РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК. Павлова М.В. Дата:________________
Этапы урока
Формы, методы,
методические
приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Осуществляемые
действия
Формируемые
умения
I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)
Фронтальный. Словесный.
Слово учителя
Здравствуйте ребята.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
II. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.
1. Беседа
Фронтальная, индивидуальная
Практический.
Словесный.
— Вспомните из чего состоит наша речь?
— Сколько значений может быть у слова? Например?
— А какое значение может быть у слова?
— Где мы можем узнать, уточнить значение слова?
— Прочитайте заглавие стихотворения Орлова.
— Когда люди желают друг другу «НИ ПУХА, НИ ПЕРА»?
— Прочитайте стихотворение и подумайте, почему он выбрал именно такой заголовок.
Чтение стихотворения.
НИ ПУХА, НИ ПЕРА
Рано утром
Мама-квочка
В класс отправила
Сыночка.
Говорила:
— Не дерись!
Не дразнись!
Не петушись!
Поспеши, тебе пора!
Ну, ни пуха ни пера!
Через час,
Едва живой,
Петушок идет домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нем,
И в самом деле,
Нет пи пуха, ни пера!
В. Орлов
— Что пожелала мама-квочка, провожая сына словами «Ни пуха, ни пера»? (удачи)
— Почему стихотворение заканчивается словами: «Нет ни пуха, ни пера»?
— В каком месте слова «Ни пуха, ни пера» употреблены в переносном значении?
— Правильно. Пожелание мамы. Она пожелала удачи петушку. Если же понимать это выражение буквально, получится смешная-грустная история, которую и описал поэт.
— Таких устойчивых выражений немало в русском языке и в других языках.
Беседа
Рассуждают, читают, отвечают на вопросы
III. Постановка учебной задачи.
1.Орфографическая минутка.
Фронтальная. Словесный.
Сообщение
учителя.
Практический.
— Называются такие выражения — фразеологизмы.
— Какая же тема нашего сегодняшнего урока?
— Тема нашего урока: Фразеологизмы в разных языках с общим смыслом.
Орфографическая минутка.
Фф фразеологизм фра-зео-ло-гизм
— Поставьте ударение.
— Укажите ударный слог.
Слушают учителя
Определение темы и цели урока
Работа в тетради.
Принимают учебную задачу, сформулированную учителем, отвечают на вопросы.
IV. Усвоение
знаний и способов действий.
1. Знакомство с понятием «фразеологизм».
2. Беседа по презентации.
3.Игра «Одним словом»
4. Фразеологизмы других народов.
Коллективная, индивидуальная.
Словесный,
проблемный, творческий,
практический.
Беседа, работа
с текстом и
иллюстрациями
рассказ
1. Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально, дословно. Слово «Фразеологизм» состоит из двух частей: Фразис — выражение, логос — слово, понятие.
— Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это лучшее украшение нашей речи. И чем больше вы, ребята, будете их знать, тем выразительнее и богаче станет ваша речь.
— А как вы думаете откуда к нам пришли фразеологизмы?
2. Прямой смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями наших предков, их работой.
Большинство фразеологических оборотов имеют исконно русское происхождение:
1) обороты разговорно – бытовой речи: из огня да в полымя;
2) пословицы, поговорки, крылатые слова, устойчивые слова из русского фольклора: красная девица; добрый молодец; отложить в долгий ящик;
3) выражения из книжного языка: свежо предание, а вертится с трудом (А.Грибоедов «Горе от ума»)
4) отдельные выражения профессиональной речи: без сучка, без задоринки.
3.Фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным.
Например, на краю земли (света) – далеко, пешком ходит под стол – маленький, зуб на зуб не попадает – замёрз.
— Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Одним словом». У вас на партах лежит раздаточный материал. Нужно выразить смысл фразеологизма одним словом, а затем записать. Внизу задания, есть слова для справок, где можно найти нужное слово. Первый пример, мы делаем вместе. Как без рук, т.е беспомощный, зачеркните карандашом это слово, чтобы потом не запутаться.
- На руках носить – любить
- Рукой подать – близко
- Вылетело из головы — забыл;
- Вешать нос — унывать;
- В час по чайной ложке — медленно;
- Во все горло — громко;
- Во весь дух, со всех ног – быстро
Слова для справок: громко, унывать, беспомощный, быстро, медленно, любить, близко, забыл.
4. — И у других народов мира, существуют фразеологизмы, которые имеют одинаковый смысл, но произносятся по – разному. Давайте рассмотрим такие устойчивые выражения:
Белая ворона (на русском языке) – человек, отличающийся от других.
- Баран на пяти ногах (на французском языке)
- Белый дрозд (на испанском языке)
- Черный корабль (на английском языке)
Валять дурака (на русском языке) – говорят о бездельнике.
- Играть дурака ( на английском языке)
Делать из мухи слона (на русском) – сильно преувеличивать что-либо.
- Делать из комара слона (на немецком языке)
- Делать гору из кротовины (на английском языке)
Работа по презентации, словарная.
Развернутое толкование значения слова
Беседа по презентации
Работа в пара, в тетради
Владеют смысловым чтением текста.
Строят речевое высказывание по теме
Играют в игру.
Заменяют фразеологизм одним словом.
Физкультминутка
Коллективная. Практический.
Его вешают, приходя в уныние (дети показывают нос)
Ее можно ломать, сильно думая над чем-то (голова)
Они чешутся, если очень хочется что-то сделать (руки)
Ими хлопают, если что-то не понимают (уши)
Его проглатывают, когда человек молчалив (язык)
В него набирают воды, когда молчат (рот)
Его держат за зубами, если хранят секрет (язык)
Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (нос)
Выполняют движения
по тексту под руководством учителя
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни.
V. Закрепление знаний и способов действий.
1.Работа фразеологизмами
2. Игра «Переводчики»
Фронтальная. Словесный,
проблемный.
Беседа, работа
с картинками.
- — Молодцы ребята, а сейчас мы с вами будем «Путешествовать по зоопарку». Посмотрите на доску, на слайде представлены картинки с животными: волк, лиса, рыба, баран, заяц, змея, ёж, собака.
Ваша задача место точек назвать животное, которое подходит к этому фразеологизму.
- Голодный как…волк
- Хитрая как…лиса
- Трусливый как…заяц
- Изворотливый как…змея
- Колючий как…ёж
- Немой как…рыба
- Верный как…собака
- Упрямый как…баран
- — Молодцы, ребята.
- Представьте, что вы переводчики, попробуем узнать какие русские фразеологизмы подходят к перечисленным зарубежным:
Похожи как две горошины в стручке (на английском языке)
Похожи как одно яйцо на другое (на немецком языке)
Похожи как две капли воды.
Убить двух птиц одним камнем (на английском языке)
Убить двух птиц одним выстрелом (на испанском языке)
Убить двух мух одной хлопушкой (на немецком языке)
Убить двух зайцев.
Иметь это перед собой (на испанском языке)
Записать себе за ушами (на немецком языке)
Зарубить на носу.
Выполняют задания
Ребята называют животных
Играют в игру в группах
Проверка по образцу(презентация)
Устанавливают причинно-следственные связи.
Развивают речь, заменяют фразеологизмы.
Подбирают фразеологизмы используя карточки на доске.
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Фронтальная. Словесный.
Беседа
— Вставьте в текст фразеологизмы.
У нас в школе некогда _________. Если ты работаешь на уроках ______________, на переменах кричишь _________, то хорошего результата ты не добьешься. Если ты на уроке молчишь, словно ________ и из тебя слово _____________, так тоже дело не пойдет. Но если ты выполняешь домашнее задание __________, читаешь книги _________, знаешь русский язык так, что правила _________, то всё получится.
Банк фразеологизмов: на всю катушку, считать ворон, от корки до корки, без сучка и задоринки, клещами не вытащишь, во всю Ивановскую, спустя рукава, воды в рот набрал, от зубов отскакивать.
Ребята, вот и подошел наш урок к концу.
— Что нового усвоили?
— Что такое фразеологизмы?
Отвечают на вопросы учителя
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
Домашнее задание
Словесный
Составить небольшой рассказ (можно описать случай из жизни), используя фразеологизмы.
Записывают задание в дневник
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Рассказ о слове «коса»
Выполнила ученица 4 класса
МОУ «СОШ п.Нива Питерского
района Саратовской области»
Веретенникова АлисаРуководитель: Нурумова Айжан Аккобисовна
-
2 слайд
Описание слайда:
Коротко о себе
Меня зовут Веретенникова Алиса. Я учусь в 4 классе.Учусь хорошо. Хочу рассказать все что я узнала о слове «коса». У меня есть старшая сестра Арина. У нее толстая коса, а у меня тоненькие косички. У бабушки Оли тоже в молодости была толстая коса. Ведь с давних времен коса считалась символом девичьей красоты. Вот поэтому я и выбрала это слово. А еще мне интересно у кого же самая длинная коса. -
3 слайд
Описание слайда:
Из истории
На Руси с давних времен коса считалась источником жизненных сил. Девушки заплетали волосы в одну трехлучевую косу. Коса располагалась строго вдоль туловища. Считалось, что все светлые энергии войдут через волосы в позвоночник и дадут особую жизненную силу. -
4 слайд
-
5 слайд
Описание слайда:
коса-слово многозначное
Толковый словарь русского языка Ожегова даёт следующие толкования слову коса:КОСА 1, –ы, вин. косу и косу, мн. косы, кос, косам, ж. Сплетённые в виде жгута несколько длинных прядей волос, а также вообще несколько нитей, прядей, сплетённых таким образом. Заплести, расплести косу. Тугая к. | уменьш. косичка, –и, ж.
КОСА 2, –ы, вин. косу и косу, мн. косы, кос, косам, ж. Сельскохозяйственное орудие—изогнутый нож на длинной рукоятке для срезания травы, злаков. Махать косой. Точить косу. Нашла к. на камень. (посл. об упрямом нежелании уступить друг другу).
КОСА 3, –ы, вин. косу и косу, мн. косы, кос, косам, ж. Идущая от берега низкая и узкая полоса земли. Песчаная к.
-
6 слайд
-
7 слайд
Описание слайда:
Синонимы к слову «коса»
косичка, косица, лента, хвостик
волос, прядь, копна, причёска, чёлка, шевелюра
косичка, косица, волос, прядь, причёска, чёлка, мысик, вихор, чуб, хохол
волос, прядь, копна, чёлка, грива, вихор, чуб, шевелюра, чубчик, волосик, нос
мысик, отмель, мыс, мысок, выступ
прокос, литовка, стебель, делянка, горбуша
полоска, полоса, заструга
лопатка, рог -
8 слайд
Описание слайда:
Особенности сочетаемости
Длинная
Толстая
Тяжёлая
Русая коса
Тугая коса Заплетённые косы
Заплетать волосы в косу
Бросить косой взгляд
Расплести косы
Распустить косы
Схватить кого-либо за косу -
9 слайд
Описание слайда:
Антонимы
К слову коса есть маленькое количество антонимов, относящихся к нему по разным значениям: 1)Коса — это вид прически, когда пряди волос сплетены меж собой, его антонимом может быть слова: «хвост», «лысина». -
10 слайд
Описание слайда:
Пословицы и поговорки
Коса девичья краса.
Девичья коса на всю Москву краса.
Коси, коса, пока роса, роса долой –и мы домой.
На острую косу много сенокосу
Не хочет косой косить косой,
Говорит «Коси коса» -
11 слайд
-
12 слайд
Описание слайда:
Фразеологизмы
Фразеологизм — устойчивое выражение слов, характерное постоянным лексическим составом. Фразеологизмы состоят не менее, чем из двух слов.
Фразеологизмы со словом «КОСА»:Нашла коса на камень — о столкновении неуступчивых сторон;
2. Хоть косой коси — очень много.
-
13 слайд
Описание слайда:
Грамматические признаки
1. Коса- имя существительное, нарицательное , неодушевленное, женского рода, 1-го склонения, единственного числа.
2. Звуковая схема слова «коса»- [каса]
3. Слово «коса» состоит из корня кос- и окончания –а.
4. В предложении может быть подлежащим или второстепенным членом. -
14 слайд
Описание слайда:
В Книге рекордов Гиннеса
В соответствии со сведениями, указанными в Книге рекордов Гиннеса, владелица самых длинных волос – жительница Китая по имени Ксие Квипинг. Замеры, организованные в начале 2000-х годов, продемонстрировали, что длина волос этой девушки достигает 5-ти метров 62 сантиметров. Она не остригала волосы вообще с 13-ти лет. -
15 слайд
Описание слайда:
Вывод
Французская коса
С давних пор и по сей день девушки заплетают косы.
Коса до сих пор является девичьей красой.
Косы модны и сейчас.
Красивые волосы украшают человека и свидетельствуют о его здоровье. -
16 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание
Я довольна своей работой!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 941 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 898 человек из 81 региона
- Сейчас обучается 357 человек из 70 регионов
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Краткое описание документа:
Данная презентация выполнена ученицей 3 класса. Ученица исследовала значение слова, подобрала синонимы, антонимы.
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Алгоритм морфологического разбора имени существительного
-
Презентация по окружающему миру «Водные богатства Бурятии. Река Селенга».
-
Технологическая карта по русскому языку на тему «Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам» (4 класс)
-
Презентация по русскому языку на тему » Словарные слова». 2 класс .
-
«Звуки [д], [д,]. Буквы Д, д».
-
Проектная работа «Как я помогал птицам»
-
Исследовательская работа «Удивительные превращения»
-
План-конспект факультативного занятия Семь «Я» на тему «Моё настроение» (1 класс)
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5457995 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Возрастные особенности детей младшего школьного возраста»
-
Курс профессиональной переподготовки «Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании»
-
Курс повышения квалификации «Профессиональная компетентность педагогов в условиях внедрения ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Средства педагогического оценивания и мониторинга в работе учителя в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности педагогических работников в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология»
-
Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»
-
Курс повышения квалификации «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ в условиях ФГОС СПО»
-
Курс повышения квалификации «Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида»
Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 268 — 269
Антон Павлович Чехов «Хирургия»
Размышляем о прочитанном
1. О какой хирургии рассказывает Чехов?
Писатель рассказывает о зубной хирургии, стоматологии.
2. Что побудило писателя к созданию этого произведения — собственная инсценировка, игра, наблюдение врача Архангельского или собственные размышления о провинциальных лекарях?
Скорее всего, основой сюжета стал случай, рассказанный Архангельским. Но немалую роль в написании рассказа сыграл успех домашнего спектакля о зубном враче и личные наблюдения Чехова в земской больнице.
3. Как выглядела земская больница? Каковы были пациенты? Какое чувство вызывает чеховский рассказ?
Земская больница была убогой, как и её пациенты. Одна комната заменяла приёмную и кабинет врача. Всюду стояли банки и лежали инструменты.
Пациентами больницы были простые крестьяне, невежественные люди, чаще старики. Например, дьячок.
Рассказ вызывает чувство жалости к состоянию медицины в те далёкие времена. И жалости к людям, которым приходилось лечиться в такой больнице.
4. Внимательно прочитайте рассказ и подготовьте его к чтению по ролям. Какими предстают фельдшер и больной? Кто из них вызывает больше смеха или сочувствия?
Курятин — толстый человек лет сорока. Он постоянно курит. Он плохой врач, фельдшер. Он самоуверенный, хвастливый, быстро раздражается.
Вонмигласов — старик, дьячок. Необразованный, подобострастный вначале, рассерженный, возмущённый в конце.
Курятин вызывает больше смеха, Вонмигласов — больше сочувствия.
5. Можно ли назвать рассказ юмористическим? На чём основан юмор этого рассказа? Подумайте, какими средствами писатель создаёт юмористическую ситуацию. Вспомним, что юмор — высмеивание недостатков в жизни человека и общества. Почему нам хочется смеяться, но в то же время появляется и грустное чувство? Отчего это происходит?
Рассказ можно назвать юмористическим. В нём описан смешной случай.
Юмор рассказа основан на невежестве, глупости, самоуверенности.
Писатель сознательно преувеличивает глупость фельдшера, для высмеивании недостатков человека.
Состояние медицины того времени вызывает сочувствие. Мы чувствуем грусть оттого, что больные люди страдали ещё сильнее, обращаясь к таким лекарям, как Курятин.
Фонохрестоматия
1. Расскажите о внешности героев, манере двигаться, говорить, выдавать свои чувства. Помогло ли вам чтение актёров представить внешность персонажей?
Курятин толстый человек 40 лет, в потрепанной одежде. Он важный, чувствует свою значимость, зевает, говорит покровительственно, громогласно, командует.
Вонмигласов высокий старик с кожаным поясом. Он суетится, говорит торопливо, жалуется, плачется.
Актёры помогли мне лучше представить внешность персонажей.
2. Как меняется поведение дьячка и его отношение к фельдшеру? Как эти изменения передаёт актёр?
Поначалу дьячок подобострастный, потом сердитый, насмешливый. Ему больно, на лбу выступают слёзы. Когда ломается зуб, дьячок называет фельдшера чёртом и иродом, забирает просфору, которую приносил фельдшеру.
Актёр показывает эти изменения интонацией.
3. Меняется ли поведение фельдшера? Почему ему важнее рассказать про общение с помещиком Египетским, чем сосредоточится на зубе дьячка?
Фельдшер не признаёт своих ошибок, он сваливает вину на дьячка. Когда зуб ломается, фельдшер сперва притихает, потом опять начинает говорить про помещика, кричать на дьячка.
Курятину важнее рассказать о помещике, чтобы подчеркнуть собственную значимость, потешить своё самолюбие.
К своим обязанностям он относится легкомысленно — раз плюнуть.
4. Жалко ли вам дьячка? Изменилось ли ваше отношение к фельдшеру?
Мне жаль дьячка, потому что я знаю, как плохо, когда болят зубы. А фельдшер ему не только не помог, но ещё и зуб сломал.
Фельдшера я не уважаю, он ничего не умеет делать хорошо.
5. Смешной или грустный рассказ «Хирургия»?
Рассказ скорее грустный. Он о человеческой глупости и невежестве.
6. Кто из актёров, читающих слова автора, дьячка и фельдшера, кажется вам наиболее убедительным в исполнении выбранной роли? Почему?
Мне больше понравился актёр, играющий дьячка. Он убедительно создаёт образ недалёкого старика, передает его страх и боль, показывает голосом, как меняется отношение героя к фельдшеру.
Будьте внимательны к слову
Обратите внимание на действия фельдшера (берёт козью ножку…). О чём эти действия рассказывают читателю? О чём говорит фельдшер на протяжении всей процедуры с зубом? Какова его речь? Много ли слов в его лексиконе? Какой можно сделать вывод о его культуре, его умении?
Эти действия говорят о том, что фельдшер плохо представляет себе процедуру вырывания зуба. Он знает, что надо дергать, но не знает чем.
На протяжении процедуры фельдшер говорит о помещике Египетском, которому рвал зуб. Он также комментирует свои действия.
В его речи много простонародных слов: вона, дёргайся, очумеешь, ништо, околеешь.
Но также встречаются и медицинские термины: тракция, десна, вертикальной оси.
Он часто использует расхожие фразеологизмы: в мгновенье ока, раз плюнуть, Христом-Богом.
Лексикон его не богат, он как раз такой, какой и должен быть у полуграмотного деревенского фельдшера в те времена.
Курятин человек низкой культуры, неумелый, но при этом самоуверенный, нежелающий признавать своих ошибок.
Урок – проект по русскому языку «Рассказ о слове»
3 класс
Наименование УМК: «Школа России»
Цель: открыть обучающимся слово, книги как предмет наблюдения, изучения и практического использования, расширять и обогащать активный словарный запас детей.
Задачи:
образовательные: учить подбирать текстовую информацию с использованием различных источников, отбирать её, использовать имеющиеся знания, расширять их;
развивающие: развивать умение анализировать, делать выводы, совершенствовать речевые умения с использованием научной терминологии; развивать творческие способности;
воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, культуру делового общения; уважительное отношение к мнению, отличному от своего.
Тип урока: обобщающий урок – проект.
Вид проекта: информационный; по профилю знаний — предметный; по форме проведения — групповой; по продолжительности – краткосрочный.
Педагогическая технология: технология сотрудничества.
Планируемые результаты:
предметные УУД: формирование умения характеризовать слово; распознавать омонимы, подбирать синонимы и антонимы, однокоренные слова;
личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, желания осваивать новые виды деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
метапредметные УУД: формирование умения находить и использовать необходимую информацию, использовать словари для решения практических задач, осознанно строить речевое высказывание; формирование умения работать по плану, контролировать процесс и его результаты, осознавать качество усвоения материала; формирование умения участвовать в диалоге, в коллективной беседе; взаимодействовать с партнёрами, находить общее решение.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная, работа в группах.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, словари, учебник — В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык 3 класс М., Просвещение 2014г.
I Оргмомент.
Наши уважаемые гости и вы, ребята, пришли сегодня на урок русского языка. Но обычного урока не будет. Мы сделаем шаг вперёд. Вы понимаете, о чём я говорю?
( Проект – шаг вперёд).
— Прочитайте высказывание на слайде. (Слайд 2)
— Как вы его понимаете?
II Мотивация.
Определить тему проекта поможет стихотворение А.Барто «Сильное кино».
— Почему девочка ничего не поняла?
— Что такое слово?
— С чем будем работать?
Тема проекта – рассказ о слове.
(Выставляется книжка с названием проекта)
III Предпроектная подготовка
Цель: … рассказ о слове. (Слайд 3)
Задачи:
вспомнить ….
найти …
работать …
— Определим слово с помощью рисунков: солнце, электрическая лампочка, фонарь. Что между ними общего? (Слайд 4)
— Речь пойдёт о слове свет.
IV Работа над проектом по плану. Создание продукта.
(Раскрыть книжку с подписанными карманами – это план работы.)
1. Фонетический состав слова.
2. Лексическое значение слова.
3. Часть речи.
4. Однокоренные слова.
5. Синонимы. Антонимы, Фразеологизмы.
6. Словосочетания. Предложения.
7. Пословицы. Загадки.
Работа в группах.
1. Запишите звуковой состав слова на карточке № 1.
Проверка. (Слайд 5)
— Ребята, не будет ли ошибки, если к иллюстрациям добавить ещё одну? (Фотография Земли, освещённой солнцем») (Слайд 6)
Гипотезы.
— Как можно точно узнать лексическое значение слова?
2. Работа с Толковым словарём.
свет
1. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым.
2. Источник освещения, освещённое место.
3. Восход солнца, рассвет.
4. Сияние, свет, внутренняя озарённость. (Переносное значение)
свет
1. Мир, вселенная; земной шар вместе со всем существующим на нём.
2. Общественная среда, общество.
— Что подсказывает словарь?
— Прочитайте их значения.
— Каким является первое слова свет?
— Какие это слова по отношению друг к другу?
— Стоит ли оставлять последний рисунок?
3. Часть речи.
— Какой частью речи является слово свет?
На карточке № 3 подчеркните нужное. Проверка. (Слайд 7)
4. Однокоренные слова.
— Посоветуйтесь и запишите как можно больше однокоренных слов на карточках.
Проверка. Дети из каждой группы читают по одному слову, откладывая карточки с повторяющимися словами. (Слайд
Работа с текстом на слайде. Отрывок из сказки А.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (Слайд 9)
— Из какой сказки отрывок? Кто автор?
— Нет ли здесь нужных нам слов?
— Что такое светлица?
Светлица, светёлка – устаревшие слова, которые можно найти в Словаре устаревших слов. Устаревшей формой считается и ласковое обращение со словом свет. Вспомните, с какими словами обращается царица из другой сказки А. Пушкина к своему зеркальцу.
5. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы.
Карточка № 5.
Работа по группам с разными словарями: 1 группа – со словарём синонимов, 2 – со словарём антонимов, 3 – со словарём фразеологизмом. Проверка.
— Что значит ни свет, ни заря? От кого слышали такое выражение?
6. Словосочетания.
-Слово свет, как и любое другое имя существительное, дружит с именами прилагательными. Составьте словосочетания. Карточка № 6.
Самостоятельная работа. Проверка.
— Это было легко? Что надо сделать, чтобы было много словосочетаний и работалось легче?
Работа с предложениями.
Предлагаю воспользоваться предложениями из произведений мастеров слова – писателей. Прочитайте их и выпишите словосочетания. (Слайд 10)
Проверка. (Слайд 11)
— Прочитайте, что выписали.
— Где пригодится знание таких прилагательных?
7. Работа с пословицами.
— Такое замечательное слово не могло не попасть в пословицы. Соберите их.
Прочитайте. Объясните смысл пословиц. (Слайд 12)
Проверка. (Слайд 13)
V Защита проекта.
Чтение ученицей, которая работала индивидуально, информационной статьи.
— Справилась ученица со своей задачей?
— Достаточно ли полно изложен материал?
— Поможет это сообщение запомнить сведения о слове?
VI Рефлексия.
— Удалось узнать что-то новое?
— Что было сложнее всего? Сумели преодолеть трудности сами или товарищи помогли?
Как работали сегодня: спустя рукава или засучив рукава?
Д/з Подобрать несколько загадок с ответом свет или сочинить свою.
(Слайд 14)
Пословица говорит: Познание – сердца яркий свет. Пусть ваше сердце этим светом сияет всегда.
Рассказ с фразеологизмами ⇐ Фразеология
-
Автор темы
Светик
- Всего сообщений: 1
- Зарегистрирован: 20.12.2012
- Образование: студент
- Откуда: павловский посад
- Возраст: 25
Рассказ с фразеологизмами
Сообщение
Светик »
уважаемые филологи, пожалуйста помогите срочно нужен небольшой рассказ с фразеологизмами. Вот собственно и они: авгиевы конюшни, с три короба, походить красной нитью, коптить небо, пустить корни, хоть из носу, крутить хвостом, боевое крещение, сводить концы с концами, переплывать косточки, выйти из под пера, переменить декорации, кот наплакал, кровь с молоком, переть на рожон, подводить под монастырь. Нужно 10-15ф. Прошу помогите
-
Розен
- ВПЗР
- Всего сообщений: 4458
- Зарегистрирован: 16.04.2011
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Профессия: безвременно безработный
- Откуда: Волжский, Волгоградской, Россия
- Возраст: 63
Re: Рассказ с фразеологизмами
Сообщение
Розен »
Красной нитью коптить небо?.. Уже вкусно…
Но Вы таки дайте свой вариант — хоть поизголяемся…
-
Марго
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 13772
- Зарегистрирован: 11.11.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Моcква
Re: Рассказ с фразеологизмами
Сообщение
Марго »
Светик, неужели Вы думаете, что Вам напрягаться лень, а мы все об этом только и мечтаем?!
-
Розен
- ВПЗР
- Всего сообщений: 4458
- Зарегистрирован: 16.04.2011
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Профессия: безвременно безработный
- Откуда: Волжский, Волгоградской, Россия
- Возраст: 63
Re: Рассказ с фразеологизмами
Сообщение
Розен »
Марго:Светик, неужели Вы думаете, что Вам напрягаться лень, а мы все об этом только и мечтаем?!
Гы! Марго! Вы тоже начинаете хамить?.. Ладно, ладно, я пододвинусь, освобожу Вам место на приседалеще.
-
Марго
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 13772
- Зарегистрирован: 11.11.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Моcква
Re: Рассказ с фразеологизмами
Сообщение
Марго »
Patriot Хренов, а что Вы увидели хамского в моем невинном вопросе? Или посетители форума считают, что кто-то действительно обязан/хочет писать за них целые рассказы?
-
Розен
- ВПЗР
- Всего сообщений: 4458
- Зарегистрирован: 16.04.2011
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Профессия: безвременно безработный
- Откуда: Волжский, Волгоградской, Россия
- Возраст: 63
Re: Рассказ с фразеологизмами
Сообщение
Розен »
Марго:Patriot Хренов, а что Вы увидели хамского в моем невинном вопросе?
Да я вообще помалкиваю себе в тряпочку… но нагретое место я Вам таки приосвободил… Помните, как в «Том самом Мюнхгаузене»? Присоединяйтесь, присоединяйтесь!..
-
Бакенщик
- по чётным — академик
- Всего сообщений: 1988
- Зарегистрирован: 02.11.2010
- Образование: высшее техническое
- Профессия: указана выше
- Откуда: Москва
- Возраст: 71
Re: Рассказ с фразеологизмами
Сообщение
Бакенщик »
Светик:переплывать косточки
Перемывать?
Добавлено спустя 19 минут 7 секунд:
«Приходилось ли вам перемывать косточки в авгиевых конюшнях, чтобы свести концы с концами? Тут ещё и кот наплакал вместо того, чтобы пустить корни и крутить хвостом. Хоть [кровь-?] из носу, кровь с молоком – с три короба. Переменить декорации и коптить небо – это тоже боевое крещение».
Вот что вышло из-под пера, прошло красной нитью и попёрло на рожон.
Подведут Вас под монастырь…
-
Розен
- ВПЗР
- Всего сообщений: 4458
- Зарегистрирован: 16.04.2011
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Профессия: безвременно безработный
- Откуда: Волжский, Волгоградской, Россия
- Возраст: 63
Re: Рассказ с фразеологизмами
Сообщение
Розен »
Бакенщик:перемывать косточки в авгиевых конюшнях
смачно, смачно!.. Это мне нужно немедленно занести в свою копилку.
Бакенщик:Вот что вышло из-под пера, прошло красной нитью и попёрло на рожон.
Я тащусь, дорогая редакция!
А «переплывать косточки в авгиевых конюшнях»… Ну подарите что-нибудь ещё! А говорят, конец света не состоялся… Ещё как! ещё как…
-
H_N
- лауреат и орденоносец
- Всего сообщений: 887
- Зарегистрирован: 14.03.2012
- Образование: высшее естественно-научное
Re: Рассказ с фразеологизмами
Сообщение
H_N »
перемывать косточки в авгиевых конюшнях
Patriot Хренов:А говорят, конец света не состоялся… Ещё как! ещё как…
То есть лошади перестали быть вегетарианцами?! Вот, надо же, а нас пугали алчностью роботов…
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
-
- 16 Ответы
- 156844 Просмотры
- Последнее сообщение Артемьев Иван
-
- 22 Ответы
- 30801 Просмотры
- Последнее сообщение SimbaDay
-
- 1 Ответы
- 6423 Просмотры
- Последнее сообщение Завада
-
- 3 Ответы
- 1635 Просмотры
- Последнее сообщение vadim_i_z
-
- 1 Ответы
- 1500 Просмотры
- Последнее сообщение irida