Хантыйская сказка идэ распечатать

Ф.и. обучающегося данные о конкурсной работе образовательное учреждение место ф.и.о. преподавателя 7-11 лет графика тагирмирзоева муслимат горец и горянка, бумага,

Ф.И. обучающегося

Данные о конкурсной работе

Образовательное учреждение

место

Ф.И.О. преподавателя

7-11 лет Графика  

Тагирмирзоева Муслимат

«Горец и горянка», бумага, гуашь

МБОУ «Средняя школа № 8»

Лауреат I степени

Южакова Екатерина Валерьевна

Курбанова Маиза

«В кругу семьи», восковые мелки

МБОУ «Средняя школа № 22»

Лауреат II  степени

Гафиева Зифа Расиховна

Гамзатова Малика

«Все мы югорчане» карандаши, фломастеры

МБОУ «Средняя школа № 2» 

Лауреат III степени

Васькина Е.А.

Беспалова Полина

«Дружба навсегда», гуашь

КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ОВЗ № 2»

Лауреат III степени

Щербакова Светлана Николаевна

Черкашин Глеб 

«Дружба — это мир!», пастель

КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ОВЗ № 2»

номинация за лучшее раскрытие темы

Щербакова Светлана Николаевна

12-16 лет Графика

Идрисова Карина

«Дружба народов», пастель

МБОУ «Средняя школа № 3»

Лауреат II  степени

Шарипова Гузель Дамировна

Алиева Фудана

«Кавказ», гуашь

МБОУ «Средняя школа № 32»

Лауреат I степени

Буданова Елена Александровна

7-8 лет Живопись

Баранова Анна

«Югра наш край Родной», гуашь

МБОУ «Средняя школа № 31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля»

Лауреат III степени

Сергеева Юлия Александровна

Родионцева Арина

«Русская красавица» — гуашь

МБОУ «Гимназия №2»

Лауреат II  степени

Сайботалова Наталия Николаевна

Хлебникова Анфиса

«Дружба», гуашь

МБОУ «Средняя школа № 32»

Лауреат I степени

Фаваризова Гульмира Хасимовна

Шагивалеева Виктория

«Звезда востока» — гуашь

МБОУ «Гимназия №2»

Лауреат II  степени

Сайботалова Наталия Николаевна

9-10 лет Живопись

Главач Аделина

«Нитью дружбы мы сплетены», гуашь

МБОУ «Средняя школа № 22»

Лауреат I степени

Гафиева Зифа Расиховна

Исаченко Алена

«Сияние Югры», гуашь, акварель

МБОУ «Средняя школа № 31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля»

Лауреат III степени

Юркина Светлана Владимировна

Юркина Злата

«Вера объединяет, гуашь

МБОУ «Средняя школа № 1 имени А.В. Войналовича» 

Лауреат II  степени

Гусарова Татьяна Васильевна

11-14 лет Живопись

Кошелик Варвара

«Большой улов», гуашь

МБОУ «Средняя школа № 22»

Лауреат II  степени

Соломеина Елена Леонидовна

Бекетова София

«Купальская ночь», гуашь

МБОУ «Средняя школа № 22»

номинация за лучшее раскрытие темы

Соломеина Елена Леонидовна

Ловчикова Евгения

«Масленница», гуашь

МБОУ «Средняя школа № 22»

Лауреат I степени

Соломеина Елена Леонидовна

Шкляева Варвара

«Мы поедем, мы помчимся», гуашь

МБОУ «Средняя школа № 25» 

Лауреат III степени

Полякова Т.О.

15-18 лет Живопись

Сташкова Валерия

«Друзья, давайте вместе выпьем чаю», гуашь

КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ОВЗ № 2»

Лауреат II  степени

Щербакова Светлана Николаевна

Литвиненко Олеся

«Вороний день», акварель

МБОУ «Средняя школа № 22»

Лауреат I степени

Соломеина Елена Леонидовна

Копылов Аркадий

«Праздник Масленица», гуашь, акрил

КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ОВЗ № 2»

Лауреат III степени

Светлакова Мария Васильевна

Иванова Инна

«Сияние Севера», гуашь

МБОУ «Средняя школа № 32»

Лауреат II  степени

Буданова Елена Александровна

7-10 лет Плакат

Крылова Дарина

«Народы Югры» гуашь, акварель

МБОУ «Средняя школа № 2» 

Лауреат III степени

Муратова М.В.

Хлебников Роман

«В дружбе народов единство Югры», фломастеры

МБОУ «Средняя школа № 31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля»

Лауреат I степени

Юркина Светлана Владимировна

Семкина Екатерина

«В дружбе народов сила Югры» цветные карандаши

МБОУ «Средняя школа № 2» 

Лауреат II  степени

Васькина Е.А.

Мубаракшина Екатерина 

«Все народы дружны!», гуашь

МБОУ «Средняя школа №30 с углубленным изучением отдельных предметов»

Лауреат III степени

Кучеренко Ольга Петровна

Руснак Ксения

«Мы разные, но мы вместе» — гуашь

МАУДО г.Нижневартовска «ЦДиЮТТ «Патриот»

Лауреат I степени

Меркушева Оксана Ринатовна

Сюзев Данила

«Единство народов», гуашь

МБОУ «Средняя школа №30 с углубленным изучением отдельных предметов»

номинация за лучшее раскрытие темы

Сафиуллина Фарзия Рашидовна

Гончарова Арина 

«Дружба народов», гуашь

МБОУ «Средняя школа №30 с углубленным изучением отдельных предметов»

Лауреат II  степени

Сафиуллина Фарзия Рашидовна

11-14 лет Плакат

Быстрова Евгения

«Дружба народов-единство России!», смешаная техника

КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ОВЗ № 2»

Лауреат III степени

Щербакова Светлана Николаевна

Кириченко Анна

«Югра-многонациональная», маркеры

МБОУ «Средняя школа № 21 имени В. Овсянникова — Заярского» 

Лауреат II  степени

Фомина Ксения Дмитриевна

Мельникова Виолетта

«Мы все живем в Югре», маркеры

МБОУ «Средняя школа № 21 имени В. Овсянникова — Заярского» 

Лауреат I степени

Фомина Ксения Дмитриевна

Герей Софья

«Любимый Ниржневартовск» бумага, фетр

МБОУ «Средняя школа № 8»

Лауреат III степени

Завзанов Гамзат Арсланбекович

15-18 лет Плакат

Стогний Александр

«В единстве наша сила», гуашь

МБОУ «Средняя школа № 21 имени В. Овсянникова — Заярского» 

Лауреат I степени

Фомина Ксения Дмитриевна

7-10 лет Художественная фотография

Камалиев Юрий 

«Шишара от пробабушки»

МБОУ «Гимназия №1»

Лауреат III степени

Чирко Елена Ивановна, Моренко Эльмира Рамиловна

Шарафутдинова Ульяна 

«Крепкие корни – цветущая крона»

МБОУ «Гимназия №1»

Лауреат I степени

Дерябина Ирина Александровна, Каменская Ирина Сергеевна

Воронин Лев

«Народные гуляния» Фотография

МБОУ «Средняя школа № 2» 

Лауреат II  степени

Кононенко А.А.

11-14 лет Художественная фотография

Чаплюк Екатерина

«Просторы России», фото

МБОУ «Средняя школа № 22»

Лауреат III степени

Зарекеева Сабина Нуралыевна

жители города от 19 лет и старше Художественная фотография

Бровко Марина Валерьевна

«Светлый праздник. Троица», фото

МБУ «Центр национальных культур»

Лауреат I степени

7-10 лет Графика

Склярова Полина

«Атрибуты шамана», гуашь, фломастер

МАУДО г.Нижневартовска «Детская школа искусств № 1»

Лауреат II  степени

Ильина Наталия Витальевна

11-12 лет Графика

Захарова Анастасия

«Мы на Севере живём!», гелевая ручка

МАУДО г.Нижневартовска «Детская школа искусств № 1»

Лауреат I степени

Ильина Наталия Витальевна

Андреева София

«Югорские узоры», маркеры

МАУДО г.Нижневартовска «Детская школа искусств № 1»

Лауреат III степени

Цыбина Наталья Станиславовна

Малышева Виктория

Хантыйская сказка «Златовласый царь» акварель, тушь

МАУДО г.Нижневартовска «Детская школа искусств № 2»

Лауреат II  степени

Архипова Олеся Викторовна

Валиулина Алия

 «Татарская красавица» смешанная техника

МАУДО г.Нижневартовска «Детская школа искусств № 2»

Лауреат II  степени

Архипова Олеся Викторовна

13-14 лет Графика

Рогоза София

«Родные просторы. Пастушок» диатипия

МАУДО г.Нижневартовска «Детская школа искусств № 2»

Лауреат III степени

Мироненко Ирина Петровна

Кочнова Алиса

«Родные просторы. Яблочный Спас,»диатипия

МАУДО г.Нижневартовска «Детская школа искусств № 2»

Лауреат I степени

Мироненко Ирина Петровна

Майданова Юлия

Хантыйская сказка «Откуда северное сияние пошло», акварель, тушь

МАУДО г.Нижневартовска «Детская школа искусств № 2»

Лауреат II  степени

Архипова Олеся Викторовна

15-18 лет Графика

Муйдинова Диёрахон

«Красавица Дилдорахон», гуашь, пастель

МАУДО г.Нижневартовска «Детская школа искусств № 1»

Лауреат I степени

Федюшина Наталья Александра

Айтмаметова Элеонора

«Ночь Ивана Купалы» тушь

МАУДО г.Нижневартовска «Детская школа искусств № 2»

Лауреат II  степени

Саликова Екатерина Александровна

7-10лет Живопись

Аржаева Ульяна

«Хантыечка», гуашь

МАУДО г.Нижневартовска «Детская школа искусств № 3»

Лауреат I степени

Тархова Е.М.

Гомоляк Таисия

«Куколки Акань», гуашь

МАУДО г.Нижневартовска «Детская школа искусств № 3»

Лауреат II  степени

Вачаева Л.А.

Джиганко Евгения

«Уютный чум», гуашь

МАУДО г.Нижневартовска «Детская школа искусств № 3»

Лауреат III степени

Вачаева Л.А.

Пахомова Дарья

«Хозяйка стойбища», гуашь

МАУДО г.Нижневартовска «Детская школа искусств № 3»

Лауреат II  степени

Тархова ЕМ

Фархутдинова Руфина

«Дружный хоровод», гуашь

МАУДО г.Нижневартовска «Детская школа искусств № 3»

Лауреат I степени

Вачаева Л.А.

Халилова Анастасия

«Молодуха», гуашь

МАУДО г.Нижневартовска «Детская школа искусств № 3»

Лауреат III степени

Тархова Е.М.

11-12лет Живопись

Бегун Анастасия

«Югорские узоры», гуашь

МАУДО г.Нижневартовска «Детская школа искусств № 1»

Лауреат III степени

Цыбина Наталья Станиславовна

Киселева Виктория

«Рябиновая пора Югры», гуашь

МАУДО г.Нижневартовска «Детская школа искусств № 1»

Лауреат I степени

Цыбина Наталья Станиславовна

Кобзарь Виктория

«Жизнь в тундре», гуашь

МАУДО г.Нижневартовска «Детская школа искусств № 3»

Лауреат II  степени

Бадритдинова Г.В.

Курышко Алиса

«Аленушка», гуашь

МАУДО г.Нижневартовска «Детская школа искусств № 3»

Лауреат III степени

Вачаева Л.А.

Павина Ксения

«Башкирочка», гуашь

МАУДО г.Нижневартовска «Детская школа искусств № 3»

Лауреат I степени

Бадритдинова Г.В.

Савельева Юлиана

«Восточная история», гуашь

МАУДО г.Нижневартовска «Детская школа искусств № 3»

Лауреат II  степени

Серегина Л.А.

Белая София

«Борщ с салом по-украински», гуашь

МАУДО г.Нижневартовска «Детская школа искусств № 3»

Лауреат III степени

Герасимова Е.Е.

Власенко Екатерина

«Свадебный переполох», гуашь

МАУДО г.Нижневартовска «Детская школа искусств № 3»

Лауреат I степени

Бадритдинова Г.В.

Рахмангулова Иляна

«За ягодами», гуашь

МАУДО г.Нижневартовска «Детская школа искусств № 3»

Гран При

Бадритдинова Г.В.

Севастьянова Василина

«Семья», гуашь

МАУДО г.Нижневартовска «Детская школа искусств № 1»

Лауреат II  степени

Мунтян Артем Григорьевич

Сергиенко София

«Мастерица», акварель

МАУДО г.Нижневартовска «Детская школа искусств № 3»

Лауреат I степени

Бадритдинова Г.В.

Нигматова Анжелика

Национальные угощения в праздник «Сабантуй» гуашь

МАУДО г.Нижневартовска «Детская школа искусств № 2»

Лауреат III степени

Афонина Валерия Валерьевна

15-18 лет Живопись

Левченко Алина

«Краса Севера», гуашь

МАУДО г.Нижневартовска «Детская школа искусств № 3»

Лауреат I степени

Бадритдинова Г.В.

Родионова Милена

1«Деревенское чаепитие», 2 «Купеческое чаепитие», гуашь

МАУДО г.Нижневартовска «Детская школа искусств № 1»

Лауреат III степени

Цыбина Наталья Станиславовна Федюшина Наталья Александра
Евдокимова Надежда Владимировна

Фармонова Аделина

«Красна-девица», гуашь

МАУДО г.Нижневартовска «Детская школа искусств № 3»

Лауреат II  степени

Бадритдинова Г.В.

жители города от 19 лет и старше живопись

Цыбина Наталья Станиславовна

«Натюрморт. Восточные мотивы», гуашь.

МАУДО г.Нижневартовска «Детская школа искусств № 1»

Лауреат I степени

Сборник тематических игрзанятий 

«Почиталипоиграли»

по сказкам:

«Палочкавыручалочка»

«Медвежья трава»

«Волк и семеро козлят»

по книге «Парад пуговиц»

Группа № 5 «Пчелки»

Почитали-поиграли. Сценарий тематического занятия по

сказке «Палочка — выручалочка»

Начали мы с того, что прочитали сказку «Палочка-выручалочка». Потом к нам в гости пришёл маленький ёжик – тренажёр Су-Джок. Я сделала дочке массаж ручек.

Массаж пальчиков тренажером Су-Джок

Шёл ёжик по лесу и встретил зайца. Вдвоём дорога вдвое короче. Идут они вместе, разговаривают (катаем Су-Джок по ладошке круговыми движениями).

Тут заяц споткнулся о палку, рассердился, наподдал её ногой (постукиваем Су-Джоком по ладошке).

А ёжик палку поднял, закинул себе на плечо и пошли они дальше (катим Су-Джок по мизинчику вверх-вниз).

Хантыйская сказка идэ распечатать

Дошли до ручья. Заяц одним прыжком перескочил через ручей. И смотрит, что будет делать ёжик. А ёжик воткнул палку в середину ручья, разбежался и перескочил через ручей (перемещаем Су-Джок на безымянный пальчик и катаем по нему).

Удивился зайчик, как ёжик здорово прыгает. А ёжик и говорит: «Это палочка-выручалочка-через-всё-скакалочка мне помогла». Идут дальше. Вышли к болоту. Заяц с кочки на кочку прыгает (берём колечко и начинаем поочередно прокатывать его по всем пальчикам).

Прыг-скок. Прыг-скок. А ёжик позади идёт, палкой дорогу проверяет. Вдруг заяц оступился и провалился в болото. Ёжик протянул ему палочку и вытащил. Идут дальше (начинаем катать Су-Джок по среднему пальчику).

Увидели птенчика, который выпал из гнезда. И здесь пригодилась палочка-выручалочка. Посадили птенчика на кончик палки и достали до самого гнезда. Вошли в дремучий лес (катаем Су-Джок по указательному пальчику).

Вдруг волк выскочил. Задрожал зайчик, побелел от страха, бежать не может, прижался к земле и глаза закрыл. А ёжик не растерялся, размахнулся палочкой-выручалочкой и огрел волка по спине (постукиваем Су-Джоком по ладошке).

Взвыл волк от боли и убежал. Пошли дальше (катаем Су-Джок по большому пальцу вверх-вниз и вокруг него).

Устал зайчик. Совсем сил не осталось. До дома совсем близко, а заяц идти не может. Протянул ёжик палку своему другу, заяц ухватился за неё и идти сразу легче стало. Так и пришли домой, а дома ждала зайца зайчиха с зайчатами (сжимаем Су-Джок в ладошке).

Кстати, Су-Джок терапия очень активно используется логопедами в корректировке речевых нарушений. Массаж с использованием тренажёра помогает стимулировать речевые области в коре головного мозга, что помогает активизировать развитие речи ребенка.

Гимнастика для глаз

Потом мы встретили зайчика, и он предложил нам сделать гимнастику для глазок:

Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.
(
Глазки смотрят вверх)
Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.
(
Глазки смотрят вверх-вниз, вправо-влево)
Ай-да, заинька, умелый! Глазками моргает.
(
Моргаем глазками)
Глазки закрывает.
(
Глазки закрываем)
Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.
(
Прыгаем, как зайчики)

Подвижные игры

После этого дочка решила, что она будет ёжиком, а я зайчиком. И мы пошли в лес, вдруг увидели палку. Я сделала вид, что споткнулась и отбросила палку в сторону. Дочка-ёжик её подобрала. Не бросай, говорит, это палочка-выручалочка, она нам ещё пригодится.

Пошли дальше. Перед нами ручей. Я положила синий платок на полу в виде ручейка. Сначала мы прыгали через него, как зайчики. Потом из палочки-выручалочки сделали мостик и ходили по нему приставным шагом. Такое упражнение является отличной профилактикой плоскостопия. Потом я дала дочке детали от Дженги (можно использовать любые кубики) и предложила построить из них мост. Дочке это задание очень понравилось, и она строила мост с большим удовольствием. Перешли ручей по мостику, и пошли по лесу дальше.

Пришли к болоту. В виде кочек у нас были части от массажного коврика. Если вы хотите с ребенком выучить цвета, то можно использовать разноцветные листы картона; если геометрические фигуры — то соответственно кочки должны быть в виде геометрических фигур. Дочка попрыгала по кочкам, как зайчик. Потом проверила каждую кочку на надёжность, как ёжик. Когда зайчик свалился в болото, дочка вытянула его оттуда с помощью палочки-выручалочки-из-беды-вытягалочки.

Развитие мелкой моторики

Идём дальше. Увидели птенчиков, которые вывалились из гнезда и плачут. Я заранее нарисовала дерево с гнездом и вырезала птенчиков. Птенчиков мы рисовали отпечатками пальчиков, правда, Дочкины отпечатки были слишком маленькие, так что для птенчиков пришлось использовать мои.

Хантыйская сказка идэ распечатать

Здесь нужно было взять птенчиков и приклеить их на гнездо. Дочка с этим заданием легко справилась. Потом мы покормили птичек. Дочка намазала кормушку клеем и посыпала гречкой. Когда клей подсохнет, остатки гречки можно смахнуть. Шаблон этого задания я взяла из тетрадки «Зима» Е. Ульевой, но подобную картинку можно нарисовать самой или распечатать из интернета. Затем мы проверили, как высоко можно достать руками, и как с помощью палочки.

Музыкальные игры

Пошли дальше, и пришли в тёмный дремучий лес. Чтобы отпугнуть злого волка я предложила дочке устроить палочкой шум-звон.

Положила перед дочкой металлические кастрюльки кверху дном, дала ей деревянную ложку, палочку, включила песенку «Нам не страшен серый волк». Дочка от всей души шумела-гремела, пыталась отбить ритм песни. Но волк не испугался и всё равно прибежал, чтобы съесть зайца.

Тогда мы поиграли вот в такую игру. Зайчик с ёжиком бегали, играли, веселились под музыку, как только я выключала музыку и говорила: «Волк идет, прячьтесь!», зайчик с ёжиком садились на корточки и замирали, волк уходил ни с чем. И так несколько раз. Потом всё же волк ушел окончательно, и мы пошли дальше.

Впереди гора. Зайчик устал, дальше идти не может. Большую диванную подушку я прислонила к дивану. Ёжик забирался в гору с помощью палочки-выручалочки-из-беды-вытягалочки и тащил за собой зайца.

Сенсорное и творческое развитие

Вот заяц пришёл домой. А там его ждет зайчиха с зайчатами. Обрадованная зайчиха угостила нас яблочками, морковкой и капустой. Здесь, при желании, можно завязать ребенку глаза и попросить его угадать фрукты-овощи по вкусу. Или сложить всё в мешочек и угадывать на ощупь.

После того, как мы подкрепились, я предложила дочке сделать ёжика из массы для лепки и семечек. И серую шубку зайчика заменить на белую. Прищепкой прихватила кусочек ваты, и дочка раскрашивала шубку белой краской методом примакивания.

Потом показывала, как ёжик носит на спине яблочки, сама вспомнила сказку «Яблоко», и мы по ролям её разыграли. В заключение нашего занятия мы посмотрели мультик по сказкам Сутеева «Палочка-выручалочка» и «Яблоко», который называется «Две сказки»

26.02.2021

Гнедкова Яна Вячеславовна

Учитель начальных классов

Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
с учетом НРЭО
(национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области)
Обучающийся научится:
– читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и де-кламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки, в том числе С. Школьниковой, Р. Шагалеева, С. Гершуни;
– для художественных текстов: воспроизводить в воображении словесные художественные об-разы и картины жизни, изображённые автором, в том числе южноуральских писателей Ю. Подко-рытова, Н. Ваторопиной, П. Бажова, Н. Цуприк, Н. Глебова;
– для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста;
– участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста: задавать вопросы, высказы-вать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе, опираясь на текст или собственный опыт (для художественных текстов).
Обучающийся получит возможность научиться:
– осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
– воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
– понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чте-ния, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
– ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, в том числе текстов южноуральских авторов: Ю. Подкорытова, Н. Ваторопиной, П. Бажова, Н. Цуприк, Н. Глебова;
– понимать смысл произведения (при чтении вслух и про себя, при прослушивании);
– для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения, воспроизво-дить в воображении словесные (художественные) образы и картины жизни, изображённые авто-ром, соотносить их с жизнью народа Южного Урала;
– этически оценивать поступки персонажей, формировать своё отношение к героям произведе-ния;
– определять основные события и устанавливать их последовательность;
– находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), за-данную в явном виде;
– задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
– объяснять значение слова с опорой на контекст;
– для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста;
– находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде;
– задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
– объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справоч-ной литературы;
– для художественных текстов: составлять характеристику персонажа;
– передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде полного или краткого пересказа (для художественных текстов, в том числе уральских авторов: Г. Трейлиба, Н.

Оценить



430

Содержимое разработки

Календарно — тематическое планирование

по учебному предмету «Литературное чтение»

Автор / авторский коллектив Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А.,

Горецкий В. Г.

Наименование учебника «Литературное чтение»

Издательство«Просвещение»

2 класс (136 ч)

Дата

Тема раздела / тема урока

Количество часов

Формы текущего

контроля

успеваемости

Содержание НРЭО

Вводный урок по курсу «Литературное чтение».

1

«Любите книгу» (9 часов)

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: рукописная книга, иллюстрация.

1

Любите книгу. Ю. Энтин. Слово про слово. В. Боков. Книга — учитель…

1

Произведения уральских авторов

Г.Ладонщиков. Лучший друг. Пословицы о книге. М. Горький о книгах.

1

Наизусть

Книги из далёкого прошлого. Книги из пергамента в форме свитка. Складная книга Древнего Востока. Книги из деревянных дощечек. Рукописные книги Древней Руси.

1

Произведения уральских авторов

Н. Кончаловская. « В монастырской келье…»

1

Техника чтения

Мы идём в библиотеку. Выставка книг. Энциклопедии. Справочная литература для детей.

1

Художники-иллюстраторы.В.Лебедев. А. Пахомов.Е. Чарушин.

1

Произведения уральских авторов

По следам самостоятельного чтения. Ю. Мориц. Трудолюбивая старушка. Главная мысль стихотворения.

1

Наизусть

По следам семейного чтения. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре.

1

Тест

Произведения уральских авторов А. Горская. «Сосчитай-ка», «Разноцветный ветер».

«Краски осени» (13 часов)

Вводный урок по курсу содержания раздела. Основные понятия раздела: сравнение, сборник.

1

Осень в художественных произведениях А. Пушкина, С. Аксакова. Входной мониторинг.

1

Тематическая работа.

Произведения уральских авторов

Осень в произведениях живописи В. Поленова, А. Куинджи.

1

Наизусть

А. Майков. «Осень», С. Есенин. «Закружилась листва золотая…», Ф. Васильев. «Болото в лесу». Эпитет и сравнение — средства художественной выразительности, используемые в авторских текстах.

1

И. Токмакова. «Опустел скворечник..»; А. Плещеев. «Осень наступила…».

1

Наизусть

Произведения уральских авторов Н. Шилов. «Лето».

Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки.

1

Произведения уральских авторов Л. Преображенская. «Осени приметы».

Народные приметы. Осенние загадки.

1

Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе.

1

Произведения уральских авторов Н. Ваторопина. «Лепёшка Нурии».

По следам самостоятельного чтения. Цвета осени. С. Маршак. «Сентябрь», «Октябрь». Л. Яхнин. «Осень в лесу», Н. Сладков. «Сентябрь».

1

По следам семейного чтния. С.Образцов. «Стеклянный пруд». Создание текста по аналогии.

1

Произведения уральских авторов

Наш театр. Инсценирование произведения. Н. Сладков «Осень».

1

Тест

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

Произведения уральских авторов

Обобщение по разделу «Краски осени». Тест

1

Тест

« Мир народной сказки» (17ч)

Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: «сказка, сказочный персонаж, вымысел».

1

Произведения уральских авторов

Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль.

1

Русская народная сказка «Заячья избушка». Пересказ сказки по серии иллюстраций.

1

Произведения уральских авторов Л. Преображенская. «Тяп-ляп».

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Восстановление событий сказки по рисункам.

1

Корякская сказка. «Хитрая лиса». Сравнение героев сказок.

1

Русская народная сказка. «Зимовье». Чтение сказки по ролям.

1

Русская народная сказка. «У страха глаза велики». Составление плана сказки.

1

Тест

Произведения уральских авторов

Белорусская сказка. «Пых». Сравнение сказок.

1

Мы идём в библиотеку. Русские народные сказки.

1

Произведения уральских авторов

По следам самостоятельного чтения. Хантыйская сказка. «Идэ». Главная мысль сказки.

1

Семейное чтение. Русская народная сказка. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Анализ сказки по вопросам учебника

1

Нанайская сказка. «Айога». Выразительное чтение диалога

1

Ненецкая сказка. «Кукушка». Сравнение событий сказки.

1

Наш театр. «Лиса и журавль». Инсценирование сказки.

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

Произведения уральских авторов П. Бажов. «Таюткино зеркальце».

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Составление описания лисы на основе опорных слов.

1

Обобщение по разделу « Мир народной сказки».

1

Тест

«Веселый хоровод » (10ч.)

Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод.

1

Наизусть

Б. Кустодиев. «Масленица». Устное сочинение по картине.

1

Произведения уральских авторов

Мы идём в музей народного творчества. Подготовка экскурсии.

1

Проект

Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши.

1

Наизусть

Переводная литература. Небылицы, перевёртыши, весёлые стихи. Приём создания авторских произведений на основе народных.

1

Произведения уральских авторов Г. Трейлиб. «Загадки».

Справочная литература для детей.

1

Самостоятельное чтение. Д. Хармс. «Весёлый старичок», «Небывальщина».

1

Наизусть

Произведения уральских авторов:

Гроссман. «Вот какой он мой дружок».

Семейное чтение. К. Чуковский. «Путаница». Небылица.

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Тест

Произведения уральских авторов

Подготовка к проведению праздника «Весёлый хоровод».

1

Проект

« Мы- друзья» (10ч.)

Вводный урок. Освоение основных нравственных понятий: пословицы о дружбе.

1

Произведения уральских авторов А. Борченко. «Обновка».

Стихотворения о дружбе. М. Пляцковский. «Настоящий друг», В. Орлов. «Я и мы».

1

Наизусть

Сочинение на основе рисунков.

1

Н. Носов. «На горке». Подробный пересказ от имени героя.

1

Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях.

1

Произведения уральских авторов М. Гроссман. «Весёлый человек».

Самостоятельное чтение. С. Михалков. «Как друзья познаются». Главная мысль.

1

Э. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья».Обсуждение проблемы «Как найти друзей»

1

Семейное чтение. А. Гайдар. «Чук и Гек». Обсуждение проблемы рассказы на уроке и в семье.

1

Наш театр. И. А. Крылов. «Стрекоза и Муравей». Инсценирование.

1

Техника чтения

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Тест

« Здравствуй, матушка зима! » (11 ч.)

Готовимся к новогоднему празднику.

1

Проект.

Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: выразительное чтение. Промежуточный мониторинг.

1

Тематическая работа

Лирические стихотворения о зиме: А. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою…».

1

Наизусть

Произведения уральских авторов

С. Есенин. «Берёза», «Поёт зима — аукает…». Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение.

1

Наизусть

Праздник Рождества Христова. Саша Чёрный. «Рождественское», К. Фофанов. «Ещё те звёзды не погасли…». Рассказ о празднике.

1

К. Бальмонт. «К зиме». Выразительного чтение

1

С. Маршак. «Декабрь». Средства художественной выразительности: олицетворение.

1

А. Барто. «Дело было в январе…». Сказочное в литературном стихотворении. С. Дрожжин. «Улицей гуляет…».

1

Наизусть

Произведения уральских авторов Л. Татьяничева. «Северные гости».

Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки.

1

Тест

Праздник начинается, конкурс предлагается…

1

Проект

Обобщение по разделу

1

« Чудеса случаются » (16ч. )

Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: литературная сказка.

1

Мои любимые писатели. Сказки А. С. Пушкина.

1

А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбки». Герои сказки. Особенности литературной сказки.

1

Произведения уральских авторов Сказы П. П.Бажова.

А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбки». Чему учит сказка?

1

Д. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Выставка книг

1

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка прохраброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Герои сказки. Особенности литературной сказки.

1

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка прохраброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Чему учит сказка?

1

Дж. Харрис. «Братец Лис и братец Кролик». Особенности литературной сказки.

1

Д. Мамин-Сибиряк. Дж. Харрис. Сравнение литературных сказок.

1

Э. Распэ. Из книги «Приключения барона Мюнхгаузена». Особенности литературной сказки.

1

Произведения уральских авторов Н. Глебов. «Колокольчик в тайге».

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки.

1

Самостоятельное чтение. К. Чуковский. Из книги «Приключения Бибигона». Особенности литературной сказки.

1

Семейное чтение. Л. Толстой. «Два брата».

1

Произведения уральских авторов Г. Трейлиб. «Доверие – вещь хрупкая».

Наш театр. К. Чуковский. «Краденое солнце».

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

Обобщение по разделу « Чудеса случаются »

Тест

«Весна, весна! И все ей радо!» (10ч.)

Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: олицетворение, воображение.

1

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится…». Приём контраста в лирическом стихотворении.

1

Наизусть

Произведения уральских авторов: С. Школьникова. «Сосулька» .

Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелёва, Т. Белозёрова и в произведениях живописи А. Куинджи.

1

Тест

Картины весны в произведениях А. Чехова, А. Фета, А.Барто. Придумывание вопросов на основе прочитанных произведений

1

Проект

Мы идём в библиотеку. Стихи русских поэтов о весне.

1

Наизусть

Самостоятельное чтение. Стихи о весне. С. Маршак, И. Токмакова, Саша Чёрный.

1

Устное сочинение по картине. И. Левитан. «Ранняя весна».

1

Семейное чтение. А. Майков. «Христос воскрес!», К. Крыжицкий. «Ранняя весна».

1

Произведения уральских авторов Л. Татьяничева. «Ветер».

Наш театр. С. Маршак. «Двенадцать месяцев». Инсценирование.

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Обобщение по разделу.

1

Тест

Произведения уральских авторов Е. Ховив. «Слон в тапочках».

Е.Ховив. «Несчастливая примета».

« Мои самые близкие и дорогие » ( 8ч. )

Вводный урок раздела. Освоение основных нравственных понятий раздела: семья, согласие, ответственность. Техника чтения.

1

Стихи о маме и папе. Р. Рождественский, Ю. Энтин, Б. Заходер. Выразительное чтение.

1

Наизусть

Произведения уральских авторов Л. Татьяничева. «Берегите старых людей».

А. Барто. «Перед сном», Р. Сеф. «Если ты ужасно гордый», «Рассказ о маме», Дж. Родари. «Кто командует?».

1

Наизусть

Мы идём в библиотеку. Книги о маме. Составление каталога по теме.

1

Техника чтения

Самостоятельное чтение. Э. Успенский. Если был бы я девчонкой. Б.Заходер. Разгром.

1

Семейное чтение. Л. Толстой. «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек».

1

Произведения уральских авторов Н. Глебов. «Колокольчик в тайге».

Наш театр. Е. Пермяк. «Как Миша хотел маму перехитрить». Инсценирование

1

Произведения уральских авторов Н. Цуприк. «Опять двойка»!

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Тест

« Люблю всё живое » ( 16ч.)

Вводный урок раздела. Освоение основных нравственных понятий раздела: сочувствие, сопереживание. Саша Чёрный. «Жеребёнок».

1

Саша Чёрный. «Жеребёнок». Авторское отношение к изображаемому.

1

С .Михалков. «Мой щенок». Дополнение содержания текста

1

Произведения уральских авторов: Н. Шилов. « Божья коровка».

Г. Снегирёв. «Отважный пингвинёнок». Поступки героев.

1

М. Пришвин. «Ребята и утята». Составление плана.

1

Е. Чарушин. «Страшный рассказ». Составление плана на основе опорных слов.

1

Тест

Сравнение художественного и научно- познавательного текстов. Н. Рубцов. «Про зайца». Заяц.

1

Наизусть.

Создание фотоальбома о природе. В.Берестов. «С фотоаппаратом».

1

Проект

Мы идём в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. Бианки.

1

Мои любимые писатели. В. Бианки. «Хитрый лис и умная уточка». Составление плана на основе опорных слов.

1

Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова. Составление рассказа по серии картинок.

1

Семейное чтение. В. Сухомлинский. «Почему плачет синичка?».

1

Г. Снегирёв. «Куда улетают птицы на зиму?». Постановка вопросов к тексту.

1

Наш театр. В. Бианки. «Лесной колобок – колючий бок». Инсценирование. Шутки-минутки. В. Берестов. «Заяц-барабанщик», «Коза».

1

Комплексная работа

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

Обобщение по разделу.

1

Тест

Жизнь дана на добрые дела (16часов)

Вводный урок. Освоение основных нравственных понятий: взаимопонимание, трудолюбие, честность, сочувствие.

1

Важные дела. С. Баруздин. Стихи о человеке и его делах.

1

Наизусть

Л. Яхнин. «Пятое время года», «Силачи». Заголовок

1

В. Осеева. «Просто старушка». Смысл заголовка.

1

Кого можно назвать сильным человеком. Э. Шим. «Не смей!»

1

А. Гайдар. «Совесть», Е. Григорьева. «Во мне сидит два голоса». Соотнесение содержания рассказа, стихотворения с пословицей

1

Работа со словом. Дискуссия: «Что значит поступать по совести». В. Осеева. «Три товарища».

1

И. Пивоварова. «Сочинение».

1

Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме».

1

Техника чтения.

Самостоятельное чтение. Н. Носов. «Затейники». Подбор заголовка Итоговый мониторинг

1

Тематическая работа

Н. Носов. «Фантазёры». Чтение по ролям.

1

Семейное чтение. И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак».

1

Наизусть

Наш театр. С. Михалков. «Не стоит благодарности».

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Тест

Обобщение по разделу.

1

Чтение рассказов детских писателей.

1

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/443515-ktp-po-literaturnomu-chteniju-2-klass-umk-per

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Аттестационное задание №2

Внеурочное мероприятие

Библиотечный час в 4 классе

Приобщение учащихся к фольклору коренных малочисленных народов

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в школьной библиотеке

Выполнила:

Шамсиева Эльза Рифовна

Педагог-библиотекарь

г. Мегион, МАОУ «СОШ№2»

10.12.2021

Пояснительная записка

Чаще всего дети в Югре свое время проводят в городе или за пределами округа. И поэтому их знания о малой родине ограничиваются сведениями из школьной программы и повседневной жизни. Ученым этнографом Евгением Прокопьевичем Бусыгиным отмечено «учащиеся заканчивают школу без знания разнообразия культурно-бытовых особенностей народов как нашей страны, так и зарубежных стран, без понимания сложных проблем современного этнического развития народов». Следовательно, для учащихся краеведение необходимо. Библиотечная работа по краеведению помогает детям реализовать свои интересы и раскрывает новые страницы в истории родных мест.

В библиотечных фондах школы имеются интересные издания по истории, искусству и культуре Югры, которые позволяют организовывать краеведческую работу по направлениям, таким как: литературное краеведение; изучение фольклора; знакомство с традиционной культурой коренных малочисленных народов.

Организация краеведческих занятий во внеурочное время ориентируют на углубленное изучение истории края, способствует формированию творческой активности и самостоятельности.

Позволяет реализовать национально-региональный компонент на библиотечных уроках отдельные литературные произведения, отображающие культурные традиции народов Югры. Одним из таких является праздник коренных народов Западной Сибири «Вороний день», который имеет свое отражение в произведениях всемирно известного писателя Еремей Даниловича Айпина. Писатель смог через рассказы передать традиции хантыйского народа. В Югре его называют «летописцем своего народа». Его перу принадлежат произведения, в которых вы познакомитесь с настоящим Севером, с его добрыми и отзывчивыми людьми, умеющими понимать и любить природу Югорского края.

На библиотечных мероприятиях наравне со знакомством с литературными произведениями проводятся мультимедийные презентации, где дети знакомятся с бытом и мировоззрениями коренных народов округа, с образцами традиционного фольклора: сказками, поговорками, загадками – произведения, в которых содержатся ценные идеи и опыт воспитания детей. 

Планируемые результаты

Связь библиотечного материала с историей и традициями, обычаями малочисленных коренных народов способствуют повышению интереса к их культуре и ее сохранению в регионе. Изучение своего края имеет важное значение в воспитательном и познавательном отношениях. Изучение законов природы во взаимосвязи со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения. Изучение литературы, этнографии способствует формированию нравственного сознания и поведения детей, дает возможность обогатить новое поколение ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой.

Молодое поколение формируется в определённых общественных условиях, постепенно усваивая опыт прежних поколений: язык, обычаи и традиции, знания. Сегодня краеведческие знания имеют важное значение для развития подрастающего поколения так и общества в целом. Детям прививается любовь к родному краю и Родине, уважение к коренному населению и другим народам. 

Личностные, метапредметные и предметные результаты внеучебного мероприятия

Формирование в процессе чтения нравственно развитой личности, любящей свою семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения;

развитие морально-этических представлений, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;

формирование понимания значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

формирование мотивации школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;

умение учащегося организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста, формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Библиотечный час

Читаем произведения Еремея Даниловича Айпина

Цель урока: познакомить школьников с фольклором коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  

Задачи:

сформировать у учащихся знания о фольклоре коренный малочисленных народов округа;

познакомить с творчеством Е.Д. Айпина, как писателя и общественного деятеля;

развить чувство гордости за талантливых людей своего края;

воспитать и привить любовь к малой родине, к родному Отечеству; 

формировать уважительное отношение к культуре разных народов.

Материалы и оборудование: Книжная выставка «Писатели родного карая», мультимедийный  проектор, компьютер, экран, фильм Сказка «Клюквинка и Травяная косичка» (см. по ссылке https://torummaa.ru/skazka-kljukvinka-i-travjanaja-kosichka/), мастер-класс по изготовлению куклы «травяная косичка» (см. по ссылке https://torummaa.ru/master-klass-izgotovlenie-kukly-glavnoj-geroini-skazki-kljukvinka-i-travjanaja-kosichka)

План  урока

  1. Организационный момент (1-2 мин)
  2. Подготовительный этап (4-5 мин)
  3. Проведение занятия: основной этап урока (30 мин)
  4. Подведение итогов (3 мин)

Ход урока

  1. Организационный момент

Вступительное слово педагог-библиотекаря

Здравствуйте, уважаемые учащиеся!

В нашей школьной библиотеке проходит мероприятие Громкие чтения. Сегодня вы должны показать свои знания в области краеведения. 

  1. Подготовительный этап

Педагог-библиотекарь задает вопросы. Наша тема посвящена фольклору коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Что такое фольклор? Скажите ребята какие народы проживают на территории нашего округа? А какие из них малочисленные? Что отличает народов? Что мы знаем о быте, традиции и народном фольклоре коренных малочисленных народов?

  1. Проведение занятия: основной этап урока

Педагог-библиотекарь. В каждом народе сказания, легенды и поверья существуют с древних времен. Культура народов Севера очень разнообразна, очень много мифов и легенд есть у народов ханты и манси. И все они неразрывно связаны с природой и передается из уст в уста рассказчика к слушателю, который потом сам становится исполнителем и обретает новых слушателей. Сегодня рассказчиков и исполнителей фольклора становится все меньше и меньше. Забывается уникальная культура и исторический опыт народов. А ведь нам есть чему поучиться у предков: способности выживать и в мороз, и в жару. Добрая традиция народов Севера долгими зимними вечерами собираться в своих жилищах и коротать время, рассказывая сказки. Именно сказки учат нас жить в добре и согласии друг с другом и с природой.

Педагог-библиотекарь. Ребята давайте послушаем легенду почему в нашем крае так много рек и озер.

Легенда. Давным-давно жила Красивая девушка Анне. И не только красива она была внешне, но добрая, и честная, и внимательная. И любили её все вокруг. Проезжал, как-то по небу великий и грозный бог Торум увидал он её и решил забрать с собой. Не хотела она покидать края родные, но ничего не поделаешь, пришлось ей уехать с ним. Три года рыдала красавица Анне, а с неба на землю капали её слезы и наполняя реки и озера. Вот так по легенде образовались в Югорской земле все водоемы. А как только, дождь пойдет, жители Севера знают, что Анне и до сих пор скучает по родным краям.

Педагог-библиотекарь задет вопрос. Какие реки и озера мы знаем в нашем округе?

Педагог-библиотекарь. Нам есть чему поучиться у сказителей: например, способности выживать в мороз и жару, и в голодное время.

Ребята давайте послушаем сказку о мальчике Идэ, который боялся всего на свете и не на шаг не отходил от бабушки. И так случилось, что остался Идэ в лесу один на всю ночь. Как ему страшно! Что же случится с ним в лесу? Научится ли он, наконец, храбрости, станет ля он смелым и сильным охотником?

Дети читают вслух хантыйскую народную сказку «Мальчик Идэ» (приложение1).

Педагог-библиотекарь. Ребята мы познакомились с народным творчеством. А теперь давайте познакомимся с творчеством писателей нашего региона. Каких писателей Ханты-Мансийского автономного округа   – Югры вы знаете?

Сегодня мы познакомимся с творчеством известного хантыйского писателя и общественного деятеля Еремей Даниловичем Айпиным. Заслуженный деятель культуры ХМАО, лауреат премии губернатора ХМАО в области литературы, награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. В настоящее время живет в г. Ханты-Мансийске.

С самого раннего детства будущий автор слышал много сказок, преданий, охотничьих историй. Все старался запомнить. Став писателем, старался записать на бумагу. В его произведениях мы услышим заботливое и бережное отношение к культуре и традициям народов Севера. Через свои произведения автор раскрывает проблемы нравственности и справедливости, особенности быта, уклада жизни ханты. Его работы читают не только в нашей стране, но и в других странах на венгерском, финском, немецком, французском языках.

А вы знаете сказку Еремей Даниловича «Клюквинка и травяная косичка»?

Это сказка о том, что будет если свои обязанности перекладывать на другие плечи, и что может случиться если мы не будем сострадать окружающим. Давайте посмотрим фильм «Клюквинка и травяная косичка»

Вопрос ребятам. Какой мы получили урок из сказки?

Молодцы! Все вы правильно поняли. В подарок от нашей встречи, мы вместе изготовим хантыйскую куклу-клюквинку. Для этого нам понадобиться кусочек ваты, два квадратных лоскута коричневого и зеленого цветов, треугольный лоскут красного цвета. В центр коричневого лоскута кладем ватку, формируем головку куклы, затягиваем нитью. Затем берем лоскут зеленого цвета, складываем треугольником. Куклу плотно заворачиваем в этот лоскут, перевязываем тесьмой. У нас получилось платье для куклы. Лоскут красного цвета повязываем на голову кукле так, чтобы был виден край нижнего платка. Кукла готова.

Травяную куклу делать хорошо летом, когда много травы. Давайте посмотрим мастер-класс (по ссылке: https://torummaa.ru/master-klass-izgotovlenie-kukly-glavnoj-geroini-skazki-kljukvinka-i-travjanaja-kosichka/)

Так же куклы шились из ситца, меха животных. Играя в куклы девочки приобщались к домашней работе, учились убирать дом, следить за порядком, ухаживать за своими младшими братьями и сестрами.

Рефлексивный этап

Кто написал сказку «Клюквинка и Травяная косичка»?

По сказке кто самая трудолюбивая ягода?

На какую русскую народную сказку похожа это сказка?

Что нового я узнал?

Чему я научился?

  1. Подведение итогов

Ребята вы хорошо поработали, многое узнали.

Сегодня вы немного прикоснулись к культуре народов ханты, и вашему вниманию предлагаем послушать хантыйскую песню.

(по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=o3bOGq2IlGA)

Задание. Выполнить творческие рисунки по фольклору коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Из лучших работ сформируется «книжка».

Приложение1

Жил-был мальчик Идэ. Рано остался он круглым сиротой. Отец его, охотник, ушел однажды в тайгу на промысел и не вернулся. А вскоре умерла и мать. Взяла мальчика к себе старая бабушка.

Любила бабушка внука, и Идэ тоже любил бабушку. Целый день бегал за ней по пятам: бабушка к речке — и Идэ за ней, бабушка в лес — и Идэ с нею. А один никуда от избушки не отходил: боялся.

— Стыдно таким трусом быть, — говорила ему бабушка. — Ведь ты уже большой мальчик, а всего боишься.

Молчит Идэ. А бабушка думает:

«Как бы его храбрым вырастить? Другие в его годы и за рыбой, и за птицей в лес одни ходят, а мой Идэ ни шагу без бабушки».

В тот год в тайге много кедровых орехов уродилось. Вот бабушка как-то и говорит:

— Пойдем, Идэ, орехи собирать.

— Пойдем, бабушка.

А в лес надо было плыть по реке.

Собрала бабушка берестяные корзинки и села в челнок. Идэ рядом с ней пристроился…

Оттолкнулись веслом от берега и поплыли.

День выдался ясный, теплый.

Проплыли бабушка с Идэ две песчаные косы, миновали и третью. К четвертой косе причалили.

Вытащили челнок на берег, сами на горку поднялись, в тайгу вошли.

Стали бабушка и Идэ орехи собирать.

Высокие кедры прячут в ветвях зрелые шишки. Бабушка ударит по сучку колотушкой — шишки сами на землю и падают.

Носят бабушка с внуком полные корзинки шишек в челнок. Так много орехов набрали, что на всю зиму хватит. Можно бы и домой ехать. А бабушка села на пень и думает: «Надо, чтобы внучек мой храбрым вырос. Испытаю я сегодня его, оставлю на ночь в лесу. Медведи и волки здесь не водятся, а остальные звери не страшны». Подумав так, говорит бабушка внуку:

— Ой, Идэ, забыла я на горке еще одну полную корзинку. Сбегай, внучек, принеси.

Побежал Идэ на горку. А бабушка села в челнок, оттолкнулась от берега и поплыла.

Глядит Идэ с горы: уплывает бабушка, все дальше и дальше уносит ее река.

Закричал Идэ с горы, заплакал:

— Бабушка! Бабушка! Что же ты меня одного оставила?

А бабушка с лодки отвечает:

— Побудь здесь ночку, внучек, а я утром приеду за тобой.

Так и уплыла. Идэ один на берегу остался.

«Что же теперь со мной будет? — думает он. — Пропаду я тут один, конец мне пришел».

А солнышко тем временем уже низко за тайгу опустилось. Вечереет, скоро ночь наступит.

Стал Идэ над рекой от дерева к дереву бродить — ищет, где бы на ночлег устроиться. В большом старом кедре увидел он глубокое дупло. Залез туда, свернулся клубочком и лежит тихонько. Сам ни жив ни мертв от страха.

Потемнела тайга, нахмурилась. Ветер поднялся, дождь пошел. Падают шишки на землю, стучат по стволу. Совсем испугался Идэ. Спрятался он еще глубже в дупло, дрожит, боится, как бы звери не пришли. А его никто и не думает есть. Только кедры шумят под дождем. Как ни трусил Идэ, все-таки понемножку засыпать начал. Всю ночь и провел в дупле.

Утром просыпается, смотрит: светло, небо ясное, день жаркий, солнечный. Шумят над ним свежие зеленые ветки, а птицы так и заливаются.

«Жив ли я?» — думает Идэ со страхом.

Стал он сам себя ощупывать: правую руку протянул — тут рука, левую протянул — и левая тут. Голова на месте и ноги целы. Никто не съел.

Вылез Идэ из дупла. Смотрит: кругом на земле шишек видимо-невидимо. Ночью насыпались. Вот хорошо-то!

Стал он шишки в кучу собирать.

Большую кучу набрал. Глянул на реку, а у берега на песке знакомый челнок лежит и бабушка, кряхтя, в гору поднимается.

Закричал Идэ бабушке издали:

— Ты что же меня вчера одного оставила? А бабушка и отвечает:

— Это я нарочно, Идэ. Я хочу, чтобы ты храбрым вырос. Ты – человек, а человек над всем на свете хозяин. А разве ты не хочешь храбрым быть?

— Хочу, — тихонько говорит Идэ.

Помирились Идэ с бабушкой. Пошли вместе орехи собирать. Опять целый челнок шишек набрали. Домой поехали.

С тех пор перестал Идэ всего бояться. И в лес, и на реку-всюду один ходит. Нигде ему не страшно.)

Приложение2

Клюквинка и Травяная Косичка

Клюквинка и Травяная Косичка вместе живут. Каждое утро первой Клюквинка поднимается. Она огонь в чувале (печь) разводит и пищу готовит. А Травяная Косичка другими домашними делами занимается. Так они и живут-поживают.

Однажды утром Клюквинка говорит подруге:

— Я каждое утро первая встаю. Сегодня ты первая вставай, огонь разведи. Встающий первым всегда огонь разжигает.

— У меня же косичка… — тихо напомнила Травяная Косичка.

— Ничего с твоей косичкой не случится, если один раз огонь разведешь! — сказала Клюквинка.

— Ладно, огонь разведу, — согласилась Травяная Косичка.

Травяная Косичка встала, оделась и начала огонь в чувале разводить. Береста-растопка загорелась, дрова загорелись. Тут порыв ветра пламя подхватил — и вспыхнула травяная коса Травяной Косички. Увидела это сидевшая на постели Клюквинка, увидела и так расхохоталась – что тотчас лопнула.

Устное народное творчество

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Устное народное творчество

    Описание слайда:

    Устное народное творчество

  • 2 слайд

    Возникло устное народное творчество очень давно, в глубокой древности, ко

    Описание слайда:

    Возникло устное народное творчество очень давно, в глубокой древности, когда люди еще не знали письма. Поэтому произведения словесного народного творчества долгие столетия передавались от одного человека к другому устно.

  • 3 слайд

    Устное народное творчествоЭто художественная коллективная творческая деятельн

    Описание слайда:

    Устное народное творчество
    Это художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы.

  • 4 слайд

    Устное народное творчество

    Описание слайда:

    Устное народное творчество

    Пословицы
    Загадки Поговорки

    Считалки Частушки

    Сказки Скороговорки
    Потешки

  • 5 слайд

    Фольклор народов Ханты и Манси

    Описание слайда:

    Фольклор народов
    Ханты и Манси

  • 6 слайд

    Все духовное богатство народа отражено в фольклоре. В мифах, легендах, сказка

    Описание слайда:

    Все духовное богатство народа отражено в фольклоре. В мифах, легендах, сказках, песнях, преданиях, загадках, пословицах, проявляется душа человека, душа народа.

  • 7 слайд

    У мансийского народа письменности не было до 30-х годов ХХ столетия. Но это н

    Описание слайда:

    У мансийского народа письменности не было до 30-х годов ХХ столетия. Но это не значит, что у манси не было поэзии и устного народного творчества. Они были — и передавались из поколения в поколение.

  • 8 слайд

    Народы Ханты и Манси создали своеобразную культуру, в том числе богатое устно

    Описание слайда:

    Народы Ханты и Манси создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки.

  • 9 слайд

    Сказка скрашивала тяжёлое существование людей, служила любимым развлечением и

    Описание слайда:

    Сказка скрашивала тяжёлое существование людей, служила любимым развлечением и отдыхом: рассказывали сказки обычно на досуге, после трудового дня. Но сказка играла и большую воспитательную роль. В недалёком прошлом сказки у народов Ханты и Манси являлись не только развлечением, но и своего рода школой жизни.

  • 10 слайд

    В мансийских сказках, в том числе и детских, силы зла очень страшны, но в кон

    Описание слайда:

    В мансийских сказках, в том числе и детских, силы зла очень страшны, но в конечном итоге оно обязательно наказывается и побеждается человеком.

  • 11 слайд

    СКАЗКИ НАРОДОВХАНТЫ И МАНСИ Волшебные сказки Мифологические сказки Социаль

    Описание слайда:

    СКАЗКИ НАРОДОВ
    ХАНТЫ И МАНСИ

    Волшебные сказки
    Мифологические сказки
    Социально-бытовые сказки
    «Блуждающие» («бродячие») сказки
    Кумулятивные сказки
    Сказки- песни
    Историко-героические сказки
    Сказки –бывальщины
    Сказки о животных

  • 12 слайд

    Хантыйские народные сказки.Береста, брусника и уголек В доме бурунд

    Описание слайда:

    Хантыйские народные сказки.
    Береста, брусника и уголек В доме бурундука Воробышек с сестренкой
    Две сестры и баба-яга Запрет Золотоволосый Царь
    Ермак Ими-Хиты Итте
    Ими-Хиты и Вошинг Урт Кот Мальчик Идэ
    Мышка Мышка и лось Медвежья трава
    Маченкат Нарты с золотом Старик и медведь
    Три снохи Ягодка, клюква и сено

  • 13 слайд

    Хантыйская сказка идэ распечатать

  • 14 слайд

    Библиотека им. Пушкина

    Описание слайда:

    Библиотека им. Пушкина

  • 15 слайд

    Песни Основные темы героических сказаний и песен – военные походы богатырей с

    Описание слайда:

    Песни
    Основные темы героических сказаний и песен – военные походы богатырей с целью сватовства либо кровной мести, сражение с другими богатырями либо с мифологическими существами.

  • 16 слайд

    Мифы – это небольшие по объёму произведения о возникновении нашей планеты, жи

    Описание слайда:

    Мифы – это небольшие по объёму произведения о возникновении нашей планеты, жизни на Земле. Их сущность – рассказ о прошлом. Они исполняются редко, поэтому их знают далеко не все.

  • 17 слайд

    Собери пословицу Солнце – … Сон …. Судьба народа – Судьба захочет – человека

    Описание слайда:

    Собери пословицу
    Солнце – …
    Сон ….
    Судьба народа –
    Судьба захочет –
    человека подымет,
    захочет – бросит в болото.

    крылатый олень
    держи в лёгкости
    в руках народа.

  • 18 слайд

    Отгадай загадкиНа потолке оленья шкура, съеденная личинками оводов. (Звездное

    Описание слайда:

    Отгадай загадки
    На потолке оленья шкура, съеденная личинками оводов. (Звездное небо)
    Он не лось, он не птица. Зато быстрее всех их. (Ветер)
    Один воду льет, другой пьет, третй растет. (Дождь, земля, трава)
    Сладкий мох искал весь день и жевал его… (олень)

  • 19 слайд

    Придумайте частушку. ________________ говорят, ________________ красив,

    Описание слайда:

    Придумайте частушку
    .
    ________________ говорят,
    ________________ красив, богат,
    ________________сиянье 
    ________________ очень рад.

  • 20 слайд

    Люди все говорят, Что наш край красив, богат,И полярное сиянье Каждый виде

    Описание слайда:

    Люди все говорят, 
    Что наш край красив, богат,
    И полярное сиянье 
    Каждый видеть очень рад.

  • 21 слайд

    Работа со скороговоркой Скороговорки для этого задания вы должны сначала

    Описание слайда:

    Работа со скороговоркой

    Скороговорки для этого задания вы должны сначала сами придумать, а потом четко и быстро произнести.

  • 22 слайд

    Созданные народом жанры устного народного творчества раскрывают философию

    Описание слайда:

    Созданные народом жанры устного народного творчества раскрывают философию народа, его неугасающую со временем веру в справедливость и счастье,
    в победу добра
    над злом.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Хантыйская сказка идэ распечатать

  • Сейчас обучается 941 человек из 79 регионов

Хантыйская сказка идэ распечатать

  • Сейчас обучается 895 человек из 81 региона

Хантыйская сказка идэ распечатать

  • Сейчас обучается 362 человека из 71 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Мы живем на земле, принадлежащей коренным представителям Югры — народам ханты и манси, народам с самобытной и неповторимой культурой.Через сказки взрослые учили детей правильно разговаривать, передавали знания о рыболовстве, охоте и быте. Сказки отражают представления о происхождении земли, созвездий, явлений природы, животных, человека, божеств и духов. Когда ханты говорят “если моей сказке продолжаться” — это означает “если я буду жив”. Сказка этого красивого сурового края уходит своими корнями в далекое прошлое.

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Родительское собрание Ученье с увлевением

  • Родительское собрание Межличностные отношения в классе

  • Урок математики по теме «Цена.Количество.Стоимость» с целью формирования функциональной грамотности у учеников 3 класса

  • Презентация к конспекту занятия виртуальной экскурсии для младших классов «Музей игрушек»

  • Конспект занятия виртуальной экскурсии для младших школьников «Музей игрушек»

  • Рабочая программа по ИЗО ( 1 класс) УМК » Школа России»

  • Сообщение на тему :«Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»

  • Мини — сочинение «Пасхальные яйца»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5456128 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методика преподавания информатики в начальных классах»

  • Курс повышения квалификации «Использование мини-проектов в школьном: начальном, основном и среднем общем и среднем профессиональном естественнонаучном образовании в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»

  • Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»

  • Курс повышения квалификации «Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении»

  • Курс повышения квалификации «Содержательные аспекты профессионального и личностного развития педагогических работников в рамках реализации профессионального стандарта»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическая диагностика в современном образовательном процессе»

  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»

  • Курс повышения квалификации «Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Инклюзивное образование в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников в интересах устойчивого развития региона»

  • Хантыйская сказка идэ презентация 2 класс перспектива
  • Халява в русских сказках
  • Хамелеон чехов аргумент итоговое сочинение
  • Хамка дзен рассказ часть 2
  • Халязион или халазион как правильно пишется