Формулировка задания итогового сочинения

Для всех 11-классников россии уже стартовала подготовка к егэ 2022 года и в этом материале мы предлагаем детально разобраться, как

Для всех 11-классников России уже стартовала подготовка к ЕГЭ 2022 года и в этом материале мы предлагаем детально разобраться, как изменится структура КИМа по русскому языку, какими будут критерии оценивания 27-го задания от ФИПИ и как правильно составить план сочинения с учетом новых требований.

Изменения в ЕГЭ по русскому языку

Хорошая новость – изменения в ЕГЭ 2022 года по русскому языку будут не столь радикальными, как было изначально предложено в перспективной модели. Новость не очень хорошая – нововведения все-таки будут и по мнению экспертов экзамен в 2022 году станет несколько сложнее, чем был ранее.

ЕГЭ по русскому языку в 2022 году - план сочинения, критерии оценивания

В спецификациях, размещенных на сайте ФИПИ, указаны такие основные изменения в КИМах 2022 года по русскому языку:

  • Изменено составное задание №1-3. Теперь вместо сжатой передачи прочитанного экзаменуемому необходимо будет выполнить стилистический анализ текста.
  • Изменено задание №16. Новыми будут не только языковой материал и формулировка, но и критерии оценивания.
  • В задании №19 расширены материалы, предоставляемые для анализа.
  • Нормы оценивания сочинений (задание №27) объемом 70-150 слов уточнены.

Ввиду внесенных в систему оценивания изменений уменьшился с 59 до 58 максимальный балл, который может получить на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году экзаменуемый за выполнение всех 27 заданий КИМа.

Неизменным останется время, отведенное на выполнение 27 заданий ЕГЭ по русскому языку в 2022 году – всего 210 минут, из которых эксперты рекомендуют выделить на написание сочинения не менее 70 минут.

Задание №27 – сочинение

В демонстрационной версии ЕГЭ 2022 года по русскому языку предложен такой формат задания:

Задание 27 ЕГЭ 2022 по русскому языку (сочинение)

Текст, который необходимо проанализировать, приведен в КИМе чуть раньше (перед заданием №22), так как его необходимо использовать при выполнении целого ряда заданий от 22 до 27 включительно.

Текст к заданию 27 ЕГЭ 2022 по русскому языку

К данному тексту предложены такие варианты проблем, затрагиваемых автором:

Проблемы к сочинению из демоверсии ЕГЭ 2022 по русскому языку

Рекомендуем внимательно изучить демоверсию, спецификации и кодификатор к ЕГЭ 2022 года по русскому языку, размещенные на сайте ФИПИ, ведь в этих документах содержится много полезной информации, которая поможет правильно написать сочинение и организовать подготовку к заданию №27.

План сочинения

Проанализировав уже само задание, можно получить детальный план написания сочинения по русскому, который поможет справиться с поставленной на ЕГЭ 2022 задачей, независимо от темы и затронутых проблем.

Исходя из требований, указанных в тексте задания, ваше сочинение должно состоять из таких структурных блоков:

  • Формулировка проблемы.
  • Комментарий с привлечением примеров-иллюстраций и смысловых связей между нами.
  • Позиция автора.
  • Ваша позиция и отношение к позиции автора (согласие либо несогласие с аргументацией).
  • Вывод (коротко).

Важно! При написании сочинения стоит ориентироваться на объем от 150 слов, а также избегать чрезмерного цитирования.

В помощь 11-классникам педагоги предлагают такие мини-шпаргалки с заготовками вводных фраз, которые можно применять в разных структурных частях сочинения.

Клише для сочинения по русскому языку на ЕГЭ 2022

Также в сети можно найти хороший пример сочинения по теме демоверсии ЕГЭ 2022 по русскому языку, который наглядно проиллюстрирует, как нужно писать текст и на каких моментах акцентировать внимание.

Предлагаем вашему вниманию короткий видео-урок по составлению плана и компоновке сочинения для ЕГЭ 2022 года::

Оценивание сочинения

За сочинение на ЕГЭ 2022 года по русскому языку можно получить 25 первичных баллов, что составляет 43% от максимально возможных 58 баллов (ранее за сочинение давали 24 балла).

Обратите внимание, что сочинение не оценивается (оценивается в 0 баллов), если:

  • Объем текста менее 70 слов.
  • Сочинение написано не по заданному тексту (не по заданной проблеме).

Для достижения максимально возможного результата объем текста должен быть в пределах 150-300 слов. Такие работы будут оценивать по 12 критериям:

Критерий Максимальный балл
К-1 Формулировка проблемы 1
К-2 Комментарий к проблеме 6
К-3 Отражение позиции автора 1
К-4 Отношение к позиции автора 1
К-5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 2
К-6 Точность и выразительность речи 2
К-7 Орфографические нормы 3
К-8 Пунктуационные нормы 3
К-9 Грамматические нормы 2
К-10 Речевые нормы 2
К-11 Этические нормы 1
К-12 Точность фактов в фоновом материале 1

При этом, в 2022 году установлены новые нормы оценивания сочинения на ЕГЭ по русскому, если его объем находится в пределах 70-150 слов. Обратите внимание, что проверяющие могут не учесть при подсчете слов в сочинении полностью переписанные фрагменты исходного текста или биографии автора.

Важно! Тексты 70-150 слов не могут быть оценены на максимальный балл по критериям К7-К10.

Критерий Максимальный балл
К-7 Орфографические нормы 2
К-8 Пунктуационные нормы 2
К-9 Грамматические нормы 1
К-10 Речевые нормы 1

Советы педагогов

Секрет высокого балла на ЕГЭ по русскому языку не в том, чтобы найти и запомнить готовые сочинения, а в том, чтобы научиться легко и быстро составлять рассуждения на любую из актуальных тем.

Среди основных проблем, поднимаемых в текстах ФИПИ 2022 года, представлены такие направления:

  • Взаимоотношения поколений (отцы и дети).
  • Историческая память поколений.
  • Роль детства в становлении личности и нравственных ориентиров человека.
  • Жертвенность материнской любви.
  • Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
  • Сложность и противоречивость поступков людей.
  • Смысл жизни и ценности человека.
  • Человеческое благородство.
  • Честь и достоинство.
  • Патриотизм.
  • Очищающая сила искусства.
  • Отношения человека с окружающими.
  • Восприятие человека окружающими.
  • Сострадание к окружающим.
  • Одиночество.
  • Человек и искусство.
  • Отношение людей к войне.
  • Человек и мир природы.
  • Бережное отношение к языку.
  • Человек и власть, которой он наделен.

Конечно, при желании в сети можно без труда найти готовые сочинения по русскому языку для разных тематик, ожидаемых на ЕГЭ 2022, но не стоит идти по такому на первый взгляд простому и легкому пути. Во-первых, никто не знает, какая именно проблема будет предложена вам на экзамене и всегда есть вероятность не угадать, что может в итоге лишить вас 43% итогового результата. Во-вторых, проверяющие тоже отлично знакомы с популярными интернет-сочинениями и без труда определят в вашем «шедевре» банальный плагиат, что также может очень негативно отразиться на результате.

Вместо поиска готовых вариантов, продумайте, какой должна быть структура сочинения ЕГЭ по русскому в 2022 году, а после уже как бусины на ниточку нанизывайте в нужном порядке клише, информацию из текста, иллюстрации и собственные мысли.

Естественно, для написания сочинения потребуется определенная база из прочитанных и детально разобранных произведений. Что делать, если вы не готовы или физически не успеваете прочитать все тексты из списка рекомендованной ФИПИ литературы? Ответ прост – сосредоточиться на универсальных произведениях, в которых можно найти множество примеров для разных проблем, которые могут встретится в сочинении на ЕГЭ 2022 года по русскому языку.

Читайте также:

  • ЕГЭ по биологии в 2022 году
  • ЕГЭ по истории в 2022 году
  • Минимальные баллы ЕГЭ 2022 по всем предметам

Практические
советы для написания итогового сочинения по литературе

I. Вступление раскрывает основную
мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Вступление
состоит из 3 элементов:

1.      объяснение
ключевых слов темы или цитаты;

2.      общие
рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;

3.      ответ-тезис
на главный вопрос темы.

Все
эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Темы,
предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

·        
тема-вопрос — задаём главный вопрос темы,
на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке
вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли
утверждать, что… » , «почему можно говорить, что это высказывание справедливо»
, «действительно ли… » и т. д.,

·        
тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется
обосновать уже имеющееся утверждение,

·        
тема — назывное предложение (ключевые
слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать
ответы на поставленные вопросы.

II. Основная
часть 
раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет
систему доказательств выдвинутых положений.

Основная часть = Тезис +  Аргументы

Тезис —
это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать.
Формулировка тезиса зависит от  темы сочинения.

Помни!

·        
По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и
зaключeниe, вмeстe взятыe.

·        
Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.

·        
Оптимaльнoe кoличeствo – 2.

·        
Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!

Связка 
это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к
аргументации.

Аргумент нужно:

·        
привести из литературных источников.

·        
выделить в отдельный абзац.

·        
в конце каждого абзаца написать микровывод.

·        
к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше,
чтобы аргументов было два.

·        
если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой
аргумент!

Аргумент
состоит из 3 элементов:

1.      Обращение
к литературному произведению
 — называем автора и
произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем —
«произведение» , чтобы избежать фактических ошибок).

2.      Его
интерпретацию
 — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному
эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора,
используя речевые клише типа «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель
рассуждает» , «поэт показывает» , «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто
написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не
анализ, а простой пересказ.

3.      Микровывод (он
завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для
логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем
основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной
проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п.

III. Заключение подводит
итоги, содержит конечные выводы и оценки.

4
способа закончить сочинение: 

1.      Вывод.
Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя
повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после
аргументов. 

2.      Заключение-призыв.
Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать
глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Ограничьтесь формами
«нужно» , «важно» , «давайте» и т. д. .

3.      Заключение —
выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и
логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.

4.    Цитата,
подходящая по смыслу и высказано уместно. Рекомендуем заранее
подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы
соответствовало главной мысли сочинения. Помнисмысл
цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя
использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово,
(например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее
общий смысл.Не используйте цитату если в ней встречается ключевое слово.

Практические советы в написании итогового сочинения:

1.    Как
писать вступление?

o    Вступление
должно быть 60-70 слов.

o    Правильно
ли определено ключевое слово в теме сочинения?

o    Отражено
ли это во вступлении?

o    Намечена
ли цель сочинения?

2.    Есть
ли переход к основной части?

o    Эта
проблема поднимается во многих произведениях русской (мировой, современной, …)
литературы….

o    Так,
в повести (романе, рассказе, …) речь идет о….

o    Неужели
в нашей жизни нет…(обращаемся к теме)? (можно задать риторические вопросы)

o    Так
в произведении…показан….

o    Именно…(
один из этих вариантов!)

3.    Как
писать основную часть?

o    Основная
часть — 200-250 слов (1 аргумент или 2 аргумента);

o    Обращение
к произведению (указаны автор, название);

o    Озвучена
проблема, связанная с темой сочинения (звучат слова из темы!);

o    Приведены
конкретные примеры из произведения, иллюстрирующие сформулированную тобой
проблему;

o    Слова,
выражающие твою оценку (отношение) к сформулированной проблеме;

o    Промежуточный
вывод (слова из формулировки темы!);

o    То
же самое – по второму аргументу! Переход ко второму аргументу: — Еще одно
произведение, где поднимается тема…. — ….;

o    О…(озвучиваем
проблему, о которой пишем) рассуждает и …(имя автора) в произведении…;

o    Об
этом же писал…;

o    Это
же волновало….;

o    Если
один аргумент – 200-250 слов, если два – примерно по 100-130 слов каждый.

4.    Как
писать заключение?

o    В
заключении — 60-70 слов.

o    Заключительная
фраза, подводящая итог твоих размышлений по теме (опять – слова из формулировки
темы) Эмоции!!! Например: Так что же такое любовь к Родине? Я
думаю, это….(логично подведенный итог на ОСНОВЕ всего сказанного)

o    Клише
для начала заключения:

    • Подводя
      итог, хочется сказать:…
    • Таким
      образом, мы понимаем, что….
    • Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую же роль в жизни
      человека играет….? (один из вопросов, отражающих тему, цель,
      поставленную в начале сочинения, и резюмирующий ответ на этот вопрос)

    Речевые
    клише 
    — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое
    сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.

    Клише к итоговому сочинению: 

    Для вступления

    ·        
    Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос.
    Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.

    ·        
    Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой
    взгляд, … 

    ·        
    Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю,
    что… 

    ·        
    Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит
    …(некое понятие). Я считаю, что …

    ·        
    Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу:
    … 

     Для тезисов

    ·        
    Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)

    ·        
    Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой
    взгляд, …(основная мысль сочинения).

    ·        
    Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я
    считаю, что… (основная мысль сочинения)

    Для перехода к основной части

    ·        
    В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная
    литература

    ·        
    Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых
    раскрывается тема…

    ·        
    Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …

    ·        
    Обратимся к произведениям художественной литературы

    ·        
    За примерами давайте обратимся к произведениям художественной
    литературы

    ·        
    Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в
    котором…

    ·        
    Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу:
    …(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

    Для аргументов

    Обращение
    к произведению

    ·        
    Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к
    теме… 

    ·        
    Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).

    ·        
    Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).

    ·        
    Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих
    писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).

    ·        
    Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в
    стихотворении…(автор, название).

    ·        
    Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в
    романе… (автор, название).

    ·        
    Вспомним героя повести… (автор, название).

    ·        
    Обратимся к роману… (автор, название).

    ·        
    Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет
    об этом.

    Интерпретация
    произведения или его фрагмента:

    ·        
    Автор повествует о…

    ·        
    Автор описывает…

    ·        
    Поэт показывает…

    ·        
    Писатель размышляет о…

    ·        
    Писатель обращает наше внимание…

    ·        
    Писатель заостряет наше внимание на …

    ·        
    Он акцентирует внимание читателя на…

    ·        
    Этот поступок героя говорит о …

    ·        
    Мы видим, что герой поступил так потому…

    ·        
    Автор показывает, к каким последствиям привело…

    ·        
    Этому герою/поступку автор противопоставляет…

    ·        
    Писатель осуждает…

    ·        
    Он ставит нам в пример…

    ·        
    Автор подчеркивает…

    ·        
    Автор утверждает… 

    Промежуточный
    вывод:

    ·        
    Писатель считает, что…

    ·        
    Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….

    ·        
    Мы можем прийти к выводу… 

    Для заключения

    Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…

    ·        
    Невольно напрашивается вывод…

    ·        
    Таким образом, мы приходим к выводу: …

    ·        
    Итак, можно сделать вывод, что…

    ·        
    В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о
    …! Будем помнить о…!

    ·        
    Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!

    ·        
    В заключение хочется выразить надежду на то, что…

    ·        
    Хочется верить, что…

    ·        
    Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …

    ·        
    Обобщая сказанное, хочу сказать, что…

    ·        
    Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте,
    убеждают нас в том, что…

    ·        
    Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди
    должны…

    ·        
    (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о ….
    Автор текста тоже считает, что .…

    ·        
    К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю,
    надо…

    Сочинение по
    направлению «Отцы и дети»

    В чем состоит
    конфликт отцов и детей?

    Отцы и дети – вечная проблема, связанная со сменой поколений.
    Время движется вперёд, одна эпоха сменяет другую, а вместе с эпохой уходят
    старые поколения, на смену им идут молодые. Неизбежен ли конфликт «века
    нынешнего» и «века минувшего» или возможно согласие? На чьей стороне правда в конфликте
    поколений? Возможно ли «отцам» и «детям» прийти к согласию? Думаю, что в
    конфликте поколений нет одной правой стороны. Нельзя полностью отказаться от
    прошлого, от традиций, нужно из опыта «отцов» брать всё лучшее и в то же время
    не останавливаться на месте, двигаясь вперёд, совершенствуя себя и общество,
    изменяя жизнь к лучшему. Вечными должны оставаться нравственные ценности:
    честь, совесть, долг. 

    В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» проблема отцов и
    детей раскрывается на примере семьи Гринёвых. Старший Гринёв служил при Минихе,
    но как только Миних при смене власти впал в немилость императрицы и оказался в
    ссылке, Андрей Петрович вышел в отставку, не желая приспосабливаться к
    изменившимся условиям, оставаясь верным своей присяге. Этому же учит Гринёв
    своего сына Петра. Он не отправляет Петрушу в Петербург в гвардейский полк, где
    тот бы ничему не научился, а только развлекался бы и играл в карты. Андрей
    Петрович отправляет сына в Оренбург, где тому предстоит служить в глухой степи
    в Белогорской крепости. Пётр получает строгий наказ служить верно тому, кому он
    присягнёт. «Береги платье снова, а честь смолоду» — эти слова отца стали
    заветом Петра, клятвой, которую он не нарушил. Пётр Андреевич Гринёв храбро
    защищал крепость от пугачёвцев и готов был принять казнь на виселице, но
    остаться верным своему офицерскому слову. 
    На этом примере мы видим, какую важную роль играют родители в формировании
    личности своих детей, как важно получить родительское напутствие и быть верным
    завету отца. 

    Но бывают такие сложные переходные эпохи, когда конфликт
    поколений неизбежен и приобретает острые формы. О такой эпохе рассказывает в
    своём романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев. В его романе отражена идейная борьба
    шестидесятых годов девятнадцатого века между дворянами-либералами и
    революционерами-демократами, и в то же время здесь раскрывается вечный конфликт
    поколений. Идейными антагонистами являются аристократ Павел Петрович Кирсанов и
    нигилист Евгений Базаров, который отрицает полезность аристократов для общественного
    блага, которые только говорят о своих «принципах», но ничего не делают. Но и
    Базаров не прав, отрицая опыт прошлого и собираясь всё разрушить. Как ни
    странно, после дуэли из-за Фенечки противники лучше стали понимать друг
    друга. 
    А вот конфликт между Николаем Кирсановым и его сыном Аркадием носит временный
    характер. Младший Кирсанов был увлечён нигилизмом под влиянием Базарова, но как
    только он понял всю бесплодность полнейшего отрицания, снова стал ближе к
    отцу. 
    Из этого примера ясно, что бывают эпохи, когда переосмысление опыта «отцов»
    происходит на основе уважения к принципам предков. А во времена социальных
    потрясений отказ от прежних ценностей может быть трагичным. 

    Таким образом, нельзя отказываться от идеалов и жизненного
    уклада предшествующих поколений, так как в результате этого рвётся связь
    времён. Такие ценности, как любовь, дружба, природа, уважение к истории, к
    прошлому предков, искусство, семья должны существовать вечно.

    Структура сочинения

    клише

    Вступление

    Вступление раскрывает основную мысль, вводит
    в круг рассматриваемых проблем.

    Вступление состоит из 3 элементов:

    1.объяснение ключевых слов темы или цитаты;

    2.общие рассуждения о значимости
    предложенных для объяснения понятий в жизни человека;

    3.ответ-тезис на главный вопрос темы.

    Риторические вопросы «что такое…»

    «можно ли утверждать, что… » , «почему
    можно говорить, что это высказывание справедливо» , «действительно ли… » и
    т. д.,

    •             Конечно, каждый человек
    по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим
    понятиям.

    •             Конечно, каждый человек
    по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …

    •             Думается, на этот вопрос могут
    быть даны разные ответы. Я полагаю, что…

    •             Наверное, каждый человек хоть
    раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …

    •             Размышляя над этими вопросами,
    нельзя не прийти к ответу: …

    Тезис

    Главная мысль вашего сочинения, та, что
    будете доказывать.

    Каждому тезису – свой аргумент!

    •             Сегодня мы понимаем,
    что…(основная мысль сочинения)

    •             Конечно, каждый человек
    по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль
    сочинения).

    •             Думается, на этот вопрос могут
    быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)

    Связка

    Переход к основной части

    •             В правильности такой точки
    зрения меня убеждает художественная литература

    •             Давайте вспомним произведения
    художественной литературы, в которых раскрывается тема…

    •             Правильность своей точки
    зрения могу доказать, обратившись к …

    •             Обратимся к произведениям
    художественной литературы

    •             За примерами давайте обратимся
    к произведениям художественной литературы

    •             Размышляя о …, я не могу не
    обратиться к произведению ФИО, в котором…

    •             Размышляя над этими вопросами,
    нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

      • Так, в повести (романе, рассказе, …)
        речь идет о….
      • Неужели в нашей жизни нет…(обращаемся
        к теме)? (можно задать риторические вопросы)
      • Так в произведении…показан….
      • Именно…( один из этих вариантов!)

      Аргументы (два)

      Аргумент состоит из 3 элементов:

      1.            Обращение к литературному
      произведению — называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не
      знаем, то так и пишем — «произведение» , чтобы избежать фактических ошибок).

      2.            Его интерпретацию — здесь мы
      обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем
      героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые
      клише типа «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель рассуждает» ,
      «поэт показывает» , «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать:
      «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а
      простой пересказ.

      3.            Микровывод (он завершает
      только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и
      связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль
      всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме.
      Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п

      Обращение к произведению

      •             Так, в лирическом
      стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…

      •             Тема (….) затрагивается в
      романе…(автор, название).

      •             Тема (…) раскрывается в
      произведении… (автор, название).

      •             Проблема (варварского
      отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и
      …(имя писателя) в…(название произведения).

      •             Идея (единства природы
      человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).

      •             Мысль о необходимости
      (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).

      •             Вспомним героя повести…
      (автор, название).

      •             Обратимся к роману… (автор,
      название).

      •             Лирический герой стихотворения
      … (автор, название) тоже размышляет об этом.

      Интерпретация произведения или его
      фрагмента:

      •             Автор повествует о…

      •             Автор описывает…

      •             Поэт показывает…

      •             Писатель размышляет о…

      •             Писатель обращает наше
      внимание…

      •             Писатель заостряет наше
      внимание на …

      •             Он акцентирует внимание
      читателя на…

      •             Этот поступок героя говорит о

      •             Мы видим, что герой поступил
      так потому…

      •             Автор показывает, к каким
      последствиям привело…

      •             Этому герою/поступку автор
      противопоставляет…

      •             Писатель осуждает…

      •             Он ставит нам в пример…

      •             Автор подчеркивает…

      •             Автор утверждает…

      микровывод

      Промежуточный вывод пишем после каждого
      аргумента

      •             Писатель считает, что…

      •             Таким образом, автор хочет
      донести до нас мысль о….

      •             Мы можем прийти к выводу…

      Заключение

      Итог всего сочинения

      o             Заключительная фраза,
      подводящая итог твоих размышлений по теме (опять – слова из формулировки
      темы) Эмоции!!! Например: Так что же такое любовь к Родине? Я думаю,
      это….(логично подведенный итог на ОСНОВЕ всего сказанного)

      Клише для начала заключения:

      Подводя итог, хочется сказать:…

      Таким образом, мы понимаем, что….

      Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую
      же роль в жизни человека играет….? (один из вопросов, отражающих тему, цель,
      поставленную в начале сочинения, и резюмирующий ответ на этот вопрос)

      Подводя итоги сказанному, можно сделать
      вывод…

      •             Невольно напрашивается вывод…

      •             Таким образом, мы приходим к
      выводу: …

      •             Итак, можно сделать вывод,
      что…

      •             В заключение хочется призвать
      людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!

      •             Так давайте не забывать о …!
      Будем помнить о…!

      •             В заключение хочется выразить
      надежду на то, что…

      •             Хочется верить, что…

      •             Подводя итоги сказанному,
      хочется выразить надежду на то, что …

      •             Обобщая сказанное, хочу
      сказать, что…

      •             Все приведенные мной
      аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…

      •             Заканчивая рассуждение на тему
      «…», нельзя не сказать, что люди должны…

      •             (Цитата)«…,» — писал …. В
      этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…

      •             К какому же выводу я пришёл,
      размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

      Первое испытание для 11-классников уже близко, а значит прямо сегодня стоит начать интенсивную подготовку к ГИА, узнав актуальные направления 2022 года и заготовив правильные аргументы к итоговому сочинению. Мы расскажем, какой должна быть хорошая работа и на что стоит обратить особое внимание, как на этапе подготовки так во время написания итогового сочинения в декабре 2021 года.

      Основная информация

      Итоговое сочинение в 2022 года станет допуском к ЕГЭ для всех 11-калссников, а значит это испытание тоже будет обязательным и для тех, кто планирует поступать в ВУЗы, и для школьников, которые хотят завершить сове образование.

      Важно! Без оценки «зачет» по декабрьскому сочинению выпускник не будет допущен до ЕГЭ в 2022 году, а значит, не сможет получить аттестат.

      Аргументы к итоговому сочинению в 2022 году | направления

      В 2022 году 11-классники будут писать итоговое сочинение чуть раньше чем обычно – 01.12.21. В случае неудачи школьникам будет предложено еще 2 попытки – 02.02.22 и 04.05.22.

      Также школьникам и их родителям стоит знать, что 11-классники, имеющие определенные проблемы со здоровьем, вместо итогового сочинения могу сдавать упрощенный вариант – изложение.

      Тематические направления

      В 2022 году заготавливать аргументы к итоговому сочинению стоит с учетом таких основных направлений:

      Направления итогового сочинения 2022 года, как найти аргументы

      Предлагаем разобраться более подробно в том, какую тему писать легче и как подобрать аргументы к разным направлениям итогового сочинения в 2022 года.

      Тема №1 – «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

      Направление подталкивает к рассуждениям о дороге в разных вариантах понимания и восприятия – реальном пути, жизненном, воображаемом, достижении целей, литературных аналогиях.

      Аргументы к итоговому сочинению 2022 года по данному направлению  можно искать в:

      • дорожных приключениях литературных героев;
      • тематике дорог в разных видах искусства;
      • дорогах в их символических значениях, духовном опыте, пути к поставленной цели;
      • путешествиях как способе познания действительности или внутреннего мира человека;
      • личном опыте путешествий.

      Это одно из самых простых направлений. Если вам сложно аргументы к более глубокому по тематике декабрьскому сочинению 2022 года, смело выбирайте тематику дороги.

      Больше о том, как писать сочинение о дороге и путешествиях, смотрите в подробном видео-разборе:

      Тема №2 – «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

      Вторая тематика итогового сочинения 2022 года сложнее, ведь рассуждать придется о технологиях, их роли в становлении и развитии общества, а также опасностях, которые, так или иначе, таят в себе их плоды.

      Если вы решитесь в 2021-2022 учебном году писать работу на эту тематику, стоит поискать аргументы к итоговому сочинению в таких направлениях, как:

      • экологические проблемы человечества;
      • технологические инновации и их опасность;
      • вызовы пандемии;
      • баланс технологий и духовных ценностей;
      • роль технологий в литературных произведениях.

      Подробный разбор направления, а также список литературных произведений, в которых можно подобрать хорошие аргументы для сочинений, вы найдете в видео уроке:

      Тема №3 – «Преступление и наказание — вечная тема»

      Направление приурочено к 200-летнему юбилею Ф. М. Достоевского, который во всем мире будут отмечать в конце 2021 года. Естественно, что большинство 11-классников, выбирающих тематику бессмертного романа, рассчитывают в первую очередь опираться на его сюжетную линию. Но, тематика значительно более широка и педагоги рекомендуют в 2022 году привлекать к итоговому сочинению также аргументы из других, не менее актуальных произведений.

      В описании направления, приведенном на сайте ФИПИ, экзаменуемым предлагается:

      • рассматривать основные понятия – закон, ответственность и раскаяние, совесть и стыд;
      • анализировать поступки с разных точек зрения – правовой и этической;
      • привлекать источники, в которых проблема рассматривается с различных сторон – юридической, социальной, психологической, философской.

      На что стоит обратить особенное внимание, если вы приняли решение писать работу по направлению «Преступление и наказание», какими могут быть темы сочинений и какие произведения выбрать для аргументации, смотрите в обучающем видео:

      Тема №4 – «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

      В данном направлении можно рассказать, какую роль в вашей жизни сыграло то или иное литературное или музыкальное произведение, театральная постановка или кино (художественное, документальное).

      Педагоги рекомендуют рассказать с опорой на собственный опыт о влиянии искусства на становление личности, осмысление жизни, выбор собственного пути.

      В качестве источников для аргументации для данного направления декабрьского сочинения 2022 года можно брать:

      • художественные тексты (в том числе и сценарии);
      • дневники и мемуары;
      • искусствоведческие труды критиков и различных ученых.

      Подробнее про особенности сочинения на тему искусства смотрите в видео уроке:

      Тема №5 – «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

      Формулировка названия направления отсылает нас к бессмертной поэме Н. А. Некрасова. Выбор не случаен, ведь в конце 2021 года мир будет отмечать 200-летний юбилей великого писателя.

      В зависимости от темы тут можно рассуждать о разном:

      • самом понятии «гражданин»;
      • личной ответственности человека;
      • общественной справедливости;
      • понятии счастья и его составляющих;
      • понятии долга;
      • взаимопомощи и взаимовыручке;
      • государственном устройстве и путях его совершенствования.

      Помимо аргументов из литературных произведений, экзаменуемые могут привлекать и исторические факты, а также собственный опыт социально-значимой деятельности.

      Онлайн-педагоги еще не успели снять подробный разбор для данного направления, поэтому предлагаем посмотреть видео, в котором представлены универсальные и что важно короткие произведения для аргументации сочинений по разным направлениям:

      Структура сочинения

      Итак, вы уже знаете, какими будут направления итогового сочинения на первом экзамене 2021-2022 года, а значит пора разобраться, какими должны быть аргументы и вообще сама структура работы.

      План к итоговому сочинению 2022 года универсален и каких-либо весомых изменений в его пунктах не произошло:

      1. Вступление (Постановка проблемы).
      2. Основная часть (Комментарий и аргументация)
      3. Заключение (Вывод).

      Клише

      Шаг 1. В самом начале работы важно сформулировать тезис. На итоговом сочинении 2022 года в этом вам помогут готовые клише:

      Аргументы и клише к итоговому сочинению 2022 - вступление

      Шаг 2. Между вступлением и основной частью стоит сделать красивый переход. Вот фразы, которые помогут объединить две части вашего сочинения.

      Аргументы и клише к итоговому сочинению 2022 - переход к основной части

      Шаг 3. Формулируем тезис.

      Аргументы и клише к итоговому сочинению 2022 - формулировка тезиса

      Шаг 4. Далее привлекаем аргументы, используя выводные слова и красивые конструкции.

      Формулировка задания итогового сочинения

      Шаг 5. Для формулировки позиции автора, рекомендуем использовать в сочинении 2022 года такие готовые клише:

      Формулировка задания итогового сочинения

      Шаг 6. Заключение. Совет педагогов – старайтесь сделать финальный абзац не просто красивым, а и наполненным глубоким смыслом, опираясь на такие фразы-клише.

      Аргументы и клише к итоговому сочинению 2022 - вывод

      Заключение

      Надеемся, что теперь вам будет значительно проще написать декабрьское сочинение в 2022 году, а советы педагогов подскажут, как подобрать аргументы к темам и написать красивый и грамотный текст.

      Предлагаем также посмотреть видео урок о том, как быстро научиться писать сочинения, ведь дата экзамена приближается стремительно и времени на подготовку осталось очень мало.

      Читайте также:

      • Изложение ОГЭ в 2022 году
      • ЕГЭ по русскому языку в 2022 году
      • ФИПИ ОГЭ 2022 года

      СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

      1. Действие: написать вступление:

      — объяснение ключевых слов темы

      — общие рассуждения о значимости предложенных понятий темы в жизни человека

      — выход на тезис сочинения (тезис – основная мысль сочинения, которую вы будете в основной части аргументированно доказывать. ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА НАПРЯМУЮ СВЯЗАНА С ТЕМОЙ)

      • Если тема звучит в форме ВОПРОСА:  тезис – это ответ на поставленный вопрос
      • Если тема звучит в форме ЦИТАТЫ:  поясняете (комментируете) значение, раскрываете смысл высказывания через анализ ключевых слов  и формулируете тезис (можно задать вопрос по цитате и самим же на него ответить. Ответ станет вашим тезисом)
      • Если тема звучит в форме УТВЕРЖДЕНИЯ:  начните с размышления: поясняем ключевые слова – общие рассуждения по ЛЗ ключевых слов – тезис (можно пойти через вопрос – и самим ответить на этот вопрос – т.е. дать тезис)
      1. Действие: написать основную часть (аргументация вашего тезиса): 2 аргумента из художественного произведения.

      Структура аргумента

      1. Обращение к литературному произведению: называем автора и произведение.
      2. Даем интерпретацию произведения с т.зр. темы и тезиса (анализ)

      АНАЛИЗ произведения:

      • проблемы произведения;
      • характеристика героев, которые вам подходят для иллюстрации тезиса;
      • можно сравнить (сопоставить, противопоставить) двух героев – носителей разной  жизненной философии;
      • можно проанализировать как в ходе сюжета произведения меняется герой (в лучшую или в худшую сторону; развитие его лучших качеств или ,наоборот, деградация героя (т.е. победа слабых сторон личности героя)

      Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише: «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п.

      1. Микровывод (он завершает один аргумент, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы формулируем основную мысль своего аргумента. Используем клише: «писатель приходит к выводу…» и т.п.
      1. Действие: написать заключение

      Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами!

      Вывод должен быть связан с содержанием всего сочинения!!!

      Клише для оформления сочинения по литературе

      Вступление: Оформление тезиса:

      — С давних времён люди задумывались над вопросом …

      — Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о ….

      — Как следует относиться к …?

      — (ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль).

      — Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что…

      — Могу предположить, что …(тезис)

      — Позволю себе высказать свою точку зрения


      Основная часть: Переход к основной части:

      — В правильности такой точки зрения нас убеждает художественная литература.

      — Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема …

      — Правильность этой точки зрения можно доказать, обратившись к …

      — Обратимся к произведениям художественной литературы

      — За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы

      — Размышляя о …, нельзя не обратиться к произведению (название) (автор), в котором…

      — Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.

      — Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы.

      — В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.

      — Многие писатели рассуждали об этих вопросах  в своих произведениях. Например, …

      — Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведениях художественной литературы.

      — Не случайно многие писатели обращались к теме ( взаимоотношений между друзьями и т.п.) …

      — Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) …

      — Вспомним произведение (название и ФИО автора) .

      — Например, в рассказе (повести, романе, произведении, название и ФИО автора) …

      Интерпретация эпизода:

      — Автор повествует

      — Автор описывает

      — Писатель размышляет

      — Писатель обращает наше внимание

      — Писатель заостряет наше внимание

      — Писатель акцентирует внимание читателя на

      — Автор подчеркивает

      — Писатель утверждает


      Переход от аргумента к аргументу:

      — Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…

      — Можно привести и другой пример.

      — В качестве второго аргумента обратимся к произведению…

      — Эта же тема рассматривается и в произведении…

      — Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора)

      — Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения.

      — Также к теме (чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).

      Заключение: Вывод:

      — И в заключение мне хотелось бы сказать, что…

      — Все приведенные аргументы убеждают нас в том, что…

      — Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать:

      — Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…

      — Обобщая сказанное, хочется сказать, что…

      — Таким образом, можно сделать вывод: …

      — Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать…

      — Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что…

      — В заключение хочется отметить…

      — В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата)

      — На мой взгляд, именно …

      — Мне бы хотелось верить, что…

      — Хотелось бы, чтобы люди задумались…

      Обновлено

      Как правильно писать итоговое сочинение и сочинение ЕГЭ по русскому языку

      Умение грамотно и доходчиво доносить свои мысли в формате сочинения проверяется у выпускников 11 класса два раза: сначала в декабре школьники пишут допуск ко всем экзаменам, затем в июне на ЕГЭ по русскому языку выполняют задание № 27. В чем разница между этими двумя сочинениями? Каким критериям должны соответствовать тексты? Есть ли разница в структуре и содержании итогового сочинения и экзаменационной работы на ЕГЭ по русскому? На многочисленные вопросы учеников ответила Валерия Геннадьевна Оксиенко, преподаватель русского языка в онлайн-школе «Коалиция», призер заключительного этапа ВсОШ по русскому, эксперт ОГЭ и ЕГЭ. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

      Читайте также:

      Формулировка задания итогового сочинения

      Как писать итоговое сочинение

      Ежегодное итоговое сочинение – это творческая работа по литературе, которую выпускники школы пишут в первую среду декабря. Она оценивается по системе «зачет/незачет». Положительный результат дает допуск к экзаменам по всем предметам ЕГЭ.

      На работу отводится 3 часа 55 минут. Ограничений по максимальному объему для итогового сочинения нет, но лимитирован минимум: текст не должен быть меньше 250 слов. Если ученик не дотянет до нижнего порога, то получит за всю работу 0 – то есть незачет.

      Композиция итогового сочинения (согласно требованиям ФИПИ):

      1. Вступление (2-3 предложения).
      2. Комментарий вступления (4–6 предложений).
      3. Аргумент из литературы № 1 (100 слов/6–8 предложений).
      4. Аргумент из литературы № 2 (100 слов/6–8 предложений).
      5. Заключение (75 слов/3–5 предложений).

      Критерии оценивания итогового сочинения

      Всего их пять, первые два критерия – главные. При несоответствии работы этим двум обязательным пунктам ставится «незачет», ученика отправляют на пересдачу.

      1. Соответствие теме направления.

      Писать необходимо строго по теме и не уходить в своих рассуждениях в сторону. Аргументы приводятся в подтверждение той цитаты или формулировки вопроса, которую вы выбрали.

      Из документов ФИПИ (методических рекомендаций по подготовке к итоговому сочинению и для проверяющих работы):

      «Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия».

      Читайте также:

      Формулировка задания итогового сочинения

      2. Аргументация с привлечением литературного материала.

      Смысл литературного сочинения состоит в том, чтобы подтверждать свои высказывания, используя как примеры сюжеты прочитанных книг, поступки их героев. Ни в коем случае нельзя искажать образы персонажей, додумывать их личные качества и поступки, которых не было в произведении, иначе можно получить «незачет» по итоговому сочинению.

      Из документов ФИПИ:

      «Участник должен строить рассуждение по теме, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала».

       3. Композиция и логика рассуждения.

      Критерий подразумевает соблюдение смыслового деления на абзацы, логическую последовательность изложения мысли, а также конструктивное доказательство своего мнения.

      Из документов ФИПИ:

      «Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами».

      4. Качество письменной речи.

      В итоговом сочинении нужно использовать разнообразные, но нормативные, то есть грамматически, синтаксически и лексически правильно выстроенные, речевые конструкции.  

      Из документов ФИПИ:

      «Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов».

      Читайте также:

      Формулировка задания итогового сочинения

      5. Грамотность

      «Незачет» ставится, если в тексте итогового сочинения ученик допустил более 5 ошибок на каждые 100 слов.

      При проверке подсчитывается не общее количество допущенных орфографических и пунктуационных ошибок, есть поблажки:

      • две негрубые ошибки (написание фамилий авторов или героев произведений; заглавные/строчные буквы; дефисное/раздельное написание в словах, противоречащее школьным правилам) учитываются как одна;
      • первые три однотипные ошибки (на одно правило, если написание слова зависит от его грамматической формы – например, окончания предложного падежа места – или от фонетических особенностей – к примеру, о/ё после шипящих) засчитываются как одна, следующие – уже по отдельности;
      • две и больше ошибок в непроверяемых правилами (словарных) словах считаются одной.

      Понятие однотипности не касается пунктуационных ошибок.

      Из документов ФИПИ:

      «Речевые ошибки в данном критерии не учитываются».

      Зачет в целом за все итоговое сочинение ставится, если по двум первым обязательным критериям и хотя бы одному из трех остальных результат положительный.

      Направления и темы итогового сочинения

      Каждый год в конце августа или начале сентября утверждаются пять новых направлений. Они открыты и публикуются на сайте ФИПИ с разъяснениями, о чем писать по темам, которые будут предложены в рамках каждого из направлений. Список конкретных тем закрытый, его разрабатывает Рособрнадзор. Ученики получают их во время экзамена. Участник итогового сочинения может сделать выбор из пяти вариантов.

      Тема может выглядеть по-разному:

      • как высказывание, с которым надо согласиться или опровергнуть его;
      • как вопрос, на который нужно ответить.

      Формулировка задания итогового сочинения 

      Примеры тем из «Методических рекомендаций для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019–2020 уч. г.»

      Читайте также:

      Формулировка задания итогового сочинения

      Несколько примеров тем в рамках направлений на итоговом сочинении 2020–2021 уч. года (в одном из регионов):

      • Направление 1: «Забвению не подлежит»

      Тема: «Согласны ли Вы с утверждением А. И. Герцена: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное»?

      • Направление 2: «Я и другие».

      Тема: «Что мешает доверию между людьми?»

      • Направление 3: «Время перемен».

      Тема: «Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить эпоху перемен?»

      • Направление 4: «Разговор с собой».

      Тема: «Почему люди обманывают себя?»

      • Направление 5: «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения».

      Тема: «Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?»

      В чем заключается разница между направлением и темой?

      Критерии сравнения Направления Темы
      Когда становятся известны? В начале учебного года Во время экзамена
      Вариативность Общие для всех регионов Разные комплекты для каждого часового пояса

      Тематические направления текущего учебного года с разъяснениями, о чем нужно писать в итоговых сочинениях, выкладываются на сайте ФИПИ.

      Алгоритм написания итогового сочинения с соблюдением требований ФИПИ 

      1. Читаем пять предложенных тем и выбираем одну из них, подчеркиваем ключевые слова.
      2. Сразу продумываем свою позицию и два примера из литературных произведений, которые раскрывают ключевые слова темы и аргументируют ваше мнение.
      3. Если вы выбрали не вопрос, а цитату, то можете переделать ее в вопрос, на который будет удобно отвечать (так мы пишем вступление).
      4. Объясняем ключевые понятия (так мы подводим вступление к раскрытию темы) и формулируем ответ на поставленный вопрос (свое мнение).
      5. Подбираем аргументы к своему мнению и пишем к каждому аргументу выводы.
      6. Пишем общий вывод по теме на основе всего вышеизложенного.
      7. Проверяем написанное сочинение на ошибки:
        • орфографию (ошибки в написании слов);
        • пунктуацию (знаки препинания);
        • фактические ошибки (имена, даты, названия, сюжеты);
        • лексические повторы (речь);
        • остальные речевые ошибки;
        • грамматические ошибки;
      8. Переписываем сочинение на чистовик.

      Читайте также:

      Формулировка задания итогового сочинения

      Формулировка задания итогового сочинения

      Структура итогового сочинения 

      1. Вступление и раскрытие темы направления. 

      Раскладываем тему на ключевые слова, проблему и проблемный вопрос (чтобы лучше ее понять). 

      Например:

      • Тема: «Может ли жестокий человек ранить другого?»
      • Ключевые слова темы: «жестокий», «ранить другого».
      • Проблема: проявление жестокости по отношению к другим людям.

      Вступление может быть разным в зависимости от направления и темы:

      • В виде вопроса:

      «Может ли жестокий человек ранить другого? Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд…»

      • В виде утверждения:

      «Жестокий человек – враг народа», – утверждает <Ф. И. О.>. Трудно не согласиться с этим высказыванием. Действительно…»

      • По ключевым словам темы:

      «Наверное, каждый человек хотя бы раз задумывался о том, что такое жестокость и что значит быть жестоким. На мой взгляд…»

      1. Аргументация с привлечением литературного материала. 

      Аргументы – это доказательства вашей позиции и объяснение вашего тезиса, соответствующего направлению. Примеры из литературы – это иллюстрации вашего аргумента. 

      Любой пример из любой литературы должен сопровождаться вашими рассуждениями, которые подчеркнут связь приведенного примера с рассматриваемой темой. 

      Литературный материал – это не только произведения всех художественных жанров мировой и отечественной литературы, но и публицистика, мемуары, дневники, фольклор (кроме малых жанров: поговорок и пословиц, прибауток, считалок, потешек и т. д.). Согласно рекомендациям ФИПИ, при аргументации достаточно опираться на один текст. 

      ЛИТЕРАТУРНЫЙ АРГУМЕНТ = ТЕЗИС + ПРИМЕР ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ + МИКРОВЫВОД.

      1. Тезис.

      Тезис – это четкая фраза, передающая вашу позицию относительно вопроса или цитаты, которую вы будете подкреплять аргументом. Если нет четкого тезиса, то логическая связь с аргументами будет нарушена.

      Пример тезиса:

      • «Многие литературные примеры свидетельствуют о том, что жестокий человек не только несчастен сам по себе, но и делает несчастными других».

      Читайте также:

      Формулировка задания итогового сочинения

      1. Логический переход.

      Логический переход – это словесная подводка к литературной аргументации.

      В примерах в пунктах 3 и 4 тезис и логический переход к аргументам из литературы совмещены в одном предложении.

      Пример подводки:

      • «Множество поэтов и писателей затрагивали похожую проблему в своих произведениях».
      1. Пример из литературы по теме – это иллюстрация в виде конкретного эпизода из произведения.

      Здесь вы демонстрируете проверяющему, что действительно читали произведение, знаете эпизоды из произведения и можете их приводить в пример по назначению.

      В примере из литературы желательно назвать Ф. И. О. автора и имена героев, а также постараться описать конкретный эпизод, а не пересказать всю книгу/рассказ целиком и в общих словах.

      Пример из литературы – это не аргумент, он – иллюстрация к аргументу!

      Что из произведения можно привести в пример в каждом направлении и теме:

      • конкретную ситуацию;
      • конфликт между героями;
      • взгляды героя;
      • характер героя и его поступки.

      Клише к эпизодам:

      • «Автор повествует о…»;
      • «Автор описывает…»;
      • «Писатель обращает наше внимание на…»;
      • «Писатель осуждает/ставит в пример/заостряет наше внимание/размышляет…»
      1. Микровывод.

      Микровывод к примеру – это ваш личный вывод по приведенному эпизоду. Он демонстрирует проверяющему, насколько хорошо вы поняли прочитанное произведение и сумели его грамотно встроить в контекст сочинения. В выводе мы пишем, почему именно этот эпизод подходит к теме, и доказывает тезис.

      Клише к микровыводу:

      • «Писатель считает, что…»;
      • «Автор хочет донести до нас мысль о том, что…»;
      • «Писатель подводит нас к мысли…»

      Читайте также:

      Формулировка задания итогового сочинения

      Пример полного аргумента итогового сочинения из литературы (с тезисом, примером и микровыводом):

      • Часто жестокий человек не осознает границ допустимого, когда идет к своей цели, что может ранить окружающих. Примеры этого мы можем найти во многих произведениях художественной литературы, в частности в романе Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Главный герой – Егор Полушкин – пал жертвой браконьеров, которые перестреляли на Черном озере белых лебедей. Браконьеры не хотели смерти Егора, но, ослепленные жадностью и жестокостью, не соизмерили силы и избили его до смерти. Таким трагичным финалом автор хочет донести до нас мысль о том, что жестокость всегда слепа и может привести к непоправимым последствиям.
      1. Общий вывод

      В конце сочинения мы пишем заключительный абзац – вывод. Он делается, исходя из всего, что вы изложили по теме. Не забудьте использовать вводные слова, так как они будут связкой.

      Важно: вывод – это перефразированное вступление, поэтому в общем выводе нужно еще раз выразить свое отношение к проблеме, чтобы закольцевать композицию всего сочинения и темы.

      Формулировка задания итогового сочинения

      Пример итогового сочинения

      Тема: Герой романа «Отцы и дети» утверждал: «Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник». Хороший или плохой работник человек?

      «Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник», – утверждал Евгений Базаров из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». С одной стороны, герой был прав: человек действительно оказывает значительное влияние на окружающий его мир, преобразует действительность и подчиняет себе стихии. С другой – хорошо ли это? На мой взгляд, в стремлении усовершенствовать природу человек порой заходит слишком далеко, что приводит к плачевным последствиям.

      Подобную позицию разделяют многие русские классики, поднимая вопрос влияния человека на природу в своих произведениях. Так, еще в первой половине XX века М. А. Булгаков создает повесть «Собачье сердце», в которой главный герой – профессор Преображенский – пытается превратить собаку в человека. Наконец, операция проходит успешно, но так кажется только вначале: Шариков связывается не с теми людьми, начинает вести себя неподобающим образом и грубит своему создателю. Все это вынуждает профессора провести обратную операцию: эксперимент по преобразованию творения природы оказался неудачным. М. А. Булгаков будто предупреждает человечество: природа все равно сильнее, и мы не в состоянии взять над ней верх.

      Еще более мрачные картины представляют нам авторы книг о будущем. В романе Е. И. Замятина «Мы» прогрессивное и достигшее высшего счастья человечество отгородилось от природы стеной в буквальном и переносном смысле: город-государство окружает купол «Зеленой стены», за которым бушует дикий лес, а сами люди взяли под контроль все, что есть в них живого, в том числе эмоции. Хотя главный герой романа и рассказчик Д-503 – сознательный гражданин, разделяющий идеи своего государства, читая его записи, мы не можем отделаться от ужаса: в мире без эмоций и связи с природой не хочется жить. Так автор доносит до нас мысль: человек не должен заходить слишком далеко в своей борьбе с природой, потому что тогда он перестанет быть человеком.

      Подводя итог, хочу сказать, что человек может быть работником в мастерской природы, но он должен относиться к тому, что его окружает, с уважением. А это значит – ограничить свое вмешательство, рассматривать природу как союзника, иначе, как плохой работник, человек может нанести непоправимый вред в первую очередь себе.

      Читайте также:

      Формулировка задания итогового сочинения

      Как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку

      Сочинение ЕГЭ – это задание № 27 в КИМах единого государственного экзамена по русскому языку. На весь экзамен отводится 3,5 часа, сколько из этого времени выделять на сочинение – решать вам. Минимальный объем, установленный ФИПИ, – 150 слов.

      Как оценивается сочинение ЕГЭ: критерии и баллы

      • Формулировка проблемы – 1 б.
      • Комментарий к проблеме – 6 б.
      • Позиция автора по проблеме – 1 б.
      • ​Отношение к позиции автора – 1 б.
      • Логика и речевая связность сочинения – 2 б.
      • Речевое оформление – 2 б.
      • Грамотность – всего 10 б. (чтобы получить максимум баллов, можно допустить не более 1 речевой ошибки).
      • Этика – 1 б.
      • Фактическая точность – 1 б.

      Всего – 25 баллов.

      В переводе в 100-балльную систему это составит порядка 40 баллов ЕГЭ.

      Структура сочинения

      1. Вступление (опционально).
      2. Формулировка проблемы по теме ЕГЭ.
      3. Комментарий к проблеме:
        • пример из текста с пояснением 1;
        • пример из текста с пояснением 2;
        • связь между примерами.
      4. Позиция автора.
      5. Отношение к позиции автора и его обоснование.
      6. Заключение

      Формулировка проблемы

      1. Проблема проходит через весь текст.  
      2. Разбираем только одну проблему, а не несколько.
      3. Начинаем со слов «в данном тексте автор поднимает проблему…» либо через вопрос.

      Комментарии к проблеме текста сочинения ЕГЭ

      1. Поясняем примерами из предложенного текста, не пересказываем часть произведения.
      2. Допустимо цитирование (краткое) и ссылки на номера предложений.

      Читайте также:

      Формулировка задания итогового сочинения

      Структура комментария для сочинения на ЕГЭ:

      1. Пример из текста →
      2. Микровывод из его содержания, возвращающий к проблеме →
      3. Пример из текста →
      4. Микровывод из его содержания, возвращающий к проблеме →
      5. Указание на тип связи между примерами →
      6. Комментарий к связи между примерами.

      Формулировка задания итогового сочинения

      Схема содержания комментария к исходному тексту в сочинении ЕГЭ по русскому языку

      Пример, подходящий под стандарты ЕГЭ.

      Проблема:

      • В предложенном тексте автор поднимает проблему национальной розни.

      Комментарий:

      • Среди друзей рассказчика были люди разных национальностей, а теперь он вынужден наблюдать безумие ненависти, охватившее пространство нашей земли. «Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них?» – вопрошает автор. Он не понимает и осуждает людей, разжигающих рознь между народами, составляющими единое и неделимое население Земли.

      Связка

      В сочинении ЕГЭ связка – это предложение, создающее логический мостик между двумя примерами из текста.

      Связка должна содержать:

      1. Отсылку к информации из первого примера.
      2. Отсылку к информации из второго примера.
      3. Указание на смысловую связь между примерами (дополнение, противопоставление, уточнение…)

      Читайте также:

      Формулировка задания итогового сочинения

      Позиция автора

      В сочинении на ЕГЭ:

      • формулируем одновременно с проблемой;
      • отвечаем на вопрос: «Что думает автор по выбранной нами проблеме?»;
      • часто не выражена явно, но подменять своими домыслами тоже не стоит;
        • не высказываем собственное мнение.

      Как сформулировать позицию автора:

      • Автор считает…
      • Цитата из текста.

      Объем – 1-2 предложения. 

      Формулировка задания итогового сочинения

      Отношение к позиции автора и его обоснование

      1. Отношение именно к позиции автора, а не к проблеме.
      2. Можно начинать со слов: «Я согласен с мнением автора, потому что/действительно…»
      3. Обоснование не должно дублировать текст, но может быть общим рассуждением.

      Лучше в качестве обоснования приводить примеры из общественной жизни, истории, кино, литературы и т. п.

      Вывод

      1. Пересказ первого абзаца сочинения.
      2. Ответ на вопросы, если они были поставлены.
      3. В нем не должно быть новой информации.
      4. Служит для закольцовывания текста.

      Читайте также:

      Формулировка задания итогового сочинения

      Пример сочинения ЕГЭ по русскому языку. Задание№ 27 (по тексту Ю. М. Нагибина из демо-2022)

      Юношеская любовь… Всегда ли она заметна с первого взгляда? Легко ли воскресить ее во взрослом возрасте? Именно проблему проявления юношеской любви поднимает в своем тексте Ю. М. Нагибин.

      В центре повествования – выпускники школы Женя и Сережа. В последний учебный день в 10 классе девушка признается молодому человеку, что он много лет ей нравился. Сережа пытается вспомнить, что в своей прошлой школьной жизни он упустил из виду, почему всегда считал, что чувства чужды Жене, и не может вспомнить ничего, кроме крошечного эпизода знакомства. Так автор показывает нам, что юношеская любовь часто застенчива, незаметна, хотя может продолжаться очень долго.

      Несмотря на позднее осознание, рассказчик рассчитывает исправить все в будущем: Сережа и Женя договариваются о встрече через 10 лет. Но судьба распоряжается иначе: майор авиации Евгения Румянцева погибает во время Великой Отечественной войны. Таким образом, юношеская любовь может так и остаться в отрочестве, оставив после себя только сожаления.

      Дополняя друг друга, эти эпизоды показывают значимость юношеской любви в жизни человека, а также необходимость проживать ее своевременно.

      По мнению автора, молодые люди часто не замечают юношескую любовь со стороны другого человека, но после жалеют о ней как о чем-то прекрасном и утраченном.

      С мнением автора невозможно не согласиться: юношеская любовь часто практически незаметна, но всегда оставляет глубокий отпечаток на всей жизни человека. Так, в повести Рувима Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» между главными героями Таней, Филькой и Колей завязываются непростые отношения. В результате, когда Таня уезжает из города в конце повести, становится ясно, что и Коля, и Филька были влюблены в девочку и что вся история их взаимоотношений оставила глубокий след в памяти каждого из них. Но, к сожалению, время идет вперед, и время юношеской любви тоже рано или поздно заканчивается.

      Подводя итог, хочу сказать, что юношеская любовь прекрасна. Каждому человеку стоит попытаться не упустить ее, если она еще впереди, и сохранить о ней самые теплые воспоминания, если все уже в прошлом.

      Разница между сочинениями 

      Критерии сравнения

      Итоговое сочинение

      Сочинение ЕГЭ

      Время написания

      3 часа 55 минут только на сочинение

      3 часа 30 минут отводится на весь экзамен, сочинение – одно из 27 заданий

      Период написания

      Декабрь

      Июнь

      Объем (минимум)

      250 слов

      150 слов

      Тема направления

      На выбор

      Предоставленная в тексте

      Аргументация

      Из литературы

      Из текста

      Количество критериев оценивания работы

      5

      12

      Читайте также:

      Формулировка задания итогового сочинения

      Итоговое сочинение и сочинение на ЕГЭ по русскому – это два совершенно разных текста. В первом выпускник должен показать уровень развития речи, эрудиции, культуры и умение рассуждать и аргументировать свое мнение. Итоговое сочинение межпредметное, но считается литературоцентричным, потому что раскрывать тему, аргументировать свои мысли надо, опираясь на литературный материал. В отличие от 27-го задания на ЕГЭ по русскому языку декабрьское сочинение можно назвать свободным, потому что оно не привязано к определенному тексту.

      Тем не менее написание любого сочинения предполагает знание литературного материала и отсутствие лишней «воды» в тексте. Повествование должно быть конкретным, без обтекаемых фраз. Для сдачи экзаменов и получения зачета требуется хорошо изучить структуру и отработать сочинения по разным направлениям на практике. А справиться со всем этим на отлично вам поможет онлайн-школа «Коалиция». Начните заниматься уже сейчас. Присоединяйтесь к бесплатному мини-курсу по подготовке к ЕГЭ по русскому языку – 2022.

    1. Формулировка проблемы в сочинении
    2. Формулировка задания к итоговому сочинению
    3. Формула соляной кислоты в химии как пишется правильно
    4. Формы общения в информационную эпоху сочинение
    5. Формулировка тезиса в итоговом сочинении