Формирование читательского интереса при работе со сказкой

Урок литературного чтения тема: в.ф. одоевский городок в табакерке 4 класс цель: создать условия для знакомства с научно-познавательной сказкой городок

Урок литературного чтения

Тема: В.Ф. ОДОЕВСКИЙ «ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ» 4 класс

Цель: создать условия для знакомства  с научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”; формирования интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского; обучать детей делить текст на смысловые части, составлять план;  содействовать развитию памяти, мышления, формирование навыков по развитию речи; пополнению словарного запаса обучающихся; способствовать воспитанию

Задачи:

1) расширять словарный запас учащихся,

2) воспитывать любознательность, культуру речевого общения.

Планируемые результаты.

Предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития , т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя.

Метапредметные:

Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Оборудование: презентация на интерактивной доске, пьеса А.Лядова “Музыкальная шкатулка”, карточки для работы в группах.

Ход урока

 I Организационный момент

— Здравствуйте, ребята!

Сегодня на урок к нам пришли гости, повернитесь к ним, поздоровайтесь!

А теперь повернулись все ко мне, улыбнулись и тихо сели.

— Откройте учебник на странице 155, прочитайте, название раздела

— «Литературные сказки»

— С какими произведениями мы будем знакомиться, изучая этот раздел?

— Ребята, а какие еще бывают сказки?

 — (народные)

— А чем народные сказки отличаются от литературных?

— (народные сказки, сочиняет народ, а литературные – автор).

— Чему научимся, работая в разделе литературные сказки? Прочитай ….

—  Чему будем учиться? Читает……

 II Сообщение темы и постановка цели и задач урока

На уроке будем работать со сказкой В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке», с которой вы познакомились дома. ( Слайд № 1).

— Мы с вами разделим сказку на части.

— Составим план к ней.                        

—  Дадим характеристику главному герою.

— Определим главную мысль произведения.     

 III Работа по теме урока

1. Знакомство с жизнью и творчеством В.Ф. Одоевского

— Что вы можете рассказать о Владимире Федоровиче Одоевском

Каждый ученик говорит по одной строчке из биографии В.Ф. Одоевского.

 (Слайд № 2).

      2. Словарная работа

— Чтобы лучше понять произведение, над которым мы будем работать, объясните слова и выражения.

 -Кто знает, что такое табакерка?   (Табакерка- коробочка для табака)

Выслушиваются ответы детей.

 — Из словаря Ожегова я вам сейчас прочитаю определение, что такое «табакерка»

(Слайд № 3).

— Ребята, а из чего была табакерка у папы Миши?

— Опишите её. (Стр.156)

— Следующее слово «Бюро». (Слайд № 4)

— Ещё в тексте встречались выделенные слова, такие как: учтиво, ни пяди.

— Где можно найти лексическое значение этих слов? (Ответы детей: в толковом словаре, словарь учебника).

Учтиво – очень вежливо. Ни пяди – старинная мера длины.

      3. Работа с текстом, учебником

— С чего начинается сказка? Прочитайте.

— Подберите синонимы к слову «папенька» (Папа, отец; в разговорной речи: батя, папаша, родитель).

— Почему же автор употребляет именно слово «папенька», (Так раньше называли отца.)

— Кто главный герой произведения? (Миша)

— А что вы думаете о мальчике, используя слова на стр. учебника 168 расскажите о Мише.

( Миша воспитанный, учтивый и добрый мальчик. Он очень любопытный и любознательный, а также внимательный и осторожный. Все это помогло ему во время его сказочного путешествия по городку в табакерке.
«Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игру и подошел к папеньке». «Как хорошо воспитанный мальчик, он почел долгом прежде всего обратиться к своему провожатому.». «Миша учтиво поклонился; мальчик-колокольчик взял его за руку, и они пошли».)

— Подтвердите свой выбор примерами из текста.

— Что произошло с Мишей в сказке В.Ф. Одоевского?

— Прочитайте о том, как начинается путешествие Миши по табакерке.

— Кто сопровождал Мишу во время путешествия по табакерке? (Проводник)

— Что особенного было в проводнике? (Это был мальчик – колокольчик, у него была поговорка «Динь-динь-динь»)

— С Какими еще героями познакомился Миша во время своего путешествия? (Мальчики-колокольчики, дядьки-молоточки, надзиратель- господин Валик, с царевной-Пружинкой)

— Прочитайте выразительно разговор с Валиком.

— Какой вывод сделал для себя Миша? (Он пришел к выводу, что когда присматривают за кем-нибудь, то это хорошо. А раньше ему не нравилось, что папенька с маменькой за ним смотрят).

— А о чем рассказала царевна-Пружинка Мише? (Как получается музыка)

— Чему научился Миша во время своего сказочного посещения городка Динь-Динь?( Миша научился рисовать фигуры людей, если они находились близко — большими, если вдалеке — маленькими, он разобрался, как устроена музыкальная табакерка.)

      4. Физминутка(Ночь- день).

5. Составление плана

Работа в парах:

— Сейчас, вы разделитесь на пары, каждой паре будет дана часть произведения с указанной страницей. Ваша задача, прочитать эту часть, обсудить и озаглавить её. Название своей части написать на листочке, который я вам раздала. (По окончанию работы, каждая пара выходит к доске и прикрепляет своё название части).

I часть

— Найдите и прочитайте первую часть. (До слов « — Папенька! Папенька! Нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!»)

— Как вы озаглавите эту часть? Стр. 156-157

II часть

— Прочитайте вторую часть сказки. ( До слов «Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого».)

 -Предложите название этой части. Стр. 157-158

III часть

— Прочитайте до слов «Между тем их окружали мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали».

Озаглавьте. Стр. 158-163

IV часть

— Прочитайте до слов «В самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тоненьких ножках…».

Озаглавить. Стр.163-164

V часть

— Прочитайте до слов «Миша – к надзирателю».

Озаглавьте. Стр.164

VI часть

— Прочитайте до слов «Между тем Миша пошел далее – и остановился».

Озаглавьте. Стр.165

VII часть

-Прочитайте до слов « — Что во сне видел, Миша? – спросил папенька».

Озаглавьте. Стр.166

VIII часть

— Прочитайте от слов « — Что во сне видел. Миша? – спросил папенька» и до конца.

Озаглавьте. Стр.167

-Итак, какой план к сказке получился? Прочитайте.

План

  1. Удивительная табакерка

  2. Знакомство с Динь-динь

  3. Герои на улице города

  4. Встреча с молоточками

  5. Господа – дядьки-молоточки

  6. Знакомство с надзирателем

  7. Сударыня – царевна

  8. Миша проснулся

IV Итог урока

— Кто автор произведения.

— Назовите жанр произведения, Докажите, что это сказка.

— Какая будет тема произведения В.Ф. Одоевского

— Что хотел сказать В.Ф. Одоевский своим произведением (главная мысль произведения) (Слайд № 5).

V  Игра «Данетка»

— Ну, а сейчас проверим как вы осознали прочитанный самостоятельно текст.

Я вам раздаю вот такие карточки с вопросами, читаете вопрос и ставите плюс, там где вы считаете нужным.

вопроса

ДА

НЕТ

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

10

+

Вопросы для игры

1.Данное произведение сказка? (да)

2. Главный герой мальчик Миша? (да)

3. Табакерка была сделана из золота? (нет)

4. Мальчик-колокольчик говорил скороговорками? (нет)

5. Миша завидовал колокольчикам потому, что они ничего не делают? (да)

6. Колокольчики боялись дядечек-молоточков? (да)

7. Надзирателем в городе-колокольчиков был Валик? (да)

8. Валик всё время работал? (нет)

9. Как звали сударыню царевну — царевна-пружинка? (да)

10. Миша поймёт отчего играет музыка в табакерке, когда разберёт её (табакерку)?   (нет) (Слайд № 6)

— После того, как вы всё сделали, поставьте себе сами оценку. На перемене подойдёте, я вам поставлю эту оценку в дневник.

VI Д/з: Сочинить свою сказку «Путешествие в механическую игрушку».

VII Рефлексия: На доске – Колокольчик «Динь-динь» и принцесса «Пружинка».

— А сейчас ребята, кто всё понял, возьмите зелёный колокольчик  и прикрепите его ….., а кто ничего не понял, возьмите красный колокольчик  и прикрепите его к ……

(Если будут такие детки, которые ничего не поняли, им д.з. прочитать ещё раз сказку).

Вопрос № 7: Одоевский создал свое произведение для детей, с тем, чтобы познакомить их со сложным механизмом музыкальной табакерки, объяснить, что нельзя без особых знаний трогать механический предмет, можно его сломать, показал, что надо быть любознательным, послушным, честным, добрым и внимательным, как мальчик Миша. 

Есть те, кто управляет всем, и те, кто выполняет все «поручения». Основная мысль этой сказки в том, что главное в жизни порядок, Как только заведенный порядок нарушается, начинаются бедствия и несчастья.

Работа с родителями «Сказка, которая учит жить».

 Форма работы:  Практикум

Цель: Повышение мотивации и вовлеченности родителей в образовательно-воспитательный процесс

Задачи:

• Установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для успешного развития детей;

•  Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

• Сформировать у родителей практические умения создавать условия для развития интеллектуального, социального и эмоционального потенциала детей используя художественные произведения и произведения устного народного творчества.

Тема нашей встречи «Сказка, которая учит жить».

«Сказка – это радость мышления, и, создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению»

(Сухомлинский В.А.)

«Дошкольное детство» — уникальный период в жизни человека, и в этот период ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Василий Александрович Сухомлинский говорил, что «Союз педагогов и родителей – могучая воспитательная сила .

Ведущий: В наш компьютерный век многие современные родители даже не догадываются о том, что ребенку нужна сказка и её значение в жизни малыша очень велико.

Педагоги и психологи констатируют, что дети, с каждым годом все меньше интереса проявляют к книгам, чтению и слушанию произведений. В результате познавательная активность снижается, замедляется интеллектуальная деятельность.

Ни для кого не секрет, что формирование стойкого интереса к слушанию, а затем и к чтению начинается с раннего детства в семье и основа его – привычка родителей читать ребенку, рассуждать с ним о содержании прочитанного.

Ведущий: Каждый малыш с надеждой ждет, когда мама отложит свои важные дела, сядет и почитает ему сказку. Ведь для него важна не только сказка, но и общение с самым родным на свете человеком-мамой.

Практическая часть.

Упражнение «Сундучок»

Ведущий: Давайте поразмышляем над смыслом пословицы.

Без корня и трава не растет.

(Вывод: как трава не может расти без корня, так и ребенок не сможет стать полноценной личностью без качественного воспитания со стороны родителей).

Родителям предлагается объяснить смысл следующих пословиц:

Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай,  да на ус себе мотай.

(Вывод: для полноценного становления личности необходимо, физическое и  духовное, морально-нравственное воспитание).

 «Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок».

(Вывод: пословица подводит к пониманию значения сказки на воспитание и развитие ребенка).

Упражнение «От каждого по словечку» (мозговой штурм)

Ведущий предлагает родителям продолжить фразу «Сказка – это…»

Вывод: Подводя итог, сказку смело можно назвать самым мудрым и самым древним произведением устного народного творчества. В сказках заложена вся мудрость и воля народа, в них кроется огромный смысл. Они сопровождают нас буквально с пеленок.

Упражнение «Сказки нашего детства»

Родителям за 1 минуту предлагается вспомнить и записать название сказок, которые им читали в детстве (родители, бабушки, в саду воспитатели…).

Анализ записей: Есть те, кто не вспомнил ни одной сказки? НЕТ!!!

Вывод: сколько прошло лет, но мы помним сказки, помним моменты, когда  нам их читали, некоторые из вас возможно даже вспомнили те чувства, которые у них были: ласковые звуки, нежные прикосновения и т.д.

Это все не случайно. Ведь сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает оптимальные условия для формирования эмоциональной сферы детей, что является крайне важным для воспитания чувств, развития их внутренней жизни, творчества.

Эти народные произведения можно смело назвать эффективными  методами воспитания. Ребенок рождается не злым, и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него разовьются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают, какие сказки читают.

Она прививает детям уважение к старшим, доброту.

Упражнение «Мамина сказка»

Ведущий: Перед вами текст сказки «Заюшкина избушка». Серия картинок к сказке, словарь к сказке, схема работы со сказкой. Ваша задача, объединившись в пары: вспомнить сказку, продумать вопросы для обсуждения материала с ребенком, какие выводы можно сделать; рассказать сказку с опорой на серию сюжетных картинок.

Вывод. Рассказывание сказок способствует более глубокому пониманию детских отношений.

Копилка полезных советов и идей для родителей. «Как и какие сказки читать детям»

Ведущий: Чтобы процесс чтения для ребенка был интересным и полезным, предлагаю обсудить несколько полезных советов.

— Перед прочтением рассмотрите книгу вместе с ребенком, иллюстрации в ней.

-Побеседуйте о том, что малыш видит на иллюстрациях.

— Предложите ребенку попробовать догадаться, о чем может быть данная сказка.

— Теперь можно приступить к прочтению сказки. Старайтесь читать ярко, выразительно с имитацией голосов героев. Тогда сказка оставит яркое впечатление в душе ребенка, запомнится ему.

— При прочтении сказки вслух, необходимо рассуждать вместе с ребенком, анализировать происходящие в сказке действия. Надо обозначать, кто из героев поступает правильно, а кто плохо. Почему герои ведут себя так, а не иначе? Что произошло с тем или иным героем и из-за чего? Отвечая на эти и другие вопросы, малыш учиться анализировать определенные поступки и действия, правильно оценивать их. Кроме того ребенок учится думать и рассуждать, озвучивая и аргументируя свое мнение. Малыш делится с родителями своими впечатлениями, озвучивает мысли и чувства.

— Через какое-то время предложите ребенку пересказать прочитанную сказку по иллюстрациям.

— Также можно предложить ребенку показать кукольное представление по мотивам сказки, или придумать свою сказочную историю.

— Ну и, конечно же, продолжайте читать сказки вместе с детьми.

Если делать это ежедневно, то ребенок сам будет приносить книги и просить их почитать. Если Вы будете уделять этому время, то в результате при минимальной затрате времени вы получите и любовь к чтению, и хорошую учебу, и отличную память.

Рефлексия.

Ведущий: Подошло время завершать нашу встречу.  Давайте, подводя итоги, постараемся ответить на вопрос: «Для чего нужны нам сказки?»

Итог: Для чего нужны нам сказки?

Для чего нужны нам сказки?  Что в них ищет человек?

Может быть, добро и ласку. Может быть, вчерашний снег.

В сказке радость побеждает, Сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают,  Начинают говорить.

Прочитайте сказки детям! Научите их любить.

Может быть, на этом свете 

Станет легче людям жить.

Домашнее задание: Прочитайте детям сказки: 2 народных (сказку о животных, и  волшебную), 1сказку авторскую. В процессе используйте те советы, которые у вас в копилке.

Без корня и трава не растет.

Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай,  да на ус себе мотай.

 «Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок».

Словарь к сказке

Ледяная —- сделанная изо льда

Лубяная—— сделанная из дерева

Клочки по закоулочкам ——  означает, что шерсть полетит в разные стороны, полетят пух и перья, лоскутки от разорванной одежды. Ведь лиса именно это имела ввиду. А ещё нагляднее разорвите бумагу и разбросайте подальше, в разные стороны. Вот и клочки по закоулочкам.

Пуще —— сильнее

Горюет—— печалится

Услыхала—— услышала

Посечи——- погубить

Коса——— орудие, которым срезают траву.

Словарь к сказке

Ледяная —- сделанная изо льда

Лубяная—— сделанная из дерева

Клочки по закоулочкам ——  означает, что шерсть полетит в разные стороны, полетят пух и перья, лоскутки от разорванной одежды. Ведь лиса именно это имела ввиду. А ещё нагляднее разорвите бумагу и разбросайте подальше, в разные стороны. Вот и клочки по закоулочкам.

Пуще —— сильнее

Горюет—— печалится

Услыхала—— услышала

Посечи——- погубить

Коса——— орудие, которым срезают траву.

Словарь к сказке

Ледяная —- сделанная изо льда

Лубяная—— сделанная из дерева

Клочки по закоулочкам ——  означает, что шерсть полетит в разные стороны, полетят пух и перья, лоскутки от разорванной одежды. Ведь лиса именно это имела ввиду. А ещё нагляднее разорвите бумагу и разбросайте подальше, в разные стороны. Вот и клочки по закоулочкам.

Пуще —— сильнее

Горюет—— печалится

Услыхала—— услышала

Посечи——- погубить

Коса——— орудие, которым срезают траву.

Схема работы со сказкой

1.Знакомство с новой игрушкой, персонажем сказки. (для возраста 1,5лет до 4лет).

2.Чтение (лучше рассказывать) обсуждение сказки, пересказ.

3.Воспитание добрых чувств.

4.Словарная работа (речевая разминка).

5.Решение проблемных заданий и ситуаций. (Развитие мышления и представления).

Схема работы со сказкой

1.Знакомство с новой игрушкой, персонажем сказки. (для возраста 1,5лет до 4лет).

2.Чтение (лучше рассказывать) обсуждение сказки, пересказ.

3.Воспитание добрых чувств.

4.Словарная работа (речевая разминка).

5.Решение проблемных заданий и ситуаций. (Развитие мышления и представления).

Схема работы со сказкой

1.Знакомство с новой игрушкой, персонажем сказки. (для возраста 1,5лет до 4лет).

2.Чтение (лучше рассказывать) обсуждение сказки, пересказ.

3.Воспитание добрых чувств.

4.Словарная работа (речевая разминка).

5.Решение проблемных заданий и ситуаций. (Развитие мышления и представления).

В настоящее время многие детские сады являются дошкольными
отделениями средних общеобразовательных школ, и вопрос
взаимосвязи в работе детского сада и школы становится как
никогда актуальным. Я работаю учителем-логопедом в
коррекционном детском саду и в своей деятельности пытаюсь
сформировать в каждом воспитаннике тот комплекс знаний, умений
и навыков, который дал бы возможность ребёнку ощущать себя
наиболее уверенно при переходе со ступеньки дошкольного
образования на ступеньку начальной школы. Наравне с
коррекционной работой большое внимание стараюсь уделять
развитию личности каждого ребёнка, его самовыражению,
проявлению творческих способностей.

В последнее время наблюдается потеря интереса у детей к чтению,
изучению современной и классической литературы, и как следствие
снижение уровня грамотности, что в свою очередь делает
затруднительным для многих школьников сдачу ЕГЭ и ОГЭ. Это
заставляет задуматься и попытаться использовать наиболее
сензитивный период дошкольного детства для формирования
стойкого интереса к различным литературным жанрам. Шагая по
«лесенке знаний» из класса в класс, ученик, получив
своеобразный положительный заряд в дошкольном детстве, сможет
собирать как жемчужинки на ниточку литературные произведения и
к окончанию обучения в школе приобрести не только багаж знаний,
но и прекрасное украшение своего интеллекта.

В своей статье я хотела бы поделиться новым опытом работы по
обучению дошкольников творческому рассказыванию, которое
является важным направлением в развитии связной речи детей. В
формировании речевого творчества дошкольников особую роль
играют сказки (как литературные, так и народные), они наиболее
близки детям и через сказки можно проложить для дошколят
тропинку в мир большой литературы. Творчество, в нашем случае
«сказочное» базируется на игре. Максимальное обогащение работы
со сказкой элементами игровой деятельности закладывает более
глубокие основы литературного воспитания, позволяет развивать
воображение, наглядно-образное мышление, проявлять свою
творческую индивидуальность, что облегчает ребёнку переход из
детского сада в школу, создаёт фундамент для его дальнейшего
обучения и развития.

Основной объём работы приходится на подготовительную к школе
группу, когда у детей сформирован достаточный словарный запас,
формируются навыки словообразования и словоизменения. Активно
идет развитие связной речи.

На первый взгляд, обучение творческому рассказыванию кажется
сложным процессом, особенно у детей с Т.Н.Р., но наш опыт
показывает, что оно вызывает большой эмоциональный отклик у
детей, что является залогом удачной работы.

К работе по обучению детей творческому рассказыванию
обязательно подключаем родителей, которые являются для детей
примером для подражания. В ходе предварительной работы у детей
формируется интерес к совместному чтению, просмотру спектаклей
и прослушиванию аудиозаписей. Появляются любимые произведения.
На совместном литературном досуге «В гостях у сказки», дети и
родители знакомятся с выставкой детских книг, некоторые сказки
изданы более ста лет назад и вызывают у детей неподдельный
интерес. Затем гостям предлагаю окунуться в атмосферу сказок и
попробовать угадать название сказки и имена героев.

Программами воспитания и обучения дошкольников предусмотрена
работа с текстами сказочного содержания, но в основном это
анализ текстов сказок и их пересказ. Пересказ с элементами
драматизации, мини — спектакли для родителей, в которых
дошкольники могут проявить свои творческие способности и
показать свои достижения в звукопроизношении и
интонационно-выразительном оформлении речи.

Так же мы в своей работе используем нетрадиционные методы
работы со сказками. Дети испытывают огромный интерес к
сочинению сказок. Методы работы со сказкой необходимо
подбирать, учитывая индивидуальные, возрастные и речевые
возможности детей. Это могут быть: знакомые герои в новых
обстоятельствах. Данный метод развивает фантазию, разбивает
привычные стереотипы у ребят, создаёт условия, при которых
знакомые главные герои попадают в совершенно другие
обстоятельства — невероятные, фантастические. Одним из
вариантов этого метода будет изменение ситуации в знакомых
сказках. Мы рассказываем детям сказку и договариваемся что-то
изменить в ней. Вначале меняем совсем немногое и этим побуждаем
ребёнка использовать свою фантазию. Постепенно дети сами учатся
менять ситуации в сказках, составлять сериалы из сказок и
коллаж из сказок. Придумывать сказки от стишка или пословицы,
«перевирать» сюжеты некоторых сказок, этот приём развивает у
детей чувство юмора, они начинают понимать иронию, лукавство.
Нужно только разумно перевирать сказку, меняя существенное в
героях и действиях. Совместное творчество детей и родителей
придумывание и оформление сказки становится итоговым
показателем проведённой работы. Чтение, обсуждение,
рассматривание иллюстраций к сказкам, которые делали сами дети,
оформление выставки «Коллекция сказок» не может оставить
равнодушными ни детей, ни взрослых.

Эти яркие моменты совместного творчества дают импульс для
дальнейшего путешествия в прекрасный и многоликий мир
литературы и воспитывают уважение к родному языку.

Возвращаясь к вопросу преемственности детского сада и школы,
следует отметить важность непосредственного контакта педагогов
дошкольного и школьного образования. Проведение совместных
конкурсов, создание проектов, взаимопосещение занятий и уроков,
показ мастер-классов и логопедическое сопровождение детей из
групп коррекционного сада на этапе начальной школы позволяет
детям сохранить и расширить полученные знания.

Я работая в данном детском саду 20 лет учителем-логопедом,
стараюсь внимательно следить за дальнейшей судьбой выпускников,
их школьными успехами, поддерживаю непосредственный контакт с
учителями начальной школы и родителями выпускников и с
уверенностью могу утверждать, что интерес и уважение к
литературе дети сохраняют и с удовольствием открывают для себя
дверь в мир прекрасного, доброго, вечного.

В статье представлена наша «Новая
коллекция сказок
». Надеюсь, вам будет интересно
прочитать созданные детьми произведения и окунуться в волшебный
мир детства.

Автор: Никандрова Ирина Владимировна

Организация: МАОУ «Общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №35»

Населенный пункт: Вологодская область, г. Череповец

Учебно-методический комплекс (УМК) по предмету литература для 10-11 классов базируется на основе авторской программы, разработанной в соответствии с требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Методическая разработка основана на нормативно-правовых документах: Законе «Об образовании в Российской Федерации», программе «Литературное чтение и развитие устной речи» из сборника «Программно-методическое обеспечение для X-XII классов с углублённой трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида», под редакцией А.М. Щербаковой [1, с. 30-33], составленного по заказу Министерства образования и науки РФ в рамках президентской программы «Дети России» подпрограммы «Дети-инвалиды».

Необходимость в создании УМК вызвана отсутствием на данный момент в Федеральном перечне учебной литературы, ориентированной на учащихся с ОВЗ 10-11 классов.

При составлении данной разработки учитывались возрастные и психофизиологические особенности учащихся. Умственно отсталые дети характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности. У детей, страдающих олигофренией, по мере взросления все более отчетливо выявляется недостаточность отвлеченного мышления, слабость предпосылок интеллекта, в частности внимания, памяти, психической работоспособности. Но одновременно с этим медленно формируются ощущения и восприятие. Особое место в структуре психического недоразвития занимают нарушения речи. Достаточно характерны у детей данной категории изменения в эмоционально-волевой сфере (высшие эмоции, прежде всего нравственные, оказываются недоразвитыми и недостаточно дифференцированными). [2]

Основополагающей целью курса литературы в старших классах является формирование социального опыта обучающихся на образцах доступных литературных произведений, овладение речевой деятельностью, совершенствование культуры чтения.

Поставленная цель достигается за счет реализации следующих задач обучения:

  • продолжить формировать интерес и потребность к чтению;
  • развивать навык самостоятельного чтения;
  • обеспечить общее развитие обучающихся через обогащение опыта читательских переживаний;
  • развивать эмоциональную культуру, эстетический вкус школьников;
  • воспитывать гражданские чувства патриотизма;
  • сформировать представление об исторической ценности и уникальности отечественной литературы.

Поскольку одной из главных задач, стоящих на сегодняшний день перед школой, является повышение эффективности обучения и воспитания учащихся, важная роль в этом процессе отводится развитию коммуникативных умений старшеклассников. Проблема состоит в том, что несовершенство этих умений препятствует созданию условий для успешной социальной адаптации выпускников.

Формированию у обучающихся коммуникативных умений способствует организация в процессе работы над литературным произведением диалога читателей и героя, диспутов по заданной тематике, проблеме, согласие с высказанным в произведении и или его отрицание, пересказ событий от лица одного из персонажей произведения, предположительное продолжение авторского текста, драматизация диалогов.

Развитию речевой деятельности способствуют разнообразные формы и методы работы на уроке: комментированное и художественное чтение, подбор цитатного материала, аналитическая беседа в диалоге «ученик-учитель», творческие задания для обучающихся, литературные игры. Особая роль при изучении художественного произведения отводится словарной работе (работа со словарем, сносками).

Важным звеном в этой работе является создание ситуаций, вызывающих интерес старшеклассников, опора на их жизненный опыт, успех на уроке, желание высказать свое мнение, вызвать уважение окружающих к нему. Одним из ведущих принципов работы по проблеме является учет разноуровневого подхода к учащимся. Подбор индивидуальных заданий, вариативность их содержания, выбор адекватных приемов с каждым школьником, оказание помощи учителя в личностном раскрытии, осуществляя на уроке литературы возможность самореализации и самоутверждения.

Положительную динамику по формированию коммуникативной функции речи обучающихся обеспечивают следующие психолого-педагогические условия:

  • приближение изучения художественного произведения максимально к процессу естественного общения;
  • подбор заданий с учетом уже сформированных коммуникативных умений;
  • использование заданий, направленных на формирование мотивации коммуникативной деятельности обучающихся, побуждение их к активному диалогу;
  • применение принципа доступности, постепенного углубления программного материала, речевых ситуаций и диалогов на основе литературного текста;
  • использование проблемных вопросов, алгоритмов построения вопроса, ответа на вопрос, рассуждения;
  • драматизация отрывков.

В содержании программы отражены основные принципы психолого-педагогического процесса с учетом коррекционной направленности обучения и воспитания.

Принцип коррекционной направленности обучения (преемственность в содержании, дифференциация материала, разноуровневый подход) является ведущим и заключается в развитии эмоционально-волевой сферы обучающихся, в усвоении общечеловеческих нравственных ценностей и этических норм. Вследствие чего конкретизированы формы и средства исправления недостатков общего, речевого, и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения учебным предметом.

Приоритетным направлением в работе над литературным произведением на данном этапе является анализ и усвоение прочитанного, формирование умения самостоятельной работы с книгой, стимулирование интереса учащихся к чтению.

Тем не менее в старших классах продолжается формирование читательских умений и навыков: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала, т.к. не все учащиеся в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение художественных произведений вызывает у них затруднения при чтении и понимании содержания.

Особенностью реализации курса являются формы работы, учитывающие особенности контингента данного класса. Наиболее эффективные формы и виды работы по повышению читательского интереса у учащихся с интеллектуальными нарушениями — коллективное чтение произведений с захватывающим сюжетом, интересные факты из жизни писателей, беседы о прочитанном.

Особое внимание уделяется объему и степени доступности содержания изучаемого произведения, т.к. велика вероятность постепенной потери интереса к чтению, поэтому часть художественных произведений адаптирована под данную категорию учащихся (тексты представлены в сокращенном виде, либо в отрывках).

Увлекательность процесса изучения литературы поддерживается благодаря применению ИКТ: мультимедийные презентации, фрагменты кинофильмов, музыкальные фрагменты, виртуальные экскурсии.

Книги для чтения построены традиционно — по хронолого-тематическому принципу. В программе этого курса, как и в ранее изученных, четко прослеживается последовательное, системное обращение к изучению устного народного творчества, литературных сказок, произведений русской литературы ХIX–ХХ веков., зарубежной литературы [3]. В учебных пособиях для 10-11 классов акцент сделан на автора и художественное произведение, т.е. каждому изучаемому произведению предшествует биографическая справка, содержащая основные этапы жизни и творчества писателя, интересные факты, его заслуги и достижения в области литературы.

Основу содержания программы составляет отечественная литература XIX — XX столетий с бытийной проблематикой, отвечающей нравственным запросам подростков, у которых, ввиду нарушенного развития психических функций, сложно формируются отношения с социумом. Ключевые понятия, составляющие канву программы: детство, семейные традиции; образ России; подвиг народа в Великой Отечественной войне; природа и человек; нравственный выбор человека; взаимоотношения поколений; признанные духовные ценности человечества: любовь, доброта, взаимопонимание, человеческое достоинство, ответственность за близких.

Подбор произведений отражает также жанровое разнообразие отечественной литературы: стихотворения, басни, литературные сказки, рассказы, повести. С данными литературными понятиями учащиеся знакомы из предыдущих курсов литературы. В 10-11 классах учащиеся знакомятся с новыми литературными жанрами (сказ, элегия, очерк) и жанрами устного народного творчества (частушка, предание, легенда).

В книгу для чтения «Литература. 11 класс» помимо литературных произведений, в содержание включены обзорные статьи, где дается краткая характеристика русской поэзии Золотого и Серебряного века, а также учащиеся знакомятся с жанром «авторской песни», его особенностями, яркими представителями.

В УМК помимо рабочей программы и учебных пособий, включены «Методические рекомендации», включающие в себя дидактические материалы (иллюстративные материалы, творческие задания, игры, кроссворды, викторины, дополнительные художественные материалы), поурочные разработки (конспекты уроков с учетом наиболее интересного опыта изучения произведений), проверочные работы (контрольные тесты).

Контроль и оценка знаний, умений и навыков осуществляется на каждом уроке в ходе устных опросов (правильное, сознательное, беглое, выразительное чтение, пересказ, составление характеристики героя, ответов на вопросы). Форма контроля: тестирования после каждого изученного раздела и итоговое контрольное тестирование в конце учебного года. Оценка зависит от индивидуальных возможностей обучающихся с проблемами интеллектуального развития, выполняет стимулирующую функцию и учитывает степень продвижения ученика относительно самого себя.

Особенностью контроля является разноуровневый подход к содержанию и оцениванию работ обучающихся. Состав учащихся по психофизическим возможностям и уровню развития имеет, как правило, смешанный характер и потому необходимо учитывать разный уровень усвоения общеучебных знаний, умений и навыков, предъявлять дифференцированные требования к оценке учебных достижений обучающихся. В программе прописаны общие требования к сформированности знаний и умений обучающихся на базовом и минимально допустимом уровнях. Для отдельных учеников с низким уровнем развития программа может быть адаптирована.

На основе анализа сводных данных (см. Приложения) можно утверждать, что обучающиеся 10-11 классов успешно усваивают учебный материал курса, обучение по предложенной программе способствуют улучшению коммуникативных умений школьников, а подавляющее большинство обучающихся придают значение важности в обучении литературному образованию.

Список литературы

  1. Сборник «Программно–методическое обеспечение для 10-12 классов с углублённой трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида» под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Серия: Коррекционная педагогика. Издательство: Владос, 2006.
  2. Тиганов, А.С. Патология психического развития / А.С. Тиганов. — Москва, 1998.
  3. Шишкова М.И. Чтение. Методические рекомендации. 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. – М.: Просвещение, 2016.

Приложения:

  1. file1.pptx.zip.. 1,8 МБ

  2. file0.docx.. 27,0 КБ

Опубликовано: 06.12.2021

Работа с текстом

Автор: Фассалова Разина Рафисовна

Организация: МОБУ СОШ №2 с.Верхние Киги МР Кигинский район РБ

Населенный пункт: Кигинский район, с. Верхние Киги

Чтение – это окошко, через некоторое дети видят и познают мир и самих себя.

Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами.

В.А.Сухомлинский

Упражнения для работы с текстом в начальной школе. Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования.

Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Программа по чтению для младших школьников чётко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения – это прежде всего:

  • уметь понимать содержание читаемого текста;
  • это правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок;
  • это выразительность – умение интонировать знаки препинания.

Чтобы научить ученика хорошо владеть своей речью, необходимо научить его технике чтения, т.е. той стороне, которая обеспечивает хорошую дикцию, владение интонацией, помогает развить силу голоса, полётность, высоту, речевой слух.

Основные задачи на уроках -это:

  • воспитание любви к чтению;
  • формирование потребности читать;
  • развитие творческих способностей детей;
  • создание единого читательского пространства во взаимодействии школы, библиотеки и семьи;

Работа с детьми младшего школьного возраста сложна тем, что ученики быстро теряют интерес к какому-либо виду работы. Особенно это заметно на уроках чтения. Чтобы избежать подобной ситуации, увлечь детей и добиться хороших результатов, можно предлагать детям всевозможные разнообразные упражнения, направленные на формирование навыков чтения.

Все виды работ условно делятся на три группы: — упражнения для развития техники чтения; — упражнения для формирования навыков выразительного чтения; — упражнения для понимания смысла.

Текст – результат речетворческого процесса. Выделяют следующую систему текстов:

— художественные тексты (используют особенности образного отражения моделирования действительности);

— Разговорные тексты (основаны на ассоциативном мышлении);

— научные, или теоретические тексты (основаны на логико-понятийном воспроизведении результатов познания);

— инструктивные, или прикладные, тексты (основаны на изложении готового знания и рассчитаны на прямое исполнение предписанного);

— информативные тексты (представляют собой перечень фактов: словари, справочники и т.д.);

— агитационные тексты (цель – воздействие на сознание адресатов);

— тексты СМИ (сочетают особенности информативных агитационных текстов).

Вида работы с текстом

  • Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).
  • Чтение, деление на смысловые части. Составление плана (цитатный, вопросный, картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений).
  • Восстановление деформированного текста.
  • Инсценирование текста или отрывка.
  • Выборочное чтение (включает в себя 3 этапа: работа до чтения, во время чтения и после чтения).
  • Чтение с пометками.
  • Чтение с группами.
  • Поисковое чтение.
  • Чтение с пометками (найти отрывок к рисунку).
  • Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  •  

Работа на уроке литературного чтения с художественным текстом.

Н.Н.Светловская ввела систему основных понятий: «тип правильной читательской деятельности», «читательская самодеятельность», «квалифицированный читатель» и характеризует тип читательской деятельности как трехступенчатый процесс («предчтение»,»процесс чтения», «послечтение») целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процесс чтения и после чтения).

Квалифицированный читатель, с точки зрения Н.Н.Светловской, это ребенок или взрослый, который обладает читательской самостоятельностью, то есть умеет видеть в любой книге собеседника, различать собеседников и выбирать из числа нужного для себя и делать это наименьшей тратой времени сил.

С точки зрения лингвистики понимание текста – это вычитание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.

Фактуальную информацию составляет описание событий, героев, места и времени действия и т.д.

Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах. Она содержится в текстовых «скважинах» (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющие знания. Опыт) в словах-образах (художественных средствах), в монтаже текста.

Под концептуальной информацией понимается система взглядов, мыслей и чувств автора, которую он отражает в тексте, рассчитывая на ее вычерпыванием читателем. Конечно, текст- это единое целое, и виды текстовой информации разграничиваются условно: в науке – в исследовательских, а на практике – учебных целях.

Анализ текста:

  1. Работа с текстом (прогнозирование, предугадывание): анализ заголовка, иллюстрации, опорных слов.
  2. Работа с текстом во время чтения: аналитическое чтение с целью выявления композиции текста, анализа героев, анализа средств художественной выразительности. Сначала понимание фактов, потом подтекста и концепта.
  3. Работа с текстом после чтения: результат анализа (рассказ о герое, пересказ, выразительное чтения).

Воробей И.С.Тургенев

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Работа с текстом перед чтением

  • Беседа учителя с детьми
  • Рассказ учителя
  • Словарная работа
  • Анализ заголовка, иллюстрации;
  • Выделение из текста ориентирующих слов, непонятных слов и выражений и т.д.
  • Что мы будем читать? Это рассказ, стихотворение или сказка? Как вы догадались?
  • Какое название дал автор этому рассказу?
  • Кто такой воробей?
  • Какие произведения о воробьях читали?
  • Какая история могла произойти с этой птицей?
  • Послушай текст и подумай, могли ли эти события произойти в реальной жизни?

Проверка первичного восприятия

Цель: выяснить эмоциональную реакцию детей на произведение и их понимание общего смысла произведения.

  • Понравился ли вам рассказ?
  • Что особенно понравилось?
  • Когда было страшно?
  • Когда героя было жалко?

1 ступень анализа — понимание фактического содержания.

  • С чего началась эта история? Прочитайте.
  • Как развивались события?
  • Какой момент повествования является самым напряженным (самым важным)? Прочитайте.
  • Чем все закончилось?

2 ступень анализа- понимание главных мыслей, чувств героев. Оценка поступков.

  • Каким изображен молодой воробей?

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

  • Каким мы увидели старого воробья? Расскажи, каким ты его представляешь?
  • С какой целью автор написал рассказ? Что хотел нам сообщить?
  • Какую мысль автора можно считать главной?

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

На каждом уроке целесообразно выполнять следующие виды заданий: работа над артикуляцией, словарная работа, разучивание скороговорок, жужжащее чтение.

Для работы над техникой чтения одно упражнение используется несколько уроков подряд. После того как дети привыкают к заданию и большинство начинает его успешно выполнять, нужно выбрать новое задание. Работа по формированию выразительности и осмысленности чтения проводится в медленном темпе. Иногда одно и то же задание выполняется в течение 1 -2 месяцев.

Развитие речи долгий и кропотливый труд учеников и учителей. И только систематическая работа обязательно приведет к успеху. Играя, ребёнок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Игра интересна для детей. А интерес рождается там, где есть место удивлению.

Каждый ребенок от природы наделен разнообразными творческими способностями, и педагог должен создать условия для их проявления и развития. Основным стимулом к учебе должен стать интерес и любознательность, желание познать самого себя.

Использованная литература:

  1. Функциональная грамотность младшего школьника : книга для учителя / [Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др.] ; под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М. : Российский учебник : Вентана-Граф, 2018.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО РАЗВИТИЮ У РЕБЕНКА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ:

1. Ничего не делайте за ребенка из того, что он может и умеет делать сам.

2. Воспитывайте читателя личным примером.

3. Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь.

4. Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия.

5. Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.

6. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.

7. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей. О книгах любимых рассказывайте с восхищением.

8. Поручите школьнику составить каталог домашних книг. Опыт показывает, что он может найти интересную для себя, копаясь в книгах.

9. Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.

10. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.

11. Убедите школьника записаться в городскую библиотеку и посещать ее не реже двух раз в месяц. Учитель с удовольствием порекомендует интересные книги.

Памятка при работе над басней

1. Как называется басня? Кто ее автор?

2. Прочитайте басню. Какие события в ней описываются?

3. Кто действует в басне?

4. Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.

5. Что осуждается в басне?

6. Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?

7. Что должен понять из этой басни читатель?

8. Какое выражение басни стало крылатым?

Памятка при работе над стихотворением

1. Назовите стихотворение и его автора.

2. Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?

3. Перечитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под этими картинками?

4. Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения?

5. Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

6. Что вам понравилось в стихотворении?

7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Памятка при работе над сказкой

1. Как называется сказка? Кто ее сочинил?

2. Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?

3. Кто в сказке действует? Какие это герои?

4. Какие события описываются в сказке?

5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

6. Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.

7. Как относится автор сказки (если она авторская) к своим героям?

8. Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?

Как составить план текста

1. Перечитайте весь рассказ (наметьте для себя его части).

2. Разделите рассказ на части, отметив начало каждого рассказа галочкой (одна часть отличается от другой содержанием).

3. Перечитайте первую часть, выделяя в ней главное (отметьте главные места в тексте и выпишите их в тетрадь).

4. Озаглавьте эту часть (выразите главное в одном предложении и запишите свой заголовок в тетрадь).

5. Эту же работу выполните при чтении следующих частей.

6. Проверьте себя: прочитайте план, просмотрите рассказ, убедитесь в том, что план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки, заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).

Формирование умений младших школьников пересказывать полно

1. Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать последовательность событий).

2. Наметьте его основные смысловые части (картины).

3. Подберите заголовки к частям (своими словами или словами из текста).

4. Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге.

5. Проверьте себя по книге, бегло просмотрев рассказ.

Формирование умений младших школьников пересказывать кратко

1. Перечитайте текст.

2. Составьте план (определите части, выделите в них главные предложения, озаглавьте их).

3. Расскажите о главном в каждой части.

4. Перескажите рассказ сжато, используя план, отразите самое главное в нем и главное в каждой части.

5. Проверьте, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, но не пропуская главного. Сравните подробный и сжатый пересказы (если они были ранее составлены).

Формирование умений младших школьников выразительно читать

1. Перечитай текст, определи содержание мысли, чувства, настроение, переживания героев, автора.

2. Определи своё отношение к событиям, героям, к описаниям картин природы.

3. Представь их.

4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, какова твоя задача чтения.

5. Выбери тон, темп чтения, пометь паузы, логические ударения (интонационные средства).

6. Прочитай вслух для себя. Проверь, интересно ли другим тебя слушать.

7. Прочитай выразительно.

Приложения:

  1. file0.docx.. 29,3 КБ

Опубликовано: 05.12.2021

  • Форма поэмы мцыри рассказ героя исповедь героя
  • Формат коралл как пишется
  • Форссен эрлин карл йохан сказки
  • Форд фокус как пишется на английском
  • Форсмажорный как пишется грамота ру