Французская сказка волк улитка и осы читательский дневник

Давно это было, очень давно. в те времена крестьяне праздновали начало жатвы. одевались во вс лучшее и выходили в поле

Давно это было, очень давно. В те времена крестьяне праздновали начало жатвы. Одевались во всё лучшее и выходили в поле с серпами, но в первый день люди больше веселились, чем работали.

В одном селении жили три брата, бедные-пре-бедные. Даже в праздник жатвы им нечего было взять с собой поесть-попить, кроме куска чёрствого хлеба да кувшина воды.

Вот вышли крестьяне в поле, поработали немного и сели праздновать. Песни поют, шутят, веселятся, только братья сидят понурые. Вдруг появился в поле никому неведомый старик. Идёт мимо крестьян, здоровается. Все отвечают, да никто не угощает, поесть-попить не предлагает. Подошёл старик к братьям, поздоровался.

— Присядь, отец, поешь с нами,- говорит ему младший брат.

— А чем угощать собираешься?- удивляются старшие братья.

— Что сами едим, то и ему дадим!

Присел старик к ним и спрашивает:

— Все поют, все веселятся, а вы чего невесёлые?

— Какое веселье — пустой хлеб есть да водой запивать!

— Ничего, налейте, выпьем хоть воды,- весело говорит старик.

Взял младший брат кувшин, а в нём — густое красное вино! Выпили и стали заедать чёрствым хлебом.

— Поглядите вон на ту горку, не овца ли там? — спрашивает старик.

— Нет, это камень большой,- отвечает старший брат.

— А ты поди посмотри, может, и не камень.

Поднялся младший брат на горку, глядит, а там — туша откормленной овцы и белый хлеб рядом, будто для него положены.

Зажарили братья овцу, и пошёл пир горой. Затянули братья весёлую песню. Удивляются жнецы, смеются: чего голодранцы распелись и чем они гостя потчуют — ведь самим нечего есть!

Кончили они пировать, и спрашивает старик старшего брата:

— Чего ты хочешь, чем тебя наделить?

— Мне бы земли немного, прокормил бы я тогда семью!

— Будет у тебя земля и еда, покуда будешь гостеприимным.

Потом спрашивает старик среднего брата:

— А ты о чём мечтаешь?

— Мне бы скотиной обзавестись!

— Хорошо, будут у тебя стада тучные, покуда будешь гостеприимным.

И обращается старик к младшему брату:

— Скажи и ты, сынок, чего тебе хочется?

— Добрую хозяйку в доме, чтоб гостей привечала и дело всякое любила.

— Трудную задачу ты мне задал! Подходящих на свете всего две — одна замужем, у другой нынче вечером свадьба. Да так и быть, попробую, может, сумею отдать её за тебя.

Наделил старик старшего брата землёй и хлебом, среднего — большим стадом, а младшего привёл к царскому дворцу, где шла свадьба.

Старик этот был волшебник. Вызвал он дождь, ветер, чтоб был повод просить приюта, и постучался в двери. Открыли слуги, и попросил старик впустить их, непогоду переждать. Но не позволил царь путников впускать: чужие люди, дескать, на свадьбу беду могут накликать.

Пнул тогда старик дверь ногой и разнёс её.

Вошли незваные гости в зал. А там народу полно, жених с невестой сидят за свадебным столом.

— Иди прогони жениха и сядь рядом с невестой,- говорит старик парню.

Тот так и сделал. Рассердился царь, разгневался.

— Зря ты сердишься!- говорит ему старик.- Вот этот бедняк её жених, а не царевич. А не веришь, так проверим! Дадим обоим по черенку лозы. У кого зацветёт лоза и даст виноград, тому и достанется невеста.

Царь подумал, что старик с ума спятил, но всё-таки согласился.

Принесли черенки, дали в руки царевичу и бедняку. Черенок в руке бедняка налился соком, зазеленел листвой, а потом покрылся гроздьями винограда. А черенок в руках царевича остался таким, каким был.

Нахмурился царь, а старик рассмеялся.

— Всё равно не отдам вам невесту!- кричит царь.

— Отдашь! Как не отдашь! Бедняк её жених, а не царевич! Не веришь, так сейчас увидишь! Кто из нас прав, у того в руках жареный фазан оживёт и взлетит.

Взял царь фазана с блюда — не оживает. Взял старик жареного фазана — оперилась птица, взмахнула крыльями и взлетела под потолок.

— Все равно не отдам невесту!- кричит царь.

— Девушка сама пойдёт за того, кто спляшет на острие кинжала!- отвечает старик.

Не хочется царевичу терять невесту. Вышел он плясать. Наступил на острие кинжала и поранил ногу.

Вышел плясать бедняк и закружился в пляске на острие кинжала.

Поднялась невеста, подошла к бедняку — никто не посмел удержать её.

Покинула невеста дворец вместе со стариком и юношей. Пришли они туда, где жили братья. И поставил старик молодым новый дом на краю селения. Собрал он их потом всех и сказал на прощание:

— Будете счастливыми, покуда будете гостеприимными.

Зажили братья счастливо, не ведают больше ни горя, ни нужды.

Прошло время, может, мало, а может, и много. И вот отправился однажды старик проведать братьев, узнать, как они живут, как его наказ выполняют. Вызвал он дождь, ветер и постучался в дом старшего брата:

— Сделай милость, приюти на ночь.

— Ступай прочь, на вас, на захожих людей, хлеба не напасёшься!

— Коли так, живи по-прежнему!- молвил старик и постучался в дом среднего брата.

Средний брат тоже не впустил нежданного гостя.

— И ты живи по-прежнему!- сказал старик и отправился к младшему из братьев.

Постучался. Отворила дверь хозяйка. Не узнала она старика.

— Пусти меня, добрая женщина, переночевать.

— Входи, гостем будешь,- пригласила она, хоть и не ко времени был гость — муж у неё лежал при смерти.

Усадила женщина старика, а сама зарезала курицу, приготовила ужин и стала накрывать на стол.

— Где же хозяин?- спрашивает у неё старик.

— У родичей своих,- соврала она — не хотела портить гостю настроение — и пошла в погреб за вином.

Старик знал, что хозяин лежит больной в соседней комнате, и вылечил его.

Принесла женщина вино и видит — за столом её муж, здоровый! Удивилась она, но виду не подала, а сказала:

— Хорошо, что ты вернулся, скучно гостю без хозяина.

III класс

Для уроков внеклассного чтения. 


Фольклор.

1. Русские народные сказки: Сивка-бурка. Никита Кожемяка. Бой на Калиновом мосту. Волшебное зеркальце. Безручка. 
2. Сказки народов мира: французская сказка «Суп из-под кнута», чешская сказка «Волшебные спицы», осетинская сказка «Что дороже?», американская сказка «Отчего у ослов длинные уши?», армянская сказка «Заказчик и мастер» ТЧ, немецкая сказка «Три брата», «Маленькие человечки», индийская сказка «Золотая рыба», норвежская сказка «Как мальчик к Северному ветру за своей мукой ходил», немецкая сказка «Лиса и гуси», французская сказка «Волк, улитка и осы», африканская сказка «О том, как лиса обманула гиену».
3. Былинные сказки: Исцеление Ильи Муромца. Илья Муромец и Соловей Разбойник.
4. Вавилонская башня и другие древние легенды. Под общей редакцией К. Чуковского.
5. В. и Л. Успенские. Мифы Древней Греции. Золотое руно. Двенадцать подвигов Геракла.
Литературные сказки.
1. С. Аксаков. Аленький цветочек.
2. В. Гаршин. Лягушка-путешественница.
3. Д. Мамин-Сибиряк. Аленушкины сказки.
4. Г. Х. Андерсен. Гадкий утенок. Оле-Лукойе.
5. Л. Чарская. Царевна Льдинка. Чародей Голод. Дочь Сказки. Подарок феи.
О природе и животных. 
1. Б. Житков. Рассказы 
О животных.
2. К.Г. Паустовский. Кот-ворюга. Жильцы старого дома. Мой дом. Прощание с летом. Корзина с еловыми шишками. Подарок. Теплый хлеб. Барсучий нос.
3. В. Бианки. Неслышимка.

Рассказы о детях и для детей.
1. В. Драгунский. Девочка на шаре. Надо иметь чувство юмора. Кот в сапогах. Англичанин Павля. Независимый горбушка.
Русская классика для детей.
1. Л. Толстой. Акула. Прыжок. Лев и собачка. Птичка.
2. И. Тургенев. Воробей. А. Чехов. Белолобый.

Русская классическая поэзия. Басни.
1. И. Крылов. Слон и Моська. Мышь и Крыса.
2. Стихи об осени. Н. Некрасов. Перед дождем. «Славная осень!..», М. Лермонтов. Утес. Горные вершины. Два великана. Осень. К. Бальмонт. Осень. С. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…» Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…» А. Фет. Рыбка. «Ласточки пропали…» «Зреет рожь над жаркой нивой…»
3. Стихи о зиме. А. Пушкин. Зимнее утро. Зимний вечер. Зимняя дорога. И. Никитин. Встреча зимы. Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором…». С. Есенин «Разгулялась вьюга…». Б. Пастернак. Снег идет.
4. Стихи о весне. А. Плещеев. Весна. Н. Некрасов. Дед Мазай и зайцы. И. Бунин. «Бушует полая вода…». Ф. Тютчев. Весенняя гроза. А. Фет. Весенний дождь. А.К. Толстой. «Вот уж снег последний в поле тает…».
Из истории Отечества.
1. А. Ишимова. История России в рассказах для детей (отр).
Для семейного чтения:

Фольклор.
1. В. и Л. Успенские. Мифы Древней Греции. Золотое руно. Двенадцать подвигов Геракла.
Литературные сказки.
1. Братья Гримм. Принц-лягушонок, или Генрих Железное Сердце.
2. Ш. Перро. Рике с хохолком. Ослиная шкура.
3. Н. Носов. Незнайка на Луне.
4. А. Волков. Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты. Семь подземных королей. Огненный бог маранов.
5. Т. Крюкова. Гордяка. Губок чародея. Заклятие гномов.
6. Л. Гераскина. В стране невыученных уроков.
7. А.С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне… Сказка о царе Салтане…
8. Э. Распэ. Приключения Мюнхгаузена(отр).
О природе и животных. 
1. В. Дуров. Наша Жучка.
2. Ю. Коваль. Каритан Клюквин.
3. Д. Мамин-Сибиряк. Медведко.

Рассказы о детях и для детей.
1. Н. Носов. Приключения Толи Клюквина.
2. В. Медведев. Баранкин, будь человеком!
Русская классика для детей.
1. А. Куприн. Слон.
2. Ф. Достоевский. Анекдот из детской жизни.
3. М. Зощенко. Великие путешественники.
4. Н.Г. Гарин-Михайловский. Детство Темы.

Русская классическая поэзия. Басни.
1. М. Лермонтов. Утес. Горные вершины. Два великана.
2. И. Никитин. Утро.
3. Н. Некрасов. Перед дождем. Дед Мазай и зайцы.
4. К. Бальмонт. Шорохи. Капля. Золотая рыбка.
5. И. Бунин. Детство. Полевые цветы. 
6. С. Есенин. С добрым утром!
7. А. Фет. Рыбка. «Я пришел к тебе с приветом…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»
8. А.К. Толстой. «Звонче жаворонка пенье…», «Где гнутся над омутом лозы…»
Из истории Отечества.
1. В. Драгунский. Арбузный переулок (память о Великой Отечественной войне).
Расширенный круг чтения:
Литературные сказки.
1. Э. Успенский. Школа клоунов.
2. Т. Янссон. Шляпа волшебника. Мумми-Тролль и комета.
3. С. Хопп. Волшебный мелок.
4. П. Трэверс. Мери Поппинс.
5. З. Топелиус. Сказки.
6. А. Линдгрен. Пеппи Длинный Чулок.
7. К. Коллоди. Приключения Пиноккио. История деревянного человечка.
8. Ю. Олеша. Три толстяка.
9. В. Гауф. Холодное сердце.
О природе и животных. 
1. В. Белов. Малька провинилась. Еще про Мальку. Верный и Малька.
2. Ю. Коринец. Ханг и Чанг.

Рассказы о детях и для детей.
1. С. Голицын. Сорок изыскателей.
2. И. Дик. В дебрях Кара-Бумбы.
3. Ю. Яковлев. Полосатая палка.

Современная поэзия
1. Д. Самойлов. Мальчик строил лодку. «Город зимний…».
2. Г. Сапгир. Сны. Нарисованное солнце. Светлый день. Морская собака. Смеянцы. Людоед и принцесса, или все наоборот.
3. Г. Остер. Вредные советы.
4. Б. Заходер. Что красивей всего? Перемена. Вредный кот.
5. Ю. Ким. Отважный охотник.
6. В. Берестов. Прощание с другом.
7. А. Барто. Разговор с дочкой. Перед сном. 

В произведении “После бала” Толстого повествование ведет И.В («всеми уважаемый человек»). Он будучи молодым влюбился и уже разочаровался в людях, а именно в отце Вареньки.

Накануне утра, изменившего его жизнь, был бал. На балу все было светло, прекрасно и воздушно. Музыка была волшебной, окружающие люди-очаровательны. Танцы с Варенькой приносили ему огромное счастье.

Л.Н. Толстой «Свечка» — анализ произведения

На балу И.В. заводит знакомство с полковником. Отец Вареньки поразил И.В. своей статностью и манерами. Однако его ждало поразительное зрелище на следующее утро. Он увидел наказание молодого татарина. А полковник бил одного из солдат. И.В. испытывал отвратительные чувства.

Л.Н. Толстой «Свечка» — анализ произведения

После этого зрелища И.В. уже не мог больше думать о службе, о которой мечтал раньше. Да и любовь к Вареньки, конечно, начала угасать ввиду жестокости ее отца.

Разительная перемена, произошедшая в одно лишь утро

Л.Н. Толстой «Свечка» — анализ произведения

О сексуальной распущенности, которая может привести к серьёзным отношениям, о политических событиях, которые из легкомысленных, аполитичных и ,прямо говоря, бесполезных личностей делает пассионариев, и о том, как это для них плохо кончается. Мелодрамматичная история на фоне т.н. “Пражской весны”

Как мелодрамма интересен, если вы любите мелодраммы времен сексуальной революции, как исторический роман, каким его пытались преставить некоторые критики с мировым именем, откровенно слаб и очень страдает ляпами.

По плану дадим такой анализ произведения “Бедные люди”.

Л.Н. Толстой «Свечка» — анализ произведения

Жанна с мужем и пятью ребятишками действительно живут бедно. Если бы они жили богато, то женщина например бы не “чинила старый парус”. Потом в доме земляной пол, старые деревянные часы, одна кровать на которой спят пятеро детей. Однако крайнюю бедность семьи Л. Толстой показывает в этих строках:

Жанна своего супруга любит и переживает за него. Толстой описал отношение Жанны к мужу такими словами:

Л.Н. Толстой «Свечка» — анализ произведения

Правда не смотря на любовь Жанна своего супруга боится и уважает. Когда она забрала к ним домой детей умершей соседки, то очень переживала что же скажет муж.

Л.Н. Толстой «Свечка» — анализ произведения

Конечно между рассказом “Бедные люди” и повестью Л. Н. Толстого “Детство” есть связь. В них говорится о семье, а связь в добре, любви к близким, в добрых поступках, верности, душевной отзывчивости, в способности сострадать другим.

Это рассказ о пареньке Саше Ефремове. После школы он учился в артиллерийском училище. Саша был маленького роста, для него пришлось специально перешивать форму. На построении он был последним в своей шеренге и при расчете должен был говорить “Шестой – неполный”, что означало отсутствие пары у него.

Закончить училище парень не успел – началась война. Все училище в скором времени отправилось на фронт. Саше было поручено возить снаряды. Для этого ему были даны конь Зайчик и повозка. В лесу Саша наткнулся на немецких разведчиков.

Он отстреливался, пока у него были патроны. Фашисты намеревались захватить парня в плен. Пока они шли к нему, он выпряг и отпустил коня.

А когда враги приблизились, стукнул снарядом по другим, лежавшим в повозке, подорвав и снаряды, и себя, и немцев.

Вот таким оказался первый и последний бой Саши Ефремова.

Петербург в романе Л.Н. Толстого кукольный, марионеточный. Там говорят о том, о чем модно, принято говорить, а не о том, что на самом деле волнует героев. Очень четко Толстой сравнивает этот раут с работой фабрики, или, как он сам говорит, прядильной мастерской:

Л.Н. Толстой «Свечка» — анализ произведения

Здесь все пытаются уладить свои дела: Друбецкая – устроить сына в гвардию, князь Василий – решить семейную судьбу своих детей. Здесь Анна Павловна “угощает” приезжими иностранцами своих приглашенных, как модным блюдом.

Толстой подчеркивает неестественность петербургского общества, превращение здесь человека в машину или игрушку.

Совсем иначе устроена жизнь в московской гостиной Ростовых. Здесь нет никаких правил, люди ведут себя естественно. В противовес петербургским менуэтам граф Ростов танцует какой-то немыслимый танец, и ему радостно подыгрывает оркестр. Так же естественно Наташа в этот момент выбегает из детской и смеется над père. Свою правду-матку здесь режет Абросимова.

Это мир естественного поведения человека. Очень важно и то, что здесь нет единой истины, как в петербургском обществе.

Конспект урока по рассказу «Свечка» Толстого

Тема урока: Жить согласно нравственным принципам. (по
произведению Л. Толстого «Свечка»)

  • Урок по родной литературе 9 кл.   
  • Цель: анализ рассказа «Свечка»
  •  Задачи:
  • знакомство с творчеством Л.Н. Толстого, выявление мировоззрения писателя, его отношение с действительностью;
  • развитие способности к обобщениям, умению выделять главное; логическому мышлению;
  • формирование самостоятельности при работе с книгой, ответственности перед словом, воспитание интереса к творчеству писателя.

Оборудование: мультимедийный
проектор, экран, тексты

Ход урока:

1.      Выявление
читательского восприятия. Как вы поняли прочитанный самостоятельно рассказ
«Свечка»? Почему он так называется?

2.      Лексическая работа

Сегодня мы попробуем разобраться в
содержании рассказа «Свечка» — одно из малоизвестных произведений Л.Н.
Толстого,
попробуем понять мировоззрение самого автора, Льва Толстого, что нам пригодится
при изучении романа-эпопеи «Война и мир»

Подберите однокоренные слова к слову
«свечка» – свет, освещение, светло. Значение слова» свет» – энергия,
воспринимаемая глазом, делающая окружающий мир видимым. Т.е. сегодня на уроке
мы должны увидеть, воспринять освещаемую в рассказе истину.

3.      История создания

В 1882 году Толстой участвовал в переписи
населения в качестве работника-волонтера, и именно тогда он увидел всю тяжесть
жизни простого народа: нищету, порабощённость, нравственную и фактическую
необразованность.

Под воздействием этих впечатлений и понимания то, что «уже
давно в Европе у нас пишутся книги для поучения народа труду и смирению
(которого терпеть не могут поучающие), а народ, по-старому, читает не то, что
мы хотим, а то, что ему нравится», писатель решает создавать поучительные, а
главное — понятные для простых крестьян рассказы.

Рассказ «Свечка» был написан
в 1885 году. В его основу легли личные убеждения автора, а также традиционный
фольклорный мотив божественной кары.

Толстой написал рассказ «Свечка» на основе
услышанной им однажды истории об ужасной смерти приказчика. Изначально рассказ
предполагал концовку, в которой приказчик умирает по нелепой случайности (это и
есть наиболее распространённая версия произведения). Однако такой финал
показался товарищам писателя, а также литературному критику Н.Н. Страхову,
неуместным.

Дело в том, что трагическая смерть должностного лица могла не
пройти цензуру того времени. Более того, как писал близкий друг и редактор
произведений Толстого В.Г. Чертков, завершение рассказа противоречило всему его
содержанию. Приказчик, осознавший и принявший свою ошибку, едет на примирение с
крестьянами, но всё равно умирает.

Подобная несправедливость, неразрешённость
проблемы оставляет читателя в недоумении. 

Именно В.Г. Чертков предложил Толстому
написать иную версию финала рассказа. Мужчина предоставил писателю две редакции
рассказа: одна была составлена А.М.

Калмыковой (сотрудницей журнала
«Посредник», в котором работал Толстой на момент написания рассказа), другая —
самим Чертковым по материалам как Толстого, так и Калмыковой. Несмотря на
настойчивость Черткова и наличие нескольких вариантов, писатель не смог
изменить финал произведения.

Лишь позднее он напишет вариант рассказа с иным
окончанием, и тогда «Свечка» продолжит своё существование в виде двух разных редакций. 

Рассказ был опубликован в 1886 году в
«Книжках недели», а затем в журнале «Посредник» под названием «Свечка или как
добрый мужик пересилил злого приказчика». 

4.      В основе любого
произведения лежит конфликт (противостояние, противоречие, спор, несогласие).
Начертим схему противоречия.

  1. Л.Н. Толстой «Свечка» — анализ произведенияМихаил Семенович                                                               крестьяне
  2. (приказчик,
    барин)            (прием контраста)                       (народ)
  3. Зло,
    жестокость                                                                                
    Как относиться к злу, жестокости,
  4.                                                                                                                          
    несправедливости
  5.                                                                                                                   Василий
    Минаев                 Петр Михеев
  6.                                                                                  
    Нельзя терпеть, убить, наказать        смириться, терпеть
  7.                                                                                   Себя
    погубим- другим поможем      Бог все видит! Всем                        
  8.                                                                                                                                           
              заслугам воздаст
  9. Пояснение:

Особенность композиции рассказа «Свечка» заключается в
освещении сразу нескольких позиций по одному и тому же вопросу.

В тексте,
исходя из личных убеждений, друг другу противопоставлены два героя: Василий
Минаев, к которому приказчик относился с особой жесткостью и даже «жену у него
отбил, к себе в кухарки взял», и «смирный» мужик Пётр Михеев.

Также существует
третья сторона — позиция Михаила Семёныча. Приказчик становится объектом
всеобщего негодования, а также представляет стороннее зло, ставшее причиной
распрей между крестьянами.

Динамика произведения идёт по нарастающей: от описания
жестокости приказчика, разговоров и споров мужиков, сцены со свечкой и до
кульминации — смерти Михаила Семёныча.

Автор намеренно ставит рядом две
эмоционально противоположные друг другу ситуации: смиренное спокойствие Петра
Михеева и болезненное осознание своей неправоты приказчиком.

Так, используя
приём контраста, Толстой раскрывает многообразие чувств, сопутствующих разным
событиям в жизни людей.

5.      
Первый вывод

На примере истории приказчика и его крестьян Толстой показал
необходимость непротивления злу силой. Автор подчёркивает, что нужно поступать
по совести, но не брать грех на свою душу.

Жестокость и самодурство приказчика должны были быть
наказаны. Мужики планировали устроить расправу над Михаилом Семёнычем сами. Но
воля случая или, как считает автор, божественная сила разрешили ситуацию
раньше. Такое завершение рассказа утвердило и эпиграф рассказа:

 «Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб. А я
говорю вам: не противься злому».

6.       Какие
темы рассматриваются в рассказе на основе конфликта?

7.      
Какая проблема (актуальная во все времена) поднимается?

В рассказе «Свечка» внимание читателей обращено к проблеме
мщения
. Точнее — к проблеме правомерности мщения с точки зрения
божественных законов.

Толстой приводит противоположные позиции двух людей, как
пример добра и пример зла, правильного и неправильного из возможных мышлений.

Будучи глубоко верующим человеком, автор (через реплики Петра Михеева)
отстаивает свою позицию: совершение кровавой мести противоречит законам
Господа, вершение правосудия должно оставаться на усмотрение владыки.

Толстой, рассматривая проблему мщения, укрепляет свою
позицию громким финалом рассказа: смерть — расправа Бога — настигает приказчика
до встречи с крестьянами, которые хотели сами его убить. Таким образом, автор
подчёркивает превосходство Божественной власти над человеческой, в который раз
утверждая правоту обозначенного в начале произведения принципа: не отвечать на
зло встречным злом.

8.      
В чем же смысл рассказа? Его основная идея?

Основная идея

Смысл рассказа «Свечка» заключён в словах Петра Михеева:
«Душу погубить – великое дело. Чужую душу погубить легко, да своей-то каково?».
Крестьянин смиренно стоит на том, что мщение принесёт ещё больше бед, а главное
— осквернит судьбу самого «мстителя», подвергнув его непростительному греху.

Главная идея произведения «Свечка» — нужно поступать по
совести, но не противореча законам Божьим. Основная идея рассказа состоит в
том, что люди не должны брать на себя обязанности Господа, верша правосудие,
которое подвергнет их души нравственному разложению.

9.      
Какую истину хотел до нас донести Л. Толстой?

Толстой стремился научить простой народ жить по законам
морали. Целью рассказа было показать неправоту как жесткого приказчика, так и
стремящихся убить его крестьян. Автор всецело стоит на стороне терпимости и
смирения, которые обязательно будут вознаграждены.

Читатели должны были увидеть в произведении важнейший принцип,
которым должны руководствоваться все, — принцип неприкосновенности человеческой
жизни. Справедливость или несправедливость поступков человека будет
рассматриваться лишь Богом. Вот о чем заставляет задуматься рассказ «Свечка».

10.   Почему рассказ назван
«Свечка»? Какой символический смысл вложил Л.Толстой в это слово?

Свечка в рассказе является символом нравственной чистоты и
спокойствия. Работая во время церковного праздника, Пётр Михеев, в отличие от
других мужиков, остаётся непоколебимым и смиренным:

«Подъехал ближе, смотрю – свечка восковая пятикопеечная
приклеена к распорке и горит, и ветром не задувает. А он в новой рубахе ходит,
пашет и поет стихи воскресные. И заворачивает и отряхает, а свечка не тухнет.
Отряхнул он при мне, переложил палицу, завел соху, все свечка горит, не
тухнет!».

  1. В этом чуде — непрерывном горении свечи — отразился и образ
    самого Петра Михеева: стойкого и верящего в нравственные идеалы.
  2. Необыкновенная картина, которую застал староста (а затем
    рассказал о ней приказчику), стала причиной осознания Михаилом Семёнычем его
    самодурства и жестокости.
  3. 11.   Релаксация
  4. Теперь вам стало понятнее содержание рассказа?
  5. Ваше отношение к такой позиции?

12.   Дом. Задание:

– решить кроссворд по ссылке

– письменно высказать свою точку зрения по вопросу: «Чья
точка зрения В. Минаева или П. Михеева вы разделяете?»

Лев Толстой

Эпиграф из Евангелия: не противься злому.

Барин злой – полбеды, хуже всех приказчик из мужиков. Сам крепостной, а братьев-крестьян мучает! «Из грязи в князи» попал – совесть потерял. Оставил барин на приказчика Михаила Семеныча дела, сам в Москву укатил. Мужики на барщине (отработка на земле) пашут для барина, потом идут на завод приказчика – кирпичи изготовлять. Ходили мужики с жалобой к барину, тот и слушать не стал.

Собрались мужики на святой (неделе) и решили приказчика убить. Больше всех за это выступал Василий Минаев. Приказчик у него жену отнял, для виду в кухарки взял. А ведь у самого семья. Был удобный момент в лесу.

Но мужики побои и ругань приняли, а не убили. Минаев сказал, что все они – трусы-воробьи перед ястребом. Петр Михеев, мужик смирный, был другого мнения. Убивать – грех. После убийства чистым не будешь. Приказчик за свое зло перед Богом ответит.

«Терпеть надо, братцы». Нельзя на зло злом отвечать.

Послал приказчик всех пахать в праздничные пасхальные дни. Мужики – народ верующий, но делать нечего. И Михеев с ними: грех работы в праздник не на них. Михаил Семеныч с семьей в церковь сходил, наелся, сел с кухаркой, а сам злится. Послал старосту на поле разнюхивать. Жена заикнулась, чтоб он людей отпустил по домам. Сон дурной она видела. Так он ее чуть не побил.

Староста сообщил, что все в поле. Тишка с Васькой говорят, что приказчик черту продался, и умрет без покаяния (с грехами). Хотят, чтоб «пузо у него лопнуло». Смеется приказчик: а Петрушка Михеев что? А Михеев ничего не сказал. Поставил на распорку сохи свечку пятикопеечную – и поет Богу, и пашет.

Чтоб ни делал, под ветром любым – «свечка горит, не тухнет!» Призадумался приказчик: «Победил он меня!» И поехал отпускать мужиков. Да в воротах лошадь его взбрыкнула – он пузом на частокол так и лег. И кровь лужей: земля в себя не приняла. Мужики с пахоты шли, увидали его. Михеев труп к дому отвез.

Барин испугался, перевел всех на оброк (дань) вместо барщины. А мужики поняли: «не в грехе, а в добре сила Божия».

Читательский дневник по рассказу «Свечка» Толстого

Сюжет

Приказчик Михаил Семеныч замучил крепостных крестьян работой и побоями. Минаев хочет его убить, а Михеев просит всех терпеть, на зло злом не отвечать. Приказчик выгнал людей работать на Пасху. Михеев пашет землю – а на сохе у него стоит и не гаснет свечка Богу. Узнал про это приказчик, застыдился. Поехал их домой отпускать, упал с лошади – и умер. Значит, добро сильней зла.

Отзыв

Рассказ (притча) о добре и зле, о том, что наказание – в руках Бога. Тема страшного крепостного права, терпения народа, труда, веры и торжества справедливости. Кровь злодея даже земля не принимает. Что понял приказчик в конце? Что правда на стороне мужика, что с ним Бог.

Не злобой, а кротостью, терпением, добром мужик победил. Свечка – символ правды. Все «пророчества сбылись», и слова Михеева: покорись беде, и она тебе покорится. И дурной сон жены приказчика. И проклятья мужиков. Рассказ учит, что каждый получит по заслугам. Зло побеждается только добром.

Нельзя обижать бедного, слабого, бесправного. Нужно жить со всеми в мире и трудиться честно.

Книга «Свечка. В 2 томах»

Вам знакомо чувство, когда ты идешь в лес за грибами и среди разных поганок и невзрачных подберезовиков вдруг находишь красавца-боровика? Или когда сидишь целый день с удочкой и, наконец-то, вытаскиваешь увесистого леща? Это радостное, почти детское чувство находки, о которой непременно хочется всем рассказать.
Книжный магазин для меня тоже поиск. Охота за ценным экземпляром среди всего этого, пестрящего обложками печатного раздолья. И мне повезло найти самородок. Увесистый такой – целых два тома, каждый по 800 с лишним страниц. Я говорю о книге, да чего там мелочиться, о грандиозном романе Валерия Залотухи “Свечка”.
Автор стал известен более-менее широкой общественности, как сценарист фильмов “72 метра”, “Мусульманин”, “Макаров”. Но купить книгу меня сподвигли не эти, пусть и хорошие,…

Развернуть

“Свечка” была найдена мной в шорт-листе “Большой книги”-2015. Удивительно, что из всех претендентов я чисто интуитивно прочитала только троих – тех, кто и занял призовые места.

“Свечка” – очень объёмный роман. Четырёхтомник (точнее, “четырёхчастник” в двух томах), как и упомянутый уже “Война и мир” Толстого – любимое произведение главного героя, кстати.

Для меня “Свечка” Валерия Залотухи стала книгой, которую я всегда буду рекомендовать, которую я обязана была поставить на полку в бумажном варианте, которая временами бесила, но и завораживала, не отпускала.

Четыре части романа написаны абсолютно по-разному – от разных лиц, различными стилями, и как в основном и бывает в жизни, в каждой из них мы получаем освещение ситуации только с одной стороны. Это гложет, это заставляет глотать страницу…

Развернуть

Жанр романа, наверное, сейчас не очень популярен. Всё таки общество с клиповым мышлением. А прочитать 1700 страниц, наверное, отважится мало кто, так и роман может оказаться недооценённым, если не безвестным.

Однако, я был очень рад осознать, что и наши современники, современные писатели являются достойными продолжателями тех, кого сейчас во всём мире признают великими.

Если бы не устоявшиеся эсхатологические стереотипы, я бы поставил роман “Свечка” Валерия Залотухи в один ряд с произведениями и Толстого, и Достоевского, действительно находясь под большим впечатлением.

Но что делает современный роман великим? Признание? Красота мысли? Закрученный сюжет? Я долго над этим думал, и, как на мой взгляд это может быть только одна вещь, помимо красоты языка и художественного изложения. Это…

Развернуть

О книге, как и об авторе узнал случайно, кто-то из коллег по работе рассказал между делом. Больше года лежала у меня электронная версия книги в читалке, вот думаю будет время почитаю. Наконец летом добрался… Удивительно написан этот текст.

У меня сложилось впечатление, что передо мной две книги, которые автор не хитро соединил в одну.

Да, говорите что хотите, но история Золоторотова и рассказы о жизни обитателей ИТУ “Ветерок” могут существовать вполне самостоятельно и друг друга мне кажется больше отягощают.

Судьба маленького человека, практически с рождения, жизнь в России 1990-х, ужасы системы все подмечено верно, описано высоким литературным языком, но читать эти сюжеты для меня, да еще в таком объеме в таком объеме было довольно сложно. Была мечта у человека, семья, лучший друг,…

Развернуть

Роман представляет собой не только приключения героя, но и приключения жанра. Ценители языка получат удовольствия просто от чтения.
Читатель с первых строк вовлечен в вихрь событий, возникает ощущение, что это происходит с тобой, тебе близко и знакомо.

Может показаться, что роман рассчитан на поколения, которые помнят «лихие» девяностые, и родившиеся при Путине уже не поймут произведения, не смогут себе представить ту атмосферу. Но нет, обсуждаемые вопросы будут актуальны всегда.

Более того, эта книга будет по-настоящему прочитана и оценена через десятки лет. Каждое последующее поколение будет по-своему воспринимать роман и находить что-то своё. До Залотухи эпоха «лихих» 90-х не была описана в литературе, а влияние той эпохи огромно.

Насколько сейчас мы чувствуем отголоски 1917 года,…

Развернуть

Ну вот и настал момент завершения чтения мной фундаментального романа Валерия Залотухи “Свечка”. Говоря словами автора, “Прочитать книгу – дело. Прочитать большую книгу – большое дело”.

Так вот, с огромным удовлетворением закрываю второй том и приступаю к рефлексии. Как можно догадаться по названию, роман затрагивает темы веры, ведь свечка – неотъемлемый атрибут православия. Но не это в нём главное.

Скорее, свечка – всего лишь главный символ романа, этакая сакральная вещица, которая как будто провоцирует все дальнейшие события в жизни главного героя, и не только.

Главный герой – Евгений Алексеевич Золоторотов, обычный ветеринар, у которого есть любимая работа, жена, дочь и квартира в центре Москвы. И всё бы ничего, но какая-то неведомая сила заставляет его абсолютно спонтанно зайти в…

Развернуть

– Эй, сосед! Огоньку не найдется?
– От хвоста своего прикури, охальник.
– А ты мне крыльями не маши, не маши! Опять папиросу загасишь…
***
– Эй, сосед!
– Чего надобно?
– А тебе там, на правом плече, не скучно?
– А тебе на левом?
– Не замутить ли нам чего?…

– Ты только мутить и можешь, чертяка несчастный.
***
– Соседушка!
– Проснулся, чудо в перьях?
– Скучно… А давай наш повестушку сочинит. Или роман…
– А давай. Ты тему предлагай, сочиняй – ты же за творение отвечаешь. А я по своей линии буду козни строить.

Соцсоревнование, победителю – вымпел в красный уголок. Договорились?
– Договорились. И будет у нас книга о том, как человек встретил Бога.
– И сразу поправочка. Легко Бога искать на приятной местности, под хруст французской булки. Это мы проходили.

Пусть будет 1997 год во всей красе,…

Развернуть

заговор издательства! Набор штампов и банальностей. Начало, на самом деле очень динамично, очень кинематографично, похоже, что изначально был замысел сценария, а дальше автор забыл про это, сам увлекся и решил количеством слов переплюнуть Льва нашего Толстого.

Увлекся так, что уже было не остановить, и он начал вещать, решив что он мессия. или гуру. А потом как-то надо было из этого выбираться, поэтому изд-ву пришлось так сильно пиарить такое количество страниц и назначать “большим русским романом”, “книгой-эпохой” и т.д.

Книжный бизнес никто не отменял.

Я часто не люблю читать современные книги, предпочитаю, чтобы улеглась поднятая пыль шумиха вокруг. Жаль терять время на простенькие книжки, которые забываются через месяц после прочтения.

А ведь они рекламируются не только по прихоти менеджеров, но иной раз и самими читателями, которым кажется, что это потрясающее произведение. Иной раз эта излишняя хвалебность вызывает только разочарование. Взять хотя бы “Зулейху …” Яхиной.

По сути дела неплохая книжка, но не шедевр. Хорошо описано начало, особенности татарской семьи, а вся остальная часть, со ссылкой, излишне беллетризирована и откровенно слабее.

И лишь для людей, с лагерной прозой ранее не сталкивающихся, она могла показаться откровением, новой страницей в жизни. Впрочем, если расценивать ее с этой точки зрения, заставить новых…

Развернуть Текст вашей рецензии…

Вы можете посоветовать похожие книги по сюжету, жанру, стилю или настроению. Предложенные вами книги другие пользователи увидят здесь, в блоке «Похожие книги». Посоветовать книгу

Всего 1K Всего 359

Лев Толстой – Свечка

Толстой Лев Николаевич

Свечка

Л.Н.Толстой

СВЕЧКА

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому. (Мф. V; 38, 39,)

Было это дело при господах. Всякие были господа. Были такие, что смертный час и бога помнили и жалели людей, и были собаки, не тем будь помянуты. Но хуже не было начальников, как из крепостных, как из грязи да попали в князи! И от них-то хуже всего житье было.

Завелся такой приказчик в господском имении. Крестьяне были на барщине. Земли было много, и земля была добрая; и воды, и луга, и леса, всего бы всем достало – и барину и мужикам, да поставил барин приказчиком своего дворового из другой вотчины.

Забрал приказчик власть и сел на шею мужикам. Сам он был человек семейный – жена и две дочери замужем – и нажил уж он денег: жить бы да жить ему без греха, да завидлив был и завяз в грехе. Началось с того, что стал он мужиков сверх дней на барщину гонять. Завел кирпичный завод, всех – и баб и мужиков поморил на работе, а кирпич продавал.

Ходили мужики к помещику в Москву жаловаться, да не вышло их дело. Ни с чем отослал мужиков и не снял воли с приказчика. Прознал приказчик, что ходили мужики жаловаться, и стал им за то вымещать. Еще хуже стало житье мужикам. Нашлись из мужиков неверные люди: стали приказчику на своего брата доносить и друг дружку подводить.

И спутался весь народ, и обозлился приказчик.

Дальше да больше, и дожил приказчик до того, что стал его народ бояться, как зверя лютого. Проедет по деревне, так все от него, как от волка, хоронятся, кто куда попало, только бы на глаза не попадаться. И видел это приказчик и еще пуще злился за то, что боятся его. И битьем и работой донимал народ, и много от него муки приняли мужики.

Бывало, что и изводили таких злодеев; и про этого стали поговаривать мужики. Сойдутся где в сторонке, кто посмелее и говорит: “Долго ли нам терпеть злодея нашего? Пропадать заодно – такого убить не грех!”

Собрались раз мужики в лесу до святой: лес господский послал приказчик подчищать. Собрались в обед, стали толковать.

– Как нам, – говорят, – теперь жить? Изведет он нас до корня. Замучил работой: ни дня, ни ночи ни нам, ни бабам отдыха нет. А чуть что не по нем, придерется, порет. Семен от его поронья помер. Анисима в колодках замучал.

Чего ж еще нам дожидать? Приедет вот сюда вечером, станет опять озорничать, только сдернуть его с лошади, пристукнуть топором, да и делу конец. Зарыть где, как собаку, и концы в воду.

Только уговор: всем стоять заодно, se выдавать!

Говорил так Василий Минаев. Пуще всех он был зол на приказчика. Порол он его каждую неделю и жену у него отбил, к себе в кухарки взял.

Поговорили так мужики, и приехал на вечер приказчик. Приехал верхом, сейчас придрался, что не так рубят. Нашел в куче липку.

– Я, – говорит, – не велел рубить липы. Кто срубил? Сказывай, а то всех запорю!

Стал добираться, в чьем ряду липа. Показали на Сидора. Исколотил приказчик Сидору все лицо в кровь. Отхлестал и Василия татаркой за то, что куча мала. Поехал домой.

Сошлись опять вечером мужики, и стал говорить Василий:

– Эх, народ! Не люди, а воробьи. “Постоим, постоим”, – а пришло дело, все под застреху. Так-то воробьи против ястреба собирались: “Не выдавать, не выдавать, постоим, постоим!” А как налетел, все по крапиве. Так-то и ястреб ухватил, какого ему надо, поволок.

Выскочили воробьи: “Чивик, чивик!” – не досчитываются одного. “Кого нет? Ваньки. Э, туда ему и дорога. Он того и стоит”. Так-то и вы. Не выдавать, так не выдавать! Как он взялся за Сидора, вы бы сгрудились, да и покончили.

А то: “Не выдавать, не выдавать, постоим, постоим!” – а как налетел, т 1000 ак и в кусты.

Стали так говорить чаще и чаще, и совсем собрались мужики уходить приказчика. Повестил на страстной приказчик мужикам, чтобы готовились на святой барщину под овес пахать. Обидно это показалось мужикам, и собрались они на страстной у Василья на задворке и опять стали толковать.

– Коли он бога забыл, – говорят, – и такие дела делать хочет, надо и вправду его убить. Пропадать заодно!

Пришел к ним и Петр Михеев. Смирный был мужик Петр Михеев и не шел в совет с мужиками. Пришел Михеев, послушал их речи и говорит:

– Грех вы, братцы, великий задумали. Душу погубить – великое дело. Чужую душу погубить легко, да своей-то каково? Он худо делает – перед ним худое. Терпеть, братцы, надо.

Рассердился на эти речи Василий.

– Заладил, – говорит, – одно: грех человека убить. Известно – грех, да какого, – говорит, – человека? Грех человека доброго убить, а такого собаку и бог велел. Собаку бешеную убить надо, людей жалеючи. Не убить его – грех больше будет.

Что он людей перепортит! А мы хоть и пострадаем, так за людей. Нам люди спасибо скажут. А слюни-то распусти, он всех перепортит. Пустое ты, Михеич, толкуешь.

Что ж, разве меньше грех будет, как в Христов праздник все работать пойдем? Ты сам не пойдешь!

И заговорил Михеич.

– Отчего не пойти? – говорит. – Пошлют, и пахать поеду. Не себе. А бог узнает, чей грех, только нам бы его не забыть. Я, – говорит, – братцы, не свое говорю. Кабы нам показано было зло злом изводить, так бы нам и от бога закон лежал; а то нам другое показано.

Ты станешь зло изводить, а оно в тебя перейдет. Человека убить не мудро, да кровь к душе липнет. Человека убить душу себе окровенить. Ты думаешь – худого человека убил, думаешь – худо извел, ан глядь, ты в себе худо злее того завел. Покорись беде, и беда покорится.

Так и не договорились мужики: разбились мыслями. Одни так думают по Васильевым речам, другие на Петровы речи соглашаются, чтобы не заводить греха, а терпеть.

Отпраздновали мужики первый день, воскресенье. На вечер приходит староста с земским с барского двора и сказывают – Михаил Семеныч, приказчик, велел назавтра наряжать мужиков, всем пахать под овес.

Обошел староста с земским деревню, повестил всем назавтра выезжать пахать, кому за реку, кому от большой дороги. Поплакали мужики, а ослушаться не смеют, наутро выехали с сохами, принялись пахать.

В церкви благовестят к ранней обедне, народ везде праздник справляет, – мужики пашут.

Проснулся Михаил Семеныч, приказчик, не рано, пошел по хозяйству; убрались, нарядились домашние – жена, дочь вдовая (к празднику приехала); запряг им работник тележку, съездили к обедне, вернулись; поставила работница самовар, пришел и Михаил Семеныч, стали чай пить. Напился Михаил Семеныч чаю, закурил трубку, позвал старосту.

  • – Ну что, мол, поставил мужиков на пахоту?
  • – Поставил, Михаил Семеныч.
  • – Что, все выехали?
  • – Все выехали, я вх сам расставлял.

– Расставить-то расставил, да пашут ли? Поезжай посмотри, да скажи, что я после обеда приеду, чтоб десятину на две сохи выпахали, да чтоб пахали хорошо! Если огрех найду, я на праздник не посмотрю!

Читать дальше

Народные рассказы

  • Народные рассказы
  • В черновиках одной статьи в 1862–1863 годах Лев Николаевич говорил о том, что «уже давно в Европе у нас пишутся книги для поучения народа труду и смирению (которого терпеть не могут поучающие), а народ, по-старому, читает не то, что мы хотим, а то, что ему нравится: читает Дюма, Четьи-Минеи, Потерянный рай, путешествие Коробейникова, Францыля Венциана, Еруслана, Английского Милорда – и своим особенным путем вырабатывает свои нравственные убеждения».
  • Уже тогда Лев Николаевич думал о том, какие книги издавать для народа, и считал, что народу надо дать то, что он требует: «Все это мы написали только для того, чтобы не ввести в заблуждение критика, встретившего в наших книжках, очень может быть, переделки Ермака с плясками и танцами или Английского Милорда Георга».
  • Лев Николаевич считал, что народ неподвижен и в неподвижности своей заключает истинную систему нравственности и нормы эстетической оценки.

Через много времени, в восьмидесятых годах, Лев Николаевич говорил в московской частной квартире речь о народных изданиях. Она была произнесена в 1883 году в квартире Митрофана Павловича Щепкина – земского деятеля и публициста.

Митрофан Павлович был и организатором переписи 1882 года, в которой участвовал Толстой и в которой он так много увидал.

Связан был со Щепкиным Владимир Николаевич Маракуев, который в 1882 году создал издательскую фирму – «Народная библиотека». Маракуев в речи на съезде земских учителей говорил: «Едва ли у лучших наших авторов действительно найдется много такого, что понравится народу.

Ведь странно же забывать, что наши изящные авторы творили под влиянием болезненных общественных явлений, не понятных народу. Для народных масс понятны только вечные действительные идеалы, понятна только правда. Странно поэтому сетование газетных писак на то, что народ не знает Жуковского.

«Анна Каренина», «Дворянское гнездо» – для нас вещи хорошие, но для народа они равняются нулю».

В этом обществе, в котором участвовали и другие люди – Н. И. Стороженко, А. Н. Веселовский, И. И. Янжул, и произнес свою речь Лев Николаевич. Черновик речи пришел к нам из архива М. П. Щепкина.

Она очень любопытна во всей своей несведенности. Толстой говорил о бездарности и глупости церковных изданий, о бесполезности пашковских изданий.

Полковник-аристократ и родственник Черткова проповедовал спасение верой: человек мог верить в Христа, а жить как хотел.

Лев Николаевич утверждал, что писатели невежественны и знают только то, что выдумала кучка людей. Что же они выдумали?

«Мы предлагаем народу Пушкина, Гоголя, не мы одни: немцы предлагают Гете, Шиллера; французы – Расина, Корнеля, Буало, точно только и свету что в окошке, и народ не берет».

Толстой говорил, что надо найти настоящую пищу для народа: «Если мы найдем ее, то всякий голодный возьмет ее».

Планы весьма большие; создать книги для голодных миллионов. Книги особые.

Надо было немедленно написать для народа что-нибудь понятное и нравственное. Нужен ли большой талант для того, чтобы писать простое и понятное, сам Толстой еще не решил и предлагал в письме к анонимным тифлисским барышням, которые просили его совета, что делать для народа, начать переделывать книги для народа, заново редактировать лубочную и другую литературу.

  1. Лев Николаевич знал, что бывший дворовый Матвей Комаров, написавший во времена Екатерины «Обстоятельные и верные описания жизни, всех дел и странных похождений Российского мошенника, вора, разбойника, и бывшего Московского сыщика Ваньки Каина, с преуведомлением о причине сочинения, также с приобщением песен, в которых имя его упоминается и с вынесенными на поле доказательными примечаниями…» и книгу «Повесть о приключении Английского Милорда Георга», стал народным писателем, и книги этого Комарова читаются народом, хотя они, по мнению Толстого, плохо написаны и безнравственны.
  2. Лев Толстой решил вытеснить эти книги облагороженным старым лубком, своими сказками, переделками из житий святых.
  3. Хороший организатор, Чертков взялся организовать такое издательство и этим навсегда привлек к себе Толстого.
  4. Когда издание книг было передано в ведение Сытина – превосходного знатока рынка лубочной литературы, книги пошли.

Матвея Комарова они не вытеснили, хотя чертковское издательство «Посредник» выпустило своего Георга, как бы подделав Комарова, но эта какой-то доброй душой написанная книжка не обладала той поразительностью, той наджизненностью, которая пленяла читателей у Комарова. «Английский милорд Георг» Комарова издавался до 1917 года по старому, неправленому тексту (см. мою книгу «Матвей Комаров. Житель города Москвы», изд-во «Прибой», 1929).

Всех народных рассказов сам Толстой написал двадцать два. Среди них есть такие, как надписи к картинам – «Искушение господа нашего Иисуса Христа» (к картине Н. Ге «Тайная вечеря»).

Это произведение Толстого состояло из тридцати пяти параграфов XIII главы Евангелия от Иоанна, которые должны были быть напечатаны вверху картины Ге.

Внизу объясняется сама картина: главный смысл ее, по Толстому, в том, что Иисус показывает пример любви к врагу и спасает предателя Иуду от гнева учеников.

Многие народные рассказы представляют переработку житий святых.

Наиболее интересна «Сказка об Иване-дураке и его двух братьях: Семене-воине и Тарасе-брюхане, и немой сестре Маланье, и о старом дьяволе и трех чертенятках».

Это целиком толстовская сказка. Иван-дурак – это крестьянин, Семен-воин – это воин-дворянин, Тарас-брюхан – купец, старый дьявол, работающий головой и соблазняющий Ивана, – интеллигент.

«Сказка об Иване-дураке и его двух братьях» не имеет в основе заимствования из народного источника. Из фольклора перешли сюда только троичность братьев и симпатия к третьему – младшему брату, которого считают дураком.

В народной сказке три брата равны по своему социальному положению, по своим желаниям – они крестьяне и все стремятся к удаче, которая сказочно воплощается в женитьбе на царской дочери.

У Толстого старший брат, Семен-воин, – это солдатчина, николаевщина с марширующими одинаковыми, как колосья, обезличенными солдатами, связанными в снопы-полки.

Второй брат – Тарас-брюхан, в некоторых рукописях Тарас-кулак – это капиталистический строй, власть денег. Деньги эти Иван-дурак натирает из дубовых листьев.

Солдатчина, военное государство, деньги, купеческое государство – это два искушения, которые поставили черти перед крестьянами. Ивану-дураку все это чуждо, ненужно. Солдаты для него – это музыка и песни, золотые деньги – бляшки для подарка девкам. Иван-дурак признает только мозольный труд. Этот мозольный труд является в данном случае синонимом хлебного труда.

Иван-дурак, как в народной сказке, вылечил царскую дочку, царская дочка его полюбила. Она женщина, полная покорности, и когда муж, получивший царство, остается все-таки мужиком, то она тоже становится мужичкой. Старый дьявол не может соблазнить Иванова царства, на него никто не хочет работать. Мужики Толстого противопоставляют деньгам и солдатам несопротивление и прощение.

Когда старшие братья Ивана перестали быть царями, Иван-дурак стал их, как предлагал Сютаев, кормить. Головная работа дуракам не нужна: они работают руками и горбом.

Так произошло и в сказке; ее напечатали на скоропечатных машинах, сброшюровали новыми машинами, развезли по железным дорогам, но ничего она не изменила – мозольный труд не стал легким.

Толстым же написана и сказка «Свечка»; история этой сказки любопытная, но сперва передадим ее содержание. Начинается все эпиграфом: «Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому».

Дальше начинается такой ввод: «Было это дело при господах. Всякие были господа. Были такие, что смертный час и бога помнили и жалели людей, и были собаки, не тем будь помянуты. Но хуже не было начальников как из крепостных, как из грязи да попали в князи! И от них-то хуже всего житье было».

Ввод этот, конечно, правильный, но все же ответственность перенесена на исполнителей. Один из таких исполнителей приказал крестьянам пахать в пасху.

Они отказались, но среди них был божий человек Петр: он приладил на соху свечу пятикопеечную и начал боронить. Борону он и изворачивал и отряхал, а свеча его не тухла.

Остальные мужики ругались и говорили про приказчика: «Чтоб у него пузо лопнуло и утроба вытекла».

Угроз приказчик не испугался, а чудо с нетухнувшей свечкой его поразило. Поехал он смотреть на поле, увидел – пашет Петр, поет песню. Заскучал приказчик, поехал домой. Слез сам с коня, отворил ворота и стал опять садиться. Лошадь испугалась, и приказчик перевалился пузом на частокол: «И пропорол себе брюхо, свалился наземь».

В отличие от большинства народных рассказов: основа «Свечки» взята не из Прологов и Четьих-Миней, а из фольклора.

Рассказ этот сразу вызвал почтительно-настойчивые возражения В. Г. Черткова.

Вся сказка Черткову понравилась, но случай с приказчиком его огорчил, и начал он с Толстым переписку – мирную, спокойную, настойчивую.

Он заметил, что сам рассказ отрицает эпиграф. Приказчик все же погибает, исполняется желание не Петра, а злых мужиков.

Свечка сама по себе, а месть сама по себе. Чертков писал:

«Эта ужасная смерть приказчика, как раз после того, как он сознал торжество добра над злом и признал себя побежденным… все это ужасно тяжело напоминает мне ветхозаветный рассказ о пророке, отомстившем смертью детям, смеявшимся над ним… И кто ни читает этот рассказ из лиц, вполне разделяющих наши взгляды, и из лиц, только симпатизирующих им, – все в один голос находят, что рассказ и по форме и по содержанию прекрасен, только вот конец все портит» (письмо 7 ноября 1885 года). «Не знаю, как вы отнесетесь к моему предложению… но… было бы боязливо и недобросовестно с моей стороны не сделать еще попытки убедить вас согласиться на маленькое по форме, но мне кажущееся весьма важное по существу изменение конца».

Чертков пишет сладостно; изменение конца, по его мнению, маленькое. Толстой ответил 11 ноября 1885 года: «…я… начинал писать и написал другой конец. Но все это не годится и не может годиться. Вся историйка написана в виду этого конца. Вся она груба и по форме и по содержанию, и так я ее слышал, так ее понял, и иною она не может быть – чтобы не быть фальшивою».

Толстой не согласился, но послушался. Он переделал сказку; все кончилось в ней благополучно; приказчик покаялся; название у произведения получилось такое: «Свечка, или Как добрый мужик пересилил злого приказчика».

Так она была напечатана в издании «Посредника» в 1886 году, но тогда же вышла XII часть сочинений графа Толстого – произведения последних годов, и здесь заглавие было «Свечка», и приказчик погибал на колу.

То понимание мира, которое выражал Толстой в народных рассказах, не случайно, но неправильно. Гений и искренность в результате не спасали Толстого от компромиссов и противоречий.

Толстой восторгался Гомером, Геродотом, Вольтером, Руссо, Стерном, Пушкиным, Тютчевым, Лермонтовым, Чеховым и сотнями других книг, то принимая, то отвергая их, и пытался найти или создать иное искусство в короткий срок. Он отвергал историю искусства, желая дать ей иную развязку, основанную на религии.

Невозможность этого так же очевидна, как то, что у одного рассказа «Свечка» не может быть двух развязок. Ошибка Толстого была в том, что он думал, что народу нужно что-то особо простое, примитивно понятное, и Гомер – это не для народа, а только для Толстого, и сам Толстой не для народа, исключая народные рассказы, «Кавказский пленник» и «Азбуку».

Все это неправильно. Толстой напрасно утверждал Комарова и отвергал себя.

Он не признавал истории, а история в результате трудов и подвигов все время изменяла пределы понимания и доступности Толстого.

Вот что писал Ленин в статье «Л. Н. Толстой»:

«Толстой-художник известен ничтожному меньшинству даже в России. Чтобы сделать его великие произведения действительно достоянием всех, нужна борьба и борьба против такого общественного строя, который осудил миллионы и десятки миллионов на темноту, забитость, каторжный труд и нищету, нужен социалистический переворот».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

(Отрывок из повести «Чудесное лето»)

В дождливый день читать

Из Парижа приехала в гости дама с тремя дочками. Девочки как девочки: сероглазые, румяные крепыши. И похожи были друг на дружку, как три графина одной серии, но разных размеров. Вначале они жеманились, но потом разошлись и стали обращаться с Игорем, как с четвертой сестренкой.

Взрослые наверху разговаривали, а девочек на попечение Игоря сдали — занимай, как знаешь. И шуметь позволили, только потихоньку… Потому что визг сквозь потолок проберется и начнутся там всякие мигрени и невралгии. Почему у Жанны д’Арк никаких мигреней не было?..

В дождливый день - Саша Черный

Вся четверка уселась в столовой на диване.

По стеклам хлопал дождь. За окном на клумбе кланялись мокрые розы. Горлинка в липовой аллее умолкла — не очень-то в такую погоду поворкуешь…

Когда дождь, лучше всего сидеть на диване. Ноги в одну сторону вертятся, языки в другую. Потом друг на друга посмотрят, и все сразу фыркнут. Но не весь же день фыркать.

«На чердак их, что ли, свести? — подумал Игорь. — Нельзя. Платьица у них белые — тюльпанчиками, измажутся, как крысы в погребе. Потом отвечай за них: „Как тебе не стыдно?“, „Неужели тебе не стыдно?!“ и тому подобное».

— Давайте сочинять сказку! — придумал Игорь. — Нина самая маленькая, пусть начнет. Потом Танюша, потом Лина. А уж хвостик я приделаю.

— Хитрый какой! Хвостик всякий досказать может. А ты начни! И чтоб «без некоторого царства» и без «жили-были». Чтоб совсем, совсем не по книжкам… Игорь, начинай! Игрушка-ватрушка, начинай! — затараторили девочки.

Но Игорь уперся.

— Почему непременно я? Вы гостьи, вам и первое место. Умницы такие, вечно вас, девочек, в пример ставят, а не могут без мужчины сказку начать…

* * *

— А вот и можем! Извините, пожалуйста… — Нина расправила колокольчиком юбку, уселась поплотнее и вздохнула…

В дождливый день - Саша Черный

— Вот. В парке жила крошечная фея. Повелевала над всеми козявками, не позволяла воробьям драться и заказывала соловьям соловьиные концерты. Вот. Постойте, я по порядку… Спала она в гроте, в паутинном гамачке, на жасминной перине. А ночью, когда температура опускалась, прилетали мохнатые шмели и осторожно на нее дышали, чтоб ей было тепло. Да. Утром она просыпалась…

— Пила кофе… — подсказал Игорь.

— Пожалуйста, без глупостей. Вовсе не кофе, а росу с медом в лиловом колокольчике. Черный блестящий жук гудел у входа, она садилась на жука, будто в автомобиль, объезжала весь парк и делала замечания. Почему акация не распускается? Стыдно, давно пора! Почему две букашки былинку в разные стороны тащат? Двадцать раз надо показывать? Почему от осы нафталином пахнет? Опять на балконе в развешанные вещи нос совала?! Где божья коровка? Раз она при фее вроде комнатной собачки, незачем в парк самовольно убегать! Сейчас же разыскать!

— О, — сказала Таня. — Да это не фея, а ажан какой-то…

— Ничего не ажан. Не вмешивайся!.. Все приведет в порядок и спустится под грот, в свою зимнюю кладовую. Опять сырость! Эй, жук! Прикажи всем козявкам посыпать пол толченым древесным углем… Паутину смести. Переварить на солнце яблочное желе… Скоро новое заготовлять будем… Вот. И пуху чтобы натаскали побольше в подземную гостиную: дрожать зимой она не желает…

— Можно, Ниночка, центральное отопление поставить? — лукаво спросил Игорь.

— Нельзя. Кто же ей поставит, да еще такое миниатюрное? Вот. А потом она пошла по дорожке и приказала улитке уползти в траву. «Тут люди после обеда гуляют и могут тебе сломать спину. Или курица тебя склюет. Ты моя подданная, и я должна о тебе заботиться…» Улитка сделала реверанс и уползла, а фея села на камень и подняла пятку… Ах! Опять чулок о колючки разорвался. Сняла она с дерева паутинку, заштопала дырку и задумалась…

Нина развела руками и запнулась.

— Дальше я не знаю.

* * *

— Теперь я, — сказала средняя, Таня. — Фея подняла голову: что это у ворот за грохот? Взлетела на сосну, ладонь к глазам приложила… Прекрасно! Все человеческое семейство уезжает на вокзал. Наконец-то она проберется в большой дом, давно она туда собиралась. Слетела она вниз…

— Взлетела — слетела… Разве у фей бывают крылья? — поправила ее Нина. — Она же потому на стрекозах и жуках катается, что сама не летает.

— А моя — летает! Не вмешивайся… Я же тебе не мешала, когда твоя фея чулки штопала… Слетела она с дерева, побежала на цыпочках по дорожке. Заглянула в стекла — пусто. Прыгнула с подоконника на ковер: вазы, картины, на столе игрушки. Совсем не интересно! И вдруг видит на диване, что бы вы думали? Детские книги! Ах, как она обрадовалась… Поднять не может, перевернуть страницу и то трудно. Кликнула она кота, который в доме остался, — кот всем феям повинуется и днем, и при лунном свете. Посадила она его страницы переворачивать, а сама так и упивается… «Снегурочка», «Принц и нищий», «Снежная королева»…

— Разве фея умеет читать? — удивился Игорь.

И уметь ей не надо. По складам ей учиться, что ли, по-твоему? Фея и значит фея. Читает и читает… В парке все птицы и бабочки взволновались: куда девалась фея? Не жаба ли ее у пруда съела? Не дождик ли сквозь решетку на мельницу унес? И вдруг воробей один к окну подлетел и запищал: «Здесь! Книжки читает!» И все подлетели к окнам и стали тихонько царапаться и пищать: «Фея! Иди к нам! Нам без тебя скучно…» — А она головой только покачала и все читает, и все читает…

Таня перевела дух и посмотрела на большой книжный шкаф.

— А дальше?

— Дальше пусть Лина. Разве я мало рассказала?..

* * *

Старшая Лина вытянула круглые ножки в бронзовых туфельках и посмотрела на потолок. Очень ведь часто и взрослые, когда сочиняют что-нибудь, в потолок смотрят.

— И вдруг фея оглушительно зевнула… Что это я вокруг себя книжную лавку разложила? Даже коленки отсидела… Кот, заведи граммофон!

В дождливый день - Саша Черный

— У меня не хватает сил, — говорит кот.

— Ну, так позови большую собаку.

— Я с ней в ссоре.

— Без разговоров! — Фея топнула ножкой, и кот привел собаку, а собака завела пружину. И фея стала плясать на полированном столе «Танец осенних листьев»… Оранжевая юбочка надулась парашютом, носки перебегали по столу, словно одуванчик под ветром:

Листья в парке пляшут-пляшут,

Ветер щеки надувает…

В лакированном столе отражались гибкие локотки, плечики и развевающееся платьице. Из темных рам наклонились над столом старые носатые портреты и зашипели: «Ижумительно!» И вдруг…

Игорь схватил Лину за руку и шепотом повторил: «и вдруг…»

В дождливый день - Саша Черный

…граммофон захрипел и остановился. Но фея одним прыжком перелетела на открытый рояль и продолжала свой пленительный танец на клавишах… на самых высоких нотах…

— Сама себе аккомпанировала? Пятками? — торопливо спросила Таня.

— Да!.. Вот ты меня перебила, и я не знаю, что дальше…

* * *

Игорь вскочил с дивана.

— Я знаю! — У него давно уже был готов «хвостик» сказки. Другого конца и быть не могло.

— У ворот замка затрубили рога. Принц вернулся с охоты. Раскрасневшийся, веселый, спрыгнул с коня у входа. Кто там играет в тишине сумрачного зала? Он быстро отдернул портьеру. Фея! Она совсем растерялась и с приподнятым носком застыла над клавишей. Но принц вежливо прижал руку к сердцу и сказал:

— О! Окажите высокую честь моему замку и не уходите. Эй, слуги! Подать нам жареного вепря, которого я сегодня собственноручно убил, и подбросьте в камин несколько дубовых стволов. Мы будем пировать! — Фея уселась на стол на золотую табакерку принца перед его прибором. — Вы должны со мной чокнуться, моя милая гостья! — Она застенчиво улыбнулась, обмакнула в бокал мизинец, обсосала и развеселилась. Ах, как она была прекрасна… Это ведь самое главное, и об этом ни слова не сказали. А еще девочки! Глаза ее сверкали, как раскаленные светляки, волосы разметались золотым пушком, щеки расцвели, как румяная заря на океане… И вдруг она заснула: мадера в бокале была очень крепкая.

— Эй, слуги, отнесите ее в мой зимний сад и положите спящему лебедю под крыло… — Принц остался один и мрачно зашагал по комнате, кусая усы. Но в глазах его сверкнуло решение. — Позвать моего любимого врача! — Пришел старый и мудрый доктор. — Дорогой доктор, в ваших руках мое счастье…

— Я слушаю.

— Можете ли вы приготовить такие капли, чтобы день за днем рост маленького создания увеличивался? Я вас озолочу с головы до ног…

— «Не золотите меня, пожалуйста, принц. Я еще носил на руках вашего дедушку и все для вас сделаю…»

— Через четверть часа старик принес принцу изумрудный флакон с опаловой жидкостью.

— Вот! Две капли перед сном каждый вечер. Держать в прохладном месте. — Принц быстро прошел в зимний сад, нежно разбудил фею, поднес ей в апельсиновом соке капли и сказал: «Фея! Если у вас есть сердце, вы должны выпить. Не расспрашивайте меня ни о чем…» Она выпила и — о, чудо! — увеличилась сразу на четыре сантиметра… Время летело. Через три недели она уже была по плечо принцу и даже спала на большом диване.

В дождливый день - Саша Черный

Однажды вечером принц нарядился в свое лучшее платье, опоясался дорогой индусской саблей и сказал: «Фея! Вы уже достаточно выросли. Нам надо, наконец, объясниться. Хотите быть моей королевой, обладать моей драгоценной коллекцией марок и повелевать мною, как собственным слугой?..»

— Ай! — перебила вдруг Игоря Нина. — Они поженились! И принц… это был ты… Угадала, угадала!

Игорь покраснел, повернулся на каблуках и быстро вышел из комнаты.

Стоит после этого рассказывать сказки?

Сбросил с кресла кота, посмотрел на качавшийся под дождем белолиственный осыпающийся клен и обернулся к дверям: ишь как заливаются… Девчонки!

В дождливый день - Саша Черный

(Илл. Сергеева В.)

image_pdfimage_print

  • Французский философ просветитель автор сочинения о духе законов
  • Фривольная сказка пушкина про царя никиту и сорок его неполноценных дочерей
  • Французские сказки книга 1988
  • Французские сказки для детей слушать
  • Фразы связки для сочинения