Фортепиано рассказ об инструменте 2 класс

Подробности категория: узнай-ка! страница 4 из 4 расскажите детям о музыкальных инструментах труба труба относится к группе медных духовых инструментов.
Подробности
Категория: Узнай-ка!

Страница 4 из 4

Расскажите детям о музыкальных инструментах


ТРУБА

Труба относится к группе медных духовых инструментов. Ее прообразом были инструменты, изготавливаемые в древности из рогов животных. Примером может служить шофар, сделанный из бараньего рога, на котором играли в иудейских храмах. В Ветхом Завете рассказывается об осаде города Иерихон. На седьмой день священники стали обходить стены города, трубя в трубы. От их звука стены неожиданно рухнули. С тех пор выражение «труба иерихонская» означает очень громкий звук, «трубный глас».
В Скандинавии изготавливали инструмент из бивня мамонта – лур. Позднее, когда научились плавить железо, рога заменили на металлические трубы. Родоначальник всех медных духовых инструментов – горн (от немецкого слова «хорн» – рог). Прогресс неизменно отражался на качестве и форме изготовляемых труб. Менялась толщина листа металла, из которого делался инструмент, менялся и металл (медь, бронза, серебро).труба

Труба была прежде всего сигнальным инструментом в войсках, в Средние века их применяли в рыцарских церемониях, брали с собой в походы.
Труба – самый высокий по диапазону среди других медных духовых инструментов. В оркестре она участник острых, драматических моментов, без нее не обходится ни один батальный эпизод. Именно труба придает оркестру торжественность. Она может быть громкой, но способна и на тихий, мягкий звук. В духовом коллективе ей отводится солирующая роль, она исполняет мелодию. Широко применяют трубу и в джазовых ансамблях. Американские трубачи – Майлз Дэвис и Луи Армстронг оказали значительное влияние на развитие джазовой музыки XX в. Впервые ввел трубу в оперный оркестр итальянский композитор Клаудио Монтеверди. В опере «Орфей» он использовал пять самостоятельных партий для труб. Многие композиторы посвящали трубе концертно-виртуозные сочинения. Это Гайдн, Гедике, Гуммель. Часто труба звучит в сольных партиях у Баха, Бетховена, Брамса, Римского-Корсакого, Чайковского и многих других.
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу
Во серебряную,
Труба точеная,
Позолоченная,
Песня ладная,
Сказка складная.
(Народная песенка) ЗАГАДКА
Первые марши играют военные,
Дяденьки дуют лишь в них здоровенные.
А вот вторые на крышах стоят,
Дружно зимою все сильно дымят…
(Трубы)

ФЛЕЙТА

Волшебная флейта звучит и чарует,
Цветными узорами сны нам рисует.
Музыки этой кармический код,
Словно к себе,
Всех нас зовет.
В. Антош
Слово «дуновение» звучит на латыни как «флатус». От него и получила название флейта – деревянный духовой инструмент. Существует легенда, как древнегреческий бог лесов и пастбищ Пан полюбил нимфу Сиринкс. Однажды он захотел поймать нимфу, а Сиринкс попросила бога реки спасти ее. Тот превратил Сиринкс в тростник. Пан сделал из тростника свирель и назвал ее именем нимфы. Сейчас флейта Пана – это народный инструмент, состоящий из трубочек разной длины, что позволяет издавать звуки разного тона. Трубочки делают из камыша, бамбука, тростника, металла, дерева или даже из пластика.
Продольная флейта называется блокфлейтой. Она представляет собой дудочку с семью отверстиями сверху и одним – снизу. Отверстия расположены вдоль инструмента, через равные промежутки. Высота звука меняется в зависимости от того, какое отверстие открыто. Блокфлейты изготавливают из самшита, груши, сливы, клена. Профессиональные инструменты обычно делают из пород красного дерева.
В современных оркестрах играют на поперечных флейтах. Ее создал Теобальд Бем – баварский изобретатель, музыкант, композитор. Играющий держит флейту горизонтально, отчего она и называется поперечной. Отверстия на инструменте открывают и закрывают клавиши – клапаны. флейта

Трубка флейты имеет 16 или более отверстий. Отверстия на старой флейте были очень малы. Бем расширил их настолько, что палец исполнителя не закрывает их полностью. Благодаря этому возникла чрезвычайно остроумная система клапанов, расположенная под пальцами настолько удобно, что исполнитель может легко справляться с труднейшими техническими приемами. Поперечная флейта превосходит блокфлейту по глубине и выразительности звука, ширине диапазона и техническим возможностям.
Западноевропейские и русские композиторы – Бах и Глюк, Равель и Дебюсси, Глинка и Прокофьев – создали прекрасные произведения для флейты. «Волшебная флейта» – так Моцарт назвал одну из самых исполняемых сегодня опер.
ЗАГАДКА
Очень весело поет,
Если дуете в нее.
Вы все на ней играете
И сразу отгадаете.
Ду-ду, ду-ду-ду.
Да-да, да-да-да!
Вот так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка,
А что же это?
(Дудочка)

ФОРТЕПИАНО

Фортепиано – обобщенное название класса клавишно-струнных музыкальных инструментов-роялей и пианино. В 1709 г. итальянский мастер Кристофори из Флоренции изготовил инструмент, в котором звуки извлекались посредством ударов молоточков по струнам. От силы удара зависела громкость звучания. Появилась возможность извлекать как громкие, так и тихие звуки. На итальянском языке громко и тихо – «форте» и «пиано» соответственно. От этих слов и произошло название инструмента.
Предшественниками фортепиано считаются клавесин (другое название – чембало) и клавикорд. На клавесине звук извлекается щипком пера, которое зацепляет струну при нажатии клавиши. Получается звук металлического оттенка, который ни с чем не перепутать. Сейчас этот инструмент – незаменимый участник ансамблей, играющих музыку эпохи Возрождения и барокко.
Другой предок – клавикорд, имел иной принцип звучания. Звук на нем извлекался тонкими металлическими пластинками – тангентами. Способ звукоизвлечения – осторожное прикосновение к клавише – определил теплоту и выразительность звучания.
Современные разновидности инструмента – это рояль и пианино. Рояль обычно используют для концертного исполнения. Струны в нем расположены горизонтально, поэтому он занимает много места.
У пианино станина со струнами расположена вертикально, за счет этого инструмент стал компактнее и подходит для домашнего музицирования. Сейчас распространены электронные пианино. Они меньше по размерам и легче, но звучание у них «не живое». Их обычно используют музыкальные коллективы, исполняющие поп-музыку. фортепиано

Для фортепиано написано наибольшее количество музыкальных произведений. Первое – сочинил Джустини в 1732 г. Виртуозами игры на этом инструменте были Лист и Шопен. Русскую школу прославил Рахманинов.
На фортепиано можно сыграть музыкальные произведения любых форм и жанров и написанные для любого исполнительского состава. Фортепиано может использоваться как сольный инструмент, так и с оркестром. Музыкант любой специальности должен в достаточной мере владеть игрой на фортепиано.
ЗАГАДКА
Я стою на трех ногах,
Ноги в черных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня?.. (Рояль)
Очень музыку любили
Две сестры, Наташа с Ниной,
И поэтому купили
Им большое… (пианино).


— КОНЕЦ —

  • Доклады и сообщения
  • Разное
  • Фортепиано и его история

Фортепиано – известнейший клавишный инструмент современности. Оно имеет две стороны одной медали – рояль и пианино. Эти разновидности фортепиано также являются клавишно-струнными инструментами. Но мало кто знает, что в рояле струны расположены по горизонтали, а у пианино – по вертикали.
На самом деле, до фортепиано были и другие инструменты — его предшественники. История возникновения «клавишно-струнных» уходит далеко за 15 век. И первым в списке был клавикорд. Он обладал меньшими размерами, чем у современного фортепиано, и звук был тише. Чаще всего клавикорд использовали дома из-за тихого звучания. Его изобрел Доменик Пизанский в 1543 году. На клавикорде создавались величайшие творения великих композиторов: Баха, Моцарта и Бетховена.

Клавесин – усовершенствованная копия клавикорда. Звучание его было немного громче. Но оно слишком быстро «затухало». Струны натягивались в точности, как у современного рояля – параллельно клавишам. Но несмотря на то, что звук у клавикорда был недостаточно громкий, инструмент использовался на большой сцене.

В 18 веке музыканты задумались над созданием универсального инструмента, который мог бы издавать как громкие и звонкие, так и нежно-тихие звуки. Тогда у слушателей появилась бы возможность прочувствовать ту самую динамику переходов от высоких тонов к низким.

В 1709 году Бартоломео Кристофори изобрел «инструмент, который может играть тихо и громко». Так с итальянского переводилось слово «фортепиано». Это уникальное приспособление умело издавать тихие и громкие звуки, создавать динамику перехода звуков с некой вибрацией, менять окрас звучания внезапно, а также постепенно.

Устройство уникального создания Бартоломео было достаточно простое. Оно состояло из возвращателя, клавиш, войлочного молоточка, а также струн. Нажатие клавиши вело к удару молоточка по струне. Такое действие создавало вибрацию, звучание которой отличалось от клавесина или того же клавикорда. Возвращатель оттягивал назад молоточек, который не прижимался к струне. Вследствие этого, звучание не заглушалось.

По прошествии времени механизм Кристофори усовершенствовали. Было добавлено приспособление, с помощью которого молоточек бил по струне, а после оттягивался назад только наполовину. Такое решение позволяло выполнять различные виды исполнения, такие как трели, а также репетиции – быстрые удары по одной и той же клавише.

Главное отличие фортепиано от «прародителей» – умение менять звук и его окраску от внезапной до постепенной. Во времена появления инструмента в Европе заканчивалась эпоха барокко. На трон медленно, но уверенно восходил классицизм. В это время появился жанр сонаты, который отлично подошел к выполнению на фортепиано. Новый клавишный инструмент смог выступать соло, таким образом дав толчок к появлению жанра – концерта для фортепиано с оркестром.

Сравнительно молодой инструмент и в наше время продолжает радовать человечество волшебным звучанием. Многие великие композиторы создавали свои шедевры с помощью фортепиано. По прошествии времени его популярность только растет. Инструмент используют во время создания различных жанров современной музыки, сочетая даже со звучанием электрогитары.

История происхождения пианино

Фортепиано было изобретено в 18-ом веке Бартоломео Кристофори из Падуи, Италия. Свой первый рояль он сделал в 1709 году. Он происходил от клавесина, который выглядит как пианино. В фортепьяно на струны ударяет кусок дерева, называемый молотком.

Ранние инструменты с клавиатурой, такие как клавикорды, клавесины и органы, которые использовались в то время, имели гораздо более короткую клавиатуру, чем сегодня. Постепенно клавиатура стала длиннее, пока в ней не стало 88 нот (7 октав плюс три ноты) современного пианино.

Сначала инструмент назывался «фортепиано». Это означает «громко-тихо» по-итальянски. Ему было дано это имя, потому что его можно было играть громко или тихо, в зависимости от того, как сильно была нажата нота.

Хотя пианино было изобретено в начале 18-го века, только спустя 50 лет оно стало популярным. Первый раз на пианино было сыграно на публичном концерте в Лондоне, это было в 1768 году, когда на нем сыграл Иоганн Кристиан Бах. Вертикальное пианино было изобретено в 1800 году Джоном Исааком Хокингсом. Семь лет спустя Т. Саутвелл изобрел «перетягивание». Это означает, что струны для низких нот проходят по диагонали через деки, чтобы они могли быть длиннее и издавать гораздо больший звук.

У ранних фортепиано были струны, которые были прикреплены к деревянной раме. Они были не очень тяжелыми, но они были не очень сильными или громкими, поэтому их не очень хорошо слышали в большом концертном зале. В 1825 году чугунная рама была изобретена в Америке. Это сделало пианино намного сильнее, чтобы оно могло издавать больший звук, и струны вряд ли бы сломались.

Популярные темы сообщений

  • Мрамор поезное ископаемое
    Мрамор считается естественным камнем возникшим из-за перепада температур, и давления сформировавщийся из известняка, и доломита. Камень обладает кристаллической горной породой, и состоит лишь только из 1-го минерала кальцита,
  • Молния (природное явление)
    Часто во время грозы мы можем наблюдать на небе яркую вспышку света, которая затем сопровождается ударной звуковой волной – громом. Данный электрический разряд в атмосфере называется молнией. Молнии бывают не только на Земле.
  • Работа полеводов
    Полеводство играет огромную роль в сельском хозяйстве. Оно отлично сочетается с другими областями растениеводства. Полеводство отвечает за выращивание культурных растений и обеспечивает человека питанием,

Устройство фортепиано

У пианино есть клавиатура с белыми клавишами и черными. Когда клавиша нажата, демпфер отрывается от струны, и молоток ударяет струну. Он ударяет его очень быстро и отскакивает, так что струна может свободно вибрировать и издавать звук. Когда пианист убирает палец с ключа, демпфер падает обратно на струну, и звук прекращается. Струны натянуты очень плотно по раме, проходя по мосту на пути. Мост касается деки. Это означает, что вибрации отправляются на деки. Дека является очень важной частью фортепиано. Если он поврежден, пианино не издаст звука.

Механизм, который заставляет молот отскочить от струны очень быстро, называется «спуск». В 1821 году Себастьян Эрар изобрел своего рода двойной спуск. Молоток касается струны только около одной тысячной секунды. Молотки покрыты войлоком, который представляет собой смесь шерсти, шелка и волос.

Стандартные пианино имеет две педали, но есть разновидности с тремя.

  • Педаль демпфера — эта педаль находится справа. Когда пианист прижимает его правой ногой, любые ноты, которые он играет, будут звучать, даже если он уберет палец с ноты. Это потому, что есть демпферы (они немного похожи на молотки), которые опираются на все струны. Когда пианист удерживает правую педаль, все демпферы отрываются от струн, так что струны могут свободно вибрировать. При воспроизведении ноты эта нота продолжит звучать. Некоторые другие струны также будут вибрировать очень легко (это называется «сочувствующей вибрацией»). Это сделает звук более гладким и богатым. Пианисты должны научиться правильно пользоваться педалью. Это будет зависеть от таких вещей, как стиль музыки, размер пианино, размер комнаты и много ли там обстановки.
  • Вторая педаль — мягкая педаль находится слева. Когда пианист прижимает его левой ногой, ноты звучат тише. На рояле вся клавиатура и действие немного смещены влево, так что молотки бьют только по двум струнам вместо трех. Также части войлока, которые поражают нить, мягче, потому что они не стали твердыми при большом количестве использования.
  • Средняя педаль, как и правая педаль, она поддерживает звучание, но влияет только на ноты, которые уже воспроизводятся в момент нажатия средней педали. Это позволяет сохранить один аккорд во время исполнения других нот, которые не будут продолжаться. У всех концертных роялей есть такая педаль, а также у некоторых современных пианино.

Посвящение


Сергей Танеев (1856–1915)

Но пока мысль о посвящении сочинения Рубинштейну была отвергнута. На первой рукописной странице партитуры хорошо читается: «Посвящается Сергею Ивановичу Танееву». Вероятно, Чайковский таким образом хотел отблагодарить музыканта, который должен был стать первым исполнителем Концерта. Но мировая премьера была сыграна немецким пианистом Гансом фон Бюловым: ему Чайковский отправил партитуру по рекомендации своего консерваторского коллеги Карла Клиндворта. В нотах уже стояло посвящение фон Бюлову.

Пианист был польщен таким подарком. Он очень серьезно готовился к дебюту. Впервые Концерт был исполнен 25 октября 1875 года в Бостоне (дирижер — Бенджамин Ланг). Сочинение Чайковского публика встретила с восторгом.

Фон Бюлов пишет Петру Ильичу о Концерте: «По идеям это так оригинально без вычурности, так благородно, так мощно, так интересно в подробностях, которые своим обилием не вредят ясности и единству общего смысла. Я бы утомился перечислением всех качеств вашего произведения, качеств, которые заставляют меня поздравить одинаково сочинителя и всех тех, кто будет наслаждаться этим произведением».

В России Концерт прозвучал впервые в Санкт-Петербурге 1 ноября 1875 года, спустя неделю после бостонской премьеры. Его исполнил Густав Кросс, бывший сокурсник Чайковского, за дирижерским пультом — известный дирижер Эдуард Направник. Композитор был недоволен исполнением. Еще больше его расстроил отзыв критика Германа Лароша: «Между сочинениями господина Чайковского новый концерт занимает весьма и весьма второстепенное место».

Чайковский с нетерпением ждал московской премьеры. Она состоялась 21 ноября. Исполнение Сергея Танеева очень порадовало композитора.

Знаменитые композиторы и пианисты

Как только пианино стало популярным в конце 18 века, многие композиторы писали музыку для фортепиано. Вольфганг Амадей Моцарт начал учиться игре на клавесине, когда был очень маленьким, но пианино становилось популярным, когда он был молодым, и он написал много сонат и концертов для фортепиано. Франц Йозеф Гайдн также написал много фортепианной музыки. Людвиг ван Бетховен был очень известным пианистом, прежде чем он стал очень известным как композитор. Его фортепианные композиции включают 5 концертов и 32 сонаты. В романтический период многие композиторы писали для фортепиано. Среди них Франц Шуберт, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс, Ференц Лист и Фридерик Шопен. Позднее композиторы — Сергей Рахманинов, Клод Дебюсси, Морис Равель, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович и Бела Барток.

Одни из первых известных пианистов игры на фортепиано Дюссек, Моцарт, Муцио Клементи, Джон Филд и Шопен. В 19 веке Ференц Лист очень сильно повлиял на фортепиано, сочиняя и исполняя очень сложную музыку. Другими великими пианистами являются Клара Шуман и Антон Рубинштейн. Пианисты 20-го века Артур Шнабель, Владимир Горовиц, Иосиф Гофман, Вильгельм Кемпф, Дину Липатти, Клаудио Аррау, Артур Рубинштейн, Святослав Рихтер и Альфред Брендель. Среди величайших пианистов сегодня Владимир Ашкенази, Даниэль Баренбойм, Лейф Ове Андснес, Борис Березовский и Евгений Кисин.

Пианисты, играющие популярную музыку, Либераче, Джерри Ли Льюис, Литтл Ричард, Элтон Джон, Билли Джоэл, Телониус Монах, Тори Эймос и Рэй Чарльз. Возможно, величайшим джазовым пианистом был Фэтс Уоллер.

Пианино было очень популярным инструментом с середины 18-го века, когда вскоре он заменил клавикорд и клавесин. К началу 19-го века звучание фортепиано было достаточно большим, чтобы заполнить большие концертные залы. Маленькие пианино были сделаны для использования в домах людей.

Пианино не часто используются в оркестрах (если они есть, они являются частью секции ударных). Они могут использоваться для концертов фортепьяно (пьесы для сольного пианиста в сопровождении оркестра). Существует огромное количество музыки, написанной для фортепиано соло. Пианино также можно использовать вместе с другими инструментами, в джазовых группах и для сопровождения пения.

Переходим к музыке «нью-эйдж»

Это классика с долей современности, и о причинах включения ее в топ лучших произведений пианистов Михаил говорит следующее: «Тут всё просто: эта музыка нашла отклик у публики. Не всем нужны поп-рок-электро-метал-трусы-сиськи-эпатаж-псевдопафос-группы. Классическое искусство, к сожалению, с этим не справляется: слишком сложно для обывателя. Спросите десять случайных человек на улице, кто выиграл последний конкурс Чайковского? Мало кто ответит, если не вообще по нулям. Однако потребность в высоком никуда не делась. Неоклассика – то самое направление к высокому в значительно более доступной обёртке. Безусловно, до академической музыки по её глубине и силе воздействия – как до Пекина на самокате, но опять же – для посвящённых. А обыватель этого Пекина даже и не ощутит – просто пожмёт плечами и скажет пару междометий».

В-четвертых. Yiruma – «River Flows in You»

Юрима

В 2004 году южно-корейский композитор-пианист Юрима дебютировал на японской сцене. Сольные выступления в японских холлах сделали его одним из самых популярных корейских артистов «нью-эйдж» в Японии.

Михаил: «Я часто слышу от не слишком удачливых академических музыкантов мнение, что неоклассику писать легко и просто, но вот беда – лень. Это заманчивая и удобная позиция, но она неверна. Такими псевдомузыкантами, только чуть менее ленивыми, написаны тонны подобной музыки – и этот факт обрушил интерес к настоящей неоклассике: слушатель, за красивым названием и симпатичной картиночкой, часто стал сталкиваться с абсолютно бездарной музыкой. Пару раз ткнув в том же Вконтакте, Ютубе, или на Саундклауде на такого рода «музыку» – человек разочаровывается и перестаёт искать новые имена в этом сегменте. С другой стороны, благодаря наводнению из отстоя, подлинные имена приобретают ещё большую ценность – например, Людовико Эйнауди, Олафур Арналдс, Юрима, и другие».

В-пятых. Ludovico Einaudi – «Fly»

Людовико Эйнауди

Итальянца Людовико Эйнауди и его произведение «Fly» 2006 года создания мы можем знать по саундтрекам (почти всем) к фильму «1+1». В целом вся его музыка уходит корнями в поп, рок и фолк.

В-шестых. Jon Schmidt – «All of Me»

На эту тему:«Без меня группы не будет». Большое интервью с Олегом Савченко из ЛСП
Американский пианист признавался, что на него оказали влияние произведения Бетховена. Композиция «All of Me» 2011 года отлична от предыдущих двух большей задорностью и динамизмом, тем не менее, в ней отчетливо прослеживаются фольклорные нотки направления «нью-эйдж».

Джон Шмидт

Михаил: «Да, академический музыкант, зашоренный академическим образованием слабо воспринимает неоклассику – ему она кажется бледной неудачной копией. Ну не торкают его мелодии, построенные на меньшем количестве нот, чем он привык слушать и исполнять. И ничего с этим не сделаешь. И ещё есть чисто психологический фактор, в котором многие академовцы боятся себе признаться – изучив тонны классики, не комильфо получать удовольствие от такого «простенького» стиля. «Я же академический серьёзный музыкант! Работник культуры! Как я могу обращать на это своё внимание»? В принципе, таких людей большинство, и их можно понять. Шагнуть чуть дальше, за свои привычные рамки – удел немногих отважных. И тут такой шаг особенно опасен: нужно отключить от памяти почти все музыкальные разделы мозга, и потом на эту чистую пустыню дозированно пробовать насадить новые оазисы. Полюбив оазисы, мозг вскоре вернёт и джунгли, но теперь это будет полное изобилие всех форм. Процесс долгий и сложный, и даётся единицам».

Промышленная революция

В течение ста лет – с 1790 по 1890 годы – фортепиано подвергалось множествам серьезных изменений, которые сформировали в итоге современную форму инструмента. Промышленная революция предоставила необходимые ресурсы для изготовления фортепиано, удовлетворяющего запросы композиторов. Требовалось постоянное улучшение качества звука, хотелось сделать его более насыщенным и долгим. Каждый, кто изобрел фортепиано, добавил в него частичку нового. Позже его изготавливали из качественной прочной стали и железных рам.

Совершенствование инструмента

Кто и в какой стране изобрел фортепиано, так бы и осталось неизвестным, пока один журналист из Италии Щипионе Мэффеи не написал статью, в которой восторгался новым механизмом. Он опубликовал схемы, и статья получила большое распространение. После ее прочтения многие изобретатели начали свою работу по усовершенствованию инструмента. Так появилась еще одна версия, кто придумал фортепиано. Мастер по органам Готтфрид Зильберман создал свой инструмент, очень похожий на клавесин Кристофори, но с одним важным отличием. Зильберман изобрел более современную педаль, снимающую звук со всех струн одновременно. В дальнейшем эта идея распространилась и на новые модели музыкального инструмента.

В 1730-х гг. Готтфрид Зильберман решил показать одну из своих работ Баху, которому изначально не понравился инструмент. Иоганн Себастьян Бах негодовал из-за слабого звучания высокого регистра, к тому же он ощутил сложность нажатия клавиш. Прислушавшись к замечаниям, органный мастер внес изменения, после которых Бах не только одобрил изобретение, но и поспособствовал его продаже и дальнейшему продвижению. Одно остается точным, так это то, в какой стране придумали фортепиано. Италия дала новый виток в европейской культуре.

Материалы агрегата

Ведущие производители клавишно-струнных музыкальных инструментов используют материалы исключительно высокого качества. Для внешней отделки лучше всего подходят:

  • бук;
  • клен.

Предпочтение отдается гибкой части древесины, чтобы вибрация от звука как можно дольше сохранялась внутри корпуса. Во избежание утяжеления акустического оборудования, основание, как правило, делают из мягкого дерева.

Для создания струн используют сталь высокого класса прочности, что позволяет им длительное время не деформироваться и сохранять первоначальное звучание без тонального искажения. Оборачивание деталей медным проводом значительно повышает их гибкость.

Металлический корпус, расположенный внутри музыкального инструмента, делается из чугуна. Разумеется, такая тяжелая деталь по определению не может украшать фортепиано, поэтому мастера стараются нивелировать этот изъян, полируя и украшая пластину.

Остальные части выполняют из древесины и пластмассы. Повальное использование синтетических полимеров в 1950-х годах обернулось неприятными последствиями — после длительной эксплуатации детали сильно изнашивались, из-за чего звук становился «грязным».

Легкость клавиш обеспечивается за счет сортов древесины, обладающих низкой плотностью. К таковым относятся, например, ель и американская липа.

Популярные в конце XVII века клавесин и клавикорд претерпели ряд принципиальных конструктивных изменений. В результате произошло возникновение нового инструмента – фортепиано, обладающего великолепными техническими возможностями, обширным диапазоном звучания, тембровой выразительностью. В советские годы пианино было почти в каждом доме, игре на нем обучали в музыкальных школах, а умение играть на фортепиано считалось частью хорошего образования.

Что такое фортепиано

Музыкальный струнный ударно-клавишный инструмент – так классифицируется фортепиано. Он появился более трех столетий назад, по прошествии времени не теряет актуальность, используется, как сольно, так и в сопровождении оркестров.

Музыкальный инструмент фортепиано

Старинное название фортепиано – клавир. До изобретения инструмента существовали и другие ударно-клавишные струнные виды – клавесин и клавикорд. Объединяет их то, что все они состоят из корпуса и внутреннего ударно-струнного механизма. Клавесины и клавикорды утратили свое значение из-за негромкого затихающего звука, недостаточно динамичного звучания, невозможности менять громкость.

Устройство

В элегантном корпусе инструмента прячется «начинка», отвечающая за звукоизвлечение. На тяжелой чугунной раме располагаются колки. На них натягиваются струны. Под струнами располагаются штеги. Взаимодействуя с резонансной декой, они усиливают струнные колебания, звуки воспроизводятся громко с выразительным тембром.

Фортепьяно имеет клавиатуру из 88 клавиш-полутонов. Под ней располагаются две или три педали. При нажатии правой педали происходит неразрывное звучание «legato». При нажатии средней педали музыкант удерживает избранные демпферы, а левая педаль используется для ослабления звука.

Конструкция фортепиано сложная. Но, благодаря ей, инструмент имеет богатые выразительные возможности и диапазон звучания целого оркестра. Звукоизвлечение происходит, когда пианист ударяет по клавишам. В это время деревянные молоточки, обтянутые войлоком, ударяют по струнам. В нижнем регистре «работает» одна струна, в среднем и верхнем молоточки ударяют сразу по двум или трем.

Устройство фортепиано

Диапазон звучания инструмента семь с четвертью октав от «ля» субконтроктавы до ноты «до» пятой октавы. Наиболее популярны две основные октавы – малая и первая. Контроктава представлена тремя самыми низкими нотами, а пятая – всего одной самой высокой нотой.

Вес пианино внушительный – 250-350 килограммов. Некоторые концертные экземпляры весят около полтонны.

История

Далекий предок фортепиано – монохорд. Этот инструмент использовался в Древней Греции во времена Пифагора. Представлял собой узкий длинный деревянный ящик с натянутой над ним струной. При помощи специальной подставки, которую музыкант передвигал по длине, извлекался звук разной высоты, воспроизводимый молоточками.

Со временем струн стало больше, ящик увеличился в размерах, появилась клавиатура. Нажатием клавиш приводились в движение тангеты – пластинки из металла. Конструкция получила название клавикорд от сочетания латинских слов «clavis» и «chorde», которое означает «клавиша» и «струна». В 17 столетии он был украшением гостиных и музыкальных салонов, являлся роскошью, украшался позолотой, перламутром, драгоценными камнями.

В это же время происходило создание и развитие другого предшественника фортепиано – клавесина. От клавикорда он отличался длиной струн, вследствие чего и имел другую форму, которая позднее перешла к роялю. На струны воздействовали щипковые язычки из птичьих перышек. Звук, извлекаемый таким способом, был мощным, но невыразительным.

Предшественник фортепиано

В начале 18 века итальянский мастер Бартоломео Кристофори изобрел новый инструмент, в механизм которого заложил все составляющие современного фортепиано: демпфер, молоточек, шультер, шпиллер. Его создание стало началом происхождения пианино.

Первое фортепиано миру представил американский изобретатель Дж. Хаккинс в 1800 году. Через год конструкцию усовершенствовал другой мастер М. Мюллер, добавив к ней педали. Выглядело пианино не так, как сегодня. Фортепиано в том виде, в каком мы привыкли видеть его сегодня, появилось только в 19 веке. В это время он стал популярным и в России. В Петербурге работало несколько десятков мастеров, развивалось фабричное производство.

Разновидности фортепьяно

Пианино и рояль – два вида одного инструмента с разными конструкционными особенностями. Их строение отличается расположением струн. Пианино – разновидность фортепиано, у которой они лежат перпендикулярно клавиатуре, у рояля – в одной плоскости с ней. Поэтому размеры рояля больше, звук громче, насыщеннее.

Отличаются типы инструмента и количеством педалей – у пианино их две, а у более крупного представителя ударных струнно-клавишных – три. В семействе фортепиано эти инструменты называют «младшим» и «старшим» братьями.

Пианино имеет меньшие габариты, является инструментом для домашнего или камерного музицирования, «старший брат» – для концертного. В свою очередь пианино и рояль имеют разновидности, которые отличаются размерами.

Различия между роялем и пианино

Игра на инструменте

Овладение инструментом – сложный, долгий, кропотливый процесс. Поэтому обучение игре на фортепиано начинается с раннего возраста. Среди выдающихся пианистов прошлого века выделяются Артур Рубинштейн, Сергей Рахманинов, Святослав Рихтер. В современной музыкальной культуре место непревзойденного виртуоза занимает Денис Мацуев.

Инструмент позволяет реализовать многогранные задачи в музыке. Он используется для аккомпанемента сольным вокальным исполнителям. Широко распространены концерты для фортепиано с оркестром. Используются рояль или пианино и в камерных ансамблях в сочетании со струнными или духовыми инструментами.

Игра на фортепьяно

Интересные факты

  1. До 50-х годов прошлого века клавиши фортепьяно изготавливались исключительно из слоновой кости. Позднее их заменили на пластиковые и деревянные.
  2. Японская игрушечная корпорация выпустила мини-пианино шириной всего 25 сантиметров. Это полностью функциональная модель. Она выглядит реалистично, а строение конструктивно правильное, настрой точный. Клавиши пианино всего полсантиметра в ширину.
  3. В советское время фортепиано было признаком самодостаточности, статусности, особого отношения к культуре. Его дарили за заслуги перед государством. Такой подарок после полета в космос получил Юрий Гагарин.
  4. На одном из концертов пианист-виртуоз Денис Мацуев настолько рьяно играл на инструменте, что у рояля сломалась ножка, а сам музыкант повредил палец.
  5. Особое отношение к пианино проявляли техасские ковбои. Даже во время перестрелок, которые часто случались в салунах, пианист продолжал играть, а даже самые отъявленные негодяи не осмеливались стрелять в музыканта.
  6. Рояль «Challen» – самый габаритный концертный инструмент. Весит знаменитый экземпляр более полутоны, длина корпуса составляет 3 метра 30 сантиметров.
  7. В истории аукционов отмечен рояль, проданный за баснословную сумму – 2,1 миллиона долларов. Он принадлежал Джону Леннону.

Фортепиано – универсальный инструмент с беспрецедентной популярностью, открывающий многогранное звучание. Для него написано бессчетное количество произведений, а музыкальная литература по художественному значению и ценности граничит с симфонической. Пианино используется в концертах, написанных для фортепиано, но и находит применение в джазовой музыке, применяется для сопровождения вокальных партий.

Инфоурок

Музыка
ПрезентацииПрезентация к уроку музыки «История фортепиано»( 2 кл)

Музыкальные инструменты. Фортепиано

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Музыкальные инструменты. Фортепиано

    Описание слайда:

    Музыкальные инструменты.
    Фортепиано

  • 2 слайд

    Конечно, фортепиано не было изобретено вдруг, ни с того, ни с сего, как совер

    Описание слайда:

    Конечно, фортепиано не было изобретено вдруг, ни с того, ни с сего, как совершенно новый музыкальный инструмент.
    У него очень богатая предыстория создания и совершенствования.

  • 3 слайд

    Очень-очень давно, в Древней Греции, существовал музыкальный инструмент, кото

    Описание слайда:

    Очень-очень давно, в Древней Греции, существовал музыкальный инструмент, который называли монохордом (monos — по-гречески — один, chorde — струна).
    Это был длинный и узкий деревянный ящик с натянутой сверху струной.
    Постепенно к одной струне стали прибавляться другие.
    Играли на них, защипывая струны пальцами или особыми пластинками, а иногда — ударяя по струнам палочками или молоточками.

  • 4 слайд

    Ящичек стал прямоугольным, а на одной из его сторон разместилась клавиатура.

    Описание слайда:

    Ящичек стал прямоугольным, а на одной из его сторон разместилась клавиатура. Этот инструмент стал называться клавикордом.
    Шли века, инструмент продолжал совершенствоваться.
    Он возник в XII веке, и на протяжении целых пяти веков мастера разных стран старались его улучшить.

  • 5 слайд

    Чтобы звук стал сильнее, решили на каждую клавишу ставить не одну, а нескольк

    Описание слайда:

    Чтобы звук стал сильнее, решили на каждую клавишу ставить не одну, а несколько струн, увеличили размер ящика.
    Звук был очень нежным и певучим.

  • 6 слайд

    Клавикорд был предметом роскоши, украшением гостиных и салонов.

    Описание слайда:

    Клавикорд был предметом роскоши, украшением гостиных и салонов.

  • 7 слайд

    В конце XVII века во Франции нижние клавиши стали вытачивать из черного дерев

    Описание слайда:

    В конце XVII века во Франции нижние клавиши стали вытачивать из черного дерева, а верхние — обкладывать слоновой костью.
    Говорят, это делалось для того, чтобы на темном фоне лучше выделялись изящные белые руки знатных дам — клавикордисток.

    Однако играть на такой клавиатуре было не очень удобно: темные клавиши сливались, границы между ними оказывались незаметными.
    И в XVIII веке расположение цветов на клавиатуре изменилось. Оно стало таким, какое мы знаем теперь.

  • 8 слайд

    Другой клавишный инструмент - клавесин - скорее всего был изобретен в Италии

    Описание слайда:

    Другой клавишный инструмент — клавесин — скорее всего был изобретен в Италии в XV веке.

    В клавесине бывает один или два мануала (реже три), а звук извлекается защипыванием струны плектром из птичьего пера (наподобие медиатора) при нажатии клавиши

  • 9 слайд

    Звук клавесина - довольно слабый, не очень-то пригодный для исполнения музыки

    Описание слайда:

    Звук клавесина — довольно слабый, не очень-то пригодный для исполнения музыки в больших залах

  • 10 слайд

    Клавесин

    Описание слайда:

    Клавесин

  • 11 слайд

    На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность

    Описание слайда:

    На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке.
    Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы.

  • 12 слайд

    Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофор

    Описание слайда:

    Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори изобрел первое фортепиано.
    Он назвал свое изобретение «клавишный инструмент, играющий нежно и громко».
    Это название затем было сокращено, и появилось слово «фортепиано».

  • 13 слайд

    Фортепианофорте + пиано = фортепиано. Название этого инструмента складывается

    Описание слайда:

    Фортепиано
    форте + пиано = фортепиано.

    Название этого инструмента складывается из двух слов:

    Форте- f (громко),
    пиано- p (тихо)
    так обозначают в музыке силу звучания.

  • 14 слайд

    «Король инструментов» - рояль.Рояль – в переводе с французского означает «ко

    Описание слайда:

    «Король инструментов» — рояль.
    Рояль – в переводе с французского означает
    «королевский», «царственный».

  • 15 слайд

    На фортепиано возможно исполнение певучих мелодий, многозвучных аккордов, вир

    Описание слайда:

    На фортепиано возможно исполнение певучих мелодий, многозвучных аккордов, виртуозных пассажей. Инструмент может звучать нежно, как флейта, и мощно, как целый оркестр.

  • 16 слайд

    Рояль

  • 17 слайд

    Пианино мы встречаем в тех местах, где нельзя поставить большой и громоздкий

    Описание слайда:

    Пианино мы встречаем в тех местах, где нельзя поставить большой и громоздкий рояль, где нужна меньшая сила звука.

  • 18 слайд

    Для фортепиано писали Бетховен, Шуберт, Шуман и Мендельсон, Шопен и Григ, Чай

    Описание слайда:

    Для фортепиано писали Бетховен, Шуберт, Шуман и Мендельсон, Шопен и Григ, Чайковский и Мусоргский, Рахманинов и Скрябин.
    Много музыки для фортепиано написано известными композиторами — Прокофьевым, Шостаковичем, Хачатуряном, а специально для детей — Гедике, Кабалевским, Майкапаром и многими другими.

  • 19 слайд

    Разновидности современного фортепиано

    Описание слайда:

    Разновидности современного фортепиано

  • 20 слайд

    Цифровое пианиноСинтезатор Пианика духоваяMIDI-клавиатура

    Описание слайда:

    Цифровое пианино
    Синтезатор
    Пианика духовая
    MIDI-клавиатура

  • 21 слайд

    Подведем итоги

    Описание слайда:

    Подведем итоги

  • 22 слайд

    Отгадайте загадкуУ какого инструмента Есть и струны, и

    Описание слайда:

    Отгадайте загадку
    У какого инструмента
    Есть и струны, и педаль?
    Догадаться вам не сложно.
    Как зовут его?

  • 23 слайд

    Какие инструменты являются предшественниками современного фортепиано?

    Описание слайда:

    Какие инструменты являются предшественниками современного фортепиано?

  • 24 слайд

    Как называют человека, который играет на фортепиано?

    Описание слайда:

    Как называют человека, который играет на фортепиано?

  • 25 слайд

    МОЛОДЦЫ!!!

    Описание слайда:

    МОЛОДЦЫ!!!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Фортепиано рассказ об инструменте 2 класс

  • Сейчас обучается 940 человек из 79 регионов

Фортепиано рассказ об инструменте 2 класс

  • Курс добавлен 18.11.2021
  • Сейчас обучается 43 человека из 23 регионов

Фортепиано рассказ об инструменте 2 класс

  • Сейчас обучается 66 человек из 35 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Музыка», Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Тема:
Музыкальные инструменты

Похожие материалы

  • Сценарий «Светлый праздник Пасха»

  • Программа дополнительного образования «Основы вокала и хореографии»

  • Программа внеурочной деятельности «Музыка и мы» (5класс)

  • Конспект урока в 3 классе на тему: «Образ матери в православной культуре, музыке, живописи и литературе»

  • Вариант теста для уроков музыки на тему «Русские народные музыкальные инструменты»

  • Презентация к уроку музыки по теме: «Колокола России»

  • Проектная работа «Использование народных обычаев и традиций в развитии творческих способностей обучающихся на уроках музыки»

  • Игры на ориентировку в пространстве

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5454851 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности преподавателя детской хореографии»

  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в профессиональном образовании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Городского округа Балашиха Московской области

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Урок по музыке

«Музыкальный инструмент фортепиано» 2 класс

Составитель: Анучина Людмила Викторовна,

учитель музыки высшей квалификационной категории.

2018-2019 уч. год

Цель урока: познакомить учащихся с музыкальным инструментом – фортепиано.

Задачи урока:

научить детей различать по внешнему виду рояль и пианино,

— рассказать об истории создания фортепиано,

— развивать вокально-хоровые навыки учащихся.

Организационный момент.

— Прозвенел и смолк звонок, всех позвал он на урок.

Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!»

Повернитесь друг к другу и подарите улыбки и хорошее настроение соседу по парте и всем нам.

  1. Активизация внимания, постановка проблемы и актуализация знаний учащихся.

Сегодняшний урок будет посвящен интересному гостю. Слушайте внимательно, на вопросы отвечайте, всё, ребята, подмечайте, ничего не забывайте.

На концерте выступала

Наша милая Оксана.

Как звезда она играла

Целый час на …(фортепиано)

Слайд №1 (фортепиано)

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Тема урока (определяется совместно с учащимися):

(слайд 2)

Знакомство с инструментом «Фортепиано»

  1. Изучение нового материала.

Фортепиано – это клавишно-струнный инструмент. Почему он так называется?

(слайд 3) Ответы детей.

Предшественниками , «дедушками» фортепиано являются тоже клавишно-струнные инструменты: клавикорд (слайд 4) и клавесин (слайд 5). Всем были хороши эти инструменты, но вот одно было плохо – звук был у них очень тихий.

Изобретение фортепиано связано с именем итальянца Бартоломео Кристофори (слайд 6 ), который работал хранителем и реставратором музея музыкальных инструментов во дворце герцога Медичи. Однажды гостям герцога объявили, что их ожидает сюрприз. Изобретенное Кристофори фортепиано и было тем сюрпризом. Но показалось чересчур грубым по сравнению с клавикордом и клавесином, потому что могло играть очень громкие звуки, но также оно могло играть и очень тихие звуки. Поэтому и было названо «фортепиано». Название это состоит из двух слов: форте (громко) и пиано (тихо) (слайд 7)

Пианино и рояль с виду спутаешь едва ль. Только знай, у них давно есть название одно. Не забудь – фортепиано произносится оно.

Рояль, в переводе с французского означает «королевский». Как вы думаете, почему его так назвали? (ответы детей)

Посмотрите на картинку и назовите изображенные музыкальные инструменты

(слайд 8)

А чем отличается пианино и рояль? (ответы детей)

Как называют все клавиши одним словом? Это слово мы встречаем при работе с компьютером. (клавиатура) (слайд 9)

  1. Физкультминутка:

-Молодцы! Дружно справились с заданием. Ну а теперь немного потанцуем.

(«У оленя дом большой»)

  1. Игра «динамические оттенки»

Сейчас я расскажу вам сказку про кота, по ходу чтения сказки я буду вам показывать цветные карточки, а вы называйте динамические оттенки, соответствующие этому цвету. Красная карточка будет означать слово «форте», то есть громко, а зеленая- «пиано», то есть тихо. По ходу чтения вы будете называть русский перевод этих слов (мы ведь с вами говорим по-русски»)

Жил-был кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот. Очень (р) всегда он ходил,  (f )настойчиво кушать просил.

Да  (р) тихо на печке храпел. Вот вам и все, что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон, вот такой. Будто затеял с мышами он бой. (f )крича, он их всех исцарапал своими зубами, когтистою лапой. В страхе тут мыши  (р)  взмолились: —Ох, пожалей, пощади, сделай милость! Тут (f) воскликнул кот: «Брысь!» И в рассыпную они понеслись. А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что: мыши (р) вышли из норки, (р)  хрустя, съели хлебные корки, потом ( р) смеясь над котом, они ему хвост завязали бантом. Василий проснулся, (f) чихнул, к стене повернулся, и снова заснул. А мыши лентяю на спину забрались, до вечера над ним потешались.

  1. Вокально-хоровая работа: дыхательная гимнастика, упражнения на дикцию, разучивание песни «Если с другом вышел в путь».

Пришло время нам спеть песню. Но для этого надо немного подготовить свой организм к пению. Встали возле парты.

-Дыхательные упражнения ( «ладошки», «повороты», «обнимашки», «кошки»)

— Упражнения на дикцию : «рыбка», «лошадка», «футбол», «уточка», «улыбка», «едем на машине», «на поезде», «на самолёте». Далее поём звукоряд.

Разучивание канона « Братец Яков»

Далее знакомство с песней на примере учителя и Дианы и Викой.

Затем по фразам разучиваем (играем в эхо).

Исполнение песни в ансамбле с учителем. Потом выбираем солистов. Класс – эхо.

  1. Закрепление изученного материала.

Давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили на уроках? (ответы детей).

-Какие новые слова мы сегодня выучили? (форте, пиано)

-Как можно одним словом назвать пианино и рояль? (фортепиано)

  1. Рефлексия.

Понравился ли вам наш сегодняшний урок?

Давайте пошлем друг другу телеграммы. В ваших телеграммах вы запишете кратко то, что вам запомнилось с урока, а также ваши пожелания. А теперь отправляем телеграмму соседу по парте.

Домашнее задание: выучить значение слов «форте» и «пиано».

Молодцы! Вы все прекрасно поработали и заработали хорошие оценки.

Прощание: учитель «до свиданья, дети» (по ступеням звукоряда вверх)

Дети: «до свидания» (по ступеням звукоряда вниз).

  • Форс мажор как пишется значение
  • Фортануло или фартануло как пишется правильно
  • Форс мажорных обстоятельств как пишется
  • Формула серной кислоты в химии как пишется
  • Формулировка задания итогового сочинения