Фразеологизмы источник знаний сочинение

В учебнике русского языка есть высказывание: фразеологизмы неизменные спутники нашей речи. мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой

В учебнике русского языка есть высказывание: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». Фразеологизмами являются устойчивые сочетания слов с переносным значением. Мы часто пользуемся ими, говоря о привычных для нас вещах.
Лексика – словарь языка. Фразеологизмы являются лексическими средствами, которые украшают нашу речь. В предложении номер пятнадцать есть фразеологизм «закатав рукава». В данном контексте он означает то, что если хочешь изменить человека в лучшую сторону, то нужно работать над этим очень долго и упорно. Также в тексте используется такое лексическое средство как эпитет в предложении номер тринадцать «благоухающие цветы». Также в этом предложении есть метафора «погрузиться в человека». То есть хорошо узнать человека, его занятия, чем он увлекается, из чего состоит его жизнь. В предложении номер восемнадцать есть метафора «увидел гадость». Значит, увидел что-то неприятное, плохой поступок, который за гранью морали.
Грамматика точно передает ход мыслей и помогает нам выражаться. Предложение номер восемь является сложносочиненным, в нем две грамматические основы: первая – дверь хлопнула, вторая – я заплакала. Эти два предложения связывает сочинительный противительный союз а. Предложение номер девять является неполным, в нем ряд однородных дополнений, которые позволяют узнать, почему заплакала учительница.
Я согласна с утверждением из учебника русского языка, оно является правдивым. Каждый из нас очень часто употребляет в своей речи фразеологизмы, зачастую не замечая этого. Они делаю нашу речь выразительнее и насыщеннее. Для грамотной речи нужно использовать и грамматические, и лексические средства.

С чего начнём размышлять? Конечно, сначала вспомним, что такое фразеологизмы. Заглянем в учебник русского языка (в соответствии со школьной программой мы изучали эту тему в 5 классе). Можно найти на книжкой полке толковый словарь. Можно пойти самым простым путём: найти определение слова в интернете, например:
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/part-009.htm#i936
А вот материалы, найденные в интернете учениками 9 лингвистического класса:
Что такое фразеологизмы?
Фразеологизмы как устойчивые обороты речи
Происхождение фразеологических оборотов.
Фразеологизмы как часть национальной культуры
Вспомнив, что такое фразеологизмы, прислушаемся к речи окружающих нас людей: к речи своих родителей, бабушек и дедушек, к фразам, которые произносят ваши одноклассники, наконец, прислушаемся и к своей речи. Вы сами-то используете фразеологизмы, рассказывая о событиях школьной жизни, пересказывая интересный фильм? Вступая с кем-либо в диалог, обмениваясь репликами с соседом по парте или с мамой за завтраком, вы используете фразеологические обороты, чтобы сделать свои доводы образными, яркими, выразительными, доходчивыми?
А теперь, сделав эти наблюдения, порассуждайте, действительно ли фразеологизмы – неизменные спутники нашей жизни. Аргументируйте свой ответ, соглашаясь или опровергая высказывание, приведённое в качестве темы для сочинения на лингвистическую тему. Не забудьте проиллюстрировать свои доводы, приводя фразеологизмы, которые вы слышите или используете сами в повседневной жизни. Поясните значение приведённых фразеологических оборотов. И обязательно сделайте вывод об использовании фразеологизмов в речи ваших современников.
Итак, засучив рукава принимайтесь за работу, не надо бить баклуши, а лучше от аза до ижицы изучите нужный материал о фразеологизмах, от корки до корки прочитайте учебник русского языка для 5 класса и … Работы-то с гулькин нос, это же не китайская грамота… Напишите сочинение-рассуждение, и никто не будет снимать с вас стружку.
Удачи вам, дорогие девятиклассники!
С гулькин нос
Буквально: с нос голубя. Гулькин – прилагательное от существительного гулька. Гуля, гулька – ласковые звукоподражательные названия голубя. Предлог с употребляется в значении сравнения: как гулькин нос, т. е. размером с нос голубя.

7
Текст
8
(1)Новенький сидел на последней парте. (2)Его нельзя было не заметить: у него были ярко-рыжие волосы. (3) Твоя фамилия? (4) Княжин. (5) А как ты занимался по физике? (6) Это мой любимый предмет. (7)Я начал объяснять новые формулы. (8)Каждый раз, когда я поворачивался к доске, чтобы написать формулу или нарисовать чертёж, двоечник Лёвушкин шептал и хихикал за моей спиной. (9) Не мешай слушать, донёсся до меня голос Княжина. (10)Я оглянулся: у Лёвушкина был такой удручённый вид, точно он хлебнул горячего чаю, сильно обжёгся и не знал, то ли выплюнуть этот чай, то ли проглотить. (11)После звонка краем уха я услыхал разгоряченный голос Лёвушкина: (12) Видали, чего вытворил? (13)Тоже мне, строит из себя умника! (14)Рыжий, да ещё подлиза. (15) Я и сам знаю, что рыжий, спокойно ответил Княжин. (16) А ты без царя в голове, раз дразнишься. (17)И чего ты сразу губы надул? (18)Через неделю в физический кружок первым записался Княжин. (19)Я полистал списки других кружков и не поверил своим глазам: в каждом наталкивался на его фамилию. (20) Зачем ты записался во все кружки? спросил я Княжина.- (21)Может быть, ты не знаешь, что увлекает тебя больше всего? (22) Нет, я знаю, но мне надо упрямо ответил он. (23)Это моя тайна. (24) Тайна это или не тайна, сказал я, – но ты преувеличиваешь свои возможности: если ты будешь работать в других кружках, то на физику у тебя времени будет в обрез. (25)Княжин очень расстроился. (26) Я должен всё знать, сказал он. (27) Я в глубине души решил: буду пилотом космического корабля. (28)Я никому этого не говорил, но вы меня заставили.
9
29)Я впервые посмотрел ему прямо в лицо. (30)«Этот долетит!» подумал я. (31)За три месяца он не пропустил ни одного занятия физического кружка. (32)А потом вдруг перестал ходить. (33) Княжин, спросил я, почему ты бросил кружок? (34)Устал грызть гранит науки? (35)Он растерянно поднял на меня печальные глаза и промолчал. (36)Лёвушкин, подружившийся с Княжиным, сказал мне: (37) У него большая неприятность. (38)Рассказать не могу, это больной вопрос. (39)Случай свёл нас с Княжиным в этот же вечер. (40)Я стоял в книжном магазине у прилавка и вдруг услыхал позади себя знакомый голос: (41) Есть что-нибудь новенькое? (42) Мальчик, ответила девушка-продавщица, ты мне покоя не даёшь! (43)Не может быть каждый день что-нибудь новенькое. (44)Я оглянулся. (45)Передо мной стоял Княжин, и у него на носу красовались маленькие очки. (46)Он тихо сказал: (47) А ведь меня теперь в лётчики не возьмут, я узнавал близоруких не берут, и космические корабли мне не водить. (48)Я эти очки ненавижу. (49)Он был такой несчастный! (50) Разлетелась в куски его первая мечта, и он страдал. (51)Я сказал: (52) Вот почему Лёвушкин держал язык за зубами!(53)Не принимай это близко к сердцу и не вешай нос! (54)Полетишь на космическом корабле астрономом, инженером или врачом. (55) Значит, вы думаете, я всё же могу надеяться? он преобразился и ухватился за мои слова с радостью. (56) Как же я сам не сообразил? (57)Он снова светился счастьем. (58)А я подумал: «Хорошо, когда у человека ясная цель в жизни и всё впереди». (По В. Железникову)
10
Ищем фразеологизмы в тексте (11)После звонка краем уха я услыхал разгоряченный голос Лёвушкина… (13)Тоже мне, строит из себя умника! (16) А ты без царя в голове, раз дразнишься. (17)И чего ты сразу губы надул? (19)Я полистал списки других кружков и не поверил своим глазам… (24)Если ты будешь работать в других кружках, то на физику у тебя времени будет в обрез. (27) Я в глубине души решил: буду пилотом космического корабля. (34)Устал грызть гранит науки? (35)Он растерянно поднял на меня печальные глаза и промолчал. (38)Рассказать не могу, это больной вопрос. (42) Мальчик, ответила девушка-продавщица, ты мне покоя не даёшь! (52) Вот почему Лёвушкин держал язык за зубами!(53) Не принимай это близко к сердцу и не вешай нос! и т.д.
11
Домашнее задание по этому тексту. Выбираем ОДНО сочинение и ПЕРЕПИСЫВАЕМ в Тетрадь для подготовки к ГИА ( с двумя примерами)
12
Вариант 1
13
Задумывались ли вы над тем, кого окружающие слушают с нескрываемым интересом? Конечно же, тех, чья речь образна, и фразеологизмы являются одним из самых распространённых и ярких средств выразительности языка. А как рано мы начинаем знакомиться с ними! Кому из нас, например, родители, удивляясь или изумляясь, не говорили: «Не верю своим глазам!» То же самое произносит и рассказчик, когда видит, что Княжин записался во все кружки (предложение 19). Учитель понимает, что в этом случае у его ученика не останется времени на изучение любимого предмета, и он утверждает: «На физику у тебя времени будет в обрез». Конечно же, и это выражение мы знаем давным-давно! Поэтому верно утверждение о том, что «фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
14
Вариант 2
15
«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства», – утверждается в учебнике русского языка. Действительно, «не вешать нос» (предложение 53) мы призываем тех, кто отчаялся, пришёл в уныние, и втайне от всех – «в глубине души» (предложение 27) – надеемся и верим, что это произойдёт. Мы употребляем подобные выражения в зависимости от ситуации, потому что они являются готовыми яркими образными определениями наших состояний или настроений. Вот так народная мудрость нашла краткое выражение мысли во фразеологизмах, и раннее знакомство с ними делает нашу речь яркой, обогащает её, развивает образное мышление.
16
Вариант 3
17
«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства», – утверждается в учебнике русского языка. В самом деле, всегда, желая выразить мысль емко и точно, мы используем фразеологизмы, потому что знаем их давным-давно. Как, например, точнее и образнее можно спросить у человека, почему он обиделся? Конечно, с помощью фразеологизма, как это делает Княжин, герой рассказа, обращаясь к Лёвушкину: «И чего ты сразу губы надул?» Как можно показать надоедливым окружающим своё неудовольствие от общения? Несомненно, тоже фразеологизмом! Так, например, поступила девушка- продавщица, обратившись к Княжину: «… Ты мне покоя не даёшь!» Следовательно, придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл нам помогают привычные с раннего детства речевые обороты – фразеологизмы.

МБОУ «Зубово-Полянская средняя общеобразовательная
школа №1»

Тема исследования
«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи»
Автор Ушакова Вероника
«Для тех, кто интересуется историей, культурой своего народа, фразеология – одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка».
(Н. М. Шанский)
В русском языке существуют разнообразные фразеологические обороты, отражающие быт, труд, мирную жизнь людей и военные события, происходившие в истории нашей страны.
Актуальность
Знание фразеологии – необходимое условие глубокого овладения русским языком. Умение правильно пользоваться фразеологическим богатством характеризует степень владения речью.
Объект исследования
Предмет исследования
Цель работы
Устойчивые сочетания слов – фразеологизмы
Определить, что называется фразеологизмом; из существующих в русском языке фразеологизмов выявить такие, которые используются в речи современных людей; выяснить их происхождение и лексическое значение.
Употребление в речи фразеологизмов в русском языке
Задачи
1.Поиск и изучение материалов о фразеологизмах.
4. Провести анкетирование с ровесниками по данной теме.
3. Представить собранный материал моим одноклассникам и младшим школьникам.

2. Проследить, как часто люди используют в речи фразеологизмы.

Методы исследования
3. Анкетирование.
5. Описательный метод (наблюдение, классификация, обобщение).
4. Анализ литературного материала.

2. Поиск информации в Интернете.
1. Изучение литературных источников.

Фразеология – неистощимый источник познания языка как развивающейся и изменяющейся системы.
Происхождение фразеологизмов.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.
Фразеология – раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка.
Фразеология
Заимствованная
Исконная
Кальки и полукальки
Из церковнокнижного
Афоризмы цитаты из литературы народов, изречения, выдающихся зарубежных ученых, общественных деятелям

Семи пядей во лбу
Отложить дело в долгий ящик
Рука руку моет ( лат.)
Авгиевы конюшни
Классификация фразеологизмов.
В. В. Виноградов
Три основные типа фразеологических единиц:
– «фразеологические сращения»,
– «фразеологические единства»,
– «фразеологические сочетания».
Фразеологические сращения или идиомы – это такие лексически неделимые словосочетания, значение которых не определяется значением входящих в них отдельных слов.
Бить баклуши (бездельничать)
Фразеологические единства – это лексически неделимые обороты, общее значение которых связано с пониманием переносного значения слов, составляющих данный оборот. В отличие от фразеологических сращений в них можно вставить новые слова.
Держать камень за пазухой (таить в душе злобу)
Фразеологические сочетания – это устойчивые обороты, общее значение которых полностью зависит от значения составляющих их слов. Слова в составе такого сочетания сохраняют свою самостоятельность.
Тоска берет
Стилистическая классификация фразеологизмов.
Фразеологические обороты с точки зрения стилистики подразделяются на:
– межстилевые,
– разговорно-бытовые,
– книжные,
– просторечные.
Межстилевые фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, известные и употребляемые во всех стилях языка
Разговорно–бытовые фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов преимущественно или исключительно употребляемые в устной речи
Книжные фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, преимущественно или исключительно употребляемые в письменной речи .
В составе книжной фразеологии можно выделить научную («центр тяжести», «точка опоры»), публицистическую («прямой эфир, «гражданский долг»), официально-деловую («потребительская корзина»).
Просторечные фразеологические обороты имеют еще более сниженный стилистический характер, чем разговорно-бытовые, например: «показать кузькину мать» (выражение, содержащее угрозу), «чесать языком» (много говорить) и другие.
Структура фразеологизмов.
По своей структуре фразеологизмы делятся на две группы:
Фразеологизмы – предложения могут употребляться самостоятельно или в составе другого предложения: руки не доходят, язык заплетается.
Фразеологизмы – словосочетания имеют особые структурные модели, например: в ежовых рукавицах.
Руки не доходят
В ежовых рукавицах
Отличие фразеологизмов от свободных словосочетаний.
Фразеологизмы нужно уметь отличать от свободных сочетаний, и те и другие обладают различными свойствами.
В свободных словосочетаниях можно заменить одно слово другим. Словосочетания не требуют, чтобы их запоминали, и создаются говорящим в процессе речи.
Во фразеологизме нельзя произвольно заменять слова, переставлять их в другое место или дополнять новыми словами, так как фразеологизмы обладают постоянством лексического состава. Фразеологизм обладает целостностью значения. В его составе смысл имеют не отдельные слова, а лишь все выражение в целом.
Делать из мухи слона
Употребление фразеологизмов в литературе и нашей жизни.
Фразеологические обороты – яркое стилистическое средство, позволяющее сделать речь сильной, образной и убедительной. Особенно ясно свойства фразеологических средств русского языка видны в произведениях художественной литературы.
Использование фразеологизмов различных стилей помогает автору точнее и образнее передать особенности быта, характеры персонажей и атмосферу жизни.
Что же касается нашей жизни, то использование фразеологизмов стало неотъемлемой частью нашей речи. Далеко не все они понятны нам, людям 21 века, но в момент создания фразеологизма эти сочетания имели смысл и хорошо осознавались.
№ п/п
Вопросы
Количество ответов (в %)
Среди учащихся
7 классов
Среди учащихся
6 классов
1.
Что такое фразеологизмы?
60 – верно
40 – неверно
57 – верно
43 – неверно
2.
Как часто ты пользуешься фразеологическим словарём?
15 – часто
60 – редко
25 – никогда
13 – часто
78 – редко
9 – никогда
3.
Как часто ты используешь фразеологизмы?
20 – часто
55 – редко
25 – никогда
18 – часто
52 – редко
30 -никогда
4.
Откуда ты узнаёшь фразеологизмы?
30 – из книг 10 – из Интернета
50 – от родителей
10 – вообще не узнаю
25– из книг
16– из Интернета
49 – от родителей
10 – вообще не узнаю
В большинстве своем фразеологизмы – это наследие нашего прошлого. Многие века люди передавали их устно из поколения в поколение. Давайте и мы будем развивать и совершенствовать свою речь, с уважением и интересом относиться к тому, что приобщает нас к истокам великой русской культуры.
Спасибо за внимание!

7
1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Аргумент Аргумент Вывод.
8
Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
9
Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства. Из учебника русского языка
10
Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
11
Во вступлении необходимо: сформулировать позицию автора высказывания; выразить своё отношение к ней. Виды вступления: 1. Примененить цитирование (цитата и объяснение) 2. Сформулировать позицию автора и собственное мнение без применения цитирования.
12
Автор характеризует анализирует рассуждает отмечает доказывает сравнивает называет описывает разбирает останавливается на… раскрывает содержание отмечает важность формулирует касается утверждает считает, что…
13
действительно на самом деле не могу не согласиться с автором высказывания я полностью согласен с… вынужден согласиться с… я разделяю точку зрения автора высказывания я поддерживаю мнение автора бесспорно мнение автора о том, что…
14
1. В учебнике русского языка содержится следующее (такое) высказывание (суждение, утверждение): «….». 2. «…», – эта мысль (высказывание, суждение, утверждение) взята из учебника русского языка.
15
Какие аргументы для подтверждения вы можете привести? Для этого знакомимся с текстом.
16
Банк аргументов. Палец о палец не ударил (разг.) – совсем ничего не делал, бездействовал. От корки до корки (разг.) – от начала до конца, целиком и полностью, ничего не пропуская. Ни свет ни заря – очень рано утром Затаив дыхание (затаить дыхание) – задержать дыхание, напряжённо вслушиваясь, притаившись. Ловить на лету (разг.) – быстро, мгновенно понимать, усваивать. Скрепя сердце (разг.) – преодолевая нежелание, превозмогая себя.
17
примеров должно быть 2; примеры должны быть из указанного текста; приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
18
Основную часть можно начать следующими фразами: Присмотримся повнимательнее к словам в тексте… (называем фамилию автора текста) Обратимся к тексту русского писателя… (фамилия автора текста) Докажем эту мысль на примерах из текста… Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста… (Далее приводим примеры и ваши рассуждения.)
19
Фразеологизмы используется для того, чтобы… Фразеологизм употребляется для того, чтобы… Фразеологизм помогает… Фразеологизм характеризует… Фразеологизм даёт оценку… Фразеологизм – фразеологический оборот – устойчивое выражение- выразительное средство.
20
В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и фразами: Таким образом,… Итак,… Следовательно,… В итоге можно прийти к такому выводу:… Мы убеждаемся в том, что… Обобщая сказанное,… Из этого следует, что…
21
1. Прочитать работу полностью. 2. Проверить ошибки. 3. Переписать в тетрадь для творческих работ.

Автор: 

Гилёва Полина, Тихонова Александра, Кульжанова Виктория, Тепляшина Татьяна

Руководитель: 

Голохвастова Татьяна Васильевна

Учреждение: 

МКОУ Больше-Изыракская СОШ с. Большой Изырак

Учебный проект по русскому языку «Фразеологизмы в нашей речи» направлен на то, чтобы собрать информацию и исследовать этимологию фразеологизмов для повышения уровня культуры речи у учащихся школы, обогатить свой словарный запас.

Подробнее о проекте:

Ученическая исследовательская работа по русскому языку на тему «Фразеологизмы в нашей речи» знакомит учащихся с этимологией фразеологизмов и их речевой функцией. В рамках работы над проектом учащиеся 5 класса школы произвели поиск необходимой языковой информации о фразеологизмах, выяснили источники происхождения фразеологизмов, познакомились с фразеологическими словарями русского языка, составили свой иллюстрированный словарь фразеологизмов и изготовили настольные игры и памятки по данной теме.

Готовый проект «Фразеологизмы в нашей речи» по русскому языку в 5 классе школы был проведен учащимися с целью повышения знаний подрастающего поколения о родном языке, поскольку глубокое знание русского языка является неотъемлемой частью воспитания в каждом ребенке качеств, необходимых для полноценной жизни в обществе. Оно открывает доступ человеку к сокровищам культуры, науки и взаимопониманию с окружающими людьми.

Оглавление

Введение
1. Обсуждение целей и задач, организация поиска информации.
2. Социологическое исследование.
3. Распределение обязанностей по выполнению проекта.
4. Информация.
5. Систематизация.
6. Творчество.
7. Защита проекта.
Заключение
Литература
Приложения

Введение

Актуальность:

Одно из требований современной школы – повышение качества учебно-воспитательной работы вне урока, привитие интереса к языку как средству коммуникации. Глубокое знание русского языка является неотъемлемой частью воспитания в каждом ребенке качеств, необходимых для полноценной жизни в обществе. Оно открывает доступ человеку к сокровищам культуры, науки и взаимопониманию.

Чтобы по-настоящему владеть русским языком, нужно уметь выбирать из него наиболее точные, ясные и сильные слова, надо иметь представление о законах языка, по которым он развивается, о богатстве русского словаря, об источниках происхождения слов.

Один из пластов таких точных, ясных и сильных слов – это фразеологизмы. Считаю, что это богатый и интересный материал, знакомство с которым не только развлекает, но и развивает интеллект и творческие способности.

Проблема. Проблема отсутствия знаний о фразеологизмах стоит особенно остро, потому что выпускники 9 и 11-х классов сдают ГИА и ЕГЭ, в контрольно-измерительных материалах которых есть задания, требующие знания фразеологизмов. Оказалось, что многие из старшеклассников с большим трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, не умеют их употреблять в речи. Фразеологические обороты — особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, — должны возвратиться в нашу речь и обогатить её.

Основополагающий вопрос проекта: зачем нужны фразеологизмы в языке?

Данный проект предполагает исследование этимологии фразеологизмов и их речевой функции самими учениками путем сбора информации.

Проект предназначен для учеников 5 класса, которые только начинают знакомиться с фразеологией.

Вслушаемся в речь наших учеников. Часто ли в ней проскальзывают эти «перлы»? Практически никогда. О некоторых из них они даже не слышали. Если говорить о письменной форме речи, то и там у большинства обучающихся фразеологизмы являются редким гостем.

А ведь зачастую большое и «пресное» высказывание можно сократить и украсить, употребив фразеологизм. Например, фразу: «Мой друг никогда не говорит впустую, напрасно, и если уж пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово» можно видоизменить. «Мой друг слов на ветер не бросает». Коротко и содержательно.

«Егор напроказничал, но каким-то образом ему удалось избежать наказания». Согласитесь, звучит как-то сухо , официально. А если так: «Егор напроказничал, а ему все как с гуся вода»? Сразу чувствуется оценка происходящего и отношение к объекту высказывания. В чем причина такого незаслуженного пренебрежения к фразеологизмам?

В первую очередь, виноваты мы, учителя. Чтобы ученики что-то знали, нужно их этим заинтересовать, заострить их внимание на этом, поставить перед ними проблему. Почему так говорят: «Это моя ахиллесова пята», « Эта химия нависла надо мной, как дамоклов меч», « Мои соседи живут на широкую ногу»? Такой простой вопрос для многих станет настоящей проблемой. Отвечая на него, наиболее любознательные обратятся к словарям, специальной литературе. И результат обязательно будет.

Но можно держать в памяти множество фразеологизмов, знать их современный смысл и в то же время совершать ошибки в их употреблении. «Меня сегодня соседский мальчик от хулиганов защитил. Один против двоих! Вот так Аника-воин!» А ведь Аника-воин был хвастуном, говорил, что его сама смерть боится. Но вышло наоборот, струсил сам хвастун. Поэтому это выражение в данной ситуации неуместно.

Избежать таких казусов поможет изучение этимологии фразеологизмов. Зная происхождение, дети будут более осознанно использовать эти выражения, оценивая при этом стилистическую и психологическую ситуацию.

Знание смысла и этимологии фразеологизмов поможет при изучении литературы. «Пора нам, Тетка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши». Все вроде бы понятно ребенку в рассказе А. П. Чехова, но вот только какие такие баклуши бьет Каштанка?

Всех вопросов при чтении и анализе текста можно будет избежать, если ученик будет знать «где родился» фразеологизм и где он «пригодился».

Таким образом, словарный запас детей беден фразеологизмами, они часто делают ошибки в их употреблении, одной из причин которых является незнание этимологии этих языковых единиц.

Цель проекта: Путём сбора информации исследовать этимологию фразеологизмов для повышения уровня культуры речи.

Задачи проекта:

  1. произвести поиск необходимой языковой информации о фразеологизмах;
  2. выяснить источники происхождения фразеологизмов;
  3. познакомиться с фразеологическими словарями русского языка;
  4. составить свой иллюстрированный словарь фразеологизмов;
  5. изготовить настольные игры и памятки по данной теме.

Методы решения задач:

  • обращение к фразеологическим и этимологическим словарям;
  • изучение литературы о фразеологизмах;
  • изучение художественной литературы;
  • использование Интернет-ресурсов;
  • социологический опрос.

Предполагаемый результат.

  • Повышение уровня культуры речи участников проекта в результате формирования у них знаний об этимологии фразеологизмов и их лексическом значении.
  • Составление учебно-методического материала для проведения уроков по теме «Фразеология» (фразеологическое лото, памятки «Почему мы так говорим?», иллюстрированного словаря фразеологизмов)

Организация поиска информации об этимологии фразеологизмов для повышения уровня культуры речи

Для достижения цели проекта решено было исследовать данные науки о фразеологических оборотах, изучить историю появления в языке фразеологизмов, на какие группы по происхождению делятся фразеологические единицы языка. Необходимо также познакомиться со словарями фразеологизмов. В содержание проекта входило знакомство с синонимами, антонимами, омонимами фразеологизмов.

Учиться употреблять фразеологизмы в своей речи можно только на примере русских народных сказок и произведений русских классиков, поэтому решено было обратиться к творчеству И.А. Крылова, Н. Носова, к русским народным сказкам. Чтобы получить объективную картину использования фразеологизмов в нашей речи, был проведён социологический опрос обучающихся 6-11 классов. Все учащиеся принимали участие в создании иллюстрированного словаря фразеологизмов.

Все участники проекта пришли к выводу: необходимо постоянно знакомиться с фразеологическими оборотами, чтобы речь стала точнее, богаче. Для этого необходимо больше читать, обращаться к различным словарям, вести поисковую работу, обращаясь к творчеству писателей.

Социологическое исследование

Опрос обучающихся 6-11 классов

Социологический опрос № 1:

Знаете ли вы, что такое фразеологизмы?

Знаете ли вы происхождение фразеологизмов?

Варианты ответов:

  • да
  • нет
  • не уверен

Социологический опрос № 2:

Как вы понимаете смысл таких выражений: «ахиллесова пята» (слабое, уязвимое место), «тянуть канитель» ( затягивать решение вопроса), «Бить баклуши» (ничего не делать)?

Варианты ответов:

  • верный ответ
  • неверный ответ
  • понятия не имею

Социологический опрос № 3:

Часто ли вы употребляете фразеологизмы в своей речи?

Варианты ответов:

  • часто
  • редко
  • не употребляю

В результате социологического вопроса выяснилось, каков уровень знания фразеологизмов и их практического применения в данной социальной среде, таким образом, участники проекта увидели проблему «не на словах, а на деле»:

  • 68 % респондентов знают, что такое фразеологизмы, 32 % — не знают;
  • 59 % знают происхождение фразеологизмов, 41 % — не знают;
  • 77% опрошенных понимают значение предложенных фразеологизмов, 23 % — не могли объяснить или ответили неверно;
  • 53 % респондентов употребляют фразеологизмы в своей речи, 47% — не употребляют.

Из всего богатства фразеологизмов чаще всего в речи наших респондентов звучали фразеологизмы бить баклуши, разбиться в лепёшку, зарубить на носу.

Распределение обязанностей по выполнению проекта

1-й участник исследует значение и этимологию исконно-русских фразеологизмов.

2-й участник исследует значение и этимологию заимствованных фразеологизмов.

3-й участник исследует значение и этимологию библейских фразеологизмов.

4-й участник анализирует художественную литературу на предмет употребления в ней фразеологизмов.

Отбор языкового материала

(Для исследования подбираются фразеологизмы, происхождение которых участникам проекта неизвестно)

Исконно-русские: высунув язык; выставить на позор; выходить из терпения; губа не дура; держать язык за зубами; жить припеваючи; за милую душу; зелёная улица; злоба дня; зубы заговаривать; и бровью не ведёт; и дёшево и сердито; идти напропалую; из кулька в рогожку; икру метать; казанская сирота; как будто в воду глядел; коломенская верста; комар носа не подточит; косая сажень; лакомый кусочек; ломать копья; мал золотник, да дорог; мелкая сошка; на воре шапка горит; на лбу написано; на стенку лезть; небо коптить; ни зги не видно; ободрать как липку; одним миром мазаны; подлинная правда; положить под сукно; разводить бодягу; сгореть дотла; спустя рукава; тёртый калач; тихой сапой; тянуть лямку; через пень колоду; шапочное знакомство и мн. др.

Заимствованные (из мифов, из других языков): «танталовы муки», «ахиллесова пята», « панический ужас», «дамоклов меч», «гордиев узел», «авгиевы конюшни», «косточки перемывать», «вот где собака зарыта», «время – деньги». «из рога изобилия», «медовый месяц», «бездонная бочка», «нить Ариадны», «бросить перчатку»и др.

Библейские: «блудный сын», « тьма египетская», «тридцать сребреников», «избиение младенцев», «Иов многострадальный», «манна небесная», «заблудшая овца» , «глас вопиющего в пустыне», «зарыть талант в землю», «Фома неверующий», «внести свою лепту», «бисер метать», «допотопные времена», «вавилонское столпотворение», «камень преткновения», «запретный плод», «нести свой крест», «козёл отпущения», и др.

Фразеологизмы в художественной литературе:

Для получения результата были исследованы басни И. А. Крылова. В них мы нашли 9 фразеологизмов:

  • «Осёл и Соловей»: на тысячу ладов, за тридевять земель
  • «Тришкин кафтан»: Тришкин кафтан;
  • «Две собаки»: ходить на задних лапах;
  • «Обезьяна»: мартышкин труд;
  • «Кот и повар»: а Васька слушает да ест;
  • «Демьянова уха»: Демьянова уха;
  • «Белка»: как белка в колесе;
  • «Ларчик»: а ларчик просто открывался;
  • «Волк на псарне»: и волчью вашу я давно натуру знаю;

В рассказах Николая Носова был найден 20 фразеологизмов:
бежать во всю прыть, бить баклуши броситься наутёк в два счёта, в трёх соснах заблудились, взять на буксир вывести на чистую воду, глядеть во все глаза, засучив рукава и дело с концом. как в воду глядел как в воду опущенные, как с луны свалился, калачом не заманишь, накостылять по шее намылить шею не видать, как своих ушей ни жив ни мёртв, пойти на край света с ног валиться.

Из народных сказок пришли фразеологизмы:

и я там был, мёд-пиво пил избушка на курьих ножках Кощей Бессмертный Лиса Патрикеевна ни в сказке сказать, ни пером описать при царе Горохе сказано — сделано, сказка — ложь, да в ней намёк сказка про белого бычка, три дня и три ночи.

Такая исследовательская работа позволила нам сделать вывод: наши писатели очень часто употребляют в своих произведениях фразеологические обороты, которые помогают им ярко, образно дать характеристику герою, логично, последовательно изложить свои мысли, сделать речь насыщенной, эмоциональной, богатой. К чему и нам надо стремиться. А учиться нужно у наших классиков.

Информация

А) Анализ современного значения данных фразеологизмов.

Создание «Фразеологического лото» (см. приложение №1)
(Для выполнения этой задачи используется словарь фразеологизмов, интернет)

Б) Исследование этимологии фразеологизмов.
(Используется литература по данной теме, исторический материал, мифы народов мира)

Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Прямой (первоначальный) смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями предков, их работой. Так выражение бить баклуши (бездельничать) возникло на основе прямого значения «раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварёшек и т.д.», т е. делать несложное, нетрудное дело.

Очень интересными нам показались фразеологизмы, пришедшие из мифов:

Авгиевы конюшни — сильно засорённое, загрязнённое или захламлённое помещение. Ариаднина нить — то, что помогает найти выход из затруднительного положения. Ахиллесова пята — уязвимое место. Дамоклов меч — нависшая, угрожающая опасность. Двуликий Янус — двуличный человек. Золотое руно — золото, богатство, которым стремятся овладеть. Кануть в Лету — навсегда исчезнуть, быть забытым. Олимпийское спокойствие — спокойствие, ничем невозмутимое.
Мы познакомились с фразеологизмами, пришедшими из Библии:

Внести свою лепту — про человека, который принял в каком-то деле своё посильное участие. Глас вопиющего в пустыне — напрасные призывы, остающиеся без ответа. Допотопные времена — доисторические времена. Зарыть талант в землю — о человеке, не развивающем свои природные способности. Манна небесная — неожиданная удача, чудесная помощь.
Мы узнали, что существуют фразеологические словари, в которых представлены источники происхождения фразеологизмов, их значение. Работа со словарями была очень увлекательной.

Мы узнали, что у фразеологизмов бывают омонимы, синонимы и антонимы.

В словарях мы нашли примеры фразеологизмов-омонимов:

Пустить петуха — означает фальшиво произвести мелодию.

Пустить петуха — это поджечь что-то.

А вот примеры фразеологизмов-синонимов:

Ума палата — семи пядей во лбу Голова на плечах — светлая голова. Два сапога пара — одного поля ягоды. Перековать мечи на орала — вложить меч в ножны.
И, наконец, примеры фразеологизмов-антонимов:

Хоть пруд пруди — кот наплакал. Засучив рукава — спустя рукава. Заварить кашу — расхлёбывать кашу. Тяжёл на подъём — лёгок на подъём

Систематизация

Обобщение и систематизация собранного материала. Составление своеобразных памяток, в которых отразились бы современный смысл фразеологизма и его происхождение. (см. приложение № 2)

Творчество

Сочинение – повествование о каком-либо событии, суть которого можно было бы выразить каким-либо фразеологизмом. (см. приложение №3)

Изготовление настольных игр (см.приложение № 4,5,6,7)

Защита проекта

Защита проводится в форме мультимедийной презентации и представления продукта проекта – иллюстрированного словаря фразеологизмов.

Заключение

Фразеологизм наряду со словом – одна из основных единиц языка. Через фразеологизм язык соотнесен с действительностью непосредственно, так как эта единица служит наименованием реалий. Развитие общественной жизни прямо отражается на развитии фразеологического состава языка.

Исследовав происхождение даже небольшой части фразеологических сокровищ, ученики узнают много нового и интересного, окунутся в целый океан загадок и открытий, на ярких примерах проследят связь русского языка с литературой, мифологией, религией, историей, географией и экономикой.

Изучение фразеологизмов расширяет знания учащихся о языке, формирует у них эстетический вкус, желание обогатить свой словарный запас. У ребят развивается любовь к языку, уважение к труду ученых-исследователей русского языка, уважение к народу – творцу языка.

Данный проект имеет большое практическое значение: его средствами повышается культура речи обучающихся, развивается умение пользоваться справочной литературой, обогащается фразеологический запас детей. Вместе с тем этот проект способствует формированию у школьников интереса к работе исследователя языка и закладывает профессиональный интерес к занятиям лингвистикой.

Литература

  1. Абрамов В. П.«Созвездия слов». Москва . Просвещение. 1989 г.
  2. Арсирий А. Т. «Материалы по занимательной грамматике русского языка». Москва. Просвещение. 1967.
  3. Бабкин А. М. «Русская фразеология, ее развитие и источники». Л. 1980.
  4. Вартаньян Э. А. «Из жизни слов» . Москва. Просвещение. 2008.
  5. Барашков В. Ф. «А как у вас говорят?». М. 1986.
  6. Введенская Л. А. «Человеческое слово могуче…». М. 1992.
  7. Волков С.В. «Уникальный иллюстрированный фразеологический словарь для детей» ООО «Издательство АСТ», 2011 .
  8. Вульфсон «Упражнения по лексике и фразеологии». Москва. «Просвещение».1973.
  9. Григорян Л. Т. «Язык мой – друг мой». М. 1988.
  10. Голуб. И. Б., Розенталь Д. Э. «Занимательная стилистика».М. 1988.
  11. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка
  12. Лаврентьева Е.В. Весёлый фразеологический словарь. РООССА,2010.
  13. Львова С. И. «Уроки словесности» 5-9 классы. «Дрофа» 1997.
  14. Романовская М. Б. «Метод проектов в учебном процессе». «Пед. Поиск». 2006.
  15. Фразеологический словарь русского языка. Под ред. М. В. Лазовой. М. 1967.
  16. Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе». Волгоград. 2009.
  17. Этимологический словарь современного русского языка. Под ред. Л. И. Фатеевой. М.: АСТ: Восток-Запад, 2008.

Приложение №1. Образец «Фразеологического лото»

Фразеологизмы.

1. Аника-воин. 2. Ахиллесова пята. 3. Баклуши бить. 4. Блудный сын. 5. Вавилонское столпотворение. 6. Взгляд Медузы. 7. Внести лепту. 8.Во всю Ивановскую. 9. Восьмое чудо света. 10. В сорочке родиться. 11. Гордиев узел. 12. Дамоклов меч. 13. Душа в пятки ушла. 14. Казанская сирота. 15. Манна небесная. 16. Морочить голову. 17. Жить на широкую ногу. 18. Панический страх. 19. Принять за чистую монету. 20. Перемывать косточки.

Толкования фразеологизмов.

1.Хвастун, храбрый лишь на словах. 2. Уязвимое, слабое место. 3. Бездельничать. 4. Человек, променявший свою родину на чужбину по легкомыслию. 5. Беспорядок. 6. Неприятный, леденящий взгляд. 7. Сделать вклад в общее дело. 8. Особенно громкий крик. 9. Что-либо удивительное, грандиозное. 10. Удачливый человек, которому везет. 11. Запутанное дело. 12. Нависшая опасность. 13. Человек очень испугался. 14. Человек, прикидывающийся несчастным. 15. Неожиданная удача, чудесная помощь. 16. Дурачить, сбивать с толку. 17. Жить в довольстве. 18. Непередаваемый ужас. 19. Вымысел принять за правду. 20. Обсуждать кого-либо.

Аника-воин Манна небесная Взгляд Медузы Гордиев узел Манна небесная
Хвастун, храбрый лишь на словах Неожиданная удача, чудесная помощь Неприятный, леденящий взгляд Запутанное дело Неожиданная удача
Вывести на чистую воду Выносить сор из избы Глаза на лоб полезли Гроша ломаного не стоит Брать быка за рога
Уличить во лжи Обсуждать с посторонним свои(чьи-либо) личные проблемы Сильно удивиться Ничего не стоящий, пустяковый Решительно, сразу браться за дело, приступать к разговору
Брать с потолка Валять дурака Во всю Ивановскую Войти в историю Вставать с петухами
Выдумывать Бездельничать,
праздно проводить время
Очень громко Прославиться Очень рано просыпаться

Приложение № 2. «Этимология фразеологизмов». Памятка

«Лепта». «Внести свою лепту»

Слово «лептос» по-гречески означало: тоненький, мелкий; «лептой» называлась самая мелкая древняя монетка.

В одной из евангельских притч рассказывается про бедную вдову, которая во время сбора пожертвований в храме положила в жертвенную чашу рядом с богатыми дарами знатных людей все, что у нее было, — две жалкие лепты. Но Богу, говорится в притче, эти лепты вдовицы были приятнее остальных сокровищ.

«Лептой вдовицы» называют всякое скромное пожертвование, сделанное от чистого сердца. Выражение «внести свою лепту» означает: сделать свой, пусть небольшой, посильный вклад в общее дело.

«Рог изобилия»

Отец богов Зевс после своего рождения был спрятан в тайном месте, в гроте, где его выкормила своим молоком священная коза Амалфея. Это было не напрасно. Отец Зевса, титан Кронос, хотел уничтожить своего сына и наследника, сожрать его, как сожрал он уже других своих детей.

Благодарный Зевс, став главным богом, вознес Амалфею на небо; там и сейчас всякий может видеть ее между созвездиями. А своим воспитательницам, нимфам, он подарил один из рогов козы: из этого рога лилось и сыпалось все, в чем у нимф возникала потребность.

Вот этот-то рог, став символом неистощимого источника сокровищ, и был прозван рогом изобилия. Выражение «как из рога изобилия» означает: с необычайной щедростью, в огромном количестве.

«Сморозить» В дореволюционных гимназиях изучался греческий язык. От реплик учителей греческого языка «морос» (по-русски – глупо, глупость) образовалось слово сморозить – сказать глупость.

«Во всю Ивановскую» В Москве есть колокольня Ивана Великого, на которой по праздникам звонили во все тридцать колоколов. Звонить (или кричать) во всю Ивановскую — во всю мочь, изо всех сил. «Попасть в просак» Просак – это барабан с зубьями в машине, при помощи которого чесали шерсть. Попасть в просак – значило искалечиться, лишиться руки. Попасть в просак – попасть в беду, в неловкое положение.

«Где раки зимуют» В старину раков суеверные люди считали таинственными животными. Узнать рачью зимовку считалось делом очень трудным. Выражение Я ему покажу, где раки зимуют употреблялось как угроза: покажу то, чего никто не знает. «Гол как сокол» В этой поговорке сокол – не птица, а гладкое дубовое бревно, стенобитное орудие, которым в древности ломали стены вражеских крепостей. Сокол этот действительно был гол, на его поверхности не было ничего лишнего.

«Долгий ящик» У царя Алексея Михайловича в селе Коломенском у дворца был прибит длинный ящик, куда люди опускали свои челобитные (прошения). Прошения, проходя через руки бояр, очень часто задерживались. Выражение откладывать дело в долгий ящик означает «тянуть, задерживать, медлить» «Дело – табак» Идет от обычая бурлаков при входе в воду подвязывать к шее кисет с табаком, чтоб не намок.

Когда становилось так глубоко, что вода подступала к шее, кричали – табак! «Лясы (балясы) точить, балясничать» Выражение это происходит от слова балясины (так назывались фигурные столбики для лестничных перил, которые вытачивались на токарных станках). Занятие это считалось нетрудным и веселым, мастера шутили, балагурили, пели. Балясы точить – балагурить, пустословить для потехи.

«За пояс заткнуть» По старорусскому обычаю пояс был обязательной частью как мужской, так и женской одежды. За пояс затыкали полы рубахи, чтоб не мешали в работе; ямщики затыкали за пояс рукавицы, плотники – топор и т.п. Таким образом, затыкали что-либо за пояс только рабочие, мастеровые люди. Отсюда начали говорить: заткнуть за пояс — превзойти кого-нибудь в работе, умении.

«Затрапезный вид» Петр I в свое время передал основанную им ткацкую фабрику одному купцу – Ивану Затрапезникову. Фабрика изготовляла грубую и дешевую ткань. С тех пор о человеке в измятом, потрепанном и грязном платье говорят: у него затрапезный вид. «Казанская сирота» После завоевания Казани русский царь Иван IV щедро наградил отдельных татар. Многие татары злоупотребляли добротой русских и, прикидываясь бедными, назойливо требовали наград. Прикидываться казанским сиротой – притворяться бедняком.

Приложение №3. Образец сочинения

«Грызть гранит науки»

Я учусь в 5 классе. Я стараюсь учиться хорошо, поэтому много читаю, всегда выполняю домашнее задание. Мне приходится много книг брать в библиотеке, чтобы приготовить интересное сообщение, например по истории, биологии, русскому языку. Ещё люблю решать разные тесты. Кто много занимается, тот больше знает. Папа говорит нам с сестрой, что мы «грызём гранит науки».

«Как снег на голову»

В одной деревне жили два друга. Однажды шли они из школы и спорили, кто из них больше нравится Маше, однокласснице. Сели они на лавочку и стали рассуждать, как им быть. И Петя предложил Васе ухаживать за Машей – кто лучше будет ухаживать, того Маша и выберет в друзья. Так они разговаривали, никого не замечая. И вдруг, «как снег на голову», неожиданно появилась Маша. Она весь разговор услышала и сказала, что она уже дружит с Артёмом.

«У страха глаза велики»

Как-то раз Полина и Саша пошли играть к своей общей подруге Юле. Дело было летом. Девочки долго играли в прятки с Юлей и другими ребятами. Когда начало темнеть, девочки пошли домой. Вдруг они услышали сзади топот и громкое мычание. Обернувшись, они увидели мчащегося на них быка. От страха Полина не могла бежать, но Саша схватила её за руку, дёрнула, и они вместе отбежали с дороги в траву. А мимо них пронёсся телёнок, который бежал вовсе не на них, а мимо, к своей маме-корове. Правду говорят – у страха глаза велики.

Приложение №4. Разрезная игра «Собери фразеологизм»

  • Высунув язык
  • выставить на позор
  • выходить из терпения
  • губа не дура
  • держать язык за зубами
  • жить припеваючи
  • за милую душу
  • зелёная улица
  • злоба дня
  • зубы заговаривать
  • и бровью не ведёт
  • и дёшево и сердито
  • идти напропалую
  • икру метать
  • казанская сирота
  • как будто в воду глядел
  • коломенская верста
  • комар носа не подточит
  • косая сажень
  • ломать копья
  • мал золотник, да дорог
  • мелкая сошка
  • на воре шапка горит
  • на лбу написано
  • ни зги не видно

Приложение №5. Игра «Рисунки-подсказки»

Готовятся карточки с изображением различных предметов: нож, вилы, корыто, нога, уши, глаза, рука, палец, сердце и т.д. Показывается рисунок, учащиеся называют как можно больше фразеологизмов, где упоминается данный предмет.

Приложение №6. Игра «Одним словом»

Ведущий читает вслух один из фразеологизмов и предлагает одному из участников выразить его смысл одним словом. Например: мчаться на всех парах (стремительно),вешать нос (унывать) и т.д. По аналогии проводится игра «Как об этом говорят?»: как говорят о том, кто часто меняет своё мнение (у него семь пятниц на неделе) и т.д.

Приложение №7. Игра «Фразеологический зверинец»

Участникам игры показывается рисунок с изображением различных животных и предлагается назвать не менее двух фразеологизмов с названием каждого изображённого зверя, птицы.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Цели урока:

  • учить школьников распознавать источники
    фразеологизмов русских и заимствованных;
  • научить с помощью “Фразеологического словаря”
    давать верное толкование фразеологическим
    оборотам;
  • тренировать учащихся в правильном
    использовании фразеологизмов в речи.

Тип урока: урок общеметодической
направленности с элементами игры
“Крестики-нолики”.

Виды деятельности: формирование у
учащихся деятельностных способностей и
способностей к структурированию и
систематизации изучаемого предметного
содержания: групповая работа (игра в команде,
составление текста лингвистического описания по
теме “Фразеология”), самостоятельная работа с
дидактическим материалом, проектирование
выполнения домашнего задания, комментирование
выставленных оценок.

Планируемые образовательные результаты:

1. Предметные. Научиться составлять текст
лингвистического описания по алгоритму
выполнения задачи при консультативной помощи
учителя.

2. Метапредметные.

  • Коммуникативные:

представлять конкретное
содержание и сообщать его в письменной и устной
форме.

  • Регулятивные:
  • определять новый уровень
    отношения к самому себе как субъекту
    деятельности.

  • Познавательные:
  • объяснять языковые явления,
    процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
    исследования и конструирования текста
    лингвистического описания.

    3. Личностные.

    • Формирование устойчивой мотивации к
      исследовательской и творческой деятельности.
    • Используемые методы и технологии обучения:
      здоровьесбережения, педагогики сотрудничества,
      развивающего обучения, проблемного обучения,
      игрового обучения.

    Оборудование:

    • Интерактивная доска, являющаяся игровым полем и
      экраном для презентации; “Школьный
      фразеологический словарь русского языка” (Сост.
      А.Ю. Москвин) – на партах учащихся; сборник Н.С.
      Ашукина, М.Г. Ашукиной “Крылатые слова”;
    • презентация

    Основные понятия, с которыми идет работа на
    уроке:

    • синтаксические единицы,
    • фразеологизмы,
    • свободные словосочетания,
    • текст лингвистического описания.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    Сообщение темы урока. Все учащиеся делятся на
    две команды – “Крестики” и “Нолики”.

    II. Опрос по домашнему заданию.

    Как вы думаете, откуда появляются
    фразеологизмы? (История нашей Родины, обычаи
    предков; устное народное творчество; крылатые
    фразы из литературных произведений; русские
    ремесла (профессии); античная мифология; Библия;
    иностранные языки).

    III. Актуализация опорных знаний

    Выборочный диктант (устный)

    На слух подсчитайте количество фразеологизмов
    в тексте. (Команда, которая дала больше всего
    правильных ответов, имеет право первого хода.)

    СЕЛ В ГАЛОШУ
    (Из приключений Ошибкина)

    День я начал спустя рукава (1). Поводив маму за
    нос (2) насчёт уроков и покраснев до кончиков ушей
    (3), когда она меня вывела на чистую воду (4) и
    махнула на меня рукой (5), я сломя голову (6)
    помчался на стадион. На урок я опоздал, так как
    вышел из себя (7) из-за обидной шутки и подрался.
    Когда учительница неожиданно вызвала меня к
    доске, я вылез из кожи (8), чтобы правильно
    ответить, попытался взять себя в руки (9) и не
    ударить лицом в грязь (10). Но в конце концов я сел в
    галошу (11).

    Ребята, читайте книжки дома от корки до корки
    (12), не считайте ворон (13) и не бейте баклуши (14), а
    то сядете в галошу, как я. (14 фразеологизмов)

    (И.Л. Челышева)

    IV. Постановка целей и задач урока.

    Сегодня, ребята, вы сами будете выбирать для
    себя задания, открывая поочередно поля игры
    “Крестики-нолики”. В работе над заданиями вам
    помогут фразеологические словари, лежащие на
    партах. За каждое верно выполненное задание
    команда получает одно слово. В конце урока из
    этих слов должно получиться широко известное
    высказывание знаменитого французского писателя,
    блестящего стилиста.

    V. Работа над темой урока.

    Вопросы и задания:

    1. Откуда пришли такие выражения, как телячий
    восторг, проглотить пилюлю, играть роль, привести
    к одному знаменателю, тяжёлая артиллерия, по
    щучьему велению, а воз и ныне там.

    Ответы: Из сельскохозяйственной жизни, из
    врачебной практики, из театральной жизни, из
    математики, из военной жизни, из сказок, из басни
    И. А. Крылова “Лебедь, рак и щука”.

    2. Назовите 5 фразеологизмов, пришедших из
    сказок.

    Ответы: По щучьему велению, битый небитого
    везёт, за тридевять земель, сказка про белого
    бычка, рожки да ножки.

    3. Назовите пять “крылатых” выражений из басен
    Крылова.

    Ответы: А ларчик просто открывался;
    Услужливый дурак опаснее врага; А воз и ныне там;
    Слона-то я и не приметил; А Васька слушает да ест.

    4. Выясните с помощью фразеологического словаря
    источники заимствованных фразеологизмов:

    1)На сон грядущий, т.е. перед сном; перед тем,
    как лечь спать.
    2)Глас вопиющего в пустыне –  призыв,
    который остается безо всякого ответа.

    Ответы: 1)Возникновение фразы: из
    православных молитвенников, где имелся раздел
    молитв “на сон грядущим”. Имеются в виду
    молитвы, которые вечером читают те, кто “грядет”
    (т.е. идет) спать. 

    2) Возникновение фразы: Библейская история
    гласит, что один из пророков обратился к
    израильтянам с просьбой приготовить путь для
    Бога. Но просьба пророка, к сожалению, так и
    осталась гласом вопиющего в пустыне.

    5. Объясните с помощью фразеологического
    словаря смысл выражений: поставить точку над I,
    Прометеев огонь, семь чудес света.

    Ответы: Поставить точку над I закончить,
    завершить какое-нибудь дело, выяснить и раскрыть
    все до конца; уточнить, не оставив ничего
    недосказанным. Такое выражение появилось потому,
    что в русской азбуке употреблялось так
    называемое десятиричное и (I), или и с точкой
    (такая буква есть и в латинском алфавите). Буква I
    была отменена у нас реформой русской орфографии
    в 1918 году.

    Прометеев огонь. Так говорят о страстном,
    неугасающем стремлении к творчеству, к борьбе за
    возвышенные цели. Прометей — сын Титана
    Япета и Климеты, брат Атласа и Эпиметея и отец
    Девкалиона. Ловкий, энергичный и умный, он
    защищал от Зевса обиженных смертных и спас их от
    предстоящей погибели. Он похитил с неба огонь и
    научил людей пользоваться им. За это Зевс послал
    людям (роду Япета) “Ящик Пандоры”, наполненный
    всеми бедствиями земными, а Прометея он велел
    Гефесту приковать к скале Кавказа, где орел
    выклевывал у него ежедневно печень, вновь
    вырастающую за ночь. По другим источникам,
    Прометей не только защитник, благодетель и
    учитель смертных, но он и создатель людей: он
    вдохнул в них похищенный у Зевса огонь.

    Семь чудес света — так говорят о чем-либо
    удивительном, редкостном, необычайном,
    выдающемся. Так назывались в древности семь
    замечательных сооружений, отличающихся или
    роскошью, или грандиозностью и художественным
    исполнением, даже и развалины их поныне вызывают
    удивление. К ним причислены: египетские пирамиды,
    висячие сады Семирамиды в Вавилоне, храм
    Артемиды в городе Эфесе, изваяние Зевса работы
    Фидия в Олимпии, мавзолей, воздвигнутый царю
    Мавзолу его женой Артемизией в Галикарнассе,
    гигантская статуя Колосс Родосский и маяк на
    острове Фарос в Александрии.

    6. Подберите синонимы к следующим выражениям:

    а) сесть в калошу (потерпеть неудачу, оказаться
    в смешном положении);

    б) ломать голову (решать трудный вопрос);

    в) хватать на лету (быстро);

    г) без сучка, без задоринки (хорошо).

    Каковы источники этих фразеологизмов?

    7. Приведите примеры фразеологизмов,
    образованных в наши дни.

    Ответы: Зеленая улица, люди доброй воли.

    8. Допишите фразеологизмы: дрожит (как
    осиновый лист);
    надулся (как мышь на крупу); кататься
    (как сыр в масле); путеводная (звезда); вариться
    (в собственном соку); втирать (очки); кривить
    (душой); первая (ласточка); стреляный (воробей);
    мокрая (курица); умирающий (лебедь); белая
    (ворона); кануть (в Лету); скрепя (сердце); до
    мозга (костей); ни к селу (ни к городу); закадычный
    (друг); страдная (пора); угрызения (совести).

    9. Выясните значение и источники заимствованных
    фразеологизмов:

    1) Смотреть сквозь пальцы (сознательно
    не замечать что-либо)

    Откладывать в долгий ящик (на
    неопределённое время)
     

    Ответы: немецкий язык.

     2) Не в своей тарелке (неудобно, скованно,
    не на месте)
    С высоты птичьего полёта (с такой высоты,
    что всё видно, сверху)

    Ответы: французский язык.

    VI. Рефлексия.

    Что нового вы узнали о фразеологизмах?

    Каковы же источники возникновения
    фразеологизмов?

    VII. Подведение итогов игры, составление
    зашифрованной фразы.

    “Словарь — это вся Вселенная в алфавитном
    порядке”. Анатоль Франс

    VIII. Домашнее задание.

    Творческое задание (дифференцированное).

    1. Написать новый рассказ о приключениях
    Ошибкина, используя фразеологизмы.

    2. Сочинение-размышление о роли словарей в жизни
    людей (в качестве эпиграфа можно взять слова
    Анатоля Франса).

  • Франция на английском языке как пишется слово
  • Фразеологизмы из сказки морозко
  • Франкфурт на одере как пишется правильно
  • Фразеологизмы в русских народных сказках примеры
  • Фразеологизм из сказки великие путешественники