ТекÑÑ: Ð. ÐаÑкевиÑ. Ðз инÑеÑвÑÑ Â«Ðовой газеÑе»
24.03.2021 21:32:18
ÐвÑоÑ: Ðлег СпеÑилов
Рданном ÑекÑÑе композиÑÐ¾Ñ Ð. ÐаÑÐºÐµÐ²Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ Ð¿ÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Ð´ÐµÐ³ÑадаÑии ÑовÑеменной кÑлÑÑÑÑÑ, оÑÑажÑннÑÑ Ð² мÑзÑке.
Ðо Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°Ð²ÑоÑа мÑзÑка оÑениваеÑÑÑ Ð¿Ð¾ двÑм кÑиÑеÑиÑм: ÑÑÑеÑÑвенноÑÑÑ Ð¿ÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ запоминаемоÑÑÑ Ð¼ÐµÐ»Ð¾Ð´Ð¸Ð¸. Ð ÑовÑеменнÑÑ ÑоÑÑийÑÐºÐ¸Ñ ÑÑÑÑаднÑÑ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð¾Ð·Ð¸ÑиÑÑ Ð. ÐаÑÐºÐµÐ²Ð¸Ñ Ð½Ðµ Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð½Ð¸ Ñого, ни дÑÑгого каÑеÑÑва. âÐÑли Ð²Ñ Ð½Ðµ можеÑе ноÑиÑÑ Ñ Ñобой Ð¼ÐµÐ»Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑе года, Ñо, ÑкоÑее вÑего, ее не надо ноÑиÑÑ Ð²Ð¾Ð¾Ð±Ñе. Ðода ниÑего не знаÑиÑ.â Ðз ÑÑого ÑледÑÐµÑ Ð²Ñвод, ÑÑо ÑовÑÐµÐ¼ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð Ð¾ÑÑÐ¸Ñ Ð½Ðµ пÑеÑÑпела в Ñоздании ÑобÑÑвенной ÑÑÑÑадÑ.
Ðо Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð¾Ð·Ð¸ÑоÑа, пÑиÑина Ñакого Ñпадка каÑеÑÑва мÑзÑкалÑнÑÑ Ð¿Ñоизведений кÑоеÑÑÑ Ð² ÑовÑеменнÑÑ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑÑ Ð¸ кÑлÑÑÑÑе поÑÑеблениÑ.
РанÑÑе пÑоÑлÑÑивание мÑзÑки бÑло знаÑимÑм ÑобÑÑием, доÑÑÑпнÑм далеко не каждомÑ, а ÑепеÑÑ Ð¾Ð½Ð° пÑоизводиÑÑÑ Ð¸ пÑоÑлÑÑиваеÑÑÑ Ð² огÑомнÑÑ ÐºÐ¾Ð»Ð¸ÑеÑÑÐ²Ð°Ñ Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð´Ð°ÑÑ ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¿ÑогÑеÑÑÑ. Ðо Ñловам Ð. ÐаÑкевиÑа мÑзÑка, ÑÐ´ÐµÐ»Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑÑ ÑовÑеменнÑÑ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¹ âбиологиÑеÑки неÑовмеÑÑима Ñ Ð¿ÑиÑодойâ, а компÑÑÑÐµÑ âвообÑе не ÑпоÑобен ÑоздаваÑÑ Ñ ÑдожеÑÑвеннÑÑ Ð¸Ð½ÑоÑмаÑиÑâ. Человек Ð¾Ñ ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñий ÑÑановиÑÑÑ Ð»ÐµÐ³ÐºÐ¾ ÑпÑавлÑемÑм, а ÑÑÐ¾Ð²ÐµÐ½Ñ Ð²Ð¾ÑÑÑебованной им пÑодÑкÑии понижаеÑÑÑ, ÑÑо пÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº далÑнейÑÐµÐ¼Ñ ÑÑÑгÑÐ±Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑиÑÑаÑии.
Ðо Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð. ÐаÑкевиÑа мÑзÑка из наÑÑоÑÑего иÑкÑÑÑÑва пÑевÑаÑилаÑÑ Ð² бездÑÑнÑй пÑодÑкÑ, не ÑÑоÑÑий ни гÑоÑа, иÑполÑзÑемÑй иÑклÑÑиÑелÑно Ð´Ð»Ñ ÑдовлеÑвоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð¸Ð¼Ð¾Ð»ÑÑнÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑебноÑÑей, а поÑом забÑÑÑй навÑегда.
С Ñем, ÑÑо за поÑледние неÑколÑко деÑÑÑилеÑий бÑло Ñоздано множеÑÑво попÑлÑÑнÑÑ , но пÑи ÑÑом беÑÑмÑÑленнÑÑ Ð¸ однообÑазнÑÑ Ð¼ÑзÑкалÑнÑÑ Ð¿Ñоизведений, и ÑÑо ÑÑо пооÑÑÑеÑÑÑ ÐºÑлÑÑÑÑой поÑÑеблениÑ, мне Ñложно не ÑоглаÑиÑÑÑÑ. Ðодобное бÑдÑÑее пÑедвидел Ð. ÐеÑн в Ñомане âÐаÑиж в XX векеâ, в коÑоÑом, ÑÑеди вÑего пÑоÑего, попÑлÑÑноÑÑÑ Ð½Ð°Ð±Ñала беÑÑакÑнаÑ, маÑÑово пÑоизводÑÑаÑÑÑ ÑлекÑÑÐ¾Ð½Ð½Ð°Ñ Ð¼ÑзÑка, коÑоÑÑÑ Ñакже могли запиÑÑваÑÑ Ð¸ Ñ Ð»ÑгкоÑÑÑÑ Ð¿ÑоигÑÑваÑÑ ÐºÐ¾Ð³Ð´Ð° Ñгодно. Ðднако ÑÑо не знаÑиÑ, ÑÑо ÑÑоÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ñоизведений ÑÑало менÑÑе, пÑоÑÑо ÑепеÑÑ Ð¸Ñ Ð½Ñжно иÑкаÑÑ Ñамим. Также ÑледÑÐµÑ Ð¾ÑмеÑиÑÑ, ÑÑо компÑÑÑеÑÑ Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð»Ð¸ÑÑ ÑпоÑÐ¾Ð±Ð½Ñ ÑоздаваÑÑ Ñ ÑдожеÑÑвеннÑÑ Ð¸Ð½ÑоÑмаÑиÑ: напÑимеÑ, благодаÑÑ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿ÑÑÑеÑам поÑвилиÑÑ Ñакие жанÑÑ, как ÑипÑÑн и ÑинÑвейв.
ÐлагодаÑÑ ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¿ÑогÑеÑÑÑ Ð¼ÑзÑка ÑÑала доÑÑÑпной вÑем, вÑледÑÑвие Ñего на ÑÐ²ÐµÑ Ð¿Ð¾ÑвлÑеÑÑÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ оÑкÑовенного мÑÑоÑа. Ðо вмеÑÑе Ñ ÑÑим ÑоздаÑÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑее ÑазнообÑазие ÑÑоÑÑей мÑзÑки и Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ из Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð¾ÑвилоÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑе возможноÑÑей найÑи композиÑиÑ, пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´ÑÑÑÑÑÑ Ð½Ð°Ð¼ по дÑÑе.
ÐдÑавÑÑвÑйÑе, Ðлег!
Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÐºÑиÑеÑиÑми пÑовеÑки ÑоÑинений ÑоÑмаÑа ÐÐÐ 2021 ваÑа ÑабоÑа оÑениваеÑÑÑ ÑледÑÑÑим обÑазом.
Ð1 — ФоÑмÑлиÑовка пÑоблем иÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑекÑÑа: + 1 балл
ÐÑоблема опÑеделена веÑно, ÑÑоÑмÑлиÑована коÑÑекÑно.
K2 — ÐомменÑаÑий + 4 балла
ÐÑÐ¸Ð¼ÐµÑ 1 в ÑоÑинении Ñказан, поÑÑнен. ÐÑÐ¸Ð¼ÐµÑ 2 Ñказан, поÑÑнен. ÐзаимоÑвÑÐ·Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¿ÑимеÑами не опÑеделена, не пÑоанализиÑована.
K3 — ÐÑÑажение позиÑии авÑоÑа иÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑекÑÑа: + 1 балл
ÐозиÑÐ¸Ñ Ð°Ð²ÑоÑа оÑноÑиÑелÑно поÑÑавленной пÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð¿Ñеделена коÑÑекÑно.
K4 — ÐÑноÑение к позиÑии авÑоÑа по пÑоблеме иÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑекÑÑа: + 1 балл
ÐÑноÑение к позиÑии авÑоÑа ÑодеÑÐ¶Ð¸Ñ ÑоглаÑие, ÑезиÑ, обоÑнование ÑезиÑа.
K5 — СмÑÑÐ»Ð¾Ð²Ð°Ñ ÑелÑноÑÑÑ, ÑеÑÐµÐ²Ð°Ñ ÑвÑзноÑÑÑ Ð¸ поÑледоваÑелÑноÑÑÑ Ð¸Ð·Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ: +1 балл
ÐÑибки:
РанÑÑе пÑоÑлÑÑивание мÑзÑки бÑло знаÑимÑм ÑобÑÑием, доÑÑÑпнÑм далеко не каждомÑ, а ÑепеÑÑ Ð¾Ð½Ð° пÑоизводиÑÑÑ Ð¸ пÑоÑлÑÑиваеÑÑÑ Ð² огÑомнÑÑ ÐºÐ¾Ð»Ð¸ÑеÑÑÐ²Ð°Ñ Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð´Ð°ÑÑ ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¿ÑогÑеÑÑÑ.
ÐаÑÑÑение абзаÑного ÑленениÑ.
K6 — ТоÑноÑÑÑ Ð¸ вÑÑазиÑелÑноÑÑÑ ÑеÑи: 0 баллов
ÐÑибки:
K7 — СоблÑдение оÑÑогÑаÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð½Ð¾Ñм: + 3 балла.
ÐÑибки:
K8 — СоблÑдение пÑнкÑÑаÑионнÑÑ Ð½Ð¾Ñм:+ 2 балла.
ÐÑибки:
Ðо Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°Ð²ÑоÑа ÐÐТ мÑзÑка оÑениваеÑÑÑ Ð¿Ð¾ двÑм кÑиÑеÑиÑм: ÑÑÑеÑÑвенноÑÑÑ Ð¿ÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ запоминаемоÑÑÑ Ð¼ÐµÐ»Ð¾Ð´Ð¸Ð¸.
ÐапÑÑÐ°Ñ Ð¿Ñи вводном Ñлове.
Ðо Ñловам Ð. ÐаÑкевиÑа ÐÐТ мÑзÑка, ÑÐ´ÐµÐ»Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑÑ ÑовÑеменнÑÑ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¹ ÐÐТâбиологиÑеÑки неÑовмеÑÑима Ñ Ð¿ÑиÑодойâ, а компÑÑÑÐµÑ âвообÑе не ÑпоÑобен ÑоздаваÑÑ Ñ ÑдожеÑÑвеннÑÑ Ð¸Ð½ÑоÑмаÑиÑâ.
ÐапÑÑÐ°Ñ Ð¿Ñи вводном Ñлове.
ÐапÑÑÐ°Ñ Ð¿Ñи пÑиÑаÑÑном обоÑоÑе.
Ðо Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð. ÐаÑкевиÑа ÐÐТмÑзÑка из наÑÑоÑÑего иÑкÑÑÑÑва пÑевÑаÑилаÑÑ Ð² бездÑÑнÑй пÑодÑкÑ, не ÑÑоÑÑий ни гÑоÑа, иÑполÑзÑемÑй иÑклÑÑиÑелÑно Ð´Ð»Ñ ÑдовлеÑвоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð¸Ð¼Ð¾Ð»ÑÑнÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑебноÑÑей, а поÑом забÑÑÑй навÑегда.
ÐапÑÑÐ°Ñ Ð¿Ñи вводном Ñлове.
С Ñем, ÑÑо за поÑледние неÑколÑко деÑÑÑилеÑий бÑло Ñоздано множеÑÑво попÑлÑÑнÑÑ , но пÑи ÑÑом беÑÑмÑÑленнÑÑ Ð¸ однообÑазнÑÑ Ð¼ÑзÑкалÑнÑÑ Ð¿Ñоизведений, и ÑÑо ÑÑо пооÑÑÑеÑÑÑ ÐºÑлÑÑÑÑой поÑÑеблениÑ, мне Ñложно не ÑоглаÑиÑÑÑÑ.
ÐапÑÑÐ°Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾ÑоднÑми пÑидаÑоÑнÑми, ÑоединеннÑми ÑоÑзом Ð, не ÑÑавиÑÑÑ.
K9 — СоблÑдение гÑаммаÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð½Ð¾Ñм: + 0 баллов
ÐÑибки:
Рданном ÑекÑÑе композиÑÐ¾Ñ Ð. ÐаÑÐºÐµÐ²Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ Ð¿ÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Ð´ÐµÐ³ÑадаÑии ÑовÑеменной кÑлÑÑÑÑÑ, оÑÑажÑннÑÑ Ð² мÑзÑке.
«…пÑоблемÑ, коÑоÑÐ°Ñ Ð¾ÑÑажаеÑÑÑ ÐРмÑзÑке». ÐаÑÑÑение ÑпÑавлениÑ.
âÐÑли Ð²Ñ Ð½Ðµ можеÑе ноÑиÑÑ Ñ Ñобой Ð¼ÐµÐ»Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑе года, Ñо, ÑкоÑее вÑего, ее не надо ноÑиÑÑ Ð²Ð¾Ð¾Ð±Ñе. Ðода ниÑего не знаÑиÑ.â
ÐевеÑное вклÑÑение ÑиÑаÑÑ, ÑиÑаÑа без вводÑÑÐ¸Ñ ÐµÐµ Ñлов.
о Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð. ÐаÑкевиÑа мÑзÑка из наÑÑоÑÑего иÑкÑÑÑÑва пÑевÑаÑилаÑÑ Ð² бездÑÑнÑй пÑодÑкÑ, не ÑÑоÑÑий ни гÑоÑа, иÑполÑзÑемÑй иÑклÑÑиÑелÑно Ð´Ð»Ñ ÑдовлеÑвоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð¸Ð¼Ð¾Ð»ÑÑнÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑебноÑÑей, а поÑом забÑÑÑй навÑегда.
ÐаÑÑÑение видовÑеменной ÑооÑнеÑенноÑÑи глаголÑнÑÑ ÑоÑм.
Ðо вмеÑÑе Ñ ÑÑим ÑоздаÑÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑее ÑазнообÑазие ÑÑоÑÑей мÑзÑки и Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ из Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð¾ÑвилоÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑе возможноÑÑей найÑи композиÑиÑ, пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´ÑÑÑÑÑÑ Ð½Ð°Ð¼ по дÑÑе.
ÐаÑÑÑение видовÑеменной ÑооÑнеÑенноÑÑи глаголÑнÑÑ ÑоÑм.
K10 — СоблÑдение ÑеÑевÑÑ Ð½Ð¾Ñм: + 1 балл
ÐÑибки:
Ðо Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°Ð²ÑоÑа мÑзÑка оÑениваеÑÑÑ Ð¿Ð¾ двÑм кÑиÑеÑиÑм: ÑÑÑеÑÑвенноÑÑÑ Ð¿ÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ запоминаемоÑÑÑ Ð¼ÐµÐ»Ð¾Ð´Ð¸Ð¸. Ð ÑовÑеменнÑÑ ÑоÑÑийÑÐºÐ¸Ñ ÑÑÑÑаднÑÑ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð¾Ð·Ð¸ÑиÑÑ Ð. ÐаÑÐºÐµÐ²Ð¸Ñ Ð½Ðµ Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð½Ð¸ Ñого, ни дÑÑгого каÑеÑÑва.
УпоÑÑебление Ñлова в неÑвойÑÑвенном ÐµÐ¼Ñ Ð·Ð½Ð°Ñении.
Человек Ð¾Ñ ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñий ÑÑановиÑÑÑ Ð»ÐµÐ³ÐºÐ¾ ÑпÑавлÑемÑм, а ÑÑÐ¾Ð²ÐµÐ½Ñ Ð²Ð¾ÑÑÑебованной им пÑодÑкÑии понижаеÑÑÑ, ÑÑо пÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº далÑнейÑÐµÐ¼Ñ ÑÑÑгÑÐ±Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑиÑÑаÑии.
РеÑÐµÐ²Ð°Ñ Ð½ÐµÐ´Ð¾ÑÑаÑоÑноÑÑÑ. ÐеÑно: » Ð¾Ñ Ð¿ÑоÑлÑÑÐ¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñий».
Ðодобное бÑдÑÑее пÑедвидел Ð. ÐеÑн в Ñомане âÐаÑиж в XX векеâ, в коÑоÑом, ÑÑеди вÑего пÑоÑего, попÑлÑÑноÑÑÑ Ð½Ð°Ð±Ñала беÑÑакÑнаÑ, маÑÑово пÑоизводÑÑаÑÑÑ ÑлекÑÑÐ¾Ð½Ð½Ð°Ñ Ð¼ÑзÑка, коÑоÑÑÑ Ñакже могли запиÑÑваÑÑ Ð¸ Ñ Ð»ÑгкоÑÑÑÑ Ð¿ÑоигÑÑваÑÑ ÐºÐ¾Ð³Ð´Ð° Ñгодно.
ÐеÑдаÑное ÑпоÑÑебление ÑоÑзного Ñлова. ÐепонÑÑно, » в коÑоÑом» — ÑÑо о Ñомане или о бÑдÑÑем.
K11 — СоблÑдение ÑÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð½Ð¾Ñм: + 1 балл.
Ð12 — СоблÑдение ÑакÑологиÑеÑкой ÑоÑноÑÑи в Ñоновом маÑеÑиале: + 1 балл
ÐÑибки:
Ðлег, ÑоÑинение Ñ Ð¾ÑоÑее. Ðе забÑвайÑе пÑо ÑвÑÐ·Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¿ÑимеÑами и поÑабоÑайÑе над ÑоÑноÑÑÑÑ Ð²ÑÑÐ°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÑÑли.
УдаÑи!
ÐÐ°Ð»Ð»Ñ Ð¿Ð¾ кÑиÑеÑиÑм
Ð1 — ФоÑмÑлиÑовка пÑоблем иÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑекÑÑа: 1
K2 — ÐÑÐ¸Ð¼ÐµÑ 1: 1
K2 — ÐоÑÑнение к пÑимеÑÑ 1: 1
K2 — ÐÑÐ¸Ð¼ÐµÑ 2: 1
K2 — ÐоÑÑнение к пÑимеÑÑ 2: 1
K2 — Указание на ÑвÑÐ·Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¿ÑимеÑами: 0
K2 — Ðнализ ÑвÑзи Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¿ÑимеÑами: 0
Ð2 — ÐомменÑаÑий к ÑÑоÑмÑлиÑованной пÑоблеме иÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑекÑÑа: 4
K3 — ÐÑÑажение позиÑии авÑоÑа иÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑекÑÑа: 1
K4 — ÐÑноÑение к позиÑии авÑоÑа по пÑоблеме иÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑекÑÑа: 1
K5 — СмÑÑÐ»Ð¾Ð²Ð°Ñ ÑелÑноÑÑÑ, ÑеÑÐµÐ²Ð°Ñ ÑвÑзноÑÑÑ Ð¸ поÑледоваÑелÑноÑÑÑ Ð¸Ð·Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ: 1
K6 — ТоÑноÑÑÑ Ð¸ вÑÑазиÑелÑноÑÑÑ ÑеÑи: 0
K7 — СоблÑдение оÑÑогÑаÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð½Ð¾Ñм: 3
K8 — СоблÑдение пÑнкÑÑаÑионнÑÑ Ð½Ð¾Ñм: 2
K9 — СоблÑдение гÑаммаÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð½Ð¾Ñм: 0
K10 — СоблÑдение ÑеÑевÑÑ Ð½Ð¾Ñм: 1
K11 — СоблÑдение ÑÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð½Ð¾Ñм: 1
Ð12 — СоблÑдение ÑакÑологиÑеÑкой ÑоÑноÑÑи в Ñоновом маÑеÑиале: 1
ÐÑоговÑй балл — 16
ÐозвÑÐ°Ñ Ðº ÑпиÑкÑ
Обновлено
Умение грамотно и доходчиво доносить свои мысли в формате сочинения проверяется у выпускников 11 класса два раза: сначала в декабре школьники пишут допуск ко всем экзаменам, затем в июне на ЕГЭ по русскому языку выполняют задание № 27. В чем разница между этими двумя сочинениями? Каким критериям должны соответствовать тексты? Есть ли разница в структуре и содержании итогового сочинения и экзаменационной работы на ЕГЭ по русскому? На многочисленные вопросы учеников ответила Валерия Геннадьевна Оксиенко, преподаватель русского языка в онлайн-школе «Коалиция», призер заключительного этапа ВсОШ по русскому, эксперт ОГЭ и ЕГЭ. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Читайте также:
Как писать итоговое сочинение
Ежегодное итоговое сочинение – это творческая работа по литературе, которую выпускники школы пишут в первую среду декабря. Она оценивается по системе «зачет/незачет». Положительный результат дает допуск к экзаменам по всем предметам ЕГЭ.
На работу отводится 3 часа 55 минут. Ограничений по максимальному объему для итогового сочинения нет, но лимитирован минимум: текст не должен быть меньше 250 слов. Если ученик не дотянет до нижнего порога, то получит за всю работу 0 – то есть незачет.
Композиция итогового сочинения (согласно требованиям ФИПИ):
- Вступление (2-3 предложения).
- Комментарий вступления (4–6 предложений).
- Аргумент из литературы № 1 (100 слов/6–8 предложений).
- Аргумент из литературы № 2 (100 слов/6–8 предложений).
- Заключение (75 слов/3–5 предложений).
Критерии оценивания итогового сочинения
Всего их пять, первые два критерия – главные. При несоответствии работы этим двум обязательным пунктам ставится «незачет», ученика отправляют на пересдачу.
1. Соответствие теме направления.
Писать необходимо строго по теме и не уходить в своих рассуждениях в сторону. Аргументы приводятся в подтверждение той цитаты или формулировки вопроса, которую вы выбрали.
Из документов ФИПИ (методических рекомендаций по подготовке к итоговому сочинению и для проверяющих работы):
«Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия».
Читайте также:
2. Аргументация с привлечением литературного материала.
Смысл литературного сочинения состоит в том, чтобы подтверждать свои высказывания, используя как примеры сюжеты прочитанных книг, поступки их героев. Ни в коем случае нельзя искажать образы персонажей, додумывать их личные качества и поступки, которых не было в произведении, иначе можно получить «незачет» по итоговому сочинению.
Из документов ФИПИ:
«Участник должен строить рассуждение по теме, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала».
3. Композиция и логика рассуждения.
Критерий подразумевает соблюдение смыслового деления на абзацы, логическую последовательность изложения мысли, а также конструктивное доказательство своего мнения.
Из документов ФИПИ:
«Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами».
4. Качество письменной речи.
В итоговом сочинении нужно использовать разнообразные, но нормативные, то есть грамматически, синтаксически и лексически правильно выстроенные, речевые конструкции.
Из документов ФИПИ:
«Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов».
Читайте также:
5. Грамотность
«Незачет» ставится, если в тексте итогового сочинения ученик допустил более 5 ошибок на каждые 100 слов.
При проверке подсчитывается не общее количество допущенных орфографических и пунктуационных ошибок, есть поблажки:
- две негрубые ошибки (написание фамилий авторов или героев произведений; заглавные/строчные буквы; дефисное/раздельное написание в словах, противоречащее школьным правилам) учитываются как одна;
- первые три однотипные ошибки (на одно правило, если написание слова зависит от его грамматической формы – например, окончания предложного падежа места – или от фонетических особенностей – к примеру, о/ё после шипящих) засчитываются как одна, следующие – уже по отдельности;
- две и больше ошибок в непроверяемых правилами (словарных) словах считаются одной.
Понятие однотипности не касается пунктуационных ошибок.
Из документов ФИПИ:
«Речевые ошибки в данном критерии не учитываются».
Зачет в целом за все итоговое сочинение ставится, если по двум первым обязательным критериям и хотя бы одному из трех остальных результат положительный.
Направления и темы итогового сочинения
Каждый год в конце августа или начале сентября утверждаются пять новых направлений. Они открыты и публикуются на сайте ФИПИ с разъяснениями, о чем писать по темам, которые будут предложены в рамках каждого из направлений. Список конкретных тем закрытый, его разрабатывает Рособрнадзор. Ученики получают их во время экзамена. Участник итогового сочинения может сделать выбор из пяти вариантов.
Тема может выглядеть по-разному:
- как высказывание, с которым надо согласиться или опровергнуть его;
- как вопрос, на который нужно ответить.
Примеры тем из «Методических рекомендаций для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019–2020 уч. г.»
Читайте также:
Несколько примеров тем в рамках направлений на итоговом сочинении 2020–2021 уч. года (в одном из регионов):
- Направление 1: «Забвению не подлежит»
Тема: «Согласны ли Вы с утверждением А. И. Герцена: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное»?
- Направление 2: «Я и другие».
Тема: «Что мешает доверию между людьми?»
- Направление 3: «Время перемен».
Тема: «Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить эпоху перемен?»
- Направление 4: «Разговор с собой».
Тема: «Почему люди обманывают себя?»
- Направление 5: «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения».
Тема: «Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?»
В чем заключается разница между направлением и темой?
Критерии сравнения | Направления | Темы |
---|---|---|
Когда становятся известны? | В начале учебного года | Во время экзамена |
Вариативность | Общие для всех регионов | Разные комплекты для каждого часового пояса |
Тематические направления текущего учебного года с разъяснениями, о чем нужно писать в итоговых сочинениях, выкладываются на сайте ФИПИ.
Алгоритм написания итогового сочинения с соблюдением требований ФИПИ
- Читаем пять предложенных тем и выбираем одну из них, подчеркиваем ключевые слова.
- Сразу продумываем свою позицию и два примера из литературных произведений, которые раскрывают ключевые слова темы и аргументируют ваше мнение.
- Если вы выбрали не вопрос, а цитату, то можете переделать ее в вопрос, на который будет удобно отвечать (так мы пишем вступление).
- Объясняем ключевые понятия (так мы подводим вступление к раскрытию темы) и формулируем ответ на поставленный вопрос (свое мнение).
- Подбираем аргументы к своему мнению и пишем к каждому аргументу выводы.
- Пишем общий вывод по теме на основе всего вышеизложенного.
- Проверяем написанное сочинение на ошибки:
- орфографию (ошибки в написании слов);
- пунктуацию (знаки препинания);
- фактические ошибки (имена, даты, названия, сюжеты);
- лексические повторы (речь);
- остальные речевые ошибки;
- грамматические ошибки;
- Переписываем сочинение на чистовик.
Читайте также:
Структура итогового сочинения
- Вступление и раскрытие темы направления.
Раскладываем тему на ключевые слова, проблему и проблемный вопрос (чтобы лучше ее понять).
Например:
- Тема: «Может ли жестокий человек ранить другого?»
- Ключевые слова темы: «жестокий», «ранить другого».
- Проблема: проявление жестокости по отношению к другим людям.
Вступление может быть разным в зависимости от направления и темы:
- В виде вопроса:
«Может ли жестокий человек ранить другого? Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд…»
- В виде утверждения:
«Жестокий человек – враг народа», – утверждает <Ф. И. О.>. Трудно не согласиться с этим высказыванием. Действительно…»
- По ключевым словам темы:
«Наверное, каждый человек хотя бы раз задумывался о том, что такое жестокость и что значит быть жестоким. На мой взгляд…»
- Аргументация с привлечением литературного материала.
Аргументы – это доказательства вашей позиции и объяснение вашего тезиса, соответствующего направлению. Примеры из литературы – это иллюстрации вашего аргумента.
Любой пример из любой литературы должен сопровождаться вашими рассуждениями, которые подчеркнут связь приведенного примера с рассматриваемой темой.
Литературный материал – это не только произведения всех художественных жанров мировой и отечественной литературы, но и публицистика, мемуары, дневники, фольклор (кроме малых жанров: поговорок и пословиц, прибауток, считалок, потешек и т. д.). Согласно рекомендациям ФИПИ, при аргументации достаточно опираться на один текст.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АРГУМЕНТ = ТЕЗИС + ПРИМЕР ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ + МИКРОВЫВОД.
- Тезис.
Тезис – это четкая фраза, передающая вашу позицию относительно вопроса или цитаты, которую вы будете подкреплять аргументом. Если нет четкого тезиса, то логическая связь с аргументами будет нарушена.
Пример тезиса:
- «Многие литературные примеры свидетельствуют о том, что жестокий человек не только несчастен сам по себе, но и делает несчастными других».
Читайте также:
- Логический переход.
Логический переход – это словесная подводка к литературной аргументации.
В примерах в пунктах 3 и 4 тезис и логический переход к аргументам из литературы совмещены в одном предложении.
Пример подводки:
- «Множество поэтов и писателей затрагивали похожую проблему в своих произведениях».
- Пример из литературы по теме – это иллюстрация в виде конкретного эпизода из произведения.
Здесь вы демонстрируете проверяющему, что действительно читали произведение, знаете эпизоды из произведения и можете их приводить в пример по назначению.
В примере из литературы желательно назвать Ф. И. О. автора и имена героев, а также постараться описать конкретный эпизод, а не пересказать всю книгу/рассказ целиком и в общих словах.
Пример из литературы – это не аргумент, он – иллюстрация к аргументу!
Что из произведения можно привести в пример в каждом направлении и теме:
- конкретную ситуацию;
- конфликт между героями;
- взгляды героя;
- характер героя и его поступки.
Клише к эпизодам:
- «Автор повествует о…»;
- «Автор описывает…»;
- «Писатель обращает наше внимание на…»;
- «Писатель осуждает/ставит в пример/заостряет наше внимание/размышляет…»
- Микровывод.
Микровывод к примеру – это ваш личный вывод по приведенному эпизоду. Он демонстрирует проверяющему, насколько хорошо вы поняли прочитанное произведение и сумели его грамотно встроить в контекст сочинения. В выводе мы пишем, почему именно этот эпизод подходит к теме, и доказывает тезис.
Клише к микровыводу:
- «Писатель считает, что…»;
- «Автор хочет донести до нас мысль о том, что…»;
- «Писатель подводит нас к мысли…»
Читайте также:
Пример полного аргумента итогового сочинения из литературы (с тезисом, примером и микровыводом):
- Часто жестокий человек не осознает границ допустимого, когда идет к своей цели, что может ранить окружающих. Примеры этого мы можем найти во многих произведениях художественной литературы, в частности в романе Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Главный герой – Егор Полушкин – пал жертвой браконьеров, которые перестреляли на Черном озере белых лебедей. Браконьеры не хотели смерти Егора, но, ослепленные жадностью и жестокостью, не соизмерили силы и избили его до смерти. Таким трагичным финалом автор хочет донести до нас мысль о том, что жестокость всегда слепа и может привести к непоправимым последствиям.
- Общий вывод
В конце сочинения мы пишем заключительный абзац – вывод. Он делается, исходя из всего, что вы изложили по теме. Не забудьте использовать вводные слова, так как они будут связкой.
Важно: вывод – это перефразированное вступление, поэтому в общем выводе нужно еще раз выразить свое отношение к проблеме, чтобы закольцевать композицию всего сочинения и темы.
Пример итогового сочинения
Тема: Герой романа «Отцы и дети» утверждал: «Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник». Хороший или плохой работник человек?
«Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник», – утверждал Евгений Базаров из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». С одной стороны, герой был прав: человек действительно оказывает значительное влияние на окружающий его мир, преобразует действительность и подчиняет себе стихии. С другой – хорошо ли это? На мой взгляд, в стремлении усовершенствовать природу человек порой заходит слишком далеко, что приводит к плачевным последствиям.
Подобную позицию разделяют многие русские классики, поднимая вопрос влияния человека на природу в своих произведениях. Так, еще в первой половине XX века М. А. Булгаков создает повесть «Собачье сердце», в которой главный герой – профессор Преображенский – пытается превратить собаку в человека. Наконец, операция проходит успешно, но так кажется только вначале: Шариков связывается не с теми людьми, начинает вести себя неподобающим образом и грубит своему создателю. Все это вынуждает профессора провести обратную операцию: эксперимент по преобразованию творения природы оказался неудачным. М. А. Булгаков будто предупреждает человечество: природа все равно сильнее, и мы не в состоянии взять над ней верх.
Еще более мрачные картины представляют нам авторы книг о будущем. В романе Е. И. Замятина «Мы» прогрессивное и достигшее высшего счастья человечество отгородилось от природы стеной в буквальном и переносном смысле: город-государство окружает купол «Зеленой стены», за которым бушует дикий лес, а сами люди взяли под контроль все, что есть в них живого, в том числе эмоции. Хотя главный герой романа и рассказчик Д-503 – сознательный гражданин, разделяющий идеи своего государства, читая его записи, мы не можем отделаться от ужаса: в мире без эмоций и связи с природой не хочется жить. Так автор доносит до нас мысль: человек не должен заходить слишком далеко в своей борьбе с природой, потому что тогда он перестанет быть человеком.
Подводя итог, хочу сказать, что человек может быть работником в мастерской природы, но он должен относиться к тому, что его окружает, с уважением. А это значит – ограничить свое вмешательство, рассматривать природу как союзника, иначе, как плохой работник, человек может нанести непоправимый вред в первую очередь себе.
Читайте также:
Как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку
Сочинение ЕГЭ – это задание № 27 в КИМах единого государственного экзамена по русскому языку. На весь экзамен отводится 3,5 часа, сколько из этого времени выделять на сочинение – решать вам. Минимальный объем, установленный ФИПИ, – 150 слов.
Как оценивается сочинение ЕГЭ: критерии и баллы
- Формулировка проблемы – 1 б.
- Комментарий к проблеме – 6 б.
- Позиция автора по проблеме – 1 б.
- Отношение к позиции автора – 1 б.
- Логика и речевая связность сочинения – 2 б.
- Речевое оформление – 2 б.
- Грамотность – всего 10 б. (чтобы получить максимум баллов, можно допустить не более 1 речевой ошибки).
- Этика – 1 б.
- Фактическая точность – 1 б.
Всего – 25 баллов.
В переводе в 100-балльную систему это составит порядка 40 баллов ЕГЭ.
Структура сочинения
- Вступление (опционально).
- Формулировка проблемы по теме ЕГЭ.
- Комментарий к проблеме:
- пример из текста с пояснением 1;
- пример из текста с пояснением 2;
- связь между примерами.
- Позиция автора.
- Отношение к позиции автора и его обоснование.
- Заключение
Формулировка проблемы
- Проблема проходит через весь текст.
- Разбираем только одну проблему, а не несколько.
- Начинаем со слов «в данном тексте автор поднимает проблему…» либо через вопрос.
Комментарии к проблеме текста сочинения ЕГЭ
- Поясняем примерами из предложенного текста, не пересказываем часть произведения.
- Допустимо цитирование (краткое) и ссылки на номера предложений.
Читайте также:
Структура комментария для сочинения на ЕГЭ:
- Пример из текста →
- Микровывод из его содержания, возвращающий к проблеме →
- Пример из текста →
- Микровывод из его содержания, возвращающий к проблеме →
- Указание на тип связи между примерами →
- Комментарий к связи между примерами.
Схема содержания комментария к исходному тексту в сочинении ЕГЭ по русскому языку
Пример, подходящий под стандарты ЕГЭ.
Проблема:
- В предложенном тексте автор поднимает проблему национальной розни.
Комментарий:
- Среди друзей рассказчика были люди разных национальностей, а теперь он вынужден наблюдать безумие ненависти, охватившее пространство нашей земли. «Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них?» – вопрошает автор. Он не понимает и осуждает людей, разжигающих рознь между народами, составляющими единое и неделимое население Земли.
Связка
В сочинении ЕГЭ связка – это предложение, создающее логический мостик между двумя примерами из текста.
Связка должна содержать:
- Отсылку к информации из первого примера.
- Отсылку к информации из второго примера.
- Указание на смысловую связь между примерами (дополнение, противопоставление, уточнение…)
Читайте также:
Позиция автора
В сочинении на ЕГЭ:
- формулируем одновременно с проблемой;
- отвечаем на вопрос: «Что думает автор по выбранной нами проблеме?»;
- часто не выражена явно, но подменять своими домыслами тоже не стоит;
- не высказываем собственное мнение.
Как сформулировать позицию автора:
- Автор считает…
- Цитата из текста.
Объем – 1-2 предложения.
Отношение к позиции автора и его обоснование
- Отношение именно к позиции автора, а не к проблеме.
- Можно начинать со слов: «Я согласен с мнением автора, потому что/действительно…»
- Обоснование не должно дублировать текст, но может быть общим рассуждением.
Лучше в качестве обоснования приводить примеры из общественной жизни, истории, кино, литературы и т. п.
Вывод
- Пересказ первого абзаца сочинения.
- Ответ на вопросы, если они были поставлены.
- В нем не должно быть новой информации.
- Служит для закольцовывания текста.
Читайте также:
Пример сочинения ЕГЭ по русскому языку. Задание№ 27 (по тексту Ю. М. Нагибина из демо-2022)
Юношеская любовь… Всегда ли она заметна с первого взгляда? Легко ли воскресить ее во взрослом возрасте? Именно проблему проявления юношеской любви поднимает в своем тексте Ю. М. Нагибин.
В центре повествования – выпускники школы Женя и Сережа. В последний учебный день в 10 классе девушка признается молодому человеку, что он много лет ей нравился. Сережа пытается вспомнить, что в своей прошлой школьной жизни он упустил из виду, почему всегда считал, что чувства чужды Жене, и не может вспомнить ничего, кроме крошечного эпизода знакомства. Так автор показывает нам, что юношеская любовь часто застенчива, незаметна, хотя может продолжаться очень долго.
Несмотря на позднее осознание, рассказчик рассчитывает исправить все в будущем: Сережа и Женя договариваются о встрече через 10 лет. Но судьба распоряжается иначе: майор авиации Евгения Румянцева погибает во время Великой Отечественной войны. Таким образом, юношеская любовь может так и остаться в отрочестве, оставив после себя только сожаления.
Дополняя друг друга, эти эпизоды показывают значимость юношеской любви в жизни человека, а также необходимость проживать ее своевременно.
По мнению автора, молодые люди часто не замечают юношескую любовь со стороны другого человека, но после жалеют о ней как о чем-то прекрасном и утраченном.
С мнением автора невозможно не согласиться: юношеская любовь часто практически незаметна, но всегда оставляет глубокий отпечаток на всей жизни человека. Так, в повести Рувима Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» между главными героями Таней, Филькой и Колей завязываются непростые отношения. В результате, когда Таня уезжает из города в конце повести, становится ясно, что и Коля, и Филька были влюблены в девочку и что вся история их взаимоотношений оставила глубокий след в памяти каждого из них. Но, к сожалению, время идет вперед, и время юношеской любви тоже рано или поздно заканчивается.
Подводя итог, хочу сказать, что юношеская любовь прекрасна. Каждому человеку стоит попытаться не упустить ее, если она еще впереди, и сохранить о ней самые теплые воспоминания, если все уже в прошлом.
Разница между сочинениями
Критерии сравнения | Итоговое сочинение | Сочинение ЕГЭ |
Время написания | 3 часа 55 минут только на сочинение | 3 часа 30 минут отводится на весь экзамен, сочинение – одно из 27 заданий |
Период написания | Декабрь | Июнь |
Объем (минимум) | 250 слов | 150 слов |
Тема направления | На выбор | Предоставленная в тексте |
Аргументация | Из литературы | Из текста |
Количество критериев оценивания работы | 5 | 12 |
Читайте также:
Итоговое сочинение и сочинение на ЕГЭ по русскому – это два совершенно разных текста. В первом выпускник должен показать уровень развития речи, эрудиции, культуры и умение рассуждать и аргументировать свое мнение. Итоговое сочинение межпредметное, но считается литературоцентричным, потому что раскрывать тему, аргументировать свои мысли надо, опираясь на литературный материал. В отличие от 27-го задания на ЕГЭ по русскому языку декабрьское сочинение можно назвать свободным, потому что оно не привязано к определенному тексту.
Тем не менее написание любого сочинения предполагает знание литературного материала и отсутствие лишней «воды» в тексте. Повествование должно быть конкретным, без обтекаемых фраз. Для сдачи экзаменов и получения зачета требуется хорошо изучить структуру и отработать сочинения по разным направлениям на практике. А справиться со всем этим на отлично вам поможет онлайн-школа «Коалиция». Начните заниматься уже сейчас. Присоединяйтесь к бесплатному мини-курсу по подготовке к ЕГЭ по русскому языку – 2022.
Клише для написания сочинения по типу ЕГЭ
- Вступление (2-3 предложения, подводящие к проблеме). Можно не использовать вступление и сразу перейти к риторическому вопросу или к формулировке проблемы.
Клише для вступления:
- Думаю, эта тема интересует многих….
- Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства…
- Об этом написаны многие произведения и сняты тысячи кинолент…
- Всем известен факт…
- Формулировка проблемы (К1) (размышления автора над поставленной проблемой).
Клише для формулировки проблемы:
- Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой (чего?)…
- Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего?)…
- В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)…
- Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящён текст автора (ФИО).
- Именно эта проблема привлекла внимание автора текста (ФИО).
- Комментарий к проблеме (К2) (2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста, 2 пояснения и смысловая связь между ними (противопоставление, сравнение, пояснение, уточнение или дополнение информации, обобщение, указание на следствие или причину…). ПОМНИ: комментарий — это не пересказ, а АНАЛИЗ! Поэтому все элементы, представленные в шаблоне, ОБЯЗАТЕЛЬНЫ!
Клише для комментария:
Примеры–иллюстрации 1 и 2 |
|
Пояснение к примерам (к каждому из двух) |
|
Связь между примерами | ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ:
|
- Авторская позиция (К3) (позиция автора исходного текста — ответ на проблемный вопрос) раскрывается после комментария, состоящего из 3-х абзацев.
Клише для отображения авторской позиции:
- Автору удалось убедить читателя в том, что…
- Позиция автора заключается в том, что…
- В произведении доказана мысль о…
- Позиция автора очевидна (ясна, несомненна, такова…)…
- «Цитата из текста, где явно звучит вывод автора».
- Собственное отношение к позиции автора (К4)
Состоит из трёх этапов:
1) согласие или несогласие с автором;
2) почему согласен(-на) или не согласен(-на);
3) аргумент-обоснование (пример из художественной литературы, цифры, факты, пословицы, афоризмы, высказывания известных людей, жизненный опыт и т.д.).
Клише для выражения собственного мнения:
Твое отношение к позиции автора |
|
Обоснование собственной позиции |
|
- Вывод (обобщение рассуждения, итоги рассуждения из 2-3 предложений).
Клише для вывода:
- После прочтения текста (имя автора) становится понятно…
- После знакомства с героями приведённого для анализа произведения понимаешь…
- Прочитав произведение, осознаёшь…
- Автор стремился показать…
- Автор хочет, чтобы читатель понял…
- Автор текста считает проблему важной и актуальной, и это даёт возможность рассмотреть её более глубоко (отнестись к ней со всей серьёзностью…).