Фонематические рассказы звук р

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: автоматизация звука л в середине слова. также вы можете бесплатно проконсультироваться

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Автоматизация звука л в середине слова». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Перед тем, как начинать учить ребёнка выговаривать букву Л, необходимо проводить разминку артикуляционной гимнастикой. Это позволит подготовить речевой аппарат к работе, тонизирует язык, губы и щёки. По-сути, гимнастика — это логопедические упражнения для постановки изолированного звука.

Кот заметил клубок и стал катать его. Забыв о голубях, кот толкал и толкал клубок лапками. Коту было так весело!.. Сначала клубок стал совсем маленьким, а потом его и вовсе не стало. Белый кот долго искал свой клубок.

Звук Л в начале слова в ряду слов

Ростом …. больше двух метров. Ноги у ……. стройные высокие, почти белого цвета. Особенно красивы у …… рога. Зимой ……. теряют свои великолепные рога. Вырастают они у …… только летом. А …….. совсем безрогие. У ……. обычно один маленький …….. .
Слова для вставок: ЛОСЬ, ЛОСИ, ЛОСИХА, ЛОСЁНОК, ЛОСИНЫЕ, ЛОСЯТА.

Издание для обучения детей А-7 лет чтению представляет собой 12 обучающих картинок, состоящих из 36 карточек и 3 игр, и является тематическим продолжением комплекта »Играем со звуками. Звук [ц]», выпущенного издательством »ТЦ Сфера». В игровой форме ребенок познакомится с шипящими звуками [ш], [ж], научится правильно их произносить, выполнит гимнастику языка, губ и артикуляционные упражнения.

Дидактический материал предназначен для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими нарушения произношения сложных звуков. В данном альбоме представлен лексический материал для автоматизации произношения звуков [л]-[ль].

На флешке две игры для постановки звуков [Р] и [Л]. В каждой игре набор артикуляционных упражнений для последовательной постановки этих звуков.

Слава, сладкий, слабый, славный, слово, сословие, сломан, слон, слог, слой, слойка, сложный, сложить, служу, слухи, служба, слышал, слышит, весло, слушает, слазить, прослыть, заслонка, ремесло, слуга, случай, заслуга, ослы, ослышаться, ослушаться, послы, мослы, выслать, число.

Как-то Элла сама вымыла на кухне всю посуду и подмела пол. А потом сделала омлет! И тогда неожиданно папа сказал маме: «Наша Элла совсем большая стала!».

Полный выдох через нос, втягивая живот и межрёберные мышцы. Губы сложить трубкой, резко втянуть воздух, заполнить лёгкие до отказа. Сделать глотательное движение. Пауза в течение 2-3 сек, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

Готовим микрофон и набираем воздух в легкие! Чтобы вертолет взлетел в воздух и летчик помахал нам рукой, необходимо прицельно дуть на пропеллер. Наша речь строится на хорошем дыхании, поэтому такое упражнение отлично разовьет дыхание и мышцы губ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра «Зоосад». Подумай и подбери зверей в зоосад, в названиях которых есть звук Л (запишет взрослый) + схема слова.

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе: Тема: «Звук [Л].

Наше занятие подошло к концу. Я хочу тебя похвалить, ты сегодня очень хорошо поработала. Скажи, пожалуйста, какой звук сегодня мы закрепляли?

Игры создают профессионалы: сюжет и методическую часть разрабатывали логопеды, педагоги и психологи, персонажей озвучивают актеры.

Как правильно звук произносить мы узнали, а теперь будем делать зарядку для язычка, чтобы он хорошо и правильно двигался, четко проговаривал звуки и слова.

Три слова.

  • Летом листья зелёные.
  • Мы купили лимоны.
  • Вдали летят лебеди.

Как правильно звук произносить мы узнали, а теперь будем делать зарядку для язычка, чтобы он хорошо и правильно двигался, четко проговаривал звуки и слова.

Три слова.

  • Летом листья зелёные.
  • Мы купили лимоны.
  • Вдали летят лебеди.

Волшебница помогла Золушке поехать на бал. На балу Золушка смеялась и танцевала. В чулане на полке стоял бокал. Алла купила алычу, а Володя – клубнику. Ласточка, иволга, соловей и галка – птицы.

Автоматизация звука Ш в слогах, в словах.

Дидактический материал предназначен для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими нарушения произношения сложных звуков. В данном альбоме представлен лексический материал для автоматизации произношения звуков [ш]-[ж].
Данная книга поможет организовать развитие речи вашего малыша. Задания сгруппированы от простого к сложному и охватывают четыре раздела языкознания: «Звуки», «Лексика», «Грамматика», «Текст».

Вспомни слова из упражнения 3 , раздели их на слоги — игра «Телеграф» + выделение ударного слога.

Взаимодействие с семьёй — актуальное направление ФГОС ДО. Данная ширма предназначена для информационного просвещения родителей.

Лук, лука, лукавый, луковица, лукошко, луна, лунатик, лунка, лунный, луноход, лунь, лупа, лупить, луч, лучевой, лучина, лучить, лучник, лучок, лучше, лущённый, лущить, луб, лубочный, лубяной, луг, лудить, лужа, лужайка, лужок, луза, лузга, лук, луковый, луговой.

Сфера говорю правильно 04.02.20

Голубь, голубика, на полу, золу, золушка, налущить, шалун, белуга, валун, галушка, голубка, желудок, колун, получка, поцелуй, тулуп, голубцы, желудь, палуба, получать, силуэт, шелуха.

Злата сидела на скамейке и ела булку с колбасой. Подошла к Злате бездомная собака. Она поглядела на колбасу, потом на Злату и тихо заскулила. По глазам собаки было видно, что она давно не ела.

Следующее упражнение называется «Загадки». Твоя задача узнать, о чем я говорю. Я буду называть первое слово, а ты должна из картинок подобрать второе подходящее, а затем назвать все словосочетание полностью.

Незнайка предложил Лунтику вместе с ним полететь на луну на ракете. Давай поможем им управлять ракетой.

Фонетические рассказы с картинками. Звук Л.

Пособие для логопеда! Логопедические карточки «Автоматизация. Звук Л в середине и в конце слова».

Есть несколько версий того, как искажается буква “л” при говорении:

  • вместо согласной буквы “л” выговаривается гласная: «ыожка» – «ложка», «ыпша» – «лапша»;
  • заменяют «л» на «ува»: «хотеува» – «хотела», «еува» – «ела»;
  • меняют на «р»: «рапша» – «лапша», «рокоть» – «локоть»;
  • вместо “л” на быстром выдохе с надуванием щёк слышится «ф», с выходом через нос – «н».

Данные игры помогут специалистам провести артикуляционную гимнастику, развить речевое дыхание, поставить и автоматизировать «трудные» звуки. Флешка понадобится логопедам, дефектологам и воспитателям логопедических групп. Она поможет провести индивидуальные и групповые занятия с детьми от 4 до 9 лет с особенностями в развитии и без.

Описанные нарушения обусловлены особенностями артикуляционного аппарата. В этих случаях автоматизация правильного звука л займёт буквально пару занятий с логопедом. Также быстро с этим можно справиться и в домашних условиях.

Автоматизация [Л] в связной речи

Ребенок воспроизводит серию слогов за логопедом, сопровождая проговаривание пальчиковой гимнастикой «Пальчики здороваются» (пальцы ведущей руки поочередно соприкасаются с большим пальцем).

Поделитесь своим мнением о статье. Что показалось вам особенно полезным, как данная информация помогла в решении проблемы?

Владение ребёнком широким словарным запасом в процессе свободного речевого общения со взрослыми — важная задача специалистов ДОО и родителей.

У Аллы была кукла. Алла звала куклу Ладой. У куклы – голубые глаза и длинные волосы. Алла катала куклу на велосипеде. Кукла упала в лужу и испачкалась. Алла долго мыла Ладу мылом, одела на неё голубое платье и завязала ей белые банты.

Конспект занятия «Автоматизация звука [л] в слогах и словах»

Существует несколько причин, когда произношение “л” не формируется или нарушается:

  • малыш ещё не научился говорить этот звук и он его просто пропускает: например, «ивень» вместо «ливень». В возрасте 4-5 лет дети уже осваивают его, а к 6 годам ребёнок уже не просто разговаривает, а уже может дифференцировать твёрдый звук от мягкого;
  • для межзубного произношения характерна неправильная постановка языка, хотя акустически он получается отчётливо;
  • двугубное произношение: язык лежит на «дне», что характерно для звучания английского языка. Так бывает, когда ребёнку приходится общаться в семье на нескольких языках;
  • подвижная нижняя губа и расслабленный язык — получается «в» вместо «л»: «развивка» – «развилка»;

Катя идёт на …. . Саня забивает …. . По степи шагает…. . Павел …. кофе. Денис …. песню. Павел сел на …. . На доске лежит …. . С козленком гулял …. . Петя вымыл …. . Возит сено сильный …. .

Бланк,благополучие,благо,блуза, блуд, блуждает, вобла, облава, облако, область, областной, обломок, блажь, шаблон, заблудиться, заблуждение, блок, блокнот, блондин, блоха, блошка, каблук, табло.

ЗАНЯТИЕ 3. Автоматизация изолированного звука (л)

Взаимодействие с семьей — актуальное направление ФГОС ДО. Данная ширма предназначена для информационного просвещения родителей.

Увидел Павел, что дятел сидит низко, хотел его поймать и унести домой. Но дятел испугался и улетел. Мама сказала Павлу: «Дятел – лесная птица.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.

Похожие записи:

Рассказы на звук «Ц» — автоматизация звука «Ц» при помощи картинок в связной речи. Данный материал по другому можно назвать «Мнемодорожки». При помощи мнемодорожек малыш научится не только правильно произносить звук «Ц», но и научится составлять рассказы. А это очень важно!

Прежде, чем начинать отрабатывать данный звук в рассказах закрепите его в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. На сайте Вы также найдете множество презентаций, стихов, скороговорок для автоматизации звука «Ц».

Автоматизация звука «Ц» в рассказах при момощи мнемодорожек поможет:

  1. Научить ребенка произносить звук «Ц» в связном тексте, а значит и в разговорной речи.
  2. Прием мнемотехники разовьет у малышей ассоциативное мышление, память, внимание. Им нужно будет каждое слово соотнести с картинкой и назвать ее.
  3. Ребенок при помощи моделей предлогов научится видеть и слышать это «маленькое» слово. Дети очень часто соединяют предлоги с существительными и считают их одним словом (н-р, сочетание слов У цапли, малыши воспринимают как одно слово УЦАПЛИ ит.п.). Модели предлогов представлены ниже.
  4. Ребенок при помощи мнемодорожек научится правильно составлять предложения и рассказы. Этот навык пригодится и в будущем при обучении в школе, т.к. научит ребенка мыслить образно.

Модели предлогов:

модель предлогов

Речевой материал (рассказы):

Взрослый читает предложение, показывая картинку, чтобы ребенок мог добавить слово там, где оно требуется. Второй раз взрослый целиком читает предложения, выделяя голосом отрабатываемый звук, ребенок повторяет за ним. В первом случае ребенок отрабатывает звук в слове, во втором – в предложениях. Затем ребенок сам составляет рассказ.

Цыплята.
У курицы появились маленькие (цыплята).
(Цыплята) вывелись из яиц.
Курица зовёт (цыплят): «Ко-ко-ко!»
Маленькие (цыплята) клюют пшено и пьют воду из блюдца.

Цапли.
Весной с юга прилетели две (цапли).
На болоте эти (цапли) вывели птенцов.
Целый день (цапли) носят своим птенцам еду.

Для того, чтобы заниматься по данным мнемодорожкам, распечатайте представленные картинки на листах формата А4. Желательно заламинируйте, тогда они прослужат вам гораздо дольше и занимайтесь с удовольствием.

Или занимайтесь онлайн  на сайте.

Цыплёнок Цып

Цыплёнок Цып вылупился из яйца самым первым. Сидел он на крыльце и ждал, когда же наконец остальные цыплята вылупятся.
— Мама, ты неправильно сидишь! Видишь — никто не вылупляется больше!
Курица так удивилась, что только глазами захлопала.
— Ну ты посиди,— говорит Цып,— а я пойду погуляю.
Вышел Цып в поле, подошёл к цветку и говорит:
— Неправильно ты цветёшь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться. — Сказал и пошёл дальше. Смотрит — гусеница ползёт.
— Эй, гусеница, ты неправильно ползёшь!
— А как же надо? — удивилась гусеница.
— Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет! — Сказал и пошёл дальше. Смотрит — цапля лягушек ловит.
— Эй, цапля, ты неправильно ловишь! Смотри, как надо! — И как прыгнет в болото. Тут бы Цыпу и конец пришёл, хорошо цапля его вытащила.
По Г. Юдину

Птица помогла

У тёти Тани на пальце было золотое кольцо. Проходила раз тётя Таня по мосту через болотце и уронила в воду кольцо. Очень расстроилась она. И вдруг видит: идёт по болотцу большая цапля. Подошла цапля поближе, сунула длинный клюв в воду и достала кольцо.

Беглец

Зине и Сене купили двенадцать цыплят. Все они светленькие, мягкие. А глаза, как пуговицы. Всё утро Зина и Сеня не отходят от корзинки, всё кормят и поят цыплят. Поклюют цыплята рубленые яйца, попьют водицы и снова тихо попискивают в корзинке.
Но вот, наконец, мама позвала детей обедать. Цыплята остались одни. Не весело им и, видно, не сидится в корзинке. Вот один из цыплят высунул носик, вылез и сразу разлил блюдце с водой. А потом цыплёнок скок под стол! А под столом спал пёс Цибик. Цыплёнок клюнул собаку в нос. Цибик со сна залаял. Цыплёнок с испугу скок на диван, с дивана — на окно. И выпал из окна на клумбу с цветами.
Дети испугались за цыплёнка. Но с ним ничего не случилось.

На границе

Отец служил на границе. Вместе с другими бойцами отец охранял границу. Им помогали собаки. Бойцы ценили собак. Собаки любили бойцов. У отца была собака Цибик. Цибик не раз помогал отцу. Один раз отец был ранен. Цибик спас его от смерти. Отец помнит Цибика.

Цып

У мамы – курицы было одиннадцать цыплят. Самого маленького цыплёнка звали Цып. Цып был очень любопытным цыплёнком. Собирая цветы, Цып увидел колодец, он решил заглянуть в него и чуть не упал в колодец. Мама – курица отвела Цыпа домой и больше никуда одного не пускала

Семья Цветковых

В станице у нас все знают семью Цветковых. Цветковы – знаменитые цветоводы. На улице у дома Цветковых, в саду, в палисаднике под окнами, на окнах в комнате – всюду у Цветковых цветут цветы. Это глицинии и гиацинты, цинния и опунция.

Рассказы на звук «Ц» — автоматизация звука «Ц» при помощи картинок в связной речи. Данный материал по другому можно назвать «Мнемодорожки». При помощи мнемодорожек малыш научится не только правильно произносить звук «Ц», но и научится составлять рассказы. А это очень важно!

Вам также будет интересно:

  1. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков
  2. Улитки на звук С
  3. Автоматизация звука «Ц» в словах
  4. Презентация на автоматизацию звука «Ц» в словах
  5. Улитка на звук «Ц»
  6. Автоматизация звука З при помощи «Улитки»
  7. Улитки на звук Л
  8. Улитки на звук Р
  9. Словосочетания на звук «Ц»
  10. Предложения со звуком «Ц»
  11. Улитки на звук Ш
  12. Улитки на звук Ж
  13. Биоэнергопластика
  14. Кинезиология
  15. Презентации

Всем успехов и позитивного настроения!

Причины неправильного произношения звука «р»

Многие дети по мере взросления начинают испытывать дискомфорт из-за неправильного произношения некоторых звуков. Сверстники начинают дразниться, что в итоге приводит к развитию комплексов и неуверенности в себе. Кроме того, недостатки в устной речи влияют и на письменную, что, в свою очередь, сильно снижает успеваемость. Но почему же возникают подобные нарушения в речи?

По словам эксперта, нарушения произношения могут быть либо самостоятельными, либо выступать в качестве одного из проявлений более сложного нарушения звуковой речи. Разнообразные недостатки произношения звуков «р» и «рь» выражаются в их искажении или в замене. Основными причинами, по словам логопеда, являются:

  • укороченная подъязычная складка («уздечка»), ограничивающая движения вверх кончика языка и передней части спинки языка;
  • слабость мышц языка;
  • неумение выполнять языком непроизвольные целенаправленные движения;
  • нарушение фонематического слуха — неспособность ребенка различать услышанные фонемы.

Кроме того, мы узнали, что зубы тоже могут оказывать влияние на качество произношения различных звуков. По словам специалиста, неправильный прикус только усложняет работу и увеличивает сроки исправления речевых недостатков:

  • при открытом прикусе (когда зубы не сходятся) часто возникает межзубное произношение;
  • при боковом прикусе звуки могут произноситься с неприятным хлюпающим звуком;
  • при глубоком прикусе (нижняя челюсть перекрывается верхней) постановка звука «р» часто сочетается с высоким и узким небом, что сильно усложняет постановку верного произношения.

«Если у ребенка нет других речевых нарушений, кроме неправильного произношения звука «р», то это трудность в его артикуляции. Поэтому родителям не стоит паниковать, если их ребенок в три года не «рычит». Артикуляционный аппарат должен быть подготовлен».

Особое внимание стоит уделить нарушению фонематического слуха. Это довольно серьезная проблема, которая в дальнейшем приведет к ухудшению успеваемости ребенка в школе, поскольку восприятие устной и письменной речи при этом нарушении сильно страдает.

Когда стоит обращаться к специалисту

Как нам рассказала логопед, артикуляционный аппарат полностью формируется к четырем-пяти годам. И если к этому времени ребенок не выговаривает твердый звук «р» и мягкий «рь», то это может стать веским поводом для обращения к специалисту. Она уточнила, что звук «р» считается одним из самых сложных и для его постановки нужна подготовительная работа.

Сейчас объясним, почему звук сложный. Если вы вспомните школьные годы и уроки по русскому языку, то наверняка у вас в памяти всплывет табличка со звонкими и глухими согласными. Но «р» всегда стоял в отдельной графе — сонорные звуки. Именно они не имели глухой пары и отличались тем, что произносились с отчетливым и звонким выражением в голосе. По статистике, дошкольники в четырехлетнем возрасте умеют произносить все звуки, кроме сонорных.

Что происходит, когда мы произносим звук «р»? А вот что:

  • губы находятся в расслабленном состоянии;
  • между зубами образуется пространство в четыре-пять миллиметров;
  • кончик языка в это время приподнимается к верхним деснам;
  • из-за струйки воздуха язык начинает вибрировать;
  • средняя часть языка выгибается, а задняя, наоборот, прижимается к небу;
  • по краям язык прижимается к верхним зубам;
  • голосовые складки в момент произношения колеблются.

Поэтому следующие виды произношения считаются отклонениями от нормы и обязательно требуют коррекции с квалифицированным специалистом:

  1. Велярный — кончик языка при произношении опускается вниз и не принимает участия в артикуляции. В самом языке присутствует сильное напряжение, из-за чего он отодвигается назад. Само произношение происходит не при помощи голоса, а при помощи воздуха, а значит, звук получается гортанным;
  2. Увулярный — язык начинает вибрировать в образовавшейся струе воздуха. Звук получается очень тихим и мягким;
  3. Носовой — из названия можно понять, каким получается сам звук. Для этого произношения характерна локализация воздуха в носу и полное отсутствие вибрации;
  4. Двугубный — в этом случае в образовании звуков принимают участие только губы, язык никак не задействуется;
  5. Щелевой — язык устремлен вверх, при говорении он образует щель с мягким небом;
  6. Межзубный — язык находится между зубами, из-за чего произносимые звуки сильно искажаются.

Учитель-логопед Билуха Вита Викторовна

Причины

Предрасполагающими факторами к неправильному произношению «Р» могут оказаться следующие:

  1. Короткая подъязычная уздечка. Она способна ограничивать движение кончика и передней части спинки языка вверх.
  2. Недостаточный напор воздушной струи при произношении данного звука.
  3. Ограниченная подвижность мышц языка, которая приводит к невозможности занять правильную артикуляционную позицию и выполнять произвольные движения языком.

Фонематические рассказы звук р

В начале работы по постановке данного звука родителям необходимо выяснить у специалиста, имеет ли место хотя бы один из факторов в вашем случае.

Короткая уздечка языка

Если у ребенка короткая уздечка, не требующая подрезания, то необходимо проводить работу по ее растягиванию. Она включает массаж и артикуляционную гимнастику. Производить массаж вполне можно в домашних условиях. Вам нужно ухватить уздечку большим и указательным пальцами в самом низу под языком и растирать давящими движениями. Разминать уздечку необходимо по всей длине, стараясь ее растянуть. Но будьте осторожны, не повредите её. Совершайте несколько таких движений. Через некоторое время вы увидите, что уздечка увеличилась.

Фонематические рассказы звук р

В качестве примера артикуляционных упражнений по растягиванию уздечки предлагаем вам следующие:

  • «Дотянись языком до носа». Нужно улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять вверх к носу, а затем опустить к верхней губе. При этом язычок не должен сужаться, а челюсти должны оставаться неподвижными.
  • «Дотянись до подбородка». Улыбнуться и открыть рот. Стараться дотянуться широким языком до подбородка. Следить за тем, чтобы челюсти были неподвижны.
  • «Маляр». Улыбнуться и открыть рот. Кончиком языка погладить неба от зубов к горлу. Нижняя челюсть неподвижна.

Фонематические рассказы звук р

Есть правила, о которых необходимо помнить родителям, чтобы не навредить своему ребенку во время выполнения упражнений:

  1. Нужно максимально широко открывать рот, но при этом ребенок должен дотягиваться до альвеол.
  2. Все упражнения должны выполняться медленно, близко к пределу возможного. Помните, во время выполнения упражнений язык может уставать, уздечка может начать болеть, поэтому необходимо давать ребенку отдохнуть.

Подрезание уздечки производится только в том случае, если она короткая и состоит из неработающей соединительной ткани. Но решение по данному вопросу должен принимать только специалист.

Недостаточная сила воздушной струи

Как говорилось ранее, причиной в нарушении произношения звука «Р», может быть недостаточная сила воздушной струи. Предлагаем вам упражнения, направленные ее увеличение:

  • «Надуть шарики». Надуть две щеки и удерживать в них воздух.
  • «Перекатывание шаров». Надуть щеки и перекатывать воздух с одной щеки в другую.

Фонематические рассказы звук р

  • Широкий язык положить на нижнюю губу. Края языка свернуть так, чтобы образовался желобок. Легко подуть сквозь желобок.
  • Дуть на кусочки ваты, привязанные к нитке; дуть на карандаш на столе для того, чтобы он покатился, дуть на одуванчик, пускать мыльные пузыри.

Фонематические рассказы звук р

Слабые мышцы языка

Укрепления мышц языка и развитию артикуляционной моторики способствуют упражнения, при которых язычок поднимается вверх, к нёбу. Вот некоторые из них:

  • «Лошадка» — щелкать языком, растягивая подъязычную связку.
  • «Индюк» — нужно быстро касаться верхней губы концом языка и сопровождать эти движения, звуками, похожими на бл-бл-бл
  • «Гармошка» — притянуть язык к небу. Удерживать его в такой позиции при этом то опускать, то поднимать нижнюю челюсть.

Фонематические рассказы звук р

Результат описанной работы — упругий язычок. Если вы этого добились, то следующим приемом будет легко «поставить» капризный звук.

Основы исправления произношения «р»

Основы исправления произношения «р»

Как же мечтают родители, чтобы ребенок поскорее научился произносить «р». Просят, а порой настойчиво заставляют малыша сказать «рыба» или «рак». А непослушный язык отказывается работать. Из−за этого расстраиваются родители и дети. После множества неудачных попыток родители обращаются к «заговорщикам» или «чудо−специалистам», которые будто бы учат произносить трудный звук за пару сеансов. Но и в этом случае звук ребенок не произносит, а деньги потрачены впустую.

Что же делать? Во-первых, успокойтесь и не паникуйте. Нужно набраться терпения и если вашему малышу всего 3 года, значит, он в силу незрелости языка не может пока произносить «р». А вот если вы уже отметили пятый день рождения, а звука так и нет, следует забеспокоиться. Имейте в виду, что если вы сами «картавите» и убеждаете своего ребенка, что данное нарушение — это «семейный» рок, больших усилий для произношения «р» ваш ребенок не будет прилагать. Во-вторых, необходима сильная мотивация, потому что работа над произношением «р» достаточно трудная и длительная и требует немалых сил от ребенка. Но хотим вас обрадовать, что при правильно организованных занятиях, дети без труда справляются с произношением «р».

Упражнения, которые научат ребенка говорить «рыба» и не только

Мы расскажем вам приемы, которые помогут исправить неправильное произношение «р». Следует начать с гимнастики для языка. Только игровые моменты, интересные сюрпризы, активность родителей помогут ребенку выполнять ежедневно данные упражнения.

Предлагаем вам 2 комплекса упражнений. Один из них больше понравится мальчикам, а другой девочкам.

Упражнения для подъязычной связки

Часто именно низкая эластичность подъязычной связки становится причиной дефектов дикции. Увеличивают подвижность языка при помощи следующих упражнений:

  • Кончик языка нужно постараться дотянуть до носа;
  • Крепко прижать кончик языка к нёбу и, около зубов, провести его максимально далеко к горлу;
  • Широко открыть рот, максимально высунуть язык и кончик языка выгнуть вверх;
  • Провести языком слева направо по всем зубам и обратно;
  • Свернуть язык в виде лопаты и максимально высунуть наружу.

Упражнения для кончика языка

Для успешного произнесения звука «Р», кончик языка должен вибрировать. Для активизации нужных мышц делают следующее:

  • Несильно (но ощутимо) покусать кончик языка;
  • Прижать язык к нёбу, а затем часто и сильно пощёлкать;
  • Прижать высунутый язык к губе и выдохнуть струю воздуха, создавая вибрацию;
  • Широко открыть рот, и часто, с усилием, произносить звуки «Д» и «Т».

Правильное произношение звука «Р»

После того как перечисленные упражнения освоены, можно начинать произносить нужный звук:

  1. Вначале звук «Р» произносится в том же положении языка, что и звуки «Т» и «Д», но с вибрацией — нужно прижать кончик языка к нёбу и направить на него струю выдыхаемого воздуха (помочь ему вибрировать можно собственным чистым пальцем или чайной ложкой);
  2. Когда вибрация стала получаться самостоятельно, пришло время пробовать произносить сочетания: «трррр», «дрррр»;
  3. Далее необходимо подключить гласные, выговаривая слоги: «тру», «тро», «тра», «тре», «дру», «дро», «дра» и «дре»;
  4. Затем нужно говорить слова, начинающиеся на «тр» и «др» (друг, трест, драма, тракт и т.д.);
  5. Финальная стадия — тренировка при помощи специальных скороговорок.

Все эти упражнения желательно делать перед зеркалом.

Первое время звук будет больше похож на рычание плохо работающего мотора. Чем больше и чаще делать упражнения, тем скорее буква «Р» в речи станет похожей на то, как её произносят дикторы. Проверить себя можно записывая скороговорки на диктофон (они сейчас есть практически в каждом мобильном телефоне). Если сохранять эти файлы, впоследствии можно будет проследить изменения в произношении.

Упражнения для губ и языка для мальчиков

Отправляемся в дорогу, нужно нам убрать тревогу!

Мы ворота открываем и на машине выезжаем (широко открыть и закрыть рот).

Солнце светит ярко, стало очень жарко.

Для машинки вот бензин, а для водителей апельсин.

Вы на него нажимайте, и сок получайте (надуть−втянуть щеки).

Улыбаемся с машинкой, вместе едем по тропинке (улыбнуться с зубками и без них).

Направо есть широкая дорога (положить на нижнюю губу широкий язык),

А налево узкая тропа (высунуть узкий язык)

Куда нам ехать, не знаем мы пока.

Вот стучит машинка (поднять язык к верхним зубам и постучать «д» в «бугорочки» у верхних зубов).

Едем по тропинке!

Вот колеса закрутились (облизывать губы по кругу слева направо и наоборот),

У деревни остановились!

Дальше путь наш не прост,

Камней целый воз (толкать кончиком языка правую−левую щеки).

Вот и тучи набежали,

И машинку закачали (двигать языком вправо−влево и касаться уголков рта).

Солнышко вышло опять,

Путь домой пора держать.

В горку быстро поднялись, затем весело скатились вниз (поднять широкий язык к верхней губе, затем опустить к нижней).

Встретили табун лошадок, проскакали, видно надо (цокать языком)!

Экскаваторы в работе, у них важные заботы.

Ковш песка поднимают и яму засыпают (показать язык в виде «ковша», с ямкой в центре).

Поломались, неудача, как же быть, как капот нам открыть (присосать язык к верхнему небу, открывать и закрывать рот)?

Наконец, мы починились, и домой весело покатились (языком провести по верхним, затем по нижним зубам)!

Все ребята удальцы, молодцы!

Упражнения для губ и языка для девочек

Упражнения для губ и языка для девочек

Сказку слушать не ленись,

Язычком ты потрудись!

Рот пошире открывай,

В домик звуки ты пускай.

Фея улыбнулась,

Язычком потянулась,

Носик свой достала

Но играть не перестала!

Трубачи трубят,

В гости созывают всех ребят (вытянуть губы вперед)!

Золушке помочь решила,

Тыкву крупную купила (надуть щеки)!

А сейчас садись скорей

На волшебных ты коней (поцокать языком)!

Здесь ковер ты расстилай (показать широкий язык),

Иголку доставай (показать узкий язык).

Иголка вправо, иголка влево (двигать языком, касаясь уголков рта),

Сошьем платье, будешь словно королева!

Ночь наступает, прохлада подступает (стучать языкам по небу «д»)

Нужно чаю нам попить и вареньем закусить (показать язык в форме «чашки», облизать верхнюю губу).

Утром зонтик мы возьмем и гулять опять пойдем (присосать язык к верхнему небу)!

Выполняйте гимнастику для губ и языка каждый день, утром и вечером. Каждое упражнение повторяйте по 3−5 раз.

Особое место в подготовке ребенка к произношению «р» занимают дыхательные упражнения. Обычно детям очень нравится надувать резиновые игрушки, воздушные шарики, дуть на рыбок в игрушечном аквариуме.

Как научиться выговаривать букву «р»

  1. Хорошо помогут скороговорки, в которых часто повторяется звук «р», по несколько минут повторяйте их каждый день.
  2. Можно также подобрать и произносить набор слов, в которых есть буква «р». Например: трактор, работа, пророк, стрекоза, приговор и т.д.
  3. Делайте своеобразную гимнастику для языка. Попытайтесь изо всех сил кончиком языка дотянуться до носа, а затем до подбородка, задержите язык в напряженном состоянии на несколько секунд.
  4. Откройте рот настолько широко, насколько сможете, челюсти должны быть в напряжении. В таком положении постарайтесь достать кончиком языка до неба. Зафиксируйте это положение в течение 10 секунд.
  5. Как ни странно, хорошо помогает изучение разговорного английского языка. Специфическое произношение английского звука «р» невольно заставляет ставить язык в нужное положение и незаметно растягивает «уздечку». Так что займитесь изучением английского – убьете сразу двух зайцев.
  6. Запишите на диктофон свои упражнения в первый день, а потом через неделю и сравните. Так будет понятно, есть ли динамика процесса. Если через месяц занятий не будет заметного эффекта, то не стесняйтесь обратиться к специалисту. Грамотный логопед точно знает, как научиться выговаривать эту букву и подберет для вас индивидуальное лечение, ведь каждый пациент уникален.

Не отчаивайтесь, если природа наградила вас этой маленькой неприятностью. Ее довольно легко исправить. Немого упорства и терпения, и перед вами откроются те двери, которые раньше были закрыты.

Как самостоятельно, без логопеда, научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку?

Давайте разбираться:

  1. Однозначного ответа на первый вопрос нет. Всё зависит от причины возникновения такого дефекта речи, как ротацизм («картавость» во всех её проявлениях). Если вы проанализируете свою речь и поймёте, что неправильно произносите только этот звук и других проблем с речью нет, то, скорее всего, речь идет о таком речевом нарушении, как дислалия (нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации (проводимости нервных импульсов) речевого аппарата, то бишь рта). Если вы замечаете за своим языком частые «заплетания», быструю утомляемость, то можно говорить о таком нарушении речи, как дизартрия (нарушение произносительной стороны речи вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата). Проверить, есть ли у вас дизартрия, или нет, можно самым простым образом: положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу, не придерживайте язык ни зубами, ни губами, рот должен быть открыт. Держим под счет до 10-15. Если вы заметили, что ваш язык «трясется», не может удержать данное положение на протяжении всего времени, знайте — вы столкнулись с тремором (та самая «тряска» языка) и у вас дизартрия. В целом, наиболее частотными являются именно эти два речевых нарушения, при которых люди обращаются к логопеду за помощью в исправлении ротацизма. Поэтому их мы и рассмотрели.
  2. Ответ на второй вопрос будет отталкиваться от первого. Если у вас дислалия, то вам нужно делать артикуляционную гимнастику (гимнастику для языка), поставить звук и его автоматизировать (ввести звук в речь). Если же у вас все-таки дизартрия, то придётся делать логопедический массаж языка, артикуляционную гимнастику, ставить звук и опять-таки его автоматизировать.

Артикуляционная гимнастика на звук [Р] предусматривает следующие упражнения:

«Заборчик» (широкая открытая улыбка (с зубами))

«Хоботок» (вытянуть губы трубочкой вперёд, как хобот слона)

«Иголочка» (вытянуть вперёд острый язычок)

«Качели» (поднимать кончик языка вверх (за передние верхние зубы) и опускать его вниз (ставить за передние нижние зубы))

«Парус» (поставить язык на бугорки за передними верхними зубами)

«Лошадка» (цокать, как лошадь)

«Грибочек» (это упражнение представляет собой первую часть выполнения «Лошадки». Язык приклеивается/присасывается к небу и не отпускается)

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики:

  • Длительность выполнения 15-20 минут
  • Желательно выполнять два раза в день
  • Длительность выполнения каждого упражнения не меньше 1 минуты
  • Следить за четкостью выполняемого действия

Как вы поняли, артикуляционная гимнастика для взрослых ничем не отличается от таковой же для детей.

Постановка звука [Р] выполняется несколькими способами:

  1. По подражанию: упражнение «Грибок»+резко дуем на него (должно получиться что-то вроде тррр); форсированно произносить ДДДД и дуть на язык (получаем дррр); быстро произносим ТД-ТД-ТД и дуем на язык (тррр)
  2. Механически: произносим Д-Д-Д… и приводим кончик языка в движение при помощи ванной палочки (под язык ставим наконечник палочки и двигаем рукой быстро вправо-влево). Если не получается поставить палочку под сам кончик языка, двигайте связку, что находится под языком (быстро, но аккуратно!); ЖЗ-ЖЗ-ЖЗ… и опять-таки двигаем язык палочкой. Если нет ванной палочки, можно использовать ваш собственный (ЧИСТЫЙ!) палец.

После того, как язык понял, что такое вибрация, можно переходить к автоматизации звука. Обычно её начинают с работы над открытыми слогами типа «РА-РО-РУ-РЫ-РЭ» и т.д

Повторяйте их до тех пор, пока они не станут получаться так, как вы бы этого хотели. На первых парах можно помогать себе призвуком и произносить ТРА-ТРО-….

Как только прямые слоги получаются на отлично, переходим к обратным типа АР-ОР-УР-ЫР-….

Далее следуют слоги со стечением (два-три согласных звука рядом) типа ДРА, МРА…

Когда работа над слогами пройдена, переходим к словам с нужным нам звуком. Отрабатываем их до совершенства.

После слов, конечно же, идут словосочетания. А за ними предложения.

В интернете советую найти чистоговорки и скороговорки на звук [Р]. Также можно заучивать специальные логопедические рассказы, насыщенные этим звуком (фонетические рассказы).

Что касается массажа при дизартрии, если у вас таковая имеется, то материала в интернете (лучше посмотрите видео) достаточно. Главное — разминать язык, т.к это мышца. Делать это можно руками, зубной щеткой, соской, надетой на шпатель (медицинский).

Более доступный картинный материал к артикуляционной гимнастике можете найти в книге Косиновой «Гимнастика для развития речи».

Упражнения на автоматизацию

Занятия по автоматизации необходимы для того, чтобы кроха мог научиться верно говорить слова с «р» и фразы с такими словами. После подобных упражнений и игр малыш начинает выговаривать звук правильно, не задумываясь.

Игра «Повторюшки». Расскажите малышу о повторюшках, что это веселые гномики с большущими ушками, благодаря которым они прекрасно слышат. Гномики все время норовят повторить услышанное. Обратитесь к ребенку: «Покажи, какие уши у повторюшек». Большие-пребольшие! «А теперь повтори: ро-ро-ро, ры-ры-ры, ру-ру-ру, ра-ра-ра». Голос должен звучать на различной высоте и быть то тихим, то громким. Малыш должен повторять.

В чистоговорках взрослый говорит начало фразы, а кроха должен назвать ее последнее слово. Подобные занятия одновременно позволяют добиться закрепления результатов и развить чувство рифмы и ритма.

Автоматизация с помощью чистоговорок:

  • ры-ры-ры что в руках у нас? шары;
  • ра-ра-ра продолжается? игра;
  • ру-ру-ру бью ногою по? шару;
  • ро-ро-ро шар куда упал? в ведро;
  • арь-арь-арь в темноте горит? фонарь;
  • ор-ор-ор вышли погулять во? двор;
  • ур-ур-ур что сказала кошка? мур.

Совет
Чистоговорки для логопедического занятия можно придумать самостоятельно — главное, чтобы ребенку было весело и интересно.

Игра «Эхо» — учим дошкольника звуку при помощи повторения за взрослым слогов, которые начинаются и оканчиваются [р]. Например, ра-ма-ра-ма, ма-ра-ма-ра, ур-ар-ор, ыр-ир-юр.

Логопед с мальчиком

Учимся букве «р» в более сложных слогах:

  • гро-гро-гро;
  • вры-тры-кры;
  • зра-зры-зру-зро;
  • мра-гра-жра;
  • пра-пры-про-пру.

Игра «Четвертый лишний»: назовите ребенку четыре слога и попросите назвать, какой из них будет лишним. Например, ка-ра-ка-ка, ро-ро-ру-ро, тру-тру-дру-тру, утр-утр-атр-утр.

После занятий со слогами проговорите с ребенком слова, которые начинаются с них. Например, тру — труба, дру — друг, дра — дракон, тро — тропа, тра — трава.

У дошкольника не вызовут большого интереса уроки, на которых он повторяет за взрослым слоги или предложения. Обязательно необходимо изучить и использовать веселые детские стихи, задания, игры, картинки.

Для автоматизации [р] в предложениях и словах можно попросить малыша хлопать в ладошки, когда он услышит этот звук, или повторять за взрослым только слова с [р] (говорите вперемешку слова с «р» и без него). Предложите ребенку отыскать цветочки, в названиях которых имеется [р], к примеру, ромашка, роза.

Обязательно ли хирургическое вмешательство?

Такой дефект речи, как картавость не относится к серьезным нарушениям речевой функции, однако она способна изрядно попортить жизнь. Человек, который картавит, априори не может быть хорошим оратором, поскольку картавая речь многими воспринимается как нечто комичное.

Тем, кого с рождения постигла эта неприятность закрыта дорога ко многим видам деятельности, связанным с общением. Существует мнение, что избавиться от картавости в зрелом возрасте нереально, если в детстве этот момент был упущен. Между тем, этот дефект речи поддается коррекции в любом возрасте, даже по окончанию периода полового созревания.

Есть два способа, как научиться выговаривать букву «р» взрослым людям — радикальный, с помощью хирургического вмешательства, и консервативный, с помощью специальных речевых упражнений. Для начала разберемся, что же лежит в корне невосприимчивости речевого аппарата к выговариванию буквы «р».

Итак, причина возникновения картавости — явление под названием анкилоглоссия. Это врожденный порок развития полости рта, который характеризуется малой подвижностью языка из-за слишком малой длины языковой уздечки (полоски ткани, которая соединяет дно ротовой полости с самим языком).
Самый простой и быстрый способ исправить ситуацию — обратиться к хирургу. Подрезание уздечки делается под местной анестезией, ранка заживает через несколько дней, после чего подвижность языка полностью восстанавливается, и впоследствии вопрос как научиться выговаривать букву «р», отпадет сам собой.

Существует и бескровный способ победить анкилоглоссию — растянуть уздечку языка с помощью нехитрых упражнений. Нужно широко открыть рот и постараться высунуть язык как можно дальше, пытаясь достать им до середины подбородка. Еще одно упражнение — слегка запрокинув голову назад, тянитесь языком к верхней губе.

Также полезно энергичное шевеление языком в разные стороны при закрытом рте. Для достижения наибольшей эффективности следует комбинировать эти упражнения с выговариванием скороговорок, содержащих букву «р». Если поначалу скороговорки вам не даются, упростите задачу — проговаривайте вслух отдельные слова, содержащие эту букву.

Дополнительные упражнения

Для развития речевого аппарата полезны также упражнения, не связанные с артикуляцией — задания на мелкую моторику и пальчиковые игры. Хорошо развитая мелкая моторика благотворно отражается на развитии детской речи.

Девочка читает

Упражнения:

  1. Хватательные движения. Ребенок захватывает ладонью одной руки или двумя ручками предметы, имеющие разную форму (мячик, погремушку, кубик), затем тремя пальчиками (щепотью) и двумя пальцами — большим и указательным (пинцетный захват).
  2. Соотносящие действия — это совмещение двух предметов или составляющих одного, например, матрешки или пирамидки. Для тренировки таких движений можно просто рвать кусочки бумаги.
  3. Развитие мелкой моторики у малышей до года при помощи массажа.
  4. Разнообразные движения пальчиков. Просите малыша показать различные фигурки при помощи пальчиков, например, волка, зайчика, стул, домик. Поначалу движения ребенка будут неуклюжими, но с течением времени они станут более четкими и ловкими. Важно также, чтобы дошкольник умел подражать движениям, которые демонстрирует взрослый.

Развитию пальчиков способствуют:

  • застегивание и расстегивание молний, кнопок, пуговиц при одевании и снятии одежды, поэтому это то, что малыш должен делать сам;
  • посильная помощь взрослым, например, полить цветы и протереть их листочки губкой, стереть пыль, почистить одежду щеткой (подобные поручения ребенок способен выполнять с трехлетнего возраста);
  • конструирование, аппликация, лепка, рисование, изготовление игрушек своими руками.

Существуют специальные пальчиковые игры, которые тренируют мелкую моторику дошкольников, помогая тем самым ставить их правильную речь:

  1. Купите в аптеке небольшую резиновую грушу, при нажатии на нее выходит струя воздуха, которую можно использовать, например, чтобы играть в футбол на столе, пытаясь загнать с ее помощью в ворота кусочек ватки.
  2. Пусть малыш украсит изюмом приготовленное для выпечки тесто. Обязательно покажите, как нужно брать изюминку верно (большим и указательным пальчиком — пинцетный захват).

Многих родителей интересует, когда начинать заниматься с малышом. Оптимальный возраст для постановки звука [р] — с трех до шести лет. Артикуляционная гимнастика в три года помогает быстрее освоить звук. Большинство детей к 5,5 годам уверенно рычат. Если этого не произошло, следует заняться коррекционной артикуляционной гимнастикой самостоятельно либо обратившись к логопеду.

Ольга Шумская

Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка. @razvivaem_zanimaem

Поделитесь записью в социальных сетях!

Комментарии

Эксперименты с сухим льдом для детей Календарь роста и веса ребенка по возрасту Рассчитать Артикуляционная гимнастика Лягушка

Фонематические рассказы звук р

Сферы развития

  • Физическое развитие
  • Развитие речи
  • Развитие мышления
  • Познавательное развитие
  • Чтение
  • Английский язык

Нужна ли помощь логопеда?

Научить самостоятельно своего ребенка правильно произносить звук Р – вполне реально. Но первичная консультация логопеда не будет лишней. Специалист поможет правильно определить причину трудностей произношения, а также предложит оптимальные варианты формирования четкой и внятной речи.

Учим произносить букву Р с помощью логопеда

Чем поможет ребенку логопед:

  • определит конкретную причину нарушения речи ребенка;
  • изучит симптоматику и структуру нарушения речевой деятельности;
  • составит индивидуальную систему коррекционного воздействия на речевой аппарат.

Первое посещение логопеда обычно происходит в возрасте 2-3 лет, оно предусмотрено в плановом осмотре перед походом в детский сад. Практически всегда в совокупности с консультацией логопеда проводится осмотр ребенка невропатологом, чтобы исключить нарушения в развитии головного мозга (дизартрия, дислалия, брадилалия и др.).

»Источники»

  • https://riafan.ru/1355366-a-davaite-porychim-ili-kak-postavit-zvuk-r-u-rebenka
  • https://o-krohe.ru/logopediya/kak-nauchit-rebenka-vygovarivat-bukvu-r/
  • https://MedAboutMe.ru/articles/kak_borotsya_s_kartavostyu_u_detey/
  • http://1obuchenie.com/bukva-r-kak-nauchitsya-govorit.html
  • https://LagoMall.ru/zanyatiya/kak-nauchitsya-govorit-bukvu-r-vzroslomu.html
  • https://Razvivashka.online/razvitie-rechi/nauchit-rebenka-vygovarivat-bukvu-r
  • https://rebenokmama.ru/kak-nauchit-govorit-bukvu-r/

Фонематические рассказы звук р

я журналист, переводчик, сертифицированный инструктор йоги. Но, пожалуй, в большей степени — мама двух горячо любимых детей. Проект «Неидеальные родители» — это моя попытка найти ответы на свои материнские вопросы. В силу профессий, имею возможность общаться со специалистами, мастерами своего дела. Результаты нашего сотрудничества — на страницах этого сайта. Надеюсь, мы отвечаем и на Ваши вопросы…

  • Фонетические рассказы и сказки для детей 5 7 лет в 3 частях
  • Фонетическая сказка про английские звуки
  • Фонвизин сочинение веселая семейка
  • Фонвизин недоросль сочинение на тему образ митрофанушки
  • Фонвизин недоросль краткое содержание для сочинения