Халява в русских сказках

Бывают сложные обстоятельства, когда человек не знает, как поступить, кажется, что и одно, и другое решение будет злом. однажды в

Бывают сложные обстоятельства, когда человек не знает, как поступить, кажется, что и одно, и другое решение будет злом. Однажды в СМИ сообщалось, что во время цунами в Таиланде женщина с двумя детьми оказалась в открытом море, и они начали тонуть. Понимая, что на двоих у нее не хватит сил, мать решила спасти одного ребенка, а второго оставила на произвол судьбы. К счастью, волей Божией он тоже спасся. Размышляя над этим случаем, мой знакомый священник признался: «Я смотрю на своих детей и понимаю, что не смог бы выбрать, кого из них спасать, а кого оставить на волю судьбы. Или обоих вытаскивать, или всем вместе погибать».

Подобный сюжет есть и в сериале о блокадном Ленинграде. Мать начала отдавать обе скудные пайки одному ребенку, сознательно обрекая другого на голодную смерть. Женщина руководствовалась житейским расчетом — атеистическим, земным, отнюдь не евангельским подходом. Не будем никого судить, но для себя сделаем вывод, что в ситуациях, когда сложно принять правильное решение, лучше положиться на волю Божию и попытаться сделать невозможное, спасая всех. В таком случае можно жертвовать только собой, но не жизнью кого-то ради спасения другого. Лучше умереть всем, но не поступить против совести, и наследовать вечное Царство, чем таким неправым путем кого-то сохранить, жертвуя жизнью другого.

В ситуациях, которые кажутся неразрешимыми, надо обратиться к Богу и просить Его о помощи. И если предвидишь, что можешь принести какой-либо вред словом, делом или даже мыслью, надо от этого воздержаться. Остерегаясь необдуманных слов и поспешных решений, всякий раз следует спрашивать себя: «Как поступил бы Христос? Будет ли сказанное или сделанное правильным с точки зрения заповедей Господних? Не хочу ли я действовать согласно своим личным расчетам и греховным привычкам, которые так срослись с моим сердцем, что я не отделяю себя от них?»

Ведь человек искушается в первую очередь от собственной падшей природы — тех страстей и греховных привычек, которые развились в его сердце. Именно через них, как по проторенной дорожке, действуют бесы. Такой порядок описан в литературе о подвижниках. Лукавые духи подступают ко всем людям, разжигая в них те страсти, которым человек уже подвержен, а затем к ним прилагают новые. Это похоже на то, как работает поиск в интернете: при задании в поисковике темы сразу появляется множество предложений, привлекающих внимание, разжигающих интерес, желание отвлечься, «побродить» по ссылкам. Так и бесы подыгрывают в первую очередь тем страстям, которыми мы заражены, всячески стараясь расширить захваченную ими зону, сделать ее неуправляемой.

Если человек внимательно следит за собой, он распознает греховные советы, воспринимая их как искушения, и не соглашается с ними. Христианин должен отсекать их как можно раньше, пока они не укрепились и не разрослись до желания, борьба с которым намного сложнее. Это правило было известно еще в ветхозаветную эпоху: «Блажен, — сказал псалмопевец, — кто разобьет младенцев (злые помыслы) о камень (веры и упования на Бога)» (см. Пс. 136, 9). Для полного избавления от коренящейся в сердце страсти, по выражению старца Ефрема Филофейского, «требуется борьба до крови».

Аскетам, которые преодолели искушения от собственных страстей и достигли такого совершенства, когда люди уже не способны вынудить их на грех, Господь попускает вести жестокую борьбу с демонами ради духовного укрепления Своих избранников и для посрамления сатаны. Тот же старец Ефрем повествует о многих испытаниях, постигающих подвижников: о бесе сна, который нападает во время ночных молитвенных бдений; о бесе бегства, который всевает в душу монаха помыслы уйти из монастыря, вернуться в мир, ослабить подвиг; о бесе лени, который постоянно бубнит о тяжести послушания.

Монахи сопротивляются искушениям всем арсеналом духовных средств: Иисусовой молитвой, откровением помыслов духовнику, молитвенными бдениями, строгим воздержанием. По мере ведения этой духовной войны ратники Христовы укрепляются и бесстрашно противостоят врагам спасения. Праведной Иулиании Лазаревской на первых порах ее подвижничества зримо явился дьявол, и от испуга она спряталась под одеяло, призывая на помощь Бога и святителя Николая Чудотворца. Спустя много лет, когда дьявол предстал перед праведницей, чтобы вновь устрашить ее, она смело противостала ему силой Христовой, которая уже действовала в ней.

В житии древнего подвижника преподобного Антония Великого есть подробный рассказ о том, как его мучили бесы, являясь в устрашающем обличье. Однажды от бессилия подвигнуть святого хотя бы на малейшую греховную мысль, они избили его до полусмерти. Келейники аскета XIX века святителя Игнатия (Брянчанинова) свидетельствовали, что неоднократно находили его с выщипанной бородой и прочими повреждениями, причиняемыми темными духами. Но вся их злоба оказалась бессильна.

Преподобный Марк Подвижник пояснял, что сатана может «внушать превратные действия в помысле только первой мысли, чтобы искушать наше внутреннее расположение», привлечь внимание. Решение принять греховный помысел или отказаться от него всегда остается за человеком. Выбор между советом лукавого и заповедью Божией мы делаем чаще, чем замечаем это, нередко мы совершаем его, не задумываясь.

На самом же деле, проходя свой жизненный путь, мы то и дело, подобно былинному герою, выходим на перепутье и оказываемся перед камнем с надписью: «Налево пойдешь… Направо пойдешь…» Только в отличие от сказки у нас нет третьего пути. «Крест» нашей земной жизни имеет только две концовки: либо житница Божия, уготованная для Его пшеницы — «сынов света», либо геенна, ожидающая лукавого и его порождения — плевелы (ср. Мф. 13, 38). Третьего варианта не существует.

Оригинал взят у marena99

в Энергетический крест. Перекресток путей.

Восточная философия называет позвоночный столб главным энергетическим каналом в теле человека, по всей длине которого от копчика до макушки проходят семь основных конгломератов энергии, иначе чакр, проводящих разную силу.

Степень раскрытия каждой чакры непосредственно влияет на проявленность качеств в человеке, за которые она отвечает.

С другой стороны, всем известно, что правое интуитивное полушарие отвечает за левую сторону тела, соответственно, обе имеют однородный отрицательный заряд; левое же логическое полушарие отвечает за правую сторону тела, и имеют положительный заряд.

Возникает вопрос, в каком месте энергия преломляется и меняет свое направление?

Если обратиться к законам физики, то, взяв любой прямой проводник, с одной стороны которого положительный заряд, с другой — отрицательный, электрический ток так и продолжит течь в одном направлении, его заряд не может измениться на середине пути без особых на то причин.

Почему же тогда правое полушарие и правая сторона тела имеют разные заряды, если энергия течет по прямой линии? Что же такое могло вызвать смену энергетического заряда в нашем теле?

Еще Иисус Христос говорил, что каждый человек несет свой крест. Несомненно, смысл этого высказывания многогранен, хотя в обиходе Его слова понимаются как крест ошибок, разочарований, грехов, которые давят на человека своей тяжестью, которые его и распинают, заставляя мучиться всю свою жизнь.

Наши Предки задолго до Христа уже знали о том, что в основе энергетической системы человека лежит крест, а не столб, добавляя к семи чакрам еще две, расположенные в левой и правой плечевых областях, получая девять основных чакр.

Правая плечевая чакра отвечает за работоспособность, логическое мышление, механический труд, левая — чувствование, интуицию, эмоции.

Таким образом, энергия, двигаясь от первой чакры, попадая в сердечную, далее перемещается не в горловую, а описывает горизонтальную перекладину энергетического креста через плечевые чакры, и только после этого идет наверх к макушке, меняя, тем самым, заряд на противоположный в области груди, чуть выше сердечной чакры.

Если помните русскую народную сказку:

«Направо пойдёшь — коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь — себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь — и себя и коня потеряешь»
.

В теле человека подобный перекресток, иначе, как называли древние, точка камня, как раз и расположен в области груди на пересечении вертикального семичакрового столба и горизонтального, состоящего их двух основных чакр. Не зря бытует выражение — чувствуй сердцем, выбирай путь сердцем, поскольку именно в области сердечной чакры находится этот перекресток, где человек делает выбор, каким путем ему следовать дальше.

«Направо пойдешь — коня потеряешь, а себя спасешь…».

«Конь» означает животную природу путника, «всадник» — это природа человеческая. Пойти «направо» — значит пойти Стезёй Правды, путем созидания в мире людей: победить в себе животное начало, неконтролируемые инстинкты, реакции, рефлексы началом человеческим, следовать нормам морали, общественным устоям, традициям, правилам, но вместе с тем отринуть свою изначальную силу, животную природу в угоду социальной личности, оставшись, тем самым, «без коня», без мощной энергетической подпитки первозданного источника. Это связано как раз с правой плечевой чакрой, отвечающей за жизнь в материальном мире.

«Налево пойдешь — себя потеряешь, но коня спасешь…».

Пойти «налево» — значит пойти Стезёй Кривды: высвободить своё животное чувственное инстинктивное начало в ущерб человеческому, отринуть все общественные устои, став асоциальной личностью. Если говорить о человеке, который встал на путь духовного развития, то внесоциальное поведение говорит о том, что он отбросил все предрассудки, догмы, представления, правила, предубеждения человеческого мира, отказался не только от социального рабства, но и от возможности адекватного поведения и восприятия в мире людей в обмен на овладение силами, недоступными простому обывателю. Данный путь связан с левой плечевой чакрой, отвечающей за интуицию, ясновидение, развитие энергетического тела и т.п.

«Прямо пойдешь — и себя, и коня потеряешь…»
.

Пойти «прямо» — значит пойти наикратчайшим путём, Стезёй Мудрых, отринув и животное и человеческое ради Света Создателя. Третий Путь лишь для тех, кто дерзнёт идти за пределы всего известного, за пределы добра и зла, жизни и смерти, света и тьмы, кто осмелиться шагнуть за Кромку Миров — туда, где ни ступала нога человека, куда можно пройти, только умерев в старой своей личности и возродившись в Свете Творца. Это — Путь превосхождения противоположностей и всякой двойственности, ведущий через Врата Смерти к Жизни Нетленной, Вечной. Это — Путь прозорливых волхвов, умирающих для иллюзорности обыденной реальности и возрождающихся для Жизни и Мудрости Творца.

Уединитесь, закройте глаза, расслабьтесь, представьте перекресток и послушайте свое сердце, каким Путем оно советует идти Вам?..

«Направо пойдешь – счастье найдешь, налево пойдешь…»

Все решает ваш Выбор!

Значение Выбора в жизни человека настолько велико, что возникает необходимость более глубокого его анализа и осмысления. Если обратить внимание на народную мудрость, то можно заметить, что люди с древних времен знали цену правильному Выбору. Это нашло отражение во многих сказках, особенно русских, где сказочные герои (обычно три брата) отправляются в путь на поиски счастья или смысла жизни. Этот путь почти всегда приводит к камню на развилке трех дорог. На камне надпись, предписывающая сказочным героям сделать Выбор, от которого будет зависеть вся их дальнейшая судьба: «Направо пойдешь – счастье найдешь, налево пойдешь – коня потеряешь, прямо пойдешь – и коня потеряешь, и голову сложишь». Как правило, главный герой выбирал самый опасный путь, то есть прямо. Почему? Именно в этом скрыт весь смысл правильного Выбора. Проанализируем надпись на сказочном камне.

Первая фраза гласит: «Направо пойдешь – счастье найдешь». Обычно брат, который идет по этому пути, находит все то, что искал: счастье и деньги, но остается духовно неудовлетворенным. В конце концов он оставляет свою счастливую жизнь и возвращается в отчий дом, затаив в себе зависть к брату, который рискнул пойти опасным путем. Дело в том, что наш незадачливый герой искал счастье в удовлетворении своих земных желаний, ошибочно полагая, что счастье – когда у тебя красивая жена и много денег. А если для приобретения всего этого он не приложил никаких усилий, то человек на верху блаженства – халява, сэр! Только в конце концов он начинал понимать, что желаниям предела нет, они растут пропорционально благополучию, но что-то самое главное проходит мимо. Этим главным является умение найти себя, что оказывается невыполнимым в рамках его представления о счастье. Герой проигрывает. И когда он встречает брата, не испугавшегося трудностей и опасностей, смело шагнувшего в неизвестность, грозившую гибелью, преодолевшего при этом все трудности, нашедшего себя и свое истинное счастье, то, будучи не в силах побороть свою ярость и зависть, убивает его. На самом деле он убивает в себе того, кто должен был реализоваться в жизни, но, растратив свой жизненный потенциал на мечты и бездеятельность, так и не реализовался.

Второй герой выбирает путь, о котором предписано: «Налево пойдешь – коня потеряешь». Разберемся, какой смысл сокрыт в этом. Конь в Древней Руси был культовым, чуть ли не священным животным. Он являл собой символ верного и преданного друга, потерять которого было равносильно смерти. Выбирая этот путь, герой понимал, что на нем может потерять не только верного друга.

Кто такой друг? Мы выбираем друзей в соответствии со своими идеалами, взглядами, убеждениями, создавая круг (систему) единомышленников. Обзаводясь ими, создаем команду, которая совершает те же жизненные ошибки, что и мы. В этой системе все равны и одинаковы, никто ничем не выделяется. Все исповедуют мало в чем отличающиеся жизненные ценности, естественно, разделяя тяжкий груз ответственности за общий неправильный выбор. Виновными в своих бедах и неудачах они себя, конечно, не считают, обвиняя кого угодно и что угодно.

Стоит вам изменить свое отношение к жизни, выбившись из системы единомышленников, как сразу же все они становятся в оппозицию, выжидательно злословя: «Посмотрим, чем все закончится. Ишь ты, выбиться вздумал, а то плохо ему жилось». Это в лучшем случае, а в худшем – еще и подножку поставят. Оппозиция не прощает тех, кто покидает ее ряды. Наш герой видел смысл жизни в наличии друзей – единомышленников, потеряв которых он потерял этот смысл. Разочарованным и опустошенным вернулся он домой. Так же как и первый брат, он не может побороть зависть, ярость, негодование к успехам своего более удачливого третьего брата. И он тоже принимает участие в братоубийстве. Этот герой тоже убивает в себе того, кто должен был реализоваться, но так и не смог, из-за отсутствия правильных пространственно-временных ориентиров.

Третий герой выбрал самый трудный и опасный путь, который сулил ему потерю коня вместе с собственной головой. Пройдя этот путь с достоинством, преодолев все трудности, обуздав все желания, принимая события такими, как они есть, контролируя и анализируя свои действия, третий брат получает от жизни вознаграждение – находит себя. Его счастливое воскресение после того, как братья с ним расправились, указывает на то, что человеку, нашедшему себя, имеющему правильные жизненные ориентиры, ничто не страшно, сама Жизнь охраняет его и дает все блага.

Как следует понимать недвусмысленное предупреждение «голову сложишь», перекликающееся с библейским требованием отдать на заклание сына? Сложить голову – означает сложить полномочия головного мозга, взявшего на себя несвойственные ему функции мыслительного аппарата, со всеми его базовыми ценностями и стереотипами материального (субъективного) мира. Человеку предлагается сделать переоценку ценностей, поставив на первое место духовные ценности невидимого, но объективного Тонкого Мира. Под отдачей на заклание сына подразумевается прекращение порочной практики воспитания своего потомства на базе субъективных, сугубо материалистических представлений о мире. Предлагается включить цепную реакцию подключения всех последующих поколений к головному мозгу Вселенной, к Ее Энергоинформационному Полю.

Выбору неспроста придается такое значение – верный Выбор связан с Эволюцией человека, с его способностью найти себя, отказавшись от субъективного и переключением на восприятие объективного, – всего того, что необходимо для создания благополучия. Вы уже знаете, что жизнь протекает между двумя противоборствующими силами: созидательными и разрушительными. В каждом конкретном событии человек ставится Жизнью перед выбором тех сил, во власти которых будет находиться: созидательных или разрушительных. Все хотят иметь дело с созидательными, но присоединиться к ним можно только при соблюдении определенных условий, очень жестко привязанных к самосовершенствованию человека. Исходя из описания Выбора по сказкам, можно сделать вывод, что он начинается с выбора жизненной ориентации. Каждому из нас предлагается сделать Выбор одного из трех возможных направлений.

Человек, избравший первое направление, ориентирован на себя, на удовлетворение своих физиологических и психологических потребностей (эмоций). Все свои силы он тратит на поиск счастья, добывание денег, причем непременно с затратой собственных усилий и труда. Восприятие мира чисто субъективное, находится в полном соответствии с его представлениями и убеждениями. Объективный мир целиком скрыт за пеленой субъективизма. Он полностью отключен от реального мира, оставаясь в коконе первородной Мерности. Объективный мир для него опасен и страшен. Такой человек реализует себя только в физическом труде, потому что не гармонизирован в Системе Сознание – Человек.
*

Человек, идущий по второму пути, ориентирован на слепое, бездумное копирование программ родителей, друзей, социума. Он готов пожертвовать своей жизнью ради общества, Родины, Человечества. В нем заложена тенденция к героизму, мессианству, целительству. Психологически он настроен на самопожертвование ради всеобщего блага. Пытается познать объективную реальность, но через призму субъективного настроя жертвенности. Такие люди говорят о всеобщей любви, нравственности, увлекаются эзотерическими и прочими науками с целью увековечить память о себе в народе. Они читают Библию и живут по заповедям Бога, всячески сторонятся и остерегаются происков Дьявола с его темными силами, находясь при этом во власти деструктивных, а по сути, все тех же темных сил.

Такие люди находятся между субъективным и объективным, но, как правило, побеждает чувственное, субъективное. Объективный мир они воспринимают только с позиций: «Мне это подходит, а это нет; это приму, а то нет; я этим буду заниматься, а тем не буду». Они пытаются управлять объективным миром при помощи эмоций и своего субъективного восприятия, стремясь «взять Бога за бороду». Всем и всюду диктуют свои права, навязывают свои идеи и правила. Это люди эмоций. Но им приходится считаться с объективной реальностью, так как их внутренняя сущность направлена во внешний мир, на заботу о всеобщем благе. Самопожертвование – их основное кредо, реализуя которое эти люди пытаются изменить мир в соответствии с субъективными представлениями «хорошо – плохо». Их логика направлена вовнутрь, в мир своих субъективных представлений, а следовательно, как и в первой группе, здравый смысл у них отсутствует. Это социально и религиозно – законопослушные граждане. В критической ситуации пойдут за тем лидером, который наобещает всеобщее благо и процветание. Они нерешительны и не могут сами начать преобразование собственной жизни. Погруженные в идеи всеобщего благоденствия, такие люди способны творить зло (все, что не сочетается с их моралью, должно быть уничтожено), причем они убеждены, что поступают верно. Эти люди не гармонизированы в Системе Человек – Человек.

Человек, идущий прямо (аналогия выбора в сказках), полностью ориентирован на реальный объективный мир. Он развивает истинное, объективное видение мира, рациональное мышление, учится управлять эмоциями. К событиям подходит обдуманно, целенаправленно, контролируя свои мысли и действия. Строит взаимоотношения с людьми на взаимовыгодных условиях, учитывая не только свои интересы, но принимает во внимание интересы другого человека. Уважает волеизъявление других людей, никому не навязывает своих убеждений. Начинает осознавать пагубность генерального направления движения Человечества: на словах – к добру, к свету, к Богу, на деле же – в обратном направлении.

Такому оппортунисту приходится менять свою ориентацию вопреки программам и мнению большинства, выращивая свои собственные созидательные программы. Но только такой человек воссоединяется с природой, ему претит субъективизм и не нужны проповеди о всеобщей любви, нравственности, он этим живет. Это люди – Творцы и своей жизни, и всего жизненного пространства. Они решительны, не боятся трудностей, добиваются цели. Их логика направлена на анализ объективного мира, на активное взаимодействие с ним, путем собственного совершенствования и преобразования. Отсутствие субъективизма, точный анализ объективного помогают им брать от жизни все, что она дает. Они знают, что жизнь плохого не даст, а свой шанс упускать нельзя. Часто для достижения желаемого надо преодолеть трудности. Эти люди с ними справляются, проявляя выдержку, терпение, уверенность в собственных силах. Именно о таких можно сказать: они не ждут милости от социума, государства, врачей, а создают их сами, опираясь на созидательные силы природы! Вся жизнь сосредоточена в этом человеке и через него реализуется. Он сам Творит Жизнь!

Жизнь – это объективная реальность, которая существует помимо желаний и «хотений» человека. И эта реальность может стать агрессивной по отношению к человеку, если он не нашел правильных ориентиров, прежде всего не научился разумно пользоваться Выбором. Правильный Выбор только один – иметь объективную осознанность действительности, когда Сознание должно получить ориентацию на реальный мир, тот мир, каков он есть, а не тот, каким хотелось бы человеку его видеть. Из перечисленных вариантов Выбора верным, конечно же, является последний.

Направо пойдешь — жизнь потеряешь, прямо пойдешь — жив будешь.

Это классический сюжет из русских народных сказок, который символизирует внутренний поиск жизненного смысла. Так же как и сказочный посыл: «Пойди туда, не знаю куда; принеси то, не знаю что
».

И идут ведь герои туда, «не знаю, куда», потому что «туда, не знаю, куда» — это на самом деле внутреннее, духовное путешествия героя вовнутрь себя, без которого не может быть самопознания, а значит и взросления и возмужания внутреннего мира человека. Зачастую в ходе этого загадочного путешествия им и встречается та самая развилка с придорожным камнем, на котором написаны зловещие слова о нелегком выборе.

Все эти темы русских былин и сказок о богатырях, делающих свой самый главный жизненный выбор в соответствии с указаниями на придорожном камне (или по советам Бабы Яги) есть не что иное, как прохождение добрым молодцом испытаний устойчивости его внутреннего мира и психики. Это проверка на прочность стержня его личности, ведь все возможные знания и навыки это всего лишь дополнение к тому, что содержится внутри человека.

«Поедешь направо (налево) — убитому быть
» — это проверка инстинкта самосохранения, потому что герою предоставляется возможность выбора. Но с другой стороны это и проверка на смелость и мужество, ведь если богатырь настоящий, то выбрав этот путь, он обязательно победит в схватке с противником и пройдет предложенное испытание.

«Поедешь прямо — женатому быть
» — это проверка половых инстинктов, так как есть возможность не поехать и отказаться от вызова обстоятельств. А можно и поверить обещанному. И, возжелав спокойного существования в семейном быту, поехать, расслабиться и тем самым обезоружить себя. И приедет богатырь к терему, где его уже ждут красавицы, у которых в обычае нежно заманить путника в роскошь, обезоружить, обласкать, накормить, опоить дурманом, после чего сонного ограбить, продать в рабство или убить. Но и здесь настоящего русского богатыря можно отличить от «подделки», которого можно соблазнить подставной «девкой». Настоящий же русский богатырь, даже если и отправится в предложенном направлении, и доехав до терема будет встречен красавицами, но быстро учует подвох. А разгадав их истинные замыслы – тут же косы на кулак намотает, и порешит злобных дурёх без зазрения совести.

«Поедешь направо (налево) — богатому быть
» — это, возможно самый важный тест, так как отказаться от плывущего само собой в руки богатства не каждый может. Но если соблазнится богатырь, то попадёт он в город, где встретят его хлебом солью, предложат княжение и богатство. И тогда по-настоящему праведный богатырь примет богатство и отдаст его обездоленным, после чего покинет город, предоставив его жителям возможность управляться с их делами самим.
Все эти проверки нужны для того, чтобы определить критерии Русского витязя, который «богатырствовал» не ради самоутверждения, богатства или благосклонности «прекрасной дамы», в отличии от героев западных баллад.

В целом все эти тесты как нельзя лучше характеризовали высокие нравственные и просто человеческие свойства психики героя. Первый тест невозможно пройти, если психика близка к животному, и инстинктивным позывам, пугливо-заячьего типа. Второй никогда не пройти при любом ином животном строе психики – соблазн всегда окажется сильней. А третий невозможно пройти при демоническом строе психики — когда живут по принципу «что хочу, то и ворочу», упиваясь собственным превосходством, в таком случае герой останется на княжении и утонет в придворных интригах либо будет в них убит.

Но бывает ещё один тест: «Поедешь в такой-то лес — коня потеряешь
». Обычно он кажется многим малозначительным, хотя на самом деле это самый главный тест. Казалось бы — богатырский конь, хоть и любимый, и дорого стоит, но всё же не сам богатырь. Потерять его хоть и жалко, но потом и другого коня можно найти. Но именно эта поездка — тест на человечный строй психики. Поедет богатырь в указанном направлении, и на коня под ним нападает волк. Но если богатырь настоящий, то волк, задравший уже не одного коня под многими богатырями, прекращает нападение, подчинившись слову и воле состоявшегося человека, и начинает служить богатырю.

Этот тест невозможно пройти не став состоявшимся человеком, так как речь идет не магии или способности дрессировщика – русские богатыри этому не обучены. Только мудростью состоявшегося человека повелевает он диким зверем:

«Завет Предвечного храня, мне тварь покорна там земная…
» (М.Ю.Лермонтов, «Пророк»)

И зверь ему подчиняется, как и положено предопределённому Свыше ладу в Природе, нарушенному нынешним человекообразием людей, цивилизация которых нечеловечна. Человекообразный субъект, уклонившийся от меры предопределённого для него бытия, зверю, живущему в ладу с Природой, — не указ: такой субъект лишится не только коня, но может лишиться и своей жизни.

Все эти сказки и былины есть система неявного обучения, ориентированная на достижение человечного типа строя психики, которая стоит выше соблазнов и удовольствий, превознося над ними иные нравственно-этические принципы.

Переславль
-Залесский, похоже, ждет сенсационное открытие. Возможно, что именно здесь, недалеко от города, находится тот самый былинный перекресток, на котором в раздумьях останавливался еще Илья Муромец! История темная, и она вовсю гуляет по просторам Интернета. Правда это или лишь выдумка, сказать сложно. Но тем не менее — интересно. Ведь за каждой сказкой скрывается какая-то история. Так и хочется поверить — а вдруг…

По рассказам в Сети, загадочный камень обнаружил некий астраханец-перекрестковед Кирилл Остапов.

Несколько лет меня глодала мечта — найти тот самый легендарный перекресток с камнем и надписью: «Налево пойдешь — коня потеряешь, направо пойдешь — жизнь потеряешь, прямо пойдешь — жив будешь, да себя позабудешь», — рассказывает он. — На самом деле такие камни-указатели реально существовали в древние времена. Как правило, их устанавливали на перекрестках дорог и на межах.

По словам Кирилла Остапова
, профессию «перекрестковеда» ему передал по наследству дед. Сейчас таких мастеров — людей, умеющих «слышать» перекрестки и определять, не испорчены ли они злыми людьми и проклятиями (такие крестознавцы точно были), в стране остались единицы. Видимо, из-за невостребованности. А вот в древней Руси
эти мастера пользовались большим спросом, их специально приглашали проверять городские и сельские перекрестки. Мастер устанавливал на перекрестке деревянный столб с перекладиной и подвешивал три колокола, а затем бил в них особым способом. По звучанию колоколов определял: добрый перекресток или злой, счастье здесь ждет человека или беда.

Остапов исследовал множество перекрестков, чтобы дар не терять. И вроде даже гаишники к его советам прислушивались — на самых опасных участках ставили дополнительные дорожные знаки. Но искать былинный перекресток мастер отправился в Ярославскую область.

Так как в былинах этот столб чаще всего связывают с именем Ильи Муромца, я и подумал, что искать указатель надо под Переславлем-Залесским, — говорит Кирилл Оспапов. — По преданиям, богатырь Илья с 1157 года служил в войске Владимирского князя Андрея Боголюбского, защищая владения ростово-суздальских князей. Их переславские земли были самыми беспокойными из-за частых набегов кочевников, и именно здесь князь возводил свои богатырские пограничные заставы. Камень с надписью, очевидно, находился недалеко и стоял в смертельно опасном для всякого конного и пешего месте.

Приехав в Переславль, Остапов внимательно изучил сводки ГИБДД
и криминальную обстановку в районе и стал искать. Примерное место расположения камня-указателя определил сразу — в сторону от трассы М-8, дорога на Никитский тракт. Со своими колокольчиками он обошел пешком несколько километров и, наконец, в самой чаще дубового леса наткнулся на странное место. Как ни бил мастер в колокола, они категорически отказывались издавать звуки. И вдруг Остапов заметил небольшой холмик, весь заросший мхом. Очистив упавший столбец от земли, увидел на гранях камня полустертые изображения: всадников, копье, ворона и полузакрытого глаза. Лишь у самого основания камня он разглядел надпись: «Деко по маркуши», что у древних славян означало — колдовать против зла.

Вероятно, у этого камня уже пытались провести обряд очищения, но до конца снять проклятия не удалось, — уверен «перекрестковед» — Это подтвердили мои колокольчики.

Одна стрелка на указателе — та, что налево — как раз указывает на трассу Москва
-Холмогоры и самый аварийный участок, полузакрытый глаз указывает путь направо — дорога к известному в Переславле валуну — Синему камню у Плещеева
озера. Указатель прямо — к самому городу Переславлю, где и случались набеги кочевников. И хотя этот перекресток уже не используется, Остапов все равно намерен снять с этого места проклятия. И собирается в этом году еще раз приехать в Ярославскую область.

Поворот с федеральной дороги к Никитскому монастырю, действительно, один из аварийных, — подтвердила старший инспектор по пропаганде отдела ГИБДД города Переславля Любовь Хохлова
. — Машины тут бьются регулярно, пешеходов сбивают. В прошлом году погиб велосипедист. Но нельзя сказать, что причины этих ДТП
связаны с какой-то магией. Как правило, всему виной — человеческий фактор. Водители превышают скорость, а пешеходы на свой страх и риск перебегают дорогу в темное время суток.

Впрочем, как выяснилось, гаишники вовсе не чураются магии и также верят в чудеса. По словам сотрудников ДПС, на трассе М-8 случаются довольно загадочные ДТП. Например, абсолютно трезвый водитель на исправном автомобиле по непонятным причинам вдруг выезжает на «встречку» и попадает в страшную аварию. Жуть! Что касается мастера-перекрестковеда, то об его услугах в областном управлении ГИБДД обещали подумать. Ради безопасности дорожного движения — все меры хороши.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Самые аварийные перекрестки Ярославля:

1. Лениградский проспект и улица Волгоградская.

2. Московский проспект и Юго-Западная окружная дорога.

3. Большая Октябрьская и проспект Толбухина
.

На этой странице читайте текст «Сказка про лентяя» Самуила Маршака, написанный в 1922 году.

В одном действии

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Отец.
Рыболов.
Сын-лентяй.
Сторож.
Дровосек.
Старик.
Каменотес.

Столб с надписью «Большая дорога».

ОТЕЦ (выводя, сына на дорогу). Вот большая дорога. Иди, куда хочешь. Довольно тебе на печи сидеть и даром отцовский хлеб есть.
ЛЕНТЯЙ. Твоя правда, батюшка! Только куда мне идти? Я лучше здесь, на камушке, посижу.
ОТЕЦ. Что зря сидеть будешь? Займись делом.
ЛЕНТЯЙ. А я, батюшка, посижу и подумаю, каким делом заняться.
ОТЕЦ. Ты уже двадцать лет сидел, а ничего не выдумал. Ну, ладно, посиди еще часок да подумай. А я потом приду и посмотрю. Коли ничего не придумаешь, я тебя утоплю!
ЛЕНТЯЙ. Ладно, топи! Твоя воля! (Кланяется в ноги.)

Отец уходит.

Придумал! Ворон считать буду! Одна, две, три… Вон их сколько налетело! Четыре, пять… Ишь разлетаются, на месте не сидят, считать трудно… Шесть, семь, восемь… Эх, ошибся, осьмая галка была! (Машет рукой.) Кш, пошла прочь! Девять, десять…

Идет Дровосек.

ДРОВОСЕК. Здравствуй, Лентяй. Что ты делаешь?
ЛЕНТЯЙ. Ворон считаю.
ДРОВОСЕК. Хорошее дело, а много ли тебе платят за это?
ЛЕНТЯЙ. Ничего не платят!
ДРОВОСЕК. Значит, дело это невыгодное. Иди лучше ко мне на службу.
ЛЕНТЯЙ. А ты что делаешь?
ДРОВОСЕК. Дрова рублю.
ЛЕНТЯЙ. А как ты их рубишь?
ДРОВОСЕК. А вот так! (Показывает.)
ЛЕНТЯЙ. Нет, твоя работа мне не нравится.
ДРОВОСЕК. А чем она плоха?
ЛЕНТЯЙ. Стоя работать надо. Ноги устанут.
ДРОВОСЕК. Ну, ищи себе дела полегче! (Уходит.)

Появляется Каменотес.

КАМЕНОТЕС. Здравствуй, Лентяй. Что ты делаешь?
ЛЕНТЯЙ. Работы ищу.
КАМЕНОТЕС. А что ты умеешь делать?
ЛЕНТЯЙ. Ворон считать, дрова рубить.
КАМЕНОТЕС. Отчего же ты этого не делаешь?
ЛЕНТЯЙ. Ворон считать — невыгодно, дрова рубить — стоять надо, ноги устанут.
КАМЕНОТЕС. Иди ко мне на службу. Я сидя работаю.
ЛЕНТЯЙ. А как ты работаешь?

Каменотес садится и начинает стучать молотком по камню.

Нет, эта работа мне не годится. Спина заболит.
КАМЕНОТЕС. Ну, ищи работы полегче. (Уходит.)

Появляется Рыболов.

РЫБОЛОВ. Здравствуй, Лентяй. Что ты делаешь?
ЛЕНТЯЙ. Работы ищу.
РЫБОЛОВ. А что ты умеешь делать?
ЛЕНТЯЙ. Ворон считать, дрова рубить, камни тесать.
РЫБОЛОВ. Отчего же ты этого не делаешь?
ЛЕНТЯЙ. Ворон считать — невыгодно, дрова рубить — стоять надо, ноги устанут, камни тесать — спина заболит!
РЫБОЛОВ. Ну, иди ко мне на службу. У меня работа легкая: закидывай удочку да жди, пока клюнет.
ЛЕНТЯЙ. Это работа хорошая. А долго ли ждать приходится?
РЫБОЛОВ. Иной раз целый день просидишь.
ЛЕНТЯЙ. Нет, твоя работа мне не нравится. Я днем спать люблю.
РЫБОЛОВ. Не нравится, так и не надо. Ищи работы полегче! (Уходит.)

Появляется Сторож с колотушкой.

СТОРОЖ. Здравствуй, Лентяй! Что ты делаешь?
ЛЕНТЯЙ. Работы ищу.
СТОРОЖ. А что ты умеешь делать?
Лентяй. Ворон считать, дрова рубить, камни тесать, рыбу ловить.
СТОРОЖ. Отчего же ты этого не делаешь?
Лентяй. Ворон считать — невыгодно, дрова рубить — стоять надо, ноги устанут, камни тесать — спина заболит, рыбу ловить — днем спать нельзя!
СТОРОЖ. Иди ко мне на службу. Я целый день сплю.
ЛЕНТЯЙ. Целый день? Вот это хорошо. А когда же ты работаешь?
СТОРОЖ. Ночью. Хожу и сторожу.
ЛЕНТЯЙ. Нет, твоя работа мне не подходит, я и ночью спать люблю!
СТОРОЖ. Эх ты, Лентяй! Ищи себе другого хозяина! (Уходит.)

Появляется Отец.

ОТЕЦ. Ну, что, Лентяй, придумал какое-нибудь дело?
ЛЕНТЯЙ. Придумал, батюшка, придумал!
ОТЕЦ. Что же ты умеешь делать?
ЛЕНТЯЙ. Ворон считать, дрова рубить, камни тесать, рыбу ловить, людей сторожить.
ОТЕЦ. Что же ты этого не делаешь?
ЛЕНТЯЙ. Ворон считать, батюшка, невыгодно, дрова рубить — стоять надо, ноги устанут, камни тесать — спина заболит, рыбу ловить — днем спать нельзя, людей сторожить — ночью спать нельзя!
ОТЕЦ. Эх ты, Лентяй, Лентяй! Никакого проку из тебя не выйдет! Пойдем, я тебя в речке утоплю!
ЛЕНТЯЙ. А далеко ли идти?
ОТЕЦ. Нет, недалеко. Мы с тобой через речку проходили, когда сюда шли.
ЛЕНТЯЙ. Ты бы раньше и топил, а то теперь назад возвращаться!
ОТЕЦ. Наклонись, я тебе к шее камень привяжу! (Привязывает большой камень.)
ЛЕНТЯЙ. Ох, и хлопот же с вами!

Появляется Старик.

СТАРИК. Постой, зачем ты ему на шею камень привязываешь?
ОТЕЦ. Топить хочу.
СТАРИК. За что топить?
ОТЕЦ. Работать не хочет, а кормить его нечем.
СТАРИК. Жаль мне молодца. Отдай его мне, я его кормить буду!
ЛЕНТЯЙ. А чем кормить будешь?
СТАРИК. Вот мешок сухарей. Будешь их в воде мочить и есть.
ЛЕНТЯЙ. Еще мочить!
СТАРИК (отцу). Ну, земляк, век я на свете прожил, а такого лентяя не видывал. Топи его, да поскорее!
ОТЕЦ (Лентяю). Вставай же, пойдем.
ЛЕНТЯЙ. А куда?
ОТЕЦ. Да к речке!
ЛЕНТЯЙ. Пешком не пойду. Коли хочешь топить, вези меня либо на руках неси!
ОТЕЦ. Как же я тебя понесу? Мне тебя не поднять!
ЛЕНТЯЙ. Людей на помощь позови!
ОТЕЦ. Ох, беда с тобой! (Оглядываясь по сторонам.) Эй, люди добрые! Помогите ленивого сына в реке утопить.

ДРОВОСЕК
КАМЕНОТЕС (появляясь). Отчего не помочь!
РЫБОЛОВ Поможем! Чай, соседи!
СТОРОЖ

(Поднимают Лентяя и поют.)

Мы несем Лентяя к речке!
Век свой прожил он на печке!
Все просил он есть да пить!
Мы несем его топить!

ЛЕНТЯЙ. Ну, несите, несите, да не больно трясите! Хоть напоследок на вас покатаюсь… Прощайте, люди добрые, не поминайте лихом!
ОТЕЦ. Ты бы, Лентяй, шапку снял, с людьми прощаясь!
ЛЕНТЯЙ. Вот еще — стану я шапку снимать! И так ладно будет! Прощайте, люди добрые!

Все уходят, за исключением Старика.

СТАРИК (один). Ай-ай-ай, — жалко парня! Утопят его. Вот до чего леность доводит!

Лентяй возвращается.

ЛЕНТЯЙ. Исправился!
СТАРИК. Ах ты, милый мой! Неужто и вправду исправился? Ну, садись, снимай камень с шеи! Тяжело небось тебе?
ЛЕНТЯЙ. Как не тяжело! (Пробует снять камень.) А пускай его висит! Еще веревку развязывать… Ничего, привыкну!
СТАРИК. А что ты теперь, голубчик, делать будешь?
ЛЕНТЯЙ. Работать буду.
СТАРИК. Вот молодец какой! А за какую же ты работу возьмешься?
ЛЕНТЯЙ. Ворон считать буду!
СТАРИК. А прок-то какой в этом?
ЛЕНТЯЙ. Проку-то нет, да зато и хлопот мало! Сиди себе на камне да считай… Ишь ты, сколько их налетело! Одна, две, три, четыре… Кш! (Машет шапкой.)

Примечание:

Пьеса «Сказка про лентяя» впервые опубликована с подзаголовком «В 1 действии» в книге: «Васильева Е. и Маршак С., Театр для детей», 1922 год.

15.02.2016

Когда наступила зима, ежик Буль очень радовался снегу. Он катался на санках с высокой горки, играл с Медвежонком в снежки и кушал сочные мандарины. А вечером уставшему от дневных игр ежику мама рассказывала интересные истории. Многие из них она помнила наизусть, а некоторые находила в интернете. Нашла она там и сказку про лень, которая очень помогла ежику.

Как Булю сказку про лень рассказали

Однажды утром Буль проснулся и увидел, что все дорожки к их уютному домику так занесло снегом, что нельзя выйти на улицу. Из-за этого школу закрыли на карантин, и ежику нужно было остаться дома совсем одному.
36c009a3b30d9c2a58f980aa44e7a9a2 2
Буль проснулся, когда родителей уже ушли на работу. На столе его ждал вкусный завтрак. Покушав, ежик принялся думать, чем бы ему заняться. Конечно, нужно было помыть тарелку, но ежику не хотелось мочить лапки. Он достал свои игрушки, но играть одному было скучно. Буль бросил на полу свои машинки. Он бродил по дому, а потом уснул.

Ежик проспал целый день и всю ночь. А когда утром его разбудила мама, Булю вдруг стало лень вставать. Ему не хотелось одеваться, чистить зубы и застилать постель. Ежик даже не захотел пойти в гости к Медвежонку. А ведь он был его лучшим другом!

Буль, ты плохо себя чувствуешь? — спросил у него вечером папа.

Ежик признался, что у него нет температуры, но почему-то не хочется ничего делать. Тогда папа сказал ему:
— А давай будем сказку про лень читать.

Папа рассказывает сказку

«Давным-давно, когда наш лес был совсем маленьким, в него пришла маленькая девочка. На ней было платье с пятнами от варенья, а одна косичка растрепалась. Девочка села на пенек и просидела на нем весь день. К ней прибежал бельчонок и позвал играть вместе с ним. Но девочка отказалась. Не пошла она и с зайчонком, отказала и медвежонку. Ее протяжные вздохи разносились по лесу и тревожили его обитателей. Под эти звуки детям не хотелось играть, а их мамам расхотелось печь вкусные пироги. Папы не пошли на работу. Все обитатели леса ничего не делали. Совсем скоро в их домиках стало грязно, а в холодильниках — пусто. Лесные жители загрустили».

45jzjkynde 1 1

— Буль, эту девочку звали Лень. Она приходит, когда ты говоришь, что тебе скучно.
— Как же они ее прогнали, папа?

Папа-еж улыбнулся:
— Они ее не прогоняли. Мама Зайчонка увидела, что все грустят и ленятся. И она решила испечь свой фирменный вишневый пирог. А он пах так вкусно, что девочка пошла на его аромат. Ей пообещали кусочек, если она причешется и постирает свое платьице. Девочка сначала отказалась, но мама Зайчонка положила к пирогу шарик мороженого. Девочка не смогла устоять и привела себя в порядок.

Когда она чистенькая и красивая пришла на кухню, на личике ее играла улыбка. Девочке больше не хотелось грустить. Она съела пирог и даже помыла за собой тарелку.
57bcd85ecd9e11de79c18977718b04e2
— Так все дело в вишневом пироге? — спросил ежик.
— Нет, Буль. Когда приходит лень, ей нельзя поддаваться. Нужно почистить зубки и помочь маме. Понимаешь, ежики и другие лесные жители счастливы только тогда, когда они что-то делают. Поэтому папы ходят на работу, дети в школу, а мамы пекут пироги.

Буль все понял, и ему стало очень стыдно. Он решил скачать сказку про лень и прочитать ее всем своим школьным друзьям.

На следующее утро он проснулся очень рано, заправил кроватку, почистил иголочки и заварил маме с папой чай. А потом он побежал к Медвежонку и больше уже никогда не ленился!

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла.
Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!

В одном действии

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Сын-лентяй.

Дровосек.

Каменотес.

Столб с надписью “Большая дорога”.

ОТЕЦ (выводя, сына на дорогу). Вот большая дорога. Иди, куда хочешь. Довольно тебе на печи сидеть и даром отцовский хлеб есть.

ЛЕНТЯЙ. Твоя правда, батюшка! Только куда мне идти? Я лучше здесь, на камушке, посижу.

ОТЕЦ. Что зря сидеть будешь? Займись делом.

ЛЕНТЯЙ. А я, батюшка, посижу и подумаю, каким делом заняться.

ОТЕЦ. Ты уже двадцать лет сидел, а ничего не выдумал. Ну, ладно, посиди еще часок да подумай. А я потом приду и посмотрю. Коли ничего не придумаешь, я тебя утоплю!

ЛЕНТЯЙ. Ладно, топи! Твоя воля! (Кланяется в ноги.)

Отец уходит.

Придумал! Ворон считать буду! Одна, две, три… Вон их сколько налетело! Четыре, пять… Ишь разлетаются, на месте не сидят, считать трудно… Шесть, семь, восемь… Эх, ошибся, осьмая галка была! (Машет рукой.) Кш, пошла прочь! Девять, десять…

Идет Дровосек.

ДРОВОСЕК. Здравствуй, Лентяй. Что ты делаешь?

ЛЕНТЯЙ. Ворон считаю.

ДРОВОСЕК. Хорошее

Дело, а много ли тебе платят за это?

ЛЕНТЯЙ. Ничего не платят!

ДРОВОСЕК. Значит, дело это невыгодное. Иди лучше ко мне на службу.

ЛЕНТЯЙ. А ты что делаешь?

ДРОВОСЕК. Дрова рублю.

ЛЕНТЯЙ. А как ты их рубишь?

ДРОВОСЕК. А вот так! (Показывает.)

ЛЕНТЯЙ. Нет, твоя работа мне не нравится.

ДРОВОСЕК. А чем она плоха?

ЛЕНТЯЙ. Стоя работать надо. Ноги устанут.

ДРОВОСЕК. Ну, ищи себе дела полегче! (Уходит.)

Появляется Каменотес.

КАМЕНОТЕС. Здравствуй, Лентяй. Что ты делаешь?

ЛЕНТЯЙ. Работы ищу.

КАМЕНОТЕС. А что ты умеешь делать?

КАМЕНОТЕС. Отчего же ты этого не делаешь?

КАМЕНОТЕС. Иди ко мне на службу. Я сидя работаю.

ЛЕНТЯЙ. А как ты работаешь?

Каменотес садится и начинает стучать молотком по камню.

Нет, эта работа мне не годится. Спина заболит.

КАМЕНОТЕС. Ну, ищи работы полегче. (Уходит.)

Появляется Рыболов.

РЫБОЛОВ. Здравствуй, Лентяй. Что ты делаешь?

ЛЕНТЯЙ. Работы ищу.

РЫБОЛОВ. А что ты умеешь делать?

РЫБОЛОВ. Отчего же ты этого не делаешь?

РЫБОЛОВ. Ну, иди ко мне на службу. У меня работа легкая: закидывай удочку да жди, пока клюнет.

ЛЕНТЯЙ. Это работа хорошая. А долго ли ждать приходится?

РЫБОЛОВ. Иной раз целый день просидишь.

ЛЕНТЯЙ. Нет, твоя работа мне не нравится. Я днем спать люблю.

РЫБОЛОВ. Не нравится, так и не надо. Ищи работы полегче! (Уходит.)

Появляется Сторож с колотушкой.

СТОРОЖ. Здравствуй, Лентяй! Что ты делаешь?

ЛЕНТЯЙ. Работы ищу.

СТОРОЖ. А что ты умеешь делать?

СТОРОЖ. Отчего же ты этого не делаешь?

СТОРОЖ. Иди ко мне на службу. Я целый день сплю.

ЛЕНТЯЙ. Целый день? Вот это хорошо. А когда же ты работаешь?

СТОРОЖ. Ночью. Хожу и сторожу.

ЛЕНТЯЙ. Нет, твоя работа мне не подходит, я и ночью спать люблю!

СТОРОЖ. Эх ты, Лентяй! Ищи себе другого хозяина! (Уходит.)

Появляется Отец.

ОТЕЦ. Ну, что, Лентяй, придумал какое-нибудь дело?

ЛЕНТЯЙ. Придумал, батюшка, придумал!

ОТЕЦ. Что же ты умеешь делать?

ОТЕЦ. Что же ты этого не делаешь?

ОТЕЦ. Эх ты, Лентяй, Лентяй! Никакого проку из тебя не выйдет! Пойдем, я тебя в речке утоплю!

ЛЕНТЯЙ. А далеко ли идти?

ОТЕЦ. Нет, недалеко. Мы с тобой через речку проходили, когда сюда шли.

ЛЕНТЯЙ. Ты бы раньше и топил, а то теперь назад возвращаться!

ОТЕЦ. Наклонись, я тебе к шее камень привяжу! (Привязывает большой камень.)

ЛЕНТЯЙ. Ох, и хлопот же с вами!

Появляется Старик.

СТАРИК. Постой, зачем ты ему на шею камень привязываешь?

ОТЕЦ. Топить хочу.

СТАРИК. За что топить?

ОТЕЦ. Работать не хочет, а кормить его нечем.

СТАРИК. Жаль мне молодца. Отдай его мне, я его кормить буду!

ЛЕНТЯЙ. А чем кормить будешь?

СТАРИК. Вот мешок сухарей. Будешь их в воде мочить и есть.

ЛЕНТЯЙ. Еще мочить!

СТАРИК (отцу). Ну, земляк, век я на свете прожил, а такого лентяя не видывал. Топи его, да поскорее!

ОТЕЦ (Лентяю). Вставай же, пойдем.

ЛЕНТЯЙ. А куда?

ОТЕЦ. Да к речке!

ЛЕНТЯЙ. Пешком не пойду. Коли хочешь топить, вези меня либо на руках неси!

ОТЕЦ. Как же я тебя понесу? Мне тебя не поднять!

ЛЕНТЯЙ. Людей на помощь позови!

ОТЕЦ. Ох, беда с тобой! (Оглядываясь по сторонам.) Эй, люди добрые! Помогите ленивого сына в реке утопить.

ДРОВОСЕК

КАМЕНОТЕС (появляясь). Отчего не помочь!

РЫБОЛОВ Поможем! Чай, соседи!

(Поднимают Лентяя и поют.)

Мы несем Лентяя к речке!

Век свой прожил он на печке!

Все просил он есть да пить!

Мы несем его топить!

ЛЕНТЯЙ. Ну, несите, несите, да не больно трясите! Хоть напоследок на вас покатаюсь… Прощайте, люди добрые, не поминайте лихом!

ОТЕЦ. Ты бы, Лентяй, шапку снял, с людьми прощаясь!

ЛЕНТЯЙ. Вот еще – стану я шапку снимать! И так ладно будет! Прощайте, люди добрые!

Все уходят, за исключением Старика.

СТАРИК (один). Ай-ай-ай, – жалко парня! Утопят его. Вот до чего леность доводит!

Лентяй возвращается.

ЛЕНТЯЙ. Исправился!

СТАРИК. Ах ты, милый мой! Неужто и вправду исправился? Ну, садись, снимай камень с шеи! Тяжело небось тебе?

ЛЕНТЯЙ. Как не тяжело! (Пробует снять камень.) А пускай его висит! Еще веревку развязывать… Ничего, привыкну!

СТАРИК. А что ты теперь, голубчик, делать будешь?

ЛЕНТЯЙ. Работать буду.

СТАРИК. Вот молодец какой! А за какую же ты работу возьмешься?

СТАРИК. А прок-то какой в этом?

ЛЕНТЯЙ. Проку-то нет, да зато и хлопот мало! Сиди себе на камне да считай… Ишь ты, сколько их налетело! Одна, две, три, четыре… Кш! (Машет шапкой.)

Занавес…

Сказка про лентяя (пьеса)

Возможно, вам будут интересны и следующие сказки
.

В литературе различных стран традиционно существует множество сказок (народных и литературных) о добрых и злых, сильных и подлых, храбрых и глупых… В их числе сказки о ленивых людях. Наверное, это неслучайно, потому что лень — одно из наиболее «воспеваемых» свойств человеческой натуры наряду с храбростью, ловкостью, хитростью. Причем некоторые сказки о ленивых людях восхищаются этим качеством вполне буквально. А в некоторых просто даже популярны персонажи, не любящие трудиться.

Русские сказки про ленивых людей. Названия и персонажи

Среди русских народных творений яркий пример — «По щучьему велению». Емеля, главный герой сказки, уж точно — само олицетворение данного человеческого свойства. Народное произведение повествует о человеке, не желающем работать, целыми днями лежащем на русской печи (некоторые исследователи народного творчества рассматривают печь как символ лени-матушки). Что происходит дальше? Емеля случайно вылавливает щуку, которая за свое освобождение предлагает главному герою исполнение всех его желаний «по щучьему велению». Идут домой ведра, не расплескав воды. Едут сани сами. А далее на русской печке Емеля приезжает к самому царю, где при помощи щучьего волшебства заставляет Марью-царевну полюбить его. Возмущенный царь приказывает закатать в бочку молодых. Но и здесь удача на стороне Емели. «По щучьему велению» снова все образуется как нельзя лучше: Емеля не только чудесно спасается вместе с царевной, но и становится богатым и красивым (а сам царь его уже признает и боится).

«Ленивая жена»

Но русские сказки о ленивых людях не только воспевают это свойство человеческого характера. В некоторых из них, например, «Ленивой жене», лень осуждается, и человек, поступающий подобным образом, подлежит нареканию и наказанию. Данное произведение повествует о жене, которая не работала по дому, не ткала, как другие женщины (как было принято). От своих обязанностей ленивая жена постоянно отлынивала и оправдывалась. Тогда муж решил проучить нерадивую супругу и сделал вид, что помер. А похоронить-то мужа не в чем! Ведь ленивая жена ничего не наткала. Сначала она обматывает мужа нитками, затем покрывалами, принесенными другими. И тут-то он неожиданно «воскресает». Жена напугана, наказана и теперь ткет полотно, как все послушные женщины.

736301

Литературные сказки

Не только в русском фольклоре сказки про ленивых людей (названия их у всех на слуху: «12 месяцев», «Морозко», «Два Мороза») пользовались огромной популярностью. К примеру, великий русский поэт А. С. Пушкин внес большой вклад в данный литературный жанр. Стихотворную сказку «О попе и его работнике Балде» по праву можно считать одним из лучших произведений на эту тему. Кстати, будет интересным узнать, что в основу литературного произведения, написанного Пушкиным, лег народный фольклор «Батрак Шабарша» (изданный и записанный собирателем сказок Афанасьевым). В стихах поэта противопоставлены работящий Балда и ленивый хозяин — поп. Батрак исполняет все прихоти служителя культа взамен на еду и расчет в конце: три щелчка по лбу. Балда — умелый, храбрый, сильный, такой, что и чертей может перебороть. Поп — хитрый, ленивый, жадный. Но возмездие для него не за горами. Балда требует оговоренной оплаты, и ленивому хозяину приходится подставлять свой лоб для щелчков, которых он не выдерживает и помирает.

736303

Названия известных сказок о ленивых людях

У многих народов существуют такие произведения — литературно обработанные и фольклорные. К ним можно отнести японское произведение «Веер Тэнгу», французского «Кота в сапогах» (литературно пересказанного Шарлем Перро), гриммовского «Ленивого Гейнца», индийскую сказку «О ленивой кукушке», башкирскую «О ленивой девочке» и многие другие. Обо всех данных произведениях можно сказать, что это сказки о ленивых людях.

Вот, говорят, мол, любимые герои русских сказок (Иван-дурак, Балда, Емеля) – это лентяи и дураки. Да и вообще принято у нас как-то смотреть на наши народные сказки несколько свысока, мол – чепуха какая-то, дурацкие сказки, одна нелепица.

Но думать так большая ошибка. В первую очередь потому, что так русские народные сказки видятся только с нашей, взрослой точки зрения.

А вот если смотреть на этих героев глазами
не взрослых, а детей
– то эти сказки вовсе не про лентяев и дураков, а ПРО НИХ САМИХ!!!

Хотите доказательств? Понаблюдайте за реакцией на эти сказки у ваших детей.

Хотите знать, что чувствуют
ДЕТИ, когда слушают сказки про Емелю, Балду и Ивана-дурака?

1. Во-первых, что главные герои этих сказок им очень близки

– вот именно тем, что тоже
совершенно не ориентируются во взрослом мире бесконечных «полезных и нужных» дел. Не вписываются в него. Как и они – пока.

2. Во-вторых, что герои (взрослые!) тоже совершают ошибки

Причем порой настолько глупые и нелепые, чтобы даже маленьким детям было понятно: они ошиблись, попали впросак. Выбрали в оплату труда мешок с песком, а не серебром («Балда»), поехали за дровами и, не справившись с санями, передавили кучу народа («Емеля»), отпустили красивейшую кобылу взамен на горбатого маленького конька («Конек-Горбунек»).

(Кстати, психологи говорят, что маленькие дети ОЧЕНЬ боятся совершить ошибку – особенно в сравнении со взрослым, который всё умеет в сто раз лучше и в детских глазах никогда не оступается. Чем не «умные старшие братья» изо всех сказок?)

50802 original

3. Ну, а то, что все они сплошь либо бездельники, либо ни к чему не стремящиеся недотепы – так ведь это снова о детях!

Это они не понимают, зачем нужно идти дрова колоть, если не печи лежать так хорошо. Зачем нужно без конца воду носить, лошадей караулить, здесь трудиться, там…

У них еще нет «программы» делать что-то, потому что «надо» — они делают только то, что им хочется и приносит удовольствие. Живут своими нехитрыми желаниями.

И эти сказки им важны стократ. У них огромный психотерапевтический потенциал.

Потому что именно эти сказки успокаивают зарождающиеся в детках тревоги.

Они говорят:

— Смотри, вон он, такой большой дядя, совсем взрослый – а тоже ошибается! Ошибаться – нормально, не бойся ошибок!

— Дорога к настоящей любви всегда трудна – но ты не бойся трудностей, смело преодолевай испытания, как Иван-царевич, и ты обретешь свое счастье (это для мальчиков, конечно, девочек сказки побуждают брать пример с Елены Прекрасной и других девушек-царевен);

— Не бойся доверять своей интуиции, следуй за ней, как Иванушка за клубочком, а девочка Василиса – за советами куколки;

— Следуй за своими чувствами, даже когда разум говорит иное. Погляди: ты думал, что взять мешок с песком было глупо, что Балда проиграл – а он им спас из огня красавицу. Выходит – выиграл!

— Как и Емеле, тебе тоже не нравится, когда старшие просят делать то, что тебе «неохота» — но, во-первых, Емеля все равно делает (значит, и тебе нужно помогать старшим, даже когда вроде не хочется). А во-вторых, когда мы откликаемся на предложения и просьбы других людей, с нами могут происходить чудеса (волшебные кольцо, щука, змейка).

— Быть добрым, честным, искренним, открытым (спрашивать дорогу у всех, всем помогать) – хорошо. Мир помогает тем, кто помогает ему. Воздает за добро добром.

— В мире есть негодяи (обманщики-братья, вороватые Лисы, все разрушающие Змеи Горынычи, жадные злые Кощеи). Но они – исключения, конкретные персонажи. Мир в целом (реки, деревья, животные, Солнце и Месяц, ветер…) – добр, отзывчив, любящ и справедлив. И он всегда поможет тебе победить любое зло. Главное – чтобы ты сам оставался добрым.

skazka o pope i o rabotnike ego balde

4. А еще детки не меряют поступки героев «взрослой справедливостью».

Им не знакомы еще ни Библия, ни Конституция. Это для них пока слишком сложные вещи. Но им очень созвучны чувства героев.

И когда Емеля передавил кучу народа своими санями – они чувствуют, что этого не хотел, что он нечаянно так сделал. «Так же, как я вчера нечаянно толкнул Стасика».

А то, что в лесу он сделал дубинку и на обратном пути та «обломала бока» людям, которых он обидел нечаянно, а они собрались отомстить ему специально, толпой напасть на него одного – так это может вызывать даже ликование. Потому что малыш чувствует, что мстить не справедливо, и что в этом смысле Емеля прав. А еще потому, что сам за себя малыш постоять еще не умеет – и учится у героя защищаться от обидчиков.

(Кстати, в первоначальном варианте сказки Емеля сделал в лесу не булаву, а кукову для переноски дров, вещь полезную для дома. Он же добрый герой, вовсе не мстительный. А уж когда на него напали обиженные горожане, приказал той «обломать им бока». Мне думается, что этот вариант сказки более достоверен. Ну, и нравственен, конечно).

Когда Емеля едет к царю на печи, для взрослого это звучит как высшая степень лентяйства и наглости, для ребенка же – как высшая смелость оставаться собой даже в таких, чрезвычайных и опасных обстоятельствах.

1eb092680fafКогда он шепчет про Марью царевну: «Пусть она меня полюбит!», для нас это признак нахальства и оскорбительной халявы, для детей же – знак того, что любят не за что-то, что в ней нет продажности. В ней есть ценность, но нет цены. И что любовь можно просить вот так просто. И что еще более удивительно – ее можно и получить.

Что их вдвоем потом в бочку заковали – значит, что твои желания могут не всем нравиться, и что кое-кто может создать тебе за них серьезные неприятности.

Но также еще и то, что существует сила, которая слышит твои просьбы, и – если ты верен себе, добр и честен – всегда поможет.

Так есть ли «халява» в русских сказках?

Или это «вирус», придуманный теми взрослыми, которые сами не слышали этих сказок детьми?

И кто любимые герои наших сказок – дураки, лентяи, царевичи или… наши с вами дети
? Малыши, для которых, в сущности, эти сказки и писаны…

Так что — читайте их своим крохам смело!

И пусть наши детки растут такими же светлыми и чистыми душой, как и герои русских народных сказок.

1

P.S. А как ваши дети слушают сказки? Читаете ли вы им русские народные сказки? Что ваши детки говорят о Балде, Емеле и Иване-Дураке, почему они им нравятся (или не нравятся)? На каких героев хотят быть похожими, и почему? Напишите в комментариях!

4 oblojka

Скачать выпуск и получить пароль от его статей на сайте можно, кликнув по обложке слева.

Подпишитесь на статьи и видео»фишки» проекта

и то, что Вам по душе!

Живи и люби…

Высший разум

(150305)


13 лет назад

Доброго ВАМ Soleil!!!
По правде говоря, затрудняюсь ответить на ваш вопрос.
Ибо я сказки любила в детстве и по сей день могу с удовольствием взять книгу и наобум с интересом заного прочитать, ибо напоминает мне детство не только моё, но и…. Мне нравился Емеля, та же скатерь самобранка …и всё стальное что перечислили и что не перечислили в вашем вопросе. Как — то не задумывалась о «лени» в русских сказках.
Ваш вопрос подтолкнул меня задуматься, а может ваша точка зрения верна, если посмотреть на ЭТО с другой стороны. Пронализировав, можно сказать самому себе: А почему бы и нет? Зачем что — то менять, если и так хорошо.
Думать то не надо, во всём ИНЕРТНОСТЬ ощущается, ведь привычка, дело не дурное, но она же и мешает взглянуть на вещи по — НОВОМУ! Это одно, но есть и другое, когда в русских сказках дают негативные установки и твердят одно и тоже, что не остаётся ничего другого, как быть им. Например про того же Емелю, где братья постоянно ему толдычили, что он лентяй. В других сказках Иванушка, я бы так сказала: Набирает жизненный ОПЫТ. Подумайте сами, если бы он делал то, что ему говорят…. любопытство двигает прогресс и то, что для него было не важное, становится ВАЖНЫМ! Разве это плохо?? ? Ведь сказки, они на то и сказки, где полёт фантазии неограничевается и где все желания исполняются…

Александр Добрынин

Мыслитель

(7586)


13 лет назад

Россия управляется знаком Водолея, ну а если в жизни Вы общались хоть с одним человеком, родившимся под этим знаком, то знаете, насколько важное место в его мировоззрении занимает «халява».

Пользователь удаленПрофи (692)

13 лет назад

Неправда. Я тоже родилась под знаком Водолея, и всего в этой жизни достигала собственным трудом. Когда поступала в первый вуз, выдержала конкурс — 15 человек на одно бесплатное место, и прошла без единой взятки.
Сейчас получаю второе образование. Платное. Но оплачиваю его сама, без чужой помощи.
Так что, попрошу не обобщать.

Иван

Мастер

(1297)


13 лет назад

Лень сделала из обезьяны человека, ведь именно стремление получить больше прикладывая меньше усилий и двигает прогресс, вот и изобретаем волшебные палочки, хлебоуборочные комбайны.. . :)

Пользователь удаленПрофи (692)

13 лет назад

Всю жизнь мечтала встретить человека, который в прошлом был обезьяной, но, вдохновившись идеей Карла Маркса о труде, стал работать дни и ночи напролет и таки стал человеком)))

Светлана

Мыслитель

(7881)


13 лет назад

Какая пропаганда? ! В то время, когда эти сказки придумали и слова-то такоко не знали. Просто русский народ со стародавних времен так напахался, что хотя бы в сказке хотел получить какую-то «халяву» (так кое-кто здесь выразился) , да и в сказке это благо просто так «на голову не падало».

Пользователь удаленПрофи (692)

13 лет назад

«Запахался»? В русских деревнях и по сей день практически ничего не растет в огороде.
Пропаганда, агитация, призыв… Назовите, как хотите. Смысл от этого не изменится…

EzhikМудрец (12274)

13 лет назад

Верно, Светлана! Это в наше время так вкалываем, а в то, когда эти сказки сочинялись? Народ от зари дотемна в поле пахал не разгибаясь пахота — сев — покос — жатва, плюс хозяйство. Конечно размечтаешься о том, чтобы хоть в сказке пришел с поля еле живой, а тут скатерть-самобранка..

Charlie Cora Liberty

Просветленный

(27117)


13 лет назад

Скатерть самобранка — для бедных, у которых нету денег чтоб купить и приготовить еду.
Сапоги — скороходы — как правило, чтоб скорее добраться до другой страны. А если просто идти, жуя сопли, то какой-нить паразит, к тому времени как дойдёшь, обязательно уже натворит что-нибудь.
Чтоб палочка-выручалочка «работала», нужно чтоб работал МОЗГ.
А в случаях с рыбёшками как раз таки лень и высмеивается.
И обычно эти самые «навороты» даются в награду.

З. Ы. Про водолеев не согласна =)))

Natalia Ivanova

Просветленный

(33555)


13 лет назад

Сказки, как правило, отражают реалии нашей жизни. Русский народ на своей шкуре узнал, что «люди, которые горбатятся, света белого не видят». Все, что заработаешь трудом, тут же отберут: помещик, которому крестьянская семья принадлежит, церковь, которая требует свою десятину, власть, которой нужно за счет деревни накормить город. Что-то не слишком много в нашей истории людей, которые добились благополучия исключительно благодаря своему труду и таланту, поднялись из самых низов, особенно в период крепостного права, когда человеческая жизнь ценилась ниже жизни породистой собаки. Вот и оставалось простым людям надеяться исключительно на чудо. Впоследствии безнадежность честного труда подвердила практика раскулачивания всех без исключения трудолюбивых крестьян и выдвижение во власть лодырей, умеющих запудрить мозги.

Апостол Ансельм Мадубуко

Профи

(881)


13 лет назад

Солей ты не правильно сие понимаешь. Все эти атрибуты даются за определённые заслуги, но никак не за лень. Если в сказках и преподносится это как лень, то это по невежеству пересказчиков которые перекручивали пересказ от человека к человеку.
Например в Махабхарате Кунти за её служение великому риши мистику Дурвасе Муни, получила в награду его благословения, что её тело источало чудесный аромат ( а не зловонный пот) , она оставалась молодой девушкой всю жизнь — не старела и он дал ей ещё одну мистическую мантру для общения с высшими живыми существами, но использовать мантру можно было пять раз правда.
Вообще то мистические силы (сидхи) можно развить, благодаря аскезе и поклонинию определённому божеству. Мистических сил всего восемь основных и куча второстепенных таких как гипноз, телекинез иль ещё что.
Благодарю за внимание, я ценю разумные товарищеские отношения.

04 puchkin 09 e1450495685679

Одна из характерных составляющих фольклора любой страны – это наличие сказок. И наша с вами страна здесь не исключение. Все вы наверняка помните, как в детстве кто-то из родителей или, например, бабушка, читала вам сказку на ночь, чтобы вы скорее закрывали глаза и засыпали. Спокойный и монотонный родной голос, повествующий о чём-то очень интересном перед сном, действует поистине успокаивающе и усыпляюще. Однако речь пойдёт не о том, какой эффект оказывает на психику ребёнка чтение сказок перед сном, а о том смысле, который заложен в этих сказках, но очень часто остаётся непонятным по причине того, что он скрыт. И понять его не могут не то что бы дети, но даже взрослые.

Дело в том, что сказки зачастую пронизаны глубочайшим символизмом, а также являются неиссякаемым источником знаний и сведений о всевозможных событиях древности. В большинстве сказок нет случайных образов и персонажей, названий, имён и слов, а смысловая нагрузка может быть настолько глубока, что просто диву даёшься – сродни русской матрёшке, в внутри которой находится другая, а внутри неё – ещё одна и т.д., главный смысл сказки может таиться где-то в её глубине – под слоем более простых смысловых наслоений. Все уровни сказки могут представлять собой окошко в неизвестный мир устройства мироздания и основ жизни.

Всем нам следует знать, что сказки, кроме привычной бытовой воспитательной функции, могут выполнять и ряд других – более сложных, например:
— Раскрывать тайны мироздания и другие тайные знания
— Указывать на цикличность бытия
— Служить астрономическим или природным календарём
— Быть хранилищем истории
— Связывать с предками
— Рассказывать об обрядах инициации, когда человек переходит из детства в зрелость
— Направлять человека на путь духовных исканий и личностного роста и т.д.

Во многих сказках представленные направления могут не только идти рядом друг с другом, но также и пересекаться и даже синхронизироваться. Персонажи сказок являют собой некие символы, каждое их действие несёт в себе сакральный смысл, а пути, по которым они идут, указывают на особые методы получения тайных знаний и достижения внутренней гармонии. Нередко сказки сравнивают даже с магическими формулами, которые теряют свою силу, если их неправильно произнести.

И давайте в качестве примеров рассмотрим несколько всем известных народных сказок. Не факт, что наши расшифровки будут в полной мере отражать истину, но послужить неким алгоритмом для понимания заложенного в сказках скрытого смысла они всё же смогут.

Итак, рассмотрим три сказки: «Репка», «По щучьему веленью» и «Кощей бессмертный».

«Репка»

Что мы знаем из сказки: Нам известно, что дед посадил репку, и по причине особо урожайного года, она выросла очень больших размеров. Чтобы вытянуть репку, деду по очереди на помощь прибегали бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка. Вытянуть же репку они смогли только тогда, когда тянули её все вместе.

Скрытый смысл: Если говорить о скрытом, эзотерическом значении данной сказки, то она рассказывает нам о тех знаниях, которые были накоплены предками, жившими в древние времена. Репка выступает в роли корней рода, а посадил её первопредок – тот самый дед, являющийся старейшим и мудрейшим.

Бабка в этой сказке символизирует традиции дома; отец – опору и защиту семейства; мать – опеку, тепло и любовь; внучка – продолжение рода; Жучка – защиту благосостояния; кошка – благостное состояние в доме и позитивный микроклимат; а мышка – достаток.

Каждый из представленных образов тесно связан друг с другом, а все вместе они представляют одно целое. Только соединив все части вместе, человек способен достичь истинной гармонии бытия, научится жить в состоянии потока, когда всё, что есть внутри человека, и всё, что окружает его снаружи, приходит в соответствие друг с другом.

«По щучьему веленью»

Что мы знаем из сказки: Молодой человек по имени Емеля сидел на печи и ничего не делал. В один из дней, пойдя на реку за водой, он выловил щуку. Щука попросила Емелю её отпустить, а взамен согласилась исполнить несколько желаний. После недолгих раздумий Емеля попросил у щуки царевну и дворец, что и получил в итоге, а также стал красавцем.

Скрытый смысл: Печь символизирует собой пространство сознания, в котором герой сказки находился большую часть времени, и из которого выбираться очень не хотел, т.к. всё время созерцал сам себя. Однако человек не может находиться в гармонии, если его внутренний мир никак не связан с внешним.

«Познакомившись» с щукой, Емеля осознал свои истинные желания и обрёл намерение, которое выражается в словах: «По щучьему велению, по моему хотению». Щука же, в свою очередь, представляет собой природу-мать, по отношению к которой Емеля и проявил внимательность. И уже затем природа дала ему возможности для реализации своего намерения и самосознания.

Фраза «По щучьему велению, по моему хотению» означает единство двух граней бытия – Духа человека и его Души. Щуку также можно трактовать как «Щура», т.е. пращура – родоначальника всего и человеческого духа. Река, из которой Емеля решил набрать воду, является неким энергоинформационным каналом, в который можно проникнуть, только выйдя из привычных рамок и отказавшись от сковывающих убеждений. В конечном счёте, Емеля, посредством освобождения своего духа, достиг недоступных человеку в обычном состоянии сознания возможностей и стал властелином своей судьбы. Кроме того, становление Емели прекрасным принцем – это проявление внутренней красоты на внешнем плане.

«Кощей Бессмертный»

Что мы знаем из сказки: Кощей является злым владыкой тёмного царства подземелья, регулярно крадущим прекрасных девиц. Он состоятелен, а в его владениях обитают диковинные птицы и животные. Кощею служит Змей Горыныч, обладающий огромным количеством тайных знаний, по причине чего имеющий большую власть. Кощей считается бессмертным, и обычными способами его не одолеть, хотя, если есть желание, то можно узнать необычные способы, которые, как правило, Ивану-царевичу, раскрывает Баба-яга.

Скрытый смысл: Если мы обратимся к пантеону богов славян, то увидим, что Кощей – это одно из проявлений Чернобога, властвующего над Навью, Тьмой и Пекельным царством. Также Кощей олицетворяет зимние холода, а девицы, которых он крадёт – животворящую силу Природы и весну. Иван-царевич является символом солнечного света и весеннего грома, сопровождающегося дождём (вспоминаем бога Перуна), в поисках Кощея которому способствуют все природные силы. Победив Кощея, Иван-царевич победит холод, тьму и смерть.

Как нам известно, смерть Кощея можно найти в яйце, которое есть символ возрождения и возможность бытия всего сущего, что только может быть. Исходя из этого, Кощей находится у начала Всего, а его гибель приравнивается к возникновению мира.

Игла, на острие которой находится Кощеева смерть, служит отсылкой к мировому Древу, соединяющему подземный мир, землю и небо, а также зимнее и летнее солнцестояния. Кощея можно интерпретировать как зимнее солнцестояние, а Ивана-царевича – как летнее солнцестояние. Они всегда находятся в состоянии борьбы друг с другом. Погибель одного – это рождение другого, точно так же, как уходит зима и приходит лето, а после этот цикл повторяется.

И ещё одна деталь: Кощей Бессмертный – это попытка напугать Ивана Царевича, которая содержит в себе совсем иной посыл – Кощей Бессмертный – это Кощей Бес Смертный.

В этой же сказке герой сталкивается с не менее важным мифическим персонажем — Бабой Ягой. Это существо знает многое о жизни и о смерти и, проведя героя через цепь испытаний (чтобы проверить искренность и силу его порывов), способно поднять силу его Духа до невероятных высот, одарив мудростью, знаниями и способностями.

Заключение

Время неумолимо бежит вперёд. Мир меняется. И вместе с миром меняется человек и его восприятие. Сегодня уже совсем немногие могут понять и объяснить сакральный и очень глубокий смысл сказок наших мудрых предков, а он, как вы и сами успели убедиться, конечно же, есть. А те знания, которые в этих сказках передавались, вообще совсем скоро могут кануть в Лету. Несложно заметить, что с течением времени прервалась та тонкая связь, которая соединяла друг с другом разные поколения людей.

Для того чтобы понять истинную суть сказок, в особенности, народных, человек должен отодвинуть на задний план своё нынешнее мировосприятие, и постараться посмотреть на мир и жизнь в нём тем взглядом, которым на них смотрели люди, жившие в те далёкие времена, когда сказки только начали появляться.

Поиск смысла, всенепременно, должен присутствовать, ведь Законы бытия, каким бы ни было время, каким бы развитым не было общество, какой бы высокотехнологичной ни была жизнь человека, всегда оставались и будут оставаться одними и теми же. Поэтому, пусть сказки о Кощее Бессмертном, Бабе-яге, Иване-царевиче, Емеле, Алёнушке и других персонажах будут для вас не просто интересными придумками, а теми указателями, на которые вы будете ориентироваться в своей повседневной жизни, в которой уже, казалось бы, совсем не осталось истинного волшебства.

Помните: волшебство есть, и оно окружает вас повсюду!

  • Хамелеон чехов аргумент итоговое сочинение
  • Хамка дзен рассказ часть 2
  • Халязион или халазион как правильно пишется
  • Хадижа мир романтики рассказ
  • Хаджи умар мамсуров сочинение