Фото каштанки из рассказа чехова

Многие люди празднуют пасху, выпекают куличи, красят вареные яйца и ходят на службу в церковь, чтобы освятить воду или продукты.

Многие люди празднуют Пасху, выпекают куличи, красят вареные яйца и ходят на службу в церковь, чтобы освятить воду или продукты. К торжеству

Кукла Пасха: история и значение

Пасха — это один из самых ярких и радостных праздников. По веселью ему уступает разве что Масленица. Но если Масленицу было принято праздновать едва ли не всей деревней, то Пасха — более семейный праздник.

По традиции праздничные дни проводили в кругу близких людей. Не забывали и о дальних родственниках. Люди отправлялись друг к другу в гости, вместо обычного приветствия обмениваясь особыми фразами.

Пришедший в гости говорил: «Христос воскрес», а в ответ слышал — «Воистину воскрес». Этот обычай и в наши дни распространен в славянских странах, а у других народов такое приветствие отсутствует.

Практически каждый знает о таких атрибутах Пасхи, как пасхальный кулич и крашенки. Кукла Пасха же мало кому известна, но она все же остается важным пасхальным атрибутом. Пестрая, нарядная мотанка делалась накануне Вербного Воскресенья.

Кукла Кукла Пасха была важным пасхальным атрибутом у славян.

Сначала ляльку ставили на окно, чтобы показать, что семья ждет Светлого Воскресенья. Когда этот день наступал, ее переносили в красный уголок, где оберег стоял до следующей весны.

Есть несколько версий о том, что символизировала такая мотанка. Один из вариантов — ожидание весны, радость от возрождения Христа. Также есть мнение о том, что она олицетворяет женщину, идущую в церковь, чтобы освятить кулич и крашенки.

Значение

Пасхальная кукла символизирует радость. Именно как проводник радости она ставилась на окно и наряду с пасхами и крашеными яйцами дарилась близким. Кукла оберег привлекает в дом достаток, благополучие и счастье.

Пасхальная кукла

  • Безответная любовь, страдания, одиночество… Есть 100% белый способ привлечь настоящую любовь в свою жизнь! Действие
  • амулета любви
  • уже проверили на себе многие женщины и мужчины. С его помощью вы наконец-то получите настоящие, гармоничные отношения…
  • Читать далее…

Пасхальная кукла — это православная женщина, одетая в красивый наряд. Она освящает пасхальную пищу в церкви, в руках у нее узелок с дарами. Одежды ее в красных тонах.

Чтобы сделать куклу, вам понадобится квадрат красной ткани, плотная ткань, платок, верхняя юбка, нижняя юбка, фартук, квадрат ткани, тесьма, ленты.

Сложите плотную ткань пополам, а потом закрутите полосу в трубочку. Потом сверху положите кусок ваты.

накрываете трубочку квадратом красной ткани. Внутри согните уголки ткани, а затем стороны сложите пополам. Делаете ладони и перевязываете ниткой руки. После приподнимите перед красной ткани, и подложите к шее кусок синтепона.

Обмотайте талию и завяжите нитки. Привяжите юбку из плотной ткани. Сверху настрочите ленты и кружево. После собираете верх юбки. Дальше собираете на нитку фартук.  На лице нужно сформировать крест из тесьмы. Далее подробнее о том, как сделать куклу. Это довольно долгий процесс.

Делаем аиста. Мастер-класс

Здравствуйте, друзья, подписчики, гости блога. Думаю, раз уж вы оказались на этой страничке, то, как минимум, любите рукодельные игрушки, как максимум – делаете их своими руками.

Сегодня я хочу показать и рассказать, как сшить своими руками аиста или, как говорят в Беларуси, буслика или батяна. Такая кукла отлично подойдет в качестве подарка на рождение ребенка или даже может стать талисманом для молодоженов.

А я так вообще оставила себе одного буслика просто так, для души.

Кукла

Пошаговая инструкция по изготовлению куклы

Пасхальная голубка ‒ это кукла похожа на птицу. Она имеет свои традиционные особенности. Куклу пасхального голубка мастерицы делают перед Светлым Христовым Воскресеньем, а хранят в Красном уголке до следующей Пасхи. По христианским традициям, народная кукла ‒ голубь, символизирует благую весть о воскрешении Христа.

Ее выполняют своими руками из красного материала, который символизирует жизненную, а также энергетическую силу. Голубку отличает, от ее аналогов, «прическа», которая представляет собой узел на голове. Ее подвешивают за этот элемент и создается эффект летящей птицы. Мотанки нельзя создавать в спешке.

Для работы требуется спокойная обстановка, добрые мысли и желание.

Для изготовления оберега, нужно подготовить следующие материала:

  • 3 квадрата красного цвета ‒ 25х25 см;
  • синтепон;
  • нитки красного цвета;
  • ножницы.

Кукла

Технология изготовления куклы

Взять один лоскут. На середину его положить синтепон, соединить уголки. Из полученного треугольника сформировать голову. Набивочным материалом сильно не набиваем узелковую голову, так как его нужно отделить для «прически».

Ниже сформированной головы, на обозначенной шее, закрутить нитку. Ткань на «лице» должна быть хорошо натянута, чтобы на нем не было морщин. Нужно помнить, что голова и будущие раскинутые руки, должны находиться в одной плоскости.

Кукла

Для формирования «прически», нужно отделить небольшую часть от узелка и завязать ниткой крепким узлом. Нить перевести на шею, зафиксировать несколькими узелками и отрезать.

Кукла

Расправить лоскут с головой и выполнить ручки. Для этого используем принцип создания самолета. На диагональном сгибе ткани, сделать ладошки. На расстоянии 1-1.5 см. от уголков ткани закрутить нитью. Они должны быть одинаковые.

Кукла

Чтобы тряпичная кукла получилась более объемной, нужно с помощью наполнителя сделать тулово. Для этого в первый лоскут подложить немного синтепона и нитками зафиксировать «талию».

Кукла

Для юбки понадобится два лоскута. Сложить каждый из них и вырезать круги. В центре кругов сделать отверстия небольшого диаметра. Один круг укоротить на 1 см. Это сделает юбку пышнее, а тильда получится более объемной.

  1. Кукла
  2. Изнаночным способом надеть юбку через отверстия на тулово, закрепить нитками.
  3. Кукла

Опустить юбку. Наш символ Пасхи готов!

Кукла

Чтобы пасхальная голубка «полетела», нужно на прическе закрепить нитку нужной длины. Один из юбочных лоскутков можно заменить разноцветным.

Роль куклы в мировоззрении предков

Еще за неделю до Пасхи готовая куколка помещалась на окно и символизировала собой ожидание светлого праздника. Во время празднования Воскресения Христова талисман находился на пасхальном столе возле свяченых яств. В образе поделки воплощен образ женщины с особенным узелком в руках, которая идет в храм.

Использовалось два варианта имени для куколки. Поскольку впервые увидеть свет приходилось в праздник Вербного воскресенья, то и куклу называли «Вербницей». Второе имя — Пасха — отождествлялось с самим великим праздником.

Народная тряпичная кукла «Пасхальная голубка». Мастер-класс

  • Фото 1: На середину кладем вату, формируем голову, так чтобы лицо было ровное , без складочек и морщинок.
  • Фото 2: Завязываем красной длинной ниткой.
  • Фото 3: Этой же ниткой завязываем узел на голове — особенность этой куклы.
  • Фото 4: Складываем края ткани внутрь, формируем и завязываем ладошки.
  • Фото 5: Подкладываем вату, формируем грудь, заправляем нижние уголки внутрь, выравнивая, и завязываем по линии талии ниткой.
  • Фото 6: Соединяем 2 круга.
  • Фото 7: Складываем посередине.
  • Фото 8: Делаем крестообразный надрез.
  • Фото 9: Соединяем выворотным способом и завязываем на линии талии.
  • Фото 10: Украшаем нашу голубку лентой, образуя спереди и сзади защитный крест, завязываем на талии.
  • Фото 11: Наши куколки готовы.
  • Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети:
  • Еще интересно:

Отличительные особенности куклы пасхальной

Все народные куклы имеют схожий облик, но при этом несут разную смысловую нагрузку и обладают исключительной силой. Как и другие мотанки пасхальная кукла безлика и имеет вид женщины. В разных регионах были свои традиции, в том числе и по изготовлению пасхальной ляльки.

В одних регионах куколка делалась на яйцо, в сновании других прятали кусочек освященного кулича или церковную свечу.

Свечка символизирует очищение. Огонь горящей свечи помогает настроиться на позитивный лад и донести молитвы к небесам, где они будут услышаны Богами и предками рода. Через очищение горящей свечой можно настроиться на правильный жизненный путь.

В украшении куколки также использовали разные образы, наиболее часто это была пасхальная птичка, как символ весны.

Особенности пасхальной куклы-мотанки:

  • ткань для куклы выбирается красных цветов.
  • Лицо красного цвета, иногда делают обережный крест золотой нитью.
  • Голова покрыта платком.

Красный цвет — это символ страсти, любви, плодородия и жизни. Именно красный цвет обладает большой обережной силой, способно отвести беду.

Традиционность и уникальность материалов и техники

В руке у готовой поделки может находиться праздничная сумка.

«Вербница» делается по канонам традиционных кукол-мотанок, но имеет некоторые особенности в изготовлении.

В использованной цветовой гамме преобладает красный цвет, который является символом жизни и воскрешения Сына Божьего. Сборка частей куколки должна проводиться без помощи иголки.

Разрешается сшивать только элементы одежды, которые обязательно должны быть нарядными и праздничными. Неотъемлемыми атрибутами также являются:

Каштанка рисунок карандашом (26 фото)

Смотрите каштанка рисунок для срисовки и воплощайте ваши идеи

Кукла

Каштанка Чехов раскраска

Кукла

Муму раскраска

Кукла

Собака каштанка

Кукла

Собачка с мячиком раскраска для малышей

Кукла

Раскраски к каштанке Чехова

Кукла

Раскраски к каштанке Чехова

Кукла

Собака рисунок на белом фоне

Кукла

Каштанка рисунок

Кукла

Собака каштанка рисунок

Кукла

Каштанка нарисовать карандашом

Каштанка Чехов раскраска

Рисунок каштанка легкий

А П Чехов каштанка рисунки детей

Каштанка раскраска

Каштанка раскраска

Рисунок на тему каштанка

Каштанка карандашом

Собака каштанка

Раскраска собака каштанка

Иллюстрация к сказке выскочка пришвин 4 класс

Папильон раскраска

Иллюстрации к рассказу Чехова каштанка

Животные в цирке раскраска

Рисунок к произведению каштанка

Чехов каштанка детские рисунки

Каштанка Чехова раскраска для детей

Учебно-методическое пособие постановка кукольной миниатюры «Один день из жизни Каштанки»

Государственное бюджетное образовательное учреждениедополнительного образования детей Выборгского района Санкт-Петербурга

Дом детского творчества

Сценарий кукольной миниатюры «Каштанка»

по рассказу А.П.Чехова для учащихся 1- 4 классов

Стоянова Георгина Ариевна,педагог дополнительного образования.

Сценарий миниатюры «Каштанка» по рассказу  А.П.Чехова

 для учащихся 1- 4 классов

        Сценарий кукольного представления «Каштанка» предназначен для педагогов дополнительного образования театральных объединений, может послужить в помощь педагогу по литературе в начальных классах для эмоционального изучения творчества А.П.Чехова.

  • Актуальность данной работы состоит в том, что задумываясь о «братьях наших меньших» и невольно сравнивая себя с ними, ребёнок (с помощью педагога) осознает своё место в этом мире.
  • Работа с куклами и текстом происходит в действенном анализе событий рассказа, в осмыслении её содержания (на детском уровне), внутреннее проживание дает  речевую и отчасти пластическую выразительность ребёнку и одновременно ребёнок  учится владеть речью, удерживать внимание зрителя, развивать воображение, воспитывает в себе милосердие и сострадание ко всем живым существам.
  •  Социальная значимость.

Кукольный театр учит отстранению а то есть взгляду на себя со стороны.

Эта способность отстранения, перенесённая в жизнь позволит осознать себя и понять свои достоинства и недостатки, капризы и ошибки в общении со сверстниками, научит терпеливо относится к их недостаткам.

Общение с таким высоконравственным писателем и драматургом каким является А.П.Чехов окажет большое влияние на формирование его личности.

  1. В спектакле заняты учащиеся 1-5 классов.
  2. Спектакль рассчитан на широкий круг зрителей.
  3. Специальных ограничений нет, за время своего существования спектакль игрался как в камерных залах, так и на большой сцене.
  4. Возрастной диапазон зрителей также весьма широк, от младшей школы до взрослой публики: их родителей, родителей одноклассников, старшеклассников, их родителей и др.
  5. Цели и задачи миниатюры:
  6. Цель: Воспитание в детях милосердия и любви, заботы о животных, своих друзьях, душевного тепла.
  7. Миниатюра призвана способствовать решению нескольких задач:
  • Образовательная
  • Глубокое изучение творчества великого русского писателя и драматурга.
  • Знакомство с кукольным театром, как одним из видов театра.
  • Одновременно происходит освоение текста рассказа и формируется способность осмыслять его.
  • Развивающая
  • Развитие сценического многоплоскостного внимания,
  • воображения,
  • умения общаться на сцене,
  • владеть своим голосом, произносить текст с паузами и интонациями,
  • умение работать с куклами.
  • Воспитательная
  • Главная тема Чехова о свободе человека, конечно, сложна для ребёнка, но то щемящее чувство жалости к Каштанке, к её жертвенной любви запомнится надолго и когда-нибудь, повзрослев, он перечитает её вновь, и поймет почему ему её жалко. Но животное – не человек, у него нет такой свободы, а человек часто уподобляется этой Каштанке и зарывает свой талант.

Репетиции, результатом которых бывает выступление, создаёт стимуляцию для работы и накопления знаний у детей в различных гуманитарных областях. Реализация сценария проходит в репетиционном обучающем процессе и в выступлениях, после которых анализируются допущенные ошибки.

В предварительном процессе подготовки подбирается музыка, шьются куклы, готовится реквизит, разучивается текст. Подбираются шумы и музыка. Мы выбрали небольшой отрывок из «Каштанки».        В процессе работы педагог проводит беседы с детьми о жизни и творчестве поэта, о главной идее его творчества.

        Для выступления необходима сценическая приподнятая над залом площадка, которая есть во многих школах. Куклы будут двигаться прямо по полу, т.к. они больших размеров.

Материально-техническая база

  • Декорации – нет.
  • Радиоаппаратура- для реализации шумо-музыкального оформления необходимо наличие аппаратуры, воспроизводящей записи на СД-носителе или флеш-носителе.
  • Светотехника- стандартное освещение, стандартного театрального зала.
  • Костюмы –
  • Черные брюки, черные бадлоны, черные банданы.
  • Серый гусь
  • Чёрная свинья
  • Рыжая Каштанка
  • Белый кот
  • Пистолет
  • Устройство формой буквы «П»
  • Колокольчик
  • Обруч
  • Бич
  • Трубка для курения
  • Программируемый результат
  •  Цель сценической работы – эмоционально-образное освоение содержания рассказа Чехова, углубление осмысления его содержания.
  • Организационный этап.

1.Написание сценария.

Были найдены эпизод  и разучен текст. Для перевода литературного произведения в сценическое долго не придумывалась форма, очень не хотелось, чтоб дети изображали животных пластически именно в этой работе. Стиль Чехова такой изящный и тонкий, что для пластического воплощения требует большого мастерства, которого нет у детей. И, наконец, решение было найдено: кукольный театр.

  1. Подготовка музыкального оформления спектакля:

поиск нужной аранжировки, запись на диск CD-R или флеш-носитель.

  1. Пошив костюмов. Были пошиты вышеописанные костюмы.
  2. Рекламная деятельность.

О спектакле объявлялось по школьной радиотрансляционной сети, а также использовались обычные в таких случаях средства оповещения, т.е. афиши, приглашения, когда

  1. также реклама размещалась на сайтах музеев,в которых мы выступали или на сайтах фестивалей.
  2. Сентябрь — отбор, анализ и обработка материала.
  3. Октябрь — декабрь пробы на роль, репетиции сцен.

Декабрь,январь и др. — показы.

Сценарий.

Чудеса в решете.

Автор Немного погодя опять вошёл незнакомец и принёс с собой какую-то странную вещь, похожую на ворота и на букву П.

(Держит в руке ворота , потом ставит их и укрепляет скотчем) На перекладине этого деревянного, грубо сколоченного П висел колокол и был привязан пистолет; от языка колокола и от курка пистолета тянулись верёвочки.

Незнакомец поставил П посреди комнаты, долго что-то развязывал и завязывал, потом посмотрел на гуся и сказал:(Автор произносит и слова незнакомца).

— Иван Иваныч, пожалуйте!

 Гусь подошёл к нему и остановился в ожидательной позе.(Кукловод выводит гуся).

— Ну-с,— сказал незнакомец, — начнём с самого начала. Прежде всего поклонись и сделай реверанс! Живо! .

Иван Иваныч вытянул шею, закивал во все стороны и шаркнул лапкой. (Кукловод проделывает вышесказанные действия).

— Так, молодец… Теперь умри!

Гусь лёг на спину и задрал вверх лапы. (кукловод гуся проделывает вышесказанные действия).   Проделав ещё несколько подобных неважных фокусов, незнакомец вдруг схватил себя за голову,   изобразил на своём лице ужас и закричал:

— Караул!   Пожар!   Горим!

Иван Иваныч подбежал к П, взял в клюв верёвку и зазвонил в колокол. (Кукловод проделывает вышесказанные действия).

Незнакомец остался очень доволен.   Он погладил гуся по шее и сказал:(автор гладит гуся, от имени незнакомца).

— Молодец,Иван Иваныч! Теперь представь, что ты ювелир и торгуешь золотом и брильянтами. Представь теперь, что ты приходишь к себе в магазин и застаёшь в нём воров. Как бы ты поступил в данном случае?

Гусь взял в клюв другую верёвочку и потянул, отчего тотчас же раздался оглушительный выстрел. (Кукловод проделывает вышесказанные действия). Каштанке (кукловод Каштанки до сих пор внимательно смотрел на происходящее, а сейчас стал двигаться и вилять хвостом).очень понравился звон, а от выстрела она пришла в такой восторг, что забегала вокруг П и залаяла.

— Тётка, на место! —крикнул ей незнакомец. —Молчать! (Каштанка прибежала на место).

Работа Ивана Иваныча не кончилась стрельбой. Целый час потом незнакомец гонял его вокруг себя на корде и хлопал бичом, причём гусь должен был прыгать через барьер и сквозь обруч, становиться на дыбы, то есть садиться на хвост и махать лапками.

(Все эти действия кукловод гуся проделывает)Каштанка не отрывала глаз от Ивана Иваныча, завывала от восторга и несколько раз принималась бегать за ним со звонким лаем.

(Кукловод Каштанки подпрыгивает, завывает и бегает с лаем, музыка)Утомив гуся и себя, незнакомец вытер со лба пот и крикнул:

— Марья, позови-ка сюда Хавронью Ивановну!  Пауза.

Через минуту послышалось хрюканье… Каштанка заворчала, приняла очень храбрый вид и на всякий случай подошла поближе к незнакомцу(кукловод Кащтанки делает описанные действия). Отворилась дверь, в комнату поглядела какая-то старуха и, сказав что-то, впустила чёрную, очень некрасивую свинью.

(появляется кукловод со свиньёй и вступает на арену). Не обращая никакого внимания на ворчанье Каштанки, свинья подняла вверх свой пятачок и весело захрюкала(проделывает описанные действия и хрюкает). По-видимому, ей было очень приятно видеть своего хозяина, кота и Ивана Иваныча.

Когда она подошла к коту и слегка толкнула его под живот своим пятачком и потом о чём-то заговорила с гусем,(кукловоды кота и гуся делают соответствующие оценки) и  в её движениях, в голосе и в дрожании хвостика чувствовалось много добродушия(кукловод свиньи проделывает все описанные действия) Каштанка сразу поняла, что ворчать и лаять на таких субъектов — бесполезно(кукловод Каштанки находит движения выражающие это).

  • Хозяин убрал П и крикнул: (автор убирает «П» и одновременно ведет рассказ).
  • — Фёдор Тимофеич, пожалуйте!
  • Кот поднялся, лениво потянулся и нехотя, точно делая одолжение, подошёл к свинье(кукловод кота ведёт кота указанным образом).
  • — Ну-с, начнём с египетской пирамиды, — начал хозяин(рассказчик-автор делает жест дрессировщика).

Он долго объяснял что-то, потом скомандовал: «Раз… два… три!» Иван Иваныч при слове «три» взмахнул крыльями и вскочил на спину свиньи (кукловод гуся взмахивает крыльями гуся а кукловод свиньи чуть вздрагивает).

 Когда он, балансируя крыльями и шеей,(кукловод гуся заставляет куклу балансировать) укрепился на щетинистой спине,(кукловод кота описанным способом оживляет куклу кота).

Фёдор Тимофеич вяло и лениво, с явным пренебрежением и с таким видом, как будто он презирает и ставит ни в грош своё искусство, полез на спину свиньи, потом нехотя взобрался на гуся и стал на задние лапы. Получилось то, что незнакомец называл египетской пирамидой(все кукловоды пошатывают свои куклы, балансируя равновесие пирамиды). 

 Каштанка взвизгнула от восторга(кукловод Каштанки делает куклой движение подпрыгивания и взвизгивает) но в это время старик кот зевнул и, потеряв равновесие, свалился с гуся.(кукловод кота делает куклой кота движение зевания и спрыгивает).

 Иван Иваныч пошатнулся и тоже свалился(кукловод проделывает движения с куклой гуся). Незнакомец закричал, замахал руками и стал опять что-то объяснять(автор во время рассказа и проделывает жесты – машет руками и показывает то, что должен объяснить, как удерживать равновесия).

Провозившись целый час с пирамидой, (все кукловоды по несколку раз проделывают пирамиду) неутомимый хозяин принялся учить Ивана Иваныча ездить верхом на коте,(кукловоды гуся и кота передвигают свои куклы одну на другой, изображая гуся идущим и кота балансирующего на нём) потом стал учить кота курить (кукловод демонстрирует движением куклы с сигарой курение кота).и т. п.

Ученье кончилось тем, что незнакомец вытер со лба пот и вышел(автор удаляется , делая движение вытирания пота со лба широким жестом) Фёдор Тимофеич брезгливо фыркнул, лёг на матрасик и закрыл глаза,(кукловод кота двигает куклу, издавая звук фыркания).

 Иван Иваныч направился к корытцу,(кукловод гуся ведет его к корыту) а свинья была уведена старухой(по-является старуха, надевает веревку на шею свиньи и уводит свинью, кукловод двигает за ней куклу свиньи).

 Благодаря массе новых впечатлений день прошёл для Каштанки незаметно, а вечером она со своим матрасиком была уже водворена в комнатке с грязными обоями и ночевала в обществе Фёдора Тимофеича и гуся( все кукловоды укладывают своих оставшихся кукол спать в условленном углу, затем занавес и куклы удаляются).

                                                        (Пауза).

Талант!   Талант!

Автор. Прошел месяц(Пауза).

Когда она совсем уже свыклась с новой жизнью и из тощей, костлявой дворняжки обра-тилась в сытого, выхоленного пса, однажды перед ученьем хозяин погладил ее и сказал:(Автор гладит куклу Каштанки и говорит за хозяина):

— Пора нам, Тетка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши. Я хочу из тебя артистку сделать… Ты хочешь быть артисткой?

(Затем отворачивается от куклы и начинает рассказ), И он стал учить ее разным наукам.  В первый урок она училась стоять и ходить на задних лапах, (сопрвождается его жес-тами дрессировщика) что ей ужасно нравилось (кукловод Каштанки совершает с куклой дви-жение, выражающее удовольствие собаки).

Во второй урок она должна была прыгать на задних лапах и хватать сахар,(кукловод Каштанки совершает своей куклой движение стояния на задних лапах и прыжка) который высоко над ее головой держал учитель(автор одновременно делает жест как будто он держит перед куклой кусок сахара).

 Затем в следующие уроки она плясала, бегала на корде,( куловод совершает описанные автором движения своей куклой, воет за собакой, звонит и стреляет) выла под музыку, звонила и стреляла, а через месяц уже могла с успехом заменять Федора Тимофеича в «египетской пирамиде»(Появляются куклы свиньи и гуся и строят с Каштанкой «египетскую пирамиду», в то время как кукловод с котом остается на своем коврике спать и лениво переворачивается). Училась она очень охотно и была довольна своими успехами; беганье с высунутым языком на корде, прыганье в обруч и езда верхом на ста-ром Федоре Тимофеиче доставляли ей величайшее наслаждение. Всякий удавшийся фокус она сопровождала звонким, восторженным лаем, а учитель удивлялся, приходил тоже в восторг и потирал руки(Прыжок через обруч, который держт хозяин-автор)

— Талант! Талант! — говорил он. — Несомненный талант! Ты положительно будешь иметь успех!(Автор говорит Каштанке за хозяина).

  1. И Тетка так привыкла к слову «талант», (каштанка вскакивает и оглядывется) что всякий раз, когда хозяин произносил его, вскакивала и оглядывалась, как будто оно было ее кличкой(кук-
  2. ловод проделывает с куклой Каштанки описанные движения).
  3. Используемая литература.
  1. Чехов А.П.Повести и рассказы в трёх томах.1959 «Каштанка».
  2. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы.1979, Наука.
  3. А. П. Чехов: Очерк творчества. М., 1954
  4. Записные книжки Чехова. М., 1976
  5. Чайка» А. П. Чехова. М., 1980 (Массовая историко-литературная библиотека)
  6. Вопреки всем правилам: Пьесы и водевили Чехова. М., 1982
  7. Чехов . Г.Бердников Москва, «Молодая гвардия», 1978,ЖЗЛ

Готовый читательский дневник Каштанка для 3 класса. В дневнике есть краткое содержание, главные герои, рисунок и читательский отзыв.

Каштанка

Очень краткое содержание «Каштанки» для читательского дневника (А. П. Чехов)

Антон Чехов

Жанр: Рассказ

Слушать

Главные герои:

Каштанка — маленькая рыжая собачка, похожая на лисицу. Сообразительная, и как выяснилось, очень талантливая.

Столяр Лука Александрыч — хозяин Каштанки. Хороший мастер, но большой любитель выпить.

Федор — сын Луки Александровича, который любил Каштанку, но был еще маленьким и не всегда понимал, что можно и что нельзя.

Жорж — цирковой артист, новый хозяин Каштанки, благодаря которому она стала выступать на арене и даже стала популярной у публики.

Молодая собачка Каштанка потерялась и тщетно пыталась найти своего хозяина Луку. Совершено выбившись из сил, она уснула около какого-то подъезда, из которого утром вышел человек и позвал собаку к себе домой, где она познакомилась с котом и гусем.

Спустя некоторое время выясняется, что человек, приютивший собаку, работает клоуном в цирке. А кот и гусь — его напарники по номеру. Каштанка получила новую кличку и теперь ее стали звать Теткой. А спустя месяц она начала обучение трюкам и проявила себя как очень талантливая ученица, схватывая все на лету!

И вот наступил вечер славного дебюта — Тетка должна была впервые выйти на арену. Представление началось! Собака виртуозно выполняла все команды и замечательно завывала под игру на дудке, приводя в восторг всех зрителей.

От представления к представлению все шло своим чередом, однако в самый разгар номера кто-то позвал четвероногую артистку ее старым именем, и Каштанка со всех ног побежала на звук родного голоса. Это были ее прежние хозяева – столяр Лука Александрович и его сын Федя.

Собачка радостно бежит следом за своими хозяевами, за которыми тянулся приятный шлейф привычного родного запаха лака и такого приятного аромата столярного клея.

Что понравилось:

Очень хорошо, что у этого рассказа такая счастливая концовка. Наверняка и столяр, и его сын очень скучали по своей любимой собачке, также как и она по этим хозяевам. И пусть Каштанка стала настоящей артисткой, все равно в глубине души она хотела вернуться туда, где так приятно пахло лаком и столярным клеем.

Рисунок:

Очень краткое содержание «Каштанки» для читательского дневника (А. П. Чехов)

Очень краткое содержание «Каштанки» для читательского дневника (А. П. Чехов)

Краткое содержание рассказа «Каштанка» А. П. Чехова – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Рассказ «Каштанка» Чехов написал в 1887 году. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Каштанки» по главам. Впервые произведение было опубликовано в том же году в газете «Новое время» под заглавием «В ученом обществе». Пересказ подойдет для читательского дневника, подготовки к уроку литературы.

Основные персонажи рассказа

«Каштанка» главные герои:

  • Каштанка (Тетка) – «молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой».
  • Лука Александрыч – столяр, первый хозяин Каштанки.
  • M‑r Жорж – второй хозяин Каштанки, клоун-дрессировщик в цирке; «коротенький и толстенький человечек».

Другие персонажи:

  • Федюшка – сын Луки Александрыча.
  • Федот Тимофеич – дрессированный кот.
  • Иван Иваныч – дрессированный гусь.
  • Хавронья Ивановна – дрессированная свинья.

Чехов «Каштанка» очень краткое содержание

Краткое содержание «Каштанка» Чехов для читательского дневника:

Собачка Каштанка, помесь таксы и дворняжки, живет у пьяницы-столяра Луки Александровича. Столяр бьет и плохо кормит собачку, его сын Федюшка тоже бывает жесток с ней, однако Каштанка все равно предана хозяева.

Однажды, идя с хозяином по городу, Каштанка теряется и оказывается одна на улице. Неизвестный господин замечает бедную собачку (им оказывается клоун-дрессировщик мистер Жорж). Мужчина приводит ее к себе домой, хорошо кормит и оставляет на ночь. Каштанку удивляет, что новый хозяин кормит ее досыта и совсем не бьет.

На следующий день Каштанка знакомится с другими животными, живущими у мистера Жоржа, — котом, гусем и свиньей. Новый хозяин дает Каштанке кличку “Тетка”. Каждый день мистер Жорж по 3–4 часа занимается трюками со своими животными. Каштанке нравится наблюдать за этими занятиями.

Проходит месяц. Тетка (Каштанка) привыкает к новой, сытой жизни. Из тощей собачки она превращается в сытого пса, и хозяин начинает обучать ее цирковым трюкам. Тетка с удовольствием учится.

Хозяин отмечает, что у собачки настоящий талант. В одну из ночей умирает гусь, живущий с Каштанкой в одной комнате. Мистер Жорж грустит и плачет из-за смерти животного.

Тетка тоже тоскует и даже теряет аппетит.

Вскоре мистер Жорж впервые берет Тетку в цирк — выступать вместо умершего гуся. В цирке мужчина переодевается в клоуна и выходит на сцену вместе с котом и Теткой. Мистер Жорж переживает, что трюки с Теткой плохо отрепетированы. Собачка тоже волнуется, но все-таки начинает выступление.

Публика аплодирует. Внезапно в зале раздается крик: “Каштанка!”. Оказывается, в этот вечер на представлении присутствуют старые хозяева собачки — пьяница-столяр и его сын Федюшка. Узнав свою Каштанку, они зовут ее, и та радостно бежит к ним через весь зал. После представления столяр, его сын и счастливая Каштанка вместе уходят домой.

Короткий пересказ «Каштанки» Чехова

А. П. Чехов «Каштанка» краткое содержание:

Потерявшуюся собаку оставляет у себя артист цирка. Он начинает дрессировать псину, но на дебютном выступлении Каштанка встречается с бывшими хозяевами и уходит с ними.

Каштанка — молодая рыжая собака, помесь таксы с дворняжкой — блуждает по улице и пытается найти своего хозяина. Её хозяин — столяр Лука Александрович, исчез, и животное не может напасть на его след.

Когда становится совсем темно, плачущая Каштанка засыпает возле подъезда. Просыпается она от удара открывшейся двери. Человек, открывший дверь, зовёт собаку к себе домой, где кормит её и даёт маленький матрасик для ночлега. Так у Каштанки появляется новый хозяин.

Проснувшись, Каштанка начинает исследовать своё новое жилище. За одной из дверей обнаруживается маленькая комнатка с грязными обоями. В этом помещении псина сталкивается с гусём и котом. Они начинают шипеть на неё.

Происходит небольшая потасовка, в результате которой Каштанка получает от кота лапой по голове, а от гуся удар клювом в спину. Беспорядок прекращает внезапно появившейся хозяин. По его команде животные успокаиваются и занимают свои места.

Немного погодя человек возвращается и приносит странную вещь в виде буквы П, на перекладине которой висит колокол и привязан пистолет. По команде человека гусь Иван Иваныч начинает выполнять различные трюки, за которыми заворожённо наблюдает собака. Затем хозяин зовёт Хавронью Ивановну, и в комнате появляется чёрная, очень некрасивая и очень добродушная свинья.

Следующий трюк под названием «египетская пирамида» гусь выполняет вместе со свиньёй и котом Фёдором Тимофеевичем. С этого момента Каштанка начинает жить в этой комнатке в обществе Ивана Иваныча и Фёдора Тимофеевича, сама же собака получает новое имя — Тётка.

Проходит месяц. Хозяин говорит, что пора и ей учиться. Он хочет сделать из собаки артистку. Занятия проходят успешно, Каштанка легко делает всё, что от неё хотят. Довольный человек отмечает талант своей новой подопечной.

Однажды вечером Каштанка пытается уснуть, но тут раздаётся крик гуся. Приходит хозяин, и выясняется, что на гуся днём наступила лошадь. Иван Иваныч умирает. Смерть гуся очень расстраивает человека, и на его глазах выступают слёзы. Тётка и Фёдор Тимофеевич, ничего не понимая, жмутся к человеку.

В один прекрасный вечер хозяин берёт с собой собаку и кота. Он понимает, что ничего не отрепетировано, и заранее готов к провалу. Человек приносит животных в цирк, где он сам работает клоуном под псевдонимом Mистёр Жорж. В гримёрке он переодевается в клоунский костюм, укладывает кота и собаку в чемодан и выходит на арену. Представление начинается.

Мистер Жорж командует собаке сесть, что она и исполняет, и предлагает Фёдору Тимофеевичу поплясать, затем клоун начинает играть на дудке, а собаке отводится роль певицы, завывающей под её аккомпанемент.

Во время особенно высокой ноты среди зрителей кто-то удивлённо ахает. Это бывший хозяин Лука Александрович вместе со своим сыном Федюшкой. Они начинают звать Каштанку старым именем, и она бежит к ним.

Спустя полчаса Каштанка идёт по улице за своими старыми хозяевами, от которых знакомо пахнет клеем и лаком.

Сюжет рассказа «Каштанка» по главам

Краткое содержание Чехов «Каштанка» с описанием каждой главы:

Глава 1

С утра хозяин собаки Каштанки, столяр Лука Александрыч, взял ее с собой и пошел к заказчику. По дороге мужчина не единожды заходил в трактир и к знакомым. Когда столяр с собакой оказались на «незнакомом тротуаре», мужчина уже был изрядно пьян.

Мимо них прошел полк солдат, играя на ходу. Каштанка, не вынося музыки, «заметалась и завыла» и «бросилась через дорогу на другой тротуар». Когда она опомнилась, хозяина уже не было – ей не удалось его отыскать даже по следу.

«Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас».

Глава 2

Каштанка «от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту». Неожиданно к ней подошел какой-то мужчина и позвал собаку за собой. «Не больше как через полчаса она уже сидела на полу в большой светлой комнате». Незнакомец ел и бросал Каштанке лакомые кусочки.

Перед сном незнакомец принес маленький матрасик, положил его у дивана и сказал собаке спать на нем. Каштанка разлеглась на матрасике и с грустью вспомнила Луку Александрыча и Федюшку.

Мальчик «заставлял ее ходить на задних лапах», сильно дергал за хвост, «давал ей нюхать табаку».

Особенно мучительно было, когда Федюшка давал собаке, привязанный на ниточку кусок мяса, а затем «с громким смехом вытаскивал его обратно из ее желудка». Постепенно Каштанка заснула.

Глава 3

«Когда Каштанка проснулась, было уже светло». Она обнюхала все углы в комнате, зашла в спальню незнакомца, а затем и в ведущую оттуда маленькую комнатку.

Там собака «увидела нечто неожиданное и страшное» – на нее, шипя и растопырив крылья, шел серый гусь. В стороне на матрасике лежал белый кот. Увидев Каштанку, он вскочил и тоже зашипел.

Каштанка залаяла на кота, и тот ударил ее лапой. Услышав шум, проснулся мужчина и разогнал животных.

Незнакомец называл кота Федот Тимофеич, а гуся Иван Иваныч. Каштанку мужчина назвал Тетка.

Глава 4

Немного погодя незнакомец и принес какую-то «странную вещь, похожую на ворота и на букву П. На перекладине этого деревянного, грубо сколоченного П висел колокол и был привязан пистолет». По команде мужчины гусь выполнял всяческие трюки: кланялся, делал реверанс, прыгал через барьер и сквозь обруч, прикидывался мертвым, дергая за специальные веревки, стрелял из револьвера и звонил в колокол.

Затем незнакомец попросил старуху позвать Хавронью Ивановну. Женщина впустила «черную, очень некрасивую свинью». По команде незнакомца животные изображали «египетскую пирамиду»: гусь взбирался на свинью, а кот на гуся. Потом мужчина учил ездить Ивана Иваныча на коте, а кота курить.

Глава 5

Каждый день незнакомец по три-четыре часа тренировал животных. По вечерам мужчина обычно куда-то уезжал с котом и гусем.

Когда Каштанка «совсем уже свыклась с новой жизнью и из тощей, костлявой дворняжки обратилась в сытого, выхоленного пса», хозяин сказал, что будет и из нее делать «артистку». Мужчина научил ее стоять, ходить и прыгать на задних лапах, а затем плясать, «бегать на корде», выть под музыку, звонить, стрелять и даже заменять кота в «египетской пирамиде».

Глава 6

Тетка проснулась от пронзительного крика Ивана Иваныча. Гусь умирал – днем на него наступила лошадь. Расстроенный хозяин пытался напоить гуся водой, но голова птицы «так и осталась лежать в блюдечке». «Когда совсем рассвело, пришел дворник, взял гуся за лапы и унес его куда-то».

Глава 7

«В один прекрасный вечер» хозяин взял с собой Тетку и Федора Тимофеевича: собака должна была заменить покойного Ивана Иваныча. Мужчина сильно переживал, что номер не выучен, было мало репетиций и ничего не получится. Они приехали к «большому странному дому, похожему на супник». Зайдя с животными в маленькую серую комнатку, хозяин загримировался, надел парик и костюм клоуна.

Пришло время выступления хозяина, или как его объявили, M‑r Жоржа. Мужчина спрятал животных в чемодан и вышел. В начале представления мужчина открыл чемодан. Выскочившая Каштанка «забегала вокруг своего хозяина и залилась звонким лаем». Помня предыдущие уроки, собака начала выполнять команды мужчины.

Неожиданно посреди выступления где-то наверху «кто-то громко ахнул» и позвал Каштанку. Собака узнала в кричавших своих бывших хозяев и быстро побежала к галерке. «Спустя полчаса Каштанка шла уже по улице за людьми, от которых пахло клеем и лаком». Все случившееся: учение, цирк «представлялось ей теперь, как длинный, перепутанный, тяжелый сон…».

«Злоумышленник» – юмористический рассказ, в котором писатель поднял глобальные проблемы России образца XIX века: халатность, безответственность, недобросовестное отношение к государственной собственности. В этой статье представлено краткое содержание «Злоумышленника» А. П. Чехова.

Мультфильм Каштанка по рассказу А. П. Чехова

Изображая в рассказе «Каштанка» мир глазами собаки, Чехов поднимает такую важную тему, как взаимодействие человека с животными. Автор показывает, насколько безгранична может быть преданность собаки даже несмотря на то, как относятся к ней хозяева.

Прочитав «Каштанка» Чехов краткое содержание, посмотрите интересный советский мультфильм:

ПредыдущаяСледующая

Краткое содержание рассказа «Каштанка» и отзыв для читательского дневника (А.П. Чехов) | Литрекон

Краткий пересказ рассказа «Каштанка» — это основа читательского дневника. Кроме нее, Многомудрый Литрекон предлагает Вам отзыв, где обозначены главная мысль и мораль произведения. Сюжет «Каштанки» передан им в сокращении, но он подробно освещает все основные события из книги. Кстати, не забудьте про анализ книги. Приятного просвещения!

Кратчайшее содержание (318 слов). Главная героиня рассказа – «молодая рыжая собака — помесь такса с дворняжкой, — очень похожая мордой на лисицу», живет со своим хозяином, столяром Лукой Александрычем. Рассказ начинается с того, что они вдвоем идут разносить заказы клиентам. Ходили они долго: столяр был мастак выпить, так что к концу прогулки пьян был, как сапожник. 

По дороге Каштанка потерялась: им встретился полк солдат. Она бегала, искала хозяина, но его и след простыл. Была зима, собака замерзла и проголодалась.

Когда Каштанка уже находилась на грани отчаяния, ее вдруг приметил незнакомец: из «заказчиков» (собачонка делали всех людей на два сорта: хозяева и заказчики. Хозяева могли ее бить, а заказчиков она сама могла кусать за икры).

  Новый хозяин был добр: он накормил собаку, познакомил с другими обитателями дома и дал отдохнуть.

Так она поселилась у нового хозяина.

Она не могла понять, где ей нравилось больше: у столяра квартира всегда была обильна разными запахами и обставлена мебелью, у «заказчика» же не пахло ничем, мебели было мало, зато кормили отлично и никто не бил. Не было сынка столяра Федюшки, который измывался над нею весьма жестоко: привязывал на ниточку кусочек мяса, давал ей проглотить, а потом вытаскивал, дергая за нить. 

Чуть позже Каштанка знакомится с остальными обитателями квартиры: белым котом Федором Тимофеичем, гусем Иваном Иванычем и свиньей Хавроньей Ивановной. Саму Каштанку заказчик нарекает Теткой. 

Выясняется, что заказчик занимается обучением животных для цирковых представлений. Начинает обучать и Каштанку. Животные привыкают друг к другу и становятся достаточно дружны. 

Вскоре по непонятной причине ночью умирает Иван Иваныч. Весь дом тоскует. Из-за этого события приходится раньше времени вывести Каштанку на представление.

Одним из фирменных номеров незнакомца является пирамида: раньше снизу вверх животные становились в таком порядке: свинья-гусь-кот. Теперь же место Иван Иваныча должна была занять Каштанка.

Однако во время представления Каштанка слышит знакомый голос и без раздумий бросается на звук своего имени. Это ее любимый хозяин Лука Александрыч и его сын Федюшка. Жизнь с незнакомцем же она забывает, как страшный сон.

Отзыв (428 слов). Мне очень понравилось произведение Антона Павловича Чехова «Каштанка», потому что оно заставляет задуматься не только об отношениях человека и питомца, но и о более глобальных вопросах. В частности, о том, что движет Каштанкой: верность или привычка? И что движет людьми, многие из которых поступают так же?

Мое впечатление от прочтения «Каштанки» очень светлое и позитивное, потому что писатель с юмором и свойственным ему знанием человеческой натуры погружает нас в маленькую жизнь, по-человечьи рассказанную от лица рыжей собачки. Каштанка шкодлива, она очень любит и одновременно побаивается своего хозяина.

Попадая домой к клоуну, она сравнивает две квартиры и двух людей. Чехов показывает нам мир так, как видела бы его собака: благодаря хорошему нюху все запахи для нее намного ярче, чем для человека. Перед сном она боится, что хозяин найдет куриную косточку, которую она спрятала за шкафом, и съест.

Она анализирует других животных: гусь Иван Иваныч — «нестерпимый болтун», которого она поначалу сочла очень умным, раз он столько говорит, добродушная свинья Хавронья Ивановна, которой «очень приятно видеть своего хозяина», белый кот Федор Тимофеич, который «недолюбливал жизнь».

Мое мнение о Каштанке определяет отношение к рассказу: главная героиня вызывает не только положительные эмоции, но и желание посочувствовать ее беде, ведь в доме у столяра она терпела многие лишения и муки. 

Все животные, одаренные более чем человеческими переживаниями, удивительным образом ожили в рассказе Чехова. По отзывам современников, Антон Павлович очень любил животных, в особенности собак, и в течение жизни стремился познать устройство их натуры. И в этом смысле он явно преуспел, невозможно не поразиться живости описанных персонажей.

Однако, произведение можно рассмотреть и с другой стороны: как аллюзию на образ «маленького человека», где люди, отказываясь от более богатой, сытой жизни, но в которой нужно проявлять себя и стараться, выбирают жизнь голодную, полную издевательств и лишений, но простую и привычную.

Думаю, это и есть главная мысль рассказа. Каштанка – талантливая собачка, которую могла ждать яркая карьера, не раздумывая, бросается на шею к старым хозяевам, которые ни во что ее не ставят. И забывает, как сон, свою недолгую жизнь у клоуна, который подобрал ее на улице и, возможно, спас от голодной смерти.

Поэтому на вопрос, чему учит рассказ «Каштанка», сложно ответить однозначно. С одной стороны, мы видим любовь и преданность, но с другой — то, что эти свойства собачьего сердца никто не оценит.

Вероятно, мораль рассказа заключается в том, что мы должны ценить верность, привязанность и доброту близких, и неважно, кто они — животные или люди.

Конечно, собаке не могут быть присущи человеческие рассуждения, и речь все же идет о слепой собачьей верности, любви и привязанности. Собачка возвращается в свой привычный мир, и все становится для нее на свои места.

Арсения Смирнова

«Каштанка» краткое содержание для читательского дневника по рассказу Чехова (3 класс) – главная мысль, отзыв, сюжет

  • Краткие содержания
  • /
  • Чехов
  • /
  • Каштанка

Год: 1887 Жанр: рассказ

Главные герои: собачка Каштанка, клоун Мистер Жорж, дрессировщик и владелец собачки Лука Александрыч

Рассказ «Каштанка» повествует читателям о преданной собаке. Каштанка живет не в очень хороших условиях, иногда и вовсе остается без еды.

Однажды она заблудилась в городе и была подобрана местным клоуном, который совсем иначе стал относиться к собаке – кормил ее, ухаживал и готовил к новому выступлению.

Во время дебюта Каштанка увидела старых хозяев и без раздумий вернулась к ним, променяв хорошую жизнь, но в неволе, на верность своим хозяевам. Есть предположение, что Чехов рассказал реальную историю потерявшейся собаки.

Вывод. Рассказ Чехова «Каштанка» станет поучительным не только для детей, но и для взрослых. С точки зрения ребенка — это история о преданности животного, любви и верности, несмотря на плохое отношение к ней со стороны хозяев.

Взрослые же могут сопоставить поведение Каштанки с поведением некоторых людей, которые настолько привязываются к обстоятельствам, что не могут поменять свою жизнь, изменить ее к лучшему, даже тогда, когда такой шанс им предоставляется судьбой.

Краткое содержание «Каштанка» для читательского дневника

ФИО автора: Чехов Антон Павлович

Название: Каштанка

Число страниц: 39. Чехов А. П. «Каштанка». Издательство «Малыш». 1985 год

  • Жанр: Рассказ
  • Год написания: 1887 год
  • Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
  • Кучминой Надеждой Владимировной.
  • Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Основная мысль рассказа

Возвращение домой

После прочтения «Каштанки» кратко становится ясно, что собака предстаёт образцом бескорыстной любви. В своём рассказе Антон Павлович показывает читателю, что никакие жизненные довольства и благополучие не способны удержать по-настоящему любящее сердце.

Сокращённое содержание не способно передать всю гамму чувств и эмоций, которыми наполнены герои произведения. Для полноценного понимания того, что именно хотел показать Антон Павлович Чехов, нужно читать рассказ «Каштанка» полностью.

Главные герои

  1. Каштанка (Тётка) – красивая рыжая собака, очень умная, дружелюбная, преданная.
  2. Лука Александрыч – старый столяр, пьяница, первый хозяин Каштанки.
  3. Федюшка – сын столяра, проказливый мальчик, ради забавы проделывавший с собакой жестокие шутки.
  4. Мсье Жорж – артист, цирковой клоун, дрессировщик, добрый, печальный, задумчивый мужчина.
  5. Обратите внимание, ещё у нас есть:

  Краткое содержание по главам повести «Тарас Бульба» Гоголя

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Каштанка»

Рассматриваемые проблемы

Основной сюжет произведения вращается вокруг взаимоотношений животных и людей. В рамках этой темы затрагиваются серьезные вопросы. Автор касается таких тем:

  1. Проблема доброты. Чуткие люди, способные протянуть руку помощи в трудный момент, — это подарок судьбы. Каштанке повезло, она встретила такого человека, но променяла его в итоге на грубого хозяина.
  2. Вопрос ответственности. Увы, столяр и сын не ценят преданности и любви животного, в результате чего теряют его.
  3. Проблема восприятия окружающего мира. Каштанка сравнивает обстановку нового и старого дома. У дрессировщика вещей практически нет и обстановка бедная, зато он дает много еды. У старого хозяина дом забит вещами, но собака живет впроголодь.
  4. Вопрос сочувствия. Сострадание к чужому несчастью не позволяет собаке ожесточиться в неволе. Это описывает сцена гибели гуся Ивана Ивановича, во время которой Тетке захотелось плакать.

Основная мысль произведения заключается в том, что разделить радость общения с питомцами можно, если предоставить им право выбора, где и с кем жить, не заточая их. Подобное мнение о том, что нужно жить добрее, свободнее и уважительнее друг к другу, проходит сквозь другие произведения автора.

Сюжет

Каштанка была молодой рыжей собакой, помесью таксы и дворняжки. Так случилось, что она потеряла своего хозяина, старого столяра, и теперь блуждала по улицам в попытке отыскать его след.

Наступила ночь, и несчастная Каштанка заснула от усталости возле подъезда. Неожиданно какой-то человек открыл дверь и позвал собаку к себе в дом, где накормил её и дал мягкую подстилку. Так у Каштанки появился новый хозяин и новое прозвище – Тётка.

На следующее утро Каштанка принялась обследовать жилище и обнаружила других жильцов – большого гуся и кота. Между животными началась потасовка, которая быстро улеглась с появлением хозяина.

Немного погодя мужчина принес странный предмет в виде буквы «П», на перекладине которой висел колокол и был привязан пистолет. По команде хозяина гусь Иван Иваныч принялся исполнять разные трюки.

После появилась чёрная свинья Хавронья Ивановна и вместе с гусем и котом исполнила трюк под названием «египетская пирамида». Каштанка была под большим впечатлением от увиденного.

Спустя месяц хозяин сказал, что настало время и Каштанке учиться трюкам. Будучи очень умной, сообразительной собакой, она с лёгкостью выполняла всё, что от неё требовалось, и мужчина был очень доволен своей подопечной.

Однажды ночью раздался крик Ивана Ивановича: днём на него наступила лошадь, и раненый гусь умер. Его смерть очень расстроила мужчину. К этому времени Каштанка уже знала, что его хозяина зовут Мсье Жорж, и он работает в цирке клоуном.

Потеряв своего опытного артиста, Мсье Жорж был вынужден в срочном порядке заменить его собакой. Он понимал, что номер не отрепетирован и заранее был готов к провалу. Надев клоунский костюм, он вышел на арену цирка со своими животными.

Представление шло как по нотам, пока неожиданно кто-то из зрителей не принялся громко звать Каштанку – это был Федюшка, сын Луки Александрыча. Собака радостно бросилась к своим первым хозяевам. Спустя полчаса они вместе шли по улице и Каштанка не верила своему счастью.

Жизнь в доме Мсье Жоржа теперь казалась ей длинным сном.

История создания произведения

Рассказ впервые был опубликован в газете «Новое время» в канун Рождества в 1887 году. При жизни автора он был переведен на чешский, немецкий и венгерский языки. Выдвигается несколько версий истории «Каштанки»:

  • после выхода произведения критик В. В. Билибин говорил автору о том, что Лейкин утверждал, будто бы идея произведения принадлежала ему;
  • артист цирка В. Л. Дуров полагал, что прототипом рассказа стала история, произошедшая с его собакой;
  • писатель и актер В. А. Гиляровский отмечал, что Чехова вдохновило сообщение артиста Васи Григорьева, в котором шла речь о собаке, попавшей в тамбовский цирк;
  • по воспоминаниям друга писателя Е. Т. Ефимьева, прототипом послужила его собака, которая часто сопровождала приятелей во время прогулок на берегу моря.

Если придерживаться версии, высказанной Дуровым, концовка произведения другая, чем в жизни. Дуров, в отличие от мистера Жоржа в рассказе, не желал возвращать собаку владельцам, поскольку считал, что вложил немалые средства в ее обучение. Разрешением спора между прежними и новыми хозяевами занимался суд, который оставил животное новому владельцу.

На жанр и направление произведения значительное влияние оказала любовь Чехова к детям.

Автор трепетно относился к младшему поколению и считал, что вести разговоры с ребятами нужно, как со взрослыми, но доступным языком с использованием литературных форм.

Наиболее подходящим жанром, впитавшим элементы романтики и фантастики, является сказка. Свое произведение Чехов характеризует как «сказка из собачьей жизни». Оно выполнено в реализме — традиционном для автора направлении.

Отзывы читателей

Меня впечатлила верность собаки, которая не всегда чувствовала любовь от своего хозяина. Тем не менее она осталась преданной своей прошлой жизни. Чехов всегда четко выражает основной замысел.

Мария

А. П. Чехов — один из немногих авторов, который посвятил все свое творчество детской литератур. Во время описания какой-либо ситуации он использует простой язык, который понятен детям. Характеристика собаки дает понять, насколько писатель любил животных.

Кирилл

С этой сказкой я познакомилась еще в школе в 4 классе. Мне очень понравилось, как автор передал главную мысль этого произведения. Он посредством своего повествование учит детей проявлять сострадание и сочувствие. Регина

Художественные образы

Каштанка

В качестве главной героини своего рассказа А. П. Чехов выбрал собаку. Критики считают, что автор использовал аллегорию.

В образе собаки нетрудно узнать «маленького человека», мелкого чиновника, мещанина, существа зависимого и не имеющего права голоса. Такому человеку обязательно нужен «хозяин», то есть, тот, кто будет управлять его действиями, его жизнью.

Боль, причиняемая «хозяином», воспринимается не как наказание, а как внимание со стороны «господина», его участие в судьбе «раба».

Сама Каштанка, по словам автора, делит всех людей на хозяев и заказчиков. Первая, немногочисленная категория имела право её мучить. Вторую категорию людей собака могла кусать за икры. Таким образом автор намекает на то, что «маленький человек» также имеет возможность «отвести душу» и кого-нибудь «укусить».

В образе Каштанки Чехов представляет не какого-то конкретного человека, а большинство жителей Российской империи. Автор рассказа видит перед собой мёртвую, инертную массу. «Маленькие люди» постоянно жалуются на свою тяжёлую участь, ругают обижающих их «хозяев», но никак не пытаются изменить свою жизнь.

«Рабы» выбрали путь бесконечных страданий и унижений только потому, что он привычнее и не требует никаких особенных усилий с их стороны. Унижения не так страшны, как отсутствие руководителя.

Ведь в таком случае ответственность за свою жизнь придётся взять на себя, а это слишком трудно для того, кто привык жить чужим умом.

Лука Александрыч

Первый хозяин Каштанки, Лука Александрыч, является типичным представителем разорившегося дворянства, переехавшим жить в город и ставшим столяром. Имя хозяина собаки – Лука – ассоциируется с глаголом «лукавить», то есть, «обманывать», «не говорить всей правды».

Выбрав такое имя, автор решил показать недоброжелательное отношение к своему персонажу. Лука Александрыч олицетворяет собой того самого «хозяина», без которого не представляют своей жизни «маленькие люди». Он груб, жесток, нередко бывает пьян.

Не имея особых радостей в жизни, столяр самоутверждается, унижая более слабого.

Под стать столяру и его сын Федюшка. Несмотря на то, что мальчику ещё не много лет, все его действия говорят о том, что в будущем он станет таким же жестоким и грубым человеком, как и его отец.

В самом конце рассказа на Федюшке можно видеть картуз Луки Александрыча, что можно расценивать как намёк автора на то, что на смену старым «хозяевам» подрастает не менее деспотичное молодое поколение, уже успевшее «надеть отцовский картуз».

Мистер Жорж

В образе клоуна нетрудно рассмотреть представителей прогрессивной интеллигенции второй половины XIX века. Примечательно, что настоящее имя этого человека читатель так и не узнаёт. Имя не имеет для автора никакого значения. Таких людей в стране тысячи, и все они похожи друг на друга.

Несмотря на то, что автор симпатизирует этому персонажу, указывая на его мягкий и добрый характер, он не может сдержать иронии по отношению к Мистеру Жоржу. Новый хозяин Каштанки работает клоуном.

Почему же для положительного персонажа Чехов выбрал такую несерьёзную, не вызывающую особого уважения профессию?

Предлагаем вам прочесть краткое содержание “Смерти чиновника” Чехова. Это рассказ, в котором автор выразил свое негативное отношение к политической системе России того времени на примере одного самовлюбленного чиновника.

Наша новая статья, посвященная рассказу Чехова “Унтер Пришибеев”, повествующем об отставном унтер-офицере, старорежимном самочинном блюстителе порядка, считающем себя вправе во все вмешиваться, всем делать замечания.

Прогрессивная интеллигенция предлагала низшим слоям населения более достойную жизнь. Однако в глазах малограмотных мещан их деятельность выглядит как нелепая клоунада. «Клоунов» никто не ценит.

Они нужны только для того, чтобы развлекать толпу, служа для неё весёлым незамысловатым зрелищем.

Как только у Каштанки появляется возможность вернуться к прежнему хозяину, она немедленно оставляет клоуна и всю ту непонятную жизнь, которую он ей предлагает.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

  • Фото калиныча из рассказа тургенева хорь и калиныч
  • Фото золотого ключика из сказки буратино
  • Фото и видео контент как пишется
  • Фото как пишется с днем рождения
  • Фото золотой рыбки из сказки о рыбаке и рыбке