Хаммурапи как мудрый правитель сочинение 5 класс

Viii городская межшкольная конференция я - исследователь секция всеобщая история тема: мудрый ли правитель хаммурапи? выполнил: осипова анна ученица

VIII ГОРОДСКАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

« Я — исследователь»

Секция «Всеобщая история»

Тема: «Мудрый ли правитель Хаммурапи?»

Выполнил:

Осипова Анна ученица 5 класса А

МБОУ СОШ № 161

Красноглинского района

Научный руководитель:

Потапова Валерия Сергеевна

Учитель истории

Самара,2017 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение____________________________________________________3

ГЛАВА I ВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО___________________________5-6

ГЛАВА II ЦАРЬ ХАММУРАПИ________________________________7-9

ГЛАВА III ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ___________________________10-12

Заключение_________________________________________________13

Список источников и литературы____________________________14-15

Приложения________________________________________________16-19

Введение

Когда я изучала историю древних цивилизаций, на уроках истории, то узнала о царе Вавилона Хаммурапи и его законах. Я сразу задумалась о том, мудрый ли это правитель? Ведь в истории общества были законы, которые действовали в интересах определенных людей. Я задалась идеей выяснить мудрый ли правитель Хаммурапи и в чьих интересах он действовал.

Целью данной работы является исследование деятельности Хаммурапи по созданию законов.

Задачи исследования:

  • проанализировать историю Вавилонского царства;

  • раскрыть содержание личности царя Хаммурапи;

  • выявить главные задачи законов Хаммурапи.

Объектом исследования является историю формирования законов Хаммурапи. Предметом исследования выступают законы Хаммурапи. Хронологические рамки исследования охватывают  1793—1750 год  до н. э.

Территориальные рамки исследования обусловлены значимостью и сложностью исторических событий, происходивших в Междуречье Тигра и Евфрата.

Гипотеза исследования заключается в том что, вавилонский царь Хаммурапи создал законы, которые защищали интересы полноправного населения страны.

Методологической основой исследования являются диалектический метод и принципы историзма, объективности, конкретности. Законы Вавилонского царя изучались в развитии, события и факты рассматривались в их взаимосвязи и в конкретной исторической обстановке. До середины прошлого столетия в распоряжении историков имелись отрывочные сведения о народах,  обитавших в древности в бассейне Тигра и Евфрата (в Месопотамии). В разных книгах так называемого Ветхого завета неоднократно упоминаются Вавилония и Ассирия, но интерес к ним носит односторонний характер. Описываются войны и мирные взаимоотношения этих государств с Израилем и Иудеей. Некоторые сведения о прошлом Вавилонии и Ассирии сохранил знаменитый греческий историк Геродот, посетивший в  середине V в. до н. э. ряд восточных стран. Гораздо больше сведений имея вавилонский жрец Берос, который жил и писал в III в. до н. э. когда его страна находилась под греко-македонским господством. Он написал для чужеземных завоевателей «Вавилонскую историю» в трех книгах на греческом языке. В 40-х годах прошлого столетия английский археолог Лэйард раскопал огромную библиотеку царя Ашшурбанипала (VII в. до н. э.), состоящую из 20 000 глиняных книг. К социально-экономической истории народов древней Месопотамии интерес появился не сразу. В изучении юридических документов древнего Двуречья много сделал русский ученый — И. М. Волков. Структуру общества изучали Эд. Мейер и М. Вебер. Историк В. В. Струве исследовал круга полноправных жителей в древнем Двуречье. К сожалению, деятельности Хаммурапи не уделено должного внимания, поэтому в исследовании хотелось бы рассмотреть его деятельность подробно. Структура работы состоит из трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.

ГЛАВА I.ВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО

Вавилонское государство располагалось в Азиатском Междуречье (между реками Тигр и Евфрат). Первые государства на этой территории возникли в начале 3-го тыс. до н. э. Это были небольшие города-государства, в общественном и государственном строе которых длительное время сохранялись пережитки родоплеменной организации. Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Междуречье, были шумеры. От этого народа получило свое название государство Шумер, история которого насчитывает семь веков.

К северу от шумеров в Междуречье проживали аккадцы, которые постепенно захватили всю территорию Шумера и создали мощное Шумеро-Аккадское царство, просуществовавшее почти 100 лет.[1,56]

Около 2000 г. до н. э. Междуречье было захвачено кочевниками-амореями, победившими Шумеро-Аккадское царство и широко расселившимися на его территории. Одним из их опорных пунктов стал Вавилон, бывший крупным поселением уже в последние века существования Шумера. Удобное географическое положение обеспечивало возвышение Вавилона.[1,57] Он становится столицей небольшого царства. Первые пять вавилонских царей значительно расширили свои владения. При шестом царе, Хаммурапи, Вавилон стал столицей огромного государства, включавшего большую часть Междуречья. Созданное Хаммурапи государство, получившее название Вавилония по имени его столицы, было большим, но не сильным. После смерти Хаммурапи Вавилония потерпела ряд тяжелых поражений от своих соседей, и в 1595 г. до н. э. Старо-Вавилонское царство было уничтожено хеттами и касситами, правившими Междуречьем около 400 лет.[1,61]

Новый подъем Вавилон переживает в VII—VI вв. до н. э. Период с 626 по 539 г. до н. э. определяется как время существования Ново-Вавилонского, или Халдейского, царства. При Навуходоносоре II Ново-Вавилонское царство превратилось в могущественную державу. Это было время роста крупного землевладения, расцвета рабовладельческих отношений.[3,132] Большое развитие получили ремесло и торговля, осуществлялось строительство грандиозных храмовых, оборонительных и ирригационных сооружений. Опорой сильной царской власти служило жречество, бывшее выразителем интересов торгово-рабовладельческой верхушки общества. После смерти Навуходоносора Вавилоном завладел персидский царь Кир.[3,234]

Итак, я пришла к выводу, что именно при Хаммурапи особого расцвета достиг Вавилон. Именно при нем город стал столицей. Государство Вавилония было не большим, но сильным и стало это заслугой царя Хаммурапи.

ГЛАВА II. Царь Хаммурапи

Хаммурапи — самый известный правитель древней Месопотамии. Известность к царю пришла благодаря активной деятельности по объединению Месопотамии и придуманному Кодексу законов. Правосудие, в понимании царя Хаммурапи, было важнейшим этапом построения государства, а исполнение всех правил — основа спокойной жизни граждан.

Появился царь Хаммурапи, в древней Месопотамии, на рубеже III-II тыс. до н.э, как воинственный полководец одного из племен амореев. Вторжение амореев, на территорию Месопотамии, привело к гибели существующих там Царств: Шумера и Аккада. Разбитая территория Месопотамии стала ареной боя для многих небольших княжеств. Именно в это время, яхрурум — аморейское племя, удачно отвоевывает у конкурентов царство Иссин (его северную часть) где создает отдельное государство со столицей г. Вавилон. [4,12]Отсюда и начинается история известного царя и здесь есть ответы на два важнейших вопроса: сколько лет правил Хаммурапи и сколько лет назад умер Хаммурапи.

Хаммурапи стал шестым царем I аморейской (вавилонской) династии. Отец Хаммурапи умер рано, когда сын был еще очень молод, но скорая смерть царя ускорила вступление на престол молодого наследника. В статусе наследника престола, молодой Хаммурапи, всегда был возле отца и принимал самое активное участие во всех государственных делах. Он точно знал какие размеры у его государства, какое войско в подчинении и сколько жителей насчитывает его царство. Все эти знания стали прекрасным плацдармом для начала деятельности молодого Хаммурапи. Кроме того, государство отца было одним из самых больших в Месопотамии, военной силе которого завидовали многие.

Первые 20 лет биография Хаммурапи не пестрит большими военными достижениями, поскольку работа велась только по поиску соратников, информаторов, союзников и укреплению приграничных крепостей. Активных военных действий почти не происходило, но умелое ведение внешней политики обеспечило значительные успехи в последние 14 лет правления. Последние годы правления ознаменовались большими войнами, успешными столкновениями и расширением государства царя Хамурапи.

Правление Хаммурапи принесло экономический подъём в страну и новые методы в орошаемое земледелие. Широко использовалась плавка металлов, что послужило толчком для создания нового и более совершенного оружия. Но самые важные реформы коснулись централизации царской власти и ее укрепления, что отразилось в Кодексе законов царя Хаммурапи. Точных данных, когда появились законы, не сохранилось, но принято считать именно 1760 до н. э. точкой появления Кодекса.[4,14]
Законы Хаммурапи — это важнейший памятник древневосточного права. Основа для понимания права в целом, законности и социального неравенства в Вавилоне, быта и хозяйственной активности вавилонского общества. Весь текст законов (282 статьи) был высечен на огромном столбе и стоял на городской площади, чтобы каждый житель Вавилона мог прочитать их. Не смотря на свой молодой возраст, на момент восхождения на престол, царь Хаммурапи пробыл при власти достаточно большое время — 43 года. Когда умер Хаммурапи созданная им держава, на самом пике процветания и развития, перешла к его сыну Самсу-илуну. Несмотря на активную политическую деятельность и законодательные инициативы, сын Хаммурапи столкнулся с трудными проблемами, которые значительно отразились на состоянии Вавилона. Сначала государство потеряло важнейший город Терка расположенный на реке Хабур. Потом, череда восстаний в разный районах страны и война с соседними царствами значительно вымотали Вавилонское царство. В итоге, в 1595 г. последний царь из династии Хаммурапи (Самсудитан) был повален, с ним и закончилась история государства созданного великим царем Хаммурапи.

Особенно длительными и кровавыми были последние 14 лет в правлении Хаммурапи. Практически все время он проводил в сражениях с главными правителями Месопотамии.[4,12]

Следовательно, Хаммурапи был величайшим царём Вавилона, слава о котором уходила далеко за пределы его государства. О нем говорили, как об искусном правителе, политике, развитой личности и полководце, который принес своей стране мировую славу и возвышение. Имя царя в переводе обозначает «дарующий жизнь» или «целитель». Он первым разработал систему правил и законов, для общего пользования, на основе которой вершилось правосудие в его стране.

ГЛАВА III. Законы Хаммурапи

В 1901-1902 годах экспедицией, под руководством француза Жака де Моргана, был найден  каменный предмет, на котором высечены законы Хаммурапи. Это базальтовый обелиск. Его обнаружили в древнем городе Сузы (сейчас территория Ирана). Перевез его в Сузы, скорее всего, Эламский царь, после захвата Вавилона. На базальтовом обелиске, вверху, изображен Хаммурапи, который стоит в почтительной позе рядом с богом солнца Шамашем, который, почитался как покровитель судопроизводства. Под изображением написаны законы Хаммурапи, текст  их написан в клинописной форме.(Приложение № 3)

На столбе затерты 35 статей, скорее всего они были затерты после захвата.  Сколько статей насчитывалось в судебнике Хаммурапи , с помощью этого артефакта, было бы тяжело определить, но текст утерянных статей удалось восстановить, благодаря другим письменным источникам, дошедших до наших дней. После изучения текстов, из дошедших до нас из древних библиотек, историки определились,  сколько статей в судебнике Хаммурапи было изначально. Текст  судебника Хаммурапи  разделен на три части.

В первой вводной части текста доносится до нас то, что бог Шамаш передал Хаммурапи эти законы, чтобы сделать Вавилонское государство еще более могущественным и развитым. Каждый, кто не будет соблюдать эти законы, пойдет против воли и веления царя, а также против богов.
Вторая часть – это статьи,  в судебнике Хаммурапи насчитывалось  282 статьи.  [2,8]

Я провела исследование в своем классе, где узнавала знают ли мои одноклассники, кто такой царь Хаммурапи? Считают ли они Хаммурапи мудрым правителем? (Приложение № 6) Я выяснила, что все знают этого царя, но не все смогли ответить мудрый ли это правитель. Поэтому я изучила его законы.

Законы устанавливали две основные группы: рабовладельцы и рабы. В тоже время, социально общество делилось на:

  • Полноправные жители – авилум.

  • Неполноправные жители – мушкенум.

У полноправных жителей прав имелось больше и они, чаще всего, отделывались только штрафом или небольшим наказанием за любой проступок или неисполнение законов. В то время как неполноправного жителя ждало очень суровое наказание, если он нарушал закон. Неполноправные жители — это низший слой, у которого была только часть прав. [2,8]

Интересно то, что если рабу наносили телесные повреждения, то это не было покушением на здоровье или жизнь, а объявлялось как порча имущества. Если законы Хаммурапи читать  внимательно, то становится ясно, что раб — движимое имущество.

Рабы имели право на владение небольшим имуществом, но после смерти оно переходило к хозяину. Рабы имели право создавать семьи. Хозяин имел право отдать его в аренду, заключив договор с нанимателем. В суде рабы не имели право выступать как свидетели. У всех рабов на руке был выжжен знак. Если этот знак, кто-либо пытался вывести, это каралось очень серьезно, вплоть до отрубания рук. Не менее интересны законы о взыскании долга с должника. До принятия законов, должник попадал в пожизненное рабство к кредитору. Поэтому  законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью  недопущения произвола кредитора в отношении должника и его семьи.

После принятия законов должник или любой из членов его семьи становился рабом на три года. При этом кредитор не имел право отчуждать его имущество. Закон запрещал ему наносить телесные повреждения должнику или члену его семьи. А если он совершил действия, повлекшие смерть должника или кого-либо из его семьи, то кто-либо из семьи кредитора также лишался жизни.

Единым владельцем всей земли в Вавилоне был царь, который выдавал землю в аренду воинам и земледельцам. И они платили ему за это налог. Воины владели землей, имуществом, рабами на правах аренды. Но они имели права наследования. Поэтому имущество передавалось по наследству, также как и сын, после отца продолжал нести военную службу. Воины были в особом почете. И если воин попадал в плен, то, по закону, его обязательно должны выкупить. Если не было нужной суммы, то деньги давал или поселковый храм или они были выделены из казны.

Итак, я пришла к выводу, что Хаммурапи был мудрым правителем. В своих законах заботился о статусе царя и рабовладельцах. Их интересы, касательно движимого имущества (рабов), были полностью соблюдены. У рабов практически не было прав. Рабовладельцы же являлись главенствующим классом. О чем заботился Хаммурапи в своих законах еще, так это о полноправном населении. Законы для них были мягче, чем для неполноправных жителей и рабов.

Законы Хаммурапи были направлены на обеспечение государственности и дали толчок для развития судебной системы в государстве. Они систематизировали и закрепили на законном уровне ответственность и виды наказаний, которые наступали при не соблюдении законов.

Заключение

В результате моего исследования, я выяснила, что именно при Хаммурапи особого расцвета достиг Вавилон. Именно при нем он стал столицей. Государство Вавилония было не большим, но сильным и стало это заслугой царя Хаммурапи.

Хаммурапи был гениальным и великим полководцем, но в историю вписал свое имя, как первый в мире законодатель. Он первым разработал систему правил и законов, для общего пользования, на основе которой вершилось правосудие в его стране.

Законы Хаммурапи были направлены на обеспечение государственности и дали толчок для развития судебной системы в государстве. Они систематизировали и закрепили на законном уровне ответственность и виды наказаний, которые наступали при не соблюдении законов. Таким образом, цели и задачи моей работы выполнены. На основании вышеупомянутого, я с уверенностью могу сказать, что вавилонский царь Хаммурапи был мудрым правителем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волков И.М. Законы Вавилонского царя Хаммурапи. М.,1914.
История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации» (под ред. И.М.Дьяконова) Ч.1. Месопотамия. М., 1983.

  1. Дьяконов, И.М. Старовавилонские законы. Комментарий. ВДИ. 1952. №3.

  2. Дьяконов И.М. Основные черты древнего общества (реферат на материале Западной Азии). Проблемы докапиталистических обществ в странах Востока. М., 1971. 

  3. Законы Хаммурапи // Хрестоматия по истории Древнего Востока Под ред. В.В.Струве и Д.Г.Редера

  4. Никольский Н.М. Частное землевладение и землепользование в древнем Двуречье. Минск., 1948.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

1.Законы Хаммурапи.

[Электронный ресурс]: Электрон. текстовые дан. — С., 2007. — Режим доступа:

http://artlibrary2007.narod.ru/zokoni_hammurapi.doc

  1. Вавилонское царство

[Электронный ресурс]: Электрон. текстовые дан. — С., 2015. — Режим доступа:

http://www.historie.ru/civilizacii/243-vaviloniya.html

Приложение №1

hello_html_m5747f454.jpg

Карта Вавилонского царства при Хаммурапи.

Приложение №2

hello_html_m10afccb5.jpg

Хаммурапи

Приложение № 3

hello_html_2577a7a6.jpg

Столб с законами Хаммурапи

Приложение№ 4

hello_html_m439b6487.jpg

Хаммурапи и Шамаш.

Приложение № 5

hello_html_m3d8826e7.jpg

Клинописные законы на столбе.

Приложение №6

Анкета

  1. Знаете ли вы кто такой Хаммурапи?

  2. Считаете ли егомудрым правителем?

Результаты

В моем классе все знают кто такой царь Хаммурапи(25человек). Считают его мудрым правителем 13 человек, я 12 человек не смогли назвать его мудрым правителем.

19

Вопросы
занятия

·        
Вавилон
– самое могущественное государство Двуречья

·        
Правление
царя Хаммурапи

·        
Законы
Хаммурапи

Прежде
чем начать, давайте вспомним, как называют науку, которая изучает жизнь людей по
вещественным источникам? Правильно, это археология – «наука о древности».
Ученые-археологи производят раскопки и находят «следы» древних людей: сделанные
ими предметы, развалины зданий и прочее. Но порой находками археологов
становятся уникальные вещи. Об одной из них – каменном столбе с законами царя
Хаммурапи – сегодня и пойдет речь.

Вавилон – самое могущественное государство Двуречья.

Вы
уже знаете, что в Двуречье было множество городов. К XIX веку до нашей эры самыми крупными из них были Киш, Эшну́нна, Вавило́н, Ла́рса, Уру́к. Долгое время города воевали между собой. Они
никак не могли решить кому быть главным.

image001

Победителем
из этой борьбы вышел Вавилон. Город находился в очень выгодном месте Двуречья. Там, где близко сходились реки Тигр и Евфрат. Это
помогало вавилонской торговле. Ведь по вавилонским землям проходили самые
важные в Передней Азии сухопутные и речные торговые пути. Торговля приумножала
богатства Вавилона.

В
основном сюда привозили дерево, металлы (медь, серебро, свинец), рабов.
Вывозили: зерно, шерсть, масло, финики.

image002

В
Вавилоне жило более ста тысяч человек. Для того времени это было очень много –
равносильно огромному современному городу. Например, такому как Москва.

Правление царя Хаммурапи.

Самым
знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммура́пи.
Он правил с 1792 по 1750 год до нашей эры. Царь создал сильную и многочисленную
армию. После чего начал войну с соседями. Через 20 лет Вавилон покорил почти
все Двуречье.

image003

Власть
Хаммурапи была неограниченной. Он распоряжался всеми землями государства. Мог забрать
имущество у любого подданного или казнить его. Но Хаммурапи был мудрым
правителем. Он многое сделал для развития страны. По его приказу были
отремонтированы оросительные каналы, построены хорошие дороги.

В
управлении государством царю стали помогать чиновники (они следили за
сбором налогов, набором в армию, общественными работами). Хаммурапи облегчил
жизнь простых людей (упорядочил повинности, отменил старые долги).

Законы Хаммурапи.

Но
самое главное, для того, чтобы обеспечить порядок в стране, издал справедливые
законы. Закон – это правило обязательное для всех жителей страны. По
правилам живут все государства мира. Все люди должны соблюдать законы.

Законы
Хаммурапи были приняты около 3750 лет назад. Только известно о них стало не так
уж и давно. Немногим больше 100 лет назад, французские археологи проводили
раскопки на месте древнего города Сузы. Там они нашли большой столб из твердого
черного камня.

image004

Посмотрим
на него поближе. В верхней части камня вырезаны две фигуры. Одна изображает
царя Хаммурапи. Вторая – бога солнца Шамаша,
восседающего на троне. Шамаш, покровитель правосудия,
вручает царю судейский жезл и кольцо – символ власти над людьми. Вся остальная
поверхность столба покрыта клинописью. Это и есть знаменитые законы Хаммурапи.

Столб
с законами находился на главной площади Вавилона. Текст мог прочитать любой грамотный
житель Двуречья. Копии законов имелись во всех
городах Вавилонского царства. Теперь все споры между людьми стали разбираться
по одинаковым для всех правилам, а не так, как считали разные судьи (жрецы,
старейшины, наместники).

Жители
Вавилонии знали, что за нарушение законов их
постигнет суровое наказание. Ведь на черном камне было написано, что Хаммурапи
получил власть от богов. А воля богов неколебима и гнев их очень суров.

Но
иногда царские судьи не могли сами решить то или иное дело. Не всегда
удавалось найти свидетелей преступления. Тогда им приходилось обращаться к
богам напрямую. Происходило это так. Обвиняемого вели к реке и заставляли
погрузиться в воду. Если он тонул, значит, бог реки забрал его к себе как
виноватого. Если же у него получалось выплыть, то считалось, что обвиняемый
чист перед богами и невиновен.

В
Вавилонском царстве преступников обычно заставляли испытать то же самое, что
они причиняли своей жертве.

Законы
Хаммурапи гласят
:
«Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб». «Если человек
выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз». Не причиняй другому
такой обиды, которую сам не хочешь испытать. Вот главная идея этих законов.

image005

Но
в Вавилонии перед законом были равны не все жители.
Когда в законах Хаммурапи говорилось «человек», то имелись в виду только
свободные люди. Рабы к ним не относились. Их считали лишь вещью,
имуществом хозяина. Поэтому для них были особые законы.

Например,
если раб оскорблял свободного человека, то ему отрезали ухо. Заметьте, не язык
и не руку, а именно ухо. Это делалось для того, чтобы не лишить раба
возможности трудиться и отвечать на вопросы господина. Кроме того, такой раб
уже не мог убежать: все знали – это невольник, при этом непокорный.

В
Древнем Вавилоне рабы были в первую очередь ценной рабочей силой. Случалось,
что по чьей-либо вине чужой раб погибал. За это виновный платил цену раба его
хозяину или отдавал своего невольника.

Хотя
свободные вавилоняне и подчинялись одним законам, это не делало их равными во
всем. Среди них были как очень богатые, так и очень бедные люди. Одни владели
обширными полями и садами с финиковыми пальмами. Снаряжали караваны и торговые
корабли в другие страны. У других не было ничего кроме клочка земли, хижины и
семьи, которую нужно было чем-то кормить. Часто случалось так, что бедняку не
хватало урожая. Ведь выращенное зерно шло не только на пропитание. Бедняк
платил налоги царю. А еще нужно было оставить семена на следующий год.
Приходилось просить у богача зерно в долг. Но богачи не давали ничего просто
так. Если бедняк брал в долг пять мешков зерна, то через год обязан был вернуть
уже шесть. Богачи наживались на том. Они давали имущество «в рост». Таких людей
называют ростовщика́ми.

Иногда
бедняку было нечем отдать долг. Тогда богач требовал: «Отдавай сына, дочь или
жену… Они будут работать у меня в доме как рабы». Богачи хотели бы навсегда
поработить своих должников.

Но
по законам Хаммурапи: «Должник обязан работать на хозяина лишь три года, а
потом его следует отпустить
». Если должник отдавал ростовщику сына, продать
его ростовщик не мог. И убить его он не имел права – иначе у него самого в
наказание убивали сына.

Так
царь Хаммурапи защищал своих подданных от обращения в рабство. Но когда семья
бедняка голодала, им снова приходилось брать в долг у богача.  Хаммурапи
не видел в этом несправедливости. Ведь боги установили, что есть свободные и
рабы, богатые и бедные.

А
теперь давайте повторим все то, что мы сегодня узнали.

·        
После
долгих войн Вавилон стал самым могущественным государством Двуречья.

·        
Хаммурапи
был справедливым и мудрым правителем. Он правил с 1792 по 1750 год до нашей
эры.

·        
Главное
правило законов Хаммурапи – «око за око», «зуб за зуб».

·        
Законы
царя были справедливыми для того времени. Они защищали имущество богатых людей,
а также свободных жителей Вавилонии от обращения в
рабство.

Что такое настоящая дружба? Кого можно признавать за настоящего друга? «Друг – тот, кто связан с кем-то дружбою»; «Дружба – близкие отношения, отношения на взаимном доверии, благосклонности, общности интересов». Открыв словарь и прочитав это, я задумался, можно ли назвать дружбою наши отношения с моим одноклассником Сергеем Книшем? Мы учимся в одном классе с первого школьного дня. Год назад у нас с Сергеем возникло одно общее увлечение: занялись фехтованием. Только я фехтую на рапирах, а Сергей – шпажист. На тренировку ездим вместе. Во время соревнований поддерживаем друг друга, переживаем, радуемся успехам, огорчаемся, если выступление неудачное. Летные каникулы мы провели в спортивном лагере. Кроме фехтования, у нас есть еще одно общее увлечение – это компьютер. Правда, компьютера у меня нет, он есть у Сергея, но он охотно учит меня, когда я к нему прихожу, всяческих компьютерных ухищрений. Мы с Сергеем одного роста, оба белокурые, даже веснушки появляется одновременно. Нам иногда говорят, что мы похожие на братьев.
Но когда мы переступаем порога школы, Сергея будто бы подменяют. Надо сознаться, что он успевает за меня, несчастливых баллов-«середнячков», как у меня, у Сергея нет. В классе мы сидим за одной партой, но вот что удивительно: Сергей ведет себя будто чужой. Во-первых, он никогда не подскажет на контрольной или на тестировании, не даст списать. Это я могу понять и объяснить принципиальностью друга. Во-вторых, иногда, «плавая» возле доски, я ощущаю и перехватываю его иронический взгляд. Это, как на меня, уже не принципиальность, а что-то другое. В-третьих, на перерывах Сергей подчеркивает свои отношения со старшеклассниками и общается исключительно с ними, а меня даже не замечает.
После уроков Сергея ждет машина. Его отец – директор какой-то фирмы, и он присылает водителя за сыном. Мы живем на разных улицах, но путь к дому Сергея лежит мимо мой дом. Тем не менее мой товарищ ни разу не предложил подвезти меня. Вот я и задумался: а или признает Сергей меня своим другом, как я его? Может, я ему нужный только на досуге? Но же дружба не зависит от времени пор и жизненных обстоятельств?
Я мечтаю о мобильном телефоне. Сочинение размышление. Вариант 2
Я мечтаю о мобильном телефоне. Мама и отец имеют такие телефоны. Они деловые люди, занимаются бизнесом и, бывает, на ходу с помощью любимого телефона решают свои дела. В моей просьбе купить телефон и мне родители не отвечают отказом, но и покупать не спешат. Дома есть стационарный телефон, а ходить в школу с мобильным – это означает мешать на уроке другим, да и потерять нетрудно, а телефон – ценная вещь. В нашей школе между пятиклассниками идет своеобразное соревнование: у кого мобильный телефон «круче». Таким крутым собственником телефона в нашему 5-В есть Саша Якименко. С помощью своего мобильного он и фотографирует, и записывает, и видеофильмы снимает. Учит Саша, как и другие ребята, неплохо, но наличие такого телефона отличает его среди других. Да и сам Саша свысока смотрит на нас. А может, мне это кажется. Много кто из нас завидовал Саше. Еще бы! На уроке иногда ему звонила по телефону мама, и сообщение ему поступали. Учителя неоднократно обращались к владельцам мобильных с просьбой отключать телефон на время урока. Но Саши это будто не обходило.
Того дня все было, как всегда. На большом перерыве Саша демонстрировал возможности своего телефона: давал послушать прикольную музыку, делал видеосъемки, показывал анимационные рисунки и еще многое. После четвертого урока, на перерыве, Никита Березкин, наш товарищ, обратился к Саши с просьбой дать ему телефон, чтобы позвонить по телефону домой. Он забыл ключи, а бабушка должна была пойти из дома. Надо было сообщить ее, чтобы она дождалась внука. Саша перестал улыбаться, спрятал телефон и сказал:
– На первом этаже школы есть таксофон, позвони по телефону оттуда. У меня на счету почти ничего нет.
Конечно, мы разочарованно переглянулись и отошли от Саши. Оказалось, что такой телефон не делает человека добрее. Саша не помог Никите. И мне стало неловко, неинтересно, что сегодня Саша фотографировал меня. А может, я ошибаюсь? Прийдя домой, я рассказал эту историю. Мама ответила:
– Видишь, сын, такой ценный телефон, как у твоего одноклассника, и его отказ товарищу на копеечный звонок показал его в невыгодном свете Саши. Даже вещи не сделают человека лучше, если его поступками руководит хвастовство и жадность.
Друзья познаются в беде. Раскрытие содержания пословицы. Вариант 3
Вне нашего дома является парк, а в нем – небольшая горка, но как она возникшая, никто не знает. Кое-кто говорит, что на это место свозили землю, когда готовили фундамент под один из больничных корпусов, расположенных неподалеку от парка. Землю должны были равномерно раскинуть и засеять травой, но со временем об этом забыли. Миновало время, она густо заросшая одуванчиками, сорняком и превратилась на место игры ребятишек. Зимой один со склонов этой парковой горки превратился в лыжный спуск, а из другого дети съезжали на санках. Пока я был маленький и не умел ходить и бегать на лыжах, я тоже любил приходить на эту горку с санками. Сейчас я решил попробовать овладеть спуском на лыжах. Правда, собственных лыж у меня нет. Мама взяла лыже напрокат в знакомого. Я накатался вволю и уже перед возвращением домой решил еще раз, в последний раз, съехать из горки. Я не помню, как это произошло, но я сидел на земле со сломанной лыжей. Едва сдерживая слезы, я встал, взял в обе руки лыжи и пошелдомой. Мне было досадно. И что я скажу маме? Главное, что она обещала возвратить лыжи целыми. Я понурился, шел и ничего не видел. «А я думал, что лыжи должны быть на ногах! – услышал я голос своего друга Влада. – Не следует снимать, снега столько, что домой надо на лыжах бежать!» Но, увидев сломанную лыжу, Влад все понял без слов. А когда я рассказал, что это не собственная вещь, мать взяла напрокат, друг отдал мне свою лыжу.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки – » Мой товарищ. Сочинение размышление . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей

Новые сочинения:
Сочинение-описание процесса работы «Большая пятерка»
Краткий текст для сочинения: Мальчик из города
Тема сочинения Великий и волшебный мир детства
Краткое изложение сюжета “Иркутской истории” Арбузова
Гуманистические тенденции в новеллах О. Гончара

В падчерице я вижу честного и трудолюбивого человека. К этому гордому званию все мы должны стремиться не на словах, а на деле.
Для мальчиков (201 слово). Мой любимый герой – Данила из сказа П. П. Бажова «Каменный цветок». Герой нравится мне тем, что он – мастер своего дела. Его больше всего волнует саморазвитие, ради него он пожертвовал всем. Это путь каждого творца.
Будучи 12-летним сиротой, мальчик попал в ученики к Прокопьичу. Тот дал ему материал и изумился, ведь Данила уже знал, как работать. У него были удивительные способности. Пожилой мастер стал учить его, но вскоре ученик превзошел его. Барин оценил его талант и дал возможность трудиться, не переставая. Жизнь Данилы наладилась, он даже сосватал Наташу. Но жениться решил только тогда, когда создаст чашу небывалой красоты. О ней он слышал лишь в легендах. Они гласили, что существует Царица Медной Горы, которая забирает к себе лучших мастеров. Он пошел к ней, невзирая на опасность. Найдя ее, он обрел и то вдохновение, которое искал. В его упорстве я узнал себя. Мне тоже близка эта целеустремленность. В любимом деле я тоже хотел бы достичь успеха, сделать что-то такое, о чем не забыли бы потомки. Поэтому мне и нравится этот персонаж.
Я считаю, что в этом герое автор изобразил настоящего профессионала, которым должен стать каждый из нас. Это очень вдохновляющий образ. Как Данила нашел свой каменный цветок, так и я хочу достичь своей цели.

Для 7-8 класса

Для девочек (202 слова). Моей любимой героиней является Делла из произведения О, Генри «Дары волхвов». Меня вдохновляет ее самоотверженное желание сделать мужа счастливым. Она – «наимудрейшая» женщина, таким эпитетом ее наградил сам автор.
Чтобы сделать супругу достойный подарок, героиня продала свои роскошные волосы. Молодая семья жила бедно, и единственным сокровищем Джима были золотые часы редкой красоты. Делла хотела подарить ему платиновую цепочку, но денег взять было неоткуда. Она смогла скопить всего лишь доллар и восемьдесят пять центов. Тогда она остригла и продала свои волосы, получив достаточную сумму для покупки. Однако женщина не знала, что муж заложил часы, чтобы купить ей драгоценный гребень для утраченных волос. Несмотря на это, их рождество получилось намного счастливее, чем у многих богатых людей. Именно такие брачные союзы, наполненные искренностью и эмоциональностью, а не деньгами, способны продержаться долгие годы. С такой верной и доброй женой, как Делла, Джим обязательно достигнет успеха.
Меня героиня впечатлила тем, что она имеет очень терпеливый и действительно твердый характер. Вместо упреков в адрес мужа, который не может заработать достаточно денег, она поддерживала его и преданно любила. Кроме того, ее поступок мне показался более сложным. Ради супруга она пожертвовала частью себя, а не просто ювелирной ценностью. У нее талант любить, а это самое важное, что может быть в жизни.
Для мальчиков (236 слов). Мой любимый литературный герой – Юшка из одноименного произведения А. Платонова. Этот незаметный мужчина обладал прекрасными качествами, которые окружающие люди не замечали. Зато тот, которого так недооценивали и презирали, даже со своими скромными возможностями сделал этот мир лучше. За это он мне и нравится.
Ефим Дмитриевич болел чахоткой, поэтому в свои 40 лет выглядел старше. Он был хилым и слабым, и его все обижали, ведь не мог никому ответить. Его образ жизни всем обитателям города казался нелепым. Мужчина не тратил заработанные деньги, пил только простую воду, никуда, кроме работы, не ходил. Только раз в год он ездил куда-то, но никто не знал, куда. Так, в атмосфере издевок и обид протекала его жизнь. В лучшем случае горожане относились к нему равнодушно, в худшем – били. В одном из таких инцидентов герой и нашел свою смерть. В ответ на упреки в ненужности Ефим ответил обидчику, что если человек рождается, значит, он уже нужен белому свету. Тогда прохожий избил больного мужчину. Только после похорон Юшки выяснилось, что все это время он отдавал свои деньги бедной сироте, чтобы выучить ее и поднять на ноги. Девушка приехала в его город и начала лечить его обитателей, помогать им бескорыстно в память о том, кто сделал для нее так много.
Юшка – феноменально добрый человек, его образ вдохновляет читателей становиться милосерднее и терпеливее. Я тоже стал замечать за собой, что хочу также спокойно реагировать на глупости других и также скромно делать хорошее дело, не ожидая похвал.

Для 9 класса

Для девочек (250 слов). Моей любимой героиней является Татьяна из романа А. Пушкина «Евгений Онегин». Это умная, нравственная и скромная девушка, пример которой поможет многим женщинам сделать правильный выбор. Интересно, что «милым идеалом» называл ее сам автор.
Татьяна – представительница мелкопоместного дворянства. Она воспитывалась няней, которая привила ей любовь к народным сказкам и традициям. С малых лет девочка полюбила чтение. В нем она черпала мудрость. Ум, светящийся в глазах, сделал ее облик индивидуальным. Но была и обратная сторона: девушка дичилась посторонних, не любила бывать в обществе, не умела произвести впечатление. Однако Онегин сразу приметил ее оригинальность, хоть и не смог оценить всех достоинств сразу. Его отказ больно ранил Татьяну, но не сломил ее характер. Девушка не переставала любить его всю жизнь, несмотря на то, что увидела все неприглядные стороны его натуры. Евгений флиртовал с ее сестрой, потом убил жениха Ольги на дуэли и вовсе сбежал из тех мест. Однако постоянство чувств – одна из тех добродетелей героини, которую она пронесла через всю жизнь. К ней добавилось также постоянство убеждений, которое не так часто встречается в людях, которые столкнулись с соблазнами. Через много лет Онегин признался Татьяне в любви, но она отвергла его, потому что уже была замужем и не могла изменить супругу. Ее добродетель стойко охраняла узы брака, даже от запоздалой любви.
Таким образом, Татьяна Ларина – «милый идеал» не только для Пушкина, но и для многих современных читателей. Она на своем примере доказывает непреложную истину: женщине нужна не столько красота, сколько мудрость и добродетель. Только тогда она исполнит свое предназначение, став верной женой и дальновидной матерью.
Для мальчиков (246 слов). Мой любимый герой – это Мцыри из одноименной поэмы Лермонтова. Этот юноша всю жизнь стремился к свободе и отчему дому, его идеалы чисты и нравственны. В его побеге выражается сила и решимость его характера. В стычке с барсом видно, что он наделен и выносливостью, и смелостью. Словом, это тот тип человека, который способен что-то сделать.
В отличие от недальновидного Калашникова и инфантильного Печорина, этот герой вызывает уважение. Покинув тюремные стены монастыря, куда его насильно увезли из родной деревни, он принялся познавать жизнь, как она есть. Мцыри не смирился с навязанной ему судьбой, он пошел против нее. Тяга к свободе и целеустремлённость привели его в мир дикой природы, где он попробовал свои силы. Он пошел искать дорогу в родной дом, чтобы воссоединиться со своим народом, но не нашел. Зато он побродил по просторам красивых долин, состязался с барсом, увидел прекрасную незнакомку. За три дня побега он прожил целую жизнь, наполненную приключениями и эмоциями. Он испытал ярость и пыл схватки, любовь и влечение, познал красоту природы и вольного существования. Несмотря на трагичный финал, его удел наполнился смыслом, а вот если бы он остался и принял сан, то потерял бы себя окончательно. На чужбине ему не было места, не было предназначения, поэтому вполне закономерно, что он умер. Но умер, повидав что-то, став кем-то, и не предав свои идеалы.
Этот герой вдохновляет читателя бороться с несправедливой судьбой и бунтовать против ее тирании. В его образе скрыты такие достоинства, как сила духа, вольнолюбие и отвага. За это мне и нравится данный персонаж.

Содержание статьи

Сочинение на тему Почему я люблю сказки? 3, 5 класс
Волшебные сказки собственного сочинения на любую тему
Написать сочинение расуждения зачем нужны сказки
Сочинение на тему моя любимая сказка андерсена —
Ответы Сочинение рассуждение на тему зачем нужны
Моя любимая сказка сочинение 5 класс по плану
Деревья укутались в белоснежные наряды, земля устлана серебристым ковром из снега. Пенькам она подарила пуховые шапки, деревьям – белые платья, куда не посмотри – везде побывала волшебная палочка Снежной королевы. Выпало много снега и город превратился в зимнюю сказку.Красивые снежинки, кружась в медленном танце, падают на землю. На крышах домов появились снежные шапки и они стали похожи на сказочное королевство.А когда приходит время новогодних праздников, вокруг всё загорается яркими огоньками, кругом пускают фейерверки, в темноте это выглядит невероятно красиво.
Когда видишь всё это волшебство, начинаешь любить зиму ещё больше, несмотря на её суровые морозы и злые метели. Они искренне радуются каждой упавшей с неба снежинке.Когда выпадает первый снег, они бегут на улицу и уже пытаются что-то слепить из тающих в руках снежинок. В эту сказочную пору и взрослым хочется верить в чудеса.Когда вокруг стоит невероятная красота, всё искрится и переливается серебром, невольно начинаешь верить в волшебство.
Мне всегда нравилось читать сказки: веселые и грустные, страшные и добрые, серьезные и забавные.Сейчас они живут в книгах, а раньше народ передавал их из уст в уста, рассказывая о своей жизни, о своих мечтах я надеждах.
Член коллегии адвокатов
Сказки обязательно чему-то учат, разоблачая трусость и подлость, ложь и насилие, лицемерие и предательство. ” Цапля заплакала, но даже ее слезы не тронули сердитого Журавля.Поэтому они делают нас лучше и добрее: “Сказка – ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок”. Однажды Журавль пришел свататься к Цапле, а она решила, что он ей не пара. Но через некоторое время, оставшись совсем одна, Цапля подумала и поняла, что зря отказала Журавлю, и решила согласиться с его предложением. Но гордый Журавль не мог простить обиду: “Нет, Цапля, мне тебя не надо! Тогда, сгорая от стыда, обиженная Цапля решила никогда больше не мириться с ним.

Видео на тему: Сочинение на тему сказка

Вчера я прочитала русскую народную сказку “Журавль и Цапля” и подумала, как важно быть добрым, не высокомерным, не обидчивым. Тем, кто любит только себя, приходится нелегко в жизни. “Нет, Журавль, нейду за тя замуж; у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то меня тебе нечем! Ее не разжалобило даже то, что Журавль пришел еще раз, чтобы попросить прощения и предложить ей выйти за него замуж. Вот так они ходят друг к другу свататься, но никак не женятся. Люди не могут понять, почему у них не получается то, к чему они стремятся. И единственное, что требуется от него, – измениться самому.Стать терпимее к другим, добрее и доброжелательнее.Ведь только тогда, когда сам человек изменится, он изменит весь мир, и счастье и удача улыбнутся ему. Басня является одним из наиболее древних литературных жанров. В своих баснях Крылов высмеивает человеческие пороки и недостатки.Героями басни могут быть я животные, и растения, и неодушевленные предметы, и люди. Так, в баснях “Квартет”, “Лебедь, Рак и Щука” великий баснописец безжалостно критикует глупость, отсутствие элементарных умений, профессионализма и согласия, без которых хороший результат невозможен.
Самым известным русским баснописцем был Иван Андреевич Крылов. К чему это может привести, прекрасно показано в басне “Квартет”. Они достали ноты, взялись за инструменты “и сели на лужок под липки пленять своим искусством свет. “Музыканты” принялись искать причину плохой игры и решили, что все из-за того, что они неправильно сидят.Несколько раз они менялись местами, усаживались “чинно в ряд”, но это не дало желаемого результата.Ведь дело не в том, как рассядутся артисты, а в умении владеть инструментом, исполнять на нем музыкальные произведения.
Только профессионал-соловей, прилетевший на шум, открыл глаза горе-музыкантам: “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понеж-ней…А вы, друз;ья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь”.В общем деле нужны не только профессионализм и умение, очень важно иметь согласие. Животные собрались везти воз, но каждый тянул в свою сторону, поэтому он не сдвинулся с места.

Сочинение на тему Почему я люблю сказки? 3, 5 класс

Отсутствие согласия может привести к весьма плачевному результату, описанному И. Познакомившись с маленькими смешными историями баснописца, мы поняли, что для решения дела мало только желания собравшихся, необходимо еще единомыслие и мастерство.Если Вам понравилось сочинение на тему: Сочинение на тему сказки. Для пятого класса, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Мой любимый герой русской народной сказки – Иван-Царевич.
Этот персонаж бывает как положительным, так и отрицательным.Его можно встретить в сказках: «Иван-царевич и серый волк», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Морской Царь и Василиса Премудрая», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Иван-царевич и Марфа-царевна».Во многих сказках он показан как положительный герой, борющийся со злом и помогающий обиженным или слабым.
Этот персонаж бывает как положительным, так и отрицательным.Его можно встретить в сказках: «Иван-царевич и серый волк», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Морской Царь и Василиса Премудрая», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Иван-царевич и Марфа-царевна».Во многих сказках он показан как положительный герой, борющийся со злом и помогающий обиженным или слабым.Нередко в начале сказки Иван-Царевич беден, его преследуют враги и он ничего не подозревает о своём царском происхождении.В подобных сказках Иван-Царевич совершает героические поступки и, в конце концов, он находит своих царственных родителей, получает царство и трон.Но даже если он изначально был царевичем, то в конце сказки за его добрые заслуги ему достаётся своеобразная награда в виде чужого полцарства, королевской дочери, волшебного или дорогого коня, ценных предметов или волшебных умений.

  • Хантыйская сказка идэ главная мысль сказки 2 класс презентация
  • Хантыйская сказка идэ конспект урока 2 класс перспектива
  • Ханс кристиан андерсен сказки список для детей
  • Ханс кристиан андерсен сказки короткие
  • Хамид или хамит как правильно пишется имя