Анализ сказки «Морозко»
Общая характеристика и источники русской народной сказки «Морозко», обоснование ее волшебно-фантастического направления. Основные образы и сюжетные линии, оценка воспитательного значения данного произведения. Границы завязки, кульминации и развязки.
1. Русскую народную сказку «Морозко» причисляют к новогодним, рождественским зимним сказкам. Сказка «Морозко» относится к волшебно-фантастическим сказкам, так как один из героев волшебный персонаж. В таких сказках положительному герою всегда помогают волшебные персонажи, чтобы добро и правда победили зло и ложь.
В деревне жили старик со старухой, а с ними жили родная дочка старухи и родная дочка старика. Старуха невзлюбила падчерицу, заставляла ее делать всю работу по хозяйству, которую девушка безропотно выполняла лучшим образом. Но мачехе невозможно было угодить и однажды она решила девушку со свету сжить, приказав старику падчерицу в зимний лес отвезти и оставить. Старик, плача, отвез дочку в лес и оставил под елью, где девушка встретилась с Морозко, который, испытав ее нрав, одарил дорогими подарками. Тогда мачеха отправила в лес свою глупую и ленивую дочь, надеясь увидеть ее с дарами, но ее дочь не прошла испытаний Морозко, и старик привез ее из леса замерзшей.
Поучительная сказка «Морозко» порицает человеческую зависть и жадность, а так же говорит о том, как важно быть добрым, и трудолюбивыми. Сказка — это народная мудрость (Не рой другому яму, попадешь в нее сам!), которая изложена в понятной и доступной для детей форме. Поведение отрицательных героев сказки (мачехи и ее родной дочери) вызывает отторжение злобы и несправедливости. А наказание, которое понесла девушка, воспринимается читателем, как торжество справедливости. Трагический финал сказки отражает насколько менталитет русского народа отвергает злобу, угнетение беззащитного и слабого (падчерицы) и каким бывает возмездие за зло.
Положительный женский образ сказки «Морозко» — это главная героиня, падчерица — девушка трудолюбивая, услужливая и кроткая. Характер падчерицы настолько кроткий, что она не спорит и не сопротивляется, когда родной отец оставляет ее в студеном зимнем лесу. И так же кротко она ведет себя, когда Морозко испытывает ее характер, все усиливая и усиливая мороз. Ответы девушки приветливы, несмотря на жгучий мороз, за это Морозко жалеет и щедро одаривает девушку.
Положительный мужской образ в сказке — это старик, отец главной героини. Он добрый и кроткий, но слаб перед злой и напористой старухой. Старик молча смотрит на несправедливость по отношению к его дочке и ничего не может возразить.
Отрицательные образы в сказке «Морозко» только женские — это мачеха и ее дочь — властные, злобные, жадные и завистливые, они только и делают, что угнетают главную героиню. Заставляя падчерицу работать целый день, они никогда не бывают довольны ее работой.
Единственным волшебным образом в сказке является Морозко — это одновременно суровый и добрый волшебник, который по традиции сначала испытывает героев, а потом награждает или наказывает их по справедливости.
2. Зачин сказки «Морозко» изобилует бытовыми картинами и мало чем напоминает о волшебных обстоятельствах. Сказка начинается так: «Живало-бывало, — жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка».
В развитии действия намечается завязка сказки: «Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. Вези, вези ее, старик, — говорит мужу, — куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз».
Характер падчерицы настолько кроткий, что она не спорит и не сопротивляется, когда родной отец оставляет ее в студеном зимнем лесу. И так же кротко она ведет себя, когда заглавный герой сказки — Морозко — испытывает ее характер, все усиливая и усиливая мороз. Ответы девушки приветливы, несмотря на жгучий мороз. За это Морозко жалеет девушку и щедро одаривает. Мачеха, властная, завистливая и жадная, увидев падчерицу невредимой да с богатыми подарками, велит старику везти ее родную дочь на тоже место в лес. За приданым старуха и отправляет родную любимую дочь на мороз.
Кульминационный момент наступает, когда ситуация в лесу повторяется: появляется Морозко и подвергает девушку троекратному испытанию холодом. Та, однако, не наделена ни добротой, ни кротостью и преисполнена гордыни. Ответы ее грубы и непочтительны, за что она поплатилась.
Развязка наступает тогда, когда Морозко жестоко наказывает эту героиню: она погибает от холода. Таким трагическим финалом народная сказка «Морозко» показывает читателю насколько жестко народ осуждает зависть, жадность, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица. А наказание, которое понесла девушка, воспринимается как торжество справедливости.
В сказке «Морозко» нет красивой концовки, которой обычно заканчиваются волшебные сказки со счастливым концом. Здесь мы видим традиционное для сказок торжество добра над злом и поучительный конец сказки.
3. В сказке «Морозко» основные действия происходят в зимнем лесу, но описание леса очень краткое: большие сугробы и елки от мороза потрескивают. Это ледяное царство Морозко. Здесь, под большой елью старик оставил свою дочку, а потом и дочь старухи. Здесь дважды происходят встречи девушек с Морозко.
В завязке сказки происходит первый монолог старухи:
— Вези, вези ее, старик, — говорит мужу, — куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.
На этот монолог старик, ничего не ответив жене, покорно везет родную дочь в лес на мороз.
Далее в лесу разворачивается диалог девушки и Морозко:
— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
— Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.
За свой кроткий нрав девушка не погибает, а обогащается с помощью Морозко и возвращается домой.
Позже старуха отправляет и свою дочь в лес, но уже с другой целью. Снова звучит приказ для старика (монолог старухи):
— Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес да посади на то же место…
В лесу снова происходит диалог Морозко и девушки, но он отличается от первого:
— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
— Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко…
Ответы ее грубы и непочтительны, и Морозко жестоко наказывает эту героиню: она погибает от холода.
«Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела» — это единственная гипербола сказки. Гиперболы имеют эмонациональный характер и создают экспрессивный тон сказочного повествования.
В сказке «Морозко» видно несколько сравнений:
— властная, завистливая и жадная мачеха — кроткий, мягкий и исполнительный старик;
— ленивая, глупая и злая дочь старухи — трудолюбивая, услужливая и кроткая падчерица. Эти сравнения четко показывают где отрицательный, а где положительный персонаж, где добро, а где зло. Такие примеры учат детей сравнивать.
В сказке всегда два плана: внешний — сюжетный и метафорический — подтекстный, в ней содержится мудрость, бережно переданная нам нашими предками, превращенная в сказку. В виде метафоры важная идея легче просачивается через все двери сознания и попадает в самые глубины души, позволяет задуматься над своей жизнью, своими целями и желаниями, рассуждать о возможных последствиях того или иного поведения и дает возможность взглянуть на себя со стороны.
В сказке «Морозко» нет явных волшебных превращений. Морозко волшебным образом одаривает падчерицу за ее человеческие качества и спасает от смерти, вопреки всем ожиданиям.
4. Сказкам свойственна такая композиционная особенность: троекратное повторение какого-либо эпизода с последующим усилением эффекта. В сказке «Морозко» такой прием используется во время встреч с Морозко в лесу, когда он трижды спрашивает у каждой девушки: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» После каждого ответа девушки мороз все усиливается. Прием троекратного повторения имеет особенный смысл в каждом конкретном случае. Чаще такой прием применяется, чтобы показать на сколько велика тяжесть испытания, через которое проходит главный герой сказки.
В эту сказку вписаны народные выражения, взятые из жизни простого народа, как и сама идея сказки:
«Все знают, как за мачехой жить: перевернешься — бита и недовернешься — бита. А родная дочь что ни сделает — за все гладят по головке: умница».
«Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится — не скоро уймется».
5. Русская народная сказка «Морозко» написана лаконичным и предельно точным языком. Но все же в сказке встречаются уменьшительно-ласкательные слова, которые употребляют только падчерица и Морозко при встрече в лесу, чем еще больше выделяется положительность этих героев для примера детям.
6. Сказка важна не только в познании окружающего мира, но и как воспитательный момент. В сказке есть предостережение, поучительная мораль, демонстрация положительного стиля поведения (ценность вежливости, доброго отношения к людям, уважения к старшим, трудолюбия). Дети учатся осмысливать поступки сказочных героев, определять — что хорошо, что плохо. Так же обогащается речь ребенка при помощи эпитетов, часто встречающихся в сказках. Ребенок учится мыслить образами. Способность наделять предметы и явления сверхъестественными свойствами, верить в одушевленность неживой природы — характерная черта детской психики. За внешне неправдоподобными сказочными сюжетами ясно видится реальная история жизни русского народа. Но сказки не были бы сказками, если бы в них отсутствовала занимательность.
Сказка Морозко, как и большинство русских народных сказок, подходит для детей всех возрастов. Сказка баюкает, погружает в атмосферу волшебства и чуда. Она учит взрослых смотреть на мир непосредственным открытым взглядом, указывает на их недостатки, а детям в легкой и занимательной форме открывают важные жизненные истины. Таким образом, обретая опыт решения проблем «сказочными» способами, ребенок переносит его на реальные ситуации в жизни.
Читать другие русские народные сказки
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Морозко — анализ сказки
Новогодняя сказка Морозко знакома нам с детства. В ней речь идет о девушке, которая живет с родным отцом, мачехой и ее дочкой. Героев сказки можно разделить на положительных и отрицательных. Вот только не понятно, куда отнести отца девушки. Он бесправный, так же как и его дочь. Никогда не перечит своей жене, хотя в душе жалеет свою дочь.
Наступает самое подходящее время, когда можно избавиться от надоевшей падчерицы. Пошла в лес за хворостом, да и сгинула. Никто искать не кинется сироту. Отец трусливый, будет молчать. То ли он равнодушный настолько к судьбе дочери, то ли настолько любит жену что, молча, повинуется и совершает преступление. Благодаря равнодушию и трусливости окружающих происходят в жизни самые страшные трагедии и предательства.
Сразу понятно, что не сладко сиротке. От своего сиротства много умеет и может делать девушка. Это еще сильнее злит мачеху. Завидные женихи смотрят на нее, а на ее родную дочь нет.
Бедной девушке приходится всю грязную и тяжелую работу выполнять по дому. А в благодарность получает только недовольные высказывания мачехи. Заступиться за нее никто не может и не хочет. Даже в тот момент, когда мачеха посылает мужа отвезти родную дочь в лес, а на дворе зима, он ни слова не говоря, выполняет поручение. Падчерица понимает, зачем ее отправили в лес. Ни у нее, ни у отца нет выбора. И она безропотно остается в лесной глуши.
Сказка есть сказка зло будет наказано. Это чувствуется уже в середине повествования, когда падчерица встречается с Морозко. Сначала он немного поморозил девушку, но потом сжалился над ней. В жизни бы у нее практически не было бы шанса на спасение. За свой кроткий нрав получает она щедрые дары от Морозко и возвращается домой живая, и невредимая, да еще и с подарками.
Этого мачеха и ее дочь никак не ожидали. Завистливые и жадные они решают, что мачехина дочь ничем не хуже и старик отвозит старухину дочь в лес. Ленивая и жадная, как и мать к тому же не умеющая разговаривать со старшими почтенно она разгневала Морозко. Его все уважают, а тут с ним обходятся по-хамски, да еще и требуют подарков. От такого отношения он поднимает снежную бурю и старухина дочь замерзает в снегу. Наконец нашлась сила, которая смогла заступиться за падчерицу.
Любая сказка основана на реальных событиях, только приукрашена. Читая сказки, дети учатся отличать добро и зло, учатся, как надо поступать в различных ситуациях, как разговаривать со старшими.
В сказке добро побеждает и щедро награждается.
Вариант 2
Жила-была дружная семья. Мать-красавица, отец-трудяга и любимица дочка. Родители очень любили свою девочку, и она отвечала им тем же. Но вот в их семью пришло горе: заболела и вскоре умерла мама. Это случилось внезапно и стало большой потерей для их дружной семьи. Но что тут поделать, стали они жить вдвоем. Одному мужчине было тяжело управляться с большим хозяйством. Вскоре он привел в дом чужую женщину. Она имела властный характер и была сварлива, однако она быстро освоилась в доме и твердой рукой вела хозяйство. Но была одна проблема- она почему-то невзлюбила падчерицу. А девочка от природы обладая легким нравом и не хотела сориться с мачехой. Она исполняла все её поручения, убираясь в доме или работая по хозяйству. Но у мачехи имелась собственная дочь, в которой она души не чаяла. Вот уж кого она любила и баловала! Но вот в чем парадокс: чем больше любви доставалось родной дочке, тем больше она ненавидела падчерицу. Отец девочки обладал покладистым характером и вскоре вовсе попал под каблук сварливой жены. Его мнение нигде не учитывалось и никого не интересовало. Каково было девочке расти в таких условиях? Она и дальше продолжала молча исполнять все поручения, хотя обида и копилась у нее на душе. Отец также, как и раньше любил свою девочку, но пожалеть ее мог лишь когда жена не видит.
Но вот в один прекрасный момент мачеха решила, что падчерице не место в ее доме. Каково было отцу услышать подобное? Но под натиском жены ему пришлось сделать то, что ему приказали- увезти свою девочку в лес и там оставить. Что в этот момент творилось в душе отца, когда он, уезжая из леса оставлял родного ребенка на верную смерть?
Но тут девушку повстречал Морозко. Понравилась ему умная и ласковая девица и пригласил он ее к себе в гости. Покорила она сердце старика своим трудолюбием и добротой. Одарил он ее подарками и домой отправил. А мачеха как увидела падчерицу живую, здоровую, да еще с подарками, то позеленела от зависти. Решила она и свою дочь туда же отправить, чтобы та еще больше всяких подарков привезла. Ну сказано-сделано. Загрузил дед бабину дочку в сани и отвез в лес. Встретила и она Морозка. Но вместо приветствия и ласковых речей услышал он грубость и злые слова. Разозлила его девица он рассердился и заморозил ее в лесу.
Основной целью сказки является идея показать, что трудолюбие и уважение к старшим помогут в любых жизненных ситуациях.
Также читают:
Картинка к сочинению Морозко — анализ сказки
Популярные сегодня темы
- Анализ рассказа Художники Гаршина
В рассказе Всеволода Михайловича Гаршина «Художники» явственно прослеживается борьба двух эстетических течений живописи русских художников.
- Анализ рассказа Чудная Короленко
Очерк «Чудная» был написан писателем в пересыльной тюрьме, а после нелегально отправлен на волю. Однако с публикацией рукописи возникли некоторые сложности – ни одно из известных издательств не хотело браться за это противоречивое творение.
- Сочинение Интернет добро или зло 7 класс рассуждение
Интернет был задуман как удобное и доступное средство связи. С развитием техники он занял главенствующую роль в жизни людей. Как взрослые, так и дети проводят в сетевых ресурсах
- Сочинение на тему Взаимопонимание с близкими людьми
Взаимопонимание с близкими людьми очень важно. Оно помогает каждому в жизни, поскольку без таких отношений невозможно воплощать интересные и нужные для общества дела, работать и учиться.
- Сочинение Полоцк — Мой родной город
Родилась я и проживаю в маленьком городке на севере Беларуси. Город с красивым названием — Полоцк
Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà è èñòî÷íèêè ðóññêîé íàðîäíîé ñêàçêè «Ìîðîçêî», îáîñíîâàíèå åå âîëøåáíî-ôàíòàñòè÷åñêîãî íàïðàâëåíèÿ. Îñíîâíûå îáðàçû è ñþæåòíûå ëèíèè, îöåíêà âîñïèòàòåëüíîãî çíà÷åíèÿ äàííîãî ïðîèçâåäåíèÿ. Ãðàíèöû çàâÿçêè, êóëüìèíàöèè è ðàçâÿçêè.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà http://www.allbest.ru/
Ðàçìåùåíî íà http://www.allbest.ru/
1. Ðóññêóþ íàðîäíóþ ñêàçêó «Ìîðîçêî» ïðè÷èñëÿþò ê íîâîãîäíèì, ðîæäåñòâåíñêèì çèìíèì ñêàçêàì. Ñêàçêà «Ìîðîçêî» îòíîñèòñÿ ê âîëøåáíî-ôàíòàñòè÷åñêèì ñêàçêàì, òàê êàê îäèí èç ãåðîåâ âîëøåáíûé ïåðñîíàæ.  òàêèõ ñêàçêàõ ïîëîæèòåëüíîìó ãåðîþ âñåãäà ïîìîãàþò âîëøåáíûå ïåðñîíàæè, ÷òîáû äîáðî è ïðàâäà ïîáåäèëè çëî è ëîæü.
 äåðåâíå æèëè ñòàðèê ñî ñòàðóõîé, à ñ íèìè æèëè ðîäíàÿ äî÷êà ñòàðóõè è ðîäíàÿ äî÷êà ñòàðèêà. Ñòàðóõà íåâçëþáèëà ïàä÷åðèöó, çàñòàâëÿëà åå äåëàòü âñþ ðàáîòó ïî õîçÿéñòâó, êîòîðóþ äåâóøêà áåçðîïîòíî âûïîëíÿëà ëó÷øèì îáðàçîì. Íî ìà÷åõå íåâîçìîæíî áûëî óãîäèòü è îäíàæäû îíà ðåøèëà äåâóøêó ñî ñâåòó ñæèòü, ïðèêàçàâ ñòàðèêó ïàä÷åðèöó â çèìíèé ëåñ îòâåçòè è îñòàâèòü. Ñòàðèê, ïëà÷à, îòâåç äî÷êó â ëåñ è îñòàâèë ïîä åëüþ, ãäå äåâóøêà âñòðåòèëàñü ñ Ìîðîçêî, êîòîðûé, èñïûòàâ åå íðàâ, îäàðèë äîðîãèìè ïîäàðêàìè. Òîãäà ìà÷åõà îòïðàâèëà â ëåñ ñâîþ ãëóïóþ è ëåíèâóþ äî÷ü, íàäåÿñü óâèäåòü åå ñ äàðàìè, íî åå äî÷ü íå ïðîøëà èñïûòàíèé Ìîðîçêî, è ñòàðèê ïðèâåç åå èç ëåñà çàìåðçøåé.
Ïîó÷èòåëüíàÿ ñêàçêà «Ìîðîçêî» ïîðèöàåò ÷åëîâå÷åñêóþ çàâèñòü è æàäíîñòü, à òàê æå ãîâîðèò î òîì, êàê âàæíî áûòü äîáðûì, è òðóäîëþáèâûìè. Ñêàçêà — ýòî íàðîäíàÿ ìóäðîñòü (Íå ðîé äðóãîìó ÿìó, ïîïàäåøü â íåå ñàì!), êîòîðàÿ èçëîæåíà â ïîíÿòíîé è äîñòóïíîé äëÿ äåòåé ôîðìå. Ïîâåäåíèå îòðèöàòåëüíûõ ãåðîåâ ñêàçêè (ìà÷åõè è åå ðîäíîé äî÷åðè) âûçûâàåò îòòîðæåíèå çëîáû è íåñïðàâåäëèâîñòè. À íàêàçàíèå, êîòîðîå ïîíåñëà äåâóøêà, âîñïðèíèìàåòñÿ ÷èòàòåëåì, êàê òîðæåñòâî ñïðàâåäëèâîñòè. Òðàãè÷åñêèé ôèíàë ñêàçêè îòðàæàåò íàñêîëüêî ìåíòàëèòåò ðóññêîãî íàðîäà îòâåðãàåò çëîáó, óãíåòåíèå áåççàùèòíîãî è ñëàáîãî (ïàä÷åðèöû) è êàêèì áûâàåò âîçìåçäèå çà çëî.
Ïîëîæèòåëüíûé æåíñêèé îáðàç ñêàçêè «Ìîðîçêî» — ýòî ãëàâíàÿ ãåðîèíÿ, ïàä÷åðèöà — äåâóøêà òðóäîëþáèâàÿ, óñëóæëèâàÿ è êðîòêàÿ. Õàðàêòåð ïàä÷åðèöû íàñòîëüêî êðîòêèé, ÷òî îíà íå ñïîðèò è íå ñîïðîòèâëÿåòñÿ, êîãäà ðîäíîé îòåö îñòàâëÿåò åå â ñòóäåíîì çèìíåì ëåñó. È òàê æå êðîòêî îíà âåäåò ñåáÿ, êîãäà Ìîðîçêî èñïûòûâàåò åå õàðàêòåð, âñå óñèëèâàÿ è óñèëèâàÿ ìîðîç. Îòâåòû äåâóøêè ïðèâåòëèâû, íåñìîòðÿ íà æãó÷èé ìîðîç, çà ýòî Ìîðîçêî æàëååò è ùåäðî îäàðèâàåò äåâóøêó.
Ïîëîæèòåëüíûé ìóæñêîé îáðàç â ñêàçêå — ýòî ñòàðèê, îòåö ãëàâíîé ãåðîèíè. Îí äîáðûé è êðîòêèé, íî ñëàá ïåðåä çëîé è íàïîðèñòîé ñòàðóõîé. Ñòàðèê ìîë÷à ñìîòðèò íà íåñïðàâåäëèâîñòü ïî îòíîøåíèþ ê åãî äî÷êå è íè÷åãî íå ìîæåò âîçðàçèòü.
Îòðèöàòåëüíûå îáðàçû â ñêàçêå «Ìîðîçêî» òîëüêî æåíñêèå — ýòî ìà÷åõà è åå äî÷ü — âëàñòíûå, çëîáíûå, æàäíûå è çàâèñòëèâûå, îíè òîëüêî è äåëàþò, ÷òî óãíåòàþò ãëàâíóþ ãåðîèíþ. Çàñòàâëÿÿ ïàä÷åðèöó ðàáîòàòü öåëûé äåíü, îíè íèêîãäà íå áûâàþò äîâîëüíû åå ðàáîòîé.
Åäèíñòâåííûì âîëøåáíûì îáðàçîì â ñêàçêå ÿâëÿåòñÿ Ìîðîçêî — ýòî îäíîâðåìåííî ñóðîâûé è äîáðûé âîëøåáíèê, êîòîðûé ïî òðàäèöèè ñíà÷àëà èñïûòûâàåò ãåðîåâ, à ïîòîì íàãðàæäàåò èëè íàêàçûâàåò èõ ïî ñïðàâåäëèâîñòè.
2. Çà÷èí ñêàçêè «Ìîðîçêî» èçîáèëóåò áûòîâûìè êàðòèíàìè è ìàëî ÷åì íàïîìèíàåò î âîëøåáíûõ îáñòîÿòåëüñòâàõ. Ñêàçêà íà÷èíàåòñÿ òàê: «Æèâàëî-áûâàëî, — æèë äåä äà ñ äðóãîé æåíîé. Ó äåäà áûëà äî÷êà, è ó áàáû áûëà äî÷êà».
 ðàçâèòèè äåéñòâèÿ íàìå÷àåòñÿ çàâÿçêà ñêàçêè: «Âîò ìà÷åõà è ïðèäóìàëà ïàä÷åðèöó ñî ñâåòó ñæèòü. Âåçè, âåçè åå, ñòàðèê, — ãîâîðèò ìóæó, — êóäà õî÷åøü, ÷òîáû ìîè ãëàçà åå íå âèäàëè! Âåçè åå â ëåñ, íà òðåñêó÷èé ìîðîç».
Õàðàêòåð ïàä÷åðèöû íàñòîëüêî êðîòêèé, ÷òî îíà íå ñïîðèò è íå ñîïðîòèâëÿåòñÿ, êîãäà ðîäíîé îòåö îñòàâëÿåò åå â ñòóäåíîì çèìíåì ëåñó. È òàê æå êðîòêî îíà âåäåò ñåáÿ, êîãäà çàãëàâíûé ãåðîé ñêàçêè — Ìîðîçêî — èñïûòûâàåò åå õàðàêòåð, âñå óñèëèâàÿ è óñèëèâàÿ ìîðîç. Îòâåòû äåâóøêè ïðèâåòëèâû, íåñìîòðÿ íà æãó÷èé ìîðîç. Çà ýòî Ìîðîçêî æàëååò äåâóøêó è ùåäðî îäàðèâàåò. Ìà÷åõà, âëàñòíàÿ, çàâèñòëèâàÿ è æàäíàÿ, óâèäåâ ïàä÷åðèöó íåâðåäèìîé äà ñ áîãàòûìè ïîäàðêàìè, âåëèò ñòàðèêó âåçòè åå ðîäíóþ äî÷ü íà òîæå ìåñòî â ëåñ. Çà ïðèäàíûì ñòàðóõà è îòïðàâëÿåò ðîäíóþ ëþáèìóþ äî÷ü íà ìîðîç.
Êóëüìèíàöèîííûé ìîìåíò íàñòóïàåò, êîãäà ñèòóàöèÿ â ëåñó ïîâòîðÿåòñÿ: ïîÿâëÿåòñÿ Ìîðîçêî è ïîäâåðãàåò äåâóøêó òðîåêðàòíîìó èñïûòàíèþ õîëîäîì. Òà, îäíàêî, íå íàäåëåíà íè äîáðîòîé, íè êðîòîñòüþ è ïðåèñïîëíåíà ãîðäûíè. Îòâåòû åå ãðóáû è íåïî÷òèòåëüíû, çà ÷òî îíà ïîïëàòèëàñü.
Ðàçâÿçêà íàñòóïàåò òîãäà, êîãäà Ìîðîçêî æåñòîêî íàêàçûâàåò ýòó ãåðîèíþ: îíà ïîãèáàåò îò õîëîäà. Òàêèì òðàãè÷åñêèì ôèíàëîì íàðîäíàÿ ñêàçêà «Ìîðîçêî» ïîêàçûâàåò ÷èòàòåëþ íàñêîëüêî æåñòêî íàðîä îñóæäàåò çàâèñòü, æàäíîñòü, çëîáó è óãíåòåíèå ñëàáîãî è áåççàùèòíîãî, êàêîé áûëà ïàä÷åðèöà. À íàêàçàíèå, êîòîðîå ïîíåñëà äåâóøêà, âîñïðèíèìàåòñÿ êàê òîðæåñòâî ñïðàâåäëèâîñòè.
 ñêàçêå «Ìîðîçêî» íåò êðàñèâîé êîíöîâêè, êîòîðîé îáû÷íî çàêàí÷èâàþòñÿ âîëøåáíûå ñêàçêè ñî ñ÷àñòëèâûì êîíöîì. Çäåñü ìû âèäèì òðàäèöèîííîå äëÿ ñêàçîê òîðæåñòâî äîáðà íàä çëîì è ïîó÷èòåëüíûé êîíåö ñêàçêè.
3.  ñêàçêå «Ìîðîçêî» îñíîâíûå äåéñòâèÿ ïðîèñõîäÿò â çèìíåì ëåñó, íî îïèñàíèå ëåñà î÷åíü êðàòêîå: áîëüøèå ñóãðîáû è åëêè îò ìîðîçà ïîòðåñêèâàþò. Ýòî ëåäÿíîå öàðñòâî Ìîðîçêî. Çäåñü, ïîä áîëüøîé åëüþ ñòàðèê îñòàâèë ñâîþ äî÷êó, à ïîòîì è äî÷ü ñòàðóõè. Çäåñü äâàæäû ïðîèñõîäÿò âñòðå÷è äåâóøåê ñ Ìîðîçêî.
 çàâÿçêå ñêàçêè ïðîèñõîäèò ïåðâûé ìîíîëîã ñòàðóõè:
— Âåçè, âåçè åå, ñòàðèê, — ãîâîðèò ìóæó, — êóäà õî÷åøü, ÷òîáû ìîè ãëàçà åå íå âèäàëè! Âåçè åå â ëåñ, íà òðåñêó÷èé ìîðîç.
Íà ýòîò ìîíîëîã ñòàðèê, íè÷åãî íå îòâåòèâ æåíå, ïîêîðíî âåçåò ðîäíóþ äî÷ü â ëåñ íà ìîðîç.
Äàëåå â ëåñó ðàçâîðà÷èâàåòñÿ äèàëîã äåâóøêè è Ìîðîçêî:
— Òåïëî ëè òåáå, äåâèöà? Òåïëî ëè òåáå, êðàñíàÿ?
— Òåïëî, Ìîðîçóøêî, òåïëî, áàòþøêà.
Çà ñâîé êðîòêèé íðàâ äåâóøêà íå ïîãèáàåò, à îáîãàùàåòñÿ ñ ïîìîùüþ Ìîðîçêî è âîçâðàùàåòñÿ äîìîé.
Ïîçæå ñòàðóõà îòïðàâëÿåò è ñâîþ äî÷ü â ëåñ, íî óæå ñ äðóãîé öåëüþ. Ñíîâà çâó÷èò ïðèêàç äëÿ ñòàðèêà (ìîíîëîã ñòàðóõè):
— Çàïðÿãàé, ñòàðûé õðû÷, äðóãóþ ëîøàäü! Âåçè, âåçè ìîþ äî÷ü â ëåñ äà ïîñàäè íà òî æå ìåñòî
 ëåñó ñíîâà ïðîèñõîäèò äèàëîã Ìîðîçêî è äåâóøêè, íî îí îòëè÷àåòñÿ îò ïåðâîãî:
— Òåïëî ëè òåáå, äåâèöà? Òåïëî ëè òåáå, êðàñíàÿ?
— Îé, ðóêè, íîãè îòìåðçëè! Óéäè, Ìîðîçêî
Îòâåòû åå ãðóáû è íåïî÷òèòåëüíû, è Ìîðîçêî æåñòîêî íàêàçûâàåò ýòó ãåðîèíþ: îíà ïîãèáàåò îò õîëîäà.
«Ðàññåðäèëñÿ Ìîðîçêî äà òàê õâàòèë, ÷òî ñòàðóõèíà äî÷ü îêîñòåíåëà» — ýòî åäèíñòâåííàÿ ãèïåðáîëà ñêàçêè. Ãèïåðáîëû èìåþò ýìîíàöèîíàëüíûé õàðàêòåð è ñîçäàþò ýêñïðåññèâíûé òîí ñêàçî÷íîãî ïîâåñòâîâàíèÿ.
 ñêàçêå «Ìîðîçêî» âèäíî íåñêîëüêî ñðàâíåíèé:
— âëàñòíàÿ, çàâèñòëèâàÿ è æàäíàÿ ìà÷åõà — êðîòêèé, ìÿãêèé è èñïîëíèòåëüíûé ñòàðèê;
— ëåíèâàÿ, ãëóïàÿ è çëàÿ äî÷ü ñòàðóõè — òðóäîëþáèâàÿ, óñëóæëèâàÿ è êðîòêàÿ ïàä÷åðèöà. Ýòè ñðàâíåíèÿ ÷åòêî ïîêàçûâàþò ãäå îòðèöàòåëüíûé, à ãäå ïîëîæèòåëüíûé ïåðñîíàæ, ãäå äîáðî, à ãäå çëî. Òàêèå ïðèìåðû ó÷àò äåòåé ñðàâíèâàòü.
 ñêàçêå âñåãäà äâà ïëàíà: âíåøíèé — ñþæåòíûé è ìåòàôîðè÷åñêèé — ïîäòåêñòíûé, â íåé ñîäåðæèòñÿ ìóäðîñòü, áåðåæíî ïåðåäàííàÿ íàì íàøèìè ïðåäêàìè, ïðåâðàùåííàÿ â ñêàçêó.  âèäå ìåòàôîðû âàæíàÿ èäåÿ ëåã÷å ïðîñà÷èâàåòñÿ ÷åðåç âñå äâåðè ñîçíàíèÿ è ïîïàäàåò â ñàìûå ãëóáèíû äóøè, ïîçâîëÿåò çàäóìàòüñÿ íàä ñâîåé æèçíüþ, ñâîèìè öåëÿìè è æåëàíèÿìè, ðàññóæäàòü î âîçìîæíûõ ïîñëåäñòâèÿõ òîãî èëè èíîãî ïîâåäåíèÿ è äàåò âîçìîæíîñòü âçãëÿíóòü íà ñåáÿ ñî ñòîðîíû.
 ñêàçêå «Ìîðîçêî» íåò ÿâíûõ âîëøåáíûõ ïðåâðàùåíèé. Ìîðîçêî âîëøåáíûì îáðàçîì îäàðèâàåò ïàä÷åðèöó çà åå ÷åëîâå÷åñêèå êà÷åñòâà è ñïàñàåò îò ñìåðòè, âîïðåêè âñåì îæèäàíèÿì.
4. Ñêàçêàì ñâîéñòâåííà òàêàÿ êîìïîçèöèîííàÿ îñîáåííîñòü: òðîåêðàòíîå ïîâòîðåíèå êàêîãî-ëèáî ýïèçîäà ñ ïîñëåäóþùèì óñèëåíèåì ýôôåêòà.  ñêàçêå «Ìîðîçêî» òàêîé ïðèåì èñïîëüçóåòñÿ âî âðåìÿ âñòðå÷ ñ Ìîðîçêî â ëåñó, êîãäà îí òðèæäû ñïðàøèâàåò ó êàæäîé äåâóøêè: «Òåïëî ëè òåáå, äåâèöà? Òåïëî ëè òåáå, êðàñíàÿ?» Ïîñëå êàæäîãî îòâåòà äåâóøêè ìîðîç âñå óñèëèâàåòñÿ. Ïðèåì òðîåêðàòíîãî ïîâòîðåíèÿ èìååò îñîáåííûé ñìûñë â êàæäîì êîíêðåòíîì ñëó÷àå. ×àùå òàêîé ïðèåì ïðèìåíÿåòñÿ, ÷òîáû ïîêàçàòü íà ñêîëüêî âåëèêà òÿæåñòü èñïûòàíèÿ, ÷åðåç êîòîðîå ïðîõîäèò ãëàâíûé ãåðîé ñêàçêè.
 ýòó ñêàçêó âïèñàíû íàðîäíûå âûðàæåíèÿ, âçÿòûå èç æèçíè ïðîñòîãî íàðîäà, êàê è ñàìà èäåÿ ñêàçêè:
«Âñå çíàþò, êàê çà ìà÷åõîé æèòü: ïåðåâåðíåøüñÿ — áèòà è íåäîâåðíåøüñÿ — áèòà. À ðîäíàÿ äî÷ü ÷òî íè ñäåëàåò — çà âñå ãëàäÿò ïî ãîëîâêå: óìíèöà».
«Âåòåð õîòü ïîøóìèò, äà çàòèõíåò, à ñòàðàÿ áàáà ðàñõîäèòñÿ — íå ñêîðî óéìåòñÿ».
5. Ðóññêàÿ íàðîäíàÿ ñêàçêà «Ìîðîçêî» íàïèñàíà ëàêîíè÷íûì è ïðåäåëüíî òî÷íûì ÿçûêîì. Íî âñå æå â ñêàçêå âñòðå÷àþòñÿ óìåíüøèòåëüíî-ëàñêàòåëüíûå ñëîâà, êîòîðûå óïîòðåáëÿþò òîëüêî ïàä÷åðèöà è Ìîðîçêî ïðè âñòðå÷å â ëåñó, ÷åì åùå áîëüøå âûäåëÿåòñÿ ïîëîæèòåëüíîñòü ýòèõ ãåðîåâ äëÿ ïðèìåðà äåòÿì.
6. Ñêàçêà âàæíà íå òîëüêî â ïîçíàíèè îêðóæàþùåãî ìèðà, íî è êàê âîñïèòàòåëüíûé ìîìåíò.  ñêàçêå åñòü ïðåäîñòåðåæåíèå, ïîó÷èòåëüíàÿ ìîðàëü, äåìîíñòðàöèÿ ïîëîæèòåëüíîãî ñòèëÿ ïîâåäåíèÿ (öåííîñòü âåæëèâîñòè, äîáðîãî îòíîøåíèÿ ê ëþäÿì, óâàæåíèÿ ê ñòàðøèì, òðóäîëþáèÿ). Äåòè ó÷àòñÿ îñìûñëèâàòü ïîñòóïêè ñêàçî÷íûõ ãåðîåâ, îïðåäåëÿòü — ÷òî õîðîøî, ÷òî ïëîõî. Òàê æå îáîãàùàåòñÿ ðå÷ü ðåáåíêà ïðè ïîìîùè ýïèòåòîâ, ÷àñòî âñòðå÷àþùèõñÿ â ñêàçêàõ. Ðåáåíîê ó÷èòñÿ ìûñëèòü îáðàçàìè. Ñïîñîáíîñòü íàäåëÿòü ïðåäìåòû è ÿâëåíèÿ ñâåðõúåñòåñòâåííûìè ñâîéñòâàìè, âåðèòü â îäóøåâëåííîñòü íåæèâîé ïðèðîäû — õàðàêòåðíàÿ ÷åðòà äåòñêîé ïñèõèêè. Çà âíåøíå íåïðàâäîïîäîáíûìè ñêàçî÷íûìè ñþæåòàìè ÿñíî âèäèòñÿ ðåàëüíàÿ èñòîðèÿ æèçíè ðóññêîãî íàðîäà. Íî ñêàçêè íå áûëè áû ñêàçêàìè, åñëè áû â íèõ îòñóòñòâîâàëà çàíèìàòåëüíîñòü.
Ñêàçêà «Ìîðîçêî», êàê è áîëüøèíñòâî ðóññêèõ íàðîäíûõ ñêàçîê, ïîäõîäèò äëÿ äåòåé âñåõ âîçðàñòîâ. Ñêàçêà áàþêàåò, ïîãðóæàåò â àòìîñôåðó âîëøåáñòâà è ÷óäà. Îíà ó÷èò âçðîñëûõ ñìîòðåòü íà ìèð íåïîñðåäñòâåííûì îòêðûòûì âçãëÿäîì, óêàçûâàåò íà èõ íåäîñòàòêè, à äåòÿì â ëåãêîé è çàíèìàòåëüíîé ôîðìå îòêðûâàþò âàæíûå æèçíåííûå èñòèíû. Òàêèì îáðàçîì, îáðåòàÿ îïûò ðåøåíèÿ ïðîáëåì «ñêàçî÷íûìè» ñïîñîáàìè, ðåáåíîê ïåðåíîñèò åãî íà ðåàëüíûå ñèòóàöèè â æèçíè.
êóëüìèíàöèîííûé ìîðîçêî ñêàçêà ñþæåòíûé
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Волшебные зимние истории вызывают особый интерес у детей и взрослых. В них рассказывается о добре и зле, торжестве справедливости. Вспомнить мудрый рассказ, который веками передавался из уст в уста, поможет краткое содержание сказки «Морозко» для читательского дневника. Из него можно понять, какую важную роль в жизни играет трудолюбие и добрые отношения в семье, а также как вредны лень и невежество.
О сказке и ее авторе
Автором «Морозко» является народ. Это сказка с несколькими вариантами сюжетных разновидностей. Ее исследователи отметили, что в регионах существует:
- не менее сорока русских вариаций;
- одиннадцать белорусских;
- около тридцати украинских.
Сюжет сказки навеян чудесами суровой зимы. Вера крестьян в волшебную силу Мороза, который царил на земле не менее трех месяцев, была крепка. До XIX века они задабривали его с помощью киселя. Впоследствии возникла история «Морозко», которая пересказывалась из поколения в поколение.
Волшебная сказка с аннотацией была включена в сборник Александра Афанасьева, который собирал фольклорные рассказы. В нем опубликовано два варианта со схожим сюжетом:
- под № 95, услышанным в Никольском уезде Новгородской губернии;
- под № 96, записанным в Курской губернии.
В книгу «Сказки и легенды Пушкинских мест», которая вышла в 1950 году, вошла еще одна история на тему Мороза. Она была записана недалеко от Михайловского в 1927 году со слов неграмотной крестьянки Анны Федоровны Дворецковой. Рассказчица произносила ее нараспев, периодически используя декламацию. От нее люди узнали, как коротали вечера за работой ткачихи и пряхи.
Характеристика героев
Произведение «Морозко» — результат многовекового народного творчества. Оно относится к жанру «волшебная сказка». Знакомство с кратким содержанием можно начать с описания главных героев:
- Падчерица. Добрая, трудолюбивая и безотказная девочка. За труды и усердие получила заслуженную награду.
- Старик. Отец падчерицы. Слабохарактерный человек, под каблуком у жены. Чтобы лишний раз не вызывать ее гнева, отвозит родную дочь в дремучий лес.
- Мачеха. Злая и коварная женщина, которой всего мало. С родной дочери сдувает пылинки, а падчерицу ест поедом, заставляет много работать.
- Мачехина дочь. Грубая и ленивая девочка со злым языком. Ей не люба никакая работа, зато она солидарна с матерью в отношении падчерицы. В конце истории поплатилась за свои слова и поступки.
- Морозко. Зимний волшебник, повелитель морозов. Могущественный, строгий, но справедливый.
Изложение в сокращении
Однажды Старик решил жениться заново. Нашел женщину с ребенком, привел ее в дом, где жила его родная дочь. Мачеха с первого взгляда невзлюбила Падчерицу и сразу стала командовать в доме. Она нагружала дочь Старика домашней работой, не давала ни минуты отдыха. Родную дочь, наоборот, баловала и берегла, позволяла ей спать до обеда.
Падчерица старалась все делать хорошо, чем еще сильнее злила Мачеху. Решила она избавиться от дочери Старика навсегда и стала нашептывать ему о плохом поведении Падчерицы, да и самой девочке жизни не давала. Пришла зима, и Мачеха наказала деду вывезти Падчерицу в лес, бросить ее там.
Долго противился дед, но не смог противостоять напору сварливой бабы. Жаль ему было бросать родную дочь в лютый мороз, но он сделал так, как сказала жена. Очень замерзла девочка в лесу под зеленой елью. Однако ее быстро заметил Морозко, который прогуливался неподалеку — «на ветке потрескивал, с елки на елку поскакивал и пощелкивал».
Приблизился волшебник к девочке и стал дуть на нее холодом. Каждый раз он звал и спрашивал, тепло ли ей находиться в сугробе. Чувствуя, как стынет кровь, она отвечала, что тепло. Тем временем Старик не находил себе места. Мачеха же решила справить поминки по Падчерице и послала мужа в лес за ее косточками.
Вернулся дед на место, где оставил дочь, и обомлел — сидит она в роскошной шубке на сундуке с деньгами. Он обрадовался, забрал девочку и повез домой. Увидела Мачеха богатство и надулась, как жаба. Мало того, что не удалось ей Падчерицу со свету сжить, так теперь она еще и невестой с приданым стала.
Позавидовала Падчерице и Мачехина дочь, договорилась она с матерью, чтобы и ее Старик в лес отвез. Устроившись под кустом в теплой одежде и котомкой с пирогами, стала ленивая девочка ждать Морозко. Ей было комфортно и сытно. Заметил ее волшебник, подошел и стал дуть. Чем сильнее дул, тем больше она возмущалась, что холодно, прогоняла его: «Уйди, Морозко». Разозлился владыка холода и заморозил девочку насмерть.
Мать ее тем временем наготовила угощений и собрала Старика в дорогу. Приехал он, а падчерица лежит в сугробе мертвая. Привез ее дед назад. Увидела Мачеха, что натворила, заголосила, но было поздно.
План для читательского дневника
Красивая сказка со смыслом — так можно охарактеризовать произведение «Морозко». В читательский дневник для 1 или 2 класса можно записать сказку в сокращении, из нескольких важных предложений. Они покажут учителю, что история была прочитана школьником, помогут ему пересказать сюжет и провести небольшой анализ:
- Вдова и вдовец решают создать новую семью. У каждого из них есть по дочери от первого брака. Возраст девочек одинаков.
- Дочь Старика трудолюбивая и отзывчивая. Она всегда готова прийти на помощь, самостоятельно выполняет почти всю работу по дому.
- Дочь Мачехи — ленивая и грубая. Она могла лишь красоваться перед зеркалом и спать до полудня.
- Однажды по приказу Мачехи отец увозит родную дочь в заснеженный лес. Он оставляет ее на холоде, а сам уезжает.
- Девушку замечает лесной волшебник Морозко и дует на нее холодом. Одетая в вещи, которые не греют, она промерзает насквозь, но терпит. Посиневшими от холода губами говорит, что ей не холодно.
- Восхищенный выдержкой Падчерицы, Морозко делает ей дорогие подарки. Теперь у девушки есть теплая нарядная шубка и сундук с монетами в приданое.
- Позавидовав Падчерице, алчная старуха посылает в лес свою дочь. Девушка грубит Морозко, за что чародей ее не щадит. Надежды старухи разрушены.
Короткий отзыв и основная мысль
Основная мысль русской сказки заключается в том, что за труд и терпение человек всегда получает заслуженную награду. Падчерица много работала и стойко переносила удары судьбы, которая в итоге вознаградила ее прекрасными подарками.
Сказка учит тому, что нужно быть терпеливым, добрым и справедливым. Злоба, грубость и ненависть к людям не ведут ни к чему хорошему. Это показано на примере Мачехи и ее дочери. И нельзя предавать близких, как это сделал Старик, выполняя приказы злой супруги.
Написать краткий отзыв для читательского дневника можно в форме своего отношения к прочитанному. Пример: «Сюжет «Морозко» я знаю с детства, это одна из моих самых любимых русских сказок. В ней описано столкновение сил добра, в роли которых выступает Падчерица, и зла, воплощенного в образах Мачехи и ее дочери. Есть и справедливый персонаж — Морозко, который придерживается принципа, что награду нужно давать труду и отношению к людям.
Как бы ни пыталась сжить Падчерицу со свету Мачеха, девочка оставалась доброй и трудолюбивой. Она выдержала все испытания и даже ни разу не пожаловалась, когда Морозко посылал в ее сторону волны холода. За все невзгоды она получила достойное вознаграждение.
Сказка научила меня верить в добро и торжество справедливости. Как бы тяжело ни было сейчас, нужно трудиться и терпеть. В этом случае произойдут перемены к лучшему, ведь за черной полосой идет белая. Я рекомендую друзьям прочитать произведение и готов обсудить с ними поведение главных героев сказки «Морозко».
Сравнение с другими сказками
Первую литературную обработку народной сказки выполнил Владимир Одоевский. В его произведении «Мороз Иванович» волшебник живет в ледяном доме. Он ценит в людях доброту и трудолюбие, поэтому дарит Рукодельнице ведро с монетами и брошь с драгоценным камнем. Ленивицу, которая больше вредит, чем помогает по хозяйству, чародей награждает большим и маленьким слитками, но они быстро тают и утекают ртутью и водой.
Если сравнить сказки, становится понятно, что Одоевский черпал много идей из русского фольклора. В его произведении также фигурируют две девочки, одна из которых — труженица, а другая — лентяйка. Каждая из них получила заслуженную награду. Произведение Одоевского более современно, в нем есть пословицы и наставления для детей.
Исследователи отмечают сходство между русской народной сказкой и произведением Николая Некрасова «Мороз, Красный нос», где волшебник не был таким добрым, как Морозко. В сказке братьев Гримм «Госпожа Метелица» также представлен похожий сюжет. К числу литературно переработанных модификаций русской сказки исследователи относят сказку Самуила Маршака «Двенадцать месяцев».
В каждой из этих сказок воплощены чаяния и ожидания народа. Мороз предстает в них и как гостеприимный хозяин, и как беспощадный повелитель. Для добрых людей он — заступник, борец за справедливость. Вера в это помогает жить и стойко переносить удары судьбы.
Предыдущая
Следующая
История создания
Сказка Морозко является плодом народного творчества. Впервые ее публикация состоялась в далеком 1837 году в сборнике собирателя сказок А. Н. Афанасьева. Произведение имеет несколько вариантов развития сюжетной линии, а исследования в регионах выявили, что существует как минимум 40 русских вариаций, 11 белорусских и 30 украинских.
Популярность сказки среди юных читателей привела к тому, что в 1964 году была снята ее экранизация, в сюжет которой добавили и других сказочных персонажей: бабу-ягу, старичка-боровичка, разбойников и т. д. Сюжет истории навеян волшебством суровой русской зимы и верой крестьян в чудеса, который способен творить Мороз.
Содержание сказки
Сюжет произведения построен вокруг истории одной семьи, состоящей из старика, старухи, ее дочери и падчерицы. Женщина сразу невзлюбила родную дочь старика и всячески старалась усложнить ей жизнь. Переложив на безропотную девушку всю тяжелую работу по дому и хозяйству, старуха не успокоилась и однажды решилась сжить ее со свету. Женщина приказала старику вывезти падчерицу в зимний лес и оставить там умирать. Старик послушал властную старуху и в слезах и горе вывез родную дочь в глухой лес, оставив замерзать под елью.
Там и состоялась волшебная встреча замерзающей падчерицы с Морозко, который испытал ее нрав и одарил дорогими подарками. Жадная мачеха, увидев шубку и сундук с монетами у падчерицы, решила отправить в лес родную дочь, в надежде получить хорошие дары от Морозко. Однако, глупая и жадная девушка не справилась с испытаниями Морозко и замерзла в зимнем лесу.
Сказка порицает такие человеческие качества, как жадность и глупость, учит проявлять доброту и сострадание.
Мораль произведения заключается в том, что не нужно рыть яму другому, в итоге сам в нее и попадешь.
Трагический финал, с гибелью родной дочери старухи является отражением менталитета русских людей, которые отвергают злобу, угнетение беззащитного и издевательство над слабыми.
Слепая любовь
В самом начале истории перед читателем появляется образ злобной мачехи, стремящийся сделать все в угоду родному ребенку и всячески ущемляющей падчерицу. Любовь к дочери является естественным проявлением материнских чувств, но желание оградить чадо от всех жизненных хлопот и невзгод через проявление чрезмерной опеки, в сказке порицается и высмеивается.
Свою неприязнь к чужому ребенку женщина не скрывает и стремится максимально усложнить девушке жизнь, принуждая ее к унизительной и непосильной работе.
Интересным парадоксом является то, что именно труд — благоприятная среда, позволяющая развить в человеке добрые качества, а гиперопека и ограждение от всех жизненных проблем — губительна. Старуха оказала дочке «медвежью услугу», воспитав ее ленивой, жадной и завистливой.
Образ мачехи
Главный отрицательный персонаж произведения — мачеха. Многие сказки используют этот прием и изображают мачеху, а не родную мать для того, чтобы наглядно продемонстрировать разницу в отношении к родному и неродному ребенку. В данном случае падчерица не родная дочь старухи, с этим и связана нелюбовь последней к ней.
Ненависть к девушке настолько сильна, что мачеха готова даже на убийство.
Злоба женщины отражается и в постоянном употреблении бранных слов. В те времена было принято считать, что сквернословие — молитва сатане, речь преступников и злодеев. Поэтому для того, чтобы подчеркнуть внутреннюю черноту героини и ее падшее моральное состояние к ее образу была добавлена ругательная брань.
Характеристика дочери
Дочь злобной старухи недалеко ушла от нее в своем поведении. Постоянные ругательства, упоминания черта и других злых сил, хамство и грубость — вот основные черты ее личности. Писатели и сказочники в своих произведениях нередко демонстрируют, что чертыханья и обращение к темным силам плохо заканчиваются для человека.
Девушка, выполняя волю матери, встретилась с Морозко в надежде получить дорогие подарки и проявила всю черноту своей души.
Могла ли дочка обмануть волшебника ради своей выгоды? Скорее всего, нет. Воздействие такого внешнего фактора, как лютый мороз — препятствие, которое нужно преодолеть позволил раскрыть истинную сущность героини. В критической ситуации плохой человек в любом случае проявит свою жадность, ложь и трусость, в то время, когда героя с чистой и светлой душой внешняя угроза не выведет из себя.
Мороз в сказке позволил проявить истинный характер родной дочери старухи — злобу, ограниченность, грубость и самовлюбленность, а у падчерицы раскрыл добродетель и внутреннее совершенство.
Падчерица в сказке
Образ девушки довольно многогранен и складывается сразу из двух факторов — внешнего воздействия злобной старухи и внутреннего душевного совершенства. Несмотря на то, что падчерица видела в своей жизни только грубость, хамство и упреки, она не озлобилась и не стала еще черствее, чем ее воспитатели.
Внешний негатив не стал для нее поводом к саморазрушению потому, что девушка твердо знает, что является основным, а что второстепенным.
Главная героиня — это тот человек, который соблюдает не только Божьи заповеди, но и заповеди блаженства, на что способны только духовно совершенные люди.
Характер девушки на столько кроток, что она беспрекословно отправляется с родным отцом в лес на верную смерть и приветливо отвечает Морозко несмотря на усиливающуюся стужу и холод.
Роль отца
Важное место в повествовании занимает старик — родной отец главной героини. Смирившийся со своей второстепенной ролью и главенством супруги, живущий в страхе и стремлении угодить, он пересилил отцовские чувства и повез родного ребенка на смерть.
Любовь этого человека не жертвенна, проявив малодушие, он разделил смертный грех мачехи.
Отец является ключевой фигурой для понимания идеи сказки. Избалованная дочь старухи, безумная злобная мачеха — все это можно объяснить тем, что роль старика в семье заключается только в исполнительных функциях. Он не смог стать главой семьи из-за угодничества и малодушия, что и стало губительным для его родной дочери. Доброта и кроткость мужчины не позволили ему преодолеть напор злой старухи, поэтому он молча наблюдал за несправедливым и жестоким отношением к своей дочери и ничего не мог исправить.
Чему учит история
Делая вывод, стоит отметить, что произведение является поучительным как для детей, так и для взрослых:
- Главная мысль сказки «Морозко» для родителей заключается в том, что всепоглощающая любовь и забота о своем ребенке еще не означает его достойное воспитание. Поведение мачехи наглядно демонстрирует мысль, что воспитание детей начинается с их родителей.
- Отдельной темой следует обозначить ценность труда и отношения к нему, поскольку это неотъемлемый элемент становления личности.
- Ребенок должен научиться избавляться от плохого, стремиться к труду и уповать на Бога. Поучительная мораль истории на наглядном примере демонстрирует ценность доброты, вежливости, уважения и почтительного отношения к людям.
Осмысливая поступки героев сказки, определяя, что хорошо, а что плохо дети формируют свое отношения к окружающему миру.
Основная тема сказки «Морозко» позволяет научить ребенка мыслить образами и наделять окружающие неодушевленные предметы свойствами живых существ. Под внешне неправдоподобным сюжетом истории явно просматривается реальная история жизни русских людей.
План для читательского дневника
При составлении читательского дневника для ученика первого или второго класса следует записать сюжет и смысл сказки «Морозко» в сокращении. Это позволит продемонстрировать учителю, что школьник прочитал историю и может пересказать ее.
Пример:
- Вдова и вдовец создают свою семью. Каждый имеет своего ребенка от прошлого брака.
- Девочки ровесницы. Дочка старика трудолюбива и отзывчива, готова выполнить любую просьбу, какой бы тяжелой не была работа. Девочка старухи ленива и груба. Она способна только спать до обеда и любоваться на себя в зеркало.
- Однажды, мачеха решает избавиться от нелюбимой падчерицы и заставляет старика бросить ребенка в холодном лесу.
- Замерзающую девушку находится Морозко и испытывает ее холодом.
- Несмотря на то, что вещи совсем не греют, падчерица мужественно терпит и побеждает мороз. Восхищенный выдержкой девушки волшебник одаривает ее дорогими подарками: нарядной теплой шубкой и сундуком с монетками.
- Узнав о приданном падчерицы, жадная старуха отправляет в чащу леса и свою дочь.
- Жадная девица грубит волшебнику, за что чародей ее замораживает.
Анализ сказки «Морозко» кратко:
- Главная мысль заключается в том, что вежливость и трудолюбие подарят человеку славу и почет.
- История учит не желать зла другим людям. Детей нужно любить одинаково, вне зависимости от того, родные они или приемные. Нельзя завидовать чужому, опорной чертой должна являться вежливость и трудолюбие.
Как и большая часть народных сказок, «Морозко» подойдет для детей любого возраста. История погружает читателя в атмосферу снежного чуда и волшебства. Она позволяет взрослым определить, каковы их ошибки в воспитании детей, а польза сказки для малышей заключается в том, что им открываются в занимательной форме важнейшие жизненные истины.