ÐиÑиÑа и жÑÑавли
Ðа веÑÑине вÑÑокой лиÑÑвенниÑÑ Ð¶Ð¸Ð»Ð¸ колонки. ÐÑли Ñ Ð½Ð¸Ñ Ð¼Ð°Ð»ÐµÐ½Ñкие деÑи. ÐовадилаÑÑ Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ лиÑÑвенниÑÑ Ð»Ð¸Ñа. ÐÑÐ¸Ð´ÐµÑ Ð¸ говоÑиÑ: — Ðолонки, колонки, Ð²Ð¾Ñ Ñ Ð¿ÑиÑла. СбÑоÑÑÑе мне одного деÑенÑÑа. — ÐоÑла пÑоÑÑ. Ðе дадим Ñебе наÑÐ¸Ñ Ð´ÐµÑей,- оÑвеÑали колонки. — Ðе дадиÑе? Ð Ñ Ð²Ñе Ñавно возÑмÑ. — Ðде Ñебе Ð½Ð°Ñ Ð½Ð° деÑеве доÑÑаÑÑ!
— Ð Ð²Ð¾Ñ Ð¸ доÑÑанÑ,- Ñказала Ñ Ð¸ÑÑÐ°Ñ Ð»Ð¸Ñа,- ÑазбегÑÑÑ, пÑÑÐ³Ð½Ñ Ð½Ð° облака и оÑÑÑда на Ð²Ð°Ñ ÑпадÑ. Ð Ñж Ñогда не ÑолÑко ваÑÐ¸Ñ Ð´ÐµÑенÑÑей, но и Ð²Ð°Ñ ÑÐ°Ð¼Ð¸Ñ ÑÑем. Ðолонки иÑпÑгалиÑÑ, повеÑили лиÑе и одного деÑенÑÑа ей ÑбÑоÑили. ÐиÑа Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð²Ð°Ñила его и в Ð»ÐµÑ Ñбежала. СидÑÑ ÐºÐ¾Ð»Ð¾Ð½ÐºÐ¸ на деÑеве, плаÑÑÑ. Ðа дÑÑгой Ð´ÐµÐ½Ñ Ð»Ð¸Ñа Ð²Ð½Ð¾Ð²Ñ Ð¿ÑиÑла.
ÐодÑобнее: ÐиÑиÑа и жÑÑавли
ÐенивÑй малÑÑик и ÑиниÑка
ÐенивÑй малÑÑик Ñидел на беÑÐµÐ³Ñ Ñеки. ÐалÑÑÐ¸ÐºÑ Ð±Ñло жаÑко. Ðго ÑÑнÑло в водÑ. Ðо бÑло Ð»ÐµÐ½Ñ ÑаздеваÑÑÑÑ. ÐолÑÑе Ñого, Ð»ÐµÐ½Ñ Ð±Ñло двигаÑÑÑÑ Ñ Ð¼ÐµÑÑа. — ÐÑ , как жаÑко!- вздÑÑ Ð°Ð» малÑÑик.- ÐÑкÑпаÑÑÑÑ Ð±Ñ ÑепеÑÑ. Рводе, навеÑно, Ñ Ð¾ÑоÑо-Ñ Ð¾ÑоÑо!..
УÑлÑÑала ÑÑо ÑиниÑка, ÑидевÑÐ°Ñ Ð½Ð° веÑке, Ñклонила Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ñ Ð¸ поÑмоÑÑела вниз на малÑÑика. — ÐÑкÑпайÑÑ, дÑÑг мой,- поÑовеÑовала она.- ÐÐµÐ´Ñ Ñебе никÑо и ниÑÑо не меÑаеÑ. — Ðа, Ñ Ð¾ÑоÑо Ñебе говоÑиÑÑ «Ð¸ÑкÑпайÑÑ»,- обиделÑÑ Ð¼Ð°Ð»ÑÑик.- РеÑли Ñ ÑÑонÑ?
ÐодÑобнее: ÐенивÑй малÑÑик и ÑиниÑка
Ðак беднÑк Ð±Ð°Ñ Ð¾Ð±Ð¼Ð°Ð½Ñл
Ðай СаÑин ÑÑиÑал ÑÐµÐ±Ñ ÑамÑм ÑмнÑм и ÑамÑм Ñ
иÑÑÑм на вÑÑ Ð¾ÐºÑÑгÑ. Ðак-Ñо поÑла по ÑлÑÑам молва, ÑÑо поÑвилÑÑ Ð¿Ð°ÑÑÑÑ
, коÑоÑÑй вÑеÑ
богаÑÑÑ
обманÑваеÑ. — Ðе знаÑ, как он дÑÑгиÑ
обманÑваеÑ, но Ð¼ÐµÐ½Ñ ÐµÐ¼Ñ Ð½Ðµ обманÑÑÑ,- Ñказал бай СаÑин, и вÑе, кÑо Ñидел в его ÑÑÑе, ел и пил за его ÑÑолом, закÑиÑали:
— ÐÑда ÐµÐ¼Ñ ÑÑгаÑÑÑÑ Ñ Ð¼ÑдÑÑм СаÑином!..
Ðай доволÑно Ñазгладил боÑÐ¾Ð´Ñ Ð¸ пÑиказал баÑÑÐ°ÐºÑ ÑазÑÑкаÑÑ Ð¸ пÑивеÑÑи бедного паÑÑÑÑ Ð°. Ð ÑÑо вÑÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð¸Ð¼Ð¾ ÑÑÑÑ ÐºÐ°Ðº Ñаз пÑоезжал Ðйдо-лай на Ñвоей клÑÑе. — Ðй ÑÑ,- кÑикнÑл бай,- ÑÑ, говоÑÑÑ, вÑÐµÑ Ð±Ð¾Ð³Ð°ÑÑÑ Ð¾Ð±Ð¼Ð°Ð½ÑваеÑÑ!.. ÐопÑобÑй обманÑÑÑ Ð¼ÐµÐ½Ñ, Ð±Ð°Ñ Ð¡Ð°Ñина…
ÐодÑобнее: Ðак беднÑк Ð±Ð°Ñ Ð¾Ð±Ð¼Ð°Ð½Ñл
Ðак малÑÑик заÑÑавил СмеÑÑÑ Ð½Ð° ÑÐµÐ±Ñ ÑабоÑаÑÑ
Ðил-бÑл малÑÑик-ÑиÑоÑа. ÐÐ»Ð¾Ñ Ð¾ жил, Ñо Ð´Ð½Ñ Ð½Ð° Ð´ÐµÐ½Ñ ÐµÐ»Ðµ-еле пеÑебивалÑÑ. ÐÐ´Ð½Ð°Ð¶Ð´Ñ Ñказал он Ñам Ñебе: «ÐойдÑ-ка Ñ ÐºÑда-нибÑдÑ, наймÑÑÑ Ð² ÑабоÑники. ÐожеÑ, Ñ Ð¾ÑоÑо жиÑÑ Ð½Ð°Ñнѻ. Ð Ð²Ð¾Ñ Ð¿Ð¾Ñел. ÐопалаÑÑ ÐµÐ¼Ñ ÑеÑка, и он напÑавилÑÑ Ð²Ð´Ð¾Ð»Ñ Ð½ÐµÐµ по беÑегÑ. Шел, Ñел и видиÑ: под ногами баÑожок валÑеÑÑÑ — кÑаÑивÑй. ÐалÑÑик взÑл его и поÑел далÑÑе. ÐодоÑел к Ñазвилке. Ðдна доÑога Ð¸Ð´ÐµÑ Ð½Ð°Ð»ÐµÐ²Ð¾, дÑÑÐ³Ð°Ñ — напÑаво. ÐодÑмал малÑÑик и ÑеÑил напÑаво идÑи, а баÑожок говоÑиÑ:
— Ðе Ñ Ð¾Ð´Ð¸ по пÑавой доÑоге: ÑмеÑÑÑ Ñебе вÑÑÑеÑиÑÑÑ. ÐÑли пойдеÑÑ Ð¿Ð¾ левой доÑоге, Ð±Ð°Ñ Ñ ÑемÑÑ Ð´Ð¾ÑеÑÑми вÑÑÑеÑиÑÑ. ÐалÑÑик поÑел по левой доÑоге. ÐÑкоÑе байÑкое жилÑе попалоÑÑ. ÐÐ°Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑик и видиÑ: ÑÐ¸Ð´Ð¸Ñ ÑолÑÑÑй бай Ñ Ð¶ÐµÐ½Ð¾Ð¹ и ÑемÑÑ Ð´Ð¾ÑеÑÑми. Ðай Ñ Ð¶ÐµÐ½Ð¾Ð¹ ÑÑаÑÑе, а доÑеÑи молодÑе и кÑаÑивÑе.
ÐодÑобнее: Ðак малÑÑик заÑÑавил СмеÑÑÑ Ð½Ð° ÑÐµÐ±Ñ ÑабоÑаÑÑ
Ðай и Ð¾Ñ Ð¾Ñник
Родном болÑÑом ÑлÑÑе жил жаднÑй и злой бай по имени ХаÑа-Ñ
ан. Ðн облагал наÑод данÑÑ, ÑазоÑÑл. Ðа дÑÑгом конÑе ÑÑого ÑлÑÑа, в плоÑ
онÑкой ÑÑÑе, жил ÑиÑоÑа оÑ
оÑник. ÐиÑего Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ не бÑло, кÑоме лÑка, из коÑоÑого бил он звеÑей, да игÑеневой лоÑадки, на коÑоÑой он ездил на оÑ
оÑÑ. Ð ÑевÑале —
меÑÑÑе «Ð·Ð°Ð¿Ð°Ñа» — много добÑвал оÑ
оÑник пÑÑнинÑ, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо бÑл ÑилÑнÑм и ловким.
ÐевзлÑбил бай Ð¾Ñ Ð¾Ñника, ÑеÑнил его, забиÑал вÑÑ Ð´Ð¾Ð±ÑÑÑ. Чем ÑдаÑней бÑвала Ð¾Ñ Ð¾Ñа, Ñем болÑÑÑÑ Ð´Ð°Ð½Ñ Ð½Ð°ÐºÐ»Ð°Ð´Ñвал ХаÑа-Ñ Ð°Ð½. ÐÑÐµÐ¼Ñ Ñло. СлÑÑилоÑÑ Ñак, ÑÑо не Ñмог Ð¾Ñ Ð¾Ñник заплаÑиÑÑ Ð´Ð°Ð½Ð¸. Тогда бай забÑал Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ игÑеневÑÑ Ð»Ð¾ÑадÑ. СовÑем ÑÑало ÑÑÑдно жиÑÑ.
ÐодÑобнее: Ðай и Ð¾Ñ Ð¾Ñник
ÐаÑÑак ТоÑÑÑÑ
Ðа беÑÐµÐ³Ñ Ð±ÑÑÑÑой Ñеки жил бай Ð¥ÑÑÑм. У него бÑла жена Ð¥ÑÑÑ Ð°. ÐеÑнÑÑ ÑÑÑа Ð¸Ñ ÑÑоÑла Ñ Ñамой водÑ. Ðил Ñ Ð±Ð°Ñ Ð² баÑÑÐ°ÐºÐ°Ñ Ð±ÐµÐ´Ð½Ñй Ñеловек по имени ТоÑÑÑÑ . Ðай не позволÑл ÐµÐ¼Ñ ÑÑавиÑÑ ÑÑÑÑ Ð±Ð»Ð¸Ð·ÐºÐ¾ к Ñеке, боÑлÑÑ, ÑÑо бÑÐ´ÐµÑ Ð±ÐµÐ´Ð½Ñк Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð±ÐµÑплаÑно бÑаÑÑ. ÐÑего в Ñ Ð¾Ð·ÑйÑÑве Ñ Ð¢Ð¾ÑÑÑÑ Ð° бÑли одна коÑовенка, одна овÑа и одна Ñобака — вÑе ÑеÑной маÑÑи.
Ðил ТоÑÑÑÑ
Ñ Ð¶ÐµÐ½Ð¾Ð¹ и двÑÐ¼Ñ Ð´ÐµÑÑми. СоÑок Ð»ÐµÑ ÑабоÑал на баÑ, ниÑего заÑабоÑаÑÑ Ð½Ðµ мог и ÑйÑи оÑ
него не мог. ÐÑÐ¾Ð¹Ð´ÐµÑ Ð³Ð¾Ð´ — пÑÐ¸Ð´ÐµÑ Ð¢Ð¾ÑÑÑÑ
за ÑаÑÑеÑом, и он же должен оÑÑаеÑÑÑ. ÐÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ÑÑиÑаÑÑ: ÑколÑко жена ТоÑÑÑÑ
а в ÑеÑке бÑала водÑ, ÑколÑко Ð½Ð°Ð²Ð¾Ð·Ñ Ñпалила. Ðа долги Ñнова ÑабоÑаÑÑ Ð·Ð°ÑÑавлÑÑÑ. Так и в ÑÑом Ð³Ð¾Ð´Ñ ÑлÑÑилоÑÑ. ÐÑÑ Ð·Ð¸Ð¼Ñ Ð¿Ð°Ñ Ð¢Ð¾ÑÑÑÑ
байÑкие ÑабÑÐ½Ñ Ð¸ опÑÑÑ Ð² должникаÑ
оÑÑалÑÑ.
ÐодÑобнее: ÐаÑÑак ТоÑÑÑÑ
ÐалÑÑик в боÑке
Ðе в наÑи дни, но и не в далекÑÑ ÑÑаÑÐ¸Ð½Ñ Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¶Ð¸Ñ Ð§ÐµÑной гоÑÑ, около ЧеÑной Ñеки, жили ÑÑи бездеÑнÑÑ ÑÑбака. ÐÐ´Ð½Ð°Ð¶Ð´Ñ ÑÑбаÑили они, и как закинÑÑ Ð½ÐµÐ²Ð¾Ð´, Ñак ÑÑÐ±Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾. Ðо кÑаев Ð»Ð¾Ð´ÐºÑ ÑÑбой завалили. РпоÑледний Ñаз невод пÑÑÑÑм вÑÑаÑили — ни одной ÑÑбеÑки, ÑолÑко обнаÑÑжили в нем наглÑÑ Ð¾ заколоÑеннÑй боÑонок. СÑали делиÑÑ Ñлов.
— ÐайÑе мне ÑÑÐ¾Ñ Ð±Ð¾Ñонок и болÑÑе ниÑего не надо,- Ñказал один ÑÑаÑик. Ркогда оÑдали ÐµÐ¼Ñ Ð±Ð¾Ñонок, он оÑÐ½ÐµÑ ÐµÐ³Ð¾ домой и оÑÑоÑожно оÑкÑÑл. РбоÑке оказалÑÑ Ñебенок.
ÐодÑобнее: ÐалÑÑик в боÑке
ШеÑÑÑдеÑÑÑ Ð½ÐµÐ±ÑлиÑ
ÐоÑли ÑÑи бÑаÑа в ÑÐ°Ð¹Ð³Ñ Ð½Ð° Ð¾Ñ Ð¾ÑÑ. ÐаÑÑÑпила ноÑÑ, а коÑÑÐµÑ Ð½ÐµÑем ÑазвеÑÑи: кÑеÑало дома забÑли. ÐидÑÑ, Ð½ÐµÐ¿Ð¾Ð´Ð°Ð»ÐµÐºÑ Ð¾Ð³Ð¾Ð½ÐµÐº ÑвеÑиÑÑÑ. — ÐÐ¾Ð¹Ð´Ñ Ð¾Ð³Ð½Ñ Ð¿ÑинеÑÑ,- Ñказал ÑÑаÑÑий бÑÐ°Ñ Ð¸ÑÑел. Ðдали, ждали его, на дождалиÑÑ. ÐоÑел ÑÑедний бÑÐ°Ñ Ð¸ Ñоже пÑопал. Тогда младÑий оÑпÑавилÑÑ Ð¿Ð¾ÑмоÑÑеÑÑ, ÑÑо Ñ Ð±ÑаÑÑÑми ÑлÑÑилоÑÑ.
ÐодоÑел он к коÑÑÑÑ. Ðозле него ÑÑаÑик лежиÑ, ÑÐ¿Ð¸Ð½Ñ Ð³ÑееÑ. РдвÑм болÑÑим лиÑÑвенниÑам бÑаÑÑÑ Ð¿ÑивÑзанÑ. — Ð¢Ñ Ð·Ð°Ñем иÑ
, как воÑов, к лиÑÑвенниÑам пÑивÑзал?- ÑпÑоÑил младÑий бÑÐ°Ñ Ñ ÑÑаÑика.
— Такой ÑÐ³Ð¾Ð²Ð¾Ñ Ð±Ñл,- оÑвеÑил ÑÑаÑик.- УÑловилиÑÑ Ð¼Ñ Ð½ÐµÐ±ÑлиÑÑ Ð´ÑÑг дÑÑÐ³Ñ ÑаÑÑказÑваÑÑ. ÐÑо ÑдивиÑÑÑ, Ñого к деÑÐµÐ²Ñ Ð¿ÑивÑзаÑÑ. Ðавай Ñ Ñобой попÑобÑем?
ÐодÑобнее: ШеÑÑÑдеÑÑÑ Ð½ÐµÐ±ÑлиÑ
ÐолÑебнÑй ÑаÑÑ Ð°Ð½
ÐавнÑм-давно жил ÑÑаÑик паÑÑÑÑ . Ðвали его ЧаÑ-Ñ Ð°Ð½. Ðного ÑкоÑа бÑло Ñ Ñ Ð°Ð½Ð°. Ðного бÑло и паÑÑÑÑ Ð¾Ð². ТÑÑÐ´Ð½Ð°Ñ ÑлÑжба Ñ Ð¿Ð°ÑÑÑÑ Ð°: одни забоÑÑ, и ÑовÑем Ð½ÐµÑ ÑадоÑÑей. Ðолго дÑмал ЧаÑÑ Ð°Ð½, Ñем Ð±Ñ Ð¾Ð±Ð»ÐµÐ³ÑиÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð¿Ð°ÑÑÑÑ Ð¾Ð², и пÑидÑмал: Ñбил из доÑеÑек длиннÑй и Ñзкий ÑÑик, наÑÑнÑл на нем волоÑÑнÑе ÑÑÑÑÐ½Ñ Ð¸ наÑал игÑаÑÑ Ð½Ð° Ð½Ð¸Ñ .
Ðо веÑеÑам к Ð½ÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð»Ð¸ поÑлÑÑаÑÑ Ð¼ÑзÑÐºÑ Ð¿Ð°ÑÑÑÑ Ð¸. Так кÑаÑиво звенели ÑÐµÐ¼Ñ Ð²Ð¾Ð»Ð¾ÑÑнÑÑ ÑÑÑÑн, ÑÑо Ñ Ð»Ñдей Ñладко замиÑало ÑеÑдÑе, пÑиÑÑ ÑкладÑвали кÑÑлÑÑ Ð² полеÑе, звеÑи оÑÑанавливали Ñвой бег. ÐÑаÑованнÑе ÑÑÐ±Ñ Ð·Ð°Ð¼Ð¸Ñали в ÑÐµÐºÐ°Ñ Ð¸ озеÑÐ°Ñ , в ÑÑепи ÑлÑÑали волÑебнÑÑ Ð¼ÑзÑÐºÑ ÑабÑÐ½Ñ ÐºÐ¾Ð½ÐµÐ¹. Ðегкой ÑÑала ÑабоÑа паÑÑÑÑ Ð¾Ð². СÑоило ÑазбиÑÑÑÑ ÑÑадÑ, как ЧаÑÑ Ð°Ð½ бÑал Ñвой мÑзÑкалÑнÑй ÑÑик, ÑÑогал ÑÑÑÑнÑ, и ÑÑада Ñнова ÑобиÑалиÑÑ. ЧаÑÑ Ð°Ð½ один ÑпÑавлÑлÑÑ Ñ Ð±ÐµÑÑиÑленнÑми ÑÑадами Ñ Ð°Ð½Ð°.
ÐодÑобнее: ÐолÑебнÑй ÑаÑÑ Ð°Ð½
Ðак пÑиÑÑ ÑаÑÑ Ð²ÑбиÑали
СобÑалиÑÑ Ð¿ÑиÑÑ Ñо вÑÐµÑ ÐºÐ¾Ð½Ñов и ÑеÑили: — ÐавайÑе вÑбеÑем ÑаÑÑ, ÑÑоб он бÑл ÑамÑм ÑилÑнÑм, ÑамÑм ÑмнÑм и ÑамÑм долговеÑнÑм ÑÑеди наÑ. ТÑÑ Ðалка пÑоÑлаÑÑ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾ и говоÑиÑ: — Я дÑмаÑ, надо нам ÑаÑÑ Ñакого, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ Ñ Ð²Ð¾ÑÑ Ð±Ñл длиннÑй и ÑÑоб ÑаÑÑ Ð±Ñл на Ñее.
ÐаÑмеÑлиÑÑ Ð¿ÑиÑÑ: — Уж не ÑÐµÐ±Ñ Ð»Ð¸ в ÑаÑи вÑбÑаÑÑ? ÐбиделаÑÑ Ðалка: — Раз Ð²Ñ ÑмееÑеÑÑ Ð½Ð°Ð´Ð¾ мной, ÑлеÑÑ Ñ Ð¾Ñ Ð²Ð°Ñ. Ð ÑлеÑела. Филин повеÑÑел головой в ÑазнÑе ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð¸ Ñказал: — Рпо-моемÑ, ÑаÑÑ Ð´Ð¾Ð»Ð¶ÐµÐ½ бÑÑÑ ÑÑÑкий и ÑÑоб ноÑÑÑ Ð¼Ð¾Ð³ видеÑÑ. Снова заÑмеÑлиÑÑ Ð¿ÑиÑÑ: — У ÑебÑ, Филин, ÑÑи длиннÑе, ноÑÑÑ Ð³Ð»Ð°Ð·Ð° зоÑкие. Ðе ÑÑ Ð»Ð¸ ÑаÑÑ? ÐбиделÑÑ Ð¤Ð¸Ð»Ð¸Ð½.
ÐодÑобнее: Ðак пÑиÑÑ ÑаÑÑ Ð²ÑбиÑали
Ржадном бае ХаÑÑме и Ñ ÑабÑом пеÑÑÑ Ðµ
ÐоÑÑл как-Ñо веÑной пеÑÑÑ
в ÑÑÐµÐ¿Ñ Ð¸ вÑÑÑеÑил в ÑÑепи ÑеÑÑÑкÑ. ÐеÑÑÑ Ð½Ð° ÑеÑÑÑке желÑоваÑÑе, кÑаÑноваÑÑе, Ñ ÑÑÑнÑми полоÑками да Ñ Ð¿ÑÑнÑÑками. ÐонÑавилаÑÑ Ð¾Ð½Ð° пеÑÑÑ
Ñ, оÑÑалÑÑ Ð¾Ð½ в ÑÑепи Ñ ÑеÑÑÑкой.
Ðемного вÑемени пÑоÑло, вÑÑÑла ÑеÑÑÑка ÑÐ¼ÐºÑ Ð² земле, в ÑкÑомном меÑÑеÑке, вÑÑÑлала ÐµÑ Ð¼Ð¾Ñ
ом, ÑÑавой, пеÑÑÑками и оÑложила ÑÐµÐ¼Ñ ÑиÑ. Села ÑеÑÑÑка на ÑйÑа, ÑÑала вÑÑиживаÑÑ Ð¿ÑенÑов.
ÐÑвелиÑÑ Ñ Ð½ÐµÑ Ð¿ÑенÑÑ â лÑÑÑе и не надо, оÑÑÑ Ð¸ маÑеÑи на ÑадоÑÑÑ.
Ðадо пÑенÑов коÑмиÑÑ. Ргде коÑÐ¼Ñ Ð²Ð·ÑÑÑ? ÐоймаÑÑ ÑеÑвÑка, ÑÑ
ваÑÑÑ ÑлиÑкÑ, найдÑÑ ÑгодÑ, да ÑÑим Ñазве доÑÑÑа накоÑмиÑÑ?..
ÐÐ¾Ñ Ð¿ÐµÑÑÑ
и говоÑÐ¸Ñ ÑеÑÑÑке:
â ÐойдÑм в ÑлÑÑ Ðº лÑдÑм. ÐÑди Ñ
леб ÑеÑÑ, Ñ Ð½Ð¸Ñ
зеÑна много!
â ÐеÑ,â оÑвеÑÐ°ÐµÑ ÑеÑÑÑка,â в ÑлÑÑ Ð½Ðµ пойдÑ, боÑÑÑ. ÐÑÑÑе пойдÑм в беÑезнÑк, бÑдем беÑÑзовÑе поÑки еÑÑÑ.
â ÐеÑ,â говоÑÐ¸Ñ Ð¿ÐµÑÑÑ
,â зеÑно лÑÑÑе беÑÑзовÑÑ
поÑек!
â ÐожеÑ, и лÑÑÑе, ÑолÑко Ñ Ð±Ð¾ÑÑÑ Ð² ÑлÑÑ Ð¸Ð´Ñи,â говоÑÐ¸Ñ ÑеÑÑÑка.
ÐеÑÑÑ
болÑÑе ÑпоÑиÑÑ Ð½Ðµ ÑÑал: поÑÑл в беÑезнÑк.
ÐодÑобнее: Ржадном бае ХаÑÑме и Ñ ÑабÑом пеÑÑÑ Ðµ
ÐÐ»Ð°Ñ Ð²ÐµÐ´Ñма
Ðили когда-Ñо ÑÑаÑик и ÑÑаÑÑÑ
а, и бÑло Ñ Ð½Ð¸Ñ
ÑÑи ÑÑна. ÐÑе ÑÑое â здоÑовÑе, ÑилÑнÑе да кÑаÑивÑе. Ðили они оÑÐµÐ½Ñ Ð±ÐµÐ´Ð½Ð¾: земли Ñ Ð½Ð¸Ñ
бÑло мало; а ÑÑÑ ÐµÑÑ Ð¸ вÑÑкие неÑÑаÑÑÑÑ: Ñо Ñ
леб Ð¾Ñ Ð·Ð°ÑÑÑ
и не ÑÑодиÑÑÑ, Ñо гÑадом его побÑÑÑ, Ñо, глÑдиÑÑ, вÑÑ ÑкоÑÐ¸Ð½Ñ Ð¼Ð¾Ñ Ð¿Ð¾Ð³ÑбиÑ.
ÐодÑоÑли ÑÑновÑÑ, ÑÑали оÑÑÑ Ð² ÑабоÑе помогаÑÑ: ÑабоÑаÑÑ Ð¸ Ð´ÐµÐ½Ñ Ð¸ ноÑÑ, ÑабоÑаÑÑ Ð´Ð¾ поÑа, до ÑÑÑалоÑÑи, а ÑдаÑи вÑÑ Ð½ÐµÑ Ð´Ð° неÑ.
СÑÑе-Ра Ñ Ð´ а â Ð·Ð»Ð°Ñ ÑÑаÑÑÑ
а, ведÑма
â СмоÑÑиÑе, ÑмоÑÑиÑе! â говоÑÑÑ ÑоÑеди.â Ðакие молодÑÑ, а не могÑÑ ÑÐµÐ±Ñ Ð´Ð° ÑвоиÑ
ÑÑаÑиков пÑокоÑмиÑÑ. СÑам!.. Шли Ð±Ñ Ñж лÑÑÑе кÑда на ÑÑоÑонÑ, нанÑлиÑÑ Ð² ÑабоÑники. ÐожеÑ, Ñогда и попÑавилиÑÑ Ð±Ñ.
Ðбидно ÑÑало ÑÑновÑÑм. ÐоÑли они к оÑÑÑ Ñ Ð¼Ð°ÑеÑÑÑ, пÑоÑÑÑ:
â ÐÑпÑÑÑиÑе наÑ, оÑÐµÑ Ð¸ маÑÑ! ÐойдÑм Ð¼Ñ Ð½Ð° ÑÑжÑÑ ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð¶Ð¸ÑÑ, ÑÑаÑÑÑе добÑваÑÑ!
ÐодÑобнее: ÐÐ»Ð°Ñ Ð²ÐµÐ´Ñма
1
1
1
1
1
Рейтинг 4.75 [4 Голоса (ов)]
- Подробности
- Категория: Сказка народов России
Серебряная книга (хакасская сказка)
Жили два брата. Один был бедный, другой богатый.
У бедного брата было много детей. Сколько он ни работал — накормить их не мог. Сам всегда был голодным.
Богатому брату жить было легко — у него пастухи стада пасли, а сам он на мягких подушках лежал да в гости ездил. С самим ханом богатый брат дружбу водил.
Однажды бедный брат пошёл к богатому мяса для ребят попросить.
Брата не было дома. А жена брата, злая и жадная, схватила палку и выгнала гостя на улицу.
Идёт бедный брат домой и думает:
«Почему я так бедно живу? Бог меня не любит и не жалеет. Бог помогает только богатым…»
Дома он взял топор, вытесал из берёзы большую колотушку, взвалил ее на плечо и пошел на восток через степи, горы и леса. По сторонам он зорко смотрит — бога ищет.
На одном перевале он увидел — едет старик на белом коне.
Подъехал старик, поздоровался, спросил:
— Ты куда колотушку несёшь?
— Бога-батюшку ищу, — ответил бедный человек. — Убить его собираюсь за то, что он помогает богатым…
— Я тебе помогу, — сказал старик. — Садись на моего коня.
Они долго ездили, но бога найти не могли. Старик домой засобирался. На прощанье подарил бедному человеку большую книгу в серебряном переплете.
Приехал бедный человек домой, зашёл в свою юрту, открыл книгу и стал читать:
— Мясо, молоко, сметана…
Смотрит — всё это на столе появилось. Жена его и дети у стола сидят, жирное мясо едят, молоком запивают.
Бедный человек обрадовался — дальше читает:
— Хлеб, масло, мёд…
И опять всё это появилось на столе.
В книге много листов, много слов. И какое бы название пищи в книге ни прочитал — всё на столе появляется.
Пообедали они, бедный человек книгу захлопнул, и на столе стало пусто.
Узнала про книгу жена богатого брата, приехала в гости. Первый раз к бедным родственникам приехала.
Усадили её за стол, хозяин стал книгу читать — угощеньям счёт потеряли.
Вернулась гостья домой и начала мужа грызть. Возьми да возьми у бедного брата книгу в серебряном переплете. Не отдаст — купи, не продаст — отбери. Зачем она им? К ним богатые люди в гости не приходят, хан к ним не приезжает — они и без книги проживут.
Поехал богатый брат к бедному, стал просить:
— Продай книгу. Как родному брату, продай. Именем матери прошу, продай…
Бедный брат не устоял:
— Ну что ж, — говорит, — купи…
— Сколько запрашиваешь?
Бедный брат не мог сразу придумать, сколько просить — сказал:
— Триста…
— Триста рублей? — переспросил богатый брат. — По рукам!..
Ударили они рука об руку. Богатый брат заплатил деньги, схватил книгу и уехал.
Жена богатого брата всех баев к себе в гости позвала, за ханом работника отправила… Круглые сутки у них гости. Хозяин едва успевает книгу читать — гости всё съедают, к самой дорогой пище припрашиваются.
А бедный брат деньги прожил, и опять у него дети сидят голодом. День и ночь работает — накормить их не может.
Рассердился бедный человек, сделал две колотушки, взвалил их на плечи и опять отправился бога искать. На том же месте встретил старика на белом коне. Несколько дней они вместе искали бога, хотели его побить — найти не могли. На прощанье старик подарил бедному человеку большую книгу в золотом переплете.
Бедный человек обрадовался, дома всю семью за стол усадил, а сам книгу открыл. А книга оказалась пустой — читать в ней нечего…
Из пустой книги выскочили две колотушки и стали всех колотить. Направо и налево, вверх и вниз. Все кричат и стонут от боли. Готовы с жизнью распроститься.
Едва смогли захлопнуть книгу. А когда захлопнули — видят, что в юрте никаких колотушек нет — спрятались на свое место.
Узнала про новую книгу жадная жена богатого брата и потребовала:
— Привези золотую книгу. Хочу золотую книгу… Золотую, золотую…
Ни днём, ни ночью покою не стала давать.
Поехал богатый брат к бедному.
— Продай золотую книгу. У вас богатых гостей не бывает, хан к вам не приезжает — зачем вам золотая книга?
А бедный брат отговаривается:
— Пригодится… Ребятишки у меня сладкие конфеты любят…
— Не продашь — силой отберу, — пригрозил богатый брат. — Сам не смогу отобрать — хану скажу: он солдат пошлёт…
— Ну что ж, придётся продать… — сдался бедный брат.
— Сколько возьмёшь?
— А все твои табуны, стада…
Жена богатого за дверью подслушивала. Она испугалась, что хозяин золотой книги будет ещё что-нибудь просить, и крикнула мужу:
— Соглашайся скорее… Золотая книга нам всё даст. Завтра будем богаче самого хана…
Назавтра к богатому брату собрались в гости баи, князья и шаманы. Хан с ханшей приехали. Все сидят, ждут дорогих угощений из золотой книги.
Хозяин открыл книгу, и тут послышалось:
— Хох-тух! Хах-хах!..
Это деревянные колотушки били гостей. По лбу и по затылку, в темя и в подбородок.
Гром разносился по всей земле, пыль поднималась до неба.
От криков и стона юрта разрывалась.
Хозяин растерялся и забыл книгу закрыть. Когда колотушки всех переколотили, он пришёл в себя и захлопнул книгу. Кругом посмотрел — ужаснулся: хан под столом лежит, ханша под кровать заползла.
Хану мокрой тряпкой голову обвязали, в чувство его привели.
Хан на ноги поднялся — зло на всех зарычал, хозяина казнить приказал.
Домой хан поехал и увидел — скот бедного брата пасётся, того, кто подсунул ту золотую книгу с деревянными колотушками.
Хан рассвирепел и солдатам своим приказал:
— Отобрать скот. Самому выдумщику голову снести. Ребятишки его пусть нищими по земле бродят.
Услышали соседи и все поднялись на защиту.
Хан приказал стрелять, но солдаты стрелять не стали, а перешли на сторону народа. Они схватили злого хана, положили на чёрное бревно и его же саблей отсекли ему голову. За все страдания и горе народное, за пролитые слёзы казнили его.
Народ радовался. Всё, что баи награбили, бедным людям роздали. Все стали дружно жить и работать. Новую серебряную книгу стали вместе делать. Большую книгу. Такую большую, чтобы для всего народа хватило дорогой пищи.
— КОНЕЦ —
ПОЛОЖЕНИЕ
о VIII Международном конкурсе иллюстраций
«Сказки народов России и мира глазами детей» (сказки Хакасии)
СКАЧАТЬ ПОЛОЖЕНИЕ
СКАЧАТЬ СКАЗКИ
-
Общие положения.
-
Настоящее Положение о проведении седьмого конкурса цикла международных конкурсов иллюстраций «Сказки народов России и мира глазами детей» (далее — Конкурс) определяет порядок организации и проведения Конкурса, критерии отбора работ, состав участников, партнеров, порядок награждения победителей и призеров.
-
Тема Конкурса — иллюстрирование СКАЗОК ХАКАСИИ.
-
Конкурс проводится в рамках программы по воспитанию подрастающего поколения, реализуемой Ассоциацией российских дипломатов, Центром патриотического воспитания МИД России и Международным союзом педагогов-художников на базе соответствующей государственной стратегии.
-
Организаторами конкурса являются:
-
-
Детское общественное движение «Дипломаты будущего»
-
Общероссийская общественная организация «Ассоциация российских дипломатов»;
-
Центр патриотического воспитания МИД России;
-
Международный Союз педагогов-художников.
Поддержка конкурса:
-
МГИМО МИД России;
-
Российская академия художеств.
Партнер Конкурса:
-
Сеть магазинов детской одежды «Beba Kids»
2. Оргкомитет Конкурса.
2.1. Персональный состав:
Председатель Оргкомитета:
М.Л. Богданов, зам. Министра иностранных дел РФ.
Заместители Председателя Оргкомитета:
В.Е. Егошкин, член Союза писателей России, Чрезвычайный и Полномочный Посол, заместитель Председателя Ассоциации российских дипломатов;
И.А. Логинов, заместитель руководителя Центра патриотического воспитания МИД России, советник ректора МГИМО МИД России;
М.К. Астафьева исполнительный директор Международного союза педагогов-художников;
Члены Оргкомитета:
А.С. Фроликова, аналитик Управления непрерывного художественного образования ГМЦ Департамента образования и науки г. Москвы;
Л.Н. Гимазутина, Министр образования и науки Республики Хакасия;
Ю.Г. Сагалаков, заместитель Министра образования и науки Республики Хакасия;
А.М. Идимешева, заместитель Министра образования и науки Республики Хакасия;
Н.С. Майнагашева, и.о. директора ГБНИУ РХ «Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории»;
Е.С. Торокова, старший научный сотрудник сектора фольклора ГБНИУ РХ «Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории», кандидат фил. наук;
А.В. Иптышев, и.о. директора ГБУ РХ «Хакасское книжное издательство им.В.М.Торосова»
2.2. Функции Оргкомитета:
-
определяет и контролирует общий порядок проведения конкурса;
-
утверждает состав жюри;
-
обобщает и анализирует итоги конкурса, награждает победителей;
-
проводит выставки лучших работ;
-
организаторы конкурса оставляют за собой право вводить в Оргкомитет представителей организаций, поддерживающих Конкурс.
3. Основные цели и задачи Конкурса.
3.1. Конкурс направлен на:
-
воспитание у подрастающего поколения понимания и уважения культурных традиций других народов, готовности поддерживать отношения дружбы и сотрудничества с представителями разных стран;
-
формирование более глубокого понимания культуры собственного народа;
-
привитие чувства доброты, справедливости, гуманизма, других позитивных общечеловеческих качеств;
-
развитие творческой индивидуальности и социальной активности;
-
поощрение исследовательских навыков, интереса к получению новых знаний, расширению кругозора;
-
получение полезных навыков в области книжной графики, иллюстрирования, создания книжной обложки.
4. Концепция Конкурса.
Каждая сказка – мир, полный путешествий, приключений и волшебных загадок. Ребёнок является участником удивительных событий, настолько увлекательных, что сказка становится лучшим учителем и неиссякаемым источником получения новых знаний – о других странах, народах, их национальных обычаях, традициях, костюмах, легендах. Изучение сказок народов мира с детства воспитывает интерес к народному творчеству, уважение к людям других национальностей, развивает желание учиться, самосовершенствоваться. Сказки – самый популярный сюжет детских рисунков; дети безо всяких заданий обожают рисовать своих любимых героев и их приключения. И, наверняка, каждый ребенок мечтает о своей книге, в которой любимая сказка будет проиллюстрирована им самим. Наша задача – осуществить эту мечту. Конкурс задуман для последовательного изучения детьми сказок разных народов мира и создания иллюстраций для будущих ДЕТСКИХ КНИГ СКАЗОК, иллюстраторами которых выступят юные художники – победители данного Конкурса. Особое внимание при оценке детских работ будет уделяться воспроизведению деталей национального быта, костюма, традиций. Конкурс станет интересной и познавательной работой для маленьких исследователей и будущих путешественников.
5. Участники Конкурса.
5.1. К участию в Конкурсе допускаются дети и подростки России и зарубежных стран в возрасте от 5 до 18 лет.
6. Порядок организации и проведения Конкурса.
- Начало Конкурса – 1 сентября 2021 г. Тема иллюстраций: сказки Хакасии. Тексты сказок на русском и хакасском языке и онлайн-галерея конкурса будут размещены на портале http://www.art-teacher.ru/
- На Конкурс подаются работы в электронном виде, прием заявок в онлайн-галерею до 1 января 2021 г.
- Этапы Конкурса:
· Электронный этап (1.09.2021-1.01.2022): создание участниками конкурса творческих работ и отправка электронных копий в онлайн-галерею конкурса. Принятой для участия в конкурсе считается работа, опубликованная в онлайн-галерее на сайте www.art-teacher.ru. Работы публикуются в онлайн-галерее сразу, однако могут быть удалены при последующей модерации (по причинам несоответствия теме конкурса, подозрения в плагиате, нарушений правил конкурса).
· Оценочный (январь 2022 г.): просмотр и определение победителей и лауреатов членами международного Жюри. Списки лауреатов и победителей публикуются в открытых источниках только после сдачи книги в печать.
· Подготовительный (февраль 2022 г.): почтовая пересылка работ победителей и лауреатов Конкурса в Москву (по уведомлению организаторов), подготовка итоговой выставки, подготовка сертификатов участников и победителей конкурса; подготовка к публикации книги «Сказки Хакасии глазами детей».
· Итоговый (март 2022г.): открытие итоговой выставки, вручение сертификатов и призов победителям, презентация книги.
7. Требования к оформлению творческих работ
-
Работы, предоставляемые на Конкурс, должны быть иллюстрациями к представленным организаторами конкурса сказкам Хакасии.
-
Работы восьмого Конкурса иллюстрируют сказки Хакасии. В них должна быть представлена национальная одежда, природа региона, сказки которого иллюстрируются на данном этапе Конкурса.
-
Участники Конкурса представляют рисунки, выполненные в живописной или графической художественной технике.
-
При оценке рисунков учитывается: образность и оригинальность замысла, творческий подход к раскрытию темы, отражение культурных особенностей.
8. Технические требования к работам, принимаемым на Конкурс
-
Рисунки присылаются в электронном виде в Галерею конкурса на сайте www.art-teacher.ru
-
Работы принимаются в отсканированном виде, в формате JPEG. Рекомендуемый размер не более 2Mb, имя файла должно состоять из букв и цифр, без специальных символов и знаков препинания.
-
Рисунки победителей (по предварительному уведомлению!) присылаются в электронном виде на e-mail в отсканированном виде, в формате JPEG, с разрешением не менее 600 точек на дюйм как в черно-белом, так и в цветном изображении.
9. Критерии оценки работ
9.1. Творческий подход к раскрытию темы, самостоятельность и глубина замысла;
9.2. Художественное исполнение, умение применять выразительные средства иллюстрации для достижения замысла (линию, пятно, штрих, композицию, др.);
9.3. Внимательность к деталям национального быта, костюма, традиций иллюстрации сказок в выбранной стране.
10. Условия публикации и предоставления информации
-
Присланные материалы публикуются на сайте art-teacher.ru в созданной специально для конкурса Галерее.
-
При использовании материалов Конкурса и о Конкурсе, размещенных на сайтах Организаторов, ссылка на источник информации обязательна.
-
Работы победителей Конкурса могут в дальнейшем использоваться Организаторами в методических и информационных изданиях, при оформлении книжных изданий сказок народов мира, иных публикациях, передаваться для участия в иных выставках и конкурсах, размещения на сайтах с указанием автора. Также Организаторы имеют право использовать работы в рекламных целях.
11. Подведение итогов и награждение победителей состоится в Москве, в марте 2022 г. при участии членов Оргкомитета и жюри конкурса.
11.1. Победители Конкурса награждаются дипломами, медалями «Юный художник-дипломат», книгами «Сказки Хакасии». Лауреаты Конкурса награждаются дипломами и книгами «Сказки Хакасии».
11.2. О времени и месте церемонии награждения и итоговой выставки будет сообщено дополнительно.
12. Информационные спонсоры
-
«Международная жизнь», Международный сетевой образовательный журнал «Art Teacher».
Поделитесь этой новостью!