С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Предыдущий мой урок о Кикиморе на столько понравился читателям, что просят теперь сделать побольше уроков с героями русских сказов. Дорогие читатели, я только за, постараюсь все их опубликовать как можно быстрее. Сегодня еще покажу как рисовать Конька Горбунка карандашом. Для примера возьму кадр из мультфильма: Конек Горбунок – палочка выручалочка для всего русского народа. Без него ни один наш Иван-дурак не сможет поймать Жар-Птицу, достать колечко со дна океана и омолодится в кипятке. Он еще одно доказательство того, что отсутствие внешней красоты, рождает красоту духовную. Обладая пытливым умом и смекалкой, он учит нас помогать другим, быть честным и не обманывать, а еще заводить полезные знакомства. Кроме того, не смотря на свой меленький рост, он обладает большим желанием творить великие дела, которые кажутся невозможными.
Таким образом, обычная сказка, написанная четырёхстопным хореем с парной рифмовкой, учит нас верить в свои силы и никогда не опускать руки перед трудностями. Так и вы соберитесь с силами и попробуйте пройти этот урок, у вас обязательно получится:
Как нарисовать конька горбунка карандашом поэтапно
Шаг первый. Нарисуем линию горизонта, окружностями покажем месторасположение персонажей. Шаг второй. В этих окружностях прорисуем туловище Ивана, Конька Горбунка. Шаг третий. Добавим деталей. Обведем контуры тел, одежду, лица. На заднем фоне добавим растительности и тучку. Шаг четвертый. Удалим вспомогательные линии. Добавим теней:
Попробуйте так же изобразить героев других русских народных сказок.
Конек-Горбунок — это главный герой одноименной сказки. Несмотря на свой внешний вид, животное имеет доброе сердце и красивую душу, отчего все его поступки заслуживают уважения. Он помогает своему хозяину, служит ему верой и правдой. За это Иван-дурачок очень любит свою лошадку, без нее он никогда не отправляется в путь. Конек на своем примере показывает, что нужно помогать другим, если кто-то нуждается в этом.
Многих интересует, как нарисовать Конька-Горбунка, который стал одним из любимейших героев из сказок русских писателей.
Какие материалы необходимы?
Конек-Горбунок внешне больше напоминает осла, нежели лошадь. Ведь автор изобразил его некрасивого внешне, с несколькими горбами. Если вы интересуетесь, как нарисовать Конька-Горбунка, то для начала необходимо приобрести все материалы, необходимые для этого.
- Карандаш средней твердости.
- Бумага. Лучше брать плотные листы, чтобы рисунок выглядел красивее. Хотя в первый раз можно рисовать и на обычном тетрадном листе.
- Ластик.
В какой позе рисовать Конька-Горбунка?
Большинство людей, которым интересно, карандашом, не знают, в какой позе его изображать. Ведь нужно сделать так, чтобы передать все черты его внешности. Поэтому если поставить его на дыбы, то не будет виден горб, который является характерным для этого животного. Вообще, лучше всего взять книгу со сказкой, в которой должны быть зарисовки, и попытаться перенести их на бумагу. Уже после, когда вы набьете руку и поймете, как нарисовать Конька-Горбунка быстро и легко, можно будет изображать его по-своему воображению. Можно читать сказку и представлять главного героя в разных образах, после чего передать эти замыслы на рисунке.
Поэтапное рисование героя
Если вы не знаете, как нарисовать Конька-Горбунка, то происходит этот процесс довольно просто. Всего будет 10 этапов:
- Необходимо нарисовать линии, круги, которые помогут изобразить будущую лошадку. В верхней части листа следует сделать маленький круг — это будет голова, а снизу — большой овал — это туловище. Также тоненькими линиями необходимо наметить шею и ноги коня.
- Теперь можно приступить к рисованию мордочки животного. Спереди кружочка следует сделать выпуклую часть морды, которая также состоит из двух деталей. В верхней части можно наметить ноздрю, а в нижней — ротик и линию подбородка.
- Глаза лошадки нужно сделать большими и выразительными. Здесь же можно нарисовать зрачок, ресницы и брови.
- Теперь следует приступить к рисованию пышной гривы Горбунка. Челка должна падать ему на лоб. Внешне грива напоминает волосы, поэтому рисовать ее необходимо отрывистыми штришками.
- На этом этапе следует изобразить ушки лошадки. Чтобы показать, что Конек-Горбунок спокойный и скромный, их лучше сделать в виде лепестков цветка: немного загнутыми назад.
- Следующий этап того, как нарисовать Конька-Горбунка, заключается в выполнении его туловища. Надо показать черты брюха, шеи и задней части животного.
- Не нужно забывать и о том, что наш герой имеет два горба на спине. Между ними следует изобразить красивое седло.
- Нарисовать ноги главного героя. Они должны быть довольно тонкими, согнутыми в суставах, на конце — копытца.
- Теперь необходимо обозначить красивый пышный хвост у лошадки. Он должен доходить до земли.
- Осталось только разукрасить Горбунка. Сам он серый, грива светло-коричневая, а седло можно сделать ярким.
Как нарисовать Конька-Горбунка с Иваном?
Кроме того, многих интересует, как нарисовать Конька-Горбунка поэтапно. Этот процесс обычно не занимает много времени. Происходит все следующим образом:
- В первую очередь необходимо изобразить горизонтальную линию по центру бумаги. Небольшими кругами нужно указать, где находятся изображаемые персонажи.
- В одной из окружностей следует изобразить тело Ивана, во второй — Конька-Горбунка. Нужно соблюдать пропорции, ведь хозяин должен быть немного больше, чем его конек.
- Теперь необходимо детализировать оба образа. Для этого нужно обвести контуры тел героев, украсить одежду Ивана вышивкой, детализировать лицо. Также можно добавить немного растительности на заднем плане.
- Ластиком нужно стереть все лишние детали и вспомогательные линии.
Теперь вы знаете, как нарисовать Конька-Горбунка. Сказка с этим героем в главной роли нравится большинству современных детей. Поэтому, если мама или папа смогут нарисовать их любимого героя, то они точно будут в восторге.
Евгения Царёва
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе на тему
: «Конек-горбунок
»
, по сказке
П. П. Ершова
«Конек-горбунок
»
.
Цель
: учить детей рисовать карандашом поэтапно; передавать в рисунке содержание эпизода знакомой сказки
, движение фигур, окружающую обстановку; закрепить умение располагать рисунок на листе в соответствии с содержанием данного эпизода; продолжать учить детей правильно пользоваться карандашами.
Материал
:
простой карандаш,
цветные карандаши,
иллюстрации к сказке
«Конек-Горбунок
»
П. П. Ершова
.
Предварительная работа
: чтение и рассматривание иллюстраций к сказке П
. П. Ершова
«Конек-Горбунок
.
Ход занятия
Появляется Жар-птица, спрашивает у детей, из какой она сказки
.
Она предлагает детям вспомнить основные эпизоды сказки
«Конек- Горбунок
»
. Дети рассказывают самые яркие моменты
. Воспитатель показывает иллюстрации к сказке Конек – Горбунок
. Затем предлагает превратиться в художников – иллюстраторов и нарисовать к любому понравившемуся эпизоду из сказки иллюстрацию
.
Как нарисовать Конька-Горбунка?
Мы рассмотрим, как нарисовать Конька-Горбунка карандашом поэтапно. Конек-Горбунок – это сказочный персонаж
. Сказку
«Конек – Горбунок
»
написал П. П. Ершов
. По сюжету этой сказки
снимались мультфильмы. Вот и мы возьмем образ из советского мультфильма.
Предлагаю вспомнить некоторые детали.
Воспитатель показывает иллюстрации с изображением волшебного Конька-Горбунка. Обращает внимание на необычность, фантастичность формы — длинные уши, горб, короткие ноги. На сказочность действий
. Конек бегает по горам
Первое, что мы сделаем, так это построим скелет конька-горбунка. Кругами обозначаем голову, грудную и заднюю часть. Также отмечаем расположение ног, нахождение коленей и копыт.
Затем рисуем нижнюю часть головы Конька-Горбунка, уши, челку и шею.
Рисуем тело и часть ног.
Рисуем все ноги. Затем стираем все вспомогательные линии.
Рисуем хвост, седло и гриву.
Рисунок Конька-Горбунка готов.
Воспитатель предлагает детям самостоятельно выбрать тон бумаги в зависимости от задуманного сюжета. Побуждает детей к более полному от-ражению эпизода сказки
. На сказочность действий
. Конек бегает по горам
, летает по небу между звездами. В рисунке надо изобразить Конька-Горбунка в движение, передать окружающую обстановку.
В конце занятия работы выставляются на посмотр, и дети рассказывают Жар-птице
, что они изобразили.
Публикации по теме:
Прошедшая неделя у нас в Тюмени выдалась морозной, мы не ходили на прогулку, активно готовились ко Дню матери, но свободного времени все.
Конспект интегрированного занятия по сказке П. Дудочкина в подготовительной группе
Цель: Продолжать прививать детям интерес ко всем временам года, в частности к весне. Познакомить с тем, какую пользу приносит природе Дождик,.
Конспект НОД по сказке «Гуси-лебеди» в подготовительной группе Видео
Конспект НОД для детей подготовительной группы. Путешествие по сказке «Гуси — лебеди» Задачи: Образовательные: 1. Закреплять счет до.
Конспект комплексной НОД в подготовительной группе по сказке «Гуси-лебеди»
Конспект Непосредственно Организованной Образовательной Деятельности по познавательному развитию по сказке Гуси — лебеди, для детей подготовительной.
Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе «Путешествие по сказке»
Конспект занятия по математике «Путешествие по сказке» в подготовительной к школе группе. Цель: Закрепление математических знаний, умений.
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «В гости к сказке»
Программное содержание: — закрепить навыки количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10; — совершенствовать.
Открытое занятие в подготовительной группе по сказке «Цветик-семицветик».
Программное содержание: 1. — продолжать совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения, развивать.
Конек-Горбунок — это маленькая волшебная лошадка — героиня сказки нашего известного сказочника Петра Петровича Ершова с одноименным названием. Сказка эта написана в стихах. Наше знакомство с ней начинается еще в глубоком детстве. Герои этой сказки — Иванушка Дурачок и его верный друг Конек-Горбунок, который помогал ему во всех приключениях выйти живым и невредимым и преодолеть все препятствия. Этот Конек был маленького роста, на спинке имел два горба, а уши у него были очень длинные. Несмотря на свое внешнее уродство, Конек-Горбунок обладал волшебной силой и очень прекрасным дружелюбным характером. Пройдя все испытания, Иванушка Дурачок с помощью Конька превратился в прекрасного Ивана-Царевича и женился на великолепной Царь-Девице. Кто еще не читал эту интересную сказку, то обязательно прочтите. А мы сегодня научим вас рисовать Конька-Горбунка карандашом поэтапно на нашем уроке.
Этап 1. Рисуем, как всегда, линии-помощники для нашего будущего героя. Вверху листа делаем небольшой круг — это будет головка. В нем проведем черту почти пополам круга. От головы вниз опускаем изогнутую линию шеи. Она упирается в овальное удлиненное туловище. От него намечаем четыре линии будущих ножек конька.
Этап 2. Начнем рисовать мордочку животного. Впереди круга рисуем выпуклую часть его морды. Она состоит из верхней и нижней части. На верхней черточкой пометим ноздрю. На нижней ротик. Намечем линию подбородка.
Этап 3. Над вспомогательной линией рисуем удлиненный глаз лошадки. Он довольно большой, с верхним веком и бровью над ним.
Этап 4. Теперь надо изобразить густую красивую пышную гриву Конька-Горбунка. Пышная челка спадает ему на лоб. Задняя часть гривы большой прядью свешивается вдоль шеи. Рисуем это отрывистыми штрихами, придавая схожесть с волосами.
Этап 6. Приступаем к рисованию туловища лошадки. Ведем линию шеи, которая плавно переходит в грудной отдел, затем показываем черты брюшка и задней части.
Этап 7. На туловище нарисуем очень красивое седло. Не забудьте, что у Конька есть два горба на спинке. Их нарисуем выпуклыми длинными выступами за гривой. Затем от них спускаем линии седла вниз на туловище. Украшаем седло различными узорами, такими, как вам захочется. По бокам рисуем два кружка.
Этап 8. Теперь надо нарисовать ножки. Вначале это две ножки на переднем плане, затем две ножки на заднем плане. Они тоненькие, согнуты в суставах. На концах ножек имеются копытца.
Этап 9. Осталось обозначить большой хвост у лошадки, отходящий от ее задней части. Он довольно пышный и густой, доходит до самой земли.
«Путешествие по сказке с Коньком- Горбунком»
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» по произведению П.П.Ершова «Конек-Горбунок» с учащимися 3-4 классов.
Цель: Познакомить детей с жизнью и творчеством П.П.Ершова, прививать интерес к чтению, развивать воображение, логическое мышление, способствовать развитию речи детей.
Оборудование:
Портрет П.П.Ершова;Набор «Рыбы и животные сказочного «моря — окиана»;Криптограмма «Сложи слово»;Иллюстрации по произведению «Конек-Горбунок», рисунки детей.
I.Биография писателя
6 марта 2010 года русскому писателю Петру Павловичу Ершову 195 лет со дня рождения. Родился Ершов в Сибири в 1815 году. (Умер в 1869 г.) В детстве ему пришлось много ездить: его отец служил в должности волостного комиссара – семья часто переезжала с места на место. Ершовы жили и в Петропавловске, и в Омске, и на Крайнем Севере. Будущий поэт узнал быт крестьян, таёжных охотников, ямщиков, услышал рассказы о сибирской старине, от старожилов узнал сказки. Отец Ершова был разносторонне образованным человеком. С ранних лет он стремился привить тягу к знаниям своему сыну – Петру. В Берёзове Ершов прожил до двенадцати лет, пока семья не переехала в Тобольск, где будущий литератор поступил в гимназию.Во время учебы в Тобольске Ершов собирал сибирские сказки, пословицы и поговорки. После окончания гимназии он отправился в Петербург, где поступил на философско-юридическое отделение университета. Закончил университет в 1834 году. Впервые начал печататься, учась в университете, вначале в рукописном журнале «Подснежник», а затем и в популярном литературном журнале «Библиотека для чтения».В 1832 году Ершов начал работать над первым крупным произведением – сказкой «Конёк-Горбунок». Напечатана она в 1834 году. Сказка принесла П.Ершову известность. Она оказалась настолько популярной, что по её мотивам было написано два балета. Один из них, поставленный Стравинским, и имевший название «Жар-птица», обессмертил героев Ершова, сделав их знакомыми всему миру. В 1836 году Петр Ершов становится инспектором Тобольской гимназии, а в 1857 он был назначен директором Тобольской гимназии. Переехав в Сибирь, Ершов не прерывает литературного творчества, он ежегодно путешествует, записывая сказки и легенды. Свои сочинения и собранные фольклорные тексты Ершов регулярно посылает в Петербург, где они печатаются в журналах «Современник» и «Библиотека для чтения». Сказка «Конек-Горбунок» была перенята от сибирских сказочников, но не всегда легко решить, где перед нами искусство народа, а где собственное творчество Ершова. Но поэт не только пересказал своими стихами сказки народа, Ершов украсил народный вымысел, расцветил его своей выдумкой, дополнил его. Чего только не узнаем мы и где только не перебываем вместе с Иваном и его горбунком! Мы с вами сегодня проведём литературную игру по этому прекрасному произведению. Вы все его очень внимательно читали и сегодня по ходу нашей игры, ученик, ответивший правильно, будет получать жетон. В конце нашей игры мы выясним самого лучшего знатока произведения Ершова.Начинает сказка сказываться да не скоро дело делается.
За широкими морями,
Против неба — на земле
Жил старик в одном селе.
И, так затей у нас большой запас, а для кого они? Для вас!
(в отборочном туре участие принимают все дети)
1. В каком году родился П.П.Ершов? (1815 г.);2. В каком году сказка была написана и напечатана?(1834 г.);3. Сколько сказок написал П.П. Ершов? (Одну); 4. Определить по описанию героя сказки:«Рыжий парень хоть куды!Волос гладкий, сбоку ленты.На рубашке прозументы.
Сапоги как ал сафьян» (Иванушка-дурачок);
5. Из скольки частей состоит сказка? (Трех);6. Сколько сыновей было у старика? (Три);7. «Будьте милостливы, братцы!Дайте чуточку подраться». Кто это? (Ерш);8. Чем занимались братья? («Братья сеяли пшеницу да возили в град–столицу»);9. Кто и за что попросил в сказке тысячу рублей? (Старшие братья за двух коней);10. Что пообещал отец Ивану за то, что тот пойдёт в караул? (Лубки, горох, бобы); 11. Какой рост конька-горбунка? (3 вершка = 4,4 x 3 =13,2 см.); 12. О ком это? «Эта вовсе не красива;И бледна-то, и тонка,Чай в обхват-то три вершка;А ножонка-то, ножонка!Тьфу ты! Словно у цыпленка!» (Иван-дурачок о Царь-девице)13. Чтоб поймать Жар-птицу, что понадобилось Ивану? (Два корыта, белояровое пшено, заморское вино);14. Сколько сказок было в книге слуги? (Пять); 15. На каком музыкальном инструменте играла Царь-девица? (На гуслях.); 16. Назовите родственников Царь-девицы. (Месяц — мать, Солнце — брат); 17. За свои прегрешения Чудо-юдо рыба-кит страдал долгие годы. А сколько именно лет мучился несчастный? (10 лет); 18. Сколько лет царю? (70 лет);19. Какое приключилось у братьев горе? («Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить»);20. Каким образом братья решили выявить, кто топчет и поедает пшеницу?( Ходить в дозор);21. Как прошло дежурство старшего сына?(«Ночь ненастная настала на него боязнь напала,И со страхов наш мужик закопался под сенник»);22. Как прошло дежурство среднего сына?(« Всю ночь ходил дозором у соседки под забором»);23. Опишите ночь дежурства Ивана?«Ночь настала; месяц всходит;Поле все Иван обходит,Озираючись кругом,И садится под кустом,Звезды на небе считаетДа краюшку уплетает.Вдруг о полночь конь заржал.Караульщик наш привстал,Посмотрел под рукавицуИ увидел кобылицу»;24. Чем отблагодарила кобылица Ивана?(Два коня и конька-горбунка);25. Что задумали братья, увидев коней? (Украсть и продать); 26. Какой чин получил Иван при дворе? (Управляющий царской конюшней);27. Во что Иван насыпал зерно? (Корыто);28. Чтобы не обжечь руки о Жар-птицу, Иван использовал этот предмет одежды. Что? (Рукавицы);29. Чем полил Иван зерно? (Вином);30. За что была наказана рыба-кит?« Он за то несёт мученье,Что без божия веленьяПроглотив среди морейТри десятка кораблей»;31. Какого цвета был сундук с перстнем? (Красного цвета);32. Какое желание царевны должен был исполнить царь, чтобы она вышла за него замуж? (Искупаться в трёх котлах); 33. Как сложилась жизнь старших братьев Ивана после поездки в столицу? (Поделили деньги, женились, «Стали жить да поживать да Ивана поминать»);34. Сколько лет было юной царевне, когда к ней посватался царь? (15 лет);35. В какой срок Иван должен был раздобыть Жар-птицу? (Недели в три);35. В какой срок был доставлен во дворец перстень Царь-девицы?(В три дня);
Для дальнейшей игры отбираются дети, получившие большее количество жетонов (три участника).
III. Вопросы красной дорожки: (Ошибаться нельзя)1.В сказке описываются 4 лошади – кобылица, два коня и игрушка-Горбунок. Какой масти были лошади?(«Кобылица та была Вся, как зимний снег, белаМолодые, вороные, Вьются гривы золотые…»);2. Разгадайте криптограмму. Зачеркните все повторяющиеся буквы.Из оставшихся сложите слово. (Ершов)
Г
Ж
А
Л
Е
Н
И
Р
С
М
Д
М
У
Ш
Д
У
О
И
А
Н
В
Л
Г
С
Ж
(Ошибаться можно один раз)
На протяжении всей сказки Иван с большим удовольствием поедает этот продукт. Какой? (Хлеб);
Какими рыбами и животными заселил Ершов свое сказочное «море-окиан»? Какие лишние?
(Кит, Осетр, ерш, лещ, дельфин, карась, плотва, салака, сельдь, сом, рак, белуга, акула). Лишние: белуга, акула.
Кто нашел перстень Царь-девицы? (Ерш)
(Ошибаться можно дважды)1.Чем угрожал царь Ивану, если он не привезет ему Царь-девицу? (Посадить на кол);2. Как звали старика и его трех сыновей? (Старик-Петр, сыновья-Гаврило, Данило, Иван);3. О ком это?«Ох, ты, вечная гуляка,И крикун и забияка!Все бы, дрянь, тебе гулятьВсе бы драться да кричать».(Дельфины о Ерше, когда его искали по Китову приказу);4. Вспомните сценку сказки, когда царь велел Иванушке искупаться в трех котлах. В каком котле Иван искупался сначала, а в каких потом?(«Ты, смотри же, не зевай:В молоко сперва ныряй,Тут в котел с водой вареной,А оттудова в студеной»)
VI. Подведение итогов, награждение участников
Игру подготовила: зав. библиотекой МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Г.В.Тагильцева
6класс
РУССКИЙ ЯЗЫК
Урок-игра «Веселая
фразеология».
Цель:
Обобщить, систематизировать знания о фразеологизмах, их
происхождении, значении, употреблении в речи.
Задачи:
Образовательная: учить находить фразеологизмы и правильно употреблять
их в речи, формировать умение подбирать к фразеологизмам антонимы и синонимы;
прививать и развивать навык работы с фразеологическим словарём; формировать
орфографический навык;
Развивающая: развивать познавательные способности и речь
учащихся, расширять их кругозор;
Воспитательная: воспитывать культуру речи, учить оценивать поступки
людей с нравственной позиции, развить чувства родного языка,
привить внимание и любовь к родной речи, к истории и обычаям своего народа.
Развитие умения работать в группе.
Тип
урока: повторение и
закрепление изученного.
ХОД УРОКА:
Нет слова, которое было бы
так замашисто,
бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так
бы кипело и животрепетало, как метко сказанное
русское слово.
Н.В.Гоголь
1.Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы на уроке поиграем в слова, углубим ваши
знание родного языка. Игры требуют находчивости, дают простор чувству юмора.
Ведь как говорил Н.В.Гоголь. (эпиграф) Вот и мы с вами попробуем замашисто,
бойко, кипуче и животрепещуще поиграть в русские слова. Но в слова не обычные,
а в необычные. А что это за необычные слова, я надеюсь, вы догадаетесь после
того, как прослушаете стихотворение В. Суслова «Как работает слово».
Бывает частенько, что слово — одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало «воды утекло»!
О смелом мы вправе сказать наперед:
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»
А гуси и утки — сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случалось с тобою: ты правил не знал.
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!
Лентяй отдыхает, а время идет —
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь».
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую… Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом».
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…».
Учитель-
Теперь вы, конечно, поняли, о чем мы будем говорить сегодня?
(об устойчивых словосочетаниях в русском языке, которые называются
фразеологическими оборотами или фразеологизмами.) Цель нашего урока-игры
— повторение и закрепление изученного по теме «Фразеологизмы».
Задачи: находить фразеологизмы в тексте, определять их значение, использовать
фразеологизмы в речи, подбирать к ним синонимы и антонимы, правильно писать
фразеологизмы.
Фразеологизмы, а ими очень богат русский язык,
делают нашу речь более яркой, образной и выразительной. Слышим мы их всюду: и
дома, и на улице, и в школе на уроках… Встречаемся мы с ними и читая наши
любимые книжки.
Фразеологические обороты поражают удивительной образностью. Вслушайтесь в эти
интересные словосочетания: чесать язык, сквозь землю провалиться, собаку
съесть, зарубить на носу, сесть в галошу, без году неделя, делать из мухи
слона, ума не приложу, висеть на волоске, медведь на ухо наступил, развесил
уши…
2. Ход игры. Разъяснение правил.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОМАНД ПО КАРТОЧКЕ
В игре участвуют две команды, отбор участников производится непосредственно
перед началом игры из числа находящихся в классе.
Ход игры
Разминка — «Угадай-ка»
А теперь постарайтесь вспомнить фразеологизмы по картинкам.
Демонстрация картинок: 1.уши развесил, 2.считать ворон, 3.биться
головой о стенку, 4.брать быка за рога, 5.дело в шляпе, 6.водить за нос.
Учитель- Нелепо? Смешно? Конечно!
Правильно, каждое отдельное слово, входящее во
фразеологический оборот, потеряло свое первоначальное значение. И два или
несколько простых слов, соединившихся в одну короткую фразу, приобрели совсем
иной, общий для них всех смысл. Мы получили неделимое сочетание слов, которое
часто называют еще устойчивым сочетанием.
Сегодня вместе с вами — знатоками русского языка проверим, как мы можем
ориентироваться в огромном море фразеологизмов. Признали мы их знатоками не с
бухты-барахты. Вы докажите нам, что с фразеологизмами ВЫ уже на короткую ногу и
в этом деле собаку съели, покажите нам веселую игру ума и воображения, и
проявите свою находчивость! Желаю всем удачи!!!
1.Тур первый. Начинаем игру » Весёлая фразеология».
А на чьей улице будет сегодня праздник, узнаем
попозже.
Бить баклуши вам будет некогда, мы с вами будем
зарабатывать очки. На столах у вас ручки, бумага и словари, которые
помогут вам справиться с заданиями.
Договорились?
По рукам!
Итак, не откладывая дело в долгий ящик, приступаем. У нас играют
команды, а это-коллектив – единое целое. Значит у них должно быть название.
Вот мы и предложили в первом туре командам выбрать название для своей
команды (это обязательно должен быть фразеологизм) и объяснить свой выбор .
2 тур «Дальше… дальше»
Вот сейчас мы
узнаем, хорошо ли ребята знают лексические значения фразеологизмов.
За 1 минуту команда должна назвать как можно больше значений оборотов.За каждый
правильный ответ по 1 баллу. Если не знаете, говорите: «Дальше».
1команда
2команда
1.в час по чайной
ложке (мало) 1.кривить душой (лгать)
2.себе на уме (хитрить) 2.кожа да кости( худой)
3.раз, два и обчелся (мало) 3. вставлять палки в колеса (мешать)
4.заячья душа (трус) 4.в двух словах ( коротко)
5.куры не клюют (много) 5.зарубить на носу (запомнить)
6.ушки на макушке(внимательно)6.язык проглотить (молчать)
7.повесить голову (печалиться) 7. клевать носом (дремать)
8.рукой подать (близко) 8.гонять лодыря (бездельничать)
9.во все лопатки (быстро) 9.мастер на все руки (умелец)
10. витать в облаках (мечтать) 10. водить за нос (обманывать)
11. играть первую скрипку
(быть главным)
11. идти в ногу
(дружно)
12. стреляный воробей
(опытный
чел.) 12.бросать слова на ветер(говорить
зря)
13. делать из мухи слона
(преувеличивать)
13. говорить сквозь зубы (неохотно)
14. избушка на
курьих ножках
(старое
что-то) 14. одна нога здесь, другая там
(быстро)
15. спустя рукава (плохо) 15. засучив рукава (хорошо)
16. сломя голову (быстро) 16. во весь дух (быстро).
вопрос 2:
Вспомните, какие фразеологизмы вошли в нашу речь из сказок?
Фразеологизмы
из народных сказок
Фразеологизмы
из авторских сказок
А.С.
Пушкин
Остаться
у разбитого корыта («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Там
русский дух, там Русью пахнет («Руслан и Людмила»)
Сказка
— ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! («Сказка о золотом петушке»)
Я,
конечно, обещал, но всему же есть граница («Сказка о золотом петушке»)
Г.-Х.
Андерсен
Гадкий
утенок («Гадкий утенок»)
Стойкий
оловянный солдатик («Стойкий оловянный солдатик»)
Принцесса
на горошине («Принцесса на горошине»)
П.П.
Ершов
Что,
Иванушка, не весел? Что головушку повесил? («Конек-Горбунок»)
Чудо-юдо
рыба-кит («Конек-Горбунок»)
Изо
всей дурацкой мочи («Конек-Горбунок»)
А.Н.Толстой.- Лиса Алиса и Кот Базилио
Пациент
скорее жив, чем мертв
Страна
дураков («Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
Крибле-крабле-бумс
(«Снежная королева»)
А.
Линдгрен -Пустяки, дело житейское! («Малыш и Карлсон, который живет на крыше»)
3 тур
«Найди синонимы».
Учитель- Вы
заметили, что многие фразеологизмы обозначают одно и то же: во все лопатки, во
весь дух, сломя голову, со всех ног – быстро.
— Как называется такое явление в русском языке?
(синонимия).
Ваша задача: определить, на сколько групп по значению можно разделить данные
фразеологизмы и определить значение этих групп.
( 2 мин) За каждую
пару по 1 баллу. КАРТОЧКИ 1+1
1 команда
1. Выйти из себя. 2. Довести до белого каления. 3. И бровью не шевельнул.
4. И в ус не дует. 5. Как с гуся вода. 6. Махнуть рукой. 7. Метать громы и
молнии.
8. Ноль внимания. 9. Под горячую руку.10. Рвать и метать.
11. Устроить сцену. 12. Хоть трава не расти.
2 команда
1. Бить баклуши. 2. Брать быка за рога. 3. Валять дурака. 4. Горит в руках.
5. Не покладая рук. 6. Засучив рукава. 7. Палец о палец не ударить.
8. В поте лица. 9. Плевать в потолок. 10. Своротить гору.
11. Сидеть сложа руки. 12. Считать ворон.
вопрос: Какое прилагательное (одно для группы ) может превратить
слова во фразеологизмы
1.век, | 1.удар, |
2.суп, | 2.полюс, |
ответ: золотой, гороховый, солнечный, магнитный
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
4 тур «Подбери антонимы». КАРТОЧКИ
Командам раздаются карточки с
фразеологизмами, к которым нужно подобрать антонимы. (за правильный ответ по 1
баллу)
Карточка.
Фразеологизм | Антоним |
С камнем за пазухой | |
Рукой подать | |
Хоть пруд пруди | |
Чесать языком | |
Наставлять на ум |
Ответы.
Фразеологизм | Антоним |
С камнем за пазухой | С открытой душой |
Рукой подать | За тридевять земель |
Хоть пруд пруди | Кот наплакал |
Чесать языком | Держать язык за зубами |
Наставлять на ум | Сбивать с толку |
Тур 5. «Взялся за гуж – не говори, что не дюж»
Задание командам: Замените
в предложениях выделенные выражения фразеологизмами. (Команды
получают одинаковые листы с заданием, которое выполняется за ограниченное время
– 5 минут. Победитель определяется по количеству правильных ответов).
- Мы совершенно
искренне пожелали им счастливого пути. // от всего сердца - Сосед без
всякого основания, без видимой причины перестал с нами
здороваться. // ни с того ни с сего - Мы сделали
всё возможное, чтобы выполнить задание. // в доску разбились - Здесь
написано совершенно чётко, определённо. // чёрным по белому - На
следующий день Валера вёл себя так, будто ничего не случилось.
//как ни в чём ни бывало - Надо, несмотря
ни на что, непременно сделать это. // во что бы то ни стало - В
разговоре он находчив, не растеряется, знает как ответить. //
за словом в карман не лезет - Много прошло времени с
той поры. // много воды утекло - Мы
совсем было уже впали в уныние, отчаялись. // нос повесили - Мне
надо поговорить с тобой наедине, без посторонних. // с глазу
на глаз
6 тур
«Сочиняем рассказ».
Составление
небольшого рассказа на заданную тему с использованием фразеологических
оборотов.
1.На уроке. 2.На перемене
Учитель: ребята, теперь вы закрепите навык
использования фразеологизмов в своей речи. Вам нужно будет составить
небольшой текст, используя фразеологизмы.
Но
не забывайте: есть правила употребления фразеологизмов в речи.
Существует
несколько «нельзя» в употреблении фразеологических оборотов:
1)
Слова во фразеологизме нельзя переставлять местами. Нельзя сказать «ни мясо ни
рыба» (правильно — «ни рыба ни мясо»).
2)
Нельзя менять число. Например, нельзя сказать «от горшка четыре вершка»
(правильно — «от горшка два вершка»).
3)
Нельзя заменять устаревшие слова современными. Например, «как зеницу ока»
нельзя заменить на «как зрачок глаза».
4)
Нельзя заменять словами синонимами. Например, вместо «куда глаза глядят» нельзя
сказать «куда глаза смотрят».
1 вариант На
уроке. Фразеологизмы для справок: ловил ворон, душа в пятки ушла,
заплакал в три ручья.
2 вариант На
перемене Фразеологизмы для справок: сломя голову, и в ус не дует,
где раки зимуют.
9. Подведение итогов.
Учитель:
наша игра подошла к концу. Мы учились находить фразеологизмы в текстах,
употреблять фразеологизмы в речи. Вы узнали, что и среди фразеологизмов
существуют антонимы и синонимы. Надеюсь, ребята, вы обогатили свой словарный
запас новыми фразеологизмами.
Подведение
итогов. Награждение «Знактоки ФРАЗЕОЛОГИИ»
10.
Домашнее задание: Используя фразеологизмы, написать сочинение
» Однажды В МАГАЗИНЕ».