Фразеологизмы в русских народных сказках примеры

Народ столетиями создавал произведения устного народного творчества, закладывая в них народную мудрость, свои надежды и стремления. народные сказки это
  • Народ столетиями создавал произведения устного народного творчества, закладывая в них народную мудрость, свои надежды и стремления. Народные сказки – это и развлечение, которое скрашивало долгие вечера; это и уроки, каким должен быть человек; это и стремление к справедливости.
    А.С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» Сказки рассказывались чаще всего для детей. Взрослые тоже с удовольствием слушали сказителей. Но именно дети впитывали в себя те уроки, которые заложены народом в сказки. Ведь в них добро всегда побеждает зло. Добро всегда получает награду за свои поступки.
    Как же изображал народ эти два понятия: добро и зло? Все герои сказки строго подразделяются на положительных и отрицательных. Положительные герои: Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Иван-крестьянский сын, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна и другие – всегда наделены прежде всего внешней красотой, которая порой скрыта в начале сказки. Таков Иванушка-дурачок. Все смеются над этим героем, старшие братья открыто издеваются. Но Иванушка-дурачок лучше братьев справляется с поручением отца, потому что у него есть ответственность за порученное дело. Он наблюдателен, наделен смекалкой и храбростью. И поэтому в награду получает прекрасную царевну и полцарства в придачу.
    Иван-царевич также изображался народом умным и смелым, добрым и отзывчивым. Потому и приходят к нему на помощь силы природы, позволяя справиться с трудными задачами, возникшими на его пути. Женские образы в сказках наделены невероятной красотой, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». Они мудры и трудолюбивы, заботливы и добры. Поэтому к ним на выручку всегда приходят умные, смелые и прекрасные герои.
    А вот зло в сказках всегда изображается страшным, безобразным. Оно сначала обладает невероятной силой. Но смелость и ум героев помогают победить его в неравной борьбе. Кащей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч – чаще всего именно эти герои являются воплощением зла. Хотя иногда Баба Яга оказывается помощницей главного героя.
    Слушая сказки, ребенок сразу же решал для себя, на какого героя он будет похож, стремился подражать добрым героям. Так народ с детства вкладывал в ребенка понятия добра и зла, что хорошо, а что плохо.

  • Сочинение «Добро и зло в русских народных сказках»
    Я люблю читать народные сказки о чудесах. Больше всего мне в них нравится то, что добро там всегда побеждает зло.
    Героями со стороны добра в русских сказках обычно являются храбрые воины Иван-царевич, Андрей-стрелок, Иван-крестьянский сын и другие. Еще добро представляют добрые Аленушка, Василиса Прекрасная, Марья-кудесница.
    Но у зла тоже большое войско. Это зубастая Баба-Яга в ступе, ее подруги — злые ведьмы, которые едят маленьких детей. А еще Кощей Бессмертный, Змей Горыныч с тремя головами, его мать Змеиха и другие.
    Зло кажется непобедимым, потому что злые герои сказок очень сильны, хитры и владеют колдовством. Но добро все равно одолеет его!
    Я заметил, что добрые герои в русских сказках побеждают не только благодаря своей силе и храбрости. Ведь любая сила, например, бесполезна против Кощея Бессмертного: его просто так не убьешь. Положительные герои используют в борьбе против зла еще и ум, изобретательность, ловкость.
    А еще у них по-настоящему доброе сердце, они жалеют других, и помогают им. Поэтому даже звери и птицы станут на сторону добрых героев. Например, как Серый волк служил Ивану-царевичу. Или как утка, заяц и рак помогли отыскать ему Кощееву смерть в иголке и спасти Василису.
    Сочинение на тему | Октябрь 2015 источник

  • Итак «добро и зло» – является главным моральным понятием в жизни. Добром считают нравственную ценность, которую относят к образцу человеческих отношений и поступков. Противоположностью добра считается зло, которое нужно исправить или вообще удалить. Зло нельзя причинять или вообще допускать – вот главная задача морального поведения человека.
    Русские народные сказки дают возможность, лучше, узнать о сложном мире, находясь еще маленьким ребенком. А для подрастающего поколения граница между добром и злом должна быть четкой и ясной. Именно так дети смогут разглядеть, что плохо, а что хорошо.
    В народных сказках зло и добро всегда выглядят ярко, их очень хорошо заметно. При этом все плохие и злые персонажи никогда не могут исправиться, они просто-напросто оказываются побежденными и униженными, то есть – ни с чем. Тот, кто несет с собой зло, в конце концов, обязательно будет наказан. А добро, наоборот, будет хорошо вознаграждено и получит все, а может даже и больше.
    Вот почему каждая русская сказка наводит пример противостояния добра и зла. Какими бы не были злые герои, их всегда побеждают сильные, смекалистые, удачливые и просто добрые персонажи. Все это благодаря их нему доброму сердцу, жалости к другим беззащитным персонажам, которым необходима помощь. Добрым героям помогают все, даже птицы и звери. Вот яркие примеры: Ивану царевичу помогал Серый волк, а заяц, рак и утка оказали помощь в поисках иголки, чтобы победить злого Кощея и спасти Василису.
    На протяжении многих веков русский народ производил устное народное творчество, в котором закладывалась народная мудрость, свое стремление и надежду. Русская народная сказка – это не только развлечение, скрашивающее долгий вечер, а еще и урок как должен вести себя человек и к чему он должен стремиться. Книга с Русскими народными сказками является самой любимой, как для детей, так и для взрослых. Она – проста, добра и светла. В ней исключено место для предательства, фальши и лжи. Каждый злой поступок получает заслуженное наказание.
    Вспомним слова, написанные великим русским поэтом – Александром Сергеевичем Пушкиным. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! Народные сказки пишутся в принципе для детей, что бы подрастающее поколение впитывало в себя важные моменты и уроки, которые скрыты в сказочных героях и их забавных приключениях. Но и многим взрослым они тоже приходятся по душе. В сказках всегда добро побеждает зло. За добрые поступки каждый будет награжден. Наверное, немного найдется людей, которые скажут, что не помнят ни одного сказочного персонажа. Это из-за того, что фольклор пропитан душой всего русского народа.
    Рассмотрим зло в народных сказках, которое всегда изображалось безобразным и страшным.
    Зло имеет непобедимую силу и власть, навеивает на всех героев страх и подавляемость. Создает чувство полной беззащитности. Злой персонаж, наделенный магическими способностями, всегда имел безобразную, не очень приятную, отталкивающую от себя внешность. Но благодаря уму, смелости, доблести и отваги, сказочным героям все-таки удаётся его победить. Такие персонажи как Баба Яга, трехглавый Змей Горыныч и Кощей Бессмертный несут народу только беду, горе и слезы. Они обеспечены огромным войском разной нечисти. Например: злых ведьм поедающих маленьких детей. Но в то же время Баба Яга оказывает незаменимую помощь главному герою.
    Русский народ достаточно интересно изображал понятия «добро и зло». Есть два типа сказочных героев – отрицательные и положительные. Положительными героями являются: Иван царевич, Андрей стрелок, Иванушка дурачок, Марья кудесница, Елена прекрасная, Василиса премудрая, Иван крестьянский сын, Аленушка и многие другие. Все эти сказочные персонажи обладают скрытой внешней красотой. Например: Иванушка дурачок – это объект для насмешек и издевательств. Все, даже братья, смеются над ним и без жалости издеваются. Но не смотря на эту ситуацию герой лучше всех справляется с отцовскими поручениями, потому, что он более ответственный за свои дела и поступки, более наблюдательный, наделенный храбростью и смекалкой. За свои благие и правильные поступки Иванушка дурачок получил полцарства и красавицу царевну.
    В нашем русском фольклоре злые персонажи всегда точно противопоставлены добрым. В сказках нет героев, которые на половину плохие или немножко хорошие. Они либо от самого начала темные, злые завистливые, либо же полностью светлые, добрые, великодушные, сочувствующие другим персонажам. Обычно это относится не только человеческих персонажей, но и животных. Например: Конек-Горбунок, Серый Волк, Сивка-Бурка и множество других.
    Рассмотрим следующего сказочного персонажа «Ивана царевича». Русский народ тоже изобразил его смелым и отзывчивым, добрым и умным. Именно из-за этих положительных качеств ему в помощь пришла сила природы, которая позволила царевичу преодолеть трудные задачи возникших на его не легком пути. Женский образ в Русской народной сказке всегда наделен невероятной красотой, Как говорится «ни в сказке сказать, ни пером описать». Он мудр и добр, заботлив и трудолюбив, вот именно из-за таких качеств к ним на помощь спешат красивые, смелые и умные герои. Добрый персонаж всегда имеет мягкий характер, хорошие манеры поведения и приятную внешность.
    Когда ребенок слушает сказку, то он практически сразу определяет для себя доброго героя для подражания, на кого он хочет быть похожим. Вот таким простым образом устное народное творчество закладывало в ребенке понятие зла и добра, что плохо, а что хорошо.

  • Всем с детства родители читают сказки. Так принято у всех народов мира – формировать у детей отношение к добру и злу в ненавязчивой игровой форме. Сказки учат детей отличать добро от зла и делать выводы о том, что хорошо, а что плохо. Главный герой каждой сказки, по обыкновению, положительный персонаж, который сталкивается со злом, но расстраивается или горюет совсем недолго и ищет выгодный для себя выход из сложившейся ситуации.
    Но есть и исключения в сказках, где главный герой – вовсе не положительный персонаж, а наоборот, отрицательный. В сказке тогда описывается, в какие неприятные ситуации этот персонаж может попасть из-за своих негативных качеств и есть описание, как он потом избавляется от них. Для детей подобные сказки являются очень поучительными и помогают избежать ошибок во взрослой жизни, ведь недаром многие русские народные сказки заканчиваются фразой “сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”.
    Такие сказки побуждают детей делать выводы о том, какие черты и качества характера в будущем могут сослужить им дурную службу и ребенок будет стараться избавляться от них, быть честным, добрым, отзывчивым и справедливым. И неважно, какой народ является автором сказки – немецкий, русский, украинский и т. д. Смысл всех сказок один – зло должно быть наказано, а справедливость обязательно восторжествует.
    Главный герой сказки не всегда справляется с проблемами в одиночку. Часто ему в этом помогает второстепенный персонаж, это может быть добрая фея, гном, птица, животное, добрый и мудрый человек и пр. Тогда сказка несет следующий смысл ребенку – нужно людям, попавшим в сложные ситуации помогать, а если сам попал в опасную ситуацию, то не нужно стесняться просить о помощи и принимать помощь от других. Так ребенок учиться быть отзывчивым и доверять людям, которые хотят ему в чем-то помочь.
    Не нужно умалять и развлекательный момент в народных сказках. Детям очень интересно слушать и читать сказки, сопереживать сказочным героям и, затаив дыхание, переживать их приключения. Дети очень любят сказки, независимо от расы, цвета кожи и вероисповедания. Благодаря сказкам они получают свои первые жизненные уроки, учатся высказывать свое мнение, развивают память и мышление, делают выводы. Пересказывать сказки для детей – увлекательное и полезное занятие. А самое основное – детей возмущает несправедливость и радует то, что сказочный злодей в итоге всегда будет наказан, потому что сказок с плохим концом не бывает, ведь народные сказки должны нести только добро.

  • Народная мудрость всегда была направлена на улучшение поведения подрастающего поколения. Она собирается веками и преобразовывается в разные пословицы, поговорки, сказания, легенды и сказки. До сегодняшнего дня мы имеем возможность прикоснуться к вековой мудрости, избежать ошибок в своей жизни, послушав советы.
    Для маленьких детей была выдумана особая форма повествования – сказка. Для них – это чарующий мир необычного и сверхъестественного. События, которые разворачиваются в сказках, показывают малышам лучшие примеры поведения через понятные им образы. Именно такая форма мысли способна достучаться к детскому разуму и добиться наибольшего понимания. Сказки помогают взрослым заговорить на языке детей, чем стимулируют мышления маленького человечка.
    Русские народные сказки очень близки по пониманию и осознанию для нашего народа, ведь они учитывают все особенности менталитета. Родное слово способно проникнуть глубже и быстрее в сознание. Они насыщенны яркими метафорами и сравнениями. События, которым дается ход в сказке, приближены к реальной жизни, чем создают ощущение реальности. Дети проникаются судьбами героев, воображают себя на их месте и помогают мысленно в решении сложившихся проблем.
    Как правило, в сказке есть сюжетная линия событий, в которых участвуют две силы, противостоящие друг другу – добро и зло. Именно такое противопоставление помогает детям сравнить поступки и решить такую для них сложную задачу: кто же прав, а кто виноват? Ребенок может поставить себя на место обеих сил и прочувствовать какая из них для него более приемлема и приятна, к какой он может себя отнести и где необходимо исправлять свои поступки. Эти начальные умения анализировать сложившуюся ситуацию очень пригодятся подрастающему поколению, ведь в жизни будет много различных ситуаций, в которых необходимо выбирать на чьей ты стороне.
    Я с детства обожаю сказки. Они используют такой понятный язык, чтобы донести нужную информацию, что всегда было очень легко определиться на чью сторону мне охота перейти. Как правило, я всегда принимаю сторону добра, ведь именно на нем и держится вся наша земля. Иногда случается исполнять и роль негативного героя, но это не вызывает у меня приятных ощущений и оставляет отвратительную горечь. С самого маленького я стремлюсь быть добрым героем и сказки мне в том – огромная подсказка. По этому я считаю русские народные сказки – основой воспитания нашего народа.

  • Я люблю читать народные сказки о чудесах. Больше всего мне в них нравится то, что добро там всегда побеждает зло.
    Героями со стороны добра в русских сказках обычно являются храбрые воины Иван-царевич, Андрей-стрелок, Иван-крестьянский сын и другие. Еще добро представляют добрые Аленушка, Василиса Прекрасная, Марья-кудесница.
    Но у зла тоже большое войско. Это зубастая Баба-Яга в ступе, ее подруги – злые ведьмы, которые едят маленьких детей. А еще Кощей Бессмертный, Змей Горыныч с тремя головами, его мать Змеиха и другие.
    Зло кажется непобедимым, потому что злые герои сказок очень сильны, хитры и владеют колдовством. Но добро все равно одолеет его!
    Я заметил, что добрые герои в русских сказках побеждают не только благодаря своей силе и храбрости. Ведь любая сила, например, бесполезна против Кощея Бессмертного: его просто так не убьешь. Положительные герои используют в борьбе против зла еще и ум, изобретательность, ловкость.
    А еще у них по-настоящему доброе сердце, они жалеют других, и помогают им. Поэтому даже звери и птицы станут на сторону добрых героев. Например, как Серый волк служил Ивану-царевичу. Или как утка, заяц и рак помогли отыскать ему Кощееву смерть в иголке и спасти Василису.

  • Народ столетиями создавал произведения устного народного творчества, закладывая в них народную мудрость, свои надежды и стремления. Народные сказки – это и развлечение, которое скрашивало долгие вечера; это и уроки, каким должен быть человек; это и стремление к справедливости.
    А. С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! » Сказки рассказывались чаще всего для детей. Взрослые тоже с удовольствием слушали сказителей. Но именно дети впитывали в себя те уроки, которые заложены народом в сказки. Ведь в них добро всегда побеждает зло. Добро всегда получает награду за свои поступки.
    Как же изображал народ эти два понятия: добро и зло? Все герои сказки строго подразделяются на положительных и отрицательных. Положительные герои: Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Иван-крестьянский сын, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна и другие – всегда наделены прежде всего внешней красотой, которая порой скрыта в начале сказки. Таков Иванушка-дурачок. Все смеются над этим героем, старшие братья открыто издеваются. Но Иванушка-дурачок лучше братьев справляется с поручением отца, потому что у него есть ответственность за порученное дело. Он наблюдателен, наделен смекалкой и храбростью. И поэтому в награду получает прекрасную царевну и полцарства в придачу.
    Иван-царевич также изображался народом умным и смелым, добрым и отзывчивым. Потому и приходят к нему на помощь силы природы, позволяя справиться с трудными задачами, возникшими на его пути. Женские образы в сказках наделены невероятной красотой, что «ни в сказке сказать, ни пером описать» . Они мудры и трудолюбивы, заботливы и добры. Поэтому к ним на выручку всегда приходят умные, смелые и прекрасные герои.
    А вот зло в сказках всегда изображается страшным, безобразным. Оно сначала обладает невероятной силой. Но смелость и ум героев помогают победить его в неравной борьбе. Кащей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч – чаще всего именно эти герои являются воплощением зла. Хотя иногда Баба Яга оказывается помощницей главного героя.
    Слушая сказки, ребенок сразу же решал для себя, на какого героя он будет похож, стремился подражать добрым героям. Так народ с детства вкладывал в ребенка понятия добра и зла, что хорошо, а что плохо.

  • ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК.

    Актуальность.

    В настоящее время я все чаще наблюдала примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: доброте, милосердии, справедливости.     По наблюдениям за деятельностью воспитанников своей группы, заметила, что не все дети  умеют общаться друг с другом, замкнуты, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Для решения данной проблемы я выбрала русские народные сказки, которые прочно вошли в  детский быт ребенка, они близки его мышлению и представлениям.

     Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь.

     Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык, динамика событий особые причинно-следственные связи и явления – все это делает сказку особенной интересной и волнующей для детей.

    Цель.

    Целью моей  работы является воспитание нравственных качеств у детей старшей  группы посредством русских народных сказок.

     Задачи.

    1.  Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей, через поступки героев русских народных сказок.
    1. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, умение  давать оценку поведению своему и других.
    1.  Воспитывать бережное отношение к книге и  доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям.

    НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

    1.Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды, способствующей воспитанию нравственных качеств у детей средней  группы посредством русских народных сказок. ( Уголок книжный) Перед началом работы, была поставлена задача: создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды.

         Я создала  естественную  комфортабельную, многофункциональную, доступную, безопасную,  рационально организованную обстановку, с  разнообразными книгами, играми, дидактическими материалами.

       В группе есть уголок книги, в котором  разместила разные  книги со сказками .

       В группу приобрели настольные игры, направленные на активизацию опыта детей по сказке: “Узнай сказку”, “Сказки на кубиках”, “Лото”, “Сказочное домино”;     а также игры направленные  на развитие связной речи: “Мои любимые сказки”, “Что сначала, что потом”, “Расскажи сказку”.

     2. Разработка и организация системы работы по воспитанию нравственных качеств у детей старшей  группы посредством русских народных сказок.

     Сказки помогут показать:

     • как дружба помогает победить зло (Зимовье зверей)

     • как добрые и миролюбивые побеждают злых (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

    Сказки учат :

    -быть дружными, трудолюбивыми; Царевна лягушка

    —  слушаться родителей, старших Гуси –лебеди.

    ·         Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и тд. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).             Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных.

    Сказки помогут показать:

     • как дружба помогает победить зло («Зимовье»);

     • как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

            Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей»,

     «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

     3. Привлечение родителей к сотрудничеству в создании в детском саду уютной домашней обстановки и богатой развивающей предметно — пространственной образовательной  среды.

    Родители изготовляли атрибуты для театрализации сказок.

      Этапы работы по воспитанию нравственных качеств у детей средней  группы посредством русских народных сказок:

    1 этап – Знакомство детей со сказкой: сообщить знания о поведении героев и  сформулировать конкретные представления о нравственных качествах.

    Основные методы: чтение, рассказывание, беседы по содержанию,

    рассматривание иллюстраций и т.д.

    2 этап– Эмоциональное восприятие сказки детьми. Дети не только осознают, но и делают попытки объяснить своё поведение. Основные методы: пересказ сказки, вопросы, дидактические и подвижные игры со сказками

    3 этап– театрализация сказок.  Разыгрывание сюжетов из сказок, упражнения в поступках, в поведении героев

    На первом и втором  в комплекс занятий я включила следующие методы: чтение, рассказывание сказок, театрализованные представления разных видов, и беседы по сказкам.

     На занятии, при рассказывании русской народной сказки «Теремок» применяла настольный театр. Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Теремок». Учить различать персонажей сказки и называть их. Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, отвечать на них. Вести простейший диалог со сверстниками. Обогащать и активизировать словарь, развивать инициативную речь и память. Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать любовь и интерес к народному творчеству, воспитывать доброжелательное отношение.

     При рассказывании сказки дети активно принимали участие, называли героев сказки, подражали, сопереживали им, заинтересованно отвечали на мои вопросы, были увлечены происходящим.

    Формирование дружеских взаимоотношений возможно через все виды русских народных сказок, ибо нравственность и дружелюбность изначально заложена в их сюжетах.

      Когда дети освоили сказки, пересказывали их, мы перешли к их театрализации – к третьему этапу. Дети любят брать на себя роль и выполнять действия героев. На первом и втором этапе мы формировали представления о нравственных качествах и формировали чувства, а опыт поведения дети больше приобретали на заключительном этапе-театрализации.

           Я предлагала детям разыграть отдельно маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, сказка «Колобок» и «Курочка ряба».

            Дети почувствовали себя артистами. Мы вместе инсценировали прочитанные сказки, особенно детям нравиться сказка «Заюшкина избушка». Не все дети могли участвовать в спектаклях. Остальные были  зрителями, а потом  и артистами. Использовали мы не только драматизацию, но и  театр.  

                  В повседневной жизни используются те же методы и игры по воспитанию нравственных качеств у детей средствами сказки. Большое внимание уделяется повседневному общению с детьми. Дети любят самостоятельно разыгрывать сценки. Через интересные игры ребёнок учиться общаться, появляется доброжелательность друг к другу, чувство симпатии к сверстникам, доверительное отношение к взрослым, то есть развивается сам ребёнок.

    Эффективность работы

                  Анализируя    проведенную работу по проблеме  воспитания нравственных качеств у детей средней  группы посредством русских народных сказок были сделаны следующие выводы

     Ø  У детей сформировалось представление о добре и зле, красоте  добрых поступков и их необходимости в жизни людей.

     Ø  Дети научились сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, с помощью взрослого оценивать свое поведение и поведение своих товарищей.

     Ø  В группе созданы условия для знакомства с народными сказками.

     Ø  Родители понимают ценность сказки в нравственном воспитании детей.

     Ø  Дети бережно относятся к книгам.

     Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

        Выводы

    • Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
    • Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.
    • Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   детский сад № 44 «Сибирячок»

    (МБДОУ № 44 «Сибирячок»)

    D:UsersЕленаDownloadsзагружено (30).jpg

    Картотека

    «Русские народные игры»

                                                                      Воспитатель:

                                                                     Саранча Е.В.

    г. Сургут

    «Ворон»

    D:UsersЕленаDownloadsзагружено (31).jpg

    Цель: двигаться в соответствии с плясовым характером музыки и передавать содержание текста песни. Уметь расширять и сужать круг. Отрабатывать дробный шаг и разнообразные знакомые плясовые движения.

    Ход игры:

    Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребёнок, изображающий «ворона». (Он стоит в кругу вместе со всеми)

    Ой, ребята, та-ра-ра!

    На горе стоит гора,

    А на той горе дубок,

    А на дубе воронок.

    Ворон в красных сапогах,

    В позолоченных серьгах.

    Черный ворон на дубу,

    Он играет во трубу.

    Труба точеная,

    Позолоченная,

    Труба ладная,

    Песня складная.

    С окончание песни «Ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза, «ворон» обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в круг.

    «Гори ясно»

    D:UsersЕленаDownloadsзагружено (32).jpg

    Цель: упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

    Ход игры:

    Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке.

    Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком.

    Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.

    Играющие хором поют считалочку:

    «Гори, гори ясно,

    Чтобы не погасло,

    Раз, два, три!»

    На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.

    «Теремок»

    D:UsersЕленаDownloadsimages (9).jpg

    Цель: развивать у детей умение передавать в движении содержание музыкального произведения. Воспитывать выдержку, выразительность игровых образов.  

    Ход игры:

    Дети стоят, взявшись за руки в кругу. Заранее выбранные «звери» — Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка и Медведь.

    Стоит в поле теремок, теремок.  Дети («теремок») идут по

    Он не низок, не высок, не высок.      кругу и поют.

    Вот по полю, полю мышка бежит, Мышка бежит за кругом.

    У дверей остановилась и стучит:  Дети останавливаются.

    «Кто, кто в теремочке живёт?     Мышка стучит, поёт,

    Кто, кто в не высоком живёт?»     вбегает в круг.

    Стоит в поле теремок, теремок.   Дети («теремок») идут по

    Он не низок, не высок, не высок.        кругу и поют.

    Вот по полю лягушка бежит,      Лягушка прыгает за кругом.

    У дверей остановилась и стучит:   Дети останавливаются.

     «Кто, кто в теремочке живёт?  Лягушка стучит и поёт.

    Кто, кто в не высоком живёт?»

    Мышка. «Я – Мышка – норушка, а ты кто?»

    Лягушка. «А я – Лягушка – квакушка»

    Мышка. «Иди ко мне жить!»

    Таким же образом входят в круг «Лисичка» и «Зайка». Когда к терему подходит «Медведь», он говорит: «Я Мишка – всех ловишка» — все звери разбегаются, а Медведь их ловит.

    «Солнце»

    D:UsersЕленаDownloadsзагружено (33).jpg

    Цель: действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Уметь расширять и сужать круг. Учить стремительному бегу.

    Ход игры:

    Дети стоят по кругу. В центре «солнце» — ребёнок.

    Гори солнце ярче,             — Дети ходят

    Лето будет жарче.         — по кругу.

    Я зима теплее,                 — Идут в центр.

    А весна милее                   — Из центра обратно.

    А зима теплее,                 — В центр.

    А весна милее.                  — Обратно.

    После слов «солнце» (ловишка) ловит детей

    «Чурилки»

    D:UsersЕленаDownloadsзагружено (34).jpg

    Цель: воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

    Ход игры:

    Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и поют:

    Колокольцы, бубенцы,

    Раззвонились удальцы.

    Диги-диги-диги-дон,

    Отгадай, откуда звон?

    После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать.

    Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра продолжается.

    «Сова»

    D:UsersЕленаDownloadsзагружено (35).jpg

    Цель: развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ. Учить двигаться легко, свободно. Воспитывать  выдержку, внимание. Проявлять творчество.

    Ход игры:

    Один из играющих изображает «сову», остальные  –мышей. Сова выкрикивает: «Утро!» Тут же мыши начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения. Сова кричит: «День!»  Мыши продолжают двигаться. Сова говорит: «Вечер1» Мыши встают в круг, ходят вокруг совы и поют:

    Ах ты, совушка — сова,

    Золотая голова.

    Что ты ночью не спишь,

    Всё на нас глядишь?

    Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши  мгновенно замирают, не двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и весёлыми гримасами старается какое-либо движение, из игры выбывает.

    «Медведь»

    D:UsersЕленаDownloadsзагружено (36).jpg

    Цель: развивать эмоциональное отношение к игре. Вырабатывать у детей выдержку. Продолжать учить стремительному бегу.

    Ход игры:

    Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают грибы и ягоды, поют:

    У медведя во бору,

    Грибы, ягоды беру.

    А медведь не спит,

    Всё на нас глядит.

    А потом как зарычит

    И за нами побежит.

    Медведь встает и начинает гоняться за детьми.

    «Баба — Яга»

    D:UsersЕленаDownloadsзагружено (4).png

    Цель: продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ.

    Ход игры:

    Играющие выбирают Баба – Яга. Она находится в центре круга. Дети ходят по кругу и поют:

    Баба-Яга, костяная нога,,             — Дети ходят

    С печки упала, ногу сломала.         — по кругу.

    Пошла в огород, испугала народ.  — Идут в центр.

    Побежала в баньку,                   — Из круга обратно.

    Испугала зайку.                 

    После песни дети разбегаются, Баба-Яга ловит детей.

    «Репка»

    D:UsersЕленаDownloadsзагружено (37).jpg

    Цель: продолжать учить спокойному, хороводному шагу и легкому бегу. Воспитывать выдержку, выразительность игро

    Ход игры:

    Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают грибы и ягоды, поют:

    У медведя во бору,

    Грибы, ягоды беру.

    А медведь не спит,

    Всё на нас глядит.

    А потом как зарычит

    И за нами побежит.

    Медведь встает и начинает гоняться за детьми.

    «Угадай, кто зовёт?»

    D:UsersЕленаDownloadsзагружено (38).jpg

    Цель: развивать у детей тембровый слух. Упражнять в умении самостоятельно начинать движение и заканчивать его.  

    Ход игры:

    Дети стоят в кругу. В центре водящий – «медведь».

    Дети идут по кругу и поют:

    Медведь, медведь, мы к тебе пришли,

    Мы к тебе пришли, медку принесли.

    «Медведь» ходит вперевалочку.

    Дети протягивают руки вперед, ладошками вверх, предлагают медведю мёду.

    Медведь, медведь, получай-ка мёд,

    Получай-ка мёд, угадай, кто зовёт?

    «Медведь» кушает мед.

    Медведь закрывает глаза. Взрослый  предлагает  (показывая на ребенка) позвать медведя. Ребенок, кого выбрали, говорит: «Медведь», «Медведь» старается угадать того, кто его позвал.

    «Ловушка»

    D:UsersЕленаDownloadsзагружено (39).jpg

    Цель: выразительно передавать содержание музыки. Самостоятельно начинать движение после вступления. Быстро реагировать на смену регистра, сменой движений. Упражнять в поскоке, легком беге и простом шаге. Воспитывать выдержку, умение подчиняться правилам игры, укреплять дружеские, доброжелательные взаимоотношения.

    Ход игры:

    Играющие стоят в кругу, в разных местах которого выбирают 5-6 детей. Им дают цветные платочки. Все стоят в общем кругу.

    Дети идут по кругу и поют:

    Скок, скок, сапожок,

    Выходи-ка на лужок,

    То прыжком, то бочком,

    Топай, топай каблучком.

    Останавливаются. Дети с платочками выходят в середину круга, двигаются внутри него легким поскоком. Стоящие по кругу хлопают в ладоши.

    «Сороконожка»

    D:UsersЕленаDownloadsimages (10).jpg

    Цель: совершенствовать умение детей ходить пружинным шагом, высоко поднимая ноги, легко бегать, ходить топающим шагом. Движения передавать в характере музыки

    Ход игры:

    Дети встают друг с другом и поют:

    Шла сороконожка

    По сухой дорожке.

    Вдруг закапал дождик: кап!

    — Ой, промокнут сорок лап!

    — Идут «паровозиком» пружинным шагом.

    — лёгкий бег.

    Насморк мне не нужен,

    Обойду я лужи.

    Грязи в дом не принесу,

    Каждой лапкой потрясу.

    Идут, высоко поднимая ноги

    — стоя, трясут правой ногой

    — левой ногой

    Шла сороконожка

    По сухой дорожке

    И затопала потом,

    — Ой, какой от лапок гром!

    — Идут «паровозиком» пружинным шагом.

    — Идут топающим шагом

    «Обеги круг»

    D:UsersЕленаDownloadsimages (11).jpg

    Цель: учить двигаться спокойным шагом по кругу. Воспитывать внимание, выдержку.

    Ход игры:

    Дети вместе с воспитателем становятся в круг. Идут по кругу и поют народную считалку:

    Водица, водица,

    Студеная быстрица,

    Обеги вокруг,

    Напои наш луг!

    Воспитатель называет двух детей, стоящих рядом друг с другом. Дети поворачиваются  спиной и бегут в разные стороны. Каждый старается прибежать на свое место первым.

    «Скок — поскок»

    D:UsersЕленаDownloadsimages (12).jpg

    Цель: закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед, мягкого пружинного шага, сужения и расширения круга.

    Ход игры:

    Скок – скок, поскок,

    Молодой дроздок.

    Продвигаются вперед прыжками.

    По водичку пошел,

    Молодичку нашел.

    Идут мягким шагом.

    Молодиченька

    Невеличенька.

    Сужают круг.

    Сама с вершок,

    Голова с горшок.

    Присаживаются. Расширяют круг бодрым шагом.

    Дети стоят по кругу, сложив за спиной руки ладошка к ладошке, имитируя «хвостик».

    «Золотые ворота»

    D:UsersЕленаDownloadsimages (13).jpg

    Цель: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.    

    Ход игры:

    Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному).

    Стоящие поют:

    Золотые ворота

    Пропускают не всегда:

    Первый раз прощается,

    Второй – запрещается,

    А на третий раз

    Не пропустим вас!

    «Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».

    Тема урока: Контрольная работа по родному (русскому) языку по теме «Язык и культура»

    Класс: 5

    Тип урока: урок контроля знаний и умений

    Цель:

    Определить уровень овладения предметных результатов у учащихся 5 класса по итогам усвоения программы по предмету «Родной (русский) язык».

    Оборудование: Задания для выполнения контрольной работы

    УМК: Русский родной язык.5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/О.М.Александрова ,Л.А.Вербицкая и д.р./-М.:Просвещение, 2018.-176с.

    Структура урока

    1) Организационный этап.

    2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений.

    Инструктаж по выполнению контрольной работы

    Характеристика структуры и содержания работы.

    Контрольная работа состоит из трёх частей.

    Первая часть – текстовая. Проверяются орфографические и пунктуационные умения и навыки, способности учащихся делить текст на микротемы, составлять план.

    Вторая часть – практическая по темам «Пословицы», «Постоянные эпитеты «Суффиксы субъективной оценки».

    Третья часть — проверка знаний теории по предмету

    3. Время выполнения работы.

    На выполнение всей контрольной работы отводится 45 минут.

    Контрольная работа № 1 по родному (русскому) языку по теме «Язык и культура»

    Задание 1.

    Спишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Расставьте пропущенные знаки препинания

    Кружева пл…ли во многих уг…лках (Р/р)оссии в Ельце и Рязани Вятке и Мценске. Мес(?)ные м…стерицы с…здавали свой, особый вид круж…вных узоров.

    Славилась круж…вами и ст…ринная (В/в)ологда. В этой северн..й ст…роне выр…щивали «ру(с/сс)кий ш..лк» — лён. А л…няные нити – пр..восходный материал для пл…тения кружев.

    Ажурные вологодск…е круж…ва это и (за)сн…женный лес и м…розные узоры на ст…кле и пуш…стые сн…жинки…В них можно разгл…деть те же рисунки, что и на ст…ринных выш…вках: сказоч(?)ные птицы-павы со(?)нце зв…зды цветы и гирлянды, фигурки людей и чудес(?)ные травы…

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________А) Определите тему данного текста _________________________________________________

    Б) Составьте план текста _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Б) Выпишите из текста имена собственные _____________________________________________________________________________

    Задание 2

    1.Прочитайте пословицы русского и других народов. Письменно объясните смысл каждой из них

    А)Родимая сторона-мать, а чужая — мачеха.(рус) ____________________________________

    ____________________________________________________________________________

    Б)Чужбину хвали, а живи на Родине.(татарск.) ____________________________________

    _____________________________________________________________________________

    В)Надежда без действия что дерево без плодов.(арабск.) ____________________________

    _____________________________________________________________________________

    2.К представленным существительным подберите эпитеты, которые часто встречаются в русских народных сказках

    ________________месяц, _______________молодец, ______________конь, _____________

    лебедь, ____________поле, _______________свет, ______________________лес,

    ________________стрела, __________________море, _________________батюшка.

    3.Выделите в словах суффиксы субъективной оценки

    Девчушка, носик, котяра, миленький, ножище, дороженька, берёзонька, лебёдушка.

    4.Напишите 5 названий самых старых Российских городов

    _____________________________________________________________________________

    Задание 3

    Дайте определение

    Ономастика _________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    Пример ______________________________________________________________________

    Топонимика __________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    Пример ______________________________________________________________________

    Эпитет ______________________________________________________________________

    Пример ______________________________________________________________________

    Метафора ____________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    Пример ______________________________________________________________________

    Рефлексия (подведение итогов занятия)

    Домашнее задание: повторить теорию п. 6-9

    Ответы

    Задание 2.2 Ясный месяц, добрый молодец, ретивый конь, белый лебедь, чистое поле, белый свет, дремучий лес, меткая стрела, синее море, родный батюшка.

    2.3 –ушк-,-ик-,-яр-,-еньк-,-ищ-,-еньк-,-оньк-,-ушк-

    2.4. (возможны варианты)Москва, Казань, Тула, Тотьма, Керчь, Херсонес, Великий Новгород, Старая Ладога, Суздаль, Ростов, Муром, Владимир, Рязань

    Дипломная работа по русскому языку – отличный способ помочь науке идти в ногу со временем.

    Следите за материалами нашего телеграм-канала, пользуйтесь выгодными предложениями в группе.

    А мы расскажем о требованиях ВКР по русскому, а также приведем примерные темы дипломных работ по современному русскому языку, лексикологии, методике преподавания и по многим другим направлениям.

    Памятка студенту для написания дипломной работы по русскому языку

    Диплом по русскому – специфический жанр исследования. Чтобы его правильно написать, нужно следовать определенным требованиям:

    • для исследования автор должен использовать результаты как отечественных, так и зарубежных, современных и традиционных достижений в области лингвистики;
    • работа должна содержать полный анализ и характеристику выбранного научного направления;
    • необходимо дать характеристику научно-теоретическому и практическому применению, изучению и преподаванию русского языка в учреждениях образования.

    Также автор должен следовать общим требованиям написания дипломного проекта. 

    Выбор темы дипломной работы по русскому языку

    Благодаря многогранности русского языка студенту-выпускнику предоставляется широчайший выбор тем для дипломной работы: от лексики и грамматики до методики и лингвистики.

    Вот примерный список тем дипломов по русскому, на основе которых вы можете создать свою собственную.

    Лингвистика Словообразование  Семасиология
    1. История русского литературного языка 
    2. Вклад М. В. Ломоносова в развитие русского литературного языка допушкинской поры.  
    3. А. С. Пушкин как основоположник русского литературного языка.  
    4. Н. М. Карамзин и его вклад в развитие русского литературного языка.  
    5. Языковые традиции эпистолярного жанра «путешествий» (на материале «Писем русского путешественника Н. М. Карамзина»).  
    6. Разрушение высокого стиля в одах Г. Р. Державина.  
    7. Особенности языка и стиля басен И. А. Крылова.  
    8. Язык и стиль комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».  
    9. Особенности языка и стиля трагедий А. С. Пушкина.  
    10. А. С. Пушкин и проблемы литературных норм первой половины XIX в.  
    1. Словообразование и орфография имен прилагательных.  
    2. Словообразовательные модели с формантом –н-, -нн-, их орфография.  
    3. Словообразование с нулевой суффиксацией.  
    4. Образование и орфография наречий, мотивированных именами существительными.  
    5. Явления переходности в системе частей речи. 
    6. Аббревиация в системе современного русского словообразования: норма и варианты.  
    7. Глагол как средство выражения чувств и мыслей, как средство живописания речи, взаимоотношений или поступков людей (на материале разных поэтических или прозаических произведений).
    8. Грамматические особенности американского языка
    9. Грамматические особенности повествовательной речи.
    1. Метафора-гештальт «жизненный путь» и ее модификации в современном русском языке. 
    2. Экзистенциональная метафора в языке и речи.  
    3. Время и пространство в призме метафоры-гештальта.  
    4. «Психологический» тип метафоры и его основные подтипы в современном русском языке. 
    5. Национально-культурный аспект коннотации: этические и эстетические оценки.  
    6. Метафора в поэтическом тексте (на материале произведений М. Цветаевой).  
    7. Многозначные слова в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 
    8. Принципы семантико-экспрессивного сцепления лексем в поэтическом творчестве А. С. Пушкина.  
    9. Перифраз в газетной публицистике. 
    Синтаксис  Лингвистика/Фразеология Методика преподавания русского языка 
    1. Интонация и пунктуация как компонент культуры речи.  
    2. Структурно-семантическая и интонационная характеристика номинативных предложений.  
    3. Взаимодействие конструкций экспрессивного синтаксиса: номинативных предложений, конструкций с именительным темы и формами называния, парцеллируемых конструкций.  
    4. Смысловая и интонационно-пунктуационная характеристика блоков информации с парцеллируемыми конструкциями.  
    5. Парцелляция, ее коммуникативно-экспрессивные и синтаксические функции.
    6. Структурная и интонационно-пунктуационная характеристика предложений с однородными членами. 
    7. Структурная и интонационно-пунктуационная характеристика предложений с обособленными членами.  
    8. Средства актуального и синтаксического членения предложений и высказываний.  
    9. Синтагма и фраза как интонационные единицы речи.  
    10. Строение и интонация синтагмы.  
    11. Развитие интонационного слуха учащихся.  
    12. Переходные конструкции в синтаксисе простого предложения.  
    13. Структурные типы односоставных предложений в языке русских пословиц.  
    14. Структура односоставных предложений в поэтической речи А. С. Пушкина.  
    15. Безличные и инфинитивные предложения в повести К. Симонова «Дни и ночи».  
    16. Структурные типы сложноподчиненных предложений в языке русских пословиц.  
    17. Структура сложного предложения в поэмах А. С. Пушкина.
    18. Подлежащее как структурно – семантический компонент предложения. 
    19. Сказуемые, его типы и способы выражения в рассказах А.П. Чехова.  
    20. Язык произведений художественной литературы 
    21. Окказионализмы в поэтическом творчестве О. Мандельштама.  
    22. Окказионализмы в творчестве В. Высоцкого как отражение русского менталитета.  
    23. Символика цвета в романе А. Белого «Петербург».  
    24. Контраст и антонимия в идиосистеме В. Высоцкого.  
    25. Синонимы и антонимы в баснях И.А. Крылова.  
    26. Синонимы в произведениях М. Зощенко.  
    27. Лексический и фонетико-орфоэпический анализ баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».  
    28. Роль звукописи в организации поэтической речи русского декаданса. 
    29. Звукопись в русском поэтическом тексте и его переводе на белорусский язык. 
    30. Образные средства в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок».  
    31. Способы создания эмоционально-экспрессивного контекста в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин
    32. Языковые средства создания художественного образа в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».  6.13. Лексика и фразеология функционально ограниченного употребления в сочинениях В. Гиляровского. 
    33. Особенности употребления глаголов движения в рассказах Ю. М. Нагибина «В те юные годы» и «Терпение». 
    34. Глаголы ментальной деятельности в произведении А. Платонова. 
    35. Семантика форм глаголов прошедшего времени в произведении К.Г. Паустовского «Золотая роза». 
    36. Степени сравнения имен прилагательных как художественное средство создания образности (на материале произведений А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова). 
    37. Абсурд в грамматике (на материале произведений А. Платонова). 
    38. Компаративы как художественное средство создания образа (на материале рассказов И. С. Тургенева). 
    39. Категории пространства и времени в русской поэзии 1-ой половины ХIХ века.
    40. Языковая игра в современной русской поэтической речи. 
    41. Речевой этикет в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». 
    42. Слоговая структура синтагм в прозаической речи А. С. Пушкина. 
    43. Черты музыкальности и гармоничности поэтической речи А. С. Пушкина. 
    44. Язык и стиль произведений А. С. Пушкина исторического содержания. 
    45. Язык и стиль критических, публицистических и других публикаций А. С. Пушкина. 
    46. Язык и стиль лирических стихотворений А. С. Пушкина. 
    47. Лексико-стилистический анализ одной из поэм А. С. Пушкина. 
    48. Смешение стилей как факт поэтической речи. 
    49. Лингвистическая сущность и коммуникативная значимость простых осложненных предложений в сочинениях И. Бродского. 
    50. Лингвистическая сущность и коммуникативная значимость односоставных предложений в сочинениях Д. Мережковского. 
    51. Когнитивная лингвистика 7.1. Концепт ‘детство’ в русской литературе 19 – 20 вв. 
    52. Концепт ’язык’ в творчестве И. Бродского. 
    53. Концепты ‘Беларусь’, ’белорусы’ в современных средствах массовой информации. 
    54. Концепт ‘Беларусь’ в книге Я. Борщевского «Шляхціц Завальня» и в очерке В. Короткевича «Зямля пад белымі крыламі». 
    55. Ключевые концепты русской культуры в зеркале языка. 
    56. Концепт ‘родина’ в русской поэзии начала ХХ века. 
    57. Есенинский эпитет и русская языковая картина мира. 
    58. Символика цветов в наивной картине восточных славян. 
    59. Национально-культурный компонент в тексте и проблемы художественного перевода (на материале пьес Янки Купалы). 
    60. Лингво-концептуальный анализ поэзии Ф.И. Тютчева. 
    1. Антропонимы в Беларуси, их вариантность и нормативность.  
    2. Роль имени собственного в текстах рекламы.  
    3. «Говорящие» имена собственные в русском художественном тексте и его переводе на белорусский язык.  
    4. Окказиональные существительные, мотивированные именами собственными, современной русской публицистике.  
    5. Профессиональный жаргон и культура речи (на материале подъязыка общения программистов и пользователей персональных ЭВМ).  
    6. Экзотическая лексика в сочинениях А. С. Пушкина.  
    7. Архаизмы и историзмы в драме А.С. Пушкина «Борис Годунов». 
    8. Историзмы и архаизмы в языке художественных произведений А. С. Пушкина.  
    9. Номинативные и стилистические функции разговорнопросторечных элементов художественной речи А. С. Пушкина.  
    10. Фразеологизмы как средство характеристики человека в рассказах А. П. Чехова.  
    11. Афоризмы А.П. Чехова и их использование в произведениях современной публицистики.  
    12. и антонимы в русских народных сказках.  
    13. Семиотика и дискурс региональной рекламы.
    14. Подростковый компьютерный сленг.
    15. Семиотика теле- и радиосообщений.
    16. Когнитивно-дискурсивная характеристика связочных глаголов.
    17. Лингвистическая природа и стилистическая функции контрастивных единиц.
    18. Лингво-прагматические особенности употребления парных наименований.
    19. Анализ стилистических ошибок в современной прессе (на материале русского языка).
    20. Информационно-лингвистическое обеспечение сайта по коммерческому переводу.
    21. Семиотика межкультурной коммуникации в туристическом бизнесе.
    22. Возможность лексической передачи сложных глаголов в переводе.
    23. Категория продолжительности в переводе.
    24. Возможности перевода сослагательного наклонения.
    25. Возможность лексической передачи сложного слова в переводе.
    26. Проблемы перевода инфинитивных конструкций.
    27. Проблемы перевода слов, образованных методом словосложения.
    28. Проблемы перевода причастных конструкций.
    29. Способы передачи значения глаголов-связок.
    30. Способы перевода герундия.
    31. Особенности перевода абсолютных синтаксических конструкций.
    32. Проблема изменения порядка слов при переводе.
    33. Различные типы сказуемых в переводе.
    34. Особенности перевода единиц категории экстремальности.
    35. Способы перевода причастия.
    36. Возможности перевода сослагательного наклонения.
    37. Способы перевода прилагательных и наречий в сравнительной и превосходной степенях.
    38. Перевод препозитивных атрибутивных сочетаний.
    39. Перевод авторских неологизмов.
    40. Исследование способов перевода повелительного наклонения в романе Э.М.Ремарка “Три товарища”.
    41. Особенности перевода инфинитива в функции обстоятельства.
    42. Особенности перевода страдательного залога.
    43. Стилистическое использование глаголов в официально-деловом стиле речи.
    44. Имена собственные в оригинале и в переводе.
    45. Перевод инфинитивной конструкции.
    46. Методы перевода глаголов с управлением на примере произведения …
    47. Проблема категории вида в переводе.
    48. Категории степени качества в переводе.
    49. Перевод прецедентного текста в газетной лексике.
    50. Лексико-семантическое представление поля «бизнес» в русской языковой картине мира.
    51. Логико-коммуникативные нарушения в письменной речи школьников.
    52. Логико-коммуникативные особенности речи детей школьного возраста.
    53. Неофициальная лексика спортсменов.
    54. Номинации лиц и процессов в современной периодической печати.
    55. Обращение: грамматика и прагматика.
    56. Обращение: прагматика и грамматика.
    57. «Обычный» — «обыкновенный»: грамматика, семантика, прагматика.
    58. Основные принципы формирования номенклатурной онимии.
    59. Особенности нарушений в употреблении глагольной лексики учащимися 5-7 классов.
    60. Особенности процесса номинирования в ЯКМ В. Токаревой.
    61. Падеж как средство выражения модальности.
    62. Применение нестандартных задач в обучении русскому языку в средней школе.
    63. Психолингвистические особенности детского именника.
    64. Лексикология, фразеология 
    1. Уровневая дифференциация обучения русскому языку на уроке и вне урока.
    2. Приемы активизации речевой деятельности учащихся 6 классов (при обучении монологу, диалогу). 
    3. Приемы интенсификации процесса обучения русскому языку на уроках в 4 – 7 классах (8 – 9 классах). 
    4. Наглядность и активизация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения орфографии. 
    5. Обучение учащихся культуре русской речи при изучении имени существительного (глагола, предлога).
    6. Специфика лексической работы при изучении имени существительного (прилагательного, глагола). 
    7. Формирование норм русского литературного языка у учащихся 6 класса при изучении темы «Имя прилагательное». 
    8. Обучение учащихся 7 класса написанию наречий. 
    9. Обучение учащихся 7 класса жанру характеристики. 
    10. Изучение предлога в 7 классе. (Рук. Т. А. Дикун) 8.11. Учение и игра на уроках русского языка в 4–м классе. 
    11. Интеграция процесса обучения русскому языку и литературе в 8 – 9 классах. 
    12. Сопоставительный анализ русского и белорусского языков .
    13. Семантическая структура субстантивов со значением «время» в русском и белорусском языках. 
    14. Основные направления метафорических преобразований по внешнему сходству в русском и белорусском языках. 
    15. Зооморфизмы в русском и белорусском языках: к проблеме типологии. 
    16. Метонимическое словообразование на основе имен собственных в русском и белорусском языках. 
    17. Энантиосемия в русском и белорусском языках. 
    18. Языковые особенности поэтических переложений «Слова о полку Игореве» на русский и белорусский языки. 
    19. Фразеологизмы в повестях В. Короткевича (сопоставление русского текста и оригинала). 
    20. Фразеологизмы в повестях В. Быкова (сопоставление оригинала и его перевода на русский язык). 
    21. Синонимические ряды фразеологизмов в русском и белорусском языках (на материале словарей). 
    22. Сопоставительное изучение синонимических рядов в русском и белорусском языках (на материале произведений русской и белорусской художественной литературы). 
    23. Оппозиция огонь – вода в русской и белорусской фразеологии. 
    24. Национально–культурная коннотация русских и белорусских фразеологизмов с орнитонимами. 
    25. Семантика слова в русской и белорусской фразеологии. 
    26. Мотив входа–выхода в русской и белорусской фразеологии. 
    27. ‘Ссора’ в наивной картине мира русских и белорусов: лингвоконцептуальный анализ. 
    28. Отражение двоеверия в русской и белорусской фразеологии. 
    29. Земля и небо в русской и белорусской фразеологии. 
    30. Методика изучения пунктуации в школе (на материале простого предложения).
    31. Методика изучения синтаксиса и пунктуации в классах компенсирующего обучения.
    32. Методика предупреждения и анализа лексических ошибок в речи школьников.
    33. Методика предупреждения и анализа морфологических ошибок в речи школьников.
    34. Разработка и использование программы-конкорданса для лингвистических работ.
    35. Разработка словаря-глоссария терминов компьютерной лингвистики.
    36. Анализ языка печатной и телевизионной рекламы.
    37. Проблемы формирования терминологии по компьютерной лингвистике.
    38. Инвариантность и вариативность новостных текстов.
    39. Корпусный подход в обучении переводу.
    40. Лингвосемиотический анализ корпоративной прессы (на примере Internet-сайтов).
    41. Стилистический анализ художественного произведения.
    42. Разработка информационно-лингвистического обеспечения сайта.
    43. Анализ языков российских информационно-поисковых систем и релевантности информации.
    44. Обучающие компьютерные программы и системы применительно к иностранным языкам (методологические и практические аспекты).
    45. Различные типы сказуемых в переводе.
      Методы активизации резервных возможностей студентов-лингвистов.
    46. Фоносемантический анализ лингвистической терминологии (на материале русского языка).

    Как видите, тем и направлений великое множество. Вам только остается определиться со своим и приступить к написанию диплома. А если возникнут проблемы, сервис студенческой помощи всегда поддержит в трудную минуту.

    Наталья

    Автор:
    Наталья

    Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

  • Фразеологизм из сказки великие путешественники
  • Фразеологизмы в рассказах чехова ванька
  • Фотосессия с братом рассказ
  • Фотоателье как пишется правильно
  • Фотоархив как пишется правильно