Западное управление министерства образования и науки Самарской области
Окружной конкурс проектов младших школьников «Гулливер»
СЕКЦИЯ
Литература
НАЗВАНИЕ РАБОТЫ
«Роль бочки в сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
Выполнила:
Кулагина Эвелина,
учащаяся__3_ класса
ГБОУ СОШ с.Старая Рачейка, м.р. Сызранский
Руководитель работы:
Кулагина Наталья Александровна,
учитель начальных классов
г. Сызрань, 2012 г.
Содержание
Стр.
1.Введение 3
2.Образ бочки в литературных источниках:
- определение слова «бочка» в словарях; 4
- бочка в различных литературных источниках; 4
- анкетирование учащихся 5
3.Заключение 6
4.Список литературы 7
Приложение 1 «Анкета для учащихся» 8
Приложение 2 «Образ бочки в различных источниках» 9
Введение
На уроках литературного чтения мы познакомились со «Сказкой о царе Салтане…» А.С.Пушкина. Меня поразило наказание, выбранное для несчастной царицы, незаслуженно оклеветанной завистливыми сестрами:
«И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян –
Так велел-де царь Салтан»
Мне стало интересно, бочка для наказания – это случайный образ или где-то такой же образ бочки — наказания уже использовался.
Цель исследования – выявить, какой это образ: случайный или традиционный, какие истоки имеет (реальные или волшебные).
Задачи:
- работа с определением понятия «бочка» в разных словарях;
- нахождение образа бочки в литературных источниках;
- анкетирование учащихся;
- выводы по теме.
Объект исследования – бочка в мифах, народных сказках, пушкинской «Сказке о царе Салтане…».
Методы исследования: внимательное чтение, сопоставление источников, анкетирование.
Предмет исследования – бочка и ее назначение.
Перспектива: в дальнейшем данный материал можно использовать на уроках литературного чтения и во внеклассной работе по предмету.
Образ бочки в литературных источниках
Определение слова «бочка» в словарях
Я решила посмотреть значение слова «бочка» в различных словарях.
- В словаре Н.М. Шанского , Т.А. Бобровой «бочка» — общеславянское, уменьшительно-ласкательное, округлый сосуд с изогнутыми сторонами;
- В словаре В.И. Даля «бочка» — вязаная, обручная деревянная посудина ….;
- В словаре С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой «бочка» – деревянное, обтянутое обручами, или металлическое цилиндрическое вместилище с двумя днищами и с несколько выгнутыми боками; старая русская мера жидкостей, равная сорока ведрам (около 490 литров).
Бочка в различных литературных источниках /Приложение 2/
Первое упоминание о прообразе бочки я нашла в Библии, когда мать, спасая младенца Моисея, помещает его в корзину и опускает корзину в реку.
Еще одно из упоминаний бочки я нашла в описании жизни царя Саргона. Его бедная мать, тайно родила, посадила в ящичек из тростника, закрыла дверцы земляной смолой и передала реке.
В мифах древних славян прообразом бочки является «избушка на курьих ножках», где проводились священные обряды. Избушка на курьих ножках стояла на границе мира живых и мира мертвых. Под видом избушки на курьих ножках в славянский фольклор вошёл и языческий ритуал захоронения. А сказочные герои постоянно приходят к избушке на курьих ножках – чтобы попасть в иное измерение времени и встретиться с волшебниками, чародеями, духами. Другого пути туда нет.
Суд водой в древности считался наиболее «мягким» способом казни. Невинный спасется, преступник – погибнет. Такой суд не давал шансов на спасение. Если умели плавать и выходили на берег – считали, что помог дьявол. Колдуна, ведьму тут же топили. Если тонули сами – их оправдывали.
Образ бочки я встретила в болгарской сказке «Притча про бочку». Здесь бочка – прообраз семьи: «Придётся мне растолковать вам, о чём говорится в этой притче. Лес, в котором растут большие деревья, — это наша родная страна. Деревья в этом лесу всё выше и выше подымаются. Бочка — семья, доски — это мы, обручи — согласие, а вино — радость и хорошая жизнь. Пока в семье есть согласие, и жизнь хороша. Дому, в котором нет согласия, лучше сгореть. Берегите же обручи, дети мои!»
Образ бочки я встретила в русских народных сказках в обработке А.Н. Афанасьева «По колена в серебре, по грудь в золоте», «Чудесные сыновья».
В данных сказках бочка – спасательница несправедливо обиженных.
«Судят-рядят, придумывают-пригадывают, и придумали: царевне отрубить голову. «Нет, — сказал главный судья, — слушайте меня или нет, а моя вот речь: выколоть ей глаза, засмолить с ребенком в бочке и пустить на море; виновата — потонет, права — выплывет». Речь полюбилась; выкололи царевне глаза, засмолили вместе с ребенком в бочку и бросили в море».
Образ бочки не упускает и А.С. Пушкин в своей «Сказке о царе Салтане…» В сказке бочку используют для наказания ни в чем не повинной молодой царицы:
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян –
Так велел-де царь Салтан.
…В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
…Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица,
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
…Ты волна, моя волна!
Ты гульлива и вольна,
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли-
Не губи ты нашу душу,
Выплесни ты нас на сушу»
Волна послушалась и спасла сына с царицей. Герои преодолевают все невзгоды и заслуживают счастливой жизни.
Анкетирование учащихся
Я решила провести анкетирование одноклассников. Знают ли они, что таит в себе образ бочки в литературе? /Приложение 1/
Вопросы анкеты
1.Читал ли ты сказку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»?
2. Как наказали молодую царицу?
3. Где ты еще в литературе встречал подобное наказание?
4. В каких еще произведениях встречается образ бочки и что он обозначает?
Заключение
Работая над данным вопросом, я пришла к выводу, что понятие «бочка» можно найти в различных источниках (Библия, мифы, сказки народные и авторские).
Бочка как литературный образ появилась не сразу. Вначале это ящик из тростника; в мифах – «избушка на курьих ножках», закрытое помещение использовалось как обряд; в сказках – семья, награда за труды; использовалась в испытании водой.
В «Сказке о царе Салтане…» бочка – наказание. Царице и ее сыну давалась возможность испытать судьбу: невинный спасется, преступник – погибнет.
Образ бочки, традиционный как в народной, так и в литературной сказке.
А.С. Пушкин ничего не выдумал, а переложил на стихи сказку, услышанную
от няни.
Во время работы я пользовалась словарями, училась анализировать тексты, углубила свои знания.
Анкетирование показало, что читая «Сказку о царе Салтане…», мало кто обратил внимание на образ бочки. Затруднение вызвали и вопросы, где нужно было вспомнить, где еще встречался образ бочки.
Сегодня мир компьютеров отвлекает нас от литературы, и замечательный образ в сказке, которую знают и любят с раннего детства, порой не замечает большинство читателей.
Ребята! Найдите время, заново прочитайте и осмыслите роль такого незначительного образа, как бочка, и перед вами откроется огромный мир русской старины.
Список литературы
1.Афанасьев А.Н. Волшебное кольцо. Народные русские сказки. – М.: «ОАО Радуга», 1999
2.Библия для детей. Протоиерей Соколов А. М.: «Артос-медиа», 2006г.
4.Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: «ЭКСМО-ПРЕСС», 2000
5.Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина.- М.: «Просвещение», 1989
6.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.– М.: «Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова», 1999
7.Пушкин А.С. Сказки. – Я там был, мед, пиво пил… – М.: РИО «Самовар», 1990
8.Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. – М.: ООО « Дрофа», 1997
9.www.wikipedia.org.ru
Приложение 1
Анкета для учащихся
1.Читал ли ты сказку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»?
Читал -15ч.
2. Как наказали молодую царицу?
Посадили в бочку -8ч., не помню -7ч.
3. Где ты еще в литературе встречал подобное наказание?
Не встречал – 13ч., в сказках -2ч.
4. В каких еще произведениях встречается образ бочки и что он обозначает?
Никто не ответил на этот вопрос.
Приложение 2
Образ бочки в различных источниках
Библия (Моисей) – (корзина) царь Саргон (ящичек из тростника)
мифы древних славян болгарская сказка
«избушка на курьих ножках»
(священные обряды) «Притча про бочку» (бочка – семья)
сказки А.Афанасьева«По колена в серебре, А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
по грудь в золоте»,
«Чудесные сыновья»
бочка – спасательница бочка-наказание
несправедливо обиженных невиновных
Не пропустите увлекательную Олимпиаду Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит с 12 октября по 2 ноября 2021 года. Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров. Олимпиада проходит при поддержке национального проекта «Культура» и знакомит учеников и их родителей с возможностями Национальной электронной библиотеки.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру по литературе 1, 2, 3 и 4 класс
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Недавно на сайте прошла Олимпиада по экологии 2021 год для 1-9 классов
Happy
71
Sad
31
Excited
136
Sleepy
18
Angry
38
Surprise
25