Фразеологизмы в рассказах чехова ванька

Муниципальное образование белореченский район, послок верхневеденеевский муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа 15 конспект открытого урока по литературному чтению.

Муниципальное образование Белореченский район, посёлок Верхневеденеевский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа 15

Конспект открытого урока по литературному чтению.

$

Тема: АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ

«ВАНЬКА»

Учитель начальных классов Арефьева Г.И.

$

$

Тема: АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ. «ВАНЬКА»

Цели:

  • учить заинтересованно, осмысленно, правильно, выразительно читать

  • полноценно воспринимать и осмысливать читаемое произведение

  • $ развивать речь учащихся

  • формировать желание читать произведения Чехова А.П.

  • составить первоначальное представление о Чехове А.П.

на основе знакомства с рассказом «Ванька»

  • учить иллюстрировать отрывки литературного произведения

  • воспитывать сострадание

Ход урока:

$1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

а) Качество домашнего чтения проверяется при помощи вопросов:

О чем этот рассказ?

Как вы думаете, с какой целью Петр I хотел создать свою газету?$

Какой материал он выбрал для печати?

Почему государь не разрешил писать о заводских мужиках?

Для чего Петр Алексеевич велел напечатать про школы?

Как называлась и как выглядела первая российская газета?

Кого встретил государь? Как оценил газету граф Головин?

Что ответил графу Петр I? Согласны ли вы с его мнением?$

3. Подготовка к восприятию рассказа А. Чехова «Ванька»

  • Краткая беседа по картине В. Маковского «Свидание»

  • Рассказ о писателе, знакомство с портретом.

4. Словарная работа (уточняются значения непонятных детям слов)

Заутреня — ранняя служба в церкви.

Темный образ — икона, которая висела в мастерской, покрылась пылью$ и копотью, краски ее потемнели.

Людская кухня — кухня, где готовили для дворовых слуг.

$В помещичьем доме была еще барская кухня, где готовили для

господ.

Дворня — дворовые люди, то есть конюхи, повара, прачки.

Колодка — кусок дерева в форме нижней части ноги, используется при шитье обуви.

$5. Знакомство с текстом.

Письмо Ваньки читает учитель, слова автора читают заранее подготовленные учащиеся.

6. Закрепление. Беседа по вопросам.

Какие чувства пытался передать художник?

Какие краски использовал? А как бы вы изобразили Ваньку?

Почему Ванька так часто вспоминал о своей жизни в деревне? (Воскрешал в памяти наиболее приятные и радостные моменты.)

Найдите в тексте и прочитайте об этих приятных моментах.

Почему прежн$яя деревенская жизнь представляется мальчику такой радостной, беззаботной?

Прочитайте о морозной ночи в деревне.

Рисование по описанию морозной ночи в деревне белым мелом на чёрной бумаге (без рамок). На уроке учащиеся впервые рисовали мелом на бумаге. Времени этот рисунок занимает мало. Каждый ученик рисует дом, часть улицы, выставка работ, объединяя рисунки, иллюстрирует текст «видно всю деревню».

7. Беседа по вопросам – закрепление.

Найдите в рассказе отрывки о том, как относилась к $Ваньке барышня Ольга Игнатьевна, когда была жива его мать.

Что сделали господа после смерти Ванькиной матери?

Может ли Ванька на$деяться на помощь барышни Ольги

Игнатьевны?

Почему дедушка Ваньки живет в господском доме?

Сколько ему лет? Прочитайте отрывок, где говорится о том,

как выглядит дедушка Константин Макарыч; какую работу выполняет.

Получит ли дедушка Константин Макарыч письмо Ваньки?

8. Домашнее задание: перечитать произведение, выполняя задание:

Прочитайте еще раз письмо Ваньки деду и найдите слова, передающие отчаяние мальчика.

Написать небольшое сочинение «Что я хочу сказать Ваньке Жукову».$

9. Итоги урока.

Материал для учителя.

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ

(1860—1904)$

Чехов — писатель, известный во всем мире. Его дед и отец были крепостными. Ко времени рожден$ия Антона Павловича его отец стал владельцем бакалейной лавки. В семье было шесть детей. Дети, в том числе и Антон, когда подрос, помогали отцу в торговле. Работать приходилось много и трудно; не обходилось без подзатыльников и порки. «В детстве у меня не было детства…» — писал Чехов. Из всех детских впечатлений Антона Павловича порки были самыми болезненными, как никогда не заживающая рана. Ребенком он недосыпал, недоедал. Чехов с детства защищался от невзгод юмором, насмешкой над уродствами жизни.

Друзья и братья вспоминают, ч$то с детских лет Антоша отличался артистическими способностями и необыкновенным чувством юмора. Он часто придумывал шутки. Один раз Антоша оделся нищим и пошел к дяде просить милостыню. Тот не узнал племянника и подал ему грош.

Из насмешек и передразниваний мальчика позже выросли юмористические сценки и забавные рассказы начинающего писателя Антоши Чехонте, как любил подписываться юный Чехов.

Когда отец — мелкий торговец — разорился и вынужден был уехать в Москву, гимназист Антон остался в родном городе и зарабатывал на жизнь, давая частные уроки. При этом он умудрялся еще помогать родителям. Окончив гимназию, Антон Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета. Тогда он и начал печататься в журналах. Окончив Московский университет, Чехов очень серьезно занял$ся медицинской практикой. До сих пор в его доме в Москве висит медная табличка с надписью:

«Доктор А.П. Чехов».

Однако его призванием была литература. Удивительно, как сочетался у Чехова труд литератора с нелегким трудом врача,

принимавшего в год иногда до трех тысяч пациентов. Исцеляя

других, сам он страдал от чахотки, от которой впоследствии умер.

У Чехова нет специальных «детских» произведений. Он говорил: «Писать для детей вообще не умею». «Взрослые»

$произведения Чехова понятны детям потому, что писатель хорошо знал жизнь и умел о ней увлекательно рассказывать. Чехова глубоко волновали судьбы обездоленных детей. О них он написал такие рассказы, как «Ванька» и «Беглец». Мир детства оживает в его рассказах «Мальчики», «Детвора». Недаром Лев Толстой назвал Чехова «несравненным художником жизни».

Особенно интересны детям рассказы Чехова о животных — «Каштанка» и «Белолобый». Любопытно, что сначала «Каштанка» была написана для взрослых, но позже Чехов переделал это произведение для детей. Чехов знал о своей неизлечимой болезни и спокойно ждал приближения смерти. Далеко от России, на чужбине доктор Чехов поставил свой п$оследний диагноз: «Я умираю…»

Произведение Антона Павловича Чехова «Ванька» было написано в 1886 году. В своем трогательном рассказе автор раскрыл темы милосердия, добра, терпения, благородства. Он рассказал о мальчике-сироте, который пережил горести и лишения. Записанное в читательский дневник содержание рассказа «Ванька» поможет ознакомиться с сюжетом без изменения его сути и потери смысла, сэкономить время.

Анализ произведения

Есть мнение, что прообраз главного героя был взят автором с самого себя, так как у него тоже было непростое детство. В другой версии портрет мальчика-сироты был взят с близкого родственника писателя. Жанр произведения — рассказ.

Краткий пересказ

Ваня Жуков — девятилетний сирота. Его отдали к сапожнику на обучение. До этого мальчик жил в деревне с дедушкой. Сапожник был жестоким человеком.

В канун Рождественских праздников сирота дождался ухода хозяев и сел за написание письма. Мальчик хотел рассказать дедушке про свои злоключения. Дед Ваньки был веселым и добрым, работал сторожем.

Краткое содержание рассказа Антона Чехова «Ванька» с отзывом для читательского дневника

Мальчик в письме поведал про то, как ему попало от хозяйки за неправильную чистку селедки, про порку ремнем, которую ему устроил сапожник, когда сирота уснул над люлькой хозяйского малыша.

Ванька стал вспоминать, как ему хорошо жилось в деревне, когда была жива мама, как он вместе с дедушкой ходил рубить елку к празднику. Далее мальчик стал описывать Москву.

Столица поразила его своими размерами, множеством красивых домов и лошадей. Только овец там не было, а собаки вообще не злые.

В конце письма мальчик стал молить дедушку забрать его к себе, так как с новыми хозяевами ему было плохо. Он голодал, тосковал, все время плакал, его часто били. Написав письмо, Ванька указал на нем адрес «На деревню дедушке», опустил его в почтовый ящик и спокойно уснул.

Основная мысль

Автор на примере Ваньки показывает, что любое горе или неприятность можно пережить, если им с кем-нибудь поделиться. Тогда печали не кажутся невыносимыми.

В рассказе есть чему поучиться. Чехов поднимает такие важные вопросы:

Краткое содержание рассказа Антона Чехова «Ванька» с отзывом для читательского дневника

  • любовь;
  • милосердие;
  • добро;
  • хорошее отношение к людям, особенно к маленьким детям.

Нужно научиться терпению, надеяться на светлое будущее. Все дети, так же как и любой человек, достойны счастья, независимо от происхождения. У каждого ребенка должно быть беззаботное детство, любовь, забота. Мальчик не понимал, зачем мучиться и жить со злым человеком, когда есть любимый и добрый дедушка, с которым хорошо.

Порой жестокость взрослых людей приводит к несчастью в жизни ребенка.

Важно воспитывать в себе благородные качества, нравственность. Именно отношения в семье влияют на жизнь будущего поколения. Родители должны вкладывать в свое чадо только лучшие качества, показывать ему своим примером достойное поведение. Тогда общество сможет измениться в лучшую сторону. Не будет обездоленных детей и несчастных людей.

Действующие лица

В произведении один герой — Ванька. Другие персонажи необходимы для раскрытия сюжета и характеристики Ваньки и его жизни. Среди всех действующих лиц выделяют:

Краткое содержание рассказа Антона Чехова «Ванька» с отзывом для читательского дневника

  1. Ванька Жуков — сирота, попавший к злому сапожнику. Мальчик все время голодает, не видит добра, сталкивается только со злостью. Это несчастный и забитый ребенок.
  2. Константин Макарыч — дедушка мальчика. Ему 65 лет. Это очень веселый, добрый старик. Он работает ночным сторожем в доме господ, заигрывает с прислугой и нюхает табак.
  3. Ольга Ивановна — женщина, которая обучала Ваньку грамоте, угощала леденцами. Только в момент отправки ребенка в столицу она не замолвила за него слово.
  4. Сапожник Аляхин и его жена — эти люди забрали к себе сироту. Они православные христиане, но при этом ведут отнюдь не евангельский образ жизни, не имеют милосердия. К Ваньке ужасно относятся: бьют по любому поводу, не кормят толком, не заботятся о нем и не уделяют должного внимания, а только нещадно эксплуатируют.

Краткое содержание «Ваньки» позволит ознакомиться с рассказом писателя, что поможет написать сочинение и подготовиться к уроку по литературе.

Отзывы читателей

Когда я прочитал жизнь мальчика в деревне и у сапожника, перед глазами сразу возникла картинка, которая описывает два противоположных сюжета. В книге сталкиваются добро и зло, жестокость и милосердие. Всем рекомендую почитать, даже взрослым. Рассказ научит правильному отношению к людям.

Совсем недавно я читала краткое содержание рассказа «Ванька» Чехова. В классе нам задали составить по нему план и нарисовать рисунок. Даже не читая полностью книгу, мне это удалось. Спустя время я сама заинтересовалась историей про мальчика-сироту и прочла ее полностью. Советую ознакомиться. В ней есть чему поучиться.

Произведение целиком я прочитал благодаря краткому содержанию «Ваньки» и анализу. Чехов написал интересный рассказ, очень трогательный. Хочется узнать судьбу мальчика и верить в то, что дедушка все-таки получит письмо и заберет ребенка от злых людей.

Чехов А.П. “Ванька” Читательский дневник, краткое содержание

Чехов А.П.

  • Название: “Ванька”
  • Жанр: рассказ
  • Тема произведения: о детях
  • Число страниц: 4

Главные герои и их характеристика

Ванька Жуков, мальчик 9 лет, отданный в услужение сапожнику. Несчастный, постоянно голодный и забитый. Сильно скучает по своему дедушке, единственному близкому человеку. Верит в лучшее, надеется, что дедушка приедет и заберет его.

Константин Макарыч, дедушка Ваньки. Худенький, подвижный, веселый старичок 65 лет. Работает ночным сторожем.

Аляхин, сапожник. Равнодушный, черствый человек.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

Мальчик Ванька пишет слезное письмо дедушке, в котором умоляет забрать его от сапожника, который его бьет и не дает спать.

Как правильно заполнить читательский дневник. Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь

Сюжет — краткое содержание

  1. Приближается рождество и мальчик Ванька, надеясь на чудо, пишет письмо своему дедушке.
  2. Ванька представляет себе дедушку, ему кажется, что именно сейчас тот совершает свой обход, любуется звездами и шутит с дворней.
  3. Ванька жалуется на свою жизнь у сапожника, рассказывает, как ему тяжело, как его бьют, как он не высыпается.
  4. Ванька описывает свое впечатление от большого города, описывает магазины и товары, которые в них продаются.
  5. Ванька обещает вести себя хорошо, пишет, что чуть не сбежал в деревню, но у него нет сапог.
  6. Ванька подписывает адрес на письме, добегает до почтового ящика, а потом ложиться спать, уверенный, что его дедушка обязательно заберет его.

Понравившийся эпизод

Меня очень тронул эпизод, в котором Ванька
подписывал свое письмо. Мальчик не знал, как правильно написать адрес и
подписал письмо “На деревню дедушке”. Это письмо никогда не дойдет адресату, но
хотя бы одну ночь мальчик проспит спокойно.

План произведения для пересказа

  • Ночь перед Рождеством.
  • Ванька садится писать письмо.
  • Воспоминания о дедушке.
  • Москва и ее магазины.
  • В лес за елкой.
  • Мольба о помощи.
  • Неправильный адрес.
  • Сон ребенка.

Главная мысль

Ребенок не должен быть лишен счастливого,
беззаботного детства, он не должен сам зарабатывать себе на жизнь, его не должны
бить  и наказывать.

Чему учит эта книга

Рассказ учит состраданию и сочувствию. Учит тому,
что каждый ребенок имеет право быть счастливым, учит тому, что эксплуатация
детей не должна существовать в мире. Учит стойко переносить жизненные тягости.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Это очень грустный рассказ о мальчике, которого
отдали жесткому сапожнику. Мальчик страдает и плачет, он глубоко несчастен. Мне
очень жаль бедного Ваньку, ведь даже его письмо оказывается отправлено в
никуда.

Новые слова и выражения

  • Заутреня — служба в церкви.
  • Выволочка — наказание.
  • Ежели — если.
  • Клирос — место для певчих в церкви.

Пословицы к произведению

  1. Всякое дело терпеньем одолеть можно.
  2. Всякому терпенью приходит конец.
  3. За сироту только бог заступится.
  4. Счастье скоро покидает, но надежда никогда.
  5. Хорошо то, что хорошо кончается.
  6. Другие читательские дневники

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна.

Каждые ваши 10 рублей – еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Похожее

«Ванька» — краткое содержание и пересказ рассказа А. П. Чехова

Здесь даны основные сведения о рассказе А. П. Чехова «Ванька», представлено его краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указаны тема и основная мысль (идея) этого рассказа.

Краткие сведения о произведении

Рассказ «Ванька» Антон Павлович Чехов написал в 1886 году. Впервые опубликован рассказ был в том же году в «Петербургской газете», за подписью А. Чехонте.

Главный герой рассказа

  • Ванька Жуков — 9-летний мальчик, отданный из деревни в Москву на обучение к сапожнику.

Другие персонажи

  • Константин Макарович — дедушка Вани. Это шустрый, худощавый, весёлый человек лет 65. Служил он ночным сторожем у господ Живаревых.
  • Аляхин — сапожник, хозяин Ваньки.
  • Ольга Игнатьевна — дочь господ Живаревых, обучившая Ваню грамоте.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Ванька Жуков — 9-летний мальчик, 3 месяца назад переехавший в Москву и ставший учеником сапожника Аляхина.

В рождественскую ночь он пишет письмо дедушке. Поздравив его с праздником, мальчик стал писать о своей жизни. Он перечисляет все свои обиды на хозяина, хозяйку и подмастерьев.

Ванька просит в письме дедушку приехать и забрать его в деревню, затем пишет адрес на конверте: «На деревню дедушке Константину Макарычу», бежит на улицу и опускает письмо в почтовый ящик.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Девятилетнего мальчика-сироту Ваньку Жукова отдали из деревни 3 месяца назад на обучение к сапожнику Аляхину.

В ночь на Рождество мальчик не лёг спать. Он дождался, когда хозяева и подмастерья пошли в церковь, и стал писать письмо дедушке. Ванька поздравил его с Рождеством, затем задумался, вспомнив дедушку.

Он представил, что сейчас, наверно, Константин Макарович балагурит у ворот с дворовыми людьми господ Живаревых. У этих господ дед служит ночным сторожем.

Когда он ходит ночью вокруг господской усадьбы, его сопровождают две собаки: Каштанка и Вьюн.

Ванька вздохнул и снова стал писать письмо. В нём он рассказал о своих огорчениях и обидах. Вчера хозяин его избил за то, что он уснул, качая в люльке его ребёнка.

А недавно хозяйка стала тыкать мальчику в лицо селёдкой, потому что он начал чистить селёдку с хвоста. Подмастерья его тоже обижают. Хозяева кормят мальчика плохо, спит он в сенях.

Когда ребёнок хозяев плачет, ему приходится всю ночь качать люльку.

Мальчик попросил дедушку взять его домой в деревню. Он обещал попроситься к приказчику чистить сапоги или пойти в подпаски.

Дальше в письме он описал Москву. И ещё написал Ванька дедушке, чтобы он попросил у Ольги Игнатьевны с ёлки золочёный орех.

Ванька вспомнил, как ходил с дедушкой за ёлкой в лес для господ. Когда ёлку дед втаскивал в дом, её начинали украшать. Барышня Ольга Игнатьевна хлопотала больше всех.

Раньше, когда была жива мама Ваньки и служила горничной у господ, Ольга Игнатьевна угощала мальчика леденцами и научила читать, писать и считать до ста. Когда мама умерла, мальчика отправили к деду в людскую кухню, а потом в Москву, к сапожнику.

Написал Ванька дедушке, что его все бьют, что ему всё время хочется есть и что он часто плачет. Ещё написал, чтобы дедушка никому не отдавал его гармонь, и передал привет знакомым.

Вложил мальчик письмо в конверт и написал на конверте: «На деревню дедушке Константину Макарычу». Затем выбежал на улицу и бросил письмо в почтовый ящик.

Час спустя Ванька спал, и снился ему дедушка. Он сидел на печке и читал кухаркам Ванино письмо.

Заключение к краткому пересказу

В рассказе А. П. Чехова «Ванька» раскрыта тема: тяжёлая жизнь детей, отданных «в люди» (в чужую семью для обучения ремеслу).

Основная мысль (идея) рассказа «Ванька»: дети нуждаются больше всего в любви родных, а не в обучении ремеслу у чужих, равнодушных людей.

В 19 веке родственники часто не в состоянии были содержать детей из-за бедности. Крестьянским детям, отданным в чужую семью для обучения ремеслу и услужения, приходилось нелегко.

Рассказ учит доброте, милосердию, особенно к детям.

Краткое содержание рассказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Краткое содержание рассказа Антона Чехова «Ванька» с отзывом для читательского дневника | Литерагуру

(737 слов) Рассмотрим рассказ Антона Павловича Чехова «Ванька», который он написал в конце 19 века. Это произведение было растиражировано, его печатали в «Петербургской газете», в «Рождественских рассказах», но под псевдонимом писателя – А. Чехонте. Этот рассказ стал широко известен еще до смерти писателя.

Начинается он с того, что нас знакомят с главным героем Ваней Жуковым, который в ночь перед Рождеством пишет письмо своему деду Макарычу в свою родную деревушку.

Тремя месяцами ранее Ваньку отравили на обучение в столицу к сапожнику Аляхину. Мальчик осиротел, и дед стал для него самым родным и близким человеком. Сам дед жил, благодаря тому, что работал при дворе деревенских помещиков Живаревых сторожем усадьбы.

Сторож он ночной, ночью несет службу, а днем либо отсыпается, либо общается с другим персоналом усадьбы, например, с кухарками. Ходит он с двумя питомцами – псом Вьюном и  старенькой небольшой собачкой Каштанкой.

В письме мальчик жалуется деду на тяжелую жизнь – у сапожника ему живется нелегко, кормят не ахти, зато бьют за каждую оплошность, а подмастерья сапожника насмехаются над ним.

Все это мальчик пишет просто, по-детски.

Ванька очень хочет, чтобы дед забрал его домой, где он бы стал деду главным помощником во всем – от протирания махорки на цигарки, вплоть до молитв Всевышнему за него. Более того, он стерпел бы, если бы дед его побил.

Мальчик готов работать кем угодно, лишь бы быть деду полезным – хоть в подпаски, хоть обувь чистить.

Мальчик говорит о том, что хотел бы сам уйти в деревню, пешком, да не может – у него нет нормальной теплой обуви, а холода он боится.

Мальчик описывает столицу. Его удивил этот огромный город, в котором очень много дворов господ различного ранга и живности при дворах, а также – обслуги, а в лавках работают разные повара, коих тоже много.

Во время написания письма на мальчика нахлынули воспоминания о прошлой жизни, о временах, когда он жил еще в родной деревне с дедом. Ему вспоминается, как они с дедом пошли в лес за елкой для помещиков в честь Рождества.

Также мальчик вспомнил и свою покойную мать по имени Пелагея, которая тоже работала в господской усадьбе, но была горничной при Ольге Игнатьевне.

Работодательница матери Ивана была женщиной доброй, она обучила мальчика грамоте, научила его считать до сотни, разучила кадриль, и просто угощала чадо своей служанки сладостями. Но после смерти матери мальчика, его перевели на кухню, а потом к сапожнику.

Ваня неоднократно просит в письме деда, чтобы тот забрал его от Аляхина. Кроме того, ребенок хочет, чтобы дед попросил у хозяйки для него елочную игрушку – золотой орех, а еще он просит, чтобы дед никуда не задевал его гармошку.

  • В конце письма мальчик передает поклон всем тем, с кем он дружил в деревне.
  • Мальчик вложил написанное послание в конверт, потом подписал, что оно на деревню дедушке Константину Макарычу, после чего он выбежал на улицу в рубахе и опустил конверт в почтовый ящик – он еще заранее разузнал, как отправляются письма, и теперь, довольный собой, пошел спать.
  • Спустя час мальчик уже спал и видел сон, в котором он видел своего деда, сидящего на печи и читающего кухаркам его письмо, а возле него ходит Вьюн, виляя хвостом.

Отзыв

В рассказе главная мысль заключается в следующем – нельзя быть равнодушным к детям, которые беззащитны, и нельзя детей отрывать от той среды, к которой они привыкли. Мальчик Ваня осиротел, и от него сразу же избавились, поскольку он был взрослым бесполезен.

И из родной деревушки, где он рос в заботе и доброте, его перекинули в город, в агрессивную для него среду, где ему сразу стало тяжело жить.

Таким образом, писатель высмеивает несколько пороков, которыми страдает общество – жестокость, грубость, равнодушие, бессердечность.

Писатель учит уважать маленького человечка, проявлять внимание к беззащитным и одиноким, легковерным и наивным. В этом заключена мораль всего рассказа.

Рассказ заставляет задуматься о проблеме детского труда и образования. Дети должны становиться образованными людьми, однако беднякам этого было не дано. В деревне Ваню грамоте и счету обучила барышня просто так, чтоб не скучать, и данное ею образование помогло мальчишке – он написал деду письмо, в котором выплакался на судьбу, однако он неточно подписал адрес письма.

Мне понравился этот мальчишка, с его чистой и искренней любовью к своему деду и его стойкостью – он остается собой даже в таких условиях.

Вообще же, рассказ оставляет о себе печальное впечатление, ведь мы знакомимся с судьбой мальчика, который был брошен на авось, будучи нигде ненужным, и таких детей по всей стране были сотни. Свою последнюю надежду он сам же и утратил, хоть и сам не знает о том. Он настолько наивен, что считает, что дед приедет и заберет его в деревню, когда прочитает письмо.

«Ванька» — читательский дневник по рассказу А. Чехова

Рассказ «Ванька» Антона Чехова был написан и опубликован в 1886 году.

Описание книги для читательского дневника

Чехов Антон ПавловичНазвание произведения: «Ванька»Жанр: рассказГод написания: 1886
Издательство: НИГМАГод издания: 2015

Главные герои и их краткая характеристика

Ванька Жуков – девятилетний мальчик, вечно голодный, несчастный, забитый, находится в услужении у сапожника.
Константин Макарыч – дед Ваньки, веселый, очень добрый, работает ночным сторожем.
Аляхин – сапожник, жестокий, злой, равнодушный человек.

Краткое содержание и сюжет

Сиротке Ваньке Жукову было всего девять лет, когда его отдали на обучение сапожнику Аляхину. Раньше он жил в деревне с дедушкой, а теперь он уже три месяца находился в полном подчинении у злого, жестокого человека.

В канун Рождества, дождавшись, когда хозяева отправились в церковь на службу, мальчик достал чернила, бумагу, и принялся писать письмо любимому дедушке – веселому, доброму старичку Константину Макарычу, который работал сторожем в господском доме.

С детской искренностью и непосредственностью Ванька стал описывать все свои злоключения: как ему попало от хозяйки за то, что он неправильно чистил селедку, или как хозяин выпорол его ремнем, когда он уснул над люлькой хозяйского ребенка.

Затем мальчик принялся вспоминать, как хорошо ему жилось в деревне. Когда была жива мама, убиравшая в доме у господ, молодая барышня часто угощала Ваньку сладостями, и от скуки научила его чтению и письму. Мальчику вспомнилось, как они с дедушкой ходили рубить елку к Рождеству, и выбрали самое красивое, стройное и пушное деревце.

Затем Ванька опять отвлекся, и принялся описывать Москву, которая поразила его своими размерами, обилием красивых господских домов и лошадей. Вот только овец здесь не было, и собаки вовсе не злые.

В конце письма Ванька не выдержал, и стал умолять деда забрать его отсюда. Ему было так плохо у чужих людей, что слов нет: он постоянно голодал, его били, и от тоски он часто плакал. Мальчик бы и пешком добрался до деревни, но боялся замерзнуть по дороге. Окончив писать, Ванька указал на конверте адрес «На деревню дедушке». Опустив письмо в почтовый ящик, мальчик спокойно уснул.

Очень краткое содержание для читательского дневника

В ночь перед Рождеством Ванька стал писать письмо дедушке. Он представил, что дедушка сейчас смотрит на церковь и балагурит с дворней. Ванька рассказал, что его бьют, плохо кормят и не дают спать. Он описал магазины Москвы и вспомнил, как ходил за елкой в лес. Ванька попросил забрать его и подписал письмо. Ванька отправил письмо и лег спать.

План пересказа

  • Ночь перед Рождеством.
  • Ванька пишет письмо деду.
  • Мальчик описывает свою горькую жизнь у сапожника.
  • Счастливые воспоминания Ваньки.
  • Описание Москвы.
  • Ванька умоляет деда забрать его.
  • Мальчик подписывает письмо и отправляет его.
  • Безмятежный сон Ваньки.

Основная мысль

Любое горе кажется не таким сильным, если им с кем-нибудь поделиться.

Чему учит

Рассказ учит любви, милосердию, доброте, хорошему отношению к людям, особенно, к детям. Также учит терпению, надежде на светлое будущее.

Отзыв и что понравилось

Меня очень тронул это рассказ. Мальчика Ваньку очень жалко, ведь его письмо конечно не дойдет до дедушки, потому что мальчик не указал адрес. А значит жизнь мальчика не изменится. Но пока он спит, он счастлив, ведь сон — лучший лекарь. И может быть, дедушка сам решит приехать проведать мальчика на Рождество, а значит и заберет его домой. Ведь на Рождество случаются разные чудеса.

Вывод и мое мнение

Любой ребенок, независимо от его происхождения, достоин счастливого, беззаботного детства. Ванька Жуков был этого лишен, и очень страдал. Он не понимал, почему должен мучиться у злого сапожника, когда совсем рядом живет его любимый дедушка. Хочется верить, что чудо произойдет, и на Рождество приедет старик-сторож и заберет внука домой.

Пословицы

  • Счастье скоро покидает, а надежда никогда.
  • Всякое дело терпеньем одолеть можно.
  • Все хорошо, что хорошо кончается.
  • Всякому терпенью бывает конец.
  • За сироту только бог заступится.

Краткое содержание рассказа «Ванька» и отзыв для читательского дневника (А.П. Чехов) | Литрекон

Антон Павлович Чехов создал свой рассказ «Ванька» в 1886 году. Под псевдонимом А. Чехонте произведение впервые было размещено на страницах «Петербургской газеты», в отделе «Рождественские рассказы».

Рассказ «Ванька» включался в сборники А.П. Чехова ещё при жизни писателя. Кроме того, он был переведён на многие европейские языки.

Многомудрый Литрекон предлагает Вам краткий пересказ произведения, где представлены сюжет и основные события в сокращении. 

Краткий пересказ

(434 слова) Девятилетний Ванька Жуков в ночное время под самое Рождество старательно пишет письмо в родную деревню своему дедушке Константину Макарычу. Три месяца назад мальчика отослали в Москву «к сапожнику Аляхину» на обучение. Ребёнок остался сиротой.

Единственный близкий человек для Ваньки — это дедушка, который работает в деревне в усадьбе господ Живарёвых ночным сторожем. Днём Константин Макарыч, по своему обыкновению, спит или беседует с кухарками, а ночью несёт службу.

С ним ходят старая собачка Каштанка и чёрный пёс Вьюн.

Ванька по-простому, детским слогом, рассказывает в письме о своей нелёгкой жизни у сапожника. Хозяева плохо его кормят, часто бьют и ругают за любую провинность: за то, что он заснул, укачивая в люльке хозяйского ребёнка, неправильно почистил рыбу.

Кроме того, он терпит насмешки от подмастерьев. Ванька очень просит, чтобы дедушка забрал его обратно в деревню. Мальчик готов всё для него делать: тереть ему табак, молиться за него. Даже готов стерпеть от деда побои, если будет за что.

Чтобы не быть дедушке в тягость, он пошёл бы «в подпаски» или к приказчику чистить обувь. Он пишет, что хотел бы уйти в деревню сам, своим ходом, но боится холода, ведь у него нет тёплой обуви. Ванька описывает Москву.

Его удивил большой город, где много господских домов и лошадей, разнообразие товаров в торговых лавках. 

Пока Ванька пишет, перед глазами его встаёт былое время, когда он жил вместе с Константином Макарычем. Он ясно помнит, как однажды они вместе под Рождество ходили в лес, чтобы срубить ель для праздника в господской усадьбе. Ему вспомнилась и его покойная мать Пелагея.

Она трудилась горничной у Ольги Игнатьевны — барышни, которая по доброте своей угощала ребёнка конфетами и просто так, от нечего делать, обучила его грамоте, счёту до ста и даже разучила с ним кадриль.

После смерти Пелагеи, Ваньку перевели к Константину Макарычу в людскую кухню, а позже отправили в Москву, к Аляхину.

Мальчик несколько раз повторяет в письме просьбу о том, чтобы Константин Макарыч приехал в Москву и забрал его. Ванька хочет, чтобы дедушка попросил у Ольги Игнатьевны ёлочную игрушку в виде золотистого ореха — «скажи, для Ваньки», и чтобы никому дед не отдавал его гармонь. В конце письма он передаёт поклоны тем, кого он знал и любил в деревне.

Вложив готовое письмо в конверт, Ванька подписал его: «На деревню дедушке». Поразмыслив немного, он приписал: «Константину Макарычу». Довольный мальчик выбежал из дома в одной рубахе. Накануне он спросил сидельцев из мясной лавки, как отправляются письма. Он добежал до первого попавшегося почтового ящика и опустил конверт.

Через час Ванька уже спал, надеясь, что дед получит его послание. Мальчику снилось, как Константин Макарыч сидит на печке и зачитывает его письмо кухаркам. Неподалёку от него бродит пёс Вьюн и виляет хвостом.

Отзыв 

(275 слов) Главная мысль рассказа «Ванька» заключается в том, что взрослым нельзя быть равнодушными к беззащитным детям, нельзя вырывать ребёнка из родной среды. Ванька остался сиротой.

От него сразу же захотели избавиться и отправили из деревни, где он был окружён добротой, в большой город на работу, в непривычную, тяжёлую для ребёнка обстановку. Чехов высмеивает главные пороки общества — жестокосердие, малодушие, грубость, неспособность к состраданию.

Уважать маленького человека — это то, чему учит автор. Нужно быть внимательным к тем, кто не может за себя постоять, кто одинок и наивен. Такова мораль рассказа «Ванька».

Произведение заставляет задуматься о том, что использовать детский труд неприемлемо. Ребёнок должен получать образование, но в то время для бедных это было невозможно. В деревне барышня от скуки обучила мальчика грамоте. В трудную минуту это помогло Ваньке — он смог написать письмо дедушке, но конверт подписал неверно: не указал точный адрес. 

Мне понравился рассказ «Ванька» тем, что ребёнок свято верит, что сможет уйти от зла и жестокости, которые на него обрушились. Мальчика очень жаль, ведь после смерти матери для него наступили трудные времена.

Ванька терпит унижения и побои, которых не заслуживает. В нём живёт искренняя и безусловная любовь к Константину Макарычу, у него доброе сердце, кроткий и незлобивый характер. Несмотря на все трудности, мальчик остаётся чистым душой.

Таково моё отношение к главному герою рассказа «Ванька».

Моё впечатление от рассказа «Ванька» грустное. А.П. Чехов показывает нам судьбу ребёнка, брошенного на произвол судьбы. Его последней надеждой было письмо к дедушке. Он теряет и эту надежду, сам того не подозревая.

В произведении показана безысходность маленького мальчика, наивно полагающего, что Константин Макарыч приедет за ним, прочитав его трогательное письмо. В этом заключается трагедия произведения «Ванька».

Таково моё мнение о рассказе А.П. Чехова.

Диана Танцур

Чехов – Ванька: краткое содержание, пересказ для читательского дневника – РуСтих Кратко

Ночь под Рождество в огромной Москве. В доме сапожника Аляхина при свете свечи, отраженным темным окном, не спит 9-летний сирота Ванька Жуков, ученик сапожника. Здесь он три месяца, а столько всего натерпелся. Обо всем он пишет в деревню «милому дедушке» Константину Макарычу. Это бодрый, веселый, 65-летний старикашка, ночной сторож у барина. С ним две собаки: Каштанка и Вьюн.

Грамоте, письму, счету и даже танцу мальчика обучила добрая барышня Ольга Игнатьевна Живарева. Но после смерти матери Пелагеи его перевели на кухню к деду, а дальше к сапожнику. Ванька просит деда забрать его.

«А то меня все колотят и кушать страсть хочется», еще и скучно, одни слезы. Он рассказывает, что вчера ему была «выволочка», хозяин побил его ремнем. За то, что задремал, укачивая хозяйского младенца.

И от хозяйки получил селедкой в «харю», когда стал чистить рыбу с хвоста.

Ванька умоляет ради Христа забрать его. В деревне он готов пойти в подпаски. Ванька вспоминает, как с дедом ходили за елкой. Дед посмеивался над замерзшим Ванюшкой. Мальчик просит сберечь для него золоченый орех с елки, как раньше.

И гармошку его пусть никому не отдают. Подписав конверт «На деревне дедушке», добавив «Константину Макарычу», он бросает письмо в ближайший почтовый ящик. А потом сладко спит.

И снится ему дед, с печки читающий это письмо кухаркам, и снится ему Вьюн…

Читательский дневник по рассказу «Ванька» Чехова

Сюжет

Ночь под Рождество. Ваньке Жукову 9 лет, он три месяца в огромной Москве учится у сапожника Аляхина. Пелагея, мать его, умерла. У мальчика есть только дедушка Константин Макарыч, сторож. Здесь его бьют, плохо кормят, он всегда один.

А в деревне все родное: добрая барышня Ольга Игнатьевна Живарева выучила его грамоте, вместе с дедом и собаками Каштанкой и Вьюном он ходил за елкой. Мальчик просит в письме, чтобы дед забрал его отсюда. Конверт он подписывает: «На деревню дедушке».

Опустив письмо в ящик, Ванька сладко спит и видит, как дед на печке уже читает его письмо.

Отзыв

Рассказ о бедном мальчике, у которого отняли детство, о тяжелой сиротской доле. Он вынужден работать за кусок хлеба. Добрая барышня приоткрыла ему дверь в другой мир, научив грамоте и счету. Но дальше его судьба – жить впроголодь, и учиться сапожному мастерству у злого Аляхина. Ясно, что с таким адресом письмо до деда не дойдет. Да и не может он его забрать.

В рассказе все чужие и недобрые люди зовут его Ванькой, сам он себя – Иваном, а для деда внук Ванюшка. Рассказ учит быть неравнодушным, добрым, сострадательным, терпеливым, ставить себя на место другого, жалеть людей, помогать тем, кому трудно, не терять надежду, любить близких, не лишать детей детства.

План рассказа «Ванька»

  1. Тяжелая жизнь сироты у сапожника.
  2. Письмо любимому дедушке.
  3. Мечта Вани о возвращении в деревню.
  4. Конверт без адреса.

Вопросы по рассказу «Ванька»

  1. В канун какого праздника мальчик пишет дедушке? (Рождество).
  2. В какой город герой попал из деревни? (Москва).
  3. Кто научил героя грамоте? (барышня Ольга Игнатьевна).
  4. Кем служит у барина дедушка? (сторожем).
  5. Как зовут собак деда и внука? (Каштанка и Вьюн).
  6. Как относятся к мальчику хозяева? (бьют его).
  7. Какое лакомство с елки просит себе мальчик? (золоченый орех).
  8. Почему он не решается зимой бежать от сапожника? (сапог нет).
  9. Сколько стоит конверт для письма? (копейку).
  10. Почему письмо Вани не дойдет? (на нем нет адреса).

«Ванька» краткое содержание для читательского дневника по рассказу Чехова (4 класс) – отзыв, сюжет, главная мысль

Сюжет — краткое содержание

  • Приближается рождество и мальчик Ванька, надеясь на чудо, пишет письмо своему дедушке.
  • Ванька представляет себе дедушку, ему кажется, что именно сейчас тот совершает свой обход, любуется звездами и шутит с дворней.
  • Ванька жалуется на свою жизнь у сапожника, рассказывает, как ему тяжело, как его бьют, как он не высыпается.
  • Ванька описывает свое впечатление от большого города, описывает магазины и товары, которые в них продаются.
  • Ванька обещает вести себя хорошо, пишет, что чуть не сбежал в деревню, но у него нет сапог.
  • Ванька подписывает адрес на письме, добегает до почтового ящика, а потом ложиться спать, уверенный, что его дедушка обязательно заберет его.

Чехов «Ванька» в сокращении

А. П. Чехов «Ванька» краткое содержание для читательского дневника:

Ваньку после смерти матери отправляют на обучение к сапожнику в Москву. Спустя 3 месяца, в канун Рождества, он пишет письмо деду и просит забрать его обратно в деревню.

Мальчик отвлекается и вспоминает счастливые дни дома — они с дедом рубили елку и несли по морозу. Как дедовские собаки вертелись у печи. Как барышня угощала его сладостями и выучила письму, а также кадрили.

  1. Он жалуется, что здесь с ним плохо обращаются и мало кормят, сапожник выпорол его за то, что уснул, укачивая ребенка, а жена сапожника ударила, потому что он чистил селедку с хвоста.
  2. Наконец он кладет письмо в конверт, в адресе пишет «деревня», а адресата — «дедушке», опускает в почтовый ящик и спокойно засыпает.
  3. Вывод:

Детская непосредственность легко отображает мир. У детей всё просто — либо хорошо, либо плохо, есть добро и зло. Этот рассказ учит детей, что нужно ценить родителей и родных, близких людей, а взрослых — быть добрыми к детям, ведь они так ранимы и требуются во внимании и любви.

Это интересно: «Беглец» — это книга, написанная в 1887 году, о тяжелой жизни маленького мальчика, которую он сам еще не до конца понимает.

Рассказ — это короткое произведение, где достаточно сложно раскрыть какую-то важную и обширную тему, но Чехов — настоящий мастер в этом деле. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Беглеца» для читательского дневника.

Основные события могут показаться кому-то даже знакомыми, будто бы взятыми из его же детской биографии.

Жанр и направление

Небольшой объем изложенной рассказчиком конкретной истории из жизни конкретного человека позволяет отнести “Ваньку” к произведению из разряда новеллистики — рассказу, выражаясь проще.

Острота проблемы, поднятой Чеховым, позволяет отнести рассказ произведениям разряда социально-обличительной беллетристики.

Безусловно, Чехов не осуждает никого открыто, но даже травмированный и уничиженный детский рассудок, через который нам сообщается история в красках, передает все подробности мещанства и хищничества, изничтожающего Россию изнутри. Направление творчества Чехова — реализм.

Однако вопрос конкретной жанровой принадлежности рассказа не решен до сих пор. Существует два основных пути, по которым эксперты присваивают “Ваньке” узкоспециализированный жанр.

  1. Так, литературоведом Г.Г. Рамазановой были сформулированы положения первой теории, которая отмечает сосуществование в рассказе жизнеутверждающих рождественских мотивов волшебства и справедливости с картинами, описывающими безнадежное положение Ваньки Жукова, обреченного на продолжение пытки детской души в каземате взрослой алчности. Этот синтез противоположных в целом идей и надежд позволяет причислить произведение к жанру “антирождественских рассказов”, которым еще до Чехова в совершенстве овладел Ч. Диккенс.
  2. Автор второй, весьма неординарной, теории — И. А. Есаулов считает, что рассказ от начала до конца позитивен, и завершающие фрагменты произведения вовсе не хоронят надежду на счастье Ваньки, а наоборот, возрождают и утверждают ее. Есаулов в своих размышлениях опирается на факт того, что каждый взгляд, брошенный на отражение свечи в оконном стекле — есть ничто иное, как преодоление границы между московским и деревенским миром: стоит Ваньке взглянуть на пламя, как в рассказе меняются времена глаголов. Так, городские воспоминания иногда фиксируются в прошедшем времени, а картины-воспоминания — в настоящем. А финальная сцена рассказа, когда Константин Макарович, свесив ночи с печи, читает письмо Ваньки, написана Чеховым с использованием глаголов как раз-таки в настоящего времени. Это позволяет нам считать, что чудо все же произошло, и заветное письмо нашло нужную деревню и нужного дедушку.

Действующие лица

В произведении один герой — Ванька. Другие персонажи необходимы для раскрытия сюжета и характеристики Ваньки и его жизни. Среди всех действующих лиц выделяют:

  1. Ванька Жуков — сирота, попавший к злому сапожнику. Мальчик все время голодает, не видит добра, сталкивается только со злостью. Это несчастный и забитый ребенок.
  2. Константин Макарыч — дедушка мальчика. Ему 65 лет. Это очень веселый, добрый старик. Он работает ночным сторожем в доме господ, заигрывает с прислугой и нюхает табак.
  3. Ольга Ивановна — женщина, которая обучала Ваньку грамоте, угощала леденцами. Только в момент отправки ребенка в столицу она не замолвила за него слово.
  4. Сапожник Аляхин и его жена — эти люди забрали к себе сироту. Они православные христиане, но при этом ведут отнюдь не евангельский образ жизни, не имеют милосердия. К Ваньке ужасно относятся: бьют по любому поводу, не кормят толком, не заботятся о нем и не уделяют должного внимания, а только нещадно эксплуатируют.

Краткое содержание «Ваньки» позволит ознакомиться с рассказом писателя, что поможет написать сочинение и подготовиться к уроку по литературе.

История создания произведения

Рассказ «Ванька» вышел из-под пера А.П. Чехова в 1886 году, был опубликован 25 декабря в «Петербургской газете» (раздел «Рождественские рассказы») и подписан псевдонимом А. Чехонте. Еще при жизни автора рассказ «Ванька» вошел в чеховские сборники рассказов и учебное пособие для начальной школы «Книга для чтения», а также переведен на французский, немецкий, датский и другие языки.

Лев Николаевич Толстой отозвался о рассказе как о выдающемся произведении.

В 1959 году по мотивам рассказа «Ванька» на советские экраны вышел одноименный фильм, снятый на киностудии М. Горького.

Предлагаем прочитать рассказ Антона Павловича Чехова «Пересолил, где рассказывается, как землемер Глеб Смирнов уговаривает мужика по имени Клим подвезти его. Что из этого получилось – узнаете в произведении.

Злободневная тема сиротства, раскрытая в рассказе «Ванька»

Тема сиротства нередко вызывает в людях, а особенно в детях, сострадание и милосердие. Именно такую острую проблему и затронул автор в своем рассказе.

Перед глазами читателя предстает жизнь бедного крестьянского мальчика, который после смерти мамы стал подмастерьем у городского сапожника Алехина. Несладко приходилось ребенку.

Затравленный злыми взрослыми, он жил в постоянном страхе. Девятилетнего Ваню таскали за волосы, нещадно били, унижали и очень-очень плохо кормили. Но пожаловаться было некому, кроме разве что родного деда Константина Макарыча.

Ему-то и стал писать мальчик письмо в ночь под Рождество.

Проникновенный рассказ о сиротской жизни

«Милый дедушка, Константин Макарыч!— И пишу тебе письмо» – так начинается невеселый рассказ Вани о его тяжелой сиротской доле. Мальчик прервался и углубился в воспоминания. Вот его дед служит ночным сторожем у господ.

«Днем он спит в людской кухне или балагурит с кухарками, ночью же, окутанный в просторный тулуп, ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку».

Вот Константин Макарыч берет внучка в лес за елкой, и Ваня, хотя и мерзнет сильно, радуется возможности полюбоваться природой, посмотреть на убегающего зайца, а потом, когда занесут лесную красавицу в дом, украшает её вместе с барышней Ольгой Игнатьевной.

О, эта милая, добрая женщина! Она кормила Ваню леденцами и научила его читать, писать, считать до ста и даже плясать кадриль. Но это – в прошлом. Тогда еще была жива мама Пелагея и служила горничной у господ. А сейчас…

Ваня снова стал писать дедушке: «Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу».

Он так просил забрать его из этого ужасного места, обещал и сапоги чистить у приказчика, или в подпаски пойти «заместо Федьки». Лишь бы подальше от издевательств, грубости и откровенного унижения.

Ведь дошло уже до того, что хозяин сильно ударил парнишку колодкой по голове…

Наконец-то дописал письмо Ванька. Только вот, не зная точного адреса или просто не понимая, что его обязательно нужно указать, пишет на конверте три слова «на деревню дедушке». Бедный ребенок уснул с надеждой на лучшую жизнь, даже не подозревая, что письмо его никто не получит. Замкнутый круг, из которого не видно выхода.

Короткий пересказ «Ваньки» Чехова

Краткое содержание «Ванька» Чехов:

Сиротке Ваньке Жукову было всего девять лет, когда его отдали на обучение сапожнику Аляхину. Раньше он жил в деревне с дедушкой, а теперь он уже три месяца находился в полном подчинении у злого, жестокого человека.

В канун Рождества, дождавшись, когда хозяева отправились в церковь на службу, мальчик достал чернила, бумагу, и принялся писать письмо любимому дедушке – веселому, доброму старичку Константину Макарычу, который работал сторожем в господском доме.

С детской искренностью и непосредственностью Ванька стал описывать все свои злоключения: как ему попало от хозяйки за то, что он неправильно чистил селедку, или как хозяин выпорол его ремнем, когда он уснул над люлькой хозяйского ребенка.

Затем мальчик принялся вспоминать, как хорошо ему жилось в деревне. Когда была жива мама, убиравшая в доме у господ, молодая барышня часто угощала Ваньку сладостями, и от скуки научила его чтению и письму. Мальчику вспомнилось, как они с дедушкой ходили рубить елку к Рождеству, и выбрали самое красивое, стройное и пушное деревце.

Затем Ванька опять отвлекся, и принялся описывать Москву, которая поразила его своими размерами, обилием красивых господских домов и лошадей. Вот только овец здесь не было, и собаки вовсе не злые.

В конце письма Ванька не выдержал, и стал умолять деда забрать его отсюда. Ему было так плохо у чужих людей, что слов нет: он постоянно голодал, его били, и от тоски он часто плакал. Мальчик бы и пешком добрался до деревни, но боялся замерзнуть по дороге. Окончив писать, Ванька указал на конверте адрес «На деревню дедушке». Опустив письмо в почтовый ящик, мальчик спокойно уснул.

Главная мысль:

Любое горе кажется не таким сильным, если им с кем-нибудь поделиться. Рассказ учит любви, милосердию, доброте, хорошему отношению к людям, особенно, к детям. Также учит терпению, надежде на светлое будущее.

Для ознакомления с сюжетом при подготовке к уроку литературы или для читательского дневника рекомендуем прочитать краткое содержание «Спать хочется» А. П. Чехова:

Польза рассказа

Невозможно читать краткое содержание «Ванька» Чехова без сострадания, впрочем, как и полную версию. Судьба мальчика, его искренняя надежда, что дед получит письмо и обязательно поможет, заставляют сжиматься сердца поклонников творчества писателя.

Сюжет произведения довольно прост, но оставляет впечатление после прочтения, заставляет задуматься о собственной жизни, пересмотреть свои ценности. Несколько дней после ознакомления с повестью невозможно не думать о сиротах, их несчастливой судьбе и вечной нужде.

Сказка учит нескольким вещам одновременно:

  • ценить родителей (ведь пока они живы, есть кому пожаловаться и у кого попросить защиты);
  • быть сострадательным к обездоленным детям;
  • не проявлять насилия к беззащитному;
  • доброте;
  • не жаловаться на отсутствие определённой побрякушки, ведь есть люди, у которых нет и куска хлеба на ужин;
  • быть благодарным за кров и тёплую постель, если человек это имеет;
  • верить в лучшее и не терять надежды.

Автор в своём произведении хотел показать, как трудно жилось маленьким детям у алчных и жадных хозяев, основная мысль рассказа — человек должен быть добрее и сострадательнее. Очень трогательный момент в повести, когда мальчик объясняет деду, что давно сбежал бы, да нет сапог, а на улице мороз.

А также при анализе произведения видно, как скучает малыш по родным местам. Он пишет, что в Москве дома богатые и лошади красивые, в магазине можно купить различные крючки для рыбалки, но только нет овец и собаки не злые. Даже поразившие паренька вещи не могут разогнать тоску о доме.

Писатель не зря выбрал ночь перед праздником Рождества для сюжета, это делает произведение более проникновенным, и у сердобольных читателей появляется надежда, что мольбы главного героя будут услышаны, свершится чудо, дед заберёт ребёнка от злого и равнодушного сапожника.

Хотя сама повесть небольшая, но краткий пересказ «Ваньки» Чехова может быть использован для пополнения читательского дневника.

Антон Павлович — автор многих творений, но произведение, тема которого затрагивает судьбу наивного, голодного паренька-сироты, является одним из самых запоминающихся.

Рассказ «Ванька» на сайте Топ книг

Рассказ Чехова «Ванька» читать популярно во многом благодаря наличию произведения в школьной программе. Это позволило рассказу занять высокое место среди лучших книг русской классики и даже попасть в рейтинг лучших книг прозы. Но учитывая сезонность интереса к произведению среди школьников произведение лишь периодически будет попадать в наш рейтинг лучших книг.

Ему на Рождество не дарили подарков

Рассказ «Ванька» Антона Чехова – олицетворение отношения богатых и знатных господ к бедным детям того времени. Казалось бы, канун Рождества, когда ребята получают подарки и радуются рождению Спасителя Христа.

На этом сайте вы можете прочитать полный рассказ Антона Павловича Чехова “Ванька“

Но Ваня знает, что даже великий праздник не повлияет на отношение к нему хозяев, и в этот день все будет по-прежнему: побои, упреки, грубость. Поэтому пишет слезное письмо, где выражает всю тоску и боль.

Предлагаем прочитать повесть Антона Павловича Чехова, мастера короткой прозы «Дом с мезонином»

Произведение заканчивается многоточием. Мальчонка так и останется работать у сапожника. Что ждет его – покажет будущее.

Отзыв

Любой ребенок, независимо от его происхождения, достоин счастливого, беззаботного детства. Ванька Жуков был этого лишен, и очень страдал. Он не понимал, почему должен мучиться у злого сапожника, когда совсем рядом живет его любимый дедушка. Хочется верить, что чудо произойдет, и на Рождество приедет старик-сторож и заберет внука домой.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Ванька.

Практический материал для закрепления знаний

по разделу «Фразеология»

Каждый человек, порой сам того не замечая, употребляет в общении с другими людьми фразеологизмы, которые делают речь более яркой, выразительной и эмоциональной. Фразеологизмы, они же идиомы, афоризмы, крылатые выражения, начали существовать с тех времен, как появилась человеческая речь.

Во всех фразеологизмах тонкий смысл и большая глубина, их можно изменять, развивать, создавать новые образы, а значит, чутко и вдумчиво относиться к слову.

Изучение и правильное толкование фразеологизмов позволяет грамотно использовать их в речи, уместно употреблять в разговоре.

Фразеология важна, поскольку моделирует мировоззрение. И если её изучать и уважать, как часть своей культуры, как часть чужой культуры, то знание о мире расширится, а речь человека станет более умной, тесно связанной с корнями культуры, и при этом живой и интересной.

В работе над фразеологией ни в коем случае не стоит ограничиваться только теоретическим уровнем: обучающиеся непременно должны поработать со словарями, с различными литературными текстами, выполнить упражнения, разноплановые творческие задания, решить тесты. Это позволит не только лучше узнать значение фразеологических единиц, предотвратить ошибки в употреблении фразеологизмов, но и усвоить основной категориальный признак фразеологизмов – устойчивость.

Параллельно с работой над фразеологией должна идти работа над другими разделами языка – над лексикологией, морфологией, синтаксисом. Фразеологизмы, как правило, воспроизводятся в речи в неизменном виде, поэтому они могут сохранять в своём составе устаревшие слова и формы.

Данная методическая разработка содержит разнообразные задания, помогающие закрепить знания учащихся по теме «Фразеология». К отдельным заданиям даны ответы.

Задание 1.

Установите соответствие (синонимия фразеологизмов):

1. Ничего не делать

А. Голова на плечах, семи пядей во лбу, ума палата

2. Поблизости, недалеко

Б. Чесать язык, точить лясы

3. Стараться угодить кому-либо

В. Стреляный воробей, тертый калач

4. Бежать с предельной скоростью

Г. И глазом не ведёт, и в ус не дует, пропускать мимо ушей, хоть бы хны

5. С большим усердием, не жалея сил (работать)

Д. Переливать из пустого в порожнее, толочь воду в ступе, носить воду решетом, играть в бирюльки

6. Стараться обмануть, перехитрить

Е. Как снег на голову, как гром среди ясного неба, нежданно-негаданно

7. Быть cообразительным, умным, способным

Ё. Вилять хвостом, ходить на задних лапах, смотреть в рот

8. Очень похожи друг на друга (особенно своими недостатками)

Ж. Делать из мухи слона, сгущать краски

9. Не обращать никакого внимания, никак не реагировать

З. Как сельдей в бочке, яблоку негде упасть, пушкой не пробьёшь

10. Неожиданно, внезапно

И. Ни то ни сё, ни рыба ни мясо, так себе, серединка на половинку

11. Очень далеко

Й. Бить баклуши, валять дурака, плевать в потолок, ворон считать

12. Ничего собой не представляющий

К. Тянуть резину, тянуть кота за хвост, тянуть волынку

13. Заниматься чем-либо бесполезным, попусту тратить время

Л. Пара пустяков, проще пареной репы, проще простого

14. Неумеренно восхвалять кого-либо

М. Во весь дух, во всю прыть, на всех парах, сломя голову, высунув язык, без оглядки

15. Полностью уничтожить, разрушить до основания

Н. Плыть по течению, ждать у моря погоды

16. Болтать чепуху, разный вздор

О. Язык проглотишь, пальчики оближешь, за уши не оттянешь

17. Быть в трудном, опасном положении, когда неприятности грозят с двух сторон

П. Втирать очки, водить за нос, морочить голову, заговаривать зубы

18. Очень мало по сравнению с тем, что необходимо

Р. Вставлять палки в колёса, становиться поперек пути, связывать по рукам и ногам

19. Очень тесно, многолюдно

С. Гол как сокол, ни кола ни двора, беден как церковная мышь

20. Необоснованно преувеличивать что-либо

Т. Два сапога пара, одного поля ягоды, одним миром мазаны, из одного теста

21. Несообразительный человек

У. Молодо-зелено, молоко на губах не обсохло

22. Умышленно медленно выполнять работу

Ф. Петь дифирамбы, курить фимиам, петь (слагать панегирик), превозносить до небес

23. Опытный, бывалый человек

Х. Между двух огней, между молотом и наковальней, между Сциллой и Харибдой

24. Очень легко (сделать что-либо)

Ц. Стереть с лица земли, камня на камне не оставить, стереть в порошок, сровнять с землей

25. Действовать вяло, целиком подчиняясь создавшимся условиям

Ч. Голова садовая, олух царя небесного, медный лоб, голова и два уха

26. Очень вкусно (о еде и напитках)

Ш. В двух шагах, под боком, рукой подать, под самым носом

27. Умышленно мешать, чинить препятствия

Щ. На краю света, у чёрта на куличках, Бог знает где, куда ворон костей не относил

28. Крайне беден

Э. Подливать масло в огонь

29. Неопытный, наивный по молодости лет

Ю. Кот наплакал, по пальцам можно пересчитать, капля в море, с гулькин нос

30. Усиливать, разжигать чьи-либо чувства, переживания

Я. В поте лица своего, засучив рукава, не покладая рук

ОТВЕТ к заданию 1:

1. Б

2. Ш

3. Ё

4. М

5. Я

6. П

7. А

8. Т

9. Г

10. Е

11. Щ

12. И

13. Й

14. Ф

15. Ц

16. Д

17. Х

18. Ю

19. З

20. Ж

21. Ч

22. К

23. В

24. Л

25. Н

26. О

27. Р

28. С

29. У

30. Э

Задание 2.

Заполните таблицу, используя предложенные фразеологизмы, характеризующие положительные и отрицательные качества человека:

голова на плечах, обливать грязью, ума палата, бьёт баклуши, водить за нос, живота не пожалеть, душа нараспашку, заговаривать зубы, распрямить спину, семи пядей во лбу, сума перемётная, держать язык за зубами, мутить воду, вбивать клинья, золотые руки, кривить душой, морочить голову, мастер на все руки, распрямить спину

Положительные качества человека

Отрицательные качества человека

ОТВЕТ к заданию 2:

Положительные качества человека

Отрицательные качества человека

голова на плечах,

бьёт баклуши

мастер на все руки

мутить воду

распрямить спину

вбивать клинья

ума палата

водить за нос

золотые руки

кривить душой

живота не пожалеть

заговаривать зубы

семи пядей во лбу

морочить голову

душа нараспашку

сума перемётная

держать язык за зубами

обливать грязью

Задание 3.

Найдите ошибку в употреблении фразеологизма и исправьте её:

1. Аннушка была бездельница и постоянно отлынивала от работы: или чаи распивала с вареньем, или дремала в беседке, и матушка вечно ворчала: «Так и жизнь пройдёт, а ты всё сидишь сложив руки!»

2. Особо пришлась ей на сердце одна задумка, но она решила до вечера никому о ней не рассказывать, чтобы не спугнуть удачу, в которую слепо верила.

3. Инженер Ценский показал какой-то проект, убедил всех в его серьёзности и реальности воплощения, получил хорошенькую сумму денег – да и был такой.

4. Много можно рассуждать о том, кем и для кого был построен замок – несколько поколений сменилось, потеряны канцелярские книги экономок, церковные записи – важно сейчас другое: здание взято под охрану государства, и это играет большое значение.

5. «Ну, это ещё бабушка на двоих сказала… Подождём год-два, потом видно будет», – произнесла Ольга Сергеевна, недоверчиво посмотрев на невестку.

6. Как известно, ученье – свет, а неученье – ночь, но не все стремятся к этому свету.

7. Надежды на помощь было мало: в семействе Орловых все крепко держались друг за друга, а у Громовых каждый тянул одеяло на себя, понимая, что своя одежонка ближе к телу.

8. Учится и первоклассник, впервые взявший в руки портфель, и седой академик, издавший десятки книг. Учиться нужно в течение всей жизни, приобретая новые знания, жизненный опыт и мудрость. Как говорят, век живи – век получай образование. 9. Нельзя разевать рот на чужой пирог – нельзя заглядывать на чужое имущество: лучше делать всё, чтобы честно купить или заиметь своё, а не думать, как отобрать у другого.

10. Ничего в жизни не бывает просто так: если сложилась определённая ситуация, то это не случайно, а есть какая-то причина её возникновения, да и, как любил повторять наш уважаемый дедушка, нет дыма без костра.

ОТВЕТ к заданию 3:

1. Сложа руки.

2. Пришлась по сердцу.

3. И был таков.

4. Играть роль / иметь значение.

5. Бабушка надвое сказала.

6. Ученье – свет, а неученье – тьма.

7. Своя рубашка ближе к телу.

8. Век живи – век учись.

9. На чужой каравай рот не разевай.

10. Нет дыма без огня.

Задание 4.

Проявите знания, смекалку и сообразительность. Установите соответствие между пословицей и её смысловой стороной.

Например, А 7, Б 15, В 9, …:

А. В любом коллективе не могут быть все хорошими, обязательно найдётся плохой человек.

1. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом

Б. Не вреди кому-либо, так как этим ты можешь лишить себя в будущем помощи, поддержки.

2. Тише едешь – дальше будешь

В. Если человек экономит там, где этого делать не следует, то впоследствии такая экономия обойдётся ему намного дороже.

3. Мир не без добрых людей

Г. Плохо, если человек не мечтает добиться наивысших успехов в своей профессии.

4. Лучше синица в руках, чем журавль в небе

Д. Зло, которое ты творишь по отношению к другому человеку, обязательно вернётся к тебе.

5. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало

Е. Если делаешь что-то спокойно, достигнешь лучшего результата, чем когда торопишься.

6. Не зная броду, не суйся в воду

Ж. В жизни всегда найдутся люди, которые поддержат и помогут в трудную минуту.

7. Семь раз отмерь – один отрежь

З. Лучше довольствоваться малым, но гарантированным, чем ставить невыполнимые цели.

8. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

И. Неприятность, беда случаются обычно там, где что-нибудь ненадёжно, непрочно.

9. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь

К. Если удачно решил какое-либо дело, нужно отдохнуть, расслабиться, набраться сил для новых дел.

10. Не рой другому яму – сам в неё попадёшь

Л. Если взялся за какое-то дело, доводи его до конца, даже если это сделать трудно.

11. Где тонко, там и рвётся

М. Распад, проблемы и беспорядки в какой-либо группе людей начинаются, как правило, из-за некомпетентности руководителя.

12. Утро вечера мудренее

Н. Когда хочешь делать одновременно два дела, то чаще всего не добьёшься успеха ни в одном из них.

13. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться

О. Подарок не обсуждают, а принимают то, что дарят.

14. В семье не без урода

П. Не берись за незнакомые дела.

15. Яйца курицу не учат

Р. В большинстве ситуаций не нужно спешить, принимать решения «сгоряча», нужно успокоиться и хорошенько всё обдумать.

16. Скупой платит дважды

С. Молодому и неопытному человеку не следует поучать более старших и опытных людей.

17. Сделал дело — гуляй смело

Т. Пусть человек делает всё что угодно, лишь бы он не доставлял хлопот.

18. Взялся за гуж – не говори, что не дюж

У. Прежде чем что-либо сделать, внимательно всё проверь и подумай хорошенько, всё ли ты учёл.

19. Дарёному коню в зубы не смотрят

Ф. В любом деле, если хочешь получить желаемый результат, нужно обязательно стараться и прилагать усилия

20. Рыба с головы гниёт

ОТВЕТ к заданию 4:

А 14

Б 13

В 16

Г 1

Д 10

Е 2

Ж 3

З 4

И 11

К 17

Л 18

М 20

Н 9

О 19

П 6

Р 12

С 15

Т 5

У 7

Ф 8

Задание 5.

Восстановите фразеологизмы, подобрав нужное слово. Установите соответствие:

А. … на ухо наступил

1. рыба

Б. белая …

2. ласточка

В. как … в воде

3. пчёлы

Г. … не валялся

4. ворона

Д. стреляный …

5. козёл

Е. болтлив как …

6. мышь

Ж. одна … весны не делает

7. комар

З. как … на мёд

8. медведь

И. священная …

9. бык

К. … отпущения

10. куры

Л. … носа не подточит

11. воробей

М. беден как церковная …

12. кошка

Н. денег … не клюют

13. синица

О. чёрная … пробежала

14. конь

П. лучше … в руках, чем журавль в небе

15. корова

Р. здоров как …

16. сорока

Ответ к заданию 5:

А 8

Б 4

В 1

Г 14

Д 11

Е 16

Ж 2

З 3

И 15

К 5

Л 7

М 6

Н 10

О 12

П 13

Р 9

Задание 6.

Из каких произведений крылатые выражения литературные фразеологизмы? Установите соответствие:

А. Счастливые часов не наблюдают

1. А. Дюма-отец, «Три мушкетера»

Б. Чума на оба ваши дома!

2. А. Грин, «Сто верст по реке»

В. Шестая часть земли с названьем кратким «Русь»

3. А.Н. Островский, «Бедность — не порок»

Г. Дважды два – стеариновая свечка

4. А.С Грибоедов, «Горе от ума»

Д. У разбитого корыта

5. А.П. Чехов, «Палата номер шесть»

Е. Один в четырёх каретах

6. И. С. Тургенев, «Рудин»

Ж. Один за всех и все за одного

7. В. Шекспир, «Ромео и Джульетта»

З.Они жили счастливо и умерли в один день

8. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»

И. Палата номер шесть

9. С. А. Есенин, «Русь Советская»

К. Услужливый дурак опаснее врага

10. И.А. Крылов, «Ларчик»

Л. А ларчик просто открывался

11. А.М.Горький, «Песня о Соколе»

М. На деревню дедушке

12. А.А.Блок, «На поле Куликовом»

Н. С корабля на бал

13. А.С.Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке»

О. Рождённый ползать летать не может

14. М.Ю. Лермонтов, «А.О.Смирновой»

П. И снова бой. Покой нам только снится

15. А.П.Чехов, «Ванька»

Р. Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно

16. И.А.Крылов, «Пустынник и Медведь»

ОТВЕТ к заданию 6:

А 4

Б 7

В 9

Г 6

Д 13

Е 3

Ж 1

З 2

И 5

К 16

Л 10

М 15

Н 8

О 11

П 12

Р 14

Задание 7.

Определите значение фразеологизмов, установите соответствие:

А. Тёмная лошадка

1. Преувеличивать значение какого-либо события.

Б. Как кошка с собакой

2. О событии, которое произойдет неизвестно когда, в неопределенный момент времени или вообще никогда не произойдет (известно, что раки свистеть не могут).

В. Мартышкин труд

3. Призыв к собеседнику, который отклонился от заданной темы разговора.

Г. Смотреть как баран на новые ворота

4. Бесполезный труд, напрасные усилия.

Д. Делать из мухи слона

5. О большом количестве денег у какого-либо человека.

Е. Кошки скребут на душе

6. Так говорят о человеке, о котором мало что известно и который имеет хорошие шансы стать лидером в какой-то области.

Ж. Свинью подложить

7. Смотреть тупо, с недоумением, ничего не понимая

З. На птичьих правах

8. Вызывать гнев и раздражение, задираться перед врагами.

И. Хоть волком вой

9. О состоянии тревожности, тоскливости, грусти.

К. Тянуть кота за хвост

10. Так говорят о человеке, затягивающем выполнение дела или медлящего с ответом на заданный вопрос.

Л. Денег куры не клюют

11. Устроить кому-либо неприятность, напакостить.

М. Погнаться за двумя зайцами

12. О плохих, враждебных взаимоотношениях.

Н. Вернёмся к нашим баранам

13. Услуга, приносящая вред вместо пользы (выражение основано на сюжете басни И.А.Крылова «Пустынник и Медведь», в которой Медведь, желая избавить Пустынника от комара, бьёт его по голове и убивает не только комара, но и самого Пустынника).

О. Медвежья услуга

14. То есть без законных оснований, неофициально.

П. Дразнить гусей

15. О сильном отчаянии и невозможности исправить плохую ситуацию

Р. Когда рак на горе свистнет

16. О ситуации, когда человек пытается делать несколько дел одновременно и, в результате, не может закончить ни одно из них.

ОТВЕТ к заданию 7:

А 6

Б 12

В 4

Г 7

Д 1

Е 9

Ж 11

З 14

И 15

К 10

Л 5

М 16

Н 3

О 13

П 8

Р 2

Задание 8.

Какой глагол употреблён во всех фразеологизмах:

… язык за зубами; … в ежовых рукавицах; … порох сухим; … ухо востро?

А. иметь Б. найти В. держать Г. находиться

ОТВЕТ к заданию 8:

В

Задание 9.

Установите соответствие:

А. Тьма кромешная

1. запомнить

Б. Непочатый край

2. предвидеть

В. Как в воду глядеть

3. много

Г. Зарубить на носу

4. очень темно

Д . Выходить сухим из воды

5. избежать заслуженного наказания

ОТВЕТ к заданию 9:

А4 Б3 В2 Г1 Д5

Задание 10.

Каким членом предложения являются выделенные в предложениях фразеологизмы? Установите соответствие:

А Разговор состоялся с глазу на глаз.

1. определение

Б Лебединой песней называют этот сборник стихов.

2. подлежащее

В Мечтали они достигнуть земли обетованной.

3. дополнение

Г На защиту страны встали от мала до велика.

4. обстоятельство

Д Стройный, косая сажень в плечах, он нравился ей.

5. сказуемое или в составе сказуемого

ОТВЕТ к заданию 10:

А4 Б5 В3 Г2 Д1

Задание 11.

Определите, в каком падеже употреблены числительные в следующих фразеологизмах. Установите соответствие. Например, А2,6,9.

А. именительный

1. убить двух зайцев

Б. родительный

2. в четырёх стенах

В. дательный

3. пятое колесо в телеге

Г. винительный

4. играть первую скрипку

Д. творительный

5. заблудиться в трёх соснах

Е. предложный

6. дать сто очков вперёд

7. девятый вал

8. погнаться за двумя зайцами

9. на все четыре стороны

10. ходить в шестёрках

11. семеро по лавкам

12. опять двадцать пять

13. первый парень на деревне

14. меж двух огней

15. на один зуб

16. работать до седьмого пота

ОТВЕТ к заданию 11:

А.3,7,12,13

Б. 14,16,

В.11

Г.1,4,6,9,15,

Д.8

Е. 2,5,10,

Задание 12.

Восстановите фразеологизмы, подобрав нужное слово. Установите соответствие:

А. … на ухо наступил

1. рыба

Б. белая …

2. ласточка

В. как … в воде

3. пчёлы

Г. … не валялся

4. ворона

Д. стреляный …

5. козёл

Е. болтлив как …

6. мышь

Ж. одна … весны не делает

7. комар

З. как … на мёд

8. медведь

И. священная …

9. бык

К. … отпущения

10. куры

Л. … носа не подточит

11. воробей

М. беден как церковная

12. кошка

Н. денег … не клюют

13. синица

О. чёрная … пробежала

14. конь

П. лучше … в руках, чем журавль в небе

15. корова

Р. здоров как …

16. сорока

ОТВЕТ к заданию 12:

А 8

Б 4

В 1

Г 14

Д 11

Е 16

Ж 2

З 3

И 15

К 5

Л 7

М 6

Н 10

О 12

П 13

Р 9

Задание 13.

Определите разряд прилагательных, не забывая, что существует такое понятие, как переход прилагательных из одного разряда в другой! Впишите номера фразеологизмов, в которых употреблены прилагательные соответствующего разряда:

качественные

относительные

притяжательные

1. бесплатный сыр

2. ангельское терпение

3. бабушкины сказки

4. больное место

5. быть на дружеской ноге

6. в прекрасной форме

7. в час по чайной ложке

8. воздушные замки

9. вывести на чистую воду

10. выгодная сделка

11. выйти сухим из воды

12.гнуть в бараний рог

13. горькая правда

14. крепкое словцо

15. делать весёлую мину

16. держать в ежовых рукавицах

17. до победного конца

18. дрожать как осиновый лист

19. железный занавес

20. житейская мудрость

21. золотая молодёжь

22. крокодиловы слёзы

23. маменькин сынок

24. на голом энтузиазме

25. дамоклов меч

Задание 14.

Найдите в предложениях фразеологизмы и подчеркните их как члены предложения. Помните, что фразеологизм всегда является одним членом предложения.

1. Целыми днями Федька только и знает, что бьёт баклуши, чем основательно злит Марью Ивановну, а та молчит как рыба, ничего батюшке не говорит и всё выгораживает Федьку.

2. Говорят, был он без царя в голове, какой-то бестолковый по жизни, куролесил по всей губернии и ничем серьёзным не занимался, от службы отказывался.

3. Неохотно шёл старик на разговор, а по поводу лесной сторожки держал рот на замке, как ни пытался Сима его разговорить и узнать короткий путь к монашескому скиту.

4. Не покладая рук трудился Егорушка, и к вечеру лодка была готова к плаванию.

5. Известие пришло как гром среди ясного неба – ни врачи, ни медсёстры не были готовы менять место дислокации, к тому же шла операция.

6. «А заслуг у тебя с гулькин нос! – отчеканил Сергей Никитич. – И нечего претендовать на место, к которому тебя нельзя подпускать на пушечный выстрел!»

7. Работы было непочатый край, но никто не возмутился, потому как завтра всех ждали новые приключения и неизведанные участки заповедника.

  • Фотосессия с братом рассказ
  • Фотоателье как пишется правильно
  • Фотоархив как пишется правильно
  • Фотоотзыв как пишется слитно или раздельно
  • Фото челлендж как пишется слитно или раздельно