Фонетический разбор слова рассказ 5 класс по русскому языку

План урока: фонетический разбор что это такое? цветовая схема слова число букв и звуков в словах практические упражнения фонетический

План урока:

Фонетический разбор – что это такое?

Цветовая схема слова

Число букв и звуков в словах

Практические упражнения

Фонетический разбор – что это такое?

Слово «фонетика» пришло в русскую речь из греческого языка. В переводе означает «звук».

Что изучает фонетика

Наука «фонетика» изучает звуковой состав языка, историю происхождения разных звуков, а также характеристику каждого звука.

Фонетика подробно рассматривает, какие органы речи человека участвуют в образовании того или иного звука: губы, язык, зубы, нёбо.

Так, например, мы уже знаем, что звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных принимает участие голос, согласных – голос и шум или только шум.Всего в русском языке 6 гласных и 36 согласных. Согласные звуки делятся на две группы.

1 группа «Твёрдые и мягкие согласные»

1 razbor po bukvam i zvukam

2 группа «Звонкие и глухие согласные»

2 razbor po bukvam i zvukam

Звуки, соединяясь друг с другом, образуют слоги и слова. С помощью звуков мы различаем слова в речи. Можно поменять всего лишь один звук в слове, и его значение полностью меняется:

  • кот (животное) – код (шифр);
  • мак (цветок) – маг (волшебник);
  • порт (место для стоянки морского транспорта)– корт (площадка для игры в теннис).

Фонетика рассматривает также, в какой позиции находятся звуки: сильной или слабой. Позиция для звука считается сильной, если он произносится отчётливо.

Сильная позиция для гласного – нахождение звука под ударением:варе́нье, го́сти, ноя́брь. Все безударные звуки в этих и других словах занимают слабую позицию.

Для согласного звука позиция является сильной, если рядом расположены гласные звуки: молоточки, вьюга, нога, дороги. Каждый согласный произносится чётко, не возникает сомнений в написании.

Согласный находится в слабой позиции, если:

3 razbor po bukvam i zvukam
 

Проверяют правописание, изменяя слово, чтобы после слабой согласной стоял гласный звук: молоток – молотки, друг – у друга, бязь – из бязи, ошибка – ошибочка, ложка – ложечки. Если такой способ не подходит, то написание слова запоминаем и проверяем в орфографическом словаре.

Звуки на письме отображаются в виде букв.

4 razbor po bukvam i zvukam

Порядок фонетического разбора слова

Слово часто произносится совсем не так, как пишется. Например: пишем «молоко», «шоколад», а произносим «малако», «шакалат». Фонетический разбор слова, по-другому, звуковой анализ, помогает понять, разницу между звуками, которые мы произносим, и буквами, которые пишем. Звуковую запись слова делают с помощью транскрипции.

Послушаем академика Звуковеда, как правильно выполнить эту работу.

5 razbor po bukvam i zvukam

Примеры от академика Звуковеда:

6 razbor po bukvam i zvukam

Важно правильно записывать слово в транскрипции:

  • гласные и согласные в сильной позиции пишутся так, как слышатся;
  • обязательно ставится ударение;
  • звуки в слабой позиции записываются, как произносятся;
  • мягкость согласных обозначается знаком в виде запятой справа над буквой.

Цветовая схема слова 

Ребята, а вы знаете, что звуки имеют свой цвет? Наш гость сказочный художник Карандаш расскажет об этом подробнее.

8 razbor po bukvam i zvukam

Теперь слово можно записать в виде цветных квадратиков:

9 razbor po bukvam i zvukam

Ребята, согласные звуки произносятся слитно вместе с гласными, которые стоят за ними: каша, Буратино. Это явление носит название слияние звуков. Давайте узнаем, как Карандаш предлагает обозначать слияние согласного с гласным в цветовой схеме.

10 razbor po bukvam i zvukam

Чёрная чёрточка сверху – знак ударения. Он ставится над гласной в сильной позиции. В цветовой схеме используют ещё один знак (прямая вертикальная чёрная черта): разделение слова на слоги.

11 razbor po bukvam i zvukam

А вот как записываются в цветовой схеме йотированные буквы, которые дают два звука:

12 razbor po bukvam i zvukam

Звук [й’] согласный и мягкий. Поэтому в схеме обозначается зелёным цветом. Он сливается с гласной [о], в схеме слова эти звуки делят один прямоугольник на две части.

Число букв и звуков в словах

Ребята, используя цветовую схему слова, вам не составит труда дать характеристику каждому звуку, подсчитать количество букв и звуков.

Вы уже знаете из предыдущих уроков, что в словах может наблюдаться несовпадение количества звуков и букв. Рассмотрим, в каких случаях это происходит.

  • Если в слове имеется мягкий знак Ь: мышь, пальчик. Запишем транскрипции слов, подсчитаем количество букв и звуков в словах: [мыш] (4 буквы, 3 звука), [пал’ч’ик] (7 букв, 6 звуков). Звуков меньше, чем букв.
  • Если в слове имеются йотированные буквы, которые образуются двумя звуками: согласным [й]и гласными:[а], [у], [о][э]. Пример:ёлка [й’олка] (4 буквы, 5 звуков), юг [й’ук] (2 буквы, 3 звука), ягода [й’агада] (5 букв, 6 звуков). В этих примерах звуков больше, чем букв.

Кроме Ь, не имеет звука буква Ъ. Но твёрдый знак не изменяет количество звуков в словах. За ним следуют йотированные гласные, у которых 2 звука, поэтому число букв и звуков в словах с Ъ может совпадать: подъезд [падй’эст] (7 букв, 7 звуков), отъезд [атй’эст] (6 букв, 6 звуков).

Ребята, друг Карандаша, сказочный изобретатель Самоделкин предлагает потренироваться в выполнении заданий, связанных с темой нашего урока.

Практические упражнения

13 razbor po bukvam i zvukam

Задание 1.

Соотнесите слово хозяйка со схемами, сделайте правильный выбор.

14 razbor po bukvam i zvukam

Задание 2.

Отгадайте загадку.

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её …

Запишите транскрипцию отгадки и составьте цветовую схему слова. Сколько букв в слове? Сколько звуков? Сколько слогов?

Задание 3.

Рассмотрите цветовую схему. Подберите слова, которые этой схеме соответствуют.

15 razbor po bukvam i zvukam

Список слов: метель, бочка, шофёр, стол, тюлень, ведро, кресло, капель. Сколько слов подходит для данной схемы?

Задание 4.

Соедините стрелкой цветовые схемы с подходящими по звуковому составу словами.

16 razbor po bukvam i zvukam

Правильные ответы:

Задание 1. Схема под цифрой 3.

Задание 2. Сорока. [сарока], 6 букв, 6 звуков, 3 слога.

17 razbor po bukvam i zvukam

Задание 3. Метель, тюлень, капель.

Задание 4.

18 razbor po bukvam i zvukam

Ребята, наш урок закончился. Волшебные человечки Карандаш и Самоделкин прощаются с вами. Вам осталось сделать самопроверку знаний – пройти тестирование.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Урок русского языка, 5 класс

Тема: «Фонетический разбор слова»

Урок рефлексии

Технологии: здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, групповой деятельности, игровая. 

Решаемые проблемы: Каков порядок фонетического разбора? В чем состоит фонетический анализ слова?

Планируемые результаты:

Предметные: научиться производить фонетический анализ.

Коммуникативные: обмениваться знаниями между членами группы для решения задач.

Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа слова как фонетической единицы.

Личностные: формирование мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения задания.

Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал, магниты, сигнальные карточки (зеленого и желтого цветов), презентация.

УМК Русский язык 5 класс Т.А.Ладыженской и др. (М.: Просвещение);

Рабочая программа по русскому языку. 5 класс/ Сост. Т.Н.Трунцева. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2017.

Длительность урока 40 минут.

Этапы урока

Содержание

Деятельность учащихся

Время

Оргмомент

Проверка готовности учащихся. Приветствие.

У всех ли в классе хорошее самочувствие? Все ли подготовились к уроку?

Запись на правой стороне доски:

На парте: ручка, учебник, лист с заданием

Подготовка к уроку. Приветствие.

Запись в тетрадях: дата, классная работа.

2 мин

Актуализация знаний и мотивация

Учитель: Давайте начнем занятие с того, что вспомним, что мы знаем о звуках. Группа учащихся 1 (у которых наблюдались затруднения в работе с гласными звуками на предыдущих уроках): Представьте, что вы – гласные звуки. Расскажите о себе.

Группа учащихся 2 (у которых наблюдались затруднения в работе с согласными звуками на предыдущих уроках): Представьте, что вы — согласные звуки. Расскажите о себе.

Группа учащихся 3 (у которых наблюдались затруднения в работе с согласными сонорными  звуками на предыдущих уроках): Представьте, что вы – звуки Й,Р,Л,М,Н. Расскажите о себе.

Работа в группах. Ответы учащихся.

Работа в группах. Ответы учащихся.

5-8  мин

Определение темы урока.

Целеполагание

Учитель: Как вы думаете, для какого вида работы нам необходимы эти знания? Определите тему урока.

Ответы учащихся. Фонетический разбор слова.  

Запись темы на доске.

Учитель: С фонетикой и фонетическим разбором слова вы познакомились еще в начальной школе. Подумайте, какими могут быть цели нашего урока?

Ответы учащихся: закрепить умение выполнять фонетический разбор, в том числе и сложных для разбора слов.

Если учащиеся затрудняются с ответом, учитель помогает сформулировать цель урока.

Запись темы урока в тетради

3 мин

Работа в группах

Выявление места затруднения

Учитель использует прием «Лови ошибку»:

Группа учащихся 1, используя таблицы звуков (в справочнике) проводит анализ ошибок в фонетическом разборе, допущенных вымышленным учеником. В чем ошибся? Чего не знает ученик? Какие характеристики должны быть у гласных, согласных?

1. Алфавит – 2 слога;

А – [а] – гласный, ударный, твердый;

Л – [л] – согласный, твердый, звонкий;

Ф – [ф] – согласный, твердый, глухой;

А – [о] – гласный, ударный, мягкий;

В – [в`]- согласный, мягкий, звонкий;

И – [и] – гласный, безударный;

Т —  [т] – согласный, твердый, глухой.

5 букв, 5 звуков.

2. Ежик – 2 слога;

Е — [е] – гласный, ударный;

Ж — [ж] – согласный, твердый, звонкий;

И — [и] – гласный, безударный;

К — [к] – согласный, твердый, глухой.

4 буквы, 4 звука

Группа учащихся 2, используя таблицы звуков (в справочнике) проводит анализ ошибок в фонетическом разборе, допущенных вымышленным учеником. В чем ошибся? Чего не знает ученик? Какие характеристики должны быть у гласных, согласных?

1. Алфавит – 3 слога;

А – [а] – гласный, безударный;

Л – [л] – согласный, твердый, глухой;

Ф – [ф] – согласный, мягкий, звонкий;

А – [а] – гласный, безударный;

В – [в]- согласный, твердый, глухой;

И – [и] – гласный, ударный;

Т —  [т] – согласный, твердый, звонкий.

5 букв, 5 звуков.

2. Ежик – 2 слога;

Е – [й] – согласный, твердый, звонкий;

    — [о] – гласный, ударный;

Ж — [ж] – согласный, твердый, глухой;

И — [ы] – гласный, безударный;

К — [к] – согласный, твердый, глухой.

4 буквы, 5 звуков.

Группа учащихся 3, используя таблицы звуков (в справочнике) проводит анализ ошибок в фонетическом разборе, допущенных вымышленным учеником. В чем ошибся? Чего не знает ученик? Какие характеристики должны быть у гласных, согласных?

1. Алфавит – 3 слога;

А – [а] – гласный, безударный;

Л – [л] – согласный, твердый, глухой, парный;

Ф – [ф] – согласный, мягкий, звонкий;

А – [а] – гласный, безударный;

В – [в`]- согласный, мягкий, глухой;

И – [и] – гласный, ударный;

Т —  [т] – согласный, твердый, звонкий.

5 букв, 5 звуков.

2. Ежик – 2 слога;

Е – [й] – согласный, твердый, глухой, парный;

    — [о] – гласный, ударный;

Ж — [ж] – согласный, твердый, глухой;

И — [ы] – гласный, безударный;

К — [к] – согласный, твердый, глухой, непарный.

4 буквы, 5 звуков.

СЛАЙД 2

Находят ошибки, исправляют, соотносят с правилами и таблицами справочных материалов. Выявляют места затруднения.  Делают вывод о причине ошибок, допущенных в работах.

Самопроверка.

8-10 мин

Физкультминутка

1. Исходное положение — сидя на стуле. Плавные наклоны головы вперед – назад. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.

2. И.п. — сидя, руки на поясе. Повороты головы направо – налево. Повторить 6 — 8 раз. Темп медленный.

3. И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 — и.п., 3 — 4 — то же правой рукой. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.

Выполняют упражнения.

2-3 мин

Первичное закрепление

Учитель: Давайте выстроим схематично алгоритм наших действий фонетического разбора.

Звук:

1. гласный (ударный или безударный);

— е,ё,ю,я обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной, после разделительных Ъ и Ь;

2. согласный (твердый или мягкий; звонкий или глухой)

— только твердые: ж, ш, ц;

— только мягкие: ч, щ, й;

-только звонкие: й,р,л,м,н.

3. подсчитать количество букв и звуков.

СЛАЙД 3-9

Обобщают знания.

Составляют алгоритм работы со звуками в фонетическом разборе.

3-4 мин

Реализация проекта

Учитель: Теперь попробуем по нашему плану самостоятельно выполнить фонетический разбор слов  ядро, дрозд.

СЛАЙД 10

Я- [й`] – согласны, мягкий, звонкий;

    [а] – гласный безударный;

Д – [д] – согласный, твердый, звонкий;

Р – [р] – согласный, твердый, звонкий;

О – [о] – гласный, ударный.

4 буквы, 5 звуков

Д – [д] – согласный, твердый, звонкий;

Р – [р] – согласный, твердый, звонкий;

О – [о] – гласный, ударный;

З – [с] – согласный, твердый, глухой;

Д – [т] – согласный, твердый, глухой.

5 букв, 5 звуков

СЛАЙД 10-11

Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону

5 мин

Включение в систему знаний

Учитель применяет прием игры «Положи словечко на подходящую полку». Закрепляем слова на доску при помощи магнитов. 

Слова необходимо распределить по группам:

1. слова, в которых гласный/ые звуки обозначают один звук.

2. слова, в которых гласный/ые звуки обозначают два звука.

3. слова, в которых все согласные твердые.

4. слова, в которых все согласные мягкие.

5. слова, в которых все согласные звонкие.

6. слова, в которых все согласные глухие.  

Карточки со словами: ель, поле,  метелка, баня, труд, урок, лесть, мель, тропа, береза, пробка.

Карточки распечатать в нескольких экземплярах. Некоторые слова займут несколько полок.

СЛАЙД 12

Связывают новое знание умение с пройденным материалом

4-5  мин

Домашнее задание

Учитель: Домашнее задание: упражнение 320.

Запись в дневниках

1 мин

Рефлексия

Учитель: На ваших столах лежат карточки зеленого и желтого цветов. Если вы считаете, что на уроке вам все удалось и в дальнейшем фонетический разбор не будет для вас сложным, положите зеленую карточку. Если вы по-прежнему испытываете неуверенность в своих сила при выполнении фонетического разбора, положите желтую карточку.

Спасибо за внимание.

Оценивают продуктивность своего занятия.

2 мин

Вы знаете, почему русский язык так тяжело учить иностранцам? Особенно тем, чьи языки совсем не похожи на русский? Одна из причин в том, что про наш язык никак не скажешь, что слова можно записывать так, как они слышатся. Мы говорим «мАлАкО», но ведь помним, что записать слово надо через 3 буквы О: «мОлОкО».

Это самый простой и очевидный пример. И о том, как выглядит транскрипция (то есть графическая запись звуков) самых привычных для нас слов никто, как правило, не задумывается. Чтобы научиться разбираться, из каких звуков состоят слова, в школах и даже университетах выполняют такое задание, как фонетический разбор слова.

Не всем оно дается легко, но мы поможем вам разобраться и успешно справляться с ним на уроках и при подготовке домашних заданий.

Фонетический разбор слова – задание, нацеленное на то, чтобы разобрать слово на буквы и звуки. Сравнить, сколько в нем букв и сколько звуков. И выяснить, что одни и те же буквы в разных положениях могут обозначать разные звуки.

Гласные буквы

В алфавите русского языка 10 гласных букв: «а», «о», «у», «э», «ы», «я», «ё», «ю», «е», «и».

Но гласных звуков только 6: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Гласные «е», «ё», «ю», «я» состоят из двух звуков: гласный + й. Записываются так: «е» = [й’+э], «ё»  = [й’+о], «ю» = [й’+у], «я» = [й’+а]. И называются йотированными.

Запомните, что в транскрипции «е», «ё», «ю», «я» на два звука раскладываются не всегда. А только в следующих случаях:

  1. когда стоят в начале слова: еда [й’эда], ёрш [й’орш], юбка [й’упка], яма [й’ама];
  2. когда стоят после других гласных: моем [мой’эм], моё [май’о], моют [мой’ут], вояка [вай’ака];
  3. когда стоят после «ъ» и «ь»: пьедестал [п’й’эд’эстал], пьёт [п’й’от], пьют [п’й’ут], соловья [салав’й’а].

Если «е», «ё», «ю», «я» стоят в слове после мягких согласных, их можно спутать с [а], [о], [у], [э]: мяч [м’ач’], мёд [м’от], мюсли [м’усл’и], ветка [в’этка]. Они обозначают один звук в позиции после согласных и под ударением.

Не под ударением «е», «ё», «ю», «я» дают звук [и]: ряды [р’иды], лесок [л’исок]. В других случаях буква «я» без ударения может произноситься как [э]: трясина [тр’эс’ина].

Еще интересное про отношения «ь» и гласных: если после мягкого знака в слове стоит буква «и», она произносится как два звука: ручьи [руч’й’и].

Зато после согласных «ж», «ш» и «ц» буква «и» дает звук [ы]: камыши [камышы].

Гласные «а», «о», «у», «э», «ы» обозначают твердость согласных звуков. Гласные «е», «ё», «ю», «я», «и» обозначают мягкость согласных звуков.

Кстати, во многих словах с гласной «ё» на нее всегда падает ударение. Но это правило не работает для заимствованных (амёбиа́з) и сложных слов (таких, как трёхъя́дерный).

Согласные буквы

В русском языке 21 согласная буква. А звуков эти буквы образуют аж 36! Как это возможно? Давайте разбираться.

Так, среди согласных 6 пар по звонкости глухости:

  1. [б] — [п]: [б]а[б]ушка – [п]а[п]а;
  2. [в] — [ф]: [в]ода – [ф]анера;
  3. [г] — [к]: [г]олос – [к]орова;
  4. [д] — [т]: [д’]ятел – [т]уча;
  5. [ж] — [ш]: [ж’]изнь – [ш]уба;
  6. [з] — [с]: [з’]има – о[с’]ень.

Это интересно, потому что парные звуки обозначаются разными буквами. Такие пары есть не во всех языках. А в некоторых, например, корейском, парные глухие и звонкие звуки обозначаются одной и той же буквой. Т.е. одна и та же буква читается как звонкий или глухой звук  в зависимости от положения в слове.

А еще существует 15 пар по твердости-мягкости:

  1. [б] — [б’]: [б]а[б]очка – [б’]елка;
  2. [в] — [в’]: [в]ата – [в’]илка;
  3. [г] — [г’]: [г]амак – [г’]идрант;
  4. [д] — [д’]: [д]ож[д’];
  5. [з] — [з’]: [з]олото – [з’]евать;
  6. [к] — [к’]: [к]уст – [к’]исть;
  7. [л] — [л’]: [л]асточка – [л’]истик;
  8. [м] — [м’]: [м]а[м]а – [м’]иска;
  9. [н] — [н’]: [н]ос – [н’]юх;
  10. [п] — [п’]: [п]арча – [п’]и[п’]етка;
  11. [р] — [р’]: [р]ысь – [р’]ис;
  12. [с] — [с’]: [с]обака – [с’]еледка;
  13. [т] — [т’]: [т]апок – [т’]ень;
  14. [ф] — [ф’]: [ф]отоаппарат – [ф’]ехтование;
  15. [х] — [х’]: [х]оккей – [х’]ек.

Как видите, мягкость звуков обеспечивают буква «ь» и мягкие согласные, стоящие после согласных.

Есть в русском языке непарные согласные звуки, которые никогда не бывают глухими:

  • [й’] – [й’]од;
  • [л] – [л]ама;
  • [л’] – [л’]ейка;
  • [м] – [м]орковка;
  • [м’] – [м’]юсли;
  • [н] – [н]осорог;
  • [н’]– [н’]етопырь;
  • [р] – [р]омашка;
  • [р’] – [р’]ебенок.

Чтобы было проще запомнить все звонкие звуки, можете использовать такую фразу: «Мы же не забывали друг друга».

А также непарные звуки, которые, в свою очередь, никогда не бывают звонкими. Попробуйте прочитать слова из примеров вслух и убедитесь в этом сами:

  • [х] – [х]орек;
  • [х‘] – [х‘]ирург;
  • [ц] – [ц]апля;
  • [ч’] – [ч’]еловек;
  • [щ’] – [щ’]етина.

Запомнить, какие именно звуки остаются глухими в любой ситуации, помогут две фразы: «Степка, хочешь щец?» — «Фи!» и «Фока, хочешь поесть щец?».

Если вы внимательно прочитали те примеры, что приводились выше, наверняка уже обратили внимание, что некоторые согласные в русском языке никогда не бывают мягкими:

  • [ж] – [ж]ук и даже [ж]елудь;
  • [ш] – [ш]уба и [ш]ило читаются одинаково твердо;
  • [ц] – [ц]арапать и [ц]ирк – то же самое, звук произносится твердо.

Запомните, что в некоторых заимствованных словах и именах «ж» все-таки бывает мягким [ж’]: жюри [ж’]юри, Жюльен [ж’]юльен.

Аналогичным образом есть в русском языке такие согласные, которые никогда не произносятся твердо:

  • [й’] – [й’]огурт;
  • [ч’] – [ч’]ирикать и [ч’]асы – звук одинаково мягкий;
  • [щ’] – [щ’]ека и [щ’]упальца – аналогично: несмотря на то, какая гласная стоит после этого согласного, он все равно произносится мягко.

Иногда в некоторых учебниках мягкость этих звуков не обозначается апострофом при транскрипции – раз уж все и так знают, что твердыми эти звуки в русском языке не бывают. А еще «щ» нередко принято обозначать как [ш’:].

Запомните еще, что согласные «ж», «ш», «ч», «щ» называются шипящими.

План фонетического разбора

  1. Для начала нужно правильно записать слово с точки зрения орфографии.
  2. Затем разделить слово на слоги (помним, что слогов в слове столько, сколько в нем гласных букв), обозначить ударный слог.
  3. Следующим пунктом идет фонетическая транскрипция слова. Не стоит сразу транскрибировать слово – для начала попробуйте произнести его вслух. Если потребуется, проговорите несколько раз – пока не сможете с уверенностью сказать, какие именно звуки надо записать.
  4. Охарактеризуйте по порядку все гласные звуки: обозначьте ударные и безударные.
  5. Охарактеризуйте по порядку все согласные звуки: обозначьте парные и непарные по звонкости/глухости и твердости/мягкости.
  6. Подсчитайте и запишите, сколько в слове букв и сколько звуков.
  7. Отметьте те случаи, в которых количество звуков не соответствует  количеству букв, и объясните их.

В письменном фонетическом разборе звуки записываются сверху вниз в столбик, каждый звук заключается в квадратные скобки – [ ]. В конце следует подвести черту и под ней записать количество букв и звуков в слове.

Специальные знаки транскрипции

Теперь о том, как надо правильно обозначать звуки при транскрипции:

  • [ ‘ ] – так обозначатеся ударный гласный в основном ударном слоге (О’сень);
  • [ `] – так обозначается побочный (второстепенный) подударный гласный звук: обычно такой подударный слог расположен в начале слова, встречается в сложных словах и словах с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс-, вице- и другими (`околозЕ’мный);
  • [’] – знак смягчения согласного звука;
  • [Λ] – знак транскрипции для «о» и «а» в следующих случаях: позиция в начале слова, первый предударный слог в позиции после твердого согласного (арка [Λрка], король [кΛрол’]);
  • [j’] – более «продвинутый» знак транскрипции для записи йотированных звуков, можно использовать и [й’].
  • э] – нечто среднее между [и] и [э], используется для обозначения гласных «а», «е», «э»  в первом предударном слоге в позиции после мягкого согласного (блесна [бл‘иэсна]);
  • э] – нечто среднее между [ы] и [э] или [ы] и [а], используется для обозначения гласных «е», «э» в первом предударном слоге в позиции после твердого согласного (шептать [шыэптат ‘];
  • [ъ] – знак транскрипции для гласных «о», «а», «е» в позициях после твердого согласного в предударном и заударном слоге (молоко [мълΛко]);
  • [ь] – знак транскрипции для гласных «о», «а», «я», «е» в позиции после мягкого согласного в безударном слоге (варежка [вар‘ьшка]);
  • [–] – знак, обозначающий отсутствие звука на месте «ъ» и «ь»;
  • [ ‾ ]/[ : ] – знаки транскрипции (можно использовать один или другой по выбору – это не будет ошибкой) для обозначения долготы согласных (бояться [бΛй’ац:ъ]).

Как видите, все очень непросто с транскрипцией букв в звуки. В школьной программе, как правило, эти усложненные и более точные знаки транскрипции не используются или используются мало. Только при углубленном изучении русского языка. Поэтому разрешается вместо «и с призвуком э» и прочих сложных обозначений применять в фонетическом разборе звуки [а], [о], [у], [э], [ы], [и] и [й’].

Правила транскрипции

Не забывайте также о следующих правилах транскрипции согласных:

  • озвончение глухих согласных в позиции перед звонкими (сгибать [зг’ибат’], косьба [кΛз’ба]);
  • оглушение звонких согласных в позиции на конце слова (ковчег [кΛфч’эк]);
  • оглушение звонкого согласного в позиции перед глухим, например, звонкого «г», который может превращаться в глухие звуки [к] и [х] (ногти [нокт’и], легкий [л’охк’ий’]);
  • смягчение согласных «н», «с», «з», «т», «д» в позиции перед мягкими согласными (кантик [кан’т’ик]);
  • смягчение «с» и «з» в приставках с-, из-, раз- в позиции перед «ъ» (изъять [из’й’ат’]);
  • нечитаемые согласные «т», «д», «в», «л» в сочетаниях из нескольких согласных букв подряд: при этом сочетание «стн» произносится как [сн], а «здн» – как [зн] (уездный [уй’эзный’]);
  • сочетания букв  «сч», «зч», «зщ» читается как [щ’] (счеты [щ’оты]);
  • сочетания «чн», «чт» произносятся [ш] (что [што], конечно [кΛн’эшнъ]);
  • суфиксы инфинитива -ться/-тся транскрибируются [ц] (кусаться [кусац:ъ]);
  • окончания -ого/-его произносятся через звук [в] (твоего [твъй’эво]);
  • в словах с удовенными согласными возможны два варианта трансркрипции: 1) двойные согласные располагаются после ударного слога и образуют удвоенный звук (кАсса [кас:ъ]); 2) двойные согласные располагаются перед ударным слогом и дают обычный согласный звук (миллиОн [м’ил’ион]).

А теперь давайте рассмотрим фонетическую транскрипцию слов на примерах. Для записи будем использовать упрощенную систему транскрипции согласных звуков.

Примеры фонетической транскрипции слов

  1. отъезд
  2. отъ-е’зд (2 слога, ударение падает на 2-ой слог)
  3. [атй’э’ст]
  4. о — [а] – гласный, безударный
    т- [т] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
    ъ – [–]
    е — [й’] – согласный, звонкий (непарный), мягкий (непарный) и [э] —  гласный, ударный
    з — [с] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
    д — [т] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
  5. 6 букв, 6 звуков
  6. Буква «е» после разделительного «ъ» дает два звука: [й’] и [э]; буква «д» в конце слова оглушается в звук [т]; буква «з» оглушается до звука [c] в позиции пред глухим звуком.

Еще один пример:

  1. грамматика
  2. грам-ма’-ти-ка (4 слога, ударение падает на 2-ой слог)
  3. [грам:ат’ика]
  4. г – [г] – согласный, звонкий (парный), твердый (твердый)
    р – [р] – согласный, звонкий (непарный), твердый (парный)
    а – [а] – гласный, безударный
    мм – [м:] – удвоенный звук, согласный, звонкий (непарный), твердый (парный)
    а – [а] – гласный, ударный
    т – [т’] – согласный, глухой (парный), мягкий (парный)
    и – [и] – гласный, безударный
    к – [к] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
    а – [а] – гласный, безударный
  5. 10 букв, 9 звуков
  6. Сдвоенные согласные «мм» дают удвоенный звук [м:]

И последний:

  1. становились
  2. ста-но-ви’-лись (4 слога, ударение падает на 3-ий слог)
  3.  [станав’и’л’ис’]
  4. с – [с] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
    т – [т] – согл.асный, глухой (парный), твердый (парный)
    а – [а] – гласный,безударный
    н – [н] – согласный, звонкий (непарный), твердый (парный)
    о – [а] – гласный, безударный
    в – [в’] – согласный, звонкий (парный), мягкий (парный)
    и – [и] – гласный, ударный
    л – [л’] – согласный, звонкий (непарный), мягкий (парный)
    и – [и] – гласный, безударный
    с – [с’] – согласный, глухой (парный), мягкий (парный)
    ь – [–]
  5. 11 букв, 10 звуков
  6. Буква «о» в безударной позиции дает звук [а]; буква «ь» не обозначает звука и служит для смягчения предшествующего ей согласного.

Вместо послесловия

Ну как, помогла ли вам эта статья разобраться с фонетическим разбором слов? Не так-то просто правильно записать звуки, из которых состоит слово – на этом пути скрыто много подводных камней. Но мы постарались облегчить вам задачу и максимально подробно объяснить все скользкие моменты. Теперь такое задание в школе не будет вам казаться очень сложным. Не забудьте научить одноклассников и показать им наши полезные инструкции.

Используйет эту статью при подготовке к урокам и сдаче ГИА и ЕГЭ. И обязательно расскажите нам в комментариях, какие примеры фонетических разборов слов вам задают в школе.

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Конспект урока русского языка в 5 классе

Тема: «Фонетический разбор слова»

Цель: — научить учащихся производить фонетический разбор слова.

Задачи:

Образовательные: формирование у учащихся умений проводить фонетический анализ слова; закрепление навыков работы с фонетической характеристикой звуков речи; формирование умений транскрибирования слова; обогащение словаря учащихся за счет введения новых слов.

Развивающие: развитие речи, памяти, внимания, мышления; развитие у учащихся познавательного интереса; совершенствование умений различать твёрдые/мягкие, глухие/звонкие согласные звуки, ударные/безударные гласные звуки; совершенствование умений различать буквы алфавита и звуки речи; развитие умений самостоятельной работы.

Воспитательные: воспитание чувства уважения к языку; пробуждение интереса к родному языку, грамотному обращению с языковым материалом; воспитание аккуратности в работе.

Ход урока:

  1. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Сегодня на урок к нам пришли гости. Поздоровайтесь. Садитесь.

— Открываем тетради, записываем число, классная работа.

  1. Проверка домашнего задания

— Спишите слова с доски, расставьте ударение, запишите транскрипцию.

— Кстати, что такое транскрипция? На каком еще уроке вы работаете с транскрипцией?

Получается (проверка по эталону):

Земля

лев

цветок

открыть

мороз

очки

[з,и м л,а]

[л,э ф]

[ц в,и т ок]

[а т к р ы т,]

[м а р о с,]

[а ч,к,и]

— Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием. А теперь в середине новой строки запишем тему нашего урока «Фонетический разбор слова».

  1. Изучение нового материала

— Итак, тема нашего урока «Фонетический разбор слова».

— Какую цель мы поставили перед собой на этот урок?

— Какие задачи необходимо решить для достижения нашей цели?

  1. Фонетический опрос

— Каждый правильный ответ +5 б., неправильный ответ -5 б.

— Как называется раздел науки о языке изучающий звуки речи? (фонетика)

— На какие группы делятся звуки речи? (гласные, согласные)

— Какие звуки являются гласными? (которые состоят только из голоса)

— Какие звуки являются согласными? (которые состоят из голоса и шума)

— Какими бывают гласные звуки? (ударные и безударные)

— Каким буквам отведена двойная роль? (е, ё, ю, я)

— Сколько букв в русском алфавите?

— Сколько гласных?

— Сколько согласных?

— В чем разница между буквой и звуком?

— Сколько парны согласных по глухости – звонкости?

— Сколько непарных глухих? (4)

— Назовите. [х, ц, ч, щ]

— Сколько непарных мягких согласных? (3)

— Назовите. [ч,, щ,, й,]

— Сколько непарных твердых согласных? (3)

— Назовите. [ж, ш, ц]

— Сколько глысных звуков? (6)

— Сколько согласных звуков? (36)

— Сколько всего звуков? (42)

— Молодцы, ребята!

  1. Физминутка

(Релакс) Закройте глаза. Представьте, что вы находитесь на берегу моря. Солнышко греет вас своими лучами. Вы слышите шум набегающих волн и крик чаек. Наберите в руку песок, пропустите его сквозь пальцы. Вы ощущаете его тепло. День подходит к концу. Море затихает. Открывайте глаза.

— Отдохнули. Теперь сели ровно. Спинки выпрямили.

Перейдем к изучению нового материала.

  1. Объяснения учителя

— Открываем учебники на стр. смотрим план фонетического разбора.

— А теперь я покажу вам, как надо выполнять фонетический разбор.

— С красной строки, с большой буквы записываем предложение:

На лесной поляне стоял старый пень1.

Пень – 1 слог.

п [п᾽] – согл., парн., глух., мягк..

е [э] – гл., ударн..

н [н᾽] – согл., непарн., сонор., мягк..

ь [-]

4 б., 3 зв.. [п, э н,]

— Ребята, кому не понятно, как выполнять фонетический разбор?

IV. Закрепление изученного.

  1. Разгадать ребусы и выполнить фонетический разбор слов (учащийся у доски)

воро′та – 3 слогаhello_html_33a27e7d.jpg

в [в] – согл., парн., зв., тв..

о [а] – гл., безуд..

р [р] – согл., непарн., сон., тв..

о [о] – гл., ударн..

т [т] – согл., парн., глух., тв..

а [а] – гл., безуд..

6 б., 6 зв.. [в а р о т а]

ры′бка – 2 слогаhello_html_5d402df8.jpg

р [р] – согл., парн., сон., тв..

ы [ы] – гл., ударн..

б [п] – согл., парн., глух., тв..

к [к] – согл., парн., глух., тв..

а [а] – гл., безуд..

5 б., 5 зв.. [р ы п к а]

ты′ква – 2 слогаhello_html_13c7a2d8.png

т [т] — согл., парн., глух., тв..

ы [ы] — гл., ударн..

к [к] — согл., парн., глух., тв..

в [в] — согл., парн., зв., тв..

а [а] — гл., безуд..

5 б., 5 зв.. [т ы к в а]

hello_html_1e589277.jpg

камы´ш – 2 слога

к [к] — согл., парн., глух., тв..

а [а] — гл., безуд..

м [м] — согл., непарн., сон., тв..

ы [ы] — гл., ударн..

ш [ш] — согл., парн., глух., тв..

5 б., 5 зв.. [к а м ы ш]
  1. Работа в команде по карточкам

  • Спишите слова, расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю.

АлфавИт, каталОг, библиотЕка, красИвее, звонИт, договОр, срЕдства, киломЕтр, свЁкла, творог.

  • В каком слове из списка, допустимо 2 варианта ударения. (творог- творог) Выпишите это слово.

Сочетание чн как правило, произносится в соответствии с написанием.

Например: Античный, дачный, качнуть.

Но в некоторых сочетаниях букв чн не так, как пишется, а по-другому [шн], например: коне[ш]но, ску[ш]но, наро[ш]но, праче[ш]ная.

В некоторых словах допускается двоякое произношение.

Например: булочная, гречневый, сливочный.

В конце XIX – начале XX века многие слова произносились с [шн], а не с [чн]. Произношение [шн] старой московской орфоэпической нормы.

  1. Правильно произнесите записанные слова.

Что, чтобы, скучный, конечно, скворечник, яичница, гречневый, пустячный.

— Команда, все члены которой быстро и правильно справились с заданием получает 20 баллов.

V. Подведение итогов.

— Итак, ребята, наш урок заканчивается.

— Чему мы научились сегодня на уроке?

— Достигли ли мы цели, которую поставили перед собой в начале урока?

— Что на уроке понравилось больше всего?

Выставляем оценки, заработанные вами на уроке.

VI. Домашнее задание.

— Открыли дневники, записываем домашнее задание: выполнить фонетический разбор слов: ёж, медведь, цирк.

VII. Рефлексия (каждому раздаются карточки, ученики подчёркивают по одному из ответов)

1. Тема сегодня на уроке была: сложная/простая

2. Я на уроке работал(а): активно/пассивно

3. Новая тема мне: понятна/непонятна

4. В целом уроком я: доволен/не доволен

5. Настроение после урока у меня: улучшилось/ухудшилось

  • Фонетический разбор слов сказка
  • Фонетические сказки на уроках английского языка в начальной школе
  • Фоновая музыка для детской сказки
  • Фонетические рассказы с картинками звук л
  • Фоновая музыка в гостях у сказки минус