Форте как пишется в музыке

Обозначение нот буквами в сольфеджио исторически возникло в музыкальной среде довольно-таки давно. за счет того, что такой язык довольно удобен,

СольфеджтоОбозначение нот буквами в сольфеджио исторически возникло в музыкальной среде довольно-таки давно.  За счет того, что такой язык довольно удобен, музыканты не перестают записывать ноты, используя буквенные аббревиатуры. Руководствуясь ими, можно перенести на бумагу за исключением звуков, еще и гораздо более сложные вещи, такие, как аккорды, тональности, лады.

Это универсальный язык, понятный ученикам музыкальных школ по всему миру, и тем, кто планирует сделать музицирование своей профессией, изучать его обязательно для того, чтобы уметь читать по нотам любое произведение.

Ниже в статье вы получите основные сведения о данной дисциплине, чтобы вы имели хотя бы начальное представление об обучении музыкальной грамоте и знали, зачем она необходима.

Буквенные обозначения в сольфеджио

Буквенные обозначения нот в сольфеджио записываются в начале над нотоносцем по латыни.  Используется 8 букв. Начинается все с ноты –ля- .   Затем идет сиb(В), потом до (С), дальше идет ре (D), следом за этой нотой пишется звук ми (E), фа (F) , соль (G) и завершает обыкновенное си (H). Для указания диезов и бемолей к буквам добавлялись, добавляются и будут добавляться окончания is для диезов и es для бемолей (для примера, до-бемоль – это ces , или фа-диез – это fis ).

А это интересно…

Но буквенные обозначения в сольфеджио имеют три исключения. Таковыми являются ля, ми и си бемоль.

Почему именно Си бемоль имеет собственное обозначение? Есть версия, что это произошло в средневековые времена, когда люди еще играли на клавесинах: тогда строение клавиатуры было другим, поэтому и си бемоль называется буквой b. А теперь такой символ остался в обиходе у музыкантов.

А вот объяснение исключения ля и ми бемоль проще, чем си бемоль. Чтобы при написании не писать два раза литеры «E» и «А», записывают одной.

Тональности

Для названия тональности используются тоника и лад. Тоникой может стать любой звук – главная ступень или  побочная. Также тоникой тональности может стать нота со случайным знаком альтерации (диез, бемоль). Буквенные обозначения тональностей по сольфеджио схожи с нотными  знаками. Но в написании тональности еще используется вид лада: Мажорный обозначается словом dur, а минорный –moll.

Существует главное правило написания тональностей. «Светлую» тональность нужно писать с большой буквы, а «темную» — с маленькой.

Интервалы

Обозначение интервалов в сольфеджио пишется римскими буквами и цифрами.  Буква зависит от того, какой интервал : чистый — ч, малый –м , Большой — Б, уменьшенный — ум, увеличенный – ув, а цифра — от того, на каком расстоянии находятся звуки друг от друга : от примы, у которой звуки находятся на одной линии и обозначается 1 до октавы, у которой ноты  располагаются далеко друг от друга – расстояние в семь нот и пишется цифрой 8.

Трезвучия

ТрезвучияОбозначение трезвучий в сольфеджио зависит от ступени трезвучия (на какой ступени строится) и от его вида (малый, большой, уменьшенный, увеличенный). Все аккорды строятся на трех главных трезвучиях лада – это трезвучия, построенные на главных ступенях лада, — 1, 4, 5

На 1 ступени лада строится тоническое трезвучие – Т35. Оно обозначается именно так, потому что образовано устойчивыми ступенями – 1, 3, 5. Тоническое трезвучие имеет два обращения:

  1. сектаккорд – Т6;
  2. квартсекстаккорд – Т46.

Есть еще и другое обозначение аккордов. Они пишутся как обычные ноты, только могут содержать дополнительные знаки, дополнительный вид, или специальную цифру, означающую, на какой ступени играются различные аккорды. Например, аккорд Аm7- это трезвучие ля минор, который нужно играть на 7 ступени. Обычно такие обозначения используются в пьесе для аккомпанирования главной мелодии, и музыкант играет левой рукой.

Дополнительно

Кроме основных обозначений нот, интервалов, аккордов и тональностей существуют множество дополнительных, такие, как, например, темп. Пишется латинскими буквами. Пример: Adagio — медленно. Обычно он пишется в начале произведения или его части. Самое интересное – чаще всего, традиционно используется итальянская терминология. Всего существует 3 вида темпа: медленный, умеренный и быстрый.  И удивительно то, что это еще не все: в каждом темпе существуют еще 5-6 видов той или иной скорости движения.

Заключение

Хотелось бы отметить, что все эти знаки используются при игре на любом музыкальном инструменте, ведь существует мнение, что они пригождаются только при игре на фортепиано. Каждый выполняет определенную функцию в мелодии, и музыкант обязан знать все эти знаки, чтобы правильно исполнять произведение.

В Школе Музыки Fmusic вы всегда сможете узнать больше про обучение музыкальной грамоте. Опытные преподаватели помогут вам разобраться в вопросе, как правильно понимать ноты и самому записывать понравившиеся произведения языком музыки.

Обозначения

Громкость (относительная)

Два базовых обозначения громкости в музыке:

Умеренные степени громкости обозначаются следующим образом:

Кроме знаков f

и p

, есть также

Для указания ещё более крайних степеней громкости и тишины используются дополнительные буквы f

и p

. Так, довольно часто в музыкальной литературе встречаются обозначения fff

и ppp

. У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо» или «три форте» и «три пиано».

В редких случаях при помощи дополнительных f

и p

указываются ещё более крайние степени силы звука. Так, П. И. Чайковский в своей Шестой симфонии использовал pppppp

и ffff

, а Д. Д. Шостакович в Четвёртой симфонии — fffff

.

Обозначения динамики носят относительный, а не абсолютный характер. Например, mp

указывает не на точный уровень громкости, а на то, что играть этот отрывок следует несколько громче, чем p

, и несколько тише, чем mf

. У некоторых компьютерных программ записи звука существуют стандартные значения скорости нажатия клавиши, соответствующие тому или иному обозначению громкости, но, как правило, эти значения можно настраивать.

Постепенные изменения

Для обозначения постепенного изменения громкости используются термины креше́ндо
(итал. crescendo
), обозначающий постепенное усиление звучания, и диминуэ́ндо
(итал. diminuendo
), или декреше́ндо
(decrescendo
) — постепенное ослабление. В нотах они обозначаются сокращённо как cresc.
и dim.
(или decresc.
). Для этих же целей используются особые знаки-«вилочки». Они представляют собой пары линий, соединённых с одной стороны и расходящихся с другой. Если линии слева направо расходятся () — ослабление. Следующий фрагмент нотной записи указывает на умеренно громкое начало, затем усиление звука и потом его ослабление:

6npics

«Вилочки» обычно записываются под нотным станом, но иногда и над ним, особенно в вокальной музыке. Обычно ими обозначают кратковременные изменения громкости, а знаками cresc.
и dim.
— изменения на более долгом интервале времени.

Обозначения cresc.
и dim.
могут сопровождаться дополнительными указаниями poco
(по́ко — немного), poco a poco
(поко а поко — мало-помалу), subito
или sub.
(су́бито — внезапно) и т. п.

Обозначение сфорцандо

Резкие изменения

Сфорца́ндо
(итал. sforzando
) или сфорца́то
(sforzato
) обозначает внезапный резкий акцент и обозначается sf

или sfz

. Внезапное усиление нескольких звуков или короткой фразы называется ринфорца́ндо
(итал. rinforzando
) и обозначается rinf.

, rf

или rfz

.

Обозначение fp

означает «громко, затем сразу тихо»; sfp

указывает на сфорцандо с последующим пиано.

Музыкальные термины, связанные с динамикой

  • al niente
    — буквально «до ничего», до тишины
  • calando
    — «понижаясь»; замедляясь и снижая громкость.
  • crescendo
    — усиливая
  • decrescendo
    или diminuendo
    — снижая громкость
  • perdendo
    или perdendosi
    — теряя силу, сникая
  • morendo
    — замирая (затихая и замедляя темп)
  • marcato
    — подчёркивая каждую ноту
  • più
    — более
  • poco
    — немного
  • poco a poco
    — мало-помалу, постепенно
  • sotto voce
    — вполголоса
  • subito
    — внезапно

Музыка — вид искусства, апеллирующий к нашей чувственной сфере при помощи звуков. Язык звуков имеет в своём составе различные элементы, которые в профессиональной терминологии называются «средства музыкальной выразительности». Одним из таких важнейших и мощнейших по воздействию элементов является динамика.

Что такое динамика

Это слово знакомо всем из курса физики и ассоциируется с понятиями «масса», «сила», «энергия», «движение». В музыке оно определяет то же самое, но по отношению к звуку. Динамика в музыке — это сила звука, она также может выражаться понятиями «тише — громче».

Игра на одинаковом уровне звучности не может быть выразительной, она быстро утомляет. Напротив, частая смена динамики делает музыку интересной, позволяя передавать широкую гамму эмоций.

Если музыка призвана выразить радость, торжество, ликование, счастье — динамика будет яркой и звучной. Для передачи таких эмоций, как печаль, нежность, трепетность, проникновенность используется светлая, мягкая, спокойная динамика.

Способы обозначения динамики

Динамика в музыке — это то, что определяет уровень громкости. Обозначений для этого существует совсем немного, реальных градаций в звучании значительно больше. Так что динамические символы следует рассматривать всего лишь как схему, направление поиска, где каждый исполнитель проявляет в полной мере свою фантазию.

Уровень динамики «громко» обозначается термином «форте», «тихо» — «пиано». Это общеизвестно. «Тихо, но не слишком» — «меццо пиано»; «Не слишком громко» — «меццо форте».

2a2a7ad38fb0c035999d61ea8c462a7a

Если же динамика в музыке требует выхода на уровень крайностей, используются нюансы «пианиссимо» — очень тихо; или «фортиссимо» — очень громко. В исключительных случаях количество значков «форте» и «пиано» может доходить до пяти!

Но даже с учётом всех вариантов количество символов для выражения громкости не превышает цифры 12. Это совсем не много, если учесть, что на хорошем рояле можно извлечь до 100 динамических градаций!

К динамическим указаниям относятся также термины: «крещендо» (постепенно усиливая громкость) и противоположный по значению термин «диминуэндо».

Музыкальная динамика включает в себя ряд символов, указывающих на необходимость проакцентировать какой-либо звук или созвучие: > («акцент»), sf или sfz (резкий акцент — «сфорцандо»), rf или rfz («ринфорцандо» — «усиливая»).

От клавесина до рояля

Сохранившиеся экземпляры клавесинов и клавикордов позволяют нам представить, что такое динамика в музыке Механика старинных предшественников фортепиано не позволяла изменять уровень громкости постепенно. Для резкой смены динамики существовали дополнительные клавиатуры (мануалы), которые могли добавлять к звучанию обертоны за счёт октавных удвоений.

Специальная система рычагов и ножная клавиатура на органе позволяли добиваться разнообразия тембров и усиления громкости, однако всё равно изменения происходили внезапно. По отношению к музыке барокко даже существует специальный термин «террасообразная динамика», поскольку смена уровней громкости напоминала уступы террасы.

92a 549313

Что касается амплитуды динамики, то она была совсем невелика. Звук клавесина, приятный, серебристый и тихий вблизи, был почти не слышен на расстоянии нескольких метров. Звучание клавикорда было более жестковатым, с металлическим оттенком, но немного более звучным.

Этот инструмент был очень любим И. С. Бахом за его способность пусть в едва заметной степени, но всё же менять уровень динамики в зависимости от силы прикосновения пальцев к клавишам. Это давало возможность придавать фразе определённую выпуклость.

Изобретение в начале 18 века фортепиано с его молоточковой системой произвело революцию, расширив возможности Динамика в музыке, исполняемой на современном рояле, имеет огромное количество градаций звука и, главное, доступность постепенных переходов от одного нюанса к другому.

Динамика крупная и детализированная

Крупная динамика обычно выражается символами, изложенными в таблице. Их немного, они ясны и определённы.

xoximage zaw

Однако «внутри» каждого из этих нюансов может быть масса более тонких звуковых градаций. Для них не придумано специальных обозначений, однако эти уровни существуют в реальном звучании и именно они заставляют нас трепетно вслушиваться в игру талантливого исполнителя.

Такая мелкая динамика называется детализированной. Традиция её использования берёт начало (вспомните возможности клавикорда).

Динамика в музыке — это один из пробных камней исполнительского мастерства. Именно мастерское владение тонкой нюансировкой, лёгкими, едва заметными её изменениями отличает игру талантливого профессионала.

Впрочем, не менее сложно бывает равномерно распределить усиление или ослабление звучности, когда оно «растянуто» на большом отрезке нотного текста.

Относительность динамики

В заключение стоит заметить, что динамика в музыке — это весьма относительное понятие, как, впрочем, и всё остальное в нашей жизни. Каждый музыкальный стиль и даже каждый композитор имеет свою динамическую шкалу, а также свои особенности в применении нюансировки.

То, что хорошо звучит в музыке Прокофьева, абсолютно неприменимо при исполнении сонат Скарлатти. А нюанс piano у Шопена и у Бетховена будет звучать совсем по-разному.

Это же относится и к степени акцентировки, продолжительности сохранения одного и того же уровня динамики, способа его смены и так далее.

Чтобы овладеть данным средством музыкальной выразительности на хорошем профессиональном уровне, необходимо, прежде всего, изучать игру великих мастеров, вслушиваться, анализировать, думать и делать выводы.

Динамические оттенки (нюансы).
В музыке существует два основных динамических оттенка:
1. f
форте (итал. forte
– перевод. «сильно») – громко. Степени градации:

mf
– меццо-форте (итал. mezzo-forte
) – умеренно громко, ff
– фортиссимо (fortissimo
) – очень громко
2. p
пиано (итал. piano
– перевод. «слабо») – тихо. Степени градации:

mp
меццо-пиано (mezzo-piano
) – умеренно тихо, pp
пианиссимо (pianissimo
) – очень тихо.

Помимо того, для указания больших степеней оттенка в нотных записях буквы f
и p
применяются дополнительно. Например: ppp
(пиано-пианиссимо или три пиано) или fff
(форте-фортиссимо или три форте). Эти обозначения носят более психологический характер, указывая музыканту на то, что звук должен быть еще более тихим или громким чем обычно. Как правило это требует от музыканта психологической концентрации или в случаях с «громко» — приложения сверх усилий. В партитурах редко можно встретить и такое: ffff
, или такое: pppp
.

Все степени градации силы звука относительны, и сопоставимы с возможностями самого инструмента. К тому же в оркестровой или ансамблевой игре всегда следует учитывать, в какой — сольной или сопровождающей партии выставляется динамический оттенок. В сольной партии он все равно должен трактоваться как более громкий по отношению к остальной группе инструментов. В больших коллективах последнее слово за подбором силы звучания остается за дирижером, т.к. исполнитель со своего места не может объективно ощущать баланс звучания.

Обозначения уровня громкости исполнения по возрастанию:

ppp
– три пиано (пиано пианиссимо) – самое тихое
pp
– пианиссимо – очень тихое
p
– пиано — тихое
mp
– меццо-пиано — не очень тихое
mf
– меццо-форте — не очень громкое
f
– форте — громкое
ff
– фотриссимо – очень громкое
fff
– три форте (форте-фортиссимо) – самое громкое

К знакам, обозначающим динамические изменения:
1. Крещендо (итал. crescendo
, cresc.
) – символ обозначения постепенного увеличения громкости звукоизвлечения. Обозначается также вилочкой острым концом слева – расширенным вправо. По краям символа часто выставляются оттенки.
2. Диминуэндо (итал. diminuendo
, dim.
), реже декрещендо (decrescendo
) – символ обозначения постепенного убавления громкости звукоизвлечения. Обозначается также вилочкой острым концом справа – расширенным влево. По краям символа часто выставляются оттенки.

Еще ряд терминов, связанных с динамикой:

al niente
— буквально «до ничего», до тишины
calando
— «понижаясь»; замедляясь и снижая громкость.
marcato
— подчёркивая каждую ноту
morendo
— замирая (затихая и замедляя темп)
perdendo
(perdendosi
) — теряя силу, сникая
sotto voce
— вполголоса
Сопроводительные термины динамики:

piu
— более
poco
— немного
poco a poco
— мало-помалу, постепенно
subito
— внезапно
Термины внезапного изменения динамики (внезапно-резкий акцент):

sf
— сфорцандо (итал. sforzando
)
sfz
— сфорцато (итал. sforzato
)
fp
— форте-пиано (forte piano
) означает «громко, затем сразу же тихо»; sfp
(sforzando piano
) — сфорцандо и сразу пиано.

Музыкальные термины, которые определяют степень громкости исполнения музыки, называются динамическими оттенками (от греческого слова dynamicos — силовой, то есть сила звука). В нотах вы, конечно, видели такие значки: pp, p, mp, mf, f, ff, dim, cresc. Все это — сокращения названий динамических оттенков. Посмотрите, как они пишутся полностью, произносятся и переводятся: pp — pianissimo «пианиссимо» — очень тихо; р — piano «пиано» — тихо; mp — mezzo piano «меццо пиано» — умеренно тихо, немножечко громче, чем пиано; mf — mezzo forte «меццо форте» — умеренно громко, громче, чем меццо пиано; f — forte («форте» — громко; ff — fortissimo «фортиссимо» — очень громко.
Иногда, гораздо реже, в нотах можно встретить такие обозначения: ppp (пиано-пианиссимо), рррр. Или fff, (форте-фортиссимо), ffff. Они означают очень-очень тихо, еле слышно, очень-очень громко. Знак sf — sforzando (сфорцандо) указывает на выделение какой-то ноты или аккорда. Очень часто встречаются в нотах и такие слова: dim, diminuendo (диминуендо) или значок указывающие на постепенное ослабление звука. Cresc. (крещендо), или значок — указывают, напротив, что нужно постепенно усиливать звук. Перед обозначением cresc. иногда ставится poco а poco (поко а поко) — мало-помалу, понемногу, постепенно. Конечно, эти слова встречаются и в других сочетаниях. Ведь постепенно можно не только усиливать звук, но и ослаблять его, ускорять или замедлять движение. Вместо diminuendo иногда пишут morendo (морендо) — замирая. Такое определение означает не только затихая, но и замедляя темп. Приблизительно тот же смысл имеет слово smorzando (сморцандо) — приглушая, замирая, ослабляя звучность и замедляя темп. Вы, наверное, не раз слышали пьесу «Ноябрь» из цикла «Времена года» Чайковского. Она имеет подзаголовок «На тройке». Начинается не очень громко (mf) простая мелодия, похожая на русскую народную песню. Она растет, ширится, и вот уже звучит мощно, громко (f). Следующий музыкальный эпизод, более живой и грациозный, имитирует звучание дорожных бубенцов. А потом на фоне неумолчного звона бубенцов вновь возникает мелодия песни — то тихая (р), то приближающаяся и вновь исчезающая вдали, постепенно истаивающая.

Смотреть значение Динамические Оттенки
в других словарях

Динамические Анализаторы Сигнала
— анализаторы сигнала, которые используют цифровую выборку сигнала и методы ее преобразования для получения вида Фурье-спектра данного сигнала, включая информацию о его амплитуде и фазе.
Юридический словарь

Динамические Межотраслевые Модели
— частный случай динамических моделейэкономики. Основаны на принципе баланса межотраслевого, в который вводятсяуравнения, характеризующие изменение межотраслевых……..

Динамические Модели
— экономики — экономико-математические модели,описывающие экономику в развитии (в отличие от статических,характеризующих ее состояние в определенный момент). Два подхода……..
Большой энциклопедический словарь

Оттенки музыкальные
— см. Нюанс.
Музыкальная энциклопедия

Динамические Задачи Теории Упругости
— — круг вопросов теории упругости, относящихся к изучению распространения колебаний или состояния установившихся колебании в упругих средах. В простейшем и наиболее……..
Математическая энциклопедия

Динамические Характеристики Психических Процессов
— — важная сторона любой психической деятельности, включающая ее скоростные и регуляторные аспекты. Син. психодинамические свойства. Д. х. п. п. регулируются неспецифическими……..
Психологическая энциклопедия

Формально-динамические Свойства
— — см. Динамические характеристики психических процессов, Свойства индивидуальности, Темперамент.
Психологическая энциклопедия

Цвета, Оттенки
— 1. Цвета с яркостью темнее, чем средние или нейтральный серый. 2. Цвета с яркостью светлее, чем средние или нейтральный серый.
Психологическая энциклопедия

Динамические Закономерности
— более или менее общие, необходимые, существенные, повторяющиеся связи и зависимости, характеризующие поведение относительно изолированных объектов, при исследовании……..
Философский словарь

В предыдущей статье мы рассмотрели понятие темпа, как средства выразительности в музыке. Также вы узнали варианты обозначения темпа. Помимо темпа, огромное значение имеет громкость звучания музыкального произведения. Громкость — мощное средство выразительности в музыке. Темп произведения и его громкость дополняют друг друга, создавая единую картину.

Динамические оттенки

Степень громкости звучания музыки называют динамическим оттенком. Сразу обращаем внимание на то, что в рамках одного музыкального произведения могут использоваться различные динамические оттенки. Ниже приводим список динамических оттенков.

Постоянная громкость
Полное название Сокращение Перевод
fortissimo ff
очень громко
forte f
громко
mezzo forte mf
средняя громкость
mezzo piano mp
средне-тихо
piano p
тихо
pianissimo pp
очень тихо
.

Изменения громкости
.

Смена громкости

Рассмотрим примеры взаимодействия громкости и темпа. Марш, скорее всего, будет звучать громко, чётко, торжественно. Романс будет звучать не очень громко, в медленном или среднем темпе. С большой долей вероятности, в романсе мы встретим постепенное ускорение темпа и нарастающую громкость. Реже, в зависимости от содержания, возможно постепенное замедление темпа и снижение громкости.

Итог

Для того, чтобы исполнять музыку, необходимо знать обозначение динамических оттенков. Вы увидели, какие знаки и слова используются для этого в нотах.

22.05.2010 Методичка: Музыкальные термины.

Методичка: Музыкальные термины.

Терминология музыки охватывает различные музыкальные области: в том числе динамику, темп, нотное письмо, характер исполнения, а так же способы трактовки произведения. Доминирующим языком музыкальной терминологии является итальянский язык. Интересным фактом стоит отметить то, что даже Моцарт писал иные из своих опер на итальянском языке.

До XVIII века не существовало новейшего обилия в определении темпов исполнения. В прошлом темп определялся метроритмом, так как длительность звука (целая, половинная, четвертная и т.д) почиталась абсолютной величиной.

Неточность и субъективность представлений о длительности порою ставило музыкантов в сложное положение. Вполне вероятно, что первые музыкальные термины-понятия появились для более точного определения динамики и темпа. В XIX веке специализация музыкантов резко возросла, и композиторы постепенно перестали быть исполнителями, как это было в прошлом. Последнее породило увеличение количества терминов используемых в нотной записи.

названия темпа в музыке

В начале того же века Мельцель сконструировал метроном, что позволило точно определять темп при исполнении музыкальных произведений. Л. Бетховен, к примеру, пользовался метрономом более охотно, нежели словесной терминологией. В свои последние сочинения Бетховен вводит немецкую речь, дабы более точно определить дух и эмоции музыки.

В XX веке в большинстве стран родной язык стал преобладать над итальянским при записи музыки на ноты. На международную музыкальную терминологию громадное влияние оказал К. Дебюсси, изысканные термины которого пленили многих композиторов. А. Скрябин, к примеру, вдохновленный К. Дебюсси, начал применять французский язык, выдумывая новые не менее оригинальные термины. И все-таки, несмотря на прогрессивнейшие веяния последних столетий именно итальянский язык сохранил свое интернациональное значение в музыкальной грамоте.

Я выписал наиболее часто употребляемые итальянские термины необходимые в творчестве музыканту, т.к. иногда тубисты даже не знают, что обозначает или подразумевает конкретный термин в разучиваемых произведениях.

ТЕРМИНЫ ОБОЗНАЧЕНИЯ ТЕМПА И ЕГО ИЗМЕНЕНИЙ

Медленные темпы:

  • lento (ленто) – медленно, слабо, тихо
  • lento assai (ленто ассаи) – очень медленно
  • lento di molto (ленто ди мольто) – очень медленно
  • largo (ларго) – широко, медленно
  • largo assai (ларго ассаи) – очень широко
  • largo di molto (ларго ди мольто) – очень широко
  • largo un poco (ларго ун поко) – немного шире
  • adagio (адажио) — медленно
  • grave (граве) – значительно, торжественно, величаво, тяжело

Умеренные темпы:

  • andante (анданте) – шагом, грациозное движение
  • andante cantabile (анданте кантабиле) – медленно и певуче
  • andante maestoso (анданте маэстозо) – медленно и величественно
  • andante pastorale (анданте пасторале) – медленно пасторально
  • andante vivace (анданте виваче) – живо и пылко
  • andantino (андантино) – скорее, нежели анданте
  • moderato (модерато) – умеренно, сдержанно
  • allegretto (аллегретто) — оживлённо

smethodМетодика обучения игре на духовых инструментах является составной частью музыкально педагогической науки рассматривающей общие закономерности процесса обучения на различных духовых инструментах. Российская педагогическая наука в области исполнительства на духовых инструментах насчитывает не более 80 — ти лет. Она достигла новых >>>

Быстрые темпы:

  • allegro (аллегро) — скоро
  • vivo, vivace (виво, виваче) — быстро, живо

Очень быстрые темпы:

  • Presto, prestissimo (престо, престиссимо) – быстро, в высшей степени быстро

Иные термины характеризующие музыкальную эмоциональность:

  • abbandono (аббандоно) – удрученно, подавленно
  • abbandonamente (аббандонаменте) — удрученно, подавленно
  • accarezzevole (аккарэццеволэ) — ласково
  • affettuoso (аффеттуозо) — сердечно
  • agitato (ажитато) – возбужденно, взволнованно
  • amabile (амабилэ) — приятно
  • alla (алля) – в роде, в духе
  • alla marcia (алля марчьа) – в духе марша
  • alla polacca (алля полякка) – в духе польского
  • amoroso (аморозо) — любовно
  • animato (анимато) – воодушевленно, оживленно
  • appassionato (аппассионато) — страстно
  • ardente (ардентэ) – с жаром
  • brillante (брилльянтэ) — блестяще
  • buffo (буффо) — комически
  • burlesco (бурлеско) — комически
  • cantabile (кантабиле) — певуче
  • capriccioso (каприччиозо) — капризно
  • con amore (кон аморе) – с любовью
  • con anima (кон анима) – с воодушевлением, с оживлением
  • con bravura (кон бравура) — блестяще
  • con brio (кон брио) – с жаром
  • con calore (кон калоре) – с жаром
  • con dolcezza (кон дольчецца) – нежно, мягко
  • con dolore (кон долоре) – с грустью
  • con espressione (кон эспрессионе) – с выражением
  • con forza (кон форца) – с силой
  • con fuoco (кон фуоко) – с огнём
  • con grazia (кон грация) – с грацией
  • con malinconia (кон малинкониа) — меланхолично
  • con moto (кон мотто) — подвижно
  • con passione (кон пассьёне) – со страстью
  • con spirito (кон спирито) – с воодушевлением
  • con tenerezza (кон тэнэрецца) – с нежностью
  • con vigore (кон вигоре) — мужественно
  • deciso (дэчизо) — решительно
  • dolce (дольче) — нежно
  • dolcissimo (дольчиссимо) – очень нежно
  • dolente (долентэ) – грустно, жалобно
  • doloroso (долорозо) – грустно, печально
  • elegante (элегантэ) – изящно, красиво
  • elegaco (эледжъяко) – жалобно, грустно
  • energico (энерджико) — энергично
  • eroico (эроико) — героически
  • espressivo (эспрессиво) — выразительно
  • flebile (флебиле) — жалобно
  • feroce (фэроче) — дико
  • festivo (фэстиво) — празднично
  • fiero (фиеро) — дико
  • fresco (фрэско) — свежо
  • funebre (фунэбре) — похоронно
  • furioso (фурьёзо) — бешено
  • giocoso (джъёкозо) – шутливо, игриво
  • gioioso (джьойозо) радостно, весело
  • grandioso (грандиозо) – пышно, великолепно
  • grazioso (грациозо) — грациозно
  • guerriero (гуэрьэро) — воинственно
  • imperioso (империозо) — повелительно
  • impetuoso (импетуозо) – стремительно, бурно
  • innocente (инночентэ) – невинно, просто
  • lagrimoso (лагримозо) — плачевно
  • languido (лангуидо) – с изнеможением, бессильно
  • lamentabile (ламентабиле) — жалобно
  • leggiero (деджьэро) — легко
  • leggierissimo (леджьериссимо) очень легко
  • lugubre (люгубре) — мрачно
  • lusingando (люзингандо) — льстиво
  • maestoso (маэстозо) – торжественно, величаво
  • malinconico (малинконико) — меланхолично
  • marcato (маркато) — подчёркивая
  • marciale (марчиале) — маршеобразно
  • marziale (марцьяле) воинственно
  • mesto (мэсто) — печально
  • misterioso (мистериозо) — таинственно
  • parlando (парляндо) — речитативно
  • pastorale (пасторале) — пастушески
  • patetico (патетико) — страстно
  • pesante (пезанте) – грузно, тяжеловесно
  • piangendo (пьянджендо) – плачевно
  • pomposo (помпозо) – великолепно, с блеском
  • quieto (киэто) — спокойно
  • recitando (речитандо) — рассказывая
  • religioso (релиджьозо) — благоговейно
  • rigoroso (ригорозо) – строго, точно
  • risoluto (ризолюто) — решительно
  • rustico (рустико) – в деревенском стиле
  • scherzando (скерцандо) — шутливо
  • scherzoso (скерцозо) — шутливо
  • semplice (сэмпличе) — просто
  • sensibile (сэнсибиле) — чувствительно
  • serioso (серьозо) — серьезно
  • soave (соаве) — приветливо
  • soavemente (соавементе) — приветливо
  • sonore (соноре) — звучно
  • spianato (спьянато) – с простотой
  • spirituoso (спиритуозо) — одухотворённо
  • strepitoso (стрепитозо) – шумно, бурно
  • teneramente (тэнераменте) — нежно
  • tranquillo (транкуильлё) — спокойно
  • vigoroso (вигорозо) – сильно, бодро

smethodУход за духовыми инструментами. Для того чтобы Ваш духовой инструмент работал исправно, необходимо тщательно следить за его состоянием и периодически выполнять несложные процедуры ухода. Даже если Вы долгое время не играете на тубе, не следует её держать постоянно в закрытом чехле. Необходимо периодически открывать и >>>

Некоторые термины часто встречающиеся в нотной литературе:

  • a capella (а капэлла) – хором, без инструментального сопроводждения
  • a due (или a 2) (а дуэ) – вдвоем исполнять одну и ту же партию
  • ad libitum (ад либитум) – по желанию: указание, позволяющее исполнителю свободно варьировать темп или фразировку, а также пропустить или сыграть часть пассажа (или другого фрагмента нотного текста); сокращенно ad. lib.
  • arco (арко) – буквально «смычок»: указание coll arco для исполнителей на струнных инструментах – играть смычком, а не пиццикато
  • attacca (аттакка) – переход к следующей части без перерыва
  • a tempo (а темпо) – возвращение к первоначальному темпу после его изменения.
  • basso continuo (бассо континуо) (также генерал-бас, цифрованный бас) – «непрерывный, общий бас»: традиция музыки эпохи барокко, в соответствии с которой нижний голос в ансамбле исполнялся мелодическим инструментом соответствующего диапазона (виола да гамба, виолончель, фагот), в то время как другой инструмент (клавишный или лютневый) дублировал эту линию вместе с аккордами, которые обозначались в нотах условной цифровой записью, подразумевавшей элемент импровизации
  • basso ostinato (бассо остинато) – буквально «постоянный бас»: краткая музыкальная фраза в басу, повторяемая в течение всей композиции или какого-либо ее раздела, при свободном варьировании верхних голосов; в старинной музыке этот прием особенно типичен для чаконы и пассакальи.
  • ben (бэн) — хорошо
  • blue note (англ.) – в джазе исполнение третьей или седьмой ступени в мажоре с легким понижением (термин связан с жанром блюза)
  • coda (кода) заключение
  • col (коль) — с
  • come (комэ) -как
  • con (кон) — с
  • da capo (да капо) – «с начала»; указание, предписывающее повторить с начала фрагмент или целую часть произведения; сокращенно D.C.
  • dal segno (даль сеньо) – «начиная от знака»; указание, предписывающее повторить фрагмент от знака; сокращенно D.S.
  • diminuendo (диминуэндо) – динамическое указание, аналогичное decrescendo
  • divisi (дивизии) – разделение (однородным инструментам или голосам исполнять разные партии)
  • e, ed (э, эд) — и
  • fine (фине) – конец (традиционное обозначение в партитуре)
  • forte (форте) – обозначение выразительности: громко; сокращенно
  • ma (ма) — но
  • mezza voce (мецца воче) – вполголоса
  • mezzo forte (меццо фортэ) – не очень громко
  • molto (мольто) – очень; обозначение темпа: molto adagio – обозначение темпа: очень медленно
  • non (нон) — не
  • non troppo (нон троппо) – не слишком; allegro ma non troppo – обозначение темпа: не слишком быстро
  • obligato (облигато) – 1) в музыке 17 и 18 вв. термин относится к тем партиям инструментов в произведении, которые не могут быть опущены и должны исполняться обязательно; 2) полностью выписанное сопровождение в музыкальном произведении для голоса или солирующего инструмента и клавира
  • opus (опус) (лат. opus, «произведение»; сокращенно – ор.): обозначение употребляется композиторами начиная с эпохи барокко и относится обычно к порядковому номеру данного сочинения в списке (чаще всего хронологическом) произведений данного автора
  • ostinato (остинато) – многократное повторение мелодической или ритмической фигуры, гармонического оборота, отдельного звука (особенно часто – в басовых голосах)
  • poi (пои) — потом
  • perpetuum mobile (перпетуум мобиле) (лат. «вечное движение»): пьеса, построенная на непрерывном быстром ритмическом движении от начала и до конца
  • pianissimo (пианиссимо) – очень тихо; сокращенно: pp
  • piano (пиано) – тихо; сокращенно: p
  • piu (пиу) – больше; piu allegro – обозначение темпа: быстрее
  • pizzicato (пиццикато) – щипком: способ игры на струнных инструментах защипыванием струн пальцами
  • portamento (портаменто) – скользящий переход от одного звука к другому, используемый в пении и игре на струнных
  • portato (портато) – способ звукоизвлечения, между legato и staccato
  • quasi (куази) – как бы
  • rallentando (раллентандо) – обозначение темпа: постепенно замедляя
  • recitative (cокращенно recit.) (речитативо) — речитативно
  • ripieno (рипиено) – в инструментальной музыке эпохи барокко обозначение игры всего оркестра; то же, что tutti
  • ritardando (ритардандо) – обозначение темпа: постепенно замедляя
  • ritenuto (ритенуто) – обозначение темпа: постепенно снижая темп, но на более коротком отрезке, чем ritardando
  • rubato (рубато) – гибкая трактовка темпо-ритмической стороны произведения, отклонения от равномерного темпа с целью достижения большей выразительности
  • scherzando (скэрцандо) – игриво
  • segue (сегуэ) – одинаково с предыдущим
  • senza (сэнца) — без
  • simile (симиле) — одинаково с предыдущим
  • solo (солё) — один
  • soli (соли) – множественное число от соло, т.е. больше чем один солист
  • sostenuto (состэнуто) – обозначение выразительности: сдержанно; иногда обозначение может относиться и к темпу
  • sotto voce (сотто вочэ) – обозначение выразительности: «вполголоса», приглушенно
  • staccato (стаккато) – отрывисто: манера звукоизвлечения, при которой каждый звук как бы отделяется паузой от другого; противоположный способ звукоизвлечения – legato (легато), связно. Staccato обозначается точкой над нотой
  • stile rappresentativo (стиле раппрэзентативо) – оперный стиль начала 17 в., основной принцип которого состоит в том, что музыкальное начало должно быть подчинено выражению драматических идей или отражать содержание текста
  • sforzando (сфорцандо) – внезапный акцент на звуке или аккорде; сокращенно sf
  • segue (сэгуэ) – продолжать, как раньше: указание, которое, во-первых, заменяет указание attacca (т.е. предписывает исполнять следующую часть без перерыва), а во-вторых, предписывает продолжать исполнение в той же манере, что и раньше (в этом случае чаще употребляется обозначение sempre)
  • semibreve (сэмибреве) – целая нота
  • tace (таче) — молчи
  • tacet (тачет) — молчит
  • tutti (тутти) – все (например весь оркестр)
  • tenuto (тэнуто) – выдержанно: обозначение предписывает выдерживать полную длительность ноты; иногда имеется в виду легкое превышение длительности
  • unisono (унисоно) – в унисон
  • voce (воче) — голос
  • voci (вочи) — голоса

продолжение следует…

22.05.2010

Тональность и лад
    Лад
    Тональность
Интервалы

Буквенное обозначение нот

Буквенное обозначение диезных и бемольных тональностей

Знаки альтерации

Ритм. Длительности нот

Аккорды. Трезвучия

Доминантсептаккорд

Музыкальная грамота. Запись нот

Кварто-квинтовый круг тональностей

Музыкальные паузы

Музыкальный характер исполнения. Средства музыкальной выразительности

  • Темп
  • Характер исполнения
  • Динамика

Размер. Метр.

  • Метр
  • Размер

Определение тональности произведения

Модуляция и отклонение

  • Модуляция
  • Отклонение

Тональность и лад.
Лад.
Лад — это система взаимоотношений устойчивых и неустойчивых звуков, а так же созвучий.
В ладу имеются устойчивые и неустойчивые звуки.
Устойчивые звучат приятно и хорошо. Буд-то бы радость или покой. Неустойчивые звуки дают «колючий» звук, неприятный. Например, аккорды, которые строят на неустойчивых ступенях, требуют разрешения в устойчивые, переходят в них. И звук становится приятным.
Существуют ещё виды лада.
Существуют разные виды лада. Очень часто встречаются  мажорный и минорный, это самые основные. Поговорим о них.
Это такое настроение. Мажор – это когда весело, радостно. Минор – когда грустно.
Мажорные произведения звучат весело. Минорные – грустно.

Тональность.

Тональность – это высота лада. Если взять тонику и лад, мы получим тональность. Например:
Фа(тоника) + мажор(лад) = фа мажор.
Ре(тоника) + минор(лад) = ре минор.

Получаются тональности, в которых написано то или иное произведение. Тональностей в музыке много, поэтому и произведения все в музыке звучат по-разному :)  
 

В тональностях есть определённый порядок знаков альтерации(знаков при ключе, диезов и бемолей).
Это нужно знать, а запомнить их не сложно. Для этого придумали стишок.
Порядок диезов:
фа до соль ре ля ми си – кошка села на такси
Порядок бемолей: (наоборот)
Си ми ля ре соль до фа – по асфальту шла дрофа (прилетела к нам дрофа)

Так мы записываем знаки альтерации на нотном стане, именно в этом порядке. А так же вычисляем тональности по кварто-квинтовому кругу.
Интерактивный материал по теме «лад»:https://solfeggio.online/lady 

Интервалы.
Интервалы – это соотношение двух звуков по их высоте.

Интервалы классифицируются по качеству, количеству и взятию(одновременное или последовательное)
Качественная характеристика определяется словами: большая, малая, увеличенная, уменьшенная, дважды увеличенная и дважды уменьшенная. Записывается перед количественной характеристикой интервала. Например: б2(большая секунда) м7(малая септима) ум5(уменьшенная квинта) ув4(увеличенная кварта)
Количественная характеристика – это объём заключенных ступеней в интервале. Она обозначается цифрой после качественной характеристики и так же имеет краткое название(прима, квинта и тд)

Интервалы бывают простые и составные.
Простые интервалы – интервалы в пределах октавы(ч8):
Прима(1)
Секунда(2)
Терция(3)
Кварта(4)
Квинта(5)
Секста(6)
Септима(7)
Октава(8)

Составные интервалы – интервалы за пределами октавы. Состоят из ч8 и другого простого интервала.)
Нона(секунда + ч8)
Децима(терция + ч8)
Ундецима(кварта + ч8)
Дуодецима(квинта + ч8)
Терцдецима(секста + ч8)
Квартдецима(септима + ч8)
Квинтдецима(октава + ч8)
Интервалы более двух октав в теории не рассматриваются.

Характерные интервалы и тритоны.
Характерные интервалы – это увеличенные и уменьшенные интервалы, которые строятся только в гармоническом виде мажора или минора.
Эти интервалы являются неустойчивыми и требуют разрешения в устойчивые. (то есть, это интервалы с разрешением.)

Тритон – интервал, в котором три тона(поэтому он так и называется)
К ним относят увеличенную кварту и уменьшенную квинту.
Это так же неустойчивые интервалы и они требуют разрешения. Увеличенные интервалы всегда увеличиваются, уменьшенные – уменьшаются.
Увеличенная кварта(ув4) всегда разрешается в сексту, а уменьшенная квинта(ум5) в терцию.

Интерактивный материал по теме «интервалы» https://solfeggio.online/intervaly

Буквенное обозначение нот.
Ноты обозначают русскими буквами:
до  ре  ми  фа  соль  ля  си 

Но в основном для их обозначения используют латинский алфавит.
до ре ми фа соль ля си

C   D   E   F    G     A   H(B)
Разберем подробнее.
Си будет обозначаться как H,
но если это си бемоль, то он будет обозначаться как B.
Буквенное обозначение мажора и минора.
Мажор обозначают как «dur»
Минор обозначают как «moll»

К примеру: тональность си-бемоль мажор будет записываться вот так: B-dur
а тональность си-минор вот так: h-moll

Как легче запомнить такое обозначение нот?
Если начать от ноты Ля(А) то буквы будут идти по порядку английского алфавита, по порядку с нотами:
ля си до ре ми фа соль
A  B(H) C  D   E    F    G

Буквенное обозначение диезных и бемольных тональностей.
Диезные и бемольные тональности обозначаются при помощи окончаний «is»(диез) и «es»(бемоль)

Приведем пример: Fis-dur  —  фа-диез мажор
es-moll  —  ми-бемоль минор

Исключения:
As-dur – ля-бемоль мажор

Es-dur  — ми-бемоль мажор.
Интерактивный материал по теме «буквенное обозначение нот»: https://solfeggio.online/Interactive/bukvennye-oboznacheniya-not

Знаки альтерации.
Знаки альтерации – это знаки, которые меняют ступени звукоряда, понижают и повышают их.
Знаки альтерации могут быть как при ключе –их пишут с самого начала произведения около ключа, так и случайными – их не пишут при ключе, а случайно встречают на протяжении произведения и они длятся один такт. (чаще всего бывают в миноре в гармоническом/мелодическом и других видах.)
 

Разберём подробно знаки альтерации.
Диез (♯) – повышает звук на полтона (например: был звук ре, стал ре диез)
Бемоль(♭) – понижает звук на полтона ( например: был звук ми, стал ми бемоль)
Дубль-диез(xx) – повышает звук на тон (к примеру: был фа, стал соль)
Дубль-бемоль(♭♭)-понижает звук на тон(к примеру: был си, стал ля)
Бекар(♮)-отменяет любой знак альтерации(например: был ля диез, стал ля)

Интерактивный материал по теме «знаки альтерации»: https://solfeggio.online/znaki-pri-klyuche

Ритм. Длительности нот.

В музыке звуки могут быть не только громкими или тихими, высокими или низкими по звучанию, они могут быть ещё длинными или короткими.
То, что определяет, сколько длится музыкальный слух, называется длительностью. Благодаря длительностям в музыке создаётся ритм.
Разберём, какие бывают длительности.
Целая – не закрашенный кружочек, пустой. Целая нота длится все 4 счёта(раз и, два и, три и, четыре и)

Половинная – не закрашенный кружочек с «палочкой»(со штилем). Половинная нота длится 2 счёта (раз и, два и)

Четвертная – закрашенный кружочек со штилем. Длится один счёт (раз и)

Восьмая – закрашенный кружочек со штилем и «хвостиком» на штиле. Восьмая нота длится на «раз»(раз без «и»).

Это основные длительности, далее восьмая делится на более мелкие длительности, это:

Шестнадцатая – такая же, как восьмая, но с двумя хвостиками. Две шестнадцатые ноты идут на счёт «раз», получается, что в одной восьмой две шестнадцатые.
Тридцать вторая – такая же, как и шестнадцатая, но с тремя хвостиками.
Шестьдесят четвёртая – с 4 хвостиками.

Разберем подробнее. Как делятся длительности?
(немного музыкальной математики).
Одна целая = две половинные
Одна половинная = две четвертных
Одна четвертная = две восьмые
Одна восьмая = две шестнадцатые и т.д.

Интерактивный материал по теме «ритм»: https://solfeggio.online/ritm

Аккорды. Трезвучия.

Трезвучие – это аккорд из трёх звуков, расположенных по терциям.
Трезвучия имеют 4 вида: большое(мажорное), малое(минорное), увеличенное и уменьшенное.
Трезвучие обозначают цифрами 5 и 3. (Потому что состоит из терции и квинты.) Б5/3, м5/3, ув5/3 и ум5/3.
Построим все 4 вида трезвучия в до-мажоре.
Б5/3-до ми соль.
Состоит из: б.3+м.3(большая терция до ми + малая терция ми соль).
м5/3-до ми♭соль
Состоит из: м.3+б.3(малая терция до ми♭,+ большая терция ми♭соль).
ув5/3-до ми соль♯
Состоит из: б.3+б.3(большая терция до ми + большая терция ми соль♯).
ум5/3-до ми♭соль♭
Состоит из: м.3+м.3(малая терция до ми ♭+ малая терция ми♭соль♭)

Обращения трезвучий.
Трезвучие имеет два обращения: секстаккорд(6) и квартсекстаккорд(64).

Построим мажорный секстаккорд(Б6) и квартсекстаккорд(Б6/4) в до мажоре:
Берём Б5/3: до ми соль;
Переносим нижний звук(до) на октаву вверх(делаем обращение) ми и соль остаются на месте.
Получаем: ми соль до. Это секстаккорд, Б6. Первое обращение трезвучия.
Теперь сделаем второе обращение.
Берём Б6 и переносим аналогично нижний звук(ми) на октаву вверх, а звуки соль и до остаются на месте.
Получаем соль до ми(Б6/4). Это второе обращение трезвучия.

Интерактивный материал по теме «трезвучия»: https://solfeggio.online/trezvuchiya 

Доминантсептаккорд.
Доминантсептаккорд(D7) – это аккорд, который состоит из 4 звуков, расположенных по терциям.
Интервальный состав доминантсептаккорда: б.3+м.3+м.3(большая терция + малая терция + малая терция).
К примеру: доминантсептаккорд в до мажоре:
соль си ре фа
(соль си-б.3, си ре-м.3, ре фа-м.3)
Крайние звуки этого аккорда образуют септиму(соль и фа) поэтому он и называется доминантСЕПТаккорд(D7).

Обращения D7.
Доминантсептаккорд имеет три обращения.
Первое -доминантКВИНТСЕКСТаккорд(D6/5)
Второе -доминантТЕРЦКВАРТаккорд(D4/3)
Третье -доминантСЕКУНДаккорд(D2)

Возьмём D7 в до мажоре:
соль си ре фа
Делаем обращения: переносим нижний звук на октаву вверх:
си ре фа соль(D6/5)-секунда будет наверху(фа соль)
ре фа соль си(D4/3)-секунда в середине
фа соль си ре(D2)-секунда внизу.
Все эти аккорды неустойчивы и требуют разрешения.
Рассмотрим правило разрешения D7 и его обращений: (в сольфеджио аккорд поют снизу вверх, а его разрешение сверху вниз)
D7 разрешается в тоническую терцию с утроенной тоникой.
соль си ре фа – ми до до до
D6/5 разрешается в тоническое трезвучие с удвоенной тоникой.
си ре фа соль – соль ми до до
D4/3 разрешается в развёрнутое тоническое трезвучие.
ре фа соль си – до соль ми до
D2 разрешается в Т6(тонический секстаккорд) с удвоенной тоникой:
фа соль си ре – до до соль ми

Интерактивный материал по теме «доминантсептаккорд»:https://solfeggio.online/dominantseptakkord

Музыкальная грамота. Запись нот.

Как же записывают музыку? Длительности, высоту звука, динамику? Сейчас разберём подробнее.

Ключи. В теории музыке существует несколько ключей, в которых записывается то или иное произведение. Чаще всего нам встречается скрипичный ключ(он же ключ «соль»). Ключом «соль» он ещё называется потому что его пишут от ноты «соль».  Скрипичный ключ даёт нам понять, что нота «соль» первой октавы находится на второй линии нотного стана. (линии нотного стана мы считаем снизу вверх).
 

Басовый ключ(или ключ «фа). Басовый ключ нам даёт понять, что на четвёртой линии нотного стана пишется фа малой октавы. Басовый ключ чаще всего встречается у инструментов, которые имеют низкий регистр, тембр. Или у пианистов. У пианистов басовый ключ обычно встречается для аккомпанемента, т.е. партия левой руки.
 

Это два основных ключа. Но есть ещё некоторые ключи. Рассмотрим и их:

Альтовый ключ. (Он же ключ «до») Нота до первой октавы пишется на третьей линии нотного стана.
Теноровый ключ. (Он тоже ключ «до») Нота до первой октавы пишется на четвёртой линии нотного стана.
Это два очень похожих ключа. Но так же есть очень похожие на них ключи «до»: баритоновый, сопрановый и меццо-сопрановый. Они встречаются очень редко.
 

Размер.
Размер даёт нам понять, какими длительностями записывать музыку. Без размера музыка будет неровная. И мы не сможем понять, где у неё начало, где у неё предложения и даже конец.
Размер пишется после ключа и знаков альтерации, указывается обычно в виде дроби без черты.
В знаменателе этой дроби указывается то, какими длительностями мы записываем музыку, а в числителе указывается количество этих длительностей в такте. Например: размер две четверти. Это означает, что в такте две четверти.
(две четвертные ноты).
 

Как правильно пишутся ноты на нотном стане.

На нотном стане всего 5 линий. Но этого не хватает, чтобы написать все звуки. Например, в скрипичном ключе нота соль первой октавы пишется на второй линии. А нота до первой октавы будет писаться на одной добавочной линии внизу. Но их может быть немного. Если добавочных линий будет слишком много, то придётся менять ключ. Но как тогда записать ноты, которые слишком высоко?
Для того, чтобы перенести звук на октаву вверх или вниз, используется значок «восьмёрка», это пунктирная линия с цифрой 8. (———8)
Она пишется над(если переносим вверх) или под(если переносим вниз) нотами, которые нам нужно перенести. Например, нота «ре» второй октавы в скрипичном ключе так и пишется на четвёртой линии нотного стана, но если над ней этот знак(——8), то мы её будем играть в третьей октаве.
Штили. У нот есть «палочки», это называется штиль. В нотной грамоте существует правило, выше 3 линии мы штили пишем вниз. Штили не могут всегда идти наверх или вниз. 
Так же, в произведении около нотного стана пишутся и средства музыкальной выразительности. Это: динамика, штрихи, темп, характер произведения.

Интерактивный материал по теме «ноты»:https://solfeggio.online/noty 

Кварто-квинтовый круг тональностей.

Кварто-квинтовый круг — это система тональностей, по которой их можно легко запомнить.

Почему он так называется?

Начинаем с ноты “до”, в До мажоре знаков нет. Строим вверх чистую квинту(ч.5), получаем “соль”. В Соль мажоре один диез (фа#). Далее строим от “соль” ещё одну чистую квинту, получаем “ре”. В Ре мажоре два диеза(фа#, до#). И так далее. Лад не изменяется.
Почему именно такой порядок диезов?
Существует правило, порядок диезов и бемолей в тональностях:
Диезы — фа до соль ре ля ми си
Бемоли — си ми ля ре соль до фа (наоборот)
Так, например, мы можем посчитать, сколько знаков в Ми мажоре:
Строим ч.5 от “до”- соль, один знак. Далее — ре, два знака. Далее — ля, три знака. И ми — четыре знака. Получается, в Ми мажоре 4 диеза — фа до соль ре.

Если мы будем строить от “до” чистые кварты вниз, то получим то же самое.
К примеру, от “до” ч.4 вниз — соль, один знак. И так далее.
Это диезные тональности.

Теперь бемольные тональности.
Строим также от “до” ч.4 вверх, получаем “фа”. Фа мажор — один бемоль(си)
А если вниз — то строим от “до” ч.5 — получаем “фа”.
Посчитаем, сколько знаков в Ми-бемоль мажоре:
строим ч.4 от “до” вверх — фа, один знак. Далее — си бемоль, два знака. Далее — ми бемоль, три знака. Получается, в Ми-бемоль мажоре 3 бемоля — си ми ля.

Как посчитать, сколько знаков в минорных тональностях?
Очень просто. К примеру, нам нужно узнать, сколько знаков в до миноре.
Это мы выясним с помощью параллельной тональности, а в параллельных тональностях знаки одинаковые.
От до строим малую терцию вверх, получаем ми бемоль. В Ми бемоль мажоре 3 бемоля, а значит и в до миноре, в её параллельной тональности три бемоля.

Сколько знаков, например, в фа-диез миноре?
В Ля мажоре 3 диеза. Строим малую терцию вниз, получаем фа-диез. А значит, и в фа-диез миноре 3 диеза.

Благодаря квинтам и квартам мы определяем знаки в тональностях, поэтому этой системе дали название кварто-квинтовый круг. 

Музыкальные паузы.
Пауза – это остановка. В это время никакой звук не звучит.
Чтобы понять, сколько времени длится остановка, применяют различные паузы.
Существуют:  целая пауза, половинная пауза,
четвертная, восьмая, шестнадцатая и т.д. 
То есть, это точно такие же длительности. Считаются как длительности.
Например: размер две четверти(2/4). Если на первую долю(раз и) звучит четвертная нота, а на вторую долю(два и) пауза, то мы поставим четвертную паузу.

Музыкальный характер исполнения. Средства музыкальной выразительности.

Для того, чтобы сыграть музыку не монотонно, а с характером и каким-либо образом, используют средства музыкальной выразительности. Например: Темп, характер исполнения, динамика.

Темп.
Темп пишут в самом начале произведения.
Рассмотрим темпы, которые мы чаще всего видим в музыкальных произведениях:
Allegro – быстро, скоро, весело;
Andante – не спеша;
Moderato – умеренно;
Vivo – живо;
Adagio – медленно;
Presto – очень скоро, очень быстро;
Largo – широко, протяжно, очень медленно;

Темп на протяжении всего произведения может меняться. Например, в начале произведения указан темп «Allegro». А в середине произведения может быть указан другой темп.

Также существуют уточняющие термины:
Accelerando – ускоряя;
Ritenuto – замедляя;
Применяют там, где нужно ускорить или замедлить темп.

Характер исполнения.
Применяют для уточнения характера исполнения.
К примеру:
Allegro ma non troppo – не слишком быстро(не доходя до аллегро);
Meno mosso –меньше движения;
Poco accelerando – постепенно ускоряя;
A tempo – в основном темпе;

Динамика.
Мы не будем исполнять музыку монотонно, где-то нужно сыграть тише, а где-то громче. Для этого используют динамику:
p – пиано, тихо;
f – форте, громко;
mf – меццо форте , не очень громко;
mp – меццо пиано, не очень тихо;
sf – сфорцандо, резко громко;
pp, ppp – пианиссимо, максимально тихо;
ff, fff – фортиссимо, очень и очень громко;

Размер. Метр.
Как правильно записывают музыкальный ритм?
Для этого существует музыкальный размер и метр.

Метр – это организация сильных и слабых долей в такте.
Чтобы музыка звучала не монотонно, чтобы её приятнее было
слушать, для этого используют ещё и метр. Например, в размере
2/4 у нас доли будут такими: сильная и слабая. Первая доля
сильная, вторая слабая.
А в размере 4/4 немного по-другому. Первая доля сильная, вторая
слабая; третья доля относительно сильная, четвёртая слабая.
Размер – это запись метра в виде дроби.
К примеру: размер 2/4 (две четверти). Это значит, что в одном такте
будет две четверти, две доли. Но не всегда это записывают именно
четвертями. Например, в такте могут быть записаны восьмые, их
будет четыре. Но на протяжении произведения чаще всего будут
встречаться четвертные длительности. Поэтому размер указывают
2/4. Этот размер относится к простым размерам. Ещё примеры
простых размеров: 2/2, 3/8.
А ещё могут быть сложные размеры. Не потому, что они “трудные”,
а потому, что они состоят из нескольких размеров.
К примеру: 6/8 – сложный размер. Он состоит из 3/8 и 3/8. Мы
сложили эти размеры. “Числитель” размера мы сложили, а
“знаменатель” остался.
Размер 4/4 также относится к сложным размерам. 2/4 и 2/4 будет
размер 4/4.
Вот ещё один сложный размер – 5/4. Он может состоять из 2/4 и
3/4. Но также он может состоять из 3/4 и 2/4. Так в чём же разница?
На первый взгляд одинаково. Но от этого зависит группировка, где
у нас будет сильная доля и относительно сильная доля. Например,
если 5/4 состоит из 3/4 и 2/4, то сначала будет сильная доля, затем
слабая, слабая; затем относительно сильная, потом слабая.

Считать его нужно так: раз и, два и, три и, раз и, два и.

Определение тональности произведения.
Как же определить тональность в произведении?

Для начала нам нужно посмотреть на ключевые знаки. К примеру,
там будет стоять «фа #», «до #» и «соль #». Получается, что при
ключе у нас три диеза.
Теперь нам нужно определить лад тональности. Мажор или минор.
Посмотрим, на какой ноте заканчивается произведение. К примеру,
на ноте ля. Или же, в конце произведения, например, стоит аккорд
«ля, до(диез при ключе), ми, ля»
Тональности с тремя диезами по кварто-квинтовому кругу это Ля
мажор и фа-диез минор. Произведение заканчивается на Ля-
мажоре, значит, тональность будет Ля-мажор.

Модуляция и отклонение.

Модуляция. Что это такое? Разберём подробнее.
Модуляция – переход в другую тональность и её закрепление.
Например, произведение написано в тональности ре минор. На
середине произведения меняется тональность, к примеру, Ля
мажор. И это произведение закончится на Ля мажоре. Знак при
ключе ре минора отменяется, становится бекаром. Добавляются
знаки Ля мажора. Это переход в другую тональность и её
закрепление. В этом случае, это переход в тональность доминанты
для ре минора. Модуляции, например, можно встретить в
вокальных произведениях. Где 1-2 куплета написаны в основной
тональности, а последний, третий, переходит в другую тональность
и произведение завершается в новой тональности. Модуляцию
можно выполнить в любую тональность. В тональность доминанты,
субдоминанты, второй ступени и т.д.

Отклонение.
Отклонение – это временный переход в другую тональность. То
есть, отклонение в другую тональность. После того, как мы
совершим отклонение, мы вернёмся в основную тональность.
Например. Основная тональность До мажор. Несколько
предложений в произведении звучат в До мажоре. Выполним
отклонение в тональность доминанты – в Соль мажор. Средняя
часть произведения будет в Соль мажоре. Затем, в заключительной
части(или репризе) мы вернёмся в До мажор.
К примеру, отклонение мы можем увидеть в трёхчастных
произведениях. Трёхчастное произведение состоит из экспозиции,
разработки и репризы. Отклонение обычно мы видим в
разработке.

Вы попали в рубрику музыкальные термины, где мы обсудим все их понятия, значения, определения, покажем вам перевод с различных языков на русский, дадим список основных музыкальных определений и так далее. Ниже также идут статьи, которые более подробно раскрывают определенные термины. Их вы найдете в самом конце этой странице.

Музыкальные термины их значение и определения

Музыкальные термины и их значение

Прежде чем говорить про музыкальные термины и их значение, для начала хочу привести вам один пример. Представим себе такую ситуацию. Вас с приятелем угостили пирожками. Он же съел, а ты не успел.

Ты у него спрашиваешь: «Ну как?» Он говорит: «Вкусно!» Однако, что ты сможешь понять из одного этого слова? Ты даже не знаешь, сладкий был пирожок или соленый. С яблоками или капустой. То есть, ничего не понятно.

Понятно только, что это вкусно. Ведь каждый кондитер составляет из различных мелочей свою булочку или пирожок.

Точно также и в музыке. Мелодия сама по себе очень красивая. Однако ее красота состоит из мелких деталей. Вот о них-то мы и поговорим.

Приемы для изменения звука, которые способствуют наибольшей выразительности в мелодии, в музыке называются нюансами.

Например, давайте возьмем такой нюанс, как громкость. С помощью громкости можно очень многое изменить в мелодии. Можно просто сыграть ровно. А можно сначала начать с тихого звучания с постепенно увеличивающейся громкостью. В общем, второй вариант получиться более выразительным чем первый.

Самый тихий звук в музыке называется pianissimo (пианиссимо) от итальянского слова piano (тихо). Чуть погромче будет просто piano (пиано) — просто тихо. Еще громче будет forte (форте) — громко. Если очень громко, то будет fortissimo (фортиссимо) — очень громко.

Также важен и сам переход из одного звука в другой. Например, можно играть очень отрывисто. Такой прием по-итальянски будет называться staccato (стаккато) — резко или отрывисто.

А можно сыграть плавно. Такой прием называется legato (легато) — плавно. То есть звук плавно переходит из одного в другой при этом как бы дополняя друг друга.

Ниже нарисован нотный стан. На нем написаны 10 нот.

Названия ступенек в гамме

Все ступени в гамме имеют свои латинские названия:

  1. l — это прима
  2. ll — секунда
  3. lll — терция
  4. lV — кварта
  5. V — квинта
  6. Vl — секста
  7. Vll — септима
  8. Vlll — октава
  9. lX — нона
  10. X — децима

Интервалы в музыке

Давайте поговорим об интервалах в музыке. Само по себе интервал обозначает расстояние. Ну а музыкальный интервал обозначает расстояние между музыкальными звуками по высоте.

В каждой гамме есть такие уже запланированные интервалы. Выше эти 10 интервалов приведены на латинском языке. Рекомендую запомнить их.

Какие существуют интервалы от ноты до (тоники) до всех остальных ступенек гаммы?

Существует довольно символический интервал. Между нотами в таком интервале практически нет никакой разницы. До — до это интервал между первой и первой же ступенью. Но он все-таки есть. Есть даже песни, которые начинаются с двух одинаковых нот.

Так вот, этому интервалу до-до есть название прима. Между до и ре второй ступенькой уже есть какая-то разница по высоте. Такой интервал будет называться секундой.

Между первой и третьей ступенькой гаммы (между до и ми) есть интервал, который называется терция. Дальше идет кварта и так далее по нарастающей как в приведенном списке выше.

Из какого языка заимствовали все музыкальные термины

Из какого языка заимствовали все музыкальные терминыНаверное, многие спросят, из какого языка заимствовали все музыкальные термины. Стоит сказать, что основная база терминологии приходиться именно на итальянский язык. В принципе, тут не удивительно. Ведь сама музыка зародилась в Италии. Поэтому многие словари и учебники дают вам термины на итальянском языке.

В общем, как вы поняли, для более точного определения музыки и были придуманы специальные музыкальные термины. Есть даже специальные словари музыкальных терминов. С развитием музыки, приходят и новые термины.

Стоит сказать, что все эти термины писались не от балды. Все они утверждались на уровне комитетов европейских стран. После чего по этому стандарту начинали выпускать различные справочники и словари.

Обязательно изучите всю эту терминологию! Ведь без нее невозможно нормальное создание музыки.

Самый известный музыкальный термин

Наверное, самый известный музыкальный термин, который был на слуху даже у тех, кто не близок к музыке, так это скрипичный ключ. Думаю, многие о нем слышали.

Скрипичный ключ - это самый известный музыкальный термин

Этот ключ помогает музыкантам разобраться в записях нот. Это главный элемент на нотном стане.

Многие музыканты его чаще называют ключ соль, так как он находится на одной линейке ноты соль. Люди договорились писать скрипичный ключ именно на одной линейке чтобы музыкант потом смог легко сориентироваться в нотах.

Музыкальные обозначения

Здесь мы рассмотрим музыкальные обозначения для нот. Вы узнаете, как называются и пишутся ноты. А также где какая нота должна находиться на нотном стане.

Музыкальные обозначения всех нот

Вот список:

  • до (C) — пишется на добавочной линейке
  • ре (D) — под первой линейкой
  • ми (E) — на первой линейке
  • фа (F) — между первой и второй линейкой
  • соль (G) — на второй линейке
  • ля (A) — между второй и третьей линейкой
  • си (H или B) — на третьей линейке
  • до второй октавы вновь повторяет весь звукоряд

Итальянские музыкальные термины

Ниже вам будет доступен список, где расположены основные итальянские музыкальные термины для фортепиано.

  • Adagio – адажио – медленно, спокойно
  • Ad libitum – ад либитум – по усмотрению, по желанию, свободно
  • Agitato – аджитато — возбужденно, взволнованно
  • Alla marcia – алля марчиа –маршеобразно
  • Allegro – аллегро – весело, быстро
  • Allegretto – аллегретто, указание темпа, более медленного, чем аллегро
  • Animato — анимато – воодушевленно, оживленно
  • Andante — анданте – идущий, текущий; средний по скорости темп, соответствующий спокойному шагу
  • Andantino – андантино- темп более оживленный, чем анданте
  • Appassionato – аппасьонатто — страстно
  • Assai – ассаи — достаточно, довольно
  • A capriccio — а каприччьо – то же, что ад либитум
  • A tempo – а темпо – в темпе (то есть в основном темпе, указанном ранее)
  • Accelerando – аччелерандо – ускоряя
  • Calando – каляндо – уменьшая силу и скорость
  • Cantabile – кантабиле — певуче
  • Cantando – кантандо – певуче
  • Cappricciozo — капприччьозо – капризно
  • Con affetto – кон аффетто – с чувством, со страстью
  • Con anima – кон анима – с воодушевлением, с оживлением
  • Con brio – кон брио – с жаром
  • Con dolcezza – кон дольчецца – нежно, мягко
  • Con dolcherezza – кон дольчерецца – нежно, мягко
  • Con espressione – кон эспрессьёне – с выражением
  • Con forza – кон форца – с силой
  • Con moto – кон мото – подвижно
  • Con passion – кон пассьёне – со страстью
  • Con spirit – кон спирито – то же, что Con anima (кон анима)
  • Crescendo – крещендо – увеличивая силу звука
  • Da capo al fine – да капо аль фине – с начала до слова «конец»
  • Decrescendo – декрещендо – уменьшая силу звучания
  • Diminuendo – диминуэндо – уменьшая силу звучания
  • Dolce – дольче – мягко, нежно
  • Doloroso – долорозо – грустно, жалобно
  • Energico – энерджико – энергично
  • Espressivo – эспрессиво – выразительно
  • Forte (в нотной записи часто f) – форте – громко, сильно (подробнее)
  • Fortissimo – фортиссимо – очень громко, очень сильно
  • Grazioso – грацьёзо – грациозно
  • Grave – граве – важно, тяжеловесно
  • Largo – лярго – широко; весьма медленный темп
  • Legato – легато – плавно, связно (подробнее)
  • Lento – ленто – медленно
  • Leggiero – леджьеро – легко
  • Lugubre – люгубре – мрачно
  • Maestoso – маестозо – торжественно, величаво
  • Marcato – маркато – подчеркивая
  • Marciale – марчиале – маршеобразно
  • Mezza voze – мецца воче – вполголоса
  • Mezzo piano (в нотной записи часто mp) – меццо пьяно – не очень тихо (подробнее)
  • Mezzo forte (в нотной записи часто mf) – меццо форте – не очень громко (подробнее)
  • Misteriozo –мистерьёзо – таинственно
  • Moderato – модерато – умеренно
  • Molto –мольто – весьма, очень много
  • Non – нон – не
  • Non troppo – нон тропо – не слишком
  • Piano (в нотной записи часто p) – тихо (подробнее)
  • Pianissimo – пианиссимо – очень тихо (подробнее)
  • Poco a poco – поко а поко – мало-помалу, постепенно
  • Presto – престо – быстро
  • Ritenuto – ритенуто – замедляя движение
  • Rizoluto – ризолюто – решительно
  • Rubato – рубато – в свободном темпе (подробнее)
  • Semplice – семпличе – просто
  • Sempre – семпре – всегда, постоянно
  • Simile – симиле – подобно (предыдущему)
  • Shcerzando – скерцандо – шутливо
  • Scherzoso – скерцозо – шутливо
  • Smorzando – сморцандо – замирая
  • Sostenuto – состенуто – сдержанно, не спеша
  • Sotto voce – сотто воче – вполголоса
  • Spirituozo – спиритуозо – одухотворенно
  • Staccato – стаккато – отрывистоеп исполнение звуков; противоположность легато (подробнее)
  • Tranquillo – транквилло – спокойно
  • Tranquillamente –транквилляменте — спокойно
  • Vivace – виваче – скоро, живо
  • Vivo – виво – темп, более быстрый, чем allegro (аллегро), но более медленный, чем presto (престо)

Теперь вы знаете, что такое музыкальные термины и для чего они нужны. Мы с вами рассмотрели лишь небольшую базу или список определений. Все конечно же тут мы не раскроем. Но тем не менее я рекомендую вам обратить внимание на статьи, которые идут ниже. Они более подробно раскрывают определенные термины. Поэтому рекомендую на них тоже обратить внимание.

 Стрелки вниз

  • Форма поэмы мцыри рассказ героя исповедь героя
  • Формат коралл как пишется
  • Форссен эрлин карл йохан сказки
  • Форд фокус как пишется на английском
  • Форсмажорный как пишется грамота ру