Фонетические сказки на уроках английского языка в начальной школе

Необходимость использоваhия видеокурсов для реализации задач обучения общению на иностранном языке недостаточно владеть лексикой, грамматикой и фонетикой, необходимо располагать лингвострановедческими

image001

НЕОБХОДИМОСТЬ
ИСПОЛЬЗОВАHИЯ ВИДЕОКУРСОВ

Для реализации задач обучения общению на иностранном языке недостаточно
владеть лексикой, грамматикой и фонетикой, необходимо располагать
лингвострановедческими и паралингвистическими средствами языка. К ним относятся
реалии страны и различные коммуникативные движения (жесты, мимика и пр.),
которыми носители языка могут дополнять и заменять речевые действия.
Следовательно, эти средства информации, особенно имеющие национальную окраску,
должны наряду с вербальными, войти в практику преподавания иностранных языков.

Лучший путь – использование аутентичных видеокурсов (т.е.
созданных в стране изучаемого языка для зарубежных учащихся) и видеоаппаратуры
с ее многочисленными полезными функциями, дающими преподавателю возможность
применять различные технологии в работе с видеофильмами. Именно они помогают
моделировать ситуации, при которых изучение языка проходит при погружении в
культурную среду носителей языка.

АУТЕHТИЧHЫЕ КУРСЫ

1. “MUZZY IN GONDOLAND”

“Muzzy in Gondoland” – мультипликационный видеокурс погружает
детей в мир сказки и английского языка и имеет огромный успех во многих странах
мира. Главный герой мультфильма – дружелюбное чудовище из космоса. Он прибывает
в страну Гондоленд, где встречает много новых друзей: короля и королеву, их
дочь – прекрасную принцессу Сильвию – и смелого садовника Боба. Другое не менее
важное действующие лицо в мультфильме – Hорман, живущий в башне с часами. Время
от времени он появляется на велосипеде для того, чтобы объяснить наиболее
трудные и важные моменты английского языка, способствуя тем самым
непроизвольному запоминанию детьми основ языка для дальнейшего его усвоения.
Знаменательно, что аспектная сторона языка этого видеокурса хорошо соотносится
с программным материалом для 1–3-го классов начальной школы и 5-го класса,
начинающего изучать язык с использованием учебника “Happy English”. Этот
видеокурс даёт возможность применять разнообразные технологии для работы с
учащимися, но “драматизация” наиболее любима детьми 1–3-х классов. После
просмотра каждой части сказки дети с большим удовольствием примеряют на себя
роль персонажей и язык, на котором они говорят.

Рекомендуется использовать этот видеокурс во всех классах
средней школы в качестве психологической разгрузки. Каждый человек в душе
ребёнок, и несколько минут сказки на английском языке вернёт его в прекрасный
мир детства, где всё было просто и понятно и где добро побеждает зло.
Иностранный язык в этом фильме настолько прост и понятен, что приносит
удовлетворение и укрепляет веру учащегося в то, что всё у него получится на
дальнейшем пути освоения языка.

2. “FOLLOW ME”

“Follow Me” – многоцелевой курс английского языка,
охватывающий диапазон обучения языку от начального уровня до уровня свободного
общения на бытовые темы. Десять основных тем, разбитые на 60 уроков, постепенно
выводят изучающих на всё более и более продвинутый уровень. Курс охватывает
следующие темы: представьтесь сами, представьте других людей, вопросы, ответы,
предложения и т.д.; дайте указания, скажите, где находитесь; разговор о
времени; дайте информацию о… , обсуждение потребностей, обсуждение действий
других людей. Уроки 1–30 курса – для начинающих, а 31–36 выводят изучающих на
основной уровень и при желании могут быть использованы независимо от начального
уровня. В видеоматериалах есть развлекательные, драматические и документальные
эпизоды. Для иллюстраций наиболее важных обучающих моментов использованы
элементы развлекательной комедии.

3. “BBC ESSENTIAL ENGLISH GUIDE TO BRITAIN”

“BBC Essential English Guide to Britain” – прекрасный
информативный видеокурс о стране, язык которой изучается. Видеоматериалы интересны
и полезны не только из-за своей практической языковой информации (слова, фразы,
лингвострановедческие реалии), но и из-за расширения фоновых знаний, связанных
с историей, культурой, искусством, архитектурой, географией страны. Видеокурс
приобщает обучаемых к языку и стране с помощью молодой пары, путешествующей по
Британии. Благодаря этому приёму учащиеся получают знания и как будущие
туристы. Они знакомятся с популярными туристическими маршрутами, общественным
транспортом в качестве средств передвижения для туристов, с гостиницами. В
видеокурсе даются рекомендации по использованию туристических бюро, гидов,
рекомендации по обмену и использованию денег.

4. “FAMILY ALBUM, USA”

“Family Album, USA” знакомит с современной американской
культурой, традициями и взаимоотношениями между людьми, привлекая внимание к
аспектным особенностям американского варианта английского языка.

Обаятельные актеры – носители языка – показывают жизнь
американцев на примере семьи Стюарт и их общения во всех сферах человеческих отношений:
в семье, на работе, на улице, в магазине, в больнице и т.д. Дети сопереживают
происходящему на экране и при драматизации (одна из технологий работы с
видеокурсом) воссоздают эти типы общения, стараясь подражать актерам в манере
двигаться, держаться, а главное – говорить. В процессе работы над драматизацией
эпизода дети учатся технике общения, овладевают речевым этикетом, учатся быть
речевыми партнерами, т.е. совершенствуют коммуникативные навыки через общение
на английском языке.

ТЕХHОЛОГИИ
ИСПОЛЬЗОВАHИЯ ВИДЕО

1. Только просмотр

Эта технология позволяет заострить внимание учащихся на
характерных особенностях невербального общения (жесты, мимика, телодвижения) и
развивать навыки их понимания. Сначала учащиеся просматривают эпизод и решают,
что представляют собой действующие лица, как они относятся друг к другу и т.д.
Затем они пытаются угадать, что происходит и о чём говорят персонажи. Учащиеся
высказывают как можно больше предположений о том, что происходит на экране, о
чём говорят герои. В дальнейшем, при просмотре этого же эпизода со звуком,
учащимся становится более понятным смысл фраз, сказанных персонажем фильма, и
это позволяет им осознать, что отдельные части эпизода сами по себе могут
помочь в декодировании языка.

2. Только прослушивание

Эта технология развивает практику аудирования. Прослушивание
без просмотра также даёт возможность учащимся вообразить (на основании звуковых
эффектов, музыки и речи) обстановку, внешность, настроение участников и их
действия. После прослушанного материала учащиеся выдвигают свои версии
происшедшего. Они обсуждаются в группе, а затем подтверждаются или изменяются
после просмотра этого эпизода.

3. “Мозаика”

Этот вид работы предполагает активный обмен информацией. Одна
половина класса просматривает эпизод фильма (без звука), а другая половина
класса в это время слушает диалог (без изображения). Внутри своих групп
учащиеся делятся своими впечатлениями о том, что видели или слышали, для того
чтобы реконструировать ситуацию. Версии каждой группы сравниваются между собой,
после чего все учащиеся просматривают этот эпизод в окончательном варианте
(звук + видео).

4. Ролевая игра “Детектив”

Разновидностью “Мозаики” можно считать ролевую игру
“Детектив”, которая вносит дополнительный игровой момент в занятия. Ролевую
игру “Детектив” можно предложить учащимся после просмотра 1-й группой и
прослушивания 2-й группой всего фильма или эпизода. Выбираются два детектива:
“Мистер Шерлок Холмс” и “Доктор Ватсон”. Они выслушивают версию каждой группы.
При этом они имеют право задать несколько вопросов о том, что видела и слышала
группа: сколько было людей, что произошло в начале, что потом и т.д. Это
ориентирует группы на ключевые моменты содержания фильма. Выслушав версии
групп, детективы предлагают собственную версию, созданную на основе опроса
групп 1 и 2. В заключение все вместе смотрят эпизод (звук + видео), сравнивания
свою версию с происходящим на экране. Подводя итог, учитель предлагает учащимся
написать небольшой рассказ или историю об услышанном или увиденном на экране.
Лучшая работа отмечается премией К. Дойля.

Как оценить эффективность работы с видеокурсами? Для этого
предполагается определённая система контроля сформированности навыков и умений
устной речи.

ВИДЕО И ОРГАНИЗАЦИЯ
КОHТРОЛЯ СФОРМИРОВАHHОСТИ HАВЫКОВ И УМЕHИЙ В УСТHОЙ РЕЧИ

Планируя работу с видеокурсом, преподаватель выделяет объекты
контроля и формы его реализации на каждом этапе работы для достижения конечной
цели. Характерной особенностью аудиовизуальных материалов является соединение
возможностей аудиальных и визуальных технических средств, где зрительный ряд
показывает обучающимся о чем говорить, а звуковой ряд – как говорить. Для того
чтобы обучающийся мог сконцентрировать свое внимание на содержании звукового
ряда, должны быть достаточно отработаны аспектные навыки. Поэтому мы предлагаем
четырехэтапную схему видеозанятий.

Целью подготовительного этапа (до просмотра фильма)
является снятие лексико-грамматических и лингвострановедческих трудностей. Этот
этап работы завершается лингводидактическими тестами и установочными вопросами
на контроль понимания звукового ряда путём ответов на вопросы после просмотра.

Второй этап (просмотр фильма
полностью, просмотр без звука, прослушивание без изображения) сопровождается
многочисленными разнообразными тестами на понимание, говорение. “Клоуз”-тесты,
озвучивание фрагментов с записью на магнитную ленту с последующим анализом,
контрольно-обучающие упражнения на “доигрывание”, “реконструкцию”, “режиссуру”
подготавливают обучаемых к третьему этапу работы с видеофильмом.

На третьем этапе обучаемый проигрывает эпизоды
видеофильма, стараясь подражать актерам – носителям языка. Фильм с новыми
“актерами”, записанный на контрольную видеокассету, с большим интересом и
пользой обсуждается участниками.

Четвертый этап – творческое
использование накопленного речевого опыта – самый важный. Ролевые оценки,
дискуссии, собственный сценарий и режиссура, продолжение эпизода – контрольный
результат сформированности умений и навыков устной речи, полученных с помощью
аудиовизуальных технических средств и компьютерной техники.

В наши дни проблема формирования творческих способностей у подростков в процессе обучения английскому языку приобретает особую актуальность. В современных условиях педагогического процесса общеобразовательных школ она является значимой научной проблемой, имеющей историческое, этническое, культурологическое и социально-педагогическое значение.

Развитие творческих способностей школьников невозможно без обобщения опыта использования занятий по английскому языку в системе обучения и воспитания. Изучение английского языка, истории его развития, народной культуры и быта необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение английского языка, но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание иностранного языка и развитие творческих способностей школьников на конкретном жизненном материале.

Формирование творческих способностей у подростков опирается на развитие творческого мышления и особенно таких компонентов как:

  • Аналитические компоненты — соответственно понятийно-логическое мышление — логичность, подвижность, избирательность, ассоциативность, сообразительность, способность дифференцировать и т.д.;
  • Эмоциональные компоненты (чувственно-образное мышление): яркость образов, эмоциональная оценка событий, фактов, явлений и т.д.
  • Созидательные компоненты (наглядно-действенное мышление): поиск рациональных путей решения, нестандартность (проявление индивидуальности, оригинальности, преодоление стереотипов), умение предвидеть результат, стремление синтезировать лучшие знания и умения в деятельности, выбор наиболее приемлемого решения из возможных вариантов и умение обосновать правильность выбора.

Проанализировав свои уроки и уроки моих коллег, я пришла к выводу, что развитие творческих способностей подростков на занятиях по английскому языку будет более эффективным, если будут учитываться следующие условия:

  • необходимость профессионального мастерства, компетентности преподавателя;
  • наличие высокой материально-технической базы школы и хорошее взаимодействие методической и социально-педагогической служб. наличие благоприятного психологического микроклимата в школе;
  • доверительные отношения;
  • занятия проводятся систематически, и осуществляется квалифицированное научно-обоснованное руководство творческой деятельностью детей;
  • процесс формирования творческих способностей непосредственно связан с учебно-познавательной и практической деятельностью;
  • педагогические приемы, формы и методы обучения английскому языку;

    соответствуют возрастным индивидуальным особенностям и психофизиологическим возможностям подростков, реализация общения с детьми через игру;
  • использование системы личностно- и социально-значимых учебно-творческих заданий разного уровня сложности, ориентированная на индивидуальность ученика, степень его подготовленности; отказ от административно-командных форм и методов работы;
  • формирование и развитие положительных качеств личности (творческий потенциал, эмоциональная отзывчивость, художественный вкус, трудолюбие, любовь к Родине, любовь к родному языку и другим языкам, уважение к себе и окружающим и др.) осуществляется, в том числе, и на основе изучения английского языка;
  • использование внеклассной работы.

Учитель должен направлять учеников, способствовать развитию их творческих умений на каждом уроке. Только в процессе целенаправленной упорной работы удастся сформировать определенные качества и добиться заинтересованности на уроках. Многообразие форм дидактической работы порождает многообразие целевых установок учащихся, увеличивается объем времени, затрачиваемый на самостоятельную работу. Приобретение знаний, умений и навыков самостоятельной работы приучает учащихся к творческой работе, развивает творческое мышление, создает предпосылки для их применения в системе профессиональной деятельности, совершенствует способности устного и письменного общения, отдавая предпочтение выражению мнений, эмоций и чувств, а также умению аргументировать. Чем больше разнообразных заданий используется, тем эффективнее результаты.

Я бы выделила следующие формы работы над развитием творческих умений:

  • практические занятия,
  • использование песен и стихов;
  • домашние задания,
  • ведение дневников,
  • применение компьютерных программ,
  • защита рефератов и проектов,
  • деловые игры, конференции;
  • работа с текстом, диалогом или монологом, построенная необычным способом.

Наиболее отчетливо направления творческой деятельности учеников проявляются в их увлечениях. Они мастерят что-либо из природного и иного металла, увлекаются литературой, ведут дневники, занимаются фотографией, собирают коллекции, общаются с природой, переписываются с зарубежными друзьями, ищут необычное в обычном и повседневном и т. д. Подобные увлечения могут использоваться для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка. По просьбе учителя, дети приносят на урок фотографии, открытки, письма, предметы из своих коллекций, которые оживляют общение на иностранном языке, делают это общение более содержательным, близким и интересным для его участников. Задача учителя заключается в том, чтобы глубоко изучать и знать увлечения школьников, использовать их для творческого самовыражения учащихся на уроках.

В настоящее время в практике обучения иностранным языкам в школах России широко используется метод проектов, который приобщает учащихся к исследовательской деятельности, развивает их творчество, самостоятельность, независимость, оригинальность мышления. Проектная деятельность значительно расширяет и углубляет знания учащихся в процессе работы над проектом, учит взаимодействовать друг с другом, овладевать умением пользоваться языком, формирует общеучебные интеллектуальные умения работы с информацией на английском языке. Мысль детей в этом случае занята тем, как решить проблему, какие рациональные способы решения выбрать, где найти убедительные аргументы, доказывающие правильность выбранного пути. При выполнении творческих заданий ученики используют дополнительную литературу, средства массовой информации, возможности Интернета. Имея достаточный опыт работы над проектами, я бы выделила следующие этапы работы.

Этапы работы над проектом:

  1. Стимулирование, презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике. Другими словами, я провоцирую учащихся на проектную работу: I’ve got a new flat. Would you like to learn something about it? Ask me questions! And what about you? Perhaps you’ll do a project about your flat. (слушание/говорение) активизируем.
  2. Choose the topic of the project. Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы (мозговой штурм). Обсуждение и обоснование каждой из гипотез. На этапе идёт работа со все классом, дети высказывают пожелания, спорят, предлагают что-то (формы ведения дискуссии).
  3. Practising Language skills. Учитель помогает учащимся с подбором лексики (постановка вопросов, косвенная речь).
  4. Designing the written material. Обсуждение методов проверки из принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по гипотезе), обсуждения возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы. Обсуждение оформления результатов.
  5. Учащиеся работают в группах, составляя вопросники, surveys для охвата темы проекта (письмо, говорение).
  6. Сбор информации анкетированием, интервьюированием (говорение/письмо + чтение/слушание).
  7. Коллажирование информации. При этом учащиеся могут работать индивидуально и в группах, рисуют диаграммы, схемы, суммируют полученную информацию.
  8. Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих Организация и дисплей материала: объединение всего материала в единое целое и получение конечного продукта. А это может быть стенгазета, путеводитель по городу (району, квартире), книга-раскладушка, небольшая презентация, конференция, журнал и т.д.

Все эти технологии позволяют сделать занятия эмоционально-насыщенными, сочетать игры и неигровые приёмы обучения. При этом не упускается из виду развитие речи учащихся не только на английском, но и на родном языке.

Я широко использую метод проектов в своей практике со 2 по 11 классы, естественно с учётом возрастных особенностей. Если в начале изучения языка — это простые проекты без презентации на такие темы, как «О себе», «Моя семья», «Моя любимая игрушка», «Мой домашний питомец». В старших классах я стараюсь задавать такие проекты, как:

  • Healthy way of life
  • A job interview.
  • Let’s make our town prosper
  • Crazy job fair

Таки задания способствуют практическому применению языка. Дети становятся более раскрепощенные, не боятся говорить. Кроме того, такие задания полезны, ведь они запоминаются учащимися.

Проявление творческих способностей личности учащихся можно пронаблюдать на уроках английского языка в организации работы на примере работы с текстом. Любая работа с текстом или маленьким его фрагментом начинается с того, что художественное высказывание воспринимается детьми на слух или зрительно. И на этом этапе важно создание таких проблемных ситуаций, которые бы помогли ввести учащихся в систему художественных образов этого текста. Процесс восприятия текста (отрывка) и работа по прочитанному организуется с помощью разных заданий-вопросов типа:

  • Как вы полагаете, какое время года описывает поэт в этом отрывке? По каким признакам вы догадались об этом?
  • Посмотрите на иллюстрации и догадайтесь, о чём будет текст?
  • Как вы понимаете название текста? О чём может быть рассказ
  • Нарисуйте иллюстрацию к прочитанному тексту.

При осмыслении лингвистических средств создания образности художественного текста ученики должны осознать изобразительно-выразительные возможности тех явлений, которые изучаются на уроках. Касота иностранного языка открывается детям в процессе такой работы. Например, такие типы заданий-вопросов:

  • Выпишите из текста слова, с помощью которых передаются краски осени, зимы и т.д. Только ли прилагательные вам придется выписать, почему?
  • Назовите слова, которые помогают описать пейзаж?
  • Укажите синонимы, антонимы. Почему именно это слово употреблено?
  • Какие звуки преобладают и почему? и т.д.

Применение таких проблемных ситуаций в учебном процессе дает возможность формировать у учащихся определенную познавательную потребность, но и обеспечивают необходимую направленность мысли на самостоятельное решение возникшей проблемы.

Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе работы с текстом обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию и познавательной самостоятельности и творческой активности, а это, прежде всего, сказывается на качестве знаний учащихся. Важно, чтобы ученик мог применять полученные на уроке знания, иначе учебный процесс бесполезен.

Внеклассная работа тесно связана с урочной деятельностью. Предварительно проводится огромная подготовительная работа. На уроках отрабатывается необходимая лексика, разучиваются песни и стихи. При подготовке таких мероприятий, как День Святого Валентина, Рождество или День Всех Святых, требуется детальная проработка соответствующих тем. Только изучив подробно весь материал, прочувствовав его, пропустив через свое «Я», ребята будут готовы к сотрудничеству, публичному выступлению, участию во внеклассной деятельности.

Внеклассную работу можно разделить на несколько этапов, при этом каждому этапу соответствует определенный возраст учащихся. Следует помнить, что содержание языкового и страноведческого материала, используемого при подготовке и проведении досуговых мероприятий, должно соответствовать возрастным и психологическим особенностям учащихся, отражать их реальные потребности и интересы в общении и познании.

Первый этап — начальный уровень обучения (1-4-е классы). На данном этапе у детей прекрасно развита долговременная память. Учащиеся быстро заучивают простые рифмовки и песенки, даже спустя многие годы они отлично помнят речевые образцы и лексические единицы, выученные в начальной школе. В шестилетнем возрасте происходит постепенный переход от игровой деятельности к учебной. При этом игры сохраняют свою ведущую роль. Поэтому дети легко включаются во внеурочную деятельность, примеряя на себя

роли Винни-Пуха или Колобка, Красной Шапочки или Мухи-Цокотухи.

На начальном уровне обучения постановочные мероприятия могут проводиться на уроках-повторениях и уроках-обобщениях, в виде инсценировок и праздников. Дети дошкольного и младшего школьного возраста хорошо и быстро запоминают то, что интересно и вызывает у них эмоциональный отклик. В процессе увлекательного взаимодействия ребят создаются условия для непроизвольного усвоения материала.

Второй этап — средний уровень обучения (5-8-й классы). Учащиеся на данном этапе уже достигли определенного уровня владения иностранным языком. Внеурочная работа в 5-8-м классах может быть представлена всевозможными соревновательными мероприятиями типа КВНа, «Звездного часа», игры «Самый умный», а также постановками сказок и других произведений зарубежных писателей. Данный этап характеризуется имитационными способностями учащихся, их любознательностью и потребностью в познании нового, необычного. Познание ребенком окружающего мира через иностранный язык, через его культуру помогает на этом этапе сформировать положительную мотивацию к освоению иностранного языка и создать хорошую базу для дальнейшего овладения умениями общения на этом языке.

Третий этап — продвинутый уровень обучения (9-11-й классы). Данный этап имеет огромное воспитательное значение. Совместная работа над подготовкой школьных сценических постановок — это прекрасная возможность дать каждому ребенку шанс проявить свою творческую индивидуальность, ненавязчиво обучая его работать в команде, уважительно и толерантно относиться к мнению одноклассников. Данный этап предполагает проведение научно-практических конференций, олимпиад, творческих вечеров, постановок спектаклей и фестивалей. Учащиеся данного уровня обучения могут быть организаторами общешкольных мероприятий, таких как Рождество или День Святого Валентина.

На всех этапах обучения, готовясь к внеурочным мероприятиям, огромное внимание следует уделять изучению песен и стихов, рифмованный текст которых помогает легко и быстро усваивать незнакомые слова, позволяет отрабатывать некоторые грамматические структуры, снимать фонетические трудности. На все внеклассные мероприятия ребята приглашают своих родителей, учителей. Присутствие учащихся младших классов будет очень полезно, так как даст возможность учителю заинтересовать их новым предметом и приобщить к проведению праздников.

Проведение уроков и внеклассных мероприятий в оригинальной, нетрадиционной форме направлено не только на развитие основных видов речевой деятельности, но и на формирование ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативы школьников.

Творческий характер заданий, предлагаемых в ходе различных конкурсов, игр и соревнований, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи, а также открывает широкие возможности для индивидуальной работы школьников. (Приложение)

Использование в настоящее время таких коллективных форм работы (обучение в сотрудничестве) способствует реализации воспитательных целей обучения: школьники становятся субъектами общения, учатся воспринимать, осмысливать и оценивать позицию другого человека, регулировать свое поведение согласно условиям общения. В данном виде деятельности формируется человек культуры — творческая личность

Список литературы

  1. «Настольная книга преподавателя иностранного языка»; Справ.пособие/ Е.А.Маслыко, П.К.Бабинская и др. — Мн.: Выш. Шк., 1997.
  2. «Методика обучения иностранным языкам в средней школе». Г.В.Рогова, Ф.М.Рабинович и др. — М.: Просвещение, 1991.
  3. «Драматические игры для творческого этапа обучения» Л.Г.Денисова. Журнал «Иностранные языки в школе» № 9, 1990 год, стр. 101.
  4. «Роль песни в обучении английскому произношению» Ж.Б.Варенинова. Журнал «Иностранные языки в школе» № 6, 1998 год, стр. 65.
  5. «Игра на уроке иностранного языка» Н.Я.Манилова. Журнал «Иностранные языки в школе» № 1, 1997 год, стр. 25.
  6. «Развивающее обучение иностранным языкам» Л.Я.Васильева. Журнал «Иностранные языки в школе» № 2, 1998 год, стр. 24.

ИСТОЧНИК: http://30chornyar-school.edusite.ru/DswMedia/razvitietvorcheskixsposob.doc

Костюра Светлана Сергеевна
Учитель начальных классов и английского языка
МОУ КСОШ №55
г.о. Люберцы
7 основ креативности на уроке английского языка в начальной школе

«Сегодняшнее образование становится совершенно другим, как и технологии. Совершенно очевидно, что конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills — креативным, и плановым, и другими видами мышления…»

В. В. Путин

В 2002 году в Америке было создано Партнёрство для изучения навыков XXI века (the Partnership for 21st Century Skills, P21.org), куда вошли представители Департамента образования США, Национальная ассоциация образования NEA, другие государственные и некоммерческие организации, а также несколько компаний, среди которых Microsoft, Apple, Cisco и Dell. Сообщество проанализировало и выявило навыки, необходимые для обучения в XXI веке. Появилась концепция 4Сs: Critical Thinking (критическое мышление), Creativity (креативность), Communication (коммуникативный навык), Collaboration (командная работа). Ещё их относят к так называемым “soft skills”.
Креативность часто описывается как «нестандартное мышление», когда появляются свежие, оригинальные ответы, идеи и объекты, новые способы решения проблем.
Младшие школьники, которые изучают английский, могут иметь ограниченные языковые навыки, но они приходят в класс, наполненные творческим потенциалом. При создании в классе среды, в которой развитие креативности и творчества поощряется с самого начала, эффективность изучения английского языка значительно улучшается. Благодаря интеграции творческого мышления в уроки иностранного языка дети развивают соответствующие когнитивные навыки, такие как наблюдение, опрос, сравнение, противопоставление, воображение и прогнозирование, которые им нужны во всех учебных областях и в реальной жизни. Они также развивают метакогнитивные навыки: способность критически оценивать свои собственные результаты обучения.
При закладке основ для развития творчества детей в начальной школе на уроках английского языка необходимо учитывать ряд общих факторов:
·          Творчество не происходит в вакууме. Всегда есть что-то, что стимулирует и подкрепляет формирование нестандартного мышления детей, например, идея, картинка, текст, рассказ, предмет, вопрос или проблема, или определенная их комбинация.
·          Креативное мышление берет начало в эмоциональной вовлеченности детей в деятельность. Оно приводит к состоянию «потока» (полного слияния со своим делом, поглощения им, когда не ощущаешь времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии…, Чикесентмихайи Михай, 1996), в котором внимание детей сосредоточено на индивидуальной цели, и они осознают мотивы достижения определенного творческого результата.
·          Детям нужна основа для развития навыков творческого мышления. Модель или пример обеспечивает необходимую языковую поддержку.
·          Творчество предполагает возможность свободно и спонтанно играть с идеями. В то же время, оно включает в себя дисциплинированное мышление, любопытство и внимание к деталям и прилагаемым усилиям. Все это должно подкрепляться выработкой конкретных стратегий и навыков.
·          Творчеству лучше всего способствует формирование «мышления роста» (Dweck, 2006), в котором детям предлагается верить, что они могут достичь лучших результатов благодаря своим собственным усилиям, настойчивости и упорной работе. Одним из способов достижения этого является конструктивная обратная связь и похвала, в которых основное внимание уделяется усилиям, которые дети прилагают для творчества, а не их врожденным талантам.
Большая креативность — big «C» и малая креативность- little «c»
В образовательном контексте существует два типа креативности: большая креативность (big «C») и малая креативность (little «c») (Craft, 2005). На уроке английского языка в начальной школе большая креативность big «C» относится к результатам обучения, которые являются новыми и оригинальными для ребенка с точки зрения его текущего возраста, стадии развития и языкового уровня и оцениваются как таковые учителем. Примером такой креативности в начальной школе может быть написание стихотворения, сказки, рассказа на английском языке.
Малая креативность little «c» означает процесс творческого конструирования и передачи смысла детьми в повседневном взаимодействии в классе, построенном на изученном языковом материале. Этот вид творчества вовлекает детей в предсказания, догадки, гипотезы и принятие рисков, а также в использовании невербального общения, такого как мимика и жесты.
На уроках английского языка важно давать возможность для развития этих двух видов креативности.
В случае большой креативности — это планирование и организация уроков таким образом, чтобы систематически вооружать детей навыками и стратегиями, которые им необходимы для достижения творческого результата в отношении изучаемой темы и их текущего уровня языка. Это может выражаться через письмо, актерское мастерство, музыку, искусство, танец, мультимедиа или любую их комбинацию, и результаты могут принимать самые разные формы, такие как стихи, загадки, истории, ролевые игры, танцы, плакаты, картины, видео или мультимедийные презентации.
В случае малой креативности важно давать младшим школьникам больше самостоятельности в языковой практике, «ослабить бразды правления». В этом случае дети обычно проявляют творческий подход и находчивость, и это помогает развивать беглость их речи на английском языке и уверенность в себе. Также стоит систематически планировать малую креативность на уроках в определённые моменты, например, при выяснении опыта детей по изучаемой теме (мозговой штурм), при обмене мнениями и отношении к прочитанному рассказу. Выслушивая ответы детей, важно применять технику отсроченной коррекции ошибок. Вместо того, чтобы настаивать на точности языка и исправлять каждую ошибку во время продуктивной речевой деятельности, поощряйте детей использовать язык естественным, творческим и запоминающимся способом.
Семь основ креативности
Семь столпов (основ) креативности — это ряд общих положений (факторов), которые позволяют педагогу развивать креативность в классе независимо от возраста и уровня обучения детей, а также от того, используете ли вы учебник и цифровые ресурсы или вообще не используете технологии.
Основа первая: формирование позитивной самооценки
Создавая позитивную самооценку детей через признание их индивидуальных достоинств, оценку их вклада в учебный процесс, уважение расхождений во взглядах и создание классного сообщества, в котором сотрудничество и взаимодействие являются нормой, учитель скорее вовлечёт детей в свободное и гибкое мышление, готовность рисковать, которые характеризуют творчество.
Для работы над различными аспектами самооценки можно использовать некоторые приёмы.
Веер самооценки (Self-esteem fan)
Раздайте каждому ребенку лист бумаги. Попросите сложить бумагу гармошкой, чтобы сделать веер. Складок должно быть столько, сколько букв в имени ребёнка. Дети пишут буквы своего имени в верхней части каждой складки. Они думают о положительном прилагательном о себе на каждую букву имени и записывают вертикально на веере. Например, Helena – Hardworking, Enthusiastic, Lively, Energetic, Nice, Active.
Проводя сравнение вееров, дети объясняют выбор прилагательных: I think I’m hardworking because I always do my homework. Дети иллюстрируют и раскрашивают свои веера. Результаты работы могут быть постоянно на виду и использоваться в тех случаях, когда детям необходимо напомнить об их положительных характеристиках.
Время круга (Circle time)
Приём работает на персонализацию обучения, воспитание чувства защищенности и принадлежности и развитие социальных навыков, таких как активное слушание, очерёдность в высказываниях идей, сотрудничество и проявление уважения к взглядам, которые отличаются от ваших собственных.
Дети сидят или стоят в кругу. Они по очереди передают мяч или другой предмет по кругу и заканчивают предложение. Фраза может относиться к прочитанному тексту, изучаемой теме, рассказу или личным ощущениям в соответствии с возрастом и уровнем детей. Например I like…, I feel happy/ sad/angry when…, I think the story/video/poem is…, I think wild animals are in danger/we need to save water/global warming is worrying because…
Правила круга предполагают, что обучающийся говорит только тогда, когда его очередь, и может сказать «Pass», если нечего сказать, либо использовать свой родной язык, если необходимо. Когда основное внимание в круге уделяется определенной теме или проблеме, учитель может отмечать ответы детей на доске в виде ментальной карты и впоследствии использовать ее для дальнейшей работы.
Основа вторая: сами проявляйте креативность
Для того, чтобы побудить детей смотреть на вещи по-новому, исследовать и придумывать оригинальные пути решения проблемы, учитель сам применяет творческий поход к учебной деятельности и способам её организации.
Управление уроком (Classroom management)
Учитель может придумать креативные способы эффективного управления своими уроками, например сигнал привлечения внимания (бубен, колокольчик, особый жест или обратный отсчет).
Другие примеры креативных идей для управления поведением включают систему желтых и красных карточек, как в футболе, или «шумомер», основанный на цветах светофора: красный = слишком громко!, оранжевый = уменьшите громкость!, зеленый = то, что нужно!
Также полезно иметь в запасе простые, креативные идеи, которые не требуют особой подготовки и материалов, и использовать их для восстановления рабочего настроя на уроке или в качестве разогрева, повторения или завершающего этапа урока.
Орфографический спортзал (Spelling gym)
Это упражнение помогает детям соотносить прописные и строчные буквы английского алфавита с физическими действиями и является активным и приятным способом практики правописания. Дети начинают с положения: руки на плечах. Это положение символизирует строку в тетради. Для гласных или согласных, таких как «m» или «n», дети скрещивают руки на противоположных плечах. Для согласных, с элеменами, возвышающимися над линией («D», «t» или «h»), дети поднимают руки вверх. Для согласных с элементами, ниже линии рабочей строки, например «J», «p» или «q», дети тянут руки к полу.
Можно хором произносить слова, которые дети знают и выполнять действия для каждой буквы или, когда дети знакомы с заданием, они по очереди пишут и угадывают слова в парах или группах.
Стороны, 4 угла (Sides, 4 corners)
Этот вид деятельности позволяет лично отреагировать на знакомую лексику. Ученики стоят посреди класса. Скажите два слова из одной категории или лексического набора, например, «Красный… синий…» и укажите на любую сторону классного кабинета. Дети переходят в сторону комнаты того цвета, который они предпочитают. Затем они беседуют друг с другом и объясняют причины, например, I’ve got a blue bike./My favourite T-shirt is red. Повторите с другой лексикой и задействуйте 4 угла в классе.
Основа третья: предлагайте детям выбор
Имея выбор, дети учатся брать на себя ответственность за свои решения, развивают самостоятельность и умение контролировать свое обучение. Это приводит к ощущению «причастности» и желанию приложить дополнительные усилия для создания творческой работы. Ситуация принятия выбора делает обучение личностно-значимым и запоминающимся. Можно предлагать детям принимать решения различного уровня: от малых (с кем работать), до более серьёзных, таких как выбор тем для изучения. Выбор также может быть мощным инструментом управления поведением.
Вот некоторые примеры ситуаций выбора:
Организация группы по принципу дружбы (Friendship groupings)
Полезно, чтобы дети иногда выбирали в партнёры по группе друзей, например, для проектов (в то же время следя за тем, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным). Выбирая, с кем работать, дети обычно чувствуют себя более мотивированными, вносят эмоциональный вклад в успех совместной работы.
Меню урока (Lesson menu)
Напишите на доске список запланированных на урок заданий. Попросите детей выбрать, например, три из них и объясните, что они могут сделать их в любом порядке. Предоставляя детям выбор, вы скоро обнаружите, что они обычно работают более увлечённо и внимательно, чем если бы им навязывали последовательность заданий. Дети часто добровольно выбирают самые сложные задания.
Свобода формата (Format freedom)
Когда это возможно, разрешите детям выбирать, в каком виде они хотели бы представить результат своей работы. Так, для групповых проектов дети могут выбрать постер, цифровую презентацию или видео. Точно так же, когда вы даёте личный отзыв о прочитанном рассказе, может быть уместно попросить детей выбрать, например, написать письмо одному из героев или от лица одного из них, статью в газету, диалог, стихотворение или рецензию. Обучающиеся больше увлекаются, прикладывают усилия и творчески мыслят, выполняя такую деятельность.
Основа четвертая: эффективное использование вопросов
Технология использования вопросов с целью увлечь детей и побудить их мыслить творчески, крайне важна для каждого педагога. Традиционная схема вопросов инициация-ответ-обратная связь (IRF) часто преобладает на уроках английского языка в начальной школе, но имеет ограниченную ценность. T: What colour is the car? P: It’s red. T: Yes, very good.
Подобные вопросы побуждают младших школьников к участию, особенно, но ограничивают их мышление. Важно задавать такие вопросы, которые заинтересовывают детей и расширяют их мышление. Давайте детям достаточно времени на обдумывание ответов и предоставляйте им возможность самим формулировать и задавать интересные и сложные вопросы.
Чтобы дифференцировать, оценивать и упорядочивать вопросы от более простых к более сложным, полезно использовать пересмотренную таксономию навыков мышления Блума (Anderson and Krathwohl, 2001). Таксономия разделяет навыки мышления низшего порядка (lower order thinking skills — LOTS), такие как запоминание, понимание и применение, и навыки мышления высшего порядка (higher order thinking skills — HOTS), которые определены как анализ, оценка и творчество. LOTS в основном связаны с воспроизведением, идентификацией и базовым пониманием. HOTS являются более сложными и требуют больших когнитивных усилий. Развитие LOTS очень важно для изучения иностранных языков, особенно на ранних этапах. Уроки, которые включают HOTS, делают обучение более увлекательным. Они также развивают навыки мышления, которые могут быть перенесены за пределы учебной программы и могут привести к творческому мышлению.
Лестница вопросов — пример того, как можно использовать пересмотренную таксономию Блума для планирования вопросов разного уровня и выработки навыков мышления на основе прочитанного рассказа.

Вопросительный кубик (Question dice)
Умение задавать вопросы является эффективным способом обучения, а также помогает детям мыслить творчески. Для тренировки умения задавать вопросы может применяться вопросительный кубик. Из плотной бумаги дети изготавливают кубики и пишут на каждой грани вопросительное слово What, Why, When, Where, How, Who. Ученики в парах по очереди бросают кубик и задают вопросы своему партнеру, используя вопросительное слово на выпавшей грани. Такая работа проводится после чтения текстов, тематической работы или как способ разговорить детей.

Опора пятая: установление ваимосвязей
Осознание связей между различными областями жизни, предметами учебной программы, опытом в классе и за его пределами, идеями, полученными из разных источников, укрепляет уверенность детей в своих силах, создаёт основу для творческого подхода к учебной деятельности и её результатам.
Установление взаимосвязей и отношений между вещами порождают идеи и поддерживают творческое мышление.
Существуют также конкретные приёмы, которые вы можете использовать, развивая у детей способность находить связи между идеями и объектами и мыслить различными и творческими способами.
Случайная ассоциация (Random association)
Это упражнение побуждает детей находить связи между вещами, которые не имеют очевидной связи. Напишите слова, которые дети знают, на маленьких карточках и положите их в мешок или шляпу. Дети по очереди берут три карточки наугад и составляют предложение или сочиняют историю, которая их связывает. Вы также можете выполнять те же действия, используя небольшие объекты, а не карточки с надписями.
Лишний (Odd one out)
В таких заданиях обычно есть один правильный ответ, тот лишний объект, который дети определяют по любому критерию, который они могут придумать. Например, если дети знакомы с фруктами, упражнение можно выполнить с помощью пяти карточек (персик, клубника, дыня, ананас и виноград). Дети по очереди идентифицируют лишнее, например, Я думаю, что это персик, потому что у персиков есть косточка. / Я думаю, что это клубника, потому что семена снаружи.
Сколько способов? (How many ways?)
Эта деятельность развивает гибкое, креативное мышление и может применяться для расширения словарного запаса детей в неривычной форме. Выберите предметы повседневного обихода, такие как скрепка, пластиковая чашка, металлическая или деревянная вешалка, линейка. Дети работают в парах и проводят мозговой штурм о всех возможных способах использования этих предметов (Можно использовать линейку как меч в игре). Если они не знают слов на английском языке, то работают со словарём. А для иллюстрации своих идей обучающиеся могут воспользоваться рисованием.
Столп шестой: исследование идей
Чтобы способствовать открытому, творческому мышлению, регулярно предоставляйте основу и стимулы, для исследования, экспериментов с идеями. Это должно происходить в атмосфере взаимного уважения и ценности мнения каждого.
Техники мозгового штурма, решение проблемных задач и задания, в которых учащиеся рассматривают проблемы с разных точек зрения, стимулируют исследование и ведут к творческому мышлению.
Ментальные карты (Mind maps)
Создание ментальных карт, основанное на работе Тони Бьюзана (2003), позволяет детям визуализировать процесс мышления по заданному вопросу или проблеме. Mind maps могут быть полезны для выработки идей совместно со всем классом.
Напишите название темы в центре доски, например, «Pets» и добавьте два-три начальных заголовка, чтобы направить мышление детей, например, «easy to keep», «difficult to keep». Работая с каждым заголовком, слушайте идеи детей и вносите их в карту. Используйте маркеры разных цветов и добавляйте соответствующие подзаголовки. Затем дети могут использовать mind map как основу для написания сочинения о своём питомце, объяснения выбора того или иного питомца.
Паутина вопросов (Wh-question web)
Напишите тему в кругу, например, Christmas. Нарисуйте линии и напишите вопросительные слова по кругу: What? Why? When? How? Where? Who? Дети работают в парах и пишут интересующие их вопросы, начиная с каждого слова. Затем они проводят исследования с использованием ресурсов, которые вы ранее определили, делают заметки, сравнивают свои вопросы и ответы с классом. Они используют это как подготовку к написанию сочинения, отчёта.
Творческое наблюдение (Creative observation)
Используйте изображения для развития творческого мышления, осознания того, как изображения, особенно рекламные, влияют на наши чувства. Спросите: О чем ты задумываешься, глядя на изображение? Какие чувства испытываешь? Почему? В качестве последующей деятельности дети могут делать свои фотографии, создавать мемы на определённую тему, проблему, обсуждать результаты, задавать вопросы, сравнивать различные идеи.
Основа седьмая: поощрение критического оценивания
Наконец, в рамках содействия творчеству мы должны научить детей рефлексии своей деятельности, умению критически оценивать собственные идеи, их представление, действия и результаты. Благодаря критическому осмыслению дети могут оценить обоснованность и ценность своей творческой работы. Рефлексия, частью которой является критический анализ, со временем приводит к развитию активного творческого мышления.
Можно сравнивать достигнутые результаты с критериями успеха в конце выполнения ряда заданий и уроков, а также посредством регулярного использования дневниковых заметок учащихся или листов самооценки (check lists).
Лестница успеха (Stairs of Success)
На этапе рефлексии дети размышляют о проделанной ими работе и отмечают, на какой ступени лестницы, по их мнению, они находятся.
Лист самооценки (Self assessment check list)
Попросите детей оценить свою деятельность и деятельность учителя, используя утверждения, типа I listen to others, I ask questions, и цветовые сигналы: синий – много раз, оранжевый – иногда, зелёный – мало. Постепенно ученики начнут изменять стратегии своего поведения на уроке, чтобы становиться более успешными.
Заключение
Несмотря на то, что часто существуют препятствия для развития творчества при обучении младших школьников английскому языку (учебный план, скучный учебник, нехватка времени и подготовка к проверочным работам и тестам), развитие творческого потенциала детей имеет много преимуществ для изучения языка и для реализации более серьёзных образовательных задач.
Развитие творчества в начальной школе при обучении иностранному языку:
·          повышает заинтересованность и мотивацию;
·          делает изучение языка приятным и запоминающимся;
·          дает детям чувство сопричастности и чувство успеха;
·          позволяет обратиться к опыту обучающихся, которые могут быть сильными в других областях (искусство, музыка или танцы) и использовать эти способности для поддержки своего обучения;
·          позволяет детям гибко мыслить;
·          обеспечивает индивидуальный подход;
·          развивает такие качества, как терпение, настойчивость и находчивость;
·          обеспечивает основу для развития более сложного, концептуального и абстрактного творческого мышления в будущем.
Чтобы содействовать развитию креативности, учителю нужно создать атмосферу ценности творческого поведения. Учебная деятельность, базирующаяся на семи столпах креативности, где есть место риску и непохожести, помогает обучающимся преодолевать нежелание пробовать что-то новое, особенно то, в чем они изначально не преуспели. Дайте понять, что креативность является положительным, ценным атрибутом КАЖДОГО обучающегося.
Использованная литература
1.         Creating a 21st Century Classroom//Teach4Learning.com
2.         Creativity in the English language classroom, Alan Maley, Nik Peachey, British Council, 2015

  • Фоновая музыка для детской сказки
  • Фонетические рассказы с картинками звук л
  • Фоновая музыка в гостях у сказки минус
  • Фонетический рассказ на звук р
  • Фонвизин сатиры смелый властелин сочинение