авторы: Галина Егоровна Сулбрекова , учитель начальных классов, Республика Хакасия
Внеурочная деятельность (конкурсные работы)
Начальное общее образование
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
На основе эмоционального восприятия хакасского творчества воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством; воспитывать доброе отношение к товарищам, обогащать духовный мир детей, пробуждать в них нравственные и эстетические чувства, воспитывать уважение к своему народу, прививать любовь к своему родному краю.
Тема: «Устное народное творчество хакасского народа».
Цель:формирование у учащихся знаний о фольклоре хакасского народа.
Задачи занятия:
Регулятивные:
- умение определять и осознавать цель ;
- планируют свои действия согласно поставленной учебной задаче;
Предметные: развивать у детей интереса к языку содействовать расширению понятия жанра фольклора,способствовать сохранению национального достояния своего народа.
Коммуникативные: на основе эмоционального восприятия хакасского творчества воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством; воспитывать доброе отношение к товарищам, обогащать духовный мир детей, пробуждать в них нравственные и эстетические чувства, воспитывать уважение к своему народу, прививать любовь к своему родному краю.
Форма: внеурочное занятие – экскурсия.
Продолжительность: 45 мин.
Оборудование: музыкальные инструменты: чатхан, ыых, хомыс, стенды,мультимедиа.
Ход занятия
Звучит хакасская песня.Под её звуки учитель начинает своё выступление:
– Здравствуйте, дети!
– На каком языке мы с вами поздоровались?
Дети: На русском.
– А теперь поприветствуйте друг друга на хакасском языке.
Дети: Изенер!
Сегодня День родного языка. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году.
В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека и каждый представляет живое наследие, которое нам следует оберегать.
– Ребята, прочитайте вывески на стендах. (На стендах записи: загадки, скороговорки, тахпахи, сказки, пословицы, легенды.)
– К какому творчеству отнесём слова, которые вы прочитали? (К устному народному творчеству.)
-Как вы думаете, о чём будем говорить на занятии?
-Сегодня мы будем говорить о фольклоре хакасского народа, будем путешествовать по дорогам хакасских сказок, загадок, пословиц, заключающих в себе народную мудрость.
1. Вводная часть.
Беседа:
– Посмотрите на выставку, которую я приготовила для вас. (Слайд 2)
– Как одним словом назвать эти предметы?
Дети: Музыкальные инструменты.
– Какие хакасские музыкальные инструменты вы знаете ?
Дети: Ыых,хомыс,чатхан,хобырах,бубен.
– Сегодня на наше занятие приглашены артисты из музыкальной школы, ваши одноклассники и одноклассницы, которые продемонстрируют свои показательные выступления. Вы послушаете в их исполнении игру на чатхане, хомысе,ыых.
– Ну что ж, отправляемся. А оправимся мы на экскурсию в краеведческий музей,где экскурсоводами будут учащиеся нашего класса: Миягашев Азар и Чебочаков Максим.
– Ну, вот мы в музее.
2. Новый материал
Знакомство с устным народным творчеством
Рассказ экскурсовода. (Приложение №1 ).
– Хакасский фольклор богат загадками. Загадки очень самобытны над ними надо хорошо поразмыслить.
Каждой группе: задание» – «отгадать хакасские загадки»
Группа №1
- Бурая лошадь на солнце греется. (Стог сена).
- Железные вилы в небо воткнул. (Дым).
- Глазами вижу, руками поймать не могу. (Тень)
- Среди тридцати овец один крупный баран ходит (язык).
Группа №2
- Вокруг озера много лесу. (Ресницы).
- Одна гора вся травою заросла, но скот эту траву не ест. (Волосы).
- Моя красная пшеница на льду рассыпалась. (Звёзды).
Белая лошадь разинула рот и в доме тепло от неё идёт (печь).
Мы продолжаем нашу экскурсию.
– Ребята, а кто такой хайджи? (Сказитель.)
– На чём он играл? Звуки какого инструмента вы только что слышали? (Чатхана.)
Рассказ экскурсовода. (Приложение №3 ).
– Чатхан – струнно-щипковый инструмент. Это длинный полый ящик с концами, загнутыми в виде бараньих рогов. На верхней стороне натянуты 7 или 9 струн из проволоки или бараньих кишок.
– Сегодня вам сыграет на этом инструменте ваш одноклассник.
(Слушают исполнение на чатхане). (Приложение №2 ).
– Понравилось вам звучание чатхана?
Рассказ о тахпахах (рассказ экскурсовода).(Слайд3)
Тахпах – один из жанров устного народного творчества,короткое четырехстишие. Первые две строки представляют аллегорическое отступление, в котором певец описывает силы и красоту природы – цветение трав, журчание ручьев, величавость гор , а в заключительных двух строчках описывает конкретный смысл, применимый к ситуации. Одной из основных черт тахпаха является его импровизационный характер. Часто происходили состязания, где мастера старались превзойти друг друга в умении экспромтом сочинять тахпахи. Под звуки национального инструмента чатхана состязаются сказители-хайджи, певцы,тахпахчи.
– Наши артисты исполнят тахпахи, послушайте. (Приложение №4 ).
- Не найдёшь других на свете.
Как в Таштыпе мастериц.
Не найдёшь таких, как эти-
В узорочье руковиц. - Ниток девушка напряла.
На клубки их навила.
На руках мерлушку мяла,
Чтобы мягкою была. - Тонко шожницы звенели,
Иглы вышивку вели.
Разноцветной повителью
Руковички зацвели. - Увязала их хозяйка.
Да скорее в хоровод…
Выходили на лужайку
Парни статные вперёд.
Слушание игры на чатхане,хомысе, ыых– выступление на музыкальных инструментах одноклассников – Тодановой Киры,Чучумакова Романа,Чебочакова Максима. (Приложение№5.)
Беседа:
– Образ жизни древних хакасов, их уклад и занятия, их отношение к природе повлияли на формирование хакасского фольклора. Жанр, к которому мы сейчас обратимся, очень любим вами.В этом вам помогут опорные слова:это произведение изображается чудесное,необычное,раньше передавалось из уст в уста. Вы догадались, о каком жанре идёт речь?
Дети: о сказке.
Рассказ экскурсовода.
Сказка-это произведение,в котором изображается чудесное,необычное. Сказка всегда содержит в себе поучение.Большую группу сказок составляют такие, в которых встречаются традиционные художественные образы,характерные для мифов– горного хозяина,водяного,домового,духа огня.
Работа в группах.
– Перед вами лежат карточки . Прочитайте задания и выполните .
Задание: познакомиться с хакасской сказкой. Подобрать подходящую пословицу.
Группа №1 – Хакасская народная сказка «Адычах и Кечох» -(«Друг познается в беде»).
Группа №2 – Сказка «Медведь и бурундук» – («Силой правду не переспоришь»).
Пословицы:
- «Скупой платит дважды».
- «Друг познается в беде».
- «К злому человеку со своим запасом ходи.. Запас никогда не в тягость.
- «Старших будешь слушать, дни твои долги будут».
- «По болоту не ходи, дружбу с подлым не веди».
- «В одно ухо вошло, в другое вышло».
- «Век живи — век учись».
- «У лентяя пусто брюхо,а во рту лентяя сухо».
- «В гостях хорошо, а дома лучше».
- «Силой правду не переспоришь».
Инсценирование сказки «Два брата».
Работа с карточками.
– На ваших столах лежат карточки. Прочитайте задание и выполните.
Соедините стрелками название устного народного творчества с текстом.
| Хорошего коня по шагу узнают, (Пословица) |
| Чтоб подняться на белый тасхыл- (Тахпах) |
| Вдоль холмов я и полян (Дорога.) |
| Бай, бай, моё дитя, (Колыбельная) |
Итог занятия.
Награждение (Приложение№7,8.)
– Хочеться отметить артистов нашего класса, которые , будут развивать культуру своего народа, играя на музыкальных инструментах. Сегодня вы слушали игру на чатхане –Чучумакова Романа, Тоданову Киру–она исполнила вам на ыыхе, Чебочакова Романа -на хомысе.
– Ребята, нам в наследство достался красивый, могучий, выразительный родной язык. Каждый из нас должен хорошо знать, свободно владеть им, беречь его.
Учитель:
За то, что слушали внимательно,
Играли старательно,
Угощу вас сладостями.
А теперь пора прощаться
И домой нам возвращаться.
6. Рефлексия.
– Все ли вы получили радость познания на занятии? Если “Да”, то возьмите хакасский орнамент зелёного цвета. Если “Нет”, то жёлтого.
– А я вас ребята благодарю за занятие.
– Аным чох!