Функциональные стили русского языка сочинение

Стили речи это разновидности русского литературного языка, для которых характерна определенная сфера применения и особые языковые средства и жанры.рассмотрим,

Стили речи — это раз­но­вид­но­сти рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка, для кото­рых харак­тер­на опре­де­лен­ная сфе­ра при­ме­не­ния и осо­бые язы­ко­вые сред­ства и жанры.

Рассмотрим, что такое сти­ли речи в рус­ском лите­ра­тур­ном язы­ке, выявим цель упо­треб­ле­ния, сти­ле­вые осо­бен­но­сти и харак­тер­ные признаки.

Что такое стиль?

В рус­ском язы­ке сло­ва, обо­ро­ты речи, фра­зео­ло­ги­че­ские еди­ни­цы харак­те­ри­зу­ют как ней­траль­ные, тор­же­ствен­ные и сниженные.

Большинство язы­ко­вых еди­ниц при­над­ле­жат к ней­траль­ным, обще­упо­тре­би­тель­ным. Они явля­ют­ся базой для всех сти­лей рус­ско­го язы­ка. Стиль созда­ет­ся на осно­ве соче­та­ния ней­траль­ных и спе­ци­фич­ных язы­ко­вых средств, харак­тер­ных толь­ко для это­го сти­ля речи. Практика упо­треб­ле­ния рус­ско­го язы­ка в про­цес­се его исполь­зо­ва­ния в раз­ных сфе­рах обще­ствен­ной жиз­ни ото­бра­ла опре­де­лён­ный набор язы­ко­вых средств и форм их реа­ли­за­ции (жан­ров) в соот­вет­ствии с функ­ци­я­ми языка:

  • обще­ние (ком­му­ни­ка­ция);
  • сооб­ще­ние (инфор­ма­ция);
  • воз­дей­ствие.

В резуль­та­те функ­ци­о­ни­ро­ва­ния язы­ка посте­пен­но сло­жи­лись его раз­но­вид­но­сти, при­над­ле­жа­щие к опре­де­лен­ной сфе­ре обще­ствен­ной жиз­ни: поли­ти­ке, нау­ке, куль­ту­ре, дело­вым и быто­вым отно­ше­ни­ям и пр. Каждой раз­но­вид­но­сти при­су­щи осо­бые чер­ты, язы­ко­вые сред­ства и жан­ры. С этой точ­ки зре­ния опре­де­лим, что такое стиль:

Определение

Стиль — это раз­но­вид­ность лите­ра­тур­но­го язы­ка, кото­рая при­ме­ня­ет­ся в какой-либо сфе­ре обще­ствен­ной жиз­ни и име­ет харак­тер­ные для него чер­ты, язы­ко­вые сред­ства и жанры.

В рус­ском лите­ра­тур­ном язы­ке раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие сти­ли речи:

  • науч­ный стиль;
  • пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль;
  • официально-деловой стиль;
  • худо­же­ствен­ный стиль;
  • раз­го­вор­ный стиль.

Каждому сти­лю речи при­над­ле­жат отли­чи­тель­ные признаки:

  • сфе­ра применения;
  • цель (зада­ча речи);
  • сти­ле­вые черты;
  • язы­ко­вые средства;
  • жан­ры.
Стиль Сфера исполь­зо­ва­ния Жанры Языковые сред­ства
Научный Наука, тех­ни­ка, образование Научная ста­тья,  моно­гра­фия, учеб­ник, рефе­рат, доклад и др. Абстрактные суще­стви­тель­ные, тер­ми­ны, услож­нен­ный син­так­сис и др.
Публицистический Средства мас­со­вой информации Очерк, ста­тья, замет­ка, интер­вью, эссе, репор­таж, фельетон Общественно-политическая лек­си­ка, экс­прес­сив­ная лек­си­ка, фра­зео­ло­гиз­мы, оце­ноч­ная лексика
Официально-деловой Законодательство, дело­про­из­вод­ство Законодательные доку­мен­ты (кон­сти­ту­ция, устав, кодекс), дело­вые бума­ги (при­каз, дого­вор и др.) Официальная и кан­це­ляр­ская лек­си­ка, стан­дарт­ные выра­же­ния, без­лич­ные предложения
Художественный  Художественная литература Роман, повесть, рас­сказ, поэ­ма, сти­хо­тво­ре­ние, пье­са и др. Широкое при­ме­не­ние образ­ных средств, вос­кли­ца­тель­ные, вопро­си­тель­ные предложения
Разговорный Повседневное обще­ние Бытовая бесе­да, прось­ба, лич­ное пись­мо, теле­фон­ный раз­го­вор, ком­пли­мент и др.  Разговорная и про­сто­реч­ная лек­си­ка, эмоционально-оценочные сло­ва, побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния, обра­ще­ния, пря­мая речь

С этой точ­ки зре­ния рас­смот­рим каж­дый стиль речи рус­ско­го лите­ра­тур­но­го языка.

Научный стиль

Название это­го сти­ля чет­ко ука­зы­ва­ет на его сфе­ру при­ме­не­ния в обще­ствен­ной жиз­ни. Если открыть любой учеб­ник, спра­воч­ник, энцик­ло­пе­дию или науч­ный труд (моно­гра­фию, дис­сер­та­цию, доклад, рефе­рат, анно­та­цию и пр.), то выяс­ним, что текст изло­жен науч­ным сти­лем лите­ра­тур­но­го языка.

С помо­щью науч­но­го сти­ля речи реа­ли­зу­ет­ся цель — сооб­щить све­де­ния. Для это­го сти­ля харак­тер­на под­чёрк­ну­тая логич­ность. Важные сти­ле­вые чер­ты — это точ­ность и дока­за­тель­ность в сооб­ще­нии све­де­ний о пред­ме­те иссле­до­ва­ний или размышлений.

В текстах науч­но­го сти­ля невоз­мож­на неопре­де­лён­ность или дву­смыс­лен­ность. Для науч­но­го сти­ля при­су­ще оби­лие тер­ми­нов как слов, не обла­да­ю­щих мно­го­знач­но­стью. Наряду с тер­ми­на­ми широ­ко исполь­зу­ют­ся абстракт­ные име­на суще­стви­тель­ные, а так­же вос­тре­бо­ва­ны слож­ные пред­ло­же­ния. Научные тек­сты лише­ны эмо­ци­о­наль­но­сти или экспрессивности.

Убедимся в этом, про­чи­тав при­мер теста науч­но­го стиля:

Процесс сли­я­ния несколь­ких наро­дов или отдель­ных зна­чи­тель­ных групп в один круп­ный народ и его даль­ней­шее этни­че­ское спло­че­ние по мере эко­но­ми­че­ско­го и куль­тур­но­го раз­ви­тия носит назва­ние кон­со­ли­да­ции. Другим очень рас­про­стра­нен­ным в насто­я­щее вре­мя этни­че­ским про­цес­сом явля­ет­ся асси­ми­ля­ция, заклю­ча­ю­ща­я­ся в погло­ще­нии одним наро­дом неболь­ших, обыч­но раз­об­щён­ных групп дру­гих наро­дов; про­цес­сы асси­ми­ля­ции наи­бо­лее харак­тер­ны для раз­ви­тых мно­го­на­ци­о­наль­ных стран мас­со­во­го осе­да­ния имми­гран­тов (США, Канада и дру­гие стра­ны Америки, Австралия, Франция и т. д.)

Справочник «Население зем­но­го шара»

Публицистический стиль

Публицистический стиль — это раз­но­вид­ность лите­ра­тур­но­го язы­ка, кото­рая исполь­зу­ет­ся сред­ства­ми мас­со­вой инфор­ма­ции (теле­ви­де­ние, радио, газе­ты, жур­на­лы и пр.) с целью сооб­ще­ния важ­ных све­де­ний в мире поли­ти­ки, народ­но­го хозяй­ства, куль­ту­ры, а так­же воз­дей­ствия на чита­те­лей и слу­ша­те­лей с целью фор­ми­ро­ва­ния у них опре­де­лен­ной точ­ки зрения.

Этот стиль при­ме­ня­ет­ся в пери­о­ди­че­ской печа­ти, общественно-политической лите­ра­ту­ре, в выступ­ле­ни­ях и речах на митин­гах, пред­вы­бор­ных кам­па­ни­ях, съез­дах и пр. Укажем его харак­тер­ные сти­ле­вые черты:

  • эмо­ци­о­наль­ность
  • акту­аль­ность
  • исполь­зо­ва­ние призывов
  • яркость

В текстах пуб­ли­ци­сти­че­ско­го сти­ля наря­ду с ней­траль­ной широ­ко исполь­зу­ет­ся общественно-политическая лек­си­ка, рече­вые пуб­ли­ци­сти­че­ские сте­рео­ти­пы, рито­ри­че­ские вопро­сы, обра­ще­ния, побу­ди­тель­ные предложения.

Пример

По ито­гам послед­не­го голо­со­ва­ния на пар­ла­мент­ских выбо­рах пре­тен­ден­том в бун­дес­таг ста­ла Социал-демократическая пар­тия Германии (СДПГ), кото­рая с неболь­шим пере­ве­сом обо­шла пар­тию Ангелы Меркель ХДС/ХСС. Главным кан­ди­да­том на пост канц­ле­ра счи­та­ют Олафа Шольца (из пар­тии СДПГ).

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль вос­тре­бо­ван в пись­мен­ном оформ­ле­нии раз­лич­ных доку­мен­тов. Основная его зада­ча — сооб­щить инфор­ма­цию. Этот стиль речи исполь­зу­ет­ся при напи­са­нии зако­нов, ука­зов, при­ка­зов, спра­вок, отче­тов, заяв­ле­ний, объ­яв­ле­ний, инструк­ций, про­то­ко­лов, дове­рен­но­стей и пр.

Для официально-делового сти­ля харак­те­рен пред­ва­ри­тель­ный отбор язы­ко­вых средств, кото­рый состо­ит в исполь­зо­ва­нии гото­вых стан­дарт­ных выра­же­ний, кли­ше, отгла­голь­ных суще­стви­тель­ных (пред­пи­са­ние, поста­нов­ле­ние, нару­ше­ние, дей­ствие), слов со зна­че­ни­ем дол­жен­ство­ва­ния (необ­хо­ди­мо, нуж­но, обя­за­тель­но, сле­ду­ет, обя­зан и пр.).

В напи­са­нии доку­мен­тов не исполь­зу­ют­ся экс­прес­сив­ные язы­ко­вые сред­ства. В оформ­ле­нии доку­мен­та­ции широ­ко упо­треб­ля­ют­ся без­лич­ные или неопределенно-личные пред­ло­же­ния. Это стиль речи доволь­но кон­сер­ва­ти­вен. Он харак­те­ри­зу­ет­ся исто­ри­че­ски сло­жив­ши­ми­ся жан­ра­ми и обо­ро­та­ми речи, кото­рые почти не меня­ют­ся с тече­ни­ем времени.

Пример

Граждане обя­за­ны:

выпол­нять тре­бо­ва­ния сани­тар­но­го зако­на, а так­же поста­нов­ле­ний, пред­пи­са­ний, осу­ществ­ля­ю­щих феде­раль­ный госу­дар­ствен­ный санитарно-эпидемиологический над­зор долж­ност­ных лиц;

забо­тить­ся о здо­ро­вье, гиги­е­ни­че­ском вос­пи­та­нии и обу­че­нии сво­их детей;

не осу­ществ­лять дей­ствия, вле­ку­щие за собой нару­ше­ние прав дру­гих граж­дан на охра­ну здо­ро­вья и бла­го­при­ят­ную сре­ду обитания.

(Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом бла­го­по­лу­чии населения).

Художественный стиль

Художественный стиль реа­ли­зу­ет­ся в твор­че­стве писа­те­лей и поэтов. Цель худо­же­ствен­но­го сти­ля — воз­дей­ство­вать на чув­ства и мыс­ли чита­те­лей с помо­щью ярких обра­зов, создан­ных масте­ром слова.

Так же, как и дру­гие сти­ли речи, он бази­ру­ет­ся на ней­траль­ной лек­си­ке и вме­сте с тем соче­та­ет язы­ко­вые сред­ства дру­гих сти­лей, и не толь­ко. Чтобы сде­лать вос­при­я­тие чита­те­ля мно­го­пла­но­вым и ярким, худож­ник сло­ва исполь­зу­ет эмо­ци­о­наль­но окра­шен­ную лек­си­ку, а так­же сло­ва огра­ни­чен­ной сфе­ры исполь­зо­ва­ния (диа­лек­тиз­мы, про­фес­си­о­на­лиз­мы) и даже про­сто­ре­чия.

Образность и выра­зи­тель­ность худо­же­ствен­но­го сти­ля речи созда­ют тро­пы и сти­ли­сти­че­ские фигу­ры речи: мета­фо­ры, эпи­те­ты, оли­це­тво­ре­ния, гипер­бо­лы, срав­не­ния, алле­го­рии, ана­фо­ры, эпи­фо­ры и пр. Эти язы­ко­вые сред­ства уве­ли­чи­ва­ют воз­мож­ность объ­ек­тив­но­го отоб­ра­же­ния дей­стви­тель­но­сти, уси­ли­ва­ют эмо­ци­о­наль­ный фон про­из­ве­де­ния и в то же вре­мя помо­га­ют образ­но и лако­нич­но пере­дать суть пер­со­на­жа, явле­ния, события.

Художественный стиль вос­тре­бо­ван в про­зе, поэ­зии и дра­ма­тур­гии, где суще­ству­ют опре­де­лен­ные жанры:

  • тра­ге­дия, коме­дия, дра­ма, фарс;
  • роман, повесть, новел­ла, рассказ;
  • поэ­ма, сти­хо­тво­ре­ние, ода, бас­ня, романс и пр.

Проиллюстрируем худо­же­ствен­ный стиль отрыв­ком из про­из­ве­де­ния писа­те­ля А. Куприна:

В воз­ду­хе раз­лит креп­кий и неж­ный, похо­жий на запах хоро­ше­го вина, аро­мат увя­да­ю­щих клё­нов. Под нога­ми шур­шат жёл­тые, мерт­вые листья, покры­ва­ю­щие густым сло­ем дорож­ку. Деревья убра­лись пёст­ро и ярко, точ­но для пред­смерт­но­го пира. Еще остав­ши­е­ся кое-где места­ми зелё­ные вет­ки при­чуд­ли­во пере­ме­ша­ны с осен­ни­ми тона­ми, то светло-лимонными, то пале­вы­ми, то оран­же­вы­ми, то розо­вы­ми и кро­ва­вы­ми, пере­хо­дя­щи­ми изред­ка в цве­та лило­вый и пур­пу­ро­вый. Небо пустое, холод­ное, но его без­об­лач­ная сине­ва при­ят­но лас­ка­ет взор.

Разговорный стиль

Разговорный стиль — это язык непри­нуж­ден­но­го обще­ния. Он исполь­зу­ет­ся как сред­ство ком­му­ни­ка­ции, уста­нов­ле­ния непо­сред­ствен­но­го кон­так­та меж­ду гово­ря­щи­ми или пишущими.

Разговорный стиль в основ­ном при­над­ле­жит уст­ной речи. Он исполь­зу­ет­ся в быто­вых и непри­нуж­ден­ных про­фес­си­о­наль­ных отношениях.

Для это­го сти­ля речи харак­тер­ны неофи­ци­аль­ность, отсут­ствие пред­ва­ри­тель­но­го выбо­ра язы­ко­вых средств, а так­же широ­кое исполь­зо­ва­ние вне­язы­ко­вых спо­со­бов обще­ния, как жесты и мимика.

Основным язы­ко­вым сред­ством явля­ет­ся раз­го­вор­ная лек­си­ка, суще­стви­тель­ные с оце­ноч­ны­ми суф­фик­са­ми (тётень­ка, малыш­ка), сло­ва со сни­жен­ной окрас­кой (вля­пать­ся, офи­геть).

Для раз­го­вор­но­го сти­ля харак­тер­но оби­лие вопро­си­тель­ных, побу­ди­тель­ных и вос­кли­ца­тель­ных пред­ло­же­ний, усе­чен­ных обо­ро­тов речи, непол­ных предложений.

Разговорный стиль речи реа­ли­зу­ет­ся в неофи­ци­аль­ной бесе­де, при­ват­ном раз­го­во­ре,  в обще­нии по теле­фо­ну, лич­ной пере­пис­ке, в днев­ни­ко­вых записях.

Пример

Приветик, милая подруж­ка Светочка!

Спешу сооб­щить, что  я быст­ро добра­лась к тёт­ке в дерев­ню. Здесь так класс­но! Наконец-то могу дрых­нуть, сколь­ко хочет­ся. Свежий воз­дух про­сто пьёт­ся глот­ка­ми, и рядом реч­ка. В такую духо­ти­щу это про­сто спа­се­ние. Не пред­став­ляю, как ты там живешь в этих камен­ных джун­глях! Собирай свои манат­ки и при­ез­жай отдох­нуть в выход­ной день. Не пожалеешь!

Твоя Надя.

Хотя в раз­го­вор­ной речи допус­ка­ет­ся сво­бо­да выбо­ра язы­ко­вых средств, тем не менее этот стиль речи явля­ет­ся несо­мнен­ной состав­ля­ю­щей рус­ско­го лите­ра­тур­но­го языка.

Видео «Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический»

ava author

Продолжаем цикл материалов, посвящённых подготовке к ОГЭ по русскому языку. Мы уже рассказали, как справиться с изложением и заданиями 2–3, 4–5 и 6–8 из тестовой части. В новом материале разберёмся, какое из заданий третьей части экзамена выбрать, как избежать типичных ошибок и написать сочинение на максимальный балл.

Сочинение-рассуждение — это самая ответственная и сложная часть экзамена по русскому языку. Она же и самая «дорогая» — стоит 9 баллов, а это на два больше, чем изложение и тестовая часть по отдельности. Именно поэтому сочинению нужно уделить самое пристальное внимание.

Виды сочинений

В третьей части экзамена приводится достаточно большой текст, к которому предлагают выполнить три задания. Без паники! Тебе нужно написать только одно.

На лингвистическую тему. Это задание пугает всех особенно сильно. Но на самом деле оно не такое страшное, и справиться с ним вполне реально. Суть его в том, что приводится высказывание известного учёного (обычно языковеда) или писателя, которое нужно подкрепить примерами из текста.

Вот пример. Приводятся слова А. А. Реформатского: «Местоименные слова — слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»»

Что нужно сделать? Используя предложения из текста, доказать, что местоимения действительно заменяют знаменательные слова.

Собака радостно виляла хвостом: она была счастлива пойти на прогулку.

«Она» в данном случае заменяет слово «собака». Местоимение не имеет своего собственного значения и приобретает его только в контексте.

План сочинения на лингвистическую тему.

  1. Вступление. «Автор (обязательно используй фамилию!) утверждает… (приведи цитату или объясни её своими словами)».
  2. Согласие. «Безусловно, учёный (писатель, лингвист) прав, говоря, что… (поясни смысл цитаты)».
  3. Два примера. «Эти мысли можно подтвердить примерами из текста. Так, в предложении… (номер предложения). Кроме того, в предложении…» 
  4. Заключение. «Таким образом… (перескажи блок «Согласие» другими словами)». 

Самые частые темы сочинений на лингвистическую тему: заместительная функция местоимений, средства выразительности, значение союзов, функции знаков препинания, богатство русского языка, функциональные стили.

Кому писать сочинение на лингвистическую тему? Ученикам, которые хорошо знают теорию русского языка (в частности части речи) и не боятся научных терминов. 

Пояснение высказывания. Во втором задании просят пояснить высказывание из текста. Нужно буквально объяснить, что значит конкретное предложение или, например, финал текста, опираясь на содержание предложенного фрагмента.

План сочинения, поясняющего высказывание.

  1. Вступление. «Смысл данной фразы я понимаю так… Приведём примеры из текста, подтверждающие эту мысль». 
  2. Первый пример. «Так, в предложении… (укажи номер предложения) автор утверждает… (можно привести цитату, но лучше пересказать своими словами). Это значит, что…» 
  3. Второй пример. «А в предложении… он пишет… Это говорит нам о том, что…» 
  4. Заключение. «Таким образом…»

Кому писать сочинение, поясняющее высказывание? Какой бы лёгкой ни выглядела эта задача, она несколько сложнее, чем кажется. Многие ребята не понимают смысл текста или интерпретируют его неправильно. Поэтому этот тип задания следует выбирать только тем, кто хорошо умеет анализировать текст.

Пояснение смысла понятия. В третьем задании просят пояснить конкретное слово (обычно абстрактное понятие из сферы морали или человеческих отношений) и привести примеры из текста. Например, как вы понимаете значения слов «честность», «предательство», «любовь», «скорбь», «героизм»?

План сочинения, поясняющего понятие.

  1. Вступление. «Слово («честность») следует понимать как…/Честность — это…» Также нужно дать комментарий к своему определению: «Честные люди способны…» 
  2. Пример из текста. «Яркий пример (честности) представлен в тексте… (обязательно укажи фамилию автора!). Так, в предложении… автор пишет… (можно привести цитату, но лучше пересказать своими словами). Это говорит о том, что…» 
  3. Пример из жизни/искусства. «Кроме того, примером (честности) может служить поступок героя произведения (книги, кинофильма)… Это можно считать (честным) поступком, поскольку…» 
    Тут очень хорошо вписываются контраргументы, примеры, которые демонстрируют прямо противоположную ситуацию. Пишешь о честности? Приведи пример античестности!
  4. Вывод. «Таким образом… (обобщение сказанного)».

Кому писать сочинение-пояснение понятия? Этот тип сочинения легче других — и лингвистического, и интерпретации смысла фразы. Потому что найти в тексте пример, подкрепляющий конкретное понятие, намного проще, чем правильно пояснить смысл фразы или утверждения о языке. Однако тут требуется привести пример из искусства или из жизни, но это не так сложно. Это задание хорошо удаётся большинству учеников.

Какой пример выбрать: из искусства или из жизни? Наиболее предпочтительными, конечно, являются иллюстрации из искусства — лучше всего классической литературы, которая входит в школьную программу. Проверяющие не очень любят примеры из жизни, потому что они обычно выглядят как смоделированные неубедительные ситуации. Но если ты не можешь вспомнить хороший пример из литературы, то не нужно выдумывать и фантазировать, говоря, например, что дружба Онегина и Ленского — это эталон истинной дружбы. В таком случае лучше привести непротиворечивый пример из жизни.

Типичные ошибки

  • Ошибки в определении. Многие ученики пишут: «Мужество — это когда…», «Местоимения — это как…» Так писать категорически нельзя. Определение строится по типу «существительное — существительное»: «Мужество — это такое качество…». 
  • Не названо имя автора. Нужно указывать фамилию и инициалы автора текста, который дается для анализа, а также автора высказывания для сочинения на лингвистическую тему и произведения, которое ты приводишь в пример. Если это требование не выполнено, часто снижают баллы.
  • Больше цитат, чем своего текста. Иногда школьники включают в сочинение очень много цитат, почти не сопровождая их своими рассуждениями. А временами просто переписывают исходный текст! Поэтому цитат должно быть максимум две, а лучше и вовсе пересказать текст своими словами.
  • Цитата без пояснения. Приводя цитату для подтверждения своих слов, необходимо прокомментировать её. Если просто написать: «Пример мужества мы видим в предложении №3», это не будет засчитано как аргумент. Нужно порассуждать, почему этот поступок можно считать мужественным.
  • Неподходящие примеры. Бывает и так, что в качестве аргумента выбирают неподходящий пример из текста. Если нужно продемонстрировать пример отваги, ученик может выбрать предложение, где ничего «отважного» не происходит. Представим, что у нас в тексте мальчик спасает котёнка из реки, а потом заболевает простудой. Примером отваги тут является его самоотверженное поведение по отношению к животному в беде, поэтому нужно выбрать конкретное предложение, где он, допустим, бросается в воду. Не нужно писать, что примером отваги является его болезнь.
  • Вывод «приклеен». Вывод должен резюмировать то, что сказано в сочинении, а не повторять вступление или мысль автора. И он обязательно должен следовать из того, что сказано в тексте, и напрямую быть связанным с темой. Это требование часто нарушается. Если пишешь текст о любви, то в заключении не должна фигурировать «дружба» или просто «человеческие взаимоотношения». Там должна опять быть «любовь».
  • Нет вступления и/или заключения. Вступление и заключение — это необходимые части текста. Их нельзя опустить.
  • Написано единым «полотном». Текст нужно делить на абзацы, лучше разбить его на четыре, как это показано в первом пункте. За отсутствие абзацного членения снимают баллы.
  • Написано слишком мало или слишком много. Минимальное количество слов в сочинении — 70. Можно ли писать больше? Можно — на свой страх и риск. Помни, что чем больше слов, тем больше количество возможных ошибок. Оптимальный объём — 90–120 слов, 200 — уже слишком много. Не забывай считать предлоги и союзы.

Чек-лист приёмов, которые пригодятся для написания сочинения

Расширяй словарный запас. Словарный запас — твой лучший помощник при написании сочинения, но его пополнение требует времени. Поэтому больше читай, этот косвенный метод отлично помогает при написании любых текстов.

Тренируйся. Чем больше сочинений ты напишешь при подготовке, тем лучше и увереннее справишься на экзамене. Это как раз тот случай, когда количество переходит в качество.

Соблюдай структуру. У сочинения-рассуждения жёсткая структура: вступление — примеры и комментарии (обычно по два) — заключение. Её нельзя нарушать. Представь, что это бургер, где вступление и заключение — это булочки, а примеры — котлеты и салат. Чтобы не ошибиться, сначала составь план (можешь даже выучить его) — это скелет твоего сочинения. А затем наращивай мышцы и кожу — информацию из текста.

Проверяй. Отсутствие ошибок и грамотность — это очень важная составляющая оценки. Проверяющим самим обидно, когда за хорошо написанное сочинение приходится снижать баллы из-за ошибок! Так что перечитай сочинение три раза, перед тем как сдавать. Когда читаешь один текст много раз, глаз замыливается, из-за чего какая-то глупая ошибка или маленькая запятая ускользают. Для этого есть лайфхак: читай задом наперёд, с последнего слова до первого. Так ты будешь читать как бы незнакомый, новый, текст и сможешь разглядеть неочевидные орфографические ошибки. Для пунктуации поможет другой метод: мысленно или на черновике расставляй скобки, обозначающие границы простых предложений в составе сложных, они помогут не потеряться знакам препинания. 

Особое внимание обрати на обособление причастных и деепричастных оборотов и вводных слов. Повторить тему «Причастные обороты» можно в этом разделе, а потренироваться, например, здесь:

Функциональные стили русского языка сочинение

Также есть отличный тест по деепричастиям.

Отработать трудные случаи пунктуации с вводными словами можно здесь:

Функциональные стили русского языка сочинение

Так как ты будешь ссылаться на текст, не забывай о правилах передачи прямой и косвенной речи. Повторить тему «Прямая речь» можно в этом разделе, а потренироваться, например, здесь:

Функциональные стили русского языка сочинение

Соблюдай единство стиля. Сочинение должно быть написано в едином нейтральном стиле. Никаких разговорных слов и просторечий тут быть не должно. Чтобы улучшить свои стилистические навыки, можешь заглянуть в раздел «Речевые жанры». Отработать этот аспект текста помогут задания «Стили речи».
 

Следуй эталонам. При подготовке выбери несколько «идеальных» сочинений. Это могут быть твои собственные работы, проверенные учителем или репетитором, либо образцовые тексты из Интернета. Ориентируясь на них, ты станешь писать сочинения гораздо быстрее.

Собирай материал. Для заданий первого (лингвистическая тема) и третьего (пояснение понятия) типа можно собрать материал заранее и потом использовать его на экзамене, так как они достаточно предсказуемые. Заведи отдельную папку или тетрадку и записывай туда материалы, связанные с темой. Например, выпиши из художественной литературы несколько примеров, ярко иллюстрирующих самые частые понятия, попадающиеся для анализа: вина — Раскольников из «Преступления и наказания», любовь — Наташа Ростова из «Войны и мира», преданность — Савельич из «Капитанской дочки».

Итак, чтобы получить максимальный балл за сочинение, соблюдай жёсткую структуру и учись анализировать текст. Желательно заранее определить, какой из типов задания ты будешь выполнять и при подготовке сосредоточиться именно на нём. Тогда к экзамену ты так хорошо набьёшь руку на сочинениях этого типа, что будешь выдавать по тексту за десять минут — без преувеличения!

Повторить темы

Анна Шустова

  • Фукорцин по латыни как пишется
  • Фрион или фреон как пишется правильно
  • Французские сказки для детей известные
  • Франческо петрарка рассказ о нем
  • Фредди меркьюри зимняя сказка слушать