Фото герасима из рассказа муму

Cочинение сочинения по рассказу и. тургенева муму герасим это мужик, который принадлежал старой барыне. он жил в деревне, но

Cочинение «Сочинения по рассказу И. Тургенева “Муму”»
Герасим — это мужик, который принадлежал старой барыне. Он жил в деревне, но потом его забрали в город. Выглядел он угрюмо: большой, здоровый, крепкий. Но у него был один очень большой недостаток: он был глухонемым. Герасим работал дворником и был очень трудолюбивым. Жил он в каморке, где сам же построил себе кровать, стол и стул.
В Москве ему понравилась только одна девушка, ее звали Татьяна. Она тоже работала во дворе прачкой. Но Татьяну вскоре выдали замуж за пьяницу Капитона. Этого захотела барыня, а не они. Герасим пережил большую трагедию.
Спустя год он прогуливался вдоль реки и спас тонущую собачку. Она ему очень полюбилась, и он назвал ее Муму.
Муму жилось хорошо, но однажды ее увидела барыня. Для Муму это закончилось несчастьем. Герасиму пришлось утопить Муму. После этого Герасим ушел со двора барыни. Герасим ушел, потому что он больше не мог жить среди людей барыни без друзей.
Я считаю, что беды Герасима из-за того, что он был глухонемой и не мог полноценно жить среди людей.
Cочинение «Драматическая судьба Герасима в рассказе «Муму»»
Во многих повестях и рассказах И.С.Тургенева воплотились лучшие черты его могучего таланта: превосходное знание жизни, глубокое проникновение в сущность действительности, умение распознать в сложных явлениях жизни наиболее характерные, типические черты и воспроизводить их в законченных, реалистических образах, прочное убеждение в том, что основу художественного произведения всегда составляет мысль, идея, воодушевляющая автора, дающая определенную оценку изображаемым явлениям действительности. Повесть «Муму» была написана Тургеневым в 1852 году. Рассказывая о драматической судьбе глухонемого богатыря Герасима, автор восставал против тех, кто отказывался признавать в крепостном человека, он протестовал против жестокой тирании помещиков.
История одинокой жизни Герасима и его трогательной любви к Муму, которая скрасила его безрадостное существование, заканчивается волнующей картиной, когда Герасим своими собственными руками топит собаку в реке. Рабское смирение, выработанная веками привычка покоряться господской воле — вот что определяет поведение Герасима в этом эпизоде. И только пережитое душевное потрясение пробуждает в нем 304 литература скрытую искру протеста, толкает его на самовольный уход в деревню. Повесть «Муму» не только возбуждала чувство жалости к судьбе закрепощенного народа, но и заставляла, по словам А.И.Герцена, «дрожать от бешенства при изображении этого тяжелого, нечеловеческого страдания».
В основе содержания повести «Муму», как известно, лежала действительная история немого дворника Андрея, крепостного Варвары Петровны Тургеневой (матери писателя). И это не было случайно: Тургенев, как подлинный художник-реалист, всегда создавал свои произведения на материале реальной действительности, внимательное изучение которой он считал первой обязанностью писателя. Прав был Белинский, который еще в 1847 году так определил «призвание» Тургенева: «…Наблюдать действительные явления и передавать их, пропуская через фантазию; но не опираться только на фантазию».
Cочинение «Почему Герасим утопил Муму? (по рассказу И.С.Тургенева)»
Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева “Муму” меня очень поразил. Когда Герасим убил собачку, я не могла
сдержать слез. А как же было тяжело ему самому! Ведь он вырастил Муму из маленького щенка. Это единственное существо, которое любило Герасима, да и он успел привязаться к собачонке. Но Герасим был крепостным и вынужден выполнять все приказы и капризы свой госпожи.
Я задаю себе вопрос: “Почему же Герасим не ушел в деревню с Муму?”. Он не посмел ослушаться барыни, но и не захотел жить в доме, где распоряжаются жестокие и бесчеловечные люди. А барыня опять нашла виноватых, чтобы выгородить себя.
Крепостное право унижало не только крестьян, но и губило и самих помещиков, приучало их к безнаказанности.
В рассказе Тургенева “Муму” мы видим барыню, которая думала только о себе, своем покое, а другие люди должны были ей угождать, выполняя любую ее прихоть. Против такого порядка вещей выступает писатель. Он был честным человеком и не мог мириться с крепостным правом.
Cочинение «Изображение жестокости господ по отношению к крепостным людям в рассказе И. С. Тургенева «Муму»»
Иван Сергеевич Тургенев не только великий русский писатель, но и активный защитник слабых, униженных и обездоленных. Еще маленьким мальчиком он наблюдал жестокое и несправедливое обращение своей властной матери-помещицы с крепостными людьми, да и других примеров вокруг было предостаточно. Став взрослым и получив хорошее образование, И. С. Тургенев полностью посвятил себя литературе и на страницах своих произведений постарался максимально честно и открыто выразить свое отношение к крепостному праву.
Читая рассказ «Муму», мы знакомимся со многими людьми — героями описываемых событий. Это и «славный мужик» Герасим,и робкая прачка Татьяна, и сообразительный дворецкий Гаврила, и опустившийся башмачник Капитон Климов, и многие другие.
Много горя и обид узнал в своей жизни каждый из них, но самое удивительное то, что судьбы всех этих людей полностью отданы в руки капризной, обидчивой, властной и глупой барыни, любое изменение настроения которой может стоить даже жизни крепостному. Окруженная льстивыми и трусливыми приживалками, барыня никогда не задумывается о том, что у подневольного человека может быть гордость и достоинство. Обращаясь с крепостными, как с игрушками, она по своему разумению женит их, переселяет с места на место, казнит и милует. Приспосабливаясь ко вздорному характеру барыни, челядь становится хитрой, изворотливой, лживой или же запуганной, трусливой, безответной. Самое страшное то, что никто и не пытается ничего изменить, потому что такое положение вещей — принятая всеми норма. И если жизнь крепостных сера и однообразна, то жизнь барыни — «нерадостна и ненастна». Не было, нет и никогда не будет у нее друзей, любимых и даже по-настоящему близких, потому что и не нужны ей честность и откровенность, не знает она, что это такое.
Когда читаешь произведения, рассказывающие о жестокости крепостничества, кажется невероятным, что отменено оно было всего лишь каких-то 150 лет назад. И очень многое для этого сделали именно писатели, бесстрашно выступавшие против крепостного права.Такие,какИван Сергеевич Тургенев.
Cочинение «Краткая характеристика произведения “Муму”»
Жанр этого произведения — рассказ. Завязка. В Москву привезли из деревни глухонемого Герасима. Он стал дворником у барыни. Развитие действия. Самодурство барыни ломает судьбу Герасима. Сначала крестьянина срывают с земли, привозят в город, заставляют делать чуждую ему работу. Потом по прихоти барыни выдают Татьяну, полюбившуюся Герасиму, замуж за пьяницу Капитона. В конце концов лишают Герасима единственного дорогого существа — Муму. Кульминация. Барыня приказала убрать собаку со двора. Развязка. Герасим исполнил приказ барыни, утопил в реке Муму и ушел обратно в деревню.
Герасим до приезда в город жил в деревне, занимался нелегким крестьянским трудом. Эта работа не только кормила его, но и доставляла удовольствие. Он, «будто сам, без помощи лошаденки», с легкостью пахал неподатливую землю и вообще напоминал богатыря. Смена образа жизни не радует. Тургенев с помощью образов природы объясняет, насколько тяжело для Герасима его новое положение. То герой рассказа похож на быка, которого везут неизвестно куда, и он при всей своей мощи и силе не в силах изменить свою жизнь, то часами лежит во дворе барского дома лицом вниз, как пойманный зверь. Понять характер Герасима помогает и описание интерьера его каморки: «истинно богатырская кровать» на четырех чурбанах, маленький, но очень прочный столик, трехногий стул — все было сделано им самим. Герасим улыбается, видя, что стул не теряет своей устойчивости даже после ударов о землю.
Герой рассказа — крепостной крестьянин, собственность барыни. Этот факт очень важен для его характеристики. Он обязан приносить своей хозяйке пользу и не докучать какими-то своими желаниями. Его внимание к Татьяне, прачке из многочисленной дворни, его хозяйке совсем не интересно.
Герасим выделяет Татьяну из всего окружения, потому что сердцем умеет угадывать тех, кому может понадобиться его помощь и защита.
Любовь Герасима к несчастному спасенному щенку, найденному в день расставания с Татьяной, возникает сразу и надолго. Устроив свою находку, Герасим заснул каким-то очень светлым, счастливым сном. Муму отвечает Герасиму вниманием и любовью.
Почему Герасим все-таки выполняет волю вздорной барыни? Он человек подневольный и, как всякий крепостной, должен беспрекословно выполнять барский приказ. Он не может даже жениться по своему выбору. Выполнив приказ убить Муму, он лишился последнего, что ему было дорого. Герасим бунтует, уходит из города, от барыни, возвращается в родную деревню. Это волевой поступок смелого и решительного человека. В образе Герасима воплощена мысль о том, что чувство собственного достоинства присуще человеку независимо от его происхождения, этот образ проникнут авторским сочувствием.
Барыня — вздорная, своевольная, властная женщина. Капризы, смена настроения, самодурство руководят ее поступками. Ради развлечения она решает затеять свадьбу Татьяны и Капитона, а увидев, что ничего из этой затеи не получилось, отсылает их с глаз долой. Интерес к Муму сменяется гневом и желанием избавиться от нее. Барыня считает себя вправе рас-
поряжаться чужими судьбами. Любая отдельно взятая жизнь для нее ничего не значит. К счастью для Герасима, она расценила его уход только как неблагодарность и не стала разыскивать беглеца и учинять суд.
Наблюдая за судьбами героев рассказа, можно представить себе жизнь крепостных крестьян в России того времени. Тургенев показывает, что крепостное право уродует не только крестьян и дворовых, но и самих господ. Глухонемота Герасима не только его собственный изъян. Это знак невозможности выразить себя, быть услышанным.
Cочинение «Герасим и Муму»
Выдающийся реалист, мастер психологического анализа и пейзажной живописи Иван Сергеевич Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литературы. Его произведения имели яркую антикрепостническую направленность, в них он показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянства. В рассказе “Муму” мы читаем о том, как крепостной крестьянин Герасим по приказу барыни убрать из ее двора собаку, утопил единственное близкое ему живое существо. Он подчинился воле помещицы-самодурши, но после этого не смог жить в доме барыни и сам. Он целиком осознавал всю греховность своего поступка, ведь он нарушил одну из священных заповедей — “Не убий”. Никто не имеет права отнимать жизнь у другого живого существа, особенно если ты сильнее. Беззащитная Муму была предана глухонемому Герасиму, она единственная скрашивала его одинокую жизнь. А все мы “…в ответе за тех, кого приручили” и совершенно неважно, человек это или животное.
Крепостное право делало помещиков жестокими. Их существование отравляла безнаказанность поступков. Они обращались с крепостными как с быдлом, рабочей скотиной, и как будто даже не подозревали, что в любом человеке есть душа. И она способна страдать. Герасим не вынес насилия над своей личностью и окончательно замкнулся в себе, самовольно покинув барский дом и вернувшись в деревню. Больше он никак не мог ответить на бессердечный приказ барыни.
Любому народному терпению приходит конец. И возмездие ждет любого, кто был несправедлив к людям. В рассказе “Муму” это только подразумевается, но мы, живущие столетием позже Тургенева знаем, как страшен бывает народный гнев, и в какие он выливается революции.
Cочинение «Образ и характеристика Герасима в рассказе Тургенева «Муму»»
Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева « Муму». Я бы даже сказала, что он единственный герой этого произведения. Глухонемой рослый богатырь не только внешне отличается от окружающих. Хозяйственный и работящий, Герасим сохраняет в себе доброе, чуткое к чужой беде сердце, по-русски широкую деревенскую душу, невиданное для периода крепостного права чувство собственного достоинства. По словам Тургенева, «могучий, как дерево… на плодородной земле», он любил землю, хозяином которой не был. Все, что ни делал этот «славный мужик», совершалось им просто и искренне, от всей души. Работать — так работать, любить — так любить.
Нежными и трогательными были чувства великана Герасима к Татьяне, которую по приказу барыни выдали замуж за пьяницу-башмачника. После горького разочарования в любви глухонемой безоглядно привязался к найденной им собачке:«ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей». Но и эта безобидная привязанность была разрушена своенравной барыней. И все же горести и беды не сломили могучего богатыря. Герасим оставил город, принесший ему столько горя, и вернулся в родную деревню — к земле, деревенскому быту, ко всему, что всегда было дорого его сердцу. И в этом его сила и его победа над превратностями судьбы крепостного крестьянина.

Похожие статьи:

Учебный зал > СОЧИНЕНИЯ по роману М. Шолохова “Тихий Дон”Учебный зал > СОЧИНЕНИЯ по творчеству М. ГорькогоУчебный зал > СОЧИНЕНИЯ по роману Лермонтова “Герой нашего времени”Учебный зал > СОЧИНЕНИЯ по творчеству А. И. КупринаУчебный зал > СОЧИНЕНИЯ по роману А.С. Пушкина “Евгений Онегин”

При изучении рассказа Муму главные герои заслуживают особого внимания. Ученикам 5 класса нужно детально изучить характеристики каждого персонажа. Эта информация обязательно пригодится при написании сочинения по этому интересному произведению. Также данные сведения стоит занести в читательский дневник.

Тургенев: Муму главные герои

В произведении Муму главные герои и главная мысль тесно связаны друг с другом. Изучив характеристики каждого персонажа получится понять суть этого рассказа и написать по нему развернутое сочинение.

Герасим

Изучая главных героев Муму и их характеристику, особое внимание следует уделить именно Герасиму. Это имя главного героя Муму. Герасим – малообщительный мужчина среднего возраста с достаточно сложным характером. Обусловлено это тем, что он с самого рождения поражен страшным недугом. Мужчина глухонемой.

Герасим – главный герой Муму. Это характерный богатырь. Он обладает внушительной силой, очень усердный и трудолюбивый. Мужчина сильно привязан к совей родной земле, но барыня его заставляет жить в ненавистном и весьма непонятном для простолюдина городе.

Главный герой рассказа Муму Герасим отличается покладистостью и спокойствием. Правда, после всех тех несчастий, которые с ним происходят из-за барыни, он все-таки решается на бунт.

Герасим общается с людьми исключительно с помощью жестов. Он живет в каморке и никого туда не пускает. По этой причине другая прислуга его несколько побаивается. При этом дворник превосходно справляется со своими обязанностями, добросовестно выполняет работу. Ему известны и собственные права. Мужчина довольно суровый и серьезный, на дух не переносит пьяниц.

В какой-то момент он находит в воде крошечного щенка, которого называет Муму. Мужчина ухаживает за собакой, привязывается к ней. Правда, он настолько боится свою хозяйку, что не может ослушаться и сам убивает своего питомца.

Барыня

Барыня также является главным героем Муму, но отрицательным. Это весьма упрямая, невероятно капризная и своенравная женщина. Характер у этого главного героя Муму нельзя назвать спокойным. У старухи резко меняется настроение. Именно ее прихоти и привели к трагическому повороту событий.

Несмотря на все это, женщина хозяйственная и очень требовательная. Она превосходно справляется с огромным домом. Основной же чертой ее характера считается стремление вершить судьбы других людей, которые ей подвластны. Она сгубила немало судеб, проявляя явную деспотичность.

Старуха является зажиточной помещицей. Ее супруг давно скончался, она живет в уединении и покидает родные пенаты крайне редко. У нее есть дочери. Но они уже довольно давно создали свои семьи и проживают вдали от старухи. Также у барыни есть сыновья. Они служат где-то на территории Петербурга.

МуМу

Говоря о том, как звали главного героя, не сложно понять, что именно в честь него и названо произведение. Речь идет об очень преданной и невероятно ласковой собаке породы спаниель, которую Герасим спас от смерти. Она очень добрая и вызывает явную симпатию.

Все, кто живет во дворе, очень любят эту собачку. Муму позволяет им себя гладить, но при этом остается преданной лишь своему хозяину. Она опасается и проявляет явную неприязнь лишь к главной героине рассказа Муму, а именно барыне. Когда собака попадается ей на глаза и не хочет подчиняться, то вызывает у старухи гнев. Она приказывает немому Герасиму утопить Муму. Как раз эти события и оказали влияние на судьбу мужчины. Ведь эта собачка привнесла в его монотонную жизнь некую радость.

Второстепенные герои повести

Изучив кратко главных героев Муму, нужно уделить внимание и второстепенным персонажам. Они в данном произведении также имеют немаловажное значение. Ведь находятся в постоянном контакте с главными героями произведения Тургенева Муму.

Татьяна

Татьяна работает прачкой. Она очень бедная, но при этом весьма безответственная. Ей приходится терпеть постоянные издевательства и явные унижения. К ней очень сильно привязался Герасим. Именно он начал проявлять заботу о ней.

Правда, барыня распорядилась ее судьбой несколько иначе. Она заставила Татьяну связать себя узами брака с пьяницей Капитоном. При этом жизнь девушки, которая и раньше не приносила никакой радости, становится еще более печальной. Ее судьба оказывается окончательно погублена.

Гаврила

Гаврила служит у старухи дворецким. Это достаточно простой мужчина. Правда, он может пойти на различные хитрости, лишь бы получить определенную выгоду. Мужичок по своей натуре не злобный. Не смотря же на это, он способен пойти даже на подлость, чтобы угодить деспотичной старухе.

Как раз по его вине барыня вмешивается в отношения между Герасимом и Татьяной. Гаврила отдает приказ, чтобы немой дворник расправился со своим питомцем. В таких поступках отчетливо просматриваются негативные черты данного персонажа. Поэтому назвать его положительным героем нельзя.

Капитон

Капитон также служит при дворе у старухи. Он работает башмачником и явно злоупотребляет алкоголем. В молодости же Капитон был весьма неглуп и получил образование. В дальнейшем же попросту спился.

Деспотичная старуха пытается направить его на верный путь и с этой целью заставляет насильно жениться на Татьяне. Правда, после этого в жизни башмачника ничего не меняется. Он начинает употреблять алкоголь в еще большем количестве. Тогда барыня решает избавиться от него и заставляет уехать вместе с новоиспеченной супругой в деревню. По сути, она отправляет их на явную гибель. Правда, это мало волнует деспотичную особу.

Узнав, какими характеристиками обладают главные и второстепенные герои Муму, понять суть этого произведения и написать по нем сочинение будет существенно проще. Причем внимания в данном случае заслуживают все без исключения персонажи. В противном случае оценить весь трагизм сложившейся ситуации и понять, что привело к такому повороту событий, попросту не получится.

Рассказ был написан в 1852 году, без малого 170 лет назад. В революционную эпоху эта история, конечно, нужна была новому государству для возбуждения и поддержания в юных и не очень душах ненависти к крепостничеству, как порождению царского режима. Рассказ Тургенева «Муму» издавался отдельным изданием и в 1917-м, и в 1918-м, и в последующие годы, а затем прочно, на сто лет, поселился в школьной программе. Видимо, по мнению первого придумавшего ввести «Муму» в школьную программу, советский строй сильно выигрывал перед ужасами царского режима. Объективности ради стоит сказать, что в гимназические хрестоматии (для чтения по желанию) она попала уже в восьмидесятых годах 19 века, после отмены крепостного права. Все-таки судьба рассказа уникальна: сначала царское правительство его боялось – «возбуждает недовольство крепостным правом», потом поощряло – «возбуждает недовольство крепостным правом», и советскому государству он пригодился на тех же основаниях. А теперь, когда всякого рода стереотипные взгляды на классику и ее преподавание вроде бы пересматриваются, оказалось, что небольшой рассказ Ивана Тургенева полон самых разных, в том числе и глубоких философских смыслов. Как говорит Дмитрий Быков, вопрос «Зачем Герасим утопил Муму?» ‒ это третий вопрос русской литературы после «Кто виноват?» и «Что делать?».

Во всяком случае, этот вопрос занимает умы уже 170 лет. Радует, что в профессиональной среде предположения о том, что же «хотел сказать автор», уже не так однозначны, как прежде. И версии предлагаются одна интереснее другой. А главное, в том, что рассказ не детский и смыслы его младшим детям непонятны, все практически единодушны.

Но вот парадокс – составители школьных программ и учебников почему-то не в курсе этих мнений. Правда, составители некоторых новых учебников решились на новаторство – предлагают изучать «Муму» в 6 классе! Но с той же системой вопросов, которая должна привести к пониманию поступка Герасима как «освобождения». Да еще и предвосхищают закономерную реакцию детей вопросом: «Как вы думаете, почему Герасим не мог уйти вместе с собакой в деревню?» Я считаю, что такого рода вопросы блокируют последнюю возможность ребенка иметь собственное мнение, а значит, и приблизиться к тому философскому смыслу, который несомненно есть в этом рассказе. Хотя какие уж философские смыслы, когда половина класса рыдает, а те, кто уже заблокировал свои чувства от ударов русской классики, автоматически расскажут учителю все, что положено рассказать по учебнику. Да, я знаю школы, где мудрые учителя не испытывают детей на прочность чтением «Муму», есть и один учебник, где достойные авторы как-то смогли обойтись без «Муму». Но это только две школы и один, совсем не массовый, учебник.

А массовой школе нет дела до переживаний реальных детей. И даже до того, что так и начинается неприязнь к классике. Встречаются еще и пафосные рассуждения, что грубым детским сердцам полезно очищение слезами. Но что если эти слезы чаще не смягчают сердце ребенка, а наоборот, ожесточают, закрывают? И потом психотерапевтам и душепопечителям приходится открывать такие сердца, уже взрослые, заново.

Я, вполне взрослый человек и уже опытный читатель, не понимаю самого важного про школьный взгляд на «Муму». Как можно в поступке Герасима видеть освобождение? От чего можно освободиться, намеренно убив свою единственную любовь? Как можно уже 170 лет восхищаться Герасимом и его поступком? Автор, мол, сказал, что Герасим «замечательный» человек. А автор всего навсего имел в виду, что Герасим «заметный, отличающийся от других» ‒ это устаревшее значение слова «замечательный», которое Тургенев часто использует. Да и вообще Иван Сергеевич Тургенев не такой автор, чтобы человека и его поступки как-то однозначно оценивать. Уж учителям это должно быть известно. Может, и известно, но сочинениями на тему «В чем нравственная сила Герасима» и т.п. интернет полон. Значит, они востребованы.

Мне Герасима жалко, я ему глубоко сочувствую. Он выбрал жизнь спокойную, но не человека, а робота. Поэтому я одобрить его решение не могу. И согласиться с авторитетными мнениями, что рассказ заканчивается «оптимистично», тоже не могу.

Да ведь и большинство школьников чувствуют и понимают именно так, хотя многие ненавидят несчастного Герасима. Учебные пособия для учителей говорят, что пятиклассникам свойственно наивно-реалистическое мышление и они неправильно, неглубоко понимают и чувствуют этот текст школьного канона. Нужно системой вопросов привести детей к единственно верному пониманию текста Тургенева. Но мы видим, что усилия учителей и учебников совершенно напрасны. Огромное количество мемов, анекдотов про Герасима и Муму и стихов «по мотивам» говорит о том, что школа, как ни старалась, способность самостоятельно мыслить и чувствовать убила не у всех. Пусть даже все это народное творчество ‒ просто защитная реакция на непонятное и болезненное. Наверное, противоречие между навязываемым школьной программой текстом и его пониманием глубже всех выразил Алексей Кортнев в своей популярной песне «Зачем Герасим утопил свою Муму». Песню эту кто только не исполняет, даже хор МВД. Вроде бы и шуточная, пародийная, она невероятно точно отражает то наивно-реалистическое восприятие, которое свойственно, вроде бы, младшим школьникам, но в котором, получается, по каким-то причинам застряли многие взрослые:

За что Герасим утопил Муму?
Я не пойму, я не пойму.
В каком бреду он был, в каком дыму?
Ведь не к добру, не по уму.
Что он за чувства чувствовал внутри,
Пока она пускала пузыри?
… … … … …. … … … … … …
…Он привязал к Муме два кирпича ‒
Глаза садиста, руки палача…
… … … … … … … … … …
…Не зарекайтесь, люди, от чумы,
Сумы, тюрьмы и участи Мумы…

Алексей Кортнев очень точно говорит не только о непонимании мотивов поступка Герасима, но и об ощущении безысходности, которое оставляет «изучение» этого текста в 10‒11 лет. (И, добавлю, сопровождает многих во взрослой жизни.)

Уже совсем не иносказательно, а вполне аргументированно и убедительно рассказала не только о невозможности понимания, но и о большой психологической травматичности встречи с «Муму» в таком возрасте известный психолог Людмила Петрановская:

«…Вот этот последний крохотный кусочек надежды на материнскую любовь, зависимую субличность безрассудно надеющегося на чудо и милость ребенка, Герасим и топит, а сначала заботится о ней, прощается и оплакивает. Как оно и бывает в терапии. Теперь он может уйти, он больше не привязан ‒ ни в каком смысле. И больше не ребенок. <…>

Хорошо, когда удается осмыслить свой опыт в образах, выговориться, разыграть по ролям внутреннюю драму своей души. Тогда можно уйти, пусть с потерями и ранами, но все же освободиться. И прожить свою, непростую, не очень счастливую, но свою жизнь, со своими чувствами и своими выборами. <…>

Возвращаясь к детям и чтению — “1984” мы дали ребенку читать в 14. А “Муму” и в 14 рано, потому что семейные ужасы страшнее ужасов режима».

Вполне возможно, что Муму действительно построена на непроговоренных мотивах Герасима, которые остаются тайной для читателя. Получается, что Герасим проходит в некотором роде обряд инициации и тем освобождается.

Звучит убедительно. Но только почему же так больно и невозможно принять смерть Муму от рук Герасима? Нет радости за него. Я уже говорю о себе, а не конкретном или гипотетическом пятикласснике.

Есть еще и другое мнение, которое, как мне кажется, тоже стоит принять во внимание, если есть задача понять оглушительную болезненность «Муму» для некоторых детей. Дети, как правило ассоциируют себя с героями произведения. С кем можно ассоциировать себя в этом рассказе? Конечно, с Муму. (Все-таки ассоциировать себя с Герасимом смогут более старшие, да и то немногие.) Маленькое, беззащитное, доверяющее своему взрослому, бесконечно любящее его, полностью зависимое от него существо. Это кто? Ребенок, конечно. В 10‒11 лет он еще такой, потребность отделиться от родителей появится несколько позже. А еще это красивая, даже изящная, умная и преданная собачка по кличке Муму. И вот какой-то взрослый сознательно или бессознательно (одно только очевидно ‒ что для решения своих собственных проблем) решает это существо убить. Что из того, что ему тяжело это сделать, что из того, что он неподдельно страдает? Главное, что он убивает доверившуюся ему жизнь. Легко такую вероятность примерить на себя?

Школьный и «официальный» образ Герасима поддерживался не в последнюю очередь книжными иллюстраторами (например, Игорем Пчелко) и художественным фильмом 1959 года. Герасим там полон собственного достоинства, величия и внутренней силы. Такой народный богатырь из эпоса. Но дело в том, что если бы Герасим был таким, каким его до сих пор ‒ наверное, следуя традиции, ‒ изображают художники, то он скорее утопился бы сам, или утопил бы барыню, или… Как утверждает моя племянница-восьмиклассница, она знает 7 вариантов того, что мог бы сделать Герасим. И все эти 7 вариантов, по ее мнению, гораздо логичнее авторских.

Мне думается, что если бы «Муму» читать лет так с 14, то можно поговорить с ребятами о важных и актуальных для них вещах: насилии власти и семьи, самоопределении, выборе жизненного пути, жизненных и семейных ценностях, настоящей любви и настоящей литературе. И обсудить с ними самые интересные варианты ответа на «третий вечный вопрос» русской литературы. И если собака ‒ это символ, то что же утопил Герасим?.. Кажется, Дмитрий Быков прав, и «Муму» ‒ одно из важнейших философских сочинений русской литературы.

А вот как мне рассказать сейчас дочке (да и любому из ее ровесников), что Герасим, утопив Муму, возможно, утопил свою душу, я не знаю. Что для нее больнее – когда топят собаку или свою душу? Вариант про «душу» предложил Дмитрий Быков. Мне он очень созвучен. И для меня он и есть объяснение моей боли от этого рассказа.

Наталия Соляник

В оформлении статьи использована иллюстрация Игоря Пчелко к рассказу Тургенева «Муму»

_______________________________________

Некоторые издания рассказа Ивана Тургенева «Муму»:

Муму. Рассказы и сказки »

Муму: рассказы и повести »

Фотографии

Добавить фотографию

Источник: http://rutraveller.ru/place/91661

Муму

Рассказ, названный именем собаки – визитная карточка Ивана Сергеевича Тургенева. Герасим и Муму властно заслонили собой и Евгения Базарова из романа «Отцы и дети», и, тем более, Алексея Нежданова из романа «Новь». Немой крепостной и его собака стали своего рода мемом и прочно вошли в наш культурный код. Иные даже не читали этого рассказа, но кто такой Герасим, и какая смерть настигла Муму, знают и они тоже. Разумеется, фигура Герасима трагична, но собака вызывает гораздо больше сочувствия.

Словом, нет ничего удивительного, что именно Муму стала объектом внимания тех, кто хотел увековечить персонажей Тургенева в бронзе. Причём трижды. И самое забавное здесь – место установки первого памятника этой собаке.

Режиссёр Юрий Грымов в процессе работы над одноимённым фильмом по рассказу Тургенева, решил, что Муму вполне достойна памятника. Однако его попытки договориться с общественными организациями Москвы ни к чему не привели – везде был получен отказ. И тогда режиссёр обратился к мэру французского города Онфлёр. Именно там Тургенев встречался с французским классиком Ги де Мопассаном. По большому счёту, это был жест отчаяния – в то, что французы пойдут навстречу, надежд почти не было.

Однако ответный факс был лаконичен: «Согласны. Приезжайте. Устанавливайте». Так в 1997 году в Нормандии появился памятник русскому литературному персонажу. Памятник Муму, установленный в одном из прудов Онфлёра, пришёлся французам по сердцу, тем более что минский скульптор Владимир Цесслер оптимистично изобразил её в виде русалки – с рыбьим хвостом. Давая тем самым понять, что симпатичная собака погибла не окончательно.

Второй памятник Муму установили в Санкт-Петербурге, 25 марта 2004 года, приурочив его открытие к 150-летию выхода рассказа Тургенева в свет. Москва, которая могла бы стать в этом почётном ряду первой, обратила внимания на Муму лишь в 2018 году – маленькая скульптура установлена во дворе Дома-музея Тургенева на Остоженке. Впрочем, и здесь персонаж привязан к автору – открытие памятника приурочили к 200-летнему юбилею Тургенева.

Источник: http://aif.ru/culture/book/otlit_v_literature_kakie_personazhi_nashey_klassiki_udostoilis_pamyatnikov

Описание места

Памятник Му-Му в Онфлёре – это один из наиболее скромных памятных монументов города. Он посвящен собачке Му-Му – знаменитому персонажу рассказа И. С. Тургенева. Сам памятник изготовлен из бронзы. Он был установлен по просьбе Юрия Грымова, который являлся режиссером одноименного фильма. Это место было выбрано отнюдь не случайно. Тургенев бывал в Онфёлере, где он неоднократно встречался со своими друзьями.

По некоторым предположениям стало известно, что доведенный депрессией до отчаяния писатель Мопассан пытался именно здесь совершить суицид. Вот почему второе название монумента – «Памятник одиночеству и любви». Он окружен великолепной растительностью и выглядит изумительно, привлекая огромное количество посетителей.

Источник: http://rutraveller.ru/place/91661

Дама с собачкой

Памятник установлен в год столетия со дня смерти Антона Чехова, в Ялте, где писатель провёл последние годы жизни, и где написал одноимённый рассказ. Вообще-то, если по совести, то главным героем рассказа является вовсе не Анна фон Дидериц, та самая дама с собачкой, а москвич Дмитрий Гуров, который заводит с этой дамой курортный роман. Однако в композиции ялтинского памятника места Гурову не нашлось. Пару даме с собачкой составил сам Чехов.

С другой стороны, всё не так уж однозначно. Возможно, авторы памятника – архитектор Юрий Иванченко и скульпторы Геннадий и Фёдор Паршины – решили затеять постмодернистскую игру.

Антон Чехов: «Если говорить о рангах, то Чайковский теперь занимает второе место после Льва Толстого, который давно уже сидит на первом. Третье место я отдаю Репину, а себе беру 98-е». На фото: писатели Лев Толстой и Антон Чехов в Крыму (Гаспра), 1901 г.

Дело в том, что на главную роль в одноимённом фильме 1960 года режиссёр Иосиф Хейфиц пригласил

Алексея Баталова

. Во время съёмок некая зрительница «из бывших» попеняла режиссёру – дескать, кастинг неудачен, поскольку Баталов косолапит и вообще неправильно двигается: «Русские интеллигенты тех лет так не ходили!»

Актёру пришлось переучиваться ходить и испытывать дурацкие мучения до тех самых пор, пока Хейфицу не привели древнего лодочника – человека, отлично помнившего и старую Ялту, и самого Чехова. Старик, не разобравшись толком, кого именно играет столичная знаменитость, пришёл в восхищение: «Господи, а похож-то как! И бородёнка такая же! И ногами загребает – ну точь в точь как Антон Палыч, царствие ему небесное!»

Так что с известной долей вероятности можно предположить, что пару Даме с собачкой составил не только Чехов, но и Баталов в роли чеховского персонажа Гурова.

Памятник Чехову в Ялте.

Памятник Чехову в Ялте. Фото: Commons.wikimedia.org

Источник: http://aif.ru/culture/book/otlit_v_literature_kakie_personazhi_nashey_klassiki_udostoilis_pamyatnikov

Оценки гостей

Историческая ценность

Хорошо, 4.00

Культурная ценность

Хорошо, 4.00

Оригинальность

Хорошо, 4.50

Транспортная доступность

Хорошо, 4.50

Загруженность

Хорошо, 4.50

Все оценки – 1 Добавить оценку

Источник: http://rutraveller.ru/place/91661

Мальчиш-Кибальчиш

Чуть ли не первый памятник литературному герою в нашей стране. Установлен 19 мая 1972 года – в ознаменование 50-летнего юбилея Пионерской организации СССР. Место – Москва, на пересечении Воробьёвского шоссе (ныне – ул. Косыгина) и проспекта Вернадского, рядом со знаменитым Дворцом Пионеров на Ленинских горах. Персонаж Аркадия Гайдара изображён рвущимся в атаку – с огромной саблей и горном.

И тогда, и сейчас, хорошим тоном считается заявлять: «Движением мальчика изображен большой период борьбы за жизнь целой страны. Времени, когда Мальчиши брались за оружие, чтобы защитить свою Родину. В этом огромная этическая сила этого памятника».

Объяснение как объяснение. Но, воля ваша, веет от него бюрократической скукой. На самом деле Мальчиш был одним из любимых персонажей любимого писателя. Здесь уместнее будет рассказать другую историю.

«Сказка о Мальчише-Кибальчише», 1964 год.

В 1974 году московские пионеры специально съездили на могилу Гайдара, в город Канев. Взяли немного земли с могилы писателя, поместили её в капсулу и заложили эту капсулу в подножие памятника. А набрать земли с могилы ребятам помогли сотрудники Музея Гайдара в Каневе. Сам же музей создавался целиком на детские пожертвования. Газета «Юный Ленинец» в 1961 году опубликовала соответствующий призыв ко всем детям Советского Союза. Было собрано более 150 тысяч рублей. Самый маленький денежный перевод – всего лишь на 19 копеек – сопровождался трогательной запиской на обратной стороне квитанции: «Сегодня мама дала мне 20 копеек на мороженое, но идет дождь, и мне перехотелось его есть. Высылаю эти деньги на библиотеку-музей Гайдара. Стройте его скорее. Саша Охрименко, 9 лет».

Памятник Мальчишу-Кибальчишу у входа в Московский дворец пионеров на Воробьевых горах.

Памятник Мальчишу-Кибальчишу у входа в Московский дворец пионеров на Воробьевых горах. Фото: Commons.wikimedia.org

Источник: http://aif.ru/culture/book/otlit_v_literature_kakie_personazhi_nashey_klassiki_udostoilis_pamyatnikov

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 224-225

Смотрите также:

Ответы на вопросы учебника к рассказу И. Тургенева «Муму».

Сочинение «Чему посвящен рассказ «Муму». Против чего он направлен».

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации к рассказу в учебнике. Чем они интересны? Подготовьте и вы иллюстрацию или описание рисунка к рассказу.

В учебнике мы видим пять иллюстраций разных художников.

Первая — это картина Трутовского «Благодетельница». На ней показана типичная барыня в окружении приживалок. Мы видим, как они лебезят перед барыней.

Вторая — иллюстрация Боклевского. На ней показан дворник Герасим, у ног которого вьётся собачка. Эта иллюстрация интересна тем, как художник изобразил Герасима — высокого, могучего и серьёзного.

Третья — иллюстрация Пчелко. На ней показана встреча барыни и Муму. Она интересна изображением барыни, сухой властной старухи, которую окружили раскрывшие рты приживалки.

Четвёртая — иллюстрация Бойма. На ней показана сцена прощания Герасима в трактире. Она интересна трогательным печальным выражением лица Герасима.

Пятая и последняя иллюстрация — художника Табурина. На ней показан Герасим в лодке, готовый утопить Муму. Выражение его лица почти грозное, он испытывает необычайное душевное волнение.

Описание рисунка к рассказу «Муму»

Я бы хотела нарисовать тот самый момент, когда Герасим спас собачку из реки.

Он шёл вдоль берега и увидел возле берега маленькую собачонку, чёрную с белыми пятнами. Она беспомощно барахталась в воде, не имея сил выбраться на берег. Собачка была мокрая и жалкая.

Герасим протягивает к ней руки, а собачка доверчиво даёт себя взять.

Творческое задание

Почему Герасим ушёл в деревню? Что хотел сказать читателям Тургенев (выразить сочувствие, протест против своеволия помещиков, силу характера и чувство достоинства героя)? Подготовьте рассуждение на эту тему.

Рассуждение на тему «Почему Герасим ушёл в деревню», 5 класс

Герой рассказа Тургенева «Муму» дворник Герасим вырос в деревне. Он был крепостным и слово барыни для него всегда было законом. Он даже не мог представить себе, как можно ослушаться приказа барыни, пока не встретил Муму.

Герасим трогательно привязался к маленькой собачке, полюбил её всей своей богатырской крестьянской душой. И первое непослушание он проявил как раз из-за Муму. Барыня потребовала, чтобы собачки не было в доме, и тогда Герасим стал прятать её в своей каморке, зажимая ей пасть, чтобы Муму не лаяла.

Это уже был маленький подвиг, ведь Герасим ослушался барыню.

Но та не унималась и потребовала уничтожить собаку. Герасим пообещал это сделать сам и, простившись, утопил свою любовь.

В его сердце всё перевернулось. Он не смог оставаться в доме, в котором всё напоминало ему о Муму, и ушёл в деревню. Ушёл тайно, ничего никому не сказав.

Это был его маленький протест, маленький бунт, единственное проявление свободомыслия, на которое он отважился. Он шёл «с несокрушимой отвагой, с отчаянной и радостной решимостью», и в этих словах автора мы видим всю глубину чувств, которые переполняли Герасима.

Он не просто убежал, он почти освободился. А освободившись, ощутил радость и пьянящее чувство свободы. Он наконец-то ощутил себя человеком, достойным уважения, достойным иметь своё мнение и не бояться его высказывать.

Я считаю, что поступок Герасима был прежде всего протестом против своеволия помещиков. А осмелившись на протест, Герасим обрёл и чувство собственного достоинства.

Фонохрестоматия

1. Как актёр читает первые строки повести, рассказывающие о старом доме с покосившимися балконами и о судьбе её хозяйки? Что он хочет сказать о судьбе старой барыни? Соответствует ли музыка, сопровождающая чтение, характеру повествования?

Актёр читает эти строки спокойно, тихо, без сочувствия. Он просто рассказывает о старости, которая настигла барыню, о том, что она осталась одна, и доживала свои дни в скуке. Барыня не знала радости в жизни и поэтому не любила людей.

Эти строки сопровождает тихая, патриархальная, грустная мелодия. Она соответствует характеру повествования.

2. Как меняется интонация актёра, когда он рассказывает о Герасиме? Как актёр передаёт отношение автора к герою произведения?

Про Герасима актёр рассказывает доверительно, выделяя слова, которые передают отношение автора к герою.

3. Какие новые краски, тона находит чтец для того, чтобы передать нам душевное состояние Герасима, ухаживающего за щенком?

Герасим трогательно заботиться за щенком, и актёр передаёт это мягким голосом, почти нежным. Это относится и к заботам Герасима, и к описанию щенка. Говоря о смехе Герасима, актёр сам смеётся.

4. Каково отношение автора и актёра к приживалкам? Как это выражено в чтении актёра?

Автор жалеет приживалок, ведь они такие же подневольные люди, которые боятся рассердить барыню неудачным словом.

Актёр показывает, как робко приживалка мямлит в ответ на вопрос барыни о собаке, заикается. Они заискивают перед барыней и восклицают «Ах!»

AVvXsEgS2XSEPjFHLifyvWNGNhd2mQmLUGeOssA6Qz49r4o3GShGqc8OYR0saZ q1BC dvR0znTeBVxpmqIv cVS3KTDO6RC6a3nFYyBlsbVmljGW9TSmfTuSTuvqhXZMg5PzvMRrIOG3F3qhDNwT6cceOhReXhWy ScM80CT8nZ5NFF5POp0tSvEdhwJP mlw=w400 h300

  • Фото бабы яги из сказки морозко
  • Фотку как пишется буква ч
  • Формат собрания сочинений 10 букв сканворд
  • Формула любви в химии как пишется
  • Формирование читательского интереса при работе со сказкой