Хантыйская сказка идэ конспект урока 2 класс перспектива

Класс: 2. тип урока: открытие новых знаний. основные цели: сформировать алгоритм плана для краткого пересказа текста; формировать умения подробного и

Класс: 2.

Тип урока: открытие новых знаний.

Основные цели:

  1. Сформировать алгоритм плана для краткого пересказа текста;
  2. Формировать умения подробного и краткого пересказа по составленному плану.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, анализ, обобщение, аналогия.

Личностные умения:

  • проявлять интерес к поступкам героев сказки;
  • проявлять позитивное и сознательное отношение к чтению, желание читать народные сказки.

Познавательные умения:

  • определять отличительные признаки жанра сказки и обосновывать своё мнение;
  • определять тему и главную мысль сказки, обосновывая своё суждение.

Регулятивные умения:

  • выполнять учебное задание, используя алгоритм;
  • адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные умения:

  • взаимодействовать в паре и группе при выполнении предлагаемых заданий, используя доступные речевые средства при представлении выполненного.

Предметные умения:

  • работать с текстом народной сказки, составляя план;
  • выразительно читать сказку по ролям;
  • составлять краткий и подробный пересказ сказки.

Оборудование:

  • мультимедиа проектор и экран;
  • доска;
  • презентация к уроку;
  • карточки для работы в группах (на 5 этапе);
  • «Литературное чтение. Учебник. I часть» сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская;
  • Технологические карты по Литературному чтению УМК «Перспектива».

Ход урока 

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

  1. создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке;
  2. актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
  3. установить тематические рамки урока: народные сказки.

– Посмотрите на доску. Чему будет посвящен наш урок? (народным сказкам)

Презентация.

– Какие народные сказки вы знаете? (о животных, бытовые, волшебные)

– Добавлю, что вы узнаете о сказках что-то новое.

– Как вы будете это делать? (Нам надо пройти 2 этапа. Сначала вы предложите нам задания на повторение необходимых знаний, потом мы выполним задание для пробного действия и, скорее всего, у нас не получится и т. д.)

Презентация.

– Верно. Итак, начинаем с .. (С повторения необходимых знаний.)

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.

Цель:

  1. учить осмысливать содержание текста и наблюдать за развитием сюжета в сказке,
  2. активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ;
  3. мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;
  4. организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
  5. организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения .

1. Проверка домашнего задания.

– Какую народную сказку вы прочитали дома? (Хантыйская сказка «Идэ»)

– Рассмотрите географическую карту нашей Родины. Покажите, где живут ханты.

Презентация.

– А знаете ли вы, что у хантыйского народа не было своей азбуки, и только в 1931 году вышел в свет остяцкий букварь , а 1 ноября 1957 года вышла первая газета на хантыйском языке.

– А внимательно ли вы читали сказку?Посмотрите на рисунки и фотографии. Какое отношение они имеют к сказке?

Работа над значением слов «лодка-долблёнка», «колотушка», «тайга», «кедровка».

Презентация.

– Прочитайте родственные слова. (Кедр, кедровые, кедровка.)

– Выделите корень. (кедр-)

– Объясните их смысл.

– Восстановите план сказки «Идэ». [4]

Презентация.

  1. Трусишка Идэ.
  2. … (Как отучить Идэ всего бояться?)
  3. Бабушка и Идэ собирают орешки.
  4. Бабушкина хитрость.
  5. … (Остался Иде один в тайге.)
  6. Утром в тайге.
  7. (Теперь ты ничего не будешь бояться.)

– Подробно перескажите сказку по плану. Воспользуйтесь алгоритмом подробного пересказа.

Учащиеся пересказывают 1-3 часть.

Презентация. (алгоритм пересказа)

Алгоритм составления плана для подробного пересказа.[4] (на доске)

  1. Внимательно прочитать текст, определить и назвать его тему (о чём говорится в тексте).
  2. Разделить текст на части по смыслу, используя три подсказки:
    • появление новой темы;
    • появление нового героя;
    • появление нового места действия.
  3. Записать название каждой части текста.
  4. Пересказать текст, используя составленный план: рассказать все события в определённой последовательности.

– Молодцы! Вы отлично справились с домашним заданием.

– Подведём итог. Итак, что я выбрала для повторения? (Проверку домашнего задания)

– А что будет дальше? (Вы предложите нам задание для пробного действия.)

– В чём особенность этого задания? (В нём обязательно есть для нас что-то новое.)

2. Задание для пробного действия.

– Попробуйте самостоятельно составить краткий пересказ 4 и 5 частей сказки.

– А что здесь для вас ново? (Мы никогда не составляли краткого пересказа сказки)

– Пробуйте.

– Проверим, что у вас получилось.

– Поднимите руку, кто может доказать, что ход его рассуждений был верным, и получен правильный результат.

Вопрос для тех, кто не поднял руку. Вопросы для тех, кто поднял руку.
Вы не подняли руку, значит, в чём ваше затруднение? (Мы не можем доказать, что правильно составили план краткого пересказа) – Каким алгоритмом вы воспользуетесь для – доказательства? (Нам такой алгоритм неизвестен.)
– Значит, вы можете доказать правильность хода своих рассуждений и получения результата? (Нет, не можем.)
– Зафиксируйте своё затруднение. (Мы не можем доказать, что правильно рассуждали при выполнении задания и получили правильный результат)

– Вы все поняли, что трудность есть. Что делать? (Надо разобраться, в чём причина этой трудности.)

III. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

  1. создать условия для проведения учащимися анализа своих действий;
  2. организовать выявление и фиксацию места и причины затруднения: нет алгоритма краткого пересказа.

– Давайте разберёмся.

– Что вы должны были сделать? (Составить краткий пересказ)

– Каким правилом вы пытались воспользоваться? (Алгоритмом подробного пересказа)

– Что же было для вас новым? (Мы не составляли краткого пересказа сказки.)

– Так в чём же причина вашего затруднения? Чего вы не знаете? (Нам неизвестен алгоритм краткого пересказа сказки.)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

  1. создать условия для формулирования учащимися конкретной цели своих будущих учебных действий;
  2. согласовать тему урока;
  3. организовать выбор учащимися способа и средств для построения нового знания;
  4. организовать планирование учащимися своих дальнейших действий для построения нового знания.

– Какова же цель ваших дальнейших действий? (Построить алгоритм краткого пересказа сказки)

На доске открывается цельурока:

Построить алгоритм плана для краткого пересказа сказки.

Или презентация.

– Как назовёте урок? (Краткий пересказ сказки «Идэ».)

Тема урока открывается на доске:

Краткий пересказ сказки «Идэ».

Или презентация.

– Составим план дальнейшей работы.

– Чем воспользуетесь сначала? (Алгоритмом плана для подробного пересказа…)

– А вам надо будет строить новый алгоритм или достаточно уточнить какой-то известный? (Достаточно уточнить известный алгоритм для составления плана подробного пересказа)

– Что сделаете потом? (Внесём изменения..)

– И, наконец, … (Сделаем вывод, построим алгоритм)

На доске появляется план работы, составленный учащимися:

  1. Воспользоваться алгоритмом для составления плана подробного пересказа. Определить, что следует изменить.
  2. Уточнить алгоритм в группах.
  3. Сделать вывод и составить алгоритм плана для краткого пересказа

– Что ж, пора действовать.

Презентация.

V. Реализация построенного проекта.

Цель:

  1. организовать построение нового способа выполнения краткого пересказа;
  2. организовать фиксацию нового способа действий в речи и знаково путём уточнения известного алгоритма подробного пересказа;
  3. зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

– Действуйте по плану. С чего начнёте?

– Что дальше по плану? (Надо уточнить алгоритм.)

– Объединитесь в группы и уточните алгоритм.

Учитель руководит объединением детей в группы и раздаёт заготовки, лист А4, клей группам. Заготовки (8 листков):

  1. Внимательно прочитать текст, определить и назвать его тему (о чём говорится в тексте).
  2. Разделить текст на части по смыслу, используя три подсказки:
    • появление новой темы;
    • появление нового героя;
    • появление нового места действия.
  3. Записать название каждой части текста.
  4. Пересказать текст, используя составленный план:
    • рассказать содержание своими словами, только самое главное: кто, что делает, почему.
    • к каждой части нужно составить 2-3 предложения, связывая их между собой;
    • нельзя использовать реплики (прямую речь) героев.
    • рассказать все события в определённой последовательности.

– Выберите представителя от группы для отчёта. Посмотрим, что у вас получилось.

Представители групп отчитываются о рподеланной работе, представляя составленный алгоритм.

Презентация.

– Чем же отличается подробный пересказ от краткого?

Алгоритм составления плана для краткого пересказа. [4]

  1. Внимательно прочитать текст, определить и назвать его тему (о чём говорится в тексте).
  2. Разделить текст на части по смыслу, используя три подсказки:
    • появление новой темы;
    • появление нового героя;
    • появление нового места действия.
  3. Записать название каждой части текста.
  4. Пересказать текст, используя составленный план:
    • рассказать содержание своими словами, только самое главное: кто, что делает, почему.
    • к каждой части плана нужно сказать два-три предложения, связывая их между собой.
    • нельзя использовать реплики (прямую речь) героев.

– Докажите, что вы достигли цели. (Мы построили алгоритм краткого пересказа)

– Что дальше? (Надо попробовать выполнить краткий пересказ)

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

1) создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение алгоритма краткого пересказа с проговариванием во внешней речи.

– Перескажите 4 часть сказки, пользуясь составленным алгоритмом.

– Попробуйте пересказать 5 и 6 часть в парах.

Проверка работы в парах: учитель предлагает образец краткого пересказа, учащиеся оценивают свою работу.

Презентация.

– Где нам может пригодиться знание алгоритма краткого пересказа? (На уроках по чтению, окружающему миру, разговоре с друзьями и т. д.)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

  1. организовать самостоятельное выполнение учащимися краткого пересказа;
  2. организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки;
  3. создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.

– Выполните краткий пересказ 3 части.

– Проверьте себя по образцу.

Презентация.

– Какие трудности возникли при выполнении?

– Как надо было действовать?

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: учить осмысливать содержание текста, характеризовать героев сказки, оценивая их поступки.

– Прочитайте последнюю часть сказки по ролям. Охарактеризуйте поведение бабушки Имъял-Пая и внука Идэ.

– Определите главную мысль сказки (чему она учит).

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

  1. организовать фиксацию учащимися степени соответствия цели и результатов учебной деятельности;
  2. организовать фиксацию в речи открытого алгоритма;
  3. организовать фиксацию затруднений, которые остались, и способов их преодоления;
  4. организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;
  5. согласовать домашнее задание.

– Какую цель вы поставили перед собой на уроке? (Построить алгоритм плана для краткого пересказа сказки.)

Презентация.

– Достигли цели? Докажите.

– Расскажите, как проводим краткий пересказ.

– У кого остались трудности? Как будете действовать?

– Кто сегодня доволен своей работой ученика? Почему? Оцените свою работу по лесенке успеха, воспользовавшись предложенными критериями.

Презентация.

Домашнее задание.

– Подготовьте краткий пересказ любой прочитанной дома сказки, принесите книгу с этой сказкой на урок.

Список литературы:

  1. Сборник рабочих программ «Перспектива».
  2. Л.Г. Петерсон «Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…».
  3. Л.Г. Петерсон, Л.А. Аверкиева, Е.А. Гусева, М.А. Кубышева, Т.В. Текнеджян «Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…».
  4. Технологические карты по Литературному чтению УМК «Перспектива» (сайт www.prosv.ru/umk/perspektiva).
  5. Методические рекомендации к надпредметному курсу «Мир деятельности» под ред. Л.Г. Петерсон, 2 класс.

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационное начало урока

Регулятивные: формировать целеустремлённость и настойчивость в достижении целей.

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
-Добрый день, ребята! Хэерле кон, балалар !Вўща вәԓаты!

Ребята , вы поняли на каких языках я с вами здоровалась?

А третьий язык мы узнаем чуть позже.

Слушают, настраиваются на работу.

Отвечают на вопросы учителя

2Речевая разминка

Познавательные УУД

Умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД

Речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества.

Ребята,прочитайте стихотворение тихо, громко, ещё громче.

-Прочитать медленно.

-Прочитать с ускорением.

-Прочитать очень быстро.

Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.

Читают, меняя темп чтения.

2. Актуализация знаний

Личностные:

Морально-этическая ориентация; формирование нравственной позиции.

Коммуникативные:

Включаются в диалог со сверстниками.

Познавательные:

Высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы.

— Ребята, давайте повторим, сказки каких народов вы читали?

— Чему учат нас эти сказки?

— Верно.

Сегодня познакомимся ещё с одной сказкой. Прочитайте название сказки, с которой мы сегодня познакомимся.(Учебник: стр. 71)

— Сделайте предположение по названию и иллюстрации, о чём сказка? Вас удивило название сказки?

— Кто автор сказки? В начале урока я с вами поздоровалась на хантском языке.

— Что вы знаете о хантах?

. Ханты — коренной народ в Западной Сибири. Самоназвание — ханши, хандэ, кантпэк. Бытуют локальные самоназвания: казым ех (люди Казыма), сыня ех (люди Сыни) и другие. Среди ханты выделяются три этнографические группы (северные, южные и восточные), отличающиеся диалектами, самоназваниями, особенностями в хозяйстве и культуре. Внутри каждой из них, в свою очередь, имеются территориальные объединения, различающиеся обычно по названиям обских и иртышских притоков: васюганские, салымские, казымские и др. В научной литературе ханты вместе с манси объединяются общим названием обские угры. До начала XX века русские называли ханты остяками.

Говорят на хантыйском языке, который вместе с мансийским и венгерским составляет угорскую группу финно-угорских языков. Имеется три группы диалектов: северная (обдорский, шурушкаро-березовский, казымский, шеркальский), южная (атлымский, леушинский, иртышско-кондинский) и восточная (сургутский, салымский, вахо-васюганский). В лексике хантыйского языка отразились тесные связи с соседями — ненцами, татарами, коми-зырянами.

Традиционные занятия ханты — рыболовство, таежная охота и оленеводство. 

Эти народы всей своей жизнью, трудовой деятельностью связаны с природной средой, и у них исторически выработались способы использования естественных средств жизни, имеющих важное значение в экономическом и нравственном отношениях

— Догадались, о чём пойдёт речь на уроке?

Попробуйте определить цели нашего урока.

«Отвечают на вопросы.

Определяют тему и цели урока: познакомиться со сказкой «Идэ». Цели: узнать об одном северном народе, проанализировать сказку, определить – чему учит эта сказка. Читают название сказки, рассматривают иллюстрации, делают предположение о содержании.

3. Изучение нового материала

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации. Анализируют, обобщают.

Регулятивные:

Учатся находить и объяснять непонятные слова.

Коммуникативные:

Сотрудничают в процессе поиска информации. Делятся мнениями, учатся учитывать позицию собеседника.

1.Слушание аудиозаписи сказки. http://myaudiolib.ru/alieva/skazki-narodov-sibiri-sredney-azii-i-kazahstana

_Вам понравилась сказка?

— Определите вид сказки (о животных, бытовая или волшебная).

— Ребята, какие чувства вы испытали во время прослушивания сказки? Что вас особенно тронуло в сказке?

-Назовите главных героев сказки.

2.-Все ли слова вам были понятны?. Словарная работа.

Сирота – ребёнок, у которого умерли родители.
Лодка-долблёнка – самодельная лодка, выдолбленная из ствола дерева.
Тайга – дикий хвойный лес.
Кошёлка – небольшая корзинка.

Слушают сказку, отвечают на вопросы.

4. Физкультминутка

Личностные:

формирование эмоционального отношения к себе и своему здоровью.

«В тайге»
Ходит солнышко по кругу, 

Дремлет олениха. 

Мы идём с тобой по тайке

тихо, тихо. 

Мы походим по опушке и найдем тропинку
Вот сорока на верхушке 

Клювом чистит спинку.

Слушают,выполняют движения

5. Первичное закрепление

Коммуникативные:

Стремятся к сотрудничеству, учатся учитывать разные мнения. Строить понятные для партнёра высказывания.

Личностные:

Проявлять эмоционально- ценностное отношение к маме и уважение к ценностям других народов.

Познавательные:

Анализировать содержание сказки. Обосновывать свои суждения.

Регулятивные:

Осуществлять самопроверку.

Оценивать результаты своей и чужой деятельности.

-1.Повторное чтение сказки

-А сейчас давайте, прочитаем сказку про себя.

2.Работа над текстом.

-Что вы узнали об Идэ.Найдите и прочитайте эти строчки.

-Почему бабушка решила оставить мальчика одного в тайге?

Как преодолевал Идэ свой страх?Найдите эти строчки в сказке.

— Чему учит нас эта сказка?

-Как бы вы поступили вместо бабушки?

Могла ли она по-другому помочь внуку перебороть страх? Найдите и прочитайте в конце текста слова-наставления бабушки.Вы согласны с ней? Выскажите свое мнение.А что бы вы посоветовали маленькому Идэ?

Читают сказку.

Отвечают на вопросы.

Высказывают свое мнения.

6. Включение нового знания в систему знаний

— Ребята, составьте из данных наборов слов пословицы и скажите, какие из них подходят к данной сказке. (работа в группах). Объясните почему.

На доске пословицы:

и птица боится, куста Пуганая

ушло пятки в Сердце.

счастье общем труде в Наше.

не семья знает Дружная печали

лист Дрожит осиновый как.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу идёт.

Пуганая птица и куста боится.

Сердце ушло в пятки.

Дрожит как осиновый лист.

Наше счастье в общем труде.

Дружная семья не знает печали

Слушают.

Высказывают свои мнения.

Составляют пословицы.

Объясняют смысл пословиц.

7. Подведение итогов

Регулятивные:

Анализируют работу на уроке, соотносят запланированное и выполненное.

— С какой сказкой вы познакомились?К какому народу принадлежит эта сказка?

— Как вы думаете, могла бы сказка закончится по — другому? А как?

— Можно ли перебороть свой страх??

-Чему учит эта сказка?

-Добились мы поставленных целей?

— Ребята, а как вы относитесь к трусости?

Отвечают на вопросы, анализируют прошедший урок, дополняют друг друга.

8. Рефлексия

Личностные:

Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Выберите и продолжите любое предложение.

На сегодняшнем уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

После урока мне захотелось…

Сегодня я сумел…

Осуществляют оценку своей собственной учебной деятельности на уроке.

9. Домашнее задание

А теперь мы все попрощаемся на хантском языке

Па ям вулум! — До свидания! 

Слушают учителя, задают вопросы для уточнения. Записывают домашнее задание в дневник.

Тема: Народные сказки

Цель: Познакомить детей – с понятием народные сказки; познакомиться с народной сказкой «Заюшкина избушка»

Задачи: .

  1. Выявить у детей знание народных и авторских сказок, представления о жанровых особенностях сказки.

  2. Помочь вспомнить названия знакомых сказок, действующих лиц и последовательность событий.

  3. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, речь, помогать понятно излагать свои мысли.

  4. Воспитывать любовь детей к сказкам.

Ход урока

1.Организационный момент

Посмотрите все на меня!
Сегодня экскурсоводом работаю я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!

2.Актуализация знаний

(Заставка «В гостях у сказки»)

-Что мы можем сказать об этой музыке?

-Она: красивая, чудесная, волшебная.

-Правильно. А где мы можем услышать эту музыку?

-Когда смотрим народные сказки.

-Правильно!

-А для чего нам нужны сказки?

-Сказки учат нас как правильно жить, как правильно поступить в ситуации.

— А что такое народные сказки? -А как появились эти сказки?

-Их сочиняет народ.

. Бывают волшебные, бытовые, былинные, сказки о животных и птицах.

3.Основная часть

-Правильно! В давние, давние времена не умели люди ни писать, ни читать. И чтобы повеселить своих деток малых, взрослые стали для них придумывать сказки, потешки, прибаутки. Детки подрастали, своим детям их рассказывали, передавали “из уст в уста”. А эти детки – своим детям. Каждый что-нибудь свое в сказки добавлял. Вот и дошли до нас сказки через века. А кто скажет, почему их называют русскими – народными?(ответы детей)Любите ли вы читать сказки?
Дети. -Да. Любим. Очень любим. — Пожалуй, самый известный, самый распространенный и самый интересный жанр фольклора – сказка. А. С. Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки!» Как вы понимаете эти слова? Не только дети, но и взрослые любят сказки. А некоторые из них делают удивительные сказочные вещи.

-Назовите какие народы вы знаете

-Русские, казахские, немецкие, татарские, уйгурские, польские и т.д.

— К нам в класс пришло письмо! Что же в нем? Прочитаем?

– Ребята, срочно нужна ваша помощь! В сказочном лесу случилась беда. Злодеи перемешали сказки!

Атябер, ончорс анжун ашав ьщомоп! В мончозакс усел ьсаличулс адеб. Иедолз илашемереп икзакс!

-Ну что, поможем сказочном лесу?

-Тогда, я приглашаю в вас в народную сказку!

Отправляемся друзья
В чудо сказку – вы и я
Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!

-Мы начали путь пустив клубок (Клубок пускается по первому ряду, по партам и переходит постепенно )

Посмотри на карту. Мы попали в избушку Бабы –Яги.

-А кто знает волшебные слова для избушки?

— «Избушка повернись к лесу задом, ко мне передом».

-Чтоб задобрить старушку нам нужно ей что-нибудь подарить! А что мы ей подарим?

Найдите в классе цветик семицветик.

-Старушка поблагодарила нас! Но без задания нас не пропустит, а задание для нас такое:

— Баба-Яга перемешала героев сказки. Найдите правильную пару!

99681314 199681314 2Маша

Емеля

99681314 3Щука

Журавль

99681314 4Колобок

Лиса

99681314 599681314 6Дед

Гуси-лебеди

Баба-Яга

Репка

Лиса

Медведь

99681314 7Морозко

Девица

-Нас пропустила Баба-Яга!

-Куда же мы пришли? В замок домового!

Послушайте загадки, если мы их не отгадаем так и останемся в его царстве

Подсказка 1) Отгадайте загадки. ( дети рассказывают, что происходило в сказке)

  1. Красна девица грустна,
    Ей не нравится весна.
    Ей на солнце тяжко,
    Слезы льет бедняжка.
    Снегурочка

  2. 2. В небесах и на земле скачет баба на метле,
    Страшная, злая, кто она такая?
    Баба-Яга

  3. 3. У Аленушки-сестрицы
    Унесли братишку птицы.
    Высоко они летят
    Далеко они глядят
    Гуси-лебеди

  4. 4. Летела стрела и попала в болото,
    И в этом болоте поймал ее кто-то.
    Кто, распростившись с зеленою кожей.
    Сделался милой, красивой, пригожей?
    Царевна лягушка

  5. 5. Посадил ее дед в поле
    Лето целое росла.
    Всей семьей ее тянули
    Очень крупная была.
    Репка

  6. 6. На сметане был мешен
    В русской печке испечен.
    Повстречал в лесу зверей
    И ушел от них скорей.
    Колобок

  7. 7. Жили-были семь ребят
    Белых маленьких козлят.
    Проник обманом серый в дом.
    Коза потом его нашла,
    Перехитрить его смогла.
    И всех детей своих спасла.
    Козлята

Учитель

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может все случится,

Наша сказка впереди.

Игра «Собери сказку»

Физминутка РЕПКА

Репка выросла большая. Вот какая! Вот какая! (руки в стороны, вверх, вниз)

Дед и бабка тянут репку, но она засела крепко. (наклоны, приседания)

Внучка к ним бежит, бежит, репку вытащить спешит. (бег на месте)

Жучка хвостиком виляет, бабке с дедом помогает. (повороты направо, налево)

Кошка спинку выгибает, кошка когти выпускает. (прогнуться назад)

Помогает дёрнуть репку, но она засела крепко. (приседания)

С мышкой быстро и умело репку вытянули смело. (прыжки вверх на двух ногах)

В гости сказочка идет

Она встречи с вами ждет

Много сказок есть на свете,

Сказки эти любят дети.

-Молодцы! Справляетесь с заданием!

Следующие болото: У какого героя были эти предметы?

 скалочка (лисичка)

  • Хрустальная туфелька.(Золушка)

  • Стрела (Лягушка)

  • Ореховая скорлупа.(дюймовочка)

  • Снег (морозко)

  • чёрный бочок, белые копытца (бычок)

  • Иван-царевич (и серый волк)

— Мы должны пройти курсы «Маленького актера», чтоб герои сказок нас полюбили.

Разыгрывается сказка «Репка»

Участники: Дети. Автор: Учитель.

Дыхательная гимнастика- прерывистая распевка звука «А»; «О», «Э». вдох ртом, выдох носом.

Чтение сказки «Заюшкина избушка»

Первичное чтение учитель+ученик (до середины сказки читает учитель, далее чтение по цепочке)

Первичное чтение

Жили-были в лесу лисичка и зайка. Жили они неподалёку друг от друга. Пришла осень. Холодно стало в лесу. Решили они избушки на зиму построить. Лисичка построила себе избушку из сыпучего снежка, а зайчик — из сыпучего песка. Перезимовали они в новых избушках. Настала весна, пригрело солнце. Лисичкина избушка растаяла, а зайкина стоит, как стояла. Пришла лисица в зайкину избушку, выгнала зайку, а сама в его избушке осталась.
Пошёл зайка со своего двора, сел под берёзкою и плачет. Идёт волк. Видит — зайка плачет.
— Чего ты, зайка, плачешь? — спрашивает волк.
— Как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я — из сыпучего песка, а она — из сыпучего снежка. Настала весна. Её избушка растаяла, а моя стоит, как стояла. Пришла лисичка, выгнала меня из моей избушки и сама в ней жить осталась. Вот я и сижу да плачу.
— Не плачь, зайка. Пойдём, я тебе помогу, выгоню лисичку из твоей избы.
Пошли они. Пришли. Волк стал на пороге зайкиной избушки и кричит на лисичку:
— Ты зачем залезла в чужую избу? Слезай, лиса, с печи, а то сброшу, побью тебе плечи. Не испугалась лисичка, отвечает волку:
— Ой, волк, берегись: мой хвост что прут, — как дам, так и смерть тебе тут.
Испугался волк да наутёк. И зайку покинул. Сел опять зайка под берёзкой и горько плачет.
Идёт по лесу медведь. Видит — зайчик сидит под берёзкой и плачет.
— Чего, зайка, плачешь? — спрашивает медведь.
— Как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я — из сыпучего песка, а она — из сыпучего снежка. Настала весна. Её избушка растаяла, а моя стоит, как стояла. Пришла лисичка, выгнала меня из моей избушки и сама там жить осталась. Так вот я сижу и плачу.
— Не плачь, зайка. Пойдём, я тебе помогу, выгоню лисичку из твоей избы.
Пошли они. Пришли. Медведь стал на пороге зайкиной избушки и кричит на лисичку:
— Зачем отняла у зайки избу? Слезай, лиса, с печи, а то сброшу, побью тебе плечи.
Не испугалась лисичка, отвечает медведю:
— Ох, медведь, берегись: мой хвост что прут,— как дам, так и смерть тебе тут.
Испугался медведь да наутёк и зайку одного покинул. Опять пошёл зайка со своего двора, сел под берёзкою и горько плачет. Вдруг видит — идёт по лесу петух. Увидел зайчика, подошёл испрашивает:
— Чего, зайка, плачешь?
— Да как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я — из сыпучего песка, а она — из сыпучего снежка. Настала весна. Её избушка растаяла, а моя стоит, как стояла. Пришла лисичка, выгнала меня из моей избушки и сама там жить осталась. Вот я сижу да плачу.
— Не плачь, зайка, я выгоню лису из твоей избушки.
— Ой, петенька,— плачет зайка,— где тебе её выгнать? Волк гнал — не выгнал. Медведь гнал — не выгнал.
— А вот я выгоню. Пойдём,— говорит петух. Пошли. Вошёл петух в избушку, стал на пороге, кукарекнул, а потом как закричит:
— Я — петух-чебетух,
Я — певун-лопотун,
На коротких ногах,
На высоких пятах.
На плече косу несу,
Лисе голову снесу.
А лисичка лежит и говорит:
— Ой, петух, берегись: мой хвост что прут,— как дам, так и смерть тебе тут.
Прыгнул петушок с порога в избу и опять кричит:
— Я — петух-чебетух,
Я — певун-лопотун,
На коротких ногах,
На высоких пятах.
На плече косу несу,
Лисе голову снесу.
И — прыг на печь к лисе. Клюнул лису в спину. Как подскочит лисица да как побежит вон из зайкиной избушки, а зайка и двери захлопнул за нею.
И остался он жить в своей избушке вместе с петушком.

-Понравилась ли вам сказка?

-Кто был главный герой?

-О чем сказка?

-Что случилось с главным героем?

-Кто помог главному герою?

-Назовите героев этой сказки.

-Кто вам понравился больше?

-Почему?

-Как бы вы помогли главному герою?

-Опишите лисичку.

-Как вы относитесь к лисичке?

-Как бы вы поступили на месте лисички?

-Чем закончилась сказка?

-Молодцы.

Работа с читательским дневником.

-Запишите свое мнение об этой сказке.

-запишите пословицу, которая подходит к этой сказке.

Рефлексия

-Молодцы ребята! Мы справились с заданием!

Мы прошли все препятствия!

Домашние задание. Нарисовать любимого сказочного героя, выразительно прочитать любимую народную сказку.

МБОУ СОШ №89 г. Краснодар

во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, В.Г.Горецкого.

УМК «Перспектива».

Технологическая карта системно — деятельностного урока.

Цели урока: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной); учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся; развивать внимание, память, творческие способности, создать условия для развития умения пересказывать текст.

Предметные: учащиеся научатся различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки, соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план.

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, ставить вопросы, обращаться за помощью, взаимодействие в работе в парах, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

Наглядность и оборудование: аудиозапись сказки, картина В.М.Васнецова «Алёнушка». презентация к уроку, карточки с пословицами. Компьютер, мультимедийный проектор, учебник.

п/п

Этап урока,

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I

Организация мотивации деятельности учащихся на уроке. (2мин)

Цель: формирование положительного настроя на урок.

— Отгадайте загадку.

Светит, сверкает

Всех согревает.

Посмотрите, что мы видим на слайде?

А что дарит солнышко?

Дети возьмитесь за руки и подарите друг другу улыбку и тепло.

Какое настроение у вас, когда смотрите на солнышко?

Чтобы поработать хорошо, надо настроение хорошее, а ещё что надо?

Дети отгадывают загадку: Солнце.

Ребята берутся за руки и улыбаются друг другу.

Весёлое, доброе, хорошее.

Быть внимательным,

активным, дружными и добрыми.

Личностные, коммуникативные.

Умение

проявлять эмоциональную отзывчивость на слова учителя,

умение общаться между собой.

I I

Актуализация опорных знаний.

(3 мин)

1. Речевая разминка

Цель: тренировка речевого аппарата, развитие выразительного чтения.

Речевая разминка.

— Научитесь читать скороговоркой.

Нет ни речки, ни пруда-

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

Учащиеся произносят скороговорку красиво без ошибок.

Личностные, коммуникативные.

Умение слушать других, умение выразительно читать.

III

IV

V

Проверка домашнего задания.(5мин.)

Цель: проверка знаний и выполнение домашнего задания.

Постановка учебной задачи.(2мин)

Работа по теме урока

Цель: совершенствование умений работы над содержанием текста.

1. Чтение сказки вслух.

(6 мин.)

Цель: совершенствование осознанного чтения.

2.Словарная работа(2мин)

3. Работа над содержанием сказки.

(6мин)

3.Физминутка.

(3мин.)

Выразительное чтение сказки «Идэ»

Какую работу с текстом мы провели?

А ещё какие виды работы с текстом вы знаете?

-Как вы поняли строчки стихотворения речевой разминки?

-Вспомните название сказки, к которой они относятся.

-Сегодня мы познакомимся с новой сказкой. Послушайте её. И определите её тип. (Звучит аудиозапись)

-Понравилась вам сказка? Чем?

-К какому виду сказок мы её отнесём?

-Что же в этой сказке волшебного? — —Какие волшебные предметы есть в сказке?

-Найдите в сказке троекратный повтор.

-Где в сказке добро, а где зло?

-Что победило?

-Прочитайте сказку по цепочке.

Какие выражения выделены в тексте?

-Почему?

Найдите ответы на вопросы в тексте.

Назовите персонажей сказки.

-Трудная ли судьба была у Иванушки с Алёнушкой?

-Как они относились друг к другу?

А как относится к ним рассказчик?

-Как случилось, что Иванушка стал козлёночком?

-Что говорила ему сестра?

-Что предложил Алёнушке купец?

-Согласилась ли Алёнушка выйти за него замуж?

-Что произошло, когда купца не было дома? Найдите отрывок в тексте.

-Прочитайте о том, что злая ведьма хотела сделать с козлёночком?

-Удалось ли осуществить задуманное? Кто ей помешал?

-Стал ли козлёнок снова мальчикгом? Как?

-Как поступили с ведьмой?

Танец маленьких утят

Выборочное чтение, чтение по ролям, пересказ и др.

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

-Волшебная сказка.

-Ребята повторяют признаки волшебной сказки.

  1. Зачин;

  2. Волшебные предметы;

  3. Сказочные предметы;

  4. Сказочные слова и выражения;

  5. Троекратный повтор;

  6. Борьба добра и зла;

  7. Добро побеждает зло;

  8. Концовка;

Ребята читают сказку вслух.

Ребята читают сказку.

Залилась слезами – заплакала.

Откуда ни возьмись – появиться внезапно.

Ответы ребята находят в тексте.

Развитие двигательного аппарата.

Познавательные, личностные,

коммуникативные.

Умение слушать других.

Личностные,

Регулятивные.

Умение

формулировать тему урока, учебную задачу.

Умение регулировать свои усилия для решения возникшей проблемы

Личностные,

регулятивные,

Познавательные.

Умение

самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера.

Умение регулировать свои усилия для решения возникшей проблемы.

Личностные,

регулятивные,

познавательные.

Умение высказывать, свое отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией; умение отвечать и находить ответы на вопросы.

Личностные, коммуникативные

VI

3. Работа по картине В.Васнецова «Алёнушка»(3мин)

-Мы прочитали сказку и узнали, что произошло с Алёнушкой. Но в сказке нет описания, какая она.

-А какой она вам представляется?

-Когда и в какой момент вы особенно переживали за Алёнушку?

-Художник В.М.Васнецов поможет нам сегодня увидеть Алёнушку.

-Рассмотрите внимательно картину.

-Можно ли эту картину назвать иллюстрацией к сказке? Почему?

Рассматриваем картину, делимся впечатлениями.

-Это не иллюстрация, это картина, на которой В.Васнецов показывает обобщенный образ русской девушки, выражает своё отношение к ней.

Познавательные,

регулятивные,

коммуникативные.

Умение высказывать свое отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией

VII

1.Совершенство-

вание умений работы над содержанием текста. (Продолжение)

2.Пересказ.

(4 мин)

3.Беседа по вопросам.

-Перескажите сказку.

Ответьте на вопросы:

– Что могло быть в жизни, а что можно считать вымыслом, фантазией?

Ребята кратко пересказывают содержание сказки.

-Используем сказочные выражения: ножи булатные, шёлкова трава, жили-были, одни-одинёшеньки.

Краткий пересказ.

Записываем свои мысли в «Творческую тетрадь».

Личностные, регулятивные.

Умение пересказывать текст,

умение высказывать свое отношение к героям сказки.

VIII

Подведение итогов урока.

(1 мин.)

— С какой сказкой мы сегодня познакомились?

-Какому народу она принадлежит?

-К какому виду она относится?

-Чему учит сказка?

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» относится к волшебным сказкам.

Личностные

Умение строить речевое высказывание, оформлять свои мысли в устной форме.

Рефлексия (2 мин.)

1.Продолжи:

Сегодня я узнал…

Было интересно….

Я понял, что….

У меня получилось…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось….

2. Выставление и комментирование отметок.

Хочется закончить урок такими словами. « Всё хорошее в природе — от солнца. А всё лучшее в жизни – от человека»

Работать в парах, собирать пословицы, читать по ролям, находить ответы в тексте.

Работать в мини группах и др.

Сделать доброе дело.

Личностные, коммуникативные.

Умение строить речевое высказывание, оформлять свои мысли в устной форме,

умение объективно судить о причинах своих успехов, рефлексия своих действий;

Домашнее задание.(1 мин)

Подготовить выразительное чтение сказки.

Дети записывают в дневники домашнее задание.

Литература:
1. Климанова Л.Ф. Учебник для 2 класса «Литературное чтение».1 часть. М., «Просвещение», 2013 
2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л.Ф. Климановой. 2 класс. М., «ВАКО», 2013. 
3. Интернет ресурсы.

4. Системно — деятельностный подход на уроках в начальной школе согласно ФГОС. Бирюкова М..В.

  • Ханс кристиан андерсен сказки список для детей
  • Ханс кристиан андерсен сказки короткие
  • Хамид или хамит как правильно пишется имя
  • Халиф аист сказка слушать
  • Хайди сказка для детей