Фонетический рассказ на звук р

сержки даже у матршки сержки есть, возмущалась маша, а мне до сих пор уши не прокололи. сержки

«серёжки»

— Даже у Матрёшки серёжки есть, — возмущалась Маша, — а мне до сих пор уши не прокололи.

Серёжки у Матрёшки Ольга Гуськова

Примеряя эти изделия, она то снимала, то надевала дешевые серёжки .

Сон в руку, или История с золотом Владлен Шинкарев

— Почему это, мои серёжки — это гвоздики, а берёзковые серёжки — это серёжки обычные
— Если хочешь, давай придумаем им название, — предложила мама

Сказки дедушки месяца. Машенька и берёзка Наши Друзья

Смотри, у меня же серёжки ! Твои серёжки , деда.

Серёжки Алла Войцеховская

Смотри, у меня серёжки ! Твои серёжки , деда.

Серёжки Алла Войцеховская

— Почему это, мои серёжки — это гвоздики, а берёзковые серёжки — это серёжки обычные
— Если хочешь, давай придумаем им название, — предложила мама

Сказки дедушки Месяца. Машенька и Берёзка Елена Рощина

Однажды бабушка сказала Тане:
— Мне моя бабушка давным-давно подарила серёжки .

Волшебные серёжки Михаил Песоцкий

Потому и назвался Василисой и попросил серёжки в ушки,а то девочки у нас все серёжки носят,и я не хотел быть белой вороной.

Первоспитание Васи Починкина-23 Акамас Черницын

Дрожа, на ушко ей шептал,
Ты не роняй серёжки -слёзки
Шептал, и нежно обнимал.

Им вместе не цвести Нателла Манчхава

благополучию данной страны Серёжки не украли, а купили.

Таможня даёт добро! Владимир Ноговский

Белый цвет,
белый сад,
Белые дорОжки,
И на Ивушках висят —
ВЕШние серёжки !

КАК заЛЕЗли к ней в живот — Мышки или мУхи? Крыленко Владимир

Тут до меня доходит — золото,- серёжки у меня золотые , заплачу за всех детдомовских .

Мальчик хотел в туалет или Машино

А какой подарок ты хочешь получить от меня и мамы в свой день рождения И Саша мечтательно произнесла — Серёжки !

Сашины серёжки. Жанна Ташкентская

Зимний день, дивный сад,
Снежные дорОжки,
На деревьях и кустах —
Нежные серЁжки !
На столбАх, на проводАх —
Снежные серЁжки !

Зимняя сказочка — песенки на вАзочках! Владимир Крыленко

Когда Хомя бежал быстро-быстро, серёжки бренчали на все лады.

Сказка про Хомю Шапошникова

Над пропастью реки,
над пропастью оврага
Ива зацвела,
серёжки распустила.

Не сбейся случайно с пути Альфира Зайнутдинова

В подарок ей были куплены первые — золотые — серёжки .

Серёжки Ив Вас

звездА побрИтая цвелА —
На ГУбках — две серЁжки !

Две рУчки, ТЕЛЬце, нОжки, ТИТЬки торчАт как рОжки! Владимир Крыленко

Вот, дружище, возьми самое дорогое, что у меня есть — мои украшения. — И Берёзка протянула на веточке свои берёзовые серёжки .

Инна-Весна 1 тур Конкурс Сказка За Сказкой 6

«Он сорвал ваши серёжки «-с ужасом воскликнула я.
«Нет-нет!»

Рассказ Ленинградки Эгрант

Как сделать фонетический разбор слова «серёжки»?

Чтобы сделать фонетический разбор слова «сережки», следует выполнить ряд действий:

  • записать транскрипцию слова: [с’ и р’ о́ ш к’ и]
  • подсчитать количество слогов — 3: се — рё — жки, второй слог ударный
  • перенос слова: се — рёж — ки
  • записать характеристики звуков (буква — звук — характеристика звука):
  • подсчитать количество букв и звуков в слове: 7 букв и 7 звуков.

Выполним фонетический (звуко-буквенный) разбор слова «серёжки»:

  • в данном слове три слога: се-рёж-ки.
  • ударение падает на второй слог, на букву «ё»: серЁжки (ударная буква выделена заглавной и жирным шрифтом).
  • слово может переноситься следующим образом: се-рёжки или серёж-ки.
  • транскрипция выглядит так: [с’ир’ошк’и].
  • в слове 7 букв (из них 4 согласн. и 3 гласн.) и 7 звуков, где также 4 согласн. и 3 гласн.

Охарактеризуем каждый звук:

Букве «с» соответствует звук_[с’]_соглас­ н., глух.парн., мягк.парн.

Букве «е» соответствует звук_[и]_гласн., безударн.

Букве «р» соответствует звук_[р’]_соглас­ н., звонк.непарн., сонорн., мягк.парн.

Букве «ё» соответствует звук_[о]_гласн., ударн.

Букве «ж» соответствует звук_[ш]_согласн­ ., глух.парн., твёр.непарн.

Букве «к» соответствует звук_[к’]_соглас­ н., глух.парн., мягк.парн.

Букве «и» соответствует звук_[и]_гласн., безударн.

Выполним фонетический (звуко-буквенный) разбор слова «серёжки»:

с-[с’] согласный, мягкий парный, глухой парный

е-[и] гласный, безударный

р-[р’] согласный, мягкий парный, звонкий непарный, сонорный

ё-[о] гласный, ударный

ж-[ш] согласный, твёрдый непарный, глухой парный

к-[к’] согласный, мягкий парный, глухой парный

и-[и] гласный, безударный.

Согласные «ж» и «ш» всегда твёрдые.

Слово состоит из 7 букв, 7 звуков и 3 слогов — се-рёж-ки.

Сонорный согласный «р» всегда звонкий.

Ударение падает на второй слог — серЁжки.

Слово бульон состоит из двух слогов, второй слог ударный.

[б] — согласный, звонкий, твердый, парный.

[у] — гласный, безударный.

[л’] — согласный, звонкий, мягкий, непарный.

[й] — согласный, звонкий, мягкий, непарный.

[о] — гласный, ударный.

[н] — согласный, звонкий, твердый, непарный.

6 букв, 6 звуков.

Выполним фонетический ( звуко — буквенный ) разбор слова «изгородь» :

  • в данном слове три слога: из — го — родь.
  • ударение падает на первый слог, на букву «и» : Изгородь ( ударная буква выделена заглавной и жирным шрифтом ).
  • возможных вариантов переноса два, а именно: из — городь или изго — родь.
  • транскрипция выглядит следующим образом: [ и з г а р а т’ ].
  • слово состоит из восьми букв, среди которых 4 согласных, 3 гласных и мягкий знак. А звуков семь, из них 4 согласных и 3 гласных.

Охарактеризуем каждый звук:

Первая буква «и» обозначается звуком — [и] — являющийся гласным, ударным.

Вторая буква «з» обозначается звуком — [з] — являющийся согласным, звонким парным, твёрдым парным.

Третья буква «г» обозначается звуком — [г] — являющийся согласным, звонким парным, твёрдым парным.

Четвёртая буква «о» обозначается звуком — [а] — являющийся гласным, безударным.

Пятая буква «р» обозначается звуком — [р] — являющийся согласным, звонким непарным, сонорным, твёрдым парным.

Шестая буква «о» обозначается звуком — [а] — являющийся гласным, безударным.

Седьмая буква «д» обозначается звуком — [т’] — являющийся согласным, глухим парным, мягким парным.

Восьмая буква «ь» никаким звуком не обозначается — [ ]

ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Ладыженская. §4. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Упражнение №18

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Сделайте фонетический разбор выделенных слов. (О порядке разбора см. в «Приложении» на с. 203 .) Обозначьте звуки на месте выделенных букв. Укажите слова, употреблённые в переносном значении.
С ДОБРЫМ УТРОМ!
Задр..мали звёзды золотые
Задр..жало зеркало затона
Бре..жит свет на заводи речные
И румянит се..ку небосклона.
Улыбнулись сонные берё..ки
Растр..пали шёлковые косы.
Ш..лестят зелёные серё..ки
И горят серебряные росы.
У плетня заро..шая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, ше..чет ш..ловливо:
С добрым утром! (С. Есенин)

Решение

С ДОБРЫМ УТРОМ!
Задремали (дремлет) звёзды золотые,
Задрожало (дрожь) зеркало затона,
Брезжит (словар.) свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные берёзки (березы)
Растрепали (треплет) шёлковые косы.
Шелестят (шелест) зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!» (С. Есенин)
Звёзды − [ зв’озды ] − 2 слога,
[ з ] − согл., зв., тв.,
[ в ‘] − согл., зв., мягк.,
[ о ] − гласн., ударн.,
[ з ] − согл., зв., тв.,
[ д ] − согл., зв., тв.,
[ ы ] − гласн., безуд.
6 букв, 6 звуков.
Ярким − [ й’арк’им ] − 2 слога,
[ й ‘] − согл., зв., мягк.,
[ а ] − гласн., ударн.,
[ р ] − согл., зв., тв.,
[ к ] − согл., зв., мягк.,
[ и ] − гласн., безуд.,
[ м ] − согл., зв., тв.,
5 букв, 6 звуков.

Фонетический разбор слова — «Друг» (звуки и буквы)

Друг — слово из 1 слога: Друг. Ударение падает на слог с единственной гласной в слове.

Транскрипция слова: [друк]

д — [ д ] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
р — [ р ] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий) , твёрдый (парный)
у — [ у ] — гласный , ударный
г — [ к ] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)

В слове 4 буквы и 4 звука.

Цветовая схема: д р у г

Морфологический разбор слова «друг»

Часть речи: Имя существительное

Грамматика: часть речи: имя существительное, одушевлённость: одушевлённое, род: мужской, число: единственное, падеж: именительный, отвечает на вопрос: (есть) Кто?,

Начальная форма: друг

Звуко-буквенный разбор слова «друг»

Транскрипция: [дру́к]

Количество слогов (1): друг

Переносы: друг

Значение слова «друг»

Друг

1.

друг 1 , друга, мн. друзья (други устар.), друзей, муж.

1. Близкий приятель, лицо, связанное с кем-нибудь дружбой (применяется и по отношению к женщинам). Интимный друг. Закадычный друг. Сердечный друг. Искренний друг. «У счастливого недруги мрут, у несчастного друг умирает.» Некрасов .

2. Сторонник, защитник кого-чего-нибудь (книж.). «Сатиры смелой властелин, блистал Фонвизин, друг свободы.» Пушкин . Общество «Друг детей».

3. употр. в знач. вежливого или снисходительного обращения (разг.). «Любезнейший друг, на днях я послал тебе экземпляр моих «Отцов и детей».» А.Тургенев . «Ну что, друг, тебя накормили хорошо?» Гоголь.

друг дома — 1) постоянный посетитель семейного дома, друг семейства; 2) любовник хозяйки дома (эвф. шутл.). Будь друг или будь другом (разг.) — обращение в знач.: пожалуйста, сделай любезность.

2.

друг 2 (кратк., к другой). Только в выражении: друг друга, друг другу, друг другом, друг о друге (и с др. предлогами) — взаимно, один другого, один другому и т.д. или: одни других, одни другим и т.д. (первая часть выражения «друг» без удар.; с удар. получает знач. слова друг 1 напр. друг другу терем ставит, а недруг недругу гроб ладит). Брат с сестрой любят друг друга. Все члены артели помогают друг другу. Итти друг за другом (один вслед за другим, гуськом).

Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова — Друг (звуки и буквы)

Друг — слово из 1 слога: Друг. Ударение падает на слог с единственной гласной в слове.

Транскрипция слова: [друк]

д — [ д ] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
р — [ р ] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий) , твёрдый (парный)
у — [ у ] — гласный , ударный
г — [ к ] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)

В слове 4 буквы и 4 звука.

Цветовая схема: д р у г

Морфологический разбор слова «друг»

Часть речи: Имя существительное

Грамматика: часть речи: имя существительное, одушевлённость: одушевлённое, род: мужской, число: единственное, падеж: именительный, отвечает на вопрос: (есть) Кто?,

Начальная форма: друг

Звуко-буквенный разбор слова «друг»

Транскрипция: [дру́к]

Количество слогов (1): друг

Переносы: друг

Значение слова «друг»

Друг

1.

друг 1 , друга, мн. друзья (други устар.), друзей, муж.

1. Близкий приятель, лицо, связанное с кем-нибудь дружбой (применяется и по отношению к женщинам). Интимный друг. Закадычный друг. Сердечный друг. Искренний друг. «У счастливого недруги мрут, у несчастного друг умирает.» Некрасов .

2. Сторонник, защитник кого-чего-нибудь (книж.). «Сатиры смелой властелин, блистал Фонвизин, друг свободы.» Пушкин . Общество «Друг детей».

3. употр. в знач. вежливого или снисходительного обращения (разг.). «Любезнейший друг, на днях я послал тебе экземпляр моих «Отцов и детей».» А.Тургенев . «Ну что, друг, тебя накормили хорошо?» Гоголь.

друг дома — 1) постоянный посетитель семейного дома, друг семейства; 2) любовник хозяйки дома (эвф. шутл.). Будь друг или будь другом (разг.) — обращение в знач.: пожалуйста, сделай любезность.

2.

друг 2 (кратк., к другой). Только в выражении: друг друга, друг другу, друг другом, друг о друге (и с др. предлогами) — взаимно, один другого, один другому и т.д. или: одни других, одни другим и т.д. (первая часть выражения «друг» без удар.; с удар. получает знач. слова друг 1 напр. друг другу терем ставит, а недруг недругу гроб ладит). Брат с сестрой любят друг друга. Все члены артели помогают друг другу. Итти друг за другом (один вслед за другим, гуськом).

друзья -фонетический разбор

друзья-2 слога
д-[д] согласный, твердый, звонкий
р-[р] согласный, твердый, звонкий
у-[у] гласный, безударный
з [з’] согласный, мягкий, звонкий
ь-звука не обозначает
я-[й] согласный, твердый/мягкий, звонкий
[а] гласный, ударный
____________
6 букв, 6 звуков

друзья-2 слога
д-[д] согласный, твердый, звонкий
р-[р] согласный, твердый, звонкий
у-[у] гласный, безударный
з [з’] согласный, мягкий, звонкий
ь-звука не обозначает
я-[й] согласный, твердый/мягкий, звонкий
[а] гласный, ударный
____________
6 букв, 6 звуков

Другие вопросы из категории

Импичмент (президент), командующий (фронт), плата (услуги), оплата (проезд), отзыв (реферат), рецензия (программа), компетентный (вопрос)

По размякшему шоссе без конца тянулись ломовые дроги, перегруженные домашними вещами: тюфяками, диванами, сундуками, стульями, умывальниками, самоварами

Читайте также

Словообразовательный разбор — » нахлынувший » , » извозчик «
Синтаксический разбор — » Уж мы различали почтовую станцию, кровли окружающих его саклей, когда пахнул сырой, холодный ветер, ущелье загудело и пошел мелкий дождь. «

и, когда останавливались, казалось, что ее по-залаженному продолжают петь ноги, лошади, дуновения ветра.

Задание 2. Выполнить морфемный и словообразовательный анализ выделенных слов.

Кроме того, Юре было приятно, что он опять встретится с Никой Дудоровым, гимназистом, жившим у Воскобойникова, который, наверное, презирал его, потому что был года на два старше его, и который, здороваясь, с силой дергал руку книзу и так низко наклонял голову, что волосы падали ему на лоб, закрывая лицо до половины.

Задание 3. Выполнить морфологический разбор выделенных слов:

Ему хотелось плакать. Он повалился на колени и залился слезами.

Задание 4. Выполнить разбор выделенных словосочетаний:

Люди трудились и хлопотали, приводимые в движение механизмом собственных забот.

Задание 5. Выполнить синтаксический разбор предложений:

К телу два или три раза подходила худощавая женщина в шерстяном платье с кружевной косынкою. Это была вдова и мать двух машинистов, старуха Тиверзина, бесплатно следовавшая с двумя невестками в третьем классе по служебным билетам.

Разбор слова по составу-приморского
Морфологический разбор слова- во время . В предложении :Этот этюд Чехов вставил в камин и часто смотрел на него во время работы.

А так же правильно ли сделан разбор слов по составу КОРМУШКА (КОРМ — корень, УШК — суффикс, А — окончание, КОРМУШК — основа). ТРЕСКУЧИЕ (ТРЕСК-корень, УЧ — суффикс, ИЕ — окончание, ТРЕСКУЧ — основа).
Заранее спасибо.

7 декабря 2021 г. 14:52

В течение всего юбилейного года опубликовано множество материалов, посвященных святому благоверному князю Александру Невскому. Еще большее количество научных трудов, научно-популярных и художественных изданий выходило на тему его жития ранее. В основном они касались политической деятельности1 святого князя, значимости его цивилизационного выбора2, его военного таланта3, его личного благочестия4 и т.д. При этом в житии князя Александра остается момент, который требует надлежащего осмысления, — это его христианская кончина. В «Журнале Московской Патриархии» опубликована статья доцента кафедры теологии МПГУ священника Георгия Харина, посвященная истории последних дней благоверного князя Александра Невского (№ 12, 2021, PDF-версия).

Безмерное желание принять ангельский образ

Итак, в 1262 году великий князь Александр Ярославич отправился к хану Берке.

В том же году пошел князь Александр в Татары, и удержал его Берке, не пустив в Русь; и зимовал в Татарах, и разболелся.

Так пишет автор Новгородской первой летописи старшего извода. Историки по-разному объясняют причины, которые вынудили русского князя отправиться к ордынскому хану. Нередко полагают, что Александр хотел предотвратить кару, которую ожидали после восстания в русских городах. Но имеющиеся в нашем распоряжении источники, и прежде всего Житие князя Александра, иначе объясняют причины этой драматической поездки:

Было же тогда великое насилие от иноплеменников: сгоняли христиан, веля им вместе с собой воевать. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей от беды той5.

Князю Александру Ярославичу, кажется, удалось на этот раз «отмолить» русских людей от участия во внутренней ордынской войне. Почти весь 1263 год — последний в своей жизни — князь Александр Ярославич провел в Орде, по-видимому, скитаясь вместе с ханом Берке по его многочисленным кочевьям. И только ­осенью — уже больным — князя отпустили наконец обратно на Русь. Однако до стольного Владимира Александру Ярославичу добраться было не суждено. Из Новгородской Первой летописи старшего извода:

В лето 6771 (1263). Пришел князь Александр осенью из Татар, весьма нездоров. И пришел на Городец, и принял пострижение в 14-й [день] месяца ноября, на память святого апостола Филиппа. Той же ночью и преставился, и повезли его во Владимир, и положили его в монастыре Рождества Святой Богородицы. И, собравшись, епископы и игумены с митрополитом Кириллом, и со всем иерейским чином, и с черноризцами, и со всеми суздальцами с честью погребли его в 23 [день] того же месяца, на святого Амфилохия, в пятницу. Дай, Господи милостивый, видеть лицо Твое в будущем веке ему, который потрудился за Новгород и за всю Русскую землю…6

Более подробно рассказывается о кончине благоверного князя в его Житии:

Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды.

А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки свои послал с ним, и близких своих домочадцев, сказав им: «Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей». И пошел князь Дмитрий в силе великой, и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился в Новгород со множеством пленных и с большой добычею.

Отец же его великий князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся. О, горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем! Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним!

Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и больший чин принять — схиму. И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого апостола Филиппа.

Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди восклицали: «Уже погибаем!»

Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества святой Богородицы, в великой архимандритье, месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия.

Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и слегка отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем мит­рополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его душа покинула и везли его из дальних краев в зимнее время! И так прославил Бог угодника Своего7.

Так сообщает о кончине князя его древнее Житие. Вот, собственно, и предмет нашего исследования:

Великий же князь Александр Ярославич, ревновав о Господе Боге своем крепко, оставив земное царство и желая Небесного Царствия, принял ангельский образ монашеского жития; еще сподобил его Бог больший чин восприяти — схиму…

К старости тоже постригусь

Принятие монашества — серьезный и ответственный шаг. Что подвигло великого князя на это решение? Понять это — почувствовать его эпоху. Кстати, в иные времена такой выбор едва ли бы был поощрен: Петр I даже запретил своим указом, продублированным синодальным распоряжением от 15 июня 1724 года, изображать Александра Невского в монашеском чине:

Святого благоверного великого князя Александра Нев­ского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а только в одеждах великокняжеских8.

Очевидно, что это было вызвано желанием Петра I противопоставить новую столицу Санкт-Петербург старой, Москве. Главной святыней Москвы всегда оставалась Лавра преподобного Сергия с самим Радонежским чудотворцем. Во-первых, образ преподобного Сергия с его глубоким благочестием и ревностью ко спасению на духовной стезе совершенно не вязался с петровскими идеями всеобщей полезности, заимствованными у голландских мыслителей. Во-вторых, Лавра преподобного напоминала Петру о его мятежной юности и о его позорном бегстве под ее стены. Поэтому так нужна была «светская лавра» со «светским» святым — образа жизни не монашеского и подвига не церковного. Именно этим объясняется основание Александро-Невской лавры и перенос сюда из Владимира мощей святого князя, а также запрет на его изображение в иноческих одеждах.

Вернемся к вопросу монашеского пострига Александра Невского. Чем он вызван? Дань традиции или потребность души? Начнем с того, что, действительно, предсмертный постриг — традиция, на Руси в то время весьма распространенная. Этот обычай был заимствован из среды византийской аристократии. По меньшей мере 17 византийских императоров приняли по­стриг накануне своей смерти или же после своего свержения с престола (в последнем случае зачастую не по своей воле: Андроник II Палеолог, Иоанн VI Кантакузин, Исаак I Комнин, расстригшаяся и позднее снова постриженная Зоя, ее расстриженная сестра Феодора, Михаил VII Дука, Михаил I Рангаве, Роман I Лакапин, ­Феодосий III и другие).

Известно, что перед смертью принял постриг император Михаил IV Пафлагонский (1041), Мануил I Комнин — под именем Матфей (1180), Иоанн VII Палеолог — Иоасаф (1408), Мануил II Палеолог — Матфей (1425). Из женщин перед смертью, как известно, постриглись императрица Ирина (супруга Иоанна II Комнина) — Ксения (1134), невестка императора Анна Далассина9.

Существует достаточное количество исследований о развитии института монашества на Руси. Среди них особо стоит отметить коллективный труд Б.А. Успенского и Ф.Б. Успенского «Иноческие имена на Руси»10. Здесь интересующий нас вопрос рассмотрен подробно. Действительно, на Руси с раннего времени существовал обычай принимать великую схиму в ожидании близкой кончины. Эта традиция бытовала в монастырях, и она становится предметом обсуждения в «Вопрошании Кирика». Кирик Новгородец спрашивал Нифонта, архиепископа Новгородского (1130-1156), хорошо ли ему было бы в старости принять великую схиму; Нифонт отвечал утвердительно:

А вот что я сказал владыке: я еще без схимы, но к старости тоже постригусь, может, тогда я стану лучше, но я плох и болен11.

Кирик также спрашивал Нифонта, может ли он, Кирик, не будучи схимником, постричь в схиму человека, которому грозит скорая кончина:

А вот опять же некий чернец покаялся у меня, можно ли будет вскоре постричь его в схиму? Или это не годится, постригать, будучи самому без схимы? Если ты мне повелишь, то было бы очень хорошо. Сказал: «Добро ты помыслил, чтобы, как сказал, к старости постричься в схиму. А для пострижения монахов — на то ты и священник, и постриги его в схиму. Священство есть превыше всего, на то и существует освящение». И я поклонился владыке челом12.

И на этот раз Нифонт отвечал утвердительно, ссылаясь на то, что Кирик является священником и тем самым имеет на это право.

От Бога данный тебе дар

В Киево-Печерском патерике рассказывается о Пимене Многострадальном, которого родители принесли в Печерский монастырь для исцеления; он хотел принять постриг, но родители на это не соглашались. Неожиданно его все же постригают в великую схиму, и он получает новое имя. Это описывается как чудо:

Когда же он изнемог так, что отчаялись за его жизнь, — принесли его в Печерский монастырь, чтобы исцелился он молитвами тех святых отцов или от их рук принял святой иноческий образ. Родители же Пимена, сердечно любя его, не оставляли детища своего и всех просили молиться за их сына, чтобы он исцелился от недуга. И много потрудились те преподобные ­отцы, но ничто не приносило пользы ему, ибо его молитва превозмогала все другие, а он просил себе не здоровья, а усиления болезни, так как боялся, что если он выздоровеет, то родители увезут его из монастыря, и не осуществится мечта его. Отец же и мать все время были с ним и не давали его постричь, и блаженный, опечалившись, стал прилежно молиться Богу, чтобы Он исполнил желание его.

И вот однажды ночью, когда все вокруг спали, вошли со свечами туда, где лежал Пимен, похожие на скопцов светлых, и несли они Евангелие, и рубаху, и мантию, и куколь, и все, что требуется для пострижения, и сказали ему: «Хочешь, чтобы мы постригли тебя?» Он же с радостью согласился, говоря: «Господь вас послал, повелители мои, исполнить желание сердца моего». И тотчас начали они спрашивать: «Зачем пришел, брат, припадая к этому святому жертвеннику и к святому братству этому? Желаешь ли сподобиться иноческого великого ангельского образа?» И все прочее исполнили по чину, как написано в уставе, потом в великий образ постригли его, и надели на него мантию и куколь, и все, что следует, отпевши, великого ангельского образа сподобили его, и, целовав его, дали ему имя Пимен, и, возжегши свечу, сказали: «Сорок дней и ночей эта свеча не угаснет». Свершив все это, они пошли в церковь, волосы же постриженного взяли с собой в платке и положили на гроб святого Феодосия13.

Иноки же, бывшие в кельях, слыша звуки пения, перебудили спавших вокруг, думая, что игумен с кем-то постригает Пимена или что тот уже скончался, и вошли все вместе в келью, где больной лежал, и нашли всех спящими: и отца, и мать, и рабов. И вместе с ними подошли к блаженному, и все ощутили благоухание, и увидели его веселым и радостным и облаченным в иноческую одежду. И спросили его: «Кто тебя постриг и что за пение мы слышали? Вот родители твои были с тобой и ничего этого не слыхали». И сказал им больной: «Я думаю, что это игумен, придя с братиею, постриг меня и дал мне имя — Пимен. Их пение и было то, что вы слышали, и про свечу они сказали, что она будет сорок дней и ночей гореть; взявши же мои волосы, они пошли в церковь». Услышав это от него, пошли и увидели, что церковь закрыта, и разбудили пономарей, и спросили их, не входил ли кто в церковь после вечерней молитвы? Они же отвечали, говоря, что никто не входил в нее и что ключи у эконома. Взяв ключи, пошли в церковь и увидели на гробе Феодосия в платке волосы Пимена, и рассказали обо всем игумену, и стали искать, кто постригал Пимена, и не нашли. И поняли все, что то был Промысл свыше, от Бога. И стали раздумывать о бывшем чуде, говоря: «Может ли оно засчитаться Пимену за уставное пострижение?» Но так как свидетельство имелось: церковь была заперта, а волосы оказались на гробе святого Феодосия, и свеча, которой хватило бы только на день, сорок дней и ночей непрестанно горела и не сгорала, то и не стали совершать над Пименом пострижения, сказав ему: «Достаточен для тебя, брат Пимен, от Бога данный тебе дар и нареченное тебе имя»14.

Этот отрывок из Патерика очень важен: он позволяет примерно представить, как происходило пострижение великого князя Александра на его смертном одре. Интересно также, что этот рассказ Патерика заканчивается весьма полезным поучением:

Из этого, братья, следует, кажется мне, вот что разуметь: если кто в болезни пострижется с верою, прося у Бога жизни, тот как в монашеском подвиге послужит ему; владеющий же жизнью и смертью Господь если и отведет его от мира, то, подобно работникам, нанятым в одиннадцатый час, признает его равным праведникам. Кто же говорит так: «Когда увидите меня умирающим, то постригите меня», — суетна того вера и пострижение15.

Обрести главное

Множество примеров из житийной литературы древнерусского периода свидетельствуют о том, что монахи Древней Руси стремились принять схиму перед кончиной. Со временем и миряне начинают принимать великую схиму — первоначально, возможно, подражая монахам.

Со второй половины ХІІ века пострижение перед смертью в великую схиму получает распространение в княжеской среде16, в дальнейшем то же продолжают делать и цари, вплоть до Романовых (у последних, по-видимому, такой родовой традиции не было). Если смерть приходила преждевременно, то иногда — в исключительных случаях — постригали и после смерти, как это случилось с Иваном Грозным и как, по-видимому, могло случиться с Василием ІІІ; это свидетельствует об устойчивости данного обычая17.

В Древней Руси мы знаем даже случай коллективного предсмертного пострига. В 1238 году, когда татары захватили Владимир-на-Клязьме, князь Всеволод Юрьевич с матерью, своими людьми и владыкой Митрофаном внидоша въ святую Богородицю и истригошася вси въ образъ чрънечьскии и въ скыму18.

Великая схима, таким образом, символизирует готовность к смерти.

Обычай предсмертного пострижения связан с представлением о том, что монашеский постриг, подобно крещению, очищает человека от всех предшествующих грехов. Этот мотив находит отражение в «Сказании о Мамаевом побоище»: по благословению преподобного Сергия Радонежского братья-иноки Александр Пересвет и Андрей Ослабя, отправляясь на смертный бой, принимают схиму19. К пострижению в схиму, таким образом, стали относиться как к таинству.

Такое отношение к монашескому постригу связано с особым влиянием на древнерусскую Церковь преподобного Симеона Нового Богослова. Эпоха Симеона Нового Богослова, Х век, — это эпоха монашеского ренессанса. Преподобный Симеон, не колеблясь, называет своих монахов, в том числе и не имеющих сана, «народом Христа, священным стадом, царским священством»20. Видимо, потому на Руси, которая именно в это время усваивает христианство, взгляд на монашество как на единственно верный путь к спасению стал весьма распространенным. В своем послании Поликарпу епископ Симон, например, заявляет:

Аз бых рад оставить свою епископию… Пред Богом тебе молвлю: всю сию славу и власть яко калъ мнел быхъ, аще бы ми трескою тчати за вороты, или сметием валятися в Печерком манастыри и попираему быти человеком…21

В древнерусской житийной литературе можно найти множество примеров, иллюстрирующих мысль об особом значении монашества22. Видимо, этим обстоятельством объясняется и то громадное влияние, которое монастыри оказывали на древнерусское общество, и то благоговение, которое это общество имело к монашеству вообще и к постригу в частности.

Стало быть, принимая монашеский постриг перед самой кончиной, святой благоверный князь Александр, с одной стороны, следовал благочестивому обычаю своего времени, а с другой — через это пострижение он стремился обрести главное, что составляло весь смысл его земного пути, — жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем.

Священник Георгий Харин


1 См., напр.: Гарин Е.-Н. Выбор Александра Невского как основа приоритетов политики российского государства // Вестник Вятского государственного университета. 2016. № 10. С. 28-30; Голубев А. Ю. Александр Невский как великий политический и военный деятель Руси // Военная мысль. 2018. № 10. С. 102-109; Данилевский И.Н. Александр Невский и Тевтонский орден / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский акцент: [сайт]. 2011. № 3-4. С. 105-111; Фомина К. Значение «Ледового побоища» в истории России // От Александра Невского до наших дней: уроки истории: Материалы VIII Международных Александро-Невских чтений. Псков: Гос. ун-т, 2017. С. 109-110.

2 См., напр.: Данилевский И.Н. Указ. соч. С. 105-111; Жеребкин М.В. Исторический выбор Александра Невского // Наука, образование и культура. 2017. № 3 (18). С. 13-19; Олейник И.А. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде // Педагогический поиск. 2018. № 5. С. 31-33; Рыбаков С.В. Стратегический выбор Александра Невского // Мир Евразии. 2013. № 4 (23). С. 50-54.

3 См., напр.: Бахтин А.П. Ледовое побоище: о построении «свиньей» или «острой колонной» / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский ­акцент: [сайт]. 2015. № 2 / 3. С. 63-86; Голубев А.- Ю. Указ. соч. С. 102-109;­Конявская Е.Л. Образ Александра Невского в русских летописях / Текст: электронный // URL: http://www.drevnyaya.ru / vyp / 2009_2 / part6.pdf; Кривошеев Ю. В. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Лашкова О. Князь Александр Невский: герой средневековой Руси // История. 2017. № 3 / 4. С. 42-49; Свердлов М.Б. Александр Невский — гений стратегии и тактики // Петербургский исторический журнал: исследования по российской и всеобщей истории. 2017. № 3 (15). С. 7-31; Фомина К. Указ. соч. С. 109-110.

4 См., напр.: Алексеев С. Александр Невский: жизнь, ставшая житием // Родина. 2013. № 8. С. 2-5; Богданов А.П. Нравственный выбор Александра Невского // Преподавание истории и обществознания в школе. 2016. № 7. С. 3-11; Долгов В.В. Биография Александра Невского в зеркале «исторического нарратива» // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2016. № 5. С. 190-212; Он же. Родители Александра Невского в отечественной историографии и генеалогии // Вестник Удмуртского университета. (История и филология). Т. 30. 2020. № 1. С. 88-94; Ефимов В.Ф., Никольский Е.В. Личность Александра Невского сквозь многовековую мифологию // Studia Humanitatis. 2014. № 3. С. 1; Кривошеев Ю.В., Соколов Р.А. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Менщиков И.С. Роль образа Александра Невского в воспитании национальной идентичности // Историко-педагогические чтения. 2018. № 22. С. 124-131.

5 Летописи / Текст: электронный // Библиотекарь.Ру: URL: http://www.bibliotekar.ru / rus / 96.htm.

6 Там же.

7 Житие Александра Невского // Древняя русская литература: хрестоматия / составитель Н. И. Прокофьев. М., 1980. С. 118-123.

8 Полное собрание постановлений по Ведомству Православного исповедания. Т. 4. № 1318.

9 Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (842-1204). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003.

10 Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. М.: Институт славяноведения РАН; СПб.: Нестор-История, 2017.

11 РИБ. VI. № 2. Стлб 25. Вопрос 6. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 213.

12 РИБ. VI. № 2. Стлб 25-26. Вопрос 8. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч.

13 Феодосий Печерский выступает здесь как восприемник или поручитель новопостриженного монаха. В Синайском евхологии в чине пострижения в великую схиму восприемник именуется «подъемлющим власы» (Л. 82-83об., 87). См. подробнее: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 89, примеч. 33.

14 Киево-Печерский Патерик. Т. 4: XII век / подгот. текста Л.А. Ольшевской, пер. Л.А. Дмитриева. СПб.: Наука, 1997.

15 Там же.

16 См.: Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 2. М., 1904.

17 См.: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 211.

18 Полное собрание русских летописей. Т. ІІІ. М., 2000. С. 287.

19 Сказание о Мамаевом побоище.

20 Цит. по: Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. Париж, 1980. С. 126.

21 Киево-Печерский патерик // РНБ. Ф. 893. (Собр. Ю.А. Яворского). № 9. Л. 18 об.

22 См. об этом: Василий (Кривошеин), архиеп. Указ. соч. С. 143; Иларион (Алфеев), игум. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. СПб., 2001. С. 608; Концевич И.Н. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М., 1993. С. 38.

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе

Тема урока: «Буквы «Б,б», обозначающие согласные звуки [б], [б,]. Закрепление».

Цель: формировать навык правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения.

Задачи:

Образовательные:

  •  закрепить знание буквы Б,б, обозначающей звуки [б], [б,];

  • формировать умение выделять звук [б], [б,] из речи;

  • учить понимать прочитанное не только на уровне фактов, но и смысла.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки, учить детей сотрудничать;

  • воспитывать любовь к чтению.

воспитывать бережное отношение к своему здоровью, умение контролировать себя во время работы (следить за осанкой).

Развивающие:

  • развивать фонетический слух, логическое мышление, внимание, речь, воображение учащихся.

Технологии: здоровьесберегающие, игровые

Оборудование:

  • «Русская азбука» Горецкого В.Г;

  • плакат с буквами Б,б;

  • карточки со слогами и словами;

  • кассы букв для индивидуальной и фронтальной работы;

  • иллюстрации к загадкам.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним основные правила поведения на уроке.

1. Вставайте дружно каждый раз,
   Когда учитель входит в класс.
2. Парта – это не кровать,
   И на ней нельзя лежать.
3. Ты сиди за партой стройно
   И веди себя достойно.
4. На уроках не болтай,
   Как говорящий попугай.
5. Ответить хочешь – не шуми,
   А только руку подними.

— Давайте мы все на протяжении всего урока мы не будем их нарушать.

II. Постановка целей урока.

Сегодня на уроке мы продолжим учиться правильно, плавно читать слова; выразительно читать предложения с этими словами; учиться понимать их смысл.

— Прочитайте пословицу, которая будет девизом нашего урока.

«Кто любит трудиться, тому без дела не сидится».

— Как вы понимаете смысл пословицы? (Ответы детей)

— Сегодня на уроке вы должны работать так, чтобы никто без дела не сидел.

-Посмотрите, пожалуйста, на пословицу и скажите, какие знакомые буквы вы здесь видите. (Ответы детей)

— С какой буквой вы вчера познакомились? (С буквой «бэ»). Показ буквы Б,б

Какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке? (Вспомнить …, повторить …, закрепить …)

— Это гласная или согласная буква? (Согласная)

-Докажите. ( При произнесении звука {б}  встречается преграда в виде губ, ее нельзя пропеть как гласную.)

— Назовите слова из пословицы, в которых встречается буква «бэ».(«любит»,«без»)

— Какой звук обозначает буква «бэ» в словах «без» и «любит»? ( {б’} )

— Какой это звук? (Согласный, мягкий, парный, звонкий)

— Какой ещё звук обозначает буква «бэ»? ( {б} твердый)

— Назовите слова с этим звуком.(бобёр, баран, барабан, банка, бутылка, бублик, азбука и др.)

— Что вы знаете об этом звуке? Дайте ему характеристику. (Согласный, твердый, парный, звонкий)

III. Отработка материала изученного на предыдущих уроках.

1. Выделение звуков [б], [б`] в словах.

Игра «Хлопушки»

— Продолжим выделять звуки {б} и {б’} и поиграем в игру «Хлопушки».

— Я называю слово, если в нем встречается звук [б] или [б`], вы хлопаете в ладоши, но вы должны ещё и догадаться, где находиться этот звук в начале, в середине или в конце слова.

— Всем ясно задание?

ЗЕБРА, БАНКА, ВАЗА, БИЛЕТ, РОЗА, КОБРА, БЕЛКА, ПИОН

Ребята, мы с вами немного поработали. А теперь давайте отдохнём.

Физкультминутка

Мы читали, мы читали,

А теперь все дружно встали,

Ножками потопали, ручками похлопали,

Затем пальчики сожмём;

Сядем, и читать начнём.

2. Чтение слогов, слов и предложений.

 -Звуки вы знаете хорошо, а теперь посмотрим, как вы умеете сливать эти звуки в слоги, из них составлять слова, а из слов предложения.

Игра « Найди слово»

— Посмотрите на доску и скажите, что вы видите на доске. (Слоги и слова)

— Давайте их прочитаем. (Дети читают слоги, а затем слова)

                    БА        БО        БУ

БОКС

БУСЫ

БОБРЫ

БУКВА

БОЛОТО

БАНТ

БАРАН

БАРСУК

БУЛКА

— А сейчас надо быть очень внимательным. Я буду показывать слог, а вы искать слова с этим слогом. Кто найдёт, поднимайте руку. (Дети снимают табличку с найденным словом и встают около доски)

— Найдите и назовите слова со слогом БА

Когда слова с данным слогом будут собраны, все вместе еще раз прочитываем слова

Такая же работа проводится и со слогами БО, БУ

БА

БАРСУК

БАРАН

БАНТ

БО

БОБРЫ

БОКС

БОЛОТО

БУ

БУСЫ

БУКВА

БУЛКА

 Работа с учебником (с.103)

-А, теперь, откройте, пожалуйста, учебники на с. 103.

Мы будем читать рассказ, а вы ребята слушайте внимательно, т.к вы должны будете ответить на вопрос «О ком этот рассказ?»

 Чтение текста хорошо читающими детьми по предложению.

 Анализ текста:

На доску выставляется иллюстрация к рассказу.

— О ком этот рассказ? (О бобрах)

— Что они делают? (Строят дом; плотину)

— Что такое плотина? (Дом, где живут бобры)

— Где они строят дом (плотину)? (На болоте)

— Из чего они строят дом? (Из стволов осины)

— Можно ли назвать бобров трудолюбивыми? Почему? (Они дружно работают вместе)

3. Звуковой анализ слова «БОБРЫ»

-Посмотрите на схему слова «БОБРЫ».         

 

-Сколько здесь всего звуков? (В слове бобры 5 звуков)

— Сколько гласных звуков? (2 гласных звука)

— Назовите их. ([О], [Ы])

— Сколько согласных звуков в этом слове?(3 согласных звука)

— Назовите их. ([Б],[Б],[Р])

— Сколько слогов в этом слове? (2 слога)

— Докажите, что два слога. (Здесь 2 гласных). А мы знаем, сколько в слове гласных столько и слогов.

-Назовите 1 слог. («БОБ»)

-Назовите 2 слог. («РЫ»)

— Давайте все вместе произнесем слово «БОБРЫ» по слогам.

— На какой слог падает ударение. (На 2 слог)

— Сколько звуков [Б] мы слышим в слове «БОБРЫ»? (2 звука[Б])

 В каком слоге они находятся? (в 1 слоге)

— Что вы можете сказать о звуке [Б]? Дайте характеристику звуку. (согласный, твёрдый, парный, звонкий)

-Мы с вами хорошо потрудились, а теперь давайте отдохнем.

Физкультминутка.

Мы читали, мы читали,

И немножко мы устали.

А теперь мы отдохнем –

И опять читать начнем.

IV. Занимательный  материал.

1. Загадки

-Ребята, вы все любите отгадывать загадки?

-Я вам буду загадывать загадку, а вы  внимательно будете думать и если знаете отгадку поднимайте руку.

1.Шевелились у цветка                                      

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

2. Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры)

3.Встал он прямо у дорожки:

Не идут со страха ножки.

И мычит бедняга: «Му!

Шаг я сделать не могу». (Бычок)

4.Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом. (Белка)

5.На поляне лесной

Под могучей сосной

Стоит старичок,

На нем бурый колпачок,

Колпачок набочок.

Кто в лесу бывает –

Тот его и знает. (Боровик, белый гриб)

6.Все обходят это место:

Здесь земля как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги. (Болото)

7.Сверху кожа,

Снизу тоже,

А в середине — пусто. (Барабан)

8.Что за странный

Человечек деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой? (Буратино)

9.Кольцо не простое – кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье…

Ну и объеденье. (Бублик)

10.Что на сковородку наливают

     Да вчетверо сгибают? (Блины)

2. Игра «Составь слово».

БЕЛ —

КЛЕТ —                  КА

БУЛ —

БАН –

-Давайте с вами составим слова. (БЕЛКА, КЛЕТКА, БУЛКА, БАНКА)

На доске появляются таблички со словами: БЕЛКА, КЛЕТКА, БУЛКА, БАНКА

-Посмотрите  и скажите какое слово лишнее? (клетка).

-Почему? (в этом слове нет буквы «бэ»)

V. Итог урока.

-Какую букву закрепляли на уроке? (букву «бэ»)

-Какие звуки закрепляли? (звуки [б], [б,])

-Что вам больше всего понравилось на уроке?

-Вернемся к девизу урока: « Кто любит трудиться, тому без дела не сидится». 

-Вы сегодня все очень хорошо потрудились? Молодцы.

  • Фонвизин сатиры смелый властелин сочинение
  • Фонвизин недоросль сочинение семья простаковых
  • Фонетическая запись слова сказками
  • Фонематические рассказы звук р
  • Фонетические рассказы и сказки для детей 5 7 лет в 3 частях