Хакасские сказки на хакасском языке

Авторы: галина егоровна сулбрекова , учитель начальных классов, республика хакасия внеурочная деятельность конкурсные работы начальное общее образование внимание! администрация сайта

авторы: Галина Егоровна Сулбрекова , учитель начальных классов, Республика Хакасия

Внеурочная деятельность (конкурсные работы)

Начальное общее образование

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

На основе эмоционального восприятия хакасского творчества воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством; воспитывать доброе отношение к товарищам, обогащать духовный мир детей, пробуждать в них нравственные и эстетические чувства, воспитывать уважение к своему народу, прививать любовь к своему родному краю.

Тема: «Устное народное творчество хакасского народа».

Цель:формирование у учащихся знаний о фольклоре хакасского народа.

Задачи занятия:

Регулятивные:

  • умение определять и осознавать цель ;
  • планируют свои действия согласно поставленной учебной задаче;

Предметные: развивать у детей интереса к языку содействовать расширению понятия жанра фольклора,способствовать сохранению национального достояния своего народа.

Коммуникативные: на основе эмоционального восприятия хакасского творчества воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством; воспитывать доброе отношение к товарищам, обогащать духовный мир детей, пробуждать в них нравственные и эстетические чувства, воспитывать уважение к своему народу, прививать любовь к своему родному краю.

Форма: внеурочное занятие – экскурсия.

Продолжительность: 45 мин.

Оборудование: музыкальные инструменты: чатхан, ыых, хомыс, стенды,мультимедиа.

Ход занятия

Звучит хакасская песня.Под её звуки учитель начинает своё выступление:

– Здравствуйте, дети!

– На каком языке мы с вами поздоровались?

Дети: На русском.

– А теперь поприветствуйте друг друга на хакасском языке.

Дети: Изенер!

Сегодня День родного языка. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году.

 В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека и каждый представляет живое наследие, которое нам следует оберегать.

– Ребята, прочитайте вывески на стендах. (На стендах записи: загадки, скороговорки, тахпахи, сказки, пословицы, легенды.)

– К какому творчеству отнесём слова, которые вы прочитали? (К устному народному творчеству.)

-Как вы думаете, о чём будем говорить на занятии?

-Сегодня мы будем говорить о фольклоре хакасского народа, будем путешествовать по дорогам хакасских сказок, загадок, пословиц, заключающих в себе народную мудрость.

1. Вводная часть.

Беседа:

– Посмотрите на выставку, которую я приготовила для вас. (Слайд 2)

– Как одним словом назвать эти предметы?

Дети: Музыкальные инструменты.

– Какие хакасские музыкальные инструменты вы знаете ?

Дети: Ыых,хомыс,чатхан,хобырах,бубен.

– Сегодня на наше занятие приглашены артисты из музыкальной школы, ваши одноклассники и одноклассницы, которые продемонстрируют свои показательные выступления. Вы послушаете в их исполнении игру на чатхане, хомысе,ыых.

– Ну что ж, отправляемся. А оправимся мы на экскурсию в краеведческий музей,где экскурсоводами будут учащиеся нашего класса: Миягашев Азар и Чебочаков Максим.

– Ну, вот мы в музее.

2. Новый материал

Знакомство с устным народным творчеством

Рассказ экскурсовода. (Приложение №1 ).

– Хакасский фольклор богат загадками. Загадки очень самобытны над ними надо хорошо поразмыслить.

Каждой группе: задание» – «отгадать хакасские загадки»

Группа №1 

  1. Бурая лошадь на солнце греется. (Стог сена).
  2. Железные вилы в небо воткнул. (Дым).
  3. Глазами вижу, руками поймать не могу. (Тень)
  4. Среди тридцати овец один крупный баран ходит (язык).

Группа №2 

  1. Вокруг озера много лесу. (Ресницы). 
  2. Одна гора вся травою заросла, но скот эту траву не ест. (Волосы).
  3. Моя красная пшеница на льду рассыпалась. (Звёзды).

Белая лошадь разинула рот и в доме тепло от неё идёт (печь).

Мы продолжаем нашу экскурсию.

– Ребята, а кто такой хайджи? (Сказитель.)

– На чём он играл? Звуки какого инструмента вы только что слышали? (Чатхана.)

Рассказ экскурсовода. (Приложение №3 ).

– Чатхан – струнно-щипковый инструмент. Это длинный полый ящик с концами, загнутыми в виде бараньих рогов. На верхней стороне натянуты 7 или 9 струн из проволоки или бараньих кишок.

– Сегодня вам сыграет на этом инструменте ваш одноклассник.

(Слушают исполнение на чатхане). (Приложение №2 ).

– Понравилось вам звучание чатхана?

Рассказ о тахпахах (рассказ экскурсовода).(Слайд3)

 Тахпах – один из жанров устного народного творчества,короткое четырехстишие. Первые две строки представляют аллегорическое отступление, в котором певец описывает силы и красоту природы – цветение трав, журчание ручьев, величавость гор , а в заключительных двух строчках описывает конкретный смысл, применимый к ситуации. Одной из основных черт тахпаха является его импровизационный характер. Часто происходили состязания, где мастера старались превзойти друг друга в умении экспромтом сочинять тахпахи. Под звуки национального инструмента чатхана состязаются сказители-хайджи, певцы,тахпахчи.

– Наши артисты исполнят тахпахи, послушайте. (Приложение №4 ).

  1. Не найдёшь других на свете.
    Как в Таштыпе мастериц.
    Не найдёшь таких, как эти-
    В узорочье руковиц.
  2. Ниток девушка напряла.
    На клубки их навила.
    На руках мерлушку мяла,
    Чтобы мягкою была.
  3. Тонко шожницы звенели,
    Иглы вышивку вели.
    Разноцветной повителью
    Руковички зацвели.
  4. Увязала их хозяйка.
    Да скорее в хоровод…
    Выходили на лужайку
    Парни статные вперёд.

Слушание игры на чатхане,хомысе, ыых– выступление на музыкальных инструментах одноклассников – Тодановой Киры,Чучумакова Романа,Чебочакова Максима. (Приложение№5.)

Беседа:

– Образ жизни древних хакасов, их уклад и занятия, их отношение к природе повлияли на формирование хакасского фольклора. Жанр, к которому мы сейчас обратимся, очень любим вами.В этом вам помогут опорные слова:это произведение изображается чудесное,необычное,раньше передавалось из уст в уста. Вы догадались, о каком жанре идёт речь?

Дети: о сказке.

Рассказ экскурсовода.

Сказка-это произведение,в котором изображается чудесное,необычное. Сказка всегда содержит в себе поучение.Большую группу сказок составляют такие, в которых встречаются традиционные художественные образы,характерные для мифов– горного хозяина,водяного,домового,духа огня.

Работа в группах.

Перед вами лежат карточки . Прочитайте задания и выполните .

Задание: познакомиться с хакасской сказкой. Подобрать подходящую пословицу.

Группа №1 – Хакасская народная сказка «Адычах и Кечох» -(«Друг познается в беде»).

Группа №2 – Сказка «Медведь и бурундук» – («Силой правду не переспоришь»).

Пословицы:

  • «Скупой платит дважды».
  • «Друг познается в беде».
  • «К злому человеку со своим запасом ходи.. Запас никогда не в тягость.
  • «Старших будешь слушать, дни твои долги будут».
  • «По болоту не ходи, дружбу с подлым не веди».
  • «В одно ухо вошло, в другое вышло».
  • «Век живи — век учись».
  • «У лентяя пусто брюхо,а во рту лентяя сухо».
  • «В гостях хорошо, а дома лучше».
  • «Силой правду не переспоришь».

Инсценирование сказки «Два брата». 

Работа с карточками.

– На ваших столах лежат карточки. Прочитайте задание и выполните.

Соедините стрелками название устного народного творчества с текстом.

Загадка

Хорошего коня по шагу узнают,
Хорошего человека по работе видят.

(Пословица)

Пословица

Чтоб подняться на белый тасхыл-
Вороного коня торопил
Когда спускаться пришло-
Нёс в руках я резное седло.

(Тахпах)

Колыбельная песня

Вдоль холмов я и полян
Длинный свёртывал аркан,
И не скрою одного:
Я свернуть не смог его.

(Дорога.)

Тахпах

Бай, бай, моё дитя,
отец придёт из тайги,
Принесёт высокое дерево,
Положит дрова возле печи.
Мама печку растопит
И согреет наш дом.

(Колыбельная)

Итог занятия.

Награждение (Приложение№7,8.)

Хочеться отметить артистов нашего класса, которые , будут развивать культуру своего народа, играя на музыкальных инструментах. Сегодня вы слушали игру на чатхане –Чучумакова Романа, Тоданову Киру–она исполнила вам на ыыхе, Чебочакова Романа -на хомысе.

– Ребята, нам в наследство достался красивый, могучий, выразительный родной язык. Каждый из нас должен хорошо знать, свободно владеть им, беречь его.

Учитель:

За то, что слушали внимательно,
Играли старательно,
Угощу вас сладостями.
А теперь пора прощаться
И домой нам возвращаться.

6. Рефлексия.

– Все ли вы получили радость познания на занятии? Если “Да”, то возьмите хакасский орнамент зелёного цвета. Если “Нет”, то жёлтого.

– А я вас ребята благодарю за занятие.

– Аным чох!

  • Хакасские сказки с картинками
  • Хадижа читать на дзен рассказ
  • Хадиджа рассказ на дзене
  • Хабенский читает рассказы цыпкина видео
  • Фэмили лук как пишется по английскому