Функции знаков препинания в простом осложненном предложении сочинение

1. в каком предложении знаки препинания расставлены правильно:а и армия, и мирные жители, и крестьяне словом, все поднялись на

1. В каком предложении знаки препинания расставлены правильно:
а) И армия, и мирные жители, и крестьяне — словом, все поднялись на освобождение родины. +
б) Раскольникову не нужны ни деньги ни драгоценности старухи-процентщицы.
в) И поют и рвутся волны к высоте навстречу грому.

2. Предложение, в котором поставлена лишняя запятая:
а) Мы слышали гудки пароходов, крики петухов в деревне.
б) Полевые цветы закрыли голубые, розовые, и желтые глазки. +
в) Мальчишки бродили по саду до вечера, но ушли почти ни с чем.

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены):
а) Пожелайте мне перед экзаменом ни пуха ни пера.
б) Двойные фонари карет весёлый изливают свет и радуги на снег наводят.
в) Лиза и Лаврецкий переживают и надежду на счастье и отчаянье от сознания его невозможности. +

4. Найдите предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом И:
а) Заяц заметил нас и поскакал в лес. +
б) В доме у бабушки жили ежик и кошка.
в) Мы шли по тропинке, прислушивались к звукам.

5. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в приведённом ниже предложении:
Фамусов связывает Софью постоянной опекой () и до времени воли не даёт.
а) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая
б) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
в) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна +

6. Перед каким(и) союзом(ами) между однородными членами всегда ставятся запятые:
а) Только перед НО
б) Перед И
в) Перед А, НО +

7. В каком предложении знаки препинания расставлены правильно:
а) Во время путешествия вы сможете, не только отдохнуть, но и увидеть много интересного.
б) По утрам я убегал на пруд, или в рощу, на сенокос, или к жнецам.
в) Дух отрицания проявляется во всём: во внешности, в манере поведения, в особенностях речи, в высказывании крайних взглядов. +

8. Предложение, в котором пропущена запятая:
а) Зимой над деревушкой кружились метели, заносили избы прятали в снежных сугробах старые сараи. +
б) Как веселились наши зайчата, какие прыжки устраивали!
в) Разве не радует глаз изумрудный мох, сиреневый цветок подорожника или летучее семечко липы?

9. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены):
а) Старик давно уже привык подниматься ни свет ни заря.
б) Колокольчик звонко плачет и хохочет и визжит.
в) Цветы бывают как однолетними так и многолетними. +

10. Признаки однородных членов предложения:
а) Являются одной и той же частью речи
б) Относятся к одному и тому же члену предложения и отвечают на один и тот же вопрос +
в) Отвечают на один и тот же вопрос

11. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в приведённом ниже предложении:
Представления о людях Софья черпала из сентиментальных французских романов () и эта литература развила в ней мечтательность и чувствительность.
а) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая +
б) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
в) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

12. Какое из данных предложений осложнено однородными дополнениями:
а) Люди ближних сёл несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мёд. +
б) Сосны, берёзы, лиственницы мелькают по сторонам.
в) Ни рыба ни мясо был этот человек.

13. Ставится ли двоеточие между однородными членами и остальной частью предложения:
а) Только если есть обобщающее слово +
б) Нет
в) Да

14. Предложение, в котором неправильно расставлены запятые:
а) Муку люди получают из зерен пшеницы, ржи или риса.
б) Напор ветров, неимоверную тяжесть снега деревья выдержали, не сломались.
в) Белоснежным ковром укутала зима, город, огороды, ближний лес. +

15. Все ли второстепенные однородные члены предложения могут осложнять предложение:
а) Да +
б) Только обстоятельство
в) Только определение

16. В каком из представленных ниже допущена пунктуационная ошибка:
а) Ему сейчас казалось, что ничего не было: ни погони за бандитами, ни вьюги, ни мрачной тайги, ничего. +
б) В этом лесу есть как лиственные, так и хвойные деревья.
в) Ни знатный род, ни красота, ни сила, ни богатство – ничто беды не может миновать.

17. Ставится ли запятая между однородными членами и остальной частью предложения:
а) Да
б) Только в случаях, являющихся исключениями из правила
в) Нет +

18. В каком из представленных ниже предложений допущена пунктуационная ошибка:
а) Начальник был тучен и кажется строг. +
б) Он кажется моложе своих лет.
в) Тишина на рассвете не успокаивала, а, наоборот, усиливала его волнение.

19. Ставится ли запятая между обращением и остальной частью предложения:
а) Нет
б) Только в случаях, являющихся исключениями из правила
в) Да +

20. В каком из представленных ниже предложений допущена пунктуационная ошибка:
а) Со мной шёл ещё один пассажир, молодой человек в кепке и с портфелем.
б) Она высокая красивая стройная казалась теперь рядом с ним очень здоровой и нарядной. +
в) Дойдя до расщелины, он шагнул через похожий на порог каменный выступ.

21. Сколько типов осложняющих элементов существует:
а) Четыре +
б) Три
в) Два

22. Уточняющее обстоятельство содержит предложение:
а) Многие газы, например кислород, тяжелее воздуха.
б) У крутой поперечной горки, то есть у задней стены овражка, травы буйствовали невероятно. +
в) В хозяйстве есть звероферма песцов, или полярных лисиц.

23. Что такое осложняющий компонент:
а) Простое предложение в составе сложного
б) Второстепенный член предложения
в) Дополнительное высказывание, которое связано с предложением по смыслу +

24. Уточняющее определение содержит предложение:
а) У каждого из нас, санитаров, был свой пассажирский вагон на сорок раненых.
б) Петя знал, что, кроме пассажиров классных, есть ещё и палубные.
в) Всю четвёртую, последнюю, ночь слева и справа гремела отчаянная канонада. +

25. Являются ли осложняющие конструкции членами предложения:
а) Нет
б) Да
в) Являются только однородные члены +

26. В каком предложении нужно поставить только одну запятую:
а) Радостно было на небе и на земле и в сердце человека.
б) Человек с трудом переносит как мороз так и жару. +
в) На стол постелена красивая льняная скатерть.

27. Сколько пар главных членов в простом осложненном предложении:
а) Одна +
б) Три
в) Две

28. Определите, в каком предложении нет однородных членов:
а) Мыши, кроты, землеройки живут в корнях деревьев.
б) Из кукурузы делают крахмал, муку, крупу.
в) Из облаков собираются тучи, из туч идёт дождь. +

29. В чем разница между сложным предложением и простым осложненным:
а) В количестве грамматических основ +
б) Они отличаются количеством слов
в) В состав сложного входят вводные слова, в состав простого осложненного – обращения

30. Какие грамматические конструкции осложняют простое предложение:
а) Вводные слова, дополнения и однородные члены
б) Вводные слова, обращения, однородные члены +
в) Вводные слова, обращения и определения

Тест с ответами “Простое осложненное предложение. Однородные члены” 11 класс

Осложненное предложение – простое предложение, в котором присутствуют «осложняющие элементы», выражающие добавочное сообщение. Осложняющие элементы подразделяются на два подтипа.

Во-первых, к ним относятся однородные члены предложения и обособленные члены предложения.

Сравните:

  • Я купил хлеб и молоко; 
  • Геолог, он объездил всю страну. 

Во-вторых, слова и словосочетания, не являющиеся членами предложения и не входящие в его структуру: вводные и вставные конструкции, обращения и междометия.

Сравните:

  • Может быть, он дома; 
  • Летите, голуби, летите; 
  • Увы, все пропало!

Общие правила

Знаки препинания в осложненном предложении:

1. Запятая (две запятые) в осложненном предложении:

Условия выбора знака препинания Примеры осложненных предложений
При однородных членах предложения Пришла, рассыпалась, клоками повисла на суках дубов, легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов… (А. Пушкин)

…Козак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе (А. Пушкин). Еловый лес самый угрюмый, зато и самый величественно тихий (Н. Никонов).

Она играла очень хорошо, хотя немного строго и сухо (И. Тургенев)

При обособленных (в том числе уточняющих, пояснительных и присоединительных) членах предложения Горы, покрытые снегом, белели среди ночи (К. Паустовский).

Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю (А. Чехов).

Гонимы вешними лучами, с окрестных гор уже снега сбежали мутными ручьями на потоплённые луга (А. Пушкин).

Ключница его, красивая женщина лет тридцати, из русских, ходит в шёлковых платьях и носит золотые кольца и серёжки (И. Тургенев)

Он, художник, никогда раньше не видел такого разнообразия красок (К. Паустовский).

Мы сидели под берёзой четыре часа, отдыхая и наслаждаясь отдыхом (В. Солоухин).

Снег, словно мёд ноздреватый, лёг под прямой частокол (С. Есенин).

Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России (М. Салтыков-Щедрин).

Потом сразу, одним ударом, из леса выдохнуло дым (К. Паустовский).

Этот сорт яблок был скороспелый, или, как говорят садоводы, ранный, то есть самый подходящий для детей (В. Солоухин).

Природа многим одарила человека, и в том числе магией слова (В. Кугультинов)

При словах и конструкциях, грамматически не связанных с членами предложения Должно быть, два-три часа сна в лесах стоят многих часов сна в духоте городских домов… (К. Паустовский)

Как хорошо ты, о море ночное… (Ф. Тютчев) Да, такова была моя участь с самого детства! (М. Лермонтов)

Ох, как же я вернусь в дом, прямо не знаю (К. Паустовский)

2. Тире (два тире) в осложненном предложении:

Условия выбора знаков Примеры осложненных предложений
Между подлежащим и сказуемым На пустом лице и царапина — украшение (М. Горький).

Жизнь — это гармония. И жить — значит не нарушать гармонии (К. Федин).

Обычное луговое разнотравье да низкий кустарник посреди долины — вот и весь пейзаж (В. Солоухин)

При однородных членах предложения (перед обобщающим словом после перечисления) Сад, степь, двор — всё было в холодной тени (В. Катаев).

На крокетной площадке, на лужайке, в беседке — всюду та же неприязненная тишина (В. Катаев)

При обособленных членах предложения За шумом они не сразу расслышали стук в окошко — настойчивый, солидный (К. Федин).

В углу гостиной стояло пузатое бюро на пренеле- пых четырёх ногах — совершенный медведь (Н. Гоголь).

Какая-то ненатуральная зелень — творение скучных беспрерывних дождей — покрывала жидкою сетью поля и нивы (Н. Гоголь)

При вставных конструкциях Кругом — не обнять глазом — снежная пелена (М. Шолохов)

3. Двоеточие (двоеточие и тире) в осложненном предложении:

Выбор знаков препинания Примеры осложненных предложений
Двоеточие

при однородных членах предложения (после обобщающего слова перед перечислением)

Приметы осени связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного неба (К. Паустовский).

Суворов развивал в русском солдате лучшие его качества: выносливость, умение совершать длительные и быстрые переходы, воевать в любой обстановке, в любых условиях, стойко и мужественно переносить все лишения и невзгоды боевой жизни (М. Бубеннов)

Двоеточие и тире

При однородных членах предложения (после обобщающего слова; после ряда однородных членов перед продолжением предложения)

Везде и всюду: в поле, в лесу, в лугах — всё зазеленело и расцвело (М. Пришвин).

И всё это: огромная и пышная вершина клёна, светло-зелёная гряда аллеи, подвенечная белизна яблонь, груш, черёмух, солнце, синева неба — всё поражало своей густотой, свежестью и новизной (И. Бунин)

4. Восклицательный знак в осложненном предложении:

Условия выбора  Примеры осложненных предложений
При обращении Угрюм-река! Здравствуй! (В. Шишков) Хороша ты, о белая гладь! (С. Есенин)
При междометиях, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах Эй! Жалко, что я не знаком с Н… (М. Лермонтов) «Да! Вот ещё: княжна, кажется, любит рассуждать о чувствах, страстях и прочее…»

(М. Лермонтов)

«Нет, нет! Не оставляйте меня с ним!»

(А. Чехов)

5. Скобки в осложненном предложении:

Выбор знаков Примеры осложненных предложений
При вставных конструкциях Татьяна (русская душою, сама не зная почему) с её холодною красою любила русскую зиму… (А. Пушкин)

Цезарь (так звали льва в зверинце) спит и тихо взвизгивает (А. Куприн)

Обратите внимание! Структура простого предложения может осложняться различными конструкциями.

Читайте также: Что такое однородные члены предложения и знаки препинания в них.

Знаки препинания при уточняющих членах предложения

Структура простого предложения может осложняться различными конструкциями. 

Знаки препинания при уточняющих членах предложения. Основные правила:

1. Обособляются и выделяются запятыми

Правило Примеры предложений с уточняющими членами предложения
а) уточняющие определения, обстоятельства времени, места и другие члены предложения (первое имеет общее значение, второе — более конкретное) Вошла молодая, лет семнадцати, девушка.

Вверху, над вершинами дубов, где ровно синела глубина неба, собирались облака.

Это было глубокой осенью, в холодный и сумрачный день.

б) пояснительные члены предложения со словами то есть, (а) именно, или (— то есть), иначе и т. п. Она была воспитана по-старинному, то есть окружена мамушками, нянюшками, подружками… 

В то время, именно год назад, я ещё сотрудничал по журналам.

По всей ширине Лены торчали в разных направлениях огромные льдины, или, по местному, торосъя.

в) присоединительные члены предложения со словами и (= и притом), и то, да и, даже, особенно, в особенности, (и) в частности, в том числе, главным образом, например, причём и т. п. Дорога была только одна, и притом широкая и обставленная вехами, так что сбиться было невозможно.

Уже на Кавказе я узнал, и то не от капитана, что он был четыре раза тяжело ранен.

Рассказы были крайне любопытны, даже с драматизмом, и производили сильное впечатление.

В людях есть много благородства, много любви, самоотвержения, особенно в женщинах.

Некоторые казаки, и Лукашка в том числе, встали и вытянулись.

2. Не обособляются

Уточняющие члены предложения со словами вернее, точнее, скорее. Эти слова имеют значение вводных и сами выделяются запятыми Я исправлю, вернее, уточню материал статьи.

Кибитка ехала по узкой дороге, или, точнее, по следу, проложенному крестьянскими санями.

Голос или, скорее, шёпот был едва слышен.

3. Уточняющие члены предложения могут выделяться ТИРЕ.

 Ямкин сам был наставником и вовсе не в старом возрасте — сорока лет — на Дальнем Востоке. Мы выполнили обязанность гостей — рассказали городские новости — и заночевали у казака.

Пунктуация в осложнённом предложении

Предложения с вводными и вставными конструкциями

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения, с вводными и вставными конструкциями (обращениями).

Вводные конструкции

Вводные конструкции чаще всего выделяются запятыми:

  • Мне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы… (М. Лермонтов)

Вводные конструкции, стоящие непосредственно после союза, отделяются от него запятой:

  • Ей надо передать ночью важное и, должно быть, невесёлое письмо (К. Паустовский).

Союз а может входить в структуру вводной конструкции, и тогда запятая после него не ставится:

  • Он не очень образован, а может быть, и не умён (А. Островский).

Если вводная конструкция (слово или словосочетание) стоит после ряда однородных членов предложения и предшествует обобщающему слову, то перед ней ставится тире, а после неё — запятая:

  • Среди птиц, насекомых, в сухой траве — словом, всюду… чувствовалось приближение осени (В. Арсеньев).

При сочетании двух вводных слов между ними ставится запятая:

  • Признаться, право, было б жаль мне опечалить их (М. Лермонтов).

Если вводное слово (сочетание) стоит в начале или в конце обособленного оборота, то никаким знаком препинания от оборота оно не отделяется:

  • Спокойно потягивает трубочку смуглый, коренастый капитан, по-видимому итальянец или грек (В. Катаев).
  • Я взял с собой непромокаемый плащ и резиновые сапоги до колен, в такую погоду просто незаменимые конечно (Л. Дмитриев).

Однако в середине обособленного оборота вводная конструкция выделяется запятыми по общему правилу:

  • Местность кругом была ровная, прятаться на ней было негде, за исключением, пожалуй, кустарника, росшего на опушке (Б. Полевой).

Пунктуация в осложнённом предложении

Вставные конструкции

Вставные конструкции выделяются тире или скобками:

  • Несмотря на быстрый ход поезда, можно было заметить под мостами мгновенные отблески звёзд в тёмной — не то болотной, не то речной — воде. 
  • В одно ясное, холодное утро (из тех, какими богата наша русская осень) Иван Петрович Берестов выехал прогуляться верхом… 

Если внутри вставной конструкции должны быть знаки препинания, они сохраняются, включая вопросительный и восклицательный знаки в конце вставной конструкции:

  • Всё помню: фонари на шторах… Здесь — рот, глаза, дрожанье плеч (и разноцветный писем ворох, напоминающий — не сжечь! )

Междометия

Междометия выделяются запятыми или после них ставится восклицательный знак (при восклицательной интонации).

  • Жизнь, увы, не вечный дар. Увы! Татьяна увядает: бледнеет, гаснет и молчит (А. Пушкин)

Не отделяются запятой междометия:

  • а) стоящие перед ты и вы, за которыми следует обращение. Ах ты, степь моя, степь широкая! Ах вы мои хорошие, заходите.
  • б) ах, ох, ух, эх, ай, ой, образующие цельные сочетания с другими словами. Ах я глупец! Ох эти пересуды! Ух и здорово! Эх и устал я! Ай какая ты! Ой как кольнуло!

Пунктуация в осложнённом предложении

Итак, простое осложненное предложение – это такая синтаксическая единица, в конструкцию которой, кроме обычных членов предложения, входят также другие конструкции без грамматической основы. Имеются в виду вводные слова, обращения и вставки.

Часто простые осложненные предложения путают со сложными, ведь они напоминают их по структуре, отличаясь вместе с тем по семантике.

Разница между сложным предложением и простым осложненным заключается в том, что у сложного две и больше грамматических основ, а у простого – только одна.

Таким образом, если найти подлежащее и сказуемое (или только один из этих главных членов, если речь идет об односоставном предложении), то легко определить, какое именно это предложение.


Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями); 


письмом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011г. № 03-296 « Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта»;


федеральным государственным образовательным
стандартом среднего общего образования,

            Программа 
составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса,
повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности
образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а
также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и
сохранения их здоровья.

            Программа внеурочной деятельности определяет состав и структуру
направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне  общего
и среднего (полного) общего образования и основного общего образования  с
учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей
образовательную деятельность.

            Программа внеурочной деятельности создаёт
условия  для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности
обучающихся, способствует самоопределению учащихся в выборе профиля обучения с
учетом возможностей педагогического коллектива.

Программа
внеурочной деятельности по русскому языку для 10 класса «Русский язык и
культура речи» разработана на основе Федеральной целевой программы «Культура
России». В программе используются спецкурс Л.А. Введенской «Культура речи»,
спецкурс С.И. Львовой «Русское правописание: орфография и пунктуация».

·        
обеспечение
подготовки учащихся 10 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому
языку в форме ЕГЭ,

·        
повышение
интереса обучающихся к практическому овладению нормами русского языка.

— обобщать и
систематизировать орфографические и пунктуационные правила русского языка,
совершенствовать грамотность учащихся;


способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных
умений и навыков;

— формировать
навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации.

·        
овладеть
комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции десятиклассников;

·        
сосредоточенно
и эффективно работать в течение экзамена.

На
каждом занятии предусматривается теоретическая часть (конспектирование лекций
учителя, повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение
этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений,
помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную
компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил,
приобрести устойчивые навыки).

           Содержание внеурочной
деятельности нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у
учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание  правильности
и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию
творческих работ.

Методы, формы работы,
используемые технологии
.

5)
исследовательский.

4)
здоровьесберегающие.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Внеурочное занятие (содержание
темы)

1.      
 

Речевая
культура – часть общечеловеческой культуры.

Лекция учителя: «Значимость речевой культуры для
духовной жизни общества».

2.      
 

Культура
языка. Культура речи.

Практическая часть: «Структура экзаменационной
работы по русскому языку и критерии ее оценивания».

3.      
 

Язык и
речь.

Лекция учителя: «Соотношение понятий
“язык” и “речь” в современном языкознании». Практическая часть: «Структура
сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ».

4.      
 

Языковая
норма как историческая категория.

Лекция учителя: «Развитие языковой нормы как системы
правил. Становление и развитие древнерусского языка, этапы его
существования». Практическая часть: «Способы написания вступления к сочинению».

5.      
 

Понятие
нормы в современной лингвистике.

Лекция учителя: «Зарождение нормы в языке».
«Изменчивость нормы».

Практическая часть: «Формулирование проблемы теста».

6.      
 

Формирование
норм литературного языка.
Признаки нормы.

Лекция учителя: «Норма — одна из составляющих
национальной культуры». Практическая часть: «Правила написания комментария к
проблеме, поставленной автором текста ».

7.      
 

Понятие
вариантов норм.

Лекция учителя: «Императивные (обязательные) и
диспозитивные (вариантные) нормы».

Практическая часть: «Формулируем позицию автора».

8.      
 

Эволюция
языковых норм. Сочинение как жанр различных стилей речи.

Лекция учителя: «Первый закон экономии языковых
средств». «Второй закон языковых средств – закон аналогии или унификации
(уподобления)».

Практическая часть: «Как сформулировать собственную
позицию по проблеме, поставленной автором текста».

9.      
 

Типология
норм.

Ошибки грамматические и речевые.

Лекция учителя: «Соблюдение языковой нормы –
основное условие хорошей речи». Практические упражнения «Поразмышляем
вместе».

10.  
 

Качества
хорошей речи.

Лекция учителя: «Понятие речи. Общая характеристика.
Особенности».

Практическая часть: «Учимся аргументировать свою
позицию».

11.  
 

Основные
качества хорошей речи. Общая характеристика.

Семинар на тему: «Правильность, чистота, богатство,
содержательность, точность,  логичность, выразительность, уместность —
основные качества хорошей речи». Практическая часть: «Учимся писать вывод
сочинения»

12.  
 

Правильность
как основа хорошей речи.

Лекция учителя: «Виды правильности речи. 
Окказиональность «как особая правильность» в художественном тексте». Практическая
часть: «Отработка навыка написания сочинения»

13.  
 

Содержательность
хорошей речи.

Викторина: «Богатство речи и способы проявления
языкового богатства. Синонимы, метафора, метонимия, синекдоха как лексические
средства богатства речи».  

Практическая часть: «Отработка навыка
написания сочинения»

14.  
 

Выразительность
и гибкость хорошей речи.
Уместность и доступность хорошей речи.

Практическая работа: «Поразмышляем вместе».
Отработка навыка написания сочинения.

15.  
 

Точность
речи.

Лабораторная работа: «Фактические ошибки. Речевые и
грамматические ошибки. Поиск и исправление недочетов». Тестирование в формате
ЕГЭ (задания 6, 7 в ЕГЭ).

16.  
 

Техника
речи. Понятие техники речи в современной лингвистике.

Практикум: «Дыхание как основа звучащей речи. Виды
дыхания. Этапы тренировки фонационного дыхания. Голос. Его основные качества.
Система работы над голосом»

17.  
 

Техника
речи. Понятие техники речи в современной лингвистике.

Практикум: «Дикция как обязательный компонент
техники речи. Система работы над дикцией. Интонация. Основные компоненты
интонации. Система работы над интонационно-мелодической структурой
высказывания».

18.  
 

Орфоэпические
нормы.

 Тексты разных стилей.

Лекция учителя: «Становление орфоэпической нормы.
Особенности формирования произносительной литературной нормы. Орфоэпия как
совокупность правил произношения. Основные фонетические законы гласных и
согласных современного русского литературного языка. Источники отклонений от
литературной нормы. Степени нормативности системы литературного
произношения».  Практическая часть: « Отработка задания 4».

19.  
 

Лексика. 
Лексические нормы.

Лекция учителя: «Лексика как системная организация
языка. Лексические нормы как правила употребления слов в языке. Нарушения
лексических норм». Практическая часть: «Средства выразительности речи. Задания
3,5, 20, 24  ЕГЭ»

20.  
 

Акцентологические
нормы.

Лекция учителя: «Понятие ударения. Особенности его
проявления в русском языке. Языковые требования к постановке ударения в
русских словах в зависимости от частеречной принадлежности. Акцентологический
минимум». Практическая часть: «Нормы ударения в русском языке.  Задание 4 в
ЕГЭ»

21.  
 

Словообразовательные
нормы.

Орфография

Лекция учителя: «Словообразовательная система
русского языка. Словообразовательная норма как система правил построения слов
в языке. Понятие окказиональной нормы в словообразовании».

Практическая часть: «Правописание приставок. Задания
9, 12, 13  ЕГЭ»

22.  
 

Морфологические
нормы и их особенности.

Практикум: «Правила согласования, образования и
употребления форм рода, числа и падежа. Правописание суффиксов. Задание  10 ЕГЭ»

23.  
 

Морфологические
нормы и их особенности.

Лекция учителя: «Морфологический минимум».

Практическая часть: «Правописание Н – НН в различных
частях речи. Задание 14 ЕГЭ».

24.  
 

Синтаксис
и пунктуация. Синтаксические нормы и их особенности.

Проектная работа – презентация «Синтаксические нормы
русского языка».

Практикум: «Нарушения норм согласования и
управления. Задание 7 ЕГЭ»

25.  
 

Речевые
ошибки при употреблении синтаксических средств языка.

Семинар: «Грамматическая основа предложения.
Нарушения порядка следования слов, употребления однородных членов в простом
предложении, причастных и деепричастных оборотов, частей сложносочиненного и 
сложноподчиненного предложения, смешение прямой и косвенной речи».

Практическая часть: «Отработка заданий  15-17 ЕГЭ».

26.  
 

Употребление
обособленных определений и обстоятельств в речи.

Проект – презентация «Обособленные члены
предложения. Отработка заданий 15-17 ЕГЭ»

27.  
 

Употребление
вводных слов, обращений и междометий в речи.

Игра-разминка.

Практикум: «Знаки препинания в простом осложненном
предложении. Задания 15-17  ЕГЭ».

28.  
 

Употребление
знаков препинания в сложносочиненных, сложноподчиненных предложениях.

Семинар: «Знаки препинания в сложносочиненном
предложении, сложноподчиненном предложении».

Практическая часть: «Отработка заданий 18, 19 ЕГЭ».

29.  
 

Многокомпонентные 
синтаксические конструкции и знаки препинания в них.

Лекция учителя: «Сложные предложения с различными
видами связи»

Практическая часть: «Отработка заданий ЕГЭ».

30.  
 

Употребление
знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.

Синтаксическая викторина «Побудь управленцем!»

Практикум: «Сложные бессоюзные предложения.
Отработка заданий ЕГЭ»

31.  
 

Синтаксический
минимум.

Игра «Ты эксперт».

Практикум: «Выполнение тестовых заданий».

32.  
 

Функциональные
стили. Стилистические нормы.

Лекция учителя «Функциональные стили».

Практикум: «Выполнение тестовых заданий».

33.  
 

Функционально-смысловые
типы речи.

Проект-презентация по теме «Типы речи в нашей
языковой практике».

Практикум: «Выполнение  заданий «Поразмышляем
вместе».

34.  
 

Правописные
(орфографические и пунктуационные) нормы.

Лекция учителя: «Орфографическая и пунктуационная
грамотность как неотъемлемая часть речевой культуры. Орфография как раздел
лингвистики. Основные принципы русской орфографии. Правила русской
орфографии. Пунктуация как система постановки знаков препинания.
Интонационно-мелодические законы русской речи. Правила русской пунктуации».

ИТОГО: 34 часа

Тема

Виды деятельности

Кол-во часов

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1-2

Речевая

культура
– часть общечеловеческой культуры. Культура языка. Культура речи.

Восприятие лекции учителя. Работа над анализом
структуры экзаменационной работы по русскому языку в формате ЕГЭ и критериями
ее оценивания.

2

Формирование сознания того, что русский язык –
важнейший показатель культуры человека. Развивать любовь и уважение к
Отечеству, его языку как выразителю национального самосознания народа.

Коммуникативные: пользоваться
разными видами чтения, слушать и слышать друг друга, с точностью и полнотой
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно
выделять и формулировать познавательную цель, искать, выделять и
преобразовывать необходимую информацию.

Познавательные: объяснять
языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования
структуры, содержания и значения слова, предложения, текста.

Научиться формулировать высказывания на
лингвистическую тему и составлять рассуждения. Проводить стилистический
анализ текста.

3

Язык
и речь.

Восприятие лекционной части материала. Работа над
понятиями «язык» и «речь» в современном языкознании. Выполнение практической
части задания «Структура сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ».

1

Формирование устойчивой мотивации к изучению и
закреплению нового.

Коммуникативные: управлять 
поведением партнеров (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умения
убеждать).

Регулятивные: проектировать
маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды
деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять
языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания
сочинения.

Научиться определять типологическое строение текста
сочинения ЕГЭ, самостоятельно писать сочинение в формате ЕГЭ, соблюдая его  структуру.
Уметь соблюдать основные языковые нормы.

4

Языковая
норма как историческая категория.

Восприятие лекция учителя «Становление и развитие
древнерусского языка, и этапы его существования. Зарождение нормы в языке».
Работа над заданием. «Способы написания вступления к сочинению».

1

5

Понятие
нормы в современной лингвистике.

Работа над понятием языковой нормы как системы
правил. Выполнение практической части: «Формулирование проблемы теста».

1

6

Формирование
норм литературного языка

Восприятие лекции учителя о языковой норме как одной
из составляющих национальной культуры. Выполнение  задания «Правила написания
комментария к проблеме, поставленной автором текста ».

1

Формирование устойчивой мотивации к изучению и
закреплению нового.

Коммуникативные: управлять 
поведением партнеров (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умения
убеждать).

Регулятивные: проектировать
маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды
деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
написания сочинения.

Научиться определять типологическое строение текста
сочинения ЕГЭ, самостоятельно писать сочинение в формате ЕГЭ, соблюдая его 
структуру. Уметь соблюдать основные языковые нормы.

7

Понятие
вариантов норм.

Восприятие лекции учителя и закрепление нового
знания. Отработка задания «Формулируем позицию автора».

1

8

Эволюция
языковых норм. Сочинение как жанр различных стилей речи.

Восприятие лекции учителя и закрепление новых знаний
в практических упражнениях. «Как сформулировать собственную позицию по
проблеме, поставленной автором текста».

1

Овладение языковыми нормами, лингвистической
компетенцией оценивания параметров сочинения.

Коммуникативные: формировать
навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные:
проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в
новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные:
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Понимать процесс эволюции языковых норм. Применить
приемы написания сочинения данного типа.

9

Типология
норм. Ошибки грамматические и речевые.

Закрепление новых знаний в практических упражнениях.
«Как сформулировать авторскую и собственную позицию по проблеме текста».

1

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной
и коллективной аналитической деятельности, овладение лингвистическими
компетенциями, умением формулировать авторскую позицию, подбирать аргументы,
писать вывод сочинения и сочинение полностью.

Коммуникативные:

пользоваться разными видами чтения,
слушать и слышать друг друга, с точностью и полнотой выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать, выделять
и преобразовывать необходимую информацию.

Познавательные:
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования структуры, содержания и значения текста.

Проводить все виды анализа текста, овладеть
теоретическими и практическими навыками написания сочинения.

10

Качества
хорошей речи.

Восприятие лекции учителя. Закрепление нового
знания. Выполнение практических упражнений «Учимся аргументировать свою
позицию».

1

11

Основные
качества хорошей речи.

Учимся писать вывод сочинения

1

12

Правильность
как основа хорошей речи.

Отработка навыка написания сочинения

1

13

Содержательность
хорошей речи.

Отработка навыка написания сочинения

1

14

Выразительность
и гибкость,уместность и доступность хорошей речи.

Выполнение практической работы.  Отработка навыка
написания сочинения

1

15

Точность
речи.

Лабораторная работа: «Фактические ошибки. Речевые и
грамматические ошибки. Поиск и исправление недочетов». Тестирование в формате
ЕГЭ (задания 6, 7 в ЕГЭ).

1

Формирование устойчивой мотивации к закреплению
изученного в новых условиях.

Коммуникативные: управлять
своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своих действий).

Регулятивные:  проектировать
маршрут преодоления затруднений в обучении.

Познавательные:
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон.

Правильно применять полученные орфографические,
пунктуационные, лексические, морфологические, орфоэпические, грамматические
нормы.

16-

17

Техника
чтения.

Отработка навыков владения техникой речи: тренинги
дыхательной гимнастики. Выполнение практических упражнений.

1

Овладение лингвистической компетенцией распознавания
фактических ошибок

Коммуникативные: пользоваться
разными видами чтения, слушать и слышать друг друга, с точностью и полнотой
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать, выделять
и преобразовывать необходимую информацию.

Познавательные:
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования структуры текста

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной
и коллективной аналитической деятельности

Упражнения для постановки голоса и дикции, развитие
приемов овладения интонацией. Отработка умения находить и редактировать
речевые и грамматические ошибки.

1

Овладение лингвистической компетенцией распознавания
речевых и грамматических ошибок

18

Орфоэпические
нормы. Тексты разных стилей.

Отработка и закрепление орфоэпических норм (задание
4 ЕГЭ).

1

Осознавать роль языка в формировании мышления,
расширять объем употребления грамматических средств  выражения мыслей и
чувств, чувствовать эстетическую ценность родного языка, потребность
сохранять его красоту и богатство

 Коммуникативные: пользоваться
разными видами чтения и аудирования, использовать разные механизмы речи
(прогнозирования, эквивалентных замен, компрессии).

Регулятивные:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать, выделять
и преобразовывать необходимую информацию.

Познавательные: объяснять
языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования
структуры, содержания и значения текста.

Формирование устойчивой мотивации к творческой
деятельности по алгоритму, индивидуальному плану

19

Лексика.
Лексические нормы.

Восприятие лекции учителя, отработка и закрепление
лексических норм. Лингвистический практикум  «Средства выразительности речи».

Отработка умений решать заданий 3, 5,  20, 24  ЕГЭ.

1

20

Акцентологические
нормы.

Усвоение акцентологического минимума. Выполнение
практических упражнений «Подумаем вместе». Отработка задания 4 ЕГЭ.

1

Овладение лингвистической компетенцией выявления
синонимии как языкового явления

21

Словообразовательные
нормы. Орфография.

Восприятие лекции учителя. Закрепление теоретических
понятий «словообразовательная норма», «окказиональная норма». Отработка темы
«Правописание приставок. Задание 9».

1

Формирование устойчивой мотивации к закреплению
изученного в новых условиях. Формирование устойчивой мотивации к изучению и
закреплению нового.

Коммуникативные:

управлять своим поведением (контроль,
самокоррекция, оценка своих действий).

Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления
затруднений в обучении.

Познавательные:
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон.

Овладение орфографическими нормами языка

22-

23

Морфологические
нормы и их особенности.

Закрепление теоретических понятий. Выполнение
упражнений практикума. Задания 12, 13.

1

Отработка правописания суффиксов. Отработка навыков
правописания Н – НН в различных частях речи. Задание 14.

1

24

Синтаксис
и пунктуация. Синтаксические нормы и их особенности.

Проектная работа – презентация «Синтаксические нормы
русского языка».

Практикум: «Нарушения норм согласования и
управления. Задание 7 ЕГЭ»

1

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной
и коллективной аналитической деятельности.

Коммуникативные:

 с точностью и полнотой выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, корректировать
интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания.

Регулятивные:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать, выделять
и преобразовывать необходимую информацию, составлять таблицы.

Познавательные:
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования структуры предложений с различными видами союзной и бессоюзной
связи.

Правильно употреблять знаки препинания в зависимости
от различных значений и соответствующей интонации между частями сложного
предложения. Составлять схемы, моделировать предложения по заданным схемам,
проводить синтаксический анализ разных типов предложений, исправлять
грамматические ошибки.

25

Речевые
ошибки при употреблении синтаксических средств языка.

Семинар: «Грамматическая основа предложения.
Нарушения порядка следования слов, употребления однородных членов в простом
предложении, причастных и деепричастных оборотов, частей сложносочиненного и 
сложноподчиненного предложения, смешение прямой и косвенной речи».

Практическая часть: «Отработка заданий  15-17 ЕГЭ».

1

Формирование устойчивой мотивации к закреплению
изученного в новых условиях.

Коммуникативные: управлять
своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своих действий).

Регулятивные: проектировать
маршрут преодоления затруднений в обучении.

Познавательные:
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон.

Коммуникативные: управлять
своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своих действий).

Регулятивные: проектировать
маршрут преодоления затруднений в обучении.

Познавательные:
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон.

Видеть речевые ошибки в тексте, уметь их исправлять.

26

Употребление
обособленных определений и обстоятельств в речи.

Проект – презентация «Обособленные члены
предложения. Отработка заданий15-17 ЕГЭ»

1

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной
и коллективной аналитической деятельности.

Правильно употреблять знаки препинания в зависимости
от различных значений и соответствующей интонации между частями сложного
предложения.

Составлять схемы, моделировать предложения по
заданным схемам, проводить синтаксический анализ разных типов предложений.
Находить сложные предложения в художественных текстах; употреблять в речи
подобные предложения.

27

Употребление
вводных слов, обращений и междометий.

Игра-разминка.

Практикум: «Знаки препинания в простом осложненном
предложении. Задания15-17  ЕГЭ».

1

Овладение лингвистической компетенцией распознавания
вставных и вводных конструкций

28

Употребление
знаков препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях.

Семинар: «Знаки препинания в сложносочиненном
предложении, сложноподчиненном предложении».

Практическая часть: «Отработка заданий 18, 19  ЕГЭ».

1

Овладение лингвистической компетенцией постановки
знаков препинания в ССП и СПП.

29

Многокомпонентные
синтаксические конструкции и знаки препинания в них.

Лекция учителя: «Сложные предложения с различными
видами связи»

Практическая часть: «Отработка задания ЕГЭ».

1

Овладение лингвистической компетенцией постановки
знаков препинания в МСК.
Формирование устойчивой мотивации к
изучению и закреплению нового.

30

Употребление
знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.

Синтаксическая викторина «Побудь управленцем!»

Практикум: «Сложные бессоюзные предложения.
Отработка задания ЕГЭ»

1

Овладение лингвистической компетенцией постановки
знаков препинания в БСП.

31

Синтаксический
минимум

Игра «Ты эксперт».

Практикум: «Выполнение тестовых заданий».

1

Формирование устойчивой мотивации к закреплению
изученного в новых условиях.

Коммуникативные:

управлять своим поведением (контроль,
самокоррекция, оценка своих действий).

Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления
затруднений в обучении.

Познавательные:
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон.

Овладение орфоэпическими, орфографическими,

лексическими, морфологическими, синтаксическими
грамматическими

языковыми нормами

32

Функциональные
стили. Стилистические нормы.

Лекция учителя «Функциональные стили».

Практикум: «Выполнение тестовых заданий».

1

33

Функционально-смысловые
типы речи.

Проект-презентация по теме «Типы речи в нашей
языковой практике».

Практикум: «Выполнение  заданий «Поразмышляем
вместе».

1

34

Правописные
(орфографические и пунктуационные) нормы.

Лекция учителя: «Орфографическая и пунктуационная
грамотность как неотъемлемая часть речевой культуры. Орфография как раздел
лингвистики. Основные принципы русской орфографии. Правила русской
орфографии. Пунктуация как система постановки знаков препинания.
Интонационно-мелодические законы русской речи. Правила русской пунктуации».

1

В сложных предложениях могут употребляться запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Роль этих знаков препинания огромна, потому что они выполняют разные функции: разделительную, выделительную, смысловую, интонационную.Во-первых, в сложных синтаксических конструкциях знаки препинания нередко служатдля разделения частей.Точка с запятой разделяет части бессоюзной сложной конструкции. В разделительной функции употребляется также запятая перед союзом «а» , перед союзом «но» .Здесь запятые отделяют друг друга части сложных синтаксических конструкций, связанные сочинительной связью.     Во-вторых, в сложноподчинённых предложениях запятые могут выполнятьвыделительную функцию.В них с помощью запятых выделяются придаточные предложения («что Стася Михальская не любила своего отца», «что мама её не любила», «что она делала для Стаси»).     Двоеточие и тире в сложных предложениях могут выполнять смыслоразличительную функцию. Например, в предложении 9 тире не только разделяет части бессоюзной сложной конструкции, но и сигнализирует о том, что во второй части предложения сообщается вывод к сказанному в первой части. Двоеточие в предложении , выполняя разделительную функцию, предупреждает о том, что следующая после знака препинания часть предложения будет пояснять смысл того, о чём говорится в первой части.     В заключение хотелось бы сказать, что из текста демонстрируют многофункциональность знаков препинания, которые употребляются в сложных предложениях. Тире, двоеточие, запятая, точка с запятой в сложных предложениях служат для внутреннего членения предложения на части, а также помогают понять смысловые отношения между ними.

Ответ оставил Гость
Предложения в тексте отделяются друг от друга различными знаками препинания: точкой, многоточием, вопросительным и восклицательным знаками. Эти знаки препинания не только организуют письменный текст для облегчения его восприятия читателем, но и передают часть заключенной в тексте информации.
Так, поставленная в конце предложения точка сигнализирует о том, что предложение содержит повествование или побуждение .
Многоточие передает недосказанность, недоговоренность.
Вопросительный знак ставится для выражения вопроса или сомнения, а восклицательный – для передачи эмоционального состояния, восклицания, удивления .
Таким образом, все вышеперечисленные знаки препинания помогают выбрать правильную интонацию предложения, а также понять смысл написанного.
Запятая – это один важных знаков препинания, без которого действительно обойтись невозможно.
Запятые в предложениях выполняют разные функции. Во-первых, запятая может употребляться в разделительной функции.
Во-вторых, очень важна выделительная функция запятых.
В заключение хотелось бы сказать, что запятая – это многофункциональный знак препинания, от правильной расстановки которого зависит понимание смысла написанного.
В сложных предложениях могут употребляться запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Роль этих знаков препинания огромна, потому что они выполняют разные функции: разделительную, выделительную, смысловую, интонационную.
Во-первых, в сложных синтаксических конструкциях знаки препинания нередко служат для разделения частей.
Во-вторых, в сложноподчинённых предложениях запятые могут выполнять выделительную функцию. Двоеточие и тире в сложных предложениях могут выполнять смыслоразличительную функцию.

Функция №1 – РАЗДЕЛЕНИЕ
Запятая разделяет:
1. однородные члены предложения;
2. части сложного предложения;
3. прямую речь, стоящую перед словами автора.
Функция №2 – ВЫДЕЛЕНИЕ
Запятая или две запятые выделяют:
1. обособленные члены предложения
2. уточняющие, поясняющие и присоединительные члены предложения;
3. сравнительные обороты;
4. вводные конструкции;
5. обращения;
6. междометия;
7. утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова;
8. придаточные части сложноподчинённого предложения.
Функция №2 – ВЫДЕЛЕНИЕ
Запятая или две запятые выделяют:
1. обособленные члены предложения
2. уточняющие, поясняющие и присоединительные члены предложения;
3. сравнительные обороты;
4. вводные конструкции;
5. обращения;
6. междометия;
7. утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова;
8. придаточные части сложноподчинённого предложения.
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ
Функция №1 – РАЗДЕЛЕНИЕ
Точка с запятой разделяет:
1. однородные члены предложения;
2. части сложного предложения.
ТИРЕ
Функция №1 – РАЗДЕЛЕНИЕ
Тире разделяет:
1. подлежащее и сказуемое при отсутствии связки;
2. слова при пропуске одного из членов предложения;
3. обобщающее слово, стоящее после однородных членов предложения;
4. части бессоюзного сложного предложения;
5. прямую речь и слова автора;
6. реплики диалога.
Функция №2 – ВЫДЕЛЕНИЕ
Два тире выделяют:
1. распространённые приложения;
2. вставные предложения;
3. слова автора, находящиеся внутри прямой речи.
ДВОЕТОЧИЕ
Функция №1 – РАЗДЕЛЕНИЕ
Двоеточие разделяет:
1. обобщающее слово и однородные члены, стоящие после него;
2. части бессоюзного сложного предложения;
3. прямую речь и слова автора.
СКОБКИ
Функция №1 – ВЫДЕЛЕНИЕ
Скобки выделяют:
1. вставные предложения
Про скобки материал есть также ЗДЕСЬ
КАВЫЧКИ
Функция №1 – ВЫДЕЛЕНИЕ
Кавычки выделяют:
1. прямую речь;
2. названия книг, журналов, кинофильмов и т. д. ;
3. цитату;
4. слова, употребляемые не в обычном значении (например, иронически)
Подробнее о кавычках читаем здесь, здесь и здесь.
ТОЧКА, МНОГОТОЧИЕ, ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК, ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК
Функция №1 – РАЗДЕЛЕНИЕ
Точка, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак разделяют:
1. предложения в тексте.
Точка ставится в конце повествовательного или побудительного предложения.
Вопросительный знак ставится в конце того предложения, в котором о чём-то спрашивается.
Восклицательный знак употребляется после обращений, междометий, произносимых с восклицательной интонацией, а также в конце предложения.
Внутри предложения многоточие используется для обозначения пауз и указания пропуска слов при цитировании.

1.
Пояснительная записка

 Предлагаемая рабочая  программа расширяет знания
базового курса русского языка и позволяет школьникам получить дополнительную
подготовку для сдачи
ГИА. Курс построен на принципах обобщения и
систематизации учебного материала.

Актуальность данного курса заключается в
необходимости подготовки учащихся к успешной сдаче ГИА по русскому языку в
форме
ОГЭ за
курс основной школы.
            Цель курса — подготовить учащихся 9 класса к ГИА по русскому
языку. Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует
стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный
курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к
итоговой аттестации, где учащиеся должны продемонстрировать результаты
овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и
письменной речи.

 Задача
курса
– формирование знаний, умений, навыков, обеспечивающих успешное
прохождение итоговой аттестации.

2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО  КУРСА

Название разделов и тем

Количество
часов для изучения

Содержание
учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная
работа обучающихся

Формы
конт-роля

1

2

3

4

Структура
экзаменационной работы в формате ОГЭ.

        
2

Особенности
заполнения бланков экзаменационной работы.

Подготовка к
написанию сжатого изложения

       
6

Микротемы
исходного текста. Абзацное членение текста.  Структурные особенности сжатого
изложения.    Основные приёмы компрессии исходного текста.

Выбор
приемов компрессии исходного текста.

 Прак-тическое
занятие.

Подготовка к
написанию сочинения-рассуждения

        
7

Структура
сочинения на лингвистическую тему

Тезис
сочинения на лингвистическую тему

Заключение
в сочинении на лингвистическую тему. Практическое занятие.

Структура
сочинения-рассуждения по тексту

Тезис
сочинения-рассуждения

Заключение
в сочинении-рассуждении.

 Практи-ческое
занятие.

Подготовка к
написанию тестовой части

16

Понимание
текста.

Лексика
и фразеология.

Средства
выразительности.

Фонетика.
Графика. Орфоэпия.

Правописание
гласных в корне.

Правописание
приставок.

Правописание
суффиксов.

Стили
речи.

Словосочетание.

Грамматическая
основа предложения.

Обособленные
члены предложения.

Знаки
препинания в простом осложненном предложении и в сложном бессоюзном предложении.

Количество
грамматических основ.

Знаки
препинания в сложном предложении с сочинительной и подчинительной связью.

Сложные
предложения с разными видами связи.

Морфология
и орфография.

Синтаксис
и пунктуация.

Предэкзаменационная
работа.

        
3

Конт-рольная работа
в формате ОГЭ

                          3.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Название
темы

Количество
часов

Резерв

1

Структура
экзаменационной работы в формате ОГЭ

2

2

Подготовка
к написанию сжатого изложения

6

3

Подготовка к
написанию сочинения-рассуждения

7

4

Подготовка
к написанию тестовой части

16

5

Предэкзаменационная
работа

3

ИТОГО

34

4.Календарно-тематическое планирование курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» для 9 класса (34
часа в год/1час в неделю)

№ урока

Тема урока

Планируемое дом. задание

Дата

Кор-ка КТП

Примечания

Структура
экзаменационной работы в формате ОГЭ (2ч.)

1.

Структура экзаменационной работы в

формате ОГЭ

2.

Особенности заполнения бланков экзаменационной работы

Подготовка к
написанию сжатого изложения (6ч.)

3.

Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное
членение текста.    

4.

Структурные особенности сжатого изложения.   

5.

Основные приёмы компрессии исходного текста

6.

Основные приёмы компрессии исходного текста

7.

Основные приёмы компрессии исходного текста

8.

Практическое занятие. Выбор
приемов компрессии исходного текста

Подготовка к
написанию сочинения-рассуждения (7ч.)

9.

Структура сочинения на лингвистическую тему

10.

Тезис сочинения на лингвистическую тему

11.

Практическое занятие. Заключение
в сочинении на лингвистическую тему.

12.

Структура сочинения-рассуждения по тексту

13.

Тезис сочинения-рассуждения

14.

Практическое занятие. Заключение
в сочинении-рассуждении.

15.

Понимание текста. Лингвистический анализ текста

Подготовка к
написанию тестовой части (16ч.)

16.

Лексика и фразеология. Лексическое значение слова

17.

Средства выразительности (метафора, эпитет, сравнение,
олицетворение и др.)

18.

Правописание гласных в корне. Чередующиеся гласные в корне
слова.

19.

Правописание приставок.

20.

Правописание суффиксов

21.

Стили речи.

22.

 Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетаниях

23.

 Грамматическая основа предложения

24.

Обособленные члены предложения

25.

Знаки препинания в простом осложненном предложении и в
сложном бессоюзном предложении.

26.

Количество грамматических основ.

27.

Знаки препинания в сложном предложении с сочинительной и
подчинительной связью.

28.

 Сложные предложения с разными видами связи.

29.

Сложные предложения с разными видами связи

30.

Блок 1.Морфология и орфография

31.

Блок 2. Синтаксис и пунктуация

Предэкзаменационная работа (3ч.)

32-34.

Предэкзаменационная работа.

Сводная таблица уроков контроля

Количество
контрольных работ

Количество

практических
работ

I

II

год

I

II

год

1

1

3

3

5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КУРСА

Личностными
результатами
 освоения
являются:

1) понимание необходимости
подготовки предмета для успешного прохождения итоговой аттестации;

2) потребность сохранить чистоту
русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного
запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и
чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения
за собственной речью.

Метапредметными
результатами
 освоения
являются:

I) владение всеми видами речевой
деятельности:

·        
адекватное
понимание информации устного и письменного сообщения;

·        
способность
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

·        
овладение
приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести
самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к
преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате
чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных
технологий;

·        
способность
определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

·        
способность
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

·        
умение
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2) применение приобретённых знаний,
умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как
средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные
знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на
уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное
взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного
выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение
национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными
результатами
 освоения  являются:

1) владение всеми видами речевой
деятельности:

аудирование и чтение:

·        
адекватное
понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста,
основной и дополнительной информации);

·        
владение
разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим)
текстов разных стилей и жанров;

·        
владение
умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы),
приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;

·        
способность
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том
числе и на электронных носителях;

·        
адекватное
восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами
аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного
содержания, с выборочным извлечением информации);

·        
умение
сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к
определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых
средств;

говорение и письмо:

·        
умение
воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с
заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);

·        
способность
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать
нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

·        
умение
создавать устные и письменные тексты разных типов  и стилей речи с учётом
замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ,
отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом
осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с
коммуникативной задачей;

·        
владение
различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников
с небольшими сообщениями, докладом;

·        
соблюдение в
практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических
норм современного русского литературного языка; стилистически корректное
использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных
правил орфографии и пунктуации;

·        
способность
участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно
пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях
общения;

·        
осуществление
речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её
содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных
коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки,
недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

2) усвоение основ научных знаний о
родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

3) освоение базовых понятий
лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение,
речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения;
функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение);
текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

4) проведение различных видов
анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический,
морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ
текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры,
принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей
языкового оформления, использования выразительных средств языка;

5) осознание эстетической функции
родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания
при анализе текстов художественной литературы.

  • Функции русского языка сочинение
  • Фуд флористика как правильно пишется
  • Фривольные рассказы русских писателей
  • Функции действующих лиц волшебной сказки по в я проппу
  • Функциональные стили русского языка сочинение