Хантыйская сказка идэ читать

26.02.2021 учитель начальных классов содержание учебного предмета литературное чтение с учетом нрэо национальных, региональных и этнокультурных особенностей челябинской области обучающийся

26.02.2021

Гнедкова Яна Вячеславовна

Учитель начальных классов

Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
с учетом НРЭО
(национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области)
Обучающийся научится:
– читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и де-кламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки, в том числе С. Школьниковой, Р. Шагалеева, С. Гершуни;
– для художественных текстов: воспроизводить в воображении словесные художественные об-разы и картины жизни, изображённые автором, в том числе южноуральских писателей Ю. Подко-рытова, Н. Ваторопиной, П. Бажова, Н. Цуприк, Н. Глебова;
– для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста;
– участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста: задавать вопросы, высказы-вать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе, опираясь на текст или собственный опыт (для художественных текстов).
Обучающийся получит возможность научиться:
– осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
– воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
– понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чте-ния, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
– ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, в том числе текстов южноуральских авторов: Ю. Подкорытова, Н. Ваторопиной, П. Бажова, Н. Цуприк, Н. Глебова;
– понимать смысл произведения (при чтении вслух и про себя, при прослушивании);
– для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения, воспроизво-дить в воображении словесные (художественные) образы и картины жизни, изображённые авто-ром, соотносить их с жизнью народа Южного Урала;
– этически оценивать поступки персонажей, формировать своё отношение к героям произведе-ния;
– определять основные события и устанавливать их последовательность;
– находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), за-данную в явном виде;
– задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
– объяснять значение слова с опорой на контекст;
– для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста;
– находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде;
– задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
– объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справоч-ной литературы;
– для художественных текстов: составлять характеристику персонажа;
– передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде полного или краткого пересказа (для художественных текстов, в том числе уральских авторов: Г. Трейлиба, Н.

Оценить



567

Содержимое разработки

Календарно — тематическое планирование

по учебному предмету «Литературное чтение»

Автор / авторский коллектив Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А.,

Горецкий В. Г.

Наименование учебника «Литературное чтение»

Издательство«Просвещение»

2 класс (136 ч)

Дата

Тема раздела / тема урока

Количество часов

Формы текущего

контроля

успеваемости

Содержание НРЭО

Вводный урок по курсу «Литературное чтение».

1

«Любите книгу» (9 часов)

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: рукописная книга, иллюстрация.

1

Любите книгу. Ю. Энтин. Слово про слово. В. Боков. Книга — учитель…

1

Произведения уральских авторов

Г.Ладонщиков. Лучший друг. Пословицы о книге. М. Горький о книгах.

1

Наизусть

Книги из далёкого прошлого. Книги из пергамента в форме свитка. Складная книга Древнего Востока. Книги из деревянных дощечек. Рукописные книги Древней Руси.

1

Произведения уральских авторов

Н. Кончаловская. « В монастырской келье…»

1

Техника чтения

Мы идём в библиотеку. Выставка книг. Энциклопедии. Справочная литература для детей.

1

Художники-иллюстраторы.В.Лебедев. А. Пахомов.Е. Чарушин.

1

Произведения уральских авторов

По следам самостоятельного чтения. Ю. Мориц. Трудолюбивая старушка. Главная мысль стихотворения.

1

Наизусть

По следам семейного чтения. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре.

1

Тест

Произведения уральских авторов А. Горская. «Сосчитай-ка», «Разноцветный ветер».

«Краски осени» (13 часов)

Вводный урок по курсу содержания раздела. Основные понятия раздела: сравнение, сборник.

1

Осень в художественных произведениях А. Пушкина, С. Аксакова. Входной мониторинг.

1

Тематическая работа.

Произведения уральских авторов

Осень в произведениях живописи В. Поленова, А. Куинджи.

1

Наизусть

А. Майков. «Осень», С. Есенин. «Закружилась листва золотая…», Ф. Васильев. «Болото в лесу». Эпитет и сравнение — средства художественной выразительности, используемые в авторских текстах.

1

И. Токмакова. «Опустел скворечник..»; А. Плещеев. «Осень наступила…».

1

Наизусть

Произведения уральских авторов Н. Шилов. «Лето».

Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки.

1

Произведения уральских авторов Л. Преображенская. «Осени приметы».

Народные приметы. Осенние загадки.

1

Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе.

1

Произведения уральских авторов Н. Ваторопина. «Лепёшка Нурии».

По следам самостоятельного чтения. Цвета осени. С. Маршак. «Сентябрь», «Октябрь». Л. Яхнин. «Осень в лесу», Н. Сладков. «Сентябрь».

1

По следам семейного чтния. С.Образцов. «Стеклянный пруд». Создание текста по аналогии.

1

Произведения уральских авторов

Наш театр. Инсценирование произведения. Н. Сладков «Осень».

1

Тест

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

Произведения уральских авторов

Обобщение по разделу «Краски осени». Тест

1

Тест

« Мир народной сказки» (17ч)

Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: «сказка, сказочный персонаж, вымысел».

1

Произведения уральских авторов

Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль.

1

Русская народная сказка «Заячья избушка». Пересказ сказки по серии иллюстраций.

1

Произведения уральских авторов Л. Преображенская. «Тяп-ляп».

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Восстановление событий сказки по рисункам.

1

Корякская сказка. «Хитрая лиса». Сравнение героев сказок.

1

Русская народная сказка. «Зимовье». Чтение сказки по ролям.

1

Русская народная сказка. «У страха глаза велики». Составление плана сказки.

1

Тест

Произведения уральских авторов

Белорусская сказка. «Пых». Сравнение сказок.

1

Мы идём в библиотеку. Русские народные сказки.

1

Произведения уральских авторов

По следам самостоятельного чтения. Хантыйская сказка. «Идэ». Главная мысль сказки.

1

Семейное чтение. Русская народная сказка. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Анализ сказки по вопросам учебника

1

Нанайская сказка. «Айога». Выразительное чтение диалога

1

Ненецкая сказка. «Кукушка». Сравнение событий сказки.

1

Наш театр. «Лиса и журавль». Инсценирование сказки.

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

Произведения уральских авторов П. Бажов. «Таюткино зеркальце».

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Составление описания лисы на основе опорных слов.

1

Обобщение по разделу « Мир народной сказки».

1

Тест

«Веселый хоровод » (10ч.)

Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод.

1

Наизусть

Б. Кустодиев. «Масленица». Устное сочинение по картине.

1

Произведения уральских авторов

Мы идём в музей народного творчества. Подготовка экскурсии.

1

Проект

Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши.

1

Наизусть

Переводная литература. Небылицы, перевёртыши, весёлые стихи. Приём создания авторских произведений на основе народных.

1

Произведения уральских авторов Г. Трейлиб. «Загадки».

Справочная литература для детей.

1

Самостоятельное чтение. Д. Хармс. «Весёлый старичок», «Небывальщина».

1

Наизусть

Произведения уральских авторов:

Гроссман. «Вот какой он мой дружок».

Семейное чтение. К. Чуковский. «Путаница». Небылица.

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Тест

Произведения уральских авторов

Подготовка к проведению праздника «Весёлый хоровод».

1

Проект

« Мы- друзья» (10ч.)

Вводный урок. Освоение основных нравственных понятий: пословицы о дружбе.

1

Произведения уральских авторов А. Борченко. «Обновка».

Стихотворения о дружбе. М. Пляцковский. «Настоящий друг», В. Орлов. «Я и мы».

1

Наизусть

Сочинение на основе рисунков.

1

Н. Носов. «На горке». Подробный пересказ от имени героя.

1

Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях.

1

Произведения уральских авторов М. Гроссман. «Весёлый человек».

Самостоятельное чтение. С. Михалков. «Как друзья познаются». Главная мысль.

1

Э. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья».Обсуждение проблемы «Как найти друзей»

1

Семейное чтение. А. Гайдар. «Чук и Гек». Обсуждение проблемы рассказы на уроке и в семье.

1

Наш театр. И. А. Крылов. «Стрекоза и Муравей». Инсценирование.

1

Техника чтения

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Тест

« Здравствуй, матушка зима! » (11 ч.)

Готовимся к новогоднему празднику.

1

Проект.

Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: выразительное чтение. Промежуточный мониторинг.

1

Тематическая работа

Лирические стихотворения о зиме: А. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою…».

1

Наизусть

Произведения уральских авторов

С. Есенин. «Берёза», «Поёт зима — аукает…». Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение.

1

Наизусть

Праздник Рождества Христова. Саша Чёрный. «Рождественское», К. Фофанов. «Ещё те звёзды не погасли…». Рассказ о празднике.

1

К. Бальмонт. «К зиме». Выразительного чтение

1

С. Маршак. «Декабрь». Средства художественной выразительности: олицетворение.

1

А. Барто. «Дело было в январе…». Сказочное в литературном стихотворении. С. Дрожжин. «Улицей гуляет…».

1

Наизусть

Произведения уральских авторов Л. Татьяничева. «Северные гости».

Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки.

1

Тест

Праздник начинается, конкурс предлагается…

1

Проект

Обобщение по разделу

1

« Чудеса случаются » (16ч. )

Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: литературная сказка.

1

Мои любимые писатели. Сказки А. С. Пушкина.

1

А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбки». Герои сказки. Особенности литературной сказки.

1

Произведения уральских авторов Сказы П. П.Бажова.

А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбки». Чему учит сказка?

1

Д. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Выставка книг

1

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка прохраброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Герои сказки. Особенности литературной сказки.

1

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка прохраброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Чему учит сказка?

1

Дж. Харрис. «Братец Лис и братец Кролик». Особенности литературной сказки.

1

Д. Мамин-Сибиряк. Дж. Харрис. Сравнение литературных сказок.

1

Э. Распэ. Из книги «Приключения барона Мюнхгаузена». Особенности литературной сказки.

1

Произведения уральских авторов Н. Глебов. «Колокольчик в тайге».

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки.

1

Самостоятельное чтение. К. Чуковский. Из книги «Приключения Бибигона». Особенности литературной сказки.

1

Семейное чтение. Л. Толстой. «Два брата».

1

Произведения уральских авторов Г. Трейлиб. «Доверие – вещь хрупкая».

Наш театр. К. Чуковский. «Краденое солнце».

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

Обобщение по разделу « Чудеса случаются »

Тест

«Весна, весна! И все ей радо!» (10ч.)

Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: олицетворение, воображение.

1

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится…». Приём контраста в лирическом стихотворении.

1

Наизусть

Произведения уральских авторов: С. Школьникова. «Сосулька» .

Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелёва, Т. Белозёрова и в произведениях живописи А. Куинджи.

1

Тест

Картины весны в произведениях А. Чехова, А. Фета, А.Барто. Придумывание вопросов на основе прочитанных произведений

1

Проект

Мы идём в библиотеку. Стихи русских поэтов о весне.

1

Наизусть

Самостоятельное чтение. Стихи о весне. С. Маршак, И. Токмакова, Саша Чёрный.

1

Устное сочинение по картине. И. Левитан. «Ранняя весна».

1

Семейное чтение. А. Майков. «Христос воскрес!», К. Крыжицкий. «Ранняя весна».

1

Произведения уральских авторов Л. Татьяничева. «Ветер».

Наш театр. С. Маршак. «Двенадцать месяцев». Инсценирование.

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Обобщение по разделу.

1

Тест

Произведения уральских авторов Е. Ховив. «Слон в тапочках».

Е.Ховив. «Несчастливая примета».

« Мои самые близкие и дорогие » ( 8ч. )

Вводный урок раздела. Освоение основных нравственных понятий раздела: семья, согласие, ответственность. Техника чтения.

1

Стихи о маме и папе. Р. Рождественский, Ю. Энтин, Б. Заходер. Выразительное чтение.

1

Наизусть

Произведения уральских авторов Л. Татьяничева. «Берегите старых людей».

А. Барто. «Перед сном», Р. Сеф. «Если ты ужасно гордый», «Рассказ о маме», Дж. Родари. «Кто командует?».

1

Наизусть

Мы идём в библиотеку. Книги о маме. Составление каталога по теме.

1

Техника чтения

Самостоятельное чтение. Э. Успенский. Если был бы я девчонкой. Б.Заходер. Разгром.

1

Семейное чтение. Л. Толстой. «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек».

1

Произведения уральских авторов Н. Глебов. «Колокольчик в тайге».

Наш театр. Е. Пермяк. «Как Миша хотел маму перехитрить». Инсценирование

1

Произведения уральских авторов Н. Цуприк. «Опять двойка»!

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Тест

« Люблю всё живое » ( 16ч.)

Вводный урок раздела. Освоение основных нравственных понятий раздела: сочувствие, сопереживание. Саша Чёрный. «Жеребёнок».

1

Саша Чёрный. «Жеребёнок». Авторское отношение к изображаемому.

1

С .Михалков. «Мой щенок». Дополнение содержания текста

1

Произведения уральских авторов: Н. Шилов. « Божья коровка».

Г. Снегирёв. «Отважный пингвинёнок». Поступки героев.

1

М. Пришвин. «Ребята и утята». Составление плана.

1

Е. Чарушин. «Страшный рассказ». Составление плана на основе опорных слов.

1

Тест

Сравнение художественного и научно- познавательного текстов. Н. Рубцов. «Про зайца». Заяц.

1

Наизусть.

Создание фотоальбома о природе. В.Берестов. «С фотоаппаратом».

1

Проект

Мы идём в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. Бианки.

1

Мои любимые писатели. В. Бианки. «Хитрый лис и умная уточка». Составление плана на основе опорных слов.

1

Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова. Составление рассказа по серии картинок.

1

Семейное чтение. В. Сухомлинский. «Почему плачет синичка?».

1

Г. Снегирёв. «Куда улетают птицы на зиму?». Постановка вопросов к тексту.

1

Наш театр. В. Бианки. «Лесной колобок – колючий бок». Инсценирование. Шутки-минутки. В. Берестов. «Заяц-барабанщик», «Коза».

1

Комплексная работа

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

Обобщение по разделу.

1

Тест

Жизнь дана на добрые дела (16часов)

Вводный урок. Освоение основных нравственных понятий: взаимопонимание, трудолюбие, честность, сочувствие.

1

Важные дела. С. Баруздин. Стихи о человеке и его делах.

1

Наизусть

Л. Яхнин. «Пятое время года», «Силачи». Заголовок

1

В. Осеева. «Просто старушка». Смысл заголовка.

1

Кого можно назвать сильным человеком. Э. Шим. «Не смей!»

1

А. Гайдар. «Совесть», Е. Григорьева. «Во мне сидит два голоса». Соотнесение содержания рассказа, стихотворения с пословицей

1

Работа со словом. Дискуссия: «Что значит поступать по совести». В. Осеева. «Три товарища».

1

И. Пивоварова. «Сочинение».

1

Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме».

1

Техника чтения.

Самостоятельное чтение. Н. Носов. «Затейники». Подбор заголовка Итоговый мониторинг

1

Тематическая работа

Н. Носов. «Фантазёры». Чтение по ролям.

1

Семейное чтение. И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак».

1

Наизусть

Наш театр. С. Михалков. «Не стоит благодарности».

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Тест

Обобщение по разделу.

1

Чтение рассказов детских писателей.

1

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/443515-ktp-po-literaturnomu-chteniju-2-klass-umk-per

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

На чтение 8 мин. Просмотров 6

На окраине одного небольшого города стоял маленький травяной домик. В нём жил бедный человек по имени Геохату. А в центре того же города в большом дворце жил царь, владелец этого города и страны.

Однажды Геохату, как всегда, встал рано утром и пошёл косить сено на лугу своего господина. Косил он долго — до самого вечера. И вдруг видит: в небе появилась огромная птица. Она летела быстро и так высоко, что на миг закрыла солнце.

Как заворожённый, стоял Геохату и не отрываясь смотрел на неведомую диковинку. Вот птица села на край трубы дворца царя, юркнула в трубу, вытащила царскую дочь, посадила себе на спину и улетела прочь.

Геохату следил за ней до тех пор, пока птица не скрылась в неведомых краях. Ещё миг — и лишь серая дымка промелькнула перед Геохату, а в глазах помутилось. Протёр он глаза, но ничего больше не увидел — ни птицы, ни царской дочери. Геохату продолжал косить сено, а вечером, когда солнце зашло за сопку, отправился в свой травяной домик.

На следующее утро весь город уже знал о случившемся. Горюет и плачет царь: исчезла его любимая дочь. Разослал он по всему своему царству приближённых. Ходят они из одного селения в другое, из одного дома в другой, спрашивают:

— Не слыхали ли что-нибудь о царской дочери? Царь в долгу не останется, по-царски наградит!

Но сколько ни спрашивали, никто ничего не знал, никто ничего не видел.

Спросили приближённые царя и у Геохату:

— Геохату, ты рано утром встаёшь, с косой в руках солнце встречаешь. Не видел ли ты, кто утащил царскую дочь?

А Геохату молчит. Опять его спрашивают:

— Геохату, ты много видишь, ещё больше знаешь. Не видел ли ты дочку царя, красавицу нашу? Если видел, скажи. Царь наградит тебя щедро. Не утаивай ничего, скажи всё, что видел, что знаешь.

Жалко стало Геохату царя, да ещё больше пожалел он царскую дочь и стал рассказывать:

— Косил я сено на лугу и видел, как прилетела огромная птица, села на край дымовой трубы дворца, нырнула в трубу, вытащила оттуда спящую царскую дочь, посадила её себе на спину и улетела.

Царь, услышав это, стал просить Геохату:

— Разыщи мою дочку, Геохату! Спаси её! В помощь тебе дам семь самых сильных, самых хитрых, самых умных своих людей. Помоги найти дочь — награжу тебя так, как никто другой этого не делал. Ничего не пожалею!

Согласился Геохату. Оседлали восемь лошадей — для Геохату и его помощников, и отправились они в путь, в неведомые края искать дочь царя. Весь город, вся страна провожала их, а царь даже плакал.

Вот скачут они по полю, едут по сопкам, идут по тайге, через реки переплывают, через овраги перескакивают, ищут дочь царя. Наконец они нашли отверстие в сопке, куда влетела птица с царской дочкой: с ноги её упала тапочка и застряла между камней. Это был вход в подземный мир, куда все могут спуститься, но откуда никто не может выбраться.

Заспорили между собой царские помощники, кому в подземный мир идти, кому у входа дожидаться. Никто не хочет пропасть, все жить на земле хотят. Геохату стоял в стороне и думал, как бы спасти несчастную девушку. И вот все его помощники хором заявили:

— Геохату, тебе спасать царскую дочку! Тебе спускаться в эту дыру!

Делать нечего — согласился Геохату. Обмотали его верёвкой вокруг пояса, и начал он спускаться в подземный мир. Долго спускался, наконец очутился на другой земле. Осмотрелся, видит: дорога идёт куда-то. Геохату прямо по ней и зашагал. Идёт, песни поёт, по сторонам смотрит. Шёл он так, шёл и дошёл до дома. Дом как дом. Вошёл в него и увидел царскую дочь. Она спрашивает:

— Ты зачем пришёл? Геохату отвечает:

— Твой отец послал меня с помощниками тебя разыскивать. Помощники наверху остались, только я за тобой вниз спустился.

Царская дочь ему отвечает:

— А знаешь ли ты, что мой муж людоед ненасытный? Сейчас он сюда прилетит. Спрячься скорее!

Геохату спрятался, замер и ждёт. В полночь что-то загрохотало, засвистело. Вошёл чёрт. Поел он своей похлёбки, перегрыз все кости и лёг отдыхать. Лежал, лежал, да и заснул крепким сном. Спит, сладко посапывает, а потом вдруг как захрапит: хр-хр-там-там-тр-тр!

Царская дочка тихо-тихо зовёт:

— Геохату! Ты не заснул? Чёрт крепко спит. Иди сюда, я покажу тебе его слабое место.

Выбрался Геохату из убежища, подошёл к людоеду.

— Смотри! — говорит царская дочка. — Вот здесь, на макушке и на этом ухе, красная шерсть виднеется. Это не простые волосы — в них жизнь чёрта. Вырвешь рыжие волосы — вырвешь жизнь из него! А теперь скорее прячься обратно — он скоро проснётся.

Побежал Геохату в угол, схватил там острую саблю людоеда, взмахнул ею и перерубил одним махом рыжие волосы. Тут жизнь покинула чёрта.

Схватил Геохату царскую дочку за руку, вытащил её из дома, а дом тут же вспыхнул ярким пламенем и сгорел. Ничего не осталось ни от чёрта, ни от его дома.

Пошли юноша с девушкой по дороге, а она уже зарастать стала, еле-еле виднеется. Дошли до отверстия. Геохату кричит:

— Эй, помощники мои! Не заснули ли вы? Бросайте верёвку, вытаскивайте нас!

— Геохату, — говорит царская дочь, — садись на верхнюю ступеньку, а я сяду на нижнюю!

— Нет! — отвечает Геохату. — Я не сяду выше тебя. Ты — царская дочка, ты и садись на верхнюю ступеньку.

Сколько она его ни упрашивала, Геохату не соглашался. Села тогда она на верхнюю ступеньку, а Геохату на нижней пристроился. Дёрнули верёвку. Стали их наверх поднимать. Чем выше поднимают, тем труднее на лестнице удержаться: кто-то внизу из стороны в сторону дёргает, верёвку рвёт, за ноги тянет. А на верхней ступеньке хорошо сидеть — ничто не мешает.

Вскоре вверху стало светлеть. Подняли из подземелья царскую дочь. Вздохнул облегчённо Геохату, но кто-то быстро ударил саблей по верёвке, и упал Геохату на дно ямы. Лежит и не дышит.

Вытащили царскую дочку, под руки подхватили и повели во дворец. На радостях царь даже и не вспомнил о спасителе. И только на следующее утро попросил он показать ему героя. Царская дочь рассказала отцу, что её спас Геохату, а помощники его, царские приближённые, утверждали, что это они спасли царевну.

Ничего не мог понять царь и решил оставить этот разговор до следующего раза.

Пришёл в себя Геохату. С тоской посмотрел наверх, где был мир земных людей, да рукой до него не достанешь, взглядом не приблизишь, словом не расскажешь. С трудом поднялся Геохату на ноги и пошёл куда глаза глядят. Идёт по дороге, а она опять такая ровная, прямая, длинная. Так и дошёл он до селения, в котором жила большая птица. Эта птица привозила умерших в подземный мир. Увидела она Геохату, говорит:

— Заходи ко мне, молодец, победитель хозяина этого мира! Подари мне волосинку с головы чёрта — выполню любое твоё желание.

Обрадовался Геохату и говорит птице:

— На тебе золотую волосинку! Подними меня на землю, где я родился, рос, где сено косил, где свежим воздухом дышал, где солнечным светом любовался.

Только птица взяла в клюв волосинку — поднялся вихрь, подхватил Геохату, закружил, завертел.

Вот уже и земля видна, и царский дворец показался. Со всего размаху швырнула волшебная птица Геохату с невиданной высоты на землю, а он никакой боли не почувствовал. Оказался Геохату перед воротами царского дворца.

Увидела его царская дочка, бежит навстречу, за руку берёт, к отцу ведёт. По дороге дала она Геохату золотое кольцо, а Геохату отдал ей последнюю волосинку чёрта. Только приложила царская дочь волос к своему пальцу, как он превратился в красивое кольцо с драгоценным камнем. Привела царевна Геохату к отцу и говорит:

— Вот мой спаситель. А твои приближённые — обманщики. Геохату спас меня от людоеда. Когда нас тянули из подземного мира, я сидела на верхней ступеньке, а Геохату — на нижней ступеньке верёвочной лестницы. Как только меня подняли, верёвку перерезали, и Геохату остался внизу. Он сам выбрался из подземного мира. Посмотри на его руку — на ней моё кольцо. Посмотри на мой палец — на нём его кольцо.

Услышал эту историю царь, велел схватить обманщиков и казнить их. Но Геохату и царская дочка за них заступились, и царь их простил.

После этого сыграли свадьбу, и стали они жить-поживать.

Сказки народов севера

30 июля 2021 г. в первой областной акции «Единый ЭТНОдень», инициированной Межнациональной библиотекой при поддержке Министерства культуры Свердловской области, примут активное участие муниципальные библиотеки Свердловской области и г. Екатеринбурга.
Библиотеки Сысертского городского округа принимают участие в первой областной акции «Единый ЭТНОдень» инициированной Межнациональной библиотекой при поддержке Министерства культуры Свердловской области.
30 июля 2021 г. в Международный день дружбы для сохранения, поддержки и продвижения культур народов, проживающих в Свердловской области, установления дружеских связей между представителями разных национальностей библиотеки организовали ряд мероприятий в режиме онлайн и офлайн. Мероприятия (книжные выставки, различные мастер-классы, подвижные и интеллектуальные игры, громкие чтения сказок народов Урала…) можно посмотреть под хештегом #этноденьСГО

Сысертская районная библиотека представила своим пользователям онлайн-беседу с видео-обзором книг “Мы жители многонационального края”, посвященной народам, проживающим на Урале. В данном видео обзор красочных книг по истории народов Урала, культурным традициям (праздники, обряды, фольклор), декоративно-прикладному искусству и многое другое.

Сысертская библиотека для детей и юношества предлагает вниманию читателей интерактивный плакат “Средний Урал: народы и культура” с подборкой книг о культуре народов Среднего Урала. Интерактивный плакат включает в себя: ссылки на веб-ресурсы, текстовую информацию, видео, аудиоматериалы, знакомящие с народами различной веры и культуры.

Бобровская сельская библиотека №2 совместно со студией декоративно-прикладного творчества “Забава” (руководитель Хаматнурова И.Я) МБУК “Бобровский ДК” приняли участие в акции и оформили выставку с девизом акции “Вместе под одним небом”.
На выставке представлена литература о народах проживающих на Урале, об особенностях их бытования, сказки и легенды и культуре народов Среднего Урала. а также куклы студии. Куклы представлены игровые разных народов: татарские, манси, коми, ханты и других народов проживающих на Урале. Представлены на выставке куклы костюмные: татарские и северных губерний.
Приглашаем посетить выставку.

Хантыйская сказка идэ читать

этно-выставка в Бобровской сельской библиотеке № 2

Большеседельниковская библиотека участвовала в акции и провела литературно – исторический час «Народный костюм: путешествие по книге “Народное искусство”». Национальный костюм – это удивительная книга, и кто сумеет прочитать, книга поведает о многом. Дети познакомились с национальным костюмом башкир и татар Урала. Узнали о поселении народа, татар и башкир, в Свердловской области, о тесном соседстве народа между собой, что породило и приобрело новые черты в культуре. Ребята познакомились с терминологией слов «этнос» и «этнограф» и побывали в роли этнографа: задавали вопросы и ответ находили в книге. В конце встречи участникам было предложено, по желанию, нарисовать орнамент, побывать в роли «пряхи», плести в стиле макраме. МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ.

Бородулинская сельская библиотека для ребят школьного и дошкольного возраста провела мастер-класс по изготовлению обрядовых-кукол и подков, на счастье в семье.

Верхнебоевская библиотека оформила книжную выставку «Деревянное зодчество среднего Урала» и провела беседу, рассказала историю русского народного костюма.

Кашинская сельская библиотека предлагает пройти викторину “Многонацтональный Урал” и подготовили выставку “МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ УРАЛ”, где представлены авторы народов Коми, Ненси, Чуваши, Башкиры и др.

Патрушевская сельская библиотека совместно с общественным объединением волонтёров «Патруши начинаются с Тебя» провела этнические посиделки «Живая нить традиций» в рамках Акции «Единого ЭТНОдня», посвященной культуре народов среднего Урала. В библиотеке собрались читатели разных поколений. Они посмотрели презентацию о прядении, узнали историю этого древнего ремесла и с головой окунулись в атмосферу рукоделия. Волонтёр Э.Н. Таранова, читательница нашей библиотеки, провела мастер-класс по прядению, показала, как подготовить шерсть, как пользоваться веретеном и прялкой. Участники Акции с любопытством крутили веретено и учились прясть шерстяную нить. Посиделки закончились дружным чаепитием с пирогами. Гости библиотеки выразили желание продолжить знакомство с народными промыслами и традициями.

Хантыйская сказка идэ читать

этнические посиделки «Живая нить традиций»

В Сысертской библиотеке для детей и юношества им. П.П. Бажова прошла литературно-игровая программа «Традиции и обычаи народов Урала», на котором дети узнали о народах, проживающих на территории Среднего Урала, об обычаях и традициях. Ведущая показала презентацию о народах, которые населяют наш суровый, но богатый край. У всех народов, исстари живущих на Урале (башкир, манси, ханты, удмуртов), существуют свои национальные традиции, обряды, легенды и сказки. Библиотекарь рассказала дошкольникам о коренных народах Урала, познакомила с их бытом, народными промыслами и, конечно же, сказками. Сказки разных народов повествуют о вымышленных событиях и связаны с представлением о мире, добре и справедливости. Дети послушали сказки: хантыйская народная сказка Медвежья трава», башкирские «Медведь и пчёлы», «Лиса и петух», «Кизбай и царские дочери», «Мудрый старик и глупый царь». Ведущая обратила внимание детей на то, что в разных сказках у человека есть много волшебных помощников, а животные и растения умеют разговаривать. Всем нравится читать и слушать сказки, ведь они учат быть храбрым, справедливым, добрым и искренним. В сказках всегда добро побеждает зло. Дети приняли участие в викторине «Сказки и легенды народов Среднего Урала». Посмотрели мультфильм “Лисичка – сестричка и серый волк”.

Щелкунская сельская библиотека приняла участие в областной акции “Единый ЭТНОдень”, посвященный культуре народов Среднего Урала

Девиз акции: “Вместе под одним небом”.

Хантыйская сказка идэ читать

Этно-день в Щелкуне

В Сысертской библиотеке для детей и юношества им. П.П. Бажова оформлена книжная выставка «Сказки народов Урала». На выставке представлены сказки и легенды народов, населяющих наш край: “Чувашские народные сказки”, “Татарские народные сказки”, “Сказки разных народов”, “Предания и легенды Урала”, Г.Н. Чагин “Исторические знания народов Урала”, С. Лаврова “Потешные прогулки по Уралу”, “Урал – кладовая земли”, Е. Ленковская “Сокровища Рифейских гор”, сборник рассказов “Литература Урала”.

Хантыйская сказка идэ читать

Выставка в БДиЮ “Традиции и обычаи народов Урала”

Верхнесысертская сельская библиотека присоединяется к акции и приглашает всех желающих на выставку-просмотр «Народы Урала: этнографическое путешествие с журналом Уральский следопыт». Каждый журнал, представленный на выставке, можно будет взять в руки, полистать, полюбоваться качественными фотографиями, почитать. А для тех, кто не сможет посетить библиотеку, ниже ссылка на коллекцию статей “Народы Урала” из журнала Уральский следопыт https://uralstalker.com/narody-urala/

Хантыйская сказка идэ читать

“Многонациональный Урал”, выставка в Кашинской библиотеке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Post Views:
231

Ханты и манси, сложившиеся как народы тысячи лет назад из разных неолитических племен, и сейчас остаются шаманистами, почитают тотемы и предпочитают жить так, как жили их предки – занимаясь разведением оленей и охотой.

Раньше они были мусульманами

Православная вера пришла на Урал в XVI веке, а до этого времени среднеазиатские ханы пытались насадить на Урале ислам.

Как пишет в своих трудах тюрколог Николай Федорович Катанов, попытка заставить местные народы принять ислам была предпринята суффиями из тариката Аль-Бухари в самом конце XIV века. Сюда, на север, из Средней Азии были посланы исламские богословы, которых сопровождали 1700 бойцов из армии хана узбеков Шейбана.

Во время большого боя на Иртыше мусульмане потеряли убитыми больше 300 богословов, но дорогу на Урал все-таки открыли. Послушав проповедников, ислам приняли сибирские татары, ханты и манси.

О том, что «здешние татаровя» соблюдают «закон Магометов» свидетельствовала и Сибирская летопись, написанная в городе Тобольске Саввой Есиповым в XVII веке.

Сотрудник музея в Тюмени Рашид Рахимов считает, что принятие ислама хантами и манси началось гораздо раньше, в XII веке, по прямому приказу Багаутдина аль-Балти – «повелителя богословов».

До сих пор Ханты-Мансийский автономный округ считается одним из исламизированных регионов страны. Сейчас на землях ХМАО работают 18 мечетей, 9 молельных домов, проповедуют 25 исламских богословов.

Они остаются язычниками

Однако по большому счету, манси и ханты сумели ускользнуть как от влияния ислама, так и от влияния православия. Несмотря на то, что некоторые из представителей этих народов считаются христианами, к вере у них по-прежнему языческий подход – они почитают всех богов и стараются их умилостивить. Даже к православным иконам они подходят как к языческим изображениям божеств. Они «кормят» иконы жертвенной кровью животных, густо смазывая изображениям святых губы, и давно перепутали их со своими языческими богами, поставив Святителя Николая на место верховного божества Нум-Торум, а на место богини земли – Деву Марию.

Особое место в культуре уральских народов занимает почитание медведя. Удачная охота на него превращалась в настоящий праздник, на котором зверя чествовали, просили у него прощения и с которым прощались.

Однако если медведь убивал человека, с ним расправлялись весьма жестоко, а тушу сжигали.

Они скальпировали врагов

До XX века местные народы имели обычай скальпировать своих врагов и развешивать их волосы в качестве жертвенных подношений на деревьях. На этот обычай указывает историк Александра Лушина (статья «Обычай скальпирования в Старом Свете…»). При этом существовало поверье, что если с врага срезать волосы, его душа умрет и больше не причинит вреда врагам.

Обычай подтверждают и археологические находки. Например, под Сургутом в могильнике Сайгатский VI ученые обнаружили череп человека с круговыми отметинами от ножа: древнего человека убили, а потом сразу же сняли скальп.

В легенде хантов о войне с чужаками описывается, как храбрый хант Гагара скальпирует вражеского вождя и вешает скальп на ветку дерева.

Они запрещали детям играть с покупными куклами

Много внимания у этих народов уделялось воспитанию детей. В 12 лет ребенок уже должен был уметь выполнять всю основную работу: девочка – содержать в порядке стойбище, а мальчик – охранять стадо, пасти оленей, уметь смастерить аркан или оружие.

Детские куклы никогда не имели черт лица. Считалось, если у куклы есть лицо – это уже изображение духа, и с ним нужно вести себя соответствующие – ублажать и кормить. Поэтому манси и ханты до сих пор неодобрительно относятся к покупным игрушкам. Главными «игрушками» у девочек были предметы для рукоделия, а у мальчиков – оружие и аркан.

Любопытно, что по поверьям этих народов у мужчин есть пять или семь душ, а у женщин – четыре или шесть. Для жизни самыми важными считались две души. Когда человек умирал, одна из них отправлялась в страну мертвых, а вторая – реинкарнировалась в ребенка того же пола.

Они приносили богам кровавые жертвы – йир

Скорее всего, ханты и манси, как и другие язычники, приносили своим богам в жертву людей. До сих пор отголоски этих обычаев встречаются у войкарских хантов, у которых есть обряд приношения в жертву «девушки-собаки». Во время этого обряда собаку одевали в женскую одежду, затем сажали в лодку и объехав священное озеро семь раз, торжественно топили животное, отдавая его как выкуп богу Курыку. Такой обряд проводили раз в семь лет, в качестве примирения людей и духов.

По местным преданиям делается это с тех пор как местная девушка отказалась выйти замуж за бога Курыка и решила обмануть божество, подсунув ему вместо себя собаку.

Этнограф Елена Геннадьевна Федорова в статье «Жертвоприношения у северных манси…» пишет, что каждый манси должен был в течение жизни принести богам семь жертвенных животных (йир), среди которых должны были быть лошадь, петух, овца, бык и олень.

Кстати, мало кто знает, но образы из сказок Бажова писатель взял из мифологии местных народов. Например, огромный небесный лось, которому под копыта подставляли серебряные блюда, чтобы не осквернить его прикосновением к земле, трансформировался у него в оленя-Серебряное копытце, а Огневушка-поскакушка берет свое начало в духе огня, который местные народы почитали и который представляли в виде женщины в красном халате.

Огню ханты приносили в жертву и людей. Об этом повествует хантыйская сказка, в которой муж и жена сжигают в костре дочь, чтобы умилостивить огонь.

Хантыйская сказка идэ читать

Хантыйская сказка идэ читать

                                                                                                              По проекту «Сказки Ямала»

составила воспитатель ИЗО

Карякина И.С.

СКАЗКА О СЕВЕРНОМ СИЯНИИ

(ненецкая сказка)

По древним преданиям народов Севера жили некогда в тундре дедушка и внук. И была у них собака по кличке Айя, которая помогала охотиться и пасти оленей. Однажды дед вернулся с охоты опечаленный – в тундре на него напал волк. Собака спасла хозяина от волка, но была ранена. И пока дед волка прогонял, Айя куда-то пропала. Тем временем в тундре стемнело – не найти уже потерявшуюся собаку. Мальчик громко заплакал, но тут подлетел к нему сокол и велел поджечь ветку в костре. Взял сокол ветку в клюв и взмыл высоко-высоко в небо. И расступилась тьма, а сокол все летал над тундрой кругами, пока внук с дедушкой искали собаку. Айя нашлась, когда ветка уже догорала. Сокол улетел, а в северном небе с тех пор часто загорается костер, чтобы осветить путь тем, кто хочет совершить доброе дело.

*********************************************************************

ПОЧЕМУ У ЗАЙЦА ДЛИННЫЕ УШИ?

(мансийская сказка)

Когда появились в лесу звери, самым главным у них был лось. Однажды на лесной полянке разговаривал лось с женой. Мимо бежал заяц. Услышал он, что лось с лосихой разговаривает, подкрался поближе, спрятался за пенёк, слушает.

— Есть у меня рога, которые я должен раздать зверям,- говорит лось.- Но зверей много, а рогов мало. Кому же дать?

Слушает заяц, думает: «Хорошо бы и мне рога получить. Чем я хуже других?»

— Кому вот эти рога дать? — спрашивает лось жену.

Только хотел заяц рот открыть, а лосиха отвечает:

— Эти оленю дай. Будет защищаться ими от врагов.

— Хорошо,- говорит лось.- А вот эти, большие, кому?

Тут заяц не вытерпел, высунулся из-за пенька, кричит:

— Эти мне дай, мне, зайцу!

— Что ты, братец? — удивился лось.- Куда тебе такие рога?

— Как — куда? — говорит заяц. — Мне рога очень нужны. Я всех врагов буду в страхе держать. Все меня бояться будут!

— Ну что ж, бери! — сказал лось и дал зайцу рога.

Обрадовался заяц, запрыгал, заплясал. Вдруг с кедра большая шишка свалилась ему на голову. Подскочил заяц — и бежать! Да не тут-то было! Запутался рогами в кустах, выпутаться не может, визжит со страху.

А лось с женой хохочут.

— Нет, брат, — говорит лось. — Трусливое у тебя сердце, а трусу и самые большие рога не помогут. Получай-ка ты длинные уши. Пускай все знают, что ты подслушивать любишь.

Так и остался заяц без рогов, а уши у него выросли длинные-предлинные.

                                                                КОТ

(хантыйская сказка)

Жили старик со старухой. Был у них кот. Однажды кот убежал в лес. Бродил-бродил кот по лесу, — наступила осень, стало холодно, а он все бродит по лесу, ищет теплый уголок, куда можно было бы спрятаться. Так, бродя по лесу, встретил он петуха и говорит ему:

— Осень наступила, холодно стало, построим себе дом.

— Не буду. Что я с домом буду делать? — отвечает петух. Я в любом месте укроюсь.

Побрел кот дальше. Долго ли, коротко ли бродил по лесу, встретил теленка и говорит ему:

— Эй, приятель, давай выстроим дом.

— Ну что я с домом буду делать? — говорит теленок. — Я сделаю какое-нибудь гнездышко из сена и лягу в него. Опять кот пошел бродить. Долго ли, коротко бродил, встретил жеребенка.

— Давай-ка, приятель, построим дом.

— Что я буду делать с домом? Я в любом месте простою, — ответил ему жеребенок.

— Коли так, — сказал кот, — пойду и построю дом один. Стал строить дом. Дом построил, вошел внутрь, забрался на печку и лег там.

Пришла зима. Лежит кот на печке, кости греет. Однажды, слышит он чьи-то шаги. Подошел к двери, стал окликать, — оказывается, петух пришел.

— Я замерзаю! — кричит петух. — Впусти меня в дом. Если на тебя нападут, я буду кричать и клеваться.

— А когда я звал тебя вместе дом строить, ты не шел!..

Так они разговаривают, вдруг теленок бежит с криком.

— Впусти меня! — говорит теленок. — Если на тебя нападут, я буду кричать и бодаться. Кот говорит:

— Я тебя звал дом строить, ты не шел!

В это время пришел жеребенок:

— Впусти меня! Если на тебя нападут, я буду лягаться и кусаться. Кот говорит:

— Ну-ну, входите, входите. Вошли они.

Долго ли, коротко ли жили, однажды стала их дверь открываться.

Петух спрашивает:

— Кто там?

— Я, росомаха! Впустите меня.

— Тише, тише, хозяин спит. Если проснется, убьет тебя. Испугалась росомаха и побежала к медведю. Медведь послал волка.

— Сходи, узнай, как зовут хозяина.

Пришел волк туда.

Петух, жеребенок и теленок-все бросились к дверям.

— Не входи, не входи, убьет тебя наш хозяин.

— Да скажите, как зовут вашего хозяина?

— Хозяин наш-кот.

Волк прибежал домой, говорит медведю:

— Имя их хозяина — кот.

— Теперь пойдемте-ка, добудем оленей, — говорит медведь, — оленя убьем и позовем кота в гости. Пошли. Добыли четырех оленей. Медведь говорит росомахе:

— Сходи, позови кота сюда в гости.

Пошла росомаха. Пришла, открыла дверь и говорит:

— Пусть приходит ваш хозяин погостить к нам. Теленок разбудил кота.

— Медведь зовет тебя в гости.

Кот встал, оделся и пошел потихонечку.

Пришел. А медведь забрался на дерево, боится кота.

Кот стал есть. Ест и мяукает:

— Мяу! Мяу!

Медведь спрашивает росомаху:

— Ты знаешь ведь русский язык, ты понимаешь, что он говорит? Росомаха отвечает:

— Мало, мало! — он говорит.

— Говорил же я тебе раньше, что надо было убить еще двух оленей. Теперь он нас съест.

Кот поднялся. Медведь испугался и свалился с верхушки дерева прямо на сук. Сук вонзился в медведя, и медведь сдох.

А волк с росомахой убежали в лес и теперь ходят они в лесу.

********************************************************************

ПРО СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР

(Мансийская сказка)

Лун-Вот-Ойка, Северный ветер. Старик в низовой стороне за морем жил. День и ночь не переставая дул. От того на земле очень холодно было. Люди от Северного ветра страдали. И зиму и лето ветер все дул и дул. Каждый день люди от холода умирали

Однажды один человек сказал:

— Пойду в низовую землю на Северного ветра. Буду с ним биться.

Собрался и пошел. Долго ли, коротко ли, до низовой земли добрался. К Северному ветру пришел, биться его зовет. Северный ветер лук и стрелы схватил, из дому выбежал.

Долго бились, долго друг в друга стрелы пускали. Под конец человек изловчился, лук натянул, стрелу пустил. Стрела Северному ветру половину нижней челюсти разбила.

С этой поры ветер  дуть перестал. Стало тепло. Такая жара настала, что люди от нее болеть стали. И зиму и лето все тепло. Каждый день люди от жары умирали.

Много ли, мало ли времени прошло, снова ветер подувать начал. Челюсти у него заживать стала.

Челюсть у него хоть и зажила, прежней силы все же не осталось. В половину прежней силы лишь дует. Людям с той поры хорошо жить стало.

  • Характеристика братьев из сказки летучий корабль
  • Характер медведя из сказки дремучий медведь
  • Характер князя гвидона из сказки о царе салтане
  • Халиф на час сказка
  • Х якупов хокем алдыннан картинасы сочинение на татарском языке кратко