Для всех 11-классников России уже стартовала подготовка к ЕГЭ 2022 года и в этом материале мы предлагаем детально разобраться, как изменится структура КИМа по русскому языку, какими будут критерии оценивания 27-го задания от ФИПИ и как правильно составить план сочинения с учетом новых требований.
Изменения в ЕГЭ по русскому языку
Хорошая новость – изменения в ЕГЭ 2022 года по русскому языку будут не столь радикальными, как было изначально предложено в перспективной модели. Новость не очень хорошая – нововведения все-таки будут и по мнению экспертов экзамен в 2022 году станет несколько сложнее, чем был ранее.
В спецификациях, размещенных на сайте ФИПИ, указаны такие основные изменения в КИМах 2022 года по русскому языку:
- Изменено составное задание №1-3. Теперь вместо сжатой передачи прочитанного экзаменуемому необходимо будет выполнить стилистический анализ текста.
- Изменено задание №16. Новыми будут не только языковой материал и формулировка, но и критерии оценивания.
- В задании №19 расширены материалы, предоставляемые для анализа.
- Нормы оценивания сочинений (задание №27) объемом 70-150 слов уточнены.
Ввиду внесенных в систему оценивания изменений уменьшился с 59 до 58 максимальный балл, который может получить на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году экзаменуемый за выполнение всех 27 заданий КИМа.
Неизменным останется время, отведенное на выполнение 27 заданий ЕГЭ по русскому языку в 2022 году – всего 210 минут, из которых эксперты рекомендуют выделить на написание сочинения не менее 70 минут.
Задание №27 – сочинение
В демонстрационной версии ЕГЭ 2022 года по русскому языку предложен такой формат задания:
Текст, который необходимо проанализировать, приведен в КИМе чуть раньше (перед заданием №22), так как его необходимо использовать при выполнении целого ряда заданий от 22 до 27 включительно.
К данному тексту предложены такие варианты проблем, затрагиваемых автором:
Рекомендуем внимательно изучить демоверсию, спецификации и кодификатор к ЕГЭ 2022 года по русскому языку, размещенные на сайте ФИПИ, ведь в этих документах содержится много полезной информации, которая поможет правильно написать сочинение и организовать подготовку к заданию №27.
План сочинения
Проанализировав уже само задание, можно получить детальный план написания сочинения по русскому, который поможет справиться с поставленной на ЕГЭ 2022 задачей, независимо от темы и затронутых проблем.
Исходя из требований, указанных в тексте задания, ваше сочинение должно состоять из таких структурных блоков:
- Формулировка проблемы.
- Комментарий с привлечением примеров-иллюстраций и смысловых связей между нами.
- Позиция автора.
- Ваша позиция и отношение к позиции автора (согласие либо несогласие с аргументацией).
- Вывод (коротко).
Важно! При написании сочинения стоит ориентироваться на объем от 150 слов, а также избегать чрезмерного цитирования.
В помощь 11-классникам педагоги предлагают такие мини-шпаргалки с заготовками вводных фраз, которые можно применять в разных структурных частях сочинения.
Также в сети можно найти хороший пример сочинения по теме демоверсии ЕГЭ 2022 по русскому языку, который наглядно проиллюстрирует, как нужно писать текст и на каких моментах акцентировать внимание.
Предлагаем вашему вниманию короткий видео-урок по составлению плана и компоновке сочинения для ЕГЭ 2022 года::
Оценивание сочинения
За сочинение на ЕГЭ 2022 года по русскому языку можно получить 25 первичных баллов, что составляет 43% от максимально возможных 58 баллов (ранее за сочинение давали 24 балла).
Обратите внимание, что сочинение не оценивается (оценивается в 0 баллов), если:
- Объем текста менее 70 слов.
- Сочинение написано не по заданному тексту (не по заданной проблеме).
Для достижения максимально возможного результата объем текста должен быть в пределах 150-300 слов. Такие работы будут оценивать по 12 критериям:
№ | Критерий | Максимальный балл |
К-1 | Формулировка проблемы | 1 |
К-2 | Комментарий к проблеме | 6 |
К-3 | Отражение позиции автора | 1 |
К-4 | Отношение к позиции автора | 1 |
К-5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | 2 |
К-6 | Точность и выразительность речи | 2 |
К-7 | Орфографические нормы | 3 |
К-8 | Пунктуационные нормы | 3 |
К-9 | Грамматические нормы | 2 |
К-10 | Речевые нормы | 2 |
К-11 | Этические нормы | 1 |
К-12 | Точность фактов в фоновом материале | 1 |
При этом, в 2022 году установлены новые нормы оценивания сочинения на ЕГЭ по русскому, если его объем находится в пределах 70-150 слов. Обратите внимание, что проверяющие могут не учесть при подсчете слов в сочинении полностью переписанные фрагменты исходного текста или биографии автора.
Важно! Тексты 70-150 слов не могут быть оценены на максимальный балл по критериям К7-К10.
№ | Критерий | Максимальный балл |
К-7 | Орфографические нормы | 2 |
К-8 | Пунктуационные нормы | 2 |
К-9 | Грамматические нормы | 1 |
К-10 | Речевые нормы | 1 |
Советы педагогов
Секрет высокого балла на ЕГЭ по русскому языку не в том, чтобы найти и запомнить готовые сочинения, а в том, чтобы научиться легко и быстро составлять рассуждения на любую из актуальных тем.
Среди основных проблем, поднимаемых в текстах ФИПИ 2022 года, представлены такие направления:
- Взаимоотношения поколений (отцы и дети).
- Историческая память поколений.
- Роль детства в становлении личности и нравственных ориентиров человека.
- Жертвенность материнской любви.
- Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
- Сложность и противоречивость поступков людей.
- Смысл жизни и ценности человека.
- Человеческое благородство.
- Честь и достоинство.
- Патриотизм.
- Очищающая сила искусства.
- Отношения человека с окружающими.
- Восприятие человека окружающими.
- Сострадание к окружающим.
- Одиночество.
- Человек и искусство.
- Отношение людей к войне.
- Человек и мир природы.
- Бережное отношение к языку.
- Человек и власть, которой он наделен.
Конечно, при желании в сети можно без труда найти готовые сочинения по русскому языку для разных тематик, ожидаемых на ЕГЭ 2022, но не стоит идти по такому на первый взгляд простому и легкому пути. Во-первых, никто не знает, какая именно проблема будет предложена вам на экзамене и всегда есть вероятность не угадать, что может в итоге лишить вас 43% итогового результата. Во-вторых, проверяющие тоже отлично знакомы с популярными интернет-сочинениями и без труда определят в вашем «шедевре» банальный плагиат, что также может очень негативно отразиться на результате.
Вместо поиска готовых вариантов, продумайте, какой должна быть структура сочинения ЕГЭ по русскому в 2022 году, а после уже как бусины на ниточку нанизывайте в нужном порядке клише, информацию из текста, иллюстрации и собственные мысли.
Естественно, для написания сочинения потребуется определенная база из прочитанных и детально разобранных произведений. Что делать, если вы не готовы или физически не успеваете прочитать все тексты из списка рекомендованной ФИПИ литературы? Ответ прост – сосредоточиться на универсальных произведениях, в которых можно найти множество примеров для разных проблем, которые могут встретится в сочинении на ЕГЭ 2022 года по русскому языку.
Читайте также:
- ЕГЭ по биологии в 2022 году
- ЕГЭ по истории в 2022 году
- Минимальные баллы ЕГЭ 2022 по всем предметам
Практические
советы для написания итогового сочинения по литературе
I. Вступление раскрывает основную
мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Вступление
состоит из 3 элементов:
1. объяснение
ключевых слов темы или цитаты;
2. общие
рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;
3. ответ-тезис
на главный вопрос темы.
Все
эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
Темы,
предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:
·
тема-вопрос — задаём главный вопрос темы,
на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке
вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли
утверждать, что… » , «почему можно говорить, что это высказывание справедливо»
, «действительно ли… » и т. д.,
·
тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется
обосновать уже имеющееся утверждение,
·
тема — назывное предложение (ключевые
слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать
ответы на поставленные вопросы.
II. Основная
часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет
систему доказательств выдвинутых положений.
Основная часть = Тезис + Аргументы
Тезис —
это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать.
Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.
Помни!
·
По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и
зaключeниe, вмeстe взятыe.
·
Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
·
Оптимaльнoe кoличeствo – 2.
·
Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
Связка —
это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к
аргументации.
Аргумент нужно:
·
привести из литературных источников.
·
выделить в отдельный абзац.
·
в конце каждого абзаца написать микровывод.
·
к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше,
чтобы аргументов было два.
·
если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой
аргумент!
Аргумент
состоит из 3 элементов:
1. Обращение
к литературному произведению — называем автора и
произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем —
«произведение» , чтобы избежать фактических ошибок).
2. Его
интерпретацию — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному
эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора,
используя речевые клише типа «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель
рассуждает» , «поэт показывает» , «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто
написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не
анализ, а простой пересказ.
3. Микровывод (он
завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для
логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем
основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной
проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п.
III. Заключение подводит
итоги, содержит конечные выводы и оценки.
4
способа закончить сочинение:
1. Вывод.
Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя
повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после
аргументов.
2. Заключение-призыв.
Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать
глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Ограничьтесь формами
«нужно» , «важно» , «давайте» и т. д. .
3. Заключение —
выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и
логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
4. Цитата,
подходящая по смыслу и высказано уместно. Рекомендуем заранее
подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы
соответствовало главной мысли сочинения. Помни: смысл
цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя
использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово,
(например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее
общий смысл.Не используйте цитату если в ней встречается ключевое слово.
Практические советы в написании итогового сочинения:
1. Как
писать вступление?
o Вступление
должно быть 60-70 слов.
o Правильно
ли определено ключевое слово в теме сочинения?
o Отражено
ли это во вступлении?
o Намечена
ли цель сочинения?
2. Есть
ли переход к основной части?
o Эта
проблема поднимается во многих произведениях русской (мировой, современной, …)
литературы….
o Так,
в повести (романе, рассказе, …) речь идет о….
o Неужели
в нашей жизни нет…(обращаемся к теме)? (можно задать риторические вопросы)
o Так
в произведении…показан….
o Именно…(
один из этих вариантов!)
3. Как
писать основную часть?
o Основная
часть — 200-250 слов (1 аргумент или 2 аргумента);
o Обращение
к произведению (указаны автор, название);
o Озвучена
проблема, связанная с темой сочинения (звучат слова из темы!);
o Приведены
конкретные примеры из произведения, иллюстрирующие сформулированную тобой
проблему;
o Слова,
выражающие твою оценку (отношение) к сформулированной проблеме;
o Промежуточный
вывод (слова из формулировки темы!);
o То
же самое – по второму аргументу! Переход ко второму аргументу: — Еще одно
произведение, где поднимается тема…. — ….;
o О…(озвучиваем
проблему, о которой пишем) рассуждает и …(имя автора) в произведении…;
o Об
этом же писал…;
o Это
же волновало….;
o Если
один аргумент – 200-250 слов, если два – примерно по 100-130 слов каждый.
4. Как
писать заключение?
o В
заключении — 60-70 слов.
o Заключительная
фраза, подводящая итог твоих размышлений по теме (опять – слова из формулировки
темы) Эмоции!!! Например: Так что же такое любовь к Родине? Я
думаю, это….(логично подведенный итог на ОСНОВЕ всего сказанного)
o Клише
для начала заключения:
- Подводя
итог, хочется сказать:… - Таким
образом, мы понимаем, что…. - Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую же роль в жизни
человека играет….? (один из вопросов, отражающих тему, цель,
поставленную в начале сочинения, и резюмирующий ответ на этот вопрос)
Речевые
клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое
сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.
Клише к итоговому сочинению:
Для вступления
·
Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос.
Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
·
Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой
взгляд, …
·
Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю,
что…
·
Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит
…(некое понятие). Я считаю, что …
·
Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу:
…
Для тезисов
·
Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
·
Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой
взгляд, …(основная мысль сочинения).
·
Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я
считаю, что… (основная мысль сочинения)
Для перехода к основной части
·
В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная
литература
·
Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых
раскрывается тема…
·
Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
·
Обратимся к произведениям художественной литературы
·
За примерами давайте обратимся к произведениям художественной
литературы
·
Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в
котором…
·
Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу:
…(ответ на вопрос, заданный во вступлении)
Для аргументов
Обращение
к произведению
·
Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к
теме…
·
Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
·
Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
·
Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих
писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
·
Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в
стихотворении…(автор, название).
·
Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в
романе… (автор, название).
·
Вспомним героя повести… (автор, название).
·
Обратимся к роману… (автор, название).
·
Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет
об этом.
Интерпретация
произведения или его фрагмента:
·
Автор повествует о…
·
Автор описывает…
·
Поэт показывает…
·
Писатель размышляет о…
·
Писатель обращает наше внимание…
·
Писатель заостряет наше внимание на …
·
Он акцентирует внимание читателя на…
·
Этот поступок героя говорит о …
·
Мы видим, что герой поступил так потому…
·
Автор показывает, к каким последствиям привело…
·
Этому герою/поступку автор противопоставляет…
·
Писатель осуждает…
·
Он ставит нам в пример…
·
Автор подчеркивает…
·
Автор утверждает…
Промежуточный
вывод:
·
Писатель считает, что…
·
Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
·
Мы можем прийти к выводу…
Для заключения
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
·
Невольно напрашивается вывод…
·
Таким образом, мы приходим к выводу: …
·
Итак, можно сделать вывод, что…
·
В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о
…! Будем помнить о…!
·
Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
·
В заключение хочется выразить надежду на то, что…
·
Хочется верить, что…
·
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
·
Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
·
Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте,
убеждают нас в том, что…
·
Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди
должны…
·
(Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о ….
Автор текста тоже считает, что .…
·
К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю,
надо…
Сочинение по
направлению «Отцы и дети»
В чем состоит
конфликт отцов и детей?
Отцы и дети – вечная проблема, связанная со сменой поколений.
Время движется вперёд, одна эпоха сменяет другую, а вместе с эпохой уходят
старые поколения, на смену им идут молодые. Неизбежен ли конфликт «века
нынешнего» и «века минувшего» или возможно согласие? На чьей стороне правда в конфликте
поколений? Возможно ли «отцам» и «детям» прийти к согласию? Думаю, что в
конфликте поколений нет одной правой стороны. Нельзя полностью отказаться от
прошлого, от традиций, нужно из опыта «отцов» брать всё лучшее и в то же время
не останавливаться на месте, двигаясь вперёд, совершенствуя себя и общество,
изменяя жизнь к лучшему. Вечными должны оставаться нравственные ценности:
честь, совесть, долг.
В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» проблема отцов и
детей раскрывается на примере семьи Гринёвых. Старший Гринёв служил при Минихе,
но как только Миних при смене власти впал в немилость императрицы и оказался в
ссылке, Андрей Петрович вышел в отставку, не желая приспосабливаться к
изменившимся условиям, оставаясь верным своей присяге. Этому же учит Гринёв
своего сына Петра. Он не отправляет Петрушу в Петербург в гвардейский полк, где
тот бы ничему не научился, а только развлекался бы и играл в карты. Андрей
Петрович отправляет сына в Оренбург, где тому предстоит служить в глухой степи
в Белогорской крепости. Пётр получает строгий наказ служить верно тому, кому он
присягнёт. «Береги платье снова, а честь смолоду» — эти слова отца стали
заветом Петра, клятвой, которую он не нарушил. Пётр Андреевич Гринёв храбро
защищал крепость от пугачёвцев и готов был принять казнь на виселице, но
остаться верным своему офицерскому слову.
На этом примере мы видим, какую важную роль играют родители в формировании
личности своих детей, как важно получить родительское напутствие и быть верным
завету отца.
Но бывают такие сложные переходные эпохи, когда конфликт
поколений неизбежен и приобретает острые формы. О такой эпохе рассказывает в
своём романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев. В его романе отражена идейная борьба
шестидесятых годов девятнадцатого века между дворянами-либералами и
революционерами-демократами, и в то же время здесь раскрывается вечный конфликт
поколений. Идейными антагонистами являются аристократ Павел Петрович Кирсанов и
нигилист Евгений Базаров, который отрицает полезность аристократов для общественного
блага, которые только говорят о своих «принципах», но ничего не делают. Но и
Базаров не прав, отрицая опыт прошлого и собираясь всё разрушить. Как ни
странно, после дуэли из-за Фенечки противники лучше стали понимать друг
друга.
А вот конфликт между Николаем Кирсановым и его сыном Аркадием носит временный
характер. Младший Кирсанов был увлечён нигилизмом под влиянием Базарова, но как
только он понял всю бесплодность полнейшего отрицания, снова стал ближе к
отцу.
Из этого примера ясно, что бывают эпохи, когда переосмысление опыта «отцов»
происходит на основе уважения к принципам предков. А во времена социальных
потрясений отказ от прежних ценностей может быть трагичным.
Таким образом, нельзя отказываться от идеалов и жизненного
уклада предшествующих поколений, так как в результате этого рвётся связь
времён. Такие ценности, как любовь, дружба, природа, уважение к истории, к
прошлому предков, искусство, семья должны существовать вечно.
Структура сочинения | клише | |
Вступление | Вступление раскрывает основную мысль, вводит Вступление состоит из 3 элементов: 1.объяснение ключевых слов темы или цитаты; 2.общие рассуждения о значимости 3.ответ-тезис на главный вопрос темы. | Риторические вопросы «что такое…» «можно ли утверждать, что… » , «почему • Конечно, каждый человек • Конечно, каждый человек • Думается, на этот вопрос могут • Наверное, каждый человек хоть • Размышляя над этими вопросами, |
Тезис | Главная мысль вашего сочинения, та, что Каждому тезису – свой аргумент! | • Сегодня мы понимаем, • Конечно, каждый человек • Думается, на этот вопрос могут |
Связка | Переход к основной части | • В правильности такой точки • Давайте вспомним произведения • Правильность своей точки • Обратимся к произведениям • За примерами давайте обратимся • Размышляя о …, я не могу не • Размышляя над этими вопросами,
|
Аргументы (два) | Аргумент состоит из 3 элементов: 1. Обращение к литературному 2. Его интерпретацию — здесь мы 3. Микровывод (он завершает | Обращение к произведению • Так, в лирическом • Тема (….) затрагивается в • Тема (…) раскрывается в • Проблема (варварского • Идея (единства природы • Мысль о необходимости • Вспомним героя повести… • Обратимся к роману… (автор, • Лирический герой стихотворения Интерпретация произведения или его • Автор повествует о… • Автор описывает… • Поэт показывает… • Писатель размышляет о… • Писатель обращает наше • Писатель заостряет наше • Он акцентирует внимание • Этот поступок героя говорит о • Мы видим, что герой поступил • Автор показывает, к каким • Этому герою/поступку автор • Писатель осуждает… • Он ставит нам в пример… • Автор подчеркивает… • Автор утверждает… |
микровывод | Промежуточный вывод пишем после каждого | • Писатель считает, что… • Таким образом, автор хочет • Мы можем прийти к выводу… |
Заключение | Итог всего сочинения o Заключительная фраза, | Клише для начала заключения: Подводя итог, хочется сказать:… Таким образом, мы понимаем, что…. Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую Подводя итоги сказанному, можно сделать • Невольно напрашивается вывод… • Таким образом, мы приходим к • Итак, можно сделать вывод, • В заключение хочется призвать • Так давайте не забывать о …! • В заключение хочется выразить • Хочется верить, что… • Подводя итоги сказанному, • Обобщая сказанное, хочу • Все приведенные мной • Заканчивая рассуждение на тему • (Цитата)«…,» — писал …. В • К какому же выводу я пришёл, |
Первое испытание для 11-классников уже близко, а значит прямо сегодня стоит начать интенсивную подготовку к ГИА, узнав актуальные направления 2022 года и заготовив правильные аргументы к итоговому сочинению. Мы расскажем, какой должна быть хорошая работа и на что стоит обратить особое внимание, как на этапе подготовки так во время написания итогового сочинения в декабре 2021 года.
Основная информация
Итоговое сочинение в 2022 года станет допуском к ЕГЭ для всех 11-калссников, а значит это испытание тоже будет обязательным и для тех, кто планирует поступать в ВУЗы, и для школьников, которые хотят завершить сове образование.
Важно! Без оценки «зачет» по декабрьскому сочинению выпускник не будет допущен до ЕГЭ в 2022 году, а значит, не сможет получить аттестат.
В 2022 году 11-классники будут писать итоговое сочинение чуть раньше чем обычно – 01.12.21. В случае неудачи школьникам будет предложено еще 2 попытки – 02.02.22 и 04.05.22.
Также школьникам и их родителям стоит знать, что 11-классники, имеющие определенные проблемы со здоровьем, вместо итогового сочинения могу сдавать упрощенный вариант – изложение.
Тематические направления
В 2022 году заготавливать аргументы к итоговому сочинению стоит с учетом таких основных направлений:
Предлагаем разобраться более подробно в том, какую тему писать легче и как подобрать аргументы к разным направлениям итогового сочинения в 2022 года.
Тема №1 – «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
Направление подталкивает к рассуждениям о дороге в разных вариантах понимания и восприятия – реальном пути, жизненном, воображаемом, достижении целей, литературных аналогиях.
Аргументы к итоговому сочинению 2022 года по данному направлению можно искать в:
- дорожных приключениях литературных героев;
- тематике дорог в разных видах искусства;
- дорогах в их символических значениях, духовном опыте, пути к поставленной цели;
- путешествиях как способе познания действительности или внутреннего мира человека;
- личном опыте путешествий.
Это одно из самых простых направлений. Если вам сложно аргументы к более глубокому по тематике декабрьскому сочинению 2022 года, смело выбирайте тематику дороги.
Больше о том, как писать сочинение о дороге и путешествиях, смотрите в подробном видео-разборе:
Тема №2 – «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
Вторая тематика итогового сочинения 2022 года сложнее, ведь рассуждать придется о технологиях, их роли в становлении и развитии общества, а также опасностях, которые, так или иначе, таят в себе их плоды.
Если вы решитесь в 2021-2022 учебном году писать работу на эту тематику, стоит поискать аргументы к итоговому сочинению в таких направлениях, как:
- экологические проблемы человечества;
- технологические инновации и их опасность;
- вызовы пандемии;
- баланс технологий и духовных ценностей;
- роль технологий в литературных произведениях.
Подробный разбор направления, а также список литературных произведений, в которых можно подобрать хорошие аргументы для сочинений, вы найдете в видео уроке:
Тема №3 – «Преступление и наказание — вечная тема»
Направление приурочено к 200-летнему юбилею Ф. М. Достоевского, который во всем мире будут отмечать в конце 2021 года. Естественно, что большинство 11-классников, выбирающих тематику бессмертного романа, рассчитывают в первую очередь опираться на его сюжетную линию. Но, тематика значительно более широка и педагоги рекомендуют в 2022 году привлекать к итоговому сочинению также аргументы из других, не менее актуальных произведений.
В описании направления, приведенном на сайте ФИПИ, экзаменуемым предлагается:
- рассматривать основные понятия – закон, ответственность и раскаяние, совесть и стыд;
- анализировать поступки с разных точек зрения – правовой и этической;
- привлекать источники, в которых проблема рассматривается с различных сторон – юридической, социальной, психологической, философской.
На что стоит обратить особенное внимание, если вы приняли решение писать работу по направлению «Преступление и наказание», какими могут быть темы сочинений и какие произведения выбрать для аргументации, смотрите в обучающем видео:
Тема №4 – «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
В данном направлении можно рассказать, какую роль в вашей жизни сыграло то или иное литературное или музыкальное произведение, театральная постановка или кино (художественное, документальное).
Педагоги рекомендуют рассказать с опорой на собственный опыт о влиянии искусства на становление личности, осмысление жизни, выбор собственного пути.
В качестве источников для аргументации для данного направления декабрьского сочинения 2022 года можно брать:
- художественные тексты (в том числе и сценарии);
- дневники и мемуары;
- искусствоведческие труды критиков и различных ученых.
Подробнее про особенности сочинения на тему искусства смотрите в видео уроке:
Тема №5 – «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
Формулировка названия направления отсылает нас к бессмертной поэме Н. А. Некрасова. Выбор не случаен, ведь в конце 2021 года мир будет отмечать 200-летний юбилей великого писателя.
В зависимости от темы тут можно рассуждать о разном:
- самом понятии «гражданин»;
- личной ответственности человека;
- общественной справедливости;
- понятии счастья и его составляющих;
- понятии долга;
- взаимопомощи и взаимовыручке;
- государственном устройстве и путях его совершенствования.
Помимо аргументов из литературных произведений, экзаменуемые могут привлекать и исторические факты, а также собственный опыт социально-значимой деятельности.
Онлайн-педагоги еще не успели снять подробный разбор для данного направления, поэтому предлагаем посмотреть видео, в котором представлены универсальные и что важно короткие произведения для аргументации сочинений по разным направлениям:
Структура сочинения
Итак, вы уже знаете, какими будут направления итогового сочинения на первом экзамене 2021-2022 года, а значит пора разобраться, какими должны быть аргументы и вообще сама структура работы.
План к итоговому сочинению 2022 года универсален и каких-либо весомых изменений в его пунктах не произошло:
- Вступление (Постановка проблемы).
- Основная часть (Комментарий и аргументация)
- Заключение (Вывод).
Клише
Шаг 1. В самом начале работы важно сформулировать тезис. На итоговом сочинении 2022 года в этом вам помогут готовые клише:
Шаг 2. Между вступлением и основной частью стоит сделать красивый переход. Вот фразы, которые помогут объединить две части вашего сочинения.
Шаг 3. Формулируем тезис.
Шаг 4. Далее привлекаем аргументы, используя выводные слова и красивые конструкции.
Шаг 5. Для формулировки позиции автора, рекомендуем использовать в сочинении 2022 года такие готовые клише:
Шаг 6. Заключение. Совет педагогов – старайтесь сделать финальный абзац не просто красивым, а и наполненным глубоким смыслом, опираясь на такие фразы-клише.
Заключение
Надеемся, что теперь вам будет значительно проще написать декабрьское сочинение в 2022 году, а советы педагогов подскажут, как подобрать аргументы к темам и написать красивый и грамотный текст.
Предлагаем также посмотреть видео урок о том, как быстро научиться писать сочинения, ведь дата экзамена приближается стремительно и времени на подготовку осталось очень мало.
Читайте также:
- Изложение ОГЭ в 2022 году
- ЕГЭ по русскому языку в 2022 году
- ФИПИ ОГЭ 2022 года
СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
- Действие: написать вступление:
— объяснение ключевых слов темы
— общие рассуждения о значимости предложенных понятий темы в жизни человека
— выход на тезис сочинения (тезис – основная мысль сочинения, которую вы будете в основной части аргументированно доказывать. ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА НАПРЯМУЮ СВЯЗАНА С ТЕМОЙ)
- Если тема звучит в форме ВОПРОСА: тезис – это ответ на поставленный вопрос
- Если тема звучит в форме ЦИТАТЫ: поясняете (комментируете) значение, раскрываете смысл высказывания через анализ ключевых слов и формулируете тезис (можно задать вопрос по цитате и самим же на него ответить. Ответ станет вашим тезисом)
- Если тема звучит в форме УТВЕРЖДЕНИЯ: начните с размышления: поясняем ключевые слова – общие рассуждения по ЛЗ ключевых слов – тезис (можно пойти через вопрос – и самим ответить на этот вопрос – т.е. дать тезис)
- Действие: написать основную часть (аргументация вашего тезиса): 2 аргумента из художественного произведения.
Структура аргумента
- Обращение к литературному произведению: называем автора и произведение.
- Даем интерпретацию произведения с т.зр. темы и тезиса (анализ)
АНАЛИЗ произведения:
- проблемы произведения;
- характеристика героев, которые вам подходят для иллюстрации тезиса;
- можно сравнить (сопоставить, противопоставить) двух героев – носителей разной жизненной философии;
- можно проанализировать как в ходе сюжета произведения меняется герой (в лучшую или в худшую сторону; развитие его лучших качеств или ,наоборот, деградация героя (т.е. победа слабых сторон личности героя)
Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише: «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п.
- Микровывод (он завершает один аргумент, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы формулируем основную мысль своего аргумента. Используем клише: «писатель приходит к выводу…» и т.п.
- Действие: написать заключение
Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами!
Вывод должен быть связан с содержанием всего сочинения!!!
Клише для оформления сочинения по литературе
Вступление: Оформление тезиса:
— С давних времён люди задумывались над вопросом …
— Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о ….
— Как следует относиться к …?
— (ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль).
— Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что…
— Могу предположить, что …(тезис)
— Позволю себе высказать свою точку зрения
Основная часть: Переход к основной части:
— В правильности такой точки зрения нас убеждает художественная литература.
— Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема …
— Правильность этой точки зрения можно доказать, обратившись к …
— Обратимся к произведениям художественной литературы
— За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
— Размышляя о …, нельзя не обратиться к произведению (название) (автор), в котором…
— Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.
— Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы.
— В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.
— Многие писатели рассуждали об этих вопросах в своих произведениях. Например, …
— Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведениях художественной литературы.
— Не случайно многие писатели обращались к теме ( взаимоотношений между друзьями и т.п.) …
— Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) …
— Вспомним произведение (название и ФИО автора) .
— Например, в рассказе (повести, романе, произведении, название и ФИО автора) …
Интерпретация эпизода:
— Автор повествует
— Автор описывает
— Писатель размышляет
— Писатель обращает наше внимание
— Писатель заостряет наше внимание
— Писатель акцентирует внимание читателя на
— Автор подчеркивает
— Писатель утверждает
Переход от аргумента к аргументу:
— Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…
— Можно привести и другой пример.
— В качестве второго аргумента обратимся к произведению…
— Эта же тема рассматривается и в произведении…
— Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора)
— Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения.
— Также к теме (чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).
Заключение: Вывод:
— И в заключение мне хотелось бы сказать, что…
— Все приведенные аргументы убеждают нас в том, что…
— Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать:
— Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
— Обобщая сказанное, хочется сказать, что…
— Таким образом, можно сделать вывод: …
— Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать…
— Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что…
— В заключение хочется отметить…
— В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата)
— На мой взгляд, именно …
— Мне бы хотелось верить, что…
— Хотелось бы, чтобы люди задумались…
Обновлено
Умение грамотно и доходчиво доносить свои мысли в формате сочинения проверяется у выпускников 11 класса два раза: сначала в декабре школьники пишут допуск ко всем экзаменам, затем в июне на ЕГЭ по русскому языку выполняют задание № 27. В чем разница между этими двумя сочинениями? Каким критериям должны соответствовать тексты? Есть ли разница в структуре и содержании итогового сочинения и экзаменационной работы на ЕГЭ по русскому? На многочисленные вопросы учеников ответила Валерия Геннадьевна Оксиенко, преподаватель русского языка в онлайн-школе «Коалиция», призер заключительного этапа ВсОШ по русскому, эксперт ОГЭ и ЕГЭ. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Читайте также:
Как писать итоговое сочинение
Ежегодное итоговое сочинение – это творческая работа по литературе, которую выпускники школы пишут в первую среду декабря. Она оценивается по системе «зачет/незачет». Положительный результат дает допуск к экзаменам по всем предметам ЕГЭ.
На работу отводится 3 часа 55 минут. Ограничений по максимальному объему для итогового сочинения нет, но лимитирован минимум: текст не должен быть меньше 250 слов. Если ученик не дотянет до нижнего порога, то получит за всю работу 0 – то есть незачет.
Композиция итогового сочинения (согласно требованиям ФИПИ):
- Вступление (2-3 предложения).
- Комментарий вступления (4–6 предложений).
- Аргумент из литературы № 1 (100 слов/6–8 предложений).
- Аргумент из литературы № 2 (100 слов/6–8 предложений).
- Заключение (75 слов/3–5 предложений).
Критерии оценивания итогового сочинения
Всего их пять, первые два критерия – главные. При несоответствии работы этим двум обязательным пунктам ставится «незачет», ученика отправляют на пересдачу.
1. Соответствие теме направления.
Писать необходимо строго по теме и не уходить в своих рассуждениях в сторону. Аргументы приводятся в подтверждение той цитаты или формулировки вопроса, которую вы выбрали.
Из документов ФИПИ (методических рекомендаций по подготовке к итоговому сочинению и для проверяющих работы):
«Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия».
Читайте также:
2. Аргументация с привлечением литературного материала.
Смысл литературного сочинения состоит в том, чтобы подтверждать свои высказывания, используя как примеры сюжеты прочитанных книг, поступки их героев. Ни в коем случае нельзя искажать образы персонажей, додумывать их личные качества и поступки, которых не было в произведении, иначе можно получить «незачет» по итоговому сочинению.
Из документов ФИПИ:
«Участник должен строить рассуждение по теме, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала».
3. Композиция и логика рассуждения.
Критерий подразумевает соблюдение смыслового деления на абзацы, логическую последовательность изложения мысли, а также конструктивное доказательство своего мнения.
Из документов ФИПИ:
«Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами».
4. Качество письменной речи.
В итоговом сочинении нужно использовать разнообразные, но нормативные, то есть грамматически, синтаксически и лексически правильно выстроенные, речевые конструкции.
Из документов ФИПИ:
«Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов».
Читайте также:
5. Грамотность
«Незачет» ставится, если в тексте итогового сочинения ученик допустил более 5 ошибок на каждые 100 слов.
При проверке подсчитывается не общее количество допущенных орфографических и пунктуационных ошибок, есть поблажки:
- две негрубые ошибки (написание фамилий авторов или героев произведений; заглавные/строчные буквы; дефисное/раздельное написание в словах, противоречащее школьным правилам) учитываются как одна;
- первые три однотипные ошибки (на одно правило, если написание слова зависит от его грамматической формы – например, окончания предложного падежа места – или от фонетических особенностей – к примеру, о/ё после шипящих) засчитываются как одна, следующие – уже по отдельности;
- две и больше ошибок в непроверяемых правилами (словарных) словах считаются одной.
Понятие однотипности не касается пунктуационных ошибок.
Из документов ФИПИ:
«Речевые ошибки в данном критерии не учитываются».
Зачет в целом за все итоговое сочинение ставится, если по двум первым обязательным критериям и хотя бы одному из трех остальных результат положительный.
Направления и темы итогового сочинения
Каждый год в конце августа или начале сентября утверждаются пять новых направлений. Они открыты и публикуются на сайте ФИПИ с разъяснениями, о чем писать по темам, которые будут предложены в рамках каждого из направлений. Список конкретных тем закрытый, его разрабатывает Рособрнадзор. Ученики получают их во время экзамена. Участник итогового сочинения может сделать выбор из пяти вариантов.
Тема может выглядеть по-разному:
- как высказывание, с которым надо согласиться или опровергнуть его;
- как вопрос, на который нужно ответить.
Примеры тем из «Методических рекомендаций для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019–2020 уч. г.»
Читайте также:
Несколько примеров тем в рамках направлений на итоговом сочинении 2020–2021 уч. года (в одном из регионов):
- Направление 1: «Забвению не подлежит»
Тема: «Согласны ли Вы с утверждением А. И. Герцена: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное»?
- Направление 2: «Я и другие».
Тема: «Что мешает доверию между людьми?»
- Направление 3: «Время перемен».
Тема: «Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить эпоху перемен?»
- Направление 4: «Разговор с собой».
Тема: «Почему люди обманывают себя?»
- Направление 5: «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения».
Тема: «Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?»
В чем заключается разница между направлением и темой?
Критерии сравнения | Направления | Темы |
---|---|---|
Когда становятся известны? | В начале учебного года | Во время экзамена |
Вариативность | Общие для всех регионов | Разные комплекты для каждого часового пояса |
Тематические направления текущего учебного года с разъяснениями, о чем нужно писать в итоговых сочинениях, выкладываются на сайте ФИПИ.
Алгоритм написания итогового сочинения с соблюдением требований ФИПИ
- Читаем пять предложенных тем и выбираем одну из них, подчеркиваем ключевые слова.
- Сразу продумываем свою позицию и два примера из литературных произведений, которые раскрывают ключевые слова темы и аргументируют ваше мнение.
- Если вы выбрали не вопрос, а цитату, то можете переделать ее в вопрос, на который будет удобно отвечать (так мы пишем вступление).
- Объясняем ключевые понятия (так мы подводим вступление к раскрытию темы) и формулируем ответ на поставленный вопрос (свое мнение).
- Подбираем аргументы к своему мнению и пишем к каждому аргументу выводы.
- Пишем общий вывод по теме на основе всего вышеизложенного.
- Проверяем написанное сочинение на ошибки:
- орфографию (ошибки в написании слов);
- пунктуацию (знаки препинания);
- фактические ошибки (имена, даты, названия, сюжеты);
- лексические повторы (речь);
- остальные речевые ошибки;
- грамматические ошибки;
- Переписываем сочинение на чистовик.
Читайте также:
Структура итогового сочинения
- Вступление и раскрытие темы направления.
Раскладываем тему на ключевые слова, проблему и проблемный вопрос (чтобы лучше ее понять).
Например:
- Тема: «Может ли жестокий человек ранить другого?»
- Ключевые слова темы: «жестокий», «ранить другого».
- Проблема: проявление жестокости по отношению к другим людям.
Вступление может быть разным в зависимости от направления и темы:
- В виде вопроса:
«Может ли жестокий человек ранить другого? Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд…»
- В виде утверждения:
«Жестокий человек – враг народа», – утверждает <Ф. И. О.>. Трудно не согласиться с этим высказыванием. Действительно…»
- По ключевым словам темы:
«Наверное, каждый человек хотя бы раз задумывался о том, что такое жестокость и что значит быть жестоким. На мой взгляд…»
- Аргументация с привлечением литературного материала.
Аргументы – это доказательства вашей позиции и объяснение вашего тезиса, соответствующего направлению. Примеры из литературы – это иллюстрации вашего аргумента.
Любой пример из любой литературы должен сопровождаться вашими рассуждениями, которые подчеркнут связь приведенного примера с рассматриваемой темой.
Литературный материал – это не только произведения всех художественных жанров мировой и отечественной литературы, но и публицистика, мемуары, дневники, фольклор (кроме малых жанров: поговорок и пословиц, прибауток, считалок, потешек и т. д.). Согласно рекомендациям ФИПИ, при аргументации достаточно опираться на один текст.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АРГУМЕНТ = ТЕЗИС + ПРИМЕР ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ + МИКРОВЫВОД.
- Тезис.
Тезис – это четкая фраза, передающая вашу позицию относительно вопроса или цитаты, которую вы будете подкреплять аргументом. Если нет четкого тезиса, то логическая связь с аргументами будет нарушена.
Пример тезиса:
- «Многие литературные примеры свидетельствуют о том, что жестокий человек не только несчастен сам по себе, но и делает несчастными других».
Читайте также:
- Логический переход.
Логический переход – это словесная подводка к литературной аргументации.
В примерах в пунктах 3 и 4 тезис и логический переход к аргументам из литературы совмещены в одном предложении.
Пример подводки:
- «Множество поэтов и писателей затрагивали похожую проблему в своих произведениях».
- Пример из литературы по теме – это иллюстрация в виде конкретного эпизода из произведения.
Здесь вы демонстрируете проверяющему, что действительно читали произведение, знаете эпизоды из произведения и можете их приводить в пример по назначению.
В примере из литературы желательно назвать Ф. И. О. автора и имена героев, а также постараться описать конкретный эпизод, а не пересказать всю книгу/рассказ целиком и в общих словах.
Пример из литературы – это не аргумент, он – иллюстрация к аргументу!
Что из произведения можно привести в пример в каждом направлении и теме:
- конкретную ситуацию;
- конфликт между героями;
- взгляды героя;
- характер героя и его поступки.
Клише к эпизодам:
- «Автор повествует о…»;
- «Автор описывает…»;
- «Писатель обращает наше внимание на…»;
- «Писатель осуждает/ставит в пример/заостряет наше внимание/размышляет…»
- Микровывод.
Микровывод к примеру – это ваш личный вывод по приведенному эпизоду. Он демонстрирует проверяющему, насколько хорошо вы поняли прочитанное произведение и сумели его грамотно встроить в контекст сочинения. В выводе мы пишем, почему именно этот эпизод подходит к теме, и доказывает тезис.
Клише к микровыводу:
- «Писатель считает, что…»;
- «Автор хочет донести до нас мысль о том, что…»;
- «Писатель подводит нас к мысли…»
Читайте также:
Пример полного аргумента итогового сочинения из литературы (с тезисом, примером и микровыводом):
- Часто жестокий человек не осознает границ допустимого, когда идет к своей цели, что может ранить окружающих. Примеры этого мы можем найти во многих произведениях художественной литературы, в частности в романе Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Главный герой – Егор Полушкин – пал жертвой браконьеров, которые перестреляли на Черном озере белых лебедей. Браконьеры не хотели смерти Егора, но, ослепленные жадностью и жестокостью, не соизмерили силы и избили его до смерти. Таким трагичным финалом автор хочет донести до нас мысль о том, что жестокость всегда слепа и может привести к непоправимым последствиям.
- Общий вывод
В конце сочинения мы пишем заключительный абзац – вывод. Он делается, исходя из всего, что вы изложили по теме. Не забудьте использовать вводные слова, так как они будут связкой.
Важно: вывод – это перефразированное вступление, поэтому в общем выводе нужно еще раз выразить свое отношение к проблеме, чтобы закольцевать композицию всего сочинения и темы.
Пример итогового сочинения
Тема: Герой романа «Отцы и дети» утверждал: «Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник». Хороший или плохой работник человек?
«Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник», – утверждал Евгений Базаров из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». С одной стороны, герой был прав: человек действительно оказывает значительное влияние на окружающий его мир, преобразует действительность и подчиняет себе стихии. С другой – хорошо ли это? На мой взгляд, в стремлении усовершенствовать природу человек порой заходит слишком далеко, что приводит к плачевным последствиям.
Подобную позицию разделяют многие русские классики, поднимая вопрос влияния человека на природу в своих произведениях. Так, еще в первой половине XX века М. А. Булгаков создает повесть «Собачье сердце», в которой главный герой – профессор Преображенский – пытается превратить собаку в человека. Наконец, операция проходит успешно, но так кажется только вначале: Шариков связывается не с теми людьми, начинает вести себя неподобающим образом и грубит своему создателю. Все это вынуждает профессора провести обратную операцию: эксперимент по преобразованию творения природы оказался неудачным. М. А. Булгаков будто предупреждает человечество: природа все равно сильнее, и мы не в состоянии взять над ней верх.
Еще более мрачные картины представляют нам авторы книг о будущем. В романе Е. И. Замятина «Мы» прогрессивное и достигшее высшего счастья человечество отгородилось от природы стеной в буквальном и переносном смысле: город-государство окружает купол «Зеленой стены», за которым бушует дикий лес, а сами люди взяли под контроль все, что есть в них живого, в том числе эмоции. Хотя главный герой романа и рассказчик Д-503 – сознательный гражданин, разделяющий идеи своего государства, читая его записи, мы не можем отделаться от ужаса: в мире без эмоций и связи с природой не хочется жить. Так автор доносит до нас мысль: человек не должен заходить слишком далеко в своей борьбе с природой, потому что тогда он перестанет быть человеком.
Подводя итог, хочу сказать, что человек может быть работником в мастерской природы, но он должен относиться к тому, что его окружает, с уважением. А это значит – ограничить свое вмешательство, рассматривать природу как союзника, иначе, как плохой работник, человек может нанести непоправимый вред в первую очередь себе.
Читайте также:
Как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку
Сочинение ЕГЭ – это задание № 27 в КИМах единого государственного экзамена по русскому языку. На весь экзамен отводится 3,5 часа, сколько из этого времени выделять на сочинение – решать вам. Минимальный объем, установленный ФИПИ, – 150 слов.
Как оценивается сочинение ЕГЭ: критерии и баллы
- Формулировка проблемы – 1 б.
- Комментарий к проблеме – 6 б.
- Позиция автора по проблеме – 1 б.
- Отношение к позиции автора – 1 б.
- Логика и речевая связность сочинения – 2 б.
- Речевое оформление – 2 б.
- Грамотность – всего 10 б. (чтобы получить максимум баллов, можно допустить не более 1 речевой ошибки).
- Этика – 1 б.
- Фактическая точность – 1 б.
Всего – 25 баллов.
В переводе в 100-балльную систему это составит порядка 40 баллов ЕГЭ.
Структура сочинения
- Вступление (опционально).
- Формулировка проблемы по теме ЕГЭ.
- Комментарий к проблеме:
- пример из текста с пояснением 1;
- пример из текста с пояснением 2;
- связь между примерами.
- Позиция автора.
- Отношение к позиции автора и его обоснование.
- Заключение
Формулировка проблемы
- Проблема проходит через весь текст.
- Разбираем только одну проблему, а не несколько.
- Начинаем со слов «в данном тексте автор поднимает проблему…» либо через вопрос.
Комментарии к проблеме текста сочинения ЕГЭ
- Поясняем примерами из предложенного текста, не пересказываем часть произведения.
- Допустимо цитирование (краткое) и ссылки на номера предложений.
Читайте также:
Структура комментария для сочинения на ЕГЭ:
- Пример из текста →
- Микровывод из его содержания, возвращающий к проблеме →
- Пример из текста →
- Микровывод из его содержания, возвращающий к проблеме →
- Указание на тип связи между примерами →
- Комментарий к связи между примерами.
Схема содержания комментария к исходному тексту в сочинении ЕГЭ по русскому языку
Пример, подходящий под стандарты ЕГЭ.
Проблема:
- В предложенном тексте автор поднимает проблему национальной розни.
Комментарий:
- Среди друзей рассказчика были люди разных национальностей, а теперь он вынужден наблюдать безумие ненависти, охватившее пространство нашей земли. «Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них?» – вопрошает автор. Он не понимает и осуждает людей, разжигающих рознь между народами, составляющими единое и неделимое население Земли.
Связка
В сочинении ЕГЭ связка – это предложение, создающее логический мостик между двумя примерами из текста.
Связка должна содержать:
- Отсылку к информации из первого примера.
- Отсылку к информации из второго примера.
- Указание на смысловую связь между примерами (дополнение, противопоставление, уточнение…)
Читайте также:
Позиция автора
В сочинении на ЕГЭ:
- формулируем одновременно с проблемой;
- отвечаем на вопрос: «Что думает автор по выбранной нами проблеме?»;
- часто не выражена явно, но подменять своими домыслами тоже не стоит;
- не высказываем собственное мнение.
Как сформулировать позицию автора:
- Автор считает…
- Цитата из текста.
Объем – 1-2 предложения.
Отношение к позиции автора и его обоснование
- Отношение именно к позиции автора, а не к проблеме.
- Можно начинать со слов: «Я согласен с мнением автора, потому что/действительно…»
- Обоснование не должно дублировать текст, но может быть общим рассуждением.
Лучше в качестве обоснования приводить примеры из общественной жизни, истории, кино, литературы и т. п.
Вывод
- Пересказ первого абзаца сочинения.
- Ответ на вопросы, если они были поставлены.
- В нем не должно быть новой информации.
- Служит для закольцовывания текста.
Читайте также:
Пример сочинения ЕГЭ по русскому языку. Задание№ 27 (по тексту Ю. М. Нагибина из демо-2022)
Юношеская любовь… Всегда ли она заметна с первого взгляда? Легко ли воскресить ее во взрослом возрасте? Именно проблему проявления юношеской любви поднимает в своем тексте Ю. М. Нагибин.
В центре повествования – выпускники школы Женя и Сережа. В последний учебный день в 10 классе девушка признается молодому человеку, что он много лет ей нравился. Сережа пытается вспомнить, что в своей прошлой школьной жизни он упустил из виду, почему всегда считал, что чувства чужды Жене, и не может вспомнить ничего, кроме крошечного эпизода знакомства. Так автор показывает нам, что юношеская любовь часто застенчива, незаметна, хотя может продолжаться очень долго.
Несмотря на позднее осознание, рассказчик рассчитывает исправить все в будущем: Сережа и Женя договариваются о встрече через 10 лет. Но судьба распоряжается иначе: майор авиации Евгения Румянцева погибает во время Великой Отечественной войны. Таким образом, юношеская любовь может так и остаться в отрочестве, оставив после себя только сожаления.
Дополняя друг друга, эти эпизоды показывают значимость юношеской любви в жизни человека, а также необходимость проживать ее своевременно.
По мнению автора, молодые люди часто не замечают юношескую любовь со стороны другого человека, но после жалеют о ней как о чем-то прекрасном и утраченном.
С мнением автора невозможно не согласиться: юношеская любовь часто практически незаметна, но всегда оставляет глубокий отпечаток на всей жизни человека. Так, в повести Рувима Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» между главными героями Таней, Филькой и Колей завязываются непростые отношения. В результате, когда Таня уезжает из города в конце повести, становится ясно, что и Коля, и Филька были влюблены в девочку и что вся история их взаимоотношений оставила глубокий след в памяти каждого из них. Но, к сожалению, время идет вперед, и время юношеской любви тоже рано или поздно заканчивается.
Подводя итог, хочу сказать, что юношеская любовь прекрасна. Каждому человеку стоит попытаться не упустить ее, если она еще впереди, и сохранить о ней самые теплые воспоминания, если все уже в прошлом.
Разница между сочинениями
Критерии сравнения | Итоговое сочинение | Сочинение ЕГЭ |
Время написания | 3 часа 55 минут только на сочинение | 3 часа 30 минут отводится на весь экзамен, сочинение – одно из 27 заданий |
Период написания | Декабрь | Июнь |
Объем (минимум) | 250 слов | 150 слов |
Тема направления | На выбор | Предоставленная в тексте |
Аргументация | Из литературы | Из текста |
Количество критериев оценивания работы | 5 | 12 |
Читайте также:
Итоговое сочинение и сочинение на ЕГЭ по русскому – это два совершенно разных текста. В первом выпускник должен показать уровень развития речи, эрудиции, культуры и умение рассуждать и аргументировать свое мнение. Итоговое сочинение межпредметное, но считается литературоцентричным, потому что раскрывать тему, аргументировать свои мысли надо, опираясь на литературный материал. В отличие от 27-го задания на ЕГЭ по русскому языку декабрьское сочинение можно назвать свободным, потому что оно не привязано к определенному тексту.
Тем не менее написание любого сочинения предполагает знание литературного материала и отсутствие лишней «воды» в тексте. Повествование должно быть конкретным, без обтекаемых фраз. Для сдачи экзаменов и получения зачета требуется хорошо изучить структуру и отработать сочинения по разным направлениям на практике. А справиться со всем этим на отлично вам поможет онлайн-школа «Коалиция». Начните заниматься уже сейчас. Присоединяйтесь к бесплатному мини-курсу по подготовке к ЕГЭ по русскому языку – 2022.