.
— Проанализировав сказку, мы увидели, что царица-мачеха противопоставлена царевне.
Чем отличаются героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл противопоставления? (Между царевной и царицей есть внешнее сходство: обе прекрасны.
Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчёркивает, что красота души важнее всего.
Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней.
Доброта доверчива и наивна, она нуждается в защите; зло коварно, подло и жестоко, но изначально обречено).
— Обобщите образы в синквейне. Работа в парах.
— Пары с номером один напишут синквейн о царице, а с номером два – о царевне.
2.Создание синквейна.
Проверка, зачитывание 2 синквейнов с места.
Рефлексия
На партах у вас лежат яблочки, если вы были активны на уроки, поднимите их красной стороной ко мне, если считаете, что были менее активны поднимите зелёной стороной.
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Главные герои Сказки о мертвой царевне
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» запоминается на всю жизнь. В этом произведении много героев. Почти все они являются главными.
Характеристика главных героев
Царевна
Царевна является воплощением доброты, скромности и красоты. Причем красота у царевны не только внешняя, но и внутренняя. Читая сказку, я очень переживала за милую царевну. Ее кротость и трудолюбие, красота и душевная теплота восхищают меня. Пушкин так сумел представить образ царевны, что с первых страниц читатель очарован качествами девушки. В ней нет гордыни и высокомерия, несмотря на то, что она царская дочь.
Царевна отличается вежливостью и трудолюбием. Она не может сидеть без работы. Очень хорошо это видно, когда царевна попадает в дом семи братьев-богатырей. Девушка подмела светлицу, прибрала все. О ее трудолюбии говорит и то, что она умеет прясть. По всему заметно, что царевна неизбалованна. Ей чужды такие качества, как лень, горделивость, надменность. Она проста. Ее главным украшением являются вежливость, доброта, трудолюбие.
Еще одно не менее важное качество царевны – ее преданность. Она всей душой любит королевича Елисея. Царевна отвергает предложение семи богатырей. Делает она это очень тактично, мягко, так, чтобы не обидеть своих новых друзей. То есть царевна еще и очень тактичная.
Царица
В сказке образу царевны противопоставлена злая красавица-царица, которая озабочена лишь своей внешностью. Царица, мачеха царевны, красива, но очень спесива, высокомерна и своенравна. Она не может простить прекрасной царевне, что та милее и краше нее. Черная зависть, овладевшая царицей, толкает ее на жестокий и страшный поступок. Она решает убить царевну.
Не щадит царица и свое любимое зеркальце, которое не умеет лгать. Услышав от него нежеланный ответ, царица бросает зеркало под лавку как ненужный предмет. Ею овладевает желание отомстить царевне за ее превосходство над мачехой.
Такие люди, как царица, страшны как сами по себе, так и тем, что приобщают к достижению своих корыстных, грязных целей других людей. Так, царица требует от Чернавки полного повиновения. Она приказывает ей отвести царевну в дремучий лес и бросить ее там связанную на съедение хищникам.
Чернавка
Девушка-прислуга оказалась очень доброй. Она сжалилась над попавшей в беду царевной. Чернавка не стала убивать прекрасную царевну, а отпустила ее. Этот эпизод подтверждает мысль о том, что добрых людей вокруг нас намного больше.
Семеро богатырей
Братья живут в тереме, который стоит в лесу. Они очень дружны, хороши собой. Радушно приняли царевну, хотя и не знали, что это царская дочь. Братья честные и добрые люди.Влюбившись в прекрасную невесту, они приходят к ней, чтобы разрешить свой спор. Получив отказ, не сердятся на девушку, с уважением относятся к ее выбору.
Королевич Елисей
Королевич Елисей очень любит свою невесту. Услышав о ее исчезновении, тут же отправляется на поиски царевны.Только его любовь и помогла оживить отравленную царевну.
Зеркальце
Оно правдивое, не умеющее лгать и льстить. Для зеркальца правда превыше всего.
Итог
Противостояние добра и зла заканчивается в сказке Пушкина победой добрых сил.
Идея сказки сводится к мысли о том, что дерево ценится по плодам, а человек – по делам. Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из нас мог гордиться своими поступками и мыслями.
Что может сравниться со сказками! Наверное, нет в мире ни одного человека, который бы не любил их. Сказки прочно входят в нашу жизнь еще в раннем детстве. Их дарит нам нежный голос мамы. Повзрослев, мы уже сами читаем их, переживая за судьбу героев, радуясь их успехам, огорчаясь их неудачам.
2 вариант
В «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях», написанной в Болдино, А.С. Пушкин в очередной раз доказал, что является мастером изображения черт характера персонажей. Главная героиня данного произведения – молодая царевна. С раннего детства судьба к ней оказалась неблагосклонной. Она не знала, что такое материнская ласка. Её мать умерла вскоре после родов, а отец через год женился на другой женщине. Та больше интересовалась собой, а не ребёнком.
Годы пролетели. Выросла царевна красавицей: стала белолицая, румяная, чернобровая. Да и нрав у неё был спокойный, а сердце – доброе. Все её любили. Только царица-мачеха возненавидела за красоту и решила погубить. Однако обстоятельства сложились таким образом, что девушку приютили в лесном доме 7 богатырей. А она, хоть и была царского рода, добровольно выполняла в их тереме разную работу: убирала, печку топила, кушать готовила.
Царевна осталась верна жениху и отклонила предложение братьев-богатырей выйти за кого-то из них замуж. За собственные добродетели в конце сказки она была вознаграждена, то есть обвенчалась с возлюбленным.
Королевич Елисей – жених царевны. Он красивый, смелый, мужественный, настойчивый. Юноша по-настоящему любит свою невесту, а не прельщён её богатым приданным. Узнав о неожиданной пропаже царской дочки, Елисей не раздумывая отправляется на поиски.
Он не теряет надежды и вежливо обращается за помощью не только к людям, но также к красному солнышку, месяцу ясному, ветру могучему и находит-таки свою суженую. Но она мертва. Рыдая от горя, королевич со всей силой ударяется о хрустальный гроб, в котором лежит невеста, и разбивает его. Ожившую после этого царевну Елисей берёт на руки, бережно выносит из мрачной пещеры и отправляется с ней в обратный путь.
Царица – мачеха царевны – женщина умная и очень красивая, но обладает скверным характером. Ей до умопомрачения хочется быть самой привлекательной на свете. Она имеет волшебное зеркало, умеющее говорить, и ежедневно просиживает перед ним немало времени. Услышав от него однажды, что юная царевна краше её, не может смириться с подобным фактом. Приказывает служанке привязать падчерицу в дремучем лесу к дереву и оставить на съедение диким зверям, а позже собственноручно даёт бедняге отравленное яблоко. Как воплощение сил зла, в финале сказки она умирает.
Чернавка – служанка завистливой царицы. Боясь ослушаться хозяйку, отводит в лес царевну и просто отпускает. Ей жаль губить невинную душу.
Богатыри – это семь удалых братьев-молодцев, живущих в лесном тереме. Они всегда вместе: и на охоте, и в сражениях с врагами родной земли. Воспитаны и порядочны. Заботятся о царевне, как о родной сестре.
Также читают:
Картинка к сочинению Главные герои Сказки о мертвой царевне
Популярные сегодня темы
- Сочинение на тему Речевой этикет
Что такое речевой этикет? Зачем он нужен в обществе?
- Вера Алмазова в рассказе Куст сирени Куприна характеристика и образ
Одним из главных героев рассказа Куприна Куст сирени стала решительная по натуре и самодостаточная молодая женщина Вера Алмазова. По сюжету она является женой простого небогатого офицера Николая Алмазова.
- Хронологическая таблица жизни и творчества Баха
1685 год — в немецком городе Эйзенахе родился Иоганн Себастьян Бах. Он был восьмым ребенком в семье, все члены которой были тесно связаны с музыкой. Отец мальчика Иоганн Амброзиус Бах занимался организацией музыкальных мероприятий
- Сходства и различия Онегина и Ленского сочинение
В своём произведении Пушкин изображает передовую часть дворянской молодёжи, их искания и устремления. Это — главный герой романа Евгений Онегин и его друг Владимир Ленский.
- Анализ Повестей Белкина Пушкина
Пушкин написал огромное количество разных произведений, которые стали известны на весь мир. Но самое первое произведение, которое завершил автор, называется «Повесть Белкина»
А.С.Пушкин
« Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма.
А. С. Пушкин
Сказки в народном духе А.С. Пушкин записывал на протяжении всей жизни. Он старался понять интересы народа, мечты, идеалы, нашедшие отражение в УНТ. Часто просил няню снова и снова «сказывать» сказки, знакомые ему с детства.
С какими произведениями
мировой литературы сюжетно связана
«Сказка о мёртвой царевне
и о семи богатырях»?
Сказка братьев Гримм «Белоснежка»
Русские народные сказки о мачехе и падчерице
Миф о боге любви Амуре и Психее (мотив зависти красоте и пробуждение ото сна любовью)
Лето 1831 года А.С.Пушкин и
В.А. Жуковский проводили
в Царском Селе. Там они решили устроить «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной.
Жуковский впоследствии написал
«Сказку о спящей царевне»,
а Пушкин «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?
Кто из героев особенно понравился? Кто из них вызвал другие чувства?
О чём эта сказка?
Над какими вопросами нам нужно подумать при знакомстве со «Сказкой о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
Как можно сформулировать тему урока?
Какие цели вы поставите перед собой?
Герои и события « Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина
На какие особенности сказки нужно обратить внимание при её анализе?
Сюжет
Композиция
Герои и их поступки
Основная идея сказки
Язык сказки Пушкина
5, 4, 3, 1, 10, 2, 9, 8, 7, 6, 13, 12, 11
1. Возвращение царя, рождение дочери, смерть царицы
2. «Царь женился на другой…»
6. «А царевна все ж милее…»
7. «Царица злая… положила иль не жить, иль царевну погубить»
3. «Но царевна молодая… между тем росла…»
4. «…вот чернавка в лес пошла»
5. «Будь нам милая сестрица»
8. «… нищая черница ходит по двору с клюкой…»
9. «В руки яблочко взяла…»
10. «Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили…»
11. «За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»
12. «Гроб разбился. Дева вдруг ожила»
13. «Лишь ее похоронили, свадьбу тотчас учинили»
Герои сказки
Положительные
Царица — мать
Молодая царевна
Семь богатырей
Соколко
Королевич Елисей
Силы природы: солнце, месяц, ветер
Зеркальце (всегда говорит правду)
Отрицательные
Царица – мачеха
Чернавка (?)
ЦАРИЦА-МАТЬ
Прочитаем отрывок из сказки (1) от слов «Царь с царицею простился…» и до слов «И к обедне умерла»
ЦАРИЦА-МАЧЕХА
Прочитаем отрывок из сказки (2) от слов «Правду молвить, молодица…» и до слов «Гордо в зеркальце глядясь»
Сложная лексика
Гордый – сознающий своё превосходство.
Ломлива – капризна.
Своенравный – упрямый, поступающий так, как вздумается.
Ревнива – здесь: мучительно желающая быть лучшей.
ЦАРЕВНА
Прочитаем отрывок из сказки (3) от слов «Но царевна молодая…» и до слов «Да сто сорок теремов»
Сложная лексика
Нрав – характер, душевные качества.
Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
Прочитаем отрывок из сказки (4) от слов «На девичник собираясь…» и до слов «Всех румяней и белее»
Что в сказке противопоставлено злобе царицы?
В каких словах проявляется отношение автора к царице?
Прочитаем отрывок из сказки (5) от слов «Чёрт ли сладит с бабой гневной…» и до слов «За невестой молодой»
Обратимся к иллюстрации
В. М. Конашевича. Прочитайте эпизод, соответствующий иллюстрации.
Как Соколко встретил царевну? Почему?
О каких качествах героини рассказывает этот эпизод?
Прочитаем отрывок из сказки (6) от слов «И царевна очутилась…» и до слов «И тихонько улеглась»
Какие черты характера открываются нам в богатырях?
Как богатыри относятся к царевне и почему?
Помощники царевны
Какие моральные идеалы народа нашли отражение в этом эпизоде сказки?
Прочитаем отрывок из сказки (7) от слов «Братья милую девицу полюбили…» и до слов «Стали жить да поживать»
Прочитаем отрывок из сказки (8) от слов «Между тем царица злая …» и до слов «Иль царевну погубить»
Прочитаем отрывок из сказки (9) от слов «Раз царевна молодая …» и до слов «И тиха, недвижна стала»
Прочитаем отрывок из сказки (10) от слов «Братья в ту пору домой…» и до слов «Только гробу одному»
Каким настроением проникнута сцена прощания богатырей с названой сестрицей?
Почему царевна даже мёртвая так прекрасна?
В сказке царица-мачеха противопоставлена царевне.
Чем отличаются героини?
Царского происхождения, умны, красивы
Царица
Царевна
Злая
Завистливая
Гордая
Своенравная
Ленивая
Грубая
Надменная
Жестокосердная
Добрая
Бескорыстная
Скромная
Кроткая
Трудолюбивая
Вежливая
Простая
Добродетельная
Какие силы помогают Елисею в поисках Царевны?
Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру?
Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.
Счастливый конец
«Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира…»
Борьба добра и зла
Можем ли мы сказать, что в сказке добро борется со злом?
ДОБРО и ЗЛО
Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
(Словарь С.И. Ожегова)
Добро – нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок.
(Большой толковый словарь русского языка)
Зло – нечто дурное, вредное.
(Словарь С.И. Ожегова)
Зло – действие, имеющее отрицательный смысл и всегда влекущее за собой беды, страдания, горе.
(Большой толковый словарь русского языка)
Как А.С.Пушкин показывает добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях?
Какова же основная идея сказки Пушкина?
Сюжет
Композиция
Герои и их поступки
Основная идея сказки
Язык сказки Пушкина
Итоги урока
1. Насколько ты доволен собой, своим участием в общем деле?
а) очень доволен;
б) доволен;
в) не доволен;
г) остался безразличным.
2. Как тебе понравился наш класс, хорошо ли мы вместе работали, уважительно ли относились друг к другу?
3. Насколько важным, полезным, интересным было «путешествие»?
а) очень понравилось (укажи почему);
б) да, понравилось, но в нём надо изменить следующее (укажи);
в) не понравилось (напиши, что конкретно не понравилось).
Понравившийся отрывок из сказки выучите наизусть.
Нарисуйте иллюстрацию к сказке
Домашнее задание